Харизматическое (неопятидесятническое) движение в США. 1960-1970-е гг. Критические анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Шершнева, Светлана Владимировна

  • Шершнева, Светлана Владимировна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1985, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 190
Шершнева, Светлана Владимировна. Харизматическое (неопятидесятническое) движение в США. 1960-1970-е гг. Критические анализ: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Ленинград. 1985. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Шершнева, Светлана Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В США.

1.1. Социальные предпосылки возникновения харизматического движения в США.

1.2. Идейные истоки харизматического движения в США.

1.3. Возникновение и распространение харизматического движения в США, его общая социальная характеристика.

ГЛАВА П. ИДЕОЛОГИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В США

П.1. Основные особенности доктрины и культовой практики харизматического движения . .95 П.2.-Взаимоотношения с католической и протестантскими церквами

П.З. Социально-политическая направленность харизматического движения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Харизматическое (неопятидесятническое) движение в США. 1960-1970-е гг. Критические анализ»

Научная и политическая актуальность темы. Анализ духовного кризиса современного буржуазного общества - это важная научная и в то же время политическая задача. В настоящее время в условиях обострения идеологической борьбы особое значение приобретает исследование новейших процессов в современной религиозной жизни США, и в частности, исследование так называемых нетрадиционных форм религиозности, получивших довольно широкое распространение в 19601970-е годы и явившихся ярким показателем углубляющегося духовного кризиса американского общества. На ХХУ1 съезде КПСС отмечалось, что усилились попытки наших идейных противников оказывать влияние на сознание советских людей, они пускают "в ход целую систему средств, рассчитанных на подрыв социалистического мира, его разрыхление".^ Отметим, что в поисках наиболее эффективных средств воздействия они используют как традиционные, так и нетрадиционные формы религиозности. Это придает особую идеологическую актуальность проблеме критики современного мистицизма во всех его проявлениях. Противодействие нашим идейным противникам выступает ныне как одно из важнейших звеньев всей идейно-воспитательной работы, и в частности, контрпропаганды, о необходимости которой говорилось на Июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС.2

Еще В.И.Ленин указывал на актуальность изучения религии в США как наиболее приспособившейся к буржуазной действительно

1 Материалы ХХУТ съезда КПСС. - М., 1981, с.9.

2 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС-, 14-15 июня 1983 года. - М., 1983, с.7. сти.^ Под общим именем нетрадиционных форм религиозности подразумевается множество различных религиозно-мистических течений, часто даже противоположных - кап по характеру религиозности, так и по социально-политической направленности. Из них мы берем для исследования "харизматическое" или, как его называют р иначе, "неопятидесятническое" движение. Исторически движение вышло из протестантизма. Издавна сложившиеся церковные организации ныне стремятся подчинить харизматическое движение своему влиянию. Наиболее активны в этом плане усилия не столько протестантских церквей, сколько церкви католической. Одним из наиболее видных идеологов и неофициальных руководителей движения

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.45, с.28.

2 Название движения происходит от греч.charisma , лат. gratia /милость, благодать, божественный дар/. Католическая энциклопедия дает следующее пояснение: "В широком смысле, харизма -это дар, происходящий от благодетельной любви бога к человеку, любая божественная благорасположенность или благодетельность; в узком смысле - это та духовная благосклонность и те особые свойства, которые даруются каждому христианину для исполнения своей задачи в церкви". - См.: The Catholic Encyclo^ pedia. An International Work of Reference on the Constitution, Doctrine, Discipline and History of the Catholic Church. -New York,1908,vol.3,p.588-591. Второе название движения -"неопятидесятническое" - идет от того, что оно заимствует религиозную практику и, в определенной степени, теологию пяти-десятничества. Как известно, институционное пятидесятничест-во оформилось в начале XX века в США как особое протестантское течение. является крупный католический теолог и философ Л.Д.Суэненс.

Обращает на себя внимание тот факт, что основная среда распространения этого движения - представители различных слоев "среднего класса". Лидеры и рядовые участники харизматического движения никогда не были членами институционных пятидесят-нических церквей: они сформировали харизматические группы внутри римско-католической, епископальной, а также лютеранских и пресвитерианских церквей США, не порывая с ними. Вместе с тем, в этот же период, в 1960-1970-е годы, возникли различные смешанные неопятидесятнические объединения, включающие тех священников и мирян, которые не остались членами своих церквей.

В религиозной жизни харизматического движения центральное место занимает практика достижения глоссолалии*, означающая ; для харизматиков связь с богом, особое озарение, посредством которой, как они считают, можно изменить себя и существующую действительность. Движение ориентируется на обретение человеком через бога каких-то реальных ценностей и хотя бы частичного посюстороннего вознаграждения, иллюзию которого создает культовая практика, заимствуемая у пятидесятничества. Наиболее важное в харизматическом движении - показать "участие в деятельности бога", а не в социальной деятельности мира. Библия играет главную роль и в вере, и в практике движения - она признается единственным источником вероучения и понимается буквально. Этот возврат к религиозной ортодоксальности в харизматическом движении касается не только догматики, но и социального поведения, что в результате оборачивается выигрышем для гос

I от греч. glossa - непонятное слово, язык, речь и 1а1ео говорю. подствующего класса.

Широкое распространение харизматического движения в США, а также в других странах мира, его влияние на социально-политическую ориентацию участников, стремление к миссионерской деятельности - все это выдвигает задачу специального исследования данного явления. Изучение проблемы необходимо для более полного понимания умонастроений, духовной атмосферы американского общества, для понимания того, как религиозный фактор влияет на общественную и политическую ориентации человека.

Хронологические рамки - 1960-1970-е годы - обусловлены тем, что харизматическое движение возникает в 1960-е годы, которые были временем глубоких, неоднозначных изменений во всех сферах жизни американского общества, временем кризиса - социального и морального. В 1970-е годы харизматическое движение'достигло наибольшего размаха. Таким образом, в поле зрения попадает период с начала возникновения харизматического движения, прослеживается его эволюция, а также идейные истоки и степень распространения. Данные хронологические рамки позволяют исследовать явление в развитии. К тому же теперь, в 1980-е годы, есть возможность посмотреть на него с более отдаленных от его зарождения позиций, учесть и оценить то, что еще не проявилось в полной мере в предшествующие десятилетия.

Цель и задачи исследования. Главной научной целью диссертации является критический анализ харизматического /неопятидесятнического/ движения, в США в 1960-1970-е годы.

Диссертант ставит задачи:

- раскрыть причины возникновения и распространения харизматического движения в США;

- выявить его идейные истоки;

- проанализировать основные особенности религиозной доктрины и культовой практики;

- проследить отношение католической церкви США, государства Ватикан, протестантских церквей США к харизматическому движению, пытающихся использовать его в деле приспособления религии к современному миру;

- определить общественно-политическую направленность харизматического движения.

Состояние исследования проблемы. Исследованию общих проблем нетрадиционных форм религиозности посвящен ряд работ советских авторов."'* Об этом явлении упомир нается в исследованиях, посвященных более широкой проблематике.

1 Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. Истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. - М.:Изд-во Московского университета, 1984; Он же: Нетрадиционные религии в странах Запада и их влияние на молодежь. - М.:Изд-во Московского университета, 1980; Григулевич И.Р. Пророки "новой истины" /очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира/.- М.:Политиздат, 1983; Гуревич П.С. Спасет ли мессия? "Христомания" в западном мире. - М.:Изд-во политической литературы, 1981; Митрохин Л.Н. Религиозные'культы" в США. - М. :Изд-во "Знание", 1984.

2 Великович Л.Н. Религия и церковь в США. - М. :Наука, 1978; Лисовский В.Т. Что значит быть современным? йзд.З, доп. - М.: Изд-во политической литературы, 1983; Религия и церковь в капиталистических странах. - М.:Мысль, 1977; Религия и церковь продолжение см. на след. стр./

В статьях советских ученых достаточно полно раскрыты религиоведческие аспекты нетрадиционных форм религиозности1, однако продолжение/ в современную эпоху. - М.:Мысль, 1976; Современная буржуазная философия и религия. - М.:Изд-во политической литературы, 1977; Социология контркультуры /Инфантилизм как тип восприятия и социальная болезнь/. Авт.: Давыдов Ю.Н. и Роднянская И.Б. - М.:Наука, 1980; Философия, религия, культура: Критический анализ современной буржуазной философии. - М.:Наука, 1982; Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. -М.:Наука, 1981.

I См.: Гараджа В.И. Один из симптомов кризиса.-Наука и религия, 1979, Р 5, с.59-60; Мельвиль А.Ю. Религиозно-мистическое направление в молодежном движении США. - США-Экономика, политика, идеология, 1976, № 10, с.38-49; Митрохин Л.Н. Религии "нового века" в США. - Вопросы философии, 1982, Р 4, с.73-81; Никифорова Б.З. О некоторых проявлениях кризиса религии в США. - В кн.: Критика религиозной идеологии и проблемы атеистического воспитания. - М.:Изд-во Московского университета, 1976, с.49-66; Рашкова Р.Т. Религиозный аспект контркультуры. - Вопросы научного атеизма. - М.:Мысль, 1978, вып.23, с.184-198; Ревуненкова Н.В. О мотивах религиозного бунтарства молодежи капиталистических стран. - В сб.: Социально-психологические аспекты нритики религиозной морали. - Л., 1974, с.20-33; Тимошин Л.Н. Серия статей о "культах" в США. - Наука и религия, 1982, № 7,9,11; 1983, КФ 1,2,9,10; Хршановский В.А. Неокультомания как проявление кризиса религиозного сознания продолжение см. на след. стр./ законченного освещения в советской литературе, особенно литературе исторической, данная тема еще не получила.

