Дискурс кальвинизма в современном российском протестантизме тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Тулянская Юлия Тихоновна
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат наук Тулянская Юлия Тихоновна
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ДИСКУРС КАЛЬВИНИЗМА: ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ПРАКТИКА
1.1. Религиозный дискурс кальвинизма
1.2.Философия кальвинизма
1.3. Практика кальвинизма: полное отрицание обрядности, десакрализация пространства, ригоризм, «мирская аскеза»
1.4. Богослужебная практика кальвинизма и взгляд кальвинизма на
таинства
Глава 2. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ КАЛЬВИНИЗМА В МИРОВОЗЗРЕНИИ, ДОКТРИНАХ И ПРАКТИКЕ
ПРОТЕСТАНТСКИХ ОБЩИН РОССИИ
2.1. Генезис баптистской церкви и кальвинистский дискурс в российском баптизме
2.2. Наследие кальвинизма в пятидесятническом
движении
Глава 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДИСКУРСА
КАЛЬВИНИЗМА В РОССИЙСКОМ ПРОТЕСТАНТИЗМЕ
3.1. Дискуссия между кальвинизмом и арминианством в современной баптистской церкви (сотериологические дискуссии)
3.2. Дискурс кальвинизма в богослужебной практике некальвинистских протестантских общин: взгляды на таинства и литургия на примере религиозных организаций Татарстана
3.3. Влияние кальвинизма через произведения мировой протестантской культуры на мировоззрение членов российских протестантских общин
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Протестантизм и неопротестантизм в постсоветском Башкортостане: трансформация конфессиональной идентичности2011 год, кандидат исторических наук Кляшев, Александр Николаевич
Религиозная и социокультурная самоидентификация "новых" пятидесятников в России2009 год, кандидат культурологии Куропаткина, Оксана Владимировна
Протестантизм в Татарстане: основные этапы и особенности развития: XVIII в. - 80-е гг. XX в.2003 год, кандидат исторических наук Корнилов, Игорь Петрович
Межцерковный диалог протестантов в республике Татарстан в период с конца ХХ по начало XXI вв.2020 год, кандидат наук Тимофеев Егор Викторович
История протестантских общин на Северном Кавказе: возникновение, становление и развитие: вт. пол. XIX - нач. XXI в. : на примере Республики Дагестан2008 год, кандидат исторических наук Халидова, Ольга Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дискурс кальвинизма в современном российском протестантизме»
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена исследованию кальвинистского дискурса в теологии, богослужении и практиках современных протестантских церквей России.
Актуальность исследования. В России и ближнем зарубежье (странах бывшего СССР) существует как традиционный протестантизм (лютеранство), так и протестантизм более позднего происхождения: молокане, меннониты, баптисты, пятидесятники и неопятидесятники различных течений. Англиканская церковь в России представлена несколькими общинами, как и методистская (которая является наследником англиканской традиции, хотя имеется и Методистская Кальвинистская церковь). Все остальные общины, так или иначе, имеют исторические корни в кальвинизме.
В связи с настоятельной потребностью установления межконфессионального диалога в современном многоконфессиональном обществе, понимания религиозной ситуации и специфики процессов, протекающих в религиозном пространстве России, актуально исследование состояния современного протестантизма, таких его аспектов, как теология, социальные и духовные практики.
Особенно важным представляется вычленить влияние на российский протестантизм различных дискурсов (православия, российских исторических религиозных течений, западного мистицизма, кальвинизма и других). Это способствует углублению понимания специфики феномена отечественного протестантизма.
Актуальным также является исследование религиозных феноменов с точки зрения религиозных дискурсов. Этот подход продемонстрирован в трудах современных отечественных исследователей А. М. Прилуцкого1 и А. К. Погасия . Как отмечает А.М. Прилуцкий в своем исследовании «Семиотическое пространство религиозного дискурса как предмет религиоведческого исследования»: «Очевидно, что специфика развития религиозной ситуации не может быть понята без изучения как факторов, влияющих на религиозность извне, так и обусловленных внутренней логикой развития религиозных процессов. Если первые факторы, представляющие область психологии и социологии религии, исследованы относительно неплохо, то закономерности вторых, проявляющиеся на дискурсном уровне и
3
доступные дискурс-анализу, изучены еще недостаточно» .
Современные методы изучения особенностей дискурсов на основе семиотического подхода сложились под влиянием работ М.Бахтина4 , Р.Барта5, Ж.Бодрийяра6, Н.Брагиной7, Ж.Делеза8, Ж.Деррида9, Ю.Лотмана10,
М.Фуко11, Ю.Хабермаса12, У.Эко13, Р.Якобсона14, и др., перечисленные
1 Прилуцкий А. М. Семиотическое пространство религиозного дискурса как предмет религиоведческого исследования.Дисс. ..докт. филос. наук. - СПб, 2008. - 499 с.
2 Погасий А. К. Конкурентные религиозные дискурсы в социально-исторической эволюции русского православия. Дисс... докт. филос. наук. - СПб, 2013. - 431 с.
3 Прилуцкий А. М. Семиотическое пространство религиозного дискурса как предмет религиоведческого исследования.Дисс. докт. Филос. Наук. - Спб, 2008. - С. 3.
4 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. - 262 с.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - 616 с.
6 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет. 2006. - 387 с.
Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры; пер. с фр., послесл. и прим. Е. А. Самарской. -М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.
Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 94 с.
7 Брагина Н.Г. Память в языке и культуре. - М.: Языки славянской культуры, 2007. - 513 с.
8 Делез Ж. Логика смысла. / Делез Жиль. Логика смысла. Фуко Мишель. Theatrum Philosophicum. -Екатеринбург: Деловая книга. 1998. - 480 с.
Деррида Ж. Письмо и различие. - СПб.: Академический проект, 2000. - 430 с.
10 Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста. // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. - СПб.: Академический проект, 2002. - С. 144 - 154.
11 Foucault M. The Order to Things: As Archaelogy of the Human Sciences. NY: Pantheon Book. 1970. 404 p.
12 Habermas J. The Philosophical Discourse of Modernity: Twelve Lectures. Cambrige: MIT Press, 1987. 430 p.
13 Eco U. Semiotics and the philosophy of language Bloomington-London, Bloomington : Indiana
University Press, 1984.
авторы создали концептуальную базу для исследовании религиозного дискурса, хотя он не входил в рамки их исследований непосредственно.
Степень разработанности проблемы. Религиозные дискурсы изучались А. М. Прилуцким и А. К. Погасием, однако целостного исследования дискурса кальвинизма и его влияния на российский протестантизм осуществлено не было. Практики и теология российских протестантских общин также не исследовались с данной точки зрения.
