Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Кулешова, Александра Игоревна

  • Кулешова, Александра Игоревна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Тула
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 193
Кулешова, Александра Игоревна. Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Тула. 2009. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кулешова, Александра Игоревна

Введение.

Глава I. Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера как актуальная психолого-педагогическая проблема.

§1. Сущность и структура профессиональной компетентности специалиста.

§2. Особенности профессиональной компетентности графического дизайнера.

§3. Отечественный и зарубежный опыт дизайнобразования.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности педагогических условий совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности будущего графического дизайнера.

§1. Реализация курса по выбору «Профессиональная компетентность дизайнера» в подготовке студентов.

§2. Совершенствование технологии формирования профессиональной компетентности будущего графического дизайнера

§3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности графического дизайнера.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе»

Актуальность исслЕдования. Радикальные социально-экономические реформы в российском государстве вызвали ряд противоречивых тенденций в обществе. К их числу можно отнести и повышение внимания граждан к материальной и эстетической сторонам жизни. Многие люди стремятся приобрести больше красивых товаров, эстетически обустроить жилище, воплотить идеи дизайна в свою жизнь. Если эти потребности не гипертрофированы, не становятся «единственной целью в жизни», а являются естественным желанием сделать жизнь красивой, то необходимо позитивно их удовлетворять. Этому способствует активная деятельность компетентных профессионалов-дизайнеров, которые получают подготовку во многих вузах страны.

Интегрируя достижения науки, искусства и промышленности вокруг человека, дизайн направлен на максимально полное удовлетворение его потребностей, среди которых - стремление к прекрасному, к самореализации. Используя опыт и достижения культуры, дизайн создает ее и одновременно приближает к человеку. В то же время дизайн является мощным инструментом развития личности, ее творческого потенциала.

Большую роль в опережающем моделировании образа профессии (дизайна) и воспроизводстве профессиональной компетентности ее носителей (дизайнеров) играет высшее профессиональное дизайн-образование, готовящее квалифицированных специалистов разных видов дизайна.

В последние годы интенсивно развивается такой вид дизайна, как графический, поскольку в современном обществе и рыночной экономике учитываются эстетические потребности населения и желание производителей успешно продать привлекательно упакованный товар. Сферу графического дизайна составляет весь визуальный мир, окружающий человека, все, что печатается и тиражируется. Однако уровень графического дизайна и качество его продукции не всегда соответствуют современным требованиям. Невысокое качество ряда произведений графического дизайна обусловлено низкой профессиональной компетентностью графических дизайнеров (ПКГД). Важность формирования ПКГД обусловлена тем, что с ее помощью можно художественно-образными средствами упорядочить окружающую человека визуальную среду, создать психологически комфортную атмосферу. Успешность профессиональной деятельности дизайнера зависит от овладения специальными знаниями и технологиями, от его способностей, мотивационно-ценностной сферы личности в целом, что является важными педагогическими составляющими компетентности.

Общие подходы к пониманию сущности и структуры компетентности изложены в работах В. М. Басовой, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, В. Г. Подзолкова, Дж. Равена, Н.С.Розова, В. А. Сластенина, В. В. Серикова, Ю. Г. Татура, Р. X. Тугушева, И. Л. Федотенко, А. В. Хуторского, Н. А. Шайденко, Л. А. Ядвиршис. Компетентность специалиста промышленного производства (инженера) изучали Н. А. Банько, О. Н. Ларионова, Г. Н. Синицына, С. А. Татьяненко и др.

Дизайн-образование в высшей школе исследовали В. Р. Аронов, В. Г. Бандорин, А. Л. Дижур, А. Н. Лаврентьев, Л. Б. Переверзев, В. И. Пузанов, С. И. Серов, А. Г. Устинов, О. В. Чернышев и др. Исследователи И. В. Афанасьева, Е. М. Базилевич, Э. де Боно, И. М. Верткин, В.П. Зинченко, И.С. Каримова, Т.М. Кауда, В.Ф. Колейчук, В.Т. Кудрявцев,

A. М. Матюшкин, М. Д. Полтавская, Н. А. Федорова, Ю. А. Фильчакова изучали способности, необходимые дизайнеру, и его профессионально значимые качества. Некоторые вопросы подготовки дизайнеров отражены в работах О. В. Арефьевой, У. В. Аристовой, С. Г. Мизевича, Р.Ф. Мухутдинова,

B. В. Соловьевой, И. П. Постникова, О. Ю. Прудовской. Проблемы формирования профессиональной компетентности дизайнера по костюму рассматривались в исследованиях Ю. М. Бундиной, Е. Н. Ковешниковой, Л. А. Сафиной, И. Б. Торшиной; инженерно-технической компетентности —

C. В. Фроловой; компетентности будущего специалиста в процессе обучения живописи — А. А. Вилковой, профессиональной культуры дизайнера — Т. В. Матвеевой, И. В. Тарабриной; профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже - И. Р. Абсалямовой.

В большинстве исследований дизайн-образования выделяют проблему интеграции знаний, получаемых студентом при освоении различных дисциплин, не уделяя должного внимания образовательным технологиям. Необходимо также отметить отсутствие специальных исследований профессиональной компетентности графического дизайнера.