Исследований же, в которых проблема развития и сущности харизматического движения в США стала бы предметом специального рассмотрения, в марксистской литературе, как советской, так и зарубежной, нет. Буржуазные исследователи, между тем, опубликовали значительное число специальных работ. О харизматическом /неопятидесятническом/ движении в марксистской литературе имеются лишь отдельные высказывания. Так, советский философ Д.М.Угринович пишет, что "тенденция к повышенной религиозности экстатического типа уже давно находила свое проявление в США в существовании в этой стране эсхатологических сект протестантского направления. В 60-е годы эта тенденция затронула не только протестантов, но и католиков"*. Другой советский исследователь П.С.Гуревич определяет католическое пятидесятничество /одно из ярких направлений в современном неопятидесятничестве -С.Ш./ как"специфическое умонастроение внутри католицизма''^. продолжение/ на Западе. - В сб.: Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. - Л.,1978, с.55-70; Фурман Д.Е. Трагедия Джонстауна и американские секты. - США-Экономика, политика, идеология, 1979, № б, с.23-37.

1 Угринович Д.М. Современная англо-американская социология религии /основные направления и проблемы/.Вопросы научного атеизма. - М.:Мысль, 1981, вып.27, с.298.

2 Гуревич П.С. Спасет ли мессия?, с.2Ю; См. также: Великович Л.Н. Религия и церковь в США, с.120; Никифорова Б.З. Одно из тысяч. - Наука и религия, 1983, Р 4, с.60-61.

Существенную роль в разработке основных положений диссертации, помимо трудов специалистов по нетрадиционным формам религиозности имели работы советских ученых в области современного состояния религии и церкви на Западе - йеликовича Л.Н., Гараджи В.И., Добренькова В.И., Кисловой A.A., Митрохина Л.Н., Поповой М.А., Фурмана Д.Е. и других исследователей*.

Автор опирался в своей работе на труды советских ученых, пор священных истории и современной жизни США. Учитывал сложность

1 Великович J1.H. Указ. соч.; Гараджа В.И. Протестантизм. - М.: Политиздат, 197I; Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм: его замыслы и результаты. - М.:МГУ, 1980; Кислова A.A. Религия в формировании американской нации. - В кн.: Национальные процессы в США. - М. :Наука, 1973, с.360-396; Митрохин Л.Н. Баптизм. - М. :Мысль, 1973; Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. - М.:Наука, 1981.

2 Ашин Г.К. Доктрина "массового общества". - М.Политиздат, 1971; Баталов Э.Я. Философия бунта /Критика идеологии левого радикализма/. - М.Политиздат, 1973; Гаджиев К.С. США:Эволю-ция буржуазного сознания. - М. :Мысль, 1981; Замошкин Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. Социологический анализ некоторых тенденций в общественно^ психологии США. - М.:Наука, 1966'; Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. - Л.:Изд-во Ленинградского университета, 1974; Согрин В.В. Основатели ОНА: исторические портреты. - M.:Hayka, 1983; Новинская М.И. Студенчество США: Социально-психологический очерк. - М.:Наука, 197?; Фурсенко A.A. Критическое десятилетие Америки /60-е продолжение см. на след.стр./

- II и неразработанность теш, мы обращались к марксистским работам по таким областям гуманитарного знания, как психология, социальная психология, лингвистика.^

Научная новизна связана с тем, что в советской исторической науке етце нет трудов по теме, составляющей предмет диссертационной работы. Представленная диссертация является первой попыткой специального анализа харизматического /неопятидесятнического/ движения в США.

Впервые в советской исторической литературе раскрываются социальные и идейные предпосылки возникновения харизматического движения в США, дается общая социальная характеристика современного неопятидесятничества, анализируются основные особенности его религиозной доктрины и культовой практики, взаимоотношения с католической и протестантскими церквами, показывается социально-политическая направленность.

В диссертации впервые вводится в научный оборот целый ряд новых источников, еще не использованных в советской критичеспродолжение/ годы/. - Л.:Наука, 1974; Юлина Н.С. Буржуазные идеологические течения в США. Проблемы и противоречия "американского сознания". - М.:Наука, 1971.

I Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.:Мысль, 1981; Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л.:Изд-во ЛГУ, 1967; Поршнев БЛ. Социальная психология и история.-М.:Наука, 1966; Проблемы общественной психологии. Под ред.В.Н.Колбанов-ского и Б.Ф.Поршнева.-М.: Мыс ль, 1965; Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969. кой литературе. Среди них:

- работы лидеров и религиозных идеологов харизматического движения;

- документы католической церкви США, а также протестантских церквей этой страны, относящиеся к харизматическому движению;

- речи и выступления глав католической церкви, пап Павла У1 и Иоанна-Павла II, обращенные к харизматикам, либо сказанные о них на различных публичных аудиенциях.

Методологическая основа исследования. В процессе работы над диссертацией автор руководствовался марксистской методологией, которая требует от исследователя общественной мысли, объективно-исторической оценки явлений такого порядка^ как религия, связанного с экономической основой лишь косвенно - через политику, право, философию, этику. Методологической основой исследования послужили произведения классиков марксизма-ленинизма, документы и материалы КПСС, международного коммунистического и рабочего движения.

Классики марксизма-ленинизма писали о специфике религии в США в таких работах как "К еврейскому вопросу" К.Маркс, в письмах Ф.А.Зорге Ф.Энгельс /от 16 сентября 1886 г., 29 ноября 1886 г., 9 августа 1890 г./. В.И.Ленин разоблачал реакционную роль религии в США в работе "О значении воинствующего материализма", в "Письме к американским рабочим". Работы К. Маркса, Ш.Энгельса, В.И.Ленина, посвященные США, дают методологический ключ к анализу современных явлений в этой стране.

Американские ученые-марксисты также писали о роли и специ

I Маркс К., Энгельс Ф.,Соч., т.21, с.312. фике религиозной жизни в США,1 что помогает разобраться в нынешней политической и религиозной обстановке этой страны.

Обзор источников и литературы.

Поскольку харизматическое движение зародилось в США, ставших в последние десятилетия мировым центром различных сект, культов, религиозных движений, порой не просто выходящих за пределы традиционной церковности, но представляющих причудливые и экзотические религиозные явления, и именно здесь приобрело особо широкое распространение, наше исследование базируется, главным образом, на материалах этой страны. Знакомство с имеющейся в настоящее время литературой показывает, что исследуемая проблема еще недостаточно разработана, во многом запутана буржуазными авторами и требует дальнейшего детального изучения.

Для написания данной диссертации были привлечены саше разнообразные по характеру источники.

I. Работы лидеров и религиозных идеологов харизматического движения.

Основным источником изучения харизматического движения являются работы его лидеров и религиозных идеологов, как американцев, так и европейцев: Д.Гелпи, Р.Лорентена, К.МакДоннела, Р.Мартина, Э.Д.О'Коннора, Л.Д.Суэненса, К.Рэнегана и др.2

1 Фостер У.З. Закат мирового капитализма. Пер. с англ. - М.: Госполитиздат, 1959; Он же: Очерк политической истории Америки. Пер. с англ. - М.:Изд-во иностранной литературы, 1953; Aptheker Н. The Urgency of Marxist-Christian Dialogue. -New York, Evanston, London, 1970.

2 As the Spirit Leads Us. Ed. by Kevin and Dorothy Ranaghan. продолжение см. на след. стр./

Систематическая попытка осмысления харизматического движения была предпринята именно католиками. Работ протестантских лидеров и идеологов харизматического движения, насколько нам продолжение/

Paramus, New Jersey, New York,Toronto: Paulist Press, 1971; Gelpi D.L. Pentecostalism: A Theological Viewpoint. - New York: Paulist Press, 1971; Laurentin R. The Charismatic Movement: Prophetic Renewal or Neо-Conservâtism. - In: Neo-Con-servatism:Social and Religious Phenomenon. Ed.by G.Baum.- New York:Seabury Press, I98I,p.25-32; Laurentin R. Catholic Pen-tecostalism. -New York:Doubleday and Company,Inc.,1977; Martin R. A Crisis of Truth. The Attack on Faith, Morality and Mission in the Catholic Church. - Ann Arbor .{Mich. ): Servant Books, 1982; McDonnell K. Charismatic Renewal and the Churches. - New York; Seabury Press, 1976; McDonnell K. Charismatic Renewal and Ecumenism. - New York, Toronto:Paulist Press, 1978; O'Connor E.D. The Pentecostal Movement in the Catholic Church. - Notre-Dame:Ave Maria Press, 1971; Perspectives on Charismatic Renewal. Ed. by E.D.O'Connor. - Notre-Dame, Lon-don:Univ. of Notre-Dame Press, 1975; Ranaghan Kevin and Dorothy. Catholic Pentecostals. - New York et all:Paulist Newman Press, 1969; Suenens L.J., card. The Charismatic Dimension of the Church. Speech Addressed to the Second Session of the Second Vatican Council, oct.22, 1963. - In:Council Speeches of Vatican II. Ed. by H.Kung, Y.Congar, D.0'Hanion. - New Jersey: Paulist Press, 1964, p.29-34; Suenens L.J. Essays on Renewal. - Ann Arbor (Michigan): Servant Books, 1977; Suenens L.J. Une Nouvelle Pentecôte? - Paris:Desclee de Brouwer,1974. известно, нет. Мы имели возможность проанализировать лишь документы различных протестантских церквей США относительно харизматического движения. Поэтому мы опираемся на работы католических лидеров и религиозных идеологов харизматического движения.

