Фортепианное творчество Ван Цзяньчжона в контексте национальных традиций и современного музыкального мышления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Ли Юнь
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 246
Оглавление диссертации кандидат наук Ли Юнь
Введение
Глава 1. Китайская фортепианная культура
в ретроспективе ХХ столетия: основные тенденции развития
1.1. Поиски национального стиля в китайской фортепианной музыке
ХХ века
1.2. Аранжировка как основополагающий для китайских музыкантов метод преломления национальной специфики:
к содержанию понятия
1.3. Фортепианная аранжировка в истории китайской музыки. Внутрижанровые разновидности и особенности музыкального
языка
1.4. Отражение традиций песенно-сказительного искусства
в фортепианной музыке Китая
Глава 2. Статус творческой личности Ван Цзяньчжона в контексте китайской фортепианной музыки ХХ столетия
2.1. Ван Цзяньчжон — основоположник эстетической концепции прекрасного и стилевых основ китайского фортепианного
искусства
2.2. Жанровые приоритеты композитора Ван Цзяньчжона
2.3. Фортепианная аранжировка в творчестве Ван Цзяньчжона:
к проблеме претворения национальных традиций
2.4. Влияние мышления «Шидафу» на эстетику и стиль китайского мастера
2.5. Черты стиля Жун-цянь
в фортепианном творчестве Ван Цзяньчжона
2.6. Национальные элементы музыкального языка
Глава 3. Особенности преломления современного
музыкального мышления в творчестве Ван Цзяньчжона
3.1. Исторический процесс зарождения и развития серийной музыки сквозь призму китайской музыкальной науки
3.2. Применение додекафонии в творчестве китайских композиторов
ХХ — начала XXI века
3.3. Современные композиционные приемы
в музыке Ван Цзяньчжона
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Список музыкальных произведений
и научных трудов Ван Цзяньчжона
Приложение 2. Нотные примеры
Приложение 3. Список аудио- и видеозаписей выступлений пианистов,
исполняющих сочинения Ван Цзяньчжона
Приложение 4. Национальные традиции
песенно-сказительного искусства
Приложение 5. Список китайских композиторов,
упоминаемых в работе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков2008 год, кандидат искусствоведения Ван Ин
Европейские композиционные технологии и национальный стиль в фортепианной музыке Китая на рубеже XX-XXI веков2022 год, кандидат наук Сюй Цинлин
Генезис жанра фортепианной сюиты в творчестве китайских композиторов2023 год, кандидат наук Цай Чжиюнь
Фортепианное творчество китайских композиторов XX-начала XXI веков: основные стилевые направления2020 год, кандидат наук Чэнь Шуюнь
Произведения для кларнета китайских композиторов: стилевой диалог Востока и Запада2023 год, кандидат наук Чжан Мини
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианное творчество Ван Цзяньчжона в контексте национальных традиций и современного музыкального мышления»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На фоне современной фортепианной культуры Китая фигура Ван Цзяньчжона выделяется как своеобразный эталон творчества, в котором обобщен современный подход китайских композиторов к музыке для фортепиано.
В ХХ столетии под влиянием западного искусства китайская музыка претерпевает серьезные преобразования. На каждом историческом этапе композиторы страны ищут различные способы интеграции национальных и западных традиций. Это способствует формированию нового языка, с помощью которого создается множество выдающихся произведений, в том числе фортепианных, вобравших в себя китайский национальный стиль и формы западноевропейского искусства.
Ван Цзяньчжон (^ШФ — Wang Jianzhong; 1933-2016) — один из самых известных композиторов, внесших неоценимый вклад в развитие фортепианной культуры КНР. Список его сочинений разнообразен по жанрам (Приложение 1). Подобно русским музыкантам, принадлежавшим «новой фольклорной волне», Ван Цзяньчжон обращался к локальным народным традициям и преломлял их в своей музыке. Вместе с тем его называют «патриархом» среди творцов, экспериментировавших с западно-восточными музыкальными параллелями. Он основательно подходил к мировому наследию, стремясь к органичному совмещению его со всей поликультурной стереофонией, зазвучавшей в Китае в последней трети ХХ столетия.
Ван Цзяньчжон — не только широко признанный в Китае современный композитор, но и столь же известный ученый, пианист и преподаватель фортепиано. Это имеет существенное значение для характеристики его творчества, расцвет которого совпал с периодом Культурной революции. Важно отметить, что все сделанное им в эти годы получило заслуженную высокую оценку, пре-
восходящую рамки культурно-политического запроса времени. В 60-70-е годы ХХ века Ван Цзяньчжон и Чу Ванхуа1 по праву считались «двумя великими предводителями, поддерживающими Север и Юг китайского фортепианного музыкального творчества» [93].
Произведения Ван Цзяньчжона воплощают органичное слияние традиционной музыки Китая с классической и современной композиционной техникой Запада, при этом сохраняют характерные национальные черты. Его не случайно называют «одним из немногих творцов, которые добились несомненного успеха, особенно в жанре фортепианной аранжировки» [121, с. 70]. Сочинения этого автора благодаря своей высокой художественной ценности и яркому национальному колориту приобрели всеобщее признание в исполнительских и педагогических кругах. В целом фортепианное творчество Ван Цзяньчжона оказывает большое влияние на современных композиторов и педагогов Китая.
Наследие Ван Цзяньчжона несомненно заслуживает исследовательского внимания и всестороннего изучения. Однако, если в Китае о композиторе написаны отдельные критические и аналитические статьи, то в России его имя вообще не известно. Работы китайских музыковедов также не проясняют существа стиля и художественного метода Ван Цзяньчжона. Поэтому изучение его творчества, в том числе фортепианного в контексте национальных традиций и важнейших элементов современного музыкального мышления представляется актуальным и значимым для музыкальной науки.
Степень изученности проблемы. Поскольку Ван Цзяньчжон является крупнейшим музыкальным деятелем, который внес неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры Китая, его имя упоминается во многих трудах. Фортепианное наследие композитора привлекает внимание китайских ученых в трех аспектах: претворение в его творчестве национальных традиций, работа автора в жанре аранжировки и, наконец, преломление в его музыкальном языке современных тенденций художественно-творческого мышления. Первый аспект
1 Чу Ванхуа (р. 1940) — современный китайский композитор.
представлен в китайском музыкознании наиболее полно, поскольку проблема национального стиля находится в эпицентре исканий отечественного музыкознания. Поиски композиторов Китая в этом направлении были постоянно активными на протяжении ХХ столетия вне зависимости от политической или художественной мотивации. Однако освещение этого явления в трудах музыковедов Китая сопряжено с некоторой теоретической путаницей, колебаниями в эстетических концепциях, что связано с политическими тенденциями времени. Идеологизация музыковедения влекла за собой одностороннее понимание явления «национального музыкального стиля». Среди наиболее значительных исследований, посвященных претворению национальных традиций в творчестве Ван Цзяньчжона, выделим работы таких авторов, как Сон Цзень [153], Сун Цзе [156], Чэнь Сюй [189] и других.
Второй аспект изучения творчества Ван Цзяньчжона, тесно связанный с первым, посвящен, как отмечено выше, жанру аранжировки, занимающему значительное место в наследии композитора. Этот аспект представлен в аналитических очерках Ван Синьяня [113], Вэй Тингэ [121], Сон Чжаоханя [152], У Мэна [165]. Вместе с тем следует подчеркнуть некоторую односторонность подхода указанных авторов к рассматриваемому жанру, который позиционируется ими как единственно верный способ воплощения национального элемента. Творчество Ван Цзяньчжона со всей очевидностью показывает, что национальная природа его музыки проявляется не только в жанре аранжировки, но и в целом в музыкальном языке, аккумулирующем все самые репрезентативные черты китайского музыкального опыта.
