Узун-Хаджи Салтинский - общественно-политический и религиозный деятель Дагестана и Чечни тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Нахибашев, Махач Закарьяевич

  • Нахибашев, Махач Закарьяевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 158
Нахибашев, Махач Закарьяевич. Узун-Хаджи Салтинский - общественно-политический и религиозный деятель Дагестана и Чечни: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Махачкала. 2006. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Нахибашев, Махач Закарьяевич

Введение.

Глава I. Мусульманская религия и исламский фактор в общественно-политической жизни Дагестана во второй половине XIX и начале XX в.

§ 1. Мусульманское духовенство Дагестана во второй половине XIX и в начале XX вв.

§ 2. Роль мусульманской религии и ее лидеров в дагестанском обществе в годы гражданской войны и первых лет советской власти.

Глава II. Шейх Узун-Хаджи Салтинский общественно-политический и религиозный деятель Дагестана и Чечни.

§ 1. Общественно-политическая и религиозная деятельность шейха Узун-Хаджи Салтинского на Северном Кавказе (февраль 1917 - сентябрь 1919 гг.)

§ 2. Н.Ф. Гикало и Узун-Хаджи - сотрудничество в борьбе против Добровольческой армии.

§ 3. Создание и функционирование объединенного теократического государства на Северном Кавказе (Северо-Кавказское эмирство Узун-Хаджи сентябрь 1919-март 1920 гг.).

Глава III. Шейх Узун-Хаджи в воспоминаниях и оценках его современников. а) Самурский (Эфендиев) Нажмутдин Панахович. б) Тахо-Годи Ал ибек Ал ибекович. в) Габиев Сайд Ибрагимович. г) Караев Кара Рабаданович. д) Дибиров Магомед-Кади (Карахский). е) Гаджиев Изудин. ж) Мустафа Бутбай.

Религия, ислам, религиозные организации и духовное образование в современном дагестанском обществе.

Уроки политики Узун-Хаджи (Вместо заключения).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Узун-Хаджи Салтинский - общественно-политический и религиозный деятель Дагестана и Чечни»

Актуальность исследования. Среди общественно-политических и религиозных деятелей Дагестана и Чечни, выдвинувших на арену политической жизни к концу XIX и начала XX в. видное место занимает шейх Узун-Хаджи Салтинский.

В общественно-политической жизни, в религиозной деятельности шейха Узун-Хаджи важное место занимает период с февраля 1917 г. по март 1920 г., являющийся одной из сложных и трагических страниц в истории Дагестана и Чечни, связанной с гражданской войной и установлением Советской власти.

Исследователи советского периода истории мало внимания уделяли роли духовенства и духовных лидеров в годы революции и гражданской войны. Тезис о реакционной сущности мусульманского духовенства и религии ислам был господствующим. Теория и практика воинствующего атеизма не давала исследователям возможности высказать иное мнение, не соответствующее идеологии большевистской партии.

В дагестанской историографии освещалась положительная роль одного из самых активных организаторов борьбы против оккупационных войск Добровольческой армии Деникина в Дагестане Али-Хаджи Акушинского. Такая же роль принадлежала и Узун-Хаджи Салтинскому. Более того, активное сопротивление деникинцам отряды Узун-Хаджи оказывали не только в Дагестане, но и в Чечне. Если первому из них в республике был проявлен интерес, было принято постановление Госсовета о 150-летии Али-Хаджи Акушинского и было проведено празднование юбилея, то второму такого внимания ни в Дагестане, ни в Чечне не было проявлено, хотя оба родились в одном и том же 1847 году.

Известно, что партийные и советские работники РСФСР тех лет С.М.Киров, А.И.Микоян высоко оценивали роль лидеров мусульманского духовенства Али-Хаджи Акушинского и Узун-Хаджи Салтинского в анти-деникинском восстании в августе 1919 г. С.М.Киров в телеграмме В.И.Ленину от 16 октября 1919 г. сообщал следующее: «Все общественное внимание Кавказа приковано к начавшемуся в конце августа 1919 г. восстанию горских народов Кавказа - дагестанцев, ингушей, чеченцев и кабардинцев. Вдохновителями и руководителями восстания являются духовные вожди горцев, всегда шедшие с народом и за народ - Али-Хаджи Акушинский в Дагестане и Узун-Хаджи в Чечне и Ингушетии»1.

За последние годы наметились тенденции в сторону объективного освещения места и роли лидеров мусульманского духовенства в годы Февральской и Октябрьской революций и гражданской войны в Дагестане. Особо следует отметить выход документального сборника в 1998 г. в издательстве «Юпитер» «Али-Хаджи Акушинский - шейх-уль-ислам Дагестана, патриот и миротворец», получивший высокую оценку у специалистов и удостоенный диплома и премии имени А.А.Тахо-Годи за 2002 год, а также подготовленный Институтом истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, но, к сожалению, еще неизданный сборник документов и материалов «Узун-Хаджи Салтинский политический и религиозный деятель Дагестана и Чечни» (одобрен Ученым Советом 2 марта 1999 г.). За последнее время защищены несколько кандидатских диссертаций, посвященных роли мусульманского духовенства и его лидеров в истории Дагестана. Среди них, Сулаев И.Х. «Мусульманское духовенство Дагестана в революции и гражданской войне (1917-1921 гг.) - 1997 г.; Салахбекова З.А. «Власть и мусульманское духовенство Дагестана: история взаимоотношений (1920-1940 гг.)» - 2003 г., Абдуллаев Г.М. «Али-Хаджи Акушинский - общественно-политический и религиозный деятель Дагестана» - 2003 г.