В теории и практике подготовки специалистов графического дизайна можно выявить ряд противоречий между:

- потребностью практики в формировании ПКГД у студентов, обучающихся дизайну, и недостаточной разработанностью теории и методики формирования профессиональной компетентности графического дизайнера в педагогической науке;

- преподаванием отдельных дисциплин, содержащих необходимые дизайнеру знания, и спецификой графического дизайна как междисциплинарного вида деятельности, требующего использовать философские, психологические, композиционные, историко-искусствоведческие знания;

- сложившейся практикой зарубежного дизайн-образования и социокультурными условиями развития отечественного дизайна.

Выявленные противоречия, актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили выбор темы нашего исследования: «Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе».

Цель исследования: теоретически обосновав и выявив сущность, структуру и особенности профессиональной компетентности графического дизайнера, определить педагогические условия совершенствования процесса формирования ПКГД в вузе.

Объект исследования: процесс формирования профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе.

Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональной компетентности графического дизайнера будет эффективным, если:

-обеспечивается комплексность и целостность формирования ПКГД в образовательном процессе, единство развития ключевых, базовых и специальных компетенций; определены и учтены особенности профессиональной компетентности графического дизайнера в когнитивно-деятельностном, мотивационно-ценностном, индивидуально-личностном компонентах ПК;

- обеспечиваются следующие педагогические условия: создано деятельностно-ориентированное творческое пространство, позволяющее студентам проявлять профессиональную компетентность; развивается субъектная позиция обучающихся в учебно-творческой деятельности; создается установка студентов на креативность и самостоятельность; в содержание и методику подготовки студентов-дизайнеров творчески внедрены передовые идеи отечественного и зарубежного дизайн-образования; в разработанном курсе по выбору «Профессиональная компетентность дизайнера» используется авторская педагогическая технология, позволяющая развить у студента в комплексе умение смотреть на мир глазами зрителя, потребителя, заказчика, художнические навыки, умение критически оценивать существующие образцы и создавать новые.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

1. Провести психолого-педагогический анализ сущности и структуры профессиональной компетентности будущего специалиста.

2. Выявить особенности профессиональной компетентности графического дизайнера.

3. Проанализировать отечественный и зарубежный опыт дизайн-образования.

4. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста-дизайнера.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теоретические обоснования сущности понятий «компетентность», «профессиональная компетентность» В. М. Басовой, Ю. Г. Татура, В. А. Сластенина, Н. В. Кузьминой, Э. Ф. Зеера, А. К. Марковой, И. А. Зимней, Н. А. Шайденко, Л. А. Ядвиршис; идеи ключевых, базовых и специальных компетенций; философские идеи природы креативности, доказывающие возможность обучения творчеству (М. Я. Ярошевский, М. Синтонен, Дж. Аллан, Д. Перкин, Г. Груббер, В. И. Самохвалова); положения психологии творчества (Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев), психологии одаренности (А. М. Матюшкин); психологии зрительного восприятия и образного мышления (Р. Арнхейм, В. П. Зинченко, И. Я. Каплунович, И. С. Якиманская); исследования проблемы развития творческого воображения последователей Г. С. Альтшуллера и его научной школы (М. И. Меерович, Л. И. Шрагина); теория, методика, методология дизайна (В.Ф. Рунге, В. В. Сеньковский, В.Т. Шимко, Л. М. Холмянский, А. С. Щипанов и др.), промышленной графики.

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования: общетеоретические методы познания (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация и др.); общепедагогические методы (анализ документов, рукописей, литературных источников, материалов на электронных носителях, опросные методы (анкетирование, тестирование), изучение результатов деятельности, обобщение опыта и независимых характеристик, констатирующего и формирующего экспериментов и др.); прогностическо-верификационные методы (экспертные оценки, публикационный метод, обсуждение в форме конференций, научно-методических семинаров); методы математической статистики и др.

Опытно-экспериментальная база исследования — гуманитарный факультет Тульского государственного университета, кафедра «Дизайн».

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2005—2006 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы в психолого-педагогической и специальной литературе, изучался опыт подготовки графических дизайнеров, проводился анализ формирования профессиональной компетентности в российских и зарубежных вузах. На этом же этапе была выдвинута и разработана гипотеза исследования.

На втором этапе (2006-2009 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, осуществлялись обработка результатов исследования, формулирование основных выводов и подготовка текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- определена содержательная характеристика профессиональной компетентности графического дизайнера, отражающая целостность и единство структурных и функциональных компонентов ПКГД;

-раскрыты особенности профессиональной компетентности графического дизайнера, заключающиеся в: понимании значения и ведущей роли категории «коммуникативность»; умении пользоваться ею в графическом дизайне; установке на проектирование текста-сообщения и визуальной среды; навыке переноса своего творчества на цифровую, программную и технологическую основы полиграфических технологий;

- определены и экспериментально подтверждены педагогические условия совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дополнены научные положения о сущности профессиональной подготовки специалиста-графического дизайнера: уточнено определение понятия «профессиональная компетентность графического дизайнера»; обоснована эффективная технология подготовки графического дизайнера, что является вкладом в разработку содержания, форм и методов профессионального образования дизайнеров и служит основой для дальнейших исследований в области профессиональной педагогики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и созданное содержательное, организационное и методическое обеспечение процесса формирования ПКГД, разработанный курс по выбору «Профессиональная компетентность дизайнера» могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов-дизайнеров.

