Взаимоотношения государственных институтов власти с мусульманским духовенством Дагестана: исторический опыт: 1877-1921 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Курбанова, Гулинжан Магомедовна

  • Курбанова, Гулинжан Магомедовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 215
Курбанова, Гулинжан Магомедовна. Взаимоотношения государственных институтов власти с мусульманским духовенством Дагестана: исторический опыт: 1877-1921 гг.: дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. Владикавказ. 2014. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Курбанова, Гулинжан Магомедовна

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Социально-экономическое, общественно-политическое и 22 религиозное положение Дагестана в 70-е гг. XIX - нач. XX вв.

1.1. Восстание 1877 года в Дагестане и ее последствия

1.2. Гражданская война в Дагестане

ГЛАВА II. Мусульманское духовенство в системе государственно-

религиозных отношений Дагестана

ПЛ. Религиозная и общественно-политическая деятельность Сайфуллы кадиБашларова

11.2. Миротворческая деятельность религиозных авторитетов в общественно-политических процессах в Дагестане в конце XIX- первой четвертиХХ вв

11.3.Творческая деятельность и научное наследие представителей мусульманского духовенства Дагестана

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимоотношения государственных институтов власти с мусульманским духовенством Дагестана: исторический опыт: 1877-1921 гг.»

Введение

Актуальность темы исследования. На протяжения тысячелетий в Дагестане духовная культура формировалась на основе мусульманской религии. До установления советской власти религия была ведущей идеологией дагестанских народов, альтернативы которой не было. Тысячелетия ислам играл и играет заметную роль в истории и культуре народов Дагестана, а мусульманское духовенство фактически формировало общественное сознание народов, мировоззрение, национальный и религиозный менталитет. На то были свои конкретные объективные и субъективные причины. В подчинении мусульманского духовенства находилось народное образование, формы и методы воспитания подрастающего поколения. А религия ислама нигде в мусульманском мире не сохранилась в своем первозданном виде, как в Дагестане. Поэтому царское правительство вынуждено были считаться с установками мусульманского духовенства. В связи с этим научное изучение роли духовных лидеров в общественно-политической, духовно культовой жизни дагестанцев представляется весьма актуальным.

После окончания Кавказской войны и окончательного присоединения Дагестана к Российской империи произошли существенные социально-политические, межнациональные и экономические перемены в жизни коренных народов1 Дагестана. Формировались сложные и противоречивые взаимоотношения народов Дагестана с властями, которые многими

1 Под коренным народом (коренной нацией) подразумевается «тот, который на данной конкретной территории живет веками, а то и тысячелетиями. Этногенез этого народа произошел именно здесь, и он создал на данной конкретной территории свои лучшие национальные творения (язык, эпос, культуру, традиции, духовность и т.д.), неоднократно защищал ее с оружием в руках от различных завоевателей и притеснителей, обильно проливая кровь своих сыновей и дочерей, что дает ему политическое и моральное право называть эту землю исконной, родной, отцовской, суверенной» (См.:Дзидзоев В.Д. Военно-политическое и межнациональное противостояние на Северном Кавказе в 19171925 гг. (к вопросу периодизации вооруженной борьбы в регионе)//Научная мысль Кавказа. Междисциплинарные и специальные исследования (Ростов-на-Дону). 2008, №3, с.50.

воспринимались как колониальные, несправедливые по форме и сущности. Актуальным остается изучение этого аспекта истории, приведшего восстанию дагестанских и чеченских народов в 1877 г.

Актуальность темы связано с тем, что многие представители

мусульманского духовенства активно участвовали в общественно-

политических процессах в Дагестане в 1877-1921 гг. При этом особенно

важно отметить, что некоторые религиозные деятели в советской

историографии получили характеристики «реакционеров» и были

причислены к «контрреволюционным элементам». Отметим также особую

болезненность и противоречивость религиозных процессов в Дагестане, где в

настоящее время проживает более 120 различных народов, исповедующих

более 40 направлений религиозных течений. Уже это побуждает ученых-

исследователей основательнее изучить историю мусульманства в Дагестане и

различные его направления. В этом случае можно было бы рассчитывать на

то, что в дальнейшем ошибки и перекосы в межнациональных и

этноконфессиальных отношениях больше не будут допускаться. Нет

необходимости подробно излагать концепцию развития новой

демократической государственности Российской Федерации. В

постсоветский период Российская Федерация стремиться к кардинальным

преобразованиям в экономической, общественно-политической и

межконфессиальных сферах. Происходит мучительная переоценка

ценностей, в том числе и мусульманских, роли и места отдельных

исторических событий и личностей, сыгравших заметную роль в истории

того или иного народа. Именно поэтому ученые-историки, политики и

общественные деятели обращаются к архивам, многие из которых были

недоступными в советский период. Обращаю особое внимание, что до сих

пор часть отдельных архивов по различным причинам остаются закрытыми,

что создает помехи в серьезной, углубленной научно-исследовательской

работе. В то же время изучение роли отдельных общественно-политических,

исторических и религиозных деятелей в судьбе народов Дагестана является

4

актуальной и научно-востребованной необходимостью. Разумеется, усилиями советских и российских ученых история Гражданской войны в Дагестане изучена во многих аспектах и деталях. Хотя многие из работ прежних ученых-исследователей имеют недостатки, связанные с идеологизированностью и политизированностью. Порой эти работы страдали даже от глубины религиозных убеждений того или иного автора.

Но в истории Дагестана есть немало талантливых людей, оригинальных мыслителей, в том числе мусульманских, которые прочно вписали свои имена в историю не только Дагестана, но и всего Северного Кавказа. Таковыми являются Магомед Ярагский, Али-хаджи Акушинский, Нажмуддин Гоцинский, Сайфулла-кади Башларов, Гасан Кахибский и другие. В отличие от всех перечисленных известных мусульманских деятелей Дагестана, имя Сайфуллы-кади Башларова, уроженца Лакского селения Ницовкра нынешнего Лакского района Республики Дагестан до сих пор остается малоизвестным широкой общественности. Замечу, что неизвестными или малоизвестными до конца 80-х годов XX века были также имена тех, кто сегодня увековечен в истории Дагестана. Таковы Магомед Ягарский, Али-хаджи Акушинский, Гасан Кахибский и др. В настоящем исследовании предпринимается попытка комплексного исследования жизни и деятельности Сайфуллы-кади Башларова и других видных деятелей мусульманского духовенства в период восстания 1877 года, «антиписарского» восстания 1913-1914 гг., революции 1917 г. и Гражданской войны в Дагестане 1918-1921 гг. Создание объективной картины вышеуказанных событий является насущной задачей историков-исследователей.

Особенный интерес вызывает Северный Кавказ - регион, который характеризуется нестабильностью этнополитической и этнорелигиозной ситуации. Он всегда был связан с многонациональностью и этноконфессиональной пестротой состава населения. Более того, регион

находится в центре геополитических интересов ряда зарубежных государств.