Все перечисленные выше авторы пытаются представить харизматическое движение как некий вид духовного возрождения. Они считают, что перед лицом секуляризации церкви необходимо "духовное обновление", коим , по их мнению, и является харизматическое движение.^ Все они задаются вопросом, какие же социокультурные факторы привели к кризису "веры в священное". Например, Р.Лорентен пишет о том, что неопятидесятничество это ответ на ".глубокий религиозный и культурный кризис и р возвращение к необходимым ценностям".

Основной проблемой для указанных авторов является проблема теологического осмысления харизматического движения и увязывания его с теологической системой католической церкви. Они пытаются ответить на вопрос, является ли харизматическое движение для католицизма чем-то новым. Стараясь найти харизматическому движению место в современной католической теологии, они выборочно привлекают для этого старые авторитеты - Августина, Фому Аквинского, И.Лойолу и других. Главное для лидеров и религиозных идеологов - показать, что ничего некатолического, принципиально нового в этом ,явлении нет.

Отметим, что иезуиты, являющиеся интеллектуальной элитой католической церкви, многое сделали в данном направлении. В

1 As the Spirit Leads Us, p. 19.

2 Laurentin R. Catholic Pentecostalism, p.180. этом отношении интересна книга иезуита из США, профессора догматики и церковной истории,Д.Гелпи "Пятидесятничество. Теологическая точка зрения.", в которой он, используя теологическую доктрину Ф.Аквинского /его теологию "даров духа"/, некоторые постулаты И.Лойолы, а также послания апостола Павла, пытается создать теологическое руководство для современных неопятидесятников. Этой же цели служат и работы Э.Д.О'Коннора, К.Мак-Доннела, К.Рэнегана, Р.Мартина и других.'

Все указанные авторы стремятся не допустить выхода харизматического движения из-под контроля католической церкви, отсюда столь обильное количество работ, в которых с теологической точки зрения предпринимаются попытки осмыслить движение. II. Официальные публикации и документы.

1. Документы Второго Ватиканского собора, особенно его втоI рои сессии.

2. Документы Синода епископов римско-католической церкви о

1974 года, посвященного проблемам евангелизации.

3. Речи и выступления папы Павла У1 /1963-1978 гг. - время понтификата/ - большинство высказываний /16/ было сделано главой римско-католической церкви на различных публичных аудиено циях. Кроме данных высказываний, три речи были специально по

1 Council Speeches of Vatican II. Ed. by Y.Congar, H.Kung and D.O'Hanlon. - New Jersey:Paulist Press, 1964.

2 Documentaba IY Synodu Biskupow 1974. - Zycie i Mysl, 1975, nr. 2-3.

3 L»Osservatore Romano. Citta del Vaticano;21.Y.64, I6.IX.I964, 7-8.YI.1965, 19.Y.1966, I5.X.I966, I9.Y.I967, 26-27.Y.I969, продолжение см. на след. стр./ священы движению "харизматического обновления".*

4. Речь папы Иоанна Павла II /1978 г. - начало понтификата/ "Ответственность руководителей в решении христианской жизни", произнесенная на специальной аудиенции, данной им лидерам харизматического движения 7 мая 1981 г.

В указанных документах и выступлениях нашли отражения те шаги, которые католическая церковь сделала в направлении осовременивания теологии и смягчения доктрин, резко противопоставлявших католицизм другим христианским вероисповеданиям. Так или иначе речи и выступления пап Павла У1 и Иоанна Павла II отражали позицию официального католицизма.

Все перечисленные документы и выступления пронизывает тема кризиса современного католицизма и предлагаются пути выхода из него. Одобрительное' отношение государства Ватикан и его руководителей к харизматическому движению показывает, что они рассматривают его как один из возможных путей усиления влияния католицизма в современном мире.

5. Документы католической церкви США3 - доклад американских епископов "Пятидесятническое движение в католической церкви", продолжение/

27.Y.I97I, 14-15.II.1972, 22-23.Y.I972, 25.Y.I972, 26.X.I972, •30.XI. 1972, 24.Y.I973, 7.YI.I973, 12-13.YI. 1975.

Ilbid., II.X. 1973, 17. X. 1974, 19-20. Y. 1975.

2 La Responsabilité des dirigeants dans la promotion de la vie chrétienne. - IniLa Documentation Catholique ,1981, juin 21, p. 569-571.

3 Подробный анализ документов, как католической церкви, так и протестантских церквей США дан в тексте диссертации, в II.2. сделанный на Национальной конференции католических епископов 14 ноября 1968 года,* проект декларации епископата США, а также заявление епископов римско-католической церкви США от 1975 2 года о харизматическом движении; заявление католического епио скопата Канады относительно харизматического движения. б. Документы ряда протестантских церквей США, выразивших свое отношение к харизматическому движению. Нами были проанализированы документы епископальной церкви США, а также документы ряда пресвитерианских и лютеранских церквей США.^

1 Report of the American Bishops "The pentecostal Movement in the Catholic Church". - InsO'Connor E.D. The Pentecostal Movement in the Catholic Church", p.291-293.

2 Deklaracja Komisji d/s Studiow i Praktyki Duszpasterstwa Kon-ferencji Episkopatu Stanow Zjednoczonuch.-Zycie i Mysl,I975, N8,s.52-56; A Statement on Catholic Charismatic Renewal.-Publication Office, United States Catholic Conference.Wash.,1975

3 Message of the Canadian Bishops Addressed to All Canadian Catholics. - Publication Office, Canadian Catholic Conference, Ottawa.

4 The Charismatic Movement and Lutheran Theology. - A Report of the Commission on Theology and Church Relations of the Lutheran Church-Missouri Synod, January 1972; The Charismatic Movement in the Lutheran Church in America. Publ. as a Paper by the Lutheran Church in America. - New York City, 1974; The Person and Work of the Holy Spirit with Special Reference to the Baptism in the Holy Spirit. - Report to the Presbyterian Church in the U.S., submitted to the General Assembly, 1971; продолжение см. на след. стр./

III. Материалы социологических исследований. Буржуазные социологи, исследующие харизматическое движение, пытаются дать общую социальную характеристику его участников и оценить перспективы движения. Работы социологов служат важным источником, часто они богаты фактами, статистическими и эмпирическими данными, которые весьма интересны для исследования. Из социологических исследований необходимо отметить работы Б.Вильсона, Д.Гэллапа и Д.Полинга, 3.Грили, Зарецки и М.П. Леоне, М.Хайриха, Д.Янкеловича и других исследователей*. Факпродолжение/

The Work of the Holy Spirit. Report of the Special Committee on the Work of the Holy Spirit to the 182-nd General Assambly. The United Presbyterian Church in the United States of America. Publ. at the Office of the General Assembly, Philadelphia, 1970; The Speaking in Tongues and the Church. Episcopal Diocese of Los-Angeles, I960, april.

I Wilson B.R. The Noble Savages. The Primitive Origins of Charisma and its Contemporary Survival. - Berkeley, Los-Angeles, Univ. of California Press, 1975; Wilson B.R. Religious Sects. A Sociological Study. - World. Univ. Library, 1970; Greeley A.M. The American Catholic. A Social Portrait. - New York: Basic Books, Inc., Publishers, 1977; Gallup G.,jr., Polling D. The Search for America's Faith. - Nashville /Tenn./:Parthenon Press, 1980; Religious Movements in Contemporary America. Ed. by I.I.Zaretsky and M.P.Leone. - Princeton:Princeton Univ. Press, 1974; Heirich M. Change of Heart:A Test of Some Widely Held Theories about Religious Conversion. - American journal продолжение см. на след. стр./ тический материал , имеющийся в данных работах,'переосмыслен в диссертации с учетом классовых позиций их авторов.

1У.Литература общего характера /Исследования, публицистика/. Из иностранных источников общего характера можно выделить несколько работ, посвященных не непосредственно харизматическому движению, но косвенно затрагивающих его^.

В плане выяснения социально-психологических предпосылок возникновения различных нетрадиционных религиозных движений, в том числе и харизматического, интерес представляют работы историков и философов Ч.Рейча и Т.Роззака, а также работы протестантских продолжение/ of Sociology, 1977, 110V., vol.83, N 3, p. 653-680; Yankelovich D. The New Morality: A Profile of American Youth in the 70»s. - New York:McGraw-Hill Book Company, 1974; Bord R. L., Faulkner J.E. Religiosity and Secular Attitudes; The Case of Catholic Pentecostals. - Journal for scientific study of religion,1975, sept., vol.14, N 3, p.227-243.

