Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Онищенко Андрей Григорьевич

  • Онищенко Андрей Григорьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 140
Онищенко Андрей Григорьевич. Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ): дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 2016. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Онищенко Андрей Григорьевич

Введение

Глава 1. Пятидесятническое и харизматическое движение в России: условия зарождения и процесс становления

£ 1.1. Феномен харизматизма в христианстве

£ 1.2. Харизматизм как религиозное движение в России

Глава 2. Деятельность харизматических и пятидесятнических объединений Красноярского края

£ 2.1. Развитие и становление харизматических

и пятидесятнических объединений

£ 2.2. Опыт взаимодействия харизматических объединений с представителями региональной власти

£ 2.3. Социальные проекты харизматических церквей

£ 2.4. Просветительская деятельность харизматических церквей

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Харизматические церкви Красноярского края в постсоветский период (социально-философский анализ)»

Введение

Актуальность темы исследования. В XXI столетии наблюдается значительная социальная, экономическая и технологическая трансформация, охватившая все человеческое сообщество. Отличительной чертой происходящих трансформационных процессов стал небывалый рост объема информации, воздействующей на человека, увеличение источников средств массовой информации, стремительное развитие разнообразных коммуникационных сетей. В России изменения коснулись всей системы общественных взаимоотношений - от личных и семейных до политических и социальных. В условиях социетальной трансформации1 заметно выросла роль религиозных сообществ и их конфессиональных объединений, серьезно влияющих на вектор общественного развития. Поэтому не случайно в последнее время в нашей стране все чаще встречается явление, получившие название «религиозное возрождение». Оно выражается в увеличении количества последователей разнообразных религиозных культов и возрастании общественного значения их институализированных объединений. У религиозных сообществ появились неиспользованные ранее возможности выполнять свои функции не только в отношении своих последователей, но и в плане общественных отношений. В этом смысле религиозные объединения имеют основательный потенциал - религия, как один из древнейших социальных институтов, позволяет значительному числу людей, не удовлетворенных рациональными ответами на основные проблемы человеческого существования (смысл жизни, поиск справедливости, смерть, экзистенциональный кризис и т.п.), найти их, обрести ценностно-смысловые ориентиры своего мировоззрения, основанные на общечеловеческих, вечных ценностях.

Начавшиеся процессы формирования нового мировоззрения и идентичностей привели к тому, что заметное число людей стало обращаться

1 Социетальная трансформация — изменения всей системы общественных взаимоотношений от личных и семейных до идеологических и политических.

к разнообразному религиозному наследию. Коллапс коммунистической и советской идеологии, распад СССР, процессы социетальной трансформации привели значительные слои населения к утрате прежних идентичностей социально-экономического и социокультурного характера и формированию новых. В этих условиях социальные функции религии оказались востребованными в качестве их основы и интеграционного фактора с точки зрения истеблишмента.

Трансформация религиозной жизни затронула вопрос конфессиональной идентичности людей, который порой ставится достаточно остро в сфере межконфессиональных отношений в нашей стране. Последние двадцать лет численность пятидесятнических и харизматических церквей, протестантского сообщества в целом увеличивается быстрее, чем численность православных и мусульман. В этом процессе часто наблюдается переход в протестантизм так называемых «этнических православных» и «этнических мусульман». По данным социальной статистики на начало 2011 года численность протестантских формирований была сравнима с численностью мусульманских организаций и уступала по количеству зарегистрированных религиозных организациям лишь Русской Православной Церкви.

Зарождение пятидесятнического движения относят к началу ХХ в., однако его корни уходят в XIX в., когда появляется методистское «Движение святости», получившее широкое распространение в США. Его члены практикуют глоссолалию как признак «крещения Духом Святым» и провозглашают духовное перерождение человека через личную веру в Иисуса Христа как Спасителя, искупившего на Голгофском кресте грехи всего человечества. Именно эти черты отличают пятидесятничество — самую крупную на сегодняшний день протестантскую деноминацию.

В харизматическом движении члены христианских церквей также практикуют глоссолалию и принимают пятидесятническую трактовку крещения Духом Святым. Но по ряду характеристик харизматическое движение отличается от традиционного пятидесятничества. В частности, особый акцент в богослужебной

практике харизматы делают на важность сверхъестественного проявления Духа Святого в виде особого непосредственного воздействия Бога на человека, включающего в себя чувственно-эмоциональную и интеллектуальную составляющие, и закрепленные в соответствующих богословских терминах и понятиях.

Вместе с численным ростом последователей пятидесятнического движения сравнительно быстро видоизменяется и само движение, что ставит перед исследователем задачу не только понять логику внутренних процессов происходящего, но и определить перспективы развития движения в будущем. В свете современной ситуации, когда одним из источников угрозы общественной стабильности являются экстремистски настроенные религиозные группы, от религиоведческой науки требуется анализ сложившейся ситуации на конфессиональном поле и, что особенно важно, опережающий подход, способность к прогнозированию развития религиозной ситуации и определению возможных тенденций.

Рост количества пятидесятнических, харизматических организаций и численности их последователей в России, значительный приток молодёжи в эти церкви, активная социальная деятельность протестантов позволяет говорить о том, что пятиде-сятническое движение способно оказать значительное положительное влияние на развитие российского общества. В свете этих тенденций исследование развития современного российского пятидесятничества представляется своевременным и необходимым.

Степень разработанности. В литературе по исследуемому вопросу существует явная диспропорция между многочисленными трудами зарубежных авторов по различным аспектам как классического пятидесятнического, так и харизматического движений, и очень малым количеством отечественных работ, особенно в корпусе конфессиональной и исторической литературы, посвященной харизматам.

Изучение истоков пятидесятничества приводит нас в США, где оно зарождается в XIX в. благодаря методистскому «Движению святости». Его члены практиковали глоссолалию и «крещение Духом и огнем», провозглашая духов-

ное перерождение человека. Именно эти черты отличают пятидесятничество -самую крупную на сегодняшний день протестантскую деноминацию. Джон Томас Никол назвал США «колыбелью пятидесятничества ХХ века».2 Аналогичного мнения придерживался Сесил Робек: «С 1906 года, когда миссия (на Азуза-стрит — авт.) впервые попала на мировую сцену, два типа людей были среди многочисленных тысяч пятидесятников и харизматов по всему миру. Были те, кто принимал участие в миссии и пробуждении на Азуза-стрит, и те, кто хотел бы этого. Сложно было быть кем-то еще».3

После своего возникновения в начале XX в. пятидесятничество переживает два периода бурного роста и развития: в начале 1960-х и 1970-1980-х годах. В начале 1960 года Деннис Беннет, священник епископальной церкви Св. Марка в Ван Найс (Калифорния), получает крещение Духом Святым. Многие исследователи говорят о последующем за этим событием «харизматическим обновлением» как о возникновении нового явления в пятидесятничестве - харизматического движения. Вторая «волна» ознаменована появлением и бурным развитием пятидесятнических и харизматических общин в Латинской Америке, Африке и Азии.

Феномен харизматического движения раскрывается в работах П. Бергера, М. Вебера, в исследованиях харизматического опыта У.Джеймсом. Как предмет научного изучения современное харизматическое движение в пятидесятничестве отражено в работах западных социологов религии Э.Грили, Р.М.Андерсена, Д.Гэллапа, Е.Д.Блумхофер, М.П.Леоне, И.И.Зарецки, Д.Полинга, Б.Уилсона, Д.Е.Харрела, В.Флинта, М.Хайриха. Рассмотрение харизматического движения ХХ в. в плоскости распространения новых религиозных направлений проводится в работах Р.Л.Эллвуда, Д.Кохена, М.Якоба, Д.П.Долана и др. В отдельную группу исследований харизматического движения следует выделить работы пятиде-сятнических авторов А.Андерсона, У.Мензиса, Д.Миллера, Д.С.Рэндалла,

2 ^^ по: Bergunder M. Op. cit. P. 4.

3 Robeck C. The Azuza Street Mission and Revival: The Birth of the Global Pentecostal Movement. Nashville, 2006. P.

Г.Уэккера. В последнее десятилетие особое значение исследователи пятидесят-нического/харизматического движения придают изучению региональных сообществ, активно развивающихся в Латинской Америке, Африке и странах Юго-Восточной Азии.

