Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Максимова, Светлана Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 233
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Максимова, Светлана Геннадьевна
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования творческой активности учащихся начальной школы при изображении человека
1.1. Исторический обзор исследований изобразительного творчества детей, трудов по методике обучения изображению человека
1.2 . Психолого-педагогические основы формирования творческой активности в изобразительной деятельности учащихся начальной школы
1. 3 . Особенности проявления творческой активности детьми младшего школьного возраста в процессе изображения человека
Выводы
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования творческой активности младших школьников в процессе обучения изображению человека
2.1. Определение уровней сформированности творческой активности учащихся I-IV классов при изображении человека
2.2. Педагогические условия формирования творческой активности младших школьников в процессе обучения изображению человека
2.3. Содержание, методы и средства обучения изображению человека, направленные на формирование творческой активности учащихся
У ы начальной школы 123 '4
I Выводы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству2000 год, кандидат педагогических наук Сухарева, Альбина Павловна
Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников2010 год, доктор педагогических наук Горбунова, Галина Александровна
Совершенствование изобразительной деятельности младших школьников2002 год, кандидат педагогических наук Гизатуллина, Айгуль Габиденовна
Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания1997 год, доктор педагогических наук Сокольникова, Наталья Михайловна
Научно-методическое обоснование обучения школьников младшего и среднего возраста передаче объема изображаемых предметов в сюжетном рисовании2001 год, доктор педагогических наук Лагутина, Ольга Рудольфовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека»
Актуальность темы исследования. Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время особенно нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным.
Широкие возможности в развитии личности младшего школьника, его творческого потенциала предоставляет изобразительная деятельность. Многими исследователями признается тот факт, что изобразительное искусство является эффективным средством художественно-творческого развития детей. Среди различных видов творческой изобразительной деятельности учащихся начальной школы особое место занимает работа по созданию в рисунке образа человека, в процессе которой эффективно реализуется формирование нравственно-эстетических качеств, гуманного отношения к окружающим людям, совершенствуются сенсорные процессы, память, мышление, художественная фантазия и воображение. Обучение изображению человека является чрезвычайно важным компонентом художественного образования и эстетического воспитания младших школьников.
Человек является наиболее интересным и в то же время наиболее сложным объектом, в процессе изображения которого дети испытывают особые трудности, связанные с несформированностью у них необходимых представлений, отсутствием умений грамотно и выразительно передавать образы людей средствами рисунка и живописи. К подростковому возрасту активность учащихся в рисовании человека падает, они начинают более критически подходить к результатам своей работы, замечая в них множество недостатков, во многих случаях, разочаровываются вообще в занятиях изобразительным искусством.
Ввиду сложности и многоплановости данной проблемы, ее недостаточной методической разработанности многие педагоги ограничивают на занятиях круг тем, связанных с изображением человека, что в конечном итоге обедняет художественное творчество детей на уроках изобразительного искусства. Этим объясняется наше стремление к поиску условий, способствующих развитию творческой активности детей в процессе изображения человека.
Включение детей в профессиональную изобразительную деятельность, непосредственно связанную с изображением человека, имеет давнюю историю и отслеживается практически во всех культурно - исторических эпохах. Только в 60-е годы XIX века было обращено пристальное внимание к рисованию, как общеобразовательному предмету. Появляются первые работы по методике преподавания рисования в общеобразовательной школе. В конце XIX - начале XX века выходят в свет труды, посвященные изучению детского рисунка (К.Риччи, Дж.Селли, Г.Кершенштейнер, В.М.Бехтерев,
Ю. Н.Болдырева), в которых рассмотрены характерные особенности детского изображения человека и выделены определенные стадии развития рисунка, соответствующие тому или иному возрасту. В психолого-педагогических исследованиях XX столетия отмечается важная роль работы над изображением человека в развитии детского творчества.
В связи с необходимостью совершенствования процесса эстетического воспитания и художественного образования школьников в условиях современной общеобразовательной школы возрастает значение научно-обоснованного использования этого вида изобразительной деятельности детей в целенаправленном формировании их творческой активности.
Проблема формирования творческой активности детей, в том числе и младшего школьного возраста, рассматривается в трудах многих видных ученых современности. В своем исследовании мы опирались на труды Алехина А.Д., Боголюбова Н.С., Комаровой Т. С., Корешкова В.В., Кубьппкиной Э.И., Кузина B.C., Ломова С.П., Ростовцева Н.Н., Савенкова А.И., Сокольниковой Н.М., Унковского А.А., Хворостова А.С., Шорохова Е.В., Шпикаловой Т.Я. и др.