Объективную оценку роли Узун-Хаджи в истории Дагестана давали его современники еще при его жизни: Н.Самурский, С.Габиев, М-К. Диби

1 Борьба за установление и упрочение советской власти в Дагестане (19171921 гг.). Сборник док. и мат. М., 1957. С.308. ров и другие. По мнению Н.Самурского «он никогда не мирился с царской властью. Революцию он понял как освобождение горских народов от власти России. Во всех русских партиях он видел врагов, но он понимал, что добровольцы - худшие враги, нежели большевики. Он последовательнее всех выражал дух и стремление дагестанского духовенства. Он был наиболее выдержанным носителем заветов Шамиля»1.

Выбранную нами тему в качестве диссертационного исследования является одной из актуальных и малоизученных в истории Дагестана. Актуальность заключается еще и в том, что мусульманское духовенство Дагестана и его лидеры (Али-Хаджи Акушинский, Узун-Хаджи Салтинский, Гасан Кахибский и многие другие) представляли значительную силу, с которым приходилось считаться и до революции, и в годы после гражданской войны и первые годы установления советской власти в Дагестане.

Необходимо признать, что работы, посвященные деятельности мусульманского духовенства и их лидерам, очень незначительны. Вообще отсутствуют работы, посвященные персоналиям, за исключением отдельных статей. Единственной работой по данной проблеме следует считать монография Абдуллаева Г.М. «Али-Хаджи Акушинский - общественно-политический и религиозный деятель Дагестана», вышедшая в типографии «Радуга-1» в 2005 году.

Тема становится актуальной еще и тем, что в последние годы религиозной фактор в Дагестане быстро растет, влияние мусульманского духовенства на различные стороны жизни огромное. Подтверждением этому является строительство огромного количества мечетей в Дагестане. На 2003 год в республике насчитывается 1679 мечетей, в том числе Джума-мечеть в Махачкале, самая большая на всем Северном Кавказе.

Шейх Узун-Хаджи Салтинский мало находился на политической арене - все 3-4 года. Наибольшая его активность связана с победой Февраль

1 Нажмутдин Самурский (Эфендиев). Книги, статьи, документы, исследования. Махачкала, 2003. С. 87,88,147. ской, потом и Октябрьской революций, воспринявший как одним фактором освобождения горских народов от зависимости царской России и благоприятными условиями для создания теократического государства на Северном Кавказе. Однако этому помешала деникинская оккупация Северного Кавказа, приход большевиков и частей Красной Армии, который также отрицательно воспринял шейх Узун-Хаджи. И даже в этих жесточайших условиях он сумел создать государственное образование типа имамата Шамиля - Северо-Кавказское эмирство на основе шариата со своим внутренним управлением и денежными знаками.

Исследование, подготовленное нами о его жизненном пути как государственного, общественно-политического и религиозного деятеля продиктовано о возросшем интересе людей к его личности. Сохранилось небольшое его литературное наследие (стихи религиозного характера), особенно его письма и обращения к населению, руководителям большевистских организаций, Али-Хаджи Акушинскому, генералу М.Халилову, президенту Горской Республики П.Коцеву, тексты его выступлений в Союзном Совете (Парламенте) Горской Республики.

Особое внимание в диссертации уделено на жизненный, общественно-политический и религиозный путь шейха и прежде всего после революций и в период гражданской войны. История революции и гражданской войны в Дагестане неотделимо от деятельности многих религиозных деятелей и в том числе шейха Узун-Хаджи. Исследования, посвященные этим духовным деятелям будут способствовать формированию нового мышления, патриотизма и интернационализма у дагестанских народов, поможет осознать пройденный путь и извлечь уроки на будущее. Они принадлежат к числу общественно-политических и религиозных деятелей, оставившие свой заметный след в истории Дагестана. Воспитанные на традициях мусульманской культуры, сформировавшиеся как политики под влиянием бурной политической жизни России в начале XX века, они были выше своих соплеменников. Они были целеустремленными, готовыми служить на благо Дагестана и его народа. Они оставили глубокий след среди прогрессивной части дагестанской интеллигенции и в общественно-политической жизни самой республики.

Хронологические рамки Исследования охватывает период жизни,» общественно-политической и религиозной деятельности шейха Узун-Хаджи Салтинского (1847-1920 гг.). Этот период связан с прекращением Кавказской войны и ликвидацией имамата Шамиля (1834-1859 гг.), началом административных реформ царя Александра И, когда 5 апреля 1860 г. был подписан указ «Об управлении Дагестанской областью и Закаталь-ским округом», ликвидацией ханств в Дагестане и созданием округов, началом антироссийского восстания в Дагестане и Чечне (1877 г.), возникновением первых социал-демократических организаций в Дагестане (19041905 гг.), принятием Комитетом Министров Российской империи Закона «О веротерпимости» от 17 апреля 1905 г., где впервые в Российской истории был поставлен вопрос об учреждении Управления духовными делами Северного Кавказа и Средней Азии, реализованный только в 1914 г. на мусульманском съезде в Санкт-Петербурге, принятием в июле 1917 г. Временным правительством России Закона «О свободе совести», в котором все граждане России обеспечивались равными гражданскими и политическими правами вне зависимости от религиозной принадлежности, победой Февральской и Октябрьской революций и принятием декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января 1918 г., началом иностранной военной интервенции и гражданской войны в Дагестане (1918-1921 гг.), созданием и ликвидацией теократического (монархического) государственного образования - СевероКавказского эмирата Узун-Хаджи (1919-1920 гг.).