Третий аспект научных изысканий посвящен проблеме влияния на художественное мышление Ван Цзяньчжона тенденций зарубежной музыки, классической и современной, наиболее явственно проявляющихся в его фортепианном творчестве. Следует, впрочем, подчеркнуть, что специальных работ по данной проблеме об этом авторе нет, за исключением небольшой статьи и диссертации-Сун Цзе [155, 156]. Тем не менее его имя фигурирует в числе других композито-
ров, откликающихся на достижения западноевропейского авангарда, в работах Вэй Тингэ [119], Лю Хунбина [144], Ся Бина [159], Цинь Цинкуня [172], Чжэн Иньле [186]. В их трудах обосновывается органичность применения додекафонии в национальной пентатонной музыке, а также уделяется внимание аранжировке как способу воплощения национальных черт китайской культуры
Как видим, каждый из трех аспектов представляет лишь одну из характеристик творчества Ван Цзяньчжона. Вместе с тем суть его индивидуального стиля состоит в органичном синтезе типичных черт традиционной китайской и зарубежной музыки, способствующем обогащению манеры письма как самого композитора, так и национальной культуры в целом. Однако работ, посвященных интегративной природе музыкального языка композитора, нет ни в китайской, ни зарубежной, в том числе русской, литературе. В связи с чем центральной проблемой настоящей работы является обоснование слияния у Ван Цзяньчжона национальных традиций и современного мышления и формирование на этой основе самобытного стиля композитора
Объект диссертационного исследования — фортепианное творчество Ван Цзяньчжона.
Предмет исследования — сочетание в фортепианных сочинениях китайского мастера национального стиля с новыми техническими приемами, характерными для западного композиторского письма.
Цель диссертации — выявление особенностей яркого и неповторимого стиля композитора, основой которого стал органичный синтез национальной специфики с музыкально-языковыми достижениями западного искусства в ХХ столетии.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
• охарактеризовать исторические этапы и особенности становления фортепианной культуры Китая в ХХ столетии;
• определить значение творческой фигуры Ван Цзяньчжона для современной китайской фортепианной культуры;
• исследовать основополагающие черты стиля композитора, выступающие в единстве национального и универсального компонентов;
• обосновать принципы аранжировки как ведущего метода воплощения национальной специфики в фортепианной музыке китайских композиторов;
• продемонстрировать полноту претворения китайским мастером самых разнообразных национальных традиций;
• раскрыть особенности преломления западных композиционных техник в творчестве Ван Цзяньчжона.
Материал исследования включает в себя корпус биографических, музыкально-теоретических, нотных материалов и источников. В их числе:
Л
• изданные фортепианные произведения Ван Цзяньчжона ;
• биографические материалы, воспроизводящие становление и развитие творческого облика композитора;
• аудио- и видеозаписи выступлений пианистов, исполняющих сочинения Ван Цзяньчжона (Приложение 3);
• труды по истории эстетической и философской мысли Китая, элементы которой были усвоены и отражены в творчестве композитора.
Методология и методы исследования. Теоретико-методологическую основу концепции составили труды общего характера российских ученых, в которых освещаются вопросы теории стиля, в том числе национального. Среди них монографии, диссертации и научные статьи таких авторов, как Б. В. Асафьев [9], В. В. Медушевский [53], М. К. Михайлов [56; 57], Е. В. Назайкинский [60], Л. Н. Раабен [69], С. С. Скребков [76], Е. М. Царева [92], Р. Г. Шитикова [96; 97; 98] и др. Другим методологическим базисом явились работы по проблематике «композитор и фольклор» Г. Л. Головинского [19], И. И. Земцовского [27], Е. К. Каре-
2
Архив автора отыскать не удалось. Возможно, это связано с переездом композитора в США. Известно, что в 2003 году в одном из концертов в 2003 году он играл пьесу «Ночная песнь рыбака», представляющую аранжировку старинной песни. Произведение не опубликовано.
линой [35] и вопросам ладовой организации музыки, европейской и восточной Л. В. Бражник [11], С. П. Галицкой [18], К. И. Южак [102].
Кроме того, для разработки концепции большое значение имели труды по истории культуры Китая [30; 32; 37], в том числе музыкальной, таких авторов, как М. Н. Дрожжина [22], У Ген-Ир [85], Г. М. Шнеерсон [100], В. Н. Холопова [91], Н. Ю. Симоненко [79], Н. А. Спешнев [81], Н. А. Виноградова [15], М. Е. Кравцова [42]. Немаловажную роль сыграли также исследования по теории и истории фортепианного искусства А. Д. Алексеева [2], Л. Е. Гаккеля [17], С. А. Айзенштадта [1], П. В. Гайдай [16], а также публикации следующих китайских ученых: Бянь Мэн [10; 107; 108], Дэ Пэйшэнь [127; 128; 129; 130], Вэй Тингэ [118; 119; 120], Фань Цзуинь [167], Ван Аньго [109; 110], Чэн Чжэн [187], Чэнь Сюй [188; 189], Ван Ин [13], У На [86], Лянь Бо [147], Чжэн Иньле [186], Сун Цзе [155; 156], Дин Сяо [124], Дин Янь [125], Ся Бин [159] и многих других, рассматривающих специфику национального стиля, общие и специальные вопросы китайской фортепианной культуры.
В основании диссертации положен комплексный подход, в русле которого использованы методы культурологического, исторического, сравнительного и музыкально-теоретического анализа: целостного, стилевого, жанрового. Кроме того, использован метод активной иллюстрации (термин Е. В. Вязковой), нацеленный на подтверждение рассматриваемых положений посредством привлечения обширного наглядного материала.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Магистральная линия развития в Китае фортепианного искусства характеризуется стремлением, с одной стороны, творчески освоить эту изначально заимствованную область инструментальной культуры, с другой — привнести в нее особенности самобытного национального стиля.
2. Ван Цзяньчжон является одной из центральных фигур китайской фортепианной музыки ХХ — начала ХХ1 в. Его можно отнести к композито-
рам-классикам, пролагающим путь развития национального искусства к выходу на мировой уровень.
3. Важнейшее значение для кристаллизации творческого метода мастера приобрел жанр аранжировки, который способствовал формированию национальной составляющей его манеры письма.
4. Ван Цзяньчжон активно осваивает современные техники композиции, решая сложные проблемы их интеграции с традициями китайской культуры.
5. Ван Цзяньчжон создал уникальный авторский стиль, существом которого стало воплощение на фортепиано богатства и глубины китайской музыкальной традиции во всей ее полноте и многообразии.
Научная новизна исследования. Настоящая диссертация — первый опыт систематического исследования фортепианного творчества Ван Цзянь-чжона в китайском и российском музыкознании. В работе впервые:
• рассмотрено фортепианное творчество Ван Цзяньчжона сквозь призму слияния национальных и западноевропейских характеристик музыкального языка и мышления3;
• представлен целостный взгляд на творческую личность художника, его место в китайской музыкальной культуре ХХ столетия;
• выявлена жанровая специфика фортепианной музыки композитора;
• осуществлен анализ особенностей подхода Ван Цзяньчжона к аранжировке как основополагающему способу преломления национального материала;
• рассмотрена философско-эстетическая сторона мышления композитора, отразившаяся в его фортепианной музыке.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном осмыслении фортепианного наследия Ван Цзяньчжона, что позволяет:
• рарасширить существующую в настоящее время в музыкознании картину становления китайской фортепианной музыки;
В диссертации Сун Цзе, посвященной исследованию фортепианной музыки Ван Цзяньчжона [155, 156], акцент сделан на анализе современной композиторской техники автора.
