Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Асессоров, Александр Иванович

  • Асессоров, Александр Иванович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 184
Асессоров, Александр Иванович. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Нижний Новгород. 2009. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Асессоров, Александр Иванович

Введение.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ.

1.1. Содержание и структура профессиональной культуры дизайнера.

1.2. Анализ формирования профессиональной культуры будущего дизайнера в педагогической теории и практике в зарубежном и отечественном образовании".

1.3. Тенденции и принципы формирования профессиональной культуры дизайнеров в образовательном процессе вуза.

1.4. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров.

Выводы по первой главе.

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДИЗАЙНЕРОВ

2.1. Диагностика исходных уровней развития профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров.

2.2. Методика формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе»

Актуальность проблемы и тема исследования. Интеграция российской образовательной системы в мировую систему образования, социальные и экономические изменения в российской обществе, диктуют необходимость новых подходов к подготовке конкурентоспособных специалистов - выпускников вузов, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, адаптации к изменяющимся условиям, обладающих сформированным профессиональным мышлением и профессиональной культурой, способных решать поставленные обществом задачи. В последние десятилетия одной из важнейших сфер мировой системы образования становится дизайн-образование. Влияние дизайна на все стороны жизни общества постоянно растет, возникают новые условия и формы взаимодействия общей и проектной культур. Развитие дизайн-образования вызвало актуальность, задач' пересмотра традиционных, подходов к подготовке данных специалистов. Социальная потребность в специалистах дизайна, способных решать современные профессиональные задачи, отвечать потребностям общества и государства, связана с развитием дизайна, как фактора обеспечения качества жизни человека. В Государственной концепции развития дизайна основными задачами развития дизайна являются: обеспечение эффективности использования дизайна как важнейшего фактора повышения качества жизни населения; повышение эффективности использования дизайна как фактора роста конкурентоспособности продукции и услуг предприятий различных секторов экономики, в условиях повышения значимости уровня дизайна и эргономичности в оценке потребительских свойств товаров. В связи с тем, что в концепции развития дизайна ставятся задачи, связанные с обеспечением условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественных продуктах дизайна, дизайн услугах — возникает необходимость совершенствования процесса подготовки специалистов дизайнеров, совершенствование форм и технологий дизайнобразования.

Существующая сегодня система профессионального дизайнерского образования еще проходит стадию формирования в связи с тем, что дизайн, как профессиональная деятельность, появился в нашей стране-сравнительно, недавно. Существующее на данный момент количество и качество профессиональных дизайнеров не может удовлетворить возникшую в обществе потребность в этом виде услуг, а профессиональное дизайн-образование только начинает развиваться, опираясь в основном на опыт еще советских художественно-промышленных вузов, факультетов технической эстетики, опыт западных коллег и эксперимент.

Анализ теории и практики дизайн-образования показал, что уровень развития профессиональной культуры дизайнера не всегда достаточно, высок, что отрицательно сказывается на продуктах профессиональной проектной деятельности, а это, в свою очередь, влияет на«развитие общества в. целом. Осмысление дизайна как нового вида проектно-художественной деятельности человека ставит перед педагогами вузов новые задачи и побуждает к поиску более эффективных способов их профессиональной подготовки. При этом главной задачей в решении этого вопроса в вузе остается задача формирования творчески мыслящей и действующей личности высокой профессиональной культуры.

Специальность «дизайнер» - интегративный вид профессиональной деятельности и предполагает интеграцию различных видов профессиональной подготовки: технической, архитектурной, художественной, экологической, социальной и др. В связи с этим целью профессиональной подготовки дизайнеров становиться формирование профессиональной культуры, в содержании которой интегрированы знания, умения, навыки различных профессиональных сред (технической, гуманитарной, художественной, экономической, экологической и др.)

Необходимость разработки теоретических и методических аспектов формирования профессиональной культуры дизайнеров детерминируются рядом противоречий между:

- сложившейся системой профессиональной подготовки и реальными потребностями общества в подготовке специалистов, отличающихся высоким уровнем профессиональной культуры; потребностью педагогической практики в теоретических и методических разработках по формированию профессиональной культуры специалистов дизайнеров и недостаточной дидактической обеспеченностью данной задачи.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее междисциплинарный многоаспектный характер, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в профессиональной педагогике, необходимость разрешения выявленных противоречий, а также предпосылки и прогнозируемые направления ее дальнейшего изучения, обусловили выбор и постановку темы исследования: «Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе».

Цель исследования: научно обосновать, разработать, экспериментально проверить модель формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов -будущих специалистов дизайнеров в вузе.

Предмет исследования: модель формирования профессиональной культуры студентов будущих специалистов-дизайнеров в вузе.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров будет эффективным если:

• определены сущность, структура и содержание профессиональной культуры специалиста дизайнера;

• реализован культурологический подход в содержательном, и процессуально-технологическом компонентах в процессе формирования профессиональной-культуры;

• структурировано содержание формирования профессиональной культуры;

• научно обоснована и разработана модель формирования профессиональной культуры будущего специалиста-дизайнера в вузе;

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования.