Некоторые аспекты развития творческой активности младших школьников отражены в психолого-педагогических исследованиях Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева,
А.Н.Люблинской и др.
Непосредственно проблема творческой активности разрабатывалась учеными Д.Б.Богоявленской,
М. И. Пахмутовым, А.М.Матюшкиным, К.К.Платоновым,
К.А.Абульхановой-Славской, Л.Б.Ермолаевой-Томиной и др.
Проблеме развития творческой активности школьников посвящены диссертационные труды Л.Н.Любарской, Л.В.Орловой, Е.В.Алексеенко, Л.П.Постоноговой и др. В этих работах рассмотрены вопросы развития и формирования творческой активности в связи с народными традициями, с условиями вариативного использования цветовых и графических средств изображения, с развитием у школьников чувства декоративности.
Весомым вкладом в решение этой проблемы является труд Н.М.Сокольниковой. В ее исследовании теоретически обоснованы и экспериментально проверены системообразующие принципы и педагогические условия эффективного использования занятий изобразительным искусством для развития художественно-творческой активности.
Теоретический анализ научных исследований показал, что широта подхода к решению данной проблемы не исчерпывает полностью всех аспектов развития творческой активности детей. Отсутствует комплекс педагогических условий формирования творческой активности младших школьников в процессе изображения человека; не в полной мере рассматривается значимость этого вида изобразительной деятельности в художественно-творческом развитии детей; недостаточно разработаны содержание, методы и средства обучения изображению человека, обеспечивающие успешность развития творческой активности учащихся начальной общеобразовательной школы. Поэтому проблема формирования творческой активности учащихся 1-4 классов на занятиях по изображению человека представляется нам актуальной.
Все изложенное выше обусловило выбор темы диссертационного исследования «Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека».
Цель исследования состоит в том, чтобы определить условия, способствующие эффективному формированию творческой активности младших школьников в процессе изображения человека.
Объект исследования; формирование творческой активности младших школьников.
Предмет исследования: содержание, методы и средства обучения изображению человека направленные на формирование творческой активности учащихся 1-4 классов.
Гипотеза исследования: формирование творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе изображения человека может быть эффективно реализовано при выполнении следующих условий:
• учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей формирования творческой активности личности, обогащение сенсорного опыта младших школьников, развитие психических процессов, связанных с творческой изобразительной деятельностью детей;
• рассмотрение процесса создания в рисунке образа человека как важного средства формирования творческой активности учащихся начальной школы;
• освоение детьми изобразительной грамоты и ее практическое закрепление в реализации специально разработанной системы заданий по изображению человека;
• формирование у младших школьников умений самостоятельной творческой работы в процессе обучения изображению человека
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1,Охарактеризовать понятие творческой активности на основе анализа психологической, педагогической и методической литературы.
2.Разработать систему педагогических условий формирования творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе обучения изображению человека.
3.Выявить критерии сформированности творческой активности младших школьников, основанные на результатах специального диагностического исследования.
4.Разработать, экспериментально проверить и научно обосновать содержание, методы и средства обучения изображению человека, обеспечивающего формирование творческой активности учащихся 1-4 классов. Методологическую основу исследования составляют положения ведущих ученых в области педагогики, психологии и художественного образования о роли изобразительного искусства в формировании творческой личности; труды известных специалистов в области методики преподавания изобразительного искусства о развитии творческой активности детей, овладении изобразительной грамотой и средствами художественной выразительности; работы по эстетике и искусствоведению. Методы исследования:
• теоретическое изучение и анализ научных трудов по проблеме исследования;
• анализ реального педагогического процесса;
• проведение констатирующего и формирующего экспериментов;
• разработка, проведение и анализ заданий на создание образа человека средствами рисунка и живописи;
• анализ процесса и продуктов художественно-творческой деятельности учащихся I-IV классов по изображению человека.
Экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательных школ №№ 53,72 г. Рязани, В нем участвовали учащиеся I-IV классов. Всего опытно-экспериментальной работой было охвачено около 600 учащихся. Исследование проводилось с 1992г. по 1999г.
