Государственная политика в области народного просвещения нерусских народов Казанской губернии во 2-й половине XIX - начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Зябиров Радик Мустафович

  • Зябиров Радик Мустафович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 183
Зябиров Радик Мустафович. Государственная политика в области народного просвещения нерусских народов Казанской губернии во 2-й половине XIX - начале XX вв.: дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2019. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зябиров Радик Мустафович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НЕРУССКИХ НАРОДОВ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ

1.1. Общественно-политическая и конфессиональная ситуация в регионе

1.2. Основные формы государственно-церковной диверсификации системы религиозно-нравственного просвещения нерусских народов

1.3. Культурно-просветительские и этнополитические особенности создания

школьной системы для просвещения инородческого населения

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К КОНФЕССОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТАТАР-МУСУЛЬМАН КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ ХГС - НАЧАЛЕ XX ВВ

2.1. Основные направления государственной политики в области мусульманского образования .................................................................................. 99!

2.2. «Особые совещания» начала ХХ в. и новые тенденции в политике по отношению к мусульманскому образованию

2.3. Татаро-мусульманские учебные заведения в системе либерально-

буржуазных отношений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственная политика в области народного просвещения нерусских народов Казанской губернии во 2-й половине XIX - начале XX вв.»

ВВЕДЕНИЕ

Реалии современного российского многоэтничного общества приводят практикующих ученых обществоведови педагоговк потребности обратиться к историческому опыту России для того, чтобы найти корень трудностей, с которыми наше государство столкнулось в постсоветский период. В результате появляется необходимость анализа отдельных переломных и ключевых моментов из дореволюционной истории нашего Отечества, имеющие аналогию с переживаемыми нынемногонациональным обществом событиями, когда решалисьсудьбы страны и народов. Их комплексный анализ позволит выяснить, существует ли цикличность исторических процессов, имевших место в организации национального образования татар.

Подобные научные исследования переходных периодов в наши дни приобретают общегосударственное и общенациональное значение. Наибольшую значимость имеет дореволюционная история буржуазной диверсификации концепции религиозного воспитания и народного образования, оказавшей большое влияние на дальнейшее развитие образовательных институтов государства. По этой причине особое место среди основных проблем формирования страны всегда занимала история народного образования. Исследование ключевых тенденций формирования образовательного и воспитательного процесса в российской общеобразовательной и конфессиональной школе, а также отбор различных альтернативных вариантов авторитарного способа обучения делают данную тему актуальной и важной с точки зрения социально-политического вопроса. В современном мире эта тема играет особую роль по причине появления частных, конфессиональных школ, которые сформировали ряд общественно-политических и этнокультурных проблем.

Кроме того, в постсоветском общественном сознании давно созрело понимание поверхностности научных и общественно-политических

представлений о дореволюционной концепции просвещения многоэтничного и поликонфессионального населения страны, особенно о роли мусульманских духовно-просветительских учреждений в просвещении татар, башкир и других тюркских народов. Сегодня многие ученые считают, что следует отказаться от упрощенного трактования исторических событий, касающихся просвещения народонаселения. Такая тенденция, несомненно, требует нового переосмысления истории просвещения и религиозного воспитания многоэтничного сообщества дореволюционной России.

Тема приобретает особую научную и практическую значимость и в связи с рассмотрением ее в региональном аспекте, на примере Казанской губернии, одногоиз наиболее интересных центров противоборства двух мировых религий (православия и ислама) и борьбы татар, отчасти марийцев, удмуртов,за сохранение своей религиозной идентичности. Комплексное исследование процесса формирования светских, религиозных и других учебных заведений, которые находились на территории Казанской губернии империи Российской во второй половине XIX-начале XX вв. поможет не только понять события, развернувшиеся в то время в нашем, но и позволит переосмыслить проблематику современных вопросов образования.

Кроме того, это исследование позволит лучше понять политикуцарского правительства и различных религиозных конфессий исследуемого периода в сфере народного образования. Только многоаспектное изучение этой темы поможет нам избавиться от ложных стереотипов, сформировавшихся в советский период.

Углубленное исследование региональных материалов формирования образовательных программ во второй половине XIX - начале XX вв. по просвещению нерусских народов Казанском крае даст возможность получить более полную картину данной сферы научных знаний, внести в проводимые в наши дни реформы существенные новшества и поправки.

Исследование этого вопроса поможет ввести в научный оборот ранее не опубликованные архивные источники, которые позволят переосмыслить

устоявшиеся взгляды и сделать на их базе научно-практические и научно-методические аналитические разработки для современных государственных руководителей.

Все это вызвало у нас научный интерес к истории формирования системы народного образования инородцев в Казанской губернии во второй половине XIX- начале XX вв.и обусловило избрание ее в качестве темы научного исследования. Однако заметим, что в работе не ставится главной целью изучение деятельности каждого учебного заведения в частности, так и комплексного анализа таких значимых дилемм, как создание образовательных учебных программ, формирование образовательного процесса, финансовых составляющих школьного дела, научное и практическое оформление учебных заведений. Данная тема до сих пор не является изученной. Учитывая совокупность данной многоаспектной проблемы, в работе мы предприняли попытку общего анализа трансформации просвещения инородческого населения Казанской губернии(1861-1917 гг.). Исследование охватывает весь пореформенный период эволюции народного образования нерусских народов губернии и дает возможность проанализировать ситуацию в стране, которая сложилась в результате буржуазных реформ.

Степень научной разработанности изучаемой темы. Историография заявленной проблемы имеет значительный научно-исследовательский задел. Первые исследования по этой проблеме появились еще до свержения царского самодержавия. Правда, в силу различных объективных факторов дореволюционные авторы1 не смогли охватить весь комплекс вопросов и

1 Алектров А.Е. Инородцы в России. - СПб., 1906; его же. Новые течения в жизни магометанских школ // Журнал Министерства народного просвещения. - 1909.- №4. - С. 187-202; Васильев А.В. Государственный язык в инородческой школе // Журнал Министерства народного просвещения. - 1904. - Ч. 356. - С. 167-174; Коблов Я.Д. Мечты татар-магометан о национальной общеобразовательной школе. - Казань, 1908; его же. О татаризации инородцев Приволжского края. - Казань, 1910; его же. Конфессиональная школа казанских татар. - Казань, 1916; Матвеев С. К. К вопросу о христианском просвещении и русскомобразовании инородцев. - Уфа, 1914; Миропиев М. А. К вопросу о просвещении инородцев // Русская школа. - 1901. - Т. 2. - С. 121-136; его же. Русско-инородческие системы Н. И. Ильминского // Журнал Министерства народного просвещения. - 1908. - № 2. - С.183-210; Остроумов Н. К истории мусульманского образовательного

рассмотрели лишь отдельные стороны данной проблемы. Тем не менее, их работы ценны многообразием подходов, оценок государственных программ в области просвещения инородческого населения губернии. Кроме всего прочего, значительную часть в них представляют сведения о мусульманской конфессиональной школе (медресе и мектебы), об учебно-просветительской и общественной специфике кадимистских и джадидистских учебных заведений. Немало внимания в них отводилось как православному миссионерству, так и мусульманскому, связанных с переходом инородцев христианского вероисповедания в ислам, отчасти и в язычество.

В дореволюционной историографии заметное место занялии труды татарских мыслителей и богословов. Самыми известными среди них являются произведения Х. Атласи, Р. Фахретдина, Ф. Туктарова и др., которые, наряду с освещением реального положения вещей в области образования мусульман Российской империи, в своих публикациях много внимания уделяли и определению характера и основных направлений политики государства в области конфессиональногообразования1.