Цели и задачи исследования. В современной общественно-политической и духовной жизни дагестанского общества религия приобрела большое значение. Ученые-историки, религиоведы обратили свои взоры на неисследованные, находившиеся до последнего времени под запретом тематику научных исследований и прежде всего религиозную. В связи с открытием доступа исследователей к ранее закрытым документам архивов и передачей части архивов органов государственной безопасности на государственное хранение стало возможным исследовать подлинные биографии общественно-политических и религиозных деятелей и их политическое и литературное наследие.

Сегодня перед учеными-историками стоит очень важная задача: подготовка и издание автобиографических очерков, монографий, посвященных выдающимся ученым, общественно-политическим и религиозным деятелям Дагестана, их роли в укреплении государственности, защиты его интересов. В годы господства идеологии атеизма роль лидеров мусульманского духовенства в Дагестане сильно искажалась. Без правдивого освещения прошлого, очищенного от всяких мифов и фальсификаций, нельзя продвигаться дальше, воспитывать людей в духе патриотизма и интернационализма, толерантности и веротерпимости верующих. Автор диссертации с учетом требований сегодняшнего дня, исходя из актуальности и неисследованное™ общественно-политической и религиозной деятельности одного из известнейших личностей Дагестана и Чечни шейх Узун-Хаджи Салтинского, ставит задачу восполнить этот пробел.

Научная новизна исследования. Данное диссертационное исследование является одной из первых попыток специального, комплексного освещения общественно-политической и религиозной деятельности одного из известных лидеров мусульманского духовенства Северного Кавказа шейха Узун-Хаджи Салтинского и эмира Северо-Кавказского эмирата.

Научная новизна диссертации заключается в том, что с учетом появившихся новых возможностей, открытия доступа к ранее закрытым архивным документам, автором предприняты, новые подходы к изучению личности Узун-Хаджи, его общественно-политических и религиозных взглядов на различных этапах жизнедеятельности. Очень важным является объективный показ его взаимоотношений с органами власти царской России на Кавказе, лидерами мусульманского духовенства Нажмутдином Го-цинским и Али-Хаджи Акушинским, сотрудничество с большевиками в борьбе за освобождение Дагестана и Чечни от Добровольческой армии, а потом отхода от большевиков и борьбы с ними, его роль в условиях гражданской войны как религиозного деятеля и патриота. В диссертации используются как опубликованные, так и хранящихся в различных архивах страны документальные источники, характеризующие его деятельность, отзывы и воспоминания о нем его современников. Все это, на наш взгляд, делает работу качественно новым историческим исследованием, посвященным известному ученому-арабисту, признанному лидеру мусульманского духовенства на Северном Кавказе и настоящему патриоту своей Родины.

Методологической основой диссертации являются принципы историзма, научная объективность, системность и комплексность в изучении общественно-политической, социально-экономической и религиозной обстановки в Дагестане и Чечне в рассматриваемый период в контексте отечественной истории. Автор исследования придерживался принципов диалектического единства общего и частного, руководствовался методом исторического анализа. Полнота раскрытия темы с помощью разнохарактерных источников, их определения научно-исторической ценности и достоверности достигалось путем использования методов исследования, в том числе исторических, логических и сравнительного анализа. Автор рассматривает закономерности, особенности, опыт и исторические итоги деятельности мусульманского духовенства и его лидера после победы Февральской, Октябрьской революций и в условиях гражданской войны на Северном Кавказе.

Основа исследования также составляет новый подход к освещению проблемы, утверждения приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми национальными и религиозными. Диссертант строго руководствовался положениями новых Конституций Российской Федерации, Республики Дагестан и Чеченской Республики, которые подчеркивают, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Степень изученности проблемы. Историография. Деятельность мусульманского духовенства и их лидеров в различные периоды истории привлекали многих историков-исследователей. Почти все исследователи истории Дагестана периода начала 20-х годов, Февральской и Октябрьской революций, гражданской войны, становления первого в мире социалистического государства не обходили вниманием деятельность духовных вождей Северного Кавказа и Дагестана. Духовенство рассматривалось как контрреволюционная сила, находящейся на всем протяжении революции и гражданской войны в антагонизме с большевиками и социалистами. Узун-Хаджи рассматривался как фанатик и противник всего того, что было связано с царским самодержавием и русским населением, как агитатор мусульман для борьбы с иноверцами, «кто пишет слева направо».

Хотя историография того времени носит печать советской эпохи атеизма, наиболее интересными являются работы, вышедшие в 20-40-х года XX века. Среди них монографии: Г.А.Аликберова, И.И. Борисенко, Н.Г. Буркина, И. Гаслова, Д.Кина, А.Костерина, P.M. Магомедова, А.Мельчина, А.Ф. Назаревича, В.Пискунова, М.Н. Покровского, И. Разгона, Я.А. Рат-гаузера, Н.П. Самурского, Ан.Скачко, А.А.Тахо-Годи, А.И.Тодорского, Н.П. Эмирова, Н.Д.Яничевского и многих других1.

