Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе обучения философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Коновалова, Галина Валентиновна

  • Коновалова, Галина Валентиновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 132
Коновалова, Галина Валентиновна. Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе обучения философии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2001. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Коновалова, Галина Валентиновна

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основания аксиологизации образования.

§1 Аксиология как учение о ценностях: историко- 12генетический анализ.

§2 Образование как ценность и ценности образования. 33

Глава 2. Содержательно-методические аспекты аксиологизации образования средствами философии

§1. Концепция аксиологической направленности 46-60 философского образования школьников.

§2 Педагогические условия развития ценностных 61-94 ориентации школьников в процессе обучения философии

Глава 3. Реализация концепции аксиологической направленности философского образования старшеклассников.

§ 1. Методика и результаты констатирующего эксперимента. 96

§2. Ход и результаты формирующего эксперимента. 99

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе обучения философии»

Современное российское общество находится на переломном этапе своего развития. Переход осуществляется посредством радикальных реформ - через кризис, который носит тотальный социокультурный характер, угрожающий целостности России. В сознании граждан и других социальных субъектов он предстает как кризис идентичности. При этом обнаружилось отсутствие внутренних механизмов саморегуляции. В этом состоянии общественной системы особенно велика роль ценностей: они становятся сильными мотивами поведения индивидов и широких масс, влекущими систему к тому или иному будущему.

Утрата коммунистических идеалов привела к полной дезориентации в системе ценностей, особенно среди подрастающего поколения, к кардинальной переоценке ценностей. В связи с этим возникло противоречие между ценностной дезориентацией общества и потребностью системы образования в ценностных ориентациях. Перед педагогами всех уровней образования в нашей стране встала сложнейшая задача: на каких принципах и ценностях должна строиться современная система образования. Школа, отчасти утратившая воспитательную функцию, постепенно возвращается к целенаправленной работе по формированию ценностных ориентаций школьников. На наш взгляд, формирование ценностных ориентаций -важная проблема, под которой мы подразумеваем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества: приобщение учащихся к системе гуманитарного знания, к системе ценностей культуры.

К проблеме ценностей обращались в разные времена отечественные и зарубежные ученые: философы, педагоги, психологи, социологи. Среди них: И. Кант, В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Вебер, Н.О. Лосский, В. Франкл, Э.

Фромм, Г.П.Выжлецов, A.B. Гулыга, О.Г. Дробницкий, З.И. Равкин, М. Рокич, Н С. Розов, М.Х. Титма, В.П.Тугаринов, В.А. Ядов и другие.

Анализ философской, социально-психологической, научно-педагогической литературы дает основание рассматривать ценностные ориентации как систему эталонов, ценностных представлений, стремлений, целей, интересов и других психических реальностей, отражающих направленность сознания и деятельности.

Ценностные ориентации отражают субъективную значимость соответствующих явлений окружающего мира для человека, его деятельности. В них преломляются и на их основе формируются новые потребности, влечения, желания, стремления, уровень притязаний, цели и мотивы. Они имеют определённое эмоционально-смысловое наполнение и как императив инициируют соответствующую активность, направленность и энергетический ресурс психофизического потенциала личности, придают ей волевой импульс. Ценностные ориентации выполняют побудительно-регулятивную функцию, составляют фундаментальную основу развития мотивации и деятельности (В.А.Иванников, Ю.Е.Сосновский, В.А.Ядов, А.Г.Маслоу и др.).

Общетеоретические подходы к образованию как ценности разрабатывались B.C. Гершунским, В.И. Гинецинским, Н.Д. Никандровым, З.И. Равкиным, Н.С. Розовым и др. Теоретико-методические подходы приобщения подрастающих поколений к системе философских знаний о ценности бытия, об их мировоззренческой направленности заложены в работах Л.М. Андрюхиной, Е.С.Баразговой, Л.А.Беляевой, Н.Г.Бухарцевой, В.П.Зинченко, П.Ф.Каптерева, К.М.Меренкова, Л.Я.Рубиной, Л.А.Шумихиной и др.

Философские проблемы развития личности, нравственного становления, воспитания растущего человека освещены в работах

Б.Г.Ананьева, В.В.Давыдова, В.В.Зеньковского, Г.П.Щедровицкого, Н.К.Эйнгорн.