Богословский анализ харизматического движения в пятидесятничестве содержится в работах протестантских авторов В.Бюне, Дж.МакАртура, Г.Хазела, Х.Ханеграфа, а также православных исследователей С.Роуза и И.В.Ефимова. Тематически к этим работам примыкают исследования харизматических феноменов в католицизме, которые были предприняты американскими католиками Д.Гелпи, Р.Лорентеном, К.МакДоннелом, Р.Мартином, Э.Д.О'Коннором, К.Рэнеганом и др. В советский период идеология и деятельность пятидесятниче-ских общин рассматривается в работах А.Г.Москаленко, В.Д.Граждана, А.Н.Белова, Н.П.Дмитриенко, Ф.Н.Гаркаленко, Е.Г.Балагушкина, В.И.Мельника, С.В.Шершневой. Исследованию пятидесятнического и харизматического движений в постсоветский период посвящены работы Р.Н.Лункина [169-171], Л.Н.Митрохина [173], С.Б.Филатова [182, 183], О.В.Куропаткиной [163, 166] и др.

Нужно отметить, что если исследований о пятидесятническом движении за рубежом достаточно много, то работа по изучению российского пятидесятниче-ского и харизматического движений ещё на начальном этапе.

Объектом исследования являются пятидесятнические и харизматические религиозные объединения, а также члены этих религиозных объединений.

Предметом исследования является состояние и деятельность религиозных объединений пятидесятников и харизматов в Красноярском крае.

Цель исследования - раскрыть специфику современного пятидесятниче-ского и харизматического движения протестантов в России. В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

1. Дать общую характеристику развития пятидесятнического и харизматического движений в протестантизме.

2. Выявить и определить отличительные особенности харизматического движения и классического пятидесятничества. Уточнить существенные признаки харизматического опыта богослужебной практики как религиозного феномена.

3. Проанализировать развитие пятидесятнических и харизматических религиозных объединений (вероучение, организация, культовая деятельность) в Красноярском крае.

4. Рассмотреть основные направления и формы социальной и просветительской деятельности организаций пятидесятников и харизматов в Красноярском крае.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

- проведён комплексный религиоведческий анализ состояния и деятельности пятидесятнических и харизматических организаций на территории Красноярского края;

- в научный оборот введён новый эмпирический материал региональных полевых исследований пятидесятнического и харизматического движения в России;

- уточнён смысл религиоведческой трактовки понятий «харизма», «харизматический опыт», «харизматизм»;

- предпринята одна из первых попыток в отечественном религиоведении аналитически рассмотреть взаимосвязи между религиозными представлениями о харизме и социальной активностью верующих в России.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования. Полученные результаты способствуют выработке научно обоснованного религиоведческого объяснения феномена харизматизма в протестантизме и раскрывают специфику харизматического движения пятидесятников в России.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования. Положения и выводы диссертации могут быть использованы для разработки и преподавания учебных дисциплин религиоведческого, социологического, культурологического характера, а также послужить базой для эмпири-

ческих исследований новейших форм существования и деятельности протестантских объединений в России.

Методология и методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования стала модель типологии религиозных объединений «церковь-секта-деноминация-культ», базовые положения которой были сформулированы М.Вебером, Э.Трёльчем, Р.Нибуром, Г.Беккером и др.

В диссертации применены общие методы научного анализа - сравнительно-исторический и типологический методы; метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также специальные методы исследования социальных явлений - метод опроса; статистический анализ; метод включенного наблюдения; контент-анализ религиозной литературы, аудио- и видеоматериалов, проповедей, Интернет-ресурсов харизматических организаций.

Территориальные рамки исследования. Исследование проводится на территории Красноярского края в городах Красноярск и Норильск, так как здесь сосредоточено подавляющее большинство крупных пятидесятнических и харизматических религиозных объединений.

Хронологические рамки исследования включают 90-е годы XX в. - первое десятилетие XXI в., когда происходят значительные изменения на религиозном поле Красноярского края. На фоне кардинальных изменений государственно-конфессиональных отношений и социально-экономических условий жизни населения нашей страны, параллельно восстановлению традиционной для региона конфессии - православия, имеет место значительный рост количества евангельских церквей, а также в целом протестантских объединений и их членов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современное харизматическое движение представляет собой новое протестантское направление, возникшее в результате обновления идеологии в пяти-десятничестве. По ряду характеристик харизматическое движение существенно отличается от традиционного пятидесятничества.

2. В развитии российских харизматических церквей можно выделить два основных этапа - формирование и институционализация. Первый начался с конца 1980-х годов вследствие зарождения модернистских тенденций в среде пяти-десятнических общин как результат догматизации и крайнего идеологического консерватизма советского пятидесятничества. Данный этап развития молодых харизматических организаций России характеризовался слабо выраженным внутренним устройством: возглавлял общину пастор с группой помощников, чьи функции были ещё недостаточно определёнными. Всё в общине определялось авторитетом пастора, причем решающую роль играли его личные качества.

Ещё одной характерной чертой первого периода развития харизматического движения в России являлся мистицизм. Главной темой проповедей этого времени стала идея духовного «пробуждения» нации, отражающая, в целом, характер всего движения. Идеологическим фундаментом верующих был в большей степени религиозный энтузиазм, нежели богословское основание.

Второй этап связан с институционализацией харизматического движения в современном российском обществе. Этот процесс развивался в нескольких направлениях. Принятие в 1997 году ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» привело к организационному оформлению движения, созданию крупных централизованных объединений, куда вошли и традиционные пятиде-сятнические общины, и харизматические организации. Как следствие, последние начали выстраивать внутрицерковную организацию и управление: стала формироваться развитая система управления и власти, отделов и служений внутри церкви. Демократические процессы в обществе увеличили социальную активность российских религиозных организаций, что привело к развитию социально-благотворительной и культурно-просветительской деятельности, а также к активной общественной позиции церквей в решении общегражданских задач.

3. В процессе институциализации в российском харизматическом движении на рубеже ХХ-ХХ1 вв. сформировалась новая мировоззренческая парадигма «теологии призвания», отличная от традиционного пятидесятничества. Учение о

действии даров Св. Духа, как определяющего фактора успешной жизни верующего, сохранило свою важность, но уже перестало быть центральным, была пересмотрена роль человеческой деятельности в спасении. Личный религиозный опыт как основной критерий духовной зрелости уступил место Библии и принятому новому вероучению. Другими словами, успех духовной жизни стал находиться уже не в области личного опыта, а в свете общепринятых представлений и законов общины. Произошла догматизация харизматической идеи о «Божественном предназначении», которая рассматривала христианскую жизнь как постоянный процесс достижения максимума во всех сферах и личной, и общественной жизни.

Смена мировоззренческой парадигмы обусловила изменения в характере социальной деятельности верующих харизматов. Идеология харизматического движения и практика в виде социально ориентированной и просветительской работы в современном российском обществе стала способствовать формированию нового типа верующего, направленного на активное служение обществуСтепень достоверности и апробация результатов. Основные положения диссертации были апробированы в ходе IV Научно-практической конференции «Правовые, исторические, культурологические, политические и социально-экономические исследования в контексте процесса глобализации общества. Российский и международный опыт» (Москва, декабрь 2014 г.), Первой всероссийской научно-практической конференции «Религиозный фактор в социально-политической жизни современной России» (преодоление нетерпимости и экстремистских тенденций, Москва, июнь 2011 г.) а также опубликованы в следующих изданиях:

1. Онищенко, А.Г. Социальная работа харизматических евангельских церквей по духовно-нравственному развитию современного российского общества (на примере г. Норильска) [Электронный ресурс] / А.Г.Онищенко // Теория и практика общественного развития. - 2015. - Режим доступа: Ьир://1еог1а-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/12/philosophy/onishchenko.pdf .

2. Онищенко, А.Г. Просветительская деятельность среди малочисленных народов Красноярского края / А.Г.Онищенко // Этносоциум и межнациональная культура. - М., 2015. - №82. - С. 104.

