Формирование профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Лушина, Алина Павловна

  • Лушина, Алина Павловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 204
Лушина, Алина Павловна. Формирование профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Владикавказ. 2012. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лушина, Алина Павловна

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение

Глава I. Теоретические основы формирования профессионального художественного вкуса у будущего учителя изобразительного искусства

1.1. Сущность художественного вкуса как профессионального качества будущего учителя изобразительного искусства

1.2. Психологическая структура профессионального художественного вкуса, уровни его развития и диагностика у будущего учителя изобразительного искусства

1.3. Зарубежный и отечественный опыт формирования профессионального художественного вкуса у будущего учителя изобразительного искусства в

Выводы

Глава II. Педагогические условия формирования профессионального художественного вкуса у будущего учителя изобразительного искусства средствами живописи

2.1. Специфика средств живописи и их педагогический потенциал в формировании профессионального художественного вкуса у будущего учителя изобразительного искусства

2.2. Программа опытно-экспериментальной работы по формированию профессионального художественного вкуса у будущего учителя изобразительного искусства средствами живописи

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию профессионального художественного вкуса у будущего учителя изобразительного искусства средствами живописи

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Художественный вкус и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития у человека зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и людям. Без развитой способности к художественному чувствованию и переживанию человечество вряд ли смогло бы реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы» - культуре.

Эстетическое общественное сознание, выражающееся в форме искусства, оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности, порождает многообразные и сложные переживания. Эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, укрепляют веру в убеждения, побуждают к преодолению того, что мешает их претворению в жизнь.

Образовательный процесс закладывает основы понимания учащимися красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом как на уроках, так и во внеучебное время. Все учебные предметы наряду с формированием общеобразовательных компетенций, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Особую роль в этом процессе играет изобразительное искусство, которое относится к предметам художественного цикла и имеет своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание учащихся, объединяет в себе элементы искусства и науки с навыками практической деятельности.

Изобразительное искусство как комплексный учебный предмет знакомит учащихся с художественными произведениями, элементами искусство-

знания, теорией изобразительной деятельности, способствует формированию навыков изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

В условиях гуманизации и гуманитаризации образования актуализируется поиск условий, способствующих повышению качества профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Под качеством такой подготовки понимается подготовка не просто профессионально-компетентного учителя, а формирование личности с высоким уровнем духовной, эстетической и художественной культуры, способной к творческому освоению сути явлений, эстетическому познанию окружающей среды, достоинств и специфики произведений живописи, графики, скульптуры и архитектуры; к самостоятельному созданию художественных произведений, владеющей художественным мастерством и обладающей профессиональным художественным вкусом.

Художественный вкус, по сравнению со вкусом эстетическим, обладает, как известно, рядом особенностей, одной из которых является усиление аналитического начала. В этой связи среди специфических особенностей развитого художественного вкуса ученые выделяют его предпочтение в области классического искусства; фантазию, воображение, художественно-образное мышление; понимание языка искусства; умение адекватно оценивать художественные произведения в единстве формы и содержания, анализировать новые направления в искусстве; его устойчивость и самостоятельность.

Односторонность, неразвитость художественного вкуса приводит к деформации и разорванности эмоционального и интеллектуального начала личности, к гипертрофии того или другого, акцентированной ориентации человека на «модные» явления в искусстве, неоправданному снобизму и эстетству.

Одной из проблем развития художественного вкуса является формирование художественно-эстетических представлений у современной молодежи средствами массовой коммуникации, которые не всегда используют подлинно высокое искусство для этих целей. В этой связи большая миссия возлага-

4

ется на учителя изобразительного искусства, что инициирует проблему формирования профессионального художественного вкуса, прежде всего, у самих учителей, средствами живописи.

Различные аспекты художественного вкуса рассматриваются в исследованиях Л. Л. Литвиненко, В. Е. Катаева, Л. Н. Когана и др. Ряд исследователей (Б. В. Асафьев, Л. С. Выготский, Ю. М. Лотман, В. А. Цуккерман, В. В. Давыдов, О. А. Куревина, М. Н. Скаткин и др.) считают, что проблему развития художественного вкуса можно научно разрешить в том случае, если рассматривать его как готовность личности к активному творчеству, отмечая при этом существующий значительный пробел в теоретических и методических исследованиях взаимосвязи эстетического, культурологического и искусствоведческого компонентов его развития средствами живописи. В действующих учебных программах по живописи, состоящих из перечня натурных заданий, практически не просматривается связь с такими необходимыми в данном случае предметами, как история искусств, мировая художественная культура и эстетика.

Приходится констатировать, что в исследованиях различных авторов (С.А.Аничкина, Л. А. Волович, О.В. Ларминг, В.К. Скатерщикова и др.) затрагиваются только общие аспекты художественного и эстетического воспитания различных социальных и возрастных групп.

Проблеме развития художественного вкуса у школьников и студентов средствами изобразительного искусства посвящены диссертационные исследования Г. П. Климовой, С. Р. Дамадановой и Е. Н. Коробко. При этом недостаточно изучены возможности формирования художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства, вопросы структуры и оценки уровня его развития как профессионального качества личности.

Дискуссии о художественном воспитании в педагогических вузах будущих учителей изобразительного искусства, широко охватившие научно-педагогическую общественность, практически не затронули решение этой проблемы с позиции возможностей средств живописи. Сложившаяся ситуа-

5

ция, анализ педагогической и методической литературы, позволили выделить ряд противоречий в исследуемой области между:

- потребностью в научных исследований, рассматривающих формирование профессионального художественного вкуса у учителей изобразительного искусства средствами живописи, и их недостаточностью на современном этапе;

- наличием большого художественно-воспитательного потенциала различных направлений изобразительного искусства и не разработанностью в педагогической науке условий решения данной проблемы; недостаточно развитым профессиональным художественным вкусом будущих учителей изобразительного искусства, столь необходимого им для понимания, оценивания и принятия всего многообразия данных направлений;

-необходимостью целенаправленного формирования профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства в системе профессиональной подготовки и недостаточной изученностью данной проблемы в теории и практике высшей школы, отсутствием необходимого комплекса программно-методического обеспечения.

