Государственная политика в отношении ислама в Дагестанской области: 1860 - 1920 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Газимагомедов, Рамазан Ибакович

  • Газимагомедов, Рамазан Ибакович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 211
Газимагомедов, Рамазан Ибакович. Государственная политика в отношении ислама в Дагестанской области: 1860 - 1920 гг.: дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. Махачкала. 2014. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Газимагомедов, Рамазан Ибакович

Оглавление

Введение

Глава I. Дагестан в составе Российского государства: краткий очерк политической и конфессиональной истории взаимоотношений

1 .Мусульмане Дагестана в правовом пространстве России

§ 2. Конфессиональная политика России и её реализация в Дагестанской области

Глава II. Исламские институты в Дагестане в конфессиональной политике Российского государства

§ 1. Государство и проблемы паломничества мусульман

§ 2. Мечети в религиозной жизни мусульман

§ 3. Государственная политика по отношению к традиционной системе мусульманского образования

Глава III. Государственное регулирование деятельности мусульманского духовенства Дагестанской области

§ 1. Проекты Духовных управлений мусульман Северного Кавказа и Дагестана и их реализация

§ 2. Социально-экономическое и правовое положение мусульманского духовенства

§ 3. Создание «указного» («официального») мусульманского духовенства

§ 4. Политика государства по отношению к суфийским братствам

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственная политика в отношении ислама в Дагестанской области: 1860 - 1920 гг.»

Введение

Актуальность исследования. В России как поликонфессионалыюм и полиэтническом государстве веками формировалась политика по отношению к исламу. Ислам в царской России получил равноправный статус лишь в конце XVIII в. Первыми в состав Российского государства в XVI в. вошли татары, позже других вошли мусульмане Северного Кавказа и Дагестана, на взаимоотношения которых с Россией не могла не повлиять многолетняя антиколониальная борьба, которую они вели против царизма. Кавказская война (1817-1864) оставила глубокий след в сознании как победителей, так и побеждённых, соответственно при выработке и проведении конфессиональной политики России в Дагестане высшие правительственные круги и чиновники царской администрации на Кавказе не могли не учитывать её итоги, специфические условия социально-экономического, общественно-политического и культурного развития края.

Поднятая нами научная проблема является практически неизученной, и её актуализируют повышенная активность в стране различных крайне правых и левых политических и религиозных организаций и сект, которые открыто провоцируют межконфессиональные и межнациональные конфликты. Причём это происходит на фоне глубоких изменений отношения государства ко всем конфессиям внутри страны.

Вызывает у общества глубокую озабоченность наблюдающийся в последние годы рост национальной и религиозной нетерпимости, её в первую очередь чувствуют мусульмане, живущие в инонациональной среде. Как показывают наши наблюдения, при построении модели государственно-религиозных отношений России важно учитывать исторические, культурные и религиозные особенности, которые внесли и способны вносить сегодня позитивный вклад в возрождение страны и сохранение её национального достоинства и целостности.

Как положительный момент можно отметить и понимание роли «исламского фактора» в духовном возрождении российского' общества политической элитой страны и духовенством иных конфессий.

Несмотря на то, что религиозные различия препятствовали интенсивному взаимовлиянию русской и дагестанской культур, сунниты и шииты Дагестанской области (в 1899-1890 гг. их насчитывалось 585536 человек) постепенно вошли в правовое и культурное пространство российского общества. Этническая и религиозная дистанция между христианами и мусульманами Дагестана постоянно сокращалась.

Об актуальности выбранной нами темы также свидетельствует непрекращающееся в последние два десятка лет противостояние различных течений ислама в Дагестане и попытки государства разрешить этот узел проблем различными методами. Учёт исторического опыта взаимодействия и взаимовлияния государства и институтов ислама в Дагестане на опыте нашего исследования, бесспорно, поможет поиску путей разрешения таких конфликтов.

Цели и задачи исследования. Цели нашего исследования: изучение политики России в Дагестанской области по отношению к институтам ислама как религии, преимущественно исповедуемой большинством коренных жителей, выявление общих и особенных черт во взаимоотношениях власти и мусульманского духовенства. Исходя из целей исследования мы ставим следующие задачи:

Представить краткий анализ административно-правового положения Дагестана, охватив период с конца Кавказской войны и после вхождения в состав Кавказского наместничества в качестве области, создания «военно-народного управления» вплоть до установления Советской власти в 1920 году;

Показать, как влияла конфессиональная политика России на деятельность институтов ислама и мусульман Дагестана в контексте имперских целей на Кавказе;

Отметить отдельные случаи перехода христиан в ислам и принятие мусульманами православия в новых исторических условиях русско-дагестанских отношений как факты, свидетельствующие о взаимовлиянии двух культур и религий;

Кратко показать проблемы паломничества (хаджа) российских мусульман (сделав главный упор на проблемы дагестанских мусульман) к мусульманским святыням, исходя из требований российского законодательства и меняющейся внешней политики;

Кратко описать деятельность мечетей и мусульманских школ в Дагестанской области, попавших в правовое пространство России;

Отдельно проанализировать политику России в Дагестанской области, направленную на создание «указного», «официального» мусульманского духовенства, «привязанного» к власти дополнительными обязательствами;

Выявить социально-экономическое и правовое положение мусульманского духовенства Дагестана;

Изучить проекты создания Духовных управлений мусульман Северного Кавказа и Дагестана, которые разрабатывались с первой половины XIX века до 1917 г.;

Проанализировать работу Кавказского духовного управления (19171920 гг.);

Показать политику государства по отношению к суфийским братствам.

Хронологические рамки исследования охватывают 1860-1920 гг. Это период, когда близится к завершению Кавказская война, Российская империя покоряет мусульман Дагестана, после чего образованную в 1860 году Дагестанскую область включают в состав Кавказского наместничества. Проводятся административные, судебные и иные реформы, вводится «военно-народное управление». Ещё до создания Дагестанской области российская колониальная администрация в лице военных стала устанавливать и распространять свои порядки в Южном Дагестане, жители которого первыми присягнули царю. Соответственно мы не могли обойти

вниманием и этот факт. Конфессиональная политика по отношению к исламу в Дагестанской области, как и в других регионах Кавказа, была вариативной, противоречивой и формировалась годами. Она была направлена на установление полного контроля за религиозной жизнью мусульман и её регулирование. В период революции и гражданской войны начался настоящий ренессанс ислама в Дагестанской области. Наши исследования заканчиваются гражданской войной, установлением Советской власти и провозглашением Дагестанской автономной республики 13 ноября 1920 г.

Научная новизна исследования. Данная диссертация является первой попыткой изучения государственной политики России по отношению к исламу в Дагестанской области в 1860-1920 гг. в контексте проводимых государственных реформ и революционных потрясений начала XX в. Для изучения темы мы широко используем не только опубликованные труды, нами вводятся в научный оборот десятки новых источников.