1 Аликберов Г.А., Пискунов В. Советский Дагестан. Махачкала, 1938; Борисенко И.И. Авантюристы в гражданской войне. Ростов-на-Дону, 1930; Его же. Советские республики на Северном Кавказе в 1918 г. т. 1, Ростов-на-Дону, 1930; Буркин Н.Г. Октябрьская революция и гражданская война в горских областях Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 1933; Гаслов И. 1918 год на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1928; Кин Д. Деникинщина. JL, 1927; Костерин А. 1919-1920 гг. в горах Кавказа. Исторический очерк горского революционного движения. Владикавказ, 1921; Магомедов P.M., Назаревич А.Ф. Дагестанская АССР. 25 лет борьбы и труда в и

Специальных работ, посвященных представителям мусульманского духовенства, его лидерам как в стране в целом, так и в республике выходят

Ol & очень мало. Среди них можно назвать работу Абдуллаев Г.М., вышедший I в Махачкале в типографии «Радуга» в 2005 году «Али-Хаджи Акушинский - общественно-политический и религиозный деятель Дагестана» тиражом 1000 экз. и объемом 13 п.л.

С привлечением большого количества архивных документов из центральных и местных архивов в 50-80-х XX в. были изданы ряд работ, посвященных истории военной интервенции и гражданской войны в Дагестане и в Чечне, установлению советской власти, первым годам строительства социализма, патриотическому и интернациональному воспитанию трудящихся. Среди них можно выделить работы следующих авторов: М.А. Абазатова, К.В. Агуреева, А.П. Алексащенко, Г.А.Алексащенко, Г.А. Аликберова, М.В.Вагабова, И.Б. Гаджиева, М.М. Гиоева, З.А. Гойговой, С.И. Гуревич, Г.Д. Даниялова, Б.П. Екати, Б.О. Кашкаева, Д.З. Коренева, В.Д. Кучиева, Ш.М. Магомедова, Х.О. Хашаева, Н.П. Эмирова и многих других1. составе Российской Федерации. Махачкала, 1945; Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в XIX и XX столетиях. М., 1924; Разгон И., Мельчин А. Борьба за власть Советов в Дагестане. Махачкала, 1945; Ратгаузер Я.А. К истории гражданской войны на Тереке. Баку, 1928; Самурский Н.П. Дагестан. M-JL, 1925; Его же. Гражданская война в Дагестане. Махачкала, 1925; Скачко Ан. Дагестан. М., 1931; Тахо-Годи А.А. Революция и контрреволюция в Дагестане. Махачкала, 1927; Его же. На путях к «независимости», Махачкала, 1930; Тадорский А.И. Красная Армия в горах. Действия в Дагестане. Махачкала, 1924; Эмиров Н.П. Установление советской власти в Дагестане и борьба с германо-турецкими интервентами. 1917-1918 гг. М., 1949; Яничевский Н.Д. Гражданская война на Северном Кавказе. Тт. I и II. Ростов-на-Дону, 1927.

1 Абазатов М.А. Из истории гражданской войны в Чечено-Ингушетии Грозный, 1962; Его же. Борьба трудящихся Чечено-Ингушетии за советскую власть. Грозный, 1968; Агуреев К.В. разгром белогвардейских войск Деникина (октябрь 1919 - март 1920 гг.). М., 1964; Алексашенко А.П. Крах деникинщины. М., 1966; Аликберов Г.А. Победа социалистической революции в Дагестане. Махачкала, 1968; Его же. Революция и

Мусульманское духовенство и их лидеры со ссылкой на партийные и советские источники, извлеченные из фондов ЦГА РД рассматривались как сила, действующая против мероприятий советской власти.

В 1960 г. в Дагестанском книжном издательстве вышла большая монография коллектива авторов (Кашкаев Б.О., Эмиров Н.П., Гаджиев А-Г.С. и Аликберов Г.А. (отв. редактор) объемом 39 печатных листов «Борьба за победу и упрочение советской власти в Дагестане», написанная на большом фактическом материале, с использованием огромного количества архивных источников, многие из которых впервые введены в научный оборот. В огромной работе, посвященной событиям 1917-1921 гг. в Дагестане практически должного внимания не уделено лидерам мусульманского духовенства. Так, имя Али-Хаджи Акушинского в книге упоминается всего на 4-х страницах, а имя Узун-Хаджи и вовсе не упоминается1. гражданская война в Дагестане (Хроника важнейших событий). 19171921 гг. Махачкала, 1962; Вагабов М.В. Партизанская борьба в Дагестане. Махачкала, 1960; Гаджиев И.Б. Антисоветская интервенции Англии на Кавказе (1918-1920 гг.). Махачкала, 1968; Гноев М.М. Антиденикинский фронт на Кавказе. Орджоникидзе, 1984; Гойгова З.А. Народы Чечено-Ингушетии в борьбе против Деникина. Грозный, 1963; Гуревич С.И. Борьба за советскую власть на Тереке 1917-1918 гг. М., 1956; Даниялов Г.Д. Классовая борьба в Дагестане во второй половине XIX - начале XX вв. Махачкала, 1976; Его же. Строительство социализма в Дагестане 1918-1937 гг. М., 1988; Екати Б.П. Большевики Терека во главе борьбы против интервентов и внутренней контрреволюции. Орджоникидзе, 1964; Кашкаев Б.О. Гражданская война в Дагестане. 1918-1920 гг. М., 1976; Его же. От Февраля к Октябрю М., 1972; Коренев Д.З. Революция на Тереке (1917-1918 гг.). Орджоникидзе, 1967; Кучиев В.Д. Советы в борьбе за победу Великой Октябрьской социалитсической революции на Тереке (1917-1918 гг.). Орджоникидзе, 1964; Магомедов Ш.М. Октябрь на Тереке и в Дагестане. Махачкала, 1965; Хашаев Х.О. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961; Эмиров Н.П. Из истории военной интервенции и гражданской войны в Дагестане. Махачкала, 1972.