Особый интерес представляют для нашей работы положения ^ понимающей педагогики и разработка моделей понимания

Л.А.Беляевой; идеи личностно-центрированного подхода в образовании Ш.А.Амонашвили, М.Н.Дудиной, Л.В. Сафоновой, К. Роджерса и др.

Вопросы частной методики обучения философии исследовались Н.Г.Бухарцевой, Л.И.Забарой, И.Я.Лойфманом, Т.А.Савиной, Н.С.Юлиной и др. Проблему обучения философии в школе разрабатывали: А.И.Богатырёв, П.С.Гуревич, Н.С.Зиннатулина, А.Ф. Малышевский, М.В.Нифантова, П.Е.Суслонов, О.Ю.Яценко и др. Проблема витагенного обучения, ценностных ориентаций в педагогическом взаимодействии и общении, нашла отражение в работах: А.С.Белкина, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Е.В.Коротаевой, В.Д.Ширшова и других авторов, уделявших внимание формированию и развитию наклонностей, устремлений, ценностных ориентаций в педагогическом процессе.

Представляют большой научный интерес теоретические исследования в этой области зарубежных учёных и практиков, таких как М.Липман, К.Роджерс, Д.Дьюи, А.Маслоу и др.

Возрастные особенности старшеклассников позволяют усвоить такие моральные понятия, как долг, справедливость, добро, патриотизм только в связи с теми экономическими и политическими условиями, отражением которых они являются. Речь идёт об уроках философии, ориентирующих учащихся на реализацию их духовных, интеллектуальных потребностей, а также создающих условия для самоопределения и самореализации. В настоящее время сложилось реальное противоречие - между потребностью общества в социально-активных индивидах, свободно ориентирующихся в сложной современной социально-экономической и политической ситуации с устойчивой личностно-значимой позицией, с одной стороны, и отсутствием у большинства молодых людей чётких жизненных ориентиров, жизненных ценностей и идеалов, - с другой. Это противоречие порождает реальную и жизненно важную проблему

- развитие ценностного сознания и самосознания личности. Особую роль в решении этой проблемы должна сыграть система образования, особенно школьное звено. Отсюда вытекает и тема нашего исследования: «Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе обучения философии».

Объект исследования: философское образование в школе. Предмет исследования, педагогические условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников в процессе изучения курса философии.

Цель исследования: теоретически и методически выявить и обосновать возможности развития ценностных ориентаций старших школьников средствами философии. Анализ педагогической теории и практики позволил сформулировать гипотезу исследования, согласно которой формирование ценностных ориентаций старшего школьника будет наиболее эффективным, если:

- разработан и использован аксиологический подход к образованию; определены аксиологические возможности философского образования в школе;

- определён комплекс педагогических условий для эффективной аксиологизации философского образования;

- осуществлён мониторинг развития ценностных ориентаций школьников в процессе обучения философии.

Цель исследования и основные положения гипотезы позволяют выделить следующие задачи:

1. Определить теоретические основы аксиологизации образования.

2. Обосновать место и роль философии в формировании ценностных ориентаций школьников.

3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования ценностных ориентаций средствами философии.

4. Разработать и внедрить методические рекомендации для старшеклассников по изучению курса философии.

Методологической основой исследования являются положения аксиологии (В.Виндельбанд, Г.Риккерт, Н.С.Розов), философии образования (М.Бубер, С.И.Гессен, Б.С.Гершунский, В.В.Розанов), идеи витагенного обучения и педагогики успеха (А.С.Белкин), идеи педагогического взаимодействия и общения (А.А.Бодалев, Е.В.Коротаева, В.Д.Ширшов), общепсихологической теории мышления и речи (Л.С.Выготский), свободного воспитания, педагогики ненасилия (К.Роджерс, М.Липман), личностно-центрированного обучения (Ш.А.Амонашвили, М.Н.Дудина и др.), понимающей педагогики (Л.А.Беляева), школы «диалога культур» (В.С.Библер), педагогические исследования инновационных технологий (М.В.Кларин, Ю.С.Курганов, Г.Ю.Ксензова).

Научная новизна исследования:

1. Разработан и обоснован аксиологический подход к образованию. Выявлены и сформулированы его принципы, к которым относятся.

- гуманистическая направленность образования, основанная на признании человека (ребенка) как высшей ценности;

- духовность как цель и ценность образования, как укорененность индивида в культуре;

- ценностное самоопределение личности в процессе образования.

