Творческое и духовное наследие буддийского деятеля Лубсан-Самдана Цыденова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Баяртуева, Доржема Лубсановна

  • Баяртуева, Доржема Лубсановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 150
Баяртуева, Доржема Лубсановна. Творческое и духовное наследие буддийского деятеля Лубсан-Самдана Цыденова: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Улан-Удэ. 2007. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Баяртуева, Доржема Лубсановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 Культурно-исторические предпосылки формирования и становления личности и мировоззрения Лубсан-Самдана Цыденова.

1.1 Распространение и становление буддизма среди хори-бурят.

1.2 История Кудунского (Кижингинского) дацана.

ГЛАВА 2 Духовный вклад Лубсан-Самдана Цыденова в распространение и развитие буддизма в Кижингинской долине.

2.1 Формирование личности Лубсан-Самдана Цыденова.

2.2 Буддийское учение как философская основа духовной деятельности Лубсан-Самдана Цыденова.

2.3 Теократическое правительство при Лубсан-Самдане Цыденове.

2.4 Линия преемственности поколений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческое и духовное наследие буддийского деятеля Лубсан-Самдана Цыденова»

Актуальность темы диссертационного исследования. Большая часть истории монголоязычных народов связана с буддизмом, который был для них не просто религиозным учением, а, по существу, являлся одним из важных компонентов общественно-политической жизни. Само бытие монголоязычных народов, бурятского в том числе, строилось на религиозных постулатах буддизма.

С буддизмом связано распространение у бурят письменности, научных знаний, литературы и искусств. Именно в буддийских монастырях-дацанах появились первые учителя и ученые в области буддийской философии, монгольской и тибетской письменности и литературы, астрономии и астрологии, восточной медицины, буддийского искусства, мастера книгоиздательского дела и т.д. И именно при дацанах началось формирование бурятской интеллигенции.

Бурятское духовенство выдвинуло из своей среды немало выдающихся лам-ученых, известных не только в Бурятии, но и во всем монголоязычном и буддийском мире. До сих пор в памяти бурятского народа живы легенды и предания об именитых ламах, обладавших глубокими познаниями. К их числу относится и Лубсан-Самдан Цыденов (1851-1922?) - буддийский ученый, писатель и поэт, религиозный деятель, попытавшийся реализовать свои воззрения в области реальной политики через учреждение в 1919 году теократического государства, основанного на принципах буддийской концепции власти.

Возрождение национальной культуры предполагает, кроме прочего, изучение и восстановление биографий и творческого наследия лиц, сыгравших большую роль в развитии философии буддизма. В настоящее время достаточно известны биографии многих выдающихся буддийских деятелей Тибета, Индии, Монголии, Китая, России, в частности Бурятии, следует отметить, что наследие таких крупных бурятских деятелей, как А. Доржиев, Э.-Д. Ринчино, Ц. Жамцарано, Э.-Х. Галшиев уже давно стали объектами исследования. Если вышеперечисленные бурятские деятели находили своих исследователей и раньше, то духовная и творческая деятельность Лубсан-Самдана Цыденова, малоизвестного, но видного бурятского ученого и духовного учителя XIX-XX вв., осталась неисследованной в академических философских, религиоведческих, историко-культурологических кругах. Между тем сегодня его имя вызывает большой интерес в среде востоковедов. Харизма религиозного деятеля, тантриста, политика сделала его личность легендарной с неизбежными фактологическими неточностями и искажениями. Поэтому актуальность исследования творческого и духовного наследия JI-C. Цыденова обосновывается малоизученностью, а также некоторой односторонностью освещения его взглядов. Непредвзятое исследование философских взглядов JI-C. Цыденова, являющихся существенной частью его идейного наследия, представляется задачей, решение которой, на наш взгляд, необходимо с научной точки зрения.

Само философское учение этого мыслителя представляется в высшей степени актуальным. В нем содержатся философские ответы на глобальные вопросы современной эпохи. Более ста лет назад JI-C. Цыденов пришел к пониманию необходимости реформировать буддизм таким образом, чтобы он мог развиваться в новой для себя социокультурной среде, в контексте Российской действительности и культуры. Им было собрано наследие не только популярной в Центральной Азии «желтошапочной» традиции гелугпы, но и других основных школ тибетской линии буддизма: ньингмапы, кагьюпы, сакьяпы и шижедпы. Лубсан-Самдан Цыденов считал, что в новых условиях жизни наступающего XX века монастырская форма учения будет нежизнеспособной и перешел к нетрадиционным, с точки зрения доминирующей в Бурятии школы гелугпа, видам практики и установил внешкольные правила (тиб. ris-med) устройства общины - сангхи, которые могли бы помочь устоять учению в будущем. Дело Цыденова продолжил его ученик и преемник Б.Д. Дандарон - известный бурятский буддолог и буддийский учитель. Его работы заключают в себе попытки создать философскую систему «необуддизма» в качестве «буддизма для европейцев».

Степень научной разработанности проблемы. О жизни, деятельности и взглядах JI-C. Цыденова наука располагает крайне скудными, ненадежными и разрозненными сведениями. На сегодняшний день известен лишь небольшой круг источников, значительная часть которых содержит информацию, не являющуюся до конца объективной.

В начале 90-х годов имя Лубсан-Самдана Цыденова вернулось из исторического забытья. Одна из первых публикаций, посвященных ему, принадлежат П. Балдандоржийну. В местном периодическом издании «Долина Кижинги» появилась серия его статей, где автор описывает жизнь и деятельность ламы, пытается осмыслить его историческую значимость1.

Публикации научного характера стали появляться в будцологическом журнале «Гаруда» (Санкт-Петербург). Наиболее значительным биографом JI-С. Цыденова является В.М. Монтлевич, возглавляющий санкт-петербургскую общину последователей Б.Д. Дандарона, ученика и продолжателя идей JI-C. Цыденова. В статье «Дхармараджа Бидия Дандарон» В.М. Монтлевич упоминает некоторые реформы, проведенные JI-C. Цыденовым . В статье

1 Балдандоржийн П. Правда без прикрас. / П. Балдандоржийн // Долина Кижинги. -1989. - №139-140. - 21-23 окт.; О реабилитации Самдана Цыденова // Долина Кижинги. -1997. -№77. - 24 сент. - С.2.

Монтлевич В.М. Дхармараджа Бидия Данадарон / В.М. Монтлевич // Гаруда. - СПб.: Алга-Фонд, 1992. - №1. -С.3-10.