1 Борьба за победу и упрочение советской власти в Дагестане (Кашкаев Б.О., Эмиров Н.П., Гаджиев А-Г.С., Аликберов Г.А.). Махачкала, 1960, с.167, 344, 394,450.

Такое явление характерно и другим работам. Так, например, в работе Б.О. Кашкаева «Вечен в сердце народа» исторический очерк, посвященный жизни и общественно-политической деятельности Махача Дахадаева, Узун-Хаджи поставлен рядом с Нажмутдином Гоцинским. Вот, что он пишет: «Либеральная часть мусульманского духовенства, возглавляемая Али-Хаджи Акушинским, Абусупьяном Казанищенским, Улакай-Кади Урахинским, Али-Кади Каяевым и другими, выступала против экстремистской части клерикалов, возглавляемой помещиком-барановодом Нажмутдином Гоцинским и религиозным фанатиком Узун-Хаджи»1. Известно, что Узун-Хаджи никогда не поддерживал и не соглашался с Н.Гоцинским, выступавшим в поддержку оккупационного режима Добровольческой армии Деникина на Северном Кавказе.

С ссылкой на А.А.Тахо-Годи такую же оценку Узун-Хаджи дает в своей книге «Алибек Тахо-Годи Жизнь, мировоззрение, творческое наследие», проф. А.М.Магомедов. Махачкала, 1993. Вот, что он пишет: «Контрреволюционное духовенство на всем протяжении революции и гражданской войны явно находилось в антогонизме с большевиками и социалистами всех оттенков. Идеолог фанатизма, Узун-Хаджи говорил, что он «вьет веревку для того, чтобы повесить всех тех, кто пишет слева направо», т.е. л для всех тех, кто отступает от Корана» . С другой стороны автор пишет, «что Узун-Хаджи в Дагестане и Чечне завоевал большую популярность, здесь у него был свой круг мюридов, для которых он являлся единственным авторитетом в вопросах веры»3.

Обстоятельную оценку Узун-Хаджи, соответствующую господствующей идеологии того времени дал в своей книге «Строительство социализма в Дагестане. 1918-1937». проф. Г.Д.Даниялов М., 1988 «Мусульман

1 Кашкаев Б.О. Вечен в сердце народа. Исторический очерк. Махачкала, 1987. С.52. л

Магомедов A.M., Алибек Тахо-Годи. Жизнь, мировоззрение, творческое наследие. Махачкала, 1993. С. 195.

3 Там же. ское духовенство, - пишет он, - развернуло пропаганду за учреждение имамата. Самым активным исламским проповедником был шейх Узун-Хаджи, отличавшийся слепым фанатизмом и ненавидевший всех русских. Он приобрел широкую популярность еще до Февральской революции. Узун-Хаджи утверждал, что с ним «беседует сам бог» и потому он все знает. Темные горцы приходили к подвалу, в котором он «уединялся для беседы с богом», и приносили деньги и все лучшее, что у них было. Преследования со стороны царского правительства и последующая ссылка в Сибирь еще более укрепили его престиж.

После свержения царизма Узун-Хаджи объявлял всему революционному газават. Он потребовал, чтобы русские были изгнаны из страны, а все созданное ими в Дагестане уничтожено. Он настаивал также на удалении тех дагестанцев, которые осквернили себя службой у русских и общением с ними. В Дагестане, по его замыслу, должна была быть создана исламская монархия»1.

Причем на все эти выводы автор ссылается на свою же работу «Социалистические преобразования в Дагестане (1930-1941 гг.) Махачкала, 1967. с.97. Впоследствии Узун-Хаджи разъяснял, что его неправильно поняли, что общество, будь оно имамат или эмират, не может обходиться без врачей, инженеров, военных и других специалистов, а таковые большинство были русские.

Объяснение по этому вопросу дает в своей монографии «Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в.» проф. М.А.Абдуллаев. М., 1987. «Распространяют ложные слухи, - говорится в воззвании Узун-Хаджи, опубликованный в газете «Горская жизнь» в сентябре 1917 г., будто я противник светского знания и просвещения. Все это специалисты и просвещенные лица, без которых невозможна нормальная жизнь народа в современных условиях. Как могу снести голову таким лицам, когда я глу

1 Даниялов Г.Д. Строительство социализма в Дагестане. 1918-1937. М., 1988. С. 9, 10. боко верю в полезность и необходимость их и знаю отлично, как мы, мусульмане, бедны этими людьми и что нам необходимо приглашать такого рода лиц из числа христиан и вообще других национальностей, за недостатком своих. Еще раз подтверждаю, что в светски просвещенных людях мы нуждаемся, что нация не может процветать и развиваться без знаний медицины, техники, военного искусства и прочего»1.

В 90-е годы XX в. и первые годы XXI века продолжались исследовательские работы по проблемам мусульманского духовенства Дагестана, мусульманского образования, взаимоотношений духовенства с советской властью и др.2

С октября 1917 г. государственно-религиозные отношения строились на отчуждении религии от участия в общественной жизни, что вело к разъединению веры и граждан. Исследования проблем мусульманской религии и ее лидеров на современном этапе могут позволить не только оценивать современную религиозную ситуацию в республике, но и строить научно-обоснованные государственно-религиозные отношения в будущем.

