Формирование творческой активности учащихся в процессе занятий народным декоративно-прикладным искусством: На примере текстильных структур Карачаево-Черкессии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Алиева, Алина Ракаевна

  • Алиева, Алина Ракаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 179
Алиева, Алина Ракаевна. Формирование творческой активности учащихся в процессе занятий народным декоративно-прикладным искусством: На примере текстильных структур Карачаево-Черкессии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Карачаевск. 2005. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Алиева, Алина Ракаевна

ВВЕДЕНИЕ.г

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ.

1.1. Основы психологии творчества.

1.2. Педагогические основы формирования творческой личности учащихся 5-7 классов.

1.3. Психологические и социально-этнические особенности личности учащихся

5-7 классов.

Выводы первой главы:.

ГЛАВА Н.ТЕКСТИЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В ИСТОРИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА КЧР.

2.1. Характерные особенности и технические приемы создания текстильных структур народов КЧР.

2.2. Народные традиции обучения в Карачаево-Черкесии текстильным художественным промыслам.

Выводы по второй главе:.

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕКСТИЛЯ.

3.1. Анализ существующих программ.

3.2. Программа формирующего эксперимента.

3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческой активности учащихся в процессе занятий народным декоративно-прикладным искусством: На примере текстильных структур Карачаево-Черкессии»

Проблема формирования личности - одна из актуальнейших социально-педагогических проблем общественного прогресса. Новая социально-экономическая и политическая ситуация, возникшая в последние десятилетия в России, повлекла за собой перемены во всех областях жизни. Формирование творческой личности, способной к продуктивной, созидательной деятельности в новых социальных условиях — это проблема, решение которой потребовало поиска путей ее реализации.

Основными принципами для педагогической науки на современном этапе стали:

-демократизация системы образования, предполагающая социализацию личности, активизацию ее политической активности;

-поиск новых методов и форм обучения, путем анализа и сравнения различных общеобразовательных систем, их концепций; -гуманизация образования;

-личностно ориентированная направленность обучения; -развитие творческого мышления; -непрерывность образования; -возрождение духовных ценностей.

Современная педагогика предполагает всестороннее раскрытие потенциальных возможностей личности, анализа ее индивидуальных особенностей. Пристальное внимание к проблемам личности обусловлено направленностью образовательного процесса на ее развитие, так как для нового общества необходима социально активная личность как основная движущая сила общественного прогресса.

Система образования, опирающаяся на научно-теоретическую базу формирования личности, широко использует различные средства и формы, среди которых художественное образование приобретает особое значение.

Народное декоративно - прикладное искусство, воздействуя на личность, обогащает не только эмоционально - чувственную сферу, но й способствует приобретению необходимых практических умений, накоплению профессиональных навыков, самовыражению личности.

Проблема развития личности, формирования творческой активности учащихся средствами декоративного искусства рассматривалась многократно в педагогических исследованиях. Объективный подход к этому вопросу предполагает изучение специальной литературы в различных областях знания: проблемы психологии, общепедагогические аспекты, современные положения дидактики обучения, научные труды по развитию личности Л средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в том числе народными текстильными материалами.

Важное значение в рассмотрении проблемы комплексного развития личности, ее творческих способностей имеют работы А.Д.Алехина,

A.Г.Алейниковой, Д.Б.Богоявленской, В.Н.Державина, Е.И.Игнатьева,

B.В.Корешкова, В.С.Кузина, З.И.Калмыковой, А.Маслоу, К.Роджерса, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой и др.

Изучение научно-теоретических работ позволяет опираться в нашем исследовании на труды многих известных ученых. Основополагающими в области теории основ учебно-воспитательного процесса являются работы

C.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, A.M. Матюшкина, М.И. Мамутова М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина.

Особенности психологии изобразительной деятельности детей были рассмотрены в работах Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Е.И.Игнатьева, И.С.Кона, В.С.Мухиной, Р.С.Немова, А.В.Петровского, В.А.Петровского, В.П.Слободчикова, Б.Д.Эльконина и других авторов.

В вопросах изучения истоков и путей развития народного искусства Северного Кавказа мы опирались на труды историков-кавказоведов

С.М.Броневского, Е.И.Козубского, Е.И.Крупнова, О.В.Маркграфа, В.И.Марковина, Б.Б.Пистровского, Б.Е. Хижнякова и др.; искусствоведов Ю.К.Беджанова, Г.Г. Газимагомедова, А.Я. Кузнецовой, Д.М.Магомедова, И.М.Раджабова, Е. Н. Студенецкой и др., где дан глубокий анализ народного искусства с точки зрения исторической, этнографической, эстетической, искусствоведческой, социальной, педагогической направленности, которые стали для нашего исследования основополагающими.

Изучение традиций, сформированных поколениями народных мастеров, в области художественной обработки текстильных материалов, одна из важных задач исследования.