Достоверность результатов исследования обеспечена непротиворечивостью методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, длительностью изучения педагогической практики графического дизайна, разнообразием источниковедческой базы, подтверждением гипотезы в результатах опытно-экспериментальной работы.

Личный вклад автора в исследование состоит в анализе и обобщении теоретического материала по проблеме формирования профессиональной компетентности графического дизайнера, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, в разработке курса по выбору «Профессиональная компетентность дизайнера», применении адаптированных технологий для эффективной подготовки графического дизайнера.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр «Дизайн», «Образовательные технологии и педагогика» Тульского государственного университета, Всероссийской научно-практической конференции «Дизайн 2005» (июнь 2005 г.), на межвузовской научно-практической студенческой конференции «Гендерная социализация в современном обществе: взгляд молодежи», XVI, XVII Всероссийских чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки».

Результаты исследования внедрялись автором в учебном процессе в Тульском государственном университете.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная компетентность графического дизайнера — интегративное личностное образование специалиста, отражающее качество его общеобразовательной, общехудожественной и специальной профессиональной подготовки, индивидуально-личностные характеристики, креативность,: ценности, обеспечивающие успешность в профессиональной деятельности. В ПК1 'Д реализуется творчество специалиста через понимание культурно-эстетических, визуально-коммуникативных проблем профессиональной деятельности, умение поставить в ней художественно-образные, конструктивно-технологические, коммуникативно-информационные задачи и решать их визуально-художественными средствами.

2. Профессиональная компетентность графического дизайнера. характеризуется целостностью, динамичностью и единством структурных (цель, содержание, формы и методы обучения) и функциональных компонентов: когнитивно-деятельностного (понимание ведущей роли и значения категории «коммуникативность», умение пользоваться ею в графическом дизайне; умение соотносить изобразительную чарть текста со шрифтовой; владение методами создания фирменного стиля; навыки переноса своего творчества на цифровую, программную и технологическую основы полиграфических технологий; представление о принципах правовой охраны объектов графического дизайна); мотивационно-ценностного (проектная установка: установка на познание, критику, преобразование, творчество В' сфере эстетического; на развитие своих профессионально значимых качеств; сочетание экстринсивных и интрисивных мотивов при доминирующей процессуально-содержательной мотивации; проектно-профессиональная идеология дизайнера; установка на проектирование текста-сообщения и визуальной среды; представление о себе как о будущем графическом дизайнере); индивидуально-личностного (образное мышление, формирующее морфологию дизайнерского объекта; специфика воображения и креативности; особые пропорции сочетания образного и понятийного компонентов).

3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность процесса формирования ГЖГД в вузе, включает: создание деятельностно-ориентированного творческого пространства, позволяющего студентам проявлять профессиональную компетентность; развитие субъектной позиции обучающихся в учебно-творческой деятельности; создание установки студентов на креативность и самостоятельность; творческое внедрение передовых идей отечественного и зарубежного дизайн-образования в содержание и методику подготовки студентов-дизайнеров; использование в разработанном курсе по выбору авторской педагогической технологии, позволяющей развить у студента в комплексе умение смотреть на мир глазами зрителя, потребителя, заказчика, художнические навыки, умение критически оценивать существующие образцы и создавать новые.

Структура диссертации определяется поставленными задачами и логикой раскрытия темы исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Кулешова, Александра Игоревна

Заключение

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

- процесс формирования ПЕСГД в вузе как целенаправленное создание и реализация педагогических условий для эффективного профессионального саморазвития и образования обеспечивается через его комплексность и целостность, единство развития ключевых, базовых и специальных компетенций;

- профессиональная компетентность графического дизайнера -интегративное личностное образование специалиста, отражающее качество его общеобразовательной, общехудожественной и специальной профессиональной подготовки, индивидуально-личностные характеристики, креативность, ценности, обеспечивающие успешность в профессиональной деятельности. В ПКГД реализуется творчество специалиста через понимание культурно-эстетических, визуально-коммуникативных проблем профессиональной деятельности, умение поставить в ней художественно-образные, конструктивно-технологические, коммуникативно-информационные задачи и решать их визуально-художественными средствами;

- специфика содержания и объектов профессиональной деятельности графического дизайнера обуславливают наличие особенностей ПКД. В когнитивно-деятельностном компоненте ПКГД — это ведущая роль и значение категории «коммуникативность», умение пользоваться ею в графическом дизайне; умение соотносить изобразительную часть текста со шрифтовой; владение методами создания фирменного стиля; навыки переноса своего творчества на цифровую, программную и технологическую основы полиграфических технологий; представление о принципах правовой охраны объектов ГД. Особенности мотивационно-ценностного компонента ПКГД: проектная установка дизайнера (сочетающая установки на познание, критику, преобразование и творчество в сфере эстетического); установка на развитие качеств личности, лежащих в основе профессионального развития; проектно-профессиональная идеология дизайнера; установка на проектирование текста-сообщения и визуальной среды; представление о себе как о будущем графическом дизайнере. Особенности индивидуально-личностного компонента ПКД - это особое образное мышление, формирующие морфологию дизайнерского объекта; специфика воображения и креативности, пропорций сочетания • образного и понятийного компонентов;