Источниковой базой диссертации составляют документы и материалы, извлеченные из фондов Центральных и местных государственных архивов. Автором использованы значительное количество документов, выявленных историками (Магидов Ш.Г., Нахибашев З.М. и др.) в свое время в ЦГАОРе (ныне ГАРФ) фонд №3411 (Штаб Астраханского отряда), ЦПА ИМЛ (ныне РГАСПИ) - фонд №30 - Кавказский краевой комитет партии в ЦХДНИРО (бывший ПАРО - Партийный архив Ростовской области) -фонд №12 - Северо-Кавказский краевой комитет партии, а также в фондах

1 Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в. М., 1987. С.59.

Об этом см. Магидов Ш.М. Проблемы языка обучения и письменности народов Дагестана в культурной революции. Махачкала, 1996; Мусаев М.М. Мусульманское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года в Дагестане. Махачкала, 2005; Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана и советская власть: борьба и сотрудничество (19171921 гг.) Махачкала, 2004 и др.

1-п (Дагестанский обком КПСС), 8-п (Комиссия по истории гражданской войны в Дагестане, Р-126 (Начальник канцелярии Дагестанской области и Р-800 (Информационные сводки ОГПУ) в ЦГА РД.

Значительное количество документов, использованных диссертантом, опубликованы в сборниках документальных материалов, вышедших в различных городах Российской Федерации и относящиеся к рассматриваемой проблеме1.

Важным источником для освещения деятельности мусульманского духовенства и его лидеров является документы фонда № Р-800 (Информационные сводки Даготдела ОГПУ), где имеется специальный раздел «Мусульманское духовенство».

Для освещения современного состояния религии и религиозных организаций большой фактический материал содержится в статистическом справочнике «Религии и религиозные организации в Дагестане» (Махачкала, 2001). Здесь опубликованы основные законы Республики Дагестан по вопросам религии и религиозных объединений, дана характеристика современного состояния религиозных организаций в республике. В нем можно найти количество действующих мечетей в разрезе районов, му

1 Али-Хаджи Акушинский - шейх-уль-ислам Дагестана, патриот и миротворец. (Документы и материалы). Махачкала, 1998; Борьба за установление и упрочение советской власти в Дагестане (1917-1921 гг.). Сборник документов и материалов. М., 1957; Борьба за советскую власть в Чечено-Ингушетии (1917-1920 гг.) Сборник документов и материалов. Грозный, 1958; Мусульманские депутаты Государственной Думы России. 1906-1917 . Сборник документов и материалов. Уфа, 1998; Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1. Петроград, 1917; Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы. Т.З Кн.2. 1932-1934. М.2005; Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.), Горская Республика (1918-1920 гг.) (Документы и материалы). Махачкала, 1994; Революционные Комитета Дагестана и их деятельность по упрочению советской власти и организации социалистического строительства (март 1920-декабрь 1921). Махачкала, 1960 и др. сульманских учебных заведений, исламских вузов, количество шейхов и их мюридов.

Для исследования вопросов жизни и деятельности Узун-Хаджи Сал-тинского важное место занимает мемуарная литература1 и периодическая печать, в частности газеты: «Вольный горец», «Вестник Дагестана», «Дагестанская правда», «Жизнь национальностей», «Новый Восток», «Правда», «Революционный Восток», «Революционный горец», «Терский казак», а также журналы: «Вестник Временного правительства», «Революция и национальность» и «Танг-Чолпан».

Воспоминания участников гражданской войны и социалистического строительства в Дагестане, а также материалы периодической печати служат дополнительным источником для освещения вопросов общественно-политической и религиозной деятельности шейха Узун-Хаджи Салтинско-го.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы, введенный в научный оборот большой фактический материал могут быть использованы при разработке проблем истории государственной, общественно-политической и религиозной деятельности лидеров мусульманского духовенства как Дагестана, так и Чечни, их сотрудничество с органами государственной власти, для улучшения межнациональных и межконфессиональных отношений в республиках с мусульманским составом населения. Выводы диссертаций является ценным материалом для использования в практической деятельности органов государственного управления и религиозных организаций. Содержание диссертации может быть использовано при подготовке специальных курсов по истории

1 Борьба за власть Советов. Воспоминания участников социалистической революции и гражданской войны в Дагестане. Махачкала, 1957; Мустафа Бутбай. Воспоминания о Кавказе. Записки турецкого разведчика. Махачкала, 1993.

Дагестана, лекционных курсов по истории религии и религиоведения для исторических и восточных факультетов высших учебных заведений.

Научная апробация работы. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре Отечественной истории Дагестанского Государственного педагогического университета. Результаты исследования автором опубликованы в виде научных статей и тезисов докладов на научные конференциях преподавателей и студентов ДГПУ, Северо-Кавказской Государственной правовой академии, а также в сборнике научных статей «Научное обозрение» Института ИАЭ ДНЦ РАН объемом более 2 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Нахибашев, Махач Закарьяевич, 2006 год

1. Али-Хаджи Акушинский-шейх-уль-ислам Дагестана, патриот и миротворец. (Документы и материалы). Махачкала, 1998.

2. Борьба за установление и упрочение советской власти в Дагестане (1917-1921 гг.). Сборник документов и материалов. М., 1957.

