Генезис религиозных практик в казанских общинах новых пятидесятников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Александрова Надежда Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат наук Александрова Надежда Николаевна
Введение
Глава 1. Концептуализация понятия «религиозные практики»
1.1.Истоки социальной практики: проблема социального развития
1.2. Становление представлений о понятии «практика»
1.3. Прагматический поворот в современном религиоведении: уточнение рабочих понятий
1.4 «Религиозная практика» интерпретация понятия в современном религиоведение
Глава 2. Формирование религиозного габитуса в среде новых пятидесятников
2.1. Появление пятидесятнического дискурса, начало формирования пятидесятничества
2.2. Харизматическое пробуждение: истоки религиозного габитуса новых пятидесятников
2.3. Российское пятидесятничество: поиск идентичности
2.4 Новые пятидесятники в России. Появление харизматических практик
2.5 Характеристика нового пятидесятничества в Казани
Глава 3. Религиозные практики новых пятидесятников (полевые
наблюдения)
3.1.Опыт Крещения Святым Духом начало жизни в Духе
3.2. Практики Святых Даров - «глоссолалия»
3.3. Практики служений: «Призвание к служению: жизнь, водимая Духом Святым»
3.4.Многофункциональность практики прославления
Заключение
Библиографический список
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ)2016 год, кандидат наук Онищенко Андрей Григорьевич
Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России2005 год, кандидат философских наук Лункин, Роман Николаевич
Харизматические церкви в современной России: на материалах Красноярского края2011 год, кандидат философских наук Скоробогатова, Ирина Владимировна
Религиозная и социокультурная самоидентификация "новых" пятидесятников в России2009 год, кандидат культурологии Куропаткина, Оксана Владимировна
Движение Веры в современном протестантизме2012 год, кандидат наук Селивановский, Виктор Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис религиозных практик в казанских общинах новых пятидесятников»
Введение
Актуальность темы исследования. Современная социальная реальность определяется глобальными вызовами: стремительным усложнением структуры общества, безграничной открытостью, виртуальным опосредованием взаимодействия между людьми. Это обусловливает нестабильность, постоянные изменения и нарастающий конфликт, приводящий к социальной и духовной аномии и маргинализации социальных групп.
Религиозная реальность не остается в стороне от глобальных трансформационных тенденций, религия стремительно изменяется вместе с обществом. Социальные теоретики приходят к выводам, что изменяется не только сама религиозная современность, но и принципы ее формирования. Даниэль Эрвье-Леже утверждает, что изменения носят противоречивый характер: человек одновременно и приближается к Богу, и отстраняется от него, разрушая религиозные структуры и фрагментируя религиозные идеи. 1
Чарльз Тейлор утверждает, что религия в эпоху модерна изменяется с развитием общества, она перестает быть только независимой мотивирующей силой, которая обращает человека к трансцендентному, и продолжает функционировать в сфере выбора и включает различные формы выражения религиозного переживания и отклонения. 2
Социальные теоретики и философы Хабермас, Ричард Рорти, Даниэль Эрвье-Леже продолжают спорить о том, как религия изменяется в эпоху современности и как при этом меняется положение священного или духовного по отношению к индивидуальному и социальному.3 Продолжаются споры и о том, изменяется ли религия в сущности, или изменения эпохи нового модерна
1 Эрвье-Леже Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна / Д. Эрвье-Леже // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. -2015. - №1(33). - С. 256.
2Тайлор Ч. Секулярный век. -М.: ББИ, 2017. - С. 386
3Тернер Б. Религия в постсекулярном обществе / Б.Тернер // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. -2012. - № 2(30). - С. 21
затрагивают только фрагментацию верований и форму выражения религиозных переживаний. Несомненно, эти обсуждения задают концептуальные рамки дискуссий, в которых основное место занимает проблема изменения религиозных верований, но остается незатронутым вопрос о трансформации религиозной повседневности, в котором на первый план выходит религиозная практика.
Исследования практической природы религии перспективны по многим направлениям. Во-первых, религиозная практика воплощает диспозиции религиозного габитуса, отражающие религиозные верования, исповедуемые общиной, церковью. Исследование практики позволяет увидеть, насколько укоренена религия в сознании верующих, при наблюдении за обращением верующих к нормам и ценностям своей религиозной традиции и воспроизведением их в своей религиозной практике. Во-вторых, религиозная современность деритуализирована, жизнь современного человека уже не зависит от религиозного календаря. На смену ритуальной практике, где последовательность действий закреплена традицией или религиозным каноном, приходит индивидуальная религиозная практика, которая воспроизводится для реализации духовных, экзистенциальных потребностей. В-третьих, воспроизводство религиозной практики представляет собой динамическое испытание нормы, поэтому изучение религиозной практики -это изучение религиозного нормотворчества. Религиозная норма канонизирована или представляет собой устойчивую религиозную традицию только в исторических «традиционных» религиях, и даже в этих религиях воспроизводство практики является столкновением индивидуального религиозного переживания с церковным преданием о том, как это переживание должно выражаться. Поэтому часть исследователей считает, что область воспроизводства практики представляет собой область, где религия изменяется повседневно.
Наше исследование посвящено религиозным практикам одного из самых активных религиозных движений современного христианства - новым пятидесятникам. Движения новых пятидесятников возникает в США в конце XX в. в среде классического пятидесятничества. Новые пятидесятники вслед за классическим направлением продолжают верить, что благодаря «крещению Святым Духом» Бог наделяет каждого верующего для особого служения как в церкви, так и в миру даром Святого Духа, т.е. способностью к исцелению, пророчеству, чудотворению, истолкованию иных языков, дает дары слова мудрости и слова знания (1Кор.12:8-10). Главной особенностью всего пятидесятнического движения (включая пятидесятников новых, классического направления и умеренных) является «говорение на языках» (глоссолалия), которое используется как молитвенная практика и интерпретируется верующими как ангельский язык, на котором душа говорит с Богом.
Новые пятидесятники в своем служении привлекают элементы массовой культуры, эмоционально, бурно выражают религиозные переживания и стремятся осовременить свою практику и сделать ее понятной и актуальной для запросов молодежи.