- в целях совершенствования процесса формирования ГЖГД в вузе эффективна реализация комплекса следующих педагогических условий. Это создание деятельностно-ориентированного творческого пространства, позволяющего студентам проявлять профессиональную компетентность графического дизайнера; развитие субъектной позиции обучающихся в учебно-творческой деятельности; создание установки студентов на креативность и самостоятельность; творческое использование передовых идей отечественного и зарубежного дизайн-образования в содержании и методике подготовки студентов-дизайнеров; реализация курса по выбору «Профессиональная компетентность дизайнера», в котором используется авторская педагогическая технология.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы и осмысления ее результатов обозначились другие направления исследования данной проблемы: межпредметные связи как средство совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности дизайнера в вузе (эффективное использование цвета в графическом дизайне при освоении дисциплин «Пропедевтика», «Проектирование в графическом дизайне», «Живопись», «Цветоведение и колористика», «Технологии полиграфии» и др.); роль учебной группы в развитии творчества студентов; влияние других факторов на процесс формирования профессиональной компетентности дизайнера в вузе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кулешова, Александра Игоревна, 2009 год

1. Абдуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования-М.: Просвещение, 1984-206с.

2. Абдульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-334с.

3. Абдульханова-Славская, К.А. Психология формирования и развития личности- М., 1993.

4. Абсалямова, И.Р. Формирование основ профессиональной компетентности будущего дизайнера в условиях технического колледжа (в техническом колледже): Автореф. дис. канд. пед. наук / И.Р. Абсалямова. — Москва, 2007.

5. Аксенов, Г.П. Эволюция художественно-образной выразительности в графическом дизайне в процессе развития полиграфических средств: Автореф. дис. .канд. искусствоведения / Г.П. Аксенов — Москва, 2008.

6. Андреев, A.A. Где искать Design?/A.A. Андреев//«Индустрия рекламы». 2002. Цит. по Admarket.ru/AdVote.ru/ 15.12.2005.

7. Андреева, Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX -начала XXI века Спб.: Азбука-классика, 2007 — 488с.

8. Арефьева, О.В. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике: Автореф.дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.В. Арефьева. Магнитогорск, 2007.

9. Аристова, У.В. Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе: Автореф. дис. . доктора пед. наук: 13.00.08 / У.В. Аристова. Москва, 2007

10. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие (сокр. Пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. Ст. В.П. Шестакова).—М.: «Прогресс», 1974.

11. Афанасьева, И.В. Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов дизайнеров: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / И.В. Афанасьева — Малаховка, 2008

12. Базилевич, Е.М. Развитие креативности студентов в учебной изобразительной деятельности: Дис. канд. психол. наук. / Е.М. Базилевич. -М., 2003.

13. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России/ В .И. Байденко. 2004. -№ 11.

14. Банько, H.A. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров. Автореф. дис. канд. пед. наук / H.A. Банько — Волгоград, 2002.

15. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования: учебно -методическое пособие для архитектурных вузов и факультетов— М.: Стройиздат, 1982.

16. Басова, В.М. Формирование социальной компетентности школьников сельских школ: Автореф. дис. д-ра пед. наук / В.М. Басова Ярославль, 2004.-38 с.

17. Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство Творческой Личности: Встреча с Чудом. Наставники. Достойная цель- СПб, "ТРИЗ-ШАНС", 1995. с. 30-40 и 51-57.

18. Бесчастнов, Н.П. Портретная графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти» / Н.П. Бесчастнов М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.- 367 с.

19. Бесчастнов, Н.П. Черно-белая графика: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектированиетекстильных изделий» / Н.П. Бесчастнов- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.-271 с.

20. Богомолов, И.И. Креативные методы обучения архитектурному формообразованию / И.И Богомолов // Известия вузов. Архитектон.- 2005— №12.

21. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика — 2003.- №10.

22. Э. де Боно. Рождение новой идей. О нешаблонном мышлении /Под ред. O.K. Тихомирова,-М.: Просвещение, 1976. 141 с

23. Бордовская, Н.В., Реан, A.A. Педагогика. Учебник для вузов- Спб: Питер, 2000.- 304с.

24. Бундина, ;Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров как аксиологическая проблема/ Ю.М. Бундина //Вестник ОГУ, №6. Июнь 2006. Том 1 с. 92-97.

25. Бундина, Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров костюма в университетском образовании: Автореф. дисс. . канд. пед. наук/Ю.М.Бундина-Оренбург, 2006.

26. Быстрова, Т.Ю. Возраст дизайна: анализ версии «Дизайн всегда»// Известия вузов. Архитектон — 2006. — №13.

27. Вартофский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вартофский —М., Прогресс, 1988.

28. Васин, С.А., Талащук, А.Ю., Назаров, Ю.В., Морозова, Л.Д., Сумароков, В.В. Проектирование в графическом дизайне- Москва, Машиностроение-!, Изд-во ТулГУ, 2005.

