География религиозно-общинных конфликтов в Индии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 11.00.02, кандидат географических наук Горохов, Станислав Анатольевич
- Специальность ВАК РФ11.00.02
- Количество страниц 196
Оглавление диссертации кандидат географических наук Горохов, Станислав Анатольевич
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Причины религиозно-общинных конфликтов в Индии
1.1. Доктринальные особенности индуизма
1.2. История религиозно-общинных конфликтов в Индии и становление идеологии коммунализма
1.3. Причины религиозно-общинных конфликтов после обретения Индией независимости
Глава 2. Численность и география крупнейших религиозных общин Индии
2.1. Динамика численности крупнейших религиозных общин Индии
2.2. География крупнейших религиозных общин Индии
Глава 3. Характеристика районов Индии, в наибольшей степени затронутых религиозно-общинными конфликтами.
3.1. Индуистско-мусульманскиие притиворечия и проблема Кашмира
3.2 Характеристика религиозно-общинных противоречий в СевероВосточной Индии (СВИ)
3.3 Сикхский коммунализм и проблема Пенджаба
Заключение
Использованная литература
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая, социальная и политическая география», 11.00.02 шифр ВАК
Проблема терроризма в Южной Азии в конце XX - начале XXI века: на примере Республики Индии и Исламской Республики Пакистан2010 год, кандидат исторических наук Лихачев, Кирилл Александрович
Формирование статуса религиозных меньшинств Южной Азии во второй половине XX - начале XXI веков: на примере Индии и Пакистана2009 год, кандидат исторических наук Топычканов, Петр Владимирович
Борьба М.К. Ганди против политики индусского коммунализма в Индии в 1918-1939 гг.1984 год, Кашин, Валерий Петрович
Этнические и конфессиональные факторы в развитии городских агломераций независимой Индии: опыт Хайдарабада2018 год, кандидат наук Петров, Иван Анатольевич
Религиозный фактор в социально-политическом развитии Индии (новое и новейшее время) и роль индусского коммунализма1991 год, доктор исторических наук Рыбаков, Ростислав Борисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «География религиозно-общинных конфликтов в Индии»
Введение
Индия — самая многонациональная страна в мире, ее населяют сотни наций, народностей и племенных групп, говорящих на языках, относящихся к различным языковым семьям. Все. они находятся на разных ступенях социально-экономического развития и стадиях формирования этнических общностей. Кроме того, почти миллиардное население Индии принадлежит к десяткам сотен каст и подкаст, исповедующих разные религии — индуизм, буддизм, джайнизм и др. Поэтому географическое название «Индия» олицетворяет не просто страну, а целую самобытную цивилизацию. Населяющие ее народы, при всем своем этническом и социальном разннообразии объединены общими ценностными ориентирами, условия-
О и о у т с/ и
ми жизни, общей историческои судьбой. И, наконец, мощной духовной силой, повлиявшей на все стороны жизни и менталитет народов, населяющих Индию, стала их религиозная принадлежность. Как христиантсво послужило источником западной цивилизации, так индийская цивилизация является во-многом продуктом индуизма.
Не случайно современный американский политолог С.Хантингтон избрал религию в качестве критерия для разделения человечества на восемь цивилизаций, причем цивилизация Индии была им названа индуистской.
Индия — одна из колыбелей человечества. Индийская цивилизация тесно связана с культурой многих народов и оказала на них большое влияние. В процессе общения с другими цивилизациями, индийская цивилизация сумела сохранить свое своеобразие и яркую индивидуальность, обусловленную индуизмом. Неслучайно научные и культурные достижения Индии на протяжении многих тысячелетий были источником творческого вдохновения для многих близких и далеких от нее стран. Индия — родина индуизма и буддизма, религий, распространенных по всему Земному шару и оказавших огромное воздействие на развитие человеческой цивилизации.
В наше время едва ли найдется хоть один сколь-нибудь серьезный исследователь, который бы рискнул оспаривать роль религии в общественной жизни Индии. Анализ реальной действительности показывает, что религия в ней — это отнюдь не отживший и лишенный дейтсвенных потенций общественно-исторический феномен. Поэтому современный ученый, посвятивший себя изучению Индии, не может не учитывать религиозный фактор при объяснении индийской действительности.
В индийских условиях социальные изменения, произошедшие в результате экономических реформ, вестернизации общественной жизни и приведшие к фактическому отказу государства от большинства социальных программ вызвали к жизни многие явления, угрожающие политической стабильности Индии. В стране расшатываются сложившиеся в первые годы после получения независимости общественно-политические порядки, обеспечивавшие единство столь разнообразного и многоликого индийского общества. В условиях его недостаточно зрелой классовой стратификации происходит пробуждение к социальной и политической активности многочисленных и все еще влиятельных групп традиционного общества — кланов, каст, религиозных и этнических групп. Резко обостряется соперничество между ними за доступ к ограниченным ресурсам, за влияние и власть.
Особенно острые формы религиозно-общинных конфликтов принимает соперничество между разными конфессиональными группами: между мусульманами и индуистами, индуистами и сикхами, христианами и ин-дуистами. Эта борьба «всех против всех» нередко сопровождается актами насилия и вандализма. В условиях Индии, страны, в которой более 99% населения являются институционально религиозными людьми, политическое и экономическое соперничество разных групп общества нередко принимает форму религиозных конфликтов. Поэтому не случайно, что 90-е годы стали в Индии временем усиления коммунализма.