Текстиль, являясь одним из видов народного декоративно-прикладного искусства, рассматривается в данной работе как средство формирования творческой активности в подростковом возрасте. Исследование опиралось на труды русских авторов, таких как Н.Ю.Бирюкова,Т.Т.Коршунова, В.И.Савицкая, В.И.Неелов, В.Д.Уваров, а также зарубежных - Бэтти Филлипс, Уильяма Морриса, М.Н.Вэллса.

Проведенный анализ научно - методической литературы по проблемам развития и формирования личности средствами декоративного искусства на примере текстильных структур, показал, что данный вид художественного творчества стал достаточно популярен в последние годы. Появилось несколько исследований, анализирующих влияние национального ручного ткачества на развитие личности. Декоративно-прикладная деятельность, связанная с художественной обработкой волокнистых материалов рассмотрена в работах Р.А.Гильман, Н.В.Ефремичевой, JI.B. Желондиевской, Д.А.Хворостова, М.А.Ершовой, Н.Н.Пучковой и др., где даны методические основы обучения школьников текстильным художественным ремеслам таким, как вышивка, ручное ткачество, аппликация, макраме. Авторы ставили целью формирование творческой активности личности в процессе приобщения учащихся к народной художественной культуре.

Рассмотренные выше научные труды решают проблему развития творческих способностей средствами текстильной пластики, однако они » недостаточно используют весь потенциал развивающих средств текстильных структур. При этом в процессе исследования традиционных видов структур народов Востока, авторы особо подчеркивают развитие национального самосознания в процессе обучения художественным текстильным ремеслам". Текстильные структуры народов Карачаево-Черкесии в этом направлении недостаточно изучены, нет современных методик преподавания, они не входят даже составной частью в специальную литературу по этому профилю.

Нет исследований конкретной направленности в области текстильных промыслов для учащихся подросткового возраста. Использование народного декоративно-прикладного искусства, в частности текстильных промыслов, в процессе формирования творческой активности школьников, способствует воспитанию у них чувства патриотизма, любви к Родине, развитию художественной культуры.

Все вышеизложенное убедило нас в своевременности и актуальности данной работы.

Проблема данного исследования заключается в поиске эффективных способов обучения, форм организации занятий по текстилю и формирования творческой активности учащихся.

Решение этой проблемы и составляет цель нашего исследования.

Объект исследования - творческая деятельность учащихся подросткового возраста на занятиях по текстилю.

Предмет исследования - формирование творческой активности учащихся, средствами декоративно-прикладного искусства в процессе изучения текстильных материалов.

Гипотеза исследования - формирование творческой активности учащихся, средствами декоративно-прикладного искусства в процессе изучения текстильных материалов будет наиболее успешным, если:

- структура содержания существует как динамичная система, адекватная конкретным условиям педагогического процесса;

- система заданий адаптирована для разного уровня сложности и степени подготовленности учащихся (индивидуальный подход);

-теоретическое обучение неразрывно связано с конкретной практической деятельностью учащихся;

- обучение ориентировано на национальные традиции;

- предлагаемый объем знаний, формы и методы ведения занятий, опирающиеся на современную научно - теоретическую базу, будут внедрены в систему занятий учащихся 5-7 классов.

Задачи исследования: -изучить научно-теоретические основы формирования творческой активности в процессе занятий художественными текстильными промыслами;

-проанализировать психофизиологические, педагогические и дидактические основы развития творческой активности учащихся;

-рассмотреть исторически сложившиеся технику, технологии и методы обучения текстилю;

-изучить современную систему обучения и выявить возможности успешной учебно-воспитательной работы в области художественных ремесел, в процессе приобщения текстилю;

-разработать структуру и содержание занятий по художественной обработке текстильных материалов для учащихся 5-7 классов;

-выявить возможности диагностики и критерии оценки уровней творческой активности личности учащихся;

-экспериментально апробировать разработанную систему обучения с комплексом учебных заданий различной сложности;

Для выполнения конкретных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались различные методы исследования:

-изучение, анализ и обобщение научно-методической, педагогической, методологической и специальной литературы по теме исследования; -анализ существующих учебных программ по художественным промыслам и текстилю для учебных заведений, как основного, так и дополнительного образования;

- наблюдение за познавательной и творческой деятельностью учащихся на занятиях народным декоративно-прикладным искусством;

- проведение экспериментальной проверки по предлагаемым формам, методам и приемам обучения с целью проверки эффективности разработанных педагогических условий;

- статистический анализ и проверка полученных результатов .