29. Верткин, И.М., Бороться и искать. О качествах творческой личности, в Сб.: Нить в лабиринте/ Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск, "Карелия", 1988 г., с. 7-94. : ;

30. Викентьев, И.Л. Еще один способ создания новых названий, брэндов. Ресурсы интернет: http://wvm.triz-ri.ru/forum/25.09.2008.

31. Викентьев, И.Л. Современные методики творчества/креатива (обзор)

32. И.Л. Викентьев, система "ТРИЗ ШАНС", 2000г. Ресурсы интернет: http://www.triz-chance.ru/techniquescreativity.html /23. 05.06

33. Вилкова, A.A. Формирование компетентности в процессе обученияsживописи у специалиста-дизайнера в вузе: Дис. канд. пед. наук / A.A. Вилкова Ульяновск, 2007.

34. Выготский, Л.С. Психология искусства. Искусство, Москва, 1986.

35. Гафитулин, М.С. Уровни творчества или рождение новизны. Минск: Школа ТРИЗ, 1999.

36. Генисаретский, О.И. Проектная культура и концептуализм. Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды— М.: ВНИИТЭ, 1987.

37. Генисаретский, О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна. Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения/ О.И. Генисаретский.-М.: ВНИИТЭ, 1988.

38. Глазычев, В.Л. Дизайн без иллюзий// Декоративное искусство / В.Л. Глазычев,- 1986.-№12.

39. Гогуева, В.М. Некоторые вопросы специальной подготовки студентов в дизайн-образовании. Ресурсы Интернет: Science. ncstu.ru/articles/hs/07/47.pdf/filedownload/16.02.2007.

40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 052400 — «Дизайн».— М., 2003.

41. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 070601 — «Графический дизайн».— М., 2005.

42. Гофман, А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. М., 2000.

43. Грачев, В.В. Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе: Автореф. дис. на соиск. ученой степени д-ра пед. наук / В.В. Грачев.- М., 2007.

44. Грачев, H.H. Психология инженерного труда: Учеб. пособие/ H.H.

45. Грачев-M.: Высш. шк., 1998.

46. Гребешок, О.С., Гребенюк, Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие/ Калинигр. гос. ун-т Калиниград, 2000.

47. Грегорян, Е.А. Основы композиции в прикладной графике. Учебно-методическое пособие для студентов и учащихся высших . и средних специальных учебных заведений/ Е.А. Грегорян. Ереван, 1986.

48. Турина, Р. Как измерить профессионалыiyio компетентность// Высшее образование в России/Р. Турина. -2008. -№10. с.82-87.

49. Дизайн в высшей школе. ВНИИТЭ, 1994, с. 1-183.

50. Дизайн в высшей школе. Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. Тула, Тульский государственный университет, 2001, 74 с.

51. Дизайн 2000. Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. Тула, Тульский государственный университет, 2000, 78с.

52. Дизайн. , Иллюстрированный словарь-справочник. Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко/ Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, A.B. Ефимов и др.: -М.: "Архитектура С", 2004, 288с.

53. Дизайн-образование за рубежом: рассказ от первого лица. Цит; по www.sostav.ru / columns/kak/2005/kak5/.

54. Елинер, И.Г. Оптимизирующие факторы алгоритма поиска в дизайн -проектировании: Автореф. д,исс.канд. искусствоведения / И.Г. Елинер.— Санкт-Петербург, 2001.

55. Ермилова, В.В, Ермилова, Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебное пособие / В.В Ермилова, Д.Ю. Ермилова — ИЦ Академия, 2006.

56. Ерошкин, В.Ф. Промышленная графика: Учебное пособие для вузов/ В.Ф. Ерошкин,-Омск. ОГИС, 1998. -264с.

57. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов— М.: Издательский центр «Академия», 2005.

58. Занюк, Л.С. Психология мотивации.— К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002.

59. Зеер, Э.Ф. Психология профессий — М. — Екатеринбург, 2003.

60. Зеер, Э.Ф., Заводчиков, Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем// Высшее образование в России/ Э.Ф. Зеер, Д. Заводчиков. -2007. -№2.

61. Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект)//Проблемы качества образования: Материалы XIV Всероссийского совещания/И.А. Зимняя-Кн. 1.-М., 2004.

62. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М., 2001.

63. Ильенков, Э.В. Философия и культура М., 1991.

64. Искусство дизайна — с компьютером и без.: Учеб.- справ, изд.— М.: Кудиц Образ, 2004.

65. Иттен, И. Искусство формы / Пер. с немецкого Л. Монаховой, предисловие Л. Монаховой —М.: Изд. Д. Аронов, 2004.

66. Иттен, И. Искусство цвета / Пер. с немецкого Л. Монаховой, предисловие Л. Монаховой-М.: Изд. Д. Аронов, 2004.

67. Каплунович, И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления// Вопросы психологии / И.Я. Каплунович — 1999.-№1.

68. Каримова, И.С. Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики: Автореф. дис. . канд. пед. наук/ И.С. Каримова. Хабаровск, 2005.

