Формирование профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв.: герменевтический подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Малкин, Сергей Юрьевич
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 201
Оглавление диссертации кандидат наук Малкин, Сергей Юрьевич
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы вузовской подготовки педагогов-
музыкантов к освоению музыкального языка произведений
конца XX - начала XXI вв. на основе герменевтического подхода
1.1. Сущность герменевтического подхода в музыкальном
образовании
1.2. Современный музыкальный язык и проблема его понимания
в научных исследованиях
1.3. Модель формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе
герменевтического подхода
Глава II. Совершенствование процесса формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв. на основе герменевтического подхода
2.1. Контрольно-измерительный инструментарий экспериментального исследования
2.2. Апробация герменевтической методики освоения музыкального
языка произведений конца XX - начала XXI вв
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
«Формирование герменевтической компетенции музыканта-исполнителя в образовательном процессе вуза»2016 год, кандидат наук Новикова Виктория Владимировна
Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании2009 год, доктор педагогических наук Майковская, Лариса Станиславовна
Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект2011 год, доктор педагогических наук Корноухов, Михаил Дмитриевич
Теоретическая и методическая профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к формированию музыкальности учащихся2005 год, доктор педагогических наук Козлов, Николай Иванович
Развитие музыкальной культуры учащегося-музыканта средствами русской фортепианной педагогики конца XIX - начала XX веков2018 год, кандидат наук Го Хуа
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв.: герменевтический подход»
Введение
Актуальность темы исследования. В современном отечественном педагогическом образовании особенную значимость приобретают процессы совершенствования обучения и воспитания высокопрофессиональных специалистов, обладающих не только отраслевой и предметной специализацией, но и способных самостоятельно утверждаться в профессии, развивать у своих воспитанников интеллектуальный и творческий потенциал. Именно поэтому применение эффективных педагогических подходов в профессиональном образовании приобретает изо дня в день все большую востребованность.
В системе музыкального образования компетентность педагога в настоящее время должна обеспечивать адаптивность и многообразие образовательных программ, высокое качество процесса обучения, возможность варьирования содержания учебных дисциплин. Музыка как вид искусства постоянно развивается, прирастает новыми произведениями и стилями, и это закономерно определяет необходимость пополнения содержания образовательных программ. Особенно это касается тех дисциплин, которые непосредственно связаны с изучением современной музыки.
Музыкальный язык произведений конца XX - начала XXI века довольно сложен для восприятия, так как музыкальная культура постмодерна основывается не столько на принципах классической эстетики, в которой прекрасное гармоническое звучание вызывает эстетическое наслаждение, но и на концептуализации выразительных средств, приобретающих, помимо эстетических, другие роли. Понимание современной академической музыки требует высокой компетентности педагога-музыканта, способного объяснять своим ученикам ее образное содержание и выразительные средства. В этой связи возникает необходимость введения в процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта герменевтического подхода,
обеспечивающего качественный уровень понимания современной музыки и дающего возможность такому феномену, как музыкальный язык произведений конца XX - начала XXI века, стать доступным для функционирования в системе музыкального образования.
Будучи производным общегуманитарных процессов стремления к адекватному постижению сложных смыслов, герменевтический подход с большим успехом применяется в тех областях практики и научного теоретизирования, где встречаются недоступные для непосредственного понимания идеи, концепты, фактуры и пр. Педагогическая герменевтика, как область знаний о путях наиболее эффективного объяснения и интерпретации сложного учебного материала, востребована в тех сферах образования, в которых применяется особенно непростой и неоднозначный материал, содержательно или формально далекий от возможностей его непосредственного освоения обучающимися. Поэтому включение методов педагогической герменевтики в процесс обучения педагогов-музыкантов -актуальное направление в развитии современного музыкально-педагогического образования.
Актуальность настоящего исследования обусловлена рядом противоречий между:
- потребностью общества в высоком качестве профессиональной подготовки педагогов-музыкантов и необходимостью поиска новых подходов, создания инновационных технологий и разработок, позволяющих повысить эффективность педагогического процесса;
- объективными возможностями подготовки в вузах музыкантов-педагогов к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв. на основе герменевтического подхода и отсутствием специальных исследований, раскрывающих теоретические основы данной проблемы;
- потребностью в научно обоснованных рекомендациях, позволяющих осуществлять подготовку педагога-музыканта к преподаванию современной
классической музыки обучающимся на основе герменевтического подхода, и отсутствием научно-методических разработок в этой области.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, состоящую в необходимости методологического обоснования применения герменевтического подхода в педагогике музыкального образования и определения механизмов формирования профессиональной готовности педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв. на его основе.
Недостаточная разработанность проблемы, ее актуальность явились основанием для выбора темы исследования: «Формирование профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв.: герменевтический подход».
Степень научной разработанности проблемы исследования
Герменевтический подход как явление изучается и применяется в философии, исторических науках, теории межкультурных коммуникаций, религиоведении, семиотике, лингвистике, психологии, педагогике, в том числе педагогике музыкального образования, музыкознании. Для нашего исследования особое значение имели труды, посвященные проблемам герменевтики как области деятельности и обоснованию ее общенаучной методологии: Н.С. Автономовой, Г.И. Богина, И.С. Болдоновой,
А.А. Брудного, Р.М. Габитовой, Х.-Г. Гадамера, П.П. Гайденко, С.С. Гусева, Э. Гуссерля, В. Дильтея, И.Д. Демаковой, И.В. Дмитриевской, Е.Г. Евдокимовой, В.В. Занкова, В.П. Зинченко, В.Г. Кузнецова, Л.Я. Куркиной, А.Н. Леонтьева, А.Л. Никифорова, П. Рикера, Г.И. Рузавина, М.Е. Соболевой, Д.А. Соколова, Г.Л. Тульчинского, М. Хайдеггера, Ф. Шлейермахера, В.С. Швырева, Г.Г. Шпета, Е.Н. Шульги и других классических и современных исследователей.
В системе социально-гуманитарных наук процессы понимания и интерпретации вызывали неизменный интерес исследователей на протяжении всего ХХ века. Среди отечественных ученых, развивавших
общенаучные основы герменевтики, можно назвать таких философов, как Н.С. Автономов, А.Л. Никифоров, В.С. Швырев, филологов и лингвистов
A.А. Брудного, Г.И. Богина, психологов и психолингвистов В.В. Занкова,
B.П. Зинченко, А.Я. Зеленскую, А.Н. Леонтьева. Ими были сформулированы такие принципиальные научно-теоретические характеристики процесса понимания, как личностная детерминированность, продуктивно-творческий характер и целостность. В психологии и педагогике начиная с 1960-х - 1970-х годов интерес к герменевтике также не ослабевает. Герменевтические методологические идеи, внесенные в эту научную область такими авторами, как В.П. Зинченко и И.И. Сулима, прижились и стали продуктивно дополнять инструментарий педагогических исследований, органично влившись в процессы проектирования личностно-ориентированного образования в рамках «понимающей педагогики». Для современного музыкознания в педагогическом аспекте герменевтика также приобрела значение методологического базиса, позволяющего ориентировать педагогический процесс в соответствии с возможностями объяснения и понимания сложного музыкального материала.