3. Онищенко, А.Г. Харизматизм как явление в современном российском протестантизме / А.Г. Онищенко // Управление мегаполисом. - М., 2015. - Т. 1. -№ 3 (45). - С. 143.

4. Онищенко, А.Г. Историческая роль и влияние протестантов на духовно-нравственное развитие российского общества / А.Г. Онищенко // Религия и гражданское общество в России (Преодоление стереотипов и социальное служение). - М., 2012. - Стр. 211.

5. Онищенко, А.Г. Просветительская деятельность харизматических церквей среди малочисленных народов Красноярского края / А.Г. Онищенко // Межконфессиональная миссия. Миссия Конфессий. - М., 2015. - №6. - С. 45.

Структура работы. Диссертация содержит введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение и список литературы. Объем работы составляет 140 страниц, выполненных по стандарту машинописи. Список литературы включает 233 наименования, в том числе 54 на иностранных языках.

Глава 1. Пятидесятническое и харизматическое движение в России: условия зарождения и процесс становления

£ 1.1. Феномен харизматизма в христианстве

Харизматическое движение является новым религиозным феноменом и требует таких методов исследования, которые позволили бы определить данное явление как религиозное сообщество. Теория М. Вебера «церковь-секта», которую впоследствии разработали Э.Трельч, Р.Нибур и другие исследователи, дала возможность классифицировать виды религиозных харизматических объединений России, проследить динамику и тенденции их развития.

М. Вебер при типологизации религиозных объединений выделил идеальные типы - секта и церковь. В своей книге «Протестантские секты и дух капитализма» он определил секту как добровольную организацию людей, объединенных одной религиозной идеей.4 Немецкий социолог считал, что такие критерии как отношение к «миру», способ членства и характер организационной структуры позволяют определить различия между церковной и сектантской организацией.

Этот подход в дальнейшем был разработан в труде Э. Трельча «Социальные учения христианских церквей и групп». Особенностью его подхода стало стремление обнаружить взаимосвязь видов социальной организации религиозных сообществ и их вероучения со взглядами на общество и отношения к нему.

Тип религиозной организации соответственно теории «церковь-секта» М.Вебера и Э.Трёльча определяется тем, как это сообщество относится к «миру». Церковь не противопоставляет себя социальному окружению, а стремится стать организацией, вовлекающей в сферу своего влияния все общество и все его со-

4 Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма: избранные произведения. М., 1990. С.277.

циальные институты. Идеология секты, наоборот, не принимает его, стремясь отделиться и в идеологической, и в общественной деятельности. Светская мораль осуждается, а к своим членам предъявляются более высокие нравственные стандарты, чем это требуется. Также ярко выражено отвержение светской культуры, образования, искусства, взамен которых предлагаются сформированные внутрисектантские ценности. Членство в секте предполагает обязательный разрыв прежних социальных отношений и формирование новых тесных личных связей между ее членами. Секта стремится достичь минимальных контактов с внешним миром.

Применение модели «церковь-секта» для анализа харизматического движения позволяет увидеть связь между социальной организацией, ее религиозными представлениями и ее отношением к обществу. Поэтому, учитывая задачи нашего исследования, основное место в дальнейшем будет уделено формированию идеологии харизматического движения, центром которого является понятие харизмы.

Сегодня термин харизма используется в разных социально-гуманитарных науках, особенно в социологии и психологии для разработки новых теорий политической власти и лидерства. Но к настоящему исследованию непосредственное отношение имеет понятие харизмы в его первоначальном значении, где делается акцент на религиозное содержание.

Харизма всегда была одним из фундаментальных вопросов христианской веры. В русском языке это понятие чаще употребляется как синоним слова благодать. При этом различные направления христианства никогда не имели единого представления и универсального понимания этого понятия. Свидетельством этому служит огромное разнообразие интерпретаций понятия харизмы и построенных на их основе богословских концепций, что и объясняет некоторую сложность при его определении.

М.Вебер дал научное понимание харизмы и применил его для определения типов политического господства. Также он использовал данное понятие при со-

здании теории возникновения новых религий. В своей работе «Хозяйство и общество» он определяет харизму как качества человеческой личности и пишет, что понятие харизма «применяется к определенному качеству личности индивида, благодаря которому он отличается от обычных людей и воспринимается как обладатель сверхъестественных, сверхчеловеческих или исключительных способностей... Эти качества не свойственны обычному человеку, они приписываются божественному происхождению или воспринимаются как образцовые, благодаря чему индивид считается вождем». 5 По мнению М.Вебера, не важно, есть ли эти качества у личности на самом деле или просто приписываются ему. Применяя своё понимание харизмы для объяснения происхождения новых религиозных течений, Вебер опирается на толкование этого понятия как характеристику личности, не уделяя внимания собственно религиозным догмам, касающимся харизмы. Поэтому определение Вебера достаточно узко, чтобы проанализировать харизматическое движение как феномен в религиоведении.

Настоящее исследование рассматривает харизму как определенную область религиозных понятий в христианстве, и в частности протестантизме. Исходя из этого, понятие харизмы в работе будет рассматриваться не в свете религиозных мировоззрений, а в свете разных богословских учений. Таким образом ограничив область изучения данного понятия, перейдем к рассмотрению теологических теорий харизмы с помощью их ретроспективного анализа.

Производным от слова «харизма» является понятие «харизматизм». В отличие от первого, которое умозрительно, потому что основано на объяснении религиозных представлений и поэтому лежит за пределами эмпирического исследования, второе представляет собой явление, которое можно наблюдать и отнести к сфере религиозного поведения.

Протестантизм как форма харизматизма сформировался на основе ранних христианских традиций, поэтому требуется рассмотреть само понятие благодати, складывавшееся на протяжении всей истории христианства. Первые богослов-

ские дискуссии по поводу интерпретации харизмы появились в IV-V вв., когда шел процесс интенсивного формирования христианского вероучения и его догматов. В это время церковью были осмыслены такие вопросы, как божественная благодать, её суть и роль в спасении, отношения между выбором людей и благодатью. Было рождено множество концепций, которые, в свою очередь, стали основополагающими и определяющими для появления многих периферических и центральных вероучений в христианстве.

Слово «харизма» на древнегреческом звучало как «charis» и имело значение приятного чувства, вызываемого у окружающих предметами или лицами, обладающими красотой или другими положительными качествами. В латинском языке это понятие имело синоним «gratia». Согласно О. Давыденкову, в Новом Завете это слово применялось в ряде случаев к людям и их отношениям, а иногда в значении некоторых благ, которые были не только духовными, но и материальными, но имеющими духовное значение. 6 В частности, апостол Павел так называл пожертвования, собираемые для церкви в Иерусалиме. Однако Новый Завет чаще трактует слово «charis» как отношение Бога к человеку и несет два толкования: во-первых, как милость, которую Бог дал в качестве дара, а во-вторых, как сила. В отношении первого можно найти подтверждение в Тит. 2:11 и 1 Пет. 5:10. Но на наш взгляд, точнее употреблять слово «charis» не в смысле милости, а в смысле дара, что подтверждается словами из 2 Кор. 9:8.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Онищенко Андрей Григорьевич, 2016 год

Список литературы Конфессиональная литература

1. Бивер, Д. Движимые вечностью / Д. Бивер; пер. с англ. - СПб.: Изд-во МРО ХВЕП «Христианская миссия», 2007. - 320 с.

2. Бивер, Д. Пламенное сердце: Как разжечь огонь любви к Богу / Д. Бивер; пер. с англ. - М.: МРО БЦХВЕ «Слово жизни», 2009. - 240 с.

3. Виглсворт, С. Бесконечно растущая вера / С. Виглсворт; отв. ред.

A.И Шапошников; пер. с англ. И.Б. Шахманского. - СПб. : Б.м., 2007.-176 с.

4. Гамбл, Н. Вопросы жизни. Практическое введение в христианство / Н. Гамбл; пер. с англ. - М.: Изд-во Моск. христ. харизмат. церкви «Роса», 2001. - 191 с.

5. Джойнер, Р. Побеждая религиозный дух / Р. Джойнер; пер. с англ. -СПб.: Новое и старое, 2000. - 75 с.