Интересные исследования по этой проблеме появились в первый период установления советской власти. Среди исследователей следует выделить А. Аршаруни и X. Габидуллина, В.В. Бартольда, Дж. Валиди, Л. Климовича, Н.Д. Кузнецова, Г. Рахима, Г. Губайдуллина (Г. Газиза), Г. Сагди.Многие из

движения в России // Мир ислама. - 1913. - Вып.5. - С.302-326; Бобровников Н. Современное положение учебного дела у инородческих племен восточной России // Журнал Министерства народного просвещения. - 1915. - № 5. - С.115-126; Бобровников Н.А., Романов О.Г., Арентов И.Г. Новые течения в мусульманской школе // Журнал Министерства народного просвещения. - 1915. - № 8. - С. 202-230; Каптеров П.Ф. Новая русская педагогия: ее главнейшие идеи, направления и деятели. - СПб., 1914; его же. История русской педагогики. 2-е изд. - Пг., 1915; Малиновский Н.П. Законодательство об инородческой школе // Инородческая школа. - Пг., 1916. - С. 119-157; Общественное движение в России в начале XX века: в 4 т. - СПб., 1911. -Т.4, ч.12. - Кн. 6-7; Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. - М., 1917; Цаликов А. Кавказ и Поволжье: Очерки инородческой политики и культурно-хозяйственного быта. - М., 1913 и др.

1 Фэхретдин Р. Исламлар хакында хекумэт тэдбирлэре. - Оренбург, 1906-1907. - Т.1-2; Более подробно о позиции Ф. Туктарова по проблемам мусульманского образования см.: Мухаметшин Р.М. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в ХХ веке. - Казань, 2005 и др.

них не посвятили этой проблеме специальныеисследования, но в ихработахнашли отражениеединичные аспекты национально-религиозной и школьной политики имперской власти в Поволжье и Приуралье на рубеже XIX-XX вв. Они интересны и тем, что в них использованы различные источники и документы1.Среди перечисленных работ особый интерес вызывает труд Дж. Валиди «Очерки истории образованности и литературы татар», написанное на основе комплексного анализа материалов авторских наблюдений и документальных источников. В этом исследовании было проведено всестороннее изучение всех аспектов, касающихся эволюции школьногопросветительства татарского народа в дореволюционный период. Как считает известный уфимский исследователь этой проблемы М.Н. Фархшатов, «невзирая на чрезмерную безусловность, а зачастую и объективность отдельных взглядов и заключений, данные труды стали опорной точкой начала историографического анализа»2.

Внимание специалистов истории к этой проблеме значительно возросло в 1940-1950-е гг. В это время были опубликованы книги В.М. Горохова, Р.М. Раимова, А.Ф. Эфирова, А.К. Рашитова и др., в которых более детально проанализировансоциально-правовой статус народов, исповедующих ислам на территории Поволжья и Приуралья в условиях царизма, в том числе их система народного просвещения3. Причем дореволюционная татарская конфессиональная школа наиболее полное раскрытие получила в работе

1 Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. - М., 1931; Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. - Л., 1925; его же. Культура мусульманства. - Пг., 1918; Валидов Дж. Очерки истории образованности и литературы татар. - М.-Пг., 1923; Ибрагимов Татары в революции 1905 г. - Казань, 1926; Климович Л. Ислам в царской России: Очерки. - М., 1936; Национальные движения в период первой революции в России: сб. документов /сост. Н.Д. Кузнецов. - Чебоксары, 1935; Рэхим Г., Газиз Г. Татар эдэбияты тарихы. 2 нче басма. - Казан, 1924. - Т.1.,кн. 1-3; Сэгъди Г. Татар эдэбияты тарихы. - Казан, 1930 и др.

2См.: Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале ХХ века (1900-1917 гг.). - Уфа, 2000. - С.10.

Горохов В. М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. -Казань, 1941; Рашитов А.К. Начальная школа в Башкирии за XX лет. - Уфа, 1941; Раимов Р.М. 1905 год в Башкирии (Революционные движения в 1905-1907 гг.). - М.-Л., 1941; Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: Исторические очерки. - М., 1948 и др.

В.М. Горохова «Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья». В ней автор попытался выявить реакционную сущность политики царского режима в сфере народного образования инородцев Казанского края. Безусловно, открытое название работы наложило определенную предвзятость и получило негативную оценку на все деяния царской власти в области просвещения нерусских народов и сформировало идеологическую заданность многих выводов и положений автора. Кстати, этим грешили многие авторы советского периода историографии.

Важным событием для татарского народа явилось возникновение первых исследований по истории Татарстана, в коих была предпринята первая комплексная попытка анализа государственной политики царизма по отношению к мусульманским этносам в целом иих религиозно-просветительской системе в частности1.

В 1940-1950-е гг. появились труды по истории педагогики, где политике самодержавия и его региональных структур в этой сфере также уделено особое место2.

Существенные достижения в исследовании этой проблемы были достигнуты в 1960-1980-е гг. В данный временной промежуток значительно увеличилась тема и источниковая базаисследований. Возникли труды по истории национальной проблемы и государственных перемещений представителей нерусских этносовкак в империи Российской, так и на Урало-поволжской территории3.

1 История Татарской АССР: в 2 т. - Казань, 1955. - Т. 1.

2 Еникеев А. А. Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии: дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 1945; Константинов Н. А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. 2-е изд. - М., 1953; Курбанов Т.Я. Татарские учителя и молодежь Поволжья и Приуралья в период буржуазно-демократической революции 19051907 годов: автореф. ... дис. канд. пед. наук. - Казань, 1954 и др.

3 Бурмистрова Т.Ю. Национальный вопрос и рабочее движение в России. Ленинская политика пролетарского интернационализма: 1905-1917 гг. - М., 1969; Бурмистрова Т.Ю., Гусакова В.С. Национальный вопрос в программах и тактике политических партий в России. 1905-1917 гг. - М., 1976; Хасанов X.X. Формирование татарской буржуазной нации. -Казань, 1977; Юлдашбаев Б^. История формирования башкирской нации (Дооктябрьский период). - Уфа, 1972 и др.

В этот период появляются первые исследования по истории ислама в Поволжско-Приуральском крае, истории движения за его модернизацию, общественной мысли татарского народа в пореформенный период1.

Э.Д. Днепров, Ф.И. Ибрагимов, А^. Махмутова, С.М. Михайлова, Я.И. Ханбиков и другие ученые продуктивно разрабатывали историко-педагогическую тематику2.

Огромное научное значение имеют также

исследованияЗ.А. Ишмухаметова, М.З. Тутаева, Х.Х. Хасанова и др., в которых на основе новых источников и болеесовершенных методологических инструментариевпроанализированыединичныеаспекты трансформации

татарского общества начала XX века, изучен ряд актуальных вопросов, связанных среализацией социально-политических и духовных пристрастий татарского общества3.

Исследования Х.Х. Хасанова4 посвящены эволюции татарской нации, в них автором актуализирован процесс трансформации татарского крестьянина-предпринимателя в представителя буржуазной прослойки. Несомненно,

1 Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. - Казань, 1976; Вильданов А^., Кунафин Г.С. Башкирские просветители-демократы XIX века. - М., 1981; Гайнуллин М^. Татарская литература и публицистика начала XX века. 2-е изд., испр. и доп. - Казань, 1983; Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века. - Казань, 1974; Нафигов Р.Н. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли. - Казань, 1964; Усманов М.А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. - Казань, 1980; Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. - Уфа, 1973 и др.

2 Днепров Э.Д. Самодержавие и народное образование в пореформенной Росии. Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций. -М.,1984; Ибрагимов Ф. Белем алифбадан башлана. - Казан, 1973; Михайлова С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья. - Казань, 1979; Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар. - Казань, 1982; Очерки истории педагогической мысли народов СССР: Вторая половина XIX в. - М., 1976;. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. - Казань, 1967; его же. Основные направления в развитии педагогической мысли татарского народа в Х!-ХХ веках: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1968 и др.

3 Ишмухаметов З.А. Социальная роль в эволюции ислама в Татарии (Исторические очерки). - Казань, 1979; Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья. - Казань, 1972; Тутаев М.З. Октябрь и просвещение: Очерки истории просвещения в Татарии накануне Октябрьской революции в первые годы Советской власти. - Казань, 1970 и др.

4 Хасанов Х.Х. Революция 1905-1907 гг. в Татарии. - М., 1965; его же. Формирование татарской буржуазной нации. - Казань, 1977 и др.