2. Обоснована значимость аксиологического подхода к образованию для развития ценностного сознания и самосознания личности.

3. Разработана концепция аксиологической направленности философского образования школьников.

4. Определены оптимальные педагогические условия взаимодействия учителя и учащихся в процессе изучения философии, необходимые для развития духовно-нравственных ценностных ориентации старшеклассников.

5. Опытно-экспериментальным путём доказано влияние философии на развитие ценностного сознания и ценностного отношения подростков к действительности.

Методы исследования: выбор методов исследования обусловлен предметом, целью и задачами работы. Использовались теоретический и историко-педагогический анализ, концептуальный синтез философской, психологической, социологической, педагогической литературы, педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ творческих работ учащихся, эксперимент.

Экспериментальная база: эмпирическая часть работы проводилась на базе профессионального лицея «Спектр», СШ № 4, Центра молодёжного развития «Социум» г. Первоуральска.

Этапы исследования.

Первый этап (1996 - 1997) - анализ философской, педагогической, психологической литературы, определение проблемы, объекта, предмета, цели исследования, формулирование гипотезы и задач.

Второй этап (1998 - 2000) - опытно-экспериментальная проверка гипотезы, теоретических положений исследования, апробация методов.

Третий этап (2000 - 2001) - анализ и теоретическое обобщение результатов, оформление диссертационного исследования, формирование общих выводов, разработка методических рекомендаций

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в развитие педагогической аксиологии, а именно:

- разработан аксиологический подход к образованию, его принципы;

- уточнено и обосновано место и роль курса философии в формировании ценностного сознания старшеклассников;

- обоснованы педагогические условия, необходимые для реализации аксиологической направленности обучения философии в школе и развития ценностных ориентаций школьников;

- развиваются идеи новой парадигмы образования, утверждающие необходимость перехода от традиционной педагогики знания к педагогике духовно-ценностного становления и развития личности.

Практическая значимость исследования заключается: в создании и апробации авторской концепции ценностной направленности преподавания курса философии в старших классах; - в разработке учебно-методического комплекса по философии для школьников старших классов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на городских заседаниях творческой мастерской по социально-гуманитарным дисциплинам преподавателей профессиональных училищ г. Первоуральска и Западного округа (1999 - 2001), областных семинарах, ежегодных научно-практических конференциях профессионального лицея «Спектр» (1998 - 2001); на научно-практических конференциях «Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе» (Екатеринбург, апрель 2000 г., март 2001 г.); в молодёжном центре «Социум», в публикациях автора. Исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в лицее «Спектр», СШ № 4. В эксперименте участвовал 101 человек, проходил в два этапа: констатирующий и формирующий.

Констатирующий эксперимент был связан с определением исходного состояния ценностных ориентаций старшеклассников, во-первых, на духовные, социальные и материальные ценности. И, во-вторых, особое внимание уделялось определению исходного состояния ценностных ориентаций на духовные ценности: познавательные, нравственные, эстетические.

Задачей Формирующего эксперимента стала апробация концепции аксиологической направленности и педагогических условий, необходимых для ее реализации. Эксперимент включает в себя следующие компоненты:

- знакомство учащихся с системой философских понятий;

- организация обучения на основе использования избранных методик (личностно-центрированная педагогика, конструктивное диалоговое обучение, понимающая педагогика);

- единство уроков философии и витагенного опыта учащихся;

- приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

I этап формирующего эксперимента осуществлялся в процессе изучения курса «Основы философии» (часть I) - «Человек». В основу преподавания курса «Человек» положены принципы аксиологического подхода и соответствующие этому подходу методики личностно-центрированной педагогики, понимающей педагогики, диалога культур. Название тем и их содержание включали в себя вопросы экзистенционально-ценностной направленности. Использовались ю следующие методы: диалоговое изложение; продумывание вариативности развития сюжетных линий диалога. На I этапе формирующего эксперимента ставилась цель - стимулировать развитие духовных ориентаций в процессе изучения философии.

На 11-м этапе формирующего эксперимента ставилась цель -определение уровня сформированности ориентаций на духовные ценности; фиксирование изменений в мировоззрении, ценностных ориентациях. Изучался курс «Основы философии» (часть II) -«Человек и общество» (II год обучения). Отслеживалось дальнейшая динамика ценностных ориентаций школьников.

