Государственно-исламские отношения на территории Оренбургской губернии: 1744-1905 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Сулейманова, Юлия Фаритовна

  • Сулейманова, Юлия Фаритовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Оренбург
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 198
Сулейманова, Юлия Фаритовна. Государственно-исламские отношения на территории Оренбургской губернии: 1744-1905: дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. Оренбург. 2013. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сулейманова, Юлия Фаритовна

Оглавление

Введение

Глава 1. Государственная политика по христианизации и исламизации на территории Оренбургской губернии

1.1. Реализация политики христианизации мусульман в Оренбургской губернии

1.2. Политика исламизации казахов региона

Глава 2. Реисламизация жителей Оренбургской губернии

и борьба с ней

2.1. Причины и динамика процесса реисламизации жителей Оренбургской губернии

2.2. «Новокрещеные» мусульмане как особая культурно-религиозная группа и объект дальнейшей христианизации

Глава 3. Реализация механизмов интеграции мусульман

в общее административное пространство Оренбургской губернии

3.1. Взаимодействие региональной администрации и руководства мусульманских общин

3.2. Интеграция мусульман губернии в состав городских обществ в пореформенный период

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственно-исламские отношения на территории Оренбургской губернии: 1744-1905»

Введение

Актуальность исследования. Многовековая история развития, расширения и распространения российской государственности на новые территории далека ещё от полной ясности и определенности оценок и характеристик. Более того, в наши дни в общественном сознании наметилась тенденция рассматривать прошлое российской государственности с позиций конфронтаци-онности. Распад Советского Союза повлек за собой обострение межнациональных отношений в России и обретших независимость республиках, которое выразилось в возрастающем уменьшении толерантного поведения в обществе. На сегодняшний день проблема мирного взаимодействия представителей различных конфессий сохраняется. В данном контексте обращение к проводимой государством в прошлом конфессиональной политике является особо значимым как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Включение в состав империи разнородных социокультурных элементов ставило перед властью задачу поиска оптимальных путей государственного строительства и определило его этническое, культурное и конфессиональное многообразие. В первую очередь такой подход означал необходимость работы с мусульманскими подданными империи, являвшимися основным конфессиональным меньшинством. Этот факт позволяет обосновать востребованность изучения именно государственно-исламских отношений, сложившихся в России.

Оренбургская губерния, охватывавшая при учреждении своими границами весь Южный Урал, являлась ярко выраженным поликонфессиональным регионом Российской империи, на территории которого проживали представители десятков этносов и практически всех мировых религий. От других регионов империи его отличала сравнительная «молодость», что обеспечивало трансляцию на него опыта, выработанного властью во взаимодействии с другими инокультурными регионами страны, в первую очередь, Среднего По-

волжья. В длительном и сложном процессе установления единства с этнически мозаичным южноуральским регионом происходила борьба противоречивых тенденций, сопровождавшаяся порой их драматическим взаимодействием. Начало процесса выработки «оренбургской» модели диалога культур следует отнести к XVIII веку: времени начала активной интеграции региона и определения государственной стратегии в отношении различных категорий поданных. В условиях достаточно неуверенных позиций Российского правительства в данном регионе, а также продолжительных восстаний властями была выработана прагматичная и гибкая этноконфессиональная политика. Она во многом обуславливала достаточно позитивный характер межэтнических и межконфессиональных контактов населения, обеспечивала безопасность и целостность региона.

Изучение опыта этноконфессионального развития таких областей, как Оренбургская губерния, помогает глубже понять историю многоконфессиональной империи в целом, позволяет выявить те определяющие общественные приоритеты развития, которые в дальнейшем наметили общие тенденции развития Оренбургского края. Можно констатировать относительную изученность социально-экономических и политических вопросов регионального развития и отсутствие столь же широких наработок по этноконфессио-нальной тематике. В отечественной историографии долгое время упрощали сложные и противоречивые процессы, рьяно обеляли или очерняли этнокон-фессиональную политику России, давали односторонние политические оценки межнациональных взаимоотношений и взаимовлияний. Сейчас уже не продуктивна установившаяся ранее традиция рассматривать эти отношения в рамках дихотомии «жестокое завоевание - добровольное присоединение», которая не оставляет места для широкого спектра промежуточных форм общения между народами, для глубокого понимания природы взаимодействия межконфессиональных сил притяжения и отталкивания. Это обстоятельство очень важно учитывать, занимаясь изучением чрезвычайно актуальной и по-

ка не в полной мере освещенной проблемой этноконфессиональной политики Российского правительства на Южном Урале.

Объектом исследования являются государственно-исламские отношения в Российской империи, предметом - государственно-исламские отношения на территории Оренбургской губернии в 1744-1905 гг.

В работе вводится комплекс фундаментальных понятий, которые необходимо разъяснить: государственно-исламские отношения, христианизация, реисламизация, конфессиональная политика, новокрещеные, аккультурация и ассимиляция.

В последнее десятилетие в научной литературе, в том числе на уровне диссертационных исследований, укоренился термин «государственно-исламские отношения». Под ним понимается исторически обусловленный процесс взаимосвязи государственных органов и мусульманских организаций, сообществ в системе общественной жизни. В Российской империи названный комплекс отношений включал в себя три основные составляющие: христианизация и исламизация; реисламизация новокрещеных и реакция государства на нее; интеграция мусульман в общее правовое и административное пространство империи1. В нашей диссертации прослежена реализация всех трех указанных составляющих государственно-исламских отношений в исследуемом регионе. Под христианизацией понимается государственная политика по обращению неправославных народов (в нашем случае, мусульман) в православие. Обратный процесс, связанный с переходом крещенных в православие мусульман обратно в ислам, в диссертации будем называть реисламизацией. В отличие от этого процесса, не санкционированного государством, исламизация - это государственная политика по насаждению ислама. Под новокрещеными понимаем представителей отличных от православия конфессий, принявших христианство православного образца на

1 Герейханов Г.П. Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность: социально-философский анализ: автореф. дис.... д.ф.н. -М„ 2006. -С.2-3.

протяжении жизни одного-двух поколений. Конфессиональная политика -комплекс мер государства, направленных на регламентацию положения представителей разных конфессий на территории Российской империи. Аккультурация заключается в освоении новых, заимствованных в ходе контактов с другим сообществом культурных моделей. Ассимиляция же представляет собой процесс уподобления, включения в новую общность, изменения представлений о групповой принадлежности.

Хронологические рамки исследования охватывают время с 1740-х гг. до 1905 г. Нижняя граница определяется двумя событиями - учреждением в 1740 г. Новокрещенской конторы, осуществлявшей активную политику распространения православия на юго-восточных окраинах империи, а также непосредственно созданием в 1744 г. Оренбургской губернии как отдельной административной единицы, на которую сразу же была распространена компетенция Новокрещенской конторы. Верхняя хронологическая рамка определена Высочайшим указом Сенату от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», который основательно переменил всё межконфессиональное положение Российской империи1. После апреля 1905 г. конфессиональная политика в империи, в том числе и государственно-исламские отношения, вступили в качественно новый этап своего развития, изучение содержания которого выходит за рамки задач настоящей диссертации.

Территориальные рамки охватывают в географическом плане Южноуральский регион, в административном - Оренбургскую губернию. На протяжении указанного хронологического периода территориальный состав и границы Оренбургской губернии менялись, однако поликонфессионального статуса она при этом не утрачивала, и мусульманский элемент сохранял свои позиции наиболее крупного религиозного меньшинства региона. В рамках исследовательской необходимости автор выходил за названные территориальные границы, привлекая для сравнения соответствующий материал по

1 ПСЗ-З. Т. 25. - СПб, 1908. - С. 258.

Казанской губернии, Уфимской губернии (выделенной в 1865 г. из состава Оренбургской) и ряду других территорий империи.

Степень изученности проблемы. Политика российского правительства по отношению к мусульманам давно попала в сферу внимания исследователей, эта проблематика имеет обширную историографию. Ее анализ позволяет выделить три крупных периода в отечественной науке, отличающихся друг от друга методологическими установками и содержанием исследуемых аспектов: дореволюционный, советский и современный. Если первый и второй периоды отличались цензурными ограничениями, то для третьего этапа характерен методологический плюрализм и активное взаимодействие с зарубежными коллегами.