Научная новизна исследования:

- решена актуальная проблема и разработана методическая система развития и формирования творческой активности средствами декоративно-прикладного искусства на примере текстильных структур Карачаево-Черкесии;

- определена образовательная, воспитательная и развивающая роль декоративной деятельности учащихся на примере художественной обработки текстильных материалов, ее влияние на формирование их личностных качеств;

- выявлена возможность использования занятий текстильными промыслами для изучения национальной художественной культуры . Теоретическая значимость определяется тем, что:

- уточнены основные компоненты творческой активности учащихся подросткового возраста;

- определены критерии эффективности формирования творческой активности учащихся подросткового возраста посредством использования текстильных материалов Карачаево-Черкесии; -разработана структура, содержание, формы и методы организации занятий по текстилю с учетом национальных художественных традиций и общепедагогических требований изучения предметов эстетического цикла в школе;

Практическая значимость определяется тем, что:

- разработана универсальная программа по курсу «Этнотекстиль» для системы художественного образования, направленная на развитие творческой активности учащихся;

- текстильные структуры народов Карачаево-Черкесии адаптированы технически и могут быть использованы в практической работе на простейшем оборудовании.

Достоверность исследования обусловлена

-опорой на базовые научно-теоретические положения в области психологии, педагогики, искусствознания, культурологии и по вопросам развития творческой активности личности учащихся;

-опытно-экспериментальной проверкой предложенной методики, с выявлением, анализом и сравнением динамики изменений творческой активности школьников подросткового возраста. Исследование проводилось в три этапа в период с 2000 по 2005 гг.

Первый этап (2000- 2002гг.) - поисково - творческий. В этот период осуществлялось практическое ознакомление с проблемой исследования, выявлялась ее актуальность, изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная художественно-педагогическая и психологическая литература по исследуемой проблеме, а также литература по истории развития народного искусства и народных ремесел, анализировались учебные планы и программы образовательных учреждений, разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой составлялись программы наблюдений, формировались вопросы анкет, проводился анализ творческих работ учащихся общеобразовательных школ.

На втором этапе(2002- 2004 гг.) основное внимание уделялось опытно • экспериментальной работе. Охваченный период времени позволил объединить в единой методике результаты достаточно длительной исследовательской и опытно- экспериментальной работы по разработке локальных особенностей, базирующихся на основе сочетания интернациональных и конкретно национальных традиций, общих требований, предъявленных к преподаванию декоративно- прикладного искусства в образовательных учреждениях республики.

На третьем, заключительном этапе (2004-2005 гг.) проводился анализ опытно-экспериментальной работы, обобщались результаты, вырабатывались выводы и методические рекомендации по исследуемой проблеме.

Исследование проводилось в средних школах №1, №4, №5, №6 г.Карачаевска, в школах Карачаевского района, г. Усть-Джегуты, Усть-Джегутинского района, г. Черкесска.

В исследовании приняли участие 230 учащихся 6-7 классов.

По итогам исследования опубликованы следующие работы:

Роль искусства в формировании эстетического отношения к действительности/Алиевские чтения//Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета. - Карачаевск : изд-во КЧГУ, 2001.-367с.

В поддержку традиций народного искусства//Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы, перспективы: Материалы Всерос. Науч.-практ. конф. Ростов-н/Д: Изд-во Рост.гос.пед.унта,2001. 382с.

Место и значение уроков изобразительного искусства среди предметов художественно-эстетического цикла в современной образовательной школе/Алиевские чтения//Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета. - Карачаевск : изд-во КЧГУ, 2002. - 367с.(в соавторстве с Батчаевой З.Ю.)

Народно-декоративное прикладное искусство как важнейшее средство эстетического воспитания и общего развития учащихся/Алиевские чтения//Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета. - Карачаевск : изд-во КЧГУ, 2003. - 386с. Структура и объем работы. Теоретическое и экспериментальное исследование проблемы определило структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, терминологического словаря и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Алиева, Алина Ракаевна

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

В результате изучения курса «Этнотекстиль» наша работа показала, что одним из наиболее эффективных путей формирования творческой активности подростков является художественное творчество, т.е. взаимосвязь музыкального, устного и изобразительного искусства, а точнее - устного народного творчества, народной музыки и декоративно-прикладного народного искусства и взаимосвязь художественного слова и изобразительной деятельности. Предлагая учащимся на выбор различные материалы, свободу действия с ними, педагог, ничем не ограничивая самостоятельность учащихся, лишь помогал, поддерживал интерес к творчеству, показывал разнообразные возможности применения знаний. В процессе работы мы обратили внимание на то, как учащиеся увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа. Наш опыт подтверждает, что феномен интегрированного подхода к развитию художественно-творческих способностей обусловлен еще и тем, что возможен перевод образов одного вида искусства, например, музыкального, речевого, в образы другого вида, например, изобразительного.

В результате проделанной работы увеличился запас эмоциональных переживаний подростков, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений этнохудожественной культуры с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.

Результаты приведенных данных свидетельствуют о том, что совершенствование содержания дисциплин эстетического цикла, реализация задач эстетического воспитания подростков путем введения разработанного спецкурса, дали определенные положительные результаты.

