Научная фантастика в условиях модерна и постмодерна: культурно-исторические аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Фетисова, Александра Николаевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 147
Оглавление диссертации кандидат философских наук Фетисова, Александра Николаевна
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ГЕНЕЗИС НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие, границы и функциональные особенности научно-фантастической литературы
1.2. Взаимодействие науки и научно-фантастической литературы. Генезис научно-фантастической литературы.
2. ЧЕЛОВЕК И ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
2.1. Проблема человека в научной фантастике
2.2. Человек в высокотехнологичном обществе будущего
3. МЕСТО И РОЛЬ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КУЛЬТУРЕ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА
3.1. Особенности научно-фантастической литературы в культуре модерна
3.2. Место и роль научно-фантастических произведений в современной культуре
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Научная фантастика как способ конструирования социальной реальности: социально-философские аспекты2009 год, кандидат философских наук Цветков, Евгений Викторович
Научная фантастика как социокультурный феномен2003 год, кандидат философских наук Тимошенко, Татьяна Викторовна
Феномен фантастического: философско-культурологический анализ2008 год, кандидат философских наук Михайлов, Александр Николаевич
Онтология и эпистемология фантастики2011 год, кандидат философских наук Коротков, Николай Владимирович
Фантастическое как категория культуры ХХ в.2002 год, кандидат философских наук Ройфе, Августа Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научная фантастика в условиях модерна и постмодерна: культурно-исторические аспекты»
Актуальность темы исследования. Современная эпоха экономических и политических процессов глобализации, построения информационного общества, устойчивого развития, быстрых темпов научно-технического прогресса является очень значимой в историческом развитии человечества.
Актуальные проблемы современности - это проблемы, с которыми человечество ещё не сталкивалось, и научная фантастика имеет потенциал в решении этих проблем. Проблема контроля прогресса науки и техники, перспективы развития науки и общества, проблема определения места человека в мире высоких технологий - решению этих проблем может способствовать научная фантастика и её культурный потенциал. Научная фантастика соединяет в себе две культурные сферы современности - научно-техническую и гуманитарную. Она развивалась в соответствии с изменениями в науке, технике и обществе, реагируя своим содержанием на изменения в культуре и оказывая влияние на формирование новой картины мира. Научная фантастика есть элемент цивилизационной динамики в силу того, что в мечте человеческие потребности удовлетворяются раньше и полнее, чем в результате научно-технического развития. Эвристический и футурологический потенциал фантастики - простой и наглядный пример взаимосвязи между применением воображения и эволюцией социума.
Мечта о приложении научных достижений к человеку, к преобразованию природы, общества и самого человека составляет сущность настоящей научной фантастики. Показ влияния науки на развитие общества и человека, отражение научного прогресса, овладения природой и познания мира в психике, чувствах, быту человека - главный смысл, значение и цель научно-фантастической литературы.
Анализ таких явлений, как предвосхищение научных открытий фантастикой, прогнозирование изменений в обществе и сознании, является на сегодняшний день актуальным. Сегодня идёт поиск путей развития науки, культуры, общества, и научная фантастика может помочь в выборе этих путей. Необходимо также выявить степень влияния научной фантастики на современную научную парадигму, так как фантастика на протяжении истории своего развития взаимодействовала с наукой.
Данная проблематика вызывает интерес в связи с осмыслением эпохи постмодерна, а также в связи с поиском нового типа рациональности, складывающегося на данный момент.
В настоящее время существует отдельное направление в науке — фантастоведение как часть филологии. За последние несколько десятилетий число защищенных диссертаций, связанных с фантастикой, возросло в несколько раз.
Филологические науки в изучении фантастики занимают приоритетное место. Это связано с тем, что литература на протяжении достаточно долгого периода была превалирующей сферой проявления фантастики. Закономерными были именно филологические исследования: рассмотрение жанровых особенностей фантастических произведений; отслеживание путей развития литературной фантастики; изучение творчества конкретных авторов, русских и зарубежных; выявление лингвистических и структурно-семантических особенностей фантастических текстов. Научная фантастика в большинстве случаев является, прежде всего, предметом частных наук, и попытки вывести ее на уровень обобщения встречаются достаточно редко.
На протяжении последних 50 лет научная фантастика рассматривалась философскими науками лишь частично. Отдельно выявлялись её понятия, основные черты и функции, проблема же места и роли научной фантастики в культуре модерна и постмодерна не рассматривалась. Проблема влияния научной фантастики на современную науку и технологии и сейчас остаётся без внимания.
Это делает тему исследования актуальной и требует своего философского и культурологического анализа.
Степень разработанности проблемы. Проблема изучения научно-фантастической литературы рассматривается различными исследователями: филологами, социологами, культурологами и, собственно, самими писателями-фантастами. Большинство исследователей ведут свою работу, в основном, с литературоведческой позиции, хотя в последнее десятилетие появились исследования, посвященные изучению как феномена научной фантастики в целом, так и отдельных аспектов влияния научно-фантастической литературы на науку и культуру.
Феномен научной фантастики, ее понятие и границы стали
1 О изучаться с начала 1950-х гг. Работы Е. Брандиса , В. Дмитриевского , Ю. Кагарлицкого3, А. Левина4, С. Лема5 и др. посвящены осмыслению феномена научной и научно-технической фантастики, её методов, задач, целей. Но для исследований, посвящённых научной фантастике, наблюдается филологическая и научно-популяризаторская направленность. Исследователи обращаются к осмыслению ситуации в научной фантастике, анализируют жанровую специфику и судьбу научно-фантастического творчества. В работах А.Н. Осипова6, Т.А. Чернышевой7, С. Лема8, Е. Харитонова9, Н.И. Черной10,
1 Брандис Е. П. Научная фантастика и человек в сегодняшнем мире // Вопросы литературы, 1977, № 6. - С.97-126; Брандис Е.П. Научная фантастика и художественное познание действительности / Художественное творчество. Сбк. JL, 1983.