Указанные обстоятельства обусловливают актуальность и своевременность темы данного диссертационного исследования.

Проблема исследования заключается в недостаточном теоретическом обосновании процесса формирования художественного вкуса у будущего учителя изобразительного искусства средствами живописи в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе, определении средств и условий, обеспечивающих его эффективность.

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи в образовательном процессе педагогического вуза.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущего учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе.

6

Предмет исследования: процесс формирования художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи в образовательном процессе педагогического вуза.

В основу диссертационного исследования положена гипотеза о том, что формирование профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства в педагогическом вузе средствами живописи будет наиболее продуктивным, если:

- определены сущностные характеристики художественного вкуса как профессионального качества личности будущего учителя изобразительного искусства;

- научно обоснована структура профессионального художественного вкуса, выявлены его критерии и уровни развития у будущих учителей изобразительного искусства;

- изучен зарубежный и отечественный опыт формирования профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства в педагогических вузах;

- определена специфика средств живописи и их педагогический потенциал в формировании профессионального художественного вкуса у будущего учителя изобразительного искусства;

- разработано содержание программы опытно-экспериментальной работы по формированию профессионального художественного вкуса у будущего учителя изобразительного искусства;

- в образовательном процессе педагогического вуза используются межпредметные связи в преподавании практических и теоретических дисциплин (рисунка, композиции, истории изобразительного искусства, эстетики, культурологи и т.д.); организована внеаудиторная работа студентов, активизирующая их деятельность, мотивацию к самообразованию, самопознанию и самовыражению; учитываются индивидуальные особенности студентов в процессе самостоятельной теоретической и практической деятельности; широко применяется в учебном материале принцип вариативности заданий в

7

использовании изобразительных средств и техники выполнения; на практических занятиях по живописи совершенствуются навыки художественно-эстетической оценки изображаемых объектов; разработан и прочитан спецкурс.

Задачи исследования:

1. Определить сущностные характеристики художественного вкуса и дать авторское понимание его как профессионального качества личности будущего учителя изобразительного искусства. Научно обосновать его структуру, выявить критерии и уровни его развития у будущих учителей изобразительного искусства.

3. Проанализировать зарубежный и отечественный опыт формирования профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства в педагогических вузах.

4. Выявить специфику средств живописи и обосновать использование их педагогического потенциала в формировании профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства.

5. Разработать программу данного процесса и организовать ее реализацию в условиях педагогического вуза.

6. Выявить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешность процесса формирования профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи.

Методологическую основу исследования составили:

- исторический метод (Ф. А. Кузин, В. П. Кохановский и др.), применение которого позволяет получить представление об эмпирической истории возникновения и развития художественного вкуса;

- системный подход (С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, Б. 3. Вульфов, Э. Г. Юдин и др.), способствующий выявлению структуры и органичной взаимосвязи всех компонентов профессиональ-

ного художественного вкуса как личностно-значимой характеристики будущего учителя:

- аксиологический подход (H.A. Асташова, В.И. Блинов, Н.Б. Ромаева, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.), применяемый для выявления ценностных доминат философии, культурологи, эстетики в исследовании ценностно-гуманистического аспекта профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства;

- антропологический подход (Б. М. Бим-Бад, А. А. Корольков, В. И. Слободчиков, Е. Н. Шиянов и др.), позволяющий выявить в процессе обучения условия для самоосуществления и самореализации творческого потенциала будущего учителя, его устремлений к высшим ценностям общества;

- деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, М. С. Каган, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), отражающий идеи ведущей роли деятельности в развитии личности, позволяющий вскрыть дея-тельностную структуру преподаваемых предметных знаний и выявить организацию рефлексии студентов, способствующий в той или иной степени овладению ими критикой, прогнозированием, проектированием будущей своей профессиональной деятельности;

- культурологический подход (В. С. Библер, Б. М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская и др.), предполагающий овладение будущим учителем общей и педагогической культурой, активное освоение педагогических теорий, ценностей, технологий, обеспечивающих творческую самореализацию его личности в дальнейшей профессиональной деятельности;

- компетентностный подход (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Т. Е. Исаева, Ю. Г. Татур и др.), направленный на формирование у студентов ключевой компетентности в сфере ценностей отечественной художественной культуры, разносторонней осведомленности в области культуры и искусства, духовно-эстетическое обогащение.

Теоретическую основу исследования составили:

- философия и теория образования, основанная на принципах гуманизма и взаимосвязи образования, культуры и социума (А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, В. Д. Шадриков и др.);

- труды по проблемам эстетического воспитания различных социальных и возрастных групп (С. А. Аничкина, JI. А. Волович, О. В. Ларминг, В. К. Скатерщикова и др.);

- работы по различным аспектам художественного вкуса (JI. JI. Литвиненко, В. Е. Катаев, Л. Н. Коган и др.);

- теории эстетического воспитания и художественного образования, представленные в работах А. Д. Алехина, Н. Н. Ростовцева, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Н. М. Маслова, Е.В. Шорохова, Н. К. Шабанова, Е.Я. Александрова, A.C. Рындина, A.C. Хворостова;

- исследования, отражающие необходимость интеллектуальной оценочной деятельности в развитии эстетических вкусов (Б. В. Асафьев, Л. С. Выготский, Ю. М. Лотман, В. А. Цуккерман, В. В. Давыдов, О. А. Куревина, М. Н. Скаткин и др.);

- диссертационные исследования Г.П. Климовой, С.Р. Дамадановой, Е. Н. Коробко, Т. Н. Бытачевской, посвященные проблеме развития художественного вкуса у школьников и студентов средствами искусства.

Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ научной литературы социально-гуманитарной и искусствоведческой направленности, характеризующей состояние исследуемой проблемы; концептуальный анализ, сравнение и обобщение выполненных ранее научно-исследовательских работ по сходной проблематике; эмпирические методы (наблюдение за процессом художественного воспитания студентов, анкетирование, беседа, опрос, опытно-экспериментальная работа); статистические: качественный и количественный анализ, метод оценки, статистическая обработка данных.

База исследования и его организация. Опытно-экспериментальной базой исследования выступил ГОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» Министерства образования Ставропольского края. В эксперименте приняли участие 60 студентов факультета искусств и 8 преподавателей-экспертов.

Исследование осуществлялось в период с 2006 года по 2011 годы и включало три взаимосвязанных этапа:

Первый этап (2006-2007 г.г.) - обоснование проблемы исследования, изучение истории вопроса, оценка современного состояния проблемы исследования, степени ее разработанности в науке, анализ учебных программ, методических пособий; разработка понятийного аппарата, постановка задач исследования и выдвижение гипотезы.

Второй этап (2007-2009 г.г.) - опытно-экспериментальная работа, определение педагогических условий, форм и методов, разработка специальных заданий, которые были использованы в процессе экспериментальной работы по развитию у будущих учителей изобразительного искусства художественного вкуса средствами живописи.

Третий этап (2009 -2011г.г.) - завершение эмпирической работы, формулировка выводов и обобщение данных, полученных в ходе эксперимента, выполнение и оформление наглядных материалов (таблиц, диаграмм), подведение окончательных итогов исследования и разработка рекомендаций по формированию профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства в процессе их профессиональной подготовки в вузе; оформление материалов диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- сформулировано авторское понимание художественного вкуса как профессионального качества личности учителя изобразительного искусства;

- определены структура и уровни сформированности профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства;

- выявлен потенциал зарубежного и отечественного опыта формирования профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства в педагогических вузах;

- обоснованы педагогические возможности формирования профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи;

- разработана программа спецкурса «Изобразительное искусство: живопись, анализ, творчество» по формированию художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи;

- выявлен и экспериментально обоснован комплекс педагогических условий, способствующих формированию художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют теорию и методику высшего профессионального образования будущих учителей, а именно:

-осуществлена конкретизация сущности и содержания понятия «художественный вкус», выявлена его значимость в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства;

- научно подтверждена необходимость формирования профессионального художественного вкуса учителя изобразительного искусства средствами живописи;

- дополнено педагогическое знание о структуре профессионального художественного вкуса на основе теоретического обоснования критериев его сформированности;

- раскрыт педагогический потенциал средств живописи в процессе формирования художественного вкуса у будущих учителей.

Практическая значимость исследования состоит в разработке критериев и уровней сформированности профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства, которые могут быть использованы преподавателями художественно-графических факультетов и

12

факультетов искусств, студентами, аспирантами и докторантами, работающими над данной проблемой.

Обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие формированию профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи.

Полученные результаты, методические рекомендации и задания, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в образовательном процессе педагогических вузов, на курсах повышения квалификации учителей, в педагогических училищах и колледжах, а так же в профильных школах на уроках изобразительного искусства и во внеклассной (кружковой, факультативной) работе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональный художественный вкус - сложное комплексное качество личности, представляющее собой единство теоретической подготовленности к восприятию и оценке произведений, предметов, явлений, ситуаций действительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала; художественных способностей; профессиональных компетенций, на основе которых развивается способность доказательной, аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства и природы. Структура профессионального художественного вкуса представляет собой совокупность следующих компонентов: потребностно-мотивационного, перцептивно-эмоционального, интеллектуального, волевого, индивидуальной художественно-эстетической подготовленности.

2. Критериями наличия профессионального художественного вкуса у учителя изобразительного искусства выступают: направленность художественно-эстетических предпочтений; эстетические потребности (устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний); умение формулировать эстетическое

суждение на основе эмоционально-эстетической оценки; художественно-

13

творческая активность; наличие педагогических умений в художественно-эстетической деятельности. Динамика профессионального художественного вкуса как личностной характеристики у будущих учителей изобразительного искусства связана с тремя уровнями его сформированности: элементарным, базовым профессиональным и высокопрофессиональным.

3. В процессе формирования профессионального художественного вкуса необходимо сочетать классическое академическое обучение, сопровождаемое большим количеством предметов специальной подготовки, свойственное образовательным учреждениям России, с элементами свободного обучения за рубежом, основанном на авангардном, абстрактном искусстве и творческом развитии студентов.

4. Средствами живописи являются не только ее материалы, но и закономерности зрительного восприятия и живописного воспроизведения. Теоретическое и практическое овладение средствами живописи, представляющее собой управляемый педагогический процесс, способствует формированию профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства.

5. Программа авторского спецкурса «Изобразительное искусство: живопись, анализ, творчество», объединяющая живопись, композицию, анализ художественных произведений и художественных направлений, способствует формированию профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства

6. Наиболее эффективному протеканию процесса формирования профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи способствуют следующие педагогические условия: оптимальное сочетание межпредметных связей, направленных на формирование профессионального художественного вкуса средствами живописи (рисунок, композиция, история изобразительного искусства, эстетика, культурология); организация внеаудиторной работы студентов, активизирующей их деятельность, мотивацию к самообразованию, самопознанию

и самовыражению; диагностика уровня сформированности профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства; учет индивидуальных особенностей студентов в процессе самостоятельной теоретической и практической деятельности; опора на принцип вариативности учебных заданий в использовании изобразительных средств и техники выполнения; развитие на практических занятиях по живописи навыков художественно-эстетической оценки изображаемых объектов; разработка и проведение спецкурса.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты данного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики, кафедры изобразительного искусства, кафедры дизайна и кафедры воспитания, социализации и развития личности ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», аспирантских семинарах.

Тематический план натюрмортов был использован на занятиях по живописи на II и III курсах; методы анализа, алгоритм описания художественных произведений и тематический план III и IV разделов экспериментальной программы исследования были включены в программу дисциплины «Анализ и интерпретация художественных произведений» факультета изобразительного искусства данного учебного заведения.