Материалы к Жизнеописанию Лубсан-Самдана Цыденова» автор представляет биографический обзор, ссылаясь на архивные документы, а з также на предания Кудунского круга . В статье «Две ступы» он описывает строительство ступ4 под руководством JI-C. Цыденова5. В 2006 году выходит в свет книга В.М. Монтлевича «Б.Д. Дандарон. Избранные статьи; Черная Тетрадь. Материалы к биографии»6, в которой рассматривается биография и роль JI-C. Цыденова, как учителя Б.Д. Дандарона.

Жизнеописанию JI-C. Цыденова посвящена статья Стрелкова A.M. «Легенды и были о великом ламе» , а также статья «Жизненный путь и духовный подвиг» в специальном выпуске журнала «Тайны Бурятии»8. В 2004 г. в журнале «Восточная коллекция» Н.Л. Жуковской были опубликованы записки М.А. Кроля «Годы ссылки. В гостях у Святого Ламы»9, в которых приводятся интересные подробности встреч этнографа Моисея Кроля с ламой Л-С. Цыденовым.

В советский период о теократическом движении, созданном Л-С. Цыденовым, писал историк П.Т. Хаптаев в своей монографии «Бурятия в годы гражданской войны», где он исследует причины создания теократического государства, структуру и принципы правления, а также

3 Монтлевич В.М. Материалы к жинеописанию Лубсан-Самдана Цыденова / В.М. Монтлевич // Гаруда. - СПб.: Алга-Фонд, 1993. - №2-3. - С.31 -37.

4 Ступа - в буддизме вид памятного сооружения, восходящий к могильным курганам.

5 Монтлевич В.М. Две ступы / В.М. Монтлевич // Гаруда. - СПб.: Алга-Фонд, 1996. - №2. -С.34.

6 Дандарон Б.Д. Избранные статьи; Черная тетрадь: Материалы к биографии; История Кукунора; Сумпа Кенпо / авт.-сост. В.М. Монтлевич. - СПб.: Евразия, 2006. - 688 с.

7 Стрелков A.M. Легенды и были о великом ламе / A.M. Стрелков // Восточная коллекция. -2004. -№4.-С.81-83.

8 Бидия Дандарон. Жизненный путь и духовный подвиг / A.M. Стрелков // Тайны Бурятии. - 2003. - Спецвып. - С.24.

9 Годы ссылки. В гостях у Святого Ламы / Моисей Кроль // Восточная коллекция. - 2004 -№4. - С.74-80. описывает дальнейшие действия представителей теократии после недолгого существования данного государства10.

В статьях «К вопросу о теократическом движении в 1918-1926 гг. в Хоринском ведомстве» и «Балагатско-теократическое движение в Хоринском аймаке в 1921-1922 гг.» ЭЛ. Дарибазарон на основе архивных материалов исследует факты балагатского теократического движения и анализирует роль JI-C. Цыденова. В 2004 году им же была опубликована краткая биография JI-С. Цыденова11.

Цивилизационные аспекты создания теократического государства в период 1919-1926 гг. в Бурятии исследуются С.Ю. Лепеховым в монографии

12

Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации» . Также С.Ю. Лепеховым опубликована статья, в которой дан сравнительный анализ произведений Л-С. Цыденова и А. Доржиева13.

В статье «Об историзме в исторических исследованиях: теократическое и балагатское движение в Хоринском аймаке (1917-1926)» К.М. Герасимова представляет различные подходы к трактовке исторического содержания балагатского движения14.

10 Хаптаев П.Т. Бурятия в годы гражданской войны / П.Т. Хаптаев. - Улан-Удэ, 1967. -264 с.

11 Дарибазарон ЭЛ. К вопросу о теократическом движении в 1918-1926 гг. в Хоринском ведомстве / Э.Ч. Дарибазарон // Цыбиковские чтения-7: материалы науч. конф. - Улан-Удэ, 1998. - С.100-101; Его же. Балагатско-теократическое движение в Хоринском аймаке в 1921-1922 гг. / Э.Ч. Дарибазарон // Монголоведные исследования: сб. науч. ст. - Вып. 5-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 2007. - С.84-104. Его же. Сандан Цыденов (1851-1922) / Э.Ч. Дарибазарон // Выдающиеся бурятские деятели. - Улан-Удэ, 2004. - Вып.5. - С.83-85.

12 Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации / С.Ю. Лепехов.-Улан-Удэ, 1999.-С.57-58,178.

Lepekhov S. Yu. Autobiographical genre of "travel description" in the creative work of Lubsan Sandan Tsydenov and Agvan Dordziyev - Buryat spiritual leaders of the beginning of the XX century. The International Symposium on Mongolian Stadies of China. Huhhot, China, 2005.-P. 167-169.

14 Герасимова К.М. Об историзме в исторических исследованиях: теократическое и балагатское движение в Хоринском аймаке (1917-1926) / К.М. Герасимова // Региональные музеи: настоящее и будущее: сб.ст. - Улан-Удэ: Нова Принт, 2003. - С.122-128.

H.В. Цыремпилов и Ц.-Х.В. Очирова рассматривают государственный проект Цыденова как синтез буддийской теократической модели власти с европейским стандартом государственного устройства15.

В вышеназванных работах большинство авторов рассматривает, в основном, биографические данные JI-C. Цыденова, его политическую деятельность в качестве главы государства. Однако его религиозно-философская деятельность, а также философский аспект творческого наследия мыслителя в этих работах не анализировались.

Объект исследования. Объектом анализа в диссертации выступает творческое и духовное наследие бурят-монгольского ламы-ученого и мыслителя Лубсан-Самдана Цыденова.

Предмет исследования. Предметом анализа служат философско-религиозные аспекты наследия Л-С. Цыденова.

Целью диссертационного исследования является анализ общефилософского мировоззрения и политической деятельности Л-С. Цыденова, раскрытие концептуального содержания и основных идей его религиозной философии, а также её воздействия на общественно-политическую практику в Бурятии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

I. Определить культурно-исторические факторы формирования личности Лубсан-Самдана Цыденова как религиозного и общественно-политического деятеля. N

2. Проанализировать религиозную, политическую и философскую деятельность Л-С. Цыденова.

3. Установить особенности теократического и балагатского движений в Хоринском аймаке (1917-1926).

4. Исследовать духовную линию преемственности JI-C. Цыденова.

5. Охарактеризовать роль и определить значение деятельности JI-C. Цыденова в распространении и развитии буддизма.

Методологическая и теоретическая основа исследования. При работе над диссертацией использовались источниковедческие методы исследования, философско-культурный и компаративистский подходы. Используемые подходы к анализируемому материалу в значительной мере определялись методом историко-философской реконструкции взглядов J1-C. Цыденова на проблему смысла человеческого бытия. Предпринята попытка дискурсивного анализа построений мыслителя, основанных на сочетании знания рационального и полученного благодаря мистической интуиции, что потребовало обращения к буддийской феноменологии сознания. Исследование конкретного текстологического и исторического материала опиралось на общенаучный принцип системности и метод сравнительного анализа и др. При сборе личных свидетельств последователей JI-C. Цыденова для диссертационного исследования также использовался метод интервьюирования.