• обосновать на материале произведений Ван Цзяньчжона принципы аранжировки как ведущего жанра национальной культуры;
• выявить перспективные для других китайских композиторов методы совмещения национальных элементов и западноевропейской техники;
• раскрыть вклад фортепианного творчества Ван Цзяньчжона в мировую музыкальную культуру;
• наметить пути дальнейшего изучения творчества Ван Цзяньчжона как выдающегося представителя китайской фортепианной музыки.
Практическая значимость исследования. Работа намечает перспективы для дальнейшего изучения процессов развития современной китайской музыки. Всесторонний анализ произведений Ван Цзяньчжона особенно важен для исполнителя, ищущего пути интерпретации его музыки.
Рекомендации по практическому применению результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут стать составной частью таких учебных дисциплин, как «История мировой музыкальной культуры», «История неевропейских музыкальных культур», «История фортепианного исполнительства», «История фортепианной педагогики», «Теория музыки», «Анализ музыкальных произведений» и др.
Достоверность выводов настоящего исследования обеспечивается: опорой на апробированную в современном искусствознании методологическую базу, представленную трудами российских и китайских ученых; соответствием цели и задач работы ее содержанию; репрезентативностью круга проанализированных текстовых источников и музыкальных произведений Ван Цзяньчжона и других китайских композиторов; обоснованностью выводов об исторической преемственности и взаимосвязанности творческих процессов, протекавших в музыкальной культуре ХХ — начала XXI века.
Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Отдельные поло-
жения работы представлялись на международных научно-практических конференциях «Музыкальное образование в современном мире: Диалог времен» (СПб.,
2015, 2016, 2017), «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (СПб., 2015,
2016, 2017). Материалы исследования были использованы при проведении лекций для студентов факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена. Основные результаты исследования отражены в одиннадцати научных публикациях, в том числе пяти — в изданиях, рецензируемых ВАК РФ.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертация соответствует п. 4 «История музыки стран Востока», п. 7 «Общая теория музыкального искусства», п. 9 «История и теория музыкальных жанров», п. 10 «Теория и история музыкального языка (выразительных средств музыки)» паспорта специальности 17.00.02 — Музыкальное искусство (искусствоведение).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы на русском, английском и китайском языках и пяти приложений. Первое включает список музыкальных произведений композитора и его научных трудов, во втором приведены нотные примеры, третье содержит перечень аудио-и видеозаписей выступлений пианистов, исполняющих произведения Ван Цзянь-чжона, в четвертом представлены материалы, посвященные национальным традициям песенно-сказительного искусства, в пятом дан список упоминаемых в работе композиторов на русском, английском и китайском языках. Объем основного текста — 164 страницы; общий объем работы 246 страниц.
Глава 1. КИТАЙСКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ КУЛЬТУРА В РЕТРОСПЕКТИВЕ ХХ СТОЛЕТИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
1.1 Поиски национального стиля в китайской фортепианной музыке ХХ века
История фортепианного искусства в Китае не насчитывает и ста лет. Оно зарождается и развивается на основе западной музыкальной культуры, совершенствуясь в стремлении к новым достижениям. На протяжении столетия активно идут не прекращающиеся и сегодня поиски национального стиля, причем на различных этапах эволюции он получает выражение в многообразных формах.
В начале ХХ века китайские авторы осваивают европейские композиционные приемы, применяя их на практике в своих музыкальных произведениях. При этом они с самого начала осознают, что существуют сложные проблемы соединения европейской техники и традиций китайской музыкальной культуры. Для их решения предпринимаются бесценные для развития национальной музыкальной культуры попытки, например, в творчестве Хуан Цзы, Сяо Юмэя4 и других мастеров.
В 1915 году композитор Чжао Юаньжэнь публикует первое китайское фортепианное произведение «Марш мира — ^П^Ж^ТЙ» [157, с. 124]. Начиная с этого момента и до настоящего времени фортепианная музыка китайских композиторов не теряет своей активности, демонстрирует явную поступательность. В ХХ столетии в фортепианном творчестве наблюдается стремительный подъем в отношении числа произведений, многообразия сюжетов, жанров и технических приемов. Особенно в последние десятилетия фортепианное ис-
4 См. Список упоминаемых в работе композиторов на русском, английском и китайских языках в Приложении 5.
кусство Китая поднимается на новую историческую высоту в связи с различными внутренними и внешними причинами
Однако до 1949 года фортепианная музыка воспринимается как чужеродная и китайские композиторы обращаются к ней достаточно редко. Тем не менее, в таких произведениях, как «Флейта пастушка — ^Ж^М» Хэ Лутина (1934), фортепианная эпическая поэма «Лунная ночь на Сюньяне —
ШВ^Я» Цзян Вэнье (1943), «Колыбельная песня — ШШ Й» Цзян Динсяня (1934), «Хуагу — ЙШ» Цзюй Вэя (1945), «Сюита весеннего путешествия — Й» Дин Шаньдэ (1945) [82, с. 69; 86, с. 32] и других ранних образцах уже проявляется своеобразная характерная черта: мелодия, содержащая в себе национальный музыкальный лад, становится первоосновой «китайского стиля» фортепианной музыки [120, с. 52].
Если первоначально произведения являлись плодом композиторского претворения традиционной национальной культуры, то появившееся в 1930-е годы «Новое музыкальное движение» начинает четкий отбор художественной формы и содержания с целью отражения в авторском творчестве эстетических требований «национализации» и «популяризации». В этот период доминирующей концепцией и методом кристаллизации новых народных музыкальных форм становится критическое отношение к традиционной культуре, заключающееся в стремлении «взять лучшее, отбросить ненужное». Данная установка подразумевает, во-первых, использование старых народных музыкальных форм с подходящим оригинальным внутренним содержанием; во-вторых, осуществление «национализации» музыкального языка и музыкальных форм, только с помощью которой можно выполнить задачу «популяризации» музыкального материала; в-третьих, слияние национальных форм с заимствованными композиционными приемами западной музыки. В конце 1940-х годов формируется новый музыкальный язык, при этом в последующий период на творчество се-
рьезное влияние оказывают формы, выражающие государственную политику в области литературы и искусства.
В 1956 году Мао Цзэдун провозглашает курс на «Расцвет ста цветов и соперничество ста школ — НШ^Щ». Среди деятелей литературы
и искусства складывается оживленная обстановка свободного развития, откуда берет свое начало проблемная дискуссия, непосредственно связанная с национальным стилем в области музыки.
На практике эта дискуссия так и не смогла достичь необходимой глубины, поскольку сфера, включающая в себя проблему национального музыкального стиля, весьма обширна и сложна по своей структуре. Для решения данной проблемы необходимо осмыслить целый ряд весомых теоретических вопросов в области эстетики, а также комплекс эмпирических и методологических задач, связанных с использованием накопленного опыта и методов работы [16, с. 63; 101].
В начале 1960-х годов в китайском мире искусства провозглашен лозунг «революционность, национализация, массовость» [118, с. 11], который выдвигается в число главных политических требований по отношению к музыкальному творчеству, вследствие чего элемент «революционности» оказывается своеобразным ядром художественных идей [185, с. 85; 171]. В сущности, идеологический постулат: музыкальное творчество должно служить политике, постепенно становится все четче и прочнее, что в определенной степени накладывает ограничения на творчество композиторов, поскольку музыкальное искусство должно на практике выполнять требования «революционности, национализации и массовости». Композиторам не остается других вариантов, кроме как писать произведения революционного содержания, использовать народный лад для выражения национального стиля, доступного для понимания широким массам.