6. Джойнер, Р. Тени грядущего: пророческий взгляд на открывающийся план Божий / Р. Джойнер; пер. с англ. - СПб.: Библейский взгляд, 2004. - 284 с.

7. Джойнер, Р. Жатва: пророческое слово для наших дней и будущих времен / Р. Джойнер; пер с англ. - СПб.: Библейский взгляд, 2005. - 232 с.

8. Зайбель, А. Церковь Иисуса: неужели подвергнется обольщению в последнее время? / А. Зайбель. - М.: Благовестник, 1994. - 240 с.

9. Зудерман, Б.В. Найдет ли веру на земле?: повествование христианина Веры Евангельской / Б.В. Зудерман. - Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1989. - 112 с.

10. Коломиец, В. История создания и этапы развития СХММ /

B. Коломиец // Журнал «Евангелист». - 2003. - № 1. - С. 7-23.

11. Коупленд, К. Воля Божия для тебя / К. Коупленд; пер. с англ. - Форт-Уэрт (Техас): Кеннет Коупленд, 1991. - 163 с.

12. Коупленд, К. Свобода от страха / К. Коупленд; пер. с англ. - Форт-

Уэрт (Техас): Кеннет Коупленд, 1994. - 10 с.

13. Кульман, К. Нет ничего невозможного с Богом / К. Кульман; пер с англ. - Киев: МРО ХВЕП «Христианская миссия», 2006. - 247 с.

14. Монро, М. В поисках предназначения / М. Монро; пер. с англ. - Киев: Фарес, 2005. - 208 с.

15. Принс, Д. Основы учения Христова / Д. Принс; пер. с англ. - СПб.: Новый завет, 1999. - 538 с.

16. Самралл, Л. Отвага побеждать / Л. Самралл; пер. с англ. - СПб.: Библейский взгляд, 2001. - 218 с.

17. Самралл, Л. Секреты отвеченной молитвы / Л. Самралл; пер. с англ. -СПб.: МРО ХВЕ «Свет Христа», 2007. - 144 с.

18. Светлый взгляд: газета «Церкви Христианской жизни» г. Красноярск / Учредитель МРО ХВЕ «Церковь Христианской жизни». - 2008. - № 1-12; 2009. -№ 1- 6.

19. Уоррен, Р. Целеустремленная церковь / Р. Уоррен; пер. с англ. - Киев: Украинский Центр Христианского Сотрудничества, 1997. - 55 с.

20. Хайвел-Дэвис, Д. Крещеный огнем. Жизнь Смита Виглсворта / Д. Хайвел-Дэвис; пер. с англ. - СПб. : Христианская миссия, 1998. - 185 с.

21. Хаутсма, Р. Школа для народов / Р. Хаутсма. - Красноярск: Изд-во Церкви «Христианская жизнь», 1995.

22. Хейгин, К. Власть верующего / К. Хейгин; пер. с англ. - СПб. : Христианская миссия, 2007. - 75 с.

23. Хейгин, К. Как быть ведомым Духом Божьим / К. Хейгин; пер. с англ. - СПб.: Христианская миссия, 2009. - 139с.

24. Хейгин, К. Победоносная церковь: владычество над всеми силами тьмы / К. Хейгин; пер. с англ. - СПб.: Христианская миссия, 2007. - 319 с.

25. Хинн, Б. Библейский путь благословений / Б. Хинн; пер. с англ. -СПб.: Христианская миссия, 1998. - 235 с.

26. Хинн, Б. Кровь Христа / Б. Хинн; пер. с англ. - 2-е изд., испр. - СПб.:

Христианская миссия, 1998. - 188 с.

27. Хинн, Б. Доброе утро, Святой Дух / Б. Хинн; пер. с англ. - СПб.: Библейский взгляд, 2001. - 185 с.

28. Хинн, Б. Кэтрин Кульман. Ее духовное наследие и влияние на мою жизнь / Б. Хинн; пер. с англ. - СПб.: Библейский взгляд, 2000. - 184 с.

29. Цопфи, Я. «... на всякую плоть»: история и задачи пятидесятническо-го движения / Я. Цопфи; пер. с англ. - [б.м.]: Нидда, 1989. - 185 с.

30. Чо, Д.Й. Примеры молитв / Д. Й. Чо; пер. с англ. - СПб.: Новое и старое, 2001. - 116 с.

31. Чо, Д.Й. Спасение, здоровье и преуспевание: наше трехгранное благословение во Христе / Д. Й. Чо; пер. с англ. - Челябинск: Новая жизнь, 1996. - 222 с.

32. Экман, У. Все возможно верующему / У. Экман; пер. с швед. -М.: МРО БЦХВЕ «Слово жизни», 2003. - 432 с.

33. Экман, У. Доктрины. Основы христианского вероучения / У. Экман; пер. с англ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МРО БЦХВЕ «Слово жизни», 2002. - 263 с.

34. Экман, У. Молитва, потрясающая нации / У. Экман; пер. с англ. -3-е изд. - М.: Слово жизни, 2004. - 157 с.

35. Экман, У. Жить побеждая: фундамент христианской жизни / У. Экман; пер. с англ. - М.: Протестант, 1993. - 279 с.

Сайты пятидесятнических/харизматических объединений в России

36. Ассоциации христианских церквей «Союз христиан» [Электронный ресурс] / СПб, 2009. - Режим доступа: http://accr.ru.

37. Библейский центр христиан веры евангельской «Слово жизни» [Электронный ресурс] / МРО БЦХВЕ. - М., 2009. - Режим доступа:

http://www.wolrus.org.

38. Основы социальной концепции Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (РОСХВЕ) [Электронный ресурс]. - М., 2002. -Режим доступа: http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/roshve/. - Загл. с экрана.

39. Российский объединенный союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ) [Электронный ресурс] / М., 2006. - Режим доступа: www.cef.ru.

40. Христианская Ассоциация «Харизма» [Электронный ресурс] / М., 2006. - Режим доступа: http://i4j.net/charisma/.

41. Церковь «Новое поколение» г. Красноярска [Электронный ресурс] / МРО Церковь евангельских христиан «Новое поколение». - Красноярск, 20052007. - Режим доступа: http://www.ngsiberia.ru/.

42. Церковь «Роса» [Электронный ресурс] / МРО Церковь ХВЕ «Роса». -М., 2009. - Режим доступа: http://www.i4j.net/rosa/tiki-index.php.

43. Церковь христиан веры евангельской «Слово Жизни» г. Иркутска [Электронный ресурс] / МРО Церковь ХВЕ «Слово жизни». - Иркутск, 2009. -Режим доступа: http://www.wolirk.ru/main1.html.

44. Церковь «Христианской жизни» г. Красноярск [Электронный ресурс] / МРО «Церковь Христианской жизни» ХВЕ. - Красноярск, 2009. - Режим доступа: http://kclc.ru/.

45. Церковь «Слово жизни» г. Красноярска [Электронный ресурс] / МРО БЦХВЕ «Слово жизни». - Красноярск, 2009. - Режим доступа: http://www.wolkrs.org/.

Монографии и научные издания

49. Алексеева, Л.М. История инакомыслия в СССР / Л.М. Алексеева. -М.: Весть, 1992. - 415 с.

50. Атлас современной религиозной жизни в России / Кестонский ин-т;

отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. - М.: Летний сад, 2005. - Т. 1. - 620 с.

51. Бажан, Т.А. Оппозиционная религиозность в России / Т.А. Бажан. -Красноярск: Сиб. юрид. ин-т МВД России, 2000. - 372 с.

52. Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии современной России: морфологический анализ: Ч. 1. / Е.Г. Балагушкин. - М.: ИФРАН, 1999. - 244 с.

53. Баркер, А. Новые религиозные движения / А. Баркер. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 282 с.

54. Бачинин, В. А. Византизм и евангелизм: генеалогия русского протестантизма: очерки исторической социологии религиозно-гражданской жизни / В.А. Бачинин; Ассоц. христиан. церквей «Союз христиан». - СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2003. - 363 с.

55. Бергер, П. Религиозный опыт и традиция / П. Бергер // Религия и общество. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - С. 339-363.

56. Беккер, Г. Современная теория священного и светского и ее развитие / Сост.Г. Беккер, А. Босков; пер. с англ. // Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении.- М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. - 234 с.