Протестантизму посвящены исследования отечественных ученых-религиоведов, начиная с советского периода. В 1971 году данная тема была отражена в работе В. И. Гараджи «Протестантизм» 15 , посвященной эволюции и современному состоянию протестантизма, протестантской теологии; позже исследователь посвятил труд «Протестантская концепция человека»16 анализу протестантской диалектической теологии, идей К. Барта, Р. Бультмана, Э. Бруннера, П. Тиллиха, Д. Бонхеффера.
Л.Н. Митрохин анализировал протестантскую концепцию человека; особый акцент исследователь делал на индивидуализме, подчеркивая специфическую для протестантов концепцию «личной веры»; ученый показывал, что «протестантская концепция личности (..) отражает вполне реальные стороны идеологии и социальной психологии буржуазного
17
общества» . Известно исследование Л.Н. Митрохина «Протестантизм» (1990)18, отдельная монография посвящена баптизму 19 . Особенности протестантизма в России характеризовала М. М. Шахнович20.
15 Гараджа В. И. /Протестантизм. - М.: Политиздат, 1971. - 201 с.
16 Гараджа В. И. Протестантская концепция человека // Буржуазная философская антропология XX века. -М., 1986. - С. 279-293.
17 Митрохин Л. Н. Протестантская концепция человека. [Электронный ресурс] URL:
http://uchebnikfree.com/iilosoiiya-cheloveka/mitrohin-protestantskaya-kontseptsiya-8441.html (Дата обращения: 28.06.14)
18 Митрохин Л. Н. Протестантизм. Словарь атеиста. - М. Издательство политической литературы, 1990. -322 с
19 Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.- 480 с.
20 Протестантизм в России.// Религии мира. Учебное пособие под редакцией М.М. Шахнович. - СПб.: СПГУ, 2003. - С. 220-237.
Исследованию современного протестантского дискурса посвящена
21
работа С. В. Блувберга . А. В. Суховский рассматривает идею культуры в протестантской теологии XX века22.
М. В. Рудаков анализирует протестантизм как феномен культуры XX
23
века 23 . Л. Н. Козыренко исследует англиканскую церковь как конфессиональный феномен24.
Р. Н. Лункин исследовал историю и современное состояние
25
пятидесятников в России . Пятидесятничеству посвящено исследование О. Куропаткиной, а также ее статья «Харизматы-пятидесятники: «сектанты» или «христиане»?»26; О. Куропаткина описывает исторические «три волны»
27
пятидесятничества, ссылаясь на исследования Р. Н. Лункина .
Зарождение, развитие и реализация идей и практик протестантизма, жизнь протестантских общин в различных регионах страны исследуется в
работах А. Н. Кляшева «Протестантизм и неопротестантизм в постсоветском
28
Башкортостане: трансформация конфессиональной идентичности» , Н. С. Кондаковой «Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского
29
края» , М. Ф. Желноваковой «Протестантские конфессии в Иркутском регионе в середине XIX - начале XXI веков» , О. В. Волковой «Культурно-
31
философский анализ теории и практики протестантизма в Бурятии» , Ю. В. Ковальчук «Корейский протестантизм и особенности его миссионерских
21 Блувберг С. В. Современный протестантский дискурс на материале немецкой публицистики. Лисс... канд. филол. Наук. - Москва, 2009. - 177 с.
22 Суховский А. В. Идея культуры в протестантской теологии XX века. Дисс. ... канд. культурол. наук.-СПб, 2008. - 197 с.
23 Рудаков М. В. Протестантизм как феномен культуры XX века- Москва, 2001
24 Козыренко Л. В. Англиканская церковь как конфессиональный феномен.— Москва, 2006
25Лункин Р .Н. Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России.— Москва, 2005
26 Куропаткина О. Харизматы-пятидесятники: «сектанты» или «христиане»? [Электронный ресурс] URL: http://www.sova-center.ru/religion/publications/2006/12/d9729/ (Дата обращения: 28.02.14)
27 Лункин Р. Пятидесятники и харизматы: единство в многообразии. [Электронный ресурс] URL: http://www.starlightsite.co.uk/keston/russia/articles/june2006/02charismatics.html (Дата обращения: 28.02.14)
28 Кляшев А. Н. Протестантизм и неопротестантизм в постсоветском Башкортостане: трансформация конфессиональной идентичности— Уфа, 2011
29 Кондакова Н. С. Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края
— 09.00.14 — Чита, 2010
30 Желновакова М. Ф. Протестантские конфессии в Иркутском регионе в середине XIX - начале XXI веков
— Иркутск, 2010
31 Волкова О.Н. Культурно-философский анализ теории и практики протестантизма в Бурятии. — Чита, 2005
практик в азиатской части Российской Федерации в конце XX - начале XXI
32
вв. : по материалам этноконфессиональных исследований» , Н.Н. Ярыгина «Происхождение и эволюция российского баптизма :на материалах Волго-
33
Вятского региона»33.
Современное состояние протестантских общин также рассматривается в современном религиоведении. Макеев А. В. исследует трудовую этику российских протестантов в сравнении с пуританами34. В поле зрения О. А. Боковой - теология российских евангельских христиан в последние
35
десятилетия . Важно отметить, что в этом исследовании рассматривается такой аспект систематической теологии современных российских ЕХБ, как сотериология, наиболее разработанная теологическая область, стержнем которой является оппозиция кальвинистским идеям, ярко выраженная арминианская направленность взглядов. Исследование И.И. Макаренко посвящено теологии протестантизма в России 36 . Основное внимание уделяется герменевтике, как основному методу, имеющему важное значение в протестантском богословии рассматривается роль И. В. Каргеля, как одного из основоположников движения протестантизма в России, анализируются его труды. И. В. Скоробогатова исследует харизматические
37
общины в современном российском обществе 37 . Е. В. Нечипорова осуществляет компаративный анализ основных идей и практик милосердно-
38
благотворительной деятельности христианских церквей38.
32 Ковальчук Ю.В. Корейский протестантизм и особенности его миссионерских практик в азиатской части Российской Федерации в конце XX - начале XXI вв. :по материалам этноконфессиональных исследований.