Основные теоретические и практические положения работы докладывались на Международных («Теоретические и прикладные проблемы педагогической антропологии» - Ставрополь, 2006; «Антропологические основы современного педагогического образования» - Ставрополь, 2007; «Антропологические основы современной теории и практики образования» - Ставрополь, 2008), Всероссийских («XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» - Тула, 2007; «Актуальные проблемы современной психологии и педагогики» - Челябинск 2011) и региональных («Педагогическая наука и практика региону» - Ставрополь, 2008) научно-практических

конференциях, публиковались в различных изданиях, в том числе, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ (3 статьи).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (208 наименования) и приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; излагаются положения, выносимые на защиту, данные об апробации работы и внедрении результатов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лушина, Алина Павловна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдулина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдулина. - М.: Просвещение, 1984. - 208с.

2. Аганов, И. В. Психолого-физиологические и дидактические основы обучения изобразительному искусству как средства целенаправленного формирования художественно-творческих способностей у студентов / И. В. Аганов. - Карачаевск.: Изд-во Карачаево-Черкесск гос. ун-та., 2003. - 80с.

3. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя /А. Д. Алехин. - М.: Просвещение, 1984. - 160с.

4. Анализ и интерпретация произведения искусства. / Под. ред. Н. А. Яковлевой. - М.: Высшая школа, 2005. - 551с.

5. Анчуков, С. В. История становления и современное состояние художественно-педагогического образования в России и за рубежом / С. В. Анчуков. - С-П.: Экспресс, 2004. - 264с.

6. Анчуков, С. В. Экспериментальное исследование модели многоуровневой подготовки художника-педагога / С. В. Анчуков. - С-П.: Экспресс, 2005. - 131с.

7. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Архитектура-С, 2007. - 392с.

8. Барболин, М. П. Методологические основы развивающего обучения / М. П. Барболин. М.: Высшая школа, 1991. - 230с.

9. Басин, Е. Я. Творческая личность художника / Е. Я. Басин. - М.: Знание, 1988.-61с.

10. Безклубенко, С. Д. Грани творческого метода / С. Д. Безклубенко. -Киев: Мистецтво, 1986. - 196с.

11. Бореев, Ю. Б. Введение в эстетику / Ю. Б. Бореев. - М.: Сов. художник, 1965.

-327с.

12. Борытко, Н. М., Соловцова, И. А., Байбаков, А.М. Педагогика / Н.М. Бо-

151

рытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. - М.: Академия, 2007. - 496с.

13. Буймистру, Т. А. Колористка: цвет - ключ к красоте и гармонии / Т. А. Буй-мистру. -М.: Ниола-Пресс, 2008. - 236с.

14. Бургин, М. С., Кузнецов, В. И. Аксиологические аспекты научных теорий / М. С. Бургин, В. И. Кузнецов. Киев: Наук, думка, 1991. - 179с.

15. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учебник дня вузов / Л. Ф. Бурлачук. -СПб.: Питер, 2006. -351с.

16. Буров, А. И. Эстетика. Проблемы и споры / А. И. Буров. - М.: Искусство, 1975. - 175с.

17. Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства / А. И. Буров. - М.: Искусство, 1956.-291с.

18. Быков, В. В. Научный эксперимент/В. В. Быков.-М.: Наука, 1989.- 174с.

19. Быгачевская, Т. Н. Художественное воспитание и учителя начальных классов в процессе его подготовки к преподаванию изобразительного искусства,: дис. ... канд. пед. наук / Т. Н. Быгачевская. - М., 1990. - 178с.

20. Ванслов, В. В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики / В. В. Ван-слов. - Л.: Художник РСФСР, 1975. - 227с.

21. Ванслов, В. В. Содержание и форма в искусстве / В. В. Ванслов. - М.: Искусство, 1956. - 372с.

22. Верб, М. А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / М. А. Верб. - Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1980. - 93с.

23. Вербицкий, А. Контекстное обучение в компетентностном подходе / А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2006. - №11. - С. 39-46.

24. Ветрова, И. Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству. Учебное пособие / И. Б. Ветрова. - М.: Ижица, 2004. -174с.

25. Вибер, Ж. Живопись и ее средства / Ж. Вибер. - М.: Академия художеств СССР, 1961.-232с.

26. Визер, В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В. Визер. - СПб.: Питер, 2006. - 192с.

152

27. Винкельман, И. И. Изобразительное произведение / И. И. Винкель-ман. - М.: Ладомир, 1996. - 356с.

28. Власова, Т. И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности / Т. И. Власова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002.-№2,- С.13-15.

29. Волков, Н. Н. Восприятие картины / Н. Н. Волков. - М.: Просвещение, 1976.

-32с.

30. Волкова, Е.В. Эстетика и искусствознание / Е.В. Вожова. - М.: Знание, 1986.-62с.

31. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства / ред. кол. Н. К. Шабанов. - Курск, 1998. -143с.

32. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. ред. кол. Е. В. Шорохов. - Моск. пед. ун-та, 1988. - 184с.

33. Вопросы педагогики художественных дисциплин / ред. кол. Г. В. Беда. Краснодар: изд-во кубанский ун-т, 1982. - 148с.

34. Вопросы художественного образования (традиции и современность): сб. науч.- мегодич. ст. / ред.-сост. Е. М. Елизарова. - С.-Пб.: изд-во С-П гос. академ. ин-та. живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 2001. - 47с.

35. Вриш, В. Абстракция и экспрессионизм в акварели: путь к собственному стилю / В. Вриш. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 80с.

36. Вульфсон, С. И. Уроки профессионального творчества / С. И. Вульфсон. -М.: Академия, 1999. -160с.

37. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -М.: Лабиринт, 1996. - 480с.

38. Выготский, Л. С. Психология искусства: анализ эстетической реакции / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1998. - 413с.

39. Высшая и средняя профессиональная школа в России и за рубежом / отв. за выпуск Р. П. Казакова. - М.: Ниво, 1991. - 215с.