В дореволюционный период ислам являясь одной из самых многочисленных по количеству адептов из нехристианских религий постоянно привлекал внимание государственной власти. В связи с Великими реформами 60-70-х гг. XIX в. объективно возник вопрос об унификации всех сторон жизни населения империи. Этой задаче были посвящены исследования того периода - миссионеров, которые разоблачали ислам и его последователей в Российской империи.1 Но в ряде работ данного периода давалась объективная картина образа жизни мусульманского населения внутренних губерний Российской империи.2 Кроме того, в указанный период в России издавались переводы известных иностранных ученых, исследовавших проблемы ислама.3 Вначале XX в. началась и монографическая разработка исламской тематики в России. В 1904-1912 гг. вышло фундаментальное исследование А.Е.

'Историческое и современное значение христианского миссионерства среди мусульман // Миссионерский противомусульманский сборник.- Казань, 1894. Вып. XX; Миропиев М.А. О положении русских инородцев. - СПб, 1901.

2 Маслов Е. О татарских мечетях в России // Эхо веков. - 1997. - № 12,- С. 213-227. (реприн. изд. 1901г.).

Вамбери Г. Культурное движение среди русских татар. - СПб, 1912; Гольдциар И. Лекции об исламе. - СПб, 1912.

Крымского, посвященное истории мусульманства.1 Появляются работы таких выдающихся специалистов, как В.В. Бартольд и С.Г. Рыбаков.2 Необходимо отметить, что внимание отечественных ученых к мусульманской проблеме получило поддержку властей. Так, на государственные средства в 1912-1914 гг. выходил ежемесячный научный журнал «Мир ислама», редактируемый академиком В.В. Бартольдом.

Однако важно отметить, что реконструкция истории государственно-исламских отношений проводилась указанными авторами исключительно на материалах Поволжья, что несколько обесценивает их значение для нашего исследования. С сущностной точки зрения, названные исследователя говорили о цивилизаторской роли империи по отношению к подданным-мусульманам. При рассмотрении христианизации нерусских народов они исходили из положения о несомненной прогрессивности распространения православия среди «иноверцев» и считали христианизацию неотъемлемой составной частью русской колонизации.

О государственной политике Российского государства по отношению к народам, исповедовавшим ислам, можно прочитать в исследованиях Н.И. Ильминского, Я.Д. Коблова, Н.П. Остроумова, Н. Никольского.3 В данных работах большое внимание уделено таким аспектам жизнедеятельности рос-

1 Крымский А.Е. История мусульманства. 2-е издание. Ч. 1-2. - М., 1904; Ч.З. М., 1912.

2 Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. - Пг., 1917; Его же. Новометодисты и старометодисты в русском мусульманстве // Мир ислама. - 1913. Т. II Вып. XII. С. 852-873; Его же Статистика мусульман в России // Мир ислама. - 1913. Т. 2. Вып. XI. С. 757-763; Бартольд В.В. Культура мусульманства. - Пг., 1908.

3 Ильминский Н.И. О количестве печатавшихся в Казани магометанских книг и о школе для детей крещенных татар // Православное обозрение. - 1866. Т. 19. №2; Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. - Казань, 1916; Остроумов Н.П. Мусульманские мактабы и русско-туземные школы в Туркестанском крае // Журнал министерства народного просвещения. - 1906. №2; Остроумов Н.П. Коран и прогресс Ташкент, 1901; Его же. К истории мусульманского общеобразовательного движения в XIX и XX столетиях // Мир ислама. - 1913. Т.2. Вып. 5; Никольский Н. Религиозно-нравственное состояние инородцев Приволжья // Инородческое обозрение Приложений к журн. «Православный собеседник». - 1912. декабрь. Кн.1.

сийских мусульман, как вопросы образования и обучения. В работах миссионера Д.Я. Коблова дан обзор работы мектебов и медресе. Д.Я. Коблов отмечал, что подготовка мулл-преподавателей была на особом контроле у общины, так как именно возлагались большие надежды по распространению ислама.1 Другой автор, Н.П. Остроумов, считал, что в медресе необходимо изучение русского языка. Можно констатировать, что названные дореволюционные авторы выступали по отношению к избранной им научной проблематике не только как ученые, но одновременно и как политики, как практики государственного управления, стремящиеся решить актуальную для империи проблему недопущения усиления ислама в обществе.

В целом, для работ дореволюционного периода характерно оправдание курса и методов политики правительства в регионе. Присутствующая в исследованиях критика связана с недостаточной эффективностью некоторых применявшихся методов христианизации и внедрения русского языка в процесс подготовки мусульманского духовенства, а не сути самих этих процессов. Во многом это было связано с цензурными ограничениями в условиях господствующего положения Русской Православной церкви.

В советский период сложился однозначный, заданный «сверху» стереотип, в соответствии с догматикой, разработанной на базе учения В.И. Ленина, критиковавшего этноконфессиональную политику Российской империи. Свою окончательную, устоявшуюся формулировку в советской исторической науке эта позиция обрела к середине 1960-х гг, когда в Советской исторической энциклопедии было записано, что царская Россия была «тюрьмой народов», реакционное самодержавие систематически угнетало все конфессии, кроме православной, однако при этом представители ислама также являлись сторонниками реакционных взглядов, лидеры российского мусульманства

1 Коблом Д.Я. Конфессиональные школы казанских татар. - Казань, 1916. - С. 53.

2 Остроумов Н.П. Коран и прогресс. По поводу умственного пробуждения современных российских мусульман. - Ташкент, 1911. - С. 246-247.

9

стояли на пути социального прогресса1. Однако становление этой позиции прошло несколько своеобразных этапов, отличавшихся друг от друга главным образом тем, какая из частей этой формулы (реакционное самодержавие или реакционный ислам) выходила на передний план в конкретно-исторических исследованиях.

В 1920-1940-е гг. появились первые публикации на эту тематику - сначала в газете, а впоследствии в журнале «Жизнь национальностей» - органе Народного комиссариата по делам национальностей. Это были брошюры и книжки научно-популярного характера, авторы которых в первую очередь разоблачали «классовый характер» ислама и «антинародную деятельность» представителей мусульманского духовенства. Эта тенденция наиболее четко прослеживалась в работах Л. Климовича. В 1936 г. вышел его труд «Ислам в царской России. Очерки».3 Задача, которую сформулировал автор, звучала так: «...показать реакционную роль ислама на примере ряда событий из истории России и ее колоний».4 Л. Климович отдельно останавливался на таких проблемах, как «отношение русского военно-феодального империализма к мусульманским религиозным организациям в различных районах и в разные периоды; реакционная роль мусульманского духовенства в национально-освободительной борьбы; причины возникновения мусульманского сектантства в условиях русского самодержавия, социальный характер джадидизма. Относительно системы национального образования мусульман в литературе советского периода утвердилось мнение о том, что эта система была антинародной по сути и реакционной по содержанию5. Так, М.В. Горохов,1 рассмат-

1 Советская историческая энциклопедия. - М., 1965. Т. 6. - С. 338.

2 Климович Л. Классовая сущность ислама // Антирелигиозник. - 1927. - № 1; Смирнов Н. Классовая база ислама в Крыму // Воинствующий атеизм. - 1931. - ав-густ-сент. (№8-9); Таспер А. Апологетика колонизаторской политики царизма // Новый Восток. - 1930. - № 28

Климович Л. Ислам в царской России. Очерки. - М., 1936.

4 Там же. - С. 3

5 Григорьев А.Н. Христианизация нерусских народностей как один из методов национально-колониальной политики царизма в Татарии (с половины XVI в. до февраля 1917 г.) // Материалы по истории Татарии. Вып.1. - Казань, 1948

10

ривая политику царизма в области просвещения, подчеркивал русофобскую сущность деятельности Н.И. Ильминского.

В постсталинский период (1950-е - 1980-е гг.), в условиях некоторого переосмысления жестко заданных установок «Краткого курса ВКП(б)», появляются новые работы по истории мусульманских регионов России2.

М.В. Кабузан в своих работах подчеркнул, что взаимодействие русского и инородческого населения носили преимущественно мирный характер3. Анализируя политику правительства в Южноуральском регионе он приходит к следующим выводам: отношение российского правительства к податным сословиям было одинаковым независимо от этнической и религиозной принадлежности включенного в них населения; исторически сложилось такое положение, когда подавляющая часть мусульман региона попала в разряд государственных крестьян и городских податных сословий, то есть тех категорий населения, которые находились в сравнительно привилегированных условиях. Они обладали известной хозяйственной самостоятельностью и личными правами; их ассимиляция протекала крайне медленно. Она касалась главным образом, представителей дворянства, чиновников. Важным представляется тезис ученого о том, что слабость экономического развития России способствовала консервации отдельных этнических общностей, тормози-

'Горохов М.В. Реакционная политика царизма в отношении татар Поволжь я. -Казань, 1941.