Источниковая база диссертации. Источниковую базу исследования составили, прежде всего, личный фонд JI-C. Цыденова и другие архивные документы, находящиеся в хранилище Отдела памятников письменности Востока Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (ОППВ ИМБТ СО РАН)16. Также были использованы опубликованные и неопубликованные документы и материалы из архивных хранилищ страны: Государственного архива Российской Федерации

1 7

ГАРФ) , Санкт-Петербургского архива Института Востоковедения

Российской Академии Наук (СПб. Архив ИВ РАН) , Национального архива Республики Бурятии (НАРБ), музея истории Бурятии им. Хангалова.

Особую роль в исследовании сыграло переведенное нами со старописьменного монгольского языка поэтическое произведение JI-C. Цыденова «Лечу по небесам»19. Этот материал позволил нам погрузиться в мир его философских размышлений и поэтических впечатлений.

Научная новизна работы. Диссертация представляет собой первое диссертационное исследование философско-религиоведческого характера, рассматривающее творческое и духовное наследие Л-С. Цыденова в целом.

В работе вводятся в научный оборот источники, ранее считавшиеся недоступными для исследователей и обнаруженные в персональном фонде Л-С. Цыденова в Отделе памятников письменности Востока Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (Улан-Удэ).

На основании найденных архивных источников уточнен ряд моментов жизненного пути и творческой эволюции Цыденова, имеющих большое значение для характеристики его религиозно-философских взглядов.

Данная работа представляет собой первую попытку анализа деятельности одного из духовных лидеров бурятского народа и его вклада в распространение и развитие буддизма в Бурятии, в частности в Кижингинской долине. Впервые введены в научный оборот и проанализированы поэтическое произведение Лубсан-Самдана Цыденова

17 ГАРФ Ф. 6991, оп. 2, д. 20; оп. 3, д. 540,541,1599; оп. 4, д. 127.

18 Архив СПб. ИВ РАН. Ф. 44, оп.1 (2-3), д. 121, 122,124, 128, 129, 130,131,133, 134,135, 265,267,275, 276; Ф. 62, оп.1, д. 107,114.

19 Damdinsurun С. Mongol uran jokiyal degeji jagun bilig orusibai. - Ulaanbaatar, 1959. - P. 541-547.

Лечу по небесам», переведенное нами со старописьменного монгольского языка, и некоторые архивные документы и другие источники.

Детально охарактеризованы мировоззренческие основы философии Цыденова, особенности оригинального осмысления им комплекса религиозных и этических идей буддизма.

Исследовано влияние западноевропейской культуры на формирование воззрений Л-С. Цыденова на буддийское учение.

Описаны культурно-исторические факторы формирования личности Л-С. Цыденова (обычаи, традиции, воспитание, образование, первые шаги на поприще духовной деятельности в дацане). Предложена периодизация жизни и творческой деятельности Л-С. Цыденова.

Определены особенности теократического и балагатского движений в Хоринском аймаке, обусловленные духовно-философскими взглядами Л-С. Цыденова и его последователей, а также событиями гражданской войны.

На основе исторических фактов описана линия преемственности Л-С. Цыденова.

Раскрыта и охарактеризована определяющая роль и значение Л-С. Цыденова в становлении особого направления в реформировании буддизма в России.

Научно-практическое значение данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейших исследований в области религиоведения, источниковедения, этнологии, культурологи, философии буддизма России, в частности Бурятии. Материалы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в исследованиях данной проблематики, а также служить дополнительным источником знаний в процессе дальнейшего изучения взглядов и личности Цыденова. Личность и судьба Цыденова заслуживают пристального рассмотрения, поскольку исследование творческого и духовного наследия Л-С. Цыденова способствует более полному раскрытию образа бурятской культуры во всей сложности и противоречивости ее становления.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На формирование и становление личности Лубсан-Самдана Цыденова и его мировоззрение оказала влияние уже сформировавшаяся к моменту его рождения бурятско-буддийская традиция.

2. Основной причиной создания Л-С. Цыденовым самостоятельного теократического правительства послужило стремление реализовать буддийский принцип не причинение вреда другим существам (ахимса) и уберечь, возможно, большее число бурят от участия братоубийственной гражданской войне.

3. Поэма Л-С. Цыденова «Лечу по небесам» относится к традиционному индо-буддийскому жанру «хождений» и раскрывает глубину буддийской символики.

4. Лубсан-Самдан Цыденов предвидел, что в меняющихся условиях жизни монастырская форма учения будет нежизнеспособной. Буддийская реформа Л-С. Цыденова заключалась в очищении буддизма от излишней обрядности и переносе акцента на практику собственно учения (посредством затворничества).

5. Идеи Лубсан-Самдана Цыденова реформировать буддизм в значительной степени были воплощены в жизнь его учеником Бидия Дандаровичем Дандароном в его необуддийском учении.

Апробация результатов исследования.

Основные положения работы докладывались и обсуждались на научно-практической конференции «Агван Доржиев - выдающийся политический, общественный, религиозный деятель и видный российский дипломат» (2004 г.), на ежегодной преподавательской конференции на базе БГУ, секция «Философская, общественно-политическая мысль стран Центральной и

Восточной Азии» (2006 г.), на международной научной конференции, посвященной 2550-летию буддизма - «Буддизм в контексте диалога культур» (2006 г.), а также на международной духовно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня основания Иволгинского дацана «Иволгинский дацан «Хамбын Сумэ»: путь становления и современность» (2006 г.). Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Баяртуева, Доржема Лубсановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее плодотворный период распространения буддизма в Бурятии приходится на XVIII-XIX вв. В этот период растет число лам - буддийских священнослужителей, воздвигаются деревянные и каменные дацаны, в которых совершались молебствия, открываются дацанские школы.

Большую роль в распространении буддийской религиозно-философской системы среди бурят, в том числе хоринских родов, сыграли монгольские и тибетские ламы, прибывшие на территорию Забайкалья в XVIII в. Также необходимо отметить заслуги и местных лам, которые получили высокое образование в Тибете и Монголии. Официально утвердившиеся границы между Российской Империей и странами Востока не позволили многим ламам из Бурятии свободно получить образование в соседних странах. Возможность приобретения духовного образования, в том числе философского, стали предоставлять местные крупные дацаны. Наибольшей популярностью пользовались Цугольский, Гусиноозерский, Агинский, Анинский и Кудунский дацаны.