Это служит серьезным тормозом для работы композиторов в таких областях, как выбор содержания, стиля, формы, музыкального языка и других ком-
понентов, что приводит к тотальной примитивизации музыкального творчества. В связи с этим можно сказать, что в исторический период от провозглашения Китайской Народной республики и до начала Культурной революции искания в области национального стиля сосредоточиваются главным образом на уровне формы высказывания. При этом распространенным эстетическим кредо является следующее: чем больше в произведении заключено местного колорита и чем больше заимствовано из народной музыки конкретного тематического материала, тем ярче произведение отражает национальный стиль. На самом же деле это лишь внешняя сторона проблемы национального стиля, в которой уравниваются понятия стиля и формы.
Несмотря на то, что фортепианное искусство этого периода считается «периодом неслыханного подъема фортепианного творчества в Китае, все произведения которого являются изумительными как в отношении количества, так и качества» [173, с. 64]5, а также несмотря на название периода «17 лет бурного процветания китайского фортепианного творчества» [107, с. 42], на самом деле это процветание следует отнести только к первым семи годам.
Этот семилетний период обозначает начало становления КНР, когда многие композиторы выражают свои чувства в пьесах, воспевающих новый Китай, тем самым вызывая небывалый подъем национальной музыкальной культуры. Широкий размах приобретает сольное фортепианное исполнительство, в результате чего появляются такие произведения, как «Первый синьцзянский танец ^Ш^ШШШЙ» и детская сюита «Радостный праздник Дин
Шаньдэ, «Поэма о празднике в родной деревне — Цзян Вэнье,
«Семь пьес на темы народных песен Внутренней Монголии — Й^Ш» Сан Тун (1952), «Гроза в засушливый день — ^^Ш» Чен Пэйсюна (1953), «Лан Хуахуа — Ван Лисана (1953), «Ярмарка в храме — ^^
» Цзян Цзусина (1954) и другие [14, с. 19-20]. Во многих из них этническая
5 Здесь и далее перевод фрагментов текста их китайских источников наш. — Л. Ю.
музыка взята в качестве основы, в других напрямую цитируются народные мотивы, которые становятся источником мелодической линии и получают дальнейшее развитие.
Вместе с тем, наряду с обозначенной тенденцией, продолжается также процесс освоения творческих приемов европейской классической и романтической музыки, осознанно исследуются такие проблемы, как возможности соединения европейского многоголосия и одноголосной китайской народной мелодики, органичность сочетания национальной ладовой системы и мажо-ро-минорной ладофункциональности. Из более частных вопросов выделяются выбор основной тональности, сохранение отчетливости и плавности изысканной мелодии. Но главной остается проблема национального стиля, призванного передавать яркие жизненные настроения. Претворение ладовых закономерностей народной музыки в мелодическом и гармоническом аспектах выдвигается в число основополагающих характерных черт китайского фортепианного творчества этих лет, становясь реальным воплощением общераспространенного в данный период эстетического понимания национального стиля.
В 1957-1966 годы многократно усилившиеся в Китае политические движения, а также грубая политическая критика создают в музыкальной сфере чрезмерно осторожную, безмолвную атмосферу. На жизненно важные области, требующие свободы мысли и творческого мышления, накладываются суровые ограничения, что влечет за собой серьезные последствия для культуры, в том числе музыкальной.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Преломление национальных традиций в творчестве современных китайских композиторов (на примере фортепианных сочинений Ма Шухао и Ло Майшо)2023 год, кандидат наук Чжуан Цзюньцзе
Творчество Чэнь И в зеркале китайского традиционного искусства2023 год, кандидат наук Лю Суйя
Специфика фортепианной партии в обработках народных напевов и художественных песнях композитора Ли Инхая2023 год, кандидат наук Дун Вань
Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян: три лика современного музыкального искусства Китая: к проблеме универсализма творческой личности2013 год, кандидат искусствоведения Цинь Цинь
Романтические традиции в творчестве современных отечественных композиторов-пианистов2024 год, кандидат наук Сычева Наталья Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ли Юнь, 2019 год
// 2012
127-132 ^о
134. Ли, Инхай. Ладвая система китайской музыки / Инхай Ли. — Шайхай : Вестник Центральной консерватории, 2001. — 288 с. ЖШМ^Д ^П^» 2001 288 Мо
135. Ли, Цзити. Музыкальная форма и анализ произведения / Цзити Ли. — Пекин : Изд-во Центрального национального университета, 2003. — № 1. — 527с. ^Шо Й^^^ЧЯо 2003 ^о Ш 02 ад, 527 Мо
136. Ли, Чанцонъ. Шёнберг и его додекафонная композиционная техника / Чанцонь Ли. — Сучжоу : Вестник Сучжоуского технологического института, 2001. — № 2. — С. 82-85. ^^дЧ ^^Ш—
// »Н: еттшн^^т, 2001 .Ш 02 ад, 82-85
^о
137. Ли, Чжунгуан. Основной курс теории музыки / Чжунгуан Ли. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 2004. — С. 161. ^М^о
2004 161 Мо
138. Ли, Шиюанъ. Современная музыка Китая — диалог запада и востока / Шиюань Ли. — Шайхай : Вестник Центральной консерватории, 2004. — № 1. — С. 115-128. ±
2004 0 1 ад, 115-128 Мо
139. Ли, Шуданъ. Беседы о силе художественного воздействия вокала китайской оперы / Шудань Ли // Новое звучание. — Шэнь Ян : Изд-во Шэньянской консерватории, 2006. — № 3. — С. 90-98. ^Ш^о ^А^Й ФА^АхШШто // о ШГО: 2006, Ш 03 ад, 90-98 Мо
140. Лу, Энсъён. Краткий анализ аранжировки, написанной на древнюю тему «Китайская флейта и барабан в сумерках» композитором Ли Инхаем / Энсьён Лу. — Хэбэй : Изд-во Народное искусство, 2011. — № 11. — С. 18.
2011 11 т,ш 18 ^о
141. Лю, Дуншэн. Краткий исторический очерк музыки Китая / Дуншэн Лю // Фортепианное искусство. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 2004. — С. 64-73. , ^Ж: Ай^Ш
2004 64-73 ^о
142. Лю, Исин. Художественные черты фортепианных аранжировок в Китае / Исин Лю // Художественные деятели. — 2012. — № 2. — С. 236-239. ^
// 2#£Шо2012 02 т,236-239.
^о
143. Лю, Хань. Использование пентатонной додекафонии в произведениях Ло Гуаньчжуна / Хань Лю. — Тяньцзинь : Вестник Центральной консерватории, 2004. — № 1. — С. 12-21.
ОДШо А^: А^^^Шо 2001 Ш 01 т, 12-21 ^о
144. Лю, Хунбин. Использование додекафонной техники при написании мелодии, обладающей пентатонным строем / Хунбин Лю. — Пекин : Китайское музыкальное искусство, 2000. — С. 127—131. ^^^о
// ^Ж: ФШн^^о 2000
127-131 ^о
145. Лю, Цзайшэн. История старинной китайской музыки / Цзайшэн Лю. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 1989. — 458 с. ФШ^^^^о 4кЖ: Ай^^ШМо 1989 458 ^о
146. Лю, Яцин. Краткий анализ национального стиля в китайских фортепианных аранжировках / Яцин Лю. — Пекин : Северная музыка, 2014. — № 7. — С. 30-33.
2014 ш 07 т, 30-33 ^о
147. Лянь, Бо. Китайская традиционная музыкальная культура / Бо Лянь. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 2001. — 313 с. Ш#о ФШй^^^^^ 4ЬЖ:АйШШ±о 2001 313 ^о
148. Лянь, Жун. Иероглиф в китайском вокальном искусстве / Жунь Лянь. — Пекин : Изд-во Музыка, 2006. — С. 24-26.