2 История Башкортостана с древнейших времен до 60-х гг. XIX в. -У фа, 1997; История Дагестана. Т. 1,- М, 1968; История Казахской ССР. Т. 1-2. - Алма-Ата, 1975; История Киргизии. Т. 1. - Фрунзе, 1963;История Молдавской ССР. Т. 1-2. -Кишинев, 1965; История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.). Т. 12. - М, 1988; История таджикского народа. Т. 2/2. - М, 1964; История Татарии в материалах и документах. - М, 1937; История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней). - Казань, 1968; История Татарской АССР. - Казань, 1955. Т. 1; История Туркменской ССР. Т. 2/2. - Ашхабад, 1957; История Узбекской ССР. Т. 2,- Ташкент, 1968.

3 Кабузан В.М. Народы России в XVIII веке: численность и этнический состав. -М.: Наука, 1990. -С.251

ла процесс их взаимного сближения. Именно поэтому в XVIII веке ещё не существовало и сильного национально - освободительного движения.1

В связи с началом нового витка антирелигиозной кампании в годы «оттепели» был опубликован ряд научных и научно-публицистических произведений т.н. «атеистической» тематики, в которых миссионерская деятельность Русской Православной церкви подвергалась резкой критике как элемент угнетения нерусских народов. Тем же целям, согласно взглядам советских историков 2-й половины XX века, служила и политика самодержавия в области развития системы образования мусульманского населения. В этих работах, авторы, называют позицию самодержавия в вопросах образования реакционной и направленной на русификацию нерусских народов. Соответственно, акцент в исследованиях несколько в большей степени сместился с указания на реакционность исламского духовенства на обличение православных «угнетателей». Важно отметить, что при всех названных идеологических перекосах и заданной направленности в исследованиях советского периода был собран богатейший фактический материал.

На современном этапе (с начала 1990-х гг.), когда отечественная наука стала развиваться в условиях методологического плюрализма и активного общения с зарубежными коллегами, а общественная обстановка стала характеризоваться обострением межконфессиональных противоречий, внимание к истории государственно-исламских отношений в России активизировалось. Историческая наука пополнилась работами таких авторов как Алов A.A., Владимиров Н.Г., многочисленными трудами Д.Ю. Арапова, Е. Ермакова, Д. Мисульского, Г.Г. Косач, P.P. Ланда, А.Б. Юнусова и др.3

'Там же - С.255.

2 Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. - М., 1973. - С.209., Халфин H.A. Присоединение Средней Азии к России (60-90-е XIX в.). - М., 1965. - С. 123; Аполлова Н.Г. К вопросу о политике абсолютизма в национальных районах России в XVIII в. // Абсолютизм в России (XVII - XVIII вв.). Сборник статей к 70-ти летию со дня рождения В.К. Кафенгауза. М., 1964. - С. 355.

Алов A.A., Владимиров Н.Г. Ислам в России. - М., 1996; Арапов Д.Ю. Ислам в системе государственного законодательства Российской империи // Российская госу-

12

Современные работы можно разделить на три основных группы: 1) посвященные этноконфессиональной политике империи в целом и только косвенно затрагивающие «мусульманскую» проблематику; 2) монографии и статьи, специально посвященные государственно-исламским отношениям или их отдельным аспектам; 3) исследования по конфессиональной политике империи, прошедшие апробацию в качестве диссертационных исследований. Последовательно рассмотрим основные труды каждой из названных групп.

Первоначально оценки государственно-исламских отношений появлялись в исследованиях, чья основная задача была связана с анализом национальной, а не конфессиональной политики.

Так, B.C. Дякин в статье о национальной политике российского правительства в XIX - начале XX в.1 фактически проанализировал не только национальную, но и конфессиональную политику империи. Его основной вывод заключался в том, что в силу разных причин к 1917 г. потерпели неудачу и официально-охранительная, и «имперско-либеральная» линии в «мусульманском вопросе». Коллективная монография «Национальная политика России: история и современность» также содержит оценки конфессиональной политики империи. Авторы назвали отношение самодержавия к исламу «терпи-

о

мым в прямом смысле слова» , причем отметили такую причину этого факта, как своеобразный русский национальный характер, отличающийся терпимостью. Похожая по целевым установкам работа под названием «Казань,

дарственность: традиции, преемственность, перспективы. - М, 1999; Его же. Мусульманское дворянство в Российской империи // Мусульмане. - 1999. - № 2-3; Его же. Неправославные религии в системе управления российской империи // Государственное управление: история и современность. - М, 1997; Ермаков И, Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии // Восточный сборник. - М, 1993. -№1; Косач Г.Г. Город на стыке двух континентов. Оренбургское татарское меньшинство и государство. - М, 1998; Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М, 1995; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. - Уфа, 1999.

1 Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (начало XIX века) // Вопросы истории. - 1995. - №9. - С.130-141.

2Там же.-С. 141.

3 Национальная политика России: история и современность. - М, 1997. - С.92.

13

Москва, Петербург: Российская империя под взглядом из разных углов»1 также содержала вывод о том, что этноконфессиональная политика империи, хотя иногда и отличалась «бесцеремонностью», но все же давала возможность «развития местной национальной культуры, национальных административных и религиозных институтов».2 В недрах Института российской истории РАН была выработана позиция, согласно которой основным смыслом национальной политики в России признается необходимость укрепление общей для империи государственности. Характерная для империй идеология требовала прежде всего, преданности монарху, выполнения всех обязанностей перед ним, не зависимо от их национальной или конфессиональной принадлежности. Следовательно, все принятые меры в области этноконфес-сиональной политики, осуществлялись в рамках общей объективной тенденции к стремлению выработать общий эталон подчинения и контроля, а не объяснялись зловещими планами уничтожить этническую самобытность подданных империи. Таким образом, характер выводов относительно влияния конфессиональной политики империи на ислам явно изменился по сравнению с теми оценками, которые были характерны для советского периода.

Через анализ административно-правового статуса национальных окраин многие исследователи также делают выводы о способах решения конфессиональных проблем в Российской империи в целом4. По итогам состоявшейся под эгидой РАН международной дискуссии об эффективности местного управления пореформенной России система административного управления была признана учеными достаточно эффективной, адаптированной к потреб-

1 Казань, Москва, Петербург: Российская империя под взглядом из разных углов. -М„ 1997.

2Там же - С. 17.

3 Бекмаханова Н.Е. Государственное законодательство и народы России // Российская многонациональная цивилизация. Единство и противоречия. - М., 2003. -С.35.

4 Правилова Е.А. Местное и центральное управление в России: проблема правового регулирования отношений // Имперский строй России в региональном измерении (XIX — начало XX в.).- М„ 1997.-С. 108.

14

ностям «инородческого» населения, обеспечивавшей стабильность Российской империи в течение долгого времени1.

Одной из первых в современной историографии работ, специально посвященной государственно-исламским отношениям в России, является исследование Р.Г. Ланды . Он рассмотрел взаимоотношения русского народа и т.н. «российского мусульманского мира» за весь исторический период их взаимодействия. Исследователь поддерживает концепцию Л.Н.Гумилева, согласно которой на территории России сложилась особая культурная общность православного и мусульманского населения. Первостепенную роль в этом процессе автор отдает монархическому правительству, основными целями которого считает союзнические отношения с социальной верхушкой мусульманской общины, а также стремление к объединению мусульманских регионов в рамках общей унифицированной модели Российской империи с общими чертами в политике, экономике и культуре.3 Причины усиления среди мусульман центробежных тенденций Р.Г. Ланда видит в националистической политике П.А. Столыпина.4

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сулейманова, Юлия Фаритовна, 2013 год

II. Литература

1.1.Авторефераты диссертаций

1. Абдрашитова А.Р. Деятельность Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в 1789 - 1917 годах и его взаимоотношения с государственными органами власти: автореф. дис...к.и.н.- М., 2001

2. Алимбаева Б.Б. Политика российского правительства в отношении оренбургских казахов в ХУШ-Х1Х вв.: автореф. дис... к.и.н. - М., 2008. -С.25.

3. Азаматов Д.Д. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание в общественной и духовной жизни мусульманского населения Южного Урала в конце ХУН1-Х1Х вв.: автореф. дис... к. и. н. - Уфа, 1994. - 23с.

4. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в российской империи (последняя треть XVIII - начало XX вв.).: автореф. дис...д.и.н. - М., 2005.-53с.