Отсутствие специальных работ по теме, разброс первоисточников в архивах Махачкалы, Тбилиси и Баку создавали для нас большие сложности при подборе, анализе и систематизации документов. Например, в архиве города Баку мы выявили переписку главного кадия шиитов города Дербента, Закавказского духовного правления шиитов и наместника Кавказа, датируемую 1873 годом, по вопросу разрешения Дербентской шиитской мечети купить в городе 17 лавок с целью получения высоких доходов, а в архиве Махачкалы обнаружены данные о том, что в начале XX в. лавок в распоряжении шиитской мечети было всего 10, и кроме одной из них, они не приносили никакого дохода. Другой пример: ранее дагестанские исследователи больше писали о результативной работе «Общества по восстановлению христианства на Кавказе» на Северном Кавказе. Изучение документов этого «Общества ...» 60-70-х гг. в Национальном архиве Грузии показало, что православное миссионерство в первые десятилетия деятельности на Северном Кавказе не имело никаких успехов, а в Дагестанской области «Общество ...» ничем себя не проявило. Выявленные

факты принятия православия мусульманами Дагестанской области прямого отношения к деятельности «Общества ...» не имеют.

Данное исследование показывает, что по мере распространения колониальной власти в Дагестане, которое началось с Южного Дагестана, местные кадии и муллы утверждались русскими военными, как чиновники, имеющие должности. Так создавалось «указное» («официальное») мусульманское духовенство.

Научная новизна нашего исследования заключается и в том, что мы показываем конфессиональную политику России по отношению к разным институтам ислама в Дагестанской области (к духовенству, судам, мечетям, паломничеству, мусульманским школам) во всём её многообразии и противоречиях. Российское правительство пыталось превратить духовенство в послушное орудие, сделать его «государственным» и через него проводить политику «замирения» горцев.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Присоединение новых территорий после Кавказской войны поставило перед российским правительством нелёгкую задачу вовлечения мусульман Кавказа в правовое пространство империи, соответственно важно было выстроить конфессиональную политику в отношении к новым подданным. На рубеже XIX - XX вв. мусульмане Дагестанской области всё больше втягивались в орбиту российского права. Тому в немалой степени способствовали получение светского образования мусульманами и приём их на государственную и военную службу.

2. Наиболее дальновидные и прагматичные российские политики и военные на Кавказе понимали важность исламского фактора во взаимоотношениях с мусульманскими этносами, они старались учитывать ментальные особенности мусульман и не препятствовали функционированию в Дагестанской области исламских институтов, иногда даже в ущерб существующим законам. Советская власть в Дагестанской области предоставила полную свободу деятельности институтам ислама до второй половины 20-х гг. Особенно широкой «автономией» здесь пользовались мусульманские школы, а после Февральской революции 1917 г. до утверждения Советской власти для паломников были сняты всякие ограничения.

3. Как и в других мусульманских регионах, российское правительство создало в Дагестанской области «указное» мусульманское духовенство, но оно не стало таким послушным, как этого хотелось чиновникам, и не раз участвовало в антиправительственных выступлениях.

4. На взаимоотношения «указного» духовенства с колониальной властью нередко влияли растущий авторитет суфийских шейхов и их духовная оппозиционность имперской власти. Несмотря на отсутствие антиправительственной и антирусской риторики в трудах суфийских шейхов, чиновники и военные Кавказской администрации рассматривали суфиев как противников русской власти и первыми подвергали их репрессиям (больше ссылали во внутренние губернии империи).

5. Отсутствие Духовного управления никак не влияло на религиозную жизнедеятельность мусульман Дагестанской области, а представители духовенства области не выдвигали требований правительству об его учреждении. Учреждённое в мае 1917 г. Духовное управление мусульман Северного Кавказа и Дагестана не пользовалось популярностью среди мусульман и было закрыто Советской властью в 1920 году.

Методологической основой диссертации являются принцип научности

исследования, максимальная объективность в освещении исторических процессов и событий в их становлении и развитии, в неразрывной связи с порождающими любое событие условиями.

В ходе интерпретации документальных материалов и архивных источников применялись различные научные методы, среди которых были индуктивный и дедуктивный, историко-сравнительный, историко-типологический, проблемно-хронологический. В своей совокупности они позволили проникнуть в сущность исследуемой проблематики, выявить специфику исламизационных процессов дагестанских этносов, проанализировать государственную политику России в отношении ислама в 1860-1920 гг.

Степень изученности проблемы. Различные аспекты колониальной и конфессиональной политики Российской империи на Кавказе и в Дагестане привлекали внимание русских военных, администраторов и учёных1.

Русские историки В. Потто, Р. Фадеев, Н. Дубровин и другие выражали официальный курс царского правительства на Кавказе,

1 См.: Берже А.П Материалы для описания Наюрного Дагесшна // КК на 1859 г. -Тифлис, 1858. - С. 251; Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним (с приложением) // Сборник сведений о кавказских горцах (в дальнейшем - ССКГ) Вып. 1. Т. 1. - Тифлис, 1868. - С. 74; Ковалевский М.М Закон и обычай на Кавказе. В 2 т. - М., 1890. - С. 159; ПахомовД.А. Кавказские горцы и газават. Покорённый Кавказ.- СПб, 1904.

направленный на «усмирение» «хищних разбойников» и «полудиких племён»1.

Высокопоставленный царский чиновник Вл. Череванский исследовал общественное положение мусульманского духовенства на Кавказе и обратил внимание на некоторые различия в обществе и во взаимоотношениях с властями суннитского и шиитского духовенства2.

Работы секретаря Дагестанского областного статистического комитета и известного педагога Е.И. Козубского написаны в духе восхваления «цивилизаторской» миссии царизма в Дагестане. Он считал, что для окончательного усмирения горцев недостаточно одной военной силы, нужно было ещё «примирить местные умственные, религиозные и бытовые особенности края с общими духовными интересами России и постепенно, без насилия», провести в жизнь «начала образования и истинной гражданственности»3.

Большую ценность для исследователей представляют проекты по управлению мусульманским духовенством Закавказья, изложенные в работе С. Эсадзе4, редактора военно-исторического отдела окружного штаба Кавказского наместничества.

Проблема долгого затягивания царским правительством учреждения Духовного управления для мусульман Северного Кавказа широко обсуждалась передовой интеллигенцией в начале XX в.э

Л.И. Климович исследовал роль ислама в присоединённых к Российской империи территориях. Он считает, что царская власть боролась

' Потто В. Кавказская война в о ¡дельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях: в 5 т. - СПб.-Тифлис, 1885-1891; Фадеев P.A. Собр. соч. Т. I. Ч. 1-2. - СПб., 1890; Дубровин II. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. I-VI. - СПб., 1871-1888.

2 Череванский Вл. Мир ислама и его пробуждение. Историческая монография. Ч. 2. - СПб., 1901.

3 Козубский Е.И. Памятная книжка Дагестанской области. Темир-Хан-Шура. 1895; Его же. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие. «Дагестанский сборник». Вып. I. Отд. 1. - Темир-Хан-Шура, 1902 и др.

4 Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом: в 2-х т. Т. II. - Тифлис, 1907. -С. 133-174.

5 Цаликов А. Кавказ и Поволжье. Очерки инородческой политики и культурно-хозяйственного быта. - М., 1913.

не с религией, а с мусульманским управленческим аппаратом, не желавшим примириться с русским господством1.

Известный советский исламовед H.A. Смирнов в одной из своих монографий целую главу посвятил мусульманскому духовенству на Кавказе 20-60-х гг. XIX в. и исследовал проблему взаимоотношений царской администрации и высших кругов империи2.

На политику терпимости царизма по отношению к исламу, специфику развития взаимоотношений государства и ислама на Кавказе обратили внимание некоторые советские учёные, такие как А. Авксентьев, Р. Ланда и

Дагестанские исследователи P.M. Магомедов, Х.-М.О. Хашаев дают характеристику социально-экономическому и правовому положению мусульманского духовенства в Дагестане4.