3. Борьба за советскую власть в Чечено-Ингушетии (1917-1920 гг.). Сборник документов и материалов. Грозный, 1958.

4. Мусульманские депутаты Государственной Думы России. 19061917. Сб. док. и мат. Уфа, 1998.

5. Посемейные списки населения Дагестанской области 1886 г. и переписи населения 1897 г. и 1926 годов. Статистический справочник. Махачкала, 2005.

6. Революционные комитеты Дагестана и их деятельность по упрочению советской власти и организации социалистического строительства (март 1920 г. декабрь 1921 г.). Махачкала, 1960.

7. Республика Дагестан: административное устройство, население, территория (60-е годы XIX в 90-е годы XX в.). Махачкала, 2001.

8. Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. I Петроград, 1917.

9. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Док. и мат. Т.З, Кн.2. 1932-1934. М., 2005.

10. Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.), Горская Республика (1918-1920 гг.). (Документы и материалы). Махачкала, 1994.1. Литература

11. Абазатов М.А. Из истории гражданской войны в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1962.

12. Абазатов М.А. Борьба трудящихся Чечено-Ингушетии за советскую власть. Грозный, 1968.

13. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала, 1993.

14. Агуреев К.В. Разгром белогвардейских войск Деникина (октябрь 1919 г.-март 1920 г.). М., 1961.

15. Алексашенко А.П. Крах деникинщины. М., 1966.

16. Аликберов Г.А. Победа социалистической революции в Дагестане. Махачкала, 1968.

17. Аликберов Г.А. Революция и гражданская война в Дагестане (Хронипка важнейших событий). 1917-1921 гг. Махачкала, 1962.

18. Борисенко И.И. Авантюристы в гражданской войне. Ростов-на-Дону, 1930.

19. Борисенко И.И. Советские республики на Северном Кавказе в 1918 г. т. I Ростов-на-Дону, 1930.

20. Булатов Б.Б. Дагестан на рубеже XIX-XX вв. Махачкала, 1996.

21. Борьба за Советы в Дагестане. Махачкала, 1964.

22. Буркин Н.Г. Октябрьская революция и гражданская война в горских областях Северного Кавказа. Ростов-на-Дону. 1933.

23. Вагабов М.В. Партизанская борьба в Дагестане. Махачкала, 1960.

24. Воскобойников Г.Л. Военно-организаторская деятельность большевиков Дона в годы гражданской войны (1917-1920 гг.). Ростов-на-Дону, 1970.

25. Габиев С.И. Избранные труды: история, поэзия, проза, публицистика, мемуаристика. Махачкала, 2001.

26. Гаджиев И.Б. Антисоветская интервенция Англии на Кавказе (1918-1920 гг.). Махачкала, 1968.

27. Гаслов И. 1918 год на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1928.

28. Гиоев М.М. Антиденикинский фронт на Кавказе. Орджоникидзе, 1984.

29. Гойгова З.А. Народы Чечено-Ингушетии в борьбе против Деникина. Грозный, 1963.

30. Гугов Р.Х., Улигов У.А. Очерки революционного движения в Кабарде и Балкарии. Нальчик, 1967.

31. Гуревич С.И. Борьба за советскую власть на Тереке в 1917-1918 гг. М. 1956.

32. Даниялов Г.Д. Классовая борьба в Дагестане во второй половине XX начале XX вв. Махачкала, 1976.

33. Даниялов Г.Д. Строительство социализма в Дагестане. 1918-1937 гг. М., 1988.

34. Дибиров Магомед-Кади (Карахский). История революции и гражданской войны в Дагестане. Махачкала, 1994.

35. Екати Б.П. Большевики Терека во главе борьбы против интервентов и внутренней контрреволюции. Орджоникидзе, 1964.

36. История гражданской войны. Т. I М., 1938; т. IIМ. 1943; т III М., 1957; т. IV М, 1959; т. V М, 1960.

37. История Дагестана. Т. IIМ., 1968.

38. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В двух томах. T.II XX век. Махачкала, 2005.

39. Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.

40. Кашкаев Б.О. Гражданская война в Дагестане. 1918-1920 гг. М., 1976.

41. Кашкаев Б.О. От Февраля к Октябрю. М., 1972.

42. Кашкаев Б.О., Эмиров Н.П., Гаджиев А.С, Аликберов Г.А. Борьба за победу и упрочение советской власти в Дагестане (1917-1921 гг.). Махачкала, 1960.

43. Кин Д. Деникинщина. J1.1927.

44. Коренев Д.З. Революция на Тереке (1917-1918 гг.). Орджоникидзе, 1967.

45. Костерин А. 1919-1920 гг. в горах Кавказа. Исторический очерк Горского революционного движения. Владикавказ, 1921.

46. Кучиев В.Д. Советы в борьбе за победу Великой октябрьской социалистической на Тереке (1917-1918 гг.). Орджоникидзе, 1964.

47. Магидов Ш.Г. проблемы языка обучения и письменности народов Дагестана в культурной революции. Махачкала, 1996.

48. Магомедов Ш.М. Октябрь на Тереке и в Дагестане. Махачкала, 1965.

49. Магомедов P.M., Назаревич А.Ф. Дагестанская АССР. 25 лет борьбы и труда в составе Российской Федерации. Махачкала, 1945.

50. Малашенко А.А. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

51. Мусаев М.М. Мусульманское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года в Дагестане. Махачкала, 2005.

52. Набиев Р.А. Ислам и государство. Казань, 2002.

