Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян: три лика современного музыкального искусства Китая: к проблеме универсализма творческой личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Цинь Цинь
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Цинь Цинь
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Универсализм творческой личности как научная про- 12 блема (на примере выдающихся представителей современной китайской музыкальной культуры) 1. Общая характеристика современного музыкального искусства 12 Китая: выдающиеся достижения, звездные имена и мировое признание
§ 2. Проблема универсализма личности: взгляды, суждения, опреде- 19 ления
§ 3. Специфика интерпретации универсализма как социокультурного 29 явления в разные эпохи
§4. Универсализм личности деятелей китайской музыкальной культуры как условие и результат ее расцвета
ГЛАВА II Лю Шикунь и Чжоу Гуанжэнь: феномен творческого 42 универсализма в фортепианном искусстве Китая 1. Лю Шикунь - выдающийся исполнитель и «патриарх» современ- 42 ного фортепианного образования в Китае
§ 2. «Будто Феникс из пепла.»: жизненный и творческий путь пиа- 55 нистки, педагога, музыковеда и общественного деятеля Чжоу Гуанжэнь
ГЛАВА III Претворение проблемы универсализма личности в творчестве и деятельности У Цзуцзяна
§ 1. У Цзуцзян - композитор, педагог, исследователь, общественный 79 деятель
§ 2. Интеграция национальных традиций и европейского композици- 88 онного опыта в творчестве У Цзуцзяна как отражение проблемы универсализма личности композитора
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков2008 год, кандидат искусствоведения Ван Ин
Фортепианная музыка Дин Шан Дэ: сопряжение китайской национальной традиции с современными приёмами европейского письма2009 год, кандидат искусствоведения У На
Генезис жанра фортепианной сюиты в творчестве китайских композиторов2023 год, кандидат наук Цай Чжиюнь
Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития2009 год, кандидат искусствоведения Хоу Юэ
Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы2008 год, кандидат искусствоведения Хуан Пин
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян: три лика современного музыкального искусства Китая: к проблеме универсализма творческой личности»
Актуальность исследования. Китайская музыкальная культура издавна представляет собою весьма притягательную для российского музыкознания область. Актуальность и необходимость научного освещения и освоения этой территории определяются как внешними - геополитическими, социальными, экономическими, коммуникационными - причинами, так и имманентными, присущими самому предмету изучения свойствами, заключающимися в его своеобразии, самобытности и несомненно высоких художественных достоинствах.
В панораме современного китайского музыкального универсума выделяются три яркие фигуры - Лю Шикунь, Чжоу Ганжэнь и У Цзуцзян. Они внесли колоссальный вклад в дело становления и развития китайской профессиональной музыки. Творчество и деятельность указанных мастеров, гармонично сочетающих в себе исполнительские, композиторские, педагогические, исследовательские, организаторские, руководительские и другие таланты, актуализирует необходимость их рассмотрения сквозь призму проблематики универсализма творческой личности.
Перспективность и обоснованность такого подхода оправдывается тем, что подобная тенденция к своеобразной «полифункциональности» личности присуща многим музыкантам Китая. Развитие этого ментально и исторически обусловленного качества личности в пространстве китайской культуры стимулируется и современными реалиями страны, в которых возрастает необходимость целостного участия человека в различных видах деятельности внутри изоранной им профессии. Названное во многом объясняет пышный расцвет китайской музыкальной культуры в наши дни, высочайший уровень китайских исполнителей и коллективов, композиторские и научные успехи, мировое признание китайского «музыкального чуда».
Степень изученности проблемы. В настоящее время музыкальное искусство Китая как прошлого, так и современности представлено в мировом музыкознании довольно солидным корпусом разножанровых трудов. Российская музыкальная синология располагает монографиями, диссертациями, отдельными научными статьями таких авторов, как Г.М. Шнеерсон, С.М. Серова, М.Е. Кравцова, Е.В. Васильченко, У Ген Ир, Бянь Мэн, Чан Лиин, Ван Ин, Хоу Юэ, Хуан Пин, Сюй Бо, У На, Лю Ли, Юй Дун, Чжун Фан, Линь Сяолин и многие другие. Работы обозначенных исследователей посвящены рассмотрению различных сфер - от феномена китайского народно-песенного искусства до проблематики профессионального творчества и исполнительства. В числе авторов трудов о музыкальной культуре Китая на английском языке, доступных мировому сообществу, назовем К. Рейнхарда (Reinhard К.), Лиак Миныо (Liang Mingyue), Чи Лин (Chi Lin) и др. Собственно китайский музыковедческий сегмент обладает, разумеется, более внушительным списком работ о музыкальной культуре родной страны, авторами которых выс тупают Ван Юйхэ, Вэй Тингэ, Ли Хуаньчжи, Лю Чэн-хуа, Лян Маочунь, Мин Янь, Су Ся, Цзюй Цихун, Чжао Сяошэн, Чжоу Цинь, Чэнь Сюй, Ян Иньлю и многие другие исследователи. В трудах всех названных ученых проблематика личности в пространстве китайской музыкальной культуры если и затрагивается, то, скорее, «по касательной», в традиционном биографическом срезе, специально не акцентирующем аспект универсальности.