интереснырассуждения автора и о роли татарского буржуазного общества в формировании национального образования, культуры, периодической печати и литературы.

Новый этап в историографии проблемы начался с начала 1990-х гг. В результате преодоления жестких идеологических рамок история многонациональной Российской империи стала рассматриваться более многомерно и объективно. Возросло внимание исследователей к истории национальной культуры, в том числе к просвещению народов имперской России1.

В это время появились работы, в которых были предприняты новые методы осмысления исламского фактора в истории татарского народа империи, в том числе в сфере конфессионального образования. Правда, сразу следует подчеркнуть, что постановка многих основных проблем, способствовавших выявлению особенностей ислама в системе национального образования, до сих пор трактуется в традиционно-методологическом ключе. Такие понятия, как кадимизм, джадидизм, татарский реформизм, до сих пор остаются до конца не изученными и требуют критического отношения современных исследователей.

Тем не менее,труды последних десятилетий новой истории России стали передовым шагом в исследовании татарского ислама и системы мусульманского просвещения в крае. Работы Я.Г. Абдуллина, Р.У. Амирханова, Д.М. Исхакова, Е.В. Липакова, Р.Ф. Мухаметдинова, Р.М. Мухаметшина, Р.Г. Мухаметшина, Р.А. Набиева, С.Т. Рахимова, Ф.М. Султанова, М.Н. Фархшатова, А.Ю. Хабутдинова,А.Н. Юзеева, Л.А. Ямаевой и др. представляют масштабный научный интерес в плане использования новых

1 Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в общественной и духовной жизни мусульманского населения Южного Урала в конце ХУШ-Х1Х в. - Уфа, 1998; Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. - Уфа, 1996; Гатанова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. - М., 1993; Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. - М., 1991; Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. - М., 1994 и др.

источников в исследовании данного вопроса1.В этот передовой период появились и специальные исследования, вкоторых система национального образования рассматривается в контексте конфессиональных отношений2.

В постперестроечные годы появились фундаментальные исследования академика И.Р. Тагирова, который на масштабном уровне изучил совокупность использованных материалов и источников, дал многомерную оценку исторической эволюции татарского народа. Его работы дают четкое представление о борьбе татарского обществаза защиту своих политических, экономических, культурных, религиозных и национальных ценностей3.

1 Абдуллин Я. Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. -Казань, 1998; Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. - Казань, 1997; его же. Проблемы становления и трансформации татарской нации. - Казань, 1997; Амирханов Р.У. Татарская национальная идеология: история и современность // Панорама-форум. - 1996. - № 1; Мухаметшин Р.Г. Татарский традиционализм: особенности и формы проявления. - Казань, 2005; Мухаметшин Р.М. Ислам в татарской общественной мысли начала XX века. - Казань, 2000; его же. Конфессиональный фактор и проблема сохранения единства татар // Единство татарской нации: материалы научной конференции АН РТ «Цивилизационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации» (Казань, 7-8 июня 2002 г.). - Казань, 2002; его же. Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана). - Казань, 2003; его же. Исламский фактор в общественном сознании татар (ХУ1-ХХ вв.) // Татарстан. - 1994. - № 3-4; Мухаметдинов Р.Ф. Зарождение и эволюция тюркизма. - Казань, 1996; Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале ХХ века. Уфа, 2000; Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX вв.: в 2 книгах. - Казань, 1998; Султанов Ф.М. Ислам и татарское национальное движение в российском и мировом мусульманском контексте: история и современность. -Казань, 1999; Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII - начале XX вв. - Казань, 2001; Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала ХХ века как общественно-политическое явление. - Уфа, 2002; Липаков Е.В. Православное духовенство Казанской епархии второй половины XIX -начала XX вв.: опыт характеристики // Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции «История и человек в богословии и церковной науке», 4-6 октября 1995 г. - Казань, 1996; Рахимов С. Социально-правовой статус татарских учебных заведений последней четверти XVIII - начала ХХ вв. // Ислам в татарском мире: история и современность. - Казань, 1997 и др.

2 Воробьева Е.Н. Мусульманский вопрос в имперской политике российского самодержавия (вторая половина XIX 1917 г.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 1999; Государственно-церковные отношения в России. - М., 1995; Одинцов М.Н. Государство и церковь в России: XX век. - М., 1994; Фаизов Г.Б, Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. - Уфа, 1995; Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII - начало ХХ вв.). - М., 2004 и др.

3 Тагиров И.Р. Очерки по истории Татарстана и татарского народа. (XX век). - Казань, 1999; его же. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. - Казань, 2000; его же. История государственности Татарстана. XX век. - Казань, 2005 и др.

На рубеже XX-XXI вв. основной интерес ученых был направлен на изучение отдельных аспектов общественно-политического мировоззрения татар. В работах Г. Емельяновой, Р.Р. Исхаковой, А.В. Кобзева, Р.Р. Салиховаи др. по-иному дается трактовка история движения джадидизма и становления мусульманской конфессиональной школы на территории и Российской империи, расширения культурно-политических горизонтов развития татарского общества1.

Научные изыскания И.К. Загидуллина2 направлены в сторону анализа социально-политической и общественно-экономической жизнитатар Казанского края. Опубликованные им работы, в частности монография, посвящены Всероссийской переписи населения 1897 г. в аспекте анализа экономического и политического положения татарского населения Казанской губернии. В трудах последних лет автор делает акцент на анализ общественно-политического развития татарского общества, а также на изучение причин перехода татар-кряшен из православия в ислам.

В последние десятилетия изучение конфессионального образования нерусских народов стало объектом внимания ряда ученых3, благодаря их

1 Емельянова Г. К вопросу о национальной самоидентификации волжских татар в конце XIX

- начале XX века: татаризм, тюркизм и исламизм // Мир ислама. - 1999. - № 1-2; Исхакова Р.Р. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине XIX - начале XX веков. - Казань, 2001; Кобзев А.В. Исламская община Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. - Н. Новгород, 2007; Салихов Р.Р. Татарская буржуазия Казани и национальные реформы второй половины XIX - начала XX в. - Казань, 2000; его же. Участие татарского предпринимательства России в общественно-политических процессах второй половины XIX - начала XX века. - Казань, 2005 и др.

2 Загидуллин И.К. К вопросу отпадения крещеных татар Казанской губернии в мусульманство 1866 года // Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода. -Казань, 1990; его же. Татарская школа и русификаторская политика царизма во второй половине XIX в. // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. - Казань, 1992; его же. Причины отпадения старокрещеных татар Среднего Поволжья в мусульманство в XIX веке // Материалы международного симпозиума «Ислам в татарском мире: история и современность, Казань, 29 апреля - 1 мая 1996 г. - Казань, 1997; его же. Перепись 1897 г. и татары Казанской губернии. - Казань, 2000; его же. Татарское национальное движение в 1860-1905 гг. - Казань, 2014 и др.

Понятов А.Н. Миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» в Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Казань, 2007; Николаев Н. А. Средневолжская поликонфессиональная деревня второй половины XIX

- начала XX века в аспекте отношений «свой» и «чужой». - Казань, 2011; Махмутова А.Х. Возрождение и развитие системы образования татар-мусульман в Волго-Уральском регионе

публикациям стали использоваться новые источники, позволяющие проанализировать эволюцию подходов религиозного просветительствав Поволжье в целом и Казанском крае в частности.

Обширная часть исследований, опубликованных в периодических изданиях и научных сборниках, присутствие в них общих и специальных монографий стали стимулировать историков и обществоведов, попытаться систематизировать данные сведения об историческом формировании татарской нации. В процессе этой широкомасштабной работы в 2001 г. был издан обобщающий и систематизирующий труд под названием «Татары», в котором были отражены некоторые стороны жизни татарского населения, в том числе его духовные и культурные ценности1.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зябиров Радик Мустафович, 2019 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Неопубликованные (архивные) источники

1.1. Национальный архив Республики Татарстан:

Фонд 1 - Канцелярия казанского губернатора. Оп.4.

Фонд 41 - Казанский Окружной суд. Оп.11.

Фонд 51 - Казанская судебная палата. Оп. 1.

Фонд 92 - Попечитель Казанского учебного округа. Оп.2.