2 Брандис Е. П., Дмитриевский И.В. Фантастика в движущемся мире // Иностранная литература, 1967, №1; Брандис Е.П., Дмитриевский И.В. Зеркало тревог и сомнений. М., 1967.
3 Кагарлицкий Ю.И. Реализм и фантастика // Вопросы литературы. 1971. № 1; Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М., 1974.
4 Левин А.Е. Англоамериканская фантастика как социокультурный феномен // Вопросы философии, 1976, №3.
5 Лем С. Сумма Технологии. / http://www.lib.ru/LEM/summa/summcont.htm; Лем С. Фантастика и футурология: в 2 кн. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004.
6 Осипов А.Н, Фантастика от «А» до «Я». М., 1999.
7 Чернышева Т.И. Природа фантастики. Иркутск, 1985.
11 I О 1 л 1 А
Вл. Гакова , В. Бугрова , А.П. Славова , Ц. Тодорова и др. излагаются теоретические и обобщающие выводы и перспективы фантастики как литературного жанра. В диссертации Тимошенко Т.В.15, посвященной проблеме осмысления научной фантастики как социокультурного феномена, наиболее полно и разносторонне рассматривается социокультурный потенциал, полифункциональность, а также место и роль научной фантастики в жизнедеятельности человека. К.Г. Фрумкин в своей теоретической работе рассматривает научно-фантастические произведения не только как вид литературы, но и как феномен культуры и мышления. Он обосновывает привлекательность фантастических произведений для человека тем, что существование фантастики предопределено человеческими желаниями, а также выявляет стратегии объяснения и оправдания фантастических феноменов, характерных для этих произведений16.
Отдельным моментом представляется изучение различных аспектов соотношения науки и научной фантастики с точки зрения исторического развития. Необходимым является рассмотрение взаимного воздействия научного знания и научно-фантастической литературы, выявление соответствия в их параллельном развитии. На протяжении всей истории развития научное знание проходило этапы, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили название научных революций.
8 Лем С. Фантастика и футурология: в 2 кн. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004.
9 Харитонов Е. Наука о фантастическом в России: Библиографический справочник, 2001.
10 Черная Н. И. В мире мечты и предвидения: Научная фантастика, ее проблемы и художественные возможности,- Киев: Наукова думка, 1972.
11 Гаков Вл. Четыре путешествия на машине времени (Научная фантастика и ее предвидения). - М.: Знание, 1983.
12 Бугров В.1000 ликов мечты. О фантастике всерьез и с улыбкой. / Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1988.
13 Славов Атанас П. Фантастология, или слово в защиту анализа / Антология „Модели "89", София, 1989. http://agnibg.net
14 Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Перевод с французского Б. Нарумова. РФО. Дом интеллектуальной книги. М., 1997.
15 Тимошенко Т.В. Научная фантастика как социокультурный феномен: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. филос. наук / ТГРТУ, 2003.
16 Фрумкин К.Г. Философия и психология фантастики. - М.: Едиториал УРСС, 2004.
Т. Кун рассматривал науку не как постепенно развивающуюся и накапливающую знания по направлению к истине, но как явление, проходящее через периодические революции, называемые в его терминологии «сменами парадигм»17. Такие отечественные исследователи, как B.C. Степин18, П.П. Гайденко19, А.П. Огурцов20 и другие, осуществили философский анализ природы научной революции, ее структуры, механизмов, целей, движущих сил, философскомировоззренческих и социально-исторических оснований.
Общефилософский, гносеологический и методологический анализ революционных преобразований в науке осуществлялся ими и во взаимосвязи с эволюционными изменениями, предшествовавшими кризисным состояниям науки.
Взаимодействию новейших научных достижений и их отражения в художественной научно-фантастической литературе посвящена работа 21
И.Ефремова , в которой говорится о примате науки над фантазией, иными словами, научная фантастика реализует свой функциональный потенциал только, если автор произведения сам является ученым. Привлечение внимания к еще не использованным или забытым возможностям науки - одна из наиболее серьезных задач научно-фантастической литературы.
На переднем крае исследований современной науки находятся уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен и субъект познания - человек, поэтому аксиологический и этический аспекты в этой ситуации становятся важны для достижения объективно-истинных знаний о мире. Важным
17 Кун Т. Структура научных революций: Сб.: Пер. с англ./ Т.Кун. - М.: ООО "Издательство ACT": ЗАО НПП "Ермак", 2003.
18 Степин В.С, Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М. 1995; Степин B.C. Теоретическое знание / B.C. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.
19 Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум,- М.: Прогресс-Традиция, 2003.
20 Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование. М.,1988; Огурцов А.П. Куда идет философия науки? / Актуальные проблемы философии науки / Отв. Ред. Гирусов Э.В. - М.: Прогресс-Традиция, 2007.