I Cohen D. The New Believers. Young Religion in America. - New York:Evans and Company, Inc., 1975; Ellwood R.L. One Way: The Jesus Movement and its Meaning. - Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1973; Duchesne J. "Jesus-Revolution" made in USA. - Paris, 1972; Jacob M. Pop Goes Jesus. An Investigation of Pop-Religion in Britain and America. - London and Oxford:Nowbrais, 1972; Ward H. The Par-out Saints of Jesus Communes. A Firsthand Report and Interpretation of the Jesus People Movement. - New York:Associated Press, 1972; Dolan J.P. Catholic Revivalism:The American Experience, 1830-1900. -Notre-Dame:Univ. of Notre-Dame Press, 1978. теологов К.Кокса и Р.Л.Джонсона. ^

Указанные авторы признают кризис современного капиталистического общества, но считают, что главными социокультурными элементами выхода из него будут религия и церковь. Например, Г.Кокс в одной из своих последних работ "Лицом к Востоку. Почему американцы обращаются к Востоку за духовностью и что эти поиски могут означать для Запада" продолжает развивать тему духовности и рождаемой этой духовностью религиозности, пред2 латает искать духовность в учениях и деяниях первых христиан.

В плане выяснения особенностей кризиса современного церковного института в США и особенностей различных новых течений в протестантской и католической теологиях ценными оказались работы американских исследователей, собранные в различных науч

1 Reich СН. The Greening of America, - New York:Penguin Books, 1971; Roszak Th. The Making of a Counter-Culture Reflections on the Technocratic Society and its Youthful Opposition. -New York:Doubleday and Company,Anchor Books, 1969.

Cox H. Turning East. Why Americans Look to the Orient for the Spirituality and What That Search Can Mean to the West, - New YorkiPubl. by Simon and Schuster, 1977J Johnson R.L. counterculture and the Vision of God. - Minneapolis /Minn./sAugsburg Publ. House, 1971.

2 Cox H. Turning East, p.157. Критику взглядов Г.Кокса см: Юлина Н.С. "Радикальная теология" X.Кокса. - В кн.: Философия, религия, культура: Критический анализ современной буржуазной философии. - М. -.Наука, 1982, с.324-356. ных сборниках^.

В понимании процесса "американизации", т.е. процесса приспособления к Америке католической церкви необходимой оказалась работа католических социологов Э.Вокина и Д.Ф.Шейера "Де-рома-низация американской католической церкви", дающая возможность понять многие явления, происходящие в современном католицизме в США, в том числе и такое явление как католическое пятидесят-2 ничество .

Необходимо отметить классическую работу французского исследователя А.де Токвиля, содержащую ряд ценных наблюдений над о особенностями религии в США и об отношении к ней американцев • У. Периодическая печать.

Своеобразным источником является пресса - светская и религиозная.

Из религиозной периодики наиболее полно использован журнал "America" » официальный орган иезуитов США и Канады, на страни= цах которого был опубликован ряд статей католических священников, являющихся лидерами и рядовыми участниками харизматичес

1 Religion in American Society. - The Annals of the American

Academy of Political and Social Science« Ed. by Lambert R.D.

- Philadelphia, I960; The SixtiestRadical Change in American

Religion. - The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Ed. by Gustafson ¿Г.Ы. - Philadelphia,

1970j Baedalus. Journal of the American Academy of Arts and Sciences. - Boston, vninter 1967; winter 1982.

2 Wakin E., Scheuer J.P. The De-Romanisation of the American Catholic Church. - New York, Toronto, bondon, 1970.

3 Токвиль А. де. 0 демократии в Америке. - iff. ¡Книжное дело,1897, кого движения. Использованы также американский католический еженедельник "The Pilot" орган Бостонской католической епархии и печатный орган католиков-пятидесятников, журнал »New Covenant". Мы обращались также к официальному католическому журналу "La Documentation Catholique" и газете "L'Osservatore Romano", публикующему документы различных встреч харизматиков, а также выступления официальных деятелей католической церкви относительно харизматического движения.

В американской прессе 1960-1970-х годов появляется серия статей, посвященных религиозным поискам вне традиционных вероисповеданий, в том числе и о харизматическом движении. Диссертантом собраны все имеющие отношение к теме материалы, опубликованные В журналах "Time", "Newsweek", "U.S.News & World Report", "Saturday Review", "The New York Times Magazine".

Использована различная экуменическая периодика, в частности, журнал "The Ecumenical Review", орган Всемирного совета церквей, издаваемый в Женеве, и американский "Journal of the Ecumenical Studies", в которых на протяжении ряда лет публикуются статьи как протестантских, так и католических теологов об экуменическом аспекте деятельности харизматического движения.

Определенную помощь в работе над диссертацией оказала различная справочная литература, материалы официальной статистики и данные различных опросов.^

I The Catholic Encyclopedia. An International Work of Reference on the Constitution, Doctrine and History of the Catholic Church. - New York: Robert Appleton Company, 1906-1912; The Encyclopedia of American Religions. By J.G.Melton. - Wilmingпродолжение см. на след. стр./

Практическая ценность исследования определяется тем, что результаты могут быть использованы в научной, педагогической и идейно-воспитательной работе. Выявление перспектив харизматического движения и его влияния на социально-политическую ориентацию участников будет способствовать пониманию некоторых тенденций развития общественно-политической жизни США.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы: - в курсе лекций по истории США на исторических факультетах университетов и педагогических институтов, а также при подготовке спецкурсов по истории США по темам' - "Религия и церковь в США", "Молодежь и религия в США"; продолжение/ ton /North Carolina/:McGrath, 1978, vol.1, vol.2; Encyclopedia of religion and ethics. Ed. by J.Hastings. - New York:Ch. Scribner's Sons; Edinburgh:!, and T.Clark, 1925-1926, vol.V, 71, X-XIIj New Catholic Encyclopedia. - New York:McGraw-Hill, 1976, vol.4; The Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. by Cross F.L. and Livingstone E.A. Second Edition. - Ox-ford:Oxford Univ. Press, 1977; Statistical Abstract of the U.S. - U.S.Bureau of the Census, Wash.:U.S.Government Priting Office, 1972, 1973; Census of Religious Bodies 1936. Prepared under the Supervision of Dr. T.P.Murphy Chief Statistician for Religious Statistics. - Wash.:U.S.Government Priting Office, 1939; Religion in America. The Gallup Opinion Index. -Princeton:American Institute of Public Opinion:Report N 130, 1976; report N 145, 1978; report N 184, 1981.

- 25

- в системе партийного образования, в лекциях общества "Зна1 ние", университетах марксизма-ленинизма;

- при подготовке соответствующих разделов в музеях истории религии и атеизма - при разработке таких тем, как "Религия и церковь в современном мире", "Идеологическая борьба и религия" и др.

Как говорилось, критический анализ харизматического движения в США является первым опытом в марксистской литературе. Представляется, что это направление в изучении нетрадиционных форм религиозности достаточно перспективно, так как позволяет конкретно, на примере определенного движения рассмотреть особенности обыденной религиозности в США, глубже вскрыть специфику проявления духовного кризиса в этой стране.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Шершнева, Светлана Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце 1960-х гг. процесс размывания традиционной буржуазной системы ценностей выплеснулся наружу в виде демократического движения молодежи и интеллигенции, которое поставило на массовом уровне проблему переоценки буржуазных ценностей. Именно в эти годы были предприняты попытки выйти за предел американской буржуазной идеологии и в области социально-политической /движение "новых левых"/ и в области религиозной /в виде попыток оживить "забытые" архаические формы христианской религиозности, а также выйти за предел христианства вообще, свидетельством чему явился бурный рост различных восточных культов/.

Но протестующая молодежь США не смогла найти мировоззренческую альтернативу американской буржуазной идеологии - поиски новых мировоззренческих установок шли во многом по традиционному руслу религиозных исканий. Новым в этом процессе было то, что эти искания, получившие в научной литературе наименование нетрадиционных форм религиозности, проходили вне круга традиционных вероисповеданий, в различных экзотических и архаических религиях. Обращение к религии как средству духовного оздоровления общества также было вызвано разочарованием в рационалистической философии, науке, общественном прогрессе.

Под общим именем нетрадиционных форм религиозности подразумевается множество различных религиозно-мистических течений, часто далее противоположных - как по характеру религиозности, так и по социально-политической направленности. Из них мы взяли для исследования так называемое харизматическое /неопяти-десятническое/ движение, которое охватило и протестантов, и католиков, как в США, так и в других странах. Обращает на себя внимание тот факт, что основная среда распространения этого движения - представители различных слоев "среднего" класса. Другая примечательная его особенность состоит в том, что харизматическое движение затрагивает не только те слои населения, которые входили и продолжают входить в протестантские /епископальную, пресвитерианские, лютеранские/ церкви, а также в католическую церковь, но и в немалой степени, как мы показали в главе I, людей, которые стояли и стоят вне официальных традиционных церквей. Именно последние создали ряд независимых неопятидесятнических образований, которые ныне рассматриваются уже как официальные церкви.

Среда распространения харизматического движения, а также сам состав церквей /церквей экономически обеспеченных людей/, но церквей, которые в конце 1960-х гг. начинают переживать острейший кризис - все это свидетельствует о глубине кризиса всей буржуазной системы ценностей, а следовательно, и религии.

На примере харизматического движения можно говорить, что для современного Запада достаточно типичной является фигура "сикера",-'- человека, ищущего "истинную" церковь. Движение ориентируется на обретение человеком через бога каких-то реальных ценностей и хотя бы частичного посюстороннего вознаграждения.