В таком же ключе - как служебная задача освещения творческого пути какого-либо деятеля или же как общее свойство эпохи - проблема универсализма личности фигурирует в искусствоведческих или философских компендиумах, примерами чему могут служить размышления H.A. Бердяева, Э. Гарэна, Е.В. Герцмана, C.B. Тураева и других ученых, обращающихся к тем или иным периодам музыки и - шире - культуры, или же различным вопросам психологии творчества. Вместе с тем, на сегодняшний день существует целый ряд исследований, посвященных именно универсализму личности, где изучается феномен всесторонней деятельности и творчества гениев разных эпох, делаются попытки определения типов универсальных гениев, выявляются их особенности. В числе авторов этих трудов - Ю. Бере-стенников, Н.К. Гаврюшин, Н.В. Гончаренко, В.Е. Гарпушкин, С. Марков, B.C. Семина, Е. Синицын, О. Синицына, Ю.А. Толкачев.
Работы указанных авторов, безусловно, отличаются огромной ценностью. Однако же на этой территории есть и целые лакуны, связанные с изучением взаимообусловленнос'1 и деятельности и творчества универсальной личности и определяемой ею (определяющей ее) эпохи. Частным, но весьма показательным в этой общей проблеме аспектом выступают взаимоотношения разносторонней личности и времени небывалого расцвета китайского музыкального искусства в XX веке.
Многосторонняя деятельность и творчество трех героев настоящей работы - Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна, являющихся одними из выдающихся деятелей современного музыкального Китая, практически не освещены в музыковедческой научной литературе. Лю Шикуня знают во всем мире как пианиста, лауреата второй премии Международного конкурса им. П.И.Чайковского (1958). В интернет-пространстве существует ряд рецензий на его исполнительские достижения, интервью с ним, а также запечатлены некоторые его публичные выступления в качестве видного общественного деятеля. Однако специальных трудов об этом «патриархе» китайского фортепианного образования ни в мире, ни в Китае пока нет (кроме упоминаний в диссертациях Бянь Мэн, Сюй Бо, Хуан Пин, Хоу Юэ). Нет отдельных работ и о прославленном, на сегодняшний день уже всемирно известном композиторе У Цзуцзяне. В качестве источников, хотя бы конспективно раскрывающих разные стороны его профессиональной деятельности, можно обозначить развернутую аннотацию (включающую краткую биографию) к диску с его самыми знаменитыми аранжировками народных песен для национальных инструментов, вышедшему в 2007 году, вступительную статью к изданию избранных сочинений композитора, а также многочисленные интервью, беседы и выступления, опубликованные в электронных периодических изданиях или же на различных сайтах о музыкальном искусстве Китая. Легендарной пиагистке и педагогу Чжоу Гуанжэнь посвящена отдельная статья в сборнике биографий композиторов прошлого и современности, составленном китайским музыковедом Вэй Тингэ. Кроме того, краткая биографическая информация о ней также содержится в интервью и на сайтах различных исполнительских конкурсов, где она входит в состав жюри. Важно подчеркнуть, что названный корпус источников - на китайском и английском языках. В русскоязычном интернет-пространстве сведения о Лю Шикуне, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяне ничтожно скудны.
Преимущественно «сетевой» и отрывочный характер данных о маститых лидерах китайской музыкальной культуры, с одной стороны и, с другой, - достижения и заслуги Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна обуславливают необходимость создания обобщающего труда, раскрывающего универсальный характер их деятельности и творчества на музыкальной ниве страны.
Объект исследования: творчество и деятельность Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна
Предмет исследования: универсализм личности названных представителей современного китайского музыкального искусства
Цель работы: исследовлгь различные грани творчества и деятельности Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна в контексте современного музыкального искусства Китая Задачи исследования:
• изучить генезис, сущность и содержание понятия «универсализм творческой личности»;
• дать панорамный обзор современной музыкальной культуры Китая и ее выдающихся достижений на мировой арене;
• определить роль и значение универсальной личности в пространстве китайского музыкального искусства;
• раскрыть взаимообусловленность и взаимоопределяемость эпохи и личности на примере музыкального континуума Китая XX-XXI веков;
• исследовать претворение феномена универсализма творческой личности на конкретных примерах выдающихся музыкальных деятелей Китая Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна.