69. Кауда, Т.М. Формирование проектной культуры в системе архитектурно-художественного образования: Дис. канд. пед. наук / Т.М. Кауда — Великий Новгород, 2000.

70. Килошенко, М.И. Психология моды: Учеб. пособие для вузов / М.И. Килошенко. — 2-е изд., испр М.: Издательство Оникс, 2006. — 320 е.: ил.

71. Ковешникова, E.H. Теория и методика художественного и профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров): Дис. на соиск. ученой степени д-ра пед. наук / E.H. Ковешникова — М., 2000.

72. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров-М., «Академия», 2003, с. 22.

73. Колейчук, В.Ф. Визуальная культура визуальное мышление в дизайне: Метод, рекомендации / Колейчук В.Ф., Лаврентьев А.Н., Рачеева И.В. и др.- М.: Изд-во ВНИИТЭ, 1990.

74. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей./ А.К.Колеченко- СПб.: КАРО, 2008. — 368 с.

75. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. науч. трудов / Под. ред. A.B. Хуторского-М., 2007.

76. Копенкина, О.Н. Академии и фабрики художественного воспитания в США// Художественный журнал /О.Н. Копенкина — 2003 № 50. - С. 24 - 28.

77. Королева, C.B. Формирование профессионального мышления дизайнеров / C.B. Королева // Вестник ТулГУ. Серия. Дизайн. Изобр. искусство Тула: ТулГУ, 2007 - с. 45 - 47.

78. Кричевский, В.Г. Мир графики глазами дизайнера // Техническая эстетика/В.Г. Кричевский 1986-№8 — С. 10-15.

79. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка. Цит. по www.vtk.interro.ru/guestbook/123.htm 2008г.

80. Кудрявцев, В.Т. О необходимости расширения понятия воображения.

81. Доклад на международной конференции «Ильенковские чтения», Москва, 2425 марта 2004 года). Цит. по www.vtk.interro.ru.

82. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.-М., 1990.

83. Куренкова, Т.Н. Об изучении фотографии в профессии дизайнера/ Т.Н. Куренкова // Известия ТулГУ. Серия «Дизайн. Изобразительное искусство. Туризм. Инженерная и компьютерная графика». Вып. 2. / ТулГУ; редколл.: С.А. Васин и др.-Тула, 2003.-С. 184- 188.

84. Лаврентьев, А.Н. Лаборатория конструктивизма — М.: «Грантъ», 2000.

85. Лаврентьев, А.Н. Опыт сюжетной пропедевтики /А.Н. Лаврентьев // Как.-2001.-№3 (17).—С. 11-17.

86. Лаптев, В.Н Модульная сетка/ В.Н Лаптев // Просто дизайн 2004-№3(12)-с. 28-36.

87. Лаптева, И.Д. К вопросу о педагогической компетентности// Педагогическое образование и наука /И.Д. Лаптева — 2007. — №4.

88. Лазурский, В.В. Путь к книге. Воспоминания художника. Москва. «Книга», 1985.

89. Ларионова, О.Н. Компетентность основа контекстного обучения //

90. Высшее образование в России/ О.Н. Ларионова. 2005. - №10.

91. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Левина. -М., Издательский центр «Академия», 2001.

92. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной/ В.Г. Бандорин и др. М.: ВНИИТЭ, 1992.

93. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. Под редакцией Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. Москва. Смысл. 2000.

94. Лопатин, В.В. Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.: Русский язык, 1990.

95. Львовский, Ф.А. «Эко-арт-дизайн» — новая программа подготовки дизайнеров //Технологии строительства / Ф.А. Львовский— 2004— №2 — С.116-119.

96. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя// Советская педагогика / А.К. Маркова 1990 — № 8. - С. 82-88.

97. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова— М., 1996.

98. Матвеева, Т.В. Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. / Т.В. Матвеева Курск, 2007.

99. Меерович, М.И. Теории решения изобретательских задач / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина.- Минск: Харвест, 2003.

100. Мелодинский, Д.Л. Концепции художественного формообразования в архитектурных школах XX века. Развитие творческих идей ВХУТЕМАСа и Баухауза: Дис. д-ра искусствоведения / Д.Л. Мелодинский М., 2003.

101. Методика художественного конструирования / 2-е изд., перераб — М.: ВНИИТЭ, 1983.-166 с.

102. Мизевич, С.Г. Комплексный подход в обучении студентов-дизайнеров инженерному проектированию: Автореф. дис. канд. пед. наук / С.Г.1. Мизевич. Москва, 2007.

103. Михайлов С.М., Кулеева JI.M. Основы дизайна: Учеб. Для вузов/ Под. ред. С.М. Михайлова 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Союз Дизайнеров», 2002. - 240с.

104. Михалко, М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления — СПб.: Питер, 2007.

105. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ (бывш. Строгановском). Методические материалы.-М.: ВНИИТЭ, 1992, с. 1180.

106. Мухутдинов, Р.Ф. Дифференцированная профессиональная подготовка дизайнера в художественном ССУЗ: Дисс. канд. пед наук / Р.Ф. Мухутдинов — Diss.rsl.ru.2003.

107. Назаров, Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности.— М.: «Союз Дизайнеров России», 2002.-416 с.

108. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна. — М.: Мол. Гвардия, 1994.-334с.

109. Новикова, Т.А. Проектирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете: автореф. дис. . канд. пед. наук/ Т. А. Новикова. Великий Новгород, 2004.

110. Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения: Монография / П.И. Образцов Орловский государственный технический университет. -Орел, 2000.

111. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русскийязык, 1987.

112. Папанек, В. Дизайн для реального мира. М., 2004. 123. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С; Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006.

113. Педагогический энциклопедический словарь— М.: Большая Рос. Энцикл., 2002. ,

114. Пищулин, В.Г. Модель выпускника университета// Педагогика / В.Г. Пищулин. -2002-№9.-с. 22-27.

115. Пищулина, Т.В. Принципы отбора содержания базовых курсов в вузах// Педагогика / Т.В. Пигцулина. 2008-№4. - с. 60-64.

116. Пономарев, Я.А. Психология творения. Избранные психологические труды М.: Московский психолого - социальный институт, Воронеж: НПО «Людек», 1999.

117. План действий по реализации в 2006-2008 годах положений концепции развития; дизайна в Российской Федерации до 2008 года (doc) www.prdesign.ru/blog/2006/04/designdocument.html

118. Полтавская, М.Д. Формирование профессионально-значимых качеств будущих дизайнеров в процессе обучения в вузе: Автореф. . канд. пед. наук / М. Д. Полтавская. — Ставрополь, 2007.

119. Постников, Н.О. Графический дизайн в системе эстетического образования и художественного воспитания школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства: Дис. канд. пед. наук/Н.О. Постников-Москва, 1995.

120. Проект концепции развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года. www.prdesign.ru/blog/2006/04/designdocument.html

121. Прудовская, О.Ю. формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий: Автореф. дис . канд. пед. наук: 13.00.08 / О.Ю. Прудовская.- Омск, 2007.

122. Психология дизайна. Государственный сертификационный курс.http://index.rU/event/master/psyhology-design/index.html/9.08.2006.

123. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация М., Когито - центр, 2002.

124. Рабочая программа по специальности 070601- «Дизайн».- Тула, Тульский Государственный Университет, 2005.

125. Розанова, H.H. Рисунок: историко-теоретический и методический аспекты: учебное пособие. Москва, Издательство МГУП, 2000.

126. Розенблюм, Е.А. Художник в дизайне: опыт работы центральной учебно-экспериментальной студии на Сенеже/ Е.А. Розенблюм- М.: Искусство, 1974.

127. Розенблюм, Е.А. Художественное проектирование: стратегия и тактика/Е.А. Розенблюм // Декоративное искусство СССР—1989, №9. — с. 3033.

128. Романов, В.Е., Лысенко, В.А., Тюрина, Е.В. Инженерная педагогика и проблемы дизайн-образования // Высшее образование в России/ В.Е. Романов, В.А. Лысенко, Е.В. Тюрина- №7, 2008, с. 35-41.

129. Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования- М.; Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 1993.

130. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии- СПб.: Издательство «Питер», 2000.

131. Рунге, В.Ф., Сеньковский, В.В. Основы теории и методологии дизайна. Москва-2005.

132. Русский графический дизайн / Авт. текста: Е.В. Черневич; сост.: М. Аникст, Н. Бабурина —М.: Внешсигма, Б.г., 1997.

133. Самохвалова, В.И. Творчество и энергия самоутверждения // Вопросы философии/ В.И. Самохвалова — 2006.-№5 С.34-46.

134. Сафина, Л.А. Формирование творческого стиля деятельности в системе дополнительного профессионального образования: Дис. . канд. пед. наук/ Л.А. Сафина-М.: РГБ, 2005.

135. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2т. Т.1./

136. Г.К. Селевко. -М.: НИИ шк. технологий, 2006.

137. Серов, С.И. Дизайн-образование во времена перемен //Просто дизайн /С.И. Серов.- 2003. №2(5). - с. 5.

138. Серов, С.И. Вопросы экологии Электронный ресурс.// Как / С.И. Серов Режим доступа: www.kak.ru

139. Сидорчук, Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. / Т.А. Сидорчук —Москва, 1998.

140. Симпсон, А. Рисунок: смотреть и видеть: пер. с англ./ Айэн Симпсон — М.: ACT: Астрель, 2005.

141. Синицына, Г.Н. Развитие компетентности в проектной деятельности у студентов технических специальностей: Автореф. дис.канд. пед. наук / Г.Н. Синицына Оренбург, 2003.

142. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов-М.: Школа-Пресс, 1998.

143. Словарь русского языка: В 4-х т./РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под. Ред. Евгеньевой.-М.: Полиграфресурсы, 1999. с. 283

144. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. Пособие / С.Д. Смирнов- М.: Изд. Центр «Академия», 2003, с. 123.

145. Соловьева, В.В. Содержание информационно-технологическойподготовки дизайнера: на примере специальности 0514 «Дизайн»: Дис.канд. пед. наук /В.В. Соловьева.-Москва, 1999.

146. Справка по итогам проведения областной научно-практической конференции «Профессиональная компетентность педагога как ресурс развития системы образования области» http://poipkro.perm.ru/konfer/PKD/spravka PKDhtm.

147. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования М.: 2001.

148. Сумароков, В.В. Творческое проектирование в дизайне рекламы/ В.В. Сумароков// Дизайн 2005. Сборник трудов Всеросс. науч.-практ. конференции. Тула: ТулГУ, 2005.- С. 6 -11.

149. Суркова, JI.B. XX всемирный философский конгресс о проблеме творчества (обзор). Режим доступа: http:/wwwl.auditorium.ru/books/1210/full 1210.pdf/25.05.06.

150. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю /В.А.Сухомлинский.- Киев, 1984. С.241.

151. Тарабрина, И.В. Дизайн в виртуальном пространстве / И.В. Тарабрина/ Материалы XI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону» Том второй. Общественные науки. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2007, 168с.

152. Тарабрина, И.В. Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. / И.В. Тарабрина Ставрополь, 2007.

153. Татьяненко, С.А. Формирование профессиональной компетентности будущего инженера в процессе обучения математике в техническом вузе: Дис.канд. пед. наук / С.А. Татьяненко. — Тобольск, 2003.

154. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий/ Под. ред. М.Г. Ярошевского / Б.М. Теплов.- М.: Издательство

155. Институт практической психологии», Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998 — 544с.

156. Торшина, И.Б. Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды): Дис. канд. пед. наук. / И.Б. Торшина. — Курск, 2002.

157. Третьякова, Т.А. Формирование профессиональной культуры будущих инженеров ландшафтного дизайна: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Т.А. Третьякова-Волгоград, 2002.

158. Тугушев, Р.Х. К вопросу системной психодиагностики психологической компетентности субъектов профессиональной деятельности / Р.Х. Тугушев. Режим доступа: http:/www.psycheya.ru/.

159. Ульяновский, A.B. Мифодизайн рекламы — Санкт Петербург: 1995 — 300 с.

160. Уральская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Свердловском архитектурном институте: Метод, материалы М.: ВНИИТЭ, 1992.

161. Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. — 2-е изд, уточненное и дополненное/ В.Б. Устин.- М.: ACT: Астрель, 2006.

162. Факторович, A.A. Сущность педагогической технологии// Педагогика/ A.A. Факторович 2008.-№2 - с. 19-27.

163. Федорова, H.A. Воображение в процессе овладения художественным конструированием: Автореф. дис.канд. псих, наук/ H.A. Федорова Санкт -Петербург, 2000.

164. Фильчакова, Ю.А. Условия развития проектной культуры подростков на занятиях изобразительным искусством и дизайном в общеобразовательной школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук/Ю. А. Фильчакова —Рязань, 2003.

165. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе:

166. Методология, цели и содержание, творчество; Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ю.Г. Фокин М.: Издательский центр « Академия»,2002224 с. ' " ' .

167. Фролова, C.B. Формирование инженерно-технической компетенции будущего специалиста-дизайнера: Дис. канд. пед. наук. / C.B. Фролова-Великий Новгород, 2003.

168. Харитонов, A.B. Дизайнерское образование в системе классического университета. Режим доступа: http: // library.sredaboom.ru /history/libr education.htm /27.06.2006.

169. Хеллер С. Американский дизайн сегодня// Как/ С. Хеллер- 2001 №4 (18); Цит. по http://kak.ru/magazine/18/a389/. ;

170. Чернышев, О.В. формальная композиция. Творческий практикум — Мн.: Харвест, 1999. .

171. Чудновский, В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни// Вопросы психолргии/ В.Э. Чудновский —2003. №3.

172. Шайденко, H.A. Проблемы компетентности и компетенций в психолого-педагогических исследованиях: Монография / H.A. Шайденко, В .Г. Подзрлков, А.Н. Сергеев,. A.B. Сергеева Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. JI.H. Толстого, 2007.

173. Шилов, С.С. Новый стиль мышления в проектной деятельности дизайнера (тезисы)// Известия вузов «Архитектон»/ С.С. Шилов 2004 - №6.

174. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: Учеб. пособие/ В.Т. Шимко — М.: Архитектура С, 2004.

175. Шлеюк, С.Г. Законы композиции. Композиционный центр: Методические указания к курсовой работе №1 по дисциплине «Пропедевтика»/ С.Г. Шлеюк Оренбург: ГОУ ОГ'У, 2003.-23с.

176. Шрагина, Л.И. Психология творчества. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности// Психологический журнал/ Л.И. Шрагина —2000 — №4 —Ç. 73-78.

177. Эверс, В., Кендра, Э. Искусство дизайна с ' компьютером и без.:

178. Учебно-справочное пособие/ В. Эверс, Э. Кендра- М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004.

179. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т.т. / Под ред. С.Я. Батышева.- M., Т.З. Р-Я -1999. - с.248.

180. Юнг, К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэзии // Юнг К, Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ.- М., 1996.

181. Ярошевский, М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии/ М.Г. Ярошевский 1985. - №6. - С. 14-25.

182. Collected Writings of Rob Roy Kelly. Teaching and learning. Цит. no www.rit.edu/library/archives/rkelly/html/acknowl.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.