Даниэль Эрвье-Леже считает движение новых пятидесятников кульминацией процесса модерности, в результате которой верующие стали считать, что в них рождена особая духовная личность, которая в результате служения Богу совершенствуется.4 А тенденция индивидуализации, свойственная модерности, преобразуется в возможность верующих выстроить свои собственные отношения с Богом и выражать их через религиозное служение. Сущность вероучения новых пятидесятников исследовательница видит в стандартизированной формуле «Бог любит тебя», которую верующие
стремятся доказать своей жизнью, достигнутым успехом и интенсивностью религиозной практики.
Российские общины новых пятидесятников обладают определенной спецификой и национальным колоритом. Среди особенностей российских новых пятидесятников, служащих в национальных регионах, можно выделить не только национальную аккультурацию религиозного служения, т.е. привнесение элементов национальной культуры в религиозную практику, но и включение элементов культа «традиционной» для данного региона религии в молитвенные собрания домашних групп или национальных миссий. Также общины новых пятидесятников активно осваивают элементы православной религиозной культуры, могут использовать православную церковную утварь, привлекают для частных молитв или в молитвах на домашних группах православные иконы, изучают святоотеческое богословие и русскую религиозную философию.
Российские исследователи выделяют еще одну знаковую особенность для движения новых пятидесятников в России. Она заключается в том, что во внутреннем многообразии общин выделяются так называемые «интеллектуальные» церкви, для которых свойственно осмысление своего учения и религиозной практики на семинарах или выездных конференциях (таких как «Селах», «Кущи»), применение «рефлексии». 5 Практика рефлексии, которые практикуют общины этого направления, мало напоминает философскую рефлексию, а предполагает рационализацию миссии христиан в этом мире или соотнесения пророчеств для церкви и реального церковного служения.
Степень разработанности проблемы. В нашем исследовании мы задаемся вопросом, что позволяет новому пятидесятничеству быть открытым для изменения религиозной нормы и появления новых религиозных практик.
Так как этот вопрос не поднимался в современном дискурсе изучения неопятидесятничества, мы в исследовательских целях разобьем этот вопрос на несколько:
1) проблемы генезиса религиозных практик;
2) формирование габитуса новых пятидесятников;
3) религиозные практики новых пятидесятников.
Определения понятия «практика» представлены в нескольких направлениях: бурдьевистская теория, этнометодология, теория фреймов Гофмана, концепция повседневности. В своей работе мы используем теорию практик П. Бурдье6 и его ученика (Paul Costey (Поля Кости)7. Рассмотрение религиозных практик требует разграничения понятий «религиозная практика» и «ритуальная практика» ( Л.С. Астахова,8 Э.Тайлор, А.К. Байбурин9, В. Тернер, А. ванГеннеп, А.С.Агаджанян10), а также анализа процессов типизации религиозного действия (Б-Ф Нильсон, Б. Холм11) и ритуализации.
Историей появления пятидесятничества и рассмотрением формирования религиозного капитала в общинах новых пятидесятников занимается достаточно большое количество исследователей: Vinson Synan (Винсон Сайнэн)12, Randall J.Stephens (Рэндалл Дж.Степэнс)13, Grant Wacker (Грант
6Бурдье П. Практический смысл /Подред. Н. А. Шматко; пер. с фр. А. Т. Бикбов, Е. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин. -СПб.: Алетейя, 2001. - С. 548-549.
7Costey Р. Pierre Bourdieu, penseur de la pratique [Электронный ресурс] /Р. Costey // Tracés. RevuedeScienceshumaines. - 2004. - № 7. - Режим
доступа:https://www.academia.edu/1417597/Pierre Bourdieu penseur de la pratique (Дата обращения 19. 05. 2017)
8Астахова Л.С. Динамика современных религиозных практик в структурах повседневности: дис. доктора философских наук: 09.00.14 / Астахова Лариса Сергеевна. - СПб, - 2013. - С. 54
9Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. -СПб.: Наука, 1993. - С.5-25.
10Агаджанян А. Русселе К. Как и зачем изучать современные религиозные практики? /Религиозные практики в современной России: Сборник статей// Под ред. К. Русселе, А. Агаджанян - М. : Новое издательство, 2006. - С.11-32.
11Нильсен Б. Ф., Холм Б., Ведель К. Религия, ритуал, театр / Пер. санг. -Х.: Гуманитарный центр, 2018. - С. 7-19.
12Synan V. The Holiness-Pentecostal Tradition: Charismatic Movements in the Twentieth Century.-Grand Rapids.: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1997. - Р. 220-233.
13Randall J. S. The Fire Spreads. Holiness and Pentecostalism in the American South.- Cambridge.: Harvard University Press, 2008. - Р. 299.
Вакер)14, Allan H. Anderson (Аллан Х. Андерсон)15. Они представляют различные методологические подходы к объяснению новых пятидесятников как феномена религиозной жизни. Большое количество работ раскрывает историческую ретроспективу, то есть представляет хронологию развития нового пятидесятничества от первого «пробуждения на Азуза-стрит». Исследователи рассматривают дальнейшую историю течения через «торонтовское» пробуждение к новым межденоминационным христианским движениям. К таким исследованиям относятся работы авторов Vinson Synan (Винсон Сайнэн), Espinosa Gaston (Эспиноза Гастон), Valérie Perretant-Aubourg (Валери Перретан-Обург)16. Значительное место в англоязычных и франкоязычных работах, посвященных исследованию зарождения и развития движения новых пятидесятников, занимает теория «социально-культурной депривации»17 (Stephen J. Hunt (Стивен Дж. Хант)18, В. Заватски). Эта теория гласит, что за каждым новым пробуждением в протестантских церквях стоит социально-культурная депривация, которая подталкивает ущемленную часть общества к религиозным новаторствам. Второй не менее популярной теорией, объясняющей феномен новых пятидесятников, становится концепция аккультурации. Авторы, придерживающиеся этой концепции, считают, что развитие исследуемого движения возможно благодаря способности теологии новых пятидесятников включать многообразие культурных и национальных традиций и верований в практику общин. Миссионеры не отвергают
14Wacker, G. Heaven Below: Early Pentecostals and American Culture. - Cambridge.: Harvard University Press, 2003.-Р.197-239.
15Anderson A. H.To the Ends of the Earth: Pentecostalism and the Transformation of World Christianity (Oxford Studies in World Christianity). -Oxford University Press, 2013.-Р. 11-36.