В целом, результаты констатирующего и формирующего эксперимента, во-первых, подтвердили гипотезу нашего исследования о необходимости аксиологического подхода к образованию и, во-вторых, об аксиологической направленности философского образования старшеклассников, которое в сочетании с определенными педагогическими условиями способствует развитию духовно-нравственных ориентаций учащихся.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Коновалова, Галина Валентиновна

Заключение

Необходимость исследования ценностных ориентаций учащихся диктуется прежде всего потребностями социально-педагогической практики. Ценностные ориентации имеют устойчивый характер, обеспечивая определенную смысложизненную позицию личности, способность к самореализации. Вместе с тем они характеризуют устремленность человеческой жизни на достижение определенных целей, имеющих аксиологическую направленность, открытость будущему.

Проведенное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу, и позволяет сделать в заключении диссертации следующие выводы:

1. Одним из приоритетных направлений совершенствования современного образования является его аксиологизация.

2. Философское образование, осуществляемое на основе принципов аксиологического подхода является важнейшим средством формирования ценностных ориентаций у подростков.

3. Для реализации аксиологической направленности философского образования необходима адекватная методика обучения, включающая диалогические, герменевтические, креативные методы.

4. Экспериментальным путем доказано влияние философии на развитие ценностных ориентаций старших школьников и ценностного отношения подростков к действительности.

5. Теория и практика философского образования в школе, в частности, проблема формирования ценностных ориентаций старшеклассников на уроках философии, является актуальным направлением процесса аксиологизации современного образования и нуждается в дальнейшем изучении и разработке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Коновалова, Галина Валентиновна, 2001 год

1. Андрюхина Л.М. Развитие культуры учения как стратегия современного образования. // Философия образования. -Екатеринбург, 2001,- 14 с.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: «Просвещение», 1977.-68 с.

3. Аристотель. Соч. в 4 т. ТЗ,- М., 1968.-123 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: «Наука», 1969. -133 с.

5. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984.-82 с.

6. Апресян Р.Г. Постижение добра. М., Из-во «Молодая гвардия», 1986.-76 с.

7. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века. М.: «Наука», 1994. -94 с.

8. Бубер М. Я и Ты. // Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1992.-52 с.

9. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. М.: «Наука», 1984.-84 с.

10. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: «Наука»,1984.-104 с.

11. Баразгова Е.С. Идеологическое воспитание молодежи в США. -Свердловск, 1989.-20 с.

12. Беляева Л.А. Проблема понимания в педагогической деятельности. Екатеринбург, 1995.-95 с.

13. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1995.-111 с.

14. Белкин A.C., Жукова Н.К. Витагенное образование: голографический подход. Екатеринбург, 1999.-19 с.

15. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. Книга для учителя. -Екатеринбург, 1999.-35 с.

16. Бухарцева Н.Г. Способы реализации аксиологического содержания курса философии. // Социально-гуманитарное образование в средней и вышей школе: методологические и методические аспекты. Екатеринбург, 2001. - 52 с.

17. Басин Е.Я. Творчество и эмпатия. // Вопросы философии. -1987, №2. - 134 с.

18. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.:«Просвещение», 1986.-66 с.

19. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.:«Просвещение», 1979.-79 с.

20. Буянов B.C. Научное мировоззрение. Социально-философский аспект. М.«Наука», 1967.-32 с.

21. Бодалев A.A. Психология общения. М.«Просвещение», 1996.-142 с.

22. Берне Э. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.-77 с.

23. Библер B.C. Мышление как творчество. М.:«Наука», 1975.-15 с.

24. Бургин М.С. Аксиологические аспекты научных теорий. Киев, 1991. -91 с.

25. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. \\ Педагогика. -1997 №4.-42 с.

26. Богданова О.С. Этические беседы с подростками. -М., Из-во «Просвещение», 1989.-56 с.

27. Выжлецов В.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.-76 с.

28. Выжлецов В.П. Духовные ценности и судьба России. // Социально-политический журнал. -1994.- №6.-28 с.

29. Вебер М. Избранные произведения. -М.:«Наука», 1990.-90 с.

30. Выготский Л.С. Соч. в 4 т. ТЗ. -М.«Наука», 1982.-82 с.

31. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов.-М., 1993.-34 с.

32. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М., 1997.-97 с.

33. Ветошкин А.П. Духовное восхождение личности в процессе воспитания и образования. // Доклады и тезисы II Всероссийской конференции. -Екатеринбург, 1999.-101 с.

34. Валла Л. Философские произведения. -М., 1987.-78 с.

35. Гусейнов A.A. Этика. -М.: Из-во «Владос», 1999.-49 с.

36. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. М.: Из-во «Владос», 1982.-82 с.

37. Турин В.Е. Идеалы и ценностные ориентации. // Психология современного подростка. -М.:«Просвещение», 1981.-51 с.

38. Турин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М.:«Просвещение», 1988.-48 с.

39. Гершунский B.C. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования. // Педагогика. -1987,- №4.-45 с.

40. Гершунский B.C. Образование в III тысячелетии: гармония знания и веры. \\ Педагогика. -1998. -№5. -81 с.

41. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. -М.:«Просвещение 1984.-102 с.

42. Гуревич П.С. Человек. -М.:«Просвещение», 1995.-95 с.

43. Гулыга A.B. Эстетика в свете аксиологии. -СПб., 2000.-32 с.

44. Гессен С.И. Русская идея. // Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М., 1990.-19 с.

45. Гегель Г.В. Соч. в 6 т. Т.6. -М.:«Наука»,1970.-40 с.

46. Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики. -Л., 1989.-89 с.

47. Дудина М.Н. Многоуровневое образование. -Екатеринбург, 1995. -95 с.

48. Дудина М.Н. Философия в классе. Урок-диалог. -Екатеринбург, 1995. -71 с.

49. Дудина М.Н. Философская педагогика или Философии все возрасты покорны. -Екатеринбург, 2000. -43 с.

50. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. -М., 1985.-85 с.

51. Дьюи Д. Школа и общество. -М.:«Наука», 1925.-15 с.

52. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия. -М.:«Наука», 1967.-97 с.

53. Дильтей В. Предпосылки или условия сознания либо научного познания. // Вопросы философии. 2001. -№9. - 35 с.

54. Зеньковский В.В. Педагогическое наследие русского зарубежья. -М. :«Наука», 1993.-222 с.

55. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика. -1997. №5.-34 с.

56. Зиннатуллина Н.Е.,Богатырев А.И. Авторская концепция программы «Философия для младшеклассников». // Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: методологические и методические проблемы. -Екатеринбург, 2000. -123 с.

57. Забара Л.И. Некоторые аспекты формирования философского образования. //Третьи Уральские историко-педагогические чтения. -Екатеринбург, 1999. -32 с.

58. Ивин A.A. Моральное рассуждение. // Мораль и рациональность. -М. :«Наука», 1995.-98 с.

59. Ивин A.A. Ценности и понимание. // Вопросы философии. -1987. -№8. -67 с.

60. Иванов A.A. Самоценность сознания. // Проблемы сознания в философии и науке. -М., 1996. -65 с.

61. Иванников В.А. Деятельность субъекта как единство теории и практики. -М.:«Наука», 1999.-85 с.

62. Каган М.С. Философская терия ценностей. -СПб., 1997.-57 с.

63. Каган М.С. Некоторые вопросы взаимодействия философии и педагогики. // Педагогика. -1981. -№10. -90 с.

64. Крымский С.Б. контуры духовности: новые контексты идентификации. // Вопросы философии. -1992. -№12. -34 с.

65. Кузанский Н. Соч. в 2 т. Т.1. -М., 1980.-85 с.

66. Коменский Я.А. Великая дидактика. Соч. в 2 т. Т.1. -М., 1982.-82 с.

67. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. -М., 1915.-54 с.

68. Коротаева Е.В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия. -Екатеринбург, 2000. -28 с.

69. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. -М.:Из-во «Просвещение», 2001. -75 с.

70. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. -М.:1989. 19 с.

71. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований, игры и дискуссии. -Рига, 1995.-95 с.

72. Кант И. Трактаты и письма. -М.:«Наука», 1980.-163 с.

73. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. -Л., 1989.-105 с.

74. Коган Л.Н. Человек и его судьба. -М., 1988.-88 с.

75. Кон И.С. Психология доброго поступка. -М.:«Этическая мысль», 1988.-132 с.