Теоретико-методологической основой диссертации послужила концепция исследования универсальной личности в широком культурном, социальном, историческом и [тучном контекстах. Этот принцип воплощен в трудах Ю. Берестенкикова, Н.К. Гаврюшина, Н.В. Гончаренко, В.Е. Гар-пушкина, С. Маркова, B.C. Семиной, Е. Синицына, О. Синицыной, Ю.А. Толкачева. Названные авторы сформировали основные методологические подходы к рассмотрению феномена универсализма творческой личности.
Отдельная обширная группа источников - русскоязычные научные работы Г.М. Шнеерсона, С.М. Серовой, М.Е. Кравцовой, Е.В. Васильченко, У Ген Ира, Бянь Мэн, Чан Лиин, Ван Ин, Хоу Юэ, Хуан Пин, Сюй Бо, У На, Лю Ли, Юй Дун, Чжун Фан, Л чнь Сяолин - посвящены различным аспектам современной музыки Китая. Эти работы помогли в составлении аутентичного панорамного обзора сегодняшнего состояния музыкального искусства в стране.
Разумеется, огромное значение для формирования концепции настоящей диссертации оказала традиция многоаспектного рассмотрения деятельности личности в музыкальном мире, представленная в трудах китайских исследователей Ван Юйхэ, Вэй Тингэ, Ли Хуаньчжи, Лю Чэнхуа, Лян Маочунь, Мин Янь, Су Ся, Цзюй Цихун, Чжао Сяошэн, Чжоу Цинь, Чэнь Сюй, Ян Иньлю и других.
И, наконец, в качестве очень важных источников следует назвать опубликованные в сети Интернет интервью, биографии Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна, статьи об их творчестве и деятельности, а также об актуальных на текущий момент событиях и персоналиях музыкальной культуры Китая (конкурсах, концертах, коллективах, исполнителях и т.д.).
Эта часть источников обладает определенными преимуществами для освещения проблемы настоящего исследования, поскольку информация о героях диссертации, содержащаяся в Интернет-пространстве (англоязычном, русском, китайском), более оперативно обновляется, отражает те факты и события, которые пока еще не стали достоянием печатных публикаций.
Методы исследования: в диссертации применены методы исторического, контекстуального, исполнительского, музыкально-теоретического, интонационного, сравнительного анализа.
Основные положения, выносимые на защиту.
• Универсализм творческой личности - сложный феномен, издавна являющийся объектом внимания биографов великих людей (в том числе композиторов, исполнителей, музыковедов) прошлого и настоящего. Он подразумевает как разносторонность и всеохватность знаний, умений, навыков в разных областях науки, искусства, культуры, так и многоаспектную компетентность в какой-либо одной сфере.
• Универсальная личность и время, в которой она творит, взаимообусловлены. Деятельность универсальных личностей может рассматриваться в качестве двигателя прогресса в науке, искусстве, обществе, тем самым определяя облик эпохи. В то же время и сама эпоха служит необходимой средой для расцвета и востребованности различных способностей личности. Общеизвестными историко-культурными примерами этому служат античность, Возрождение, век романтизма. Современным образцом взаимообусловленности универсальной личности и творящей ее и одновременно творимой ею эпохи становится пышный расцвет музыкальной культуры в Китае.
• Небывалый подъем и атмосфера созидания, которые присущи облику китайского музыкального искусства XX века и наших дней, являются во многом заслугой универсальных личностей - таких музыкантов, как Щао Юмей, Ма Сы-Цун, Дин Шан Дэ, Ма Сы-Цун, Ван Лисан, Ли Инхай и многих других, гармонично сочетавших различные (педагогические, композиторские, исследовательские, исполнительские, организаторские, общественные, политические) ипостаси внутри своей профессии.
• Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян - выдающиеся фигуры китайского музыкального континуума ХХ-ХХ1 столетий. Их творчество и деятельность длиною в полвека вносят огромный вклад в становление и развитие музыкального искусства Китая. Исполнительство, обширная педагогическая практика, научные труды, новаторство в сфере композиции, сочетающей верность национальным истокам и открытость европейским традициям, организация учебных музыкальных центров, общественная работа и, как результат, мировое признание названных музыкантов являются отражением проблемы универсализма творческой личности.