16Perretant-Aubord V . L'église à l'épreuve du Pentecôtisme:une expérience religiense [Электронный ресурс] -Université de la Réunion, 2011. - Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/47731293.pdf (дата обращения 5.07.20016)
17Социально-культурная депривация-это лишение части общества возможности свободно использовать
социальные, экономические, политические, религиозные ресурсы взаимодействия. Другими словами,
этоцеленаправленноелишениечастигражданправивозможностейвобществеопределенногогосударства,
основанное на превосходстве одной части общества над другой, исходя из расовых, гендерных признаков,
социальногоилиэкономическогоположениявобществеилирелигиозноговероисповедания
18Hunt S.J. Deprivation and Western Pentecostalism Revisited: The Case of "Classical" Pentecostalism/ S.J. Hunt //
Pentecostudies. - 2002. -Vol. 1 nr.1 - Р.1-32.
национальную культуру регионов, куда приходят с евангелизацией, а успешно включают ее в практику, что позволяет сохранить преемственность и успешно аккультурировать новое пятидесятничество в любой местности (V.Perretant-Aubourg, Allan H. Anderson). В русскоязычной литературе историческое направление представлено не так широко: есть фундаментальные исследования, построенные на архивных документах И.П. Корнилова19, О.Б. Халидовой20. Главной особенностью исторической линии в русскоязычных работах о движении новых пятидесятниках является приверженность авторов к рассмотрению истории движения через призму государственно-конфессиональных отношений.
Второй наиболее часто выбираемый подход русскоязычных авторов можно условно именовать социально-философским (С.Э. Лавренов21, О.Н. Волкова 22). Авторы стремятся связать трансформации социальной реальности постсоветского общества и духовно-религиозные ценности новых ветвей протестантизма, предлагают историософские концепции объяснения феномена новых пятидесятников через призму специфики русского протестантизма.
Третий подход, рассматривающий историю новых пятидесятников в России и за рубежом, можно считать собственно религиоведческим (Р.Н. Лункин, С.Б. Филатов, О.В. Куропаткина, М.Ю.Смирнов, И.Г. Каргина, Р.А. Лопаткин)23. Авторы анализируют стратегии взаимодействия религиозного
19Корнилов И. П.,Погасий А. К. Тулянская Ю. Т. Кульчинский А. Е Протестанты в России и Татарстане: история и современность: коллективная монография/И. П Корнилов, А. К. Погасий, Ю. Т. Тулянская-Йошкар-Ола: МРИПП, 2016. - С. 142
20Халидова О. Б. История протестантских общин на Северном Кавказе: возникновение, становление и развитие: в т. пол. XIX - нач. XXI в. :на примере Республики Дагестан: дисс.канд. ист. наук:07.00.02/Халитова Ольга Борисовна. -Махачкала, 2008. - С.3-25.
21Лавренов С. Э. Постсоветская модернизация и протестантизм в современной России: социально-философский анализ: дис.канд. филос. наук: 09.00.13/ Лавренов Сергей Эдуардович. - Санкт-Петербург, 2008. -С. 3-24
22Волкова О. Н. Культурно-философский анализ теории и практики протестантизма в Бурятии: дис.... к филос наук:09.00.13 / Волкова, Ольга Николаевна. - Чита, 2005. - С. 3-16.
23Смирнов М.Ю. Непротестанский взгляд на протестантизм в России /Протестантизм: proetcontra. Антология//Под ред. М. Ю. Смирнова. - СПб.:РХГА, 2012. - С.7-22.
движения с социальной реальностью, учитывая контекстные знания об изучаемом объекте
Исследованию религиозных практик в российском новом пятидесятничестве посвящён цикл публикаций группы антропологов Европейского университета в Петербурге: Ж.В. Кормина, С.А.Штырков,
A.А.Панченко. Исследователи пытаются охватить феномен нового пятидесятничества в целом, выделяя базовые, сущностные отличия церквей и их практической религиозной жизни.
Отдельно можно выделить исследования религиозных практик пятидесятников в Югре В.П. Клюевой24. Исследовательница довольно подробно рассматривает ритуал конверсии, приводит типы стратегий прихода к вере в пятидесятнических церквях, разбирает особенности социализации и варианты религиозной карьеры. В статье «Молитвенные практики в пятидесятнической среде: религиозная коммуникация «по вертикали»»
B.П.Клюева и С.В. Рязанова объясняют молитвенные религиозные практики эмоционального характера как мистически ориентированные на коммуникацию с Божественным, подчеркивают, что молитвенные практики в пятидесятнической среде носят адаптивный характер для верующих.
Целью исследования является генезис религиозных практик у новых пятидесятников на примере казанских общин.
Для реализации поставленной цели мы считаем необходимым решение ряда задач:
1) обозначить основные направления теоретического осмысления социальными исследователями и религиоведами границ применения понятий «практика», «религиозная практика» и «ритуальная практика»; отразить в новизне.
2) рассмотреть историю появления и развития религиозных практик новых пятидесятников в контексте их формирования, дать рабочее определение понятию «религиозные практики»;
3) выделить элементы практического дискурса новых пятидесятников;
4) выделить базовые формы религиозных практик религиозной жизни новых пятидесятников; на примере общин г. Казани идентифицировать как их специфику, так и общие черты с движением новых пятидесятников России.
Объектом нашего исследования являются новые религиозные практики в общинах новых пятидесятников.
Предметом нашего исследования является выявление путей изменения религиозных практик у новых пятидесятников на примере казанских общин.
Научная новизна.
1. Рассмотрена история появления и развития религиозных практик новых пятидесятников России в контексте их формирования. Показано, что генезис религиозных практик у новых пятидесятников России (глоссолалия, музыкальное прославление, форма проповеди и движения во время богослужения) основан на традициях пятидесятнических практик, восходящих к истокам пятидесятнического движения в США, в частности к богослужению афро-американских пятидесятнических церквей начала XX века, на традициях харизматического (неопятидесятнического) движения конца XX века в США (рок-музыка, стиль молитвы и проповеди), на практиках глоссолалии российских пятидесятнических церквей и на тенденциях российской современной секулярной культуры.
2. Дано авторское определение понятию «религиозной практики». Религиозная практика - это всегда реализация религиозной потребности в трансцендировании верующего и/или всей общины, она (практика) производится в определенном культурном контексте и определяется им,
отражая при этом также личные переживания верующих. Религиозная практика представляет собой одновременно объективную реальность, деятельность в заданных социокультурных условиях, и субъективное восприятие этого процесса членами общины.
