Глобализация в текстах культуры: утопия - антиутопия - научная фантастика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Бубнихин, Алексей Андреевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат наук Бубнихин, Алексей Андреевич
Введение...............................................................................3
Глава I. Глобализация как концепт культуры..................................12
1.1.1 Культурная глобализация: генезис, структура, содержание...........12
1.1.2. Этимология слова «глобализация»........................................14
1.1.3 Функции глобализации...........................................................17
1.1.4. Глобализация как культурный концепт......................................20
1.1.5 Культурная глобализация: pro et contra......................................22
1.1.6 Массовая культура как имманентная форма глобализации..............24
1.2. Глобализация и тексты культуры в историко-культурном аспекте......30
1.2.1 Утопия: зарождение и генезис...................................................30
1.2.2. Утопия как текст культуры......................................................34
1.2.3 Утопия как прототекст глобализации..........................................39
1.2.4 Анитутопия как кульутрологический феномен...............................41
1.3. Глобализация и тексты научной фантастики....................................49
1.3.1 Фантастика: этимология термина................................................49
1.3.2. Научная фантастика: развитие на Западе и в СССР........................55
1.3.3. «Новая волна» научной фантастики...........................................61
i
1.3.4. Аспекты научной фантастики...................................................66
Глава II. Глобализация в текстах культуры:
от утопии к научной фантастике.........................................................................67
2.1 Утопия как гуманистический текст культуры.......................................71
2.1.1. Первые представления людей об идеальном государственном строе у Платона.........................................................................................72
2.1.2 Утопии и эпоха гуманизма..............................................................74
2.1.3 Символ как аспект текста культуры..............................................76
2.1.4 «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» - первая «классическая» утопия...........................................................................................79
2.1.5. «Религиозная утопия». Концептуальные антиномии..........................85
2.1.6. Ф. Бэкон «Новая Атлантида»: утопия философов..............................86
2.2 Антиутопия как текст культуры модерна.............................................89
2.2.1 Эпоха модерна: воплощение идей «утопии»........................................90
2.2.2 Антиутопия как текст культуры глобализации...................................91
2.2.3Символы антиутопий.....................................................................98
2.2.4 Признаки текста культуры глобализации (на примере романа Дж. Оруэлл «1984»)..........................................................................................100
2.2.5 Книга как хранитель подлинной культуры в антиутопии («451 по Фаренгейту»Р. Брэдбери)................................................................103
2.2.6 Демографическая антиутопия как текст культуры глобализации («Вожделеющее семя» Э. Берджесса)...............................................105
2.2.7 Роль фантастических элементов в тексте культуры глобализации («Град обреченный» Стругацких).......................................................................107
2.3 Научная фантастика как текст культуры постмодерна..........................112
2.3.1 Культурфилософия постмодерна как основание «фантастического» в текстах культуры.......................................................................................112
2.3.2 «Дюна» Ф. Герберта: энтелехия глобализации................................120
3.3 Образ главного героя в текстах научной фантастики..........................123
Заключение..................................................................................134
Библиографический список..............................................................137
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Глобализация в парадигме постмодерна: теоретико-политологический анализ2009 год, кандидат политических наук Гордеев, Илья Валерьевич
Русская литературная утопия 1900-1920-х гг. в контексте отечественной культуры2006 год, доктор филологических наук Павлова, Ольга Александровна
Научная фантастика в условиях модерна и постмодерна: культурно-исторические аспекты2008 год, кандидат философских наук Фетисова, Александра Николаевна
Русская антиутопия ХХ – начала ХХI веков в контексте мировой антиутопии2009 год, доктор филологических наук Воробьёва, Александра Николаевна
Конструирование возможного будущего в позднесоветской интеллектуальной культуре 1980-х – начала 1990-х гг. (на примере фантастической литературы)2022 год, кандидат наук Демкина Анна Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Глобализация в текстах культуры: утопия - антиутопия - научная фантастика»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена теми глобализационными процессами, которые определяют жизнь современного общества. Глубже и точнее
понять их сущность помогает концептуальный подход на основе когнитивной герменевтики, что в значительной мере сделало актуальным познание глобализации как концепта. Феномен глобализации обладает рядом сущностных признаков, среди которых наиболее значимыми для данного исследования является развитие унифицированных информационных технологий, унифицированный уровень потребления культуры.
С одной стороны, эти признаки имеют общую направленность, которая может быть обозначена как создание интегративного сообщества, обладающего всеми необходимыми инструментами для коммуникации в разных областях культуры. Глобализация устраняет межнациональные, межгосударственные, межконфессиональные, тендерные барьеры, предоставляя личности широчайшие коммуникативные возможности. С другой стороны, глобализация порождает проблему личности в ее оригинальности и независимости, поскольку человек вписывается в некую заданную схему, напоминающую техническое устройство. Не случайно современное общество именуется техногенным, а творимая им культура - информационной.
Но личность всегда значительнее и глубже, чем любой задуманный проект. Отсюда - еще один аспект актуальности данного исследования: реакция человеческого сознания на процессы глобализации и формы, в которых эта реакция запечатлевается. Одной из таких форм являются тексты культуры, отражающие и планетарный масштаб глобализации, и непредсказуемость ее последствий.
Тексты утопий, антиутопий и научной фантастики отражают проблемные аспекты своего времени: вопросы об идеальном устройстве социума, противоречия личности и государственного строя, последствия техногенного развития общества. В текстах культуры эпохи гуманизма, модерна, постмодерна отражаются черты и принципы общества XXI века. Текст культуры отражает то, как развивается культура общества, государства. Антиутопии и утопии предсказали до определённой степени, каким может быть облик человеческого
общества в будущем, научная фантастика, развивая опыт утопических жанров, создала прогноз развития техногенного общества.