На первом этапе исследования, 1992-1993 годы, анализировалось состояние проблемы, изучалась психолого-педагогическая литература по теме исследования. Осуществлялся сбор эмпирического материала по проблеме формирования творческой активности младших школьников в процессе изображения человека и анализ реального педагогического процесса.
На втором этапе исследования, 1993-1997 годы, проводилась опытно-экспериментальная работа с учащимися общеобразовательной школы. Педагогический эксперимент позволил выявить оптимальный комплекс педагогических условий формирования творческой активности младших школьников, определить содержание, методы и средства обучения детей изображению человека.
На третьем этапе, 1997-1999 годы, был систематизирован теоретический и экспериментальный материал по проблеме исследования, подведены итоги экспериментальной работы, подтвердившие гипотезу исследования, сформулированы выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены, научно обоснованы и экспериментально проверены оптимальные педагогические условия формирования творческой активности детей младшего школьного возраста в процессе изображения человека; разработаны и опытно-экспериментальным путем проверены содержание, методы и средства обучения младших школьников изображению человека; выявлены возможности занятий изображением человека в формировании качеств творчески активной личности учащихся I-IV классов; разработаны критерии оценки проявления детьми творческой активности в процессе изображения человека; установлены уровни и индивидуально-типологические особенности этого качества личности у младших школьников.
Практическая значимость исследования определяется направленностью на повышение уровня преподавания изобразительного искусства в средней школе и заключается в разработке методических рекомендаций по формированию творческой активности младших школьников в процессе обучения изображению человека, специальных наглядных пособий. Результаты исследования могут быть использованы учителями изобразительного искусства, как в учебных, так и во внеурочных видах занятий по изобразительному искусству.
Достоверностьи обоснованность результатов исследования обеспечена использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы, соответствием задачам исследования, использованием современных достижений педагогики, психологии, искусствознания, эстетики, методики преподавания изобразительного искусства. Достоверность проведенного исследования гарантируется полнотой и качеством собранных в процессе экспериментальной работы материалов, их репрезентативностью, а также методами научного анализа результатов эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
• Творческая активность младшего школьника представляет собой интегральное качество личности, основными критериями и показателями сформированности которого в условиях обучения изображению человека выступают: отношение ученика к творческой работе по изображению человека, качество его поисково-творческих действий, качество продуктов творческой деятельности ребенка (грамотность и выразительность изображений человека).
• Создание в рисунке образа человека на занятиях изобразительным искусством является важным средством формирования творческой активности личности младшего школьника.
• Успешность формирования творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: учет индивидуальных и психолого-возрастных особенностей детей, развитие психических процессов, связанных с творческой изобразительной деятельностью младших школьников; реализация системы учебно-творческих заданий по изображению человека; организация самостоятельной творческой работы детей в процессе обучения изображению человека и др.
Апробация исследования.
Результаты исследования освещались и получили одобрение на научно-теоретических и практических конференциях Московского государственного открытого педагогического университета, Рязанского государственного педагогического университета, на заседаниях кафедры живописи художественно-графического факультета МГОПУ, в публикациях автора. Результаты исследования внедрены в практику работы художественно-графического факультета МГОПУ, образовательных школ №№ 53, 72 г. Рязани.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству2004 год, доктор педагогических наук Аманжолов, Сейткали Абдикадырович
Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования2009 год, кандидат педагогических наук Талля, Мария Георгиевна
Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников1996 год, кандидат педагогических наук Евтых, Саида Шумафовна
Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства по формированию объемно-пространственных представлений младших школьников: На примере игрового моделирования урока2005 год, кандидат педагогических наук Пекина, Ольга Ивановна
Формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности2000 год, кандидат педагогических наук Трыкова, Светлана Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Максимова, Светлана Геннадьевна
Выводы по 2 главе.
1.В ходе опытно-экспериментального исследования было доказано, что создание образа человека средствами рисунка и живописи в процессе занятий изобразительным искусством следует рассматривать как важное условие формирования творческой активности учащихся начальной школы.
Проведенное исследование включало в себя: разработку критериев сформированности творческой активности младших школьников в изображении человека; моделирование разных вариантов учебных и творческих заданий по изображению человека; констатирующий эксперимент, направленный на выявление индивидуально-типологических особенностей проявления детьми творческой активности при изображении человека; определение исходного уровня сформированности этого качества личности у учащихся I—IV классов; формирующий эксперимент, направленный на выявление и опытную проверку оптимальных педагогических условий и средств формирования творческой активности.