— Новосибирск, 2006
33 Ярыгин Н. Н. Происхождение и эволюция российского баптизма :на материалах Волго-Вятского региона
— Москва, 2008
34 Макеев А.В. Анализ философско-теологических основ трудовой этики англо-шотландских пуритан и российских протестантов :На примере баптистов и евангельских христиан
тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.13
35 Бокова О. А.Теология российских евангельских христиан-баптистов на рубеже XX и XXI веков
36 Макаренко И. И. Герменевтический метод исследования теологии протестантизма в России.— Санкт-Петербург, 2011
37 Скоробогатова И. В. Харизматические церкви в современной России.— Санкт-Петербург, 2011
38 Нечипорова Е. В. Основные идеи и практики милосердно-благотворительной деятельности христианских церквей: компаративный анализ — Ростов-на-Дону, 2009
Анализу идей и практик кальвинизма посвящен ряд работ современных
39
отечественных исследователей, в основном историков: В.И. Власенко рассматривает церковно-организационные и политические идеи кальвинизма и их реализацию в контексте швейцарской реформации; М. А. Туманов исследует роль религиозно-этических принципов кальвинизма в повседневной жизни американской колонии Новый Плимут в первой половине XVII в40. В работе «Государственно-политическая концепция Жана Кальвина»41 О. В. Булыгина рассматривает различные аспекты кальвинизма, прежде всего взгляды Кальвина на политику и право в контексте теологических обоснований. Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом Раннего Нового времени - 30-е гг. XVI в. (период формулировки Кальвином своих идей) - конец XVII в. (первая буржуазная революция). Отношение кальвинизма к богатству и преуспеванию (а именно, корреляция в идеях кальвинизма предопределения и богатства) рассматривается в исследовании Т. Б. Коваль «Личность и собственность в христианстве» 42 . К. Т. Корганов, исследуя аффективные общества, рассматривает исторический феномен кальвинизма в Женеве в XVI веке 43. К. А. Будилова44 анализирует движение индепендентов в Англии во второй половине XVI века. Дискурс-анализ трудов Ж. Кальвина применяет историк А.В. Царегородцев в статье «Реконструкция и сравнительный анализ этических учений Жана Кальвина и Джона Уэсли»45, исследуя влияние кальвинистской и методистской этики на формирование буржуазного этоса.
Теология кальвинизма рассматривается в трудах ряда исследователей, как советского периода, так и современных: «Кальвин и кальвинизм» Б. Ф.
39 Власенко В. И. Церковно-организационные и политические идеи кальвинизма и их реализация в контексте швейцарской реформации - Ставрополь, 2011
40 Туманов М. А. Роль религиозно-этических принципов кальвинизма в повседневной жизни американской колонии Новый Плимут в первой половине XVII в. - Москва, 2010
41 Булыгина О. В. Государственно-политическая концепция Жана Кальвина. — Смоленск, 2009
42 Коваль Т. Б. Личность и собственность в христианстве. — Москва, 2009
43 Корганов К.Т. Аффективные общества. -Москва, 2001
44 Будилова К. А. Возникновение движения индепендентов в Англии во второй половине XVI века. —
Владикавказ, 2000
45
Царегородцев А.В. Реконструкция и сравнительный анализ этических воззрений Жана Кальвина и Джона Уэсли // Вестник ЧелГУ . 2008. №15. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rekonstruktsiya -i-sravnitelnyy-analiz-eticheskih-vozzreniy-zhana-kalvina-i-dzhona-uesli (дата обращения: 05.04.2016).
Поршнева46, «Понятие «Свобода воли» в христианстве и исламе» М. А.
АН
Низаева , «Ф Хатчинсон, Д. Юм и кальвинизм о свободе воли» М. А.
до
Абрамова48 .
Среди зарубежных исследователей кальвинизма и его влияния на культуру и социум прежде всего следует отметить М. Вебера с его известной работой «Протестантская этика и дух капитализм» 49 , где подробно рассмотрено явление мирской аскезы и соотношение таких направлений протестантизма, как кальвинизм, пиетизм и методизм.
Тем не менее, религиозный дискурс кальвинизма в контексте российского протестантизма не изучался, что определяет актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: дискурс кальвинизма в современном протестантизме.
Предмет исследования: влияние кальвинистского дискурса на теологию, практики, богослужение современных протестантских церквей России и религиозное сознание российских протестантов.
Цель работы: исследовать проявления кальвинистского дискурса в теологии, богослужении и практиках современных протестантских церквей России и определить степень присутствия кальвинистской традиции в российском протестантизме.
Целью определяются следующие задачи:
1) Выявить специфику философии и теологии кальвинизма, обозначить характерные особенности кальвинистского подхода к богослужению и религиозным практикам.
2) Выявить исторические корни и преемственность кальвинистской традиции в основных направлениях российского протестантизма - баптизме и пятидесятничестве.
46 Поршнев Б. Ф. Кальвин и кальвинизм//Вопросы истории религии и атеизма. Вып. №6. М., 1957.
47 Низаев М. А. Понятие "Свобода воли" в христианстве и исламе.— Москва, 2009
48 Абрамов М.А. Ф Хатчинсон, Д. Юм и кальвинизм о свободе воли// Общественная мысль: исследования и публикации.- М.,1993.- Вып.4.- С.76-88.
49 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Veb_PrEt/06.php
3) Исследовать кальвинистский дискурс в современных российских общинах, открыто заявляющих о своей кальвинистской направленности, и критику кальвинизма с позиций арминианства в рамках ЕХБ (сотериологические дискуссии).
4) Определить влияние кальвинистского дискурса на современные представления и практику протестантских общин Татарстана, не позиционирующих себя как кальвинистские (реформатские). Проанализировать проявление кальвинистского дискурса в вероучении некальвинистских по происхождению общин, в картине мира и мироощущении их представителей.
5) Проанализировать влияние мировой протестантской культуры на мировоззрение российских протестантов (баптистов и пятидесятников).
Методология исследования. В исследовании использованы исторический, сравнительно-исторический, типологический методы, метод исторической аналогии, метод наблюдения.
Для исследования текстов и высказываний респондентов применялся метод дискурс-анализа; использовался метод интервью, включенного наблюдения, кейс-стади. Полевые исследования проводились в протестанских общинах г. Казани.
В качестве материалов исследования были использованы богословские труды, вероучительные тексты, тексты проповедей проповедников Нового времени и современных, материалы дискуссий и статей, художественных произведений зарубежных и отечественных авторов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) Несмотря на то, что российские протестантские общины (баптисты, пятидесятники, неопятидесятники) отрицают свою связь с кальвинизмом, они связаны с ним генетически, имеют исторические корни и наследуют кальвинистскую традицию.
2) Дискурс кальвинизма присутствует в российских протестантских общинах, что выражено в их философии и богословии, а также в
сотериологических дискуссиях, в которых арминианство противопоставляется кальвинизму в узком смысле (т.е. монергетическому учению о предопределении).
3) Влияние дискурса кальвинизма выражено в богослужебной практике российских протестантских церквей. При этом в ряде общин дискурс кальвинизма взаимодействует с православным дискурсом.
4) Влияние дискурса кальвинизма осуществляется через информационное пространство, а также через произведения протестантской мировой культуры, распространенные в российских общинах.