5. Алексеев И.Л. Ислам в общественно-политической жизни России (XIX - начало XX в.).: автореф. дис...к.и.н. - М. 2002. - 28 с.

6. Воробьева Е.И. Мусульманский вопрос в имперской политике российского самодержавия: II половина XIX в. - 1917 г.: автореф. дис. ... к. и. н. -СПб.,-1999.-28 с.

7.Гарипов Н.К. Политика российского государства в этноконфессио-нальной сфере в конце XVIII - начале XX вв.: опыт духовного управления мусульман: автореф. дис...к.и.н. - Казань, 2003.-24с.

8. Герейханов Г.П. Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность: социально-философский анализ : автореф. дисс. ... д. ф.н. - М., 2006. - 23с.

9.Денисов Д.Н. История заселения и этнокультурное развитие татар Оренбургского края (XVIII-начало XX вв.): автореф. дис. ... к. и. н. Оренбург, 2004. -22 с.

10. Кадырметов H.H. Этноконфессиональная политика российского правительства в XIX в. по отношению к нерусским народам Среднего Поволжья: историко-политический анализ: автореф. дис... к. и. н. - Казань, 2004. - 22с.

П.Курмакаев Р.Ф. Становление и развитие системы начального и среднего образования мусульман Южного Урала :1888-1917: автореф. дис...к.и.н. - Челябинск, 2004- 21с.

12. Осипова Я.В. Интеграция Южного Урала в состав империи в 30-е -90-е годы XVIII века: этноконфессиональный аспект российской политики: автореф. дис... к.и.н. - Челябинск, 2007. - 51с.

13. Тихонов A.A. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в.: автореф. дис... д.и.н. - СПб., 2007 - 53 с.

14. Петров В.И. Состав населения среднего Поволжья и Южного Урала во второй половине XIX века: автореф. дис... к.и.н. - Оренбург, 2005 - 34с.

1.2. Монографии, статьи, материалы конференций.

1. Абдрашитова А.Р. Оренбургское Духовное Магометанское Собрание

как орган управления мусульман в XIX -начале XX вв. // Вестник Оренбургского университета. — 2001. -№ 1.- С. 49-53.

2. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М.: Мысль, 2002.-317 с.

3.Азаматов Д.Д. Вопрос о реформировании Оренбургского собрания в первой четверти XIX века // Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. - Уфа: Китап, 1995. - С.65 - 67.

4.Азаматов Д. Д. Христианство и ислам: взаимоотношения государственно-религиозных учреждений на Южном Урале в конце XVIII - начале

XIX веков // Россия и Восток проблемы взаимодействия: Тезисы докладов. Ч.П.- Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 1995. - С.49 - 51.

5.Азаматов Д.Д. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание в конце XVIII-XIX вв. - Уфа: Гилем, 1999. - 194 с.

6. Азаматов Д.Д. Правовой статус Оренбургского Магометанского Духовного собрания и мусульманского духовенства в конце XVIII - XIX вв. // Шариат: теория и практика. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа, 26-28 сентября 2000 г. - Уфа: ТАУ, 2000.

7.Акманов И. Г. Башкирские восстания. - Уфа: Китап, 1993. - 223с.

8..Акманов И. Г. Башкирия в составе Российского государства в XVII -

первой половине XVIII в.в. - Свердловск: Издание Ур-го ун-та, 1991. - 289с.

9.Акманов И.Г. Башкортостан и Россия: взаимоотношения в середине XVI- XVIII в.в. (к историографии вопроса) // Россия и Восток: проблемы взаимодействия: Тезисы докладов. 4.II. -Челябинск: изд-во Челяб. Ун-та, 1995. -С.8 - 9

Ю.Аксельрод Л.И. К национальному вопросу. СПб: Издательство М.

Малых, 1906.- 24 с.

11 .Александров H.A. Татары. М., 1899 - 89 с.

12. Алишев С.Х. Татары в повстанческих отрядах в начале Крестьянской войны // Героические страницы истории народов нашей Родины: Доклады Всесоюзной научной конференции посвященной 200-летию Крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева. - Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1976.-С.99-106.

13. Алишев С.Х. Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании. -Казань: Татарское книжное изд - во, 1973. - 214с.

14.Алишев С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья. XVI -начала XIX в. М.: Наука, 1990. - 269 с.

15.Алов A.A., Владимиров Н.Г. Ислам в России. М.: Институт Наследия, 1996.- 122 с.

16.Амелин B.B. О некоторых аспектах политики царской России по отношению к исламу // Христианство и ислам на рубеже веков: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. - Оренбург, 1998. -С.136- 139.

17. Амелин В.В. История этнических общностей Оренбуржья: проблемы современной историографии // Вестник ОГУ. - 2012. - №5. - С.86-93.

18. Амелин В.В. Из истории национальной прессы в Оренбуржье // Пресса и общество. К 300-летию российской печати: материалы областной научно-практической конференции. - Оренбург, 2003. - С. 119 - 122.

19. Американская русистика: вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси: антология / сост. Дж. Маджеска, пер. с англ. З.Н. Исидоровой. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. - 284 с.

20.Амирханов P.M. Ислам в татарской общественной мысли: история и современность.// Ислам в истории и культуре татарского народа. - Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2000. - С. 10-17.

21. Андрущенко А.И. Крестьянская война 1773 - 1775 г.г. на Яике, в Приуралье и в Сибири. - М.: Наука, 1969. - 360с.

22.Аполлова Н.Г. К вопросу о политике абсолютизма в национальных районах России в XVIII в. // Абсолютизм в России (XVII - XVIII вв.). Сборник статей к 70-ти летию со дня рождения В.К. Кафенгауза. М.: Наука, 1964. - С. 355-388.

23. Аполлова Н.Г. Экономические и политические связи Казахстана с Россией в XVIII - XIX в.в.-М.: Наука, 1960. - 455с.

24.Арапов Д.Ю. Мусульманский мир в восприятии верхов Российской империи // Вопросы истории. 2005. № 4. - С. 132-137.

25.Арапов Д.Ю. Мусульманское дворянство в Российской империи// Мусульмане - 1999. - №2 (3). - С.56-68

26.Арапов Д.Ю. Россия и мусульманский мир.//Сборник Русского Исторического общества. М. 2003. Т. 7 (155).

27. Арапов Д.Ю: Первый российский указ о паломничестве в Мекку // Россия в средние века и новое время. - М.: Мысль, 1999. - С. 44-56.

28. Арапов Д.Ю. Ислам в системе государственного законодательства Российской империи // Российская государственность: традиции, преемственность, перспективы. - М. изд-во РГГУ, 1999. - С.89-96

29. Арапов Д.Ю. Неправославные религии в системе управления российской империи // Государственное управление: история и современность. -М.: изд-во МГУ, 1997 - С.88-96

30.Аристов H.A. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности.- СПб., 1897. - 182 с.

31 .Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в

России. М: издательство «Безбожник», 1931. - 189 с.

32. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М.: Политиздат, 1973,- 278 с.

33.Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Наука, 1992. -112 с.

34. Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М.: Прогресс-Традиция, 2003,1240 с.

35.Батыршина А.Р. История Татарстана и татарского народа (XIX в.): Учебное пособие - хрестоматия. Набережные Челны: Ком. политех., ин-т,

2000. - 298 с.

36. Башкортостан. Краткая энциклопедия. - Уфа:Китап, 1996.- 670с.

37. Баязитов А. Отношение ислама к иноверцам. Б.г., 1887.- 201с.

38. Бекмаханова Н.Е. Государственное законодательство и народы России // Российская многонациональная цивилизация: единство и противоречия/ Отв.ред. В.В. Трепавлов. - М.: Наука, 2003. С.21-82.

39. Беликов Т.И. Участие калмыков в Крестьянской войне 1773 - 1775 г.г. // Героические страницы истории народов нашей Родины: Доклады Всесоюзной научной конференции посвященной 200-летию Крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева. - Челябинск: изд-во Челяб. гос. ун-та, 1976. - С.107- 120.

40.Брук СИ., Кабузан В.М. Этнический состав населения России (17191917 гг.) // Советская энциклопедия. - 1980, - №6. - С. 18-34.

41.Будилович A.C. Может ли Россия отдать инородцам свои окраины? -СПб., 1907.- 102 с.

42.Буканова Р.Г. Роль церкви в закрепощении башкир в XVIII веке // Исторические чтения. Материалы конференций. - Челябинск: Центр ист.-культ. наследия, 1996. - С.55 - 59.