Фонд 199 - Казанское губернское жандармское управление. Оп.1.

Фонд 390 - Прокурор Казанского окружного суда. Оп. 4.

Фонд 776 - Отдел юстиции Казанского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (губюст). Оп.12. Фонд 821 - Главное управление духовных дел иностранных исповеданий (с 1832 г. - Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел Российской империи).Оп. 133.

2. Опубликованные источники

2.1. Аграрный вопрос и крестьянское движение 50-70-х годов XIX в. - М.-Л., 1936. - 512 с.

2.2. Материалы по истории Татарии. - Казань, 1948. - Вып. 1. - 487 с.

2.3. О просвещении приволжских инородцев. 30 номеров журнала «Сотрудник Братства святителя Гурия». - Казань: Тип. Перова, 1910. -896 с.

2.4. Обзор о деятельности Министерства народного просвещения за 18621864 гг. - СПб., 1865. - 3438 с.

2.5. Обзоры Казанской губернии за 1880-1913 гг.- Казань, 1881-1914.

2.6. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты

Казанской епархии за 1892/1893 гг. - Казань, 1894. - 63 с.

2.7. Отчет обер-прокурора Святейшего Синода за 1884 год. - СПб., 1886. -111 с.

2.8. Отчет обер-прокурора Святейшего Синода .за 1892-1893 гг. - СПб., 1895. - 157 с.

2.9. Отчеты о деятельности «Братства святителя Гурия» за 1781-1914 гг. -Казань, 1872-1915. - 65 с.

2.10. Письмо Н.И. Ильминскогок графу Д.А. Толстому, обер-прокурору Святейшего Синода, 31 марта 1866 года // Казанская центральная крещено-татарская школа. Методика для христианского просвещения крещеных татар. - Казань, 1887.- 230 с.

2.11. ПисьмаК.П.ПобедоносцеваАлександру III. - М., 1925. - 316 с.

2.12. Полное собрание законов. - СПб., 1873. - T.XLIV, № 46974.

2.13. Полное собрание законов. - СПб., 1881. - Т. 1, № 18.

2.14. Россия. Государственная дума. 3-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия 5-я. Заседания 84-119. С 5 марта по 28 апреля 1912. - Ч. 3. - СПб., 1912. - 1871 с.

2.15. Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. -СПб., тип. т-ва «Обществ. польза», 1869. - 522 с.

2.16. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения 18651870. - Т.6. - СПб., 1874. - 542 с.

2.17. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения 18741876. - Т.4. - СПб., 1901. - 840 с.

2.18. Статистические сведения по начальному образованию Российской империи. - СПб., 1903. - 862 с.

2.19. Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 18671895 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - Неофиц. изд. - Санкт-Петербург : типо-лит. И.А. Фролова, 1896. - 282 с.;

2.20. Циркуляры по Казанскому учебному округу. - Казань, 1884. - №3.

3. Научно-справочная литература

3.1. Гайнанов Р.Р. Татарская периодическая печать (1905-1924). Библиографический указатель / Р.Р. Гайнанов, Р.Ф. Марданов, Ф.Н. Шакуров. -Казань: Рухият, 1999. - 312 с.

3.2.Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог-справочник / Науч. ред. М.З. Закиев, Ю.И. Смыков, М.М. Таишев, Р.М. Валеев. - Казань: Изд-во «Эйдос», 1993. - 456 с.

3.3. Татарская периодическая печать (1905-1924). Библиографический указатель / Гайнанов Р.Р., Марданов Р.Ф., Шакуров Ф.Н. - Казань: Рухият, 1999. - 312 с.

3.4.Татарская периодическая печать начала ХХ века. Библиографический указатель / Гайнанов Р.Р., Марданов Р.Ф., Шакуров Ф.Н. - Казань: Милли китап, 2000. - 320 с.

3.5. Татарская энциклопедия. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002-2014. - Т.1-6.

3.6. Татарский энциклопедический словарь / гл. ред. М.Х. Хасанов. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. - 703 с.

3.7. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - СПб., 1898. -498 с.

4. Периодическая печать

4.1. «Аль-Ислах» («Реформа» 1908 г.).

4.2. «Баянельхак» («Правдивое известие», 1911 г.).

4.3. «Вакыт» («Время», 1910 г.).

4.4. «День» (1913 г.).

4.5. «Земщина» (1911 г.).

4.6. «Йолдыз» («Звезда», 1907, 1914 гг.).

4.7. «Казан мухбире» («Казанский вестник», 1906 г.).

4.8. «Мусульманская газета» (1914 г.).

4.9. «Петроградский курьер» (1914 г.).

4.10. «Русская правда» (1912 г.).

4.11. «Тарджиман» («Переводчик», 1890, 1891, 1901, 1903, 1904, 1907, 1911 гг.).

4.12. «Ульфят» («Единство», 1905 г.).

5. Монографии, статьи и сборники работ

5.1. Абдуллин Я. Татарская просветительская мысль/ Я. Абдуллин. - Казань: Таткнигоиздат, 1976. - 128 с.

5.2. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Социальная природа и основная проблематика. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1976. - 319 с.

5.3. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место/ Я.Г. Абдуллин. - Казань: Иман, 1998. - 121 с.

5.4. Абдуллин Я.Г. Джадидизм как этап в развитии татарского просветительства / Я.Г. Абдуллин // Очерки истории татарской общественной мысли / ред. Р.М. Амирханов. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. - С. 128-160.

5.5. Аблязов К. А. Историческая судьба татар: в 2 т. - Т. I: От племени к нации/ К.А.Аблязов. - Саратов: Научная книга, 2012. - 416 с.

5.6. Аблязов К.А. Историческая судьба татар: в 2 т. - Т.П: Этническая мобилизация и возрождение национальной государственности / К.А.Аблязов. - Саратов: Научная книга, 2012. - 368 с.

5.7. Абрамов В. Д. Земская школа в Казанской губернии // Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье: сб.

статей / отв. ред. Н.С.Попов / В.Д. Абрамов. - Йошкар-Ола, 1993. - С. 3339.

5.8. Алишев С.Х. Материалы по истории татарского народа / С.Х. Алишев. -Казань: Татар. кн. изд-во, 1995. - 195 с.

5.9. Амирханов Р.М. Татарская социально-философская мысль средневековья. XIII - XVI века / Р.М. Амирханов. - Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова, 1993. - 111 с.

5.10. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад» (на примере развития русской культуры)/ Р.У. Амирханов. -Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. - 240 с.

5.11. Амирханов Р. Система конфессионального образования у татар: становление и формы функционирования / Р. Амирханов // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. - Казань: Фэн, 2006. - С. 215-242.

5.12. Аршаруни А. Очерки панисламизма и пантюркизма в России / А. Аршаруни, Х. Гибадуллин. - Иман, 2002. - 199 с.

5.13. Александров Г.А. И.Я.Яковлев в 1917-1920 гг. / Г.А. Александров. -Чебоксары.: Изд-во Чебоксарского гос. ун-та, 1992. - 69 с.

5.14. Андреев И.А. Иван Яковлевич Яковлев - продолжатель системы инородческого образования Н.И. Ильминского / И.А. Андреев // Известия Академии наук и искусств Чувашской Республики. - 1999. - № 2. - С. 137146.

5.15. Атласи Ь. Наданлык hэм аныц щимешлэре / Ь. Атласи // Шура. - 1910. -№ 19. - 604-605 б.

5.16. Атласи Ь. Сайланма эсэрлэр: 2 томда. - 2 том: мэкалэлэр, хатлар, библиография / Ьади Атласи - Казан: «Ж^ыен», 2010. - 352 б.

5.17. Атряскина Х. Из истории мусульманскогообразования / Х. Атряскина, А. Баянов // История отечества. - 2000. - № 10. - С. 329-334.

5.18. Баязитов А. Отношения ислама к науке и к иноверцам / Атаулла Баязитов. - СПб., 1883. - 102 с.

5.19. Баратынский А.И. О народном образовании в Буинском уезде и мерах к его улучшению / А.И. Баратынский //Журнал Министерства народного просвещения. - 1869. - Ч.166. - Отд.4. - С. 94-110.