5) Выявленные элементы кальвинистской традиции и мировоззрения в российских евангельских церквах, отрицающих связь с кальвинизмом, усвоенные неосознанно, исторически либо через единое информационное пространство, позволяют глубже исследовать ряд характерных для российской протестантской религиозности психологических феноменов, таких как стремление к «мирской аскезе», идеализация «пробуждения», в неопятидесятнических церквах - ориентация на светский успех и богатство.
Научная новизна.
1) Впервые осуществлено целостное всестороннее исследование дискурса кальвинизма в современном российском протестантизме, в результате которого установлено, что немотря на то, что связь с кальвинизмо отрицается российскими протестантами, кальвинистский дискурс присутствует в их мировоззрении, практике, вероучении, обыденном сознании, что проявляется в отсутствии сакрального отношения к месту и времени богослужения, в вере в избрание, в акценте на проповеди и рационализации понимания Писания, в приписывании любого события суверенной воле Бога.
3) Выявлено, что элементы дискурса кальвинизма в русском баптизме и пятидесятничестве не только обусловлены исторически (те и другие ведут происхождение в том числе и от церквей кальвинистского направления -
пресвитерианских, реформатских), но и представлены на других уровнях: вера в суверенную волю Бога, «мирская аскеза», десакрализация пространства (отрицание священных зданий) и времени (отсутствие литургического года и праздников), семиотический подход к евхаристии, проявляющийся в том, что этот обряд расценивается как символ, знак, а не как приобщения верующего к телу и крови Христа»; крещение рассматривается также не мистически, а как знак и как проявление лояльности к общине; преобладающее значение проповеди в богослужении, противопоставление образа жизни члена общины и «мира».
4) Установлено, что кальвинистские идеи усваиваются российскими протестантами как через обучение в кальвинистских учебных заведениях, так и через общепротестантское информационное пространство, мировую протестантскую культуру. В силу незнания большинством российских протестантов истории протестантизма и кальвинистской теологии, проповеди и книги известных западных писателей и проповедников воспринимаются без «распознавания» кальвинистских взглядов авторов (например, проповеди Дж. Эдвардса, Ч. Сперджена, книги Дж. Беньяна, публикации многих современных авторов).
5) Впервые исследованы протестантские общины Татарстана с точки зрения влияния на них дискурса кальвинизма, в результате чего выявлены элементы кальвинистской традиции, в частности, семиотический и мнемотический подход к евхаристии (евхаристия рассматривается как знак и обряд «воспоминания» о событиях Евангелия), отрицание свободной воли человека в ряде действий, обусловленность всех событий жизни верующего «Божьей волей», идеализация «пробуждения», которая также восходит к кальвинистским представлениям. Это позволяет отследить корни религиозных практик, психологии и социальных позиций протестантов в мировоззрении кальвинизма.
5) Наряду с кальвинистским, выявлено влияние и других религиозных дискурсов (православного, лютеранского, англиканского) на практику
протестантских общин Татарстана: введение исторической протестантской литургии по образцу традиционных церквей (при том, что для протестантизма характерно отрицание литургии в богослужении в целом, проведение богослужения спонтанно, «по духу»), выделение сакрального пространства и почитание религиозных изображений (что для большинства российских протестантов с момента основания (с XIX и начала XX века) и по настоящее время оставалось неприемлемым), признание евхаристии как таинства пресуществления отдельными служителями в некоторых церквах.
Апробация. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на конференциях (Тулянская Ю.Т. Тенденции восстановления элементов традиционной литургии в современном протестантизе на примере протестантской обшины кальвинистского направления (церковь св. Троицы, Казань). Доклад на конференции XXII Сретенские чтения, СФИ, Москва, 20.02.2016)
Основные идеи исследования, теоретические и практические результаты диссертации опубликованы в 5 работах (монографии, статьях), из которых по теме диссертации 5 работ, среди которых 1 монография, 3 публикации в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных в перечне ВАК. Общий объем публикаций - 11,8 печатных листов.
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что показана взаимосвязь кальвинистского дискурса и богословия современных российских протестантов, что позволяет выявить мировоззренческие корни религиозного учения и элементы кальвинистской богослужебной практики таких распространенных в России протестантских деноминаций, как баптисты и пятидесятники (при том, что оба течения отрицают свою принадлежность к традиции кальвинизма). Для исторического и типологического исследования российского баптизма значимым фактом является выявленная важная роль в зарождении южного движения штунды не только меннонитов и лютеран, но и реформатов, а в основании петербургского движения «пашковцев» - плимутских братьев, в
обоих случаях представителей кальвинистской традиции. Для истории и типологии российского пятидесятничества важна показанная в настоящем исследовании связь данного движения с реформатским движением Кесвик, с феноменом «пробуждения в Уэльсе», имеющим также кальвинистские корни, и с унитарианством, развивавшемся в пресвитерианских богословских заведениях Новой Англии в XIX веке.
Полученные результаты позволяют увидеть корни многих религиозных практик, аспектов психологии и социальных позиций протестантов в мировоззрении кальвинизма. Они задают вектор дальнейшим исследованиям религиозных дискурсов в современном российском протестантизме. Перспективы такого исследования, например, состоят в изучении влияния дискурса российского православия, российских религиозных движений, западного мистицизма и других традиций на современный отечественный протестантизм для более глубокого понимания тенденций его развития.
Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования могут быть включены в разработку спецкурсов, учебных пособий, курсов по религиоведению.
Результаты исследования могут использоваться при формировании стратегии и тактики государственно-конфессиональных и национальных отношений на уровне региона.
Структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В первой главе четыре параграфа, во второй - два, в третьей - три. Общий объем диссертационного исследования - 164 страницы. Работа содержит список литературы из 150 наименований.
Глава I.
ДИСКУРС КАЛЬВИНИЗМА: ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И
ПРАКТИКА
1.1. Религиозный дискурс кальвинизма
Для нашего исследования необходимо определить три понятия: дискурса, религиозного дискурса и кальвинизма, а также очертить границы религиозного дискурса кальвинизма.