21 Ефремов И.А. Наука и научная фантастика. / Фантастика, 1962 год: Сб. / Сост. К. Андреев.- М.: Мол. гвардия, 1962. моментом является рассмотрение человека как творчески активного начала, субъекта познания. Проблема «Я — Другой» - это одна из граней сложного процесса самоопределения, самоидентификации и самоактуализации человеческой личности. Ей посвящены работы Бахтина М.М. , Бубера М. и других исследователей. Проблема определения места и роли человека, а также его эволюции в мире высокотехнологичного будущего рассматривалась такими исследователями, как Ф. Фукуяма24, В. Виндж25, Н. Винер26, Э. Дрекслер27 и другими.
Определение места научной фантастики в культуре XX века не может обойтись без изучения культурного контекста этой эпохи - эпохи модерна и постмодерна. В философской литературе понятие «модерн» закрепилось как совокупное обозначение исторической эпохи нового и новейшего времени - с характерными для нее особенностями социального развития, культуры, искусства, философии. Ее главной чертой считается непрерывная модернизация, стремление к новому, к быстрым изменениям, с утверждением и торжеством научной рациональности индустриального общества - в противовес традиционалистским эпохам с их медленным историческим развитием. ло
С этих позиций культуру модерна исследуют М. Вебер , Ж.-Ф. Лиотар , М. Фуко , Ю. Хабермас и другие.
22 Бахтин М.М. К философии поступка// Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986.
23 Бубер М. Проблема человека. М., 1992.
24 Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма; Пер. с англ. М.Б. Левина. — М.: ООО "Издательство ACT": ОАО "ЛЮКС", 2004.
25 Виндж В. Технологическая Сингулярность // http://www.computerra.ru/think/35636/
26 Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. / Пер. с англ. И.В. Соловьева и Г.Н. Поварова; Под ред. Г.Н. Поварова. - 2-е издание. - М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983.
27 Drexler Е., Phoenix С. Safe exponential manufacturing // Nanotechnology 15, August 2004 / www.stacks.iop.org/Nano/15/869; Дрекслер Эрик К. Какими будут новые репликаторы? / К. Эрик Дрекслер. Машины созидания, 1986.
28 Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко; коммент. А.Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1990.
29 Лиотар Ж.-Ф. Состояние Постмодерна. Пер. с франц. Н. А. Шматко "Институт экспериментальной социологии". M., Издательство "АЛЕТЕЙЯ". СПб, 1998.
30 Фуко М. Археология знания. — Киев: Ника-Центр, 1996; Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. В.П. Визгина и H.C. Автономовой. СПб. A-cad. 1994.
31 Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. — М.: Издательство «Весь Мир», 2003.
Постмодерн в культуре начался с критики рационалистических проектов эпохи Просвещения и Нового времени, которые базировались на доверии к законодательному разуму и его возможностям. Основными теоретиками этой проблемы являются философы и культурологи школы французского постструктурализма, такие как Ж. Деррида, Ю. Кристева, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Делёз, Ж.-Ф. Лиотар и другие. Обобщающие исследования по теме постмодернизма были проведены Ильиным И.П.32, Иониным Л.Г.33, Рудневым В.П.34, Затонским Д.35, Пигулевским В.О.36 и др.
Объектом диссертационного исследования является место и роль научно-фантастической литературы в культуре.
Предметом исследования является влияние научно-фантастической литературы на науку, общество, цивилизацию и жизнь человека в период смены социокультурных парадигм (от модерна к постмодерну).
Цели и задачи диссертационного исследования. Основной целью работы является сравнительный анализ воздействия научной фантастики на человека и общество в культуре модерна и постмодерна.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
• изучить , факторы возникновения и развития научной фантастики как направления художественной культуры в составе гуманитарной культуры ХХ-ХХ1 веков;
• выявить основные этапы развития научно-фантастической литературы в соотношении с развитием научного знания и
32 Ильин И.П. На путях постмодернизма. М., 1995; Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998 // www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/llinMod/index.php
33 Ионин Л.Г. Новая магическая эпоха // Постмодерн - новая магическая эпоха: Сб. ст. / Под ред. Л.Г. Ионина. Харьков: Харьковский национальный ун-т им. В.И. Каразина, 2002, с.221-237.
34 Руднев В. П. Словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 1997.
35 Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере / Вопросы литературы. - М., 1996, № 3.
36 Пигулевский В.О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму. - Ростов-на-Дону, «Фолиант», 2002. технологий в контексте перехода от культуры модерна к постмодерну;
• исследовать специфику научно-фантастической литературы в решении проблемы самоидентификации человека в рамках проблемы «Я-Другой»;
• проанализировать социокультурный потенциал научной фантастики в решении современных проблем человечества, связанных с развитием высоких технологий.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Исследование основывается на культурологическом анализе, социокультурных разработках данной тематики. В работе применяются методы: логический, исторический, компаративистский.
Основу исследования составляет анализ аспектов научно-фантастической литературы, имеющих значение для современной культуры, а именно - прогностический, футурологический, мировоззренческий и аксиологический аспекты.
Научная новизна диссертационного исследования:
• проведен анализ истории развития научной фантастики и её значения для современной науки и культуры в направлении сближения естественно-научного и гуманитарного знания;
• рассмотрено взаимодействие научного знания и научно-фантастической литературы в их историческом развитии;
• выявлены основные этапы развития художественной научно-фантастической литературы в культуре модерна и постмодерна;
• исследована модель самоидентификации человека в научно-фантастической литературе как проблема «Я-Другой»;
• проанализирован социокультурный потенциал научно-фантастической литературы в решении современных проблем человечества, связанных с развитием высоких технологий.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Научная фантастика — это особый вид художественной культуры, произведения которой содержат фантастические допущения, не противоречащие основам научного мировоззрения, соблюдают принцип научной и художественной достоверности. Научная фантастика как литературная система возникла на фоне определённых общекультурных условий: осознание в культуре вариабельности ее форм и неоднозначности путей собственной эволюции; художественное моделирование и апробация концепта активности собственно человеческого бытия и исследование новых проявлений ответственности человека за выбор своего исторического пути. Фантастика руководствуется множественностью возможностей, которые допустимы только в условном будущем и вне его теряют всякий смысл.
