Фортепиано в творчестве Эрнеста Блоха тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Хайрутдинова, Халида Афзаловна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 238
Оглавление диссертации кандидат наук Хайрутдинова, Халида Афзаловна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Произведения для фортепиано соло
1.1. Произведения брюссельского периода
1.1.1. «Ех-Уо1о»
1.2. Произведения кливлендского периода
1.2.1. «Ночью - любовная поэма»
1.2.2. «Нирвана»
1.2.3. «Пять эскизов в сепии»
1.2.4. «Морские поэмы»
1.2.5. «Детское»
1.3. Произведения швейцарского периода
1.3.1. Соната для фортепиано
1.3.2. «Видения и предсказания»
1.4. Особенности стиля сольных фортепианных произведений. Программность
Блоха и принципы визуальной культуры
Глава 2. Фортепиано в камерно-ансамблевых произведениях
2.1. Сюита для альта и фортепиано
2.2. Соната для скрипки и фортепиано №1
2.3. Соната для скрипки и фортепиано №2 («Мистическая поэма»)
2.4. Три ноктюрна для фортепиано, скрипки и виолончели
2.5. Квинтет №1 для фортепиано и струнного квартета
2.6. Традиции еврейской культуры в произведениях Блоха
2.6.1. «Еврейская медитация» для виолончели и фортепиано
2.6.2. Сюита «Баал Шем. Три картины из жизни хасидов» для скрипки и фортепиано
2.6.3. «Еврейская сюита» для альта с фортепиано
2.6.4. Блох и его академический стиль еврейской музыки
2.7. Основные черты позднего стиля Блоха. Камерно-ансамблевые сочинения
последних лет жизни
2.7.1. Квинтет № 2 для фортепиано и струнного квартета
2.7.2. «Две последние поэмы, может быть...» для флейты и фортепиано или
флейты с оркестром
2.8. Особенности стиля камерно-ансамблевых сочинений Блоха. Эволюция стиля
Глава 3. Произведения для фортепиано с оркестром
3.1. Неоклассицизм Блоха. Concerto Grosso № 1 для фортепиано и струнного оркестра
3.2. «Неоромантизм» и «традиционализм» в американской музыке середины ХХ века. Неоромантические черты творчества Блоха
3.2.1. Симфонический концерт для фортепиано с оркестром
3.2.2. «Фантастическое скерцо» для фортепиано и симфонического оркестра
3.3. Стилевые диалоги в фортепианном и симфоническом творчестве Блоха
Глава 4. Фортепиано в педагогический деятельности Блоха
4.1. Фортепианная педагогика в Америке первых десятилетий ХХ века
4.2. Педагогическая концепция Блоха
4.2.1. Преподавание гармонии, формы и ритма
4.2.2. Эстетические основы педагогической деятельности Блоха
4.2.3. Работа в Кливлендском институте
4.2.4. Традиции и новаторство в педагогике Блоха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
ПРИЛОЖЕНИЕ. Статьи и материалы: перевод с английского языка
Арнольд Шенберг. Аннотация к грамзаписи Струнного квартета № 1 ор. 7
Эрнест Блох. «Эрнест Блох исследует проблемы музыкального образования»
Эрнест Блох. Человек и музыка
Эрнест Блох. Как обеспечить лучший результат при обучении фортепианной игре
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Стилистические черты камерно-инструментальных ансамблей с участием фортепиано в творчестве Ф. Мендельсона2023 год, кандидат наук Чан Шиюй
Кристиан Синдинг: Портрет норвежского композитора2003 год, кандидат искусствоведения Кривцова, Елена Викторовна
Индивидуальность скрипичных и альтовых сочинений Сергея Слонимского: стиль, язык, исполнительская интерпретация2022 год, кандидат наук Чжан Кайлинь
Творчество Дьёрдя Куртага. Опыт характеристики2009 год, кандидат искусствоведения Алюшина, Ольга Сергеевна
Музыка в концентрационном лагере Терезиенштадт2021 год, кандидат наук Федусова Алина Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепиано в творчестве Эрнеста Блоха»
ВВЕДЕНИЕ
Эрнест Блох (1880-1959) - выдающийся швейцарско-американский композитор первой половины ХХ века. Судьба творческого наследия Блоха парадоксальна. При жизни он пользовался огромным успехом, о нем много писали, его талант высоко оценивали такие творческие лидеры своего времени, как Равель и Сибелиус. Морис Равель в одном из интервью 1936 года сказал: «Блох обладает очень страстной натурой и талантом огромной силы. Блох, безусловно, является одним из наиболее поразительных композиторов эпохи»1. Ян Сибелиус считал Блоха «в высшей степени талантливым человеком, чья музыка современна в лучшем значении этого слова и, в то же время, доступна»2.
В 1920-30-е годы Блох был известен как выдающийся педагог и основатель двух консерваторий в Америке - Кливлендского института музыки (1920) и Консерватории Сан-Франциско (1925). В тот период Блох успешно сочетал композицию и дирижирование с административной и педагогической деятельностью.
На протяжении своей жизни Блох получал значительные награды и почести. Достаточно упомянуть «Bloch Society» («Общество Блоха»), основанное в Англии в 1937 году; а в Америке в 1954 году Блох стал «единственным композитором, дважды получившим награду от Нью-Йоркского общества критиков 3 : за Струнный квартет №3 и Concerto Grosso №2»4. Несколько раз при жизни композитора, проводились фестивали, посвященные его творчеству. Первый прижизненный фестиваль, посвященный Блоху, был проведен в декабре 1931 г. в Милане по инициативе знаменитой итальянской музыкальной писательницей и
1 B'nai B'rith National Jewish monthly. 1936. №50 (4). Р. 111.
2 Chapman E. Ernest Bloch at 75 // Tempo magazine. 1955. №34. Р. 12.
3 New York music critics circle award [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://musicals.ru/about_genre/making/awards_usa
4 Wheeler Ch. The solo music of Ernest Bloch: D.M.A. thesis. Corvallis : University of Oregon, 1976. P. 2.
общественного деятеля Марии Тибальди-Кьеза. В 1932 и 1933 гг. фестивали музыки Блоха продолжились в Неаполе и Флоренции. В 1950 г. - шестидневный фестиваль, организованный Федерацией евреев Чикаго. В 1959 г. в нью-йоркском Таун-Холле состоялся фестиваль «Ретроспектива музыки Блоха», посвященный памяти недавно ушедшего из жизни композитора5.
В 1932 году вышла первая монография о Блохе, написанная Марией Тибальди-Кьеза6, что свидетельствует о международном уровне интереса к личности Блоха.
Во второй половине ХХ века музыка композитора стала исполняться намного реже. Если такие сочинения, как Рапсодия для виолончели с оркестром «Шеломо» и Сюита для скрипки и фортепиано «Баал Шем», ставшие символами профессиональной еврейской академической музыки ХХ века, исполнялись довольно часто, то множество других, с музыкальной точки зрения не менее интересных произведений камерной и симфонической музыки оказалось незаслуженно забыто.
В современной музыкальной историографии с именем Блоха прочно связано определение «первый профессиональный еврейский композитор» 7 . Именно в таком контексте оно упоминается в биографиях его более известных учеников - американских композиторов Роджера Сешнса, Рэндала Томпсона, Лиона Кирхнера, Бернарда Роджерса.
Между тем, творчество Эрнеста Блоха гораздо шире национальной специфики. Он яркий продолжатель линии французского импрессионизма, интересный представитель неоклассицизма. Он принадлежит к широко
5 Подробнее об этом фестивале см.: Baker J. Ernest Bloch Retrospective // The New York Times. 1959. Dec. 7.
6 Tibaldi-Chiesa M. Ernest Bloch. Citta dell Castello : Unione Arti Graphiche, 1932. Р. 30. В 1933 г. монография была переиздана крупным итальянским издательством «G. B. Paravia & C.»; на другие языки эта работа не переводилась, в настоящее время является библиографической редкостью.
7 Strassburg R. Ernest Bloch, Voice in the Wilderness: A Biographical Study. Los Angeles : The Trident Shop, 1977. P. 2.
представленному направлению американского музыкального искусства первой половины ХХ века, получившему в англоязычном искусствознании и арт-критике определение «неоромантизм» или «традиционализм». Подобно таким композиторам, как Рэндал Томсон, Говард Хэнсон, Витторио Джианини, Сэмюэл Барбер, Аарон Копленд, Блох придерживался мнения, что главное в искусстве -эмоциональная глубина, опора на классические традиции, «гуманизм» и «универсализм». Однако, Блох не замыкался в рамках этого, хотя и довольно разнообразного, направления.
Оригинальность творческого облика Блоха в последние годы все чаще привлекает внимание зарубежных исследователей. Но в отечественном музыкознании Блоху до сих пор не посвящалась ни одна специальная исследовательская работа. Этим обстоятельством обусловлена актуальность темы исследования. Кроме того, следует учесть, что вопросы фортепианного искусства в творческом наследии Блоха специально не изучались и в зарубежных трудах. Между тем, это очень показательный, многообразный и практически востребованный «срез» творческого наследия композитора, чья музыка в последние годы все активнее возвращается в концертную практику.
Оценивая степень разработанности темы, следует отметить, что литература о Блохе на русском языке практически отсутствует, да и на английском языке она до сих пор не столь многочисленна. Одним из самых активных исследователей наследия Блоха выступил американский музыковед Дэвид Кушнер (Kushner), посвятивший изучению жизни и творчества композитора более тридцати лет. В 1967 году им была написана докторская диссертация «Эрнест Блох и его симфонические произведения» 8 . Кушнер анализирует тематизм Блоха, и с этой точки зрения объясняет различные стилистические тенденции в разные периоды творчества Блоха. Позднее Кушнер написал и опубликовал две книги о Блохе. «Руководство по исследованию музыки
8 Kushner D. Ernest Bloch and his Symphonie Works: Dissertation, Ph. D. University of Michigan, 1967. Unpublished.
Блоха» 9 представляет собой детальный обзор архивных источников, статей, рецензий по каждому сочинению Блоха и является ценным историографическим и источниковедческим трудом, хотя и не содержит анализа произведений. Наиболее обширной и разносторонней книгой о Блохе является последняя из опубликованных работ Кушнера «Материалы и документы о музыке Эрнеста Блоха» 10 , представляющая собой распространенное в англоязычном музыковедении собрание научных статей одного или нескольких авторов, посвященных творчеству одного композитора. Для исследователей наследия Блоха важен библиографический список научных работ о жизни и творчестве композитора, составленный Д. Кушнером и являющийся на сегодняшний день наиболее полным сводом литературы о Блохеп. Помимо библиографического списка Кушнера, существует два ранее составленных списка литературы о Блохе: «Библиография всего написанного об Эрнесте Блохе» Майкла Гриффеля12 и «блоховский» раздел в фундаментальной «Книге ресурсов о еврейской музыке» Ирэны Хескес13.