Под коммунализмом (от англ. communal — религиозно-общинный), в данной работе мы понимаем идеологию и практику религиозного шови-
низма в поликонфессиональной или полиэтнической стране. Коммунализм направлен на использование религии в политических целях, на разжигание религиозно-общинной вражды ради достижения политических амбиций верхушки той или иной религиозной общины. Индия, где формирование наций еще не окончено, и религиозное самосознание индивидуума превалирует над этническим, представляет собой благоприятную среду для развития коммунализма. Идеологи коммунализма ставят знак равенства между религиозной общиной и нацией, делят индийское общество на «своих» и «чужих», тем самым содействуя эскалации религиозно-общинных конфликтов в стране. При этом, будущее Индии лидеры коммунализма видят в политическом строе, обеспечивающем безраздельное господство «своей» общины и фактическое растворение «чужой».
Идеалом индуистских коммуналистов является «индуистское государство», живущее по законам Вед. Путь к такому государству, по мнению идеологов коммунализма, лежит через насильственную «индуизацию» неиндусов. Мусульманские коммуналисты стараются противопоставить исламскую культуру индуистской, стараясь доказать ее враждебность исламу. Они стремятся замкнуть мусульман Индии в узком общинном мирке, чтобы исключить возможность их интеграции с представителями других религиозных общин. Сикхские коммуналисты требуют от индийского прави тельства преобразования штата Пенджаб в сикхское государство Хали стан, жизнь в котором будет регулироваться правилами сикхской религи озной общины — хальсы. Сепаратизм горных народов Северо-Восточно! Индии (СВИ) также носит ярко выраженную коммуналистскую окраску т.к. целью его является провозглашение первого в Южной Азии христиан ского государства.
Несмотря на видимое соперничество со своими индуистским «коллегами», коммуналисты других религиозных направлений зачастут координируют с ними свою деятельность, вместе выступая против светскс го характера государственного строя Индии.
Коммунализм является идеологической основой для сепаратистски
и националистических организаций, политических партий и группировок, действующих в районах Индии со сложным конфессиональным составом: штаты Джамму и Кашмир, Пенджаб, Северо-Восточная Индия. Поэтому сепаратистские движения в этих районах страны носят характер религиозно-общинных противоречий.
Сотрудничество коммуналистских организаций различных религиозных общин доказывает, что коммунализм — явление преимущественно не религиозное, а социально-политическое. Все устремления коммуналистов лежат в политической сфере, а религия используется лишь как критерий, позволяющий отделить «своих» от «чужих».
В течении всего существования независимой Индии, главным барьером для распространения коммунализма являлась Конституция страны, согласно которой Индия является светским государством. Основой политики государства в отношении религии являлся секуляризм, означавший благожелательный нейтралитет государства ко всем исповедуемым в стране религиям, светский характер государственной власти и отсутствие «официальной» религии.
Тем не менее, позиция государства в отношениях с религиозными общинами не всегда соответствовала секуляристским принципам, заложенным в Конституции Индии. Для страны характерно очень тесное переплетение религии и политики. Коммуналисты всегда ловко использовали просчеты правительства в отношениях с религиозными общинами для дискредитации секуляризма, как основного принципа политической жизни страны.
Кризис секуляризма в Индии, ставший реальным фактом с начала 80-х гг. и проявившийся в эскалации конфликтов на религиозно-общинной почве и в усилении роли коммуналистских организаций в политической жизни страны имеет глубокие социальные и экономические корни. До сих пор около 1/2 населения Индии неграмотно, более 1/3 находится за чертой бедности. Экономические реформы, проводившиеся в стране с 1991г. правительством Индийского Национального Конгресса (ИНК), давшие бле-
стящие результаты на макроэкономическом уровне, вместе с тем имели и негативные последствия для индийского общества, так как недостаточно брали в расчет человеческий фактор. В результате новая политика государства в области экономики привела к еще большей поляризации индийского общества. Разочарованием широких масс населения Индии в политике секуляристских партий воспользовались коммуналисты. Они обвиняли во всех бедах Индии секулиризм, призывали вернуться к национальным ценностям в идеологии и к поддержке отечественного бизнеса в экономике. Коммуналисты выдвинули лозунг: «Индия для индийцев» и победили.
В марте 1998 г. в результате всеобщих выборов правительство Индии сформировала партия Бхаратия джаната (БДП), стоящая на платформе индуистского коммунализма. Это первый случай прихода к власти религиозной партии в Индии — стране, в Конституции которой закреплен светский характер государства. Таким образом, мы можем отметить то, что фактор религии играет все более значимую роль в общественно-политической жизни Индии. В стране может установиться двухпартийная система с чередованием у власти секуляристского ИНК и коммуналистской БДП.
Эта работа посвящена изучению религиозно-общинных конфликтов в Индии. Поэтому в ней мы не освещаем межэтнические противоречия, существующие в этом многонациональном государстве, за исключением тех случаев, когда конфликты возникают между этносами, исповедующими разные религии (например, между мусульманами-кашмирцами и индуи-стами-догра или мусульманами-бенгальцами и индуистами-ассамцами) и поэтому имеющими характер этно-конфессиональных.
Главный акцент в работе делается на выявление особенностей географии крупнейших религиозных общин Индии, так как неравномерность расселения их адептов создает предпосылки к возникновению конфликтов на религиозной почве. Поэтому районы компактного расселения религиозных меньшинств, где они составляют большинство населения, являются хонами наиболее острых межобщинных конфликтов. Это — Джамму и
Кашмир, Пенджаб и штаты Северо-Восточной Индии.