Изучение текстов культуры, соотносимых, так или иначе, с глобализацией позволит выявить актуальные проблемы общества, способы их разрешения.
Анализ культурной природы, генезиса и развития текстов культуры глобализации является главным исследовательским намерением, определяющим актуальность проблематики диссертации.
Степень научной разработанности проблемы
Глобализация является предметом изучения различных сфер в гуманитарном знании. Для понимания времени и причин формирования глобализации значимыми стали труды зарубежных (3. Бауман, О. Ионни, С. Лаш, Л. Склэр, Г. Терборн, Б. Тернер) и отечественных (М.А. Бирюкова, Г.Г. Дилегенский) ученых1. Общие вопросы философии и теории глобализации представлены в трудах И. Бергера, Э. Гидденса, А.И. Панарина, А.И. Уткина, С. Хантингтона2.
В изучении форм глобализации, их специфики, способов функционирования значительную роль сыграли труды Т. Адорно, Д. Белла, H.A. Бердяева, A.B. Костиной, Г. Лебона, Р. Миллса, X. Ортеги-и-Гассета, Х.Г. Тарда, М. Хоркхаймера, У. Эко, Ж. Эллюля, К. Ясперса3. В их работах представлена феноменология массовой культуры. В свою очередь, массовая культура есть прямое порождение глобализации.
1
Sklair L. Sociology of the Global System. Hemel Hempstead, 1991; Featherstone M., LashS. Globalization,
Modernity and the Spatialization of Social Theory // Global Modernities. Ed. by M. Featherstone, S. Lash, R. Robertson. London, 1995; Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философия науки. 2001. № 1.; Г.И. Дшигенскш. «Конец истории» или смена цивилизаций? // Цивилизации. Выпуск 2. М.: Наука, 1993.
2 Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford, 1990; Many Globalizations: Cultural Diversity in the Contemporary World / Ed. by BergerP., Huntington S. NY: Oxford University, 2002; Панарин А.И. Искушение глобализмом. М.: Эксмо, 2003.
3 Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. М.: Эксмо, 2007; Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М. 2005; Ясперс К. Философия: В 3 кн. Книга 2. Просветление экзистенции. Пер. с нем. А. К. Судакова. М., 2012.
Проблема культуры как текста и текстов культуры раскрывается в трудах В.В. Бычкова, И.А. Едошиной, Ю.М. Лотмана, Ю.С. Степанова4. В эту же группу исследований входят работы, связанные с пониманием сущности утопии, антиутопии и научной фантастики. Это труды А.Е. Ануфриева, Э.Я. Баталова, Р. Козеллека, Т. Чернышевой, Е. Шацкого, Ю. Хабермаса5.
Отдельную группу исследований составляют труды, посвященные анализу постмодернистского дискурса, в пределах которого сформировались используемые в диссертации концепты. Это работы Н. Автономовой, В. Бычкова, О. Вайнштейн, В. Вельша, А. Гараджи, Е. Иваницкой, И.И. Ильина, Т. Керимова, Г. Косикова, В. Кутырева, М. Липовецкого, Н.Б. Маньковской, И. Скоропановой, К. Степаняна, М. Субботина, М. Ямпольского и др.
Несмотря на столь обширный список работ вне поля зрения остается целый ряд вопросов культурологического содержания. В частности, утопия и антиутопия как предчувствие глобализма, а также научная фантастика как реакция на глобализм.
Объектом исследования является концептуальная сфера глобализации в текстах культуры.
Предметом исследования являются утопия, антиутопия и научная фантастика как тексты культуры в аспекте глобализации.
Цель исследования состоит в концептуальном анализе генезиса и трансформации глобализационных процессов в культурной рефлексии утопии, антиутопии, научной фантастики.
В соответствии с названной целью были поставлены следующие задачи:
- представить историко-генетическое обоснование глобализации на материале репрезентативных текстов культуры;
4 Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Лотман Ю.М. Избранные статьи : в 3 т. Т. 1. Таллинн: Изд-во «Александра», 1992; Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2004.
5 Kosellek R. Zeitschichten. Studien zur Historik. Verlag Frankfurt am Main, 2000; Ю. Хабермас. Вовлечение Другого. Очерки политической теории. М.: Наука, 2001 .Ануфриев А. Е. Русская проза первой трети XX века между утопией и антиутопией: монография. Киров, 2012.
- через систему концептов представить культурфилософское содержание текстов культуры, порождаемых глобализацией;
- представить утопию и антиутопию как тексты культуры, в которых глобализация получает первые сущностные характеристики;
- показать функции научной фантастики как текста культуры в аспекте преодоления глобализационных проблем.
Хронологические рамки исследования определяются выделением этапов культуры, наиболее репрезентативных для названных жанровых моделей: эпохи гуманизма (в основном XV век) как времени появления первых утопий, модерна (конец XIX - первая половина XX века) и постмодерна (вторая половина XX -начало XXI века), когда формируются тексты научной фантастики и антиутопии. Хронологические рамки обусловлены исследовательским намерением выявить первые признаки процессов, которые с достаточной долей условности можно назвать глобализационными, их закономерность, а также проследить их дальнейшее развитие в соответствии с динамикой глобализационных процессов.
Территориальные рамки ввиду масштабности, присущей содержанию феномена «глобализация», условно определены границами Франции, Германии, Великобритании и России, где формировались тексты культуры глобализации, а также территорией США как страны-проводника современных
глобализационных процессов.