2. Научная фантастика выступила одной из первых форм синтеза двух субкультур — технократически-сциентистской и гуманитарной, необходимость в котором явно обозначилась в период позднего модерна. Потребность эмоционального сопереживания, эмоционального «подключения» к научному контексту эпохи, потребность общественного сознания не в самих даже научных результатах, но в их зримых образах, приспособленных к потребностям и возможностям достаточно широкой аудитории, также способствовала быстрому становлению новой литературной системы. Акцент на познавательный и космопреобразующий потенциал человека делает научно-фантастическую литературу более привлекательной.
3. Фантастика в художественно-мировоззренческой и художественно-конкретной формах моделирует такие важные акты человеческого существования, как «бегство от реальности» и «преодоление реальности», ломая метафизические представления. Научная фантастика — это и мотивация к интерактивным формам творчества, и формирование навыков творческого мышления на границах различных субкультур, и инструмент творчества, и средство преодоления интеллектуальной инертности.
4. Фантастика - важнейший элемент цивилизационной динамики эпохи превращения науки в непосредственную преобразующую силу, а также механизм художественно-мировоззренческого и художественно-конкретного моделирования последствий технического развития. Фантастический образ или сюжет может свидетельствовать о важных тенденциях, только зарождающихся в культуре, выступать методом проблематизации тенденций социального развития. В поле зрения данного вида литературы попадают не только определенные взгляды на окружающий мир, но и методы намеренной трансформации этих взглядов, а также причины и побудительные мотивы, приводящие к искажению представлений о мире в ходе технического развития.
5. Научно-фантастическая литература отразила динамику научного знания эпохи модерна и постмодерна в связи с трансформацией общества и формированием науки в качестве современного социального института на уровне Большой Науки. Появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а позволяло выявить границы сферы его действия, определяя его применимость лишь к определенным типам проблем и задач. Современное кризисное состояние научно-фантастической литературы обозначает и отражает, с одной стороны, переходный этап в развитии научного знания и становление нового типа научной рациональности в культуре постмодерна, а с другой стороны, - переход научной фантастики, к новым, более эффективным формам художественно-мировоззренческого и художественно-конкретного моделирования: «фэнтези», фантастический кинематограф, фантастические компьютерные игры.
6. Главным героем научно-фантастической литературы и ее основной метатемой выступает человечество как целостность, его возможные метаморфозы в условиях воздействия в будущем технических, космических и других факторов; новые грани нас самих. Научная фантастика поднимает вопрос о дальнейшей эволюции человечества как биологического вида и как многоуровневого социума в иных социальных и природных условиях. Человек не только адаптируется к новым условиям, но и сам их создает. Отсюда вытекают целые комплексы новых социальных и нравственных отношений между человеком и человеком, человеком и обществом, человеком и техникой, человеком и природой. Подобные проблемы, ориентированные в будущее, по существу и определяют тематический спектр современной научной фантастики, знаменующий ее вклад в культуру современного общества.
7. Научная фантастика является социокультурным каналом освоения достижений современной науки и высоких технологий и оказывает прогнозирующее и регулирующее влияние на дальнейшие исследования в мировоззренческом и аксиологическом аспектах. Научная фантастика подготовила массовое сознание к изменениям во всех сферах жизни общества и стала средством адаптации человека в социокультурном пространстве, трансформирующемся под воздействием высоких технологий.
8. В научно-фантастической литературе были апробированы в художественно-мировоззренческой форме такие тенденции современной науки, преодолевающей нововременную научную парадигму, как широкая интеграция специализированных сфер, «организменный» подход к объектам исследования вместо механистического, возможность множественности истин, получивших впоследствии логико-методологическое обоснование. Получило разработку и моделирование нетрадиционных для науки сфер и сближение их с другими формами культуры.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы для решения дискуссионных проблем, связанных с анализом технократической и гуманитарной субкультур, в области изучения взаимовлияния науки и научно-фантастической литературы, оценки роли и места научной фантастики в современной культуре. Материалы могут быть использованы в преподавании лекционных курсов современной философии и культурологии, спецкурсов по глобалистике, научной фантастике и футурологии. Основные положения и результаты могут применяться в дальнейших исследованиях этой актуальной проблемы.
Апробация работы. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседании кафедры исторической культурологии факультета философии и культурологии ЮФУ. Отдельные аспекты содержания диссертационной работы обсуждались на Первом Российском культурологическом конгрессе, положения диссертации отражены в 4 публикациях и тезисах, общий объем которых составляет 1 печ. л.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, использованной в работе. Основной текст составляет 147 машинописных страниц, число использованных источников - 140.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Фантастическое как категория культуры XX в2002 год, кандидат философских наук Ройфе, Августа Борисовна
Научно-художественный синтез в рассказах И.А. Ефремова 1940-х гг.2012 год, кандидат филологических наук Мызникова, Екатерина Андреевна
Логика фантастического: историко-культурный аспект изучения авторского мифотворчества на материале трилогии Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин колец"2009 год, кандидат культурологии Мартыненко, Алла Валентиновна
Место и роль фантастического в историко-культурном контексте: От архаического мифотворчества до постмодернизма2006 год, кандидат культурологии Трушникова, Екатерина Леонидовна
Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики2009 год, кандидат филологических наук Гусарова, Анна Дмитриевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Фетисова, Александра Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате диссертационного исследования можно сделать следующие выводы.