Среди психолого-педагогических исследований, направленных на изучение феномена «понимания», следует назвать труды Е.А. Александровой, Л.А. Беляевой, А.А. Брудного, Е.Г. Евдокимовой, М. Глушенко, Е.В. Гречихо, И.Д. Демаковой, А.Ф. Закировой, В.П. Зинченко, Н.Б. Крыловой, Ю.В. Сенько, И.И. Сулимы, М.Н. Фроловской и др.
Нельзя не отметить работы ученых, рассматривавших применимость герменевтики к сфере культуры и искусств, - Е.Я. Басина, М.М. Бахтина, Е.С. Громова, Т.В. Зыряновой, Н.И. Колодиной, Н.А. Кормина, Е.Н. Лучинской, Г.С. Поповой, С.М. Филиппова и других.
Основы музыкальной герменевтики заложили немецкие музыкальные историки Г. Кречмер и А. Меррит, исследования которых были продолжены К. Дальхаузом, Х. Зедельмайером, В.Ф. Кюммелем и др.
Вопросы музыкальной герменевтики, изучения, понимания и интерпретации музыкального языка рассматриваются в работах М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, О.А. Блока, Ю.Е. Бойко, М.Ш. Бонфельда, Н.А. Говар, С.А. Давыдовой, А.И. Демченко, Л.П. Казанцевой, М.Г. Карпычева, Г.Р. Консона, Т.А. Корнелюк, М.Д. Корноухова, И.А. Корсаковой, Н.П. Корыхаловой, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.И. Николаевой, С.С. Скребкова, А.М. Трудкова, Ю.Н. Холопова, В.Н. Холоповой, В.А. Цуккермана, Т.В. Чередниченко, Б.Л. Яворского и др., способствующих дальнейшему совершенствованию знаний о понимании музыки. Различные аспекты данной проблемы раскрываются в музыкально-психологических исследованиях Л.Л. Бочкарева,
A.Л. Готсдинера, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, М.С. Старчеус, Б.М. Теплова, А.В. Тороповой и др.
Специфика и семантика музыкального языка раскрывается в исследованиях И.А. Барсовой, М.Ш. Бонфельда, Н.А. Брылевой, Ю.Н. Бычкова, А.И. Демченко, Г.Ю. Демченко, А.В. Денисова, Ю.К. Захарова, П.В. Кириченко, С.М. Мальцева, Г.А. Орлова, Г.Р. Тараевой, И.С. Стогний, Е.О. Чигаревой, Л.Н. Шаймухаметовой и др. Особенности современного музыкального языка отражены в научных трудах
B.В. Задерацкого, Т.Н. Красниковой, А.С. Соколова, С.И. Савенко, М.И. Сараевой, А.Н. Папениной, И.М. Шабуновой, и др.
Инновационные технологии, их применение в области профессионального образования специалистов сферы искусства и культуры раскрываются в трудах А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.Г. Казаковой, В.П. Подвойского, В.С. Садовской, Т.К. Солодухиной, Е.Ю. Стрельцовой, Т.В. Христидис и др.
Проблема профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в различных ее аспектах исследовалась в работах Э.Б. Абдуллина, И.С. Аврамковой, Н.И. Ануфриевой, Л.А. Баренбойма, Е.А. Бодиной, В.А. Есакова, Л.С. Майковской, А.В. Малинковской, А.П. Мансуровой,
Т.Г. Мариупольской, Е.В. Николаевой, М.С. Осенневой, П.З. Феттера, П.А. Хазанова, Г.М. Цыпина, П.А. Черватюка, А.И. Щербаковой, З.М. Явгильдиной и др., сформировавших современную систему теоретических требований к организации и содержанию отечественного музыкально-педагогического образования.
Таким образом, анализ существующих научных трудов позволяет констатировать, что в настоящий момент специальных исследований, посвященных освоению современного музыкального языка будущими педагогами-музыкантами на основе герменевтического подхода, не проводилось.
Объект исследования - профессиональная подготовка будущих педагогов-музыкантов в вузах культуры и искусств.
Предмет исследования - процесс формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв. на основе герменевтического подхода.
Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование вузовской подготовки педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв. на основе герменевтического подхода; разработка и апробация авторской методики.
Задачи исследования:
1. Выявить педагогические возможности герменевтического подхода и экстраполировать их в область педагогики музыкального образования.
2. Осуществить анализ сущности современного музыкального языка и проблемы его понимания.
3. Определить педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX -начала XXI вв. на основе герменевтического подхода.
4. Создать модель формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода.
5. Разработать контрольно-измерительный инструментарий, позволяющий фиксировать уровни профессиональной готовности студентов к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв.
6. Апробировать герменевтическую методику освоения музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв.; проверить ее эффективность в процессе экспериментальной работы.
Гипотеза исследования:
1. Эффективность процесса формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв. значительно возрастет, если данный процесс будет осуществляться на основе герменевтического подхода.
2. Создание целостной модели формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода возможно при условии:
- методологического обоснования возможностей герменевтического подхода в педагогике музыкального образования и его экстраполяции в учебный процесс, а также анализа сущности современного музыкального языка и проблем понимания данного феномена;
- разработки теоретико-методических основ формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв.: целей, задач, подходов, структурно-содержательных компонентов, педагогических условий, последовательных этапов, методов, приемов и технологий обучения, контрольно-измерительного инструментария, способствующих эффективной реализации данной модели в учебно-образовательном процессе.
Методологической основой исследования явились основные философские концепции герменевтики о языке, понимании и интерпретации
текстов
Х.-Г. Гадамера, Э. Гуссерля, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Ф. Шлейермахера, Г.Г. Шпета; философские труды современных исследователей герменевтики Г.И. Богина, И.В. Дмитриевской, Е.Н. Шульги и др.; работы ученых, в которых рассматриваются различные проблемы герменевтики в сфере культуры и искусств: М.М. Бахтина, Е.С. Громова, Т.В. Зыряновой, Е.Н. Лучинской и др.
Теоретической основой исследований явились:
- психолого-педагогические исследования, направленные на изучение феномена «понимания»: Е.А. Александровой, А.А. Брудного, Е.Г. Евдокимовой, М.А. Глушенко, Е.В. Гречихо, И.Д. Демаковой, А.Ф. Закировой, Н.Б. Крыловой, Ю.В. Сенько и др;
- музыкально-психологические исследования Л.Л. Бочкарева, А.Л. Готсдинера, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, М.С. Старчеус, Б.М. Теплова, А.В. Тороповой и др., раскрывающие проблемы восприятия музыкальных произведений и постижения музыкального языка;
- музыковедческие и музыкально-педагогические труды, посвященные различным вопросам музыкальной герменевтики, а также проблемам понимания, интерпретации и семантики музыкального языка: М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, О.А. Блока, Ю.Е. Бойко, М.Ш. Бонфельда, С.А. Давыдовой, Л.П. Казанцевой, М.Д. Корноухова, И.А. Корсаковой, Н.П. Корыхаловой, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.И. Николаевой, Ю.Н. Холопова, В.Н. Холоповой, В.А. Цуккермана, Т.В. Чередниченко; Е.О. Чигаревой, Л. Шаймухаметовой и др.;
- исследования в области педагогики музыкального образования, раскрывающие проблемы профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в различных ее аспектах: Э.Б. Абдуллина, И.С. Аврамковой, Н.И. Ануфриевой, Л.А. Баренбойма, Е.А. Бодиной, И.А. Корсаковой, Е.П. Красовской, Л.С. Майковской, А.В. Малинковской, А.П. Мансуровой, Т.Г. Мариупольской, А.И. Николаевой, Е.В. Николаевой, М.С. Осенневой,
П.З. Феттера, П.А. Хазанова, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой, З.М. Явгильдиной и др.