Б области религиозной идеологии для харизматического движения характерны апокалиптические мотивы второго пришествия и

I от англ. глагола -Ьо веек - искать. бедствий перед концом мира. Главный мотив в их проповедях -это идея обреченности современного мира, находящегося в состоянии морального разложения. Библия играет главную роль и в вере, и в практике харизматического движения - понимается буквально.

В области религиозной практики у неопятидесятников царит свобода личного выражения в молитве, определенную роль играют музыка и пение. Главное внимание сосредоточивается на практи-ковании глоссолалии, заимствованной у институционного пятиде-сятничества. Характерным является то, что современные неопятидесятники заимствуют не только практику пятидесятников -глоссолалию, но в определенной мере и теологию институционного пятидесятничества, ибо факт глоссолалии ими осмысливается. Очевидно, что глоссолалия является выражением иллюзорно-компенсаторной функции религии и приносит лишь иллюзию освобождения от трудностей, но отнюдь не решает реальных проблем существования личности и общества. Как известно, переход на позиции того или иного вероучения не сводится лишь к замене одних идей другими, он всегда связан с изменением поведения человека и типа его социальной деятельности.

В современном неопятидесятничестве протестантский спиритуализм /непосредственное общение верующего с богом/, в прошлом нередко мобилизовавший массовое сознание к активности, выполняет роль фактора, который поощряет социальную пассивность. Очевидно, молено говорить об определенном социально-политическом эффекте культовой практики неопятидесятничества, которая культивирует политический консерватизм.

Итак, этот возврат к религиозной ортодоксальности в харизматическом движении касается не только догматики, но и социального поведения, что в результате оборачивается выигрышем для господствующего класса. Участие в харизматическом движении - принятие и практики, и, в определенной степени, теологии пятидесятничества, меняет человека, делает его другим - человек становится сконцентрированным на самом себе, отсюда - оппозиция любым формам политической активности. Значит, можно говорить о том, что харизматическое движение усиливает консервативные настроения в обществе. В целом, харизматическое движение имеет тенденцию к политическому консерватизму и антикоммунизму. Наиболее важное в харизматическом движении - показать "участие в деятельности бога", а не в социальной деятельности мира. Приход в движение является уходом от действительности, что выгодно реакции. Эта тенденция к консерватизму в области политической была усилена общей консервативной реакцией, наступившей в США в конце 1970-х гг. Мы считаем, что харизматическое движение является показателем неприятия культурного модернизма 1960-х гг.

Исследуемое нами харизматическое движение является и ярким свидетельством, и мощным катализатором процесса деформации традиционных форм религиозности. Как верно отмечала М.А.Попова: ". религиозные искания по существу являются своеобразным компромиссом между субъективно ощущаемой потребностью в религии и неприятием ее традиционных форм".^ Современные религиозные деятели свидетельствуют, что христианство растворилось в смутной религиозности. Характер современной религиоз

I Попова М.А. "Гуманистическая религия" Эриха Фромма и тупики буржуазного гуманизма. - Вестник МГУ /философия/, 1976, № 5, с.88. ности содержит в себе глубокое противоречие между стремлением верить и неспособностью верить, неспособностью жить по вере. Но желание веры, потребность в ней и истинная вера - совсем не одно и то же. Желание веры весьма часто приводит к самообману. Желание веры порой возникает на основе усталости от безверия и от неудовлетворенности существующей религиозной системой. "Современные религиозные движения, - пишет Д.Е.Фурман, -это поиски новой, дающей ясную жизненную ориентацию идеологии, ибо сознание оказывается не в состоянии справиться со все более отчетливо вырисовывающейся мировоззренческой и этической неопределенностью, поиски, идущие в самых разных, но преимущественно архаических и экстравагантных направлениях".* Примером таких поисков является и харизматическое /неопятидесят-ническое/ движение, которое, как и всякое религиозное мировоззрение отвлекает, переключает сознание человека на решение сугубо религиозных проблем. Как и всякая религия, харизматическое движение привлекает к себе, суля освобождение от бремени -спасение, обновление, но дает лишь разрядку, утешение, т.е. оказывает наркотическое действие.

Современные религиозные искания, в том числе и харизматическое движение, могут- быть расценены как выражение общего кризиса буржуазной идеологии и сопутствующего ему "духовного голода", как идейный и моральный тупик, в который зашла часть американской молодежи и интеллигенции. В одобрении, хотя и с рядом оговорок, харизматического движения официальными церковными институтами, как протестантскими, так и католическими,

I Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. - М.: Наука, 1981, с.242. видно их стремление приспособиться к изменениям в современном мире, преодолеть кризис.

Рассматриваемое движение интересно как симптом разрушения, кризиса буржуазной культуры, симптом трансформации институциональных форм религии в современном буржуазном обществе.

Основная среда распространения этого движения - представители различных слоев "среднего класса", ищущих "истинную" церковь и ориентированных на "посюстороннее" вознаграждение, иллюзию которого создает культовая практика, заимствуемая у пя-тидесятничества. Именно поэтому харизматическое движение привлекает к себе не только людей, которые входили или продолжают входить в католическую и протестантские церкви, но и тех, кто стоял и стоит вне официальных традиционных церквей.

Используемые в диссертации социологические данные подвели к выводу о необычном социальном составе харизматического движения, который говорит о том, что оно является и проявлением духовного кризиса в современной Америке, и иллюзорной попыткой из него выйти. Необычный социальный состав современного неопятидесятничества позволяет говорить о моральной и духовной неудовлетворенности части образованных и материально обеспеченных людей, 1физисе буржуазной системы ценностей.

На наш взгляд, харизматическому движению присущи следующие специфические черты:

- эклектичная идейная концепция,

- отрицание политических методов борьбы,

- тенденция к политическому консерватизму и антикоммунизму,

- использование определенного вида религиозной практики, а именно практики, заимствованной у институционного пятидесятни-чества - глоссолалии,

- заимствование пятидесятнической теологии, ибо факт глоссолалии осмысливается,

- институционализм - признание религиозного института с его иерархией /в большей степени характерно для католического пятидесятничества/,

- стремление к миссионерской деятельности,

Учитывая данные специфические черты, а также указанные особенности /необычность социального состава участников и состава самих церквей/, можно говорить о том, что харизматическое движение является показателем и проявлением духовного кризиса в современном американском обществе. К нему уместно отнести слова В.И.Ленина: "Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда как органы буржуазной реакции.".^"

Основные характеристики харизматического движения - его идеология, его практика, социальный состав, ярко отразившие процесс эволюции религии в современном мире, свидетельствуют в конечном итоге о кризисе капитализма и всей буржуазной системы ценностей.

I Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.17, с.416.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Шершнева, Светлана Владимировна, 1985 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.3-230.1

2. Маркс К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.I, с.382-413.

3. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.414-429.

4. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии, т.1, книга I. Процесс производства капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23, с.5-784.

5. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.269-317.

6. Энгельс Ф. Письмо К.Марксу в Лондон, около 26 мая 1853 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.28, с.208-210.

7. Энгельс Ф. Письмо И.Блоху. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.37, с.393-397.

8. Энгельс Ф. Письмо Ф.А.Зорге от 8 августа 1887 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.36, с.577-579.

9. Энгельс Ф. Письмо Ф.А.Зорге от 16 сентября 1886 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.36, с.450-453.

10. Ю.Энгельс Ф. Письмо Ф.А.Зорге от 29 ноября 1886 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.36, с.488-491.

11. Произведения К.Маркса и Ф.Энгельса указаны по 2-му изданию их сочинений.

12. Энгельс Ф. Письмо Ф.А.Зорге от 9 августа 1890 г.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.37, с.372-375.

13. Ленин В.И. Задачи Союзов молодежи. Полн. собр.соч., т.41, с.298-318.1

14. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр.соч., т.17, с.415-426.

15. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. Полн. собр.соч., т.45, с.23-33.

16. Документы и материалы КПСС и советского правительства

17. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.Политиздат, 1981. - 223 с.

18. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.:Политиздат. - 80 с.

19. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы Международного Совещания коммунистических и рабочих партий. Москва, 5-17 июня 1969 г. М.гПолитиздат, 1969. - 64 с.

20. Официальные документы и JтyбJшкaции

21. Конституция государств Американского континента. Пер. под ред. д-ра юрид.наук проф. Г.С. Г'урвича. М. ¡Издательство иностранной литературы, 1959, т.З. с.223-254.

22. Конституции и законодательные акты буржуазных государств ХУП-Х1Х вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия. Сборник документов. Под ред. /и с пред./ проф. И.Н.Галанзы. М.: Госюриздат, 1957, с.163-212.

23. Все произведения В.И.Ленина указаны по Ь-му изданию его сочинений .

24. The Assembly's Digest. The Presbyterian Church in the United States, 1965. 9 p.

25. The Charismatic Movement and Lutheran Theology. Report of the Commission on Theology and Church Relations of the Lutheran Church-Missouri Synod, January, 1972. - 25 p.

26. The Charismatic Movement in the Lutheran Church in America. Published as a Paper by the Lutheran Church in America. New York City, 1974. - 19 p.

27. Council Speeches of Vatican II. Ed. by Y.Congar, H.Kung and BCËanlon. New Jersey: Paulist Press, 1964. - 288 p.

28. Les Charismatiques aux Etats-Unis/Declaration du Comité episcopal de recherche et de pratique pastorale/, La Documentation Catholique, 1975, N 1670.