Знакомясь с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, учащиеся усваивали определенные операции, приобретали навыки, связанные с народными промыслами, устным и музыкальным народным творчеством. Выработали способность подходить творчески к выполнению различных трудовых действий, вносить в окружающую жизнь художественное начало.

Народное искусство, сущность и природа которого гуманны, связывает школьника с природой, культурой, средой. Являясь частью духовной культуры, оно направлено на создание условий для полного проявления личных способностей каждого, для раскрытия его талантов и возможностей. Знание художественных ценностей, созданных народом, является действенным средством развития художественных способностей, активности, формирования личности.

Гуманизация образования сочетает единый методологический подход и разнообразие путей и методов его реализации с учетом национальных и региональных особенностей. Духовное, нравственное, экологическое, экономическое развитие личности невозможно без усвоения корневой, синкретической народной культуры.

В целом декоративная деятельность в этом направлении определяется не только значимостью общения с произведениями народного искусства, но, что немаловажно, и с процессом создания нужных, утилитарных вещей. Умение изготовлять их очень важно для общего художественного развития учащихся, для воспитания здорового нравственного начала, уважения к труду и его продуктам. Овладение мастерством обработки различных материалов в процессе декоративной деятельности предполагает и развитие умственных способностей, фантазии, приобретение особого чувства материала, его декоративно-пластических и конструктивно-технологических особенностей.

Занятия декоративной деятельностью в процессе познания народного искусства помогают учащимся постичь красоту труда, т.к., они сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и получают * удовлетворение от результатов своей деятельности. В этой работе органично сочетается решение творческих задач с необходимостью овладении различными приемами всевозможных ремесел, с приобретением навыков, позволяющих замыслы воплотить в материале.

Анализируя и обобщая положительный опыт, накопленный в методике организации декоративной деятельности учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства, необходимо отметить следующие моменты. Использование образцов народного искусства позволяют учащимся понять пластически - выразительные особенности решения декоративных образов. Изучение спектра технологических возможностей одного материала (виды росписи по дереву и т.п.) позволяет использовать его в разных возрастных группах учащихся, способствует более широкому их применению и ознакомлению с богатейшими традициями народного искусства нашей многонациональной Родины. Оно способствует созданию игровых, проблемных ситуаций, требующих самостоятельного решения и проявления творческой инициативы, что в итоге формирует положительные качества личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанное нами исследование проблемы формирования творческой активности у учащихся на занятиях народным декоративно-прикладным искусством состоит из двух частей. Первая часть исследования представляет собой изучение научно-теоретического аспекта проблемы, поиск философских, психолого-педагогических, социологических выводов и обоснований, подтверждающих актуальность и практическую значимость поставленной проблемы, дающих методологическую основу выдвижения гипотезы исследования, психолого-педагогических условий использования народного декоративно-прикладного искусства в социализации учащихся, выявления нравственно-эстетической сущности процесса эстетизации личности учащихся средствами этнохудожественной культуры. Вторая часть состоит из организации, проведения, описания и анализа соответствующих этапов опытно-экспериментальной работы с использованием методов диагностики и прогнозирования учебно-воспитательного процесса.

При осуществлении процесса формирования творческой активности у учащихся на занятиях народным декоративно-прикладным искусством мы определили структуру, содержание, формы и методы, выяснили сущность процесса формирования творческой активности в изменившейся социокультурной среде, разработали основы использования этнохудожественной культуры в практике работы общеобразовательных школ Карачаево-Черкесии. Провели опытно-экспериментальную работу по моделированию содержания, форм и методов процесса формирования творческой активности у учащихся в контексте изучения национальной культуры с целью осуществления эстетического воспитания и художественного образования подростков.

Итоги экспериментальной работы подтвердили нашу гипотезу исследования. В работе достигнуты поставленные цели и решены задачи, что подтверждает уровень знаний этнохудожественной культуры подростков качественно изменившийся после ведения систематической, целенаправленной учебно-воспитательной работы с ними. Во-вторых, т подтвердилась возможность использования этнохудожественной культуры в эстетическом воспитании подростков, ее положительное влияние на процесс становления личности подростка в условиях изменения нравственно-ценностных ориентаций общества. Жизненность народной этической культуры подтвердилась ростом интереса к ней и уровнем воспитанности учащихся.

При анализе теоретико-методологического аспекта использования народного декоративно-прикладного искусства как нравственно-эстетического кодекса, нам удалось выявить, что народному декоративно-прикладному искусству в современных условиях стоит уделять достаточно широкое внимание, однако изучение его носит во многих случаях описательно-констатирующий характер, что не дает исчерпывающего ответа на насущные вопросы практики воспитания и обучения. Также, говоря о личностно-ориентированном обучении в условиях унифицированной системы образования, практики испытывают трудности в его осуществлении на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим возникли существенные расхождения, обострились противоречия между требованиями к педагогу и традиционным содержанием его подготовки.