Методы исследования: общенаучные методы источниковедческого и теоретического анализа материала, основывающиеся на принципах формальной и диалектической логики; методологический анализ социально-гуманитарных и педагогических концепций, соответствующих теме исследования; педагогическое моделирование; наблюдение, беседы; социологический опрос, интервьюирование; педагогический эксперимент; методы планирования, теоретической и статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
Базы исследования: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт культуры»; муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя
общеобразовательная школа № 54 Муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области; государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева».
Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2012 г. по 2016 г. и состояло из трёх этапов.
На первом этапе исследования (2012-2013 гг.) осуществлялся анализ специальной литературы по проблеме исследования, разрабатывались его методологические характеристики; изучался опыт педагогов-практиков высших учебных заведений, учителей общеобразовательных школ и преподавателей учреждений дополнительного образования; разрабатывался контрольно-измерительный инструментарий для проведения диагностических процедур, а также инструментарий для проведения анкетирования и опросов. С целью выявления актуальности изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике и получения эмпирического материала, необходимого для разработки авторской
методики, было проведено анкетирование преподавателей (75 респондентов) и студентов (153 респондента). Всего в социологическом исследовании приняли участие 228 человек.
На втором этапе (2013-2014 гг.) осуществлялось планирование педагогического эксперимента, проектировалась модель формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода, разрабатывалась герменевтическая методика освоения музыкального языка произведений конца XX - начала XIX вв., включающая элективный курс «Герменевтический анализ музыкального языка произведений конца XX -начала XXI вв.»; проводилась диагностика уровней сформированности готовности студентов к освоению современного музыкального языка (19 человек в экспериментальной группе и 17 человек в контрольной группе).
На третьем этапе (2014-2016 гг.) реализовывался педагогический эксперимент по выявлению эффективности разработанной герменевтической методики освоения музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв.; проводилась повторная диагностика уровней сформированности готовности студентов к освоению современного музыкального языка; обрабатывались и анализировались полученные результаты; уточнялись теоретико-методические выводы; подводились итоги диссертационного исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечиваются методологической обоснованностью основных положений и научных выводов, их опорой на достижения современной общей и музыкальной педагогики, практическим подтверждением теоретических положений результатами экспериментального исследования, проведением качественного и количественного анализа, использованием математических методов обработки экспериментальных данных.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- впервые исследован и введен в научный оборот комплекс теоретических оснований применения герменевтического подхода в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов;
- спроектирована модель формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода, представляющая интегративное единство целей; задач; подходов; форм; педагогических условий; последовательных этапов, методов, приемов и технологий обучения;
- определены педагогические условия формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв. (применение методологического принципа «герменевтического круга»; включение в «герменевтический круг» дополнительного контура практико-ориентированного материала, связанного с конкретизацией теории в виде прикладных примеров; личностно-ориентированное профилирование материала с возможностью адаптации учебных сведений к индивидуальным особенностям восприятия и понимания каждого обучающегося; включение учащихся в полноценный творческий процесс, в котором допустимы импровизация, поисковая работа, самостоятельное сочинение музыкального материала, дополнение лекционного изложения самостоятельным выступлением и пр.);
- создана герменевтическая методика освоения музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв., включающая элективный курс, ориентированный на выработку у будущих педагогов-музыкантов знаний, умений и навыков интерпретации музыкального языка произведений данного периода;
- разработан контрольно-измерительный инструментарий, позволяющий фиксировать уровни профессиональной готовности будущих
педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано методологическое обоснование применения герменевтического подхода в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов в системе высшего образования, раскрыта его сущность. Разработаны теоретические основы подготовки педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XIX вв. на базе герменевтического подхода (цель, задачи, подходы, содержание, педагогические условия, формы методы, этапы и технологии обучения). Теоретически обоснована структура педагогических действий, реализуемых в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта, основанных на принципе «герменевтического круга» и герменевтической эвристики. Выявлена специфика интерпретации музыкального текста. Осуществлен теоретический анализ особенностей современного музыкального языка (изменение гармонической вертикали, применение разных типов сонорной и микрохроматической гармонии, полимодальность, хроматическая тональность, применение множественных гармоническо-функциональных схем и др.) и проблемы понимания данного феномена. На основе принципов герменевтического подхода разработаны критерии и показатели уровней готовности педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов, выводов и созданной автором герменевтической методики, включающей элективный курс «Герменевтический анализ музыкального языка произведений конца XX -начала XXI вв.», в совершенствовании профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в педагогических вузах, вузах культуры и искусств, в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов-музыкантов. Выводы относительно применения
герменевтического подхода в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов могут быть экстраполированы и на иные отраслевые сегменты педагогического образования.
Апробация и внедрение результатов исследования отражены в 11 публикациях автора, из них 5 - опубликованы в журналах, входящих в перечень научных изданий ВАК РФ, в ряде докладов и выступлений: на X международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в социокультурном развитии личности» (г. Москва, 2012 г.); на XI международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в современном мире» (г. Москва, 2013 г.); на международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (г. Казань,
2013 г.); на XII международной научно-практической конференции «Интеграция науки, менеджмента и музыкального образования» (г. Москва,
2014 г.); на научно-практической конференции «Музыкально-теоретическое образование: традиции, новаторство, перспективы» (г. Москва, 2014 г.); на XIII международной научно-практической конференции «Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве» (г. Москва, 2015 г.); на международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию отделения «Теория музыки» ГБПОУ «Пензенский колледж искусств» (г. Пенза, 2016 г.); в обсуждении материалов диссертационного исследования на кафедре музыкального образования Московского государственного института культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Процесс формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв. должен осуществляться на основе герменевтического подхода, способствующего адекватному пониманию, объяснению и верной интерпретации музыкального материала. Применение герменевтического подхода в музыкальной педагогике основывается на принципах философской
герменевтики, заключающихся в учете культурных, временных, социальных, кодификационных и психологических условий создания текста (в данном случае - музыкального), и использовании этих знаний в интерпретации материала.
2. Музыкальный язык произведений конца XX - начала XXI вв. является одним из наиболее сложных феноменов для объяснения и интерпретации в деятельности педагога-музыканта, что обусловлено изменением норм музыкальной эстетики, концептуализацией и диверсификацией музыкальных выразительных средств данного периода. Музыкально-педагогическая интерпретация максимально семантизирует музыкальный текст, вербализуя и обобщая то содержание, которое может, в отдельных случаях, быть выражено только музыкальными средствами. При этом музыкальный материал всегда оставляет место для альтернатив интерпретации, делая текст априорно субъективизированным.