5.20. Баратынский А.И. По поводу преобразований училищных советов / А.И. Баратынский // Православное обозрение. - 1874. - Июль. - С. 341342.

5.21. Баратынский А.И. Отрадное влияние инородческой школы на чуваш / А.И. Баратынский//Церковный вестник. - 1879. - № 31.

5.22. Баратынский А.И. Записка о введении русского языка и русской грамотностив татарских училищах: Сборник документов и статей по вопросу образования инородцев / А.И. Баратынский. - Симбирск, 1884. -619 с.

5.23. Бигиев М. Халык назырына берничэ мэсьэлэ / М.Бигиев. - Казан: Максудов, 1912. - 93 б.

5.24. Благовидов Ф.Н. Деятельность русского духовного общества в отношении народного образования / Ф.Н. Благовидов. - Казань: тип. Имп. ун-та, 1891. - 379 с.

5.25. Богданов И. Грамотность и образование в дореволюционной России: Историко-статистические очерки / И. Богданов. - М.: Наука, 1964. - 249 с.

5.26. Богуславский М. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогикиначала XX века / М. Богуславский // Педагогика. - 1998. - № 7. - С. 82-87.

5.27. Валидов Дж. Очерки истории образованности и литературы волжских татар. Вып. 1 / Дж. Валидов. - М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. - 107 с.

5.28. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар / Дж. Валидов. - Казань: Иман, 1998. - 160 с.

5.29. Валидов Жамал. Миллэт вэ миллият / К.Валидов. - Оренбург, 1913. - 50 с.

5.30. Васин К.К. Из истории развития философской иобщественно-

политической мысли в Марийском крае (дооктябрьский период) / К.К. Васин, С.А. Коробов, Б.К. Рейнфельд. - Йошкар-Ола, 1966. - 154 с.

5.31. Взгляд на миссионерское дело некоторых светских русских писателей и беллетристов // Православный благовестник. - 1901. - №№ 5, 8, 9, 10, 11.

5.32. Виноградов Е. Метод миссионерской полемикипротив татар-мухамеддан / Е. Виноградов // Миссионерский противомусульманский сборник. -Казань, 1873. - Вып.1. - 254 с.

5.33. Вопросы истории школы и педагогикидореволюционной России. - М., 1978. - 531 с.

5.34. Габдерэшит Ибра^Ьим: фэнни-биографик щыентык / тез.: М.Госманов, Ф.Галимуллин. - Казан: ^ыен, 2011. - 432 б.

5.35. Гаспринский И. Россия и Восток / Исмаил бей Гаспринский. - Казань: Жыен, тат. кн. изд-во, 1993. - 132 с.

5.36. Гаспринский И.Б. Русское мусульманство / И.Б. Гаспринский // Этнографическое обозрение. - М., 1992. - № 6. - С. 110-116.

5.37. Гаспринский Исмэгыйль: тарихи-документаль щыентык / тез. С. Рэхимов. - Казан: Ж;ыен, 2006. - 544 б.

5.38. Гафаров А.А.Татарское религиозное реформаторство конца XVIII -первой половины XIX в. в контексте общеисламской модернизации /

A. А. Гафаров// Ученые записки Казанского университета. Т.148. Серия Гуманитарные науки. - Кн.4. - Казань, 2006. - С. 161-171.

5.39. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья / В.М. Горохов.- Казань: Татгосиздат, 1941. - 260 с.

5.40. Горохов В.М.Развитиенародного образования в Татарской АССР /

B.М. Горохов,Б.П. Рождественский. - Казань: Таткнигоиздат, 1958. -143 с.

5.41. Горохова Н.Д. Религия и женщина / Н.Д. Горохова. -М.: Общество «Знание» РСФСР, 1975. - 34 с.

5.42. Грачев С.В. О политике просвещения нерусских народов Поволжья /

C.В. Грачев // Педагогика. - 1998. - № 7. - С. 96-99.

5.43. Грачев С.В. Геополитика в истории образования нерусских народов / С.В. Грачев // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 64-69.

5.44. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ / Е.Ф. Грекулов. - М.: Наука, 1969. - 184 с.

5.45. Григорьев А.Н.Христианизация нерусских народностей как один из методов национально-колониальной политики царизма в Татарии (С первой половины XVI в. до февраля 1917г.) / А.Н. Григорьев // Материалы по истории Татарии. - Казань: Татгосиздат, 1948. - Вып.1. -С. 226-285.

5.46. Докладная аналитическая записка попечителя Казанского учебного округа Председателю Кабинета Министров России П.А. Столыпину о Гаспринском и газете «Тарджиман» от 25 апреля 1908 г. № 5687. -Казань, 1908.

5.47. Докладная записка Исмаила Гаспринского начальнику Главного управления по делам печати от 13 января 1883г. г. Бахчисарай. -Бахчисарай, 1883.

5.48. Доклады Казанской губернской земской управы губернскому земскому собранию за 1872-1914 гг. - Казань, 1872-1914.

5.49. Дмитров В.Д. История Чувашии. XVIII век / В.Д. Дмитров. - Чебоксары: Чувашское гос. изд-во, 1959. - 531 с.

5.50. Дмитриев П. Миссионерская деятельность среди луговых черемис в Казанской губернии Козьмодемьянского уезда в 1873 году / П. Дмитриев // Известия по Казанской епархии. - 1876. - № 1. - С. 4-22.

5.51. Егоров Д.Е. История чувашской школы и педагогики в событиях и лицах: учебное пособие / Д.Е. Егоров. - Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И.Я.Яковлева, 1998. - 360 с.

5.52. Егоров С. Теория образования в педагогике России начала XX века / С. Егоров. - М.: Знание, 1987. - 190 с.

5.53. Елисеев Е.Важность и значение миссионерства. Ответ П. Петрункевичу / Е. Елисеев. - СПб., 1902. - 34 с.

5.54. Ешевский С.В. Миссионерская Россия / С.В. Ешевский // Сочинения. -М., 1870. - Т.3. - С. 667-710.

5.55. Жузе П. Ислам и просвещение / П. Жузе // Православный собеседник. -1899. - Кн. 2. - С. 537.

5.56. Журавский А.В. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога / А.В. Журавский. - М.: Наука, 1990. - 128 с.

5.57. Жураковский Г.С. Из истории просвещения в дореволюционной России / Г.С. Жураковский. - М.: Просвещение, 1978. - 349 с.

5.58. Журналы и протоколы заседаний Казанской городской думы за 18721914 гг. - Казань, 1872-1914.

5.59. ^амал Вэлиди: эдэби hэм тарихи-документаль щыентык / тез. Дилэрэ Абдуллина, Ж^дэт Мицнуллин. - Казан: Ж^ыен, 2010. - 624 б.

5.60. ^амал Вэлиди. Миллэт вэ миллият. - Оренбург, 1914. - 50 б.

5.61. Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: мечети в европейской части России и Сибири / Ильдус Загидуллин. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. - 414 с.

5.62. Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан. Сочинение воспитанника Казанской Духовной Академии Николая Красносельцева на степень магистра богословия. - Казань: Универ. тип., 1872. - 242 с.

5.63. Зеленин Д. Н.И.Ильминский и просвещение инородцев / Д. Зеленин. -СПб.: Изд. т-ва «Русская школа», 1902. - 20 с.

5.64. Знаменский В.П. Казанские татары / В.П. Знаменский. - Казань: Иман, 2004. - 72 с.

5.65. Золотницкий Н.И. По поводу открытия частных школ в Вятской губернии / Н.И. Золотницкий // Вятские губернские ведомости. - 1861. - № 47.

5.66. Золотницкий Н.И. Доклад Совету Братства святителя Гурия / Н.И. Золотницкий // Казанские губернские ведомости. - 1869. - № 60.

5.67. И.Я. Яковлев и духовность современного многонационального общества: тезисы докладов на научно-практической конференции 24 апреля 1998

года. - Чебоксары, 1998. - 416 с.