Материал исследования. Специфика исследования заключается в определении генезиса глобализации на основе порождаемых ею текстов культуры, а также в определении причинно-следственных связей между текстами-прообразами общества потребления и текстами, отражающими глобализационные процессы новейшего времени на основе следующих источников:
- утопии: «Утопия» («Utopia», 1516) Т. Мора, «Город Солнца» («La citta del Sole», 1602) Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» («New Atlantis», 1624) Ф. Бэкона;
- антиутопии: («1974» (1949) Дж. Оруэлла, «Мы» (1920) Е. Замятина, «451 градус по Фаренгейту» («Fahrenheit 451», 1953) Р. Брэдбери;
- научная фантастика: «Бесконечная война, бесконечная свобода» («Endless war, endless freedom», 1985) Д. Холдемана, «Я, робот» «I, Robot», 1950) А. Азимова, «Дюна» («Dune», 1970) Ф. Герберта. Выбор представленных источников определен их репрезентативностью в аспекте поставленной в диссертации проблемы.
Методология исследования, обеспечивая междисциплинарный подход к явлениям культуры, включает следующие позиции:
- культурно-исторический метод, использующийся в исследовании при осмыслении глобализации через порождаемые ею тексты культуры, их специфику;
- культурно-генетический метод, применяемый при анализе связей текстов культуры во времени и позволяющий исследовать динамику порождения текстов культуры;
- герменевтический метод, необходимый для интерпретации текстов культуры, которые диссертант связывает с глобализацией;
-сравнительный метод, который используется при сопоставлении текстов культуры, созданных в разное время.
Привлечение широкого спектра теоретических исследований для изучения исследуемого объекта потребовало обращения к культурологическим принципам анализа, позволяющим реализовать синтетический подход к отбору теоретического материала, постановке проблемы и способам ее решения.
В основе гипотезы лежит идея о первых признаках тех культурно-цивилизационных сдвигов, которые имеют черты глобализации, представленные в утопиях эпохи Ренессанса, понимаемые как тексты культуры. В этих текстах идея механистичности является идеальным паттерном для формирования как отдельной личности, так и общества в целом. Текст культуры «человек -механизм - общество» оказался востребованным в начале XX столетия, когда стало возможным его воплощение в реальности. В результате его реализации появляются антиутопии как контр-тексты культуры, хотя и генетически с ним
связанные. В антиутопиях, живых и динамических текстах культуры, отрицается режим всеобщего уравнения и обезличивания. Утопии были мечтой людей Возрождения о лучшем мире, тогда как антиутопии стали протестом против подобных экспериментов, противоречащих природе человека. Научная фантастика отражает одну из основных черт глобализма - распространение и внедрение высоких технологий - и предсказывает ее последствия. Предположение, сформулированное в автореферате диссертации, основано на отражении в текстах культуры возможных путей в развитии общества, являющихся одновременно и прогнозом, и рефлексией.
Научная новизна диссертации состоит в том, что
- расширено представление о структуре, содержании и функцях глобализации в рамках концептуального подхода к культурным текстам;
содержательный статус концепта «глобализация» рассмотрен в имманентных ему текстах культуры эпохи гуманизма, модерна и постмодерна в сравнительно-типологическом контексте;
- впервые представлен исследовательский ракурс комплексного анализа текстов культуры (утопий, антиутопий и научной фантастики), позволяющий уточнять и прогнозировать развитие глобализационных процессов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют расширить границы понимания глобализации как целостного феномена культуры, а также показать возможности комплексного культурологического исследования генезиса глобализационных тенденций в культурных текстах прошлых эпох. В методологическом аспекте диссертация демонстрирует возможности применения когнитивного метода при исследовании культурных концептов и расширяет рамки историко-функционального подхода к изучению культурных текстов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют уточнить понимание глобализации как целостного феномена культуры
и на этой основе прогнозировать возможные результаты современных глобализационных процессов.
Материалы и результаты работы могут быть использованы в лекциях и практических занятиях по теории и истории культуры, теории и истории коммуникации, эстетике, социологии культуры, теории и массовой культуры в высшей школе, а также в адаптированном виде в старших классах средней школы.
Теоретические обобщения и значительный по объему эмпирический материал могут быть востребованы при написании научных исследований по аналогичной тематике.
Личный вклад автора работы состоит в выявлении историко-культурной типологии текстов культуры глобализации, раскрывающих тенденции ее развития; в самостоятельной разработке концепции исследования, отборе и классификации эмпирического материала и источников, выработке методологии, адекватной поставленным в работе задачам.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Работа выполнена в соответствии со следующими пунктами паспорта специальности 24.00.01 - Теория и история культуры: 1.02 - теоретические концепции культуры; 1.05 - морфология и типология культуры, ее функции; 1.8 — генезис культуры и эволюция культурных форм; 1.18 - культура и общество; 1.24 - культура и коммуникация.
Положения, выносимые на защиту: 1. Теоретико-культурный статус глобализации в концептуально-понятийном аспекте включает два основных признака: актуальный и дополнительный. В актуальном признаке отражается территориальный аспект - стремление к охвату как можно большей территории. В дополнительном признаке - те исторические корни, которые сформировали ее функции (экономическую, культурфилософскую, историко-культурную, антропологическую,
социокультурную).
2. Культурологический подход в исследовании глобализационных процессов является имманентным его сущности в силу интегративной природы культурологии. Культура есть «вторая» природа, а природа, в свою очередь, задумана и организована изначально как единая система, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. В этом контексте глобализация, будучи сложно организованной структурой, отражается в текстах культуры, их смыслах.
3. Тексты культуры глобализации сохраняют главный признак текста -смыслообразующее целое, способное порождать новое содержание. Поэтому тексты культуры Ренессанса созвучны текстам культуры начала XX века, а затем и начала XXI века. В сумме эти смыслы раскрывают историко-генетическое развитие глобализации.