5

Разумеется, от стабильности и устойчивости Северного Кавказа зависит уровень безопасности всей России. Следует особо подчеркнуть, что в силу различных объективных и субъективных причин влияние исламского фактора на Северном Кавказе с каждым днем возрастает. Замечу, что ислам имеет разные направленности и разветвления, которые в некоторых государствах, в том числе и в Российской Федерации, дают толчок появлению новых мусульманских положений и догм. Актуальным является изучение этих обстоятельств, чтобы мы знали: с кем и с чем имеем дело.

Актуальность исследования обусловлена возрастанием общественного интереса к вопросам совершенствования национальной и религиозной политики Российской Федерации на Северном Кавказе, окончательным урегулированием напряженности межнациональных отношений, многочисленных этнополитических и этноконфессиальных проблем. Осбая значимость проблемы вызвана также необходимостью совершенствования форм и методов новых федеративных отношений на Северном Кавказе и в целом в Российской Федерации.

В истории народов Северного Кавказа и, в частности, Дагестана период с 1917 по 1920 гг. был чрезвычайно важным и узловым. В этот сложный и тяжелейший период ожесточенной борьбы разнородных политических и религиозных сил на долгие годы определялся путь развития народов многонационального региона, поголовно исповедовавшего ислам. Актуальность поднятой в диссертации проблемы определяется также общетеоретическим и политическим значением ее правильного решения.

До настоящего времени в отечественной историографии нет ни одного

специального исследования, посвященного изучению деятельности

Сайфуллы-кади Башларова. Он был крупным религиозным, общественно-

политическим деятелем, миротворцем, который впервые распространил

шазалийский тарикат в Дагестане в конце XIX - начале XX в. История

Дагестана знает также немало талантливых людей, оригинальных

мыслителей и ученых. Таковыми были Али-хаджи Акушинский, Нажмуддин

б

Гоцинский, Гасан (Хасан) Кахибский, Абусуфьян Акаев, Али Каяев, Узун-хаджи Салтинский и другие лидеры мусульманского духовенства. Лидеры дагестанского духовенства во время революций и Гражданской войны представляли не только религиозную, но и общественно-политическую силу, с которой приходилось считаться государственным органам, а исход революций и Гражданской войны в Дагестане в значительной степени зависел от них. В настоящей работе сделана попытка комплексного изучения жизни и деятельности этих духовных лиц Дагестана, указывая отношение государственных институтов власти к ним в разное время. Дана оценка роли каждого духовного лица во время восстания 1877 г., «антиписарского» восстания 1913-1914 гг., революций 1917 г. и Гражданской войны 19181921гг., показаны их общественно-политические взгляды, отношения к государственным институтам власти, а также друг к другу. Автор диссертационного исследования вносит уточнения исторической роли деятелей, которые активно выступили за советскую власть на стороне большевиков или были против этой власти.

В диссертационной работе впервые предпринята попытка исследования

жизни и деятельности Сайфуллы-кади Башларова - шейха трех

мусульманских суфийских тарикатов (накшбандийа, шазалийа, кадирийа) из

селения Ницовкра Казикумухского округа Дагестанской области. Он был

крупным религиозным, общественно-политическим деятелем,

мусульманским мыслителем, светски образованным врачом с российским

дипломом лечащего врача, миротворцем, полиглотом, знавшим многие

языки. Актуальным является иследовать его роль в общественно-

политической и религиозной жизни Дагестана в указанное время, что имеет

не только теоретико-познавательное, но и практическое значение. Особенно

в современных условиях, когда сильно возрос интерес к духовной культуре и

общественно-политической истории народов нашей страны. Являясь членом

военно-революционного комитета большевиков по духовным делам, вопреки

обвинениям и оскорблениям ведущих духовных лиц Дагестана, Сайфулла-

7

кади Башларов стал активно сотрудничать с ведущими революционерами-большевиками и социалистами - М. Дахадаевым, М. Хизроевым, A.A. Тахо-Годи, С. Габиевым, Г. Саидовым, О. Османовым и др.

Изучение мусульманской религии и религиозных деятелей Дагестана, после утверждения советской власти постепенно стала терять актуальность в научно-исследовательских кругах. Поэтому в течение 70 лет они были «забыты», а тех, которых помнили, изучали недостаточно глубоко и всесторонне. И это при том, что они внесли неоценимый вклад в общественно-политическую жизни Дагестана, в целом России, утверждая советскую власть вместе с большевиками. Был забыт и Сайфулла-кади Башларов - член военно-революционного комитета большевиков Дагестана, заведующий духовными делами.

Мусульманское духовенство в целом было гуманной, высокообразованной прослойкой дагестанского общества, которое несло идеологию, культуру и этику ислама в народ. Бывший первый секретарь Дагестанского обкома ВКП(б) Нажмуддин Самурский (Эфендиев), репрессированный во второй половине 30-х гг. XX века, верно подметил: «В Дагестане духовное лицо - это не только священник, но и судья, народный учитель, военный вождь, борец за свободу и независимость, носитель образованности, владелец общественных средств и председатель комитета взаимопомощи. Идеология, культура, быт и экономика - все находилось в руках духовенства, или, иначе говоря, в его руках находится вся организация общественной жизни». Другой, прогрессивной альтернативы развития в Дагестане до прихода большевиков к власти, не было.

Несмотря на слабое изучение жизни, деятельности и духовного наследия Сайфуллы-кади Башларова и некоторых других духовных авторитетов, они пользовались авторитетом и известностью в Дагестане, в целом на Северном Кавказе, а также в других регионах Российской империи.

2 Нажмуддин Самурский (Эфендеев). Книги, статьи, документы, исследования. Махачкала. 2003, с. 409.

В последние годы в Дагестане научная общественность узнаёт подробности о том, что Башларов был одним из активных деятелей восстания 1877 г., «антиписарского» восстания 1913-1914 гг., революции 1917г. и Гражданской войны 1918-1921 гг.

Объект исследования: религиозная и общественно-политическая ситуация в Дагестане в 1877-1921 гг. Роль мусульманского духовенства в победе революции 1917г. и советской власти в Дагестане. Сайфулла-кади Башларов - один из активных деятелей восстания 1877г., «антиписарского» восстания 1913-1914 гг., революции 1917 г и Гражданской войны 19181921гг.

Предмет исследования: взаимоотношения мусульманского

духовенства с царской властью, а также, только установившейся советской

t

властью в 1877-1921гг. Творчество и наследие Сайфуллы-кади Башларова, Нажмуддина Гоцинского, Абусуфьяна Акаева, Али-хаджи Акушинского, Али Каяева и других общественно-политических и религиозных деятелей Дагестана.

Цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе места и роли мусульманского духовенства в общественно-политической жизни Дагестана в обозначенные хронологические рамки, а также время и отношение государственных институтов власти к мусульманскому духовенству. Из этого втекают следующие задачи:

- показать активизацию наиболее интеллектуальной части духовенства в общественно-политической жизни Дагестана во время кризисов власти, т.е. в дни восстания 1877 г., «антиписарского» восстания 1913-1914 гг., а также в годы революций 1917г. и Гражданской войны 1918-1921гг. и его политический раскол на сторонников и противников советской власти.