3. С опорой на эмпирический материал показано, как производство практики в общине (музыкальное прославление, глоссолалия, проповедь и др.) создает ощущение традиции, которая в свою очередь, обеспечивая сохранность сложившегося порядка вещей, эволюционирует, продолжая оставаться порождающей силой изменений. Установлено, что неизменная связь с современностью новых пятидесятников, использование ими современной им музыки и форм проповеди обусловлены особой чувствительностью теологии новых пятидесятников к изменениям в окружающем их мире, связанной с сакрализацией повседневности.
4. В работе проведен комплексный анализ религиозных практик новых пятидесятников. Выявлено, что само по себе воспроизводство религиозной практики не раскрывает ее теологического и герменевтического смысла, а объективирует индивидуальную форму религиозных переживаний, вызванных взаимодействием с нуминозным. Специфика религиозных практик, выраженная в громкости и интенсивности молитвы, включающей глоссолалию, движений во время богослужения и музыкального прославления, заключается в том, что этот процесс контролируется актором и является социально обусловленным.
5. В работе впервые на эмпирическом материале показано, что религиозная глоссолалия в общинах новых пятидесятников представляет собой разновидность контролируемой вокализации, выраженной в произнесении «речи» на «ином языке», не известном произносящему. Глоссолалия является маркером пятидесятнической общины. Пятидесятническая община - это та протестантская община, которая практикует глоссолалию. В работе впервые глоссолалия рассмотрена не с
точки зрения психологии или психиатрии, а с точки зрения религиозной антропологии. Выявлено, что сознательный контроль над вокализацией выражается не в том, как структурируется речевой поток, а в том, что верующий сознательно обращается к практике глоссолалии, разрешая себе производить эту практику.
6. В работе показано, на примере анализа практики прославления, что религиозная перформативность в общинах новых пятидесятников не предполагает драматизации или экстатичности, она производит новые религиозные смыслы, формирующие мобильную и постоянно изменяющуюся теологию общины. Можно сказать, что текст песен прославления также выполняет функцию молитвы и проповеди, является наставлением для членов общины, в секуляризированном, доступном виде представляя религиозные идеалы новых пятидесятников.
Методология.
В работе применяются герменевтический метод для работы с текстами, метод включенного наблюдения, дискурс-анализа, феноменологический метод для описания религиозных практик, метод насыщенного описания К. Гирца, метод сравнительного анализа, исторический и биографический методы.
Мы исходим из представлений Марселя Мосса25, что тело как социобиологическая структура может быть источником «коммуникации с Богом». Согласно этой концепции, религиозный акт достигается не за счет изнурения тела посредством аскетики или особых духовных практик, а тело является проводником общения с Богом и участвует в этой коммуникации в единстве с духовной организацией человека. Эту же линию продолжает неклассическая теория ритуала К. Белл, которая, переосмысливая сложившиеся представления о коммуникации человека и Бога, приходит к
мысли, что религиозная деятельность предваряет язык в эволюции человеческой культуры. Кэтрин Белл утверждает, что ритуал не обязательно должен быть сигнифицирован, т.е. каждый из элементов ритуала не обязательно должен быть наделен особым символическим значением. Харизматический ритуал может быть речью человека к Богу, а религиозная практика может быть переосмыслена как экстернализация религиозного опыта в общецерковное пространство. Подобное допущение возможно, если обратиться к философским истокам «прагматического поворота» в социальных науках 60-х гг. XX в., к знаменитой книге Мартина Хайдеггера «Бытие и время» и его идеям, что раскрытие человеком себя, своей экзистенции достигается через социальную практику.26 Эти же идеи выражает Питер Бергер, разъясняя свое понимание конструирования религиозного мира. Он утверждает, что экстернализация является антропологической необходимостью постоянно самовыражаться во внешний мир. Концепция «религиозной практики», таким образом, меняет свое содержание. Религиозная практика не сколько воссоздает сакральную реальность, обращаясь к символической стороне в процессе воспроизводства, сколько выражает отношения человека и Бога. В то же время в самой основе религиозной экстернализации заключена возможность вариативности религиозной практики, что дает нам основание описать постоянно изменяющееся харизматическое прославление.
Эмпирические основы исследования. В своем исследовании мы отталкиваемся от эмпирических данных, собранных в ходе включенного наблюдения в казанских общинах г. Казани на протяжении 2011 - 2016 гг., в число которых входят транскрипты 30 глубинных интервью и транскрибированные тексты персональных нарративов, дневники включенных наблюдений, а также полевые записи автора.
В основе нашей полевой работы лежит антропологический прием «вживания» в поле, т.е. постепенного включения в исследуемую среду в качестве ее участника. Статус «участника» позволяет избежать возможной замены репрезентации религиозной повседневности неопятидесятнических общин на социально желаемый образ. Благодаря длительному пребыванию в общине мы могли наблюдать, как осуществляется первичное смыслообразование в религиозной повседневности.
Выбранная исследовательская стратегия предполагает использование определенных методов сбора эмпирического материала. Из массива дескриптивных методов мы выбрали насыщенное описание, которое предполагает, что исследователь должен таким образом фиксировать социальный дискурс, что он из преходящего события, которое существует только в момент свершения, в полевом дневнике сохранит всю актуальность совершенного, что даст возможность многократно возвращаться к описаниям произошедшего.
Реализация поставленной цели предполагает, что мы ставим задачу выделить и зафиксировать процесс смыслообразования, а также изменения религиозных смыслов в практиках повседневности, что происходит благодаря новому религиозному опыту или осознанию привычной религиозной практики иначе, чем это было принято. Для того чтобы зафиксировать личные и коллективные процессы смыслообразования, наиболее подходящим является нарративный анализ. Из всех видов нарративного анализа мы выбрали персональный нарратив, который позволяет зафиксировать отношение к происходящему и описание предыдущего опыта.
Персональный нарратив предполагает повествование респондента от первого лица о своем опыте или об отношении к обсуждаемому событию.
Персональнаянаррация подразумевает позиционирование информанта по отношению к общине, а также личностное осмысление своей роли, отношения и формы участия в актуальном событии.