Глава об Эрнесте Блохе занимает важное место в труде Уолтера Симмонса «Голоса в пустыне: Шесть американских композиторов-неоромантиков»14. С точки зрения Симмонса, Блох является первым американским «неоромантиком», очерк о нем открывает эту книгу. Главы об Эрнесте Блохе, Сэмюеле Барбере, Николасе Флагелло наиболее подробны, они содержат в среднем по восемьдесят
9 Kushner D. Ernest Bloch: A Guide to Research. New York : Garland Publishing Inc., 1988. P
15.
10 Kushner D. The Ernest Bloch Companion. Westport, Conn. : Greenwood Press, 2002. P.
179.
11 Kushner D. The Ernest Bloch Companion. Westport, Conn. : Greenwood Press, 2002. P. 180-184.
12 Griffel M. Bibliography of writing on Ernest Bloch // Current Musicology. 1968. №6. P.142-
146.
13 Heskes I. The Resource Book of Jewish Music: A Bibliographical and Topical Guide to the Book and Journal Literature and Program Materials (Music Reference Collection). Westport, Ct & London : Published by Greenwood Press, 1985. P. 24-30.
14 Simmons W. Voices in the Wilderness: Six American Neo-Romantic Composers. Lanham, Md. : Scarecrow Press, 2004. P. 41.
страниц. Значительно более лаконичны главы о Говарде Хэнсоне, Поле Крестоне, Витторио Джаннини. В книге Симмонса творчество этих шести композиторов-неоромантиков рассматривается во взаимосвязи, что позволяет говорить о сложившемся неоромантическом направлении в американской музыке. К сожалению, в этом издании лишь несколько наиболее известных сочинений становятся объектами анализа, преимущественно в аспекте истории их создания. А проблемы музыкального языка рассматриваются лишь в самом общем плане, издание не содержит нотных примеров. Потому, естественно, нет и подробного анализа произведений. Исполнителю и педагогу трудно получить информацию об их музыкальных особенностях и уровне сложности. Книга Симмонса написана с целью возрождения интереса к творчеству американских композиторов середины ХХ века, ее адресатом выступает, скорее, музыкант-любитель, чем профессиональный музыкант-исполнитель.
Книга дочери композитора Сюзанны Блох и Ирены Хескес «Творящий дух»15 содержит серию небольших очерков, напоминающие комментарии для программок концертов, относящиеся к определенным сочинениям в хронологическом порядке. Часто в них приводятся слова самого Эрнеста Блоха о каком-либо определенном сочинении и воспоминания дочери Блоха (единственном музыканте среди всех его детей) о первом исполнении или обстоятельствах, при которых создавалось сочинение. Книга, безусловно, является ценнейшим источником, однако не содержит анализа сочинений.
Книга Роберта Страсбурга «Эрнест Блох: Глас в пустыне» 16 является детальным изложением биографии композитора. Книга адресована широкому кругу читателей, не содержит музыкальных примеров и анализа сочинений. Очень ценным разделом книги является ее заключительный раздел («Appendix»), содержащий каталог изданных сочинений композитора с датой их публикаций и
15 Bloch S., Heskes I. Bloch: Creative Spirit. New York : Jewish Music Council of the National Jewish Welfare Board, 1976. Р. 48.
16 Strassburg R. Ernest Bloch: Voice in the Wilderness: A Biographical Study. L.-A. : The Trident Shop, 1977. Р. 61.
указанием издательств. Благодаря этому каталогу мне, в частности, удалось обнаружить «Четыре цирковые пьесы», написанные Блохом в 1922 году и до сих пор не изданные «Издательством братьев Броуд» (Broude Brothers Publishing), хотя права на издание были ими приобретены сразу же после смерти композитора. Работа Страсбурга содержит достаточно обширный список неизданных архивных материалов, а также каталог сочинений Блоха, который выстроен не в хронологическом порядке, а по жанровому принципу.
Заслуживает внимания словарно-энциклопедическая литература о творчестве Блоха. Наиболее содержательными словарно-энциклопедическими статьями Блох представлен в «Биографическом словаре музыкантов Бейкера» под редакцией Николая Слонимского и в оксфордском онлайн-словаре Гроува (в персоналии и в разделе «Американская музыка»)17.
Некоторые исследователи творчества Блоха сосредоточились на теме еврейских истоков музыки Блоха. Среди них выделяются статьи английского музыковеда Александра Кнаппа «Еврейские корни Блоха: сознательное или подсознательное»18 и «Жизнь и музыка Эрнеста Блоха»19.
В статьях Кнаппа рассматривается связь «еврейских» сочинений Блоха с цитатами мотивов традиционной синагогальной службы. Автор классифицирует этот метод как «сознательное» творческое намерение. «Подсознательными» он называет интонационные аллюзии - мотивы, напоминающие синагогальное пение, но не являющиеся цитатами синагогальных напевов. К подсознательным проявлениям еврейских корней исследователь относит использование ладов-штайгеров и интервальное строение мотивов по квартам и квинтам, происходящее
17 Baker's Biographical Dictionary of musicians / Revised by N. Slonimsky. N. Y. : Schirmer Books; 8th edition, 1993. Р. 2624; Grove music online [Электронный ресурс] / Oxford Musk Online Режим доступа: http://www.oxfordmusiconline.com/search?q=Bloch+&searchBtn=Search&isQuickSearch=true; The Grove Dictionary of American music [Электронный ресурс] / Oxford Musk Online. Режим доступа: http://www.oxfordmusiconline.com/page/the-grove-dictionary-of-american-music.
18 Knapp A. The Jewishness of Bloch: Subconscious or Conscious. Royal music Associacion, UK, Vol 97, 1970. Р. 99-112.
19 Knapp A. The life and Musiv of Ernest Bloch. The Jewish Quarterly. 1980. №28. P.26-30.
от традиций игры на трубе шофар. В итоге Кнапп приходит к выводу, что «черты еврейского традиционного музицирования являются тем самым уникальным стилем и средствами выражения, которые определяют стиль Блоха»20.
Английская исследовательница Джоан Чиссел в статье «Стиль в камерной музыке Блоха»21 прослеживает сознательное использование черт традиционной еврейской музыки в камерных сочинениях - в каденции сюиты «Баал Шем», фортепианном цикле «Видения и предсказания», второй скрипичной сонате. Джоан Чиссел и Роджер Сешнс сходятся в оценке камерных сочинений Блоха 20-х годов, полагая, что язык Блоха становится более самобытным и удаленным от традиций еврейской музыки.
Музыкально-критические статьи, написанные в начале 1950-х годов, констатируют, что стиль Блоха позднего периода является результатом творческой эволюции, «становится более лаконичным»22, менее зависимым от каких-либо этнических корней»23. Оттавей и Таубман сходятся в том, что стиль позднего Блоха более сдержан, интеллектуален и «концентрирован по фактуре, состоящей из мотивов-символов»24. Оба автора констатируют отход Блоха от традиции романтизма, упоминая о неприятии публикой поздних сочинений Блоха. Эрнест Чапман пишет об эклектичности стиля композитора и проводит параллель между Блохом и Бузони, выражая сожаление о том, что Блох не продолжил путь оперного композитора25. За этим стоит косвенное сожаление, что Блох отошел от своего импрессионистского стиля раннего европейского периода творчества и пришел к излишней философской аскетичности своего позднего стиля. К сожалению, предостережения Чапмана и Оттавея оправдались: поздние сочинения Блоха редко звучат в концертных программах.
20 Knapp A. The Jewishness of Bloch: Subconscious or Conscious. Royal music Associacion, UK, Vol 97, 1970. Р. 111.
21 Chissell J. Style in Bloch's Chamber music // Music and letters. 1943. №24. P. 111.
22 Taubman H. Ernest Bloch Retrospective // New York Times. 1959. 7 Dec.
23Ottoway H. Ernest Bloch // Musical opinion. 1954. February. Р. 8.
24 Там же. С. 8.
25 Chapman, E. Ernest Bloch at 75 / Е. Chapman // Tempo Magazine. 1955. №35. Р. 6.
В XXI веке фигура Эрнеста Блоха в англоязычном музыкознании уже не вызывает принципиальных дискуссий, он признан одним из видных представителей «традиционализма» ХХ века, а главной его музыкально-исторической характеристикой является «собственный, изобретенный им "библейский" восточный стиль»26 и оригинальное преломление интонационного строя еврейской традиционной музыки.
Значительным вкладом в изучение творческого наследия Блоха стало четырехтомное собрание писем под общим названием «Эрнест Блох (1880-1959). Его жизнь и мысли» (Ernest Bloch (1880-1959). Sa Vie et sa Pensee). Составителями этого фундаментального издания выступили Иосиф Левински и Эммануэла Дижон. Труд на французском языке, опубликован в Швейцарии - на родине
Блоха27.
Последним по времени опубликованным зарубежным трудом о Блохе стал сборник статей под редакцией Александра Кнаппа и Нормона Соломона, в который вошли исследования Филипа Больмана, Джошуа Хирсберга, Захарии Плавин, Стэнли Хенига, Дэвида Кушнера, Девида Шиллера и других авторов, а также статьи самих составителей28.
Обзор зарубежной литературы об Эрнесте Блохе убеждает в том, что основное внимание исследователей обращено на симфоническую и камерную музыку, а также на сочинения «еврейского периода». Фортепианная же музыка Блоха до сих пор не была объектом специального исследования. Несколько магистерских диссертаций, посвященных отдельным произведениям или
26 Taruskin R. The Oxford history of Western Music. Vol.4, The Early Twentieth CenturyEu-ropean Jazz Gershwin, Copland: American Symphonists. Oxford University Press, 2005. P. 177.
27 Lewinski, J., Dijon, E. Ernest Bloch (1880-1959). Sa vie et sa pensée suivi de l'analyse de l'œuvre / Les années de galères (1880-1916). Geneva : Editions Slatkine, 1998-2005. T. I: Les anne's de galeres (1880-1916); T. II: La consecration americaine (1916-1930); T. III: Le retour en Europe (1930-1938); T. IV: Le havre de paix en Oregon (1939-1959).