29. Declaracja Komicji d/s Studiow i Practyki Duszpastorstwa Koferencji Episcopatu Stanow Zjednoczonych Zycie i1. Mysi, 1975, N8, s.52-56.

30. Documentacja IV Synodu Biskupow 1974. Ewangelizacja V/spo-szesnegoSWiata. Zycie i Mysl, 1975, N 2-3.

31. Ioann-Paul II, Pope. La Responsabilité des Dirigeants daus la Promotion de la Vie Chrétienne La Documentation Catholique, 1981, juin 21, p.569-571.

32. Lutherans Theologians Discuss Doctrine of the Holy Spirit. Lutheran Charismatic Renewal Newsletter, 1975, January I. - 3 p.

33. Message of the Canadian Bishops Addressed to all Canadian Catholics. Publication Service, Canadian Catholic Conference, Ottawa. 10 p.

34. The Person and Work of the Holy Spirit with Special Reference to the Baptism in the Holy Spirit. Report; to the Presbyterian Church in the U.S., submitted to the General Assembly, I97I. 15 P.

35. Pike J.A. Bishop of California. A Pastoral Letter, 1963» may 2| 5 P»

36. Preliminary Report. Study Commission on Glossolalia. Division of Pastoral Services, Diocese of California, 1963» may 2.12 p.

37. Report of the American Bishops "{Eher Pentecostal Movement in the Catholic Church. In: O'Connor B.D. The Pentecostal Movement in the Catholic Church. - I'Totre-Dame:Ave Maria Press, I97I, p.291-293.

38. Report of the Special Commission on Glossolalia. To the Right Reverend G.F.Burrill, Bishop of Chicago, I960, des.12. 4 p.

39. Report of the Field Study Committee on Speaking in Tongues. -Commission on Evangelism of the American Lutheran Church, 1963. 12 p.

40. A Statement on Catholic Charismatic Renewal. Publication Office, United States Catholic Conference, Washington, - 6 p.37» The Speaking in Tongues and the Church. Episcopal Diocese of Los-Angeles, I960, april. 6 p.

41. A Statement vd.th Regard to Speaking in Tongues. Reports and

42. Работы лидеров и религиозных идеологов^ харизматич ее кого движения /книги, статьи, выступления/

43. As the Spirit Leads Us. ed. Ъу Kevin and Dorothy Ranaghan.-New York, Parajnus, New jersey, Toronto, 1971. 250 p.

44. Gelpi D.L. PentecostaliBm: A Theological Viewpoint. New York /Paramus/, Toronto: Paulist Press, 1971. - 234 p.

45. Geipi D.L. American Pentecostalism. Concilium, 1973» v.9, N 9, p.IOI-IIO.

46. Haughey J.C. Jesus-79 and Christian Unity. America,1979, march 31, v.140, N 12, p.250-253.

47. Martin R. A Crisis of Truth. The Attack on Faith, Morality and Mission in the Catholic Church. Ann Arbor /Mich./: Servant Books, 1982. - 245 p.

48. McDonnell K. Catholic Pentecostalism. Problems in Evaluti-on. New York: Dove Publications, 1970. - 20 p.

49. McDonnell K. Charismatic Renewal and the Churches. New York: Seabury Press, 1976. - 202 p.

50. McDonnell K. Charismatic Renewal and Ecumenism. New York /Ramsey/, Toronto: Paulist Press, 1978. - 126 p.

51. McDonnell K. The Ideology of Pentecostal Conversion. -Journal of the Ecumenical Studies, 1968, winter, v.5, N1, p.105-126.

52. O'Connor E.D. The Pentecostal Movement in the Catholic

53. Church. Kotre-Dame,/Indiana/: Ave Maria Press, 1971. -301 p.

54. Perspectives on Charismatic Renewal. Ed. by E.D.O'Connor.-Notre-Dame, London: Univ. of Notre-Dame Press, 1975. 216 p

55. Ranaghan K. and D. Catholic Pentecostals. New York et all: Paulist Newman Press, 1969. - 266 p.

56. Ranaghan K. Jesus-79: Another View. America, 1979, may 19, v.140, N 19, p.409-4H.

57. Suenens L.J. The Charismatic Dimention of the Church. Speech Addressed to the Second Session of the Second Vatican II. Ed. by Y.Congar, H.Kung, D.O'Hanlon. New Jersey: Paulist Press, 1964, p.29-34.

58. Suenens L.J. Essays on Renewal. Ann Arbor /Mich./: Servant Books, 1977. - 131 p.

59. Suenens L.J. Une Nouvelle Pentecote? Paris: Desclee de Brouver, 1974. - 272 p.

60. Статистические сборники и справочная литература

61. О научном атеизме и атеистическом воспитании. Справочник для партийного актива и организаторов атеистической работы. М.:Изд-во политической литературы, 1974. - 287 с.

62. Церкви в США. Ред. Д.Е.Фурман. Справочник, выпуск 1-1У, М., 1980-1982 гг.

63. The Catholic Encyclopedia. An International Work of Reference on the Constitution, Doctrine, Discipline and History of the Catholic Church. In Fifteen volumes. New York: Robert Appleton Company, I906-I9I2.

64. The Encyclopedia of American Religions. By J.G.Melton. -Wilmington /North Carolina/: McGrath, 1978, v.I 608 p., v.2 - 595 P.

65. Encyclopedia of Religion and Ethics. Ed. by J.Hastings. -New York: Ch.Scribner's Sons; Edinburgh: T. and T.Clark. -1925-1926, vol.V, VI, X-XII.

66. Gallup G. Religion in America. The Gallup Opinion Index. Report N 136, 1976; Report N 145, 1978; Report N 184,1981.-Princeton, New Jersey: American Institute of Public Opinion.

67. New Catholic Encyclopedia. New York: McGraw, 1976, v.4.

68. The Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. by F.L.Cross. Second Edition. Ed. by F.L.Cross and Livingstone. Oxford: Oxford Univ. Press, 1977. - 1518 p.

69. Statistical Abstract of the United States. ?/ashington. -U.S. Bureau of the Census, Wash.: U.S.Government Printing Office. - 1972. - 1018 p.; 1973. - Ю14 p.

70. Surveys by Louis Harris and Associations 1966-1979; ABC News Louis Harris Surveys, 1978-1980.1. Периодические издания

71. Братский вестник, 1975, № I.

72. Христианский поборник. Русский орган методистской церкви, I9II, октябрь, т.2, № 10.

73. America /Periodical/. Publ. by Jesuits of U.S. and Canada.-New York, I974-I98I.

74. Christianity Today. A Magazine of Evangelical Conviction. -Washington, 1977-1980.

75. Church Times, 1974, nov.I5*74. Concilium, 1973, v.9, N9.

76. Daedalus. Journal of the American Academy of Arts and Sciences, Boston, winter 1967; winter 1982.

77. Documentation Catholique. Paris, I977-I98I.

78. The Ecumenical Review. The Quaterly of the World Council of Churches, 1978, april, v.30, N 2.

79. Information Catholique Internationales /periodical/. Paris, I969-I975.

80. Journal of the Ecumenical Studies. Philadelphia, Temple Univ. press, 1980, v.I7, N 4.

81. New Covenant. Ann Arbor /Mich./, I97I-I975.

82. The New Republic, 1978, july I.

83. The New York Times Magazine, 1977-1980.83. Newsweek, 1971-1980.

84. I'Osservatore Romano. Citta del Yaticano, 1964-1975.

85. Pastoral Newsletter. Ann Arbor /Mich./, 1970, oct.86. The Pilot, I980-I98I.

86. Political Affairs. Journal of Marxist Thought, New York, I975-I98I.

87. Psychology Today, april 1981.

88. Social Compass, 1978, v.XXY, N I.90. Saturday Review, 1977.91. Time, 1969-1980.

89. U.S. News & World Report. Washington, 1975-1983.

90. The Washington Post, 1977.

91. Исследования, публицистика книги

92. Ашин Г.К. Доктрина "массового общества". М. .'Политиздат, 1971. - 191 с.

93. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. /Истоки, сущность, влияние на молодежь Запада/. М.:Изд-во Московского университета, 1984. - 286 с.

94. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах и их влияние на молодежь. М.:Изд-во Московского университета, 1980. - 103 с.

95. Бальмонт К. Поэзия как волшебство. М.,1922. - 112 с.

96. Баталов Э.Я. Философия бунта /Критика идеологии левого радикализма/. М.:Политиздат, 1973.- 222 с.

97. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. -СПб.:Изд-во К.Л.Риккера. 144 с.

98. Борьба идей в современном мире. Под общей ред.акад. Ф.В. Константинова. М.Политиздат, 1976, т.2. Современный капитализм: противоречия и доктрины. - 399 с.

99. Ю1.Великович Л.Н. Религия и церковь в США. М.:Наука, 1978. -143 с.

100. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М.:Изд-во Акад.пед.наук, 1960. -500 с.

101. ЮЗ.Гарадлса В.И. Протестантизм. М. Политиздат, 1971. - 200 с.

102. Ю4.Гаджиев К.С. США: Эволюция буржуазного сознания. М.: Мысль, 1981. - 255 с.

103. Григулевич И.Р. Пророки "новой истины": Очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М.:

104. Политиздат, 1983. 303 с. 106. Гуревич П.С. Спасет ли мессия? "Христомания" в западном мире. Философско-публицистический очерк. - М.Политиздат, 1981. - 272 с.