5.68. И.Я. Яковлев и проблемы развития системы национального образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции. -Ульяновск: ИПКПРО, 1997. - 74 с.

5.69. И.Я. Яковлев и просвещение народов Поволжья:материалы международной научно-практической конференции, посв. 125-летию Симбирской чувашской учительскойшколы16-17ноября1993 года. -Ульяновск-Чебоксары, 1993. - 337 с.

5.70. И.Я. Яковлев и Симбирская чувашская учительская школа. - Чебоксары: Институт чувашской филологии и культуры, 1997. - 58 с.

5.71. Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 года / Г. Ибрагимов; пер с татар. Г. Мухамедовой. - Казань: Гос. изд-во ТССР. - 1926. - 262 с.

5.72. Иван Яковлев - выдающийся чувашский просветитель-педагог / сост. А. А. Кондратьев. - Уфа: Изд-во «Экономика», 1998. - 238с.

5.73. Иванов А.И. Богослужение, церковное пение на чувашском языке, как средство для религиозно-нравственного воспитания чуваш / А.И. Иванов. -Казань, 1899. - 20 с.

5.74. Иванов А.И. Съезд инородческих священников-миссионеров Самарской епархии, бывший 20-23 июня 1906 года в Самаре / А.И. Иванов. -Самара, 1906. - 19 с.

5.75. Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения: сб. статей / Я.Г. Абдуллин (отв. ред.), Р.М. Амирханов, Н.Г. Гараева, М.З. Закиев, Р.М. Мухаметшин. - Казань, 1994. - 206 с.

5.76. История Татарстана: учеб. пособие для основной школы. - Казань: ТаРИХ, 2001. - 415 с.

5.77. Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению / Д.М. Исхаков. - Казань: Иман, 1997. -53 с.

5.78. Исхаков Р.Р. Миссионерство и мусульмане Волго-Камья (последняя треть XVIII - началоХХ в.) / Р.Р. Исхаков. - Казань, 2011. - 222 с.

5.79. Исхакы Г. Вырождение двести лет спустя / пер. с булг. Антология булгарской литературы Х1Х-ХХ1 вв. / Исхакы Мухаммет Гаяз. - М.: Булгар Иле, 2004. - 264 с.

5.80. Игнатович В.В. Проект устава низших и средних училищ / В.В. Игнатович // Санкт-Петербургские ведомости. - 1860. - № 153. - 93 с.

5.81. Из истории педагогики Татарии. - Казань: Татгиз, 1976. - 230с.

5.82. Из истории просвещения инородцев-чуваш // Церковные ведомости. -1895. - №№ 13,14,18.

5.83. Из Чебоксарского уезда. Чувашские школы и их ревизоры // Церковно-общественный вестник. - 1883. - № 68.

5.84. Износков И.А. Миссионерского братства святителя Гурия школа в Ишаках / И. А. Износков // Православный благовестник. - 1895. - №3. - С. 262-272.

5.85. ИзносковИ.А. Об инородческих школах с миссионерским направлением / И. А. Износков // Народное образование. - 1897. - №3. - С. 105-110.

5.86. Износков И.А. Инородческие школы «Братства святителя Гурия» / И.А. Износков. - М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1901. - 43 с.

5.87. Ильминский Н.И. Об образовании инородцев посредством книг, переведенных на их родной язык / Н.И. Ильминский // Православное обозрение. - 1863. - №3. - С. 136-141.

5.88. Ильминский Н.И. Новые учебные руководства для татар-магометанг. Радлова / Н.И. Ильминский // Журнал Министерства народного просвещения. - СПб., 1873. - Ч.167. - Отд.2.

5.89. Ильминский Н.И. К истории инородческих переводов / Н.И. Ильминский // Православный собеседник. - 1884. - Кн. 1. - С. 339-369.

5.90. Ильминский Н.И. Из переписки об удостоении инородцев священнических должностей / Н.И. Ильминский. -Казань, 1885. - 20 с.

5.91. Ильминский Н.И. Система народного, в частности инородческого образования в Казанском крае / Н.И. Ильминский. - СПб., 1886. - С. 5.

5.92. Ильминский Н.И. Казанская центральная крещено-татарская школа:

Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар / Н.И. Ильминский. - Казань, 1887. - 485 с.

5.93. Ильминский Н.И. Избранные места из педагогических сочинений / Н.И. Ильминский. - Казань, 1892. - 136 с.

5.94. Ильминский Н. Программа школы для крещеных инородцев Восточной России / Н.И. Ильминский.- Казань, 1896. - 95 с.

5.95. Ильминский Н.И. О просвещении нерусских народов Поволжья:сб. статей / Н.И. Ильминский. - Казань: Издание «Братства св. Гурия», 1916. -113 с.

5.96. Исторический очерк деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 гг. / сост. С.В. Рождественский. - СПб., 1902. -576 с.

5.97. История Казани в документах и материалах. XIX век / под ред. И.К. Загидуллина. - Казань: Магариф, 2005. - Т. 4. - 784 с.

5.98. История Казани в документах и материалах. XX век / под ред. Р.У. Амирханова. - Казань: Магариф, 2004. - 712 с.

5.99. История педагогики / под ред. И.А. Константинова, Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой. - М.: Образование, 1955. - 320 с.

5.100.История Татарской АССР / под ред. М.К. Мухарямова. - Казань: Таткнигоиздат, 1980. - 256 с.

5.101. Казанская центральная крещено-татарская школа. Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар. - Казань: Тип. А. Щетинина, 1887. - 484 с.

5.102. Каменский В.О. О противомусульманской миссии / В.О. Каменский. -СПб.: Тип.«Колокол», 1910. - 18 с.

5.103.Кедров Н.М. Николай Иванович Золотницкий и его деятельность по образованию чуваш / Н.М. Кедров // Русская школа. - 1906. - № 5-6.

5.104. Кеппень П. Об этнографической карте Евразийской России / П. Кеппень. - СПб., 1853. - 40 с.

5.105. КобловЯ.Д. Конфессиональные школы казанских татар / Я.Д. Коблов. -

Казань, 1916. - 41с.

5.106.Комаров Н.И. Казанское «Братство св. Гурия» / Н.И. Комаров // Православный благовестник. - 1893. - №3. - С. 15-21.

5.107.Корсаков Д.А.Сборник материалов по истории Казанского края / Д.А. Корсаков. -Казань, 1908. - 477 с.

5.108.Косик В.И. Просветительская деятельность православного братства на территории России / В.И. Косик // Педагогика. - 1994. - № 6. - С.86-89.

5.109.Кудряшов В.Г. Православное миссионерство в Среднем Поволжье: История и оценка его деятельности / В.Г. Кудряшов// История христианских народов Среднего Поволжья. - Чебоксары: Чувашский гос. ун-т, 1988. - С. 48-59.

5.110. Макаров Д.М. Христианизация народов Поволжья во второй половине XIX - начале XX вв. / Д.М. Макаров // История христианизации народов Поволжья во второй половине XVI века: критические суждения и оценка. - Чебоксары, 1983.

5.111.Малов Е.А. Миссионерство среди мухамеддан и крещеных татар: сб. статей / Е.А. Малов. - Казань,1882.

5.112.Малов Е.А. Миссионерство среди мухамеддан и крещеных татар: сб. статей / Е.А. Малов. - Казань: Кафедра протоиерея Е.А. Малова. Казан.ун-т, 1892. - 426 с.

5.113. Марийцы: проблемы социального и национально-культурногоразвития: сб. статей / отв. ред. Н.С. Попов. - Йошкар-Ола, 2000. - 210 с.

5.114.Марков В.С. Историческое значение церковно-приходской школы для православной России / В.С. Марков. - М., 1899.

5.115. Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар (1905-1917 гг.) / сост., авт. вступ. статей и примеч. Р.Р. Фахрутдинов. - Казань: КГПИ, 1992. - 126 с.

5.116. Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар / А.Х. Махмутова. - Казань: Казан. гос. ун-т, 1982. - 92с.