28 Ernest Bloch Studies / Ed. by A. Knapp & N. Solomon. - Cambridge : Cambridge University Press, 2017.
отдельных исполнительским аспектам, не могут устранить эту проблему29. Таким образом, и для англоязычного, и для франкоязычного музыкознания фигура Эрнеста Блоха представляет значительный интерес, хотя его творчество изучается не так активно по сравнению даже с некоторыми его учениками (например, по сравнению с количеством работ по творчеству Роберта Сешнса или Джорджа Антейла).
В отечественном же музыкознании наследие Эрнеста Блоха не изучалось совсем: нет ни одной работы, специально посвященной его творчеству. В фундаментальных отечественных трудах по истории американской музыки, написанных крупнейшими отечественными музыкальными американистами О. Манулкиной, С. Сигидой, Г. Шнеерсоном нет монографических разделов о Блохе, но он присутствует как бы на втором плане - в качестве педагога, музыканта-традиционалиста, автора произведений на «еврейскую тему» 30 . Излишне говорить, что не только фортепианное, но и симфоническое, хоровое, оперное творчество Блоха до сих пор не получили даже самую общую характеристику в отечественных исследованиях.
Фортепианное творчество Эрнеста Блоха в его жанровых и стилевых аспектах является объектом исследования в данной диссертации. Однако, в
29 Это остающиеся в рукописях магистерские диссертации, выполненные студентами преимущественно американских университетов: Хью А. Стилистический анализ избранных сочинений для фортепиано соло Эрнеста Блоха (Hwu, A.S. A stylistic Analysis if Selected Solo Piano Music of Ernest Bloch : DMA. University of South Carolina, 1994); Силлс Д. Сюита для Альта Ернеста Блоха (Sills, D. L. The Viola Suite of Ernest Bloch: DMA. Manhattan School of Music, 1983); Болз К. Американский Фортепианный концерт в середине XX столетия (Bals, K. E. The American Piano Concerto in the Mid-twentieth Century: DMA. University of Kansas, 1982); Херманн Х. Структурный анализ Фортепианной сонаты Блоха (Hermann H.A. A structural Analysis of the Sonata for Piano by Ernest Bloch : DMA. Indiana University, 1963).
30 Шнеерсон Г. Портреты американских композиторов. М.: Музыка, 1977; Сигида С. Ю. Музыкальная культура США конца XVIII - первой половины XX века. Становление национальной идентичности : Очерки. М. : Композитор, 2012.
В книге О.Б. Манулкиной дается следующая характеристика Блоха: «Ernest Bloch (18801959) - американский композитор швейцарского происхождения. Наиболее известное его творение - "еврейская рапсодия" Шеломо (Schelomo. 1916) для виолончели и оркестра» (Манулкина О. Б. От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. С. 218). В книге она помещена в сноску.
диссертации рассмотрение фортепиано не ограничивается кругом явлений, определяемых понятием «фортепианное творчество». Помимо традиционно относимых к фортепианному творчеству произведений, написанных для фортепиано соло или трактующих фортепиано как солирующий инструмент, объектами исследовательского внимания выступают любые произведения, в которых участвует фортепиано (все камерно-ансамблевые составы с участием фортепиано, а также произведения с фортепиано в составе симфонического оркестра). Таким образом, можно говорить о несколько иначе поставленной исследовательской задаче - об исследовании своего рода «фортепианных амплуа», призванном дать подробное представление о всех произведениях Блоха с той или иной формой участия фортепиано. Подобная цель исследования, в первую очередь, может заинтересовать тех, кто планирует исполнять эти сочинения или составляет репертуарный план, то есть концертирующих и преподающих пианистов, а также представителей концертного менеджмента.
Предметом исследования в диссертации выступают жанрово-стилевые, музыкально-языковые и концертно-репертуарные особенности произведений Эрнеста Блоха, в которых использовано фортепиано: от сольных миниатюр до симфонических крупных форм, включающих фортепиано либо в качестве солирующего, либо в качестве видового оркестрового инструмента. В качестве основного ракурса рассмотрения предмета исследования выступает занимающий важнейшее место в творчестве Эрнеста Блоха инструмент - фортепиано. Выбор предмета исследования обусловлен практической деятельностью и творческим опытом автора диссертации, являющейся не только активно концертирующей пианисткой, но и одной из немногих исполнителей фортепианных произведений Блоха.
Вышесказанным обусловлена цель исследования - решение проблемы современной рецепции малоизученного фортепианного наследия Блоха в пространстве отечественной концертной и педагогической практики для расширения концертного и педагогического репертуара. Восприятие музыки
Блоха формируется на основе анализа художественно-эстетических, историко-культурных и музыкально-языковых особенностей, позволяющих выявить связи его творчества с музыкальной культурой первой половины ХХ века и, одновременно, его индивидуальные черты.
Общей целью исследования обусловлены его задачи:
- Проанализировать все сочинения Блоха, для исполнения которых требуется пианист, с точки зрения их композиторского замысла и исполнительского воплощения;
- Выполнить на основе анализа нотного текста описания музыкальных произведений со степенью подробности, достаточной для оценки их концертного или педагогического потенциала;
- Выявить музыкально-стилевые связи произведений Блоха с художественно-эстетическими тенденциями и музыкально-стилевыми направлениями его эпохи;
- Систематизировать произведения для фортепиано и с участием фортепиано по периодам творчества, показав их основные особенности;
- Классифицировать и охарактеризовать «фортепианные амплуа» в концертной практике, определить их характерные черты фортепианных произведениях Блоха;
- Показать через призму отдельных сочинений общую эволюцию творчества Блоха, основные черты его творческого метода в разные периоды жизненного пути композитора;
- Изучить и обобщить комплекс музыкально-эстетических идей композитора, сформулированный в его теоретических и методических работах;
- Исследовать педагогическую концепцию Блоха, в которой фортепиано выступало главным дидактическим инструментом, даже в области преподавания гармонии, формы и композиции.
Исследование опирается на широкий спектр источников. Источниками исследования выступают:
- нотные издания и рукописи произведений Эрнеста Блоха;
- опубликованные и рукописные работы композитора о деталях творческого процесса;
- многочисленные архивные материалы (методические разработки, эссе по эстетике, биографические заметки, аналитические схемы, дидактические упражнения);
- материалы американской периодической печати 1930-1950-х гг., которые представлены как анонсами и рецензиями из широкопрофильных журналов (например, «The New York Times»), так и профессионально ориентированными статьями в журналах «Musical America», «Musical Quarterly», «Tempo Magazine»;
- материалы и документы, доступные через сети www.JStore.org и www.ernestbloch.org.
Архивные материалы, связанные с творчеством Блоха, сосредоточены в Главном архиве Блоха в Библиотеке Конгресса США (Bloch Collection in the Library of Congress Washington DC) и в Педагогическом архиве Блоха в библиотеке Консерватории Истмен в Рочестере (Special Bloch Collection in Sibley Music Library USA). Работа в этих архивах расширила источниковую базу исследования.
Значительной частью наследия Блоха являются авторские аннотации, написанные для премьерных буклетов, статьи по проблемам музыкального образования, музыкальной психологии, рукописные конспекты лекций, учебные планы, аналитические наброски и материалы для уроков по композиции, автобиографические заметки31.
Ценность методических указаний Блоха представляет определённый интерес для исследователей. Не случайно все эти статьи были написаны в Кливлендский период жизни композитора. Это был период становления Блоха как выдающегося педагога-новатора. Часть конфликта Блоха с финансовой
31 Bloch E. Thoughts at 70 // The Etude. 1951. №57. Р. 39.
администрацией университета состояла в том, что он отменил обучение по учебникам и настаивал на том, чтобы его студенты изучали музыку по первоисточникам. Его студенты обязательно пели старинную музыку (Орландо Лассо, Палестрину, григорианику), изучали фуги Баха, а потом по памяти записывали их цветными карандашами. Блох полагал, что нужно учить думать, а не изучать устаревшие тексты учебников. Самое главное для Блоха, как педагога по композиции (воспитавшего целую плеяду знаменитых американских композиторов) - это анализ структуры музыкальной речи. «Анализ - и еще раз анализ», - говорил Блох, который в сорокалетнем возрасте заново изучал контрапункт и фуги Баха. Об этом писала в книге «Творящий дух» его дочь Сюзанна - единственный музыкант в семье Блоха32. Аналогичное свидетельство есть и в мемуарах секретаря и близкого друга композитора Хелен Кинтнер «Моя учеба у Эрнеста Блоха»33.
В соответствие с целями и задачами работы в ней были использованы методы музыкально-языкового анализа, исполнительского анализа, текстологического анализа, сравнительного анализа. Этим обусловлено обращение к исследовательским подходам, накопленным в отечественной и зарубежной истории и теории музыки, текстологии и источниковедении, теории и истории культуры. В целом методология работы сформирована традициями отечественных музыкально-исторических исследований, опирается на принцип историзма. Изучение педагогической деятельности Блоха в Главе четвертой диссертации обусловило возникновение междисциплинарного подхода за счет привлечения понятийного аппарата общей и музыкальной педагогики.
32 Bloch, S. Ernest Bloch: Creative Spirit: A Program Source Book. New York : Jewish Music Council, 1976. Р. 148.
33 Kintner, H. The Ernest Bloch I Knew: The Agate Beach Years / H. Kintner. - Portland : Bloch Society Publication, 2009. Эти мемуары были выпущены Обществом Блоха в Портленде ограниченным тиражом методом ксерокопирования и являются, фактически, рукописью. Текст распространялся только среди родственников и друзей. Автору диссертации посчастливилось познакомиться с экземпляром этих мемуаров, любезно предоставленным внуком композитора Эрнстом Блохом-вторым.
Научная новизна работы обусловлена, в первую очередь, тем, что это первое в отечественном музыкознании специальное исследование, посвященное творчеству Эрнеста Блоха. В диссертации впервые в отечественном и мировом музыкознании фортепианное творчество Блоха рассматривается как целостный музыкально-эстетический феномен. Кроме того, научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Творчество Михаила Броннера для баяна2013 год, кандидат наук Власова, Мария Владимировна
Виолончельный концерт XX века2012 год, кандидат искусствоведения Павловский, Антон Николаевич
Камерно-инструментальное творчество Антонина Дворжака2011 год, кандидат наук Сударева, Мария Александровна
Симфоническое творчество Георгия Дмитриева: особенности оркестрового стиля2021 год, кандидат наук Саржант Александр Владимирович
Творчество Арнольда Шёнберга2007 год, доктор искусствоведения Власова, Наталья Олеговна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хайрутдинова, Халида Афзаловна, 2018 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Опубликованные источники
1. Акопян, Л.О. Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь / Л.О. Акопян. - М. : 2015. - 856 с.