Выбранная нами стратегия исследования не предполагает формы классического интервьюирования (информант - исследователь), поэтому сбор нарративов подразумевает часто публичный неформальный характер (обсуждение проблемы в домашних группах). Это позволяет собрать не только интерпретацию участника событий, но и мнение неопятидесятников, обладающих той же системой диспозиций религиозных ценностей и представлений, но не участвующих в обсуждаемых событиях.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Современная музыка поклонения в богослужебной практике христиан (на примере России и США)2023 год, кандидат наук Беломыцев Арсений Анатольевич
Христиане веры евангельской (пятидесятники) на российском Дальнем Востоке в советский период2018 год, кандидат наук Островская Ольга Петровна
Дискурс кальвинизма в современном российском протестантизме2018 год, кандидат наук Тулянская Юлия Тихоновна
Харизматическое (неопятидесятническое) движение в США. 1960-1970-е гг. Критические анализ1985 год, кандидат исторических наук Шершнева, Светлана Владимировна
Протестантизм и неопротестантизм в постсоветском Башкортостане: трансформация конфессиональной идентичности2011 год, кандидат исторических наук Кляшев, Александр Николаевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Александрова Надежда Николаевна, 2019 год
источники
1. Полевые материалы автора: В.Е., ж., 38 лет, служительница молитвенного служения, «Краеугольный камень» 2014.
2. Полевые материалы автора: П.Н., ж., 44, учитель христианской школы «Краеугольный камень», 2014
3. Полевые материалы автора: Х.И., ж., 56, прихожанка в церкви 8 лет «Краеугольный камень», 2014
4. Полевые материалы автора: М. В. Ж., 33, прихожанка в церкви 5 лет «Краеугольный камень», 2013
5. Полевые материалы автора: Ф.З, м., 22, музыкант служения прославления, «Краеугольный камень», 2015
6. Полевые материалы автора: В.М. м., 25, служитель церкви, «Слово веры», 2013
7. Полевые материалы автора: А.П, м., 50, служитель церкви, «Слово веры», 2013
8. Полевые материалы автора: Т.Р., ж., 32, прихожанка, «Слово веры»,
2014
9. Полевые материалы автора: И.Г. м., 35, прихожанка, «Слово веры», 2015
10.Полевые материалы автора: Д. А. ж., 56, прихожанка, «Вознесение», 2016
11.Полевые материалы автора: Ф.Д., м., 38, служитель церкви, «Вознесение», 2016
12.Полевые материалы автора: М.М., ж., 47, прихожанка, «Вознесение» 2016
13. Полевые материалы автора: Р.М. , м. , 21 служитель прославления, «Сион», 2015
14.Полевые материалы автора: З.Г., ж., 28. прихожанка, «Сион», 2016
15.Полевые материалы автора: М.Е., м., 20, лидер дом. группы, «Сион»,
2015
16. Полевые материалы автора: З.О., ж., 21 лидер домашней группы, «Сион», 2017
17.Полевые материалы автора: Р.С., ж, 23, социальное служение, «Сион», 2017
18.Полевые материалы автора: Р.М., м, 35, реб. миссия, «Слово веры», 2016
19.Полевые материалы автора: Р. Х., м, 40, реб. цент, «Слово веры», 2016
20.Полевые материалы автора: О.А., ж, 58, прихожанка в церкви 6 лет «Слово веры», 2016
21.Полевые материалы автора: Г.Е., м возраст, грамотность, «Краеугольный камень»
22.Полевые материалы автора: М.В., м., 32, служение Пилигрим, «Краеугольный камень»
23.Полевые материалы автора: У.Р., м., 41, прихожанин, «Краеугольный камень» 2015
24.Полевые материалы автора: записи полевых дневников за 2013 «Краеугольный камень»
25.Полевые материалы автора: записи полевых дневников за 2014 «Краеугольный камень»
26.Полевые материалы автора: записи полевых дневников за 2015 «Краеугольный камень»
Использованная литература
27.Anderson A. H. To the Ends of the Earth: Pentecostalism and the Transformation of World Christianity (Oxford Studies in World Christianity).
- Oxford University Press, 2013. - 336р.
28.Anderson R. Vision of the Disinherited: The Making of American Pentecostalism. - New York.: Oxford University Press, 1979. - 334р.
29.Bourdieu P. Genèse et structure du champ religieux /P. Bourdieu// Revue Française de sociologie. - 1971. - vol. XII, no 2 - P. 295-334
30.Bourdieu Р. Raisons pratiques: sur la théorie de l'action. - Раris: Seuil, 1994
- 256р.
31.Coleman S. The Globalization of Charismatic Christianity. Spreading of gospel of prosperity. - Cambridge: University of Oxford Press, 2000. — 280р.
32. Costey Р. Pierre Bourdieu, penseur de la pratique [Электронный резурс] /Р. Costey // Tracés. Revue de Sciences humaines. - 2004. - № 7. - Режим доступа:
https : //www.academia.edu/1417597/Pierre_Bourdieu_penseur_de_la_pratiq ue (Дата обращения 19. 05. 2017)
33.Dorman J. S. Chosen People: The Rise of American Black Israelite Religions.
- Oxford. : University of Oxford Press, 2013. - 322р.
34.Dubleumortier N. Glossolalie: discours de la croyance dans un culte pentecôtiste. - Paris: L'Harmattan, 1997. - 238р.
35.Fields White Unto Harvest: Charles F. Parham and the Missionary Origins of Pentecostalism. University of Arkansas Press, 1988. - 288р.
193
36.Grant Wacker Heaven Below: Early Pentecostals and American Culture Harvard University Press, 2003. - 384р.
37.Harvey P. Freedom's Coming: Religious Culture and the Shaping of the South from the Civil War through the Civil Rights Era. - С. Н.: University of North Carolina Press, 2005. - 360р.
38.Herskovits M.J. Cultural Relativism. Perspectives in Cultural Pluralism. -New York:Vintage Books, 1972. - 393р.
39.Hervieu-Léger D.De l'émotion en religion : renouveaux et traditions, avec Françoise Champion. - Paris: Le Centurion, 1990. - 253р.
40. Hollenweger W.G.The Pentecostals. - London: SCM Press, 1972, - 588р.
41.Hunt S.J. Deprivation and Western Pentecostalism Revisited: The Case of "Classical" Pentecostalism/ S.J. Hunt // Pentecostudies. - 2002. - Vol. 1 nr.1 - Р.1-32.
42.Lang J.S. Jesus Only' Isn't Enough .Where exactly do Oneness Pentecostals stand in relation to orthodoxy? [Электронный ресурс]/ Christianity today a global media ministry. - Режим доступа: http : //www.christianitytoday.com/ct/2002/april 1/22.60.html (дата обращения 10.04. 2011)
43.Luhrmann T.M. When God Talks Back: Understanding the American Evangelical Relationship with God. - N.Y.:Alfred A. Knopf, 2012. - 466 с.