Термин «дискурс» (фр. discours, англ. discourse), - одно из сложных понятий современной лингвистики, семиотики и философии. Дискурс -понятие многозначное. В классической философии этот термин использовался для характеристики последовательного перехода от одного дискретного шага к другому и развертывания мышления, выраженного в понятиях и суждениях, в противовес интуитивному схватыванию целого до его частей. В современной французской философии постмодернизма понятие дискурс используется как характеристика особой ментальности, идеологии, которые выражены в тексте, обладающем связностью и целостностью и погруженном в жизнь, в социокультурный, социально-психологический и другие контексты50. Онтология дискурса была разработана М. Фуко.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Протестантские общины в городах и рабочих посёлках в 1945 - 1965 гг.: на материалах Молотовской (Пермской) области2013 год, кандидат наук Глушаев, Алексей Леонидович
Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России2005 год, кандидат философских наук Лункин, Роман Николаевич
Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края2010 год, кандидат философских наук Кондакова, Наталья Сергеевна
Генезис религиозных практик в казанских общинах новых пятидесятников2019 год, кандидат наук Александрова Надежда Николаевна
Протестантские конфессии в Иркутском регионе в середине XIX - начале XXI веков2010 год, кандидат исторических наук Желновакова, Маргарита Федоровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тулянская Юлия Тихоновна, 2018 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамов М.А. Ф Хатчинсон, Д. Юм и кальвинизм о свободе воли// Общественная мысль: исследования и публикации. - М.,1993. - Вып.4. - С.76-88.
2. Августин Блаженный. О благодати и свободном произволении / пер. О. Е. Нестеровой // Гусейнов А. А., Ирлитц Г. Краткая история этики. -М., 1987. - С.532 - 557.
3. Августин Блаженный. О предопределении святых. Первая книга к Просперу и Иларию / пер. И. Мамсурова. - М.: Путь, 2000.- 40 с.
1. Аврелий Августин // История этических учений. Под ред. А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - С. 510 - 514.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Худ. лит.1990. - 262 с.
3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - 616 с.
4. Бернард Клервоский, О благодати и свободе воли [Электронный ресурс] URL: http://www.reformed.org.ua/2/220 (дата обращения 02.12.15)
5. Блувберг С. В. Современный протестантский дискурс на материале немецкой публицистики. Автореф... канд. дис. - М: МГПУ, 2009. - 29 с.
6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет. 2006. - 387 с.
7. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры; пер . с фр., послесл. и прим. Е. А. Самарской. - М.:
Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.
8. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту. -Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 94 с.
9. Брагина Н.Г. Память в языке и культуре. - М.: Языки славянской культуры, 2007. - 513 с.
10. Ван Дейк Т. А. К определению дискурса. [Электронный ресурс] URL
http: //psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandij k2. htm (дата обращения: 05.03.16)
11. Валла Л. О свободе воли. К епископу Иллеридскому Гарсии. [Электронный ресурс] URL: http://anna-ganzha.narod.ru/valla_freewill.htm (дата обращения 11.08.15)
12. Верещатский П. Плотин и Августин в их отношении к тринитарной проблеме // Православный собеседник, 7-8. С. 171-197; 9 (1911). С. 305-328.
13. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987. - 541 с.
14. Делез Ж. Логика смысла. / Делез Жиль. Логика смысла. Фуко Мишель. Theatrum Philosophicum. - Екатеринбург: Деловая книга. 1998. -480 с.
15. Деррида Ж. Письмо и различие. - СПб.: Академический проект, 2000. - 430 с.
16. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс в системе типов общения. [Электронный ресурс] URL:
http: //tverlingua.ru/archive/006/section_3_6/3_4_6 .htm (дата обращения 12.12.15)
17. Бельгийское исповедание. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://www.pravenc.ru/text/77976.html (дата обращения 20.12.15)
18. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности и жанры. [Электронный ресурс] URL: http://psibook.com/religion/religioznyy-diskurs-tsennosti-i-zhanry.html (дата обращения: 11.12.15)
19. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии. Канд. дис [Электронный ресурс] URL:
http://cheloveknauka.com/religioznyy-diskurs-tsennosti-zhanry-strategii (дата обращения: 11.12.15)
20. Бокова О. А. Теология российских евангельских христиан-баптистов на рубеже XX и XXI веков. Канд. дис. - СПб: СПбГУ, 2011. - 198 с.
21. Будилова К. А. Возникновение движения индепендентов в Англии во второй половине XVI века. Канд дис. - Владикавказ, 2000. - 283 с.
22. Булыгина О. В. Государственно-политическая концепция Жана Кальвина. Канд. дис.- Смоленск, 2009. - 197 с.
23. Был ли Уильям Бранхам Божьим пророком? [Электронный ресурс] URL: http://www.eresi.net/uchenie-i-praktika/bil-li-uilyam-brancham-bozhim-prorokom (дата обращения 01.04.16)
24. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. [Электронный ресурс] URL : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Veb_PrEt/01 .php
25. Волкова О. Н. Культурно-философский анализ теории и практики протестантизма в Бурятии. Канд. дис. - Чита, 2005. - 126 с.
26. Власенко В. И. Церковно-организационные и политические идеи кальвинизма и их реализация в контексте швейцарской реформации. Канд. дис. - Ставрополь, 2011. - 340 с.
27. Гараджа В. И. Протестантизм. - М.: Политиздат, 1971. - 201 с.
28. Гараджа В. И. Протестантская концепция человека // Буржуазная философская антропология XX века. - М., 1986. - С. 279-293.
29. Гарден Д. А. Пятидесятнические церкви Америки / Гарден Д.А. -Мериленд, 1957.
30. Гейдельбергский катехизис. [Электронный ресурс] URL: http://www.rockofisrael .com/Russian/HeidelbergCatechismR.htm (дата обращения 20.12.15)
31. Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной литургии. -Киев: Изд-во храма прп. Агапита Печерского, 2000. - 98 с.
32. Гололоб Г. А. Какое же царство ждет нас в будущем? [Электронный ресурс] URL:
https://arminiantheology.wordpress.com/2012/05/26/kz/ (дата обращения 18.09.14)
33. Гололоб Г. А. Кальвинистско-арминианское противостояние продолжается. [Электронный ресурс] URL: http://rus-baptist.narod.ru/dop/kolomiycev.html (Дата обращения 18.09.14)
34. Гололоб Г.А. Синергическая дискуссия. [Электронный ресурс] URL: http://arminiantheology.wordpress.com/2010/08/25/sd/ (Дата обращения 18.09.14)
35. Гололоб Г. А. Христианство для богатых, или материалистический коктейль из кальвинизма и харизматии. [Электронный
ресурс] URL: http://www.eresi.net/evangelie-protsvetaniya/christianstvo-dlya-bogatich (Дата обращения 18.09.14)
36. Желновакова М. Ф. Протестантские конфессии в Иркутском регионе в середине XIX - начале XXI веков. Канд. дис. - Иркутск, 2010. -205 с.
37. Жизнь и служение У. Брэнхема. Краткая биография. . [Электронный ресурс] URL: http://www.branham.ru/biography.php (дата обращения 01.04.16)
38. Зяблицев Г., диак. Богословие блаженного Августина и античная философия // Церковь и время. 1991. № 1. С. 65 -76
39. Ильченко Ю.Н. Пробуждение и Реформация. [Электронный ресурс] URL: http://churchjc.com/propovedi-text/398-probuzdenieireformaziya.html (дата обращения 01.04.16)
40. Иоанн Кассиан. Собеседования, XIII, 9// Собеседования египетских отцов. - М.: Правила веры, 2008. - 894 с.