Научная новизна заключается в том, что впервые:
• проьедено развернутое исследование, посвященное проблеме универсализма творческой личности в пространстве китайской музыкальной культуры;
• объектом специального внимания становятся различные грани творчества Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна;
• собран, проанализирован, научно осмыслен и введен в обиход российского музыкознания значительный массив исторического, научного, биографического, фактологического и музыкального материала, касающийся выдающихся представителей китайского музыкального искусства и раскрывающий их творчество и деятельность в контексте проблемы универсализма личности;
• обосновано использование подхода к целостному осмыслению деятельности мастеров китайского музыкального искусства с позиций проблемы универсализма личности культурно-историческими и современными реалиями страны.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что:
• выявлен, проанализирован и систематизирован объемный массив научных источников и музыкального материала по проблеме универсализма личности в пространстве китайской музыкальной культуры;
• обобщены и адаптированы существующие подходы к указанной проблеме применительно к музыкальной современности Китая;
• особенности многовекторной деятельности Лю Шикуня, Чжоу Гу-анжэнь и У Цзуцзяна, внесшей большой вклад в становление и развитие профессионального музыкального искусства в стране, теоретически обоснованы с позиций проблематики универсализма творческой личности;
• создана теоретическая база для дальнейших научных исследований, посвященных проблеме универсализма личности не только в контексте китайской, но — шире - мировой культур.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты и выводы диссертации, использованная в ней методология изучения феномена универсализма творческой личности в широком социокультурном контексте могут стать важными для аналогичных исследований. Материалы работы представляют основательную базу для последующей разработки рассматриваемой в ней идеи не только на материале музыкального континуума Китая, но и других стр?н.
Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут стать частью курсов по истории музыкальной культуры XX века, включены в содержание дисциплин «Психология музыкального творчества», «История музыки стран Востока», «История музыкального искусства Китая», применены в научных работах, семинарах, при составлении учебных программ, разработке спецкурсов и методических пособий по проблемам творчества видных представителей музыкальной культуры стран Дальнего Востока, использованы в музыкяльно-пресветительской деятельности.
Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена. Основные положения работы опубликованы в статьях, отражены в докладах на международных и межвузовских научно-практических конференциях. Материалы исследования были использованы при проведении лекций для студентов факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и нотного приложения. Содержание диссертации изложено на 155 страницах машинописного текста.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Культурный феномен личности и творчества Сергея Слонимского2004 год, доктор культурологии Девятова, Ольга Леонидовна
Стилевой феномен романтизма в профессиональной подготовке учителя музыки: На материале учебной работы над произведениями Шумана в классе фортепиано2004 год, кандидат педагогических наук Мелешкина, Елена Анатольевна
Виана да Мота: личность, эстетические взгляды, творческая деятельность2012 год, кандидат искусствоведения де Лемуш Монтейру Вашку Луиш Филипе
Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры2003 год, кандидат искусствоведения Ло Шии
Энрике Гранадос. Фортепианное наследие2010 год, кандидат искусствоведения Красотина, Ирина Викторовна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Цинь Цинь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплексное исследование феномена универсализма личностей Лю Шикуня, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзяна в контексте современного музыкального искусства Китая позволяет сделать следующие выводы.
За последнее столетие музыкальная культура Китая выходит на очень высокий уровень, демонстрируя подлинный расцвет во всех возможных сферах. Открываются музыкальные вузы, предлагающие качественное образование; множится число исполнительских коллективов; пианисты, скрипачи, виолончелисты, вокалисты завоевывают высокие награды на самых престижных мировых конкурсах, что свидетельствует о мировом признании не только китайской исполнительской школы, но и педагогической. Все чаще в концертных программах - как симфонических, так и сольных - звучат произведения современных китайских композиторов, которые, совмещая национальное и инонациональное в своем творчестве, предлагают слушателю уникальные произведения, востребованные на сегодняшний день почти повсеместно. Такое положение дел во многом объясняется феноменом универсализма творческой личности, который отличает многих деятелей современного музыкального Китая.
Универсализм личности может подразумевать как разносторонность, всеохватность знаний, умений, навыков, так и «полифункциональность» личности в какой-либо одной сфере. В разные исторические эпохи человечество рождало множество универсальных гениев, чьи масштабное творчество и деятельность служили двигателями прогресса в науке, искусстве, социуме. Пытаясь осмыслить проблему универсализма, ученые обращают внимание на важный аспект взаимоотношений личности и эпохи: личность выступает как причиной, так и следствием эпохи; в свою очередь эпоха становится для личности как фактором ее развития, так и результатом деятельности этой (этих) личности.
Универсализм личности в пространстве китайской культуры - явление, скорее, закономерное, чем уникальное. Историко-социальные условия, мен-тальность нации определяют необходимость совершенствования личности во всех возможных сферах. Подобными бытийно, философски и религиозно оправданными установками объясняется разносторонние профессиональные и личностные качества музыкальных деятелей Китая. В числе тех, кто своими универсальными талантами смог поднять композиторское творчество, музыкальное образование и педагогику, исполнительство и науку в родной стране на очень высокий уровень - Щао Юмей, Дин Шан Дэ, Ма Сы-Цун, Ван Лисан, Ли Инхай, герои настоящей работы и многие другие музыканты.
Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян ярко олицетворяют собою феномен универсализма творческой личности. Их деятельность и творчество вносят огромный вклад в музыкальную культуру Китая. Объединяя в себе различные ипостаси внутри избранной профессии музыканта, каждый из них смог заявить о себе как о выдающемся исполнителе, оригинальном композиторе, маститом педагоге, серьезном исследователе, талантливом организаторе и руководителе, видном общественном деятеле. Такое многогранное, разностороннее делание вкупе с высокими нравственными качествами, позволившими им не спасовать перед невзгодами Культурной революции и другими трудностями, так или иначе сопровождавшими нелегкий процесс строительства «музыкального чуда» в стране, оправдывают именование их подлинными ликами музыкального искусства Китая.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Цинь Цинь, 2013 год
1. Бао Хуйцяо беседует со своими коллегами: Записи интервью с китайскими и зарубежными пианистами: Вып. 1. Пекин: Чжунго Вэнь Лянь, 2002. С. 371.
2. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики // Бердяев H.A. Царство Духа и Царство Кесаря / Сост. и послесловие П.В. Алексеева. М.: Республика, 1995. 375 с.
3. Бу Ли Развитие фортепианной музыки в Китае периодов Новой и Новейшей истории // Вестник консерватории им. Синхая. 2004, № 4. С. 78-87.
4. Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии: Учебное пособие к спецкурсу лекций. Томск: Издательство Томского государственного университета, 2002. 63 с.
5. Бянъ Мэн Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры. СПб: б/изд, 1994. 105 с.
6. Ван Ин Интеграция национальных традиции и европейского музыкального опыта в творчестве китайского композитора Ван Лисана // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2008. № 32 (70). С. 111 116.
7. Ван Ин Национальные традиции в фортепианной музыке китайских композиторов XX- XXI веков. СПб.: Ut, 2009. 184 с.
8. Васшьченко Е.В. Китая музыка // Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1991. 672 с.
9. Виноградова Е. В., Желоховцев А. Н. Китайская музыка // Музыкальная энциклопедия / Под ред. 10. В. Келдыша. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973-1982.
10. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986396 с.
11. Герцман Е.В. Из истории древней музыки. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. 197 с.
12. Гончаренко H.B. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. -432 с.
13. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Л.: Наука, Лен. отд., 1972,- 239 с.
14. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. 440 с.
15. Контакты музыкальных культур: Сборник статей аспирантов и магистров КНР. СПб.: Композитор, 2007. 96 с.
16. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб.: Издательство «Але-тейя», 1999.-214 с.
17. Кривцун О. А. Концепция искусства романтизма // Кривцун O.A. Эстетика: Учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2003. -447 с.
18. Лю Гэ Традиционные инструменты в общем музыкальном воспитании современного Китая: Дисс. . канд. пед. наук. СПб., 2012.- 163 с.
19. Лю Цзинь Оперная культура соверменного Китая: проблема подготовки исполнительских кадров: Дисс . канд. пед. наук. СПб., 2010. 181 с.
20. Лю Цнн Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае: Автореф. дисс. кандидата пед. наук. Специальность 13.00.02 -теория и методика обучения и воспитания (музыка). СПб., 2008. 16 с.
21. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2001.-632 с.
22. Синицын Е., Синицына О. Тайна творчества гениев. Новосибирск: Издательство НГАХА, типография РПО СО РАСХН, 2004.
23. Спиркин А.Г. Философия эпохи Возрождения // Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2000. С. 105. 816 с.
24. Сюй Бо Китайские пианисты на рубеже XX-XXI веков: исполнительские достижения и система обучения // Южно-Российский музыкальный альманах. 2011. Вып. 1. С. 59-68.
25. Сюй Бо Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Специальность1700.02 музыкальное искусство (искусствоведение). Ростов-на-Дону, 2011. -24 с.
26. Сюй Бо Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Дисс. . канд. искусствоведения. Специальность 17.00.02 -музыкальное искусство (искусствоведение). Ростов-на-Дону, 2011. — 149 с.
27. Толкачев Ю.А. Универсальность личности (социально-философский аспект исследования):. Дисс. . канд. философских наук Специальность: 09.00.01 Свердловск, 1984. 154 с.
28. У Ген Ир Традиционная музыка Дальнего востока (Китай, Корей, Япония). СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 344 с.
29. У Ген Ир История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония): Учебное пособие. СПб.: Планета музыки, 2011. 544 с.
30. У На Фортепианная музыка Дин Шан Дэ : сопряжение китайской национальной традиции с современными приемами европейского письма : дисс. кандидата искусствоведения : 17.00.02. СПб., 2009. 300 с.