44.Moberg J. Skjoldli J. Charismatic Christianity in Finland, Norway, and Sweden, Palgrave Studies in New Religions and Alternative Spiritualities [ Электронный ресурс ]. - Режим доступа: https://doi.org/10.1007/978-3-319-69614-0 (дата обращения 15.09.2017)
45.Perretant-Aubord V . L'église à l'épreuve du Pentecôtisme:une expérience religiense [Электронный ресурс] - Université de la Réunion, 2011. - Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/47731293.pdf (дата обращения 5.07.20016)
46.Poloma M. The Assemblies of God at the crossroads: charisma and institutional dilemmas. - Univ. of Tennessee Press, 1989. - 1-59р.
47.Randall J. S. The Fire Spreads. Holiness and Pentecostalism in the American South. - Cambridge.: Harvard University Press, 2008. - 416р.
48. Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. Memorandum for the Study of Acculturation. American Anthropologist, Vol. 38, No. 1, 149—152.
49.Synan V. The Holiness-Pentecostal Tradition: Charismatic Movements in the Twentieth Century. - Grand Rapids.: Wm. B. Etrdmans Publishing Company, 1997. - 352р.
50.Wacker, G. Heaven Below: Early Pentecostals and American Culture. -Cambridge.: Harvard University Press, 2003. - 384р.
51. Агаджанян А. Русселе К. Как и зачем изучать современные религиозные практики? /Религиозные практики в современной России: Сборник статей// Под ред. К. Русселе, А. Агаджанян - М.: Новое издательство, 2006. - С.11-32.
52. Александрова Н.Н. Процессы возникновения новых форм религиозных практик на примере общин пятидесятников харизматов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sreda.org/2013/aleksandrova-nadezhda-nikolaevna-protsessyi-vozniknoveniya-novyih-form-religioznyih-praktik-na-primere-obshhin-pyatidesyatnikov-harizmatov/33982 (дата обращения 23.12.2013)
53. Александрова Н. Н. Генезис практики прославления в неопятидесятнических церквях [Электронный ресурс] / Общество: философия, история, культура. - 2017. - №12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7genezis-praktiki-proslavleniya-v-neopyatidesyatnicheskih-tserkvyah (дата обращения: 09.04.2019).
54. Арнотт Дж. Жизнь в пробуждении/ Дж Арнотт // [Электронный ресурс] / URL: http://pih.com.ua/zhiznv-probuzhdenii/ (дата обращения: 7. 08. 2016).
55. Арнотт Джон и Кэрол / [Электронный ресурс] / URL: http://pih.com.ua/dzhon-i-kerol-arnott/ (дата обращения 18.09.2015)
56.Астахова Л.С. Динамика современных религиозных практик в структурах повседневности: дис. доктора философских наук: 09.00.14 / Астахова Лариса Сергеевна. - СПб, - 2013. - 324с.
57. Астахова Л.С. От религиозного опыта к религиозным практикам: очерки современного религиозного опыта / Л.С. Астахова. - Казань: Отечество, 2011. - 149 с.
58. Астахова Л.С. Религиозное действие в контексте повседневности: опыт феноменологии религии/ Л.С. Астахова. - Казань: Изд-во Казанск.гос.ун-та, 2008. - 168 с.
59. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб.: Наука, 1993. - 253с.
60.Бартлеман Ф. Азуза Стрит - История и сущность истинного пробуждения [Электронный ресурс]/ Пер. с анг. - Режим доступа: URL: http ://www. kingdomj c. com/Books/Azuza/00. htm (дата обращения 07.04. 2015)
61.Бергер П. Религиозный опыт и традиция / Религия и общество: хрестоматия // Под ред. И.В. Гараджи, Е.В. Руткевича. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С.339-364
62.Бергер П. Священная завеса. Элементы социологической теории религии / Пер. с англ. Р.Сафронова. - М.: Новое литературное обозрение, 2019. - 208с.
63.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. [ Электронный ресур ] - М.: Медиум, 1995. -Режим доступа: https://refdb.ru/look/2126511-pall.html (дата обращения 28.03. 2019)
64. Буньян Дж. Духовная война [ Электронный ресурс ] / Пер. с анг. А.В. Деменко. - Режим доступа: http://www.lib.ru/HRISTIAN/BUNYAN/wojna.txt_with-big-pictures.html#2 (дата обращения 07.08.2015)
65.Бурдье П. Практический смысл /Под ред. Н. А. Шматко; пер.с фр. А. Т. Бикбов, Е. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин. - СПб.: Алетейя, 2001. - 562с.
66. Бюиссанс Э. Абстрактное и конкретное в лингвистических фактах: речь - дискурс - язык / Э. Бюисанс//Политическая наука. - 2016. - №3.
- С. 209-216
67.Вахштайнер В.С. Рецензия на книгу Волкова В.В., Хархордина О.В. Теория практик /В.С. Вахштайнер // Социологическое обозрение. - 2009
- № 3 - С.76-78
68. Вебер М. Основные социологические понятия / Избранные произведения // Пер.нем. М.И. Левина, А.Ф. Филиппов, П.П. Гайденко.
- М.: Прогресс, 1990. - С.602-643
69.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма [Электронный ресурс]/ Пер. с нем. М.И. Левина, А.Ф.Филиппов, П.П.Гайденко. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. - Режим доступ: https://royallib.com/read/veber_maks/protestantskaya_etika_i_duh_kapitaliz ma.html (дата обращения 6.09.2016)
70.Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий Попытка сравнительного исследования в области социологии религии /Избранное. Образ общества// Пер. с нем. М.И.Левиной. - М.: Юрист, 1994. - С .43
71.Волков В.В. Хархордин О.В. Теория практик. — СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. — 298с.
72. Волкова О. Н. Культурно-философский анализ теории и практики протестантизма в Бурятии: дис.... канд филос наук: 09.00.13 / Волкова, Ольга Николаевна. - Чита, 2005. - 126с.
73.Геннеп А. Обряды перехода /Пер. с франц. Ю.Е.Ивановой, А.В.Покровской. - М.: Изд. Восточная литература, 1999. - 200 с.