3. Для эффективного формирования профессиональной готовности педагогов-музыкантов к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода необходима организация следующих педагогических условий: применение методологического принципа «герменевтического круга»; включение в «герменевтический круг» дополнительного контура практико-ориентированного материала, связанного с конкретизацией теории в виде прикладных примеров; личностно-ориентированное профилирование материала с возможностью адаптации учебных сведений к индивидуальным особенностям восприятия и понимания каждого обучающегося; включение обучающихся в полноценный творческий процесс, в котором допустимы импровизация, поисковая работа, самостоятельное сочинение музыкального материала, дополнение лекционного изложения самостоятельным выступлением и пр.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развивающий потенциал учебно-методических комплексов в профессиональной подготовке педагога-музыканта2011 год, кандидат педагогических наук Ганичева, Юлия Владимировна
Профессиональная готовность педагога-музыканта к воспитанию поликультурной личности школьника в учебных заведениях Казахстана2010 год, кандидат педагогических наук Макашева, Маргарита Сарманбаевна
Педагогические технологии профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузах Китайской Народной Республики2009 год, кандидат педагогических наук Цай Лиянь
Композиция как педагогическое средство развития интерпретирующей способности педагога-музыканта2001 год, кандидат педагогических наук Ускова, Дарья Николаевна
Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур2012 год, кандидат наук Ван Хань
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Малкин, Сергей Юрьевич, 2017 год
Список использованной литературы
1. Абдуллин, Э. Б. На пути к рождению нового «лика» урока музыки /Э.Б. Абдуллин //Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО. 2014, №2 (6). - С.41- 47.
2. Абдуллин, Э.Б., Майковская Л.С. Технологии обучения основам исследовательской деятельности педагога-музыканта /Э.Б. Абдуллин, Л.С. Майковская //Преподаватель XXI век. - 2015. №4. - С.210-215.
3. Абульханова-Славская, К.А. О субъекте психической деятельности /К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1973. - 288 с.
4. Аврамкова, И.С. Формирование этики ответственности в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта: Автореф. дис. ... доктор пед. наук. - СПб., 2013 - 54 с.
5. Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. науч. тр. / гл. ред. Б.П. Хавторин; сост. и науч. ред. В.А. Логинова. - Оренбург: ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей. - Вып. 9. -2011. - 436 с.
6. Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сб. науч. тр. каф. философии МПГУ. - М.: Прометей, 2013. - 278 с.
7. Александрова, Е.А., Крылова, Н.Б. Очерки понимающей педагогики /Е.А. Александрова, Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2003. -450 с.
8. Алексеев, Н.А. Профильное обучение в контексте личностно-ориентированного образования /Н.А. Алексеев. - Тюмень: Легион - Групп, 2005. - 250 с.
9. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта /Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
10. Альтштуллер, Г.С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности /Г.С. Альтштуллер. - Минск: Беларусь, 1994. - 209 с.
11. Аминов, H.A., Голубева Э.А. и др. Комплексное исследование некоторых факторов успешности музыкальной деятельности детей и взрослых /Н.А. Аминов, Э.А. Голубева //Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. -Челябинск, 1989. - С. 33 - 53.
12. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: ЦИТ, 2000. - 608 с.
13. Ануфриева, Н.И. Методика преподавания специальных дисциплин: учеб.-метод. и контр.-изм. материалы / Н.И. Ануфриева. - М.: РГСУ, 2011. -70 с.
14. Апраксина, О.А. Современные требования к школьному учителю-музыканту. Сборник статей /О.А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. -М.: Просвещение, 1982. - С.32-43.
15. Арановский, М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства /М.Г. Арановский. - М.: Композитор, 1998. - 343 с.
16. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе его закономерные основы и методы /С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
17. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс /Б.В. Асафьев. - Л., Музыка, 1971. - 376 с.
18. Асафьев, Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Б.В. Асафьев. Изд. 2-е. М.- Л: Музыка, 1973. - 143 с.
19. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы /Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
20. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство /Л.А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1974. - 335 с.
21. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика /Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.
22. Басин, Е.Я. Семантическая философия искусства / Е. Я. Басин; Российская акад. наук, Ин-т философии, Акад. гуманитар. исслед. - 4-е изд., доп. - М. : Гуманитарий, 2012. - 348 с.
23. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества /Г.С. Батищев. - СПб: РХГИ, 1997. - 464 с.
24. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. -М.: Искусство, 1986. - 444 с.
25. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие /А.С. Белкин. - М.: Академия, 2000. -192 с.
26. Белова, С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения: учебно-методическое пособие /С.В. Белова. -М.: Глобус, 2007. - 190 с.
27. Бердяев, Н.А. Творчество и объективация /Н.А. Бердяев. - Минск: Экономиресс, 2000. -304 с.
28. Берхин, Н., Крутоус, В. Является ли познание целью искусства? Два взгляда на одну проблему /Н. Берхин, В. Крутоус. - М.: Знание, 1989. - 64 с.
29. Бескова, И.А. Как возможно творческое мышление? /И.А. Бескова. -М.: Институт философии РАН, 1993. - 198 с.
30. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем /В.П. Беспалько. - Воронеж: ВГУ, 1977. - 304 с.
31. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. -192 с.
32. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология /Б.М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 208 с.
33. Блох, О.А. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов: Монография / О.А. Блох. - М.: МГУКИ, 2002. - 226 с.
34. Бобровский, В. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: в 2-х вып. Вып.1. /В.Бобровский. - М.: Музыка, 1989. - 268 с.
35. Богин, Г.И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику /Г.И. Богин. - Тверь, 2001. - 726 с.
36. Богин, Г.И. Субстанциональная сторона понимания текста./ Г.И. Богин. - Тверь, 1993. - 185 с.
37. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие /Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
38. Бодина, Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие к спецкурсу для студентов III-V курсов муз.-пед. фак. и II-III курсов фак. подгот. учителей нач. классов /Е.А. Бодина. - М.: МГЗПИ, 1989. - 81 с.
39. Бойко, Ю.Е. Интерпретация музыки: заметки инструментоведа /Ю.Е. Бойко. - СПб.: Российский ин-т истории искусств, 2014. - 233 с.
40. Болдонова, И.С. Герменевтика межличностной коммуникации: Дис. ... доктор философ. наук. - Улан-Удэ, 2010. - 376 с.
41. Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: Опыт системного исследования музыкального искусства /М.Ш. Бонфельд. - СПб.: Композитор, 2006. - 628 с.
42. Бонфельд, М.Ш. Музыкальная герменевтика и проблема понимания музыки // Междисциплинарный семинар 22-23 марта 1998 года /М.Ш. Бонфельд. -Петрозаводск: ПГК, КГПУ, 1998. - С. 32 - 35.
43. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарёв. - М.: Классика - XXI, 2006. - 352 с.
44. Брудный, А. А. Психологическая герменевтика: Учебное пособие /А.А. Брудный. - М.: Лабиринт, 1998. - 336 с.
45. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение /А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
46. Буаттура, Н-Э., Майковская, Л.С. Интерпретаторское искусство музыканта-инструменталиста в алжирской музыкальной традиции /Н.-Э. Буаттура, Л.С. Майковская //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - М., 2014. №4 (60).-С.244-248.
47. Васильева, Э.Г. О творческой неповторимости художника-педагога и проблеме его воспитания в стенах вуза /Э.Г. Васильева // Традиции художественной школы и педагогика искусства : сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - Вып. 13. -С. 5-12.
48. Вопросы методики преподавания музыкальных дисциплин в педагогическом вузе. Сб. научно-методических работ преподавателей, аспирантов и соискателей. - Таганрог: ТГПИ, 1995. - 84 с.
49. Восприятие музыки: Сб. статей / под ред. В.Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980. - 256 с.