Известный российский государственный и политический деятель Р.Г. Абдуллатипов отмечает политизацию ислама в России в конце XIX - начале XX в.5

В постсоветское время востребованной темой стали государственно-исламские отношения. В научных работах Д.Ю. Арапова рассматривается история формирования и существования системы государственного регулирования духовной жизни мусульман в Российской империи от царствования Екатерины II до конца правления Николая II, анализируются действовавшие и проектировавшиеся имперские законодательные акты по

1 Климович Л. И. Ислам в царской России. - М., 1936. - С. 12.

2 Смирнов IIA. Мюридизм на Кавказе. - М., 1963. - С. 74-103.

Авксентьев А. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1984. - С. 60; Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М., 1995. - С. 107; Алов A.A., Владимиров II.Г. Ислам в России. - М., 1996; Полонская Л.Р. Восток. XX век. Взгляд из России // Ислам в СНГ. - М., 1998. -С. 84.

Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII -начале XIX веков. - Махачкала, 1957. - С. 71; Хашаев Х.-М.О. Общественный счрой Дагестана в XIX веке. - М., 1961. - С. 157; Его же. Пережитки шариата и вредных адаюв. -Махачкала, 1963.-С. 37.

5 Абдулатипов Р.Г. Знамение судьбы. - М., 1998. - С. 131; Его эюе. Судьбы ислама в России: история и перспективы. - М.: Мысль, 2002.

исламу, характеризуется политика царской России в «мусульманском вопросе»1.

Для выяснения системы управления и хода реализации проводимых реформ царским правительством на Кавказе и в Дагестанской области мы изучили немало статей и монографий российских авторов. Большой интерес представляют труды В.О. Бобровникова, на протяжении 15-20 лет занимающегося проблемами судопроизводства, шариата и адата на Северном Кавказе после присоединения этого региона к России".

Некоторые исследователи обратили своё внимание на то, что на Северном Кавказе существовали конфессиональные ограничения для ислама и некоторые преимущества для православия3.

Российский исламовед A.B. Малашенко считает, что отношение исследователей к исламу в царской России было сдержанно-настороженное, чем объясняется длительное противостояние России и её мусульманских соседей, а также то, что «вектор её колонизации был обращён преимущественно в направлении мусульманских областей»4.

Десятки, если не сотни научных трудов советских и российских учёных посвящены конфессиональной политике Российской империи на завоёванных территориях. Среди исследователей широко распространено мнение о проведении царским режимом политики русификации и христианизации завоёванных территорий5.

1 Арапов Д.Ю. Ислам в системе государст венного законодательства Российской империи // Российская государственность: традиции, преемственность, перспективы. - М., 1999; Его э/се. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII - начало XX вв.). - М.: МПГУ, 2004 и др.

2 Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения / сост. Г.Г. Лисицын, Я.И. Гордон. - СПб., 2001; Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. - М.: Вост. лит., 2002 и др.

3 Матвеев В.А. Российское мусульманство на Северном Кавказе: исторические аспекты проблемы / под ред. и с послесловием В.Б. Виноградова. - Армавир - Ростов-на-Дону, 2004. - С. 9.

4 Малашенко A.B. Мусульманский мир СНГ. - М., 1996. - С. 134; Его же. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М., 2001. - С. 35.

5 Першиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР (1917-1919 гг.). - М., 1958. - С. 27; Русское православие. Вехи истории. - М., 1989; Зырянов П.Ii.

Роли мусульманского духовенства Дагестана в структуре дагестанского общества 60-70-х годов XIX в. и в антиколониальном восстании 1877 года, политике царизма по «замирению» и русификации края посвящены научные труды М.А. Мусаева и Н. А. Абдулгамидова1.

Исследователи роли России и русского народа в прогрессивном развитии дагестанских народов в XIX - XX вв. отмечают влияние мусульманской школы и духовенства на горцев, дают высокую оценку становлению светской школы в Дагестане, признают религиозную окраску всех антироссийских выступлений горцев, произошедших после Кавказской войны, дают обстоятельный анализ колониальной и административной политики Российской империи в Дагестане".

Политике российского государства по отношению к суфизму и суфийским братствам в Дагестанской области во второй половине XIX -первой четверти XX в. посвящены труды В.Х. Акаева, Ш.Ш. Шихалиева, М. Кэмпера и др.3

Церковь в период трёх российских революций // Русское православие: вехи истории. - М., 1989. - С. 398; Павлов A.C. Курс церковного права. - СПб., 2002 и др.

1 Мусаев М.А. Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года. -Махачкала, 2003; Его же. Попытки христианизации дагестанцев как один из методов уменьшения влияния ислама и упрочения позиций российской империи // Научные проблемы гуманитарных исследований. Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. Научно-теоретический журнал. -2006. — № 1. — С. 82-86; Абдулгамидов II.A. Воссшние в Южном Дагесшне в 1877 году. - М., 2001. и др.

2 Гадэюиев А.-Г.С. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. -Махачкала, 1964. - С. 159-167; Гадэюиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. - М., 1965; Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. - Махачкала, 1989. - С. 91; Его же. Очерки истории культуры народов Дагестана. - М., 1971; Его же. Мусульманская система образования в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. - М., 2001. - С. 116-129; Гасанов М.М. Дагестан в составе России (вторая половина XIX века). - Махачкала, 1999. - С. 115; Омаров А.И. Политика России на Северо-Восточном Кавказе в XIX - начале XX в. - Махачкала, 2004. - С. 315-316, 326 и др.

Акаев В.Х. Шейх Кунта-хаджи: жизнь и учение. - Грозный, 1994; Шихалиев Ш.Ш. Дагестанская суфийская литература в XIX - начале XX в. Краткий обзор // Pax Islamica. Мир ислама: изучение исламского наследия. - 2009. - № 2. - М. - С. 63 - 89; Его же. Из истории появления в Дагестане последователей накшбандийского и кадирийского тарикатов // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. - 2003. - № 1 (4). - С. 48; Его же. Суфийские вирды Накшбандийа и Шазилийа в Дагестане // Вестник Евразии. - М., 2007. - №. 3 (37). - С. 137 - 152; Кемпер М. К вопросу о суфийской основе джихада в Дагестане. // Подвижники ислама: Культ

Для раскрытия вопросов развития традиционного мусульманского образования в Дагестане в рассматриваемый период немалую помощь нам оказали труды, посвященные арабской рукописной и печатной книге в Дагестане1. Представляет большой интерес работа П.А. Ибрагимовой, посвященная состоянию вакфов на отдельных этапах истории Дагестана .

Основные направления религиозной политики в отношении мусульман империи были сформированы во второй половине XIX - начале XX в. В то же время «мусульманский вопрос» имел определённые нюансы и внутренние различия в зависимости от того, как властные структуры определяли место и роль того или иного мусульманского народа в системе государственных интересов Российской империи. О разных подходах к вопросам ислама царской администрации на Кавказе можно узнать в работах таких исследователей, как B.C. Дякин, Х.Б. Мамсиров, И.Л. Бабич, Т.В. Котюкова,

л

О.Б. Халидова .

В годы революции и гражданской войны (1917-1921) в Дагестане ислам вышел из-под контроля государства, а мусульманские религиозные деятели стали самыми популярными лидерами общественно-политической жизни, их избирали в новые выборные и представительные органы власти. О том, что ислам в Дагестане обрёл второе дыхание, начался настоящий ренессанс исламских институтов (открывались новые мусульманские школы,

святых и суфизм в СредЕгсй Азии и на Кавказе // сост. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. -М., 2003. - С. 278-305 и др.