Распространение буддизма среди хоринских бурят было обусловлено многими факторами, прежде всего, строительством и развитием дацанов, которые со временем становились средоточием духовного развития бурятского народа, а также присутствием среди хоринцев незаурядных лам. Многие семьи по традиции Тибета и Монголии отдавали своих детей на обучение в монастырь. Подтверждением тому служит история Кудунского (Кижингинского) дацана, являющегося на тот момент самым крупным культурным и духовным центром для автохтонного населения, где выросла и обучалась плеяда именитых лам, одним из которых является Лубсан-Самдан Цыденов. Идеи буддизма, которые сложились в культурно-исторической среде бурятской ойкумены в XIX-XX вв., стали существенным компонентом в формировании незаурядной и интригующей личности Лубсан-Самдана Цыденова. Он получает полное монастырское образование и звание габжи, идентичного со званиями дорамбы и лхарамбы профессора буддологии. Получив столь высокое звание, он стал знаменитым в своих познаниях схоластической ламской философии и, перед ним открылись новые возможности.

На жизненном пути Лубсан-Самдана Цыденова встречаются европейские ученые, этнографы, такие как A.M. Позднеев, М.А. Кроль. Благодаря им Л-С. Цыденов расширяет свои познания в области европейской науки. Большое впечатление на него произвела поездка на коронацию императора Николая II. Она расширила его кругозор как мыслителя и как ученого, что отразилось в его произведении «Лечу по небесам». Возможно, именно встречи с европейскими учеными, с царской династией, обусловили появление у него идеи реформирования буддизма в той форме, которую он реализовал на практике. При этом следует заметить, что именно встреча с тибетским учителем Жаягсан-гэгэном упорядочили все его познания в области буддийской философии и европейской науки и культуры.

Духовная деятельность Лубсан-Самдана Цыденова, которую он вел практически на протяжении всей жизни, была активной и весьма плодотворной. Исследование основных аспектов этой деятельности позволяет прийти к определенному выводу о том, что Лубсан-Самдан Цыденов является незаурядной личностью, ученым-философом, талантливым поэтом и гуманным политиком.

Основой его мировоззрения, всей его деятельности и поведения было буддийское учение. Более двадцати лет в окружении самых близких учеников он провел в обители для созерцания. Опыт непосредственного ведения ученика Учителем, акцент на созерцательной практике, уединенность жизни в сочетании с активностью по отношению к сансаре, освоение максималистских практик были нормой его общины. В этом заключалась и реформа буддизма в Бурятии, развитие немонастырской формы буддизма, то есть отшельнической, которая преобладала в Тибете до укрепления позиций школы желтошапочников - гелугпа.

Буддийские принципы были также и в основе создания теократического государства, которое было образовано согласно пожеланиям большинства населения Кижингинской долины и за ее пределами в условиях военной смуты. Создать такое государство было под силу только смелому, бесстрашному и глубоко верующему человеку, каким и являлся JI-C. Цыденов.

Его традицию не только продолжил, но и развил Бидия Дандарович Дандарон. Он мог передать свет учения Будды не только своим соотечественникам, но и людям, воспитанным в совершенно иной культурной среде. Начиная с середины 1960-х гг. к нему приезжали ученики из европейской части России. Он обучал их не только тантрической практике, но и основам буддийской философии - через абсурд, ситуационную непосредственность, через методы быстрого вскрытия интуиции и реализацию недвойственности. Благодаря Б.Д. Дандарону буддийские общины возникли в Москве и Ленинграде, в Таллинне, Риге и других городах Советского Союза. В условиях идеологической нетерпимости советской власти все это привело к тому, что в 1972 г. КГБ инспирировал судебный процесс против Б.Д. Дандарона и его учеников по обвинению в сектантской деятельности. В настоящее время линию преемственности Л-С. Цыденова продолжают ученики Б.Д. Дандарона.

Таким образом, творческое и духовное наследие одного из самых известных буддийских священнослужителей и общественно-политических деятелей Лубсан-Самдана Цыденова представляет собой уникальное сочетание религиозного учения, политической деятельности и развившейся линии преемственности, вышедших по своему значению далеко за пределы своего времени и место развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Баяртуева, Доржема Лубсановна, 2007 год

1. Абаева, Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. Эволюция верований и культов селенгинских бурят / Л.Л. Абаева; АН СССР СО БИОН. - М.: Наука, 1992.- 139 с.

2. Агинский дацан: сплав высокого и земного // Алтаргана-2006. Изд. дом: «Байкал-Гео», 2006. С. 118-119.

3. Альбедиль, М. Буддизм / М. Альбедиль. СПб.: Питер, 2006. - 206с.

4. Андреев, А.И. Буддийская святыня Петрограда / А.И. Андреев. Улан-Удэ, 1992.-126 с.

5. Андросов, В.П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты / В.П. Андросов. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - 799 с.

6. Аюшеева, Д.В. Современный тибетский буддизм на Западе / Д.В. Аюшеева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 2003. - 124 с.

7. Базаров, А.А. Институт философского диспута в тибетском буддизме / А.А. Базаров. СПб.: Наука, 1998. - 147 с.

8. Балдандоржийн, П. Правда без прикрас, или по поводу статьи «О бурных 20-х годах» / П. Балдандоржийн // Долина Кижинги. 1989. -21-23 окт.-С.З.

9. Балдандоржийн, П. О реабилитации Самдана Цыденова / П. Балдандоржийн // Долина Кижинги. 1997. - 24 сент. - С.2.

10. Балдандоржин, П. Хэжэнгын дасанай хуряангы туухэ / П. Балдандоржин. Кижинга, 2003. - 51 с.

11. Барадин, Б.Б. Буддийские монастыри / Б.Б. Барадин // Альманах «Orient».- Вып. 1. Буддизм и Россия. СПб., 1992. - С. 61-120.

12. Базар Барадин: жизнь и деятельность / сост. В.Ц. Найдаков, В.И. Рассадин, Н.В. Абаев // Доклады и тезисы научной конференции,посвященной 115-летию выдающегося ученого, общественного и научного деятеля бурятского народа Б.Б. Барадина. Улан-Удэ, 1993.

13. Баяртуев, Б.Д. Жизнь и творчество Ринчена Номтоева (1820-1907) / Б.Д. Баяртуев // Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. Новосибирск, 1985. - С.71-78.

14. Баяртуев, Б.Д. Предыстория литературы Бурят-Монголов / Б.Д. Баяртуев. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.-221 с.

15. Берзин, А. Избранные труды по буддизму и тибетологии / А. Берзин; пер. с. англ. М. Кожевниковой, М. Левашовой, А. Севериненко. М.: Открытый мир, 2005. - 160 с.