76. Кон И.С. Дружба. -М. :«Этическая мысль», 1980.-80 с.

77. Кон И.С. В поисках себя. М. :«Этическая мысль», 1984.-14 с.

78. Лойфман И.Я. Принцип проблемности в преподавании философии. // Проблемное преподавание философии в ВУЗе. -Свердловск,1988.-74 с.

79. Лобок А. Нравственные основы педагогики. // Народное образование.- 1996. -№5. -54 с.

80. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. // Социс.- 1996. -№5.-97 с.

81. Лекторский В.А. Идеалы гуманизма. // Вопросы философии. -1994. -№6. -98 с.

82. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. -М., 1991.-29 с.

83. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия. // Вопросы философии. -1995. -№2. -67 с.

84. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. -М., 1949.-77 с.

85. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. -СПб., 1999.-49 с.

86. Мельвиль Ю.К. Философские проблемы аргументации. // Философские науки. -1986.-№5. -126 с.

87. Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры. -М.:«Наука», 1992.-92 с.

88. Малышевский А.Ф. Мир человека: Учебное пособие для средней школы 10-11 классов. -М., 1993.-104 с.

89. Малышевский А.Ф. Мир человека: Опыт концепции философского просвещения. -М., 1993.-93 с.

90. Меренков K.M. Развитие личности: проблемы, поиски, решения. -Свердловск, 1989.-73 с.

91. Мудрик A.B. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. -М., 1983.-58 с.

92. Монтень М. Опыты. Кн. 1. -М., 1954.-144 с.

93. Миков Ю.В. Соотношение понятий «ценностная ориентация», «жизненная ориентация». Методологический аспект. -Свердловск,1989.-98 с.

94. Нифантова M.B. Социоигровой подход в образовании. // Философия образования. -Екатеринбург, 2001. -42 с.

95. Ницше Ф. Соч. в 9 т. Т.7. -М., 1970.-171 с.

96. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения.-М.:«Просвещение», 1985.-97 с.

97. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. -М„ Т.2. 1910-1914.-191 с.

98. Полани М. Личностное знание. -М., 1985.-85 с.

99. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. -М., 1998.-79 с.

100. Платон Соч. в 3 т. Т.З, ч.1. -М., 1971.-142 с.

101. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. -М.:«Наука»,1994.-201 с.

102. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. // Семья и школа. -1987. -№10. -54 с.

103. Рубинштейн С.Л. проблемы общей психологии. -М., 1973.-83 с.

104. Рубина Л.Я. , Айрапетова С.Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образование. // Социс, -2000. -№5. -67 с.

105. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. -СПб., 1911.-12 с.

106. Риккерт Г. О системе ценностей. -М.:«Логос», Т.1., выпуск . 1914.-36 с.

107. Равкин З.И. Образование: идеалы и ценности: историко-генети-ческий аспект. // Педагогика. -1995. -№6. -92 с.

108. Розанов В.В. Сумерки просвещения. // Дон. -1989. -№3. -63 с.

109. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. -Новосибирск, 1998.-36 с.

110. Рокич М. Психология личности. Тесты, опросники, методики. -М., 1995.-95 с.

111. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. -СПб., 1915.-115 с.

112. Соловьев B.C. Оправдание добра. Соч. в 2 т. Т.2. -М., 1989.-68 с.

113. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм. -М., 1953.-203 с.

114. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. -М., 1989.-89 с.

115. Столевич Л.И. Красота. Добро. Истина. -М.: «Республика», 1994.-132 с.

116. Соколова Р.В. Общечеловеческие ценности. //«Свободная мысль», -1994. -№5. -37 с.

117. Сафонова J1.В. Социально-психологическая компетентность учащихся как цель и условие личностно ориентированного образования. // Материалы областных педагогических чтений. -Екатеринбург, 1998.-145 с.

118. Сулейманова Л.А. Ценностные ориентации личности и регуляция взаимоотношений в контактных группах. -Баку, 1989.-99 с.

119. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -М., Из-во «Народное образование», 1998.-76 с.

120. Толстой Л.Н. Соч. в 30 т. Т.ЗО. -М„ 1957.-176 с.

121. Титма М.Х. Формирование жизненных ориентаций учащейся молодежи. // Социс, -1977. -№3. -46 с.

122. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. -Л., 1968.-64 с.