5.117.Махмутова А.Х. Возрождение и развитие системы образования татар-

мусульман в Волго-Уральском регионе в конце XVIII - начале XX в. / А.Х. Махмутова // Научный Татарстан. - 2011. - № 1. - С. 173-194.

5.118. Машанов М. Обзор деятельности братства святителя Гурия за 25 лет его существования (1867-1892) / М. Машанов. - Казань, 1892. - 257 с.

5.119. Медресе г.Казани XIX - начала ХХ вв.: сб. документов и материалов / отв. ред. Л.В. Горохова; сост. Р.А. Гимазова, Н.С. Горицкая, Н.А. Шарангина / под общ. ред. Д.И. Ибрагимова. - Казань: Гасыр, 2007. - 319 с.

5.120. МихайловаС.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья(1800-1861гг.) / С.М. Михайлова. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1972. - 234 с.

5.121.Михайлова С.М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России (ХГХвек) / С.М. Михайлова. - Казань, 1991. - 360 с.

5.122. Мухаметшин Р. М. Ислам в татарской общественной мысли начала XX века / Р. М. Мухаметшин. - Казань: Иман, 2000. - 160 с.

5.123. Мухаметшин Р.М. Ислам в татарской общественной мысли начала XX века / Р.М. Мухаметшин // Очерки истории татарской общественной мысли.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. - 160 с.

5.124. Мухаметшин Р.М.Религиозно-мировоззренческие искания в начале XX века / Р.М. Мухаметшин // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. - Казань: Мастер Лайн, 2002. - 452 с.

5.125. Мухаметшин P.M. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке / P.M. Мухаметшин. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 246 с.

5.126. Мысли о способах к успешномураспространению христианской верымежду евреями, магометанами и язычниками в Российской державе архимандрита Макария Глухова // Православный благовестник. - 1893. -№ 5. - С. 234-236.

5.127. Набиев Р.А. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция

мусульманской религии на Европейском Востоке / Р. А. Набиев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 244 с.

5.128. Научное наследие Ризы Фахретдинова и актуальные проблемы востоковедения: материалы респ. науч. конф. - Уфа, 2001. - 148 с.

5.129. Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли / Р.И. Нафигов. - Казань: Изд-во Казан. гос, ун-та, 1964. - 230 с.

5.130. Николаев Н.А. Средневолжская поликонфессиональная деревня второй половины XIX- началаХХ века в аспекте отношений «свой» и «чужой» / Н.А. Николаев. Научные доклады. - Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2011. - 36 с.

5.131. Никольский Н.В. Наиболее важные статистические сведения об инородцах Восточной России и Западной Сибири, подверженных влиянию ислама / Н.В. Никольский. - Казань, 1912. - Вып. LXXX. - 322 с.

5.132. Никольский Н.В. Религиозно-нравственное состояние инородцев Поволжья / Н.В. Никольский. - Казань, 1912. - 5 с.

5.133. Никольский Н.В. Крещеные татары. Статистические сведения за 1911 г. / Н.В. Никольский. -Казань, 1914. - 25 с.

5.134. Никольский Н.М.История русской церкви / Н.М. Никольский. - Минск: Изд-во «Беларусь», 1990. - 541 с.

5.135. Нурминский С.А. Из заметок о черемисах Казанской губернии / С. А. Нурминский // Православное обозрение. - 1863. - № 9. - С.34-38.

5.136. Обзор текущей инородческой литературы. Инородческое обозрение. Приложение к журналу «Православный собеседник» за июнь 1913 года. -Кн. 3 // Форумы российских мусульман на пороге нового тысячелетия. Ежегодный научно-аналитический бюллетень № 2 / под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. - Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2007. -С.202-220.

5.137. Общественная и философская мысль в Татарии начала XX века. - М.:

Наука, 1990. - 198 с.

5.138. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (18611917 гг.) : учеб. пособие для педагогических институтов / А.В. Ососков. -М.: Просвещение, 1982. - 208 с.

5.139. Остроумов Н. Воспоминания о миссионерском противомусульманском отделении при Казанской духовной академии / Н. Остроумов //Православный собеседник. - 1892. - №1. - С.131-142.

5.140. Очерк просветительской деятельности Н.И. Ильминского (С приложением его статьи «Беседы о народной школе»). - СПб.: Изд-во училищного совета при Святейшем Синоде, 1904. - 34 с.

5.141. Очерки истории Марийской АССР. - Йошкар-Ола, 1966. - Т.1.

5.142. Очерки истории Мордовской АССР. - Саранск, 1955. - Т. 1.

5.143. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. - М.: Знание, 1976. - 499 с.

5.144. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. - Т. XIV: Казанская губерния / под ред. Н.А. Тройницкого - Казань, 1904. -284 с.

5.145. Письма Ильминского к Победоносцеву. - Казань, 1889.

5.146. Победоносцев К.П. Московский сборник: 2-е изд. / К.П. Победоносцев. -М.: Издание Святейшего Синода, 1896. - 459 с.

5.147. Победоносцев К.П. Новая школа / К.П. Победоносцев. - М.: Синодальная типография, 1898. - 81 с.

5.148. Протоиерей Алексей Иванович Баратынский. - Казань, 1895. - 88 с.

5.149. Радлов В.В. К вопросу о магометанских и русско-татарских училищах. -Казань, 1916. - 24 с.

5.150. Рачинский С. А. Воспитательное значение церковного чтения и пения / С.А. Рачинский // Народная школа. - СПб.: Тип. Майорова, 1901. - Т.2.-350 с.

5.151. Рачинский С.А. Заметки о сельских школах / С.А. Рачинский // Сельская школа: сб. статей. 5-е изд. - СПб.: Издание СвятейшегоСинода, 1902. -

590 с.

5.152. Рашитов Ф.А. История татарского народа: учеб. пособие для национальных школ, гимназий, лицеев / Ф.А. Рашитов. - Саратов: Детская книга, 2001. - 288 с.

5.153. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 / С.В. Рождественский. - СПб., 1902.

- 838 с.

5.154. Рождествин А.С. Ильминский и его система инородческого образования в Казанском крае / А.С. Рождествин. - Казань: Тип. Казан. имп. ун-та, 1909. - 83 с.

5.155. Русское православие. Вехи истории. - М.: Политиздат, 1989. - 719 с.

5.156. Салихов Р.Р. Участие татарского предпринимательства России в общественно-политических процессах второй половины XIX - начала XX в. / Р.Р. Салихов. - Казань: Фэн, 2004. - 260 с.

5.157. Саматова Ч.Х. Имперская власть и татарская школа во второй половине XIX - начале XX века / Ч.Х. Саматова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2013. -239 с.

5.158. Сандина Т.И. Развитие народного образования в Мордовии / Т.И. Сандина. - Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1969. - 208 с.

5.159. Сергеев Т.С. Чувашские школы Поволжья и Приуралья в 1864-1917 гг. / Т.С. Сергеев, Л. А. Ефимов - Чебоксары, 1998. - 47 с.

5.160. Сельская школа. Сборник статейС.А. Рачинского. - М.: Тип.Волчанинова, 1891. - 217 с.

5.161. Смирнов В. Реформа начальной и средней школы в 60-е годы XIX века /

B. Смирнов. - М.: Госиздат, 1954. - 345 с.

5.162. Смирнов H.A. Очерки истории изучения ислама в СССР / Н.А.Смирнов.

- М.: Изд-во АН СССР, 1954. - 275 с.

5.163. Соловьев С.М. Сочинения. - История России с древнейших времен /

C.М. Соловьев. - Т.5-6. - М., 1989. - 783 с.

5.164. Соловьев И. Об участии духовенства в деле народного образования /

И. Соловьев // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. -1881. - № 1. - С. 3-4.

5.165. Спасский Н.А. Очерки по родионоведению Казанской губернии / Н.А. Спасский. - Казань, 1913. - 325 с.

5.166. Сперанский А. Казанские татары (Историко-этнографический очерк). -Казань: Центр. типография, 1914. - 30 с.

5.167. Степанов А.Ф. Просветитель С.А. Нурминский / А.Ф. Степанов. -Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1989. - 94 с.