2.Исследование показало, что основными критериями и показателями сформированности творческой активности в условиях обучения изображению человека выступают: отношение ученика к творческой работе по изображению человека, качество его поисково-творческих действий, качество продуктов творческой деятельности ребенка (грамотность и выразительность изображений человека).
3.Разработанные критерии позволили определить уровень сформированности творческой активности у учащихся начальной школы, охарактеризовать индивидуально-типологические особенности проявлений детьми этого качества личности, проанализировать и объективно оценить качество продуктов их творческой деятельности по изображению человека.
Были выделены три уровня сформированности творческой активности (высокий, средний, низкий) и типы активности, соответствующие среднему уровню. Выявленные нами типы и уровни активности младших школьников учитывались при построении и реализации процесса экспериментального обучения изображению человека.
4.Опытно-экспериментальное исследование показало, что разработанная нами система педагогических условий (учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей формирования творческой активности личности; реализация системы заданий по изображению человека, направленных на эффективное освоение детьми изобразительной грамоты; стимулирование развития психических процессов, связанных с творческой изобразительной деятельностью, обогащение сенсорного опыта учащихся I-IV классов; организация самостоятельной творческой работы детей, индивидуальной и коллективной, в процессе обучения изображению человека) обеспечивает успешность реализации формирования творческой активности младших школьников.
5.Проведенная опытно-экспериментальная апробация разработанной в исследовании методической системы, включающей постепенно усложняющееся содержание, методы и средства, показала эффективность предлагаемого построения процесса обучения изображению человека в формировании творческой активности учащихся I-IV классов. К наиболее оптимальным методам и средствам, обеспечивающим успешность формирования творческой активности относятся: применение динамических моделей фигуры человека, наглядных пособий, педагогического рисунка на доске, произведений искусства (живописи, графики, музыки и литературы); организация целенаправленного наблюдения натуры, творческих бесед и дискуссий; выполнение набросков и зарисовок человека, поисковых эскизов, сюжетных композиций с изображениями людей, художественно-дидактических игр, упражнений по исследованию свойств различных художественных материалов, творческих заданий на создание в рисунке оригинального образа человека, самостоятельных творческих работ и др.
Исследованием установлена перспективность комплексного использования произведений живописи, графики, музыки и литературы в формировании творческой активности личности младшего школьника, позволяющих ребенку осмыслить образ человека, созданный средствами различных видов искусств. 6.Математическая обработка результатов исследования показала, что в нулевом срезе, до проведения опытно-экспериментальной работы, различия между показателями творческой активности (М) учащихся экспериментального и контрольного классов являются незначительными, а в первом, втором, третьем и четвертом срезах различия между показателями достигают высокой степени статистической значимости, причем в экспериментальном классе показатели творческой активности по большинству ^ исследуемых параметров значительно выше, чем аналогичные в контрольном классе. Достоверность принятой нами гипотезы доказана в работе математическим путем. Полученные нами данные свидетельствуют о преимуществе экспериментальной методики обучения изображению человека в формировании творческой активности младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую нами гипотезу, все поставленные задачи решены.
Историко-теоретический анализ показал, что обучение младшего школьника изображению человека играет большую роль в его эстетическом и художественно-творческом развитии.
Анализ современной психолого-педагогической литературы и практики общеобразовательных школ позволил выявить недостаточную методическую разработанность исследуемой проблемы, что приводит к недооценке возможностей занятий по изображению человека в формировании творческой активности младших школьников.
Анализ различных взглядов ведущих психологов и педагогов на проблему творчества и активности личности, позволил охарактеризовать творческую активность как динамическую особенность и вместе с тем как качество личности ребенка как субъекта деятельности. Эта активность рассматривается в нашем исследовании как интегральное качество личности, как многопараметральная категория, раскрывающая индивидуально-личностный уровень и способ осуществления учеником творческой деятельности по созданию в рисунке образа человека.
Проведенное нами исследование позволило выделить и охарактеризовать психические процессы, являющиеся основой для творческой изобразительной деятельности детей. Особое место среди всех психических процессов занимают воображение и фантазия, являющиеся основными компонентами творчества и способствующие формированию продуктивного мышления.