Целью данного исследования является изучение географии религиозно-общинных конфликтов, особенно районов, затронутых ими в наибольшей степени. Для достижения этой цели, по нашему мнению, необходимо последовательно решить следующие задачи:
— выявить основные причины религиозно-общинных конфликтов в Индии;
— дать характеристику размещения крупнейших религиозных общин Индии;
— проанализировать динамику населенности крупнейших религиозных общин страны;
— охарактеризовать районы Индии, в наибольшей степени затронутые религиозно-общинными конфликтами.
Теоретической и методической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных экономико-географов, востоковедов, религиоведов и этнографов, заложивших основу понятийного аппарата и методики изучения географии религий и религиозно-общинных конфликтов в странах Зарубежной Азии. Это труды как отечественных авторов: К.З.Ашрафян, А.Г.Бельского, Н.Р.Гусевой, Б.И.Клюева,
В.А.Панкратовой, П.И.Пучкова, Г.В.Сдасюк, Т.А.Шпажникова, так и индийских ученых: А.Ахмада, Р.К.Джайна, К.Лехари.
При анализе динамики численности адептов различных конфессий Индии автор использовал работы С,И.Брука, В.В.Петрова, Т.Ф.Сиверцовой, а также Ш.Чандрасекара, А.Боза, С.Бхутани, К.Дэвиса. Однако, наиболее ценными первоисточниками оказались материалы переписи населения Индии, проводившихся за время ее независимого развития: в 1951 г., в 1961 г., в 1971 г., в 1981 г., в 1991 г. Это, как полагает автор, обеспечило существенную достоверность фактам, изложенным в работе, с учетом, конечно, критического к ним подхода, осуществленного в диссертации. Статистические данные переписи населения, обработанные автором, представлены в виде таблиц и даны как приложение к данной работе.
Исследуя проблемы коммунализма, автор опирался на научные труды А.Г.Вельского, Д.Е.Фурмана, О.В.Мезенцевой, Л.Р.Полонской, Р.Б. Рыбакова, а также известного индийского ученого К.М.Талреджи.
При изучении роли этнического фактора в религиозно-общинных конфликтах, использовались работы Б.И.Клюева, С.А.Маретиной, А.А.Празаускаса, И.Н.Чебоксарова, и индийских авторов С.Боса, Б.Дж.Деба.
В изучении вопросов, связанных с философией индуизма особую роль сыграли труды А.А.Куценкова, А.Д.Литмана, и ставший уже классикой мировой индологии работы С. Бугле, М.Мюллера и Ч.Элиота.
При изготовлени картографического материала использовались материалы «Исторический Атлас Южной Азии» и «Атлас народов Южной Азии».
Важную роль при написании работы сыграла поездка автора в Индию в феврале 1998г. Она позволила непосредственно ознакомиться с индийской действительностью, собрать необходимый статистический материал, лично проконсультироваться с индийскими учеными. Личные впечатления, полученные автором во время посещения Индии были очень важны для осмысления проблем, затронутых в диссертации.
10
Похожие диссертационные работы по специальности «Экономическая, социальная и политическая география», 11.00.02 шифр ВАК
Особенности возникновения и развития государственного устройства Индии: Историко-теоретический аспект2001 год, кандидат юридических наук Заикин, Виталий Викторович
Этнополитические конфликты в Южной Азии: на примере Индии : теоретические и практические аспекты2009 год, кандидат политических наук Яковлев, Александр Юрьевич
Этапы и особенности реализации государственной политики в сфере свободы совести в России и Индии: сравнительно-политологический анализ2012 год, доктор политических наук Мухаметзянова-Дуггал, Регина Массаровна
История правового регулирования борьбы с терроризмом в Индии (1947–2004 гг.): теория, практика, региональный опыт2011 год, доктор юридических наук Ходатенко, Евгений Николаевич
Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия: 1947-19642004 год, кандидат исторических наук Гукасова, Наталья Игоревна
Заключение диссертации по теме «Экономическая, социальная и политическая география», Горохов, Станислав Анатольевич
Заключение
В последние годы в Индии наблюдается всплеск религиозно-общинных конфликтов. Все чаще противоречия, возникающие в индийском обществе, принимают форму межобщинной вражды. Идеология ком-мунализма, казалось, навсегда побежденная после трагического раздела страны в 1947г., вновь завладевает широкими массами населения, и уже громко слышаться голоса, призывающие к пересмотру политического наследия М.Ганди и Д.Неру, на котором основывается секуляристский характер индийского государства. Обычным делом в стране становятся проявления религиозной нетерпимости и сепаратизма (примерами тому служат события в Джамму и Кашмире, Пенджабе, Ассаме и т.д).
Причинами эскалации религиозно-общинных конфликтов в Индии являются во-первых, то, что несмотря на все достижения Индии в социально-экономической сфере, внутренняя ситуация в стране по-прежнему способствует консервации у населения страны религиозных предрассудков. Это вполне естественно, если учесть, что половина населения страны неграмотна, а одна треть имеет доходы ниже прожиточного минимума. С другой стороны, усиление роли среднего класса в общественной жизни Индии, вызванное новым экономическим курсом правительства, приводит к расшатыванию сложившегося в стране общественно-политического порядка. Именно средний класс составляет главную социальную базу комму-налистских организаций Индии.