43.Валидов Д. Очерк истории образованности и литературы Волжских татар до 1917 года. Вып.1- М. - Петроград: «Госиздат», 1923.- 107с.

44. Вамбери А. Пробуждение татар: [О мусульманах России: Ст. 1905 г.] // Татарстан. - 1996. - № 11. - С. 22-30.

45.Вамбери Г. Культурное движение среди русских татар. - СПб., 1912-

89с.

46. Вельяминов-Зернов В.В. Истор. известия о киргиз-кайсаках и сношениях России со Ср. Аз. со времени кончины Абулхаир-хана. 1748 -1765 гг. Уфа: Губерн. тип., 1855. Т. 2 - 231 с.

47.Верт П. Православие, инославие, иноверие: очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи/ Пол Верт; перев. с англ. Н. Мишаковой, М. Долбилова, Е. Зуевой. - М.: Новое литературное обозрение, 2012.-280 с.

48.Верт П. Отпадение крещеных татар // Татарстан. - 1995. - № 1-2. С.106-111

49. Витевский В.Н. И.И.Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года. - Казань, 1891. - 616с.

50. Вишленкова Е. Петр Кондарев: «Магометанам необходимо, по мнению моему, особенно Высшее училище...» (Проекты реформы мусульманской школы первой четверти XIX в.). // Эхо Веков. - 1998 - № 3-4. - С.67-75

51. Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» России александровской эпохи. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1997.- 188 с.

52.Воробьев Н.И. Казанские татары: Этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода /Н.И.Воробьев. - Казань: Тат-госиздат, 1953.- 383 с.

53. Воронец Е. H Нужны ли для России муфтии. М.: Издательство: У нив. тип, 1895.-8с.

54. Вопросы этнической истории Южного Урала. / Под ред. Р.Г.Кузеева, Н.В. Бикбулатова. -Уфа: Китап, 1982. - 143 с.

55. Габдулгафарова И.М. Хроника научной жизни: христианство и ислам на рубеже веков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Оренбрг: Изд-во «Димур», 1998. - С. 56-62

56. Габдулгафарова И.М. Некоторые этнокультрные особенности татарского народа // Материалы Всероссийской конференции «Татары в Оренбургском крае». - Издательство «Димур», Оренбург - 1997. - С. 123-128

57.Габдуллин И. Движение крещенных татар по возвращению в мусульманство. Тюрко-Татарский мир. URL: www.tataroved.ru

58. Гаспринский И. Русское мусульманство: Мысли, заметки и наблюдения мусульманина. Симферополь, 1881.- 112 с.

59. Гвоздев И. Двадцатипятилетие Казанской духовной академии. - Казань, 1867- 99 с.

60. Гвоздикова И.М. Башкортостан накануне и в годы Крестьянской войны 1773 - 1775 г.г. под предводительством Е.И. Пугачева. - Уфа: Китап, 1998.-512 с.

61. Гейне А.К. Киргиз-кайсаки в Заурал. степи // Собр. литер, тр. - СПб., 1897.-211 с.

62. Георги, И.Г. Описание всех обитающих в Рос. гос-ве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и др. достопамятностей В 4-х частях. — СПб, 1799. -245 с.

63. Гольдциар И. Лекции об исламе. - СПб., 1912. - 202 с.

64.Горбунова С. В. Конфессиональная политика Екатерины II в Казахстане // Сподвижники Великой Екатерины (Тезисы докладов и сообщений конференции). - М. 1997. - С. 34-42

65.Григорьев С.Е. Российские паломники в святых городах Аравии в конце XIX - начале XX вв. // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. - 1999. -Вып. 18. - С. 88-110.

66.Губернаторы Оренбургского края / Сост. В.Г. Семенов, В.П. Семенова. - Оренбург, 1999. - 400с.

67.Даулбаев Б. Рассказ о жизни киргиз Николаевского уезда Тургайской области с 1830 по 1880 гг. // Записки Оренбургского отдела РГО. Вып. 4. 1881.- С.23-36

68.Дарженов С. Политика царского правительства в отношении ислама в конце XIX - начале XX вв. // Учёные записки историко-юридического факультета Киргизского университета. Серия истории. Вып. 8. - Фрунзе, 1964.-С.143-157.

69. Денисов Д.Н. Требования к кандидатам на мусульманские духовные должности в округе оренбургского магометанского духовного собрания (конец XVIII — начало XX века) // Вестник ОГУ. - 2012. - №5. - С.142-147.

70. Денисов Д.Н. Источники доходов и экономическое положение мусульманского духовенства (на примере Оренбургской губернии) // Вестник ОГУ. - 2012. - №4. - С.85-89.

71 .Добромыслов А.И. Инородцы в России. М.: Тип. общества распространения полезной книги, 1907. - 16 с.

72.Добросмыслов А.И. Тургайская область. - Оренбург, 1900. - 124с.

73.Дорога к храму. (История религиозных учреждений Уфы). - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1993. - 97с.

74.Драбкина Е. Национальный и колониальный вопрос в царской России. Пособие для вузов, комвузов и самообразования. М.: Политиздат, 1930.

75. Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма

(XIX - XX вв.) - СПб.: ЛИСС, 1998 - 1000с.

176

76. Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии // Восточный сборник. - 1993. - №1 - С. 12-18.

77. Ефименко М.Н. Религия. Традиция. Общество. Опыт социально -философского анализа российского регионального развития. - Оренбург, 2001.-296с.

78. Ефименко М.Н. Система религиозного традиционализма в Южно -Уральском регионе // Этнопанорама. - 2002. - №3-4.- С. 94 - 99.

79. Ефименко М.Н. Актуальные вопросы истории религий Оренбуржья // Вестник ОГУ. - 2012. - №5. - С. 115-120.

80. Ешевский С. В. Миссионерство в России // Сочинения. Ч.З.- М., 1870.-707 с.

81. Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: мечети в европейской части России и Сибири. Казань: Татар. Кн. изд-во, 2007. -416с.

82.Зобов Ю.С. Формирование национального состава населения Оренбургского края // Национальные проблемы народов Оренбуржья: история и современность. - Оренбург, 1993. - С.37 - 40.

83. Из истории татар Оренбуржья: (к 260-летию Татар. Кургалы): Сб. материалов обл. науч. практ. конф. [под общей ред. Амелина В.В.]. Оренбург: ОГАУ,2005.- 168с.

84. Износков И.А. Материалы для истории христианского просвещения инородцев // Православный благовестник. - 1893. Т.4. Кн.2.- С.31-36.

85. Ильминский Н.И. Православное богослужение на татарском языке в казанской школе для детей крещеных татар // Казанская центральная крещено-татарская школа. - Казань, 1887. - С.259-268

86. Ильминский Н.И. О системе просвещения инородцев и о казанской центральной крещено-татарской школе (к пятидесятилетию системы и школы, а также необходимые справки к указу №8608 о просвещении инородцев). -Казань, 1913.-189 с.

87.Ислаев Ф.Г. От конфронтации к веротерпимости: эволюция религиозной политики российского государства в XVIII в. // Преподавание истории и обществоведения в школе. - 2005. - № 3. - С. 3-9.

88.Ислаев Ф.Г. Ислам и православие в Поволжье XVIII в.: от конфронтации к терпимости. - Казань.: Изд-во Казанского ун-та, 2001.- 220 с.

89. Ислам и мусульмане в России. Сборник статей. (Под общей редакцией М.Ф.Муртазина, А.А.Нуруллаева).- М.: Издательство "КДТ", 1999 - 224 с.

90.Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопед. словарь. Вып. 2. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1998.- 159 с.

91. Ислам в законодательстве России. Сборник законодательных актов, постановлений и распоряжений правительства России: учебное пособие для студентов исторических и юридических факультетов/ Составители: Юнусова А. Б., Сергеев Ю.Н., Латыпова В.В. / Под общ ред. А.Б. Юнусовой. - Уфа: Китап, 1998- 120 с.

92. История Башкортостана с древнейших времен до 1917 года / Под ред. И.Г. Акманова. Ч. 1. - Уфа: Китап, 1991. - 349с.

93.История Башкортостана с древнейших времен до 60 - х годов XIX века / Под ред. Х.Ф. Усманова. - Уфа: Китап, 1996. - 519 с.

94. История Дагестана. Т. 1.- М.: Наука, 1968 - 345 с.

95. История Казахской ССР. Т. 1-2. - Алма-Ата: АТУ, 1975 - 234 с.