2005 24-26 ^о
149. Лянь, Пин. Творческая ориентация китайской современной фортепианной музыки / Пин Лянь. — Шаньтоу : Изд-во Вестник Санджуского университета, 2003. — № 2. — С. 59-70. ^о
^о 2003 Ш 02 т, 59-70 ^о
150. Сан, Тун. Структура «пентатонного аккорда» / Тун Сан. — Пекин : Изд-во Народная музыкя, 1996. — 299 с. 4ЬЖ:
«Ай^»ШМ, 1996 299 ^о
151. Сао, Мин. Национальный стиль музыкального искусства Китая / Мин Сао // Китайское музыкознание. — 2003. — № 1. — С. 11—17. ЦоФШй
// ФШн^^о 2003 ^ш 01 т, 11-17
152. Сон, Чжаохань. Характерные особенности китайской фортепианной аранжировки (на примере аранжировок, написанных на темы народных песен провинции Юньнань) / Чжаохань Сон. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 2011. — № 12. — С. 42-47. ^ЩоГШФШ^ЙШЙЙЙй'Л^
4ЬЖ: «Ай^» Ш, 2011
12 т, 42-47 ^о
153. Сон, Цзень. Исследование фортепианного творчества Ван Цзяньчжона / Цзень Сон // Фортепианное искусство. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 1999. — № 3. — С. 32-40. , 4ЬЖ:Ай^ШШ±,ш 03 т, 32-40 ^о
о
154. Су, Ланъшэнъ. В поисках китайской музыкальной традиции. Беседа с Ли Инхаем и Ван Цзяньчжоном / Ланьшэнь Су. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 2007. — С. 36-42. ШШШ о ЙФ^^ ^^¿М—^ШНЙ
о о 2007 36-42 М о
155. Сун, Цзе. Музыковедческий анализ современной композиторской техники в фортепианных произведениях Ван Цзяньчжона / Цзе Сун // Анализ и исполнение китайских фортепианных произведений. — Пекин : Изд-во Музыкальное сочинение, 2010. — № 1. — С. 118-120. о НЙФ^ш
о 2010 01 ад, 118-120 М о
156. Сун, Цзе. Исследование фортепианных произведений Ван Цзяньчжона : дис. ... канд. искусствоведения / Цзе Сун. — Ланьчжоу : Северо-западный педагогический университет, 2005. — 198 с. о
о 2005 198 М о
157. Сун, Чжунанъ. Из истории китайской фортепианной музыки / Чжунань Сун // Исследование фортепианного искусства. — Пекин : Изд-во Фортепианное искусство, 2015. — № 2. — С. 123-126. ^ФШ о //
о 4ЬЖ: о 2015 Ш 02 ад, 123-126
м 0
158. Сю, Синъ. История развития современного китайского янциня // Научная конференция «Национальные оркестры и ансамбли Евразии: традиции и современность» / Синь Сю // Звуки Евразии. — 2011. — С. 85-96. ^^ о
о 2011 85- 96 м о
159. Ся, Бин. Использование приемов серийной музыки в Китае / Бин Ся // Сборник научно-образовательных статей. — 2008. — С. 194-198. ЖЙ- о ^ЖШ&ОДФШ^Ш // 2008 194-198 М о
160. Ся, Лин. Анализ структуры Цзинюнь Дагу «Фэнюй гуйджоу» / Лин Ся. — Пекин : Изд-во Северная музыка, 2014. — № 14. — С. 4-49. М!# о Ж^А
ййш^чя о 4ЬЖ: ^^шм о 2014 14 т,
48-49 М о
161. Ся, Юнь. Характерные формы и обучение мелизматике на примере китайских фортепианных аранжировок / Юнь Ся // Фортепианное искусство. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 2009. — С. 82-87. ЖА о
2009 82-87 М о
162. Сюэ, Цзинь. Использование пентатонной додекафонии в произведениях Ло Гуаньчжуна / Цзинь Сюэ. —Тяньцзинь : Изд-во Вестник Центральной консерватории, 2004. — № 1. — С. 12-21. ШШ о
ШМ?±: А^^Ш 2004.ш 01 т, 12-21 М о
163. У, Годун. Краткий обзор национального музыковедения / Годун У. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 1997. — 272 с. ^Ш^ о о 4кЖ: Ай^ШМ?± о 1997 272 М о
164. У, Мэн. Анализ фортепианной аранжировки «Алые пионы расцвели» Ван Цзяньчжона / Мэн У. — Цзянси : Учебное изд-во Педагогического университета Цзянси, 2012. — С. 8-12. ^ВД о
«шшш^ет^ о ад: адтаА^ш о 2012 8-12 М о
165. У, Мэн. Исследование композиторской манеры фортепианных аранжировок Ван Цзяньчжона / Мэн У. — Цзянси : Учебное изд-во Педагогического университета Цзянси, 2012. — 84 с. ^ВД о
о М: о 2012 84 М о
166. У, Чжэнъю. Сборник стихов Мао Цзэдуна / Чжэнъю У — Пекин : Изд-во Народное искусство, 2017. — 634 с. ^ЁШ о о 4ЬЖ: Ай^ШМ?± о 2017 ^ о 634 М о
167. Фань, Цзуинь. Гармонические аспекты китайских пентатонных ладов / Цзуинь Фань. — Шанхай : Изд-во Шанхайская музыка, 2003. — № 1. — 306 С. ШШШо о
о 2003 Ш 01 Ш, 306 М о
168. Фу, Сюянь. «Двусмысленность» — о традиции изящества нарратива [Электронный ресурс] / Сюянь Фу // Семиотика. «Работы по нарратоло-гии». — 2009. — Режим доступа:
http: //www.semiotics.net.cn/xsxts .asp?page=1 (дата обращения: 17.09.2018).
шшш о " н ^ " — и т ж * од ^ ш # ш о // ш
Ц ^ Ш « Ж * ^ Ш % » о 2009 ^ , W Й Ш ^ : http: //www.semiotics.net.cn/xsxts .asp?page=1 о
169. Хя, Винь. Серийные приемы в китайской музыке / Винь Хя. — Анхой : Изд-во «Литература и искусство», 2008. — № 16. — 194 с. Н7Ж о ^^^^ ЙШОДФШ^Ш о Ш: о 2008 ш 16 Ш, 194 М о
170. Цзоу, Цзин. Эстетические особенности и музыкальные средства выразительности в Фортепианном концерте «Сто птиц воспевают феникса» / Цзин Цзоу. — Гуйчжоу : Вестник Гуйчжоуского университета, 2017. — № 3. — C. 51-57. о о Ш+1:
о 2007 03 Ш, 51-57 М о
171. Цзюй, Цихун. Критический очерк музыки нашего времени / Цихун Цзюй. — Шанхай : Изд-во Шанхайская музыка, 1992. — 258 с. f^ß^I о
1992 258 М о
172. Цинь, Циньгун. Краткий анализ использования додекафонной техники и пентатоники / Циньгун Цинь. — Синтэй : Синьтэйский педагогический университетский вестник, 2001. — № 2. — C. 13-21. о
ÄÄ^m^ffl о ffiä: о 2001 ^ш02Ш, 13-21 М о
173. Цюй, Цихонь. Музыкальная культура Китая / Цюй Цихонь. — Пекин : Вестник Китайской Центральной консерватории, 2010. — С. 183. о ФШ^^г // ФШФ^^^Ш о 2010 ^ о 183 М о
174. Цянь, Ипин. В память о Ван Цзяньчжоне: претворение национальных традиций в фортепианном творчестве / Ипин Цянь // Собрание писем, высказываний и выступлений. — Пекин : Изд-во Музыкальное искусство, 2016. — № 2. — С. 1-8. о ¿В^ЙФ^-ФШМШЙ^ШЙ^
ШШ о ^ВД^Шйй^ о 2016
ш 02 т, 1-8 М о
175. Чао, Чжиюй. Постоянно наполнять себя содержанием. Встреча с преподавателем Ван Цзяньчжоном / Чжиюй Чао // Художественные деятели. — 2011. — С. 21-27. о ЗД^^а—Й^ЙФШ! //
2011 21- 27 М о
176. Чжан, Цзянь. Основы музыкальной эстетики / Цзянь Чжан. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 1992. — С. 36-42. о 4ЬЖ: Ай^ШМ?±, 1992 36-42 М о
177. Чжан, Шигу, Пан, Ифэй. Обзор западной фортепианной музыки / Шигу Чжан, Ифэй Пан // Фортепианное искусство. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 2006. — С. 112-119. о // Ш
,^Ж: Ай^ШМ?±, 2006 112-119 М о
178. Чжан, Юньсюань. Курс анализа полифонической музыки (на примере китайских фортепианных произведений) / ЮньсюаньЧжан. — Шанхай : Изд-во Шанхайская музыка, 2004. —235 с. ШМ^^ЙЙ^ЧЯЩМ
(Шп, 2004 235 Мо
179. Чжань, Цяолин. Красота приема Жун-цян в народной вокальной музыке / Цяолин Чжань. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 2013. — С. 79-85.