40. Гагарин, Б. Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи в системе подготовки учителей изобразительного искусства:

153

дис. ... канд. пед. наук / Б. Г. Гагарин. - М.,1996. - 204с.

41. Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты / Ю. Я. Герчук. - М.: Учеб. лит., 1998.-203с.

42. Говорун, Д. И. Творческое воображение и эстетические чувства / Д. И. Говорун. - Киев: Выща. шк., 1990. - 141с.

43. Голубева, О. Л. Основы композиции / О. Л. Голубева. - М.: Искусство, 2004. - 120с.

44. Гоноболин, Ф. Н. О некоторых психических качествах личности учителя / Ф. Н. Гоноболин // Вопросы психологии. - 1975. №1. - С. 100-111.

45. Горбов, А. А. Роль эстетического воспитания в формировании экологической личности / А. А. Горбов // Ист.-теорет. Аспекты художественной культуры и образования. - 2001. - Вып. 1 - С. 3-7.

46. Грицак, Е. Н. Энциклопедия импрессионизма: мастера, предшественники и последователи / Е. Н. Грицак. - М.: Эксмо, 2003. - 224с.

47. Гулыга, А. В. Что такое эстетика? Кн. для учащихся /А. В. Гулыга. -М.: Просвещение, 1987. - 134с.

48. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Академия, 2004. - 288с.

49. Дамаданова, С. Р. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства (на материале Республики Дагестан): дис. ...канд. пед. наук / С. Р. Дамаданова. - Махачкала, 2004. - 207с.

50. Денисов, В. С., Глазова, М. В. Восприятие цвета / В. С. Денисов, М. В. Глазова. - М.: ЭКСМО, 2009. - 176с.

51. Домбровская, Т. И. Эстетическое сознание и некоторые закономерности его развития в социалистическом обществе / Т. И. Домбровская. - Киев: Выща. шк., 1986. - 154с.

52. Евдокимова, Н. В. Концепция формирования многоязычной компетенции студентов неязыковых специальностей: дис. ...канд. пед. наук / Н. В. Евдокимова. - Ростов н/Д, 2009. - 505с.

53. Елисеев, П. А. Новая методология научного познания / П. А. Елисеев. - Ставрополь: РГМУ, 2002. - 133с.

54. Елканов, С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя / С. Б. Ел-канов. - М.: Просвещение, 1986. - 143с.

55. Еремеев, А. Ф. Границы искусства / А. Ф. Еремеев. - М.: Искусство, 1987.-317с.

56. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества / Л. Б. Ермолаева-Тмина. -М.: Академия, 2005. - 303с.

57. Есарева, 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / 3. Ф. Есарева. - Л., 1984. - 51с.

58. Жаркова, В. В. Обучающаяся молодежь (Эстетическая культура и художественные ориентации, социологический анализ): дис. ... канд. пед. наук / В. В. Жаркова. - Улан-Удэ, 1999. - 128с.

59. Закс, Л. А. Художественное сознание / Л. А. Закс. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1990. - 210с.

60. Зимняя, И. А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения) / И. А. Зимняя. - М.: ИЦПКПС, 1998. - 47 с.

61. Зиньковский, А. К. Актуальные гуманитарно-психологические аспекты современного высшего образования / А. К. Зиньковский // Психологопед. аспекты многоуровневого образования. - М., 1999. - Т. 12 - 256с.

62. Зись, А. Я. Конфронтации в эстетике / А. Я. Зись. - М.: Искусство, 1980.-239с.

63. Злобин, Н. С. Культурные смыслы науки / Н. С. Злобин. - М.: ОЛ-МА-ПРЕСС, 1997.-288с.

64. Иванов, С. П. Психология художественного действия субъекта / С. П. Иванов. - М., Ижевск: МПСИ; Воронеж: МО ДЕК, 2002. - 640с.

65. Иванова, Е. О. Компетентностный подход как новый взгляд на качество результата высшего образования / Е. О. Иванова // Право и образование. 2007. - № 10. - С. 36-44.

66. Илларионов, С. В. Теория познания и философия науки / С. В. Илларионов. -М.: РОССПЭН, 2007. - 535с.

67. Исратова, О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О. Н. Исратова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 375с.

68. Иоханнес И. Искусство формы: мой форкурс в Баухаузе и других школах. / И. Иоханнес. - М.: Аронов, 2004. - 135с.

69. Каган, М. Начала эстетики / М. Каган. - М.: Искусство. - 1964. -

228с.

70. Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В. А. Кан-Калик. - М.: Знание, 1977. - 250с.

71. Кандинский, В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский //Серия «Из архива русского авангарда» /Проспект к выставке «Советское искусство 20-30-х. гг.». - Л.: Фонд «ленинградская галерея», 1990. - 80с.

72. Кардовская, Е. Д. Дмитрий Николаевич об искусстве / Е. Д. Кардов-ская. - М.: Академия художеств СССР, 1960. - 281с.

73. Карнаухова, О., Перебаева, А., Шершнева, В. Специфика компетент-ностного обучения в филиалах вузов / О. Карнаухова, А. Перебаева, В. Шершнева // Высшее образование в России. - 2006. - №11. - С. 145-146.

74. Карпов, П. В. Проблемы воспитания на пороге 21 века / П. В. Карпов // Вестник Томского пед. ун-та. - 2001. - Вып. 2. - С. 23-26.

75. Каталог работ учащихся Школы Сергея Андрияки. - М.: Издательство Школы Сергея Андрияки, 2008. - 240с.

76. Кашаев, В. Е. Художественный вкус (социально-эпистимологическая и психологическая проблема). Монография / В. Е. Кашаев. - М.: Мами, 2006. -216с.

77. Кенесарина, Ж. С. Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога: дис. ... канд. пед. наук / Ж. С. Кенесарина. - Алматы , 1999. - 181с.

78. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись / Ю. М. Кирцер. - М: Высш. шк., 2000.-271с.