Научная фантастика как особый вид литературы сформировалась в конце XIX века в условиях модерна. В ее основе находилась ориентация современной ей культуры на науку как основной стимул прогресса, именно поэтому она воспроизвела ряд особенностей науки как определённого способа познания. Развиваясь, научно-фантастическая литература отразила динамику научного знания, постоянно кореллируя с его изменениями и черпая из него новые идеи и методы. Изменения мировоззренческих установок и смена ценностных ориентаций в культуре и науке меняли и тематику, и методологический подход научно-фантастических произведений. Научно-фантастическая литература стремилась не только использовать ссылки на какие-то конкретные идеи, результаты или гипотезы науки, но и пыталась включить те или иные структуры логико-дискурсивного моделирования реальности в сферу своих приёмов.
Основной метатемой художественных научно-фантастических произведений является "Человек и человечество перед лицом грядущего и всего того, что может таиться за горизонтом прогресса". Человек в научно-фантастической литературе выступает как творческая, активная личность, как субъект познания не только окружающего мира, но и самого себя. Это познание в научно-фантастической литературе происходит через изображение трансцендентного, нечеловеческого разума и соотнесение его с человеческим.
Научная фантастика по мере своего развития вобрала и использовала такие парадигмальные теории, как кибернетика и синергетика. Кибернетика дала новый толчок в изобретении и построении сюжетов, она же ввела нового героя произведений — разумную машину, т.е. искусственный интеллект.
В рамках парадигмальной теории постнеклассической науки — синергетики — мир мыслится как постоянно и нелинейно эволюционирующий, он сложно организован, а все линейные характеристики являются одной из возможностей, присущей бесконечному многообразию состояний Вселенной. Синергетика выступает источником постановки новых, нетрадиционных вопросов о мире, источником эволюционного и целостного видения мира. Сама наука становится социальным институтом, ей оказывается социальная поддержка, она начинает заниматься проектами государственного масштаба. Научное предприятие рассматривается как проект, осуществление которого предполагает объединение усилий ученых различных специальностей, нередко совместно с военными организациями. Это изменило методологический подход и сюжетные особенности научно-фантастических произведений.
На современном этапе развития науки и общества происходит сближение восточной традиции и западных научных исследований, пересмотр, и даже отказ от европоцентристской концепции и реабилитация других форм знания, в частности, интуитивного постижения реальности. Научное знание включает не только объект, но и субъект познания, что еще более сближает науку с литературой, научное и художественное познание. Научно-фантастическая литература сочетает в себе эти два вида духовных практик, выступая своеобразным полигоном по выдвижению и художественному осмыслению глобальных гипотез (сферой мысленного экспериментирования над возможными вариантами реальности).
Произведения данного направления отличает так называемая фантастическая парадигма, особая фантастическая онтология, имитирующая онтологию реального мира.
Благодаря функциональным особенностям научной фантастики, ее космизирующей специфике мы воспринимаем окружающий мир как целостный. Научная фантастика способна помочь человечеству преодолеть ту кризисную ситуацию, которая сложилась на данный момент. Она воспитывает незашоренность и альтернативность в выборе путей развития. Прогностический потенциал предоставляет возможность выбрать тот вариант развития цивилизации, который будет наиболее приемлемым. Именно научная фантастика породила прогностику и футурологию, которые стали неотъемлемой частью культуры, основанием ее самопроектирования и саморазвития.
Гносеологические особенности научно-фантастической литературы дают возможность преодолеть культурный шок, возникший в обществе «быстрых перемен» и постоянных культурных и научно-технических инноваций, избегнув ошибок, связанных с использованием технологий.
Научно-фантастическая литература является одним из самых любопытных полигонов, на которых «обкатываются» аспекты языка, носящие потенциальный, неактуализованный характер. Фантастические реалии, которыми авторы заселяют свои сотворенные миры, естественно, требуется как-то назвать. И данный вид литературы манифестирует потенциальность языка, проявляющуюся в окказиональной лексике.
В современном обществе популяризация науки и техники вместе с утверждением ценности труда ученого и изобретателя — может быть, и не слишком великая задача, с точки зрения высокой литературы, однако она актуальна вне всяких сомнений. И перспективы научно-фантастической литературы видятся в охватывании новых направлений современной науки, следуя своей собственной метатеме. Для выхода из сложившегося кризисного положения не стоит противопоставлять художественный и научный аспект научной фантастики - выход может быть лишь в их разумном и ответственном сочетании.
На сегодняшний день научная фантастика пронизывает все виды искусства, охватывая такие сферы как синкретику (мифы, иррациональные слухи, фантазии), музыку, изобразительное искусство, кино, мультимедиа и, конечно, литературу. Более того, научно-фантастическая литература образовала отдельную субкультуру - клубы любителей (КЛФ); систему конференций, форумов, журналов, символики; разнообразную самодеятельность; множество Интернет-сообществ; игры — как ролевые, так и многопользовательские компьютерные (локально-сетевые, Интернет-онлайновые). По данным независимого портала общественного мнения Demandi.ru в опросе о фантастике, инициированном порталом ёетапсН и проводившемся в сотрудничестве с fantlab.ru, приняло участие около 800 человек. Научная фантастика и фэнтези по результатам опроса являются самыми популярными жанрами. Каждый второй участник опроса читает как отечественную, так и зарубежную фантастику. Треть опрошенных отдает предпочтение зарубежной фантастике. Прежде всего, любителям фантастики интересно смотреть на мир с необычного ракурса. Вторая по важности причина интереса к этой литературе, - фантастика ломает рамки реальности, позволяя в полной мере раскрыться авторской фантазии. На третьем месте - интерес к другим мирам.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фетисова, Александра Николаевна, 2008 год
1. Андреев К. Что же такое фантастика? / Фантастика-82: Сб. науч.-фантаст. повестей, рассказов и статей / Сост. И. Черных. -М.: Мол. гвардия, 1982. С. 368-374.