Во-вторых, непоследовательность самих индийских политиков из се-куляристского лагеря способствовала росту влияния коммунализма в стране. В Индии, где более 99% населения находятся под воздействием религиозных догм, религия и политика тесно переплетены, и мало кто из политиков способен отказаться от игры на религиозных чувствах своих избирателей. —
В-третьих, изменение демографической ситуации в Индии не в пользу индуистов из-за того, что естественный прирост у религиозных меньшинств в целом выше, нежели у адептов индуизма. За время существования независимой Индии с каждым десятилетием относительная численность индуистов падает, а религиозных меньшинств — наоборот, возрастает. Основными причинами изменения демографической ситуации не в пользу индуистов является то, что естественный прирост у религиозных меньшинств в целом выше, нежели у адептов индуизма. Не менее важной причиной роста численности религиозных меньшинств является прозелитизм индуистов, принадлежащих, в основном к низшим кастам. Такое «бегство из индуизма» обусловлено желанием низкокастовых индуистов повысить свой социальный уровень, так как остальные религиозные общины предоставляют своим адептам большие льготы в получении образования, работы и медицинского обслуживания.
В-четвертых, резкий рост доли религиозных меньшинств и особенно мусульман в населении страны вызывает у части правящих кругов Индии опасение за дальнейшее существование республики как целостного федеративного государства. Многие индуисты видят в индийских мусульманах своеобразную «пятую колонну» Пакистана и смотрят на них как на «чужеземцев», вспоминая, что поводом к трагическому разделу страны в 1947 г. послужило именно желание мусульман образовать свое государство. Пользуясь этими страхами, комуналисты предлагают преобразовать Индию в индуистское государство, где законодательно было бы закреплено господство индуизма. В свою очередь, религиозные меньшинства очень болезненно реагируют на планы индуистских шовинистов, опасаясь, что в государстве индуистов они будут низведены до положения «граждан второго сорта».
Проблема религиозно-общинных конфликтов в Индии имеет глубокие исторические корни. История взаимоотношений крупнейших религиозных общин страны может быть подразделена на ряд этапов.
Первый этап (Ув. до н.э. — Х1в.) в исторической периодизации охватывает Индию в древнее время и в раннее средневековье. В это время основными конкурентами индуизма были буддизм и джайнизм. Обе эти конфессии, возникнув примерно в одно и тоже время, — в V в до н.э., — своего расцвета достигли к III в. н.э., когда они на некоторое время сменили индуизм в статусе государственной религии. Так как джайнизм и буддизм вышли из лона индуизма, борьба между ними велась в основном в форме конкуренции философских школ, и религиозно-общинные столкновения носили единичный характер.
Второй этап {с начала XI в. до конца XVIII в.) охватывает время с начала проникновения в Индию ислама до английского завоевания страны. В исторической периодизации ему соответствуют периоды развитого и позднего средневековья. В XI в. население Индии столкнулось с религией не только не похожей на индуизм, но и во многом прямо противоположной ему по мировоззрению. Конфликты между исламом и индуизмом, а позднее между исламом и сикхизмом носили характер вооруженных столкновений. В мусульманских странах все иноверцы подвергались серьезным притеснениям, которые дают основание некоторым исследователям называть такую политику мусульманских правителей государственным коммуна-лизмом.
Третий этап (с конца XVIII в. до 1947 г.) охватывает историю Индии в новое и новейшее время — от установления английского колониального владычества до получения страной независимости. Религиозно-общинные конфликты на этом этапе стали приобретать нарастающую интенсивность в значительной степени из-за политики разжигания религиозных противоречий, проводимой английскими властями, а также из-за активного проникновения в страну христианских миссионеров. Распространение капиталистических отношений в экономике и христианской идеологии приведите одной стороны,к кризису кастовой системы, а с другой, к усилению комму-налистских настроений в крупнейших религиозных общинах Индии. Апогеем религиозно-общинных противоречий стал раздел страны по религиозному признаку в 1947г., сопровождавшийся многочисленными жертвами и разрушениями.
Четвертый этап (с обретения Индией независимости до 1992 г.) характеризуется нарастанием напряженности в отношениях между важнейшими религиозными общинами Индии. В стране формируются районы постоянной напряженности на религиозно-общинной почве, это — Джамму и Кашмир, Пенджаб и Северо-Восточная Индия. В общественной жизни страны борются две тенденции — секуляризма и коммунализма.
Пятый этап (с 1992 г. до настоящего времени) характеризуется кризисом секуляризма. Он начинается с крупнейших после 1947г. беспорядков в городе Айодхья в декабре 1992г., которые нанесли огромный ущерб ин-дуистско-мусульманским отношениям. Для этого периода характерно усиление влияния идеологии коммунализма на все стороны жизни индийского общества, приведшее в 1998 г. к власти в стране партию Бхаратия Джана-та, стоящую на позициях индуистского коммунализма.
Главными очагами религиозно-общинных конфликтов в современной Индии являются Джамму и Кашмир, Северо-Восточная Индия (в частности, штат Ассам), а также Пенджаб. Такая география религиозно-общинных конфликтов не является случайной. Она связана с особенностями размещения религиозных меньшинств по территории Индии. Эти районы отличаются сложным религиозным составом населения и повышенной долей1, в нем религиозных меньшинств. Так, в Джамму и Кашмире и в Пенджабе религиозные меньшинства, мусульмане и сикхи соответственно, составляют более 60% населения. В Северо-Восточной Индии религиозные меньшинства — христиане, буддисты и анимисты преобладают в 4 из 6 штатов, образующих этот регион. Кроме того, Ассам — центральный и самый большой штат СВИ — отличается значительно более высокой, чем в среднем по стране, долей мусульман.