31. Хоу Юэ Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития: Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. Специальность 17.00.02 музыкальное искусство. СПб., 2009. - 24 с.
32. Хуан Пин Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: Монография. СПб.: Асте-рион, 2009.- 160 с.
33. Цинь Цинь Жизненный и творческий путь У Цзуцзяна // Общество. Среда. Развитие: Научно-теоретический журнал. 2012, № 3. С. 147—150.
34. Цинь Цинь Проблема универсализма творческой личности (на примере деятельности китайского композитора, пианиста и педагога Лю Шикуня)
35. Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сборник научных трудов. СПб.: Астерион, 2012. С. 140-146.
36. Цгшь Цгшь Феномен универсализма творческой личности на примере жизни и деятельности Чжоу Гуанжэнь // Общество. Среда. Развитие: Научно-теоретический журнал. 2012, № 4. С. 197-201.
37. ЧанЛгшн Народная песня как феномен китайской музыкальной культуры: Автореф. дисс. . кандидата искусствоведения. Специальность 17.00.02 музыкальное искусство. СПб., 2007. - 24 с.
38. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2-х т. / Сост., пер. с нем., вступ. статья Ю.Н. Попова. М.: Искусство, 1983. Т. 1. 479 с. Т. 2. - 447 с.
39. Шнеерсон Г.М. Музыкальная культура Китая. М.: Музыка, 1953. -456 с.
40. Юй Дун, Чжун Фан, Линь Сяолин Китайская культура. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2004. 110 с.
41. Ян Сяо Сюй Янгэ жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая: Дисс. . канд. искусствоведения. СПб., 2011.-207 с.
42. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:
43. Bian Meng The Formation and the Development of Piano Culture in China Beijing: Yuehua Press, 1996. P.
44. Chi Lin Piano Teaching Philosophies and Influences on Pianism at the Central Conservatory of Music in Beijing, China: A Monograph: 88 p.
45. Gail Jennes Pianist Liu Shih-Kun Wins Bravos in Boston After Years of Forced Silence in a Peking Prison // People. April 16, 1979. Vol. 11.No. 15.
46. The Piano Is My Life female pianist Zhou Guangren // Modern and Contemporary Chinese Musicians' Biographies / Wei Tingge (ed.) Shenyang, China: Spring Wind Cultural Press, 1994. P. 1099.
47. Zhou Guangren Basic Training of Piano Performance. Beijing: Higher Educational Press, 1990. 632 p.
48. Zhou Guangren Interview by author // Piano Artistry. February, 2007. P. 4-8.
49. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ НА КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ:
50. Ван Юйхэ История современной китайской музыки. Пекин: Изд-во «Народная музыка», 1994. 378 с.
51. Ван Юйхэ Новая и новейшая история музыки Китая. Пекин: Издательство «Хуа-вэнь», 1991. 277 с.
52. Ван Юйхэ Обзор творчества китайских композиторов в период Новой и Новейшей истории. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 1998. -311 с.
53. Ван Юйхэ Очерк развития китайской фортепианной музыки с начала образования нового Китая и обзор его перспектив // Фортепианное искусство. 1999, №5. С. 68-78.
54. Ван Юйхэ Перспективы развития китайской фортепианной музыки // Исследования по фортепианному искусству: Сборник трудов. Пекин: Издательство «Музыка», 2005. С. 34-42.
55. Ван Юйхэ Сборник статей о музыкальной истории. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 1996. 262 с.
56. Ван Юйхэ Современная китайская музыка. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 1987. 304 с.
57. Вэй Тингэ Китайская фортепианная музыка: соотношение традиций и современности //Китайское музыкознание. 1987, № 2. С. 45-51.
58. Вэй Тингэ Китайское фортепианное искусство: теоретическое исследование // Фортепианное искусство. 2001, № 2. С. 35-45.
59. Вэй Тингэ Китайское фортепианное творчество. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 1987. 46 с.
60. Вэй Тингэ О фортепианном творчестве в нашей стране // Музыка: Сборник научных трудов Вэй Тингэ. Пекин: Издательство «Народная музыка», 2007. С. 105-142.
61. Вэй Тгтгэ Пианист должен сочинять фортепианную музыку // Народная музыка. 1983, № 5. С. 43-57.
62. Вэй Тгшгэ Развитие фортепианного творчества в Китае // Изучение музыки. 1983, №2. С. 20-22.
63. Джейсяп Тан, Сан Дай Интервью с композитором У Цзуцзяном // Известные Исполнители, 2010. № 6, С. 15-21.
64. Жуанжуан Лю «Попытки создать.»: Интервью с известным композитором У Цзуцзяном // Музыкальное творчество, 2007. № 3, С. 48-52.