50. Выготский, Л.С. Психология искусства /Л.С. Выготский. - Минск: Современное слово, 1998. - 474 с.
51. Габитова, Р.М. Универсальная герменевтика Фридриха Шлейермахера /Р.М. Габитова // Герменевтика: история и современность. - М.: Мысль, 1985. - С. 61-96.
52. Гаврилова, Е.Н. Вопросы музыкальной педагогики: учебное пособие /Е.Н. Гаврилова. - Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2014. - 163 с.
53. Гадамер, Г. Г. Актуальность прекрасного /Г.Г. Гадамер. - М., 1991. -367 с.
54. Гадамер, Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Г.Г. Гадамер /Пер с нем. / Общ. ред. Б.Н.Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. -704 с.
55. Гайденко, П.П. Философская герменевтика и ее проблематика: Природа философского знания сборник /П.П. Гайденко. - М.: ИФ АН СССР, 1975. - 310 с.
56. Гермашева, Ж. И. Герменевтика В. Дильтея как учение об искусстве понимания /Ж.И. Гермашева // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сб. статей по материалам Второй международной конференции 1314 ноября 2008. - Астрахань, 2008. - С. 265-268.
57. Герменевтика и музыкознание: Общие проблемы искусства: Обзорная информация ГБЛ / Сост. Т. В. Чередниченко. Вып. 1. - М., 1984. - 129 с.
58. Герменевтика игры: поиски смысла в философии, теории культуры и музыкальной эстетике. - СПб.: Скифияпринт, 2014. - 471 с.
59. Герменевтика: История и современность: критические очерки - М.: Мысль, 1985. - 303 с.
60. Гершунский, Б.С. Философия образования: учебное пособие /Б.С. Гершунский. - М.: Флинта, 1998. - 427 с.
61. Глушенко, М. Герменевтический диалог в учебном процессе /М. Глушенко // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в образовательных системах: Труды 2-й международной научной конференции. Т.2. - М.: Международная Педагогическая академия, 1999. -С.30-33.
62. Говар, Н.А. Фортепианная миниатюра в творчестве отечественных композиторов второй половины XX - начала XXI вв.: проблемы стиля и интерпретации: Дис. .. .канд искусствоведения. - М., 2013. - 249 с.
63. Головинский, Г. О восприятии музыкального образа /Г.О. Головинский // Восприятие музыки: Сб. статей /Под ред. В.Н.Максимова. - М.: Музыка, 1980. - С. 127 - 140.
64. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология /А.Л. Готсдинер. - М.: Магистр, 1993. - 193 с.
65. Гречихо, Е.В. Сущность проблемы понимания и методики его формирования /Е.В. Гречихо. - Витебск: ВОГ ИПК и ПРР и СО, 2005. - 63 с.
66. Громов, Е.С. Искусство и герменевтика в ее эстетических и социологических измерениях /Е.С. Громов. - СПб.: Алетейя, 2004. - 334 с.
67. Гуренко, Е. Специфика художественной интерпретации (опыт логического анализа) /Е. Гуренко // Вопросы исполнительского искусства. -Новосибирск, 1974. - С. 34 - 52.
68. Гуренко, Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ) /Е. Гуренко. - Новосибирск: Наука, 1982. - 256 с.
69. Гуссерль, Э. Метод прояснения //Современная философия науки /Э. Гуссерль. - М.: Логос, 1996. - С. 365-375.
70. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов. - М.: Интор, 1996. - 541 с.
71. Давыдова, С.А. Предмет «Музыкальное содержание» в аспекте герменевтики (начальная педагогика): Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2011. -204 с.
72. Демакова, И.Д. Герменевтический подход в воспитательной деятельности педагога /И.Д. Демакова // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сб. науч. ст. - Пермь: ИТОП РАО, Пермский областной ИПКРО, 2001. - С. 76-92.
73. Демченко, А.И., Демченко, Г.Ю. Пути развития музыкальной герменевтики /Аналоги и параллели: сб. статей /А.И. Демченко, Г.Ю. Демченко. Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова; ред.-сост. А.И Демченко. - Саратов: Издательство Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, 2012.
74. Денисов, А.В. Музыкальный язык в семиозисе художественной культуры: на материале Европейской музыки: Дис. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2002. - 233 с.
75. Дильтей, В. Герменевтика и теория литературы /В. Дильтей. Собр. соч. Том IV /Перевод с немецкого под редакцией В.В. Бибихина и Н.С.Плотникова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. - 262 с.
76. Дмитриева, Л., Черноиваненко, Н. Методика музыкального воспитания в школе: учебник для учащихся пед. училищ / Л. Дмитриева, Н. Черноиваненко. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
77. Дмитриевская, И.В. Системная герменевтика: Концепты. Смыслы. Тексты: монография /И.В. Дмитриевская. - Иваново: ИГСХА, 2014. - 283 с.
78. Долинская, Е. О русской музыке последней трети XX века: Учебное пособие по курсу «История современной отечественной музыки» для
студентов музыкальных вузов /Е. Долинская. - Магнитогорск: МаГК: Магнит. гос. консерватория, 2000. - 158 с.
79. Евдокимова, Е.Г. Герменевтика педагогического взаимодействия: учебно-методическое пособие /Е.Г. Евдокимова. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2010. - 54 с.
80. Жарков, А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности /А.Д Жарков. - М.: МГУКИ, 2012. - 456 с.
81. Заболотная, Л.И. Педагогические пути реализации герменевтического подхода к интерпретации музыкального текста /Л.И. Заболотная //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - №5, 2014. - С.212-216.
82. Задерацкий, В.В. Музыкальные идеи и образы минувшего века /В.В. Задерацкий. - М.: Композитор, 2014. - 256 с.
83. Закирова, А.Ф. Герменевтика педагогического текста: теория и практика: монография /А.Ф. Закирова. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унта, 2008. -243 с.
84. Закирова, А.Ф. Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики: Дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2001. - 314 с.
85. Зинченко, В.П. Мысль и Слово Густава Шпета (возвращение из изгнания) / В.П. Зинченко. - М.: изд-во УРАО, 2000. - 247 с.
86. Зись, А.Я. В поисках художественного смысла /А.Я. Зись. - М.: Искусство, 1991. - 327 с.
87. Золотарева, Л.Р. Педагогическое искусствоведение: Монография /Л.Р. Золотарева. - Алматы: Билим, 2011. - 394 с.
88. Зырянова, Т.В. Художественная герменевтика и педагогика /Т.В. Зырянова. - М.: Академия Тринитаризма, 2011. - 170 с.
89. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности /Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. -448 с.
90. Казакова, А. Г. Педагогика профессионального образования: Монография /А.Г. Казакова. - М.: Экон-Информ, 2007. - 551 с.
91. Казанцева, Л.П. Автор в музыкальном содержании: Монография /Л.П. Казанцева. - М.: Рам им. Гнесиных, 1998. - 248 с.
92. Казанцева, Л.П. Анализ музыкального содержания: Методическое пособие /Л.П. Казанцева. - Астрахань: АГК, 2002. - 128 с.
93. Казанцева, Л.П. Музыкальное содержание в контексте культуры: Учебное пособие. Астрахань: Волга, 2009. - 360 с.
94. Калиниченко, Н.И. О понятии «интерпретация» / Н.И. Калиниченко // Проблемы художественной интерпретации в XX веке: Тезисы Всероссийской научно- практической конференции. - Астрахань, 1995. - С. 15-17.
95. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество /В.А. Кан-Кали, Н.Д. Никандров. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
96. Кирнарская, Д.К. Музыкальное восприятие: Монография /Д.К. Кирнарская. - М.: Кимос-Ард., 1997. - 160 с.
97. Кирнарская, Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности /Д.К. Кирнарская // Вопросы психологии. - 1989. -№ 2 . - С. 47 - 57.
98. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей /Д.К. Кирнарская. - М.: Таланты -XXI век, 2004. - 496 с.
99. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках /М.В. Кларин. - М.: АРЕНА, 1994. - 222 с.
100. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта /М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
101. Красовская, Е.П. Особенности применения художественно -ассоциативного метода в содержании инструментальной подготовки будущих педагогов-музыкантов /Е.П. Красовская //Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО при Московском педагогическом государственном университете. - 2013. - № 4. - С. 104-117.
102. Колодина, Н.И. Проблемы понимания и интерпретации художественного текста / Н.И. Колодина. - Тамбов, 2001. - 184 с.
103. Коломиец, Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание: монография /Г.Г. Коломиец. - Оренбург: ООИПКРО, 2001. - 240 с.
104. Консон, Г.Р. Целостный анализ как универсальный метод научного познания художественных текстов (на материале музыкального искусства): Дис. ... доктор искусствоведения. - М., 2010. - 455 с.
105. Кормин, Н.А. Эстетическая герменевтика познания /Н.А. Кормин. - М.: Академия, 2014.
106. Корноухов, М.Д. Герменевтический этап формирования интерпретационной культуры учащегося-музыканта /М.Д. Корноухов //Вестник Московского государственного областного университета (серия «Педагогика»). - 2011. - №3. - С. 230-234.
107. Корсакова, И.А. О некоторых герменевтических методах исследования музыкального произведения /И.А. Корсакова //Ученые записки. - №10, 2012. - С.180-185.
108. Корыхалова, Н. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике /Н. Корыхалова. - Л.: Музыка, 1979. - 215 с.
109. Корыхалова, Н. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. Изд. 2-е, доп. /Н. Корыхалова. - СПб.: Композитор, 2007. - 328 с.
110. Корыхалова, Н. Об интерпретации музыки /Н. Корыхалова. - М.: Музыка, 1989. - 258 с.
111. Кохановский, В. Философия: учебное пособие /В. Кохановский. -Ростов-н/Д: Феникс. 2001. - 576 с.
112. Краевский, В.В., Бережнова, Е.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие /В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2001. - 400 с.
113. Кремлев, Ю. Очерки по эстетике музыки /Ю. Кремлев. - М.: Сов. композитор, 1972. - 271 с.
114. Крылова, Н.Б. Очерки понимающей педагогики /Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2001. - 448 с.
115. Кудряшов, А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: Учебное пособие /А.Ю. Кудряшов. -СПб.: Лань, 2006. - 432 с.
116. Кузнецов, В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание /В.Г. Кузнецов. - М.: МГУ, 1991. - 192 с.
117. Леонтъев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтъев. -М.: Смысл; Академия, 2004. - 346 с.
118. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. /А.Н. Леонтъев - М.: Педагогика, 1983. - 392 с: ил.
119. Леонтьев, Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. 2-е, исправленное издание: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
120. Лобанова, М.П. Музыкальный стиль и жанр: история и современность /М.П. Лобанова. - М.: Сов. композитор, 1990 - 221с.
121. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство /А.Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1995. - 320 с.
122. Лучинская, Е.Н. Герменевтика: интерпретация постмодернистского дискурса: монография /Е.Н. Лучинская. - Краснодар: Парабеллум, 2014. -138 с.
123. Мазель, Л. Строение музыкальных произведений /Л. Мазель. - М.: Музыка, 1979. - 536 с.
124. Мазель, Л.Н., Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм /Л.Н. Мазель, В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1967. - 527 с.
125. Майковская, Л.С. Герменевтический подход в процессе постижения музыкального языка произведений разных этнокультурных традиций /Л.С. Майковская //Музыкально-художественное образование и культура:
актуальные проблемы развития и инноваций. Материалы международной научно-практической конференции. 5-6 марта 2008 г. Т.1. - Екатеринбург, 2008. - С.55-60.
126. Майковская, Л.С. Артистизм действий: художественно -коммуникативная деятельность педагога - музыканта /Л.С. Майковская: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. (Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030700 - Музыкальное образование). - М.: Музыка, 2006. -111 с.
127. Майковская, Л.С. Музыкальный язык как средство взаимопонимания (к постановке проблемы) /Л.С. Майковская //Музыкальная культура и образование: Материалы международной научно-практической конференции /Под науч. ред. В.И. Закутского, Л.С. Майковской. - М.: Граф-Пресс, 2011. -С.41-47.
128. Майковская, Л.С. Музыкальный язык как основа взаимопонимания в условиях глобализации /Л.С. Майковская // Интеграция науки, менеджмента и музыкального образования: Материалы XII Международной научно-практической конференции /Под науч. ред. В.И. Закутского, Л.С. Майковской. - М.: МГУКИ, 2014. - С.57-66.
129. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? /С.В. Максимова. - М.: Академический Проект, 2006. - 224 с.
130. Малинковская, А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: учебное пособие / Малинковская А.В. - М.: Владос, 2005. - 381 с.
131. Малкин, С.Ю. Герменевтический подход в освоении музыкального языка произведений конца XX - начала XXI вв. /С.Ю. Малкин //Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 5. - С. 79-82.
132. Малкин, С.Ю. Идеи герменевтики в музыкально-педагогическом образовании /С.Ю. Малкин //Современные проблемы науки и образования. -
2015. - № 5. Электронное издание: Режим доступа: http://www.science-education.ru/128-21912
133. Малкин, С.Ю. Современный музыкальный язык и проблема его понимания /С.Ю. Малкин //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 6. - С. 238-242.
134. Малкин, С.Ю., Майковская, Л.С. Перспективы применения герменевтического подхода в профессиональном образовании педагогов-музыкантов /С.Ю. Малкин, Л.С. Майковская // Музыкальное искусство и образование Вестник кафедры ЮНЕСКО - 2016. - №2. - С.45-50.
135. Малкин, С.Ю., Майковская Л.С. Модель формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX - начала XXI века на основе герменевтического подхода /С.Ю. Малкин, Л.С. Майковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 4 (72),
2016. - С.195-203.
136. Малкин, С.Ю. Музыкальный язык И.С. Баха /С.Ю. Малкин //Музыкальное образование в социокультурном развитии личности: материалы X международной научно-практической конференции /Под науч. ред. В.А. Есакова, Л.С. Майковской. - М.: Граф-Пресс, 2012. - С. 52-57.
137. Малкин, С.Ю. Музыкальный язык и герменевтика /С.Ю. Малкин //Музыкальное образование в современном мире: материалы XI международной научно-практической конференции /Под науч. ред. В.А. Есакова, Л.С. Майковской. - М.: ООО Издательство Ритм, 2013. - С.93-97.
138. Малкин, С.Ю. Герменевтика в системе музыкально-педагогического знания /С.Ю. Малкин //Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы Международной научно-практической конференции - Казань: Изд-во «Отечество», 2013. - С.109-112.