41. Каноны Дортского синода. [Электронный ресурс] URL: http://www.refspb.ru/2009-03-21-09-17-37/28-2009-04-21-07-59-50/127-2009-04-21-08-03-00 (дата обращения 20.12.15)
42. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. [Электронный ресурс] URL: http://www.litmir.co/br/?b=112007 (дата обращения 07.08.15)
43. Карасик В.И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики. - Волгоград: Перемена, 1999. - С. 5 - 19.
44. Клендоннен Б. Что такое пробуждение? [Электронный ресурс] URL: http://www.liveinternet.ru/users/zinaida_khugashvili/post368250530 (дата обращения 01.04.16)
45. Кляшев А. Н. Протестантизм и неопротестантизм в постсоветском Башкортостане: трансформация конфессиональной идентичности. Канд. дисс. - Уфа, 2011. - 299 с.
46. Коваль Т. Б. Личность и собственность в христианстве. Автореф. дисс... докт. ист. наук. - Москва, 2009. - 56 с.
47. Ковальчук Ю.В. Корейский протестантизм и особенности его миссионерских практик в азиатской части Российской Федерации в конце XX - начале XXI вв. :по материалам этноконфессиональных исследований. Дисс.. ..канд. ист. наук. - Новосибирск, 2006. - 203 с.
48. Козыренко Л. В. Англиканская церковь как конфессиональный феномен. Канд. дисс. - М., 2006. - 173 с.
49. Кондакова Н. С. Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края. Канд. дисс. - Чита, 2010. - 174 с.
50. Корганов К.Т. Аффективные общества. Канд. дисс. - М., 2001. -
236 с.
51. Куропаткина О. Харизматы-пятидесятники: «сектанты» или «христиане»? [Электронный ресурс] URL: http://www.sova-center.ru/religion/publications/2006/12/d9729/ (дата обращения: 28.02.14)
52. Кожемякин Е.А. Дискурсный подход к изучению институциональной культуры. - Белгород: БелГУ, 2008. - 244 с.
53. Корнер Д. Сперджен - кальвинист. [Электронный ресурс] URL:http://rusbaptist.stunda.org/dop/spurgeon.htm (дата обращения 13.12.15)
54. Лиардон Р. Божьи генералы. [Электронный ресурс] URL: http: //www.imbf.org/bozhi-generaly/Jevan-Roberts/Jevan-Roberts-a.html (дата обращения 14.11.15)
55. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - М. : Сов. энциклопедия, 1990. - 686 с.
56. Лосский В.Н. Августин учитель: элементы отрицательного богословия в мышлении блаженного Августина. [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/avgustin_apofatich (дата обращения 13.09.17)
57. Лосский В.Н. Догматическое богословие/Перевод с французского В.А.Рещиковой. - М.: Центр "СЭИ", 1991. - С. 77
5S. Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста. // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. - СПб.: Академический проект, 2002. - С. 144 - 154.
59. Лункин Р. Н. Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : М., 2005. -200 c.
60. Лункин Р.Н. Пятидесятники и харизматы: единство в многообразии. [Электронный ресурс] URL:
http://www.starlightsite.co.uk/keston/russia/articles/june2006/02charismatics.html (Дата обращения: 2S.02.14)
61. Лютер М. О благословенном таинстве святого и истинного Тела Христова. [Электронный ресурс] URL: http://luteranstvo.info/bogoslovie/992-o-blagoslovennom-tainstve.html (дата обращения 12.11.15)
62. Лютер М. О рабстве воли. [Электронный ресурс] URL:
http : //www.gumer.info/bogo slov_Buks/protestant/lyuter/17 .php (Дата обращения 19.10.15)
63. Майоров Г.Г. Аврелий Августин // Августин: Pro et contra. -СПб.: РХГА, 2002. - С. 514 - 651.
64. Макаренко И. И. Герменевтический метод исследования теологии протестантизма в России. Дисс. .. канд. филос. наук. - СПб, 2011. - 151 с.
65. Мак-Грат А. Богословская мысль Реформации. [Электронный ресурс] URL:
http://www.tinlib.ru/religiovedenie/bogoslovskaja_mysl_reformacii/p10.php (дата обращения 12.11.15)
66. Макеев А.В. Анализ философско-теологических основ трудовой этики англо-шотландских пуритан и российских протестантов : На примере баптистов и евангельских христиан. Дисс.. канд. филос. наук. - М., 2002. -130 с.
67. Митер Г. Богословские идеи кальвинизма [Электронный ресурс] URL: . http://calvin.reformed.org.ua/?cat=9 (дата обращения 13.12.15)
68. Митрохин Л. Н. Протестантская концепция человека. [Электронный ресурс] URL: http://uchebnikfree.com/filosofiya-cheloveka/mitrohin-protestantskaya-kontseptsiya-8441 .html (дата обращения: 28.06.14)
69. Митрохин Л. Н. Протестантизм. Словарь атеиста. - М.: Издательство политической литературы, 1990. - 322 с.
70. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 480 с.
71. Можейко М.А. Августин Блаженный // Новейший философский словарь. - 3-е изд., испр. - Минск, 2003. - С. 14 - 15.
72. Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. Кальвинистская традиция . [Электронный ресурс] URL: http://www.verigi.ru/?book=209&chapter=4 (дата обращения 15.04.15)
73. Нечипорова Е. В. Основные идеи и практики милосердно-благотворительной деятельности христианских церквей: компаративный анализ. Дисс....канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. - 181 с.
74. Низаев М. А. Понятие «Свобода воли» в христианстве и исламе. Дисс.. ..канд. филос. наук. - М., 2009. - 188 с.
75. Новосибирцев Э. Конфликт в представлении о суверенности и справедливости Божьей и его решение в богословии партикулярных и общих баптистов //Пути славянского богословия арминианской традиции: Материалы конференции. - Львов, 2009. - С.131 - 134.
76. Остроумов Н. П. Аналогии и их значение для выяснения учения о Св. Троице, по суду блаж. Августина // Православный Собеседник, 2 (1904). С. 1119-1131.
77. Пайпер Дж. Величие Бога в проповеди. [Электронный ресурс] URL: http://romanbook.ru/book/8037763/ (дата обращения 12.12.15)
78. Папа Лев X. Exsurge Domine [Электронный ресурс] URL: http://www.unavoce.ru/library/exsurge_domine.html (дата обращения 14.11.15)
79. Пелагий. Послание к Деметриаде // Эразм Роттердамский.Философские произведения. - М.: Наука, 1987. -С. 594 - 635.