16. Бидия Дандарон. Жизненный путь и духовный подвиг / сост. A.M. Стрелков // Тайны Бурятии. 2003. - Спецвып. - 24 с.

17. Богданов, М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа / М.Н. Богданов Верхнеудинск: Бурят-Монгольское изд-во, 1926. - 229 с.

18. Болсохоева, Н.Д. Введение в изучение Ганчжура и Данчжура / Н.Д.Болсохоева, Ц.П.Ванчикова, Д.Б. Дашиев и др. Новосибирск: Наука, 1989.- 198 с.

19. Бонгард-Левин, Г.М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука, религия. М., 1980. - 333 с.

20. Бонгард-Левин, Г.М. Мудрецы и философы Древней Индии / Г.М. Богард-Левин, А.В. Герасимова // Некоторые проблемы культурного наследия. М.: Наука, 1975. - 207 с.

21. Буддизм. Словарь / под общ. ред. Н.Л.Жуковской и др. М.: Республика, 1992.-287 с.

22. Буддийские сказания тибетской школы кадампа. СПб., 1994. - 135 с.

23. Будон Ринчендуб, История буддизма / пер. с тиб. Е.Е. Обермиллера, пер. с.англ. A.M. Донца. СПб.: Евразия, 1999. - 336 с.

24. Буряадай туухэ бэшэгууд / сост. Ш.Б. Чимитдоржиев. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1992. - 240 е.; 1998. - 143 с.

25. Бурятские летописи. Улан-Удэ: Комитет по СМИ и полиграфии РБ, 1995.- 197 с.

26. Бхикку Кхантипалло. Секреты медитации: Спокойствие и прозрение: пер. с англ. / Кхантипалло Бхикку. М.: Беловодье, 2005. - 272 с.

27. Ванникова, Ц.П. Монголоязычные биографии бурятских лам // Средневековая культура Центральной Азии. Письменные источники. -Улан-Удэ, 1995.

28. Васубандху. Учение о карме / предис., пер. с санскр. и коммент. Е.П. Островской и В.И. Рудого. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.-368 с.

29. Великие учителя Тибета (сборник) / пер. Г.А. Журба. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2003. - 464 с.

30. Выдающиеся бурятские деятели (XVII начало XX вв.) / сост. Ш.Б. Чимитдоржиев, Т.М. Михайлов, Д.Б. Улымжиев. Серия: Известные люди Бурятии. - Вып. 2. - 4.1. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2001,- 171 с.

31. Гармаев, Д.О. Философские основы необуддизма Б.Д. Дандарона: автореф. дис. канд.филос.наук / Д.О. Гармаев. М., 2005. - 24 с.

32. Гармаева, Х.Ж. Книгопечатание в дацанах / Х.Ж. Гармаева // Буряты. -М.: Наука, 2004. С. 432-451.

33. Герасимова, К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков / К.М.Герасимова. -Улан-Удэ: Бургиз, 1957. 159 с.

34. Герасимова, К.М. Об историзме в исторических исследованиях: теократическое и балагатское движение в Хоринском аймаке (19171926) / К.М. Герасимова // Региональные музеи: настоящее и будущее. Сб.ст. Улан-Удэ: Нова Принт, 2003. - С. 122-128.

35. Герасимова, К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917-1930 гг.) / К.М.Герасимова. Улан-Удэ, 1964. - 178 с.

36. Гирченко, В. Русские и иностранные путешественники XVII-XVIII и первой половины XIX веков о бурят-монголах / В. Гирченко. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1939. -91 с.

37. Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись. История буддизма в Тибете / пер. с тиб. Ю.Н. Рериха, пер. с англ. О.В. Альбедиля и Е.Ю. Харьковой. СПб.: Евразия, 2001. - 768 с.

38. Гомбоева, М.И. Образ мироустройства хори-бурят / М.И. Гомбоева. -Чита, 2002.-300 с.

39. Грюнведель, А. Обзор собрания предметов ламайского культа / А. Грюнведель. СПб., 1905.- 178 с.

40. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета: пер. с англ. и тиб. / сост. и отв. ред. А. Терентьев. М.; Рига: Нартанг; Угунс, 1991. - 103 с.

41. Далай-лама. Мир тибетского буддизма. СПб.: Нартанг, 1996. - 226 с.

42. Дандарон, Б.Д. 99 писем о буддизме и любви (1956-1959 гг.) / Б.Д. Дандарон. СПб.: Изд-во «Дацан Гунзэчойнэй», 1995. -348 с.

43. Дандарон, Б.Д. Буддизм. (Сборник статей) / Б.Д. Дандарон. СПб.: Изд. «Дацан Гунзэчойнэй», 1996. - 144 с.

44. Дандарон, Б.Д. Избранные статьи; Черная тетрадь: Материалы к биографии; История Кукунора; Сумпа Кенпо / авт.-сост. В.М. Монтлевич. СПб.: Евразия, 2006. - 688 с.

45. Дандарон, Б.Д. Источник мудрецов / Б.Д. Дандарон, Р.Е. Пубаев. -Улан-Удэ, 1968.-167 с.

46. Дандарон, Б.Д. Мысли буддиста. Черная тетрадь / Б.Д. Дандарон. -СПб., 1997.- 179 с.

47. Дандарон, Б.Д. Письма о буддийской этике / Б.Д. Дандарон СПб., 1997.-256 с.

48. Дарибазарон, Э.Ч. Балагатско-теократическое движение в Хоринском аймаке в 1921-1922 гг. / Э.Ч. Дарибазарон // Монголоведные исследования: сб. науч. ст. Вып. 5. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 2007. -С.84-104.

49. Дарибазарон, Э.Ч. К вопросу о теократическом движении в 1918-1926 гг. в Хоринском ведомстве / Э.Ч. Дарибазарон // Цыбиковские чтения-7: материалы науч. конф. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. -С.100-101.

50. Дарибазарон, Э.Ч. Сандан Цыденов (1851-1922) / Э.Ч. Дарибазарон // Выдающиеся бурятские деятели. Улан-Удэ, 2004. - Вып.5. - С. 83-85.

51. Демидов, В.А. Бурятия: от степных дум к автономии / В.А.Демидов, В.В. Демидов. Новосибирск, 2001.

52. Дже Гампопа. Четыре дхармы Гампопы / Гампопа Дже. СПб.: Фонд «Карма Йеше Палдрон», 2003. - 176 с.

53. Дзунба Кунчог Жигме Ванбо. Драгоценное ожерелье учений философских школ. Улан-Удэ: Буддийский институт Дашичойхорлин, 1998. - 160 с.

54. Долотов, А. Происхождение и распространение ламаизма / А. Долотов. Верхнеудинск, 1932.

55. Донец, A.M. Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике / A.M. Донец. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004.-265 с.