1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике и на этой основе определить сущность, структуру и содержание процесса формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров.

2. Исследовать профессиональную культуру как психолого-педагогическую категорию, выделить критерии и принципы ее формирования у будущих специалистов-дизайнеров.

3. Разработать модель процесса формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе.

4. Разработать комплекс педагогических условий и принципы организации процесса формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров.

5. Провести экспериментальное исследование эффективности модели и педагогических условий формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров.

Теоретико-методологической основой исследования послужили. идеи гуманизации современного общества, системный подход к анализу и организации профессионального образования и подготовки, будущих специалистов:

- основы аксиологического подхода к организации- педагогического взаимодействия (В.Г. Алексеева, М.Н. Берулава, С.Г. Вершловский, В.П. Зинченко, И.Ф.Исаев, А.В. Кирьякова и др.);

- идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, К.Я. Вазина, М.А. Викулина, С.В. Кульневич, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.); исследования мотивации учебной деятельности студентов (Л.И. Божович, А.А. Вербицкий, JI.C. Выготский, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, и др.);

- теоретические основы профессионального становления и развития специалистов (К.Я. Вазина, С.М. Маркова, А.В. Хуторской и др.);

- основы формирования профессиональной культуры в личностно-ориентированном профессиональном образовании (Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев и др.);

- концепции высшего дизайнерского образования (Н.П. Валькова, Е.Н. Ковешникова, Р.Ф. Мухутдинов и др.).

Процесс развития и формирования профессиональной культуры будущих специалистов в разных аспектах был рассмотрен в диссертационных работах Э.Х. Башкаева, В.В. Бабушкиной, Н.В. Блохина, А.В. Богомолова, Г.Н. Веслополовой, СБ. Капелевой, Д.А. Махотина, Т.А. Новиковой, Т.А. Полякова, Г.Н. Синициной, И.В. Соловьевой, А.И. Сухарева, С.И. Уляева, Г.Ю. Ульяновой, Н.Г. Чаниловой, Е.В. Шевцовой и др.

На основе культурологического подхода исследованы механизмы, тенденции и условия формирования отдельных компонентов профессиональной культуры: духовной (Е.И. Артамонова, Б.С. Братусь, Н.Е. Щуркова), методологической (В.В. Краевский, В.Э. Тамарин, А.Н. Ходусов), профессионально-психологической (Н.И. Лифинцева), проектной (Л.М. Гурье), экологической (СМ. Глазачев), физической (М.Я. Виленский).

Следует отметить, что вопрос о сущности, содержании, структуре и функциях профессиональной культуры дизайнера не решен в педагогической науке однозначно. Отсутствуют специальные работы, в которых бы обозначенная проблема получила всестороннее рассмотрение. В ряде исследований (Н.П. Валькова, Р.Ф. Мухутдинов) профессиональная культура дизайнера лишь вписана в контекст других, не менее актуальных проблем, связанных с профессиональным становлением специалиста-дизайнера.

В своих исследованиях мы опирались на труды в отечественной и зарубежной педагогике и психологии по изучению профессиональной культуры в системе психолого-педагогических наук (СИ. Архангельский, А.В. Барабанщиков, Б^В. Бондаревская, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, H.JI. Шеховская, С.Н. Щербакова и др.), философских проблем взаимосвязи познания и творчества (Аристотель, Н.А.Бердяев, Г.В.Гегель, И.Кант, Платон, В.В.Розанов, З.Фрейд и др.), архитектурно-проектной (В.В. Бабуров, Г.Б. Бархин, Б.Г. Бархин, К.Н. Блохин, A.Bi Власов, И.В. Жолтовский; А.В. Щусев и др.), историко-педагогической (А.К. Колесова), нравственно-эстетической (Э.А. Гришин, Д.С. Яковлева), коммуникативной (О.О. Киселева, Т.Н. Левашова, А.В. Мудрик), технологической (М.М. Левина), физической (М.Я. Виленский) и^ др., теоретические и методологические поиски путей совершенствования обучения художественным дисциплинам (Г.В. Беда, В.С .Кузин, В.К. Лебеденко, Л.Г.Медведев, Н.Н. Ростовцев, Г.Б.Смирнов, А.Е.Терентьев, Е.В.Шолохов и др.).

Вопросы дизайн-образования студентов рассматриваются в трудах

A.С. Близнюка, Ю.Б. Вроблявичуса, В.Н.Гамаюнова, А.Г.Дроздецкого, А.И. Ковешникова, Е.Н. Ковешниковой, Г.Б. Минервина и др. Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах ученых, работающих в профессиональных сферах дизайна (Н.В. Воронов,

B.П.Зинченко, В.Ф. Сидоренко, Н.К. Соловьев, С.О. Хан-Магомедов).