2. Акопян, Л. Эдгар Варез / Л. Акопян // XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. З / Под ред. М. Арановского, А. Баевой. - М., 2000. -213 с.
3. Аллен, У. Традиции и мечта / У. Аллен. - М., 1970. - 424 с.
4. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М. : Архитектура-С, 2007. - 452 с.
5. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - Л. : Музыка, 1971. - 376 с.
6. Бернстайн, Л. Музыка всем / Пер. с англ. В. Чемберджи : Вступ. ст. и общ. ред. С. Бронфин / Л. Бернстайн. - М. : Советский композитор, 1978. - 261 с.
7. Векслер Ю. С. Музыка-послание и музыка-автобиография: об актуальности «старой» музыкальной герменевтики / Ю. С. Векслер // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. - 2015. - № 1. - С. 11-19.
8. Векслер Ю. С. О шубертианстве Эрнста Кшенека / Ю. С. Векслер // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2017. - № 4. - С. 24-30.
9. Винокурова, Н. В. Симфоническое творчество А. К. Глазунова: на пути к неоклассицизму / Н. В. Винокурова. - Красноярск : Красноярская гос. акад. музыки и театра, 2011. - 112 с.
10. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка ХХ века / Л. Е. Гаккель. - Л. : Советский композитор, 1990. - 288 с.
11. Гиленсон, Б. Американская литература 30-х годов XX века / Б. Гиленсон. - М. : Высшая школа, 1974. - 263 с.
12. Дроздова, А. В. Визуальность как феномен современного медиаобщества [Электронный ресурс] / А.В. Дроздова // Дискуссия: электрон. научн. журн. 2014. №10 (51). - Режим доступа: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1208
13. Дубинец, Е. Made in the USA. Музыка - это все, что звучит вокруг / Е. Дубинец. - М. : Композитор, 2006. - 416 с.
14. Захарбекова, И. С. "A la manière de.": о некоторых особенностях стилизации у Мориса Равеля / И. С. Захарбекова // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. - 2017. - №3 (22). - С.3-14.
15. Захарбекова, И. С. Музыкально-театральные сочинения М. Равеля в контексте французской культуры начала ХХ в.: учебно-методическое пособие / И. С. Захарбекова. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2018. - 150 с.
16. Ивашкин, А. Чарльз Айвз и музыка XX века / А. Ивашкин. - М. : 1991. - 464 с.
17. Ковнацкая, Л. Г. Английская музыка XX века. Истоки и этапы развития (Английская музыка в XX веке): Очерки / Л. Г. Ковнацкая. - М. : Советский композитор, 1986 - 216 с.
18. Коллиер, Дж. Л. Луи Армстронг. Американский гений: Пер. с англ. /
Дж. Л. Коллиер - М. : Радуга, 1987. - 424 с.
19. Коллиер, Дж. Л. Дюк Эллингтон. Пер. с англ. / Предисл. А. В.
Медведева. / Дж. Л. Коллиер. - М. : Радуга, 1991. - 351 с.
20. Конен, В. Д. Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США / В.Д. Конен. - М. : Музыка, 1965. - 523 с.
21. Конен, В. Д. Композиторы Соединенных Штатов Америки / В.Д. Конен // Музыка ХХ века. Очерки. Ч.2. Кн. 5а. - М. : Музыка, 1987. - С.240-268.
22. Конен, В. Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке ХХ века / В. Д. Конен. - М. : Музыка, 1994. - 160 с.
23. Кузнецов, А. Г. Из истории американской музыки. Классика. Джаз / А. Г. Кузнецов. - Бишкек : Изд-во КРСУ, 2008. - 130 с.
24. Кулова, Е. Фортепианное творчество США (Творчество Мак-Доуэлла, Гершвина, Барбера): Автореф. дис... канд. искусствоведения / Е. Кулова. - М. : Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 1979. - 22 с.
25. Манулкина, О. Б. Американские композиторы XX века: Учебное пособие / О. Б. Манулкина. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. политехнического ун-та, 2007. - 175 с.
26. Манулкина, О. Stravinsky в Новом Свете: 1920-е // Стравинский в контексте времени и места / Ред.-сост. С. Савенко / О. Манулкина. - М. : Московская гос. консерватория, 2006. - С. 148-172.
27. Манулкина, О. Б. От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века / О.Б. Манулкина.. - СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. - 784 с.
28. Мартынов, И. Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века / И. Мартынов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Музыка, 1970. - 503 с.
29. Михайлов, Дж. Размышления об американской музыке «США: экономика, политика, идеология» / Дж. Михайлов. - 1978. - №12. - С. 16-19.
30. Музыкальная культура США XX века / Отв. ред. М. Переверзева. - М. : НИЦ «Московская консерватория», 2007. - 480 с.
31. Музыкальный словарь Гроува / Пер., ред. и доп. Л. Акопяна. М. : Практика, 2001. - 1094 с.
32. Павлишин, С. Чарльз Айвз / С. Павлишин. - М. : Советский композитор, 1979. - 184 с.
33. Полюдова, Е. Н. Визуальная культура и современное художественное образование / Е. Н. Полюдова [Электронный ресурс] // Институт художественного образования и культурологии. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vizualnaya-kultura-i-sovremennoe-hudozhestvennoe-obrazovanie
34. Приданова, Е. В. Инструментальная музыка Ч. Айвза: Учебно-методическое пособие / Е. В. Приданова. - Нижний Новгород : Нижегородская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2012. - 56 с.
35. Прокофьев, С. Музыкальная Америка / С. Прокофьев // Интернациональная литература. - 1939. - № 7-8. - С. 289-290.
36. Прокофьев, С. О музыке США / С. Прокофьев // Сов. Искусство. -1933. - № 54. - С. 3-6.
37. Рахманинов, С. В. Воспоминания, статьи. Интервью. Письма / С. В. Рахманинов // Литературное наследие: В 3 т. / Сост.-ред., авт. вступ. ст. с 7-38 коммент. указ. З. Апетян. - М. : Сов. композитор, 1978-1980. - С.543-648.
38. Ромм, А. Американская драматургия первой половины XX века / А. Ромм. - Л. : Искусство, 1978. - 246 с.
39. Сабанеев, Л. Л. Воспоминания о Скрябине / Л.Л. Сабанеев. - М. : Классика-ХХ1, 2000. - 389 с.
40. Сигида, С. Ю. Луи Моро Готчок и традиции американского романтизма / С.Ю. Сигида. // Музыковедение. - 2008. - №7. - С.33-41.
41. Сигида, С. Ю. Американская пятерка / С.Ю. Сигида. // Музыкальная академия. - 2002. - №3. - С.197-209.
42. Сигида, С. Ю. Дэн Рудьяр и восточные культуры // Американистика: литературные взаимовлияния; междисциплинарные исследования. Выпуск 2. / Отв. ред. Э. Ф. Осипова / С.Ю. Сигида. - СПб. : Изд-во СПб Университета, 2011. - С. 59-64.
43. Сигида С. Ю. Музыкальная культура США конца XVIII - первой половины XX века. Становление национальной идентичности : Очерки / С. Ю. Сигида. - М. : Композитор, 2012. - 503 с.
44. Сигида С. Влияние афроамериканской культуры на формирование профессиональной музыки США в ХХ веке (на примере творчества С. Джаплина и В. Грант Стилла) / С. Ю. Сигида // Американские и европейские исследования: 2010-2011 : сб. ст. / Под ред. Ю. В. Стулова. - Минск : МГЛУ, 2013. - С. 182-197.
45. Сигмейстер, Э. Вне авангарда / Э. Сигмейстер / Пер. С. Сигида // Современное буржуазное искусство. - М. : 1975. - С. 308-316.
46. Слонимский, Н. Абсолютный слух / Н. Слонимский // Пер. Н. Кострубиной и В. Банкевича. - СПб. : Композитор. Санкт-Петербург, 2006. - 422 с.
47. Смирнов, Б. Театр США XX века: Учеб. пособие / Б. Смирнов. - Л. : ЛГИТМиК, 1976. - 254 с.
48. Теплиц, Е. Кино и телевидение в США. Пер. с пол. / Е. Теплиц. - М. : Искусство, 1966. - 303 с.
49. Шабшаевич, Е. Музыкальная жизнь Москвы XIX столетия и ее отражение в концертной фортепианной практике / Е. Шабшаевич. - М. : Композитор, 2011. - 600 с.
50. Шабшаевич, Е. М. Фортепианная музыка в концертной жизни Москвы XIX столетия / Е. М. Шабшаевич. - М. : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. - 648 с.
51. Шабшаевич, Е. М. «Медведь» У. Уолтона: английская рецепция чеховского сюжета / Е. М. Шабшаевич // Музыкальная академия. - 2016. - № 1. -С. 86-91.
52. Шевляков, Е. Г. Музыкальный неоклассицизм ХХ века / Е. Г. Шевляков. - М. : Вузовская книга, 2004. - 66 с.
53. Шнеерсон, Г. Встречи с американской музыкой / Г. Шнеерсон // Сов. музыка. - 1958. - № 2. - С. 97-99.
54. Шнеерсон, Г. Американская песня / Г. Шнеерсон. - М. : Советский композитор, 1977. — 184 с.
55. Шнеерсон, Г. Портреты американских композиторов / Г. Шнеерсон. -М. : Музыка, 1977. - 232 с.
56. Шустер, О. Актуализация культурных ценностей социальной группы в символическом пространстве фотографии / О. Шустер // Социологические исследования. - 2013. - №7. - С. 131-136.
57. Berger, A. Reflections of an American Composer. University California Press / А. Berger - Berkeley, 2002. - 91 р.
58. Bloch Ernest. Biography and Comment. - San Francisco, Margaret Mary Morgan Co., 1925 (privately printed). - 28 p.
59. Bloch, E. Ernest Bloch Surveys the Problem of Music Education / E. Bloch // Musical America - 1921. - №4. - P. 3-40.
60. Bloch, E. Gustave Mahler et la Deuxième Symphonie / E. Bloch // Courrier Musical - 1904. - №13. - P. 408-411.
61. Bloch, E. How and When to Begin Musical Training / E. Bloch // Musician. - 1924. -№29. - P. 29-30.
62. Bloch, E. Man and Music, English translation by Waldo Frank / E. Bloch // The Seven Arts - 1917). - №3. - P. 493-502.