' Халидов Л.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. - М., 1985; Шихссшдов А.Р., Тагирова H.A., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. -Махачкала, 2001; Османова М.Н. Арабская печатная книга в Дагестане в конце XIX -начале XX века. - Махачкала, 2006. - С. 89 - 110 и др.

2 Ибрагимова П.А. Вакф в Дагестане. - Махачкала, 2012.

3 Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX - начало XX вв.). - СПб., 1998; Мамсиров Х.Б. Советская власть и мусульманская система образования в 20-е гг. XX в. // Известия Вузов. Северокавказский регион. Общественные науки. - 2004. - № 2. - С. 32-39; Бабич И.Л. Мусульманская жизнь горцев в контексте религиозной политики России на Северном Кавказе в XIX - начале XX вв. // Научная мысль Кавказа. -2009. -№ 1. - С. 71- 80.; Котюкова Т.В. «Мусульманский вопрос» в Туркестане в начале XX в. // Вопросы истории. - 2010. - № 9. - С. 97-112; Халидова О.Б. Религиозная политика Российского государства в начале XX в, и её влияние на мусульманское население Северо-Восточного Кавказа // Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНИ, РАН.-2014.-№ 1 (37).-С. 108-115 и др.

строились мечети, создавались шариатские суды и т.) нашло отражение в научных трудах, написанных в разные годы, в частности, в работах А. Тахо-Годи и И.Х. Сулаева1

В последнее полтора десятка лет защищен ряд диссертаций, посвященных конфессиональной политике Российской империи в отдельных регионах Кавказа2.

После второго обсуждения диссертации в отделе востоковедения, из печати вышла переведённая с арабского на русский язык работа известного дагестанского учёного второй половины XIX в. и члена Дагестанского народного суда Мухаммадтахира ал-Карахи'.

Документальной основой, на который автор опирался при исследовании исламских институтов были 12 томные «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией» (АКАК) под председательством А.П. Берже. Акты являются образцовым источником по истории Кавказа XIX века и потому до сих пор остаются одними из основных источников для современных кавказоведческих исследований4. Наш исследовательский интерес вывали отдельные материалы из разных томов, а также отчёты наместников Кавказа разных лет.

1 Тахо-Годи А. Революция и контрреволюция в Дагестане. - Махачкала, 1927; Сулаев И.Х. Революция и борьба за шариат // Народы Дагестана. Этнос и политика. - 1996. - № 1-2. -С. 37-41; Его oice. Мусульманское духовенство Дагестана и светская власть: борьба и сотрудничество (1917-1921 гг.). - Махачкала, 2004; Его же. Государство и мусульманское духовенство в Дагестане: история взаимоотношений (1917-1991 гг.) - Махачкала, 2009 и др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Газимагомедов, Рамазан Ибакович, 2014 год

VI. Литература

Абдулаееа М. И. Внутриполитическая ситуация в Дагестане в 70-90 гг. XIX века и миграционные процессы. - Махачкала. 2006.

Абдуллаев М. А., Гаджиев С. Поговорим о мусульманской религии. -Махачкала, 1962.

Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в.-М., 1987.

Абдуллаев М.А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. - Махачкала, 2003.

Абдулатипов Р.Г. Знамение судьбы. - М.,1998.

Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. - М.: Мысль, 2002.

Абдулгамидов Н.А. Восстание в Южном Дагестане в 1877 году. - М., 2001. Абдурахманов М.-Х. Золотая цепочка накшбандийских шейхов. - Махачкала, 2004.

Абрамов Я. Кавказские горцы. - Краснодар, 1927.

Авксентьев А. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь. 1984.

Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в.

(Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и

этноса). -М.: Наука. 1988.

Аджаматов Б. Аксайские шейхи. - Махачкала, 2004.

Аджаматов Б. Святыни Дагестана. - Махачкала, 2005.

Акаев В. X. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. - Грозный, 1994.

Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. - М., 2003.

Аликберов Г. Победа социалистической революции в Дагестане. - Махачкала,

1968.

Алов A.A., Владимиров Н.Г. Ислам в России. - М., 1996.

Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII - начало XX вв.). - М., 2004. Арипов Гаджи. Баракат. - Махачкала, 2006.

Арсанукаева М.С. Религиозный фактор государственно-правовой политики Российской империи в Чечне и Ингушетии (XIX - начало XX вв.). - М.: Дашков и К0, 2010.

Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. -М., 1931.

Аширов И., Исмаилов X. Критика антисоветской фальсификации положения ислама и мусульман в СССР. - М., 1982. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. - М., 1972.

Ацамба Ф.М., Кириллина С.А. Религия и власть: ислам в Османском Египте

(XVIII - первая четверть XIX вв.). - М., 1996.

Бакиханов Аббас-Кули-Ага. Гулистан и Иран. - Баку, 1991.

Беляев B.C. Русские миссии на окраинах. - СПб., 1900.

Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. - М.: Вост. лит., 2002.

Василевский К.Г. Ислам на службе контрреволюции. Изд. «Атеист». - М., 1930.

Гаджиев A.C. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. - Махачкала, 1966.

Гаджиев А.-Г.С. Муртузали-кади Отемишский (религиозные, общественно-политические взгляды). - Махачкала. 2001.

Гадэ/сиев А.-Г.С. Помощь русского народа в установлении советской власти в Дагестане. - Махачкала, 1963.

Гаджиев А.-Г.С. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. - Махачкала, 1964.

Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. - М., 1965.

Галоян Г.А. Россия и народы Закавказья. - М., 1976.

Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. - Махачкала, 1978.

Гасанов М.М. Административная политика и система управления царизма в Дагестане во торой половине XIX века. - Махачкала, 2007. Гасанов М.М. Дагестан в составе России (вторая половина XIX века). -Махачкала, 1999.

Моше Гаммер. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. - M., 1998.

Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. - М.-Пятигорск, 1992.

Даниялов Г.Д. Классовая борьба в Дагестане во второй половине XIX -начале XX вв. - Махачкала, 1970.

Дарчнева C.B. Северокавказские депутаты Государственной Думы России ( 1906-1917 гг.). - Владикавказ, 2006.

Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. -М., 2001. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. - М., 2003. Доного Хаджи Мурад. Нажмуддин Гоцинский: общественно-политическая борьба в Дагестане в первой четверти XX века. - Махачкала, 2005. Доного Хаджи Мурад. Сверкающий газават. Имам Гази Мухаммад. -Махачкала, 2007.

Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. T. I-VI. -СПб., 1871-1888 гг.

Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX -начало XX вв.). - СПб., 1998.

Зиссерман А. Фельдмаршал кн. А.И. Барятинский. Т. 1. - M., 1888. Зиссерман А.Л. Генерал-фельдмаршал князь А.И. Барятинский. T. III. - СПб., 1891.

Зорин В.Ю., Аманлсолов Д.А., Кулешов C.B. Национальный вопрос в Государственных Думах России (опыт законотворчества). - M., 1999. Ибрагимова П.А. Вакф в Дагестане. - Махачкала, 2012. Ибрагимов Галымджон. Татары в революции 1905 г. - Казань, 1926. Иваненко В.Н. Гражданское управление Закавказьем. - Тифлис, 1907. Ислам. Историографические очерки. Под общ. ред. С.М. Прозорова. -М.,1991.