В этих исследованиях профессиональная культура рассматривается как проекция общей культуры, проявляющаяся в системе профессиональных качеств и специфике деятельности.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и практических методов: методы теоретического анализа, обобщение и систематизация материалов социологической, психологической, педагогической, методологической литературы, теоретическое моделирование процесса формирования профессиональной культуры, эмпирические методы прямого, косвенного и включенного наблюдения, комплексной и поэтапной социально-педагогической диагностики посредством анкетирования, тестирования, изучении продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент, математические и графические методы обработки результатов.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и практических методов: методы теоретического анализа, обобщение и систематизация материалов социологической, психологической, педагогической, методологической литературы, теоретическое моделирование процесса формирования профессиональной культуры, эмпирические методы прямого, косвенного и включенного наблюдения, комплексной и поэтапной социально-педагогической диагностики посредством анкетирования, тестирования, изучении продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент, математические и графические методы обработки результатов.

Выбор методов исследования определялся логикой экспериментальной работы и задачами, решаемыми на каждом отдельном этапе.

База исследования. Исследование осуществлялось на базе ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» (ВГИПУ).

Этапы исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 2005 по 2008 гг.

На первом этапе (2005-2006) изучалась степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной науке и педагогической практике, определялись цели, задачи, программа и методика опытно-экспериментальной работы, сформулирована гипотеза исследования.

На втором этапе (2006-2007) было проведено уточнение структуры профессиональной культуры будущего специалиста дизайнера, выявлялись источники и методы получения эмпирического материала, разрабатывалась модель формирования, профессиональной культуры будущего специалиста дизайнера.

На третьем этапе (2007-2008) завершился формирующий эксперимент, анализировались результаты опытно-эспериментальной работы, разрабатывались методические рекомендации по формированию профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров.

Научная новизна»исследования:

1. Определена сущность профессиональной культуры-дизайнера, как личностного системного новообразования, включающего аксиологический, деятельностный. и личностный компоненты и проявляющихся, в трех аспектах (проектно-производственном, социокультурном, учебно-образовательном) деятельности дизайнера.

2. Разработана модель формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров, отражающая логику постепенного достижения более высокого уровня профессиональной культуры будущих дизайнеров, целевые установки, специально сконструированное предметное содержание, организацию педагогического процесса, направленного на формирование практических действий будущих дизайнеров.

3. Разработаны педагогические условия, способствующие постепенному формированию профессиональной культуры будущих дизайнеров: мотивационно-целевые, организационные, структурно-содержательные, процессуально-технологические и оценочно-результативные.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации понятия «профессиональная культура специалиста дизайнера», систематизации теоретических подходов к проблеме формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров, определении ведущих тенденций и принципов формирования профессиональной культуры специалистов дизайнеров в образовательном процессе вуза.

Определен компонентный состав профессиональной культуры дизайнеров, включающий аксиологический, личностный, деятельностный компоненты.

Созданы механизмы развития профессиональной культуры с учетом требований к профессиональной подготовке студентов-дизайнеров включающие программно-методическое обеспечение формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- разработанная модель и педагогические условия внедрены' в образовательном процессе Волжского государственного инженерно-педагогического университета (ВГИПУ) и Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ);

- подобраны комплексы диагностических методик изучения степени сформированности профессиональной культуры;

- разработана критериальная система уровней сформированности профессиональной культуры на разных этапах формирования и педагогический инструментарий формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров;

- предложенные в диссертационном исследовании положения и выводы, а также педагогические условия формирования профессиональной культуры могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке студентов - будущих специалистов дизайнеров с целью повышения их профессиональной культуры.

Положения, выносимые на защиту.

1. Профессиональная культура специалиста-дизайнера рассматривается как интегративное личностное новообразование, представляющее собой взаимосвязь профессиональных знаний, умений, профессионально и социально значимых качеств личности, проявляющихся в проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной деятельности. Структурными компонентами профессиональной культуры дизайнера являются аксиологический, деятельностный и личностный компоненты.

2. Модель формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров, отражающая логику постепенного достижения более высокого уровня профессиональной культуры будущих дизайнеров, целевые установки, специально сконструированное предметное содержание, организацию педагогического процесса, направленного на формирование практических действий будущих дизайнеров.

3. Педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры будущих дизайнеров:

- развитие потребностно-мотивационной-сферы личности; разработка структурного содержания формирования профессиональной культуры, представляющая собой взаимосвязь технических, гуманитарных, художественных дисциплин;

- организация образовательного процесса на основе продуктивной творческой деятельности, совместной проектной деятельности студентов и преподавателей, поэтапного непрерывного приобщения студентов к учебно-профессиональной деятельности, инициировании рефлексии личностно-профессионального развития;

- разработка учебно-методического обеспечения;

- разработка технологии, способствующей достижению целей формирования профессиональной культуры и включающей ценностно-ориентационный, содержательно-моделирующий и рефлексивнотворческий этапы;

- педагогический контроль и коррекция процесса формирования профессиональной культуры; комплексное диагностирование и оценка формирования профессиональной культуры.