56. Донец, A.M. Традиционное и новое в дацанской системе образования / A.M. Донец // Развитие личности школьника в условиях поликультурного образовательного пространства Байкальского региона. Улан-Удэ: Бэлиг, 2003. - С.88-91.

57. Его Святейшество Богдо-гэгэн Халха Джебзун-Дамба Римпоче IX. Драгоценные наставления. Комментарий к Ламриму: Учение, данное перед посвящением в практику Ямантаки. Улан-Удэ, 1997. - 87 с.

58. Его Святейшество Далай-лама XIV. Союз блаженства и пустоты / пер. с тиб. Геше Туптен Джинпа, пер. с англ. А.А. Щербакова. СПб.: Нартанг, 2001.-259 с.

59. Ермакова, Т.В. Становление отечественной буддологии как отрасли религиоведения: автореф. дис. канд. филос. наук / Т.В. Ермакова. -СПб., 1994.-24 с.

60. Еше-Лодой Ринпоче. Комментарии к тексту Дхармаракшиты «Боевая чакра» Махаянское преображение мышления / Ринпоче Еше-Лодой. -Улан-Удэ: Нютаг, 1999. 103 с.

61. Жабаева, Л.Б. Элбек-Доржи Ринчино и национально-демократическое движение монгольских народов / Л.Б. Жабаева. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001.-297 с.

62. Жамсуева, Д.С. Агинские дацаны как памятник истории культуры / Д.С. Жамсуева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.-169 с.

63. Железнов, А.И. Проблема экологии в учении Махамудры / А.И.Железнов, С.П. Нестеркин // Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. Новосибирск, 1992. - С. 84-117.

64. Железнов, А.И. Учение ваджраяны о тождестве сансары и нирваны / А.И. Железнов, В.Н. Пупышев // Гаруда. СПб.: Алга-Фонд, 1997. - № 1.-С.4.

65. Жуковская, Н.Л. Возрождение буддизма в Бурятии: проблемы и перспективы / НЛ. Жуковская // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 1997. - С. 104.

66. Жуковская, Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии / Н.Л. Жуковская. -М.: Наука, 1977.-199 с.

67. Жуковская, H.JI. Республика Бурятия: национальная религия и национальная идея (этапы взаимодействия) / H.J1. Жуковская // Вестник Российского гуманит. науч. фонда. М., 2000. -№1. - С. 70.

68. История Бурятии. Ч. 1. - Улан-Удэ, 1993. - 76 с.

69. Ирошников, М.П. Николай II / М.П. Ирошников. СПб., 1992. - 510 с.

70. Карма Агван Йондан Чжамцо. Светоч уверенности / Йондан Чжамцо Карма Агван. СПб.: ОРИС, ЯНА-ПРИНТ, 1993. -238 с.

71. Касевич, В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык / В.Б. Касевич. 2-е изд. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 282 с.

72. Кедру б Дже. Основы буддийских тантр / Дже Кедру б. М.: Шечен, 2000. - 240 с.

73. Кроль, М. Годы ссылки. В гостях у Святого Ламы / М.Кроль // Восточная коллекция. 2004. - №4 (19). - С. 74-80.

74. Кьенце Джамьян. Наставления по практике Ло Джонг с разъяснением Белой Тары / Джамьян Кьенце. М.: Буддийский центр Ламы Цонкапы, 1996. - 126 с.

75. Лама Еше. Введение в Тантру. Трансформация желания / Еше Лама; пер. с англ. Н. Болховецкой. М.: ООО Издательский дом «София», 2005.-224 с.

76. Лама Цыден Содоев: к 150-летию со дня рождения великого йогина / И.С. Урбанаева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1996. - 42 с.

77. Ламаизм в Бурятии XVIII нач. XX вв. Структура и социальная роль культовой системы / Г.Р. Галданова, К.М. Герасимова, Д.Б. Дашиев и др. - Новосибирск: Наука, 1983. - 233 с.

78. Лати Ринпоче, Хопкинс Д. Смерть и перерождение в тибетском буддизме / Ринпоче Лати, Д. Хопкинс; пер. с. англ. СПб.: Уддияна, 2005. - 104 с.

79. Лепехов, С.Ю. Буддийская культура и буддийская цивилизация / С.Ю. Лепехов // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Вып. 2. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - С.142-160.

80. Лепехов, С.Ю. Герменевтика буддизма / С.Ю.Лепехов, А.М.Донец, С.П. Нестеркин. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. - 264 с.

81. Лепехов, С.Ю. Праджняпарамита в ранней Махаяне / С.Ю. Лепехов // Тибетский буддизм: теория и практика Новосибирск, 1995. - С.95-146.

82. Лепехов, С.Ю. Философия Мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации / С.Ю. Лепехов Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. -238 с.

83. Летописи хоринских бурят. Вып.1 // Тр. Института востоковедения. Хроника Т. Тобоева и В. Юмсунова. - М.-Л., 1940. - 103 с.

84. Летописи хоринских бурят. Вып.И // Тр. Института востоковедения. Хроника Ш.-Н. Хабитуева. - М.-Л., 1936.

85. Львы Будды. Жизнеописания восьмидесяти четырех сиддхов / пер. с тиб. К. Щербицкого. СПб.: Алмазный путь, 1996. - 280 с.

86. Манзанов, Г.Е. Религиозные традиции в культе бурятского народа / Г.Е. Манзанов. Улан-Удэ, 2005. - 174 с.

87. Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1636-1654: сб. докум.-М., 1974.-317 с.

88. Мистики XX века: Энциклопедия / Э. Вандерхилл; пер. с англ. Д. Гайдука. М., 2001. - С. 137-145.

89. Монтлевич, В.М. Две ступы / В.М. Монтлевич // Гаруда. СПб.: Алга-Фонд, 1996.-№2.-С.34.

90. Монтлевич, В.М. Дхармараджа Бидия Дандарон / В.М. Монтлевич // Гаруда-СПб: Алга-Фонд, 1992.-№1.-С.З-10.

91. Монтлевич, В.М. Материалы к жизнеописанию Лубсана Сандана Цыденова / В.М. Монтлевич // Гаруда. СПб.: Алга-Фонд, 1993. - №23. - С.31-37.

92. Монтлевич, В.М. Тантра на Запад! О духовном подвиге Бидии Дандарона / В.М. Монтлевич // Наука и религия. - 1991. - № 2. - С. 31-33.

93. Муллин, Г. Практика Калачакры / Г. Муллин. -М., 2002. 201 с.

94. Национально-освободительное движение бурятского народа. Улан-Удэ, 1989.-94 с.

95. Нацов, Г-Д. Материалы по ламаизму в Бурятии / Г-Д. Нацов; предисл., пер., примеч. и глосс. Г.Р. Галдановой. Ч. 2. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998.-187 с.