79. Киященко, Н. И., Лейзеров, Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. - М.: Искусство, 1983. - 198с.

80. Киященко, Н. И., Лейзеров, Н. Л. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. - М.: Искусство, 1989. -177с.

81. Киященко, Н. И., Лейзеров, Н. Л. Эстетическое творчество / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. - М.: Знание, 1984. - 112с.

82. Климова, Г. П. Воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства: дис. ... канд. пед. наук / Г. П. Климова. - Екатеринбург, 1996.-215с.

83. Клюев, A.C. Природа художественной индивидуальности / A.C. Клюев. -М.: Знание, 1989. - 15с.

84. Коган, Л. Н. Художественный вкус. Опыт конкретно-социологичского исследования / Л. Н. Коган. - М.: Мысль, 1966. - 213с.

85. Колмогорова, И. В. Культурологический подход к формированию педагогической культуры учителя / И. В. Колмогорова // Проблемы образования, науки и культуры. - 2008. - Выпуск 24. - №60 http://proceedings.usu.ru/?base=:mag/0060%2803 24-2008%29&xsln-showArticle.xslt&id=a25&doc=../content.isp

86. Комарова, А. И. Эстетическая культура личности / А. И. Комарова. -Киев: Выща шк, 1988. - 188с.

87. Комарова, И. И., Железнова Н. Л. Художники: краткий биографический словарь / И. И. Комарова, Н. Л. Железнова. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000. - 640с.

88. Копенкина, О. Академии и фабрики художественного воспитания в США / О. Копенкина // Художественный журнал. - 2003. - №50. http:// xz. gi f.ru/numbers/5 0/usa/.

89. Коробко, E. H. Воспитание художественного вкуса будущего учителя (на материале музыкального искусства): дис. ...канд. пед. наук / Е. Н. Коробко.-Киев, 1989.-189с.

90. Королева, Г. И. , Петрова, Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях / Г.И. Королева, Г. А. Петрова. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. - 182с.

91. Косарева, Л. М. Рождение нового времени из духа культуры / Л. М. Косарева. - М.: Институт психологии РАН, 1997. - 360с.

92. Косьмин, А. Д. Теория и методология познания / А. Д. Косьмин. -М.: Экономика, 2006. - 478с.

93. Кох, Э., Вагнер, Г. Индивидуальность цвета / Э. Кох, Г. Вагнер. - М.: Антропософия, 2000. - 276с.

94. Кочергин, А. Н. Методы и формы научного познания: спецкурс / А. Н. Кочергин. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 76с.

95. Кочергин, А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы. Спецкурс / А. Н. Кочергин. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 79с.

96. Краевский, В. В, Бережнова, Е. В. Методология педагогики / В. В. Краевский, Бережнова Е. В. - М.: Академия, 2006. - 400с.

97. Краевский, В. В., Хуторской, А. В. Основы обучения. Дидактика и методика / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М.: Академия, 2007. - 352с.

98. Краткий словарь по эстетике / Под. ред. М. Ф. Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - 430с.

99. Крупник, Е. П. Психологическое воздействие искусства / Е. П. Крупник. - М.: Рос. Акад. наук, ин-т психологии, 1999. - 234с.

100. Крылова, Н. Б. Эстетическая деятельность и культурный прогресс / Н. Б. Крылова. - М.: Знание, 1983. - 64с.

101. Крылова, Н. Б. Эстетический потенциал культуры / Н. Б. Крылова. -М.: Промитей, МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. - 146с.

102. Кузин. В. С. Психология живописи / В. С. Кузин. - М.: ОНИКС 21век, 2005. -304с.

103. Кузин, Ф. А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практической пособие для докторантов, аспирантов и магистров / Ф. А. Кузин. - М.: Ось-89, 2008. - 448с.

158

104. Кузнецов, И. Н. Настольная книга практикующего педагога / И. Н. Кузнецов. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. - 544с.

105. Кузьмина, Н. В., Гинецинский, В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя / Н. В. Кузьмина, В. И. Гинецинский // Советская педагогика. - 1982. - №3. - С.63-66.

106. Ларин, А. Е. Воспитание творческой активности учащихся / А. Е. Ларин. - Минск: Высшая школа, 1990. - 206с.

107. Лармин, О. В. Искусство и молодежь / О. В. Лармин. - М.: Мол. гвардия, 1980. - 191с.

108. Лачинов, Ю. Н. Универсальный учебник: Познание через определенность сущностей / Ю. Н. Лачинов. - М.: КомКнига, 2007. - 114с.

109. Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студентов, высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 237с.

110. Лобейко, Ю. А. Научные основы развития педагога в системе послевузовского образования / Ю. А. Лобейко. - М.: АПК и ПРО МИНОБРА-ЗОВАНЯ РФ, 2000. - 271с.

111. Ломоносова, М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие / М. Т. Ломоносова. -М.: Астрель: ACT, 2006. - 202с.

112. Лукашевич, В. К. Научный метод: структура, обоснование, развитие / В. К. Лукашевич. - Минск: Навука i тэхшка, 1991. - 206с.

113. Лушина, А. П. Психологическая структура художественного вкуса как профессионального качества будущего учителя изобразительного искусства / А. П. Лушина // Науч. журнал вестник. - 2009. - Вып. 65. - С.59-64.

114. Лушина, А. П. Категориальная сущность понятий «компетентность» «компетенция», в современной педагогической практике / А. П. Лушина // Журн. актуальные проблемы современной психологии и педагогики. -2011.-С.9-12.

115. Максимова, В. Н. Формирование художественно-эстетических умений как один из путей повышения качества образования студентов педаго-

гических вузов / В. Н. Максимова // Вестник Института развития образования и воспитания подрастающего поколения. Сер. 3, Управление качеством проф. образования. - 2001. - №6. - С. 48-50.

116. Малыгина, Е. Развитие художественно-эстетического вкуса студентов / Е. Малыгина //Педагогика. - 2004. - №4. - С.25-28.

117. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма Н. Б. Маньковская. -М.: Алетейя, 2000.- 346с.