4. «Утопия», «антиутопия», «научная фантастика» суть тексты культуры глобализации. Утопия является текстом культуры, в котором представлен прообраз глобализации, где идеалом некоей системы оказывается механизм. Антиутопия как текст культуры генетически связана с утопией и отражает последствия попытки воплотить ее в реальном бытии общества. Научная фантастика как текст культуры отражает последствия техногенных процессов, свойственных глобализации, одновременно стремясь разрешить сложившуюся ситуацию в преодолении цивилизационных конфликтов.
5. Через систему художественно-эстетической условности жанровых модусов утопии, антиутопии, научной фантастики выявляется проблема ценности человеческой личности в эпоху глобализации, ее права на свободную организацию собственной жизни.
Апробация результатов исследования
Итоговые наблюдения и материалы диссертации апробировались автором в научных изданиях (журналах и сборниках научных статей). Материалы диссертации представлялись автором на Международных конференциях («Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, 2011), «Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты»
(Москва, 2012), «Теоретические и практические аспекты развития современной науки» (Москва, 2012), «Пропилеи на Волге» (Кострома, 2012, 2013); на Всероссийских конференциях: «Актуальные научные вопросы» (Тамбов, 2011); «Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук» (Кострома, 2012), «Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания» (Новосибирск, 2012); на Межвузовских конференциях: «Русская провинция и театр» (Иваново, 2011), «Сапоговские штудии 2012» (Кострома, 2012), «Женские мотивы и образы в культуре русской провинции» (Кострома, 2012) и отражены в 12 публикациях (в том числе 3 - в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ).
Структура диссертации. Полученные цели и задачи определили структуру диссертационного исследования. Его содержание изложено на 160 страницах. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит три параграфа, заключения и библиографического списка, насчитывающего 198 источников.
ГЛАВА I: Глобализация как концепт культуры
1.1.1 Культурная глобализация: генезис, структура, содержание
В данном параграфе представлены основные характеристики концепта «глобализация» в аспекте когнитивной культурологии, раскрывающей способы и формы вхождения культуры в ментальный мир человека.
Культура постмодерна - это культура высоких технологий, определяющих путь развития ведущих стран (США, Япония, Южная Корея, Европа). По схожей схеме развивается в наше время Россия. Высокие технологии, конечно, обеспечивают более комфортные условия существования людей, но одновременно создают техногенные угрозы: проблемы экологии, урбанизации, изменение климата, радиоактивный фон мобильной связи и т.д. В эпоху
постмодерна формируется магистральный путь развития человечества - общество потребления как идеальная форма социальной организации. Все превращается в продукт определенной стоимости и востребованности, человек понимается исключительно в качестве потребителя. Как следствие - теряет актуальность проблема человека-творца, всесторонне развитой личности, на смену является узкий специалист, который вне своей работы по созданию продуктов потребления превращается в их потребителя. В рамках этого проекта и рождается глобализация как форма реализации цивилизационных процессов, поскольку глобализация им имманентна.
Термин «глобализация» (от англ. globalization) в 1983 г. был введен Т. Левиттом6, который рассматривал глобализацию рынков сбыта. Истоки глобализации обнаруживаются в XII - XIII веках, во время распространения рыночных отношений на территории Западной Европы, когда начинает формироваться общая европейская экономика. Колонизация в XIX веке, быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США.
Существует иная версия о истоках глобализации. Глобализация, по мнению JI. Е. Гринина и А.В. Коротаева, известных российских демографов, началась вместе с историей человечества: «Мы склонны датировать начало глобализации 11-10 тысячелетием до нашей эры» 7. Согласно теории Коротаева, человечество встало на путь всеобщего объединения практически с момента своего зарождения, при этом, быть может, того не осознавая8.
В гуманитарных науках в настоящее время не существует общепринятой точки зрения на истоки глобализации.
Levitt Т. The Globalization of Markets. Harvard Business Review, March-April, 1983.
7 Гринин JI.E. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. М.: КомКнига, 2007.
8 История и Математика: Эволюционная историческая макродинамика / под ред. С. Ю. Малкова, Л. Е. Гринина, А. В. Коротаева.М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. С. 233-284/
14
В культурологии введение глобализации связано с вестернизацией культуры, в том числе американской экспансией, с ассимиляцией культурой потребления национальных культур.
В современной науке существует интегративный подход, адаптированный к исследованиям глобализации - транснациональная история. Его общий смысл состоит в том, что он интегрирует национальную историю государств в общечеловеческую историю. Другими словами, речь идет о том, насколько национальная самобытность историй отдельных государств повлияла на историю мирового сообщества, так называемой мировой цивилизации. Авторитетными представителями этого направления исследований считаются Ю. Кокка, М. Циммерман9.
В политологии начало глобализации связывают с распространением демократической идеологии.
Экономика относит начало глобализационных процессов к появлению транснационального финансового рынка. Отсюда субъектом глобализации выступает регионализация, дающая сильный кумулятивный эффект для формирования мировых полюсов экономического и технологического продвижения.
К. Маркс под термином подразумевал «интенсивную международную торговлю», который в одном из писем конца 1850-х годов писал Энгельсу: «С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась10». Илобализация понимается как процесс объединения чего-либо на почве общих интересов в области международной торговли - по преимуществу. В результате все развитые государства перешли к политике жесткого протекционизма, что вызвало прямо противоположное следствие - резкое свертывание международной торговли.
9 Westphal S., Kreipe W., Blumentritt G., Bayerlem F.Zeitzler K, Zimmerman В., Manteuttel //The fatal decisions NY 1956.
10 Аттали Ж. Карл Маркс. Мировой дух. М., 2008. С. 192.
15
В первые десятилетия XX века процессы глобализации продолжались, несмотря на Первую мировую войну. В период с 1815 по 1914 годы объемы экспорта европейских государств выросли примерно в сорок раз. Значительное снижение объема международной торговли и свертывание глобализации произошли в 1930 годы, после начала Великой депрессии и введения ведущими западными державами в 1930 - 1931 годы высоких импортных пошлин. После Второй мировой войны развитию глобализации способствует технический прогресс, облегчивший среди прочего процесс международной коммуникации.