Боязнь религиозных меньшинств потерять свою индивидуальность и раствориться в окружающем их «индуистском океане» приводит к активизации сепаратизма в районах, где они составляют большинство населения. Сепаратисты стремятся убедить своих единоверцев, что решение экономических и социальных проблем, стоящих перед Джамму и Кашмиром, СВИ и Пенджабом, возможно только после отделения этих территорий от Индии.
Джамму и Кашмир — единственный штат Индии, где большинство населения составляют мусульмане. Основная причина дестабилизации обстановки в штате — мусульмано-индуистские межобщинные противоречия, осложненные индийско-пакистанским территориальным спором в Кашмире. Начиная с середины 80-х годов обстановка в штате стала накаляться. Этому способствовали экономические проблемы Джамму и Кашмира: неразвитость промышленности, аграрное перенаселение, наличие мигрантов, в основном индуистов, из других районов страны. Усиление мусульманского сепаратизма в штате заставило центральное правительство объявить в Джамму и Кашмире президентское правление и ввести на его территорию войска. Жизнь в штате стала нормализовываться лишь с осени 1996 г., когда в нем были проведены свободные выборы. Однако об установлении в Джамму и Кашмире всеобъемлющего мира можно будет говорить только тогда, когда будет разрешен индийско-пакистанский территориальный спор в этом регионе.
Вторая после Джамму и Кашмира «болевая точка» на карте страны — Северо-Восточная Индия (СВИ). Население этого региона отличается чрезвычайной даже для Индии этнической и конфессиональной пестротой. Это результат того, что кроме автохтонных этносов в СВИ на протяжении последнего столетия для работы на плантациях стекались люди со всей Индии. Особенно много среди мигрантов было бенгальцев, выходцев из соседней Бангладеш, всегда отличавшейся высокой степенью аграрного перенаселения. В настоящее время население региона состоит из нескольких этно-конфессиональных групп, крупнейшими из которых являются: бенгальцы-мусульмане, ассамцы-индуисты, бенгальцы-индуисты, горные народы — христиане и плантационные рабочие — индуисты. Экономические и социальные противоречия между этими группами населения, принявшие форму религиозно-общинной вражды, и породили проблему СВИ. Периодически эти противоречия приводили к кровавым столкновениям между разными этно-конфессиональными группами. В регионе очень остро стоит проблема сепаратизма, особенно в горных районах. Горцы-христиане из народностей нага, мизо, кхаси, rapo и др. в результате долгой, в том числе и вооруженной, борьбы достигли автономии, и дистрикты, в которых они проживают, получили статус штатов. В настоящее время обстановка в регионе далека до полной нормализации, достижению которой мешают и нерешенная проблема бенгальских эмигрантов из Бангладеш, и стремление некоторой части политической элиты христианских народов СВИ к полной независимости.
Третьим районом острых межобщинных конфликтов в стране является штат Пенджаб. В Пенджабе сепаратистские устремления сикхской общины привели к индуистско-сикхскому межобщинному конфликту. Не удовлетворившись образованием в 1966 г. отдельного пенджабиязычного штата Пенджаб, где сикхи составляли большинство населения, сепаратисты развернули борьбу за создание независимого сикхского государства Халистан. Они с оружием в руках начали борьбу с индийскими вооруженными силами и развязали террор против населявших Пенджаб индуистов. В результате столкновений сикхских террористов с правительственными силами погибли десятки тысяч людей, сотни тысяч индуистов, спасаясь от преследований сикхских фанатиков, вынуждены были бежать из штата. Пик вооруженной борьбы в Пенджабе пришелся на период с 1984 по 1990 гг. Далее обстановка начала постепенно нормализовываться, т.к. в результате нескольких раундов переговоров между индийским правительством и сикхскими лидерами была принята программа социальных и экономических мер по развитию штата, несколько стабилизировавшая обстановку в Пенджабе. Но, несмотря на это, к сожалению, еще рано говорить о решении пенджабской проблемы в Индии.
Вот уже полвека Индия живет как суверенное демократическое государство, являясь сегодня самой большой по численности населения страной с демократической формой правления. Принципы демократии и федерализма, заложенные в Конституцию страны, являются теми столпами государственности, которые позволяют сохранять территориальную целостность Индии, несмотря на все существующие в стране проблемы, и позволяют стране уверенно смотреть в XXI в.
Список литературы диссертационного исследования кандидат географических наук Горохов, Станислав Анатольевич, 1999 год
Использованная литература.
1. Антонов К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. -М.: Мысль, 1971.
2. Ашрафян К.З. Некоторые аспекты идеологии и практики коммунализ-ма (конец 70-х - начало 80-х гг.) - Религия и общественная мысль в Индии. - М. - 1983.
3. Ашрафян К.З. Религия и коммунализм в Индии. - М.: Народы Азии и Африки, 1980 - № 4.
4. Белокремницкий В., Москаленко В., Шаумян Т. Забрезжит ли свет в конце туннеля? - Азия и Африка сегодня, 1998 - №3.
5. Вельский А.Г. Идеология и политика современного индусского комму -нализма. Научно-аналитический обзор. - М.: ИНИОН, 1984.