105. Гуревич П.С. Современные внеконфессиональные организации на Западе. М.:3нание, 1983. - 64 с.

106. Добреньков В.И. Современный протестантский теологический . модернизм в США: его замыслы и результаты. М.:Изд-во МГУ, 1980. - 248 с.

107. Замошкин Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. Социологический анализ некоторых тенденций в общественной психологии США. М.:Наука, 1966. - 328 с.

108. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке. Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М.:Мысль, 1980.- 247 с.

109. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический очерк. Л.:Изд-во ЛГУ, 1974. - 166 с.

110. Кон И.С. Социология личности. М.:Политиздат,1967.-383 с.

111. Коновалов ДьГ. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Сергиев Посад, 1908, часть I. - 255 с.

112. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.:Изд-во Ленинградского университета, 1967. - 173 с.

113. Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порозвдение речевого высказывания. М.:Мысль, 1969. - 307 с.

114. Леонтьев A.A. Проблемы развития психики. М.:Мысль, 1981.- 584 с.

115. Лисовский В.Т. Что значит быть современным? 3-е изд.,доп.,- М.:Политиздат, 1983. 222 с.

116. Марушкин В.И. История в современной идеологической борьбе

117. Строительство социализма в СССР сквозь призму антикоммунистической историографии США/.- М.:Мысль, 1972. 230 с.

118. Массовые движения социального протеста в США /Семидесятые годы/. Отв.ред. И.А.Геевский, Л.А.Салыяева. М.:1. Наука, 1978. 343 с.

119. Митрохин Л.Н. Баптизм. М.:Политиздат, 1974, 2-е изд.,263 с.

120. Митрохин Л.Н. Религиозные "культы" в США. М.:3нание, 1984. - 64 с.

121. Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. Новосибирск:Наука, 1978. - 414 с.

122. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт ^итической характеристики. Л.:Лениздат, 1972. - 296 с.

123. Новинская М.И. Студенчество США: Социально-психологический очерк. М.:Наука, 1977. - 213 с.

124. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.:Мысль, 1966.- 327 с.

125. Попова М.А. Критика психологической апологии религии. /Современная американская психология религии/. М.: Мысль, 1972. - 263 с.

126. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.:Наука, 1966. - 213 с.

127. Проблемы общественной психологии. Под ред. В.Н.Колбанов-ского и Б.Ф.Поршнева. М.:Мысль, 1965. - 470 с.

128. Религия и церковь в капиталистических странах. М.:Мысль, 1977. - 364 с.

129. Религия и церковь в современную эпоху. М.:Мысль, 1976.- 364 с.

130. Современная буржуазная философия и религия. М.:Изд-вополитической литературы, 1977. 376 с.

131. Согрин В.В. Основатели США: исторические портреты. М.: Наука, 1983. - 176 с.

132. Социология контркультуры /Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь/. Авт.: Давыдов Ю.Н., Роднян-ская И.В. М.:Наука, 1980. - 264 с.

133. США глазами американских социологов. Социальные аспекты американского образа жизни. М.:Наука, 1982, кн.1.— 264 с.

134. США: консервативная волна. Пер. с англ. /Введение и общая редакция А.Ю.Мельвиля/. М.'.Прогресс, 1984. - 342 с.

135. США: обострение социальных противоречий и массовые демократические движения. М.:Наука, 1980. - 280 с.

136. Токвиль А.де. О демократии в Америке. М.:Книжное дело, 1897. - 620 с.

137. Философия, религия, культура: Критический анализ современной буржуазной философии. М.:Наука, 1982. - 397 с.

138. Фостер У.З. Закат мирового капитализма. Пер. с англ. -М.:Госполитиздат, 1959. 222 с.

139. Фостер У.З. Очерк политической истории Америки. Пер. с англ. М.:Изд-во иностранной литературы, 1953. - 919 с.

140. Фураев В.К.,ред. Актуальные вопросы истории США и Англии в новое и новейшее время. Л., 1975. - 160 с.

141. Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М.: Наука, 1981. - 256 с.

142. Фурсенко A.A. Критическое десятилетие Америки /60-е годы/. Ленинград .-Наука, 1974. - 348 с.

143. Фурст Дж.Б. Невротик. Его среда и внутренний мир. Пер. с англ. М.:Изд-во иностранной литературы, 1957. - 375 с.

144. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. /Пер. с англ., научн. ред. Я.Н.Засурский/. М. :Мысль, 1980. - 326 с.

145. Юлина Н.С. Буржуазные идеологические течения в США. Проблемы и противоречия "американского сознания". М.¡Наука, 1971. - 136 с.

146. Юнг К. Психологические типы. М., 1924. -96 с.

147. Ahlstrom S.A. Religious History of the American People. -New Haven: Yale University Press, 1972. II58 p.

148. Aptheker H. The Urgency of Marxist-Christian Dialogue. -New York, Evanston and London, 1970. 196 p.

149. The Church and Revolution. Ed. by H.G.Cox. Genewa, 1967, - 256 p.

150. Cohen D. The New Believers. Young Religion in America. New York: Evans and Company, Inc., 1975. - 192 p.

151. Cox H. The Secular City: Secularization And Urbanization in Theological Perspective. London, 1966. - 276 p.

152. Cox H. Turning East. Why Americans Look to the Orient for Spirituality and what that Search Can Mean to the West. -New York: Publ. by Simon and Schuster, 1977. 192 p.

153. Dolan J. P. Catholic Revivalism: the American Experience, I830-I9OO. Notre-Dame:13iiiv», of Notre-Dame Press,1978. -248 p.

154. Ellwood R.L. One Way: The Jesus Movement and its Meaning.-Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall,1973.-150 p.

155. Duchesne J. "Jesus-Revolution" made in USA. -Paris,1972.-202 p.

156. Pracchia Ch.A. Second Spring. The Coming of Age of U.S. Catholicism. New York: Harper and Row Publishers, Inc.,1980. 176 p.

157. Fromm E. The Dogma of Christ and other Essays on Religion, Psychology and Culture. 2 nd.print. New York, Chicago, San-Francisco, Publ., 1963. - 212 p.

158. Fichter J. H. The Catholic Cult of the Paraclete. /With a Foreword by Donald 1. Gelpi/. New York: Sheed and Ward, 1975. - 183 p.

159. Gallup G.,jr., Poling D. The Search for America's Faith. -Nashville /Tenn./; Parthenon Press, cop., 1980. 20 p.

160. Gerlach L.P. And Hine V.H. People, Power, Change^ Movements of Social Transformation. Bobbs-Merrill, Indianapolis, 1970. - 257 p.

161. Goodman F.D. Speaking in Tongues. A Cross-Cultural Study of Glossolalia. Chicago and London: Univ.of Chicago Press, 1972. - 176 p.

162. Greeley A.M. The American Catholic. A Social Portrait. -New York: Basic Books, Inc., Publishers, 1977. 280 p.

163. Herberg Y/. Protestant, Catholic, Jow: An Essay in American Religious Sociology. New York: Doubleday and Company., Inc., 1956, - 320 p.

164. Jacob M. Pop goes Jesus: An Investigation of Pop-religion in Britain and America. Oxford: Mowbrays,1972. - 104 p.

165. Kildahl J.P. The Psychology of Speaking in Tongues. -New York: Harper and Row, 1972. 110 p.

166. Lasch Ch. The Culture of Narcissism. American Life in an Age of Diminishing Expectations. New York: Norton and Company, Inc.,1978. - 268 p.

167. Leckie R. American and Catholic. New York: Doubledayand Company, Inc., 1970. 388 p.

168. Martin M. The Finale Conclave. New York: Stein and Day Publishers, 1978. - 354 p.

169. Myers G. History of Bigotry in the United States. New York: Random House, 1943. - 504 p.

170. Neo-Conservatism: Social and Religious Phenomenon. New York: Seabury Press, 1981. - 92 p.

171. The New Religious Consciousness. Ed. by Ch.Y. Glock and R.N.Bellach. Berkeley, Los-Angeles, London: Univ. of California Press, 1976. - 391 p.

172. New Religious Movements in America. New York: The Rocke-fellor Foundations. - 1979, sept. - 78 p.

173. Paris A.E. Black Pentecostalism: Southern Religion in an Urban World. Amherst: The Univ.of Massachusetts Press, 1982. - 183 p.

174. Perspectives on Pentecostalism: Case Studies from the Car-ribean and Latin America. Ed. by Glazier S.D. Washington: Univ.Press of America, Inc., 1980. - 197 p.

175. Pudney J. John Wesley and his World. London: Thames and Hudson, 1978. - 128 p.

176. Reich Ch. The Greening of America. New York: Penguin Books, I97I. - 323 p.

177. Religion in America. Ed. by Cogley John. N.Y.: Meridan Books, 1958. - 288 p.

178. Religion in America, 1950 to the Present. Carrol J.W., Wilson P.L. and others; afterword by George Gallup,jr.

179. New York: Harper and Row, 1979. 123 p.

180. Religion in American Society. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Ed. by Lambert R.D. Philadelphia, I960. - 158 p.

181. Religious Movements in Contemporary America. Ed. by I.I. Zaretsky and M.P. Leone. Princeton: Princeton Univ.Press, 1974. - 837 p.