1.1.2. Этимология слова «глобализация»
Понятие «глобализация» появилось в XX веке, характеризуя комплекс важных для современной культуры цивилизационных процессов. Однако этимология термина «глобализация» свидетельствует о его более древнем происхождении. Корень слова «глобализация» (лат. globus, что означает «шар») как символ нашей планеты, отсюда глобализация есть процесс, который охватывает весь мир. На эту особенность обратили внимание еще философы-досократики, когда словом «sphairos» обозначали форму мира видимого и невидимого в его различенном единстве. Одному из них, Гераклиту, принадлежит высказывание о том, что мир есть игра. Эту мысль позднее использует У. Шекспир, когда даст своему театру именование «Глобус» («The Globe») и поместит на нем надпись: «Весь мир - театр, а люди в нем актеры» (All the world's a stage, and all the men and women merely players). Таким образом, слово «шар» («globus») глубоко укоренено в культуре. Можно считать шар идеальным символом, своеобразной персонификацией будущей глобализации.
М. Фасмер выделяет в слове «globus» еще один оттенок «глыба, ком земли»11, что неразвернуто содержит негативные коннотации, которые также станут предметом нашего рассмотрения. Фасмер указывает на использование этого слова в русской культуре со времен Петра I, то есть как раз с того времени, когда в России начинались великие преобразования культурно-исторического
" Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т. 1. М.: Азбука, 1996. С. 414.
16
плана, цнвилизационные по преимуществу и сориентированные на европейские традиции. Россия должна была стать европейским государством, составить с Европой единство, что позволяет выстроить такую смысловую цепочку: globus -земной шар - общность - глобализация.
Слово «globus» вошло в языки, народов Европы: в XIV веке это слово впервые упоминается во французском языке, в XV веке в немецком. В XX веке в европейских и русском языках появляется прилагательное «глобальный», было применено к периоду разгара холодной войны, когда человечество осознает опасность столкновения супердержав, обладающих ядерным оружием и готовых применить его в случае угрозы полномасштабных боевых действий. Разрушительные последствия применения ядерного оружия до сих пор ощущают жители японских городов Хиросимы и Нагасаки. После завершения холодной войны в мире устанавливается определенная стабильность, международная, глобальная, общая для всего земного шара гуманистическая направленность. В этом плане показательными являются языковые характеристики слова. Так, в Словаре современного немецкого языка подробно описывается не существительное «globus», а прилагательное «global» «глобальный, мировой, всемирный, всеобщий», например, globale Friedensbewegung; «полный», суммарный, тотальный; общий'. В немецком словосочетании подчеркивается масштабность самого движения'множества людей к миру. Причем слово «мир» в данном случае обозначает, в первую очередь, «состояние без войны», которое объединяет многих, в идеале - все человечество, что и отвечает прямому значению слова «глобализация». Сегодня, когда английский язык является интернациональным, для большинства жителей развитых стран корень слова глобализация «global» укажет на его общемировую семантику и направленность, а для человека с лингвистическими познаниями слово «глобула» напомнит о геометрическом теле, шаре.
Но есть в корне этого слова оттенки, приоткрывающие некоторые негативные стороны. Так, в современном американском толковом словаре
«globus» имеет следующие семантические оттенки: 'куча, масса; толпа людей, множество в частности, ватага, шайка, клика'. В сумме данные оттенки подчеркивают неорганизованность массы людей, их скученность, готовность совершать поступки, преследующие самые разные цели: бравада, сговор, противоправные действия. В адаптированном варианте эти оттенки обнаруживаются в агрессивности глобализационных процессов с их унификацией, стандартизацией, в целом - в нивелировании человеческой личности. Неоднозначными являются такие выражения, как «global network» «глобальная сеть», «globale Politik» «глобальная политика». Интернет является средством не только коммуникации, но также получения информации самого разного свойства, противоправного, антигуманистического в том числе. Глобальная политика учитывает, прежде всего, интересы развитых стран.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Проблемы культуры в русской литературной утопии XIX-XX веков2008 год, кандидат культурологии Долгина, Екатерина Станиславовна
Художественный мир Рэя Брэдбери: традиции и новаторство2006 год, кандидат филологических наук Маркина, Надежда Валериевна
Риторика власти и поэтика любви в романах-антиутопиях первой половины XX века: Дж. Оруэлл, О. Хаксли, Е. Замятин2004 год, кандидат филологических наук Борисенко, Юлия Александровна
Многообразие форм утопии в современной культуре2009 год, кандидат философских наук Шишкин, Данияр Павлович
Жанровое своеобразие циклов постмодернистских романов Бернара Вербера «Об ангелах» и «О богах»2020 год, кандидат наук Белей Мария Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бубнихин, Алексей Андреевич, 2013 год
Библиографический список I Источники
1. . Азимов А. Я - робот. М.: Воздуш.трансп., 1990.
2. Азимов А. В плену у Весты: сборник научно-фантастических произведений. Москва: Фея, 1991
3. Азимов А. Дуновение смерти. СПб.: Северо-Зап, 1992
4. Азимов А Сами боги : роман, рассказы. Москва: Профиздат, 1992.
5. Азимов А. Звёзды как пыль. Космические течения. Галька в небе: Романы. Ростов-н/Д: Гермес, 1993
6. Азимов А. Конец вечности. Сами боги: романы/ M.:VITA, 1993.
7. Азимов А. Галактическая империя: романы. Краснодар: Советская Кубань, 1993.