57. Белов, А.В. Лженаставники юношества. О деятельности христианских сект / А.В. Белов. - М.: Педагогика, 1973. - 112 с.

58. Белов, А.В. Секты, сектантство, сектанты / А.В. Белов. - М.: Наука, 1978. - 151 с.

59. Болотов, В.В. Лекции по церковной истории / В.В. Болотов. - СПб.: Изд-во типографии М. Меркушева, 1910. - Т. 2. - 470 с.

60. Бюне, В. Игра с огнем: История развития пятидесятнического и харизматического движений / В. Бюне; пер с нем. - Билефельд: Christliche LiteraturVerbreitung, 1992. - 320 с.

61. Вебер, М. Протестантские секты и дух капитализма: избранные произведения / М.Вебер; сост., общ. ред. Ю.Н. Давыдова. - М.: Прогресс, 1990. - 378с.

62. Вебер, М. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) /

М. Вебер. Избранное. Образ общества; пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. - 365 с.

63. Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий. Введение / М. Вебер; пер. с нем. // Социология религии: классические подходы: Хрестоматия / Науч. ред. М. П. Гапочка, Ю. А. Кимелев. - М.: ИНИОН РАН, 1994. -564 с.

64. Витковская, Г.С. Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Г.С. Витковская, А. Малашенко. - М.: Московский центр Карнеги, 1999. - 195 с.

65. Гараджа, В.И. Критика новых течений в протестантской идеологии / В. И. Гараджа. - М.: Знание, 1977. - 62 с.

66. Гарнак, А. Сущность христианства / А. Гарнак. - М.: Intrada, 2001. -

190 с.

67. Гонсалес, Х. Л. История христианства: От эпохи реформации до нашего времени / Х.Л. Гонсалес; пер. с исп. Скороходов Б.А.; изд. 4-е. - СПб.: Библия для всех, 2009. - 377 с.

68. Граждан, В. Д. Вероучение и мораль пятидесятников / В. Д. Граждан. -М.: Знание, 1989. - 63 с.

69. Громадка, Й.Л. Перелом в протестанской теологии / Й.Л. Громадка; пер.с чеш.; общ. ред. и сост. Масару Сато; ред. рус. текста В.В. Винокурова. -М.: Прогресс; Культура, 1993. - 192 с.

70. Давыденков, О. Догматическое богословие / О. Давыденков. - М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный ун-т, 2005. - Ч. 3. - 293 с.

71. Дворкин, А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования / А.Л. Дворкин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Нижний Новгород: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 2002. - 813 с.

72. Джемс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джемс; пер. с англ.; под ред. П.С. Гуревича, С. Я. Левит. - М.: Наука, 1993. - 432 с.

73. Дмитренко, Н.П. Социально-этические воззрения современного пяти-десятничества / Н.П. Дмитриенко. - Киев: Вища школа, 1985. - 138 с.

74. Ефимов, И. Современное харизматическое движение сектантства (ис-

торический очерк, критический разбор учения, положение в настоящее время) / И. Ефимов. - М.: Изд-во ТОО «Природа и человек», 1995. - 319 с.

75. Заватски, В. Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны / В. Заватски; пер. с нем. - М.: Изд-во ИЦ Гарант, 1995. - 559 с.

76. Иваненко, С.И. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды / С. И. Иваненко, Н. А. Трофимчук. - М.: Знание, 1991. - 62 с.

77. История религий в России / Под общ. ред. Н. А. Трофимчука; Рос. академия гос. службы при Президенте РФ. - М.: РАГС, 2002. - 591 с.

78. Керн, К.Э. Патрология: Апологеты / К. Э. Керн. — М. - Париж: Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, 1996. - Т. 1. - 186 с.

79. Клибанов, А.И. Религиозное сектантство в наши дни: лекция прочит. на семинаре лекторов по науч. атеизму в Ленинграде / А.И. Клибанов. - М.: Знание, 1964. - 24 с.

80. Клибанов, А.И. Религиозное сектантство и современность. Социологические и исторические очерки / А.И. Клибанов. - М.: Наука, 1969. - 272 с.

81. Ковальчук, С.Н. Протестантский модернизм в США: Анализ «процесс - теологии» / С. Н. Ковальчук. - Рига, 1991. - 136 с.

82. Кокс, Х. Мирской град: секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте / пер. с англ. - М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 1995. - 385 с.

83. Кривельская, Н.В. Секта: угроза и поиск защиты / Н.В. Кривельская. -М.: Благовест, 1999. - 268 с.

84. Кураев, А.В. Протестантизм о православии / А.В. Кураев. - 2-е изд., доп. - М.: Паломник; Ростов н/Д: Троицкое слово, 2003. - 542 с.

85. Лешан, В.Е. Лики христианского сектантства / В.Е. Лешан. - Киев: Политиздат Украины, 1988. - 207 с.

86. Лейн, Т. Христианские мыслители / Т. Лейн; пер. с англ. - СПб.: Мирт, 1997. - 352 с.

87. Лиардон, Р. Божьи генералы / Р. Лиардон; пер. с англ. - М. Экономика и информатика, 1998. - 112 с.

88. Лортц, И. История церкви, рассмотренная в связи с историей идей / Пер. с нем. - М.: Христианская Россия, 1999. - Т. 1. - 511 с.

89. Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви / В.Н. Лосский. - М.: Изд-во «Центр СЭИ», 1991. - 288 с.

90. МакАртур, Д.Ф. Харизматики / Д.Ф. МакАртур; пер. с англ. - Киев: Компас, 1995. - 240 с.

91. Мейендорф, И. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение / И. Мейендорф. - М.: Коголет, 2001. - 432 с.

92. Мельник, В.И. Эволюция современного пятидесятничества / В. И. Мельник. - Львов: Вища школа; Изд-во при Львов. ун-те, 1985. - 160 с.

93. Мельник, В.И. Молодежь в пятидесятничестве: поиски идеала / В. И. Мельник. - Львов: Свит, 1992. - 196 с.

94. Мензис, У. Библейские доктрины. Пятидесятническая перспектива / У. Мензис, С. Хортон; пер. с англ. - Life Publishers International, 1999. - 334 с.

95. Митер, Х.Г. Основные идеи кальвинизма / Х.Г. Митер; пер. с англ.; предисл. П. Маршалла. - [Б. м.]: Христианский мост, 1995. - 237 с.

96. Митрохин, Л.Н. Баптизм: история и современность / Л.Н. Митрохин. -СПб.: Изд-во РХГА, 1997. - 312 с.

97. Митрохин, Л.Н. Христианство и политика / Л.Н. Митрохин; Рос. акад. гос. службы. - М.: РАГС, 2003. - 161 с.

98. Морев, И.В. В защиту веры и особенно православной: против неверия и религиозного заблуждения / И. Морев. - Нижний Новгород: Нижегор. епарх. упр. Русской Православной Церкви, 2003. - 167 с.

99. Москаленко, А.Т. Идеология и деятельность христианских сект / А.Т. Москаленко - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1978. - 415 с.

100. Москаленко, А.Т. Пятидесятники / А.Т. Москаленко. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1973. - 199 с.

101. Омэнн, Дж. Христианская духовность в католической традиции / пер. с англ. - Рим - Люблин: Изд-во Св. Креста, 1994. - 412 с.

102. Пикирилли, Р.Е. Кальвинизм, арминианство и богословие спасения / Р.Е. Пикирилли; пер. с англ. - СПб.: Библия для всех, 2002. - 291 с.

103. Подберезский, И.В. Быть протестантом в России / И.В. Подберезский. - М.: Благовестник, 1996. - 382 с.

104. Покровский, Н.Е. Ранняя американская философия: Пуританизм / Н.Е. Покровский. - М.: Высшая школа, 1989. - 245с.

105. Помазанский, М. Православное догматическое богословие / М. Пома-занский. - Новосибирск: Благовест, 1993. - 147 с.

106. Порозовская, Б. Мартин Лютер: биографический очерк / Б. Д. Поро-зовская. - М.: Республика, 1995. - 93 с.