5.168. Султанов Ф.М. Ислам и татарское национальное движение в российском и мировом мусульманском контексте: история и современность / Ф.М. Султанов. - Казань: Школа, 1999. - 236 с.

5.169. Суперанский М.М. Начальная народная школа в Симбирской губернии. Историко-статистический очерк / М.М. Суперанский. - Симбирск, 1906. -270 с.

5.170. Сысоева Е.К. Образовательная политика в России (60-90-е годы XIX века) / Е.К. Сысоева // Педагогика. - 1997. - № 2. - С. 99-105.

5.171. Съезд деятелей и руководителей инородческого образования 22-28 августа 1899 года в г.Самаре. - Самара, 1899. - 45 с.

5.172. Съезд директоров народных училищ и начальников учительских школ Казанского учебного округа по вопросам низшего образования, бывший в Казани в августе 1907 года. - Казань, 1907. - 34 с.

5.173. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана / И.Р. Тагиров; авт. предисл. М.Ш. Шаймиев. - 2-е изд. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. - 455 с.

5.174. Тагиров Э. Р. На перекрестке цивилизаций. История татар в контексте культуры мира / Э.Р. Тагиров. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. - 391 с.

5.175. Татары. - М.: Наука, 2001. - 583 с.

5.176. Тимофеев В. Т. Миссионерско-педагогический дневник старокрещеного татарина / В.Т. Тимофеев // Журнал Министерства народного просвещения. - 1868. - Ч.160. - Отд.4. - С.209-240.

5.177. Трефилова А.Т. Очерки по истории дореволюционной Марийской национальной школы / А.Т. Трефилов. - М., 1951. - 436 с.

5.178. Туишев Ю.А. Развитие народного образования в Татарской АССР / Ю.А. Туишев. - Казань: Татгосиздат, 1950. - 430 с.

5.179. Ульянов Г. Царская педагогика среди нерусских народностей / Г. Ульянов // Просвещение национальностей. - 1931. - № 4-5. - С. 45-54.

5.180. Фархшатов М.Н. Документы Оренбургского Магометанского Собрания по статистике мектебов и медресе Башкирии второй половины Х1Хвека // Малоизученные источники по истории Башкирии. - Уфа, 1986. С. 34-43.

5.181. Филимонов Д.Ф. История одной чувашской школы Братства Св. Гурия/ Д.Ф. Филимонов // Православный благовестник. - 1893. - № 17. - С.12-18.

5.182. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К.Ф. Фукс. - Казань, 1844; Репринт. Фонд ТЯК. - Казань, 1991. - 210 с.

5.183. Хабутдинов А.Ю. Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце XVIII - XIX веках / А.Ю. Хабутдинов. - Казань: Иман, 2000. - 160 с.

5.184. Хамитбаева Н.С. Социально-сословный состав и общественное разделение труда в татарских общинах городов Поволжья и Приуралья в конце XIX в. // Научный Татарстан. - 2012. - №3. - С. 130-131.

5.185. Ханбиков Я.И.Из истории педагогической мысли татарского народа / Я.И. Ханбиков. - Казань: Татгосиздат, 1967. - 321 с.

5.186. Христианизация народов Среднего Поволжья и ее историческое значение: материалы региональной научной конференции. Йошкар-Ола. 23-24 ноября 2000 г. / отв. ред. А.Г. Иванов. - Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2001. - 184 с.

5.187. Хрусталев А.Г. Очерки распространения христианства между иноверцами Казанского края / А.Г. Хрусталев. - Казань, 1874. - 128с.

5.188. Ьади Атласи: Тарихи-документаль щыентык / тез.-авт.: Р. Мицнуллин, А. Мухамэтдинова, И. Ьадиев. - Казан: Ж^ыен, 2007. - 400 б.

5.189. Этничность и конфессиональная традиция в Волго-Уральском регионе России: сб. статей / под ред. А. Б. Юнусовой и А. В. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. - М.,1998. - 124 с.

5.190. Этнография татарского народа / под ред. Д.М. Исхакова. - Казань: Магариф, 2004. - 287 с.

5.191. Эфиров А.Ф. Русификатор Ильминский и его «просветительская» деятельность / А.Ф. Эфиров // Просвещениенациональностей. - 1933. -№ 6.

5.192. Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья, Сибири / А.Ф. Эфиров. - М., 1948. - 280 с.

5.193. Юзефович Б. Христианство, магометанство, язычество в восточных губерниях России / Б. Юзефович // Русский вестник. - 1883. - Март. -Кн. 3. - 64 с.

5.194. Яковлев И.Я. Религиозные обряды черемис / И.Я. Яковлев. - Казань, 1887. - 87 с.

5.195. Яковлев И.Я. Протоиерей А.И. Баратынский / И.Я. Яковлев. - Казань, 1895. - 47 с.

5.196. Яковлев И.Я. Современные вопросы инородческого просвещения / И.Я. Яковлев. - СПб., 1907. - 26 с.

5.197. Яковлев И.Я. Письма / И.Я Яковлев. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1985. - 363с.

5.198. Яковлев и проблемы яковлевоведения / И.Я. Яковлев. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во,2001. - 14 с.

5.199. Ahmet Temerin Hayati. - Ankara universitesi basimevi. - Ankara, 1993. -Р. 39.

5.200. Baladhuri. Liber expugnationum regionum. Ed. M. J. de Goeje / Baladhuri. -Leiden, 1866. -Р.137.

5.201. Gouin E. L. Egipte fux 19-e siècle / E. L.Gouin. - Paris, 1847. - P. 46.

5.202. Nimet Kurat A. Kazan Türklerinin Medeni Uyani§ Devri. A.Ün.Dil ve Tarih Cografya Facültesi Dergisi / Nimet Kurat A. - C. XXIV. - S. 3-4. - Ankara, 1966. - S. 95-194.

5.203. Adile Ayda. Sadri Maksudi Arsal. Kültür Bakanligi Yayinlari / Adile Ayda. -Ankara, 1991. - Р. 1000.

5.204. Tamurbek Devlet§in. Sovyet Tataristani, 5ev. Mehmet Emircan. Kültür Bakanligi Yayinlari / Tamurbek Devlet§in. - Ankara, 1981. - Р. 92-243.

6. Авторефераты и диссертационные исследования

6.1. Зарипов И. А. Влияние идей религиозного реформаторства на развитие

капиталистических отношений в татарском обществе начала XX века: дис. ... канд. ист. наук / И.А. Зарипов. - Казань, 2013. - 324 с.

6.2. Кадымова Р.Р. Вклад Ризаэддина Фахреддина в формирование нового

статуса женщины в татарском обществе конца XIX- начала XX вв.: дис. ... канд. ист. наук / Р.Р. Кадымова.- Казань, 2013. - 180 с.

6.3. Крестьянинов А.В. Отечественная историография имперской религиозной

политики по отношению к нерусским народам Среднего Поволжья: дис. ... канд. ист. наук / А.В. Крестьянинов. - Казань, 2015. - 235 с.

6.4. Мухамадеева Л.А. Торгово-промышленная и общественно-политическая

деятельность купеческой династии Сайдашевых (вторая половина XIX -начало XX вв.): дис. ...канд. ист. наук / Л.А. Мухамадеева. - Казань, 2008. - 287 с.

6.5. Мухаметшин P.M. Ислам в общественно-политической жизни татар:

возрождение и функционирование традиций в XX веке: дис. ... д-ра полит. наук / P.M. Мухаметшин. - Казань, 2000. - 300 с.

6.6. Понятов А.Н. Миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» в

Казанской губернии во второй половине XIX- начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук / А.Н. Понятов. - Казань, 2007. - 286 с.

6.7. Уразаев Ф.Я. Механизмы сохранения этнокультурной идентичности татарского народа (конца XIX- начала XX вв.): автореф. дис. ... канд. ист. наук/ Ф.Я. Уразаев. -Казань, 2011. - 226 с.

6.8. Янбаев И.К. Восточные традиции и книги «Асар» Р. Фахретдинова:

автореф. дис. ... канд. филол. наук / И.К. Янбаев. - Уфа, 2001. - 21 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.