ШФо // 4ЬЖ: «Ай^» 2013, 79-85
Мо
180. Чжао, Хунжоу. Жун-цян и Жун-сэ — эстетические концепции китайской народной музыки / Хунжоу Чжао. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 2007. — C. 71-75. ШЯо Ш-Ш—ФШй&^Ш^Ш&о^ Ж: 2007 71-75 Мо
181. Чжоу, Хуэйцзюань. Работа по истории новой музыки Китая [Электронный ресурс] / Хуэйцзюань Чжоу // Monique Arts. — 1999. — Режим доступа: http: //www. moniquearts. com. (дата обращения: 09.06.2017). «Ф Ш!^^ »о 1999.^о // Monique ArtSо — ШЙШ^: http: //www. moniquearts. com. о
182. Чжоу, Дафэн. Музыкальная характеристика Шансинской оперы / Дафэн Чжоу // Исследование Шансинской оперы. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 1995. — С. 55-64. ^АМоИ^Й^М^ (^Й^ФЙМ
// 4ЬЖ:АйШМ?±о 1995 55-64.
Мо
183. Чжоу, Юйин. Исследование о двухструнном искусстве в Фуцзянь-Наньине и Фуцзянь-Цзинге / Юйин Чжоу. — Шанхай : Изд-во Шанхайской консерватории, 2017. — 94 с. ФОДн^^А^^оА^: 2017 94 Мо
184. Чжу, Ванхуа. Беседы об аранжировке / Ванхуа Чжу // Фортепианное искусство. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 1999. — № 4. — С. 12-20. ^Л^о , 4ЬЖ: Ай^ШМ^о 1999
ш 04 Ш, 12-20 Мо
185. Чжу, Шижуй. Формирование и развитие полифонического мышления в китайской музыке / Шижуй Чжу. — Пекин : Изд-во Народная музыка,
1989 ^о 187 М.
186. Чжэн, Инлье. Основы серийной музыки / Инлье Чжэн. — Шанхай : Изд-во Шанхайской консерватории, 2007. — 334 с. ^^^о ^^^^^^
2007 334 Мо
187. Чэн, Чжэн. Национальный стиль в китайском музыкальном искусстве / Чжэн Чэн. — Анхой : Изд-во «Литература и искусство», 2003. — 496 с.
^о ФШ^^Фййй^М^о Ш: ШММ±, 2003
496 Мо
188. Чэнь, Сюй. Фортепианное искусство Китая и его значение для национальной культуры / Сюй Чэнь // Изучение музыки. — 2001. — № 4. — С. 21-25. Шо ФШ1й#2^ФйййМШ^ // ^Шо 2001 ш 04 т, 21-25 Мо
189. Чэнь, Сюй. Гармоническая техника в фортепианных сочинениях Ван Цзяньчжона / Сюй Чэнь. — Кантон : Вестник консерватории им. Синхая, 2004. — № 3. — С. 32-35. Шо
Ш^^^Ш, 2004 ш 03 т, 32-35 Мо
190. Ша, Ханькунь. Структура и мелодика китайских народных песен / Хань-кунь Ша. — Шайхай : Вестник Центральной консерватории, 1998. — № 1. — 85 с. ФШйадЙШ^М£о±Ш: 1998
01 т, 85 Мо
191. Ши, Йонг. Исследование фортепианного творчества в стиле песен-но-сказительного исскуства / Йонг Ши. — Пекин : Изд-во Народная музыка, 2012. — № 7. — С. 32-35. Цо
дамМ^Йй'ШЛ« // 4ЬЖ: Ай^^ШМ^о 2012 07 т, 32- 35 Мо
192. Ян, Вэнь. Особенности претворения китайской традиции в фортепианных сочинениях / Вэнь Ян // Научные поиски в музыке. — Сычуань : Изд-во Сычуаньской консерватории, 2005. — № 1. — С. 70-74. Щ^о Ф
шШЙШМШ® // 1шттъ о и;п: 2005
01 Ш, 70-74 Мо
193. Ян, Шугуан, Цзинъ Юнчжэ. Исследование исполнения китайских народных опер / Шугуан Ян, Юнчжэ Цзинь // Китайская музыка. — 2010. — № 2. — С. 180-189. ЩЩ ^ШоФШШШТОЯ //«ФШ^», 2010 Ш 02 Шо 180-189 Мо
194. Янъ, Букэ. Исторический очерк Шидафу / Букэ Янь. — Пекин : Изд-во Пекинского университета, 1996. — № 1. — 516 с. Ш^^о
4ЬЖ: 1996 Ш 01 Ш, 516 Мо
195. Яо, Хэнлу. Курс обучения приемам современного музыкального анализа / Хэнлу Яо. — Чанша : Изд-во Хунаньское художество, 2003. — № 1. — 402 с. ШШо Ш^^ЧЯ^&ШМо 2003 Ш 01 Ш, 402 Мо
на английском языке
196. Melvin S., Cai J. Rhapsody in red: how western classical music became Chinese. — N.-Y. : Algora Publishing, 2004. — 376 р.
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ТРУДОВ ВАН ЦЗЯНЬЧЖОНА
Таблица 1. Каталог музыкальных сочинений
Жанры Название произведения
Балеты «Революции в Лянь Шан — ШШЁ^» (1965)
«Сказки Афанди — ИДШЙЙ^» (1987)
Танцевальные представления «Небесная река Хуанхэ — ^М^жКАХ^»39
«Расцвет камелии —
«Сотканный ковер — ШШШ»
«Зерно для народа — ЖШ^Х» ( в соавторстве )
«Трактор на снежной горе —
«Красное облако — ХХ^» (в соавторстве с Чжан Ицзи)
Музыка к фильмам « Принцесса — Павлин — (1982)40
«Огненная кукла — (1979)
«Третья богиня — шН&#» (1982)
«Мхом покрылась изба — ШЙШШЙЙЖМ» (1984)
Музыка к телевизионным спектаклям «Путешествие в Африку — Ф^'Ий^Т» (1982)
«Красная гора — ХХ^»
Песни «Сбор урожая — ЖЖЯЯЙШ'^»
«Прекрасный город родного края — шш, а^ёййж^»
«Наш родной край — ШП^ШШЙ^ШШ»
«Моя мечта остаться здесь — ЙЖМШТ^Шйй^»
Произведения для скрипки соло «Памир-каприччио — ЙЖ^ШШ»
39 Здесь и далее в аналогичных случаях дату сочинения установить не удалось.