Исмаилов А.Ш., Ханбабаев K.M., Рагимов A.A. Религии в Дагестане: история и современное состояние. - Махачкала, 2007.

История Православной Церкви в XIX в. Т. 2. Славянские Церкви. -М., 1998. Исторический ход вопроса о мусульманских законах на Кавказе. - Тифлис. 1883.

История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.). - М., 1988. Казиев Ш.М., Карпеев FI. В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке.-М., 2003.

Казембек М.А. Мюридизм и Шамиль. - Махачкала, 1990.

Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. - Махачкала:

Дагучпедгиз, 1989.

Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. - М., 1971.

Кисриев Э. Ислам и политика в Дагестане. - М., 2001.

Климович JT. Ислам в царской России. - M. 1936.

Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. В 2-х т. - M., 1890.

Козубский Е. История Дагестанского конного полка. - Порт-Петровск, 1909.

Козубский Е. Дагестанский сборник. Вып. II. Отдел III. - Темир-Хан-Шура,

1904.

Козубский Е.И. Памятная книжка Дагестанской области. - Темир-Хан-Шура. 1895.

Козубский Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие. «Дагестанский сборник». Вып. I. - Темир-Хан-Шура,- 1902.

Колосов Л.Н. Чечено-Ингушетия накануне Великого Октября (1907 - 1917 гг.). - Грозный. 1968.

Краснов А.Д. Критика христианской концепции исторического процесса (на

материалах русского православия). - М., 1966.

Крымский А. Мусульманство и его будущность. - М., 1889.

Курлов П.Г. Гибель Императорской России. - М., 1991.

Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М., 1995.

Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву

Северного и Восточного Кавказа. Вып. 2. - Одесса, 1882.

Летифов А.Л. Возникновение и развитие советской национальной

государственности народов Дагестана. - Махачкала, 1968.

Магомеддадаев A.M. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю. Книга I.

Махачкала, 2000.

Магомеддадаев A.M. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю. Книга II. - Махачкала, 2001.

Магомедов М.А., Гаджиев М.М. Шариат и его распространение в Дагестане. -М., 1996.

Малашенко A.B. Ислам для России. - М., 2007.

Малашенко A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа. Моск. Центр Карнеги. -М.: Гендальф, 2001.

Малашенко A.B. Мусульманский мир СНГ. - М., 1996. Мальщкий П.И. Руководство по истории русской Церкви. - М., 2000. Матвеев В.А. Российское мусульманство на Северном Кавказе: исторические аспекты проблемы. Под ред. и с послесловием В.Б. Виноградова. - Армавир. - Ростов-на-Дону. 2004.

Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе: исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказа. - М., 2002. Михайлов Г.А., Зуев Ю.П. Критика богословской фальсификации истории России.-М., 1977.

Муртазалиев A.M. Творчество Мурадбея Мизанчи (Х.-М. Мизанджи) в контексте литературы диаспоры Турции (вторая половина XIX - начало XX вв.). - Махачкала. 2004.

Мухаммад-Тахир ал-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. (Комментированный перевод Т. Айтберова). В 2-х ч. -Махачкала. 1990.

Мухаммадтахир ал-Карахи. Книга о значимости улучшать свои деяния по мере сил / пер. с арабск. и коммент. P.C. Абдулмажидова, Д.М. Маламагомедова, М.Г. Шехмагомедова; Ин-т истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. - М.: Наука. - Вост. лит., 2014.

Наврузов А.Р. Газета «Джаридат Дагестан» (1913-1918) - историко-культурный памятник. // отв. ред. А.Р. Шихсаидов. - Махачкала, 2007. Обзор Дагестанской области за 1902 г. - Темир-Хан-Шура, 1903. Омаров А.И. Политика России на Северо-Восточном Кавказе в XIX - начале XX в. - Махачкала, 2004.

Османова М.Н. Арабская печатная книга в Дагестане в конце XIX - начале XX века. - Махачкала, 2006.

Отчёт о состоянии Дагестанской области за 1869 год. - Темир-Хан-Шура. 1869.

Очерки истории Дагестана. Т. 1. - Махачкала, 1957. Павлов A.C. Курс церковного права. - СПб., 2002.

Памятники обычного права Дагестана. Предисловие. -М.: Наука, 1965. Пахомов Д.А. Кавказские горцы и газават. Покорённый Кавказ. - СПб. 1904. Периащ М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР (1917-1919гг.). - М., 1958.

Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и

биографиях в пяти томах. - СПб.-Тифлис, 1885-1891.

Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. - М.: Вост. лит., 2004 .

Рамазанов А.Х. Россия и Дагестан в XIX - начале XX веков. - Махачкала,

2003.

Рейснер МЛ. Государство и верующая личность. - СПб., 1905. Русское православие. Вехи истории. -М., 1989.

Сеидзаде Д.Б. Азербайджанские депутаты в Государственной Думе России. -Баку. 1991.

Свистунова А.И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане (вторая половина XIX - начало XX вв.). - Махачкала, 1943. Смирнов H.A. Ислам и современный Восток / под ред. проф. М.А. Рейснера. Изд. «Безбожник». - М., 1928. Смирнов H.A. Мюридизм на Кавказе. - М., 1963.

Су паев И.Х. Государство и мусульманское духовенство в Дагестане: история взаимоотношений (1917 - 1991 гг.). - Махачкала, 2009.

Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана и светская власть: борьба и сотрудничество. (1917-1921 гг.) - Махачкала, 2004. Тахо-Годи А. На путях «к независимости». - Махачкала, 1930. Тахо-Годы А. Революция и контрреволюция в Дагестане. - Махачкала, 1927. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. - СПб. 1850. Репринтное издание. - 1991.

Торнау Н. Особенности мусульманского права. - СПб., 1892.

Умаров С.Ц., Шамилова М.Ш. Мюридизм перед судом времени. - Грозный,

1984.

Фадеев P.A. Собрание сочинений. Т. I. -М., 1889.

Хабутдинов Айдар. От общины к нации: татары на пути от средневековья к новому времени (конец XVIII - начало XX вв.) - Казань, 2008. Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. - М., 1985. Xauiaee Х.-М.О. Движущие силы мюридизма в Дагестане. - Махачкала, 1956. Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX веке. - М., 1961. Xauiaee Х.-М.Пережитки шариата и вредных адатов. - Махачкала, 1957. Хысматулин A.A. Суфийская ритуальная практика (на примере братства накшбандийа). - СПб, 1996.

Цаликов А. Кавказ и Поволжье. Очерки инородческой политики и культурно-хозяйственного быта. - М., 1913.

Череванский Вл. Мир ислама и его пробуждение. Историческая монография. Ч. 2.-СПб., 1901.

Черменский Е.Д. IV Госдума и свержение царизма в России. - М., 1976. Шихсаидое А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана. - М., 1984. Шуайб б. Идрис ал-Багыни. Табакат ал-хваджакан ан-накшбандийа ва садат машайих ал-халидийа ал-махмудийа. - Дамаск. 1996. Эвлия Челеби. Книга путешествий. Вып. 2. -М., 1979.

Эсадзе С. Исторические записки об управлении Кавказом. В 2 томах. -Тифлис. 1907.

Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. -Майкоп, 1993.

VII. Диссертации и авторефераты

Алексеев И.Л. Ислам в общественно-политической жизни России: XIX -начало XX в.: Автореф. дис... канд. ист. наук. - М., 2002. Вишленкова Е.А. Религиозная политика в России (первая четверть XIX в.): Автореф. дис... д-ра ист. наук. - Казань, 1999.