63. Bloch, E. Music II, in a School in Action: A Symposium. / E. Bloch. -New York: E.P.Dutton, 1922. - 234 p.
64. Bloch, E. Musical Education / E. Bloch // Women's City Club Magazine -San Francisco, 1927. - 8 p.
65. Bloch, E. Proper Music Education / E. Bloch // Women's Forum. - 1922. -№15. - P. 11.
66. Bloch, E. Securing the Best Results from Piano Study / E. Bloch // Etude. -1923. - №9. - P. 591-593.
67. Bloch, E. The Pitfalls of Memorizing / E. Bloch // Musician. - 1923. -№4. - P. 11-12.
68. Bloch, E. Thoughts at 70 / E. Bloch // Etude. - 1951. - №2. - P. 9-10.
69. Bloch, I. Pater Familias. In The Spiritual and Artistic Odyssey of Ernest Bloch: A Centenary Retrospective / I. Bloch. - Charleston, SC: Piccolo Spoleto, 1980. -103 p.
70. Bloch, S., Heskes, I. Ernest Bloch: Creative Spirit: A Program Source Book / S. Bloch, I.Heskes. - New York, Jewish Music Council of the National Jewish Welfare Board, 1976. - 146 p.
71. Bloch, S. A Father's Souvenirs / S. Bloch // New York Times. - 1959. -№6. - P. 43-44.
72. Bloch, S. Ernest Bloch - Student of Choral Music / S. Bloch // American Choral Review. - 1968. - №10. - P. 51-54.
73. Bloch, S. Ernest Bloch and Roger Sessions at the Cleveland Institute / S. Bloch // Ernest Bloch Society Bulletin. - 1985. - №17. - P. 4-7.
74. Bloch, S. Ernest Bloch and the Cinema / S. Bloch // Ernest Bloch Society Bulletin. - 1985. - №27. - P. 20-21.
75. Bloch, S. Ernest Bloch / S. Bloch // Keynote. - 1980. - №7. - P. 19-23.
76. Bloch, S. Portland's Avodath Hakodesh / S. Bloch // Ernest Bloch Society Bulletin. - 1986. - №19. - P. 26-28.
77. Bloch, S. Ernest Bloch and Roger Sessions in the Cleveland Institute Music / S. Bloch // Ernest Bloch Society Newsletter, 1986. - P. 3-8.
78. Bloch, S. Thanksgiving with Julius Hartt / S. Bloch // Ernest Bloch Society Bulletin. - 1989. -№ 22. - P. 9-14.
79. Bloch, S. Four Circus Pieces (1922): A Record of a Premiere / S. Bloch // Ernest Bloch Society Bulletin. - 1990. - №21. - P. 28-30.
80. Bloch, S. Guido Agosti Reminisces about Bloch / S. Bloch // Ernest Bloch Society Bulletin. - 1990. - №22. - P. 24-25.
81. Bloch, S. The Jewish Cemetery at Lengnau / S. Bloch // Ernest Bloch Society Bulletin. - 1989-1990. - №21-22. - P. 6-8, 30.
82. Brotman, C. The Winner Loses: Ernest Bloch and His America / C. Brot-man // American Music. - 1998. - №3. - P. 417-447.
83. Boulez, P. Notes of Apprenticeship / P. Boulez. - New York: Knopf, 1968.
- 388 p.
84. Chapman, E. Ernest Bloch at 75 / E._Chapman // Tempo Magazine. - 1955.
- №35. - P. 6-7.
85. Chase, G. America's Music, From the Pilgrims to the Present. 3rd ed / G. Chase - Urbana, Illinois: University of Illinois Press, 1987 - 733 p.
86. Chissel, J. Style in Bloch's chamber Music / J. Chissel // Music and Letters. - 1943. - № 1. - P. 30-35.
87. Chissel, J. The Chamber Music of Ernest Bloch / J. Chissel. // The Listener New York. - 1963. - № 9. - P. 445.
88. Cohen, A. Three Concerts of Chamber Music by Ernest Bloch / A. Choen. // London Ernest Bloch Siciety Bulletin. - 1937. - P. 16-18.
89. Cohen, A. Ernest Bloch. The Music of Ernest Bloch / A. Choen. - New York, National Jewish Music Council, 1956. - 423 p.
90. Contemporary Music XX. - 1943. - № 1.
91. Cowell, H. Current Chronicle / H. Cowell // Musical Quarterly. - 1954. -№4. - P. 235-243.
92. Cowell, H. Trends in American Music / American composers on American music / H. Cowell. - New York, 1962. - 369 p.
93. Critical and Historical Essays by Edward MacDowell / Ed. W. J. Baltzell.
- New York : Da Capo Press, 1969. - 120 p.
94. Debussy on Music. The critical writings of the great composer. Translated and edited by Langham Smith. Alfred Knopf. - New York, 1977. - 258 p.
95. Dowlin, J. Ernest Bloch at Sixty / J. Dowlin. - New York Times. - 1940. -27 October. - P. 2.
96. Downs O. Concert and Opera // New York Times. 1938. 27 November.
P.7.
97. Downs O. Griller Quartet plays Bloch Work // New York Times. 1947. 27 February. P. 27.
98. Einstein, A. Music in the romantic Era / A. Einstein. - New York. Norton Company, 1947. - 198 p.
99. Elson, L. The national music in America and its sources / L. Elson. - Boston, 1924. - 349 p.
100. Elwell, H. Ernest Bloch; Composer in Exile. / H. Elwell // Musical Courier.
- 1955. - №152. - P. 8-10.
101. Elvell, H. Preface to the Collection of Pedagogical Writings of Ernest Bloch / H. Elvell // Sibley Music Library [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.esm.rochester.edu/sibley
102. Engel, C. Bloch and the Library of Congress / С. Engel // Musical America. - 1928. - №48. - Р. 6-7.
103. Engel, C. Harking Back and Looking Forward / С. Engel. - Alfred and Knopf, 1933. - 296 с.
104. Ernest Bloch Studies / Ed. by A. Knapp & N. Solomon. - Cambridge : Cambridge University Press, 2017. - Pp. liii + 257.
105. Ewen, D. Ernest Bloch. In American Composers Today / D. Ewen. - New York, H.W. Wilson Co., 1949. - 307 р.
106. Farwell, A. Music in America / А. Farwell, D. Dermot. - New York, 1915. - 191 р.
107. Feisst, S. Schoenberg's New World: The American Years / S. Feisst. - Oxford: Oxford University Press, 2011. - 294 р.
108. Gann, K. American Music in the Twentieth Century / К. Gann. - New York Schirmer Books; London: Prentice Hall International, 1997. - 396 р.
109. Gatti, G. Ernest Bloch / G. Gatti // La Critica Musicale. - 1920. - №4. - Р.
20-38.
110. Gevaert, F. A. Traité d'harmonie théorique et pratique, v. 1-2 / F. A. Gevaert. - Paris-Bruxelles : 1905-1907. - 54 p.
111. Griffel, M. Bibliography of Writings on Ernest Bloch / М. Griffel // Current Musicology. - 1968. -№6. - Р. 142-146.
112. Hastings, J. Ernest Bloch and Modern Music / J. Hastings // The Musical Review. - 1949. - №10. - Р. 115-127.
113. Herbert, F. P. Second Festival of Chamber Music Brings Forth Notable Compositions in Pittsfield / F. P. Herbert // Musical America. - Vol 30, n 23. - 4 October, 1919.
114. Hermann, H. A structural Analysis of the Sonata for Piano by Ernest Bloch / H. Hermann. - Indiana University Press, 1963. - 346 p.
115. Hindemith, P. A Concentrated Course in Traditional Harmony Book I Revised Edition / P. Hindemith. - New York : Schott, 1968. - 156 p.
116. Hitchcock, H.W. Music in the United States. A Historical Introduction. 4tf ed. / H.W. Hitchcock (with a final chapter by Kyle Gann). Upper Sadddle River. - New Jersey: Prentice Hall, 2000. - 349 p.
117. Hitchcock, H.W. The New Grove Dictionary of American Music / H. Hitchcock, S. Sadie. - New York: Grove's Dictionaries of Music, 1986. - 338 p.
118. Hyams, B. Ernest Bloch's Life of Musical Controversy / B. Hyams // Music Magazine. - 1980. - №11. - P. 6-11.
119. Jelinek, G. Ernest Bloch Begins a Modest Comeback / G. Jelinek // New York Times. - 1988. - №18. - P. 29.
120. Jones, W. Ernest Bloch's Five String Quartets / W. Jones // Music Review.
- 1967. - №6. - P. 112-121.
121. Jones, W. The Music of Ernest Bloch. Ph.D, diss. / W. Jones. - Indiana University, 1963. - 108 p.
122. Ives, C. Memos / C. Ives. - New York : Notron Company, 1972. - 208 p.
123. Kintner, H. The Ernest Bloch I Knew: The Agate Beach Years / H. Kintner.
- Portland. Bloch Society Publication, 2009. - 94 p.
124. Knapp, A. The Jewishness of Bloch: Subconscious or Conscious? / A. Knapp // Proceedings of the Royal Musical Association. - 1971. - №97. - P. 99-112.
125. Knapp, A. The Life and Music of Ernest Bloch / A. Knapp // The Jewish Quarterly. - 1980. - №28. - P. 26-30.
126. Knorr, I. Aufgaben für den Unterrich in der Harmonielehre / I. Knorr. -Leipzig : Breitkopf & Hertel, 1903. - 186 p.
127. Krehm, I. Premiere of Scherzo Fantasque / I. Krehm // The Musical Quarterly. - Oxford University Press, 1951. - 69 p.
128. Kushner, D. Bloch as Music Educator / D. Kushner // Canadian Music Educator. - 1973. - №7. - P. 12-13.
129. Kushner, D. Ernest Bloch and His Music / D. Kushner. - Glasgow, William MacLellan, 1973. - 85 p.
130. Kushner, D. Ernest Bloch: A Guide to Research / D. Kushner. - New York, Garland Publishing, 1988. - 185 p.
131. Kushner, D. The Ernest Bloch Companion / D. Kushner. - Westport, Connecticut Greenwood Press, 2002. - 198 p.
132. Lewinski, J., Dijon, E. Ernest Bloch (1880-1959). Sa vie et sa pensée / J. Lewinski, E. Dijon. - Geneva : Editions Slatkine, 1998. - T. I: Les anne's de galer-es(1880-1916). - 794 p.