123. Трубецкой E.H. Смысл жизни. -М., 1994.-74 с.

124. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Соч. в 2 т. Т.2. -М., 1975.-112 с.

125. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии Соч. в 6 т. Т.5. -М., 1978.-118 с.

126. Фролов И.Н. Философский словарь. -М., 1987.-187 с.

127. Франк В. Человек в поисках смысла. -М.: «Владос», 1990.-41 с.

128. Фромм Э. Душа человека. -М.:«Республика», 1992.-52 с.

129. Фромм Э. Психоанализ и этика. -М., Из-во «Республика». 1993.-145 с.

130. Фридман Л.М. Формирование личности старшеклассника. -М. :«Просвещение», 1989.-72 с.

131. Филиппова В.И. Особенности регулирования ценностных ориентаций.//Сборник научных трудов.-Свердловск, 1980.-31 с.

132. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. -М., 1992.-68 с.

133. Шумихина Л.А. Духовность и образование. // Философия образования. -Екатеринбург, 2001. -73 с.

134. Шевандрин Н.И. Психодиагностика коррекция и развитие личности. -М.«Просвещение», 1998.-95 с.

135. Шеллер М. Избранные философские произведения. -М., 1994.-66 с.

136. Щедровицкий П.Г. С чем вступаем в XXI век. //Знание-сила. -1991. -№7. -53 с.

137. Щедровицкий П.Г. Педагогика и логика. -М., «Наука». 1993.-93 с.

138. Шрейдер Ю.Н. Ценности, которые мы выбираем. // «Новый мир». -1994.-№8. -26 с.

139. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. -Екатеринбург, 1994.-47 с.

140. Эйнгорн Н.К. Преподавание этики и этика преподавания. // Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: Методологические и методические аспекты. -Екатеринбург, 2001. -52 с.

141. Юлина Н.С. Философия для детей. // Вопросы философии. -1993. -№3. -69 с.

142. Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию. // Вопросы философии. -1995. -№2. -44 с.

143. Ядов В.А. Личность в условиях модернизации. // Человек. -1991. -№3. -31 с.

144. Яценко О.Ю. Методика преподавания философии. // Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: методологические и методические проблемы. -Екатеринбург, 2000. -74 с.

145. Хрестоматия по истории философии. -М.:«Владос», 1997.-5-8 с, 12-16 с.

146. Kluge F. . Entimologischy Worterbuch der dentseher tprache. Berlin und Zeipzig, 1921.-5 s.

147. Программа курса «Основы философии» для учащихся старших классов профессионального лицея «Спектр».1. Пояснительная записка.1. Актуальность курса

148. Гуманизация школьного образования является объективной потребностью нашего времени как одно из направлений решения проблемы утверждения в современном мире нравственных ценностей, носящих общечеловеческий характер.

149. Преподавание курса «Основы философии» должно способствовать развитию креативности, включению индивида в культурную среду, формированию ценностных ориентиров, нравственных позиций. Цель:

150. Развитие ценностных ориентацией старших школьников средствами философии.

151. Формирование у учащихся системного представления о мире, месте человека в нем с позиций аксиологического подхода.1. Задачи:

152. Сформировать представления о философии как мировоззренческой форме знания, которая развивает не только интеллект и память, но и сферу личностно-ценностных ориентаций человека (познавательных, нравственных, эстетических).

153. Место курса в системе социогуманитарного образования: Курс «Основы философии» состоит из двух частей: Часть 1 «Человек», часть 2 - «Человек и общество».

154. Курс «Человек» базируется на идеях экзистенциальной направленности. Курс «Человек и общество» основан на рассмотрении человека в системе общественных отношений.

155. Принцип аксиологической направленности обучения связан со способностью философии ориентировать в системе ценностей, помогать в выработке ценностных ориентациий.

156. Курс рассчитан на два года обучения.

157. Содержание разделов программы1. Часть первая «Человек»:1. Задачи курса;

158. Сформировать интерес к философии.

159. Приобщить к миру философских понятий, идей.

160. Развитие творческого мышления.

161. Развить коммуникативные навыки умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения.

162. Способствовать формированию и развитию духовных ценностных ориентаций.

163. Учебно-тематический план первого года обучения.