118. Мировое искусство(500 мастеров живописи) / Сост. И. Г. Мосин. -СПб: СЗКО Кристалл, 2006. - 256с.

119. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1996.-330с.

120. Мартынов, В. М. Анализ произведений изобразительного искусства / В. М. Мартынов. - М.: Знание, 1984. - 40с.

121. Миронова, JI. Н. Цвет в изобразительном искусстве / JI. Н. Миронова. -Минск: Беларусь, 2003.-151с.

122. Мозгот, Г. М. Формирование художественного вкуса личности / Г. М. Мозгод. - М.: Высшая школа, 1992. - 159с.

123. Молева, И. М. Выдающиеся русские художники-педагоги / И. М. Молева. - М.: Просвещение, 1991. - 41 Зс.

124. Молева, Н., Белютин, Э. П. Чистяков П. П. Теоретик и педагог / Н. Молева, Э. П. Белютин. - М.: Академия художеств СССР, 1953. - 215с.

125. Молчанова, А. С. На вкус на цвет...Теоретические очерки об эстетическом вкусе /А. С. Молчанова - М.: Искусство, 1966. - 199с.

126. Муриан, В. Эстетический идеал / В. Муриан. - М.: Искусство, 1977. -61с.

127. Наука глазами гуманитариев/ отв.ред. В. Лекторский. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 687с.

128. Научные основы профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения / ред. кол. И. К. Шабанов. - Курск: изд-во Курский гос. пед. ун-та, 1999. - 197с.

160

129. Немов, Р. С. Психология: учеб. для высш. пед. учеб. заведений: В Зкн. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 3-е изд. / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 470с.

130. Никандров, Н. Д. Современная высшая школа. Основные вопросы дидактики / Н. Д. Никандрова. - М.: Высшая школа, 1988. -260с.

131. Никитаев, В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования / В. Никитаев. http://sci.informika.ru/text/magaz/higher/1 _97/2raz del.html

132. Ноосфера и художественное творчество / ред. кол. В. В. Иванов. - М.: Наука, 1991. - 279с.

133. Осадчук, О. Л. Модель профессиональной надежности педагога / О. Л. Осадчук //Право и образование. - 2007. - № 10. С. 66-73.

134. Павлинов, П.Я. Графическая грамота. Методическое руководство для преподавателей Утв. Наркомпросм РСФСР, 2изд. / П. Я. Павлинов. - М.: Учпедгиз, 1935. - 156с.

135. Панксенов, Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. Учебных заведений / Г. И. Панксенов. -М.: Академия, 2007. - 144с.

136. Папновская, П. Я. Методология научных исследований: курс лекций / П. Я. Папновская. - Минск: Информпресс, 2006. - 182с.

137. Паранюшкин, Р. В., Хандова, Г. Н. Цветоведение для художников: колористка / Р. В. Паранюшкин, Г. Н. Хандова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 96с.

138. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.]; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. - 368с.

139. Педагогическая антропология: учебное пособие / под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянов. - Ставрополь: Сервис школа, 2005. - 696с.

161

140. Петров, В. Прогнозирование художественной культуры / В. Петров. - М.: Наука, 1991. - 151с.

141. Платонов, К. К. Структура развития личности / К. К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 255с.

142. Пивнева, JI. Н. Высшая школа США / JI. Н. Пивнева. - Харьков: 1992. - 152с.

143. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. Кн. 2. Процесс воспитания / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 530с.

144. Подольская, 3. Л. Развитие художественного вкуса личности в условиях взаимодействия культур: Дис. ...канд. философск. наук / 3. Л. Подольская - Ташкент, 1984. - 178с.

145. Подъянова, С. М. Развитие художественного вкуса студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук / С. М. Подънова. - Челябинск, 2000. - 230с.

146. Поспелов, Г. Н. искусство и эстетика / Г. Н. Поспелов. - М.: Искусство, 1984. - 325с.

147. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб: Питер, 2000. - 560с.

148. Проблема знания в истории науки и культуры / ред. Е. Н. Молод-цова. - СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2001. - 224с.

149. Проблемы художественного образования: сб. науч. тр. / ред. кол. Л. Г. Медведев. - Омск: изд-во ОмГПУ, 1997. - 87с.

150. Психологическая диагностика / под. ред. М. К. Акимовой, К. М. Гу-ревича.- СПб.: Питер, 2006. - 412с.

151. Пучков, А. С. Методика работы над натюрмортом / А. С. Пучков. -М.: Просвещение, 1982. - 160с.

152. Раппорт, С. X., Степанов, М. С. Художественная жизнь: пути обновления / С. X. Раппорт, М. С. Степанов. - М.: Знание, 1989. - 63с.

153. Раушенбах, Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах. - СПб.: Азбука классика, 2001. - 312с.

162

154. Русская живопись - самые загадочные и таинственные шедевры / авт. сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2009. - 128с.

155. Русская советская художественная критика (1917-1941). - М.: Изобразительное иск-во, 1982. - 896с.

156. Савельева, Т. Г. Мировоззренческие основы художественно эстетического образования: дис. ... канд. пед. наук. / Т. Г. Савельева. -Красноярск, 2005. - 212с.

157. Семашко, А. Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи / А. Н. Семашко. - Киев: Выща шк., 1977. - 91с.

158. Симкин, М. Интернет-тесты http: //reverent.org/ru/an_artist_or_an_ ape.html.

159. Системный подход в современной науке / отв. ред. И. К. Лисеев, В. Н. Садовский. -М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 560с.

160. Скатерщиков, В. К. Что такое эстетика?/ В. К. Скатерщиков - М.: Просвещение, 1987. - 173с.

161. Сластенин, В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576с.

162. Слюняева, И. Ф. Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства: дис. ... канд. пед. наук. / И. Ф. Слюняева. - Брянск, 2000. - 235с.

163. Современные концепции эстетического воспитания / отв. ред. М. Киященко. -М.: Ифран, 1998. - 302с.