8. Азимов А. Транторианская империя : фантастические романы. Москва: Вече, 1993
9. АзимовА.. (1920-1992) Фантастическое путешествие: в 2 кн.: пер. с англ. Кн. 1 М.: Эрика, 1994
ю. АзимовА. Сочинения: в 3 т.М.: TEPPA-TERRA, 1997.
11. Азимов А. Норби - необыкновенный робот. Москва: ЭКСМО-ПРЕСАРМАДА, 1999.
12. Азимов А. Занимательная мифология : Новая жизнеь древних слов. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.
13. Берджесс Э. Вожделеющее семя. М.:Эксмо, 2002.
14. Брэдбери Р. Механические псы. Москва: ВААЛ, 1982.
15. Брэдбери Р. Передай добро по кругу. Москва: Мол. гвардия, 1982.
16. Брэдбери Р. Время, твой полет : науч.-фантаст, рассказы. М.: Дет. лит., 1991.
17. Брэдбери Р. Вино из одуванчиков. СПб.: Азбука, 2000.
135
18. Брэдбери РЗдесь могут водиться тигры. СПб.: Азбука, 2000.
19. Брэдбери Р451 по Фаренгейту. СПб.: Азбука, 2000.
20. Брэдбери Р. Что-то страшное грядет. СПб.: Азбука, 2000.
21. Брэдбери Р. В мгновенье ока. М.: ЭКСМО;СПб.: Домино, 2004.
22. Брэдбери Р. Лето, прощай! СПб.: Домино: ЭКСМО, 2007.
23. Брэдбери Р. Марсианские хроники: [рассказы] СПб.: Домино, 2008.
24. Брэдбери Р. Отныне и вовек: повести. М.: ЭКСМО 2010.
25. Бэкон Ф. Сочинения: М.: Издательство АН СССР.
26. Вольтер Ф. Статьи и материалы. М.: АН СССР, 1948.
27. Воннегут .К Колыбель для кошки. М.: АСТ, 2003.
28. Воннегут К. Хроники Тральфамадора. М.: Логос. ВОС, 2007.
29. Герберт Ф. Дюна. Москва: АСТ, 2001.
30. Гаррисон Г. Мир смерти. М.: Матеко, 1991.
31. Ефремов И. Час быка. М.: ЧИНАР, 2009.
32. Замятин Е.И. Мы : сборник. М.: АСТ, 2007.
33. Замятин Е.К Антология Сатиры и Юмора России XX века : избранное. Т. 28. М.: Эксмо, 2003.
34. Кабе Э. Путешествие в Икарию: философский и социальный роман. Б.м. 1935.
35. Кампанелла Т. Город Солнца. JL: Изд-во АН СССР, 1947.
36. ОруэллДж. 1984. М.: ACT. 2010.
37. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1990-1994. Т. 4.
38. Пол Ф. Путь на Врата. Москва: Сигма-Пресс, 1995.
39. Стругацкие А.и Б. Трудно быть богом М.: Просвещение, 1978
40. Стругацкие А.и Б. Полдень, XXII век. М.: Просвещение, 1982
41. Стругацкие А.и Б. Пять ложек эликсира. М.: Наука, 1990.
42. Стругацкие А.и Б. Малыш. М.: Просвещение, 1990
43. Стругацкие А.и Б. Хищные вещи века Спб: Terra Fantastica, 2006.
44. Стругацкие А.и Б. Обитаемый остров. М.: ACT 2009.
45. Стругацкие А.и Б. Пикник на обочине. М.: ACT. 2009.
46. Стругацкие А.и Б. Улитка на склоне. М.: АРДИС. 2012.
47. Стругацкие А.и Б. Жук в муравейнике М.: АР ДИС. 2012.
48. Стругацкие А.и Б. За миллиард лет до конца света. М.: АР ДИС. 2012.
49. Стругацкие А.и Б. Сталкер. Отель У погибшего альпиниста. М.: АР ДИС. 2012.
50. Хаксли О. Дивный новый мир. СПб.: Амфора, 1999.
51. Холдеман Д. Бесконечная война. Бесконечная свобода. М.: Ланцер, 1994
52. Шоу Б. Свидание с Рамой. Минск: Дайджест, 1992.
137
II Научные публикации
53. Автомнова Н.С. Открытая структура: Якобсон - Бахтин - Лотман -Гаспаров. М.: РОССПЭН, 2009.
54. Андреев К. Что же такое фантастика? / Фантастика-82: Сб. науч.-фантаст. повестей, рассказов и статей / Сост. И. Черных. -М.: Мол. гвардия, 1982. С. 368-374.
55.
56. Ануфриев А.Е. Русская проза первой трети XX века между утопией и антиутопией: Монография. Киров, 2012.
57. Аствацатуров А.Е. Очерки философии экологической безопасности современной цивилизации. Философия глобальной безопасности жизнедеятельности современной цивилизации. / РГУ, ДГТУ. Ростов н/Д, 2001.
58. Ахиезер A.C. Наука как открытая форма культуры / www.countries.ru / library/ science/safcult.htm.
59. Балабуха А. Земля это маленький шар? / В мире фантастики: Сб. лит.-крит. статей и очерков. - М.: Мол. гвардия, 1989.
60. Баталов Э.Я. В мире утопии : пять диалогов об утопии, утопич. сознании и утопич. экспериментах. М.: Политиздат, 1989.
61. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и
J техники.М.:Наука, 1986. ^ — ^ -
62. . Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.
63. Брандис Е. П., Дмитриевский И.В. Фантастика в движущемся мире // Иностранная литература, 1967, №1.
64. Брандис Е. П. Научная фантастика и человек в сегодняшнем мире // Вопросы литературы, 1977, № 6. С.97-126.
65. Брандис Е.П. Научная фантастика и художественное познание действительности / Художественное творчество. Сбк. JL, 1983.