- исследовать различные аспекты развития и функционирования мусульманской религии в условиях коренной трансформации дагестанского общества во второй половине XIX - первой четверти XX вв.,

всесторонне проанализировать участие представителей мусульманского духовенства в национально-политических процессах в Дагестане накануне Февральской и Октябрьской революций 1917г.;

изучить отношение государственных институтов власти к мусульманскому духовенству на различных этапах: во время восстания 1877г., в годы революций и Гражданской войны в 1917-1921 гг.;

- исследовать причины того, что многие авторитеты мусульманского духовенства выступили против Российской империи в 1877г., и в то же время часть мусульманского духовенства в 1917-1921 гг. выступила за советскую власть;

- всесторонне проанализировать скудные биографические данные о Сайфулле-кади Башларове с целью более детального изучения его жизни и деятельности;

- раскрыть внутренний духовный мир Сайфуллы-кади Башларова по его трудам, дошедшим до нас;

выявить концептуальную направленность взаимоотношений С. Башларова с бичераховцами, турками, англичанами, деникинцами, социалистами, большевиками, сторонниками Н. Гоцинского и Узуна-хаджи Салтинского;

- реконструировать на основании писем («Мактубат») С. Башларова и других его трудов хронологию его связей с шейхами суфийских братств, получение им иджазы от них, и дальнейшей деятельности по распространению основ шазалийского тариката;

- показать типологические особенности мистицизма Сайфуллы-кади Башларова на основе анализа типологического материала суфийских тарикатов - накшбандийа и шазилийа;

- исследовать разногласия мусульманских авторитетов Дагестана в политической борьбе в 1917-1921 гг.

Хронологические рамки исследования охватывают начало восстания

1877 г. в Дагестане и до установления в Дагестане советской власти, т.е.

ю

1921 гг. В указанные хронологические рамки в Дагестане, как и по всей Российской империи проходили грандиозные общественно-политические события судьбоностного характера. Уточнение отдельных фактов этих событий является первоочередной задачей ученых - исследователей, чему и посвящена наша диссертационная работа.

Выбор территориальных рамок обусловлен актуальностью изучения проблемы в Дагестане, исторически ставшим одним из духовных центров мусульманского Кавказа. Здесь ислам проник во все сферы жизни коренных народов. Главными критериями оценки большинства представителей духовенства были учёность и высокая нравственность. В Дагестане лидирующее положение в общественной жизни духовенство сохранило и в первой четверти XX века. Именно поэтому представители мусульманского духовенства, особенно суфийские шейхи, находились под неусыпным контролем правоохранительных органов сначала царской России, а позже и Советского государства.

Своеобразие социально-экономического и общественно-правового положения мусульманского духовенства в Дагестане связано и с тем, что Российское государство не оформило здесь институты управления мусульманами в виде Духовных управлений, как это произошло в Поволжско-Уральском регионах, в Крыму и Закавказье.

Отсутствие Духовного управления для мусульман Северного Кавказа и

Дагестана имело как положительные, так и негативные стороны. В первую

очередь, при отсутствии Духовного управления (и муфтия), религиозная и

общественная жизнь духовенства была менее регламентирована и не

подвергалась постоянному контролю со стороны царских чиновников, а

позднее и советских властей. Возникшее в ходе Февральской революции

1917 г. Кавказское духовное управление во главе с Нажмуддином

Гоцинским, созданное во Владикавказе подверглось структурным

изменениям в годы Гражданской войны и показало полную свою

несостоятельность (даже название его менялось несколько раз). Руководство

11

Советского Дагестана не захотело учредить Духовное управление (с муфтием во главе), да и духовенство не выдвигало властям таких требований. В Дагестане не было духовного органа, способного наладить отношения с властью и разрешать многие вопросы религиозного и светского характера, а власти не имели каналов прямого влияния на представителей духовенства.

Методологическая основа диссертации базируется на научном понимании истории, принципах объективности, на всестороннем анализе конкретных исторических событий. Для раскрытия поставленной проблемы использовались методы исторического познания. Они предполагают, что суждения, оценки и выводы, содержащиеся в диссертации, строятся на объективных и достоверных источниках, несущих информацию об анализируемой эпохе. При этом уважительно относимся и к цивилизационной концепции развития общества, многомерности классовых различий, которые в принципе означают свободу выбора методологической ориентации при исследовании.

Настоящее квалификационное исследование рассматривает общественно-политические процессы развития Дагестана в составе Российской империи и Советского государства, начиная с 1877 г. и до установления советской власти в 1921 г. как результат, итог равнодействующей деятельности и борьбы различных сил общества в целом, и отстаивавших свои интересы социальных прослоек, в частности. При этом признается важность соблюдения научных принципов анализа и изучения исторических, общественно-политических и других важнейних процессов. В диссертации, базирующейся на диалектико-материалистическом принципе познания исторического процесса, факты и события рассматриваются в соответствии обусловленности, а также с учетом, свойственной данному периоду расстановке политических сил, партий, движений, религий, классов и социальных слоев в обществе.

Важную роль в подготовке данной диссертации сыграло применение

историко-сравнительного метода исследования. Этот метод выявил общие

12

закономерности, черты и специфику общественно-политической борьбы в Дагестане, начиная с 1877 и окончания Гражданской войны. В диссертации использован также историко-типологический метод, позволивший выделить из общего частное, разобраться в дагестанской национальной и религиозной особенности, подвергшейся сильному влиянию как имперского, так и советского периодов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем, на основе комплексного исследования широкого круга источников и литературы, архивных материалов осуществляется научный анализ жизни, деятельности, духовного наследия, идеологических воззрений религиозных деятелей Дагестана в изучаемое время, особенно крупного религиозного и общественно-политического деятеля, миротворца Сайфуллы-кади Башларова с современных позиций: становления его общественно-политического сознания, проблема соотношения классового, национального и религиозного особенностей, так же некоторые аспекты раскрытия его личности, предпринята попытка проследить путь становления С.Башларова как духовного лидера и его взаимоотношения с другими деятелями, как сторонниками, так и противниками;

- раскрыта преобладающая индивидуалистическая составляющая феномена мусульманского мистицизма - накшбандийского, шазилийского и кадирийского тарикатов, шейхом которого был С. Башларов. Показано влияние духовного наследия С. Башларова на современную религиозную жизнь мусульман Дагестана и на развитие их религиозной мысли;

- иследовано участие С. Башларова в восстании дагестанских и чеченских народов 1877 г. и особенно его роль как духовного руководителя «антиписарского» восстания 1913-1914 гг.;

- освещена роль С. Башларова и других влиятельных духовных лиц в развитии реформаторского движения ислама (джадидизма) в Дагестане в первой четверти XX в.;

- раскрыта роль влиятельных духовных лиц Дагестана в общественно-политических и религиозных процессах в годы революций и Гражданской войны на Северном Кавказе;

- важным аспектом новизны исследования является то, что в работе использован целый ряд вновь выявленных интересных исторических источников, которые в научный оборот вводятся впервые;

- диссертационная работа является попыткой дать комплексную, документально-обоснованную концепцию роли и значения мусульманского духовенства в жизни дагестанских народов в 1877-1921 гг. Большое внимание здесь уделено роли мусульманского духовенства в общественно-политической борьбе дагестанских народов в годы Гражданской войны, особо подчеркивается проведение им миротворческой и просоциалистической политики в период острого и продолжительного военного противостояния различных течений и сил;

- показан важный парадокс, когда ведущим мусульманским духовным лицам, во главе с С.Башларовым пришлось всеми силами и средствами помогать большевикам-безбожникам в установлении советской власти в Дагестане.