133. Lewinski, J., Dijon, E. Ernest Bloch (1880-1959). Sa vie et sa pensée / J. Lewinski, E. Dijon. - Geneva : Editions Slatkine, 2001. - T. II: La consecration americaine (1916-1930). - 952 p.
134. Lewinski, J., Dijon, E. Ernest Bloch (1880-1959). Sa vie et sa pensée / J. Lewinski, E. Dijon. - Geneva : Editions Slatkine, 2004. - T. III: Le retour en Europe (1930-1938). - 738 p.
135. Lewinski, J., Dijon, E. Ernest Bloch (1880-1959). Sa vie et sa pensée / J. Lewinski, E. Dijon. - Geneva : Editions Slatkine, 2005. - T. IV: Le havre de paix en Oregon (1939-1959). - 1040 p.
136. Mannes, D. Music is My Faith / D. Mannes. - New York: By His Friends, 1949. - 258 p.
137. Mason, W. Memories of musical life / W. Mason. - New York, 1902. - 91
p.
138. Mason, D. The dilemma of American music / D._Mason - New York, 1928.
- 59 p.
139. Mathews, W.S.B. A hundred years of music in America / W.S.B.Mathews.
- Chi., 1889. - 204 p.
140. Mathias, L. Musical Expression, Accents, Nuances, and Tempo in Vocal and Instrumental Music / Translated from French by M. E. Von Glen / L. Mathias. -London : No-vello and Co, 1917. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archive.org/details/musicalexpressio00lussuoft
141. McDonald, С. Program notes for Chandos recording / C.McDonald. -London, 2003. - 78 p.
142. Melvin, S. Recolletions of Ernest Bloch / S. Melvin // Clavier. 1980. Vol. 19, n. 9. - P. 32-35.
143. Morris, H. Contemporary American music / Н. Morris. - Houston, 1934. -
346 р.
144. Newlin, D. The Later Works of Ernest Bloch / D. Newlin // The Musical 1947. - № 33. - Р. 443-459.
145. Nicholls, D. The Cambridge History of American Music / D. Nicholls. -New York: Cambridge University Press, 2004. - 394 р.
146. Olmstead, A. Conversations with Roger sessions north-eastern / А. Olmstead - University Press Boston, 1987. - 188 р.
147. Ottaway, H. Looking Again of Ernest Bloch // The Musical Times. - 1950.
- №1288. - Р. 234-235.
148. Paine, J.K. Famous composers and their music / J.K. Paine. - Boston, 1901.
- 179 р.
149. Porter, A. Ernest Bloch / А. Porter / Chamber Music Edited by Alec Robertson. - Baltimore, Penguin Books, 1970. - 355 р.
150. Purswell, J. Ernest Bloch: Composer, Conductor, Educator / J. Purswell // Clavier Magazine. - 1980. - №11. - Р. 24-31.
151. Ritter, F.L. Music in America / F.L. Ritter. - New York, 1883. - 482 р.
152. Rockwell, J. All American Music: Composition in the Late Twentieth Century / J. Rockwell - New York: Da Capo Press, 2000. - 319 р.
153. Rosenfeld, P. Debussy and Ravel. The Author's Musical portraits / P. Rosenfeld. - Haircourt and Brace, 1933. - 68 р.
154. Rosenfeld, P. The Bloch Violin Sonata. In Musical Chronicle (1917-1923) / P. Rosenfeld. - New York : Harcourt, Brace, 1923. - 267 р.
155. Rosenfeld, P. «Americanism» in American music / P. Rosenfeld // American Composers on American Music. - 1940. - № 4. - P. 226-228.
156. Sabaneev, L. Stravinsky / L. Sabaneev. - International Publishers, 1933. -
316 р.
157. Schwartz S. Ernest Bloch. Concerto for Violin and Orhestra // Classical Net Article [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.classical.net/music/comp.lst/works/bloch/vlnconc.php.
158. Schonberg, H. Bloch's 1909 Opera, Has a Premiere Here / H. Schonberg // New York Times. - 1973. - 11 May.
159. Schonberg, H. Quartet by Bloch in Premiere Here / H. Schonberg // New York Times. - 1957. - 31 January.
160. Schonberg H. Menuhin Performs a New Bloch Work / H. Schonberg // The New York Times. - 1959. - 11 December.
161. Schonberg, H. Remembering Ernest Bloch / H. Schonberg // New York Times. - 1980. - 20 April.
162. Schwager, M. Contribution to the Biography of Ernest Bloch / Letters at the University of Hartford / М. Schonberg. // Current Musicology. - 1979. - №28. - Р. 45.
163. Search-Light (pseudonym of Waldo David Frank). Ernest Bloch, Madness, and Music. In Time Exposures / Search-Light. - New York : Boni and Liveright, 1926. - 84 р.
164. Sessions, R. Ernest Bloch. In Roger Sessions on Music. Edited by Edward T. Cone / R. Sessions. - Princeton, NJ. : Princeton University Press, 1979. - 101 р.
165. Sessions, R. Harmonic Practice / R. Sessions. - New York : Harcourt, Brace, and Company, 1951. - 142 р.
166. Sessions, R. What Can Be Taught? In Roger Sessions on Music. Edited by Edward T. Cone / R. Sessions. - Princeton, NJ. : Princeton University Press, 1979. -386 p.
167. Sigida S. Philadelphia : the National Identity of Musical Life and its Main Vectors from XIX to XXI Century // Urban Dimensions of American Civilization / Chair I. V. Morozova. - Orlando, Moscow : University of Central Florida and the Russian State University for the Humanities, 2015. - P. 140-146.
168. Sills, D. Bloch, Beethoven, and Nottembohm. The Creative Process, vol.3 of Studies in the History of Music/ D. Sills. - New York : Broude Brothers, 1992. - 319 p.
169. Simmons, W. Voices in the Wilderness / W. Simmons. - Oxford, Lanham, Maryland & Oxford : The Scarecrow Press, Inc., 2004. - 419 p.
170. Shirley, W. D. "10. North America". In Music in the Modern Age / W. D. Shirley. - New York : Praeger Publishers, Inc., 1973. - 426 p.
171. Slonimsky, N. The America Deep in His Fervent Soul / N. Slonimsky // Boston Evening Transcript. - 1928. - №15. - P. 6-9.
172. Sonneck, O.G. Miscellaneous studies in the history of music / O.G. Sonneck. - New York, 1921. - 84 p.
173. Struble, J.M. The History of American Classical Music / J.M. Struble -New York, 1995. - 123 p.
174. Strassburg, R. Roy Harris / R. Strassburg. - Los Angeles : Trident Shop, 1974. - 451 p.
175. Strassburg, R. Ernest Bloch: Voice in the Wilderness / R. Strassburg - Los Angeles : The Trident Shop, 1977. - 299 p.
176. Taubman, H. Ernest Bloch at 70 A Musical Apart / H. Taubman // New York Times Magazine. - 1950. - №16. - P. 17-19.
177. Taubman H. Music: New York Chamber Ensemble // New York Times. 1959. 7 December.
178. Tawa, N. American Composers and Their Public / N. Tawa. - Metuchen, New Jersey : Scarecrow Press, 1995. - 177 p.
179. Thuille, L. Harmonielehre / L. Thuille. - Stuttgart : E. Klett, 1907. - 365 p.
180. Weiss, P, Taruskin, R. Music in the Western World: A History in Documents / P. Weiss, R. Taruskin. - New York : Schirmer/Thomson Learning, 1984. - 448
P.
181. Wheeler, C. Ernest Bloch's Solo Piano Music / C. Wheeler // The American Music Teacher. - 1980. - №12. - Р. 22-24.
Неопубликованные источники
Библиотека Конгресса в Вашингтоне. Музыкальный отдел. Архив Блоха.
Неопубликованные нотные рукописи Блоха
182. Box 1/8. Four Circus Pieces (1922) Holograph on ink and pencil. Unpublished.
183. "The Two Burlingham Brothers", "The Clown", "The Homeliest Woman", "Dialogue and Dance of the Heavy-weight and the Dwarf'.
184. Box 2/11. Berceuse pur piano (1897) Holograph in ink with notes in pencil. Unpublished. 2 p.
185. Box 3/8. Concerto Symphonique, piano and orchestra. Unpublished Schematic Diagrams of entire Work. Full Score of the First Movement 47 p. Holograph in pencil and ink.
186. Box16/4. Scherzo Fantasque 1948 Sketches 68 p.Holograph in pencil. On the last page; Achieve! After innumerable changes! December 21, 1948, Agathe Beach.
187. Box 4/2. "Danses orientales pour Jezabel" "Danse Sacre". Unpublished Piano score in ink. 3 p.
188. Box 4/6. Fantaisie Pour Violon and Piano", 1897. Unpublished Piano-Violin score, ink. 12 p.
189. Box 4/7. "Fantaisie-Lied Pour Violon et Piano" 1898. Unpublished Piano-Violin score, ink. 18 p.
190. Box16/6. "Serenade: Morceau Pour Piano& Violon" 1898 Unpublished Piano-Violin Score, Hollograph in ink. 7 p.
191. Box 5/7. "In the Night ". Unpublished Orchestral arrangement of Piano Piece. Holograph in Pencil. 13 p.
192. Box 5/10. "Inventions 2-3-4- Voix" 1896-1897. Unpublished Score for Organ/Piano Holograph on Pencil. 8 p.
193. Box 6/11. Lied Pour Piano 1989. Unpublished Score. Holograph in ink. 12
p.
194. Box 11/4. "Menuet Pour Piano" 1899. Unpublished Score. Holograph in ink. 12 p.
195. Box 16/1. "Regrets Pour Piano" 1897. Unpublished Score. Holograph on ink. 3 p.
196. Box 16/2. "Ronde Des Princesses" Unpublished Piano Score. Holograph on ink. 7 p.
197. Box 11/12. "Pastorale Pour Piano" 1896.Unpublished Score. Holograph on ink. 11 p.
198. Box 6/12. Lied (B Flat Major) 1900, Piano-Vocal Score, Unpublished. Holograph in pencil. 6 p.
199. Box 6/13. Lied (F Major), 1900, Piano-Vocal Score. Unpublished. Holograph on pencil. 4 p.
200. Box 11. "Meditation for Violin and Organ", 1897 Unpublished Full Score. Holograph in ink. 9 p.
201. Box 12/2. "Poeme-Concertant: Pour Violon Et Orchestre", 1898.
202. Violin-Piano Reduction and Violin Part. Unpublished.Holograph in ink and pencil. 37 p.
203. Box 17/2. "Sonate Pour Piano Et Violoncello", 1895 Unpublished Score and Part Hollograph in ink and pencil. 22 p.
204. Box 19. "Suite For Viola Solo", Unfinished. Undated (1959?) Unpublished Score. Holograph in ink. 5 p.
205. Box 16/3. "(1898?) Le Saule: Pour Piano and Chant" Piano-Vocal Score.Holograph in ink. Unpublished. 3 p.
206. Box 6/10. "Larmes D'Autumne Pour Piano Et Chant" 1897 Piano-Vocal Score.Unpublished. Holograph in ink. 4 p.
207. Box 6/9. "La Bas; Melodie Pour Ppiano Et Chant" 1898 (Mezzo Soprano). Piano-Vocal Score. Unpublished. Holograph in ink. 6 p.