96. История Киргизии. Т. 1. - Фрунзе: КыргызИздат, 1963- 278 с.

97. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.). Т. 1-2. -М.: Наука, 1988- 345 с.

98.История Оренбуржья - Учебное пособие. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996.- 356с.

99. История таджикского народа. Т. 2/2. - М.: Наука, 1964- 304 с.

100.История Татарской АССР. - Казань: Татарское книжное изд-во, 1980.-256с.

101. История Татар в семи томах. Том VI. Начало формирования татарской нации XIX начало XX в. - Казань: «ТАТМЕДИА» «ПИК «Идел-Пресс» - 1165с.

102. История Туркменской ССР. Т. 2/2. - Ашхабад: ТуркменИздат, 1957 -403 с.

103. История Узбекской ССР. Т. 2.- Ташкент: Узбеккнигоиздат, 1968.320 с.

104.История Урала с древнейших времен до 1861 года. - М.: Наука, 1989.-608с.

105. Исхаки Гаяз. ИдельУрал: Политическая история татар. - Набережные Челны: Газетно-книжное изд-во, 1993.- 213 с.

106 .Исхаков Д.М. Формирование национального самосознания татар: проблема становления (XVIII - начало XX в.) // Культура, искусство татарского народа: истоки, традиции, взаимосвязи. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1993. - С. 116-124.

107.Кабузан В.М. Изменения в размещении населения России в XVIII -первой половине XIX в.в.- М.: Наука, 1971.- 191с.

108.Кабузан В.М. Народы России в XVIII веке: численность и этнический состав. - М.: Наука, 1990. - 256с.

109.Кан Г. История Казахстана: Учебное пособие. - Алматы: Аркаим, 2002.-222с.

ПО.Каппелер А. Россия многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. - М.: Наука, 2000. - 344с.

111. Кастанье И.А. Современные успехи спелеологии и мои спелеологическая поездки по Туркестану 1913 и 1914 гг. // Известия Туркестанского Отдела Русского Географического об-ва. Т. XI. 1915. Вып. 2. Ч. 2,- С. 3-51

112.Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению

среди татар до и после революции. - Казань: Татиздат, 1932. - 56 с.

113. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. - М.: Леном, 1999.119 с.

114.Киржаева В.П. Проекты просвещения нерусских народов Поволжья в контексте истории инородческого образования России XVIII - начала XIX вв. // Регионология. - 2004. - №2. С.297-305

115. Климович Л.И. Ислам в царской России. М.: Мысль, 1936. - 380 с.

116. Климович Л.И. Ислам. Очерки. М.: Мысль, 1962,- 256 с.

117. Климович Л. Классовая сущность ислама // Антирелигиозник. -1927.-№ 1. - С.21-29.

118. Коблов Я.Д. О татаризации инородцев Приволжского края. Казань,

1910.- 119с.

119. Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. - Казань, 1916,- 123 с.

120. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003.-486 с.

121. Коменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. - М.: Мысль, 1999. - 326с

122. Косач Г.Г. Город на стыке двух континентов: Оренбургское татарское меньшинство и государство (XVIII - XIX в.в.). - М.: Наука, 1998. - 148с.

123.Крымский Л.Е. История мусульманства. 2-е изд. Ч. 1-2. - М., 1904271 с.

124. Крюс Р. Империя и конфессиональное государство: Ислам и религиозная политика в России в XIX в. // ИНИОН. Сер. 5. История. - 2005. - № 1.С. 34-50.

125. Кузеев Р.Г. О характере присоединения народов Волго-Уральского региона к Русскому государству и некоторые вопросы их средневековой истории // Этнологические исследования в Башкортостане: Уфа: Китап, 1994. -С. 62-74.

126. Кузеев Р.Г., Мухамедьяров Н.Х. О национальной политике России в Волго-Уральском регионе во второй половине XVI - начале XIX века // Россия и Восток: проблемы взаимодействия: Тезисы докладов. - Уфа: Башкни-гоиздат, 1993. - С.78-86

127.Кульшарипов M.M. Открытие Духовного Управления мусульман в Уфе. // Социально-экономическое развитие и классовая борьба на Южном Урале и в Среднем Поволжье (дореволюционный период) -Уфа: Китап, 1988.-112 с.

128. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М.: Наука, 1995. - 345 с.

129. Ланда Р.Г. Россия и ислам: взаимодействие культур: [Ист. аспект] //

Восток: Афро-азиатские общества: история и современность. - 2000. - №

5. - С. 37-47.

130. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. - СПб.: Тип. К. Крайла, 1832. - 109 с.

131. Лысенко Ю.А. «Татарский вопрос» в конфессиональной политике Российской империи в Казахстане (конец XVIII - начало XX в.) // Известия Алтайского государственного университета. - №3-5 (68). - 2010. - С. 146-152.

132. Любичанковский C.B. Административно-управленческие системы на территориях расселения татар // История Татар с древнейших времен в семи томах. Том VI. На-чало формирования татарской нации XIX -начало XX в. - Казань: ОАО «ТАТА-МЕДИА» «ПИК «Идел-Пресс». - С.452-459.

133. Любичанковский C.B. Политика генерал-губернатора О.А. Игель-строма по отношению к казахам (результаты контент-анализа документов госсовета, 1787-1790 гг.) // Человеческий капитал. - М., 2012. - №8. - С.132-135

134. Любичанковский C.B. Вхождение башкирских земель в состав России в современной историографии // Клио. Журнал для ученых. - СПб., 2013. - №1. - С. 120-122.

135 . Любичанковский C.B. Современная историческая мысль о евразийских принципах организации Российской империи // Наследие Л.Н. Гумилева и современная евразийская интеграция. Труды IX Евразийского научного форума, поев. 100-летию со дня рождения Льва Николаевича Гумилева /Под ред.Е.Б. Садыкова. - Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2012. - 625с. -С.274-278;

136. Майорова O.E. «Я живу постоянно в рамках...» (О культурно- психологической подпочве политической концепции К.П. Победоносцева) // Казань, Москва, Петербург: Российская империя взглядом из разных углов,- М.: АМИС, 1997.-287 с.

137. Максимов С. Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Оренбургской губернии. - Оренбург, 1876.- 89 с.

138. Малов Е.А. О Новокрещенской конторе. - Казань, 1878.- 132 с.

139. Матвиевский П.Е. Очерки истории Оренбургского края XVIII - XIX в.в. - Оренбург, 2005. - 376с.

140. Маслов Е. О татарских мечетях в России // Эхо веков. - 1997. - № 12. - С. 213-227.

141. Медушевский А.Н. Региональная история в глобальном измерении // Российская история. - 2009. - №3. С.3-15

142. Мейер Л.П. Киргиз, степь Оренб. ведомства. СПб.: б. и., 1865- 118 с.

143. Мейер JI. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. XIX. Киргизская степь Оренбургского ведомства. СПб.: Тип-я Э.Веймара и Ф.Персона, 1865. - 288 с.

144. Местное управление в пореформенной России: механизмы власти и их эффективность. Сводные материалы заочной дискуссии /Под ред. А.Е. За-гребина, С.В. Любичанковского. - Екатеринбург-Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2010.-503 с.

145. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). генезис личности, демократии семьи, гражданского общества и правового государства. Т.1. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000 - 548с.

146. Миропиев М.А. О положении русских инородцев. - СПб.,1901. - 96

с.

147. Муратов Х.И. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева. -М.: Просвещение, 1970. - 175с.

148. Мусульмане и мусульманское духовенство в военном ведомстве

Российской империи: сборник законодательных актов, нормативно-правовых

182

документов и материалов / Сост. Х.М.Абдуллин. - Казань: Институт истории им.Ш. Марджани АН РТ, 2009. - 148с.

149. Мыш М.И. О мещанских и ремесленных управлениях. - СПб., 1896-110с.

150. Наганава Н. Формирование мусульманского общества через царскую администрацию: махалля под юрисдикцией Оренбургского магометанского духовного собрания после 1905 года // Татарские мусульманские приходы в Российской империи. Материалы научно-практической конференции. -Казань: Институт истории АН РТ, 2006. - С. 101-129.

151. Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления. -М.: Наука, 1998.- 267 с.

152. Нейфельд Е.Я. Религиозно-культурные традиции ислама в структуре российской цивилизации // Материалы научно-практической конференции «Татары в Оренбургском крае». - Оренбург: Изд-во «Димур», 1997. - С. 196199.

153. Немецкие исследователи в Казахстане. Ч. 1 / Пер. с нем. Л.А.Захаровой. Сост. И.В.Ерофеева. - Алматы: Санат, 2006. - 408 с.