- исследованы физические и моральные возможности человека в феномене личности С.Башларова: совершенный мусульманский шейх трех тарикатов (накшбандийа, шазилийа, кадирийа), вопреки своим религиозным убеждениям, выступивший за большевиков-безбожников, которые обещали, жизнь в государстве устроить по канонам шариата, а народам - мир и обеспеченную жизнь. Человек оригинальных возможностей, полиглот, знавший множество языков, умевший письменно общаться на 7 языках, который остался мизантропом (как выразился немецкий исламовед М. Кемпер), не нашедший себе место ни на родном Востоке, ни на светском Западе.

- новизна работы определяется также тем, что использовались

архивные, эпистолярные и другие документы, характеризующие особенности

14

общественно-политической борьбы в Дагестане и участников этих событий, обобщается значительный фактический материал о жизнедеятельности Сайфуллы-кади Башларова и его роли в распространении впервые шазилийского тариката в Дагестане.

Степень изученности проблемы. Историография вопроса о мусульманском духовенстве и его роли в жизни народов Дагестана в исследуемый период усилиями ученых-исследователей постепенно расширяется и углубляется. В то же время до сих пор по этой важнейшей проблеме, которая в силу многих объективных причин в советский период была почти запретной, выпускаются поверхностные труды. Тем не менее, исследователи имеют возможность ознакомиться с трудами, посвященными восстанию 1877 года, «антиписарскому» восстанию 1913-1914гг., революции 1917 г. и Гражданской войне 1918-1921 гг.

Ценнейшим источником, посвященным учению накшбандийского тариката в Дагестане являются сочинения шейхов Магомеда ал-Яраги, Абдурахмана-хаджи ас-Сугури, Джамал ад-Дина Гази-Кумухского, Шуайб-Афанди ал-Багини, Ильяса-хаджи б. Махмуд ал-Цудахари, Гасана Кахибского (Хасана Хильми). Интересные данные о видных представителях ислама и накшбандийского тариката, а также различные аспекты тарикатского образа жизни содержатся в работах Хайдарбека Геничутлинского, Сайфуллы-кади Башларова, Назира из Дургели, А. Каяева, М. Гайдарбекова.4 Ряд вопросов по образу жизни последователей тариката

3Мухаммад ал-Йараги. Асар аш-шайх ал-Йараги. Темир-Хан-Шура,1910; См. также: Пашаева Ш.Ю. Мухаммад ал-Яраги и кавказский муридизм. Махачкала, 2003; Абдурахман-хаджи ас-Сугури. Ал-машраб ан-Накшбандийа. (Накшбандийское направление) /Перев. с араб. Амира Наврузова /Коммент. и примеч. Мухаммада Гони ал-Мысри. II Абдуллаев М.А. Деятельность и воззрения шейха Абдурахмана-Хаджи и его родословная. Махачкала, 1998. С.200-268; Джамал ад-Дин ал-Гази-Гумуки. Ал-адаб ал-мардиййа фи-т-тарикат ан-накшбандиййа. Петровск, 1904. (Правила достодолжных приличий в Накшбандийском тарикате) и др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Курбанова, Гулинжан Магомедовна, 2014 год

Библиография

I. Архивные документы и источники

1. Центральный государственный архив Республики Дагестан (в дальнейшем ЦГА РД). Ф. 126. Оп. 2. Д. 7 а.*

2. ЦГА РД . Ф. 126. Оп. 2. Д. 9а.

3. ЦГАРД.Ф. 66. Оп. 3. Д. 7.

4. ЦГА РД . Ф.10. Оп.1. Д.1.

5. ЦГА РД . Ф.135. Оп.1. Д. 27. Л.10.

6. ЦГА РД . Ф.-175. Оп.З. Д.184. Л.16.

7. ЦГА РД . Ф.Р-175. Оп.З Д. 59. Л. 21.

8. ЦГА РД, Ф. р-268, оп.1, д.5;

9. ЦГА РД. Ф, 126. Оп. 2. Д. 19. Л. 415-428.

10.ЦТ А РД. Ф. 126. Д. 2. Оп. 1. Д.21. Л. 17.

11.ЦГАРД. Ф. 126. Оп. 1. Д. 6.

12.ЦТ А РД. Ф. 126. Оп. 1. Д. 85. Л. 14.

13.ЦГА РД. Ф. 126. Оп. 2. Д. 19. Л. 133, 138, 140 и Циркуляр МВД России от 29.02.1872 года (там же).

14.ЦТ А РД. Ф. 126. Оп. 2. Д. 19. Л. 338.

15.ЦТ А РД. Ф. 126. Оп. 2. Д. 85. Л. 14.

16.ЦТ А РД. Ф. 126. Оп. 3. Д. 103. Л. 2-9; Д. 90. Л. 1-6.

17.ЦТ А РД. Ф. 133. Оп.5. Д. 2. Л.6,7; Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 172. Л. 4 и 4 (обор.).

18.ЦГА РД. Ф. 133. Оп.5. Д.2;

19.ЦТ А РД. Ф. 133. Оп. .2. Д. 1. Л. 15;

20.ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 216. Л. 5 об.

21.ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 216. Л. 5.

22.ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 31.

23.ЦТ А РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 70. Л. 17 об.

*В библиографии не указываются номера дел, так как их использовано большое количество. Мы их указали по ходу изложения материала диссертации.

24.ЦТ А РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 85. Л. 14.

25.ЦТ А РД. Ф. 66. Оп. 3. Д. 7. Л.15.

26.ЦТ А РД. Ф. 8-п. Оп. 3. Д.253. Л.43.

27.ЦТ А РД. Ф. р-614. On. 1. Д.4. Л. 1.

28.ЦТ А РД. Ф.1.0п.1. Д.223.

29.ЦТ А РД. Ф.8-п. Оп. 4. Д.25. Л.4

II. Центральный государственный исторический архив

Азербайджана.

Ф. 185. Оп. 34. Д. 2134. лл. 12-13. Ф. 186. Оп. 12. Д. 210. лл. 22-44.

III. Центральный государственный архив Республики Татарстан. Ф. 320. Оп. 6. Д. 310. лл. 44-58; 82-86. Ф. 320. Оп. 8. Д. 160. лл. 62-78. Ф. 320. Оп. 12. Д. 58. лл. 24-50; 66-78; 80-88. Ф. 340. Оп. 22. Д. 50. лл. 120-128; 140-144; 148-158.