2. Аствацатуров А.Е. Очерки философии экологической безопасности современной цивилизации. Философия глобальной безопасности жизнедеятельности современной цивилизации. / РГУ, ДГТУ. Ростов н/Д, 2001.
3. Аствацатуров А.Е. Философия научного оптимизма в решении планетарных экологических проблем. — Ростов н/Д, 2003.
4. Ахиезер A.C. Наука как открытая форма культуры / www.countries.ru / library/science/safcult.htm.
5. Балабуха А. Земля это маленький шар? / В мире фантастики: Сб. лит.-крит. статей и очерков. - М.: Мол. гвардия, 1989.
6. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986.
7. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.
8. Брандис Е. П., Дмитриевский И.В. Фантастика в движущемся мире // Иностранная литература, 1967, №1.
9. Брандис Е. П. Научная фантастика и человек в сегодняшнем мире // Вопросы литературы, 1977, № 6. С.97-126.
10. Брандис Е.П. Научная фантастика и художественное познание действительности / Художественное творчество. Сбк. JL, 1983.
11. Брандис Е.П., Дмитриевский И.В. Зеркало тревог и сомнений. М., 1967.
12. Бритиков А.Ф. Научная фантастика, фольклор и мифология // Русская литература, №3, 1984.
13. Бубер М. Проблема человека. М., 1992.
14. Бугров В.1000 ликов мечты. О фантастике всерьез и с улыбкой. / Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1988.
15. Булычёв К. Истоки фантастики /www.sf.perm.ru/sfhistory.shtml
16. В мире фантастики: Сб. лит.-крит. статей и очерков. -М.: Мол. гвардия, 1989.
17. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко; коммент. А.Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1990.
18. Виндж В. The Coming Technological Singularity: How to Survive in the Post-Human Era // http://www-rohan.sdsu.edu/faculty/vinge/misc/ singularity.html
19. Виндж В. Технологическая Сингулярность // http ://www.computerra.ru/think/35636/
20. Винер H. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. / Пер. с англ. И.В. Соловьева и Г.Н. Поварова; Под ред. Г.Н. Поварова. — 2-е издание. -М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983.
21. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. -М.: Прогресс-Традиция, 2003.
22. Гаков Вл. Четыре путешествия на машине времени (Научная фантастика и ее предвидения). М.: Знание, 1983.
23. Гаков Вл. Мудрая ересь фантастики // Другое небо. М.: Политиздат, 1990.
24. ГейзенбергВ. Шаги за горизонт. М., 1987.
25. ГейзенбергВ. Физика и философия. М., Наука, 1989.
26. Глоссарий терминологии Виртуальной Реальности // International Journal of Virtual Reality, Vol.1, №2, 1995.
27. Гулыга A.B. Что такое постсовременность // Вопросы философии. М., 1988. №12.
28. Данилов О. Киберпанк эстетика компьютерного века // Домашний ПК №4 (4), Апрель 1999.
29. Данилов Ю.А., Кадомцев Б.Б. Что такое синергетика? // Нелинейные волны. Самоорганизация — М., Наука, 1983. / http://spkurdyumov.narod.ru/KADOMCEV.htm
30. Дворянчикова Н.В. Создание искусственного интеллекта. / www.sufism.ru/mindweb/index.php?option=articles&task=viewarticle &artid=41
31. Деррида Ж. О грамматологии, (пер. с фр. ст. Н. Автономовой. — М.: Ad Marginem, 2000.
32. Дианова В.М. Картины мира и теории / Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб., 2000. // http://anthropology.ru/ru/texts/dianova/ ppal2.html#n27b
33. Дианова В.М. Постмодернизм как феномен культуры / http://anthropology.ru/ru/texts/dianova/cultintro12.html
34. Дрекслер Эрик К. Какими будут новые репликаторы? / К. Эрик Дрекслер. Машины созидания, 1986.
35. Ефремов И.А. Наука и научная фантастика. / Фантастика, 1962 год: Сб. / Сост. К. Андреев. М.: Мол. гвардия, 1962.
36. Ефремов И.А. Лезвие бритвы: Роман. — Нижний Новгород: «Русский купец», «Братья славяне», 1994.
37. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере / Вопросы литературы. М., 1996, № 3.
38. Иванов Б. Future imperfect// Техника молодежи, 2000, №4, с.50-53.
39. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов / http ://yanko.lib .ru/books/philosoph/ily in-book.htm
40. Ильин И.П. На путях постмодернизма. М., 1995.
41. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
42. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998 // www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/IlinMod/index.php
43. Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии // Вопросы философии. М., 1998. №9.
44. Ионин Л.Г. Новая магическая эпоха // Постмодерн новая магическая эпоха: Сб. ст. / Под ред. Л.Г. Ионина. Харьков: Харьковский национальный ун-т им. В.И. Каразина, 2002, с.221-237.
45. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000.