154. Новометодисты и старометодисты в русском мусульманстве // Мир ислама. - 1913. T. II Вып. XII. - С. 852-873.

155. Нурутдинов Ф. Г.-Х. Родиноведение. - Казань, 1995. - 223 с.

156. Обряды крещеных татар (именуемых кряшен) // Краеведческий сборник. - Уфа, - 1930. №2-3. - С.81-84.

157. Овчинников Р.В. Манифесты и указы Е. И. Пугачева. - М.: Наука, 1980.-235с.

158.Оренбург / Сост. Л.И. Футорянский. - Оренбург: Оренб. книжное изд-во, 1993. -270с.

159. Орешина М.А. Россия региональная: теоретико-методологические аспекты изучения. М.: Мысль, 2000. - 306 с.

160. Остроумов Н.П. Коран и прогресс. - Ташкент, 1901 - 78 с.

161. Остроумов Н.П. К истории мусульманского общеобразовательного движения в XIX и XX столетиях // Мир ислама. - 1913. Т.2. Вып. 5. - С.77-84.

162. Остроумов Н.П. Коран и прогресс. По поводу умственного пробуждения современных российских мусульман. - Ташкент, 1911. - С. 246-247.

163. Опыт российских модернизаций ХУШ-ХХ века /под ред. В.В. Алексеева. - М.: Наука, 2000. - 246 с.

164. Очерки по истории Башкирской АССР / Под ред. А.П. Смирнова. Т. 1. - Уфа: Башкнигоиздат, 1956. - 303с.

165.Очерк просветительской деятельности Н. И. Ильминского. - СПб., 1904- 201 с.

166. Очерки зауральской степи Внутренней или Букеевой Орды. Издание К.Солдатенкова и Н.Щепкина. - М.: Тип-я В.Грачева и К., 1859. - 91 с.

167. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Рос. империи. СПб., 1773.- 145 с.

168. Полунов А.Ю. Церковь, власть и общество в России (1880-е - первая половина 1890-х гг.) // Вопросы истории. - 1997.-№ 11. — С. 125-136.

169. Понятов А.Н. Некоторые аспекты перехода крещеных татар из православия в ислам в Казанской губернии во 2й половине XIX - начале ХХвв. // Православный собеседник. - Казань, 2004. - Вып.2. - С. 168-206

170. Правилова Е.А. Местное и центральное управление в России: проблема правового регулирования отношений // Имперский строй в России в региональном измерении. (19 начало20 века). Сборник научных статей./ отв. ред. П.И. Савельев. - М., 1997. - С.36-52.

171. Рашин А. Г. Динамика численности и процессы формирования городского населения России в XIX - начале XX вв. // Исторические записки. -1954.-№34.-С.123-134.

172. Региональное развитие в контексте модернизации /В.В. Алексеев, Е.В. Алексеева, М.Н. Денисевич, И.В. Побережников. - Екатеринбург: Лу-вен, 1997-235 с.

173. Россия - Средняя Азия: политика и илам в начале XX-XXI вв. М.: ЛЕНАНД, 2010, —368 с.

174. Русское православие. Вехи истории. - М.: Наука, 1989. - 301 с.

175.Рыбаков С. Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии. -Пг., 1900.-28 с.

176.Рыбаков С. Статистика мусульман в России // Мир Ислама. - Т. I. -Вып. XII - Пг., 1913. - С. 757-763

177. Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. - Пг., 1917.- 157 с.

178.Рыспаев К. История Республики Казахстан. - Алматы: Билим, 2002 -396с.

179.Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. - Уфа: Китап, 1999.-312с.

180. Рынков П.И. История Оренбургская. 1730 - 1750 гг. Оренбург: Тип. - лит. И.И. Евфимовского - Мировицкого, 1895 - 306 с.

181.Рынков П.И. Экстракт исторический о киргиз-кайсацком народе // Лексикон Оренб. губернии. - Оренбург, 1776 - С.58-67.

182. Рязанов А.Ф. Сорок лет борьбы за национальную независимость казахского народа (1797 - 1838 г.г.). - Оренбург, 1926. - 112с.

183. Сайфи Ф. О мусульманских мектебах и медресах // Инородческое

обозрение. - Казань, 1915. - Кн. 11. - С. 889-897

184.Салихов P.P. Татарская буржуазия Казани и национальные реформы второй половины 19 - начала 20 в. - Казань: изд-во «Мастер Лайн», 2000 -321с.

185. Сафиуллина Р. Система мусульманского образования у татар в поликонфессиональной среде. // Материалы Всероссйиской научно-практической конференции Татарские мусульманские приходы в Российской империи. - Казань: Татарск. книжн. изд-во, 2005. - С.216-220.

186.Сафонов Д.А. Начало Оренбургской истории. - Оренбург: Оренб. книжн. изд-во, 2003. - 92с.

187.Сафонов Д.А. Очерки историографии Оренбургской истории. -Оренбург: «Димур», 2005. - 364с.

188. Севастьянов С.Н. К вопросу об образовании Оренбургского казачьего войска. Труды Оренб. Ученой архивной комиссии. - Оренбург, 1914. Вып. 30. - С. 89 -93

189. Сергеев Ю.Н. Церковь и классовая борьба народов Башкирии (XVII

- середина XIX в.в.) // Социально - экономическое развитие и народные движения на Южном Урале и в Среднем Поволжье (дореволюционный период). - Уфа: Китап, 1990. - С.97 - 104.

190. Советская историческая энциклопедия. - М.: Наука, 1965. Т. 6. -

601с.

191. Софийский И.М. О киреметях крещеных татар, из деревни Тавели // Труды IV археологического съезда. Т.Н. Отдельный оттиск. - Казань, 1891.-С.1-3

192. Словохотов JI.A. Народный суд обычного права киргиз Малой орды. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. 15. - Оренбург: Тург. обл. типо-лит., 1905. - 162 с.

193. Смирнов H.A. Очерки истории изучения ислама в СССР. - М.: Изд-во АН СССР, 1954.-276 с.

194. Смирнов Н. Классовая база ислама в Крыму // Воинствующий атеизм. - 1931. - август-сент. (№8-9) - С.56-63.

195. Статистика мусульман в России // Мир ислама. - 1913. Т. 2. Вып. XI.

- С. 757-763

196. Тагиров Э.Р. Народ в пути. История Татарстана в контексте мировой цивилизации. - Казань: Магариф, 2008. - 287 с.

197.Таймасов С.У. Политика первых Оренбургских начальников в башкиро-казахских отношениях // Оренбургский край в системе евразийских гу-

берний и областей России: Всероссийская научно - практическая конференция. - Оренбург: «Димур», 2004. - С.33 - 35.

198. Таспер А. Апологетика колонизаторской политики царизма // Новый Восток. - 1930. - № 28.- С.59-67.

199.Ташкин С.Ф. Инородцы Поволжско - Приуральского края и Сибири. -Оренбург, 1921.-272 с.

200. Тихонов А.К. Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII — начале XX в. - 2-е изд., испр. и доп.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.—368с.

201. Тихонов А.К. Исламский фактор в Поволжье в 1860 - 1870-е гг. // Отечественная история. - 2007. - № 3. - С. 60 - 66.

202. Уметбаев М.И. Отчет, посвященный столетнему юбилею Оренбургского Магометанского Духовного собрания. - Уфа, 1897 - 39 с.

203. Усманов А.Н. Присоединение Башкирии к русскому государству. -Уфа: Башкнигоиздат, 1960. - 195с.

204. Усманова Д.М. Механизм реализации норм мусульманского права в

Российской империи: к вопросу о метрикации мусульманского населения Волго-Уральского региона в России //Ислам и право в России. - М.: Мысль, 2004. Вып.2. - С. 156-163.

205.Устюгов Н.В. Башкирские восстания 1737 - 1739 г.г. - М. - Л.: Политиздат, 1950. - 151с.

206. Фаизов Г.Б Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа: Китап, 1995 - 224 с.

207. Фаизов Г.Б. Распространение мусульманства в Поволжье и Приуралье // Государственно-церковные отношения в России курс лекций -М.:РАГС, 1993. - С. 75-80

208. Фархшатов М.Н. Документы Оренбургского магометанского духовного собрания по истории мектебов и медресе Башкирии второй половины XIX века // Малоизученные источники по истории Башкирии. - Уфа: Китап, 1986. - С.188-191

209.Фархшатов M.H. Оренбургское магометанское духовное собрание и школьное просвещение тюркских народов дореволюционной Башкирии. //Башкирский край. - Уфа: Баш.ГОМ, 1991. - С. 9-14

210. Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале XX века (1900-1917гг.). - Уфа: Гилем, 2000. - 259 с.