96. Нестеркин, С.П. «Абхисамаяланкара» в Индии и Тибете / С.П. Нестеркин // Тибетский буддизм: теория и практика: сб. ст. / под ред. Абаева Н.В. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1995.-С.146-164.

97. Нестеркин, С.П. Образование в буддийских монастырях / С.П. Нестеркин // Буряты. М.: Наука, 2004. - С.415-432.

98. Нестеркин, С.П. Традиционное дацанское образование в Бурятии / С.П. Нестеркин // Развитие личности школьника в условиях поликультурного образовательного пространства Байкальского региона. Улан-Удэ: Бэлиг, 2003. - С.83-88.

99. Обычное право хоринских бурят / пер. с монг. Б.Д. Цыбикова. -Новосибирск: Наука, 1992. 311 с.

100. Откровения тибетских отшельников. Руководство по ретриту / Ригдзин Джигме Лингпа, Тулку Ургьен Ринпоче, Дуджом Ринпоче и др.; пер. с тиб. Лама Сонам Дордже. М.: Открытый мир, 2006. - 352 с.

101. Очиров, Д. Прошедший 10 трудных этапов обучения. / Д. Очиров, Ц. Цырендоржиев // Легшед. 1998. - №3. - С.52-55.

102. Очирова, Ц-Х.В. Самдан Цыденов и его проект буддийской теократии / Ц-Х.В. Очирова, Н.В. Цыремпилов // Мир буддийской культуры: духовное наследие и современность: сб.ст. Чита - Агинское - Улан-Удэ, 2006.-С.65-80.

103. Патрул Ринпоче. Слова моего всеблагого учителя. Устные наставления по предварительным практикам учения Дзогчен лонгчен нингтиг / Ринпоче Патрул; пер. с англ. СПб.: Уддияна, 2004. - 536 с.

104. Подгорбунский, И. Каталог выставки предметов внешней обстановки жизни лам / И. Подгорбунский, Г.Н. Потанин. Иркутск, 1888. - 59 с.

105. Позднеев, A.M. Очерки быта буддийский монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу / А.М.Позднеев. Изд. репринтное. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993.-492 с.

106. Пубаев, Р.Е. 250-летие буддизма в Бурятии и России / Р.Е.Пубаев, Г.Л. Санжиев // 250-летие официального признания буддизма в России: тез. докл. науч. конф. (16-17 июля 1991 г.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО АН СССР, 1992.-С.З-7.

107. Пупышев, В.Н. Бидиядара Дандарон (1914-1974) / В.Н. Пупышев // Выдающиеся бурятские деятели. Улан-Удэ, 2004. - Вып.З. - С. 116120.

108. Пупышев, В.Н. Основы мировоззрения и мироощущения буддийских народов Центральной Азии / В.Н. Пупышев // Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. Новосибирск, 1992. - С.77-84.

109. Пути Сутр и Тантр в тибетском буддизме / пер. с тиб., предисл. и коммент. A.M. Донца. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. - 156 с.

110. Радхакришнан, С. Индийская философия / С.Радхакришнан; пер. с англ. Т.1. - М.: Иностранная литература, 1956. - 502 с.

111. Рерих Ю.Н. Буддизм и культурное единство Азии / Ю.Н. Рерих. М., 2002.-341 с.

112. Ринчино, Э-Д. Областническое движение в Сибири и социал-демократия. Статьи. Рукописи. Письма / Э-Д. Ринчино. Улан-Удэ, 1994. - С.26.

113. Скрынникова, Т.Д. Ламаистская церковь и государство / Т.Д. Скрынникова Новосибирск, 1988. - 99 с.

114. Страницы из жизни Агвана Доржиева (Архивные документы). Улан-Удэ, 1993.- 115 с.

115. Стрелков, A.M. Легенды и были о великом ламе / A.M. Стрелков // Восточная коллекция. 2004. - №4 (19). - С.81-83.

116. Ступы: символы Просветления / Тартанг Тулку // Буддизм России. -1999.-№31.-С.24.

117. Сутра «Поучения Вималакирти» / пер. с тиб., предисл. и коммент. A.M. Донца. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. - 144 с.

118. Тай Ситупа. Относительный мир, Абсолютный ум / Ситупа Тай. М.: ТОО «Путь к себе», 1997. - 192 с.

119. Тенчой. Рассказы о практике Чод. М.: Глобус, 2004. - 88 с.

120. Терентьев, А. Краткий очерк истории буддизма в России / А.Терентьев // Буддизм в России. № 38. - 2004. - С. 76-82.

121. Тибетский буддизм: теория и практика: сб. ст. Новосибирск, 1995. -281 с.

122. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций / Е.А. Торчинов. -СПб.: С.-Петербург, философ, о-во, 2000. 304 с.

123. Туган Лопсан-Чойкьи-Нима. Хрустальное зерцало философских систем (Думта шэлкьи мэлон). Глава Сакьяпа / пер. с тиб., предисл., введ. и коммент. Р.Н. Крапивиной. СПб.: Изд-во «Дацан Гунзэчойнэй», 1995. -196 с.

124. Урбанаева, И.С. Дхарамсала и мир тибетской эмиграции / И.С. Урбанаева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. - 184 с.

125. Федотова, М. Бидиядара (материалы к биографии Б. Д. Дандарона) / М. Федотова // Гаруда. СПб.: Алга-Фонд, 1996. - №2. - С. 30-33.

126. Философские вопросы буддизма. Новосибирск: Наука, 1984. - 124 с.

127. Хаптаев, П.Т. Бурятия в годы гражданской войны / П.Т. Хаптаев. -Улан-Удэ, 1967.-264 с.

128. Хижняк, О.С. Восемь великих ступ / О.С. Хижняк // Первые Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: материалы науч. конф. СПб., 2004. - С. 67.

129. Цзонхава. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. СПб.: Нартанг, 1994.-386 с.

130. Цыбенов, Б.Д. К вопросу о строительстве дацанов в Бурятии в XVIII -первой половине XIX вв. / Б.Д. Цыбенов // Цыбиковские чтения -7: материалы науч. конф. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. -С.116.

131. Цыбенов, Б.Д. Распространение буддизма среди хори-бурят / Б.Д. Цыбенов // Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию (300 лет Указу Петра I). Улан-Удэ: Республиканская типография, 2001. - С.39-46.

132. Цыбиков, Б.Д. Обычное право селенгинских бурят / Б.Д. Цыбиков. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1970.-282 с.

133. Цыдендамбаев, Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные / Ц.Б. Цыдендамбаев. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. - 662 с.