46. Каган М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб., 1998. С. 201-219.
47. Кагарлицкий Ю.И. Реализм и фантастика // Вопросы литературы. 1971. № 1.
48. Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М., 1974.
49. Казанцев А. Кирилл Андреев о фантастике // Фантастика-82: Сб. науч.-фантаст. повестей, рассказов и статей / Сост. И. Черных. -М.: Мол. гвардия, 1982.
50. Карабуто А. Театр одного компьютера / Компьютерра, 2004, №37.
51. Карлов Н.В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или «Не возводи дом свой на песке». // Вопросы философии, 1995, №12.
52. Катаева О.В. Виртуалистика в контексте синергетической парадигмы: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. филос. наук / РГУ, 2002.
53. Каттнер Г., Мур К. Темный мир. Симферополь: Таврия, 1990.
54. Кащавцев С. Персональный интеллект / Компьютерра, 2002, № 20. // http://offline.computerra.ru/2002/445/18039/
55. Киви Б. Микроботы: технология будущего сегодня / Компьютерра, 2002, №14. // http://offline.computerra.ru/2002/439/17343/
56. Киви Б. Страшно, аж жуть // Компьютерра, 2004, № 25 // http://offline.computerra.ru/2004/549/34513/.
57. Ковтун E.H. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины XX века). М., 1999
58. Косарева А.Б. Мировоззренческие парадигмы фантастики (на примере отечественной фантастики XX века) // http://anthropology.ru/ru/texts/kosareva/masscultl 3 .html
59. Кохановский, В. П., Лешкевич, Т. Г., Матяш, Т. П., Фатхи, Т. Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. — Изд. 2-е. —Ростов н/Д: Феникс, 2005.
60. Круглов М. Основные принципы систем Виртуальной Реальности//Компьютерная Газета, 1999, №№ 23, 24.
61. Кудрин Р. Создание искусственного интеллекта // Компьютерра, 2003, № 21 (496) // http://offline.computerra.ru/2003/496/27507/.
62. Кузнецов Г. Виртуальная реальность // Компьютерра, 1996, № 128.
63. Кузнецов М.М. Виртуальная реальность: взгляд с точки зрения философа // Виртуальная реальность: Философские и психологические аспекты. М., 1997.
64. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
65. Кун Т. Структура научных революций: Сб.: Пер. с англ./ Т.Кун. -М.: ООО "Издательство ACT": ЗАО НПП "Ермак", 2003.
66. Кутырев В.А. Утопическое и реальное в учении о разуме // http://ecoforum2.narod.ru/hem 11 /digest2.htm
67. Лебедев О. Т. Научно-техническая революция и философские проблемы формирования инженерного мышления. М., Высшая школа, 1973.
68. Левин А.Е. Англоамериканская фантастика как социокультурный феномен //Вопросы философии, 1976, №3. С. 146-154.
69. Лем С. О «Пикнике на обочине» Стругацких /http://fan.lib.ru/a/ ashkinazila/text2130.shtml
70. Лем С. Солярис. /www.lib.ru/LEM/solaris.txt
71. Лем С. Сумма Технологии. / http://www.lib.ru/LEM/summa/summcont.htm
72. Лем С. Фантастика и футурология: в 2 кн. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004.
73. Лиотар Ж.-Ф. Состояние Постмодерна. Пер. с франц. Н. А. Шматко "Институт экспериментальной социологии". М., Издательство "АЛЕТЕЙЯ". СПб, 1998.
74. Лукьяненко С. Лабиринт отражений. М.; ACT, 2005.
75. Ляпоров В. Цифровой век. Новый человек? / Компьютерра, 2000, №1. // http://offline.computerra.ru/2000/330/2840/
76. Маритен Ж. О человеческом знании // Вопросы философии. 1997, №5, с.106-117.
77. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности её развития. Л., 1970.
78. Мещерякова М.И. Что есть фантастика? // http://www.rusf.ru/litved/ fant/me l.htm
79. Микешина JI.A. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие / Л.А. Микешина. —М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.
80. Михайловский Б. Фантастика// Литературная энциклопедия. Т. 11. М., 1939. С. 655-656.
81. Моисеев В.И. Онтологическая характеристика неклассической научной рациональности / Моисеев В.И. Философия и методология науки //http://society.polbu.ru/moiseevsciencephilo/ch70i.html
82. Москвин Г. У придорожного камня / Литературная газета (М.). -1985. 4 сент. - № 36 (5050). - С. 3.
83. Никитин Ю. А. Трансчеловек. М.: Эксмо, 2006.
84. Нудельман Р. И. Фантастика // Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. М., 1972. С. 889-890.
85. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование. М.,1988.
86. Огурцов А.П. Куда идет философия науки? / Актуальные проблемы философии науки / Отв. Ред. Гирусов Э.В. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 76-105.
87. Ольшанский Д.А. Основы идеологии MOflepHH3Ma./http://anthropology.ru/ru/texts/olshansky/modem.html
88. Осипов А.Н, Фантастика от «А» до «Я». М., 1999.
89. Останина C.B. Философско-методологическое своеобразие идей русского космизма в науке: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. филос. наук / УГТУ УПИ, 2004.
90. Переслегин С. Из дебюта в миттельшпиль // Фантастика-2000. Сборник. Повести, рассказы, критические статьи. М., 2000.
91. Печчеи А. Человеческие качества. М.: 1980.
92. Пигулевский В.О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму. Ростов-на-Дону, «Фолиант», 2002.