6. Вельский А.Г. Коммуналистские организации в Индии и обострение мусульмано-индуистских отношений в 80-е гг. - М.: ИНИОН, 1989.
7. Вельский А.Г. Концепция «истинного национализма» и ее реакционная сущность. - Народы Азии и Африки, 1966 - №4.
8. Вельский А.Г. Мусульманский коммунализм: возникновение, идеология и политика. - М.: ИНИОН, 1988 .
9. Вельский А.Г. О современной базе современного индусского коммуна-лизма.- Экономика и история Индии и Пакистана.- М. - 1966.
10. Вельский А.Г. Сикхский сепаратизм: история возникновения, социально-экономические корни и политическая эволюция. - М.: ИНИОН, 1987.
11. Вельский А.Г. Сикхский экстремизм: идеологические концепции и террористическая практика. - М.: ИНИОН, 1987.
12. Вельский А.Г. Этнос, политика и государство в современной Индии. -М.: Наука, 1990.
13. Вельский А.Г., Фурман Д.Е. Сикхи и индусы. Религия, политика. Терроризм. - М.: Наука, 1992.
14. Боровой Я. Индуистский марш. - Новое время. - 1998 - №13.
15. Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. - М.: Наука, 1986.
16. Васильев J1.C. История религий Востока. - М.: Высшая школа, 1983.
17. Володин А. Г. Индия. Становление институтов буржуазной демократии. -М.: Наука, 1989.
18. Ганди K.JI. Языковая политика в современной Индии.- М.: Наука, 1982.
19. Год планеты 1997. - М.: Республика, 1998.
20. Гопал Сингх. География Индии.- М.: Прогресс, 1980.
21. Горохов С.А. Бремя межконфессиональных проблем. Азия и Африка сегодня. 1988 № 10.
22. Горохов С.А. Корона раздора. Азия и Африка сегодня. 1998. №1.
23. Гусева Н.Р. Джайнизм.- М.: «Наука», 1968.
24. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. -М.: «Наука», 1977.
25. Гусева Н.Р. Раджастханцы: Народ и проблемы.- М.: Наука, 1989.
26. Девяткина Т.Ф. Ликвидация княжеств в современной Индии. - М.: Издательство восточной литературы, 1961.
27. Джилл С.С. Династия Ганди.- Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.
28. Закалючкин A.B. «О некоторых международно-провавых аспектах территориального спора между Индией и Пакистаном и внешней политике России».- М.: Дипломатическая академия МИД РФ, 1996.
29. Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока." М.: Наука, 1990.
30. Ивашенцев Г.А. Индия (У карты мира).- М.: Мысль, 1989.
31. Иллюстрированная история религий, т.2. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1992.
32. Индия. Окно в мир.- М.: Эком-Пресс, 1997.
33. Индия: Религия в политике и общественном сознании. Сборник статей. М.: Наука, 1991.
34. Индия — союз штатов. Проблемы политического и социально-экономического развития. Под ред. Семенова Н.И., Чичерова А.И.- М.: Наука, 1981.
35. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь.- М.: Республика, 1996.
36. Ислам в современной политике Стран Востока (конец 70-х — начало 80-х годов XX в.). Отв. ред. Полонская JI.P. - М.: Наука, 1986.
37. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.
38. Казаков В.И. Борьба за создание национальных штатов в независимой Индии.- М.: Наука, 1967.
39. Клюев Б.И. Национально-языковые проблемы независимой Индии. -М.: «Наука», 1978.
40. Клюев Б.И. Новое испытание демократии. Азия и Африка сегодня. -1998.-№3.
41. Клюев Б.И. Секуляризация в Индии. - Народы Азии и Африки. - 1983. -№2.
42. Клюев Б.И. Литман А.Д. Индия: религия в политике и общественном сознании. - М.: Наука, 1991.
43. Коран. Перевод Крачковского И.Ю. - М.: Наука, 1990.
44. Кочнев В.И., Седловская А.Н. Европейцы в Южной Азии и образование «евразийских» групп. - М.: Наука, 1992.
45. Комаров Э.Н. В России и Индии. - М: Восточная литература, 1998.
46. Комаров Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. - М.: Наука, 1969.
47. Куценков A.A. Эволюция индийской касты. - М.: Наука, 1982.
48. Литман А.Д. Секуляризм в Индии: мировоззренческие аспекты. Религия и общественная жизнь в Индии. - М. - 1983.
49. Литман А.Д. Современная индийская философия.- М.: Мысль, 1985.
50. Литман А.Д. Философия в независимой Индии. Проблемы, противоречия, дискуссии.- М.: Наука, 1988.
51. Мазумдар С. Клифтон Т. Победитель поневоле. Итоги, 8 декабря 1998.
52. Максаковский В.П. Историческая география мира. - М.: Экопрос, 1997.
53. Максуэлл, Невилл Индийско-Китайский пограничный конфликт. Перевод с английского. Вып. 1. - М.: Прогресс, 1973.
54. Марек Я. По следам султанов и раджей. - М.: Наука, 1987.
55. Маретина С.А. Общины горных народов и население равнин: социально-экономические последствия контактов.- М: Наука, 1973.
56. Медведев М. Православная церковь свидетельствует. - Пермь: Приложение к газете «Православная Пермь», 1997.
57. Межэтнические конфликты в странах зарубежного Востока.- М.: Наука, 1991.
58. Мезенцова О.В. Роль индуизма в идеологической борьбе в современной Индии. - М.: Наука, 1986.