Заметки и статьи
208. Library of Congress, Bloch Archive Box 23 Bloch Handwritten notes for Lecture in San Francisco Conservatory on 26.04.1940 "The Tower of Babel". 18 p.
209. Library of Congress, Bloch Archive Box 23/5 Sacred Service Bloch's Lecture Notes, 7p. in Ink in French. Laid in note from Suzanne Bloch on cover folder stating these are "detailed directions for choral director's interpretation".
210. Library of Congress, Bloch Archive Box24/2 The Peterborough School 1919, Bloch's Lecture notes in English. 7 p.
211. Library of Congress, Bloch Archive Box 22 Bloch's Lectures in Geneva 1911-1914 ink, French.
212. Box 62. Printed Promotional Materials
213. Library of Congress,Washington D.C. Bloch, Ernest: Biographical Notes, Bloch Archive, Catalogue 2005, p. 3.
214. Bloch, Ernest. "Biography and Comment. Privately printed. San Francisco: Margaret Mary Morgan Company, 1925. 45 pp.
215. Avshalomov, Jacob "Ernest Bloch Through His Music" in 'The Spiritual and Artistic Odyssey of Ernest Bloch" (Charleston: Piccolo Spoleto, 1980), pp.31-32.
216. Bloch, Suzanne "Liner Notes for the recording, "ViolinWorks of Ernest Bloch"Folksways 3357 9M), 1964. 3 pp.
217. Bloch, Suzanne "Ernest Bloch-Student of Choral Music", American Choral Review, X (Winter, 1968), 51-52.
218. Library of Congress, Microform Reader. Articles by Bloch
219. Bloch, Ernest: "Ernest Bloch Surveys the Problem of Music Education" MUSICAL AMERICA, XXVIII (May21, 1921), 3, 40.
220. Bloch, Ernest: "How and When to begin Musical Training, "THE MUSICIAN XXIX (April, 1924), p. 29.
221. Bloch, Ernest: "Man and Music", The Musical Quoterly, XIX (October, 1933, p 374-381.
222. Bloch, Ernest: "Securing the Best Results from Piano Study", THE ETUDE, XLI ( September, 1923), p. 591.
223. Bloch, Ernest "Thoughts at 70", THE ETUDE, 69/2 (February 1951), 9-10,
57.
224. Bloch, Ernest: "The Pitfalls of Memorizing", THE MUSICIAN, XXVIII (April, 1923), p. 11-12.
225. Bloch, Ernest: "Musical Education", THE WOMAN CITY CLUB MAGAZINE OF SAN FRANCISCO (November, 1927) pp. 7-8.
226. Bloch, Ernest "Proper Music Education" in WOMAN"S FORUM (15 October, 1922).
227. Bloch, "What is Modern Music?" Journal of The National Association of Music Education, (March 1924), 46-514.
228. Bloch, Suzanne "Ernest Bloch," MUSICAL AMERICA, LXXVI (February 15, 1956) 22-23, 192.
229. Box 56. Programs, Program Notes where commentaries by Ernest Bloch
cited
230. March 23, 1917 "Three Jewish Poems" Boston Symphony Orchestra.
231. March 18, 1918Symphony in C Sharp Minor New York Philharmonic symphony Orchestra.
232. November 14, 1919 "Two Psalms for Soprano and Orchestra" Boston Symphony Orchestra.
233. April 29, 1921 "Hiver-Printemps" Boston Symphony Orchestra.
234. April 23, 1923 "Shelomo" Boston Symphony Orchestra.
235. December 11, 1925 "Suite for Viola and Orchestra" Boston Symphony Orchestra.
236. December 24, 1925 "Concerto Grosso N1 for string orchestra with piano obbligato", Boston Symphony Orchestra.
237. December 29, 1927 "Four Episodes for Chamber Orchestra" Boston symphony Orchestra.
238. December 20, 1928 "America, An Epic Rhapsody" Cincinnati Symphony Orchestra.
239. April 11, 1934"Sacred Service" Schola Cantorum, New York.
240. January 21, 1937 "A Voice In The Wilderness" Los Angeles Philharmonic Orchestra.
241. February 11, 1938 "Evocations" San Francisco Symphony Orchestra.
242. December 15, 1938 'Violin Concerto" Cleveland Orchestra.
243. March 17, 1939 "Two Symphonic Interludes from Makbeth", "Three Jewish Poems" Boston Symphony Orchestra.
244. March 20, 1939 "Helvetia" Bloch's Program notes for premiere in Boston Symphony Orchestra.
245. April 29, 1921 "Hiver-Printemps" Bloch's Program Notes, Boston Symphony Orchestra.
246. December 28, 1944 "Israel" New York Philharmonic Symphony Orchestra.
247. February 2, 1951 "Baal Shem for Violin and Orchestra" Boston Symphony Orchestra.
248. April 11, 1953 "Sinfonia Breve" B.B.C. Orchestra.
249. 26 and 28 November 1953 Program Notes by Bloch 'Sinfonia Breve" Cleveland Orchestra.
250. November 9, 1956 "Symphony in E-Flat Major" Cincinnati Symphony Orchestra.
251. April, 1960 Program Notes, Israel Philharmonic Orchestra Subscription Series.
252. Box 42, 57-60 Writings about Ernest Bloch 1910-1976.
Музыкальная Библиотека Сибли. Музыкальная школа Истмана, Университет Рочестера, Нью-Йорк
253. Elwell, Herbert "Preface to the Collection of Pedagogical Writings of Ernest Bloch".
254. Series 7, Folder 16. "Elwell Collection" Sibley Music Library, Eastman School of music, University of Rochester.
255. Series 7, Folder 17. Untitled Chronology of Bloch, 5 p.p. of handwritten
notes.
256. Series 7, Folder 15. "Lead Music-Sunday Feature" 3 p.p. of handwritten
notes.
257. Series 7, Folder13. "Ernest Bloch at 75", 18 p.p of typescript with corrections in Elwell's hand.
258. Series 7, Folder 11. "Composer in Exile" 12 p.p. of handwritten notes.
259. Series 7, Folder 10. "Agathe Beach" 2 p.p. of handwritten notes.
260. Series 5, Folders 11-22. Letters from Elwell to Bloch and Bloch to Elwell 1953-1955.
261. Series 1: Notebooks Subseries: Form Box 2
1) Folder 1: La Forma Musicale (1921 Elementaire) 2/STUDIES in Configuration 1943;
2) Folder 2: Studies in Configuration (Continuation of Folder 1) Agathe Beach
262. Series 2: Musical Analyses Box 3 Bloch Collection Sibley Music Library
3) Eastman School of Music, University of Rochester NY.
263. Subseries: Bach
1) Folder 1. J.S. Bach Fugues of Well Tempered Clavichord Subjects and Answers/in Colours;
2) Folder 3. J.S. Bach fugues of Well Tempered Clavichord-Copies in colors Analyses for courses in Berkeley 1941-1942;
3) Folder 10. Subseries:Beethoven L'EROICA Symphony / Berkeley 1940 Premieres feuillets d'Analyse;
4) Folder 11. Beethoven: L'EROICA Symphony / Notes diverses.
264. Subseries: Miscellaneous
1) Folder 13. Analyses diverse 1942/ Etudes de FORME/Mussorgsky fragment;
2) Sans Soleil N1/ Debussy fragment Pelleas/Acte I Sc. II/Nocturnes (Nuages)
265. Series 4: Teaching Materials Box 4
1) Folder 2: Photocopied typescript notes "Notes to Teachers of Theory" Cleveland 1920;
2) The Musical speech-and its diff. Elements/An Analytical Course in 10 Lessons;
3) Folder 3. Bound Volume of typed notes "Notes Taken in Class of Ernest Bloch Summer School, 1922 Volume 1 By William Quincy Porter In Cleveland , Ohio";
4) Folder 4. "Notes Taken in Class of Ernest Bloch Summer School, 1922 By William Quincy Porter Volume II";
5) Folder 8. University of California Some Tests 1944/1946/1947;
6) Folder 9. Berkeley/ Course 1947-1948.
Электронные архивы
266. Library of Congress. Bloch Archive [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.loc.gov.
267. Bloch Collection Sibley Music Library. Rochester, USA: Special Collection of didactic materials of Ernest Bloch still unpublished [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.esm.rochester.edu/sibley
Диссертации
268. Bals, K.E. The American Piano Concerto in the Mid-twentieth Century: DMA dissertation / K.E. Bals - University of Kansas, 1982.
269. Guibbory, Y.E. Thematic Treatment in the String Quartets of Ernest Bloch: Ph.D dissertation / Y.E. Guibbory. - West Virginia University, 1970.
270. Негтапп, H.A. A structural Analysis of the Sonata for Piano by Ernest Bloch: DMA dissertation / H.A. Негтапп. - Indiana University, 1963.
271. Jones, W.M. The Music of Ernest Bloch: PhD dissertation / W.M. Jones -Indiana University, 1963.
272. Knapp, A. The Emergence of Ernest Bloch as a «Jewish Composer». Traditional Elements in the Published Works of the «Jewish Cycle»: Ph.D dissertation / A. Knapp. - University of Cambridge ( UK), 2003.
273. Kushner, D.Z. Ernest Bloch and his Symphonic Works: Ph.D dissertation / D.Z. Kushner. - University of Michigan, 1967.
274. Minski, H.S. Ernest Bloch and His Music: Ph. D dissertation / H.S. Minski. - George Peabody College for Teachers, Nashville, Tennessee, 1945.
275. Мог^, K. Jewish Nationalism in Twentieth Century Art Music: Ph.D dissertation / K. Могйг. - University of California at Berkeley, 1999.