107. Порозовская, Б. Ульрих Цвингли: его жизнь и реформаторская деятельность. Биографические повествования / Б. Порозовская. - Челябинск: Урал ЛТД, 1998. - 117 с.

108. Поснов, М.Э. История христианской церкви (До разделения Церквей 1054 г.) / М.Э. Поснов. - М.: Высшая школа, 2005. - 648 с.

109. Протестантизм: Словарь атеиста / Пол общ. ред. Л.Н. Митрохина. -М.: Политиздат, 1990. - 319 с.

110. Пучков, П.И. Религии современного мира / П.И. Пучков, О.Е. Казьмина. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 284 с.

111. Ревуненкова, Н.В. Протестантизм / Н.В. Ревуненкова. - СПб.: Питер, 2007. - 180 с.

112. Религии народов современной России. От А до Я / ред. кол.: М.П. Мчедлов (отв. ред), Ю.И. Аверьянов, В.Н. Басилов [и др.]. - М.: Республика, 1999. - 624 с.

113. Религиоведение: словарь / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красикова, Е.С. Элбакян. - М.: Академический проект, 2006. - 1256 с.

114. Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А.В. Мала-шенко, С.Б. Филатова. - М.: РОСПЭН: Московский центр Карнеги, 2005. - 341с.

115. Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России

/ отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. - М.; СПб.: Летний сад, 2002. - 486 с.

116. Религиозные организации Красноярского края: справочник / Администрация г. Красноярска, Сиб. юрид. ин-т МВД России, 2003. - 112 с.

117. Рипарелли, Э. Христианские ереси: вчера и сегодня / Э. Рипарелли; пер. с итал. - М.: Ниола-Пресс, 2008. - 128 с.

118. Сарычев, В.Д. Учение о Боге Спасителе: конспект лекций по догматическому богословию / В. Д. Сарычев. - М.: Изд-во МДА, 1975. - 77 с.

119. Смирнов, М.Ю. Реформация и протестантизм: словарь / М.Ю. Смирнов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 197 с.

120. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. - М.: Логос, 2003. - Т. 2.- 480 с.

121. Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России / ред. К. Каариайнен, Д.Е. Фурман, А.С. Агаджанян. - М.; СПб.: Летний сад, 2000. - 247 с.

122. Трельч, Э. Церковь и секта / Э. Трельч // Религия и общество / сост. В .И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - С. 226-237.

123. Трубецкой, Е.Н. Учение о благодати и борьба с пелагианством / Е.Н. Трубецкой // Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание Блаженного Августина. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. -Ч. 1. - С. 144-179.

124. Ферберн, Д. Учение о Христе и благодати в ранней церкви / Д. Фер-берн. - М.: Библейско-богословский ин-т Св. Андрея, 2008. - 323 с.

125. Филимонов, Э.Г. Новые тенденции в идеологии и деятельности современного сектантства / Э.Г. Филимонов. - М.: Знание, 1977. - 63 с.

126. Филист, Г.М. Урбанизация и сектантство / Г.М. Филист. - Минск: Беларусь, 1986. - 128 с.

127. Фромм, Э. Типы религии и религиозного опыта / Э. Фромм // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М.: Аспект - Пресс, 1996.

128. Фурман, Д.Е. Религия и социальные конфликты в США / Д.Е. Фурман. - М.: Наука, 1981. - 156 с.

129. Хегглунд, Б. История теологии / пер. со швед. В. Володина. - СПб.: Светоч, 2001. - 370 с.

130. Хилл, С. Религия Белой Трости и другие послания с Браунсвилльско-го пробуждения / С. Хилл; пер. с англ. - СПб.: Новое и старое, 1999. - 203 с.

131. Холл, С. Дж. Учение и жизнь ранней церкви / С. Дж. Холл; пер. с англ. - Новосибирск: Посох, 2000. - 324 с.

132. Шохова, Л. 18 лет ГУЛАГа из жизни епископа Ивана Федотова / Л. Шохова. - М.: Воскресенье, 1992. - 192 с.

133. Элиаде, М. История веры и религиозных идей: от Магомета до Реформации / М. Элиаде. — М.: Критерион, 2002. - Т. 3. - 352 с.

134. Ahlstrom, S. E. A religious History of American People / S. E. Ahlstrom. -New Heaven and London; Yale University Press, 1973.

135. Anderson, A. An Introduction to Pentecostalism: Global Charismatic Christianity: Introduction to Religion / A. Anderson. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2004. - 316 p.

136. Blumhofer, E.L. Restoring the Faith: The Assemblies of God, Pentecostalism, and American Culture / E.L. Blumhofer. - Champaign, IL: Univ. of Illinois Press, 1993. - 304 p.

137. Burgess, S.M. New International Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements, The / S. M. Burgess. - Grand Rapids, MI: Zondervan, 2002. - 1328 p.

138. Bartleman, F. Azusa Street / F. Bartleman. - New Kensington, PA: Whit-aker House, 2000. - 176 p.

139. Corten, A. Between Babel and Pentecost: Transnational Pentecostalism in Africa and Latin America / A. Corten. Bloomington, IN: Indiana Univ. Press, 2001. - 311 p.

140. Cox, H. Fire from Heaven: The Rise of Pentecostal Spirituality and the Reshaping of Religion in the 21st Century / H. Cox. - New York: Da Capo Press, 2001. - 368 p.

141. Dayton, D.W. Theological Roots of Pentecostalism / D.W. Dayton. - Pea-body, MA: Hendrickson Publishers, 1991. - 208 p.

142. Gelpi, D.L. Pentecostalism: A Theological Viewpoint / D. L. Gelpi. - New York: Paulist Press, 1971. - 234 p.

143. Goodman, F.D. Speaking in Tongues. A Cross-Cultural Study of Glossola-lia / F.D. Goodman. - Chicago: Univ. of Chicago Press, 1972. - 176 p.

144. Horton, M.S. Systematic Theology: A Pentecostal Perspective / M.S. Horton. - Springfield, MA: Logion Press, 1994. - 704 p.

145. Hyatt, E.L. 2000 Years of Charismatic Christianity / E. L. Hyatt. - Florida: Strang Communications Company, 2002. - 240 p.

146. Jacobsen, D. Reader in Pentecostal Theology: Voices from the First Generation / D. Jacobsen. - Bloomington, IN: Indiana Univ. Press, 2006. - 240 p.

147. Kildahl, J.P. The Psychology of Speaking in Tongues / J. P. Kildahl. -New York: Harper and Row, 1972. - 110 p.

148. Laurentin, R. Catholic Pentecostalism / R. Laurentin. - New York: Dou-bleday and Company, Inc., 1977. - 180 p.

149. Lindberg, C. The Pietist Theologians: An Introduction to Theology in the Seventeenth and Eighteenth Centuries (The Great Theologians) / C. Lindberg. - New York: Wiley-Blackwell, 2004. - 304 p.

150. MacArthur, J. Charismatic chaos / John MacArthur. - Grand Rapids, MI: Zondervan, 1993. - 416 p.

151. Macchia, F.D. Baptized in the Spirit: A Global Pentecostal Theology / F.D. Macchia. - Grand Rapids, MI: Zondervan, 2006. - 304 p.

152. Martin, D. Pentecostalism: The World Their Parish. Religion and Spirituality in the Modern World / D. Martin. - USA: Wiley-Blackwell, 2008. - 240 p.

153. McDonnel, K. Charismatic Reneval and the Churches / K. McDonnel. -New York: Seabury Press, 1976. - 202 p.

154. Menzies, W.W. Bible Doctrines: A Pentecostal Perspective / W. W. Men-

zies. - London: Logion Press, 1993. - 304 p.

155. Miller, D.E. Global Pentecostalism: The New Face of Christian Social Engagement / D. E. Miller. - California: Univ. of California Press, 2007. - 263 p.

156. O' Connor, E.D. The Pentecostal Movement in Catholic Church / E. D. O'Connor. - Notre-Dame, IN: Ave Maria Press, 1971. - 301 p.

157. Poewe, K. The Nature, Globality and History of Charismatic Christianity / K. Poewe // Charismatic Christianity as a Global Culture / ed.: K. Poewe. - Columbia: Univ. of South Carolina Press, 1994. - 29 p.