66. Брандис Е.П., Дмитриевский И.В. Зеркало тревог и сомнений. М., 1967.
67. Брандис Е.П., Дмитриевский И.В. Зеркало тревог и сомнений. М., 1967.
68. Бритиков А. Ф. Научная фантастика, фольклор и мифология // Русская литература, №3, 1984.
69. Бубер М. Проблема человека. М., 1992.
70. Булычёв К. Истоки фантастики /www.sf.perm.ru/sfhistory.shtml
71. Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры: Sub specie aesthetica:
72. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко; коммент. А.Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1990.
73. Велып В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. №. 1.М., 1992.
74.Гараджа,~А. После времени: Французские философы постсовременности 7/ Иностранная литература. 1994. - № 1. -С. 54-66.
75. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. -М.: Прогресс-Традиция, 2003.
76. Гаков л. Четыре путешествия на машине времени (Научная фантастика и ее предвидения). М.: Знание, 1983.
77. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.
78. Гейзенберг В. Физика и философия. М., Наука, 1989.
79. Гулыга А.В. Что такое постсовременность // Вопросы философии. М., 1988. №12. Данилов О. Киберпанк эстетика компьютерного века // Домашний ПК №4 (4), Апрель 1999.
80. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: АО"Аспект Пресс", 1994.
81. Деррида Ж. Difference / Ж. Деррида. Томск: Водолей, 1999.
82. Деррида Ж. О грамматологии, (пер. с фр. ст. Н. Автономовой. — М.: Ad Marginem, 2000.
83.Дурылин С.Н. Русь прикровенная. М.: Паломникъ, 2000.
84. Едошина И. А. Человек в пространстве культуры: Монографические размышления. Кострома, 1999.
85. Едошина И. А. Некоторые мистические особенности мирочувствия И.С. Тургенева // Спасский вестник 13. Тула, 2006. С. 23-39.
86. Ефремов И.А. Наука и научная фантастика. / Фантастика, 1962 год: Сб. / Сост. К. Андреев. М.: Мол. гвардия, 1962.
87. Затбнский Д. Постмодернизм в историческом интерьере 7 Вопросы литературы. М., 1996, № 3.
88. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов / http ://yanko.lib .ru/books/philosoph/ily in-book.htm
89. Ильин И.П. На путях постмодернизма. М., 1995.
90. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.
91. Иноземцев B.JI. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии // Вопросы философии. М., 1998. №9.
92. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000.
93. Каган М. С. Синергетика и культурология. СПб., 1998. С. 201-219.
94. . Кагарлицкий Ю.И. Реализм и фантастика 1971. № 1.
95. Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М., 1974.
96. Каттнер Г., Мур К. Темный мир. Симферополь: Таврия, 1990.
97.Культура эпохи Возрождения. Л.: наука, 1986.
98.Культурология. Энциклопедия: в 2 т. / Под общ. ред. С.Я. Левит. М.: РОССПЭН, 2007.
99. Кутырев В.А. Утопическое и реальное в учении о разуме // http://ecoforum2.narod.ru/hem 11 /digest2.htm
юо.Кутырев В.А. Естественное и искусственное : борьба миров. Нижний Новгород, 1994.
101. Лейдерман Н.Л. Современная русская литература 1950-1990-е годы: в 2-х т. М.: Академия, 2003.
102. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М., 1988.
юз.Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Лотман Ю.М. Избранные статьи : в 3 т. Т. 1. Таллинн: Изд-во «Александра», 1992.
104. Лотман Ю. Структура художественного текста // СПб.: Искусство 1998.
105.Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. 2. М.: Искусство, 1969.
106 .Манъковская, Н. Б.Заглавие : Эстетика ... Выходные данные: М.: Аспект Пресс, 1998.
ш. Маньковская H. Симулякр в искусстве и эстетике / Философские науки. М.: 1998.
108. Маньковская Н. Специфика русского модернизма / Н. Маньковская // Русская культура и мир. Н. Новогород, 1994.
109. Матич О. Эротическая утопия: новое религиозное сознание и fin de siècie в России. M.: НЛО, 2008.
но. Моисеев В.И. Онтологическая характеристика неклассической научной рациональности. Философия и методология HayKH//http://society.polbu.ru/moiseevsciencephilo/ch70i.html
т.Мещерякова M.И. Что есть фантастика? // http://www.rusf.ru/litved/ fant/me l.htm
112. Новейший словарь иностранных слов и вырыжений. Мн. Современный литератор, 2006.
из. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование. М.,1988.
ил.Панарин А.И. Искушение глобализмом. М.: Эксмо, 2003.
115.Поликарпов B.C. Научная фантастика и футурология. Учебное пособие для студентов специальности 0206 «Культурология». Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2001.
116. Поликарпов B.C. Научная фантастика и футурология. Учебное пособие для студентов специальности 0206 «культурология». Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2001.
117. Полозова, И. Метаформы в философии постмодерна / И. Полозова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2003.
118. Постмодернизм: взгляд из XXI века. Коллективная монография / под общ. ред. Н.О. Осиповой. М.-Киров, 2009.
119. Сад демонов: Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. Изд. 2. M.: INTRADA, 2010.
120. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература : Учеб. пособие для студентов филолог, фак. вузов . -6-е изд. М.: Флинта: Наука, 2007.
121. Старостин A.M. Космизм: прошлое, настоящее, будущее. Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС, 2007.
122.СтепановЮ.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Школа "Языки русской культуры", 1997.
123. Степанян Н. Искусство России XX века: взгляд из 90-х. М., 1999.
124. Толкин Дж Р. Р. Властелин Колец : трилогия / Дж. Р. Р. Толкин ; пер. с англ. А. В. Немировой. М. : Изд-во ACT; Харьков : Фолио, 2002. — Кн. 2 : Две твердыни. — 366 с.