IV. Государственный архив Саратовской области.

Ф. 80. Оп. 62. Д. 148. лл. 18-34; 68-78; 92-96. Ф. 80. Оп. 78. Д. 20. лл. 10-22; 48-60. Ф. 88. Оп. 10. Д. 62. лл. 72-84; 88-92.

V. Опубликованные труды.

1. Абд ал-Хафиз ал-Ухли. Достоверный ответ благочестивому брату// Абдулагатов З.М. Ислам в массовом сознании дагестанцев [Монография]. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2008.

2. Абдулгамидов Н.А. Восстание в Южном Дагестане в 1877 году. Ы.,200\.42.Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У., Омаров Х.А. Восстания

дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и имамат 1877 года. Махачкала, 2001. Кн. I.

3. .Абдуллаев Г.М. Али Хаджи Акушинский. Религиозный и общественно-политический деятель Дагестана. Махачкала, 2005.

4. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения к России). Махачкала, 1993.

5. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. М., 1968;

6. Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана XIX - начала XX в. Махачкала, 1963.

7. Абдуллаев М.А. Общественно политическая мысль в Дагестане в начале XX века. М.: Наука. 1987.

8. Абдуллаев М.А. Средневековая арабо-мусульманская культура и ее влияние на современный Дагестан. Махачкала. 2005.

9. Абдуллаев М.А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. 2-е изд. доп. Махачкала, 2003.

Ю.Абдуллаев М.А., Меджидов Ю.В. Али Каяев. Дагестан, время, судьбы. Махачкала, 1993.

1 Х.Абдуразак Согратлинский. История имамата 1877 года и восстания на территории Дагестана / Айтберов Г.М и др. Кн. I.

12.Абдурахман ал-Газигумуки. Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля. /Перевод с арабского, введение, комментарии и указатели H.A. Тагировой.Ы., издательская фирма «Восточная литература» РАН 2002.

13 .Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний / Пер. с арабского М-С. Саидова. Редакция перевода, подготовка факсимильного издания, комментарии, указатели А.Р. Шихсаидова, Х.А. Омарова. Махачкала, 1997.

14 .Абдурахман-хаджи ас-Сугури. Ал-машраб ан-накшбандиййа. (Накшбандийское направление) / Пер. с араб. А.Наврузова / Коммент. и примеч. Мухаммада Гани ал-Мысри II Абдуллаев М.А. Деятельность и воззрения шейха Абдурахмана-Хаджи и его родословие. Махачкала, 1998.

15.Авксеныпъев A.B. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1984;

16.АВПР. Азиатский департамент. Д. 166. JI. 3. (Имам Шамиль. Письма его...).

17 .Авторханов А. Кавказ, кавказская война и имам Шамиль // «Отечественные записки». М., 1992. Т. 1.

18.Агаев А.Г. Магомед Ярагский. Мусульманский философ, поборник веры, свободы, нравственности. Махачкала, 1996.

19.Адабуль-марзия (Правила достодолжных приличий). Сочинение шейха Джамалэддина Кази-Кумухского (перевод с арабского // Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Т.2. Тифлис, 1868.

20.Айтберов Т.М.Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIII-XIXbb.

21.Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У., Омаров Х.А. Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и имамат 1877 года. (Материалы). Махачкала, 2001. Кн. 1.

22.Акаев А. Лучезарный жемчуг//Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Ф. 2. Оп. 1.Д. 48.

23.Акаев В. Шейх Кунта Хаджи. Жизнь и учение. Грозный, 1994.

24.Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2004.

25.Акаев В.Х. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры. Дисс.. док. филос.н. Ростов н/Дону, 2004.

26.Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? Махачкала, 1999.

27.Акиев Х.А. Формирование иррегулярных частей горцев Северного Кавказа для участия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.//Известия Чечено-Ингушского института истории, социологии и филологии. Грозный, 1977.Т. 11;

28.Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК). Т. 1-12. Тифлис, 1866-1904.

29.Алексеева А.П. и др. Добровольное присоединение Черкесии к России. Черкесск, 1957. С. 39;

30.Али Каяев. Биографии дагестанских ученых // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Д. 1678. (На тюркском яз.).

31. Али-Гаджи Акушинский-патриот, миротворец. Составитель: Какагасанов Г.И., Гаджиев А-Г.С. Махачкала, 1998.

Ъ2.Алиев А.И. На путях к социализму. Махачкала, 1974.

33.Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев K.M. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М.: Наука, 2007.

34 .Аликберов А. К. Современный суфизм на Кавказе // http://www.islamica.ru.

35.Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (XI-XII вв.). М., 2003.

36.Аликберов Г., Пискунов В. Советский Дагестан. Махачкала, 1938.

37.Аликберов Г.А. Победа социалистической революции в Дагестане. Махачкала, 1968.

ЗЪ.Аликберов Г.А. Революция и гражданская война в Дагестане (1917-1921).-Махачкала, 1962.

39.Аликберов Г.А., Гаджиев A.C., Кашкаев Б.О., Эмиров Н.П. Борьба за победу и укрепление советской власти в Дагестане. Махачкала, 1960 и др. Алимы и ученые против ваххабизма: Абдуллаев A.M., Омарова М.М.,

40.Амирханов М.А. Абу-л-Хасан Али аш-Шазили. Махачкала, 2002.

41 .Амирханов М.А. Мир ислама. Махачкала. 1996.

42.Андриевский Е. От Эрзерума до Тифлиса в 1798 г. // Исторический вестник, 1880. № 5.

43.Анучин А. Берлинский конгресс. 1878 г. СПб., 1912.

44.Арапов Д.Ю. Императорская Россия и мусульманский мир (кон. XVIII -нач. XX в.): Сб. материалов / Сост. и авт. вступ. ст., предисл. и коммент. Д.Ю. Арапов. - М.: Наталис, 2006.

45.Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М., 1957;

46.Беннигсен А. Народное движение на Кавказе в XVIII в. («Священная война» Шейха Мансура /1785-1791 гг./Малоизвестный период и соперничество в русско-турецких отношениях) /Вступит, статья, подстроч. примеч. и общая редакция проф. В.Г.Гаджиева. Махачкала, 1994.

47 .Бережной С.Е. Исламский фундаментализм на Юге России: политологический анализ. Дисс... канд. полит, н. Ростов н/Дону, 2004.

48.Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.И. Ислам в современных республиках Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 2002.

49 .Бобровников В. О.Ислам на постсоветском Северном Кавказе (Дагестан): мифы и реалии//Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001.

50.Бобровников В.О. Каяев, Али // Ислам на территории бывшей Российской империи : Энциклопедический словарь / сост. и отв. ред. С.М.Прозоров. М.: Вост. лит., 2006. С. 192-193

51 .Бобровников В.О., Сефербеков Р.И. Абу Муслим у мусульман Восточного Кавказа (к историографии и этнографии культов святых) //Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. М., 2003. С.154-214.