Опытно-экспериментальное исследование показало, что эффективность формирования творческой активности младших школьников обеспечивается совокупностью предложенных нами педагогических условий:
• учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей формирования творческой активности личности;
• реализация системы заданий по изображению человека, направленных на эффективное освоение детьми изобразительной грамоты;
• стимулирование развития психических процессов, связанных с творческой изобразительной деятельностью, обогащение сенсорного опыта учащихся I-IV классов;
• организация самостоятельной творческой работы детей (индивидуальной и коллективной) в процессе обучения изображению человека.
Исследованием доказано, что создание образа человека средствами рисунка и живописи в процессе занятий изобразительным искусством следует рассматривать как важное условие формирования творческой активности учащихся начальной школы.
Проведенная опытно-экспериментальная апробация разработанной в исследовании методической системы, включающей постепенно усложняющееся содержание, методы и средства, показала эффективность предлагаемого построения процесса обучения изображению человека в формировании творческой активности учащихся I-IV классов. К наиболее оптимальным методам и средствам относятся: применение динамических моделей фигуры человека, наглядных пособий, педагогического рисунка на доске, произведений искусства (живописи, графики, музыки и литературы) ; организация целенаправленного наблюдения натуры, творческих бесед и дискуссий; выполнение набросков и зарисовок человека, поисковых эскизов, сюжетных композиций с изображениями людей, художественно-дидактических игр, упражнений по исследованию свойств различных художественных материалов, творческих заданий по созданию в рисунке оригинального образа человека, самостоятельных творческих работ и др.
Исследованием установлена перспективность комплексного использования произведений живописи, графики, музыки и литературы в формировании творческой активности личности младшего школьника, позволяющих ребенку осмыслить образ человека, созданный средствами различных видов искусств.
Исследование показало, что основными критериями и показателями сформированности творческой активности в условиях обучения изображению человека выступают:
• отношение ученика к творческой работе по изображению человека;
• качество его поисково-творческих действий;
• качество продуктов творческой деятельности ребенка (грамотность и выразительность изображений человека).
Разработанные критерии позволили определить уровень развития творческой активности у учащихся начальной школы, охарактеризовать индивидуально-типологические особенности проявления детьми этого качества личности, проанализировать и объективно оценить качество продуктов их творческой деятельности по изображению человека,
Математическая обработка результатов исследования показала, что до проведения опытно-экспериментальной работы, различия между показателями творческой активности учащихся экспериментального и контрольного классов являются незначительными, а после первого, второго, третьего и четвертого года обучения различия между показателями достигают высокой степени статистической значимости, причем в экспериментальном классе показатели творческой активности по большинству исследуемых параметров значительно выше, чем аналогичные в контрольном классе. Достоверность принятой нами гипотезы доказана в работе математическим путем. Полученные нами данные свидетельствуют о преимуществе экспериментальной методики обучения изображению человека в формировании творческой активности младших школьников.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Максимова, Светлана Геннадьевна, 2000 год
1. Аксенов А., Левидова М. Цвет и линия. М. : Советский художник, 198 6. - 326с.
2. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. -М.: Просвещение, 1973. 169с.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 93с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания//Избр. психол. труды. М.: Наука, 1980. - т.1. - 169с.
5. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. 97с.
6. Аристова Л. П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968. - 139с.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. : Прогресс, 1974. - 392с.
8. Багдасарян К.М. Вопросы активизации художественного изображения объектов действительности в рисунках младших школьников: Автореф.дис. . канд. пед. наук.- М., 1975. -21с.
9. Бакушинский А. В. Исследования и статьи: Избр. Искусствовед, тр. М.: Сов. художник, 1981. 351с.: ил.
10. Баумгарт А. Руководство к современному преподаванию графических искусств. М., 1912. - 261с.
11. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. М. : Просвещение, 1981. -239с.
12. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. //Вестник психологии- Вып. I. Спб., 1910.
13. Болдырева Ю.П. Рисунки ребенка как материал для его изучения. //Вестник психологии Вып. V. Спб., 1913
14. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М. : Знание, 1981. - 96с.
15. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека. М. : Издательство МГУ, 1982. - 199с.
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969. 463с.
17. Божович Л.И. Очерки психологии детей. М. : АПН РСФСР, 1950. - 128с.
18. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетики. ~~ М. : Мысль, 1970. 191с.
19. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке// Психологический журнал. 1991. - Том. 12. -№6 - З-Юс.