Достоверность и внедрение результатов исследования и научных выводов обусловлены применением современной методологии системного, комплексного, интегративного подходов, их соответствием тенденциям развития социально-педагогической действительности, использованием философских, социологических, психологических, педагогических, профессиональных источников, репрезентативностью экспериментальных данных, возможностью воспроизведения эксперимента в условиях вуза и позитивными отзывами о результатах исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры профессиональной педагогики и Ученого совета Волжского государственного инженерно-педагогического университета; представлены и получили одобрение на семинарах и научно-практических конференциях: V Всероссийская научно-методическая конференция «Реализация научных идей В.И. Попова в инновационном развитии науки, образования и производства» (Н.Новгород, 2008г.); XIII международная научно-методическая конференция «Проблемы многоуровнего образования» (Н.Новгород, 2009г.); общероссийская научная конференция «Актуальные вопросы науки и образования» (Москва, 2009г.); II научная конференция «Высшее профессиональное образование. Современные аспекты международного сотрудничества» (Израиль, Тель-Авив, 2009) и других.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации составляет 184 страницы машинописного текста. В работе

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Асессоров, Александр Иванович

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Направленность экспериментальной работы состояла в выявлении характеристик и апробации разработанной модели и педагогических условий формирования профессиональной культуры. Сравнительный анализ результатов по итогам констатирующего и контрольных этапов экспериментальной работы, показывают, что реализация модели позволила повысить уровень профессиональной культуры респондентов экспериментальной группы по сравнению с респондентами контрольной и показала эффективность предлагаемого подхода в организации процесса формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров.

Результаты проведенного педагогического эсперимента подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:

1. Доказано, что модель формирования профессиональной культуры будущего специалиста дизайнера рассматривается как теоретический способ отображения профессиональной культуры через характеристику компонентного состава и внутренних связей, является теоретическим результатом научного поиска и стратегии педагогического эксперимента, отражает логику процесса формирования профессиональной культуры будущего специалиста дизайнера.

2. Разработано структурное содержание формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров, представляет собой совокупность общепрофессиональных, общеобразовательных и специальных дисциплин, структурированных в следующие блоки: гуманитарный, общепрофессиональный, общепроектный (интегративный блок), частнопректировочный (дифференцированный блок).

3. Разработана технология формирования профессиональной культуры специалистов-дизайнеров, поддерживающая диалоговую основу обучения, стимулирующая активную субъективную позицию студентов в саморазвитии, реализующая образовательный потенциал учебных дисциплин, разработку учебных проектов направленных на формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров и включающая мотивационно-ценностный, содержательно-модульный и контрольно-оценочный этапы.

4. Результаты экспериментального исследования подтвердили эффективность модели и педагогических условий формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров, о чем свидетельствует положительная динамика формирования профессиональной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследованная в диссертации проблема формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров приобретает особую актуальность в связи' с условиями современной жизни, которые требуют опережающего развития образования в связи с востребованностью той или иной профессии. В результате решения поставленных для исследования задач:

1. изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике и на этой основе определить сущность, структуру и содержание процесса формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров;

2. исследовать профессиональную культуру как психо лого-педагогическую категорию, выделить критерии и принципы ее формирования у будущих специалистов-дизайнеров;

3. разработать модель процесса формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе;

4. разработать комплекс педагогических условий и принципы организации процесса формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров;

5. провести экспериментальное исследование эффективности модели и педагогических условий формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров - мы пришли к следующим заключениям:

1. Принятая и разрабатываемая нами методика формирования специалиста дизайнера, как гармонически развитой личности, должна опираться на соединение художественного и научно-технического образования на общей гуманитарной основе и на формирование студента в теснейшим образом связанных между собой теоретическом и практическом аспектах. Широкий круг знаний общественных, гуманитарных и естественных наук определяет научную эрудицию студента и повышает его интеллектуальные способности.

2. Учитывая данные обстоятельства, нами была разработана модель формирования профессиональной культуры дизайнера, которая содержит в себе характеристики трех подсистем: социокультурной, учебно-образовательной, проектно-производственной, разработанных на основе взаимообусловленных компонентов формирования личности специалиста: мотивационно-ценностного, интеллектуально-познавательного и профессионально-важных качеств.

3. Для определения развития профессиональной культуры будущих дизайнеров средствами проектной деятельности нами были определены уровни и характеризующие их критерии: низкий, средний и высокий.