125. Толстой А. Н. Гиперболоид инженера Гарина. М.: Правда, 1986.
126. Томпсон М. Философия религии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
127. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М. : Прогресс, 1990.
Ш.Урбан Е. Или философская // Нева. 1965. № 7. С. 172-178.
129.Фарман И. П. Воображение в структуре познания М.: ИФ РАН, 1994.
130. Философия науки : общ. курс / под ред. С. А. Лебедева. М. : Трикста : Аккад. Проект; 2004.
131. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв и др.. М. : Сов. энцикл., 1983. - 840 с
УЫ.Фишман Л. Г. Фантастика и гражданское общество / Л. Г. Фишман; РАН, Урал, отд-ние, Ин-т философии и права; отв. ред. К. В. Киселев. Екатеринбург : УрО РАН, 2002
133.Флоренский 77. А. Столп и утверждение истины // Собр. соч. : в 2 т. М. : Правда, 1990.
134.Фрумкин К. Г. Философия и психология фантастики / К. Г. Фрумкин. М. : Едиториал УРСС, 2004.
135.Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. М.: Эксмо, ^^2007. ^^ ^
136 JCa6epMac Ю. Вовлечение другого : Очерки полит, теории. СПб.: Наука, 2001
137Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования : сб. избр. ст. / Я. Хинтикка ; отв. ред. В. Н. Садовский и В. А. Смирнов. — М. : Прогресс, 1980.
138.Циолковский К. Э. Космическая философия // Русский космизм : антол. филос. мысли / сост. С. Г. Семёновой, А. Г. Гачевой. М. : Педагогика-Пресс, 1993.
\Ъ9.Цургенова Е. ^.Герменевтика// Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М. : НПК «Интелвак», 2003.
140.Черньшова Т. А. О старой сказке и новейшей фантастике // Вопр. литературы. 1977.
141 .Чернышева Т. А. Природа фантастики / Т. А. Чернышова. -Иркутск : Изд-воИГУ, 1985.
142Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990.
143.Шахназаров Г. X Фиаско футурологии / Г. X. Шахназаров. М. : Политиздат, 1979.
ХАА.Шестов Л. И. Киргегард и экзистенциальная философия: (глас вопиющего в пустыне) / Л. И. Шестов. М. : Прогресс-Гнозис, 1992.
145.Шитик В. Что там за горизонтом? : сб. ст. о белорус, фантастике / В. Шитик, Р. Баландин ; сост. И. В. Леф. Минск : Эридан, 1995.
146.Ямвлих. О егтпетских мистериях. М.: АЛЕТЕИЯ, 2004.
147.Ямпольский B.C. Культурология. М.: Просвещение, 1980.
III Литература на иностранном языке
148.Kiely R. Globalization, Post-Fordism and the Contemporary Context of Development // International Sociology. 4998, Nl " - —
149.Sassen S. Territory and Territoriality in the Global Economy // International Sociology. 2000, N2
150.Lyotard J.-F. The Postmodern Condition. Manchester, 1984
151.Kautsky K. Nationalstaat, imperialistischer Staat und Staatenbund. Nuernberg, 1915
152.Wallerstein I. The Modern World System I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European world-economy in the Sixteenth Century. New York, 1974
153. Wallerstein I., T. Hopkins (eds.) The Age of Transition: Trajectory of the World-System, 1945-2025. London. 1996
154.Chase-Dunn C. Global Formation. Oxford, 1989
155.Abu-Lughod J. Going Beyond Global Babble // Culture, Globalization and the World-System. Ed. by A.D. King. London, 1991
156.Moore W. Global Sociology: The World as a Singular System // American Journal of Sociology. 1966, N5
157.Nettl J., Robertson R. International Systems and the Modernization of Societies. New York, 1968
158.Burton J. World Society. Cambridge, 1972
159.McLuhan M. War and Peace in the Global Village. New York, 1968
160.RobertsonR., Lechner F. Modernization, Globalization and the Problem of Culture in the World-Systems Theory // Theory, Culture & Society. 1985, N3
161.Robertson R. Globalization Theory and Civilization Analysis // Comparative Civilizations Review. 1987, Vol. 17
162. Global Culture: Nationalism, Globalization and Modernity. Ed. by M. Featherstone. London, 1990
163.Sklair L. Sociology of the Global System. Hemel Hempstead, 1991 164.Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London, 1992 165.1anni O. A sociedade global. Rio de Janeiro, 1992
166.Waters M. Globalizaijao. Oeiras, 1999
167.Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996
168.Beck U. Was ist Globalisierung? Frankfurt a. M., 1998
169.Featherstone M., Lash S. Globalization, Modernity and the Spatialization of Social Theory: An Introduction // Global Modernities. Ed. by M. Featherstone, S. Lash, R. Robertson. London, 1995
170.Robertson R. Mapping the Global Condition: Globalization as the Central Concept // Global Culture. Ed. by M. Featherstone. London, 1990
171.Therborn G. Globalizations: Dimensions, Historical Waves, Regional Effects, Normative Governance // International Sociology. 2000, N2
172.Therborn G. Introduction: From the Universal to the Global // International Sociology. 2000, N2
173.Wallerstein I. Globalization or the Age of Transition? // International Sociology. 2000, N2
174.Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford, 1990
175.Robertson R. Glocalization: Time-Space and Homogeneity- Heterogeneity // Global Modernities. Ed. by M. Featherstone, S. Lash, R. Robertson. London, 1995
176.Therborn G. European Modernity and Beyond: The Trajectory of European Societies 1945-2000. London, 1995
177.Bauman Z. Globalization: The Human Consequences. Cambridge, 1998
178.Lash S., Urry J. Economies of Signs and Space. London, 1994
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.