211.Фокин A.B. К истории христианизации поволжских мусульман // Христианство и ислам на рубеже веков: Материалы Всероссийской научно -практической конференции. - Оренбург: Оренб. книжн. изд-во, 1998. - С. 154 - 156.

212. Франк А. Татарские муллы среди казахов и киргизов в XVIII-XIX вв. // Культура, искусство татарского народа: истоки, традиции, взаимосвязи. Материалы международной конференции посвященной 70 летию со дня рождения Ф.Х. Валеева - Казань: Тат.книга, 1993. - С. 127-131.

213. Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII - начале XX вв.- Казань: Академ. Книга, 2001. - 187 с.

214. Хабутдинов А.Ю., Мухетдинов Д.В. Обществнное движение татар-мусульман: итоги и перспективы. - Н.Новгород: НИМ «Махинур», 2005. -201 с.

215. Харузин А.Н. Степные очерки (Киргизская Букеевская орда). Странички из записной книжки. - М., 1888. - 192 с.

216. Хасанов Э.Р. Башкирская война // Война и общество в России. -Уфа - Стерлитамак: Гилем, 2004. - С.82 - 110.

217. Хусаинов С.М. Батырша и его проект реорганизации управления мусульманскими народами Урало - Поволжья // И.И. Неплюев и Южно -Уральский край: Материалы научной конференции. - Челябинск: Изд-во Че-ляб. Ун-та, 1993. -С.8-10.

218. Цивилизационное своеобразие российских модернизаций: региональное измерение. Материалы Всероссийской научной конференции. - Екатеринбург: УРОИН, 2009 - 267 с.

219. Черемшанский В.В. Описание Оренб. губернии в хоз., стат., этнограф, и промыш. отношениях - Уфа, 1859- 212 с.

220.Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем // Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Вып.VII. - Оренбург, 1900-245с.

221. Чистяков О.И. О политико-правовом опыте и традициях России //Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. - 1990. - №2.- С. 13-14.

222.Чулошников А.П. Восстание 1755 года в Башкирии. - М. - Л.: Политиздат, 1940 - 111с.

223. Юзефович Б.Н. Христианство, магометанство и язычество в восточных губерниях России / Юзефович Б. М. - СПб : Типография и Хромолитография А. Траншель, 1883. - 61с.

224. Юнусова А.Б. Изменения в структуре межконфессиональных отношений на территории Башкортостана в XVIII - XX веках // Христианство и ислам на рубеже веков: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. - Оренбург: «Димур», 1998. - С. 175 - 182.

225. Юнусова А.Б. Ислам в контексте российской истории // Азия и Африка сегодня. - 1998. -№ 3. - С. 57-64.

226. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. - Уфа: Уфимский полиграф-комбинат, 1999. - 352 с.

227. Allworth Е. ed. Tatars of Crimea. Their struggle for survival. - Durham, 1988, 187 p.

228. Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay C.Les mouvements nationaux chez les musulmans de Russie avant 1920 - Paris, 1960 - 251 p.

229. Carrère D'Encausse Hélène. Islam and the Russian Empire. Reform and Revolution in Central Asia. - Berkley: University of California Press, 1988.- 321

P-

230. Crews, Robert D. For prophet and Tsar: Islam and Empire in Russia and Central Asia. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2006. 218 p.

231.Dowler W. Classroom and Empire. The Politics of Schooling Russia's Eastern Nationalities, 1860-1917. - Montreal and Kingston: McGill-Queen's University Press, 2001. - 296 p.

232. Frank, Allen J. Muslim religious institutions in Imperial Russia: the Islamic world of Novouzensk District and the Kazakh Inner Horde, 1780-1910. -Boston: Brill, 2001. - P.101-102.

233. Geraci R.P. Window on the East. National and Imperial Identities in Late Tsarist Russia. - Ithaca and London: Cornell University Press, 2001. - 389 p.

234. Lyubichankovskiy S. Local Administration in the Reform Era and After: Mechanisms of Authority and their Efficacy in Russia // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. - USA, 2012. - Vol.13, № 4 (Fall 2012). - P.861-

235. Naganawa, Norihiro. Molding the Muslim Community through the Tsarist Administration: Mahalla under the Jurisdiction of the Orenburg Mohammedan 8. 9.Spiritual Assembly after 1905 // Acta Slavica laponica, Tomus 23. P.121-129

236 Rorlich Azade-Ayse. The Volga Tatars: a profile in national resilient/ -Stanford, 1986-421 p.

237. Werth Paul. Subjects for Empire: Orthodox Mission and Imperial Governance in the Volga-Kama Region, 1825-1881. Ph.D. diss. University of Michigan, 1996.- 29 p.

Площадь и общее количество населения по данным всеобщей переписи 1897 г. в шести губерниях Приуральского и Нижневолжского районов

Районы Губернии Площадь, кв.верста Кол-во населения, чел.

Приуральский Вятская 134538 3030831

Пермская 290169 2994302

Уфимская 107210 2196642

Нижневолжский Оренбургская 166711 1600145

Самарская 136713 2751336

Астраханская 189663 1003542

Источник: Статистический справочник. Население и землевладение России по губерниям и сравнительные данные по некоторым Европейским государствам. СПб., 1906. С.4.

Распределение населения региона по вероисповеданиям (данные первой всеобщей переписи населения 1897 г.)

Районы Губернии христиане Иу Мусуль-

право- ста- като- люте- деи мане

славные рообрядцы лики ране

Вятская 2786862 98055 - - - 132851

При- Пермская 1597177 21839 - - - 151494

ураль- 6

ский Уфимская 961727 34011 - - - 1095706

Оренбург- 1174872 49984 - - - 365543

Нижне- ская

волж- Самарская 2127726 97522 57485 15611 - 288655

ский 2

Астрахан- 529094 16018 - - - 307239

ская

Источник: Статистический справочник. Население и землевладение России по губерниям и сравнительные данные по некоторым Европейским государствам. СПб., 1906. С. 16-17.

Динамика христианизации мусульман Оренбургской губернии

(1745-1819)

Годы Количество, чел.

1745-1753 883

1753-1763 1014

1763-1771 572

1771-1786 213

1786-1796 98

1796-1801 15

1801-1815 22

1815-1819 8

итого 2825

Источники: РГИА. Ф.821. Оп.2. Д.137. Л.23-78.

Динамика перехода жителей Оренбургской губернии в ислам

(1803 -1900)

на 1 января ... года Количество, чел.

1803 год 205

1820 год 608

1835 год 990

1846 год 1131

1852 год 1396

1863 год 1777

1872 год 578

1880 год 629

1893 год 671

1900 год 730

Источники: РГИА. Ф.821. Оп.4. Д.2376. Л.27-380.

Количество православных священников из числа новокрещеных в епархиях Урало-Поволжья (1904 год)

Епархия Кол-во священников из числа новокрещеных

Уфимская 37

Казанская 27

Оренбургская 10

Самарская 5

Вятская 5

Пермская 1

итого 85

Источник: РГИА. Ф.733. Он. 173. Д. 101. Л.9об.

Численность мусульманских мулл, командированных в Младший жуз с санкции оренбургского регионального руководства

Год Количество, чел.

1791 19

1803 104

1825 186

1833 213

1851 576

1865 733

Источник: РГИА. Ф.821. Он. 1. Д. 1002. Л. 1-24

Динамика судебного преследования «вероотступников» из числа мусульман в Оренбургской и Казанской губерниях (1834- 1851 гг.)

Год Губерния

Оренбургская Казанская

1834 29 134

1842 27 156

1851 22 160

Источники: РГИА. Ф.821. Оп.1. Д.2001. Л.45, 51.

Количество обращений, поступивших в ОМДС от приходского мусульманского духовенства (за отдельные годы XIX века)

Год Кол-во обращений

1796 102

1829 168

1847 194

1863 195

1880 213

1898 227

Источники: ЦГИА РБ. Ф.И-295. Оп.1. Д.409. Л.47-48.

Количество обращений от рядовых мусульман по вопросам применения ислама, полученных в Оренбургском губернском правлении

(1803 -1900)

Год Кол-во обращений

1803 73

1829 77

1853 105

1866 24

1881 112

1900 148

Источники: ГАОО. Ф.11. Оп.З. Д.3903. Л. 11-13.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.