4. Для повышения уровней развития профессиональной культуры будущих дизайнеров была разработана комплексная система программ профилирующих дисциплин по дизайн-проектированию, включающая методы: анкетирование, изучение продуктов проектной деятельности студентов, рейтинг, самооценка, характеристика и т.д.

5. Анализ уровня развития профессиональной культуры будущих дизайнеров позволил определить, что на начальном этапе обучения студенты, в основном, имеют низкую проектную культуру, отсутствие профессиональных навыков, недостаточно развитые художественные способности, отсутствие умения генерировать новые идеи и т.д.

6. Для устранения выявленных недостатков и эффективного формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров, была применена система комплексного дизайн-проектирования и обучения, которая способствовала росту уровня развития профессиональных и личностных характеристик профессиональной культуры студентов -дизайнеров.

6. Творческая деятельность, лежащая в основе проектно-производственной деятельности дизайнера, позволила объединить преобразовательную и познавательную активность студента и сформировать его ценностные ориентации. Ценность проектного обучения состоит в том, что в общем виде оно содержит и восприятие, и наблюдение, и опыт.

7. После введения системы комплексного дизайн-проектирования в образовательный процесс, как целенаправленной системы, направленной на формирование профессиональных навыков и мастерства, развитие творческой активности и личностных качеств студентов в сфере освоения шрофессиональной деятельности, нами были проведены повторные исследования уровня развития профессиональной культуры будущих дизайнеров, результаты которых продемонстрировали динамику роста уровня развития профессиональной культуры студентов дизайнеров по всем критериям.

Таким образом, проведенное научное исследование свидетельствует о том, что разработанные психолого-педагогические условия по формированию профессиональной культуры будущих дизайнеров средствами проектно-производственной деятельности являются эффективными и дают основание для определения перспективных направлений формирования профессиональной культуры будущих специалистов дизайнеров. И одним из таких направлений является система комплексного дизайн-проектирования, как часть общей теории проектирования, синтезирующая знания профессиональных вопросов дизайна с методами педагогического воздействия и управления учебным процессом. Она служит органическому соединению теоретического исследования и практического проектирования в единой профессиональной деятельности на основе рационального сочетания общих, гуманитарных, технических, экономических, художественно-профессиональных и педагогических сфер образования через усиление межпредметных связей.

Процесс обучения дизайн-проектированию предстает как динамическое взаимодействие педагога, студента и проектной модели. Продуктами этого взаимодействия являются, с одной стороны, проект, а с другой - развитие умственных, творческих и нравственных качеств студента, его профессиональной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Асессоров, Александр Иванович, 2009 год

1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки //Высшее образование в России. - 1993. - № 3. С. 165-170.

2. Абдульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории. -— Tyi.: Наука, 1995.-С. 27-48.

3. Агапова О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Alma Mater, 1994.- №1.

4. Айзенк Ю. Структура личности. Пер. с англ. СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999.-464 с.

5. Авдотьин Л.Н. Применение вычислительной техники и моделирования в архитектурном проектировании: Учеб. пособие. М.: Стройиздат, 1998. -225 с.

6. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. - 240 с.

7. Анисимов В.Е., Пантина Н.С. Методологические вопросы разработки модели специалиста (в вузе) // Советская педагогика, 1977. № 5 - С. 100-108.

8. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982.-С. 140-147.

9. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала/Под редакцией В.А. Бодрова и др.- М.: Ин-т психологии АНСССР, 1991. С. 27- 43.

10. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

11. Архитектурное образование в СССР.-М., 1988.

12. Асессоров А.И. Профессиональная культура будущего специалиста-дизайнера /А.И. Асессоров// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Научно-методическое издание -Кострома, 2009. -№ 3. С. 82-86.

13. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.

14. Бабыкина Н.И. Диалектика творческой и репродуктивной деятельности в системе культуры: Автореферат. Дисс. .канд. филос. наук. С.Петербург, 1992. - 16 с.

15. Байбекова Г.П. Роль социальных представлений в развитии личности студента. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Астрахань, 2003. 184 с.

16. Бажанов В.А. Рефлексия в современном науковедении // Рефлексивные процессы и управление. 2002. - № 2. - С. 73-89.

17. Барон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя//В опросы психологии. 1990. -№ 2. -С. 153-159.

18. Бархин В.Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб.-метод. пособие для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1982. -224 с.

19. Бархин М.Г. Город. Структура и композиция. М.: Наука, 1986. 263 с.

20. Башкаева Э.Х. Формирование профессионально значимых качеств будущего инженера в процессе учебной деятельности. Диссертация насоискание ученой степени кандидата педагогических наук. Карачаевск. -2002.-167 с.

21. Бацын В.К. Реформа образования в Российской Федерации. 1999-1994. -М., 1995.-С. 17.

22. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения // Под ред. А.Ф. Смирнова. М.: Педагогика, 1982. - 287 с.