Процесс изучения и решения проблемы нашего исследования осложнялся переживаемым духовно-нравственным кризисом в нашем обществе, сопровождавшимся несоответствием установок в области эстетического воспитания со стороны академической науки и реальной действительности, ниспровержением ценностных ориентаций, провозглашаемых в течение многих десятилетий.

Поиск источников формирования творческой активности личности учащихся в эстетических воззрениях, идеях о совершенном человеке, устойчивых правилах и нормах поведения человека, провозглашаемых народной педагогикой правомерен, ибо этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса выступает сегодня в качеству цивилизованного способа воздействия на изменение самосознания личности и группы (этноса, народа), изменение в целях возвращения их менталитета в русло нормального, веками формирующегося, закономерного процесса развития национального самосознания.

Данное обстоятельство усиливает актуальность исследуемой проблемы и определяет перспективы для дальнейшего ее изучения, а именно:

- культура творится людьми, а она, в свою очередь, творит людей. Продуктом культуры, ее субъектом и объектом является сам человек в процессе его саморазвития;

- меняется и масштаб эстетической культуры. Мы можем говорить об эстетической культуре общества, нации, человечества. И в более узком смысле — об эстетической культуре личности;

- сравнение специфики традиционной этической культуры, в том числе этнохудожественной культуры, различных этнических образований, выяснение общечеловеческого характера эстетических ценностей, идеалов разных народов;

- изучение вопросов возрастной дифференциации субъектов воспитательного процесса согласно народным представлениям;

- дальнейшая разработка проблем, проектов, методических рекомендаций, учебников по содержанию и методике этнорегионального компонента образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Алиева, Алина Ракаевна, 2005 год

1. Алейников А.Г. О креативной педагогике //Вестник высшей школы. -1989.-№12.-С.7-14.3

2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. -М.: Просвещение, 1984. -160с.: ил.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах / Под ред.* А.А. Бодалева. -М: Педагогика, 1980. Т. 2. - 571 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL, 1968. - 336 с.

5. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. -Карачаевск, 1996. 104 с. 13

6. Арабов И.А. Этнокультурная ориентация студентов педвуза в поликультурной среде. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции посвященной 20-летию открытия факультета педагогики и методики начального образования. Карачаевск, 99.

7. Аристова У.В. Народное искусство (костюм) как средство эстетического воспитания школьников. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. -170 с.

8. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.-345c.14

9. Архангельский С.И. Кибернетические аналогии в обучении. М.: Знание, 1968. - 42 с.5

10. Афанасьев С., Коморин С. Триста творческих конкурсов. 2-е изд, испр., - Кострома: РЦ НИТ «Эврика - М», 1999. - 112 с.

11. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. 1987. - №2. - С.3-9.

12. Бабыкина Н.Н. Диалектика творческой и репродуктивной деятельности в системе культуры: Дис. .канд. филос. наук. СПб, 1992. - 121 с.

13. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.: Наука, 1979.

14. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 416 с.

15. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства: Уч. пособие для студ. худ. граф. фак-ов пед. ин. М.: Просвещение, 1977. - 186 е.; ил.

16. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство. — Карачаевск, 1994. 100 с.

17. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990.- 205 с.

18. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. -255 е.: ил.

19. Бесленеев А.Д., Шаманов И.М. Очерки истории хозяйственного быта горцев Кубанской области. Вторая половина XIX в. Черкесск, 1972.

20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. -192с.

21. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975. - 399с.

22. Блинов В.М. Эффективность обучения: Методологический анализ определения этой категории в дидактике. М.: Педагогика, 1976. - 192с.

23. Блонский П.П. Педология. М., 1934.

24. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - 287с.

25. Богомолов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дис.док.пед.наук. М.: МГУ. 1993.

26. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983. - 173 с.

27. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1979.- 98с.

28. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. - М.: Мысль, 1990.-391 с.

29. Брунер Дж. и др. Исследование развития познавательной деятельности. / Под ред. Гринфилда П. М.: Педагогика, 1971. 389 с.

30. Бугаева A.JI. Традиционная педагогическая культура народов Севера. Дисс.докт. пед. наук.- М., 1996. -370с.

31. Быстров В.Ю. Структура и факторы творческого процесса: Дис. канд. филос. наук. Л., 1990. - 158с.

32. Бюллер К., Липман Ш. Творчество как интеллектуальное усилие. М., КСП, 1982.

33. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.- 187 с.

34. Василенко В. М. Народное искусство. Изобразительные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М.:Советский художник, 1974. -249 с.

35. Веккер JL М. Психические процессы: Мышление и интеллект в 2-х томах. Изд-во ЛГУ, 1976. - 344 с.

36. Возрождение культуры России: Диалог культур и межнациональные отношения. СПб: Знамя, 1996. - 128 с.ч

37. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. -с.17.

38. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1993. -155 с.