53. Одинцов М.И. Государство и церковь. 1917-1938 гг. М., 1991.

54. Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в XIX и XX столетиях. М., 1924.

55. Разгон И., Мельчин А. Борьба за власть советов в Дагестане. Махачкала, 1945,

56. Ратгаузер Я.А. К истории гражданской войны на Тереке, Баку, 1928.

57. Самурский Н.П. Дагестан. М-Л., 1925.

58. Самурский Н.П. Гражданская война в Дагестане. Махачкала, 1925.

59. Самурский (Эфендиев) Н. Книги, статьи, документы, исследования. Махачкала, 2003.

60. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3. Гл.4 «Горская летопись». О распространении грамотности между горцами. Тифлис, 1870.

61. Скачко Ан. Дагестан. М., 1931.

62. Соловьев О.Ф. Великий октябрь и его противники. О роли союза Антанты с внутренней контрреволюцией в развязывании интервенции и гражданской войны. (Октябрь 1917-июль 1918 гг.). М., 1968.

63. Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана и советская власть: борьба и сотрудничество (1917-1921 гг.). Махачкала, 2004.

64. Тахо-Годи А.А. Революция и контрреволюция в Дагестане. Махачкала, 1927.

65. Тахо-Годи А.А. На путях к «независимости». Махачкала, 1930.

66. Тодорский А.И. Красная Армия в горах. Действия в Дагестане. Махачкала, 1924.

67. Хашаев Х.О. Общественно-экономический строй Дагестана в XIX в. Махачкала, 1954.

68. Хашаев Х.О. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961.

69. Шипулин Н.Г. Главком Терека (Н.Ф.Гикало). Грозный, 1970.

70. Эмиров Н.П. Установление советской власти в Дагестане и борьба с германо-турецкими интервентами. 1917-1918 гг. М., 1949.

71. Эмиров Н.П. Из истории военной интервенции и гражданской войны в Дагестане. Махачкала, 1972.

72. Яничевский Н.Д. Гражданская война на Северном Кавказе. Т. I и т. II Ростов-на-Дону. 1927.1.I Статьи

73. Бобровников В.О. Исламское возрождение и национальный вопрос в постсоветском Дагестане // Постсоветское мусульманское пространство: Религия, политика, идеология. М., 1994.

74. Гатин P.P. Мусульманские заведения в современном Татарстане // Христианство и ислам на рубеже веков. Оренбург, 1998.

75. Гусейнова П.О. Мусульманское духовенство и царская администрация во второй половине XIX начале XX века // Молодежь и наука Дагестана. Вып. 12. Махачкала, 2002, с.53-56.

76. Искендеров Г.А. Борьба кресткомов за повышение жизненного уровня тружеников дагестанского аула (1921-1935) // Вопросы истории социалистического и коммунистического строительства в Дагестане. Вып. 3. Махачкала, 1976, с.3-25.

77. Кудрявцев А.В. Ислам на Северном Кавказе // Постсоветское мусульманское пространство: религия, политика, идеология. М., 1994.

78. Ленин В.И. Доклад о работе в деревне на VIII съезде РКП(б) 23 марта 1919 г. // Полн. Собр. соч., т.38, с.187-205.

79. Рейснер М. Государство и верующая личность. Сборник статей. Скб, 1905.

80. Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман России // Ислам в Российской империи. М., 2001, с.260-268.

81. Сидур В.Т. Мусульмане в СССР. История и современность // На пути к свободе совести. М., 1989, с.417-450.

82. Тахо-Годи А.А. Проблема языка в Дагестане // Революция и национальность. М., 1930, №3, с.70-77.

83. Материалы научных конференций

84. Ислам: традиции и новации. (Материалы IV Всесоюзного координационного совещания по проблемам советского исламоведения). Л., 1989.

85. Религиозный фактор в жизни современного дагестанского общества // материалы республиканской научно-практической конференции. 27 октября 2000 г. Махачкала, 2002.V Мемуарная литература

86. Борьба за власть Советов. Воспоминания участников социалистической революции и гражданской войны в Дагестане. Махачкала, 1957.

87. Мустафа Бутбай. Воспоминания о Кавказе. Записки турецкого разведчика. Махачкала, 1993.VI Диссертации

88. Абдуллаев Г.М. Али-Хаджи Акушинский общественно-политический и религиозный деятель Дагестана // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Махачкала, 2003.

89. Салахбекова З.А. Власть и мусульманское духовенство Дагестана: история взаимоотношений. 1920-1940 гг. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Махачкала, 2003.

90. Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. №1, Махачкала, 2001; №1, Махачкала, 2002.

91. Вестник Временного правительства за 1917 г.

92. Революция и национальность.713. Танг-Чолпан.VIII Архивные материалыГосударственный архив Российской Федерации (ГАРФ бывш. ЦГАОР).

93. Ф.3411 Штаб Астраханского отряда Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ, бывш. ЦПА ИМЛ).

94. Ф.30. Кавказский краевой комитет партии центр хранения документов новейшей истории Ростовской области (ЦХДНИРО, бывш. Партийный архив Ростовской области).

95. Ф.12. Северо-Кавказский краевой комитет партии. Центральный Государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД).84. 1-п. Дагестанский обком КПСС.85. 8-п Комиссия по истории гражданской войны в Дагестане.

96. Р-126. начальник канцелярии Дагестанской области.

97. Р-800. Информационные сводки Дагестанского отдела ОГПУ.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.