52.Булатов Б.Б. Дагестан на рубеже Х1Х-ХХ вв. Махачкала, 1996.

53.Булатов Б.Б. Очерки истории Дагестана (конец XIX - сер. XX вв.). Махачкала, 2003.

54.Вагабов М.В. Ваххабизм: история и современность. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000.

55.Вагабов М.В. Ислам и женщина. М.: Мысль, 1968.

56.Вагабов М2?.Ислам и вопросы атеистического воспитания. - М., 1994; 51 .Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам как мировая религия. Махачкала.

1999; Вагабов Н.М. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. М.1985; 5%.Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2002.

59.Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: сущность и существование. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2007.

60.Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Основы мусульманского семейного права. Учебное пособие. Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГУ, 1998.

61..Вагабов Н.М. Ислам и Запад. Махачкала: Полиграф сервис, 2003.

Вагабов Н.М. Мировые религии и глобализация. Махачкала: Полиграф сервис, 2003.

62. Вагабов Н. М. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. - М., 1985.

63. Вагабов Н.М. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. - М., 1985.

64.Гаджиев А.-Г.С. Шейх Гасан Кахибский религиозный и общественно-политический деятель. Махачкала 2004.

65.Гаджиев A.C. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения м культуры. Махачкала, «Дагучпедгиз», 1966.

66.Гаджиев A.C. История Дагестана. - Махачкала, 1986. Ч. 2.

61.Гаджиев М. Сайфулла-кади - шейх и целитель. /Жизнедеятельность и

духовное наследие выдающегося исламского ученого, суфийского

202

шейха, известного общественно-политического деятеля Сайфуллы-кади Башларова. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Махачкала, 25-26 апрель 2008 г.). Ставрополь, 2009.

68.Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала, 2002.

69.Гаджиева Д.Х. К описанию рукописей филологических сочинений, хранящихся в рукописном фонде ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988.

70.Гаджиева Д.Х. К описанию рукописей филологических сочинений, хранящихся в рукописном фонде ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988.

71 .Гасан Кахибский (Хасан Хилъмий). Сиражу саг1адат. (на авар.яз.)

Махачкала, 2001. Т. I. 12.Гасан эфенди Кахибский. Сущность этики для желающих открыть врата познания Аллаха. Махачкала, 2005.

73.Гасаналиев М. Восемнадцать лет спустя. О восстании горцев Дагестана и Чечни 1877 года. Документально-историческое повествование. Махачкала, 2009.

74.Гасан-Эфенди Алкадари. Асари Дагестан (Исторические сведения о Дагестане) / Пер. и примечания Али Гасанова-Алкадари. Махачкала, 1994; Юсуфов Ш. Слово об Алкадари // Али Гасанова-Алкадари.

15.Гасан-Эфенди Алкадари. Асари- Дагестан /Вступительная статья, коммент., примеч. и общая редакция проф. В. Г. Гаджиева. Махачкала, 1994.

16.Гаьиаров Г.Г. Певцы обновленного края. Махачкала, 1987.

11 .Геничутлинский ХИсторико-биографические и исторические очерки

/Перев. с араб, языка Т.М. Айтберова/Поц. редакцией М.Р. Мугумаева.

Вступит, статья, коммент. и общая редакция проф. В.Г. Гаджиева.

203

Махачкала, 1992. Сайфуллах б.Хусайн Башлар ан-Ницубкри ал-Гази-Гумуки ан-Накшбанди ал-Кадири аш-Шазили аш-Шафии ад-Дагистани. Мактубат Халид Сайфуллах ила фукараи ахл Аллах. Дамаск, 1998. («Письма Халида Сайфуллаха бедным рабам Аллаха»).

1%.Гузунов Г. Переводы книги Гасана Гузунова о реакционно-националистическом движении горцев, возглавляемом Шамилем, и феодально-клерикальном восстании 1877 г. в Дагестане // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1.0п. 1.Д. 175 (1306).

19.Гулям Мухаммад ад-Дагестани. О ситуации в Дагестане. 4 мая 2007 г. // http://www.kavkazcenter.com/russ

80.Даниялов Г.Д. Социалистические преобразования в Дагестане (19201941 гг.). Махачкала, 1960.

81.Декреты Советской власти. М., 1957. С. 113-114.

82.Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1982.

83.Дзидзоев В.Д. Народы Северного Кавказа в ХУ111-Х1Х вв. (Владикавказ, 1994,).

84.Дзидзоев В.Д. Народы Северного Кавказа. В ХУ111-Х1Хвв. Второе издание (Нальчик, 1995).

85.Дзидзоев В.Д. От Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана до Горской АССР. 1917-1924 гг. (начальный этап национально-государственного строительства народов Северного Кавказа в XX веке). (Владикавказ, 2003).

86.Дзидзоев В.Д. Из истории досоветских национально-государственных образований на Северном Кавказе (1917-1920 гг.). Владикавказ, 2004;

87.Дзидзоев В.Д. Белый и красный террор на Северном Кавказе в 19171918гг. (Владикавказ, 1997).

88.Белый и красный террор на Северном Кавказе в 1917-1918 гг. Издание 2-е-, исправленное и дополненное (Владикавказ, 2000).

89. Дзидзоев В.Д. Национальная политика: уроки опыта (Владикавказ, 1994; 1997; 2002).

90.Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе (Владикавказ, 1995, 1998:2000);

91.Дзидзоев В.Д. Зарождение и развитие правовой мысли и общественно-политических процессов в Осетии во второй половине XIX века (Владикавказ, 2008).

92.Дибиров М.К. История Дагестана в годы революции и гражданской войны. Махачкала: Дагпресс, 1997.

93.Доного М.М. Контрреволюция. Махачкала: ИПЦ ДГПУ, 2004.

94..Доного М.М. Нажмуддин Гоцинский и общественно-политическая борьба в Дагестане в первой четверти XX века. Автореф. дисс... докт. ист. наук. М., 2008.

95.Доного М.М. Нажмуддин Гоцинский: грани личности. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.

96.Доного М.М. Нажмуддин Гоцинский: Общественно-политическая борьба в Дагестане в первой четверти XX века. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005;

Доного М.М. Наш имам Нажмуддин Гоцинский. Махачкала: ИПЦ ДГПУ, 2005.

91 .Доного М.М. Феодал. Доного Мухаммад Гоцинский. Махачкала: ИПЦ ДГПУ, 2002.

98..,Доного X. Из истории «Антиписарского» восстания в Дагестане 1913-1914гг.//Черновик. 25.04.2005.

http ://zamanaonl ine.com/i storia/antipi sar.htm

99.Доного X. M. Нажмуддин Гоцинский. Махачкала,2011.

100. Доного X. М. Из истории «Антиписарского» восстания в Дагестане 1913-1914 гг. // «Антиписарское» восстание в Дагестане в 1913-1914 гг. // Научная мысль Кавказа. 2005. № 2. С. 34;

101. Доного Х.М. Нажмуддин Гоцинский: Общественно-политическая борьба в Дагестане в первой четверти XX века. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.