23. Бердяев Н.А. Философия, творчество культуры и искусства М., 1994. т. 1.

24. Бодал ев А. А. Личность и обучение: Избр. труды. М.: Педагогика, 1983. -271с.

25. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика, 1999. №3. - С. 18.

26. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. -Ростов на Дону: РГПИ, 1993. 32 с.

27. Борисова Т.В. Иностранный язык в профессиональном становлении будущих инженеров-строителей. Дисс. .канд. пед. наук.-Ставрополь, 2004. 227 с.

28. Блауберг И.В., Юдин Э.Л. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. -56 с.

29. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. Т.20. — 1999. № 5. -С. 38-44.

30. Буева Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия (Выступление на «круглом столе» «Культура, культурология и* образование) // Вопросы философии. 1997. - № 2. -С. 12-16.

31. Веслополова Г.Н. Профессиональная деятельность как основа формирования модели архитектора: Дисс. канд. архит. -М.: 1995.- 202 с.

32. Весна Е.Б. Личность и индивидуальность в познавательном пространстве // Мир психологии. 1999. - № 4 (20). - С. 282.

33. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. - № 1. - С. 27-32.

34. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России, № 2.- 2000. — С. 40-42.

35. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 204 с.

36. Высшая школа России. Состояние и программа развития // Доклад Президенту РФ. М., 1993.

37. Гейвин X. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2003. - 272с. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании //Педагогика. - 1992. - № 5-6 - С. 3-13.

38. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных технологий). М.: Совершенство, 1998. — 608 с.

39. Глазычев В.Л. Искусство как профессия // Декоративное искусство СССР. 1994.-№ 6.-С. 18-29.

40. Гусинский Э.Н. Образование личности. М., 1994.- С. 42.

41. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. -М., 2000.

42. Гутнов А.Э. Города и люди: Избранные труды.- М.: МП «Ладья», 1993. -320 с.

43. Громыко Ю., Давыдов В. Концепция прогноза развития образования до 2015 г. // Народное образование 1993.- № 1-2. - С. 12.

44. Гропиус В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 1971. - 287 с, С. 86.

45. Гропиус В. К художественному синтезу культуры //Декоративное исскуство СССР. №4, 1965- С. 36.

46. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов.- М.: Педагогика, 1972- 4 23 с.

47. Давыдов В.В., Михайлов Ф.Т. Философско-психологические проблемы развития образования. М.: Просвещение, 1993. - С. 21.

48. Деркач А.А, Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993. - С. 8

49. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1985.

50. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа. — М., 1976.

51. Дунина Н.И. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза. — Рязань, 1975. 96 с.

52. Дизайн в высшей школе. ВНИИТЭ, 1994, 183 с.

53. Иконников А.В. Архитектура: рубеж веков и выбор пути // Архитектура и строительство Москвы. 2001. - № 2 -3.- С. 17.

54. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

55. Загашев И.О., Заир-Бек СИ. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.

56. Зайцев К.Г. Графика и архитектурное творчество. М.: Стройиздат, 1979.-160 с.

57. Закон РФ «Об образовании». ИП.: Новая школа, 1992. - 60 с.

58. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовскрм профессиональной образовании». -М., 1996. С. 5.

59. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1982.-127 с.

60. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

61. Земпер Г. Практическая эстетика. М., Искусство, 1993. - 248 с

62. Карелина М.Ю. Современные проблемы соотношения гуманитарной; и специальной подготовки студентов в высших учебных заведениях

63. России. М.: ИОО МОПО РФ, 1997. - С. 17-19.

64. Кинелев В.Г. Фундаментализация университетского образования /ТВысшее образование в России, 1994. № 4. - С. 6-13.

65. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 199. 76 с.

66. Коган JI.H. Всестороннее развитие личности и культура. М., 1981. - С. 43.

67. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996. -№ 6. - С. 49.

68. Корбюзье JI. Новый дух в архитектуре. В кн.: Ле Корбюзье. Архитектура XX века. / Пер. с франц. К.Т.Топуридзе. М., Прогресс, 1970.

69. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: СамГПИ, 1994. — С. 110.

70. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. - 142 с.

71. Кураев В.И., Лазарев Ф.В. Точность, истина и рост знания.- М., 1988. -С. 228-229.

72. Кудрявцев А.П., Степанов А.В., Метленков Н.Ф., Волчок Ю.П. Архитектурное образование: проблемы развития. — М.: Эдиториал УРСС, 2002.-152 с.

73. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М.: Педагогика, 1995.-303 с, С. 47.

74. Кудряшев К.В. Архитектурная графика. Учебное пособие М.: Архитектура, 2004. - 312 с.

75. Леонтьев А.Н. Человек и культура // Наука и человечество. — М.: Знание, 1963.