134. Чимитдоржиев, Ш.Б. Бурятские лхарамбы за рубежом / Ш.Б. Чимитдоржиев // Мир буддийской культуры: духовное наследие и современность. Чита - Агинское - Улан-Удэ, 2006. - С.32-37.

135. Чимитдоржиев, Ш.Б. Начало распространения буддизма в Бурятии / Ш.Б. Чимитдоржиев // Бурятский буддизм: история и идеология. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. С. 18-27.

136. Чимэг, О. Идейное содержание культа учителя / О. Чимэг // Из истории философской и общественно-политической мысли стран Центральной и Восточной Азии: сб. ст. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - С.126-134.

137. Шантхаракшита. Буддзм: Основы пути / Шантхаракшита. СПб.: Ясный свет, 1998.-252 с.

138. Ширапов, Ю.С. Бурятская интеллигенция и общественно-политическая мысль Бурятии в начале XX в. / Ю.С. Ширапов. Улан-Удэ, 1993.

139. Янгутов, Л.Е. Бурятский буддизм: проблемы и перспективы исследований / Л.Е. Янгутов // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - С.3-17.1. Зарубежная литература

140. Buddhism in the USSR. M., 1988.

141. Chatalian, G. Early Indian Buddhism and the Nature of Philosophy: a Philosophical Investigation / G.Chatalian // Journal of Indian Philosophy. -1983.-Vol. 11.-P. 167-222.

142. Chogyam Trungpa. Journey without goal. The Tantric Wisdom of the Buddha / Trungpa Chogyam. Boulder, 1981. - 151 p.

143. Dalai Lama XIV. Awakening The Mind, Lightening The Heart / Dalai Lama XIV. -India: Harper Collins Publishers, 1997. 190 p.

144. Damdinsurun, C. Mongol uran jokiyal degeji jagun bilig orusibai / C. Damdinsurun. Ulaanbaatar, 1959. - P. 541-547.

145. Dasgupta, S.B. An introduction to Tantric Buddhism / S.B.Dasgupta. Calc, 1950.

146. Guenther, H.V. Buddhist Philosophy in Theory and Practice / H.V.Guenther. Boulder (Colorado) and London, 1976.

147. Gyatso, Geshe Kelsang. Buddhism in the Tibetan Tradition: A guide / Geshe Kelsang Gyatso. London, 1984. - 132 p.

148. Helmut Hoffman. Tibet a Handbook / Hoffman Helmut. Bloomington, 1975.

149. James Forsyth. A history of the people's of Siberia: Russia's North Asian Colony 1581-1990 / Forsyth James. Cambridge. - 273 p.

150. John Channon. Siberia in revolution and civil war, 1917-1921 / Channon John. L.: Alan Wood NY, 1991 - 161 p.

151. John Snelling. Buddhism in Russia: the story of Agvan Dorzhiev, Lhasa's Emissaty to the Tsar / Snelling John. Shaftesbury, 1993. - 205 p.

152. Lubos Belka. The Restoration of Buddhism in Buryatia / Belka Lubos. -Brno, 1996.

153. Pandyan, К. Ambedkar and the dynamics of Neo-Buddhism / K.Pandyan, B.R. David Dr. New Delhi, 1996.

154. Snelling, John. Buddhism in Russia / John Snelling. Shaftesbury, 1993.

155. Stephen Watrous. The Regionalist Conception of Siberia 1860-1920 / Watrous Stephen. NY: St. Martin's Press, 1993. - P. 114-132.

156. Wayman, A. Yoga of the Guhyasamajatantra: The Arcant Lore of Forty Verses / A.Wayman. Delhi: Banarsidas, 1991. - 231 p.1. Архивные источники

157. Г АРФ. Ф. 6991. On. 2. Д. 20.

158. Г АРФ. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 540.

159. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 541.

160. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 1599.

161. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 4. Д. 127.

162. Архив ИВ РАН. Ф. 44. On. 1. Д. 121. Л. 27.

163. Архив ИВ РАН. Ф. 44. On. 1. Д. 122. Л. 16.

164. Архив ИВ РАН. Ф. 44. On. 1. Д. 124. Л. 15.

165. Архив ИВ РАН. Ф. 44. On. 1. Д. 128. Л. 6.

166. Архив ИВ РАН. Ф. 44. On. 1. Д. 128. Л. 37.

167. Архив ИВ РАН. Ф. 44. On. 1. Д. 129. Л. 1-3.

168. Архив ИВ РАН. Ф. 44. On. 1. Д. 130. Л. 2.

169. Архив ИВ РАН. Ф. 44. On. 1. Д. 131. Л. 74-78.

170. Архив ИВ РАН. Ф. 44. On. 1. Д. 133. Л. 192.

171. Архив ИВ РАН. Ф. 44. On. 1. Д. 135. Л. 22.

172. Архив ИВ РАН. Ф. 62. On. 1. Д. 107. Л. 4.

173. Архив ИВ РАН. Ф. 62. On. 1. Д. 114. Л. 62.

174. Архив ИВ РАН. Ф. 62. On. 1. Д. 114. Л. 64.

175. Архив ИВ РАН. Ф. 62. On. 1. Д. 114. Л. 134.

176. Архив ИВ РАН. Ф. 62. On. 1. Д. 114. Л. 165.

177. НАРБ. П. 1. On. 1. Д. 69. Л. 26.

178. НАРБ. П. 1. On. 1. Д. 202. Л. 12.

179. НАРБ. П. l.On. 1. Д. 203. Л. 11-12.

180. НАРБ. П. l.On. 1. Д. 377. Л. 20.

181. НАРБ. П. l.On. 1. Д. 2432. Л. 25.

182. НАРБ. П. l.On. 1. Д. 3092. Л. 144.

183. НАРБ. П. 2. On. 1. Д. И. Л. 33.

184. НАРБ. Ф.Р. 127. On. 1. Д. 104. Л. 25-28.

185. НАРБ. Ф.Р. 1746. On. 1. Д. 27. Л. 27-33.

186. НАРБ. Ф.Р. 1759. On. 1. Д. 149. Л.205, 212.

187. ОПП ИМБТ СО РАН. Д. 4. Л. 64.

188. ОПП ИМБТ СО РАН. Д. 112. Л. 186.

189. ОПП ИМБТ СО РАН. Д. 387. Л.

190. ОПП ИМБТ СО РАН. Д. 299. Л. 33-43.

191. ОПП ИМБТ СО РАН. Д. 636. Л. 5.

192. ОПП ИМБТ СО РАН. Д. 636. Л. 10.

193. ОПП ИМБТ СО РАН. Ф.44. On. 1. Д. 133. Л. 52.

194. ОПП ИМБТ СО РАН. Ф.44. On. 1. Ед. Хр. 133. Л. 70.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.