102. Доного Х.М. Наш имам Нажмуддин Гоцинский. Махачкала: ИПЦ ДГПУ, 2005.

103. Доного Хаджи Мурад. Нажмуддин Гоцинский. Махачкала, 2011.

104. Залимханов З.М., Ханбабаев K.M. Политизация ислама на Северном Кавказе (на примере Дагестана и Чечни). Махачкала, 2000.

105. Игнатенко A.A. Ислам и политика. М., 2004.

106. Игнатенко A.A. Халифы без халифата. М., 1988.

107. .Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Составитель Д.Ю.Арапов. М.: Академкнига, 2001.

108. Ислам в СНГ. М., 1998.

109. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х -начало 80-х годов XX в.). - М., 1986.

110. Ислам в СССР. Особенности процесса секуляризации в республиках Советского Востока. М., 1983;

111. Ислам в СССР. Особенности процесса секуляризации в республиках Советского Востока. М., 1983.

112. Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: Восточная литература РАН, 2001.

113. Ислам на Северном Кавказе: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. А.К.Алиев. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2006.

114. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Т 1: История Дагестана с древнейших времен до в XX века / ИИАЭ ДНЦ РАН. М: Наука, 2004. С. 577.

115. История народов Северного Кавказа (конец XVI 11 в.-1917г.). М., 1988. Т. II.

116. История народов Северного Кавказа (конец XVIII - 1917 г.). М.: Наука, 1988.

117. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. 1917 г.). М., 1987;

118. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в.-1917г.) / Под ред. A.JI. Нарочницкого. М., 1988;

119. Казанбиев М.А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1970;

120. Кемпер М. К вопросу о суфийской основе джихада в Дагестане // Подвижники ислама: культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе / Сост. С.Н.Абашин, В.О.Бобровников. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, М., 2003.

121. Керимов Г.M. Шариат и его социальная сущность.М, 1978.

122. Керимов Г.М. Ал-Газали и суфизм. Баку, 1969.

123. Кисриев Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане. М., 2004.

124. Кичев М.И. Из истории борьбы за упрочение Советской власти в Дагестане (1920-1921 гг.). - Махачкала, 1963;

125. Климович Л.И. Ислам. Очерки. М., 1965.

126. Климович Л.//.Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.,1986.

127. Кныш АДМусульманскиймистицизм. Краткая история. М.-СПб., 2004.

128. Кныш А.Д.Суфизм // Ислам: Историографические очерки. -М., 1991.

129. Тахо-ГодиА.А. Восстание Чечни и Дагестана в 1877 году // Советский Дагестан, 1990. № 1. № 2. / Перепечатка с издания 1925 года/

130. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. Махачкала, 1996.

131. Курбанова Г.М. Сайфуллах-кади Башларов - шейх трех

тарикатов//Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося

207

исламского ученого, суфийского шейха, известного общественно-политического деятеля Сайфуллы-кади Башларова. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Махачкала, 25-26 апрель 2008 г.). Ставрополь, 2009.

132. Курбанова Г.М. Сайфуллах-кади Башларов как миротворец//Региональная научно-практическая конференция «Религии и религиозные объединения как фактор гражданского мира и межнационального согласия на Северном Кавказе». Махачкала, 2009.

133. Магомедов P.M. Восстание горцев Дагестана в 1877 г. Махачкала, 1940.

134. Магомедов P.M. История Дагестана. Махачкала, 1968.

135. Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане. Из записных книжек историка. Махачкала, 1969.

136. Малахова Г.Н. Становление российской администрации на Северном Кавказе в конце XVIII - первой половине XIX вв. Пятигорск, 1999;

137. Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001.

138. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. -М., 1998.

139. Малашенко A.B. Мусульманский мир СНГ. - М., 1996.

140. Мухетдинов Д.В. Роль исламоведческих исследований М. Махмутова в развитии образования Российских мусульман//Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося исламского ученого, суфийского шейха, известного общественно-политического деятеля Сайфуллы-кади Башларова. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Махачкала, 25-26 апрель 2008 г.). Ставрополь, 2009.

141. Набиев P.A. Ислам и государство. Казань, 2002.

142. Наврузов А.Р. Газета «Джаридат Дагестан» (1913-1918) и письмо кадия Сайфуллы Башларова об исполнении норм шариата. /Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося исламского ученого, суфийского шейха, известного общественно-политического деятеля Сайфуллы-кади Башларова. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Махачкала, 25-26 апрель 2008 г.). Ставрополь, 2009.

143. Османов А. И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития. В 2-х кн. Кн.2.: Общественно-политическая жизнь и социокультурное развитие народов Дагестана. Махачкала: ООО «Динэм», 2007.

144. Омаров А.И. Политика России на Северо-Восточном Кавказе в XIX - начале XX вв. Махачкала, 2004

145. Павлович М. На высотах Красного Дагестана. Из истории контрреволюции на Кавказе: Путевые наброски. - М., 1921.

146. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.

147. Протест деятелей Социалистической группы против введения в Дагестане тюркского языка./В кн.: Махач Дахадаев. Сборник документов, статей, воспоминаний о жизни и общественно-политической деятельности. Махачкала, 1999.

148. Саидов С.М. Культ святых и особенности его проявления в исламе. Дисс... канд. филос. н. Махачкала, 1997.

149. Сайфулла-кади // http://www.sufizm.ru

150. Салахбекова З.А. Власть и мусульманское духовенство Дагестана: история взаимоотношений (1920-1940 гг.). Дисс... канд. ист. наук. Махачкала, 2003.

151. Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.), Горская Республика (1918-1920 гг.): Док. и материалы. Махачкала, 1994.

152. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока. М., 1974.

153. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). М., 1982;

154. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987;

155. Сулаев И.Х. К вопросу об учреждении и деятельности духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУМСК). /Религии и религиозные объединения как фактор гражданского мира и межнационального согласия на Северном Кавказе. Материалы региональной научно-практической конференции. Махачкала, 19 ноября 2008 г. Махачкала, 2009.

156. Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана и светская власть: Борьба и сотрудничество. (1917-1921 гг.). Махачкала, 2004.

157. Сулаев И.Х. Особенности логанизации мусульманского духовенства в досоветском Дагестане/Религии и религиозные объединения как фактор гражданского мира и межнационального согласия на Северном Кавказе. Материалы региональной научно-практической конференции. Махачкала, 19 ноября 2008 г. Махачкала, 2009.

158. Сулаев И.Х. Совет Обороны Северного Кавказа и Дагестана: неизвестные страницы истории. Махачкала, 2004.

159. Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана в революции и Гражданской войне (1917-1921). Дисс... канд. ист. наук. Махачкала, 1997;

160. Тодорский А. Красная армия в горах. Действия в Дагестане. М., 1925.

161. ТримингэмДж. С. Суфийские ордены в исламе. М.: Наука, 1989.

162. Туманов В.А. Под Карсом. Дневник участника войны 1877-1878 гг. на азиатском театре борьбы // ВИС, 1913. № 3; 1914. № 1-4; 1916. № 1-2.

163. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами // ССКГ. Тифлис, 1870. Вып. III.

164. Фадеев A.B. Возникновение муридистского движения на Кавказе и его социальные корни// История СССР. №5. 1960.

165. Ханбабаев K.M. Мусульманское право в современном Дагестане: состояние и проблемы. Часть первая // Северокавказский юридический вестник. №3. 2006. Ростов н/Д., 2006.

166. Ханбабаев K.M. Нажмутдин Самурский (Эфендиев) - видный общественно-политический и государственный деятель Дагестана: Монография. Махачкала: Народы Дагестана, 2007.

167. Ханбабаев K.M. Накшбандийская ритуальная практика // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень №1(4) 2003 Комитета Правительства РД по делам религий. Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2003.

168. Ханбабаев K.M. Религии в Дагестане: история и современность. Монография. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2007. (В соавторстве с А.Ш.Исмаиловым и А.А.Рагимовым);

169. Ханбабаев K.M. Религиозно-политический экстремизм в мире, России: сущность и опыт противодействия. Махачкала, 2008. (В соавторстве с М.Г.Якубовым) и др.

170. Ханбабаев K.M. Суфизм в Дагестане // Ислам и политика на Северном Кавказе. Сборник научных статей / Северо-Кавказское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ. Вып. 1. Отв. ред. В.В.Черноус. Ростов н/Д: Изд-во СНКЦ ВШ, 2001.

171. Ханбабаев K.M. Суфизм в Дагестане: история и современность // Суфизм на Кавказе: история, традиция и изучение. Материалы Международной научной конференции. Махачкала, 2007.

172. Хасан Хилми б. Мухаммад-Али ал-Кахи ал-Хидали ан-Накшбанди

аш-Шазили. Ал-бурудж ал-мушаййада би-н-нусус ал-муаййада».

211

Дамаск, 1996. («Укрепление башни, поддерживаемые [догматическими] текстами»).

173. Хасан Хилми б. Мухаммад-Али ал-Кахи ал-Хидали ан-Накшбанди аш-Шазили. Сифр ал-асна фи ар-рабита ал-Хусна. Дамаск, 1998.

174. Хасан Хилми б. Мухаммад-Али ал-Кахи ал-Хидали ан-Накшбанди аш-Шазили. Талхис ал-ма'ариф фи таргиб Мухаммад Ариф. Дамаск, 1996.

175. Хасан Хилми б. Мухаммад-Али ал-Кахи ал-Хидали ан-Накшбанди аш-Шазили. Сирадж ас-Са'адат, ч. 1, ч. 2. Махачкала. Б.г. (на аварск. яз.).

176. Шихалиев Ш.Ш. К вопросу о соотношениях суфийских вирдов постсоветского Дагестана (на примере братств Накшбандийа и Шазилийа) // 2006-12-05.

177. Шихалиев Ш.Ш. Новые биографические сведения о жизни Сайфуллы-кади Башларова (по арабоязычным письменным источникам) /Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося исламского ученого, суфийского шейха, известного общественно-политического деятеля Сайфуллы-кади Башларова. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Махачкала, 25-26 апрель 2008 г.). Ставрополь, 2009.

178. Шихалиев Ш.Ш. Сайпула-кади//Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Т. I. М., 2003.

179. Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Дагестане//Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001. С. 4-32;

180. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984;

181. Шихсаидов А.Р. Гасан Алкадари // Возрождение. Махачкала, 2000. №6.723.Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала. 1969.

182. Шихсаидов А.Р. Неопубликованные материалы о Шамиле //

Бартольдовские чтения - 1993. Тезисы докладов и сообщений. М., 1993.

212

183. Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Дагестане//Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.

184. Яндаров А. А. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975.

185. Янчевский Н. От победы к победе. Ростов-на-Дону, 1931;

186. Ясин Г.И. Салафитский радикализм и трансформация идейных доктрин в суннитском исламе. Дисс... канд. филос. н. Махачкала: ДГУ, 2003.

VI. Диссертационные исследования.

1. Абдуллаев Г.М. Али-Хаджи Акушинский - общественно-политический и религиозный деятель Дагестана: Дисс... канд. ист. наук. - Махачкала, 2003.

2. Абиева Э.Г. Религиозно-философская мысль в истории культуры народов Дагестана. Дисс... док. филос. наук. М., 2002.

3. Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе // Диссертация на соискание учен.ст. канд. философских наук. Махачкала. 1995;

4. Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФСП России. Дисс.. канд. филос. н. М., 2000;

5. Гаджиев A.M. Антиколониальное движение горцев Дагестана во второй половине XIX в. (60-70 годы). Дисс... канд. ист. наук. Махачкала, 1998.

6. Гаджиев М.-Г. Тарикат о нравственном воспитании // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. № 1(4). 2003.

7. Гусаев М.М. Этноконфессиональные процессы в современном Дагестане. Дисс... канд. филос. н. Махачкала. 2000;

8. Гусейнова И.С. Горская Республика: зарождение, становление и причины падения (1917-1920 гг. XX века). Дисс. канд. ист.наук. Махачкала, 2003.

9. Гусейнова М.Р. Тарикат и особенности его проявления в Дагестане. Дисс... канд. филос. наук. Махачкала, 2004.

Ю.Кадыров A.A. Российско-чеченский конфликт: генезис, сущность, пути решения. Дисс... канд. полит, н. М., 2003;

11 .Мусаев М.А. Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года. Дисс... канд. ист. наук. Махачкала, 2003.

VII. Статьи, опубликованные в научных журналах.

1. Абдуллаев М.А.Важный источник средневекового суфизма //Вопросы философии. №7, 1986;

2. Абдурахманов М.А. Мухаммад-Эфенди Ярагский - шейх и верховный муршид Дагестана и Чечни. (Начальный этап деятельности) // Государство и религия. Информационно-аналитический бюллетень Комитета Правительства РД по делам религий. 2003. №1(4).

3. Акаев В.Х. Суфийские братства и ваххабиты //Азия и Африка сегодня.- 1998. - №6.

4. Акиев Х.А. Участие горцев Северного Кавказа в войне 1877-1878 годов.//Вопросы истории. М., 1980. № 1.

5. Антиписарское восстание в Дагестане в 1913-1914 гг. // Научная мысль Кавказа. 2005. № 2.

6. Арухов З.С.Вопросы войны и мира в исламе // Мусульманская цивилизация. 1994. №1;

7. Доного X. «Антиписарское» восстание в Дагестане в 1913-1914 гг. // Научная мысль Кавказа. 2005. № 2.

8. Ильясов И. О возникновении суфизма // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. № 1(4). 2003.

9. Шихалиев Ш.Ш.Суфийские вирды Накшбандийа и Шазилийа в Дагестане/'/ Вестник Евразии. М., 2007. №. 3 (37).

10. Шихалиев Ш.Ш. Суфийский шейх сегодня // Этнографическое обозрение. № 2. 2006.

©

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.