76. Леонтьев А.Н. Очерк развития психики // Избранные психологические произведения. В 2-х т. T.l. -М., 1983.

77. Ленинградская школа дизайна. Опыт подгогтовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной / Под ред. Н.В. Валысовой, В.Ф. Сидоренко. -М., 1992. -100 с.

78. Мастера архитектуры об архитектуре: Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. М.: Искусство, 1972. — 591с.

79. Мастера архитектуры об архитектуре: Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. В 2-х т. — М.: Искусство, 1975.- т.1.-С.34.

80. Материалы Всероссийского совещания по вопросам формирования социально-психологического портрета будущего специалиста (Ульяновск, 4-5 декабря 2003).

81. Материалы Международной научно-методической и практической конференции по архитектуре и дизайну. Нижний Новгород: Нижнегород. Гос. Архит.-строит. Ун-т, 2000. 118 с, С. 3.

82. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1989.

83. Махнач В.Л. Культурные тенденции нашей эпохи // Архитектурный диплом-94: III Международный смотр дипломных проектов I конгресс MAC А. М.МП «Ладья», 1995. - 64 с.

84. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975. 368 с.

85. Метленков Н.Ф., Степанов А.В. Общекультурное архитектурное образование // Архитектурный диплом-94: III Международный смотр дипломных проектов I конгресс МАСА. М.МП «Ладья», 1995. - 64 с.(

86. Метленков Н.Ф. Концепция высшего архитектурного образования России // Архитектурная наука МАРХИ. М., 1996.

87. Метленков Н.Ф. Философия саморазвития // Теория и методология творчества: итоги и перспективы. -М.: СФО, 2001. С. 52-58.

88. Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования // Сб. научных трудов. М.: НИИВО, 1997.

89. Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы. Материалы Международной научной конференции 19-25 сентября 2004г, Волгоград / ВолгГАСУ. Волгоград, 2004. - 156 с.

90. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития / Подред. М.И. Кондакова. М.: Педагогика, 1986. - 248 с.

91. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1988. - 749 с.

92. Организационные средства воспитания творческой целеустремленности вучебном процессе (сквозное проектирование, сквозное изучение предметов) Отчет о результатах научно-методических исследований в 1990-2000 учебном году. Астрахань. 2002. - 11 с.

93. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. Изд. 2-е. М., 1988. - С. 385.

94. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагог, агентство, 1996. - 602 с.

95. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов н/Д:1. Феникс, 2002. 544 с.

96. Педагогический словарь. М., 1960. — С. 71.

97. Перспективы и основные направления развития научно-технического исоциального прогресса в архитектуре. Модель архитектора. М., 1995.

98. Петровский В.А. Основы педагогики и психологии высшей школы. М.:1. МГУ, 1986.-302 с.

99. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997. — 174 с.

100. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. -Казань, 1989.-200 с. (

101. Протестируйте себя / Дж. Баррет. СПб.: Питер, 2001. - 254 с.

102. Корбюзье Л. Новый дух в архитектуре. В кн.: Ле Корбюзье. Архитектура XX века. / Пер. с франц. К.Т. Топуридзе. М., Прогресс, 1970.

103. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический

104. Аспект. -Казань, 1989. 200 с.

105. Протестируйте себя/ Дж. Баррет. — СПб.: Питер, 2001. — 254 с.

106. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. М.,1993.-С. 14.

107. Психология: словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М., 1990.-494 с.

108. Психология и педагогика развития личности: Монография / Под ред. Е.Н. Шиянова, СБ. Бобрышова, О.И. Лепилкиной, В .Я. Яшуткина. -М.: Илекса, 2002. 568 с.

109. Психология популярных профессий / Под ред. Л.А. Головей. СПб.: Речь, 2003.-256 с.

110. Рабочая книга по прогнозированию / Ред. Кол.: И.В. Бестужев-Лада (отв. ред.)-М.,1982-С. 8.

111. Ракитов А.И. О смысле философских проблем физики // Вопросы философии. 1983. №6. - С. 62.

112. Раппапорт А.Г. Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии. М.: Стройиздат, 1990. 4.1. - С. 47- 48.

113. Рейнвальд Н.И. Модель специалиста / Студент на пороге XXI века. -М-, 1990.-С. 32.

114. Рефлексивное управление / Под ред. В.Е. Лепского. М., 2000.

115. Реформы и развитие высшего образования: Программный документ. — ЮНЕСКО, 1995.

116. Розин В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы* и направления изучения // Философия образования для XXI века. -М., 1992.-С.31-49.

117. Розов М.А. Наука как традиция // Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.- М., 1995. С. 163.

118. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» //Вопросы философии. 1990. - № 5. - С. 61-74.

119. Савченко М.Р. Архитектура как наука: методология прикладного исследования. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 320 с.