40 В 1983, 1985 и 2005 годах в Гонконге и Пекине выпускалась запись музыки к кинофильму «Принцесса-Павлин» на различных носителях: магнитофонная лента, грампластинка и СБ.
Произведения для виолончели соло «Гималайское каприччио — ХХМЙ^Ш^» (в соавторстве с Сун Тао)
«Красные дети —
Таблица 2. Хронологичекий перечень
фортепианных сочинений
Год Название произведения
написания
1958 Сюита Пять юньнаньских народных песен — тдШй^ЕШ
1961 Вариации — ^^й
1966 Пьеса «Песня в поле — Ш^»
Токката —
1972 Пьеса «Река Люян —
Пьеса «Песня на дороге —А^^»
Пьеса «Преданный и сердечный»
1973 Пьеса «Сто птиц воспевают феникса — Н^ША»
Три вариации на тему Мэй Хуа —
Четыре народные песни Шаньбэй — Ц^Ьй^ИШ
Пьеса «Алые пионы расцвели — Ш^^^^ХХШШ»
Пьеса «Вышивание надписи на золотом полотне —
1974 Пьеса «Сакура —
Пьеса «Колыбельная уму — ЙЖ-МЖй»
1975 Пьеса «Влюбленность бабочки в цветы —
1976 Концерт для фортепиано с оркестром «Красное знамя над рекой — ХХШМВ^»
Пьеса «Цветные облака бегут за луной — ^^^Л »
1981 Маленькая Соната— ^^Ррй
1983 Сюита — Мй
1985 Скерцо — ^Шй
1992 Пьеса «Деревенские танцы» для двух фортепиано — — м
1994 Пьеса «Настроение — Мй»
2000 Соната (3 ч.) — ^Рй
2001 Концерт для фортепиано с оркестром «Войти в новый век — ^Й^ВВ^»
Таблица 3. Оригинальные авторские композиции
Год написания Название произведения
1961 Вариации
1966 Пьеса «Песня в поле»
Токката
1976 Концерт для фортепиано с оркестром «Красное знамя над рекой» ( в соавторстве с Ян Лицииом)
1981 Маленькая Соната
1983 Сюита
1985 Скерцо
1994 Пьеса «Настроение»
2000 Соната (3 ч.)
Таблица 4. Фортепианные аранжировки народных песен
Год написания Название произведения
1958 Сюита Пять юньнаньских народных песен — аранжировка юньнаньской народной песне
1972 Пьеса «Река Люян» — аранжировка одноименной хунаньской песни
Пьеса «Песня на дороге» — аранжировка одноименной песни «Не Эра»
Пьеса «Преданный и сердечный» — аранжировка на материале корейской оперы
1973 Пьеса «Сто птиц воспевают феникса» — на основе одноименной песни, исполняемой на зурне и соне
Три вариации на тему Мэй Хуа — аранжировка известной мелодии, традиционно исполняемой на цине
Четыре народные песни Шаньбэй — аранжировка шанбэйских народных песен
Пьеса «Алые пионы расцвели» — аранжировка одноименной народной песни
Пьеса «Вышивание надписи на золотом полотне» — аранжировка одноименной шанбэйской народной песни
1974 Пьеса «Сакура» — аранжировка одноименной японской песни
Пьеса «Колыбельная уму» — на основе японской народной песни
1975 Пьеса «Влюбленность бабочки в цветы» — аранжировка одноименной Таньцы
1976 Пьеса «Цветные облака бегут за луной» — аранжировка одноименной народной песни
1992 Пьеса «Деревенские танцы» для двух фортепиано — на основе народной мелодии
2001 Концерт для фортепиано с оркестром «Войти в новый век» — аранжировка одноименной песни
Список научных трудов
Вокальные традиции и песни народности Тун. — Пекин : Вестник Центральной консерватории, 1992. — № 3. — С. 49-54 {Ш^нЖ^^Ж^о :
Ф^Ж^^Шо 1992 Ш 03 Ш, 49-54 Жо
Исследование фольклорной музыки тибетцев, народностей Ва и Таи / Музыкальное искусство. — 1996. — № 3. — С.
о
о 1996 Ш 03 Ш, 7-18 Ж
Анализ тибетского буддистского танца "Цян му" / Народное искусство. — 1997. — № 3. — С. 1997 Ш
03 Ш, 149-158 Жо
Традиционные музыкальные инструменты тибетцев / Народное искусство. — 1999. — № 2. — С. 3-21. 1999 Ш 02 Ш,3-21
Жо
Обзор религиозной музыки тибетцев / Инструмент. — Пекин : Вестник Центральной консерватории, 2001. — № 3. — С. 663-672. Ш^ж^^ЖШ^о Ш Ж» о ^Ж: Ф^Ж^^Шо 2001 Ш 03 Ш, 663-672 Жо Музыкальный анализ «Ритуального танца изгнания демонов во дворце Юнхэ-гун» / Народное искусство. — 2001. — № 5. — С. 3-26.
2001 Ш 05 Ш, 3-26 Жо
Первоистоки песни «Сяохэ Таншуй» — Пекин : Изд-во Народная музыка, 2004. — № 11. — C. 11-27. 4ЬЖ: ЁШ^о 2004 Ш 11 Ш,
11-27 Мо
Музыка и танцы // Большая китайская энциклопедия. — Пекин : Изд-во Китайская энциклопедия, 1992. — Т. 2.о 1992 Ш 02 Шо
Музыка малых народностей Китая // Словарь соверменных музыкантов Китая и Музыкальный словарь Гроува. — 2-е изд. — Пекин : Народная музыка, 2006. — Т. 2.
ЁШШ^о 2006 Ш—Шо (английское издание: Chinese minority music entries // The Dictionary of Modern Musicians of China and the Grove Music Dictionary: 2 vol. — Beijing: People's Publishing House. 200641.
Научно-исследовательские проекты
Исследование структуры традиционной музыки малых народностей Китая ФЩ
плану докторантуры 1986-1990 гг.). «Исследование традиционной музыки тибетцев (по
плану докторантуры 1991-1995 гг.).
«Исследование структуры традиционной музыки малых народностей Китая (в рамках «Учебной реформы высшего образования», проводимой Пекинским комитетом по образованию). ФЩ^^йМШ^^^
Составление сборников
42
Произведения тибетской традиционной музыки , — Пекин : Изд-во Народная музыка, 1999. —192 с.ШШШ^^о 4ЬЖ: 1999 192 Мо
41 Имеется также издание этого Словаря на японском языке.
42
В 1993 году голландская звукозаписывающая компания Pan Records выпустила СD диск «Тибетская музыка: избранное».