74.Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации [ Электронный ресурс ] / Пер. с анг. И.О. Тюрина. — М.: Академический Проект, 2005. —Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/sociology/giddens-ustroen_objestva-a.htm (дата обращения 04.03.2019)
75.Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 506 с.
76. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. - М.: Институт социологии РАН, 2003. - 750с.
77.Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Пер. с фр. Е.В. Морозовой.— М.: Прогресс, 2001. - 440с.
78. Джемс У. Многообразие религиозного опыта / Пер. с англ; под ред. С.В. Лурье. - М.: КомКнига, 2012. - 416 с.
79. Дуглас М. Чистота и опасность / Пер. с анг Р.Г. Громова. - М. КАНОН-пресс-Ц, 2000. - 288с.
80.Епископ-легенда: Павлу Савельеву 70 лет! [Электронный ресурс] / URL: https://www.cef.ru/infoblock/news/read/article/1427958 (Дата обращения: 18.07.2017)
81.Ересько М. Н. Язык религии: смысл и символ (опыт онтосемантического анализа) монография. - Тюмень: Изд-во Тюменского госуд. университета, 2007. - 436с.
82.Заватски В. Евангельское движение в СССР после второй мировой войны Электронный ресурс / Пер. с англ. - Режим доступа: http://www.rusbaptist.stunda.org/dop/zavat.htm (дата обращения 03.04. 2015)
83. Каариайнен К., Фурман Д. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской. - М., СПб.: Летний сад, 2000. - 248с.
84.Клейн Л.С. История антропологических учений. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2014. - 744с.
85. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. - М.:Наука, 1965. - 348с.
86.Клюева В.П., Поплавский Р.О., Бобров И.В. Пятидесятники в Югре (на примере общин РОЦХВЕ ХМАО) / В.П.Клюева, Р.О. Поплавский, И.В. Бобров. - СПб.: Издательство РХГА, 2013. - 256 с.
87. Клюева В.П., Рязанова С.В. Молитвенные практики в пятидесятнической среде: религиозная коммуникация «по вертикали» / В.П. Клюева, С.В. Рязанова // Вестник ПСТГУ : Богословие. Философия. Религиоведение. - 2016. -Вып. 2 (64). - С. 90-102
88. Кондаков И.В. Русская культура: Краткий очерк истории и теории Учебное пособие. — М.: Книжный дом Университет (КДУ), 1998. — С. 360 с.
89.Кормина Ж.В. Гигиена сердца: дисциплина и вера «заново рожденных» харизматических христиан/ Ж.В. Кормина// Антропологический форум. - 2013. - № 18. - С. 300-320
90.Корнилов И. П., Погасий А. К. Тулянская Ю. Т. Кульчинский А. Е Протестанты в России и Татарстане: история и современность: коллективная монография /И. П Корнилов, А. К. Погасий, Ю. Т. Тулянская- Йошкар-Ола: МРИПП, 2016. - 280с.
91. Кузьмина К. А. Структурные и языковые особенности проповеди как речевого жанра: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Кузьмина Ксения Алексеевна. - СПб, 2006. - 276с.
92.Куропаткина О. В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России: дис. .канд. культурологии: 24.00.01/ Куропаткина Оксана Владимировна. - Москва, 2009. - 255.
93.Куропаткина О.В. Этническая и религиозная самоидентификация «новых» пятидесятников в России: конфликт или синтез? /Протестантизм: pro et contra. Антология//Под ред. М. Ю. Смирнова. - С Пб.: РХГА, 2012. - С.564-573
94. Лавренов С. Э. Постсоветская модернизация и протестантизм в современной России: социально-философский анализ: дис. канд. филос. наук: 09.00.13/ Лавренов Сергей Эдуардович. - Санкт-Петербург, 2008. - 174 с.
95.Лопаткин Р.А. Религиозная ситуация в России и место в ней протестантизма /Протестантизм: pro et contra. Антология//Под ред. М. Ю. Смирнова. - СПб.: РХГА, 2012. - С. 457-466.
96.Лункин Р.Н. Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России: дис.... канд филос наук: 09.00.13 / Лункин Роман Николаевич. -Москва, 2005. - 201с.
97. Львов А. Между «своими» и «чужими» (об отношениях к сектантам субботникам) /Свой или чужой ? Евреи и славяне глазами друг друга сборник статей //Под ред. О.В. Беловой. - М.: Наука, 2003. С. 248-265
98.Маркс К. Тезисы о Фейербахе [ Электронный ресурс ]/ Сочинения 2-е изд. - М., 1986. Т.3. - Режим доступа: https://www.libfox.ru/334315-karl-marks-sobranie-sochineniy-tom-3.html (дата обращения 16.03.2019)
99.Маркс К., Энгельс Ф Немецкая идеология [ Электронный ресурс ]/ Сочинения 2-е изд. - М., 1986. Т.3. - Режим доступа: https://www.psyoffice.rU/9/marxe01/txt01.html (дата обращения 16.03.2019)
100. Мечковская Н. Б. Язык и религия: пособие для студентов гуманитарных вузов. — М.: Агентство «ФАИР», 1998.— 352 с.
101. Митрохин Л.Н. Американские миражи [Электронный ресурс] -М.: Молодая Гвардия, 1962. - Режим доступа: http://leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/mirages.html (дата обращения 17.06.2015)
102. Мосс М. Социальные функции священного// Пер. с фран. И.В. Утехина. - СПб.: Евразия, 2000. - 448с.
103. Мосс М.Техники тела / Общества, обмен, личность //Пер. с фр. А. Б. Гофмана. — М. : КДУ, 2011. — С.242-263
104. Несмиянова О.В., Семанов А.М. Пятидесятничество / Религиоведение. Энциклопедический словарь// Под ред. Забияко А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. - М.: Академический проект, 2006. -С.840-841
105. Низар С. Инкорпорированные воспоминания пищевые обряды и практики в современном иудаизме / Религиозные практики в современной России: сборник статей. - М.: Новое издательство, 2006. -С. 313-323
106. Нильсен Б. Ф., Холм Б., Ведель К. Религия, ритуал, театр / Пер. с анг. - Х.: Гуманитарный центр, 2018. - 256с.
107. Одинцов М.И.«Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой.» История Пятидесятнической церкви в России. Х1Х-ХХвв. -СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2012. - 504с.