120. Самарин Ю.А. Психология студенческого возраста истановление * личности специалиста // Вестн. Высш. Школы, № 8.1969. —С. 16-20.151

121. Сапожников А.И. Многоуровневая система образования, сквозное курсовое и дипломное проектирование в строительных учебных учреждениях // Сборник научных трудов по педагогике. Астрахань: АИСИ, 1999.-С. 1-6.

122. Сапожников А.И. Воспитание творческой целеустремленности в учебном процессе // Психологический журнал: Сб. статей. Т.6. - № 2.-М., 1985. -С. 54-58.

123. Сапожников А.И. Сквозные методы обучения в ступенчатой подготовке специалистов // Известия ЖКА «Городское хозяйство и экология». Сб. статей. - Астрахань, Астраханский научный центр ЖКА, 1998.-№2, С.64-68.

124. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

125. Сидоренко В.Ф. Дизайн образ культуры // Вестник Высшей школы. 1982.-№ 12.

126. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-философские проблемы образования. -М., 1992.-С. 12-13.

127. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.

128. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с, 0,21.

129. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. Учеб. пособие. М.: Прометей, 1993. - 177 с.

130. Сластенин В.А. О моделировании образовательных технологий // Наука и школа. 2000. - № 4. - С. 50-56.

131. Словарь русского языка/Под ред. А.П. Евгеньевой. — В 4-х т. М.: Русский язык, 1985.-702 с.

132. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: отдеятельности к личности. М.: Аспект-пресс, 1995. —272 с.152

133. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981.

134. Современные модели высшего архитектурного и строительного образования в России. Стенограмма Круглого стола РААСН от 22.02.1995.

135. Степанов А.В. и др. Архитектура и психология: Учебное пособие для вузов // А.В. Степанов, Г.И. Иванова, Н.Н. Нечаев. М.: Стройиздат, 1993.-295с, С. 226.

136. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. — М.: Совершенство, 1998.-368 с.

137. Столяренко A.M. Психология и педагогика. М.: ЮНИТИ, 2001.1. С.278.

138. Сурина М.О, Сурин А.А. История образования и цветодидактики (история систем и методик обучению цвету). Серия «Школа дизайна». -М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: «МарТ», 2003.-352 с.

139. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. - №3. - С. 17-18.

140. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста// Совр. высш. школа. 1986. - №2. - С. 75-84.

141. Танге Кендзо. Архитектура Японии: традиции и современность М.: Прогресс, 1975. - 239 с, С. 407.

142. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 136.

143. Тихонов В.Е. Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы: Материалы Международной научной конференции, 19-25 сентября 2004., Волгоград / ВолгГАСУ. Волгоград, 2004. - 156 с, С. 118122.

144. Трегулов Ф.Ш., Штейнберг В.Э. Образование третьего тысячелетия: от мифологии через кризис педагогики - к технологии // Школьные технологии. - 1998.- № 3. - С. 11.

145. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. JL, 1960. - 156 с.

146. Уляев СИ. Гуманитаризация образования как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста. Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. - 167 с.

147. Ченцов А.А. Теоретические основы научной организации учебного процесса. Белгород: ВГПИ, 1972. - 220 с.

148. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: «Логос», 1996.-320 с.

149. Шадриков В.Д. Способности человека. Воронеж, 1997. - 288 с.

150. Хартия об архитектурном образовании МСА-ЮНЕСКО. Барселона, 1996.

151. Энциклопедический словарь // Гл. ред. Б.А. Введенский. — М.,1955. -т.З. -С. 20.

152. Adaptation of University Management Structures and Strategies for New Requirements. Third Mid-Term Conference of the Heads of Universities, University of Alexandra, Egypt 19-22 October 1992. 189 p.

153. Best methods of study. Samuel Smith With Special Sections By. Louis Shores, Robert Brittain. Barnes&Noble, Inc. New t York Publishers. Booksellers. Since 1873.-321 p.

154. Handbook of Modern Methods of Teaching. Pergamon Press. Oxford. Nfew York. Beijing. Frankfurt. Sao Paulo. Sydney. Tokyo. Toronto.

155. Higher Education and New Nechnologies. Edited by Hans Oosthoek and Ton Vroeijenstijn. Pergamon Press. Oxford. New York. Beijing. Frankfurt. Sao Paulo. Sydney. Tokyo. Toronto. 197 p. \

156. Higher education in India in search of quality. Editors: K.B. Powar, S.K. Panda. Association of Indian Universities. AIU House, 16, Kotla Marg, New Delhi-110002.-338p.

157. New Directions in Professional Higher Education. Edited by Tom Bourner, Tim Katz and David Watson. The Society for Research into Higher

158. Education&Open University Press. 213 p.

159. The Process of Education. Jerome S. Bruner. Harvard university press. Cambridge. Massachusetts. London. England. 1977. 93 p.

160. The psychologist and the foreign-language teacher. Wilga M.Rivers. the university of Chicago&London. 163 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.