59. Мирча Элиаде. Словарь религий, обрядов и верований. - М.: Рудомино — СПб.: Универсальная книга, 1997.
60. Митрохин Л.В. Мадурайский эксперимент иезуитов (из истории католического миссионерства в Индии). Религия и атеизм в Индии. - М. -1973.
61. Москаленко В.Н. М.А. Джинна об основных направлениях деятельности пакистанского государства - Страны Среднего Востока (История, экономика, культура). - М.: Наука, 1980.
62. Мунчаева Ш.М. Религия. История и современность. - М.: Культура и спорт, 1998.
63. Мюллер Макс. Шесть систем индийской философии.- М.: Искусство, 1995.
64. Народы и Религии мира. Энциклопедия.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998.
65. Неру Д. Открытие Индии. Кн. 1-2/ Пер. с англ. Исакович В.В. и др. -М.: Политиздат, 1989.
66. Осколкова О.Б. Северная Индия. - М.: Географгиз, 1958.
67. Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа, 1998.
68. Панкратова!*.А. Христиане Кералы. Роль в социально-политической жизни штата. - М.: Наука, 1982.
69. Пахомов Е. Кашемировая война. «Итоги», 2 декабря 1997.
70. Петров В.В. Население Индии. - М.: Наука, 1965 .
71. Полонская JI.P. Вафа А.Х. Особенности процесса секуляризации в развивающихся странах - Место религий в идейно-политической борьбе развивающихся стран. - М. - 1978.
72. Празаускас A.A. Северо-Восточная Индия. Этническая ситуация и политика. - М.: Наука,1981.
73. Празаускас A.A. Этнос, политика и государство в современной Индии.- М.: «Наука», 1990.
74. Пуляркин В.А. Кашмир. - М.: Географгиз, 1956.
75. Пучков П.И. Современная география религий. - М.: «Наука», 1975.
76. Радхакришнан. Индийская философия, т.1. - М.: Миф, 1993 .
77. Развивающиеся страны: закономерности, тенденции, перспективы. -М.: Наука, 1974.
78. Региональные конфликты в Азии и Северной Африке. A.M. Хазанов и др.: Институт востоковедения РАН. Международная академия наук. Институт знаний и языков. Международная ассоциация «За диалог и сотрудничество в ATP». - М. - 1997.
79. Религии мира. История и современность. Ежегодник 1989-1990.- М.: Восточная литература, 1993.
80. Религии мира. - М.: Белфакс, 1994.
81. Религии мира. Энциклопедия для детей, т.6, часть 1. - М.: Аванта+, 1996.
82. Религия и секуляризм на Востоке. - М.: Наука, 1993.
83. Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма.- М.: Наука, 1981.
84. Рыбаков Р.Б. Индусский коммунализм и проблема культурного наследия Индии - Культурное наследие народов Востока. - М.: Наука, 1987.
85. Садгуру Шивайя Субрамуниясваами Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма. - Киев: София, 1997.
86. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
87. Сдасюк Г.В. Штаты Индии. - М.: Мысль, 1981.
88. Сиверцева Т.Ф. Страны Востока: модель рождаемости. Труды Института Востоковедения РАН. - М. - 1997.
89. Степанов J1.B. Конфликт в Индостане и соглашение в Ташкенте. - М.: «Политиздат», 1966.
90. Ткачева A.A. Индуистские мистические организации и диалог культур. - М.: Наука, 1989.
91. Христианство: Словарь. Под общ. ред. Митрохина J1.H. и др. - М.: Республика, 1994.
92. Чандрасекар Ш. Население Индии. - М.: Иностранная литература, 1949.
93. Чебоксаров H.H. Этнические процессы в странах Южной Азии. - М.: Наука, 1976.
94. Шарма М.П. Государственный строй Индийской Республики. - М.: Иностранная литература, 1958.
95. Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. - М.: Наука, 1980.
96. Шринивас М.Н. Запомнившаяся деревня. - М.: Наука, 1988.
97. Этнические процессы в современном мире. Отв. ред. Бромлей Ю.В. - М: Наука, 1987.
98. Этногенез и этническая история народов Южной Азии. - М.: Наука, 1994.
99. Юрлов Ф.Н. Россия и Индия в меняющемся мире. - М.: ИВ РАН, 1998.
100.Юрлова Е.С. «Неприкасаемые» в Индии. - М.: Наука, 1989.
101.Юрлова Е.С. Семья и брак на сломе эпох. - Азия и Африка сегодня. -1998 -№4.
102.Ahmad A.. Caste and Social Statifïcation Among Muslims in India. Delhi: Inter India Publication, 1978.
103.Ahmad A. Muslims in India. - N.Delhi: Inter-India Publications, 1996.
104.Bhutani S. Demographic dynamism in India. - N.Delhi: Discovery Publishing House, 1995.
105.Bimal J.Deb. Regional development in North-East India. - N.Delhi: Reliance Publishing House, 1995.
106.Bose Ashish. Demographic Diversity of India. - Delhi: BR Publishing Corporation, 1991.
107.Bose Sumantra. The Challenge in Kashmir. - Delhi, Oaks/ London.: Sage Publication Thousand, 1997.
108.Bougie C., Essays on the Caste System. - Cambridge. Cambridge University Press, 1971.
109. Bradnock Robert and Roma. India. Handbook. - Chicago.;.Footprint Handbook Limited, 1996.
110.Census of India, 1971: Vol.1 Monograph ser. Etnographic Study .- N.Delhi: Office of the registrar general. India Min. of home affairs, 1977.