276. Nott, M.D. Ernest Bloch's Pedagogical Writings: A Didactic Legacy of Twentieth Century America: Ph.D dissertation / M.D. Nott - Eastman School of Music, University of Rochester, 1985.
277. Plavin, Z. Ernest Bloch and and a Comparative Analysis of his Jewish-titled and General Compositions: Ph.D dissertation / Z. Plavin - Hebrew University of Jerusalem, 1998.
278. Raditz, E. The Analysis of Interpretation of the Violin and Piano Works of Ernest Bloch: Ph.D dissertation / E. Raditz. - New York University, 1975.
279. Schiller, D.M. Assimulating Jewish Music: Sacred Service, A survivor from Warsaw, Kaddish: Ph.D dissertation / D.M. Schiller. - University of Georgia, 1996.
280. Sills, D.L. The Viola Suite of Ernest Bloch: DMA dissertation / D.L. Sills. - Manhattan School of Music, 1983.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
Нотный пример 1. Ex-Voto, основная тема..........................................................................27
Нотный пример 2. Ночью....................................................................................................................31
Нотный пример 3. Нирвана. Первая тема..............................................................................32
Нотный пример 4. Нирвана. Вторая тема..............................................................................33
Нотный пример 5. Нирвана. Средний раздел......................................................................34
Нотный пример 6. Пять эскизов в сепии. Прелюдия..................................................36
Нотный пример 7. Пять эскизов в сепии. Дым над городом................................37
Нотный пример 8. Пять эскизов в сепии. Светлячки..................................................38
Нотный пример 9. Пять эскизов в сепии. Сомнение..................................................39
Нотный пример 10. Пять эскизов в сепии. Эпилог........................................................39
Нотный пример 11. Морские поэмы. Волны. Главная тема..................................41
Нотный пример 12. Морские поэмы. Волны. Тема среднего раздела..........41
Нотный пример 13. Морские поэмы. Матросская песня. 1-й элемент 42
темы.....................................................................................
Нотный пример 14. Морские поэмы. Матросская песня, 2-й элемент 42
темы....................................................................................
Нотный пример 15. Морские поэмы. На море. Главная тема..............................43
Нотный пример 16. Морские поэмы. На море. 2-я тема..........................................44
Нотный пример 17. Морские поэмы. На море. Кульминация..............................44
Нотный пример 18. Морские поэмы. На море. 3-я тема..........................................44
Нотный пример 19. Детское. Веселый праздник............................................................46
Нотный пример 20. Детское. Эльфы..........................................................................................47
Нотный пример 21. Детское. Марш............................................................................................47
Нотный пример 22. Детское. Мелодия....................................................................................48
Нотный пример 23. Детское. Пастораль..................................................................................49
Нотный пример 24. Детское. Дразнилки................................................................................49
Нотный пример 25. Детское. Сон..................................................................................................50
Нотный пример 26. Соната. Начало главной партии..................................................53
Нотный пример 27. Соната. 1-й и 2-й элементы побочной партии..............53
Нотный пример 28. Соната. Побочная партия................................................................54
Нотный пример 29. Соната. 3-й элемент побочной партии................................54
Нотный пример 30. Соната. Побочная партия в разработке................................55
Нотный пример 31. Соната. Вторая часть. Главная тема........................................56
Нотный пример 32. Соната. Вторая часть. Побочная тема....................................57
Нотный пример 33. Соната. Кульминация второй части..........................................57
Нотный пример 34. Соната. Финал. Первая тема............................................................58
Нотный пример 35. Соната. Финал. Элемент темы из первой
части........................................................................................................................................................................59
Нотный пример 36. Соната. Финал. Кульминация в коде......................................59
Нотный пример 37. Видения и предсказания. №1. 1-я тема................................62
Нотный пример 38. Видения и предсказания. №1, 2-я тема................................62
Нотный пример 39. Видения и предсказания. №2. Начало..................................63
Нотный пример 40. Видения и предсказания. №3. Начало..................................63
Нотный пример 41. Видения и предсказания. №3. Средний раздел............64
Нотный пример 42. Видения и предсказания. №4. Вступление......................64
Нотный пример 43. Видения и предсказания. №4. Главная тема....................65
Нотный пример 44. Видения и предсказания. №5. Начало среднего
раздела......................................................................................................................................................................65
Нотный пример 45. Видения и предсказания. №5. Кода........................................66
ПРИЛОЖЕНИЕ Статьи и материалы: перевод с английского языка
Арнольд Шенберг Аннотация к грамзаписи Струнного квартета № 1 ор. 7188
Я перестал писать программную музыку и встал на путь, который считаю более естественным, более близким мне, чем все предыдущее. В Первом струнном квартет Ор. 7 я соединил все достигнутое к настоящему моменту, включая мои собственные достижения, такие как: создание очень крупных форм и необыкновенно эмансипированных мелодий, основанных на роскошных, постоянно меняющихся гармониях и новых красочных аккордовых последованиях. И кроме того: контрапунктическая техника, которая позволила отдельным голосам двигаться более свободно в отдаленные тональности, встречаться и сочетаться в изменчивых гармониях.
В согласии с современными нам убеждениями, эта более крупная форма должна включать в себя все четыре элемента сонатного строения, слитые в одну непрерывную часть. Разработка не должна быть пропущена, и определенная цикличность тем должна присутствовать между всеми иногда контрастирующими разделами сочинения.
Эта работа над новой формой принудила меня к более точной организации материала. Возможно, тех, кто будет анализировать мои сочинения, заинтересует тот факт, что я почерпнул многое из модели первой части «Героической симфонии» Бетховена. Александер фон Цемлинский189 сказал мне, будто Брамс
188 Annotation of Arnold Schoenberg for the recording of the Kolish Quartet Los Angeles 1936/1937 found in the Schoenberg collection of Library of Congress [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.loc.gov. Принято считать, что Аннотация Шенберга повлияла на Блоха и стал одним из факторов отхода от программной музыки.
189 Alexander von Zemlinsky, учитель и близкий друг Шенберга.
поведал ему, что в трудные моменты он всегда черпал мудрость из шедевров Баха и одного определенного сочинения Бетховена. Брамс всегда держал ноты Баха и Бетховена около своего письменного стола. Его интересовало: «Как эти композиторы справились с похожей задачей?» Конечно, модель никогда не подлежит копированию, но мысль, суть решения задачи Бетховеном всегда наталкивали Брамса на правильные идеи.
Таким же образом и я научился у «Героической симфонии» Бетховена справляться со многими вопросами: как избежать монотонности и пустоты, как создавать разнообразие из единства, как создавать новые формы из привычного материала, как много можно достигнуть при помощи модификации или даже варьирования не самых интересных старых формул? Благодаря этому произведению я научился созданию гармонических контрастов и применению их в моих сочинениях.
Совет Брамса был полезен мне. И я надеюсь, что эта история убедит молодых композиторов в том, что они не должны забывать наших великих предшественников и то, сколь много они нам оставили.
Эрнест Блох
«Эрнест Блох исследует проблемы музыкального образования»190
Невозможно относиться к искусству так же, как к индустрии. Они совершенно различны. В индустрии важнее всего количество, в искусстве -качество. Невозможно обойти законы естественного развития, попытки достичь слишком быстрого прогресса могут привести к ужасным последствиям. Постепенное и тщательное образование масс достигается медленно. Но это более бескомпромиссный путь, который в результате приведет, к любви и пониманию
190 Статья опубликована в журнале «Музыкальная Америка»: Ernest Bloch Surveys the Problems of Music Education // Musical America. 1921.Vol. 34, № 4. May 21. Р. 3-40.
музыки. Его нельзя заменить поверхностными мероприятиями, направленными достижение этой цели быстрее. Рациональное образование помимо всего прочего должно быть нацелено на нормальное развитие личных качеств. Надо учить, как впитывать информацию, как добиться умственной дисциплины, самоконтроля и уверенности в себе.
Полная музыкальная одаренность - это синтез сложных составляющих факторов. С одной стороны, материал - это хорошие уши, чувство времени, ритма, голос, пальцы, все технические данные. С другой стороны - это духовные качества: чувствительность и воображение. Но все эти качества редко сочетаются в одном человеке.
Нам не нужно так много виртуозов или примадонн. Нам очень нужны хорошие, честные, профессиональные музыканты, певцы, оркестранты, и, конечно, более всего, педагоги.
Музыка продолжает жить, существовать только благодаря исполнению, а не ее описанию в учебниках, трактатах, исследованию, или разговору о ней. Особенно важно чаще соприкасаться с музыкой великих мастеров всех эпох и национальностей.
Музыка с момента возникновения была соединена с гуманизмом... Подобно самой жизни, она сложилась в результате эволюции. Я не верю в штампы и системы. В наше время, люди очень подвержены увлечению «новыми» явлениями. Часто не понимая ценности этих кажущихся новыми течений, они забывают о том, что великие мастера прошлого - Жоскен де Пре, Палестрина, Бах, Бетховен, Вагнер - жили в то время, когда публика не стремилась к новым теориям и полному изменению существующих принципов. Музыка этих композиторов была наполнена гораздо более глубоким содержанием и глубокой жизнью, чем большинство «по-новому индустриальных, гибридных» сочинений, которые создаются сегодня. Способность чувствовать музыку, вкус и творческую энергию - все это невозможно приобрести в результате обучения. Артистическое образование должно быть сконцентрированным на обучении технике и
пробуждению потенциальных эмоциональных возможностей студента. Наиболее важно развивать в студентах хороший вкус, способность адекватного суждения о музыке, вести к более глубокой любви и пониманию музыки.
Я верю в экспериментальный метод обучения. Мы учимся только через свой собственный опыт. Правилам предпочтительнее обучать не по учебникам, а на практике. Учащийся должен чувствовать необходимость познания правил, законов. Учитель должен подвести его к их открытию на практике. Таким образом, с самого начала ученик будет учиться, как думать, как логически обосновывать и глубже познавать музыку. Для того чтобы музыкальное образование было более эффективным, оно должно быть нацелено с самого начала на практические навыки. Изучение теории как самоцель - это потеря времени, подобно обучению плаванию или вождению по книгам. Большинство студентов пишут гармонические упражнения, которые они не могут понять. Любой может научиться большему от музыки мастеров, а не из книг, учебников, трактатов по теории. Учитесь контрапункту у Палестрины и Орландо ди Лассо, учитесь гармонии по хоралам Баха, фуге по Хорошо Темперированному Клавиру
и форму изучайте по Гайдну, Моцарту, Бетховену.
$ $ $
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.