Воробьёва Е.И. Мусульманский вопрос в имперской политике Российского самодержавия (вторая половина XIX - 1917 г.): Дис... канд. ист. наук. -СПб., 1999.

Гавршенков А.Ф. Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.; сущность, принципы, эволюция: Автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. -М., 2010.

Даншюк М.Ю. Роль Русской православной церкви в политике России в Дагестане во второй половине XVIII - нач. XX века: Автореф. дис... канд. ист. наук. - Махачкала, 2008.

Кумпан E.H. Конфессиональная политика Российской империи во второй пол. XIX - начале XX в. и её реализация в Северо-Западном Кавказе. 18611917 гг.: Дис... канд. ист. наук. - Краснодар, 2005.

Литвинов П.П. Государственно-религиозные и этноконфессиональные отношения в Туркестане (1865-1917 гг.) (По архивным материалам): Автореф. дис... д-ра ист. наук. - М., 1998.

Махмутова А.Х. Борьба за женское образование у татар (90-е годы XIX в.-1917 г.): Автореф. дис... канд. ист. наук. - Казань, 1971.

Мусаев М.А. Дагестанское духовенство 60-70-годов XIX века и восстание 1877 года: Автореф. дис... канд. ист. наук. - Махачкала, 2003. Наскидаева Е.Х. Конфессиональная политика России в горских областях Центрального Кавказа (середина XIX - начало XX вв.): Автореф. дис... канд. ист. наук. - Владикавказ, 2011.

Рамазанов А.Х. Политические, социально-экономические и культурные взаимовлияния России и Дагестана в XIX - начале XX вв.: Автореф. дис... д-ра ист. наук. - Махачкала, 1998.

Сулаев ИХ. Мусульманское духовенство Дагестана в революции и гражданской войне (1917-1921 гг.): Автореф. дис... канд. ист. наук. -Махачкала, 1997.

VIII. Статьи, материалы конференций и интернет-сайтов

Абдуллаев М.А. Арабо-мусульманская научная и философская мысль в досоветском Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. - М., 2001.-С. 136-145.

Абдулмаэ/сидов P.C. Анонимное письмо о недовольстве дагестанцев местной властью // Научное обозрение: Ежеквартальный сборник статей. -Махачкала, 2011. № 57. - С. 3-6.

Абдулмажидов P.C., Шехмагомедов М.Г. Обращение Умара аль-Хунзахи к жителям Дагестана: общая характеристика и комментированный перевод // Исламоведение. -2013. - № 1. - С. 125-135.

Акаев В.Х., Хусаинов С.А. О гносеологических и нравственных аспектах суфизма // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. - Грозный, 1992. - С. 3543.

Алиева И.Г. Политика христианизации Российской империи в Закатальском округе Северного Азербайджана в 60-х годах XIX века // Исламская цивилизация и современный мир. Международная научно-практическая конференция (г. Махачкала, 13-14 октября 2011 г.). - Махачкала, 2012. - С. 170-173.

Алиев Б.Г. Теократическая власть в Дагестане // Наш Дагестан. - 2004. - № 4. - С. 47-49.

Амиров Гаджи-Мурад. Среди горцев Северного Кавказа // ССКГ. Т. VII. Отд. 3. - Тифлис, 1873. - С. 10-12.

Арапов Д. Ю. Имперская политика в области государственного регулирования ислама на Северном Кавказе в XIX - начале XX вв. // Ислам и право в России: Материалы научно-практического семинара «Проблемы реализации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях в отношении российских мусульман (Северный Кавказ. Поволжье). Вып. I. / сост. и редакторы: И.Л. Бабич, Л.Т. Соловьёв. - М.: РУДН, 2004. - С. 21-34. Арапов Д.Ю. Мусульманский мир в восприятии верхов Российской империи // Вопросы истории. - 2005. - № 4. - С. 132-137.

Арапов Д.Ю., Ларин Е.И. Мусульманское движение в оценках Министерства внутренних дел Российской империи // Исмаил Гаспринский - просветитель народов Востока. - М., 2001.

Бабич И.Л. Мусульманская жизнь горцев в контексте религиозной политики России на Северном Кавказе в XIX - начале XX вв. // Научная мысль Кавказа. - 2009. - № 1. - С. 71 - 80.

Берже А.П. Выселение горцев с Кавказа // Русская старина. Т. X-XI. 1882.

Берже А.П. Материалы для описания Нагорного Дагестана // Кавказский календарь (КК) на 1859 г. - Тифлис. 1858.

Брюханов П.А. Государственное устройство и административное управление «вольных обществ» Дагестана в первой половине XIX в. // Сборник трудов Пятигорского пед-та. - Ставрополь, 1947. Вып. 1.

Бобровников В.О. Военно-народное управление в Дагестане и Чечне: история и современность // Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения. Сост. Г.Г. Лисицын и Я.А. Гордин. - СПб. - 2001. - С. 91-107.

Бобровников В.О. Каяев Али // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 2. - М., 1999. - С. 45. Вамбери А. Пробуждение татар // Татарстан. - 1996. - № 11. - С. 26-36. Воробьёва Е.И. Власть и мусульманское духовенство в Российской империи // Исторический ежегодник. - 1997. - С. 40-55.

Воронов Н. Из путешествия по Дагестану // ССКГ. Вып. III. Глава III. Часть 3. Репр. Изд.-М., 1992.

Гасанов М.М., Сулаев И.Х. Суфийская община мюридов Али-хаджи Акушинского // Религиоведение. - 2012. - № 3. - С. 30-39. Гатагова Л.С. Кавказ после Кавказской войны: этноконфликтный аспект // Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения. Сост. Г.Г. Лисицына и Я.А. Гордин. - СПб., 2001. - С. 47-57.

Губаханова P.A. Государственные учреждения в Дагестане в пореформенный период // Государство и государственные учреждения. - Махачкала, 1993. -С.140-154.

Дьяков H.H. Тарикат Арабского Магриба и Северного Кавказа в эпоху европейской колонизации // Наш Дагестан. - 1994. - № 172-173. Июль-Сентябрь. - С. 89-93.

Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося исламского учёного, суфийского шейха, известного общественно-политического деятеля Сайфуллы-кади Башларова // Материалы Всероссийского научно-

практической конференции (Махачкала, 25-26 апрель 2008 г.). - Ставрополь, 2009.

Законодательное предположение об учреждении особого духовного правления (муфтията) для мусульман Северного Кавказа. // Мир ислама. -1914.-Т. 2. Вып. 12.-С. 918-920.

Зырянов П.И. Церковь в период трёх российских революций // Русское православие: вехи истории. -М., 1989.

Ибрагимова З.Б. Проблема мухаджирства в дагестанских памятниках эпистолярного жанра конца XIX - начале XX вв. // Вопросы истории. - 2012. - № 4. - С. 152-156.

Ибрагимов ИГ. Органы власти и управление в союзах сельских общин агулов в XIX- начале XX в. // Российское государство и общество в XX -начале XXI в. Проблемы взаимоотношений (К Году российской истории). Региональная конференция с Международным участием. - Махачкала, 2013. -С. 109-114.

Ислам в Туркестане. Доклад Туркестанского генерал-губернатора С.М. Духовского, 1899 г. // Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII - начало XX в.). Сб. материалов. - М., 2006. Ислам и исламская культура в Дагестане. - М., 2001.

Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический

словарь. Вып. 1. Сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. - М.: 1999.

Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический

словарь. Вып.2. Сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. - М.: Восточная литература,

1999.

Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып.4. Сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. - М.: Восточная литература, 2003.

Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 5. Религиоведческий энциклопедический словарь. - М., 2006. Ислам. Словарь атеиста. -М., 1988.

История общественно-культурного реформаторства на Кавказе и в Центральной Азии (XIX - начало XX века). Авт. коллектив: Р. Абдуллаев (Узбекистан), Д. Алиева (Узбекситан), И. Багирова (Азербайджан), Ж. Ермекбаев (Казахстан), И. Сулаев (Дагестан, Россия), Ш. Рахманзаде (Азербайджан), Д. Кенжаев (Узбекистан), М. Зейналова (Азербайджан). Рук. проекта Ш. Мустафаев. - Самарканд: МИЦАИ, 2012. - С. 107-212. Исмаил-Заде Д.И. И.И. Воронцов-Дашков. Наместник кавказский // Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения. Сост. Г.Г. Лисицын, Я.И. Гордон. - СПб., 2001.-С. 138-150.

Кавказские мусульмане по материалам Особого отдела канцелярии наместника Кавказа (1912) / публ. Д.Ю. Арапова // Кавказский сборник. - Т. 2 (34). - М., 2005. - С. 168-188.

Казикумухский Д. Учение о тарикате. // Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск II. - Тифлис. 1869.

Каймаразов Г.Ш. Мусульманская система образования в Дагестане // Ислам

и исламская культура в Дагестане. - М., 2001. - С. 116-129.

Каппелер А. Две традиции в отношении России к мусульманским'народам

Российской империи // Отечественная история. - 2003. - № 2. - С. 129-135

Кемпер М. К вопросу о суфийской основе джихада в Дагестане. //

Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе //

сост. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. - М., 2003. - С. 278-305.

Кемпер М. Шариатский дискурс имамата в Дагестане первой половины XIX

века // Дагестан и мусульманский Восток. Сборник статей /сост. и отв. ред.

А.К. Аликберов, В.О. Бобровников. - М., 2010. - С. 107 - 124.

Кемпер М., Шихалиев Ш.Ш. Дагестанское мусульманское реформаторство

первой трети XX в. как разновидность джадидизма // Исламская цивилизация

и современный мир. Международная научно-практическая конференция (г.

Махачкала, 13-14 октября 2011 г.). - Махачкала, 2012. - С. 306-310.

Канятта II. С. Управление Кавказом и Средней Азией в XIX в. // Вопросы

истории. - 1983. - № 4. - С. 46-52.

Козубский Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области // Дагестанский сборник. Т. I. Отд. 1. - Темир-Хан-Шура, 1902. Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним (с приложением). // Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Вып. 1. Т. 1. - Тифлис, 1868. Котюкова Т.В. «Мусульманский вопрос» в Туркестане в начале XX в. // Вопросы истории. - 2010. № 9. - С. 97-112.

Kpuuimona А. О теократии в Дагестане // Народы Дагестана. - 2000. - № 5. -С. 57-58.

Кэмпбелл Е.И. Мусульманский вопрос в России: история обсуждения проблемы // Исторические записки. Т. 4. (122). Под редакцией Б. В. Ананьич. -М., 2001.

Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. - Одесса. 1882. Вып. 2

Лисицын Г.Г. Кавказский комитет - высшее государственное учреждение для управления Кавказом (1845-1882) // Россия и Кавказ сквозь два столетия. -СПб., 2001.-С. 154-168.

Литвин А., Вейнсенсел П. Империя и насилие: подавление национального самосознания // Эхо веков. - 1996. -№ 1-2. - С. 58-63.

Литературное и научное наследие Абусуфьяна Акаева. Сборник статей и материалов. / Отв. ред. А.Р. Шихсаидов, Г.М.-Р. Оразаев. Сост. Г.М.-Р. Оразаев. - Махачкала, 1992.

Мамсиров Х.Б. Советская власть и мусульманская система образования в 20-е гг. XX в.// Известия Вузов. Северокавказский регион. Общественные науки. -2004,-№2.-С. 32-39.

Мантаев А. Суфизм и ваххабизм в Дагестане в конце XIX - начале XX века // Исламская цивилизация. - 2005. - № 1. - С. 42-45.

Матвеев В.А. Российская идентичность мусульман Северного Кавказа в условиях геополитических вызовов начала XX в. // Известия Вузов. СевероКавказский регион. Общественные науки. - 2005. - № 2. - С. 31-37.

Мусаев М.А. Биографии дагестанских ученых-богословов противников имама Шамиля в изложении 'Али ал-Гумуки (Каяева): перевод, комментарии // Фундаментальные исследования. (В печати).

Мусаев М.А. К вопросу о количестве казнённых за участие в восстании 1877 года // Вестник военного университета. - 2012. - № 1 (29). - С. 143-147. Мусаев М.А. Практика подавления локальных вооружённых выступлений на Северо-Восточном Кавказе (на примере Кайтагского восстания 1866 г.) // Вестник военного университета. - 2011. - № 3(27). - С. 142-146 Мусаев М.А. Попытки христианизации дагестанцев, как один из методов уменьшения влияния ислама и упрочения позиций Российской империи на Кавказе в середине XIX века // Научные проблемы гуманитарных исследований. Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. Научно-теоретический журнал. -2006. -№ 1.-С. 82-86.

Мусаев М.А. Традиционная система мусульманского образования в Дагестане и её критика джадидами // Шигабутдин Марджани: наследие и современность. Сборник статей. - Казань, 2008. - С. 240-252. Мусаев М.А., Тахнаева П.И. Опыт исследования биографий суфийских шейхов (на примере Абу-Бакра (Булач-хана) ал-Ингиши) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Вып. 2. -Майкоп.-2011.-С. 40-45.

Мусаев М.А., Шехмагомедов М.Г. Сочинение Абдурахмана из Газикумуха «Падение Дагестана и Чечни вследствие подстрекательства османов в 1294 году» в редакции 1884 года // Вестник Дагестанского научного центра. -2011.-№43.-С. 77-78.

Нифталиев Р.Ю. Положение мусульманского духовенства Северного Азербайджана и привлечение его в систему российского государственно-административного управления // Исламская цивилизация и современный

мир. Международная научно-практическая конференция (г. Махачкала, 13-14 октября 2011 г.). - Махачкала, 2012. - С. 168-170.

Нуриманов И. «Хадж глазами паломников, госслужащих и улемов» // Электронный ресурс. URL: http://dumrf.ru/islam/rites/2117#sdendnote2sym (дата обращения 20.03.2014)

Олейников Д.И. Россия в Кавказской войне: поиски понимания // Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения. Сост. Г.Г. Лисицын, Я.И. Гордон. - СПб., 2001. - С. 69-90

Омаров А. Воспоминания муталима // ССКГ. - Тифлис, 1868. Вып. I. Гл. VII.

Пережогин Н. С. Основные направления государственной политики в области мусульманского образования в России во второй половине XIX в. // История государства и права. - 2008. - № 18. - С. 27 - 29

Полонская Л.Р. Восток. XX век. Взгляд из России // Ислам в СНГ. - М., 1998. -С. 61-103

П. У. О распространении грамотности между горцами. // ССКГ. Т. III. Отд. 4.

Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман России // Ислам в Российской империи, законодательные акты, описания, статистика / сост. Арапов Д.Ю. -М., 2001.-С. 267-315.

Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения. Сост. Г.Г. Лисицын и Я.А. Гордин. - СПб., 2001.

Саттаров Р.Н. Шиитско-суннитский дискурс и особенности социально-культурного реформизма (MAARIFAGILIK) в Азербайджане середине XIX -начала XX вв. // Шигабутдин Марджани: наследие и современность. Сборник статей. Ответ. Ред. Алмазова Л.И., Хайрутдинов P.C. - Казань, 2008. - С. 252-259.

Сулаев И.Х., Газгшагомедов Р.И. Суфизм и власть в Дагестане в первой трети XX в. // Исламская цивилизация и современный мир. Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 13-14 октября 2011 г. -Махачкала, 2012.-С. 146-147

Сулаев И.Х. Государственная политика в Дагестане в области мусульманского образования (первая треть XX в.) // Религиоведение. - 2013. - № 4. - С. 18-22

Сулаев И.Х. Мусульманские школы в Дагестанской АССР (20-е гг.) // Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. - 2007. -№2 (10).-С. 51-58.

Сулаев И.Х. Революция и борьба за шариат // Народы Дагестана. Этнос и политика. - 1996. - № 1 -2. - С. 39-43.

Сулаев И.Х. Шейх Узун-хаджи Салтинский: штрихи к портрету // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2007. - № 2. - С. 36-43

Тагирова H.A. Тематическая характеристика арабской рукописной книги в Дагестане (по материалам Фонда восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН) // Шихсаидов А.Р., Тагирова H.A., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. - Махачкала, 2001. - С. 77-131.

Тахо-Годи А. «К 50-летию восстания Чечни и Дагестана (1877г.)». // Журнал «Новый Восток». - 1926. - № 12. - С. 162-166.

Усманова Д.М. Российские мусульмане в правовом пространстве империи: соотношение общеимперского и мусульманского права в государственной доктрине на рубеже XIX - XX вв. // Ислам и право в России: Материалы научно-практического семинара «Проблемы реализации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях в отношении российских мусульман (Северный Кавказ. Поволжье). Вып. I. / сост. и редакторы: И.Л. Бабич, Л.Т. Соловьёв. - М.: РУДН, 2004. - С. 21 -34.

Фархшатов М.Н. Мусульманское духовенство // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь / сост. и отв. ред.

С.М. Прозоров. Вып. 2. - М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1999.-С. 67-68.

Шихалиев Ш.Ш. Дагестанская суфийская литература в XIX - начале XX. Краткий обзор // Pax Islamica. Мир ислама: изучение исламского наследия. -2009. -№2.- С. 63 -89.

Шихалиев Ш. Из истории появления в Дагестане последователей накшбандийского и кадирийского тарикатов // Государство и религия в Дагестане. Информационно - аналитический бюллетень. - 2003. - № 1 (4).— С. 47-52.

Шихалиев Ш.Ш. «Кифайят ал-мурд» Ильяса ал-Цудакари как памятник по истории суфизма в Дагестане //PAX ISLAMICA. - 2011. - 2(7).- С. 6-17. Шихалиев Ш.Ш. Суфизм и власть в Дагестане в XIX XX вв. Интерент-сайт: http://wrww.gazavat.ru/history3.php?i'ub==14&art=208

Шихалиев Ш.Ш. Суфийские вирды Накшбандийа и Шазилийа в Дагестане // Вестник Евразии. - М., 2007. - №. 3 (37). - С. 137 - 152.

Шихсаидов А.Р. Археологическая работа в Дагестане. // Изучение истории и культуры Дагестана: археологический аспект. - Махачкала, 1988. Шихсаидов А.Р. История суфизма в Дагестане // Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося исламского учёного, суфийского шейха, известного общественно-политического деятеля Сайфуллы-кади Башларова // Материалы Всероссийского научно-практической конференции (Махачкала, 25-26 апрель 2008 г.). - Ставрополь, 2009. - С. 112-117.

Шихсаидов А.Р., Тагирова H.A., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. - Махачкала, 2001.

Ханбабаев K.M. Ислам на Кавказе (середина VII - 1991 г.) // Кавказ. Балканы. Передняя Азия: Сборник научных трудов северокавказского регионального отделения МНАБ. Вып. I. - Махачкала, 2003.

Ханбабаев K.M. Ритуальная практика Накшбандийа // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. - Махачкала, 2002. - № 1(4).-С. 8-19.

Халидова О.Б. Религиозная политика русского самодержавия в Дагестане во второй половине XIX в. // Вестник Института ИАЭ. - 2012. - № 1. - С. 51-55. Халидова О.Б. Религиозная политика Российского государства в начале XX в. и её влияние на мусульманское население Северо-Восточного Кавказа // Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. № 1 (37). -Махачкала, 2014.-С. 108-115.

Хизрыева Г.А. Муриды Северо-Восточного Кавказа сегодня (общее и особенное в социальной организации, ритуальной практике, политических преференциях) // Интернет-сайт: http://pda.islamrf.rU/news/culture/legacy/l 722/ Языков М.А. Либеральные реформы в религиозной сфере в России в начале XX века // Государство, общество, церковь в истории России XX века. Материалы XI Международной научной конференции, посвященной Году истории России. Иваново, 15-16 февраля 2012 г. Часть 2. - С. 479-484. Якубов М.Х. Силсила тарикатов в Дагестане // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. № 2. - Махачкала, 2002. - С. 56-62.

IX. Журналы и газеты

Вестник военного университета. - 2011. - № 3(27). Вестник Дагестана. 1919, 15 июля.

Вестник Дагестанского научного центра. - 2011. - № 43.

Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. -2007. № 2 (10).

Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.- 2014. № 1 (37)

Вестник Евразии. - 2007. - №. 3 (37).

Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2011.-Вып. 2.

Вопросы истории. - 1983. - № 4. Вопросы истории. - 2005. - № 4.

Вопросы истории. - 2006. - № 6. Вопросы истории. - 2006. - № 12. Вопросы истории. - 2010. - № 9. Вопросы истории. - 2012. - № 4.

Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. - 2002. - № 2.

Государство и религия в Дагестане. Информационно - аналитический бюллетень. - 2003. - № 1 (4).

Дагестанские областные ведомости. 1909 г., 15 марта.

Дагестанские областные ведомости. 1913 г., 7 января, № 2.

Дагестанские областные ведомости. 1914, 7 декабря, № 49.

Записки Терского медицинского общества. Выпуск 11 за 1900 год. -

Владикавказ, 1901.

Известия Вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. -2000№ 1. Известия Вузов. Северо-кавказский регион. Общественные науки. - 2004№ 2. Известия вузов Северного Кавказа. Общественные науки. - 2007. - № 4. Исламская цивилизация. - 2005. - № 1. Исламоведение. - 2013. - № 1. История государства и права. - 2008. - № 18. Мир ислама. - Т. 2. Вып. 11. 1913. Мир ислама. -Т. 2. Вып. 12. 1914. Кавказский календарь (КК) на 1859 г. - Тифлис, 1858. Народы Дагестана. Этнос и политика. - 1996. - № 1-2. Научная мысль Кавказа. - 2009. - № 1. Новый Восток. - 1926. -№ 12. Отечественная история. - 2003. - № 2. Религиоведение. - 2012. - № 3. Религиоведение. - 2013. - № 4. Русская старина. - 1882. - Т. Х-Х1. ,

Эхо веков. - 1996.-№ 1-2. /

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.