111. Census of India, 1981: Census mongr. Paper 1. Final populations totals. -N.Delhi:Min. of home affairs. Office of the registrar general, India, 1986.
112. Census of India, 1981: Jammu and Kashmir.- N.Delhi. Controller of publ., 1988.
113. Census of India, 1991: Ser. 17, Punjab. - N.Delhi: Controller of publ., 1998.
114.Census of India,1991: Provisional Population Total Paperl of 1991, Seriesl, part IV-B (ii), Religion (tabdec-9), India, Administrative Service Registrar General and Census Commissioner, India. - N.Delhi.-1993
115.Das B.M. The peoples of Assam.- N.Delhi: Gian publ. house, 1987.
116.Davis K. The population of India and Pakistan. - Princeton (New Jersey). -1951.
117.Dumont L. Religion, Politics and History in India P., 1970.
118. Drew F. Jammu and Kashmir territories. - N.Delhi: Cosmo, 1987.
119. Elliot Ch. Hinduism and Buddism. A Historical Sketch. Vol.lL., 1957.
120.Encyclopedia of Hinduism. Edited by Nagendra Kr. Singh. Vol.1- Anmol Publication LTD. - 1997.
121.Encyclopedia of Hinduism. Edited by Nagendra Kr. Singh. Vol.3- Anmol Publication LTD. - 1997.
122.Encyclopedia of Hinduism. Edited by Nagendra Kr. Singh. Vol.7- Anmol Publication LTD. - 1997.
123.Encyclopedia of Hinduism. Edited by Nagendra Kr. Singh. Vol.11- Anmol Publication LTD. - 1997.
124.Encyclopedia of Hinduism. Edited by Nagendra Kr. Singh. Vol.15- Anmol Publication LTD. - 1997.
125. Francke A.H. Ladakh: The mysterious land history of Western Himalayas. N.Delhi: Cosmo, 1987.
126.Ganda Singh. The Sikh people. Delhi Sikh Gurdwara Management Committee. -Delhi. - 1998 .
127.Grant McCall. Dharma dynamic.- N.Delhi: Cosmo, 1987.
128.Historical Atlas of South Asia. Oxford. - N.York: Oxford University Press, 1992.
129. Ibbetson D.C. Punjab castes: Rases castes a tribes of the people of Punjab. -N.Delhi: Cosmo, 1987.
130.India Handbook Robert Bradnock..- Delhi: Footprint Handbooks Ltd., 1996.
131.Jagtiani G.M. Co-existence between Muslims and Non-Muslims. Shri G.M. Jag-tiani Publisher. - Bombay. - 1993.
132.Jagtiani G.M. Conversation between two Hindus, Shri G.M. Jagtiani Publisher. -Mumbay. - 1996.
133.Jain P.C. Christianity, Ideology and Social Change. -Delhi: Rawat Publications, 1995.
134.Karan Singh, Shah V.P., Samtani N.H. Religions of India: Hinduism, Jainism, Buddhism, Sikhism, Zoroastrism, Christianity, Islam, Judaism. - N.Delhi: Clarion books, 1983.
135.Karotempler S. Albizuri Among the Lyngams. Vendrame Missiologacal Institute. Shillong, 1985.
136.Kayastha S.L. Geography of Population. -Delhi.: Rawat Publications, 1998.
137.Lehari C.: Socio-demographic Profile of Muslims. - Delhi: Rawat Publications, 1997,
138.Lets go India and Nepal. Lets Go Publications. - Cambridge USA. - 1997.
139.Mamoria C.B. Economic and Commercial Geography of India; Shivalae Agar-wala and C° and Bookseller Publishers, 1997 Agra
140.Manorama Yearbook 1998, Thirty-Third Year of Publication. Kottayam, 1998.
141.National Geographic vol. 191, no.5, may 1997.
142. Pandey R. The castle system in India: Myht a reality .- N.Delhi: Criterion, 1986.
143.Raina Dina Nath. Kashmir — distortion and reality.- Delhi: Reliance Publishing Hose, 1996.
144.Ramayana. Kamala Subramaniam. Bharatiya Vidya Bhavan., Bombay-7.
145.Religions and communities of India Ed. by Dr. P.N. Chopra. -N.Delhi: Vision books, 1982.
146.Rolang J.- L.Breton. Atlas of the Languages and Ethnic Communities of South Asia.- Sage Publications, Delhi /Thousand Oaks/ London, 1997.
147.Runkin T. Approaches to Hinduism.- Asian Affairs. L., 1982 ptl.
148.Shyamlal B. Tribals and Christain Missionaries. - Delhi: Rawat Publications,
1994.
149.Singh, K.S. An Antropological Atlas of India.- N.Delhi: Oxford Univ. Press, 1993.
150.Singh, K.S. The Sikhs today: Their religion, history, culture, customs and way of life. Poona: Sangam books, 1976.
151.Srinivas. Social Change in Modern India. - Bombay-Delhi: Sangambooks. -1966 .
152.Talreja K.M. Secessionism in India.- MuMbai: Rashtriya Chetana Prakashan, 1996.
153.Temples of India. Abridged ed.- N.Delhi: Gov. of India. Min. of information and broadcasting, Publications devision, 1968.
154.Verma S.L. Towards theory of positives secularism: An ideological foundation for multi-religions, multi-racial and multi-cultural polities. Jaipur: Rawat, 1986.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.