182. Roszak Th. The Making of Counter-Culture: Reflections on the Technocratic Society and its Youthful Opposition.

183. New York: Doubleday and Company, Anchor Books, 1969. 303 p,

184. Samarin W.J. Tongues of Men and Angels. The Religious Language of Pentecostalism. New York: The MacMillan Company. 1972. - 278 p.

185. The Sixties: Radical Change in American Religion. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Ed. by Gustafson J.M. - Philadelphia, 1970.- 250 p.

186. Studies in Symbolic Interaction. Ed. by N.K.Denzin. -Greenvich, 1978, v.I. <J56 p.

187. Synan V. The Holiness-Pentecostal Movement in the United States. Grand Rapids /Mich./: W.B.Eerdmans, 1971.- 248 p.

188. Vahanian G. The Death of God. The Culture of our Christian Era. New York: Braziller, 1966. - 253 p.

189. Wakin E., Scheuer J.P. The De-Romanization of American Ca~ tholic Church. New York, Toronto, London, 1970.- 336 p.

190. Wilson B.R. Sects and Society. Berkeley and Los-Angeles: Univ. of California Press, 196I. - 397 p.

191. Wuthnow R. The Consciousness Reformation. Berkeley: Univ. of California, 1976. - 309 p.

192. Wuthnow R. Experimentation in American Religiiion. The New Mysticism and their Explication for the Churches. Berkeley, Los-Angeles, London: Univ. of California Press, 1978. - 222 p.

193. Yankelovich D. The Hew Morality: A Profile of American Youth in the 70's. New York: McGraw-Hill Book Company, 1974. - 166 p.статьи

194. Гараджа В.И. Один из симптомов кризиса /религии в США/. -Наука и религия, 1979, № 5, с.59-60.

195. Кислова А.А. Религия в формировании американской нации. -В кн.: Национальные процессы в США. М.:Наука, 1973,с.360-396.

196. Константинов Ф.В. Исторический материализм и современность. Вопросы философии, 1976, № 3, с.24-39.

197. Мельвиль А.Ю. Религиозно-мистическое направление в молодежном движении США. США - экономика, политика, идеология, 1976, № II, с.38-49.

198. Миллер Вс. Ассирийские заклинания и русские народные заговоры. Русская мысль, 1896, июль, с.77-80.

199. Митрохин JI.H. Религии "нового века" в США. Вопросы философии, 1982, W 4, с.73-81.

200. Никифорова Б.З. Одно из тысяч. Наука и религия, 1983, № 4, с.60-61.

201. Никифорова Б.З. О некоторых проявлениях кризиса религии в США. В кн.: Критика религиозной идеологии и атеистическое воспитание молодежи. - М.:Издательство Московского университета, 1976, с.49-$5.

202. Орлов С.М. Социальная сущность методизма. Вестник МГУ /философия/, 1975, № I, с.43-54.

203. Попова М.А. Бог и бессознательное у Карла Юнга. Наука и религия, 1978, № I, с.23-27.

204. Попова М.А. "Гуманистическая религия" Эриха Фромма и тупики буржуазного гуманизма. Вестник МГУ /философия/, 1976, № 5, с.43-54.

205. Рашкова Р.Т. Католицизм и контркультура. В кн.: Католицизм и современная идеологическая борьба, - Вильнюс, 1975, с.74-86.

206. Рашкова Р.Т. Религиозный аспект контркультуры. Вопросы научного атеизма. - М.¡Мысль, 1978, вып.23, с.184-198.

207. Ревуненкова Н.В. О мотивах религиозного бунтарства молодежи капиталистических стран. В сб.: Социально-психологические аспекты критики религиозной морали. - Л.,1974, вып 2,с.20-33.

208. Тимошин Л. Мессия должен быть богаче всех. Наука и религия, 1982, № II, с.59-63.

209. Тимошин Л. Моисей Берг: "пастырство флиртующей рыбки". -Наука и религия, 1983, № 9, с.57-60.

210. Тимошин Л. США: новые культы и молодежь. Наука и религия, 1982, № 7, с.60-63.

211. Тимошин Л. Фатальный исход "народного храма". Наука и религия, 1982, № 9, с.55-59.

212. Тимошин Л. Этот странный мир Харе Кришна. Наука и религия, 1983, IP I, с.52-57, № 2, с.60-63.

213. Угринович Д.М. Современная англо-американская социология религии /основные направления и проблемы/. Вопросы научного атеизма. - М.:Мысль, 1981, вып.27, с.274-307.

214. Фурман Д.Е. Американский вариант секуляризации. Вопросы философии, 1973, № 12, с.41-53.

215. Фурман Д.Е. Трагедия Джонстауна и американские секты. -США экономика, политика, идеология, 1979, № 6, с.23-37.

216. Хршановский В.А. Неокультомания как проявление кризиса религиозного сознания на Западе. В сб.: Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. - Л., 1978,с.55-70.

217. Хршановский В.А. Неокультомания как эмоциональное восполнение и романтическая критика современного капиталистического общества. В сб.: Социально-философские аспекты критики религии. - Л., 1979, с.93-106.

218. Шкловский В. О поэзии и заумном языке. В кн.: Поэтика. Сборники по теории поэтического языка.- Пг.,1919,с.13-26.

219. Anthony D., RobbinB T. Spiritual Innovation and the Crisis of American Civil Religion. Daedalus, 1982, v.Ill, N I, p.215-232.род

220. Athenagoras. The Church and Politics in American History Political Affairs, Journal of Marxist Thought, 1981, august, p.14-21.

221. Bord R.L., Faulkner J.E. Religiosity and Secular Attitudes: The Case of Catholic Pentecostals.- Journal for the Scientific Study of Religion, 1975, sept., v.14, N 3,p.227-243.

222. Clements W.M. Ritual Expectations in Pentecostal Healing Experience. Western Folklore, 1981, april, v.XL, N 2, p.139-148.

223. Elinson H. The Implication of Pentecostal Religion for Intellectualism, Politics and Race Relations. The American Journal of Sociology, 1965, v.LXX, N4, p.403-415.

224. Gerlach L.P. Pentecostalism: Revolution or Counter Revolution? Religious Movements in Contemporary America. Ed. by I.I.Zaretsky and M.P.Leone. - Princeton: Princeton University Press, 1974, p.669-691.

225. Hine V. Pentecostal Glossolalia: Toward a Functional Interpretation. Journal for the Scientific Study of Religion, 1968, v.8, p.211-226.

226. Heirich M. Change of Heart: A test of Some Widely Held Theories about Religious Conversion. The American Journal of Society, 1977, November, v.63, N3, p.653-680.

227. Hogy P. Images of God and Man in a Catholic Charismatic Renewal. Social Compass, 1978, v.XXY, N1, p.7-23.

228. Hierhaux J.P., Reny J. "Socio-Political" and Charismatic: Symbolic Cultural Change and Transactions of Meaning. -Social Compass, 1978, v.XXY, N1, p.125-143.

229. Johnson C.L., Weigert A.T. Emerging Faithstyle: A Research Note on the Catholic Charismatic Renewal. Sociological Analysis, 1978, v.39, N2, p.165-172.

230. Lane R. The Catholic Charismatic Movement in the United States: A Reconcideration. Social Compass, 1978, v.ZXY, N I, p.25-35.

231. Lovekin A., Malony H.N. Religious Glossolalia: Alongtildin-al Study of Personality Changes. Journal for the Scientific Study of Religion, 1977, dec., v.16, N4, p.383-393.

232. Marty M. Wspolczesne Nurty Beligijnosci Amerykanskiej. -Znak, 1975, N 248 /2/, s.125-137.

233. O'Connell D.C., Bryant E.T. A Phonemic Analysis of Nine Samples of Glossolalic Speach. Psychonomic Science, 1971, v.22. p.77-83.

234. C'Mara Ph.D. Ecumenism in the Catholic Charismatic Renewal Movement. Journal of Ecumenical Studies, 1980, v.I7, N 4, p.647-657.

235. Pace E. Charismatic and Political Presence of Catholics /The Italian Case/. Social Compass, 1978, v.XXY, N I, p.85-92.

236. Pattison M.E. Ideological Support for the Marginal Middle Class: Faith Healing and Glossolalia. Religious Movements in Contemporary America. Ed. by I.I.Zaretsky and M.P.Leone. - Princeton: Princeton University Press, 1974, p.418-455.

237. Roof W.S. America's Voluntary Establishment: Mainline Religion in Transition. Daedalus, 1982, v.Ill, N I, p.165-184.

238. Samarin W.J, Forms and Functions of Nonsense Language. -Linguistics. An International Review. The Hague, 1969, v.50, p.70-74.

239. Stark R., Bainbridge W.S. Networks of Faith: Interpersonal Bounds and Recruitment to Cults and Sects. The American Journal of Sociology, 1980, may, v.85, N 6, p.1376-1396.

240. Vivier L.M. The Glossolalic and his Personality. Beitrage zur Ekstase. - Biblioteca Psychiatrica et Neurolo-gica. - Basel, New York, 1963, N 134, p.153-175.

241. Wilson B.R. An Analysis of Sect Development. American Sociological Review, 1959, febr., v.24, N I, p.3-I5.

242. Yankelovich D. New Rules in American Life: Searching for Self-fullfillment in a World Turned Upside Down. Psychology Today, 1981, april.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.