93. Поликарпов B.C. Научная фантастика и футурология. Учебное пособие для студентов специальности 0206 «культурология». Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2001.
94. Постмодернизм и культура: материалы "круглого стола" // Вопросы философии. М., 1993. №3.
95. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из Хаоса. М., 1986.
96. Режабек Е.Я. В поисках рациональности (статьи разных лет): научное издание / Режабек Е.Я. М.: Академический Проект, 2007.
97. Розин В.М. Виртуальная реальность как форма современного дискурса // Виртуальная реальность: Философские и психологические аспекты. М., 1997.
98. Романчук Л. Миф об инопланетянах в контексте культуры./ http ://teneta.rinet.ru/2002/esse/B АК/4 8 .html
99. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997.
100. Свидиненко Ю. Нанотехнологии сегодня // Компьютерра, 2004, №25. //http://offline.computerra.ru/2004/549/34512/
101. Севастьянов В. Школа Ефремова // сб. Советская фантастика 80-х годов. Кн.1 М.: Дружба народов, 1994.
102. Славов Атанас П. Фантастология, или слово в защиту анализа / Антология „Модели '89", София, 1989. // http://agnibg.net
103. Старостин A.M. Космизм: прошлое, настоящее, будущее. Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС, 2007.
104. Старостин A.M. Актуальные мировоззренческие вопросы современной астрономии и космических исследований.: Учеб. Пособие к спецкурсу. Ростов-н/Д; РГПИ, 1990.
105. Степаненко A.C. Социкультурные и технические предпосылки искусственного интеллекта. Издание 2-е. Исправленное и дополненное. Ростов-на-Дону: АПСН СКНЦ ВШ, 2005.
106. Степин В.С, Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М. 1995.
107. Степин B.C. Проблема будущего цивилизации // http://spkurdyumov.narod.ru/Stepinl 1 .htm
108. Степин B.C. Теоретическое знание / B.C. Степин. — М.: Прогресс-Традиция, 2000.
109. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
110. Стругацкий А., Стругацкий Б. Куда ж нам плыть?// Сборник публицистики. Волгоград, 1991.
111. Стругацкий Б. О себе. / Компьютерра, 2000, № 11 (340) // http://offline.computen-a.ru/2000/340/3037/
112. Суэнвик М.Постмодернизм в фантастике / http ://www.xn 1 -aaa.fictionbook.ru/author/suyenvikmayikl/postmodernizmvfantastik erukovodstvop/suyenvikpostmodernizmvfantastikerukovodstvo jp.html
113. Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с английского Т.А. Азаркович. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
114. Тимошенко Т.В. Научная фантастика как социокультурный феномен: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. филос. наук / ТГРТУ, 2003.
115. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Перевод с французского Б. Нарумова. РФО. Дом интеллектуальной книги. М., 1997.
116. Токмянина C.B. Станислав Лем фантаст, футуролог, философ науки // www.uran.ru/gazetanu/2007/03/nu08/ wvmnup708032007.htm
117. Традиции и революции в истории науки. М., 1981.
118. Уилсон Д. История будущего / Дэвид Уилсон; пер. с англ. И.Е. Добровольского. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
119. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.
120. Фрумкин К.Г. Философия и психология фантастики. М.: Едиториал УРСС, 2004.
121. Фрумкин К.Г. Научная фантастика как религия страдающего ученого II Полдень XXI век, 2007, №1, с. 231-239.
122. Фуко М. Археология знания. — Киев: Ника-Центр, 1996.
123. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. В.П. Визгина и Н.С. Автономовой. СПб. A-cad. 1994.
124. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма; Пер. с англ. М.Б. Левина. — М.: ООО "Издательство ACT": ОАО "ЛЮКС", 2004.
125. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. — М.: Издательство «Весь Мир», 2003.
126. Хакен Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к деятельности мозга, поведению и пониманию. М.: "Пер Сэ", 2001.
127. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.
128. Харитонов Е. Наука о фантастическом в России: Библиографический справочник, 2001.
129. Чайлахян Л. М. Информационно-энергетическая концепция происхождения психики // Журнал высшей нервной деятельности. 1996. T.46.N.3. С. 617-633.
130. Черная Н. И. В мире мечты и предвидения: Научная фантастика, ее проблемы и художественные возможности. — Киев: Наукова думка, 1972.
131. Чернышева Т.А. Фантастика и современное натурфилософское мифотворчество / Художественное творчество. Сбк. Л., 1983.
132. Чернышева Т.Н. Природа фантастики. Иркутск, 1985.
133. Чумаков В.М. Фантастика как литературно-художественное явление. Автореферат дис. на соискание уч. ст. канд. филолог, наук. М., 1977.
134. Швырев B.C. Особенности современного типа рациональности / Актуальные проблемы философии науки / Отв. ред. Гирусов Э.В. М.: Прогресс-Традиция, 2007.
135. Шичалина Ю.А. История философии: Запад-Россия-Восток (книга четвёртая. Философия ХХв.). — М.: Греко-латинский кабинет. 1999.// http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000022/ stlll.shtml
136. Штомпель О.М. Социокультурный кризис (теория и методология исследования проблемы). Ростов-н/Д., 1999.
137. Brooke-Rose Chr. The dissolution of character in the novel. //
138. Reconstructing individualism: Autonomy, individuality, and the self inwestern thought. Stanford, 1986. P. 184-196.
139. Drexler E., Phoenix C. Safe exponential manufacturing //
140. Nanotechnology 15, August 2004 / www.stacks.iop.org/Nano/15/869140. Lacan J. Ecrits. P. 1966.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.