80. Плакид (Дезей), архим. Блаженный Августин и «Филиокве»// ВРЗЕПЭ. 1982. № 109 - 112. - С. 206 - 223.
81. Плетт Л. Пробуждение начинается с меня. [Электронный ресурс]
URL:
http://royallib.com/book/plett_lyudmila/probugdenie_nachinaetsya_s_menya.html (дата обращения 01.04.16)
82. Плимутские братья. [Электронный ресурс]Ц^: http://etnolog.ru/religion.php?id=284 (Дата обращения 18.09.14)
83. Поршнев Б. Ф. Кальвин и кальвинизм//Вопросы истории религии и атеизма. Вып. №6. - М., 1957. - С. 150 - 163.
84. Пренти В. Особенности пробуждения. [Электронный ресурс] URL: http://www.imbf.org/propovedi-tekst/2005/osobennosti-probuzhdenija.html (дата обращения 01.04.16)
85. Прилуцкий А. М. Семиотическое пространство религиозного дискурса как предмет религиоведческого исследования.Дисс. ...докт. филос. наук. - СПб, 2008. - 499 с.
86. Погасий А. К. Конкурентные религиозные дискурсы в социально-исторической эволюции русского православия. Дисс... докт. филос. наук. -СПб, 2013. - 431 с.
87. Погасий А.К. Религиозные разделения и межконфессиональное понимание / А.К. Погасий // Религиоведение . - 2009 . - № 2 . - С. 110-114.
88. Погасий А.К. Факторы, влияющие на межконфессиональное понимание / А.К. Погасий // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). В 5 т. Т.2. - М.: Современные тетради, 2005. - С. 656 -657.
89. Погасий А.К. Церковные расколы в российском православии XIV - начала ХХ веков: монография / А.К. Погасий. - Казань: Изд. дом МедДок, 2009. - 291 с.
90. Погасий А.К., Нефедкин А.К. Пятидесятничество и феномен «иных языков» в Новом Завете / А.К. Погасий, А.К. Нефедкин // Религиоведение. - 2007. - № 1. - С. 12-21.
91. Попов И. В. Труды по патрологии. Т. 2. - СПос., 2006.
92. Попов И. В. Патрология. - СПос., 1907; М., 2003. - С. 260-263.
93. Протестантизм в России.// Религии мира. Учебное пособие под редакцией М.М. Шахнович. - СПб.: СПГУ, 2003. - С. 220 - 237.
94. Прохоров К. Левая щека. [Электронный ресурс] URL: http://rusbaptist.stunda.org/sect.htm (дата обращения 01.04.16)
95. Пять пунктов Ремонстрации. [Электронный ресурс] URL: http://www.feofil.info/index.php?option=com_content&view=article&id= 119:200 9-07- 13-19-10-24&catid=53:2009-07- 13-18-57-36&Itemid=75 (дата обращения 12.11.15)
96. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. - 992 с.
97. Ревеш И. Кальвинизм. [Электронный ресурс] URL http://www.refspb.ru/2009-03-05-15-34-27/38-2009-07-16-21-49-19/612-2010-04-21-11-43-12 (дата обращения 07.08.15)
98. Роуз С. Вкус истинного православия. Блаженный Августин, епископ Иппонский. Спор о благодати и свободной воле. [Электронный ресурс] URL:
http : //www.gumer.info/bogo slov_Buks/ortodox/Article/Rouz_VkIstPr. php (дата обращения 11.08.15)
99. Росин В. М. Просила Россия дождя. Эван Робертс и пробуждение в Уэльсе. [Электронный ресурс] URL: http://www.ipatievsky.ru/books/rosin-vm/evan-roberts-i-probuzhden (дата обращения 14.11.15)
100. Роттердамский Эразм. Диатриба, или рассуждение о свободе воли. [Электронный ресурс} http://lib.ru/FILOSOF/ERAZM/erasmus1.txt (дата обращения 10. 05.2015)
101. Рудаков М. В. Протестантизм как феномен культуры XX века. Дисс. .. канд. культурол. наук. - М., 2001. - 346 с.
102. Русский баптист. Независимый сайт евангельских христиан-баптистов. [Электронный ресурс] URL: http://rusbaptist.stunda.org/ (дата обращения 01.04.16)
103. Савинский С. Н.. Возникновение баптизма в России. [Электронный ресурс]Ц^:
http: //www.textfighter.org/teology/History_Church/biblioteka_2_vremeni.php (Дата обращения 18.09.14)
104. Сборник проповедей Чарльза Г. Финнея. [Электронный ресурс] URL: http: //udovichenko .ucoz.ru/load/sbornik_propovedej_charlza_g_finnej a/4-10-526 (дата обращения 13.12.15)
105. Святые о свободе. [Электронный ресурс] URL: http://verapravoslavnaya.ru/7Svyatye_o_svobode /(дата обращения 02.12.15)
106. Синичкин А. Сотериологические воззрения в вероучениях евангельских христиан баптистов в период с конца XIX до начала XX века// Пути славянского богословия арминианской традиции: Материалы конференции. - Львов, 2009. - С.50 - 59.
107. Скоробогатова И. В. Харизматические церкви в современной России. Дисс.. канд. филос. наук. - СПб, 2011. - 230 с.
108. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности // Язык и наука конца XX века. Сб. статей. - М.: РГГУ, 1995. -С.35 - 73.
109. Супралапсарианство. [Электронный ресурс] URL: http: //www.terme.ru/dictionary/1019363/word/supralapsarianstvo (дата обращения 12.10.15)
110. Суховский А. В. Идея культуры в протестантской теологии XX века. Дисс. ... канд. культурол. наук.- СПб, 2008. - 197 с.
111. Таевский Д. Пятидесятники-унитарии. [Электронный ресурс] URL: http://religion.babr.ru/chr/prot/patu.htm (дата обращения 14.11.15)
112. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание блаженного Августина. [Электронный ресурс] URL: http://www.vehi.net/etrubeckoi/avgustin1.html (дата обращения 13.12.15)
113. Тулянская Ю. Т. Исследование религиозных дискурсов: дискурс кальвинизма в современном протестантизме. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016, 11 (73). - С.182 -193.
114. Тулянская Ю.Т. Наследие кальвинизма в пятидесятническом движении. //Гуманитарные науки в XX веке. [Электронный ресурс] URL: http://humanist21.kgasu.ru/files/N5-N5_Tulianskaia_YT_GN.pdf (дата обращения 07.11.16)
115. Тулянская Ю.Т. Российские протестантские деноминации и кальвинизм: генезис баптизма//Религиоведение. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2016. - С. 15 - 18.