Традиционная музыка малых народностей Китая. — Пекин : Вестник Центральной консерватории, 2008. — Ж^^^Шо 2008 501 Жо
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ
Пример 1
Ван Цзяньчжон. «Три вариации на тему Мэй Хуа»
Пример 2
Ладовая система китайской музыки
Пример 4 Чу Ванхуа. «Луна, отраженная в реке Эрцуань»
Пример 6 Чжао Кэйшэн. Таньцы «Влюбленность бабочки в цветы»
Пример 8а Ван Цзяньчжон. «Влюбленность бабочки в цветы»
Пример 9 Ван Цзяньчжон. «Влюбленность бабочки в цветы», ч. А
Пример 10 Ван Цзяньчжон. «Влюбленность бабочки в цветы», ч. В
Пример 11а Ван Цзяньчжон. «Влюбленность бабочки в цветы», ч. С
Пример 12 Ван Цзяньчжон. «Влюбленность бабочки в цветы», ч. О
Пример 13б Ван Цзяньчжон. «Влюбленность бабочки в цветы»
Пример 15 Ван Цзяньчжон. «Влюбленность бабочки в цветы»
9"
Г"Г * -—* *— * г № 9- * -
] * ж ---— ! ГГ * • К
\ ' г -а ■* ж z -и в
Пример 17
Ван Цзяньчжон. «Влюбленность бабочки в цветы»
Пример 18
Чэнь Минчжи. Прелюдия и фуга № 7
Пример 21
Чу Ванхуа. «Этюд»
Пример 22 Чу Ванхуа. «Фэн'юй гуйчжоу»
Пример 23 Ван Цзяньчжон. «Фаньшэнь даоцинь», вступл., т. 1-13
Пример 24
Ван Цзяньчжон. «Фаньшэнь даоцинь», эпизод А
Пример 25 Ван Цзяньчжон. «Фаньшэнь даоцинь», эпизод А1
2
Пример 26 Ван Цзяньчжон. «Фаньшэнь даоцинь» , эпизод А
Пример 27
3
Ван Цзяньчжон.«Фаньшэнь даоцинь» , эпизод А
Пример 29 Ван Цзяньчжон. «Фаньшэнь даоцинь», ч. В1
Пример 31 Ван Цзяньчжон. «Фаньшэнь даоцинь», заключение
(!&■* иИ\и хл ЦПт1^
|,г,Г|' ^ " ^ " 1 1-1 ,
Пример 32
Гуо Цзужун. Фортепианная пьеса «Прелюдия»
Пример 34 Ван Цзяньчжон. «Три вариации на тему Мэй Хуа», связ., ч
Пример35 Ван Цзяньчжон. «Три вариации на тему Мэй Хуа» , связ. ч.
Пример 37 Ван Цзяньчжон. «Три вариации на тему Мэй Хуа», ч. А2
Пример39 Ван Цзяньчжон. «Три вариации на тему Мэй Хуа», связ.ч. 3
Пример 41 Ван Цзяньчжон. «Три вариации на тему Мэй Хуа», ч. В1
Пример43
Ван Цзяньчжон. «Маленькая соната», ч. 2
Пример 44 Ван Цзяньчжон. «Маленькая соната», финал
Пример 45 Ван Цзяньчжон. «Маленькая соната», 1 ч., разработка
Пример 46 Ван Цзяньчжон. «Сто птиц воспевают феникса»
Moderato iE (19 7 3}
Пример 47
Не Эр. «Песня на дороге»
Пример 48
Ван Цзяньчжон. «Песня на дороге»
Пример 49 Ван Цзяньчжон. «Цветные облака бегут за луной»
ЛЮ(]|ГГ1|Г|» < ИшЩШСШ^
1ДМ0Г
I 5 ш .А.яг. ? -.43-4 г . , Л , :.
Г £!
нм
•у} / >• 1 I 1 л ~
1 ВТ? з* V р3 4 * •7 - -1 ■ ■ 1
ггпх
Пример 55
Ван Цзяньчжон. «Алые пионы расцвели»
Пример 56 Ван Цзяньчжон. «Народное производство»
Пример 57 Ван Цзяньчжон. «Алые пионы расцвели»
Ай ШпЬт
1 ¡гНгт.—- .а р
¿Т1"' 1 Р 1 ч? ■ : л? = = = = ^ =-- и -
Пример 59
Ван Цзяньчжон. «С возлюбленным»
Пример 60 Ван Цзяньчжон. «Четыре народные песни Шаньбэй»
Пример 62
Ван Цзяньчжон. «Фонарь в форме дракона»
Пример 63
Ван Цзяньчжон. «Три вариации на тему Мэй Хуа»
Пример 64 Ван Цзяньчжон. Фортепианная пьеса «Атмосфера»
Пример 66
Ван Цзяньчжон. «Сто птиц воспевают феникса»
Пример 68
Ван Цзяньчжон. «Три вариации на тему Мэй Хуа»
Пример 69 Ван Цзяньчжон. «Излияние благодарности после освобождения»
Пример 70 Ван Цзяньчжон. «Излияние благодарности после освобождения»
Пример 71
Ван Цзяньчжон. «Сто птиц воспевают феникса»
Пример 72
Ван Цзяньчжон. «Сто птиц воспевают феникса»
Пример 74
Ван Цзяньчжон. «Со старшим братом»
Пример 75
Ван Цзяньчжон. «Девушка из Дали»
Пример 77
Ван Цзяньчжон. «Алые пионы расцвели»
Пример 79
Ван Цзяньчжон. «Песня-загадка»
Пример 81
Ван Цзяньчжон. «Алые пионы расцвели»
Пример 83
Ван Цзяньчжон. «Влюбленность бабочки в цветы»
Пример 85 Ван Цзяньчжон. «Цветные облака бегут за луной»
(1975)
Moderato Chiaramente
Пример 87
Ван Цзяньчжон. «Сто птиц воспевают феникса»
Пример 88
Ван Цзяньчжон. «Алые пионы расцвели»
Пример 99
Ван Цзяньчжон. «Три вариации на тему Мэй Хуа»
Пример 92
Ван Цзяньчжон. «Река Люян»
Пример 93
Ван Цзяньчжон. «Алые пионы расцвели»
Пример 94 Ван Цзяньчжон. «Сто птиц воспевают феникса»
Пример 95 Ван Цзяньчжон. «Сто птиц воспевают феникса»
Пример 97
Лу Шилин. «Семья маньчжурских журавлей»
Пример 98
Лу Шилин. «Семья Маньчжурских журавлей»
Пример 99
Ло Чжунжун. «Сорвать лотос, перейдя реку»
Пример 101 Чжу Цзяньэр. Десятая симфония «Снег на Цзяном»
Пример 102
Ван Чженья. «Гимн мириадам звезд»
Пример 103
Чжу Минчжи «Прелюдия и фуга»
Пример 1 05
Чжу Цзяньэр. Десятая симфония
Пример 1 07
Ван Цзяньчжон. «Маленькая соната», ч.1
Пример 108 Ван Цзяньчжон. «Маленькая соната», ч. 2
3
ModeritQ tmublk
Пример 109 Ван Цзяньчжон. «Маленькая соната», ч. 3
ш
Пример 1 11
Ван Цзяньчжон. «Пастораль»
Пример 113
Ван Цзяньчжон. «Настроение»
Пример 1 14
Ван Цзяньчжон. «Настроение» вступл., т. 1-19
> > > >
Пример 115 Ван Цзяньчжон. «Настроение»
ои (I), й (II), е (III), /(IV), я (V), ш (VI), Ь (VII), И (VIII), си
Пример 116 Ван Цзяньчжон. «Настроение», т. 20-29
Пример 117
Ван Цзяньчжон. «Настроение», т. 61, 79
Пример 118
Ван Цзяньчжон. «Настроение», т. 108-111
Пример 119
Ван Цзяньчжон. «Настроение», т. 130-209
Пример 120
Ван Цзяньчжон. «Настроение»
,.1 в Я]—1—I 4_? тЧ—1—
$' 1 ^ У 1 - 7 1 Ьц " =
Н---- - --- ,_,_"____к-.._л А-4 ' ^ - -,-—^-—
\ Д---- Л------------- .........-.........
Пример 122 Ван Цзяньчжон. «Настроение», т. 210-224
8---1 8--' 8--* 8~-->
Пример 123 Ван Цзяньчжон. «Настроение», т. 343-350
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.