108. Панченко А.А. «Священный театр», тонкости морали и обряды перехода: антропология глобального христианства в современной России/А.А. Панченко // Антропологический форум. - 2013. - №18. С.215-222
109. Пивоваров Д.В. Философия религии в 3-х т. Т.2 Гносеология религии: учебное пособие - Екатеренбург: Изд-воУрал. Ун-та, 2012. -288с.
110. Погасий А.К., Нефедкин А.К. Пятидесятничество и феномен «иных языков» в Новом Завете/ А.К. Погасий, А.К. Нефедкин // Религиоведение . - 2007 . - № 1 . - С.12-21
111. Поплавский Р. О., Клюева В. П. «Как только я переродился. . . » конверсия и рассказы о ней в пятидесятнической традиции: структура и функции /Р.О. Поплавский, В.П. Клюева // Международный журнал исследований культуры. 2013. - №1 - С.35-40.
112. Предыстория Движения Реки в Казани / [Электронный ресурс] / URL: http://riverflow.ru/prehistory.php (Дата обращения: 10.11.2016)
113. Прими огонь. Содружество «Партнеры по Жатве» / [Электронный ресурс] / URL: http://pih.com.ua/den-i-gven-sleyd/ (Дата обращения: 10.11.2016)
114. Принс Д. Основы учения Христова [ Электронный резурс ] /Пер. с англ. - Режим доступа:// http://www.kingdomjc.com/Books/Prins4/4_06.htm (дата обращения 06.05.2013)
115. Принс Д. Пятигранное служение в церкви [ Электронный резурс ] /Пер. с англ. - Режим доступа:// https://derekprincerus.wordpress.com (дата обращения 09.04.20013)
116. Пылаев М. А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии ХХвека. - М.: РГГУ, 2011. - 216 с.
117. Родионов В. Змеепоклонники в Аппалачах [Электронный ресурс]/ Чайка seagull magazine. - 2012. - № 13 (216). - Режим доступа: https://www.chayka.org/node/4838 (дата обращения 21.06. 2013)
118. Северин К.Г. Народ, похитивший наши сердца. - М.: Слово жизни, 2003. - 240 с.
119. Серто М. Изобретение повседневности. Искусство делать / Пер. с фр. Д. Калугиной, Н. Мовниной. - СПб: Изд-во Европейского университета в СПб, 2013. - 330 с.
120. Скоробогатова И. B. Харизматическое движение: от ривайвелизма к институционализации / И.В. Скоробогатова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. №4 (26). - С.184-188
121. Служение "Дом Отца" и Молитвенная поддержка/ [Электронный ресурс] / URL: http://papa-doma.org.ua/stati/propityvanie-molitvojj-vypusk-3.htm (дата обращения 02.05.17)
200
122. Смирнов М.Ю. Методисты / Реформация и протестантизм: Словарь // Под ред. М.Ю. Смирнова. - СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2005. -С.89-92
123. Смирнов М.Ю. Непротестанский взгляд на протестантизм в России /Протестантизм: pro et contra. Антология//Под ред. М. Ю. Смирнова. - С Пб.: РХГА, 2012. - С.7-22.
124. Смирнов М.Ю. Практики религиозные /Социология религии: словарь// Под ред. М.Ю. Смирнова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2011. - С. 207
125. Тайлор Дж. Первобытная культура / Пер. с англ. В.Никольского. -М.: Издательства политической культуры, 1989. - 496с.
126. Тайлор Ч. Секулярный век / Пер. с англ. А.Васильева. - М.: ББИ, 2017. - 967с.
127. Тернер Б. Религия в постсекулярном обществе / Б.Тернер // Государство, религия, церковь в России и за рубежем. - 2012. - № 2(30). - С.21-51
128. Токарев С. А. История зарубежной этнографии.—М.: Высш. школа, 1978.— 352 с.
129. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного психотехника и трансперсональные состояния /[Электронный ресурс] / URL: http://www.psylib.org.ua/books/torch01/txt01.htm (дата обращения 04. 05.2017)
130. Ульф Э. Крещение Святым Духом [ Электронный резурс ] /Пер. с англ. - Режим доступа: http://www.kingdomjc.com/Books/Ekman/02.htm (дата обращения 06.09.2016)
131. Филатов С.Б. Российский протестантизм: успех в равнодушном к вере обществе /Протестантизм: pro et contra. Антология//Под ред. М. Ю. Смирнова. - СПб.: РХГА, 2012. - С.467- 488.
132. Филиппов А. Ф. К теории социальных событий/А.Ф. Филиппов // Философско-литературный журнал "Логос". — 2004. - 5 (44). - С.3-28
133. Филиппов А. Ф. Триггеры абсолютных событий А.Ф. Филиппов // Философско-литературный журнал Логос. — 2006. - №5 (56). - С.104-117
134. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Дополнительный том / Пер. с англ. - М.: Рефл-бук; 1998. - 464с.
135. Футкарадзе Н.Д. Общие характеристики церковной проповеди как жанра религиозного дискурса / Н.Д.Футкарадзе // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2010. - №1. - С. 141-146
201
136. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: Фолио, 2003. — 503 с.
137. Халидова О. Б. История протестантских общин на Северном Кавказе: возникновение, становление и развитие :вт. пол. XIX - нач. XXI в. : на примере Республики Дагестан: дисс... канд. ист. наук: 07.00.02 / Халитова Ольга Борисовна. - Махачкала, 2008. - 180с.
138. Христианская Миссия «Река Течет» / [Электронный ресурс] / URL: http://www.riverflow.ru/ (Дата обращения: 5.06.2015).
139. Штырков С.А. «Мы переступили черту ада»: евангелическое визионерство как инструмент социального контроля/ С.А. Штырков // Антропологический форум. - 2013. - № 18. - С. 276-299
140. Шульц Р. Миссия «ВОЛГА-92» [Электронный ресурс] / URL: https://www.partner-inform.de/memoirs/detail/missij a-
volga92/11/624?lang=ru (Дата обращения: 18.07.2017)
141. Щютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Пер. с англ. А.Я. Алхасовой, Н.Я. Мазлумяновой. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. -336с.
142. Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр. Н. К. Гарбовского.
— М.: Изд-во МГУ, 1994 - 144с.
143. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования / Пер. с нем А.М. Руткевича. - М. -СПб.: Университетская книга, 2001. - 378с.
144. Эрвье-Леже Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна / Д. Эрвье-Леже // Государство, религия, церковь в России и за рубежем. - 2015. - №1(33).
- С. 254-268
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.