65. Ли Инхай Музыкальные лады и гармония национальности Хань. Шанхай: Издательство «Шанхайская музыка», 2001. 288 с.
66. Ли Хуаиьчжи Музыка Китая нашего времени. Пекин: Издательство «Новый Китай», 1997. 569 с.
67. Лю Чэнхуа Китайская музыка в гуманитарном аспекте. Шанхай: Издательство «Шанхайская музыка», 2002. 295 с.
68. Лян Маочунъ Музыка Китая Нового времени. Шанхай: Издательство «Шанхайская музыка», 2004. 256 с.
69. Лян Маочунъ Музыка нашего времени: Китай, 1949-1989. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 1993. -251 с.
70. Мин Янь Китайская музыка XX века: Введение в критику. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 2002. 526 с.
71. Су Ся Цзян Вэнье и круг композиторов Китая // Вестник Китайской Центральной Консерватории. 1992, № 4. С. 118 126.
72. Сунь Цзинань Знаменитые музыкальные произведения Китая и зарубежья. Шаньдун: Издательство «Воспитание», 1985. 813 с.
73. Сян Яныиэн Биографии китайских композиторов нашей эпохи. Шэньян: Издательство «Литература Чунь Фэн», 1994. 820 с.
74. Тингтин Гу «И в поэзии нужно бросить смеяться»: Интервью с Председателем совета искусств, композитором и музыкальным педагогом У Цзуцзяном // Северная музыка, 2008. № 10, С. 34-36.
75. Цзуцзян УАнализ музыкальных форм и композиций: Учебник. Пекин:
76. Народное музыкальное издательство, 2011. 408 с.
77. Цзуцзян У Впечатления после концерта из произведений Чжу Ванхуа // Народная музыка. 1982, № 2. С. 42 49.
78. Цзуцзян У Избранные произведения: Юбилейный выпуск. Пекин: Издательство Китайской Федерации литературы и искусства, 2004. 486 с.
79. Цзюй Цихун Китайская музыка XX века. Шаньдун: Издательство «Шаньдунское просвещение», 1992. 258 с.
80. Цзюй Цихун Критический очерк музыки нашего времени. Шанхай: Издательство «Шанхайская музыка», 2002. 401 с.
81. Цянь Жун Китайская традиционная музыка в аспектах эстетики и конфуцианства // Вестник Центральной консерватории. 1997, № 4. С. 231 -243.
82. Чжао Сяошэн Национальные замыслы китайской фортепианной музыки // Фортепианное искусство. 2003, № 6. С. 389 409;
83. Чжоу Гуан Жэнь Искусство преподавания фортепиано. Пекин: Издательство Центральной консерватории, 2007. 652 е.;
84. Чжоу Цинь Краткий очерк истории развития фортепианной музыки Китая // Фортепианное искусство. 2004, № 4. С. 124- 128 с.
85. Чэнь Сюй Фортепианное искусство Китая и его значение для национальной культуры // Изучение музыки. 2001, № 4. С. 21 25.
86. Ян Иньлю Очерки по истории китайской музыки. Шанхай: Издательство «Шанхайская музыка», 1953. 342 с.
87. СПИСОК ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ:
88. Beijing Music Festival 09 Oct 2012 31 Oct 2012 // Time out. Beijing. 2012-10-08. URL: http://www.timeoutbeijing.com/features/Blogs/16917/Beijing-Music-Festival-preview.html
89. Beijing Symphony Orchestra. URL: http://www.bjso.cn/en/index.php/introduction/
90. Beiliang Zhu, Cello & Baroque Cello & Viola da Gamba. URL: http://www.beiliangzhu.com
91. Gail Jennes Pianist Liu Shih-Kun Wins Bravos in Boston After Years of Forced Silence in a Peking Prison. URL: hllp://www.people.com/people/archive/article/Q„20073409,00.html
92. Hanqing Lin Musicians fill Shenzhen with song // CHINADAILY. 01.11.2011. URL: http://www.chinadaily.com.cn/video/2011 -11 /01 /content14017910.htm
93. Jury of The IVth International Competition for Young Pianists in Memory of Vladimir Horowitz April 18 May 5, 2001. URL: http://www.horowitzv.org/eng-home/Juryl.html
94. Liu Shikun and Sheng Zhongguo's piano& violin concert in Shenzhen. URL: http://whatsonshenzhen.com/event219.html
95. Liu Shikun: Don't Wish to Be a Mozart When Playing Piano. URL: http://www.china.org.cn/english/NM-e/176657.htm
96. Meeting People: Professor Zhou Guangren. URL: http://www-bcf.usc.edu/~echew/projects/ChineseMusic/report/zhou.html
97. Shanghai Symphony Orchestra. URL: http://www.sh-symphony.com/WebSite/en/MediaCenter.aspx?ChannelID=7001DA8AC7A648859C175 D9D99C10EDA
98. Tao Anthony Friday Night Musical Outro: Zhou Guangren Xinjiang Dance No. 1. URL: http://beijingcream.com/2012/07/friday-night-musical-outro-zhou-guangren-xinjiang-dance-no-1/
99. The Leeds International Piano Competition. URL: http://www.leedspiano.com/history/previouscomps?yr=22