39. Вульфов Б.З. Технология педагогического творчества // Советская педагогика. 1989. - №9. - С. 148-149.

40. Выготский Л.С. Избранные и психологический исследования. Мышление и речь. (Проблемы психологического развития ребенка. Под ред. и со вступ. статьей, с. 4-36, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 е.; 1 л. портр.

41. Выготский М.С. Проблема развития в структурной психологии//Вопросы теории и истории психологии. В 6т. Т.1. -М.: Педагогика, 1982. С.238-290.

42. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1985. - №5. - С. 20-24.

43. Гальперин П.Я. Психология мышления о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966. - с.236-277.

44. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988-464 с.

45. Гинзбург И. Чистяков П.П. и его педагогическая система. М.; Л.: Искусство, 1940. - 204 е.: 14 вкл. л., ил. и портр.

46. Гиппенрейтор, А.А.Пузырея. М., 1982. - С. 108-117.

47. Глазман М.С. Творчество как диалог. В кн.: Научное творчество. — М., 1969. С.221-232.

48. Глезер В. Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.; Л.: Наука, 1966. - 204 с.

49. Горский В. Б. Особенности волевой саморегуляци подростков: Дис. канд. психол. наук. М., 1990. - 142 л.

50. Грегори Р. П. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс. 1970. - 210 с. б л. ил.: ил.

51. Григорьев С.В. Самовыражение и развитие личности в игре (на материале традиционных народных игр): Дис. канд. филос. наук. -М., 1991.

52. Громов Е. С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.-49 с.

53. Гуманизация воспитания в современных условиях: Сб. статей / Под ред. О.О. Газмана, И.А. Костенчука. М.: Педагогика, 1995. - 115 с.

54. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. -Нальчик: Эльбрус, 1997 256 с.

55. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. //Вопросы психологии. -М.,1992.- № 1-2. -С. 22-33 .

56. Даждамиров А.Ф. Социально психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография.-М., 1977.-№3.-С. 3-13.

57. Декоративно-прикладное искусство в процессе гуманизации образования. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994.-70с.

58. Диалектика и теория творчества/ Под ред. С.С. Гельдентрихта и А.Н.Коршунова. М., 1987. - 198с.

59. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: «Питер», 1999. — 368 е.: (Серии «Мастера психологии»)

60. Ершова М.А. Художественно-эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке текстильных и войлочных материалов. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1988. 189 с.

61. Ершова М.С., Тамбиев Б.Н. Национально-региональный компонент в содержании специализации 03.08.15. ДПИ на примере золотого шитья горских народов Карачаево-Черкесии. Учебное пособие. — Карачаевск, 2003.-92 с.

62. Ефремичева Н.В. Формирование и развитие творческих способностей школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов. Дисс. на соиск. уч.степени канд. пед.наук. М.: 1995. -230с.

63. Желондиевская JI.B. Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству. Дисс.канд.пед.наук. -М., 2000. 186 с.

64. Журавлев В.И. Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1972.- 159с.

65. Жизнь как творчество (Социально-психологический анализ). Киев, 1985.-300с.

66. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. Автореф. дис. док. пед. наук (психологии) М., 1958.-38 с.

67. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч. пособ. Ростов -на- Дону: Изд-во Феникс, 1997. - 480с.

68. Зинченко В. П. Развитие творческих способностей студентов ХГГФ на начальном этапе обучения рисунку: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1980.- 16с.

69. Зинченко В.П. Движения глаз и формирование образа. Вопр. психол. /Под ред. Б.М. Теплова и др./. - М.: Изд-во АПН РСДОР . 1968. ВЫП. 5, С. 63-76.

70. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку: Дис. канд пед. наук. — М. . 1980. -188 л.: ил.64

71. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968, - 32 с.

72. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих спо-" собностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): Дис. канд. пед. наук. М., 1982. - 264 е.: ил. 69

73. Игровые методы в обучении и воспитании (психокоррекционные упражнения и развивающие (креативные) игры) // Педагогический вестник. Специальный выпуск. №19. - 1993. - 16с.

74. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. - 328 с.

75. Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989. -№4.-С.5-15.

76. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. Нормативный подход. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 168 с.

77. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный, 1976.-287 с.

78. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990. - 140 с.

79. Карачаевцы: Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. - 310с.83. «Искусство моих предков»-5-9 классы , а. Икон-Халк, СОШ(Кабардаева З.Х.);

80. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 304 е.: ил.85. «Национальная вышивка». Технология. Программа СОШ № 3 г.Карачаевска (к.п.н., учитель технологии Кириченко Н.С.).

81. Ковалев А.Т. Психология личности. 3-е изд. пере-раб. и доп. - М.: Просвещение, 1970. - 382 с.

82. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. -269 с.

83. Кон И.С. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Западной Азии. М., 1983. -344с.