116. Тулянская Ю.Т. Протестантизм в России и Татарстане: история и современность: коллективная монография / И.П. Корнилов, А.К. Погасий, Ю.Т. Тулянская, А.Е. Кульчицкий. - Йошкар-Ола: БМТ, 2016. - 280 с.
117. Тулянская Ю.Т. Учение о свободе и необходимости в философии кальвинизма// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2016, №5. - С.202 - 205.
118. Туманов М. А. Роль религиозно-этических принципов кальвинизма в повседневной жизни американской колонии Новый Плимут в первой половине XVII в. Дисс. канд. ист. наук.- М., 2010. - 283 с.
119. Тырык З. Пробуждение из духовного сна. [Электронный ресурс] URL: http://refchurch.ru/index.php?id=59 (дата обращения 01.04.16)
120. Уолкенборо С. Эдвардс и Великое пробуждение. [Электронный ресурс] URL: http://www.proza.ru/2015/09/19/1780 (дата обращения 01.04.16)
121. Федотенков Е.С. Социально-политические взгляды Аврелия Августина. Дисс.... канд. ист. наук. - Ставрополь, 1999. - 222 с.
122. Финней Ч. Отступники. [Электронный ресурс] URL: http://udovichenko.ucoz.ru/load/sbornik_propovedej_charlza_g_finneja/4-1-0-526 (дата обращения 13.12.15)
123. Флоровский Г. В. Святой Киприан и святой Августин о расколе.// Святой Киприан и святой Августин о расколе//Церковь и время. - 2013. - № 4 (65). С. 146-151
124. Флоровский Г. В. Творение: его начало и конец. [Электронный ресурс] URL: . https://a. zbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/bogoslovskie-stati-tvorenie-ego-nachalo-i-konets-vypusk-2/(дата обращения 15.09.17)
125. Флоровский Г. В. Воплощение и искупление. [Электронный ресурс] URL: . https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/bogoslovskie-stati-voploshenie-i-iskuplenie-vypusk-3//(дата обращения 15.09.17)
126. Фокин А. Р. .Августин Блаженный. Учение о Боге // Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 99-101.
127. Фокин А. Р. Тринитарное учение Августина в свете православной триадологии IV века // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 9 (2002). С. 140-171..
128. Фуко М. Археология знания: Пер. с фр./Общ. ред. Бр.Левченко. -Киев: Ника-Центр, 1996. - 208 с.
129. Царегородцев Алексей Васильевич Реконструкция и сравнительный анализ этических воззрений Жана Кальвина и Джона Уэсли [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rekonstruktsiya-i-sravnitelnyy-analiz-eticheskih-vozzreniy-zhana-kalvina-i-dzhona-uesli (дата обращения: 05.04.2016).
130. Циммерман Р. Еще несколько слов о благословении и пробуждении. [Электронный ресурс] URL:
http://domostroitel.org.ru/tsimmerman/o-blagoslovenii-i-probuzhdenii (дата обращения 01.04.16)
131. Центр апологетических исследований. [Электронный ресурс] URL: http://www.apolresearch.org/win/index.php3?razd=10&id1=20&id2=2202 (дата обращения 01.04.16)
132. Церковное богослужение. Теологический словарь. [Электронный ресурс] URL : http : //www.e-reading.by/chapter.php/1019662/1217/Elvell_-_Teologicheskiy_enceklopedicheskiy_slovar.html (дата обращения 12.11.15)
133. Чарльз Грендисон Финней. Биография [Электронный ресурс] URL : https : //arminiantheology.wordpress.com/2013/10/08/charles-finney-biografy/ (дата обращения 12.12.15)
134. Чумакова К В. Религиозный дискурс в массмедиа [Электронный ресурс] URL: http://discourseanalysis.org/ada6/st47.shtml (дата обращения 12.12.15)
135. Элиаде М. Священное и мирское. [Электронный ресурс] URL http : //www.gumer.info/bogo slov_Buks/Relig/Elia_SvMir/ (дата обращения 15.04.15)
136. Эриксон-Тада Дж. Джони: следующий шаг. [Электронный ресурс] URL:
http : //aupam.narod.ru/pages/tvorchestvo/dzhoni_sled_shag/index.html (дата обращения 01.04.16)
137. Якобсон Р. О. Работы по поэтике. - М.: Прогресс, 1987. - 464 с.
138. Ярыгин Н. Н. Происхождение и эволюция российского баптизма:на материалах Волго-Вятского региона. Дисс. ... докт. филос. наук.- М., 2008. - 339 с.
139. Habermas J. The Philosophical Discourse of Modernity: Twelve Lectures. Cambrige: MIT Press, 1987. 430 p.
140. Eco U. Semiotics and the philosophy of language Bloomington-London, Bloomington : Indiana University Press, 1984. 254 p.
141. Dayton D. W. The Theological Roots of Pentecostalism. Metuchen, New Jersey: The Scarecrow Press, Inc., 1987. Pp. 173-174.
142. Foucault M. The Order to Things: As Archaeology of the Human Sciences. NY: Pantheon Book. 1970. 404 p.
143. Gottschalk & A Medieval Predestination Controversy (Texts Translated From The Latin) Edited & Translated by Victor Genke & Francis X. Gumerlock. [Электронный ресурс] URL:
http://gottschalk.inrebus.com/transl.html (дата обращения 02.12.15)
144. Smith Т. How John Fletcher Became the Theologian of Wesleyan Perfectionism. 1770-1776. Wesleyan Theological Journal 15, no. 1 (Spring 1980): P. 67-86.
145. Melton J. G. Charismatic movement // Encyclopedia of Protestantism. New York: Checkmark Books, 2008. 628 P.
146. Menzies W. The Non-Wesleyan Origins of the Pentecostal Movement// Aspects of Pentecostal Charismatic Origins, Vinson Synan ed. Plainfield, New Jersey: Logos International, 1975. Pp. 85-89
147. Randall J. Stevens. Assessing the roots of Pentecostalism. A historiographic essay. [Электронный ресурс] URL: http://are.as.wvu.edu/pentroot.htm (дата обращения 02.12.15)
148. The Autobiography of Charles H. Spurgeon: in 4 volumes. Cincinnati - Chicago - St. Louis: Curts & Jennings, 1898. Vol. 1. 398 p.
149. Waldvogel (Blumhofer) Е. The Overcoming Life. A Study in the Reformed Evangelical Origins of Pentecostalism.Ph.D. diss., Cambridge, Massachusetts, 1977.
150. Wright C. Beginnings of Unitarianism in America. [Электронный ресурс] URL: http://mb-soft.com/believe/txc/unitaria.htm (дата обращения 02.12.15)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.