100. The Piano Is My Life female pianist Zhou Guangren. URL:http://vvord.worki-citizenship.org/vvp-archive/1428
101. Trelawny Petroc China's love affair with the piano. URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/7436434.stm,
102. Zhou Guangren // World People's Blog: World-Wide Asian-Eurasian Human Rights Forum. URL: http://word.world-citizenship.org/wp-archive/1428
103. Zhou Guangren: Chainnan of the Jury // The Second China Shenzhen International Piano Concerto Competition. URL: http://www.chinaculture.org/focus/focus/201 lszpiano/20111 l/02/content425563.htm
104. Берестешшков Ю. Музыка универсальных личностей. Электронный ресурс. Режим доступа: hUp://www.rLisartieles.com/muzyka-stalya/muzyka-universalnyx-lichnostei-835795.html
105. Гаврюишн Н.К. Универсальность творческой личности // Человек науки. М.: Наука, 1974, с. 254-262. Эта же статья представлена в интернет-пространстве: http://www.metodolog.ru/00159/00159.html
106. Гарпушкин В.Е. Универсализм как парадигма философии: прошлое и перспектива // Философия и общество. Выпуск №2(50)/2008. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.socionauki.ru/journal/articles/130081
107. Дженьюй Сюй Искусство и поэзия в жизни длиною в 80 лет: У Цзуцзян гость радиожурнала «Искусство и жизнь». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lw23.com/paper1488567612/
108. Известный пианист, великий музыкант и уважаемый педагог господин Лю Шикунь // Международное радио Китая: 2009-11-03 12:54:13 Электронный ресурс. Режим доступа: http://russian.cri.cn/1070/2009/1 1 /03/1 s312522.1nm. Дата обращения: 29.03.2013.
109. Китайская скрипачка в Екатеринбурге // Партнеры: электронная газета. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.partnery.cn (2007-05-28 11:17:00); http://russian.dbw.cn/system/2007/05/28/000014858.shtl
110. Корякина Е.П. Культура средневековой западной Европы: особенности, ценности, идеалы Электронный ресурс. Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/koiyakina-kultura-evropy/kultura-l.htm
111. JIio Шикунь играет с Национальным филармоническом оркестром России: Международное радио Китая: 2010-06-10 15:06:02. Электронный ресурс. Режим доступа: htlp://russian.cri.cn/1721/2010/06/10/1 s341368.htm
112. Марков С. Универсальности. Электронный ресурс. Режим доступа: hllp://vvww.geniusrevive.com/essentsialnye-leorii/universnye-teorii/uniVersalnosti
113. Мишунина Т.В. «Продолжая начатое мужем . . .»: ответ на открытое письмо господина Чжан Цинтина // http://www.partnery.cn 2007-12-30 16:41:11 Электронный ресурс. Режим доступа: http://russian.dbw.cn/system/2007/12/30/000031820.shtml
114. Семина B.C. Феномен творческого универсализма в культуре // Аналитика культурологии: электронное научное издание. Режим доступа: http://analiculturolog.ru/component/k2/item/416-article49.html
115. Синицын Е., Синицына О. Универсальность // Тайна творчества гениев: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.s-genius.ru/vseknigi/unuversal.htm
116. Сюй Бо Китайский «фортепианный бум» в начале XXI века // http://www.vestnik.adygnet.rU/files/2011.3/1362/syui%20bo20113.pdf;
117. Талантливые вокалисты из разных стран мира пропагандируют традиционное китайское искусство (фотографии). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ru-enlightenment.org/docs/2007/1020/9186475.htm
118. Универсализм // Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Электронный ресурс. Режим доступа: 1949-1992: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/251778
119. Универсализм // Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940. Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1068058
120. Универсализм // Философский словарь: Электронный ресурс. Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/encphilosophy/3528/%D0%A3%D0%9D%D0%98
121. D0%92%D0%95%D0%A0%D0%A1%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%1. D0%9C
122. Университеты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/index.html
123. Чжу Елена Китайские вокалисты бельканто выходят в финал конкурса // The Epoch Times. 02-09-2010. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.epochtimes.rU/contcnt/view/40406/2/
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.