139. Малкин, С.Ю. Герменевтика в системе музыкально-педагогического знания (методологический анализ проблемы) /С.Ю. Малкин //Интеграция
науки, менеджмента и музыкального образования: материалы XII международной научно-практической конференции /Под науч. ред. В.А. Есакова, Л.С. Майковской.- М.: МГУКИ, 2014. - С.266-273.
140. Малкин, С.Ю. Герменевтика в музыкальной педагогике /С.Ю. Малкин //Музыкально-теоретическое образование: традиции, новаторство, перспективы: материалы научно-практ. конференции, посвящ. 50-летию кафедры теории и истории музыки МГУКИ /Науч. ред. М.Б. Сидорова; ред.-сост. Т.В. Иванченко, О.М. Мятиева. - М.: МГУКИ, 2014. - С. 125-128.
141. Малкин, С.Ю. Герменевтический подход в музыкальном образовании /С.Ю. Малкин //Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве: материалы XIII международной научно-практической конференции /Под науч. ред. В.А. Есакова, Л.С. Майковской. -М., 2015. - С.243-249.
142. Мансурова, А.П. Концептуальные положения модульно-дифференцированной подготовки музыканта-педагога в вузе /А.П. Мансурова // Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО при Московском педагогическом государственном университете. -№3 (11), 2015. - С.4-11.
143. Мариупольская, Т. Г. Основные черты русских музыкально -исполнительских традиций: исторический и теоретический аспекты /Т.Г. Мариупольская //Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО при МПГУ. - 2013. -№4. - С. 103-111.
144. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки /В.В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993. - 262 с.
145. Медушевский, В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: Автореф. дис.... докт. искусствоведения. - М., 1981. - 46 с.
146. Медушевский, В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект /В.В. Медушевский. //Сов. музыка. - 1979, №3. - С.30-39.
147. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.
148. Медушевский, В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» /В.В. Медушевский. // Восприятие музыки: Сб. ст. - М.: Музыка, 1980. -С.141-155.
149. Методология науки и дискурс-анализ /отв. ред. А. П. Огурцов. - М.: Ин-т философии РАН, 2014. - 285 с.
150. Моделирование педагогических ситуаций /Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М.: Педагогика, 1981. - 136 с.
151. Мокиенко, О.П. Герменевтических подход к развитию креативности старших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2013. - 228 с.
152. Моляко, В.А. Психология творческой деятельности /В.А. Моляко. -Киев: Знание, 1978. - 45 с.
153. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие /А.В. Морозов. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.
154. Музыкальная психология. Хрестоматия /Сост. М.С. Старчеус. - М.: МГК, 1992. - 210 с.
155. Музыкальный язык в контексте культуры / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 106. - М.: 1989. - 144 с.
156. Назайкинский, Е. Звуковой мир музыки /Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988. - 254 с.
157. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия /Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 384 с.
158. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке /Е.В. Назайкинский: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.: ноты.
159. Назаренко, В. Язык искусства /В. Назаренко. - М.: Искусство, 1961. -506 с.
160. Назаров, Д.М. Компаративный анализ герменевтической научной методологии /Д.М. Назаров //Вестник ТПГУ. - 2010. - Вып. 5 (95). - С. 32-35.
161. Немов, Р.С. Психология: учебник /Р.С. Немов. - 4-е изд. -М.:ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
162. Николаева, А.И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 455 с.
163. Николаева, А.И. О философских основах музыкальной интерпретации /А.И. Николаева //Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - №3 (24), 2012. - С.50-53.
164. Николаева, А.И. Психолингвистический аспект понимания музыкального стиля /А.И. Николаева //Наука и школа. - №1, 2016. - С. 150156.
165. Николаева, Е.В. Историко-педагогические воззрения на раннефольклорное интонирование /Е.В. Николаева // Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО при Московском педагогическом государственном университете. - 2013, № 2. - С.128-143.
166. Новикова В.В. Формирование герменевтической компетенции музыканта-исполнителя в образовательном процессе вуза: Дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2016.- 270 с.
167. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон ФЗ-273.
168. Образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», направленность (профиль) подготовки - Музыка / ФГБОУ ВПО «Московский государственный институт культуры». - М., 2014.
169. Образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», направленность (профиль) подготовки - Музыка / ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МИГУ). - М., 2014.
170. Осеннева, М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. высш. проф. обр. /М.С. Осеннева. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с.
171. Орлов, Г. А. Древо музыки /Г.А. Орлов. Изд. 2-е. - СПб.: Композитор, 2005. - 440 с.
172. Остроменский, В. Формирование музыкального познания /В. Остроменский / Под ред. O.K. Тихомирова. - Кишинев: Штиинца, 1988. -156 с.
173. Очеретовская, Н. Об отражении действительности в музыке /Н. Очеретовская. - М.: Музыка, 1979. - 72 с.
174. Папенина, А.Н. Музыкальный авангард середины XX века и проблемы художественного восприятия /А.Н. Папенина. - СПБ.: СПбГУП, 2008. -150 с.
175. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. /Под ред. М. В. Булановой-Топорковой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 512 с.
176. Педагогика: Большая современная энциклопедия. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.
177. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник / С. А. Смирнов, И.П. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. 8-е изд., стер. -М.: Академия, 2008. - 512 с.
178. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред. В. С. Кукушина. - М.: Март, 2006. - 336 с.
179. Петрушин, В. Музыкальная психология: учебное пособие /В.И. Петрушин. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
180. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов /В.И. Петрушин. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2008. - 488 с.
181. Пономарев, Я.А. Исследование проблемы психологии творчества /Я.А. Пономарев. - М.: МГУ, 1983. - 335 с.
182. Попова, Г.С. Герменевтика как метод изучения культуры: учебно -методическое пособие для студентов 4,5 курсов специальностей «Культурология» и «Филология» /Г.С. Попова. Мультимедийное обучающее электронное издание. - Якутск: ЦНИТ ЯГУ, 2010.
183. Проблемы музыкального мышления. Сб. статей / сост. и ред. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - 336 с.
184. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная /Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1990. - 224 с
185. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике /В.Г. Ражников. -М.: Музыка, 1989. - 141 с.
186. Рикер, П. Герменевтика. Этика. Политика /П. Рикер. - M.: Akademia-Центр. Медиум, 1995. - 160 с.
187. Рузавин, Г.И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания и объяснения /Г.И. Рузавин // Вопросы философии. - 1983. - № 10. - С. 62-71.
188. Ручьевская, Е. Об анализе содержания музыкального произведения /Е. Ручьевская //Критика и музыкознание: Сб. статей. - Л.: Музыка, 1987. -Вып. 3. - С. 69-96.
189. Савенко, С. Рукотворный космос Валентина Сильвестрова /С.Савенко //Музыка из бывшего СССР. Сб. статей. Вып.1. - М., 1994.- С. 72-89.
190. Савенко, С. Строгий стиль А. Пярта /С.Савенко // Сов.музыка, 1991. -№ 10. - С. 15-19.
191. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии /Г.К. Селевко.
- М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
192. Сенько, Ю.В. Педагогика понимания /Ю.В. Сенько. - M.: Дрофа, 2007.
- 192 с.
193. Сластенин, В.А., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие /В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
194. Соболева, М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции /М.Е. Соболева. - М.: Академический проект: Гаудеамус, 2014. - 151 с.