158. Robeck, M.C. The Azusa Street Mission and Revival / M.C. Robeck. -Nashville, TN: Thomas Nelson. 2006. - 352 p.

159. Samarin, W.J. Tongues of Man and Angels. The Religious Language of Pentecostalism / W.J. Samarin. - New York: The MacMillan Company, 1972. - 278 p.

160. Synan, V. Century оf The Holy Spirit: 100 Years оf Pentecostal аМ Charismatic Renewal, 1901-2001 / V. Synan. - Nashville, TN: Thomas Nelson, 2001. - 448 p.

161. Warrington, K. Pentecostal Theology: A Theology of Encounter / K. Warrington. - London: Continuum, 2008. - 336 p.

162. Weber, M. Economy and Society / M. Weber. - Berkeley (CA): University of California Press, 1978. - 360 р.

163. World Christian Encyclopedia: A comparative survey of churches and religions in the modern world. - 2 ed. - New York; London etc.: Oxford Univ. Press, 2001. - 1730 p.

Статьи

164. Деньгина, Е.Н. Будет день. Будет ли пища? / Елена Деньгина // Красноярский рабочий. Пятница. - 2004. - 23 января, № 3. - С. 13, 15.

165. Гливенко, В.Ф. Религиозные организации Красноярского края в борьбе с наркоманией // Духовность. Нравственность. Правопорядок: сб. статей. -Красноярск: Сибирский юридический институт, 2003. - С. 87-93.

166. Куропаткина, О.В. Концепция исцеления в неохаризматизме / О.В. Куропаткина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -М., 2009. - Т. 1. - № 3. - С. 197-201.

167. Куропаткина, О.В. Неохаризматизм: часть пятидесятничества или новое религиозное движение? / О.В. Куропаткина // Религиоведение. - М., Благовещенск, 2008. - № 2. - С. 81-93.

168. Куропаткина, О.В. Бенни Хинн: «зеркало» неохаризматизма / О.В .Куропаткина // Альманах современной науки и образования. - М., 2007. -№ 7 (7). - Часть 2. - С. 89-92.

169. Куропаткина О.В. Движение веры: неохаризматический Нью-Эйдж / О.В. Куропаткина // Диалог-Вестник РАХИ. - М., 2008. - № 4. - С. 81-107.

170. Куропаткина, О.В. Конфессиональная парадигма пятидесятничества / О.В. Куропаткина // Страницы. - 2006. - № 11. - С. 418-442.

171. Куропаткина, О.В. «Теология процветания»: западный и российский варианты / О.В. Куропаткина // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. - М., 2008. - Вып. 6. - С. 171-183.

172. Куропаткина, О.В. Религия и политика в современной России / О.В. Куропаткина // Стратегии России в историческом и мировом пространствах. -М., 2009. - С. 222-243.

173. Лункин, Р.Н. Конец 90-х: возрождение религиозной нетерпимости / Р.Н. Лункин // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / под ред. Г. Витковской, А.В. Малашенко. - М.: Изд-во Московского Центра Карнеги, 1999. - С. 136-150.

174. Лункин, Р.Н. Пятидесятники в России: опасности и достижения «нового» христианства/ Р.Н. Лункин // Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России. Отв. ред. и сост. С.Б. Филатов; Кестонский Институт. - М.; СПб.: Летний сад, 2002. - С. 336-360.

175. Лункин, Р.Н. Пятидесятничество и харизматическое движение / Р.Н. Лункин / Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания // Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов; Кестонский Институт. - М.:

Логос, 2003. - Т. 2. - С. 241-387.

176. Мельвиль, А.Ю. Религиозно-мистическое направление в молодежном движении США / А.Ю. Мельвиль // США - экономика, политика, идеология. -1976. - № 11. - С. 77-80.

177. Митрохин, Л.Н. Религия в России: История и современность / Л.Н. Митрохин // Философские проблемы религиоведения. - СПб.: Изд-во РХГА, 2008. - С. 661-978.

178. О практике медико-социальной реабилитации больных наркоманией и профилактической работе, проводимой в негосударственных организациях и религиозных конфессиях / Л.П. Харитонова, И.И. Кулаков, О.Ю. Кутумова // Первая краевая. - 2002. - № 15. - С. 25-27.

179. Розанов, В.В. На чем может повернуться «религиозное сознание» / В.В. Розанов, В.Г. Сукач // Человек. - 1999. - № 6. - С. 62-72.

180. Седнев, С.П. Взаимодействие исправительных учреждений ГУИН Министерства юстиции РФ с религиозными организациями Красноярского края: проблемы и перспективы / С. П. Седнев // Духовность. Нравственность. Правопорядок: сб. статей / МВД РФ, Сиб. юрид. ин-т; [отв. ред. В. И. Горобцов]. -Красноярск: Сибирский юридический институт, 2003. - С. 82-84.

181. Смолкин, О. Несветская жизнь города Зеленогорска / О. Смолкин, А. Борисенко // Панорама. - Сегодняшняя газета. - 2001. - 14 марта. - С.8.

182. Степина, А. Ассоциация ХВЕ «Общение Калварии» / А. Степина // Современная религиозная жизнь России. - М., 2003. - Т. 2. - С.375-381.

183. Степина, А. Ассоциация ХВЕ «Церкви веры» / А. Степина, Р. Лункин // Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов; Кестонский Институт. - М.: Логос, 2003. -Т. 2. - С. 373-375.

184. Филатов, С.Б. Ассоциация церквей «Виноградник» / С.Б. Филатов // Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания / отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов; Кестонский Институт. - М.: Логос, 2003. - Т. 2. -

С. 347-349.

185. Филатов, С.Б. Возвращение к основам (протестантский фундаментализм) / С.Б. Филатов // Фундаментализм: отв. ред. З.И. Левин - М.: Ин-т востоковедения РАН; Изд-во «Крафт+», 2003. - С. 107-126.

186. Филатов, С.Б. Феномен российского протестантизма / С.Б. Филатов // Религия и общество: Опыт систематического описания / отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов; Кестонский Институт. - М.: Логос, 2003. - Т. 2. - С. 293-314.

187. Филатов, С.Б. Российский протестантизм: успех в равнодушном к вере обществе / С.Б. Филатов // Вопросы философии. - М., 2004. - № 5. -С.20-32.

188. Фурман, Д.Е. Американский вариант секуляризации / Д.Е. Фурман // Вопросы философии. - М., 1973. - № 12. - С.41-53.

189. Харитонова, В.И. «Собери свои корни»: (религиозный вопрос в постсоветском пространстве) / В. И. Харитонова // Расы и народы / отв. ред. З. П. Соколова, Д. А. Функ. - М.: Наука, 2002. - Вып. 28. - С.270-303.

190. Церковь или секта: о Протестантской Церкви «Христианской жизни» (Сосновоборск; Красноярский край) // Сосновоборская газета: городская еженедельная газета. - 2006. - 30 ноября. - С.23.

191. Cartledge, M.J. Charismatic Prophecy: A Definition and Description / M. J. Cartledge // JPT, 1994. - Vol. 5. - Р.79-120.

192. Cartledge, M.J. Interpreting Charismatic Experience: Hypnosis, Altered States of Consciousness and the Holy Spirit? / M. J. Cartledge // JPT, 1998. - Vol. 13. - Р.117-132.

193. Girolimon, M.T. The Charismatic Wiggle: United Methodism's Twentieth-Century Neo-Pentecostal Impulses / M.T. Girolimon // Pneuma, 1995. - Vol. 17:1. -Р.89-104.

194. Heuser, R. Charismatic Leadership Theory: A Shadow Side Confessed / R. Heuser; B.D. Klaus // Pneuma, 1998. - Vol. 20:2. - Р.161-174.

195. Hocken, P. The Pentecostal-Charismatic Movement as Revival and Re-

newal / P. Hocken // Pneuma, 1981. - Vol. 3:1. - R31-47.

196. Hocken, P. A Survey of Independent Charismatic Churches / P. Hocken // Pneuma, 1996. - Vol. 18:1. - Р.93-105.

197. Hunt, S. The Alpha Program: Charismatic Evangelism for the Contemporary Age / S. Hunt // Pneuma, 2005. - Vol. 27:1. - Р.65-82.