164. Современные образовательные технологии : учебное пособие / кол. авторов; под ред. Н. В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. - 432с.

165. Современное состояние и перспективы развития художественного образования в России / Красноярск: Кларетианум, 2004. - 227с.

166. Сокольников, М. П. Пейзажи родины / М. П. Сокольников. - М.: Изобразительное искусство, 1980. - 128с.

167. Стародуб, К. И., Евдокимова, Н. А. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие / К. И. Стародуб, Н. А.Евдокимова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 190с.

168. Столович, JI. Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение / JI. Н. Столович. - М.: Знание, 1983. - 64с.

169. Сурина, М. О., Сурин, А. А. История образования и цветодидактика / М. О. Сурина., А. А. Сурин. - М.: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д, МарТ, 2003. -352с.

170. Сысоева, JI. С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание / JI. С. Сысоева. - Томск: Том. ун-та, 1989. - 226с.

171. Талызина, Н. Ф. Деятельностный подход и построение модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Вестник высшей школы. 1986. - №3. - С. 10-14.

172. Творчество в искусстве - искусство творчества / старш. Ред. JI. Дорфман. - М.: Наука, 2000. - 549с.

173. Турыгина, Е. М. Основы теории и колористики / Е. М. Турыгина. -Краснодар: Изд-во Кубан. гос. аграр. ун-та, 2006. - 92с.

174. Философия социальных и гуманитарных наук: учеб. пособие / общ. ред. С. А. Лебедев. - М.: Академический проект, 2008.- 733с.

175. Халемский, Г. А. Основы профессионального творчества в профтехучилище Г. А. Халемский. - М.: Высшая школа, 1991. - 127с.

176. Художественное в эстетике и в искусстве / отв. ред. Н. В. Гончарен-ко. - Киев: Наук, думка, 1990. - 249с.

177. Художественная галерея К. Kappa / гл. ред. А. Панфилов. - 2007. -№154.-31с.

178. Художественная галерея. А. Лентулов / гл. ред. А. Панфилов. -2007. -№162.-31с.

179. Художественная галерея. В. Марк / гл. ред. А. Панфилов. - 2007. -№153.-31с.

180. Художественная галерея. Д. Поллок / гл. ред. А. Панфилов. -2005. -№66.-31с.

181. Художественная галерея. Д. Северини / гл. ред. А. Панфилов. -2007. -№159.-31с.

182. Художественные средства композиции в изобразительном искусстве: учебно-методическое пособие / авторы-составители JI. Е. Петрова, Р. П. Шнюкова, О. А. Минакова, JI. И. Алмосов, JI. А. Черный. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011.-96с.

183. Хрестоматия по психологии художественного творчества. / ред. сост. А. Л. Гройсман. - М.: Магистр, 1996. - 200с.

184. Шашков, Ю. П. Развитие восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов художественно-графических факультетов на начальном этапе обучения живописи: дис. ... канд. пед. наук / Ю. П. Шашков. -М., 2002. -213с.

185. Шевцов, Е. В. Искусство и духовный мир человека / Е. В. Шевцов. -М.: Знание, 1984. - 63с.

186. Шевцов, Е. В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы / Е. В. Шевцов. - М.: Знание, 1988.- 64с.

187. Шишова, Е. Формирование коммуникативной компетентности учителя / Е. Шишова // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 147148.

188. Шиянов, Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. -М.: Академия, 2004.-288с.

189. Шмырева, Н. А. Эстетическое воспитание студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Шмырева. -Кемерово, 2000. - 194с.

190. Шорохов, Е. В. Основы композиции / Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1979.-303с.

191. Штаничева, Н. С., Денисенко, В. И. Живопись: учеб. Пособие для вузов / Н. С. Штаничева, В. И. Денисенко. - М.: Академический проект, 2009. -271с.

192. Эйзенштейн, С. М. Психологические вопросы искусства С. М. Эйзенштейн. - М.: Смысл, 2002. - 335с.

193. Энциклопедия символов / сост. В. М. Рошаль. - М.: ACT; СПб.: Сова, 2007.-1007с.

194. Эстетика: Словарь / под. общ. ред. А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989.-445с.

195. Эстетика и пути творчества. Сборник статей под ред. В. В. Ваисло-ва. - М.: Изобразит, искусство, 1977. - 287с.

196. Эстетические исследования: методы и критерии /ред. К. М. Долгов. - М.: Ифран, 1996. - 235с.

197. Эстетическое воспитание / отв. вып. В. П. Якушкина. - М.: изд. РГБ, 2002. - 52с.

198. Эстетическое воспитание студентов: Сб. Статей / под ред. М. Ф. Овсянникова. - М.: Высшая школа, 1980. - 329с.

199. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / под ред. О. В. Лармина. -М.: Изд-во МГУ, 1978. - 140с.

200. Яковлев, Е. Г. Эстетика: Учебное пособие / Е. Г. Яковлев. - М.: Гардарика, 1999. - 464 с.

201. Якимович, А. К. Восстановление модернизма. Живопись 1940-х -1960-х годов на Западе и в России / А. К. Якимович. - М.: Галарт, ОЛМА-ПРЕСС, 2001.-176с.

202. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. -М.: Искусство, 1964. - 186с.

203. Якушева, С. Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа: дис. ... канд. пед. наук / С. Д. Якушева. - Оренбург, 2003. - 231с.

204. Burton, Т. Abstracht and chronicles of our time. The arts in adolesclht development / T. Burton //Art education - 1984 . - №4 . - p.32 - 35.

205. Dewey, J. Art as experience / J. Dewey - N. Y.: Capricorn books, 1953. -160p.

206. Eisner, W. Toward a New Era in Art Education/ W. Eisner// Studies in Art Education. N. A. E. A. vol .6, n 2, 1965. - P. 31.

207. Hubburd, C., Linehan, T. Arcade games, mindstorms and art education / C. Hubburd, T. Linehan // Art education. - 1983. - №3. - p. 18-20.

208. Read, H. Education through Art. / H. Read. - New York, 1956. - 82p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.