84. Корешков В.В. Формирование личности в процессе декоративной деятельности / В сб. науч. тр.: Декоративное искусство гуманизации образования. М.: Прометей МГПУ им. Ленина. 1995. с. 3-7.

85. Корешков В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды / Дисс. доктора пед. наук. М., 1994. - 311 с.

86. Косвен М.О. Семейная община и патронимия.- М., 1963,- 97с.

87. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. -М., 1961,- 98с.

88. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. -80с.

89. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. 2-е изд., испр. и доп. - Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996. - 312с.

90. Красновский Э., Коган. Качество знаний, умений и навыков как критерий оценки учебных достижений школьников. Сов. Педагогика, 1980, №8, с.47-52.

91. Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А.Карпенко; под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. - 512 с.

92. Крутецкий R А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. - 300 с.

93. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М.: Педагогика, 1975.-303 с.

94. Кузин В. С. Психология /Под ред. Б. Ф. Ломова, Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1Q82, - 256 е.: ил.

95. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение. — 1987. 187 е., илл.

96. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. - М.: «Ось-98», 1998. - 208 с.

97. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. -Нальчик, 1982. -176 с.

98. Кузьмина А.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970.-113с.

99. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985. — 32с. 98

100. Кулик H.JI. Самореализация личности как философская проблема: Дис. .канд. филос. наук. Киев, 1992. - 178с.

101. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.

102. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. - 62 с.

103. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1988. - т.2, - 317 с.

104. Леонтьев А. А. Национальная психология и этнопсихология. -М., 1980. -457с. ■

105. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.:Изд-во МГУ, 1981. -584с.

106. Лернер И.А. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — 415 с.

107. Лернер И .Я Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика. 1981.- 186 с.

108. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978. - 127с. 1

109. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1992. - 224с.

110. Майданник И.А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр: Дис. . канд. пед. наук. -Ставрополь, 1997.

111. Макграф О.В. Очерки истории кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техник производства. М., 1882. - 248 с.

112. Мамбетов Г.Х. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии. -Нальчик, 1962. 130 с.

113. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. - 425с.

114. Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты/

115. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика развития познавательной активности // Вопросы психологии. — 1982. №4. - С.5-17.1

116. Метельский Н.В. Психолого педагогические основы дидактики математики. - МН.: Полыня, 1997. - с. 12.I

117. Миносьянц. А.Г. Использование современных педагогических технологий в учебной деятельности учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. Карачаевск: КЧГПУ, 2002. - 90 с.

118. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 152с.

119. Мустакас К. Игровая терапия. СПб.: «Речь», 2000. - 282с. 11127«Искусство абазинской нации». Программа для 5-6 классов школы №1 с. Псыж (Мхце JI.A.);

120. Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций / Под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макаровой. М., 1991. -378 с.

121. Некрасова М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизна / Проблемы народного искусства. -М.: Изобразительное искусство, 1982. С. 17.

122. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория ипрактика. — М.: Изобразительное искусство, 1983. 3 34 с.

123. Немов Р.Е. Психология. Учебник для студентов вне педагогических учебных заведений. В 2 кн. КН. 2. Психология образования М.: Просвещение: Владос,1994. - с. 131.

124. Неменский Б.Ф. Мудрость красоты . М.: Просвещение, 1987 . -322с., илл.

125. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие 1 игры. 3-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1991.- 160.

126. Об исследовании проблем психологии творчества: Сб.ст. / отв.ред. Я.А.Пономарев М.: Наука, 1983. - 336с.

127. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М., 1984. — 87с.

128. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991. - 916с.

129. Ортабаева Р.А.-К., Мижаев М.И. и др. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990.-280 с.

130. Переверзев Б.Г. Кавказская рукопись. К., 1987.- 245с.

131. Першиц А.И. Геронтотимия почитание старших // Природа. - 1986.-№5 - с. 78-95.

132. Петрова Г.А. Эстетическое восприятие художественных произведений0школьниками старших классов. Казань: изд. Казанского университета, 1973.-c.24.

133. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1984. -255 с.

134. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.

135. Платон Н.К. Особенности восприятия подростками сверстников и взрослых в зависимости от когнитивной сложности личности// Проблемы возрастной психологии: Тезисы докладов к съезду общества ^ психологов СССР. М., 1989. - С.132-144.

136. Полубабкина Н.И. Самореализация личности (социально-философский аспект): Дис.канд. пед. наук. М., 1995.

137. Попов М.М. Иллюстрированная история методики преподавания. СПб. 1999.

138. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. - 204 с.

139. Программа общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Москва.: Просвещение 1994.

140. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-пресс, 1996. 440 с.

141. Ракитский П. Принципиальные вопросы современной генетики. — Коммунист, № 9, 1978. с.75.

142. Распопова Н.И. Особенности развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста в различных условиях социализации: Дис. . канд. психолг. наук. М., 1994. -202 с.

143. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с. 152

144. Роджерс К. Творчество как усилие себя// Вопросы психологии, 1990. -№1. С.164-168.

145. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. -704 с.

146. Сидорчук Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: Дис.канд. пед. наук. -М., 1996.

147. Ситникова М.И. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя: Дис.канд. пед. наук. -Белгород, 1995. -214 с.

148. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., Педагогика, 1965. - С.5.

149. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М.:Школа-Пресс, 2000-512с.

150. Сластенин В.А. Развитие, воспитание и формирование личности. М., 1981. - С 28-42.

151. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития//Вопросы психологии. 1998. -№6. -С.13 17.

152. Сокольникова Э.И. Этнопе даго гика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX-XX вв.): Дисс.докт. пед. наук.- М., 1998. 350с.

153. Солдатова E.JI. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте): Дис.канд. псих, наук. Санкт - Петербург, 1996.

154. Спенсер Г. Основания психологии. СПб., 1897, С.415.

155. Спиваковская А.С. Игра-это серьезно! -М.: Педагогика, 1981 С. 141.

156. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. Т. 19. - 1998. - №2. - С. 144-160.

157. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самореализации личности: Дис. .д-ра псих. наук. М., 1985. - 400с.

158. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. - 736с .

159. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII ХХвв. -М., 1989.-288 с.

160. Студенецкая Е.Н. Узорные войлоки карачаевцев и балкарцев М., 1976.

161. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. - 343 с.

162. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий: Избр. раб. М.: Изд-во АШ РСФСР, 1961. - 535 е.: ил.

163. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Просвещение, 1962. - с.230.

164. Ткачев В.Н. Источники развития творческих способностей. — М., 2001. -87 с.

165. Устиненко В.И. Игра как средство выявления творческих сил человека // Педагогика и психология игры. Новосибирск: НГЛИ, 1995. - С. 147163.

166. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

167. Фомина А. Крестьянская промышленность и промысловая кооперация в КЧАО // Вестник промысловой кооперации. 1925. - №1. - С.64.

168. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции М.: Наука, 1989. - 456с.

169. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». Т.1. Тбилиси, 1991.- С.71 -139.

170. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. - С. 524

171. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

172. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарики, 1999.- С. 196.

173. Хасанов Р.И. Народно-декоративное искусство Узбекистана как средство эстетического воспитания младших школьников. Дис. канд. пед. наук. - Ташкент: 1970. - 231 с.

174. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.- 175 с.

175. Хижняков Б.Е. Описание кустарных промыслов национальных областей Северо-Кавказского края Сб. «Записки». I-II Северо-Кавказский краевой горский НИИ. Ростов-на-Дону . 1929г.

176. Чекалова А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. -М.: Изд-во Акад. художников СССР, 1962.- 67 с.

177. Шалютин С.М. О сущности творческой деятельности// Творческое мышление и научно-технический прогресс. Курган: Изд-во КГПИ, 1971.

178. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208с.

179. Шихирев П.Н. Проблемы исследования межгрупповых отношений II Психологический журнал. 1992.- №1. С. 15-23. 252

180. Шиянов Е.В. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М.-Ставрополь, 1991. - 206с. 197

181. Шмаков С.А. Игры учащихся —феномен культуры. М., 1994

182. Шоров А.И. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989. - 336 с.

183. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб.,1996.-225с. 254

184. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе.: Пособие для учителей .2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1977, -112с.

185. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. 2109 «Черчение, рисование и труд». М.: Просвещение, 1979, - 303с.

186. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. - 207с.

187. Шпикалова Т. Я. Методические рекомендации иллюстрированному альбому и «Русское народное искусство XVIII- XX вв.» Пособие для учителей средней школы. М.: Советский художник, 1986.

188. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. -Изд-во "Книгоспилка", 1926. 402 с.

189. Шубинский B.C. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества// Новые исследования в педагогических науках. М., 1987. - №2. - С.3-6.

190. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика. 1971. - 351 с.

191. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360с.

192. Этнос. Традиции и современность. Сб. научных трудов. Якутск, 1994.92 с.

193. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999.-304с.

194. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 88 с.

195. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Изд-во «Флинта», 1997. 256 с.

196. Guilford, J.P. Intelligence, creativity and their educational implications. San Diego, Calif., Knapp., 1968.

197. Hull C. Exploration and play in children. New York: Wiley, 1972.

198. Juckson Ph., Messick S. The person, the product and the response: conceptual problems in the assessment of creativity. In: Creativity in Learning. Boston., 1967 p. 1-19.

199. Rogers C. R. Toward a Theory of Creativity // The Creative Encounter. -London, 1971.

200. Stein M. I. Creativity as Intra and Interpersonal Process // The Creative Encounter. — London, 1971.

201. Torrence, E.P. Creativity. Washington, 1963. 32 pp.

202. Torrence, E.P. Education and the Creative Potential. Minneapolis, 1963.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.