198. Lederle, H.I. The Charismatic Movement: The Ambiguous Challenge / H.I. Lederle // Missionalia, 1986. - Vol. 14:2. - Р.61-75.

199. Lunkin, R.N. Traditional Pentecostals in Russia / R.N. Lunkin // East-West Church & Ministry Report / The Global Center; Samford University Summer. - 2004.

- Vol. 12. - N. 3. - P.4-7.

200. Macchia, F.D. God Present in a Confused Situation: The Mixed Influence of the Charismatic Movement on Classical Pentecostalism / F.D. Macchia // Pneuma, 1996. - Vol. 18:1. - Р.33-54.

201. Miller, D.E. Routinizing Charisma: The Vineyard Christian Fellowship in the Post-Wimber Era / D.E. Miller // Pneuma, 2003. - Vol. 25:2. - Р.216-239.

202. Moore, D. The Shepherding Movement: A Case Study in Charismatic Ec-clesiology / D. Moore // Pneuma, 2000. - Vol. 22:2. - Р.249-270.

203. Veenhof, J. The Significance of the Charismatic Renewal for Theology and Church / J. Veenhof // Pentecost, Mission and Ecumenism Essays on Intercultural Theology /ed. J. A. B. Jongeneel - Frankfurt am Main: Peter Lang, 1992. - Р.289-300.

204. Wright, N. The Influence of the Charismatic Movement on European Baptist Life and Mission: Theological Reflections / N. Wright // JEPTA, 1994. - Vol. XIII.

- Р.5-18.

205. Warner, W.E. At the Grass-Roots: Kathryn Kuhlman's Pentecostal-Charismatic Influence on Historic Mainstream Churches / W.E. Warner // Pneu-ma,1995. - Vol. 17:1. - Р.51-66.

Диссертации и авторефераты

206. Анжанкина, Н.Б. Социальное служение религиозных организаций в современной России: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / Н.Б. Анжанкина. - Пенза, 2006. - 143 с.

207. Антропов, В.В. Проблемы этики в теологии протестантского модернизма: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.05 / В.В. Антропов. - М, 2005. - 136 с.

208. Волкова, О.Н. Культурно-философский анализ теории и практики протестантизма в Бурятии: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.13 / О. Н. Волкова. - Чита, 2005. - 126 с.

209. Еремина, З.А. Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.13 / З.А. Еремина. - Тула, 2007. - 150 с.

210. Ковальчук, Ю.С. Корейский протестантизм и особенности его миссионерских практик в азиатской части Российской Федерации в конце ХХ - начале ХХ1 вв.: по материалам этноконфессиональных исследований: дис. ...канд. ист. наук: 07.00.07 / Ю.С. Ковальчук. - Новосибирск, 2006. - 203 с.

211. Куропаткина, О.В. Религиозная самоидентификация «новых» пятидесятников в России : автореф. дис____канд. культурологи: 24.00.01 / О.В. Куропаткина. - М., 2009. - 24 с.

212. Лавренов, С.Э. Постсоветская модернизация и протестантизм в современной России: социально - философский анализ: автореф. дис. ... канд. фил. наук / С.Э. Лавренов. - Спб., 2008. - 20 с.

213. Лункин, Р.Н. Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.13 / Р.Н. Лункин; - М., 2005. - 200 с.

214. Рудаков, М.В. Протестантизм как феномен культуры XX века: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / М.В. Рудаков. - М., 2001. - 27 с.

215. Скоробогатова, И. В. Харизматические церкви в современной России (на материалах Красноярского края): дис ... канд. фил. наук: 09.00.14 / И.В. Скоробогатова. - СПб., 2011.

Электронные ресурсы

216. Гарнак, А. История догматов [Электронный ресурс] / Сайт библиотеки Рус. Гум. Интернет Ун-та. - 2010. - Режим доступа: http://www.i-и .га/ЫЬ1ю/агсЫуе^агпак^81/.

217. Итоговый документ международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.anticekta.ru/Konf/Saratov_11.05.05/Itog.htm1 . - Загл. с экрана.

218. Лункин, Р.Н. Пятидесятники и харизматы: друзья - враги в одном союзе [Электронный ресурс] / Р.Н. Лункин. - 2006. - Режим доступа: http://www.archipe1ag.ru/authors/1unkin/?1ibrary=1999. - Загл. с экрана.

219. Лункин, Р.Н. Протестантизм и глобализация на просторах Евразии [Электронный ресурс] / Р.Н. Лункин. - 2005. - Режим доступа: http://www.archipe1ag.ru/geocu1ture/re1igions/Eurasia/protestantism/. - Загл. с экрана.

220. Лункин, Р.Н. Образы Православия и Протестантизма в светских СМИ: благолепие и уродство [Электронный ресурс] / Р.Н. Лункин. - 2005. - Режим доступа: http://www.archipe1ag.ru/authors/1unkin/?1ibrary=2164. - Загл. с экрана.

221. Лункин, Р.Н. Первые уличные протесты верующих в постсоветской России: это только начало? [Электронный ресурс] / Р.Н. Лункин. - 2005. - Режим доступа: http://www.archipe1ag.ru/authors/1unkin/?1ibrary=2055 . - Загл. с экрана.

222. Лункин, Р.Н. Православный и протестантский театр: два пути к вере [Электронный ресурс] / Р.Н. Лункин. - 2003. - Режим доступа: http://re1igion.ng.ru/peop1e/2003-12-03/4_sects.htm1. - Загл. с экрана.

223. Филатов, С.Б. От протестантизма в России к русскому протестантизму [Электронный ресурс] / С.Б. Филатов, А.С. Струкова // Неприкосновенный запас. - 2003. - № 6 (32). - Режим доступа: http://www.nz-on1ine.ru/index.phtm1?cid=5010235. - Загл. с экрана.

224. Экхарт, И. Изречения Майстера Экхарта [Электронный ресурс] / По изданию: Экхарт И. Духовные проповеди и рассуждения. - М., 1912. - Сайт: Библиотека Я. Кротова. - 2010. - Режим доступа: http://www.krotov.info/acts/14/1/aekhard2.htm - Загл. с экрана.

225. Randall, J.S. Assessing the Roots of Pentecostalism: A Historiographie Essay [Электронный ресурс] / J. S. Randall; The American Religious Experience. -1998. - Режим доступа: http://are.as.wvu.edu/pentroot.htm. - Загл. с экрана.

Сайты зарубежных центров по изучению пятидесятнического/ харизматического движения, интернет-журналы

226. Cyberjournal for Pentecostal-Charismatic Research [Электронный ресурс] / Pentecostal Charismatic Theological Inquiry International; General Editor, Dr. Harold D. Hunter. - 2009. - Режим доступа: http://www.pctii.org/cybertab.html.

227. Dixon Pentecostal Research Center [Электронный ресурс] / Church of God. - 2007-2008. - Режим доступ : http://www.cogheritage.org/.

228. European Research Network on Global Pentecostalism (GloPent) [Электронный ресурс] / Graduate Institute for Theology and Religion at the University of Birmingham ; the Hollenweger Center at the Vrije Universiteit Amsterdam; the Department of History of Religions; Mission Studies at the Faculty of Theology; University of Heidelberg. - 2009. - Режим доступа: http://www.glopent.net/.

229. European Pentecostal Charismatic Research Association (EPCRA) [Электронный ресурс] / Switzerland. - 2007. - Режим доступа: http://www.epcra.ch/

230. Flower Pentecostal Heritage Center [Электронный ресурс] / Assemblies of God Archives. - Springfield, MO. - Режим доступа: http://ifphc.org/.

231. Pneuma [Электронный ресурс] / Society for Pentecostal Studies. -Cleveland, TN. - 2009. - Режим доступа: http://www.sps-usa.org/pneuma/home.htm.

232. Society for Pentecostal Studies [Электронный ресурс] / Cleveland, TN. -2009. - Режим доступа: http://www.sps-usa.org/.

233. New Generation [Электронный ресурс] / Церковь «Новое поколение». - Рига . - 2005 - 2009. - Режим доступа: http://www.ng.lv/.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.