20. Введение в научное исследование по педагогике. Под редакцией доктора пед.наук В.И. Журавлева. М. : Просвещение, 1988. - 238с.
21. Вейн А. Мозг и творчество. Наука и жизнь, 1983. -№3 - с.78-83.
22. Венгер JI.A. Педагогика способностей. М. : Знание, 1973. - 96с., ил.
23. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.- М.: Просвещение, 1968. 442с.
24. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984.- 320с.
25. Вундт В. Фантазия, как основа искусства/пер. с нем.- СПб., М.: Н.О.Вольф, 1914. 146с.
26. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93с.
27. Выготский Л.С. Психология искусства. М. : Искусство, 1965. - 379с.
28. Гальперин П.Я Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. М. : Изд-во МГУ, 1978, - 118с.
29. Глинская И.П. Как рисовать фигуру человека. М.-Л.: Просвещение, 1964. - 7 9с.
30. Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания. М. : Высшая школа, 1974. -101с.
31. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. - 136с.
32. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. - 269с.
33. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1989. - 96с.
34. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! -М.: Просвещение, 1993. 194с.
35. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство,; 1962". - 314с.
36. Дьюи Джон. Школа и общество. М., 1924. - 76с.
37. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество. М. : Искусство, 1972. - 184с.
38. Еомолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам . • зарубежных исследований)//Вопросы психологии, 1975. №5, с.166-176.
39. Жукова А.С. Оранжевый лев: Заметки об эстетическом воспитании в США. М.: Педагогика, 1971. - 272с.
40. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. М. : Искусство, 1986. - 158с.
41. Зеленина E.JI. Играем, познаем, рисуем. М. : Просвещение, 1996. - 19бс.
42. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы). Автореф.дисс. канд. пед. наук. М. : 1982. - 16с.
43. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл./Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросул и др. -М.: Просвещение, 1991. 186с.
44. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 кл./Н.Н. Фомина, Н.А. Дмитриева, Н.А. Горяева и др. М.: Просвещение, 1996. - 192с.
45. Искусство в жизни детей/А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. М.: Просвещение, 1991. - 128с.
46. Искусство детей.//Сб. статей / Под ред. О.М. Бескина. -Л.: Союз советских художников, 1935.4 7. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом./Под ред. В. Шестакова. М. : Искусство, 1969. - 272с.
47. Исследование проблем психологии творчества. М. : Наука, 1983. - 355с.4 9. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, Ленингр. отделение, 1972. - 440с.
48. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. М.: ЦВП, 1993. - 272с.
49. Каменева Е.О. Какого цвета радуга. М. : Дет. лит., 1984. - 79с.: ил.
50. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. -М.: Просвещение, 1987. -190с.
51. Карлсон А.В. Дидактика и методика на уроках рисования. М.: Просвещение, 1969. - 58с.
52. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка, М.: Изд-во Сытина, 1914. - 214с.
53. Киреенко В.И. Исследование основных способностей к рисованию (оценка пропорций). Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 3.
54. Колокольников В.В. Рисование в начальных классах восьмилетней школы. Л.: Учпедгиз, 1960. - 74с.
55. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991 - 17 6с.: ил.
56. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. -М.: Столетие, 1994. -140с.
57. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970. - 263с.
58. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
59. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. М.: Искусство, 1951. - 257с.
60. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. - 75с.
61. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека//Вопросы психологии. 1984. -N-3 - с. 6-30.
62. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. -М.: Просвещение, 1972. 255с.
63. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. - 124с.
64. Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников 1-6 классов общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд.пед.наук. М.: 1980. - 18с.
65. Кубышкина Э.И. Развитие эстетического восприятия цвета у школьников на уроках тематического рисования. Сб. науч. трудов «Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников. -М.: НИИ школ МП РСФСР, 1981. 119с.
66. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. -М.: Педагогика, 1975. 303с.
67. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983. -191с.: ил.7 0. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 160 е.: ил.
68. Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1974. -27 8с.: ил.
69. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 кл.: Учебн. М. : Дрофа, 1995. -240с.: ил.
70. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. - 231с.
71. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. -М.: Просвещение, 1965. 207с.
72. Лабунская Г.В. Методика преподавания рисунка в средней школе. М., 1935. - 163с.7 6. Лапина Т.С. Этика социально активной личности. М.: Высшая школа, 1974. - 94с.77
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.