164. Тема 1: Зачем я философствую? 1. Знакомство с философией мифы. 2. Что значит философствовать. 3. Философские открытия. Ключевые слова: философия, миф, мировоззрение. 2 2 2

165. Тема 2: В чём моя тайна? 1. О начале философии человека. 2. Человеческая природа. Ключевые слова: гуманизм, человек, личность, душа, тело, природа человека. 2 2

166. Тема 3: Во что я верю? 1. Феномен веры. 2. Вера и знание. 3. Откуда берутся идеалы. Ключевые слова: счастье, вера, судьба, совесть, этика. 2 2 2

167. Тема 4: Что я знаю? 1. Человеческие потребности. 2. Знания и интуиция. Ключевые слова: интуиция, познавательная потребность, чувства, разум, истина. 2 2

168. Тема 5: Кого я люблю? 1. Эрос в мифах. Платон «Пир». 2. Эрос в эпоху Возрождения. 3. Виды любви. Ключевые слова: любовь, целомудрие, братская любовь, материнская любовь и эротическая любовь. 2 2 2

169. Тема 6: Чего я страшусь? 1. Понятие страха. 2. Страх молитва души. Ключевые слова: страх, ужас. 2 21. Тема 7: Умру ли я?1. Смерть изнанка жизни.

170. Образы смерти. Ключевые слова: рок, предопределение.

171. Курс «Человек и общество»(Часть 2) II год обучения.1. Задачи курса.

172. Дать учащимся представление о специфике философского знания; познакомить учащихся с комплексом философских понятий и терминов аксиологии, антропологии (менталитет, личность, познание, самореализация, экзистенциализм и т.д.).

173. Продолжить развитие навыков рефлексии, коммуникации, ценностно-ориентационных качеств.

174. Основные содержательные линии курса: «Человек-человек» содержание курса сведено к решению вопросов экзистенциальной философии. Степень осознания единства сущности и существования человека.

175. Человек и общество» важной темой в социальной философии являетсяреализация личной свободы, осуществление морального выбора.

176. Название тем Поурочное название тем Кол-во часов

177. Философия 1. Путь к нравственной философии. 2

178. Ключевые слова: нравственность, добро,зло, справедливость, благо.1.. История философии 1. Человек в философии Древнего 21. Востока.

179. Человек в античной философии. 2

180. Человек в средневековой философии. 2

181. Человек в философии Нового 2времени.

182. Человек в немецкой классической 2философии.

183. Человек в русской философии. 2

184. Семинар «Античная философия». 2

185. Ключевые категории: страдающий,деятельный, творец культуры,духовный, нравственный.

186. V. Ценность 1. Что такое ценность. 2. Иерархия ценностей. 3. Духовность и бездуховность. Ключевые слова: аксиология, духовные, материальные, социальные ценности; духовность, бездуховность. 2 2 2

187. VI. Человек и общество 1. Понятие свободы. 2. Свобода как ценность. Ключевые слова: свобода, ответственность, моральный выбор. 2 21. Литература.

188. ГуревичП.С. «Человек». М.,1995.

189. Горбачев В.Г. «Основы философии». М.,1998.

190. Мир философии. В 2-х Т. М.,1991.

191. Философский энциклопедический словарь. М.,1983.

192. Хрестоматия по истории философии. М.,1994.

193. Канке В.А. «Основы философии». М., 1999.

194. Рычков А.К., Яшин Б.Л. «Философия 100 вопросов и ответов». М., ч 1999.

195. Боголюбов М.Н., Лазебников А.Ю. «На пути к современной цивилизации». М., 1987.

196. Хачатурян В.М. «История мировых цивилизаций». М., 1997. Ю.Смирнов М.ГТ. «Введение в современное обществознание». М., 2000.

197. Духовные ценностные ориентации.

198. Социометрический метод, формирующий эксперимент- выбор взаимный выбор

199. Рис. 2 Социограмма ЭГ 1, в которой проводился курс «Основы философии» часть II -"Человек и общество"

200. Социометрический метод, формирующий экспериментвыбор- взаимный выбор

201. Рис. 1 Социограмма ЭГ, в которой изучался курс «Основы философии» часть I -«Человек»

202. Класс/5^Школа (у/ммА ¿¿Дата исследования Критерий г1. Кол-во человек ~г?

203. Фамилия ^Выбираемого Члена руппыинлиябнрающ Ена группы

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.