195. Соколов, А.С. Введение в музыкальную композицию XX века / A.C. Соколов. - М.: Владос, 2004. - 231 с.
196. Соколов, А.С. Музыкальная композиция XX: диалектика творчества / А. С. Соколов. - М.: Музыка, 1992. - 230 с.
197. Соколов, Д.А. Герменевтика: курс лекций /Д.А. Соколов. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2007. - 142 с.
198. Сохор, А. Логическая структура учебного материала /А. Сохор. - М.: Педагогика, 1974. - 192 с.
199. Сохор, А. Музыка как вид искусства /А. Сохор. - М.: Музыка,1970. -192 с.
200. Старчеус, М. С. Детское восприятие как предпосылка одаренности к разным видам искусства /М.С. Старчеус // Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. - М., 1996. - Ч. 3, гл. 15. - С. 319-329.
201. Старчеус, М.С. Музыкальная одаренность /М.С. Старчеус //Психология одаренности детей и подростков. - М.: Академия, 1996. - С. 279 - 318.
202. Сулима, И.И. Философская герменевтика и образование /И.И. Сулима // Педагогика. 1999. - № 1. - С. 36-43.
203. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий /Б.М. Теплов. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 536 с.
204. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей // Б.М. Теплов Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1985. - С. 42 - 122.
205. Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Издание 2-е, исправ. и доп.: Учебное пособие /А.В. Торопова. -М.: «Учебно-методический издательский центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. -248 с.
206. Трудков, А.М. Музыкально-педагогическая герменевтика: вопросы методологии: учебное пособие в 2ч /А.М. Трудков. - Мурманск: МГПУ, 2009 - 68 с.
207. Фарштейн, А.А. Музыка и эстетика /А.А. Фарштейн. - Л.: Музыка, 1976. - 208 с.
208. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержден приказом
Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788). - М., 2011.
209. Феттер, П.З. Сущность и структура самоанализа профессиональной деятельности учителя музыки (опыт методологического анализа) //Педагогика музыкального образования: Проблемы и перспективы развития: III Международная научно-практическая очно-заочная конференция (г.Нижневартовск, 19-20 апреля 2011 года) / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - С.27-37.
210. Филиппов, С.М. Искусство как предмет феноменологии и герменевтики: Автореф. дис... доктора фил. наук. - М., 2003. - 37 с.
211. Филиппов, С.М. Музыкально-эстетические взгляды Г. Кречмара (к истории формирования идей и принципов музыкальной герменевтики): Автореф. дисс... канд. иск. - М, 1994. - 24 с.
212. Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: С.С.Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. - М.: Сов. энцикл., 1989. - 815 с.
213. Форум образования [Электронный ресурс] http://onf.ru/2014/10/15/na-forume-onf-v-penze-zavershilos-plenarnoe-zasedanie-s-uchastiem-vladimira-putina/
214. Хазанов, П.А. Общение учителя и ученика в ходе музыкальных занятий / П. А. Хазанов // Искусство и образование. - 2006. - N 2. - С. 113-120.
215. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления /М. Хайдеггер. -М.: Республика, 1993. - 447 с.
216. Халперн, Д. Психология критического мышления /Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
217. Холопов, Ю.Н. К проблеме музыкального анализа /Ю.Н. Холопов //Проблемы музыкальной науки. - М.: Сов. композитор, 1985. Вып. 6. -С. 130-151.
218. Холопова, В.Н. Музыкальная герменевтика, музыкальная семантика, музыкальное содержание: сравнение возможностей /В.Н. Холопова // Ученые
записки Российской академии музыки имени Гнесиных. - 2015. - № 1. -С.20-28.
219. Холопова, В.Н. и др. Музыкальное содержание: Методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ и детских школ искусств /В.Н. Холопова. - М., 2005. - 67 с.
220. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. - 4-е изд., испр. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. - 320 с.
221. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие /В.Н. Холопова. - СПб.: Лань. - 1999. - 496 с.
222. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение /А.В. Хуторской. Теория, методология, практика. - М., 1998. - 226 с.
223. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся муз. отд-ний педвузов и консерваторий /Г.М. Цыпин. - М.: Интерпраис, 1994. - 385с.
224. Цыпин, Г.М. Интерпретация музыкального произведения: интуитивное и сознательное /Г.М. Цыпин //Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - №3 (29), 2013. - С.41-45.
225. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики /Т.В. Чередниченко. - М., Музыка, 1989. - 218 с.
226. Чередниченко, Т.В. Герменевтика музыкальная /Т.В. Чередниченко //Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - 672 с.
227. Чигарева, Е. О «невербальной семантике» в музыке Моцарта /Е. Чигарева //Семантика музыкального языка. Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года / РАМ им. Гнесиных. - М., 2004. - С.220-224.
228. Шаймухаметова, Л. Семантический анализ музыкальной темы /Л. Шаймухаметова. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. - 265 с.
229. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении: учебное пособие /Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 1999. - 288 с.
230. Шлейермахер, Ф. Герменевтика /Ф. Шлейермахер /Перевод с немецкого. А.Л. Вольского. Научный редактор Н.О. Гучинская. - СПб.: «Европейский Дом». 2004. - 242 с.
231. Шлет, Г. Г. Герменевтика и ее проблемы: электронный ресурс //http://studopedia.ru/9_146788_predislovie.html: Режим доступа: 26.01.2017.
232. Шпет, Г. Г. История как проблема логики: Критические и методологические исследования /Г.Г. Шпет. Часть первая. Материалы / Отв. ред.-составитель Т. Г. Щедрина. - М.; СПб.: Университетская книга, 2014. -510 с.
233. Шпет, Г. Г. История как проблема логики /Г.Г. Шпет. Часть вторая. Архивные материалы. Реконструкция Татьяны Щедриной. - М.; СПб.: Университетская книга, 2016. - 728 с.
234. Шульга, Е.Н. Когнитивная герменевтика /Е.Н. Шульга. - М.: ИФРАН, 2002. - 237 с.
235. Щербакова, А. И. Личность в постижении звучащего пространства бытия: опыт социально-философского анализа /А.И. Щербакова //Философия музыки и музыкального образования как научное направление: сб. науч. ст. -Вашингтон. - М., 2010. С. 54-64.
236. Щербакова, А. И. Основы прогнозирования и оценки эффективности музыкально-образовательных моделей в научно-исследовательской деятельности современного музыканта / А. И. Щербакова // Казанская наука. - 2011. - № 6. - С. 16-22.
237. Щирова, И.А., Тураева З.Я. Текст и интерпретация: взгляды, концепции, школы /И.А. Щирова. - СПб.: Российский государственный педагогический университет А.И. Герцена, 2005. - 155 с.
238. Эко, У. В поисках совершенного языка в европейской культуре / У. Эко / Пер. А. Миролюбовой. - СПб.: Александрия, 2007. - 423 с.
239. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) /Б.Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.
240. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды /Б.Д. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
241. Юсов, Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников /Б.П. Юсов. - Луганск, 1990. -175 с.
242. Явгильдина, З.М. Анализ проблемного поля современного общего музыкального образования как фактор проектирования профессионально-личностных компетенций будущего педагога-музыканта /З.М. Явгильдина //Вестник ТГГПУ, Раздел Педагогика. - Казань: ТГГПУ. - Вып. 2 (20). -2010. - С. 285-290.
243. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности /Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 222 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.