Формирование живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства в педвузе: на примере натюрморта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Стариченко, Дмитрий Евгеньевич

  • Стариченко, Дмитрий Евгеньевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Курск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 283
Стариченко, Дмитрий Евгеньевич. Формирование живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства в педвузе: на примере натюрморта: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Курск. 2009. 283 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Стариченко, Дмитрий Евгеньевич

Введение.

Глава 1. Теоретические основы формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства в процессе вузовской подготовки

1.1. Исторические и педагогические аспекты формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства в структуре профессионально — художественной подготовки в педагогическом вузе.

1.2. Психологические особенности формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства.

1.3. Методическая система формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства.

1.4. Диагностика уровня формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства.

Глава 2. Решение проблемы формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства.

2.1. Анализ современного состояния формирования живописного видения в системе профессионально-педагогической подготовки (констатирующий эксперимент).

2.2. Поиск путей, форм, средств и методов формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства (поисковый эксперимент).

2.3. Методика формирования живописного видения у студентов 1—2 курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов на примере натюрморта (формирующий эксперимент).

2.4. Динамика формирования живописного видения у студентов в экспериментальной и контрольной группах (сравнительные данные).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства в педвузе: на примере натюрморта»

Проблема исследования и ее актуальность

Развитие общества на современном этапе характеризуется существенными изменениями в экономической, политической, духовной и культурной жизни. В новых условиях значительно повысилась социальная роль образования. От направленности системы образования в настоящее время во многом зависит формирование творческой личности. Эта задача требует новых подходов к процессу подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

Сегодня на художественно-графических факультетах идет активный поиск решения проблемы подготовки учителя изобразительного искусства, обладающего глубокими художественно-педагогическими знаниями и практическими умениями. Особая роль в формировании личности учителя изобразительного искусства, в его профессиональном становлении в вузе принадлежит живописи. На занятиях живописью должна решаться одна из важнейших проблем в подготовке художника-педагога - это проблема формирования его живописного видения. Внедрение инновационных методов формирования живописного видения в процессе обучения студентов не только повышает уровень их теоретических знаний о цвете и колорите, углубляет практические умения, но и развивает важнейшие профессиональные качества личности будущего учителя изобразительного искусства.

Основной характеристикой живописного видения является восприятие цветовой гармонии в натуре с целью последующего воспроизведения ее в живописной работе (эскизе, этюде, картине). В процессе формирования живописного видения можно выделить три аспекта:

- непосредственное восприятие цвета в окружающей действительности, способность видеть цвет и его оттенки;

- гармонизация цвета на картинной плоскости в процессе осмысления и воспроизведения увиденного;

- использование закономерностей и средств живописного изображения для создания художественного образа в живописной картине.

В первом случае, бесспорно, огромную роль играют врожденные задатки человека. Во втором, большое значение имеет последовательность и систематичность усвоения студентом закономерностей и средств живописного изображения. Третий аспект формирования живописного видения зависит от уровня реализации полученных знаний и умений в учебно-творческой работе студента.

Теоретические положения о восприятии цвета и его свойствах, о цветовой гармонии достаточно полно освещены в научных исследованиях по цветоведенгао Н.Н.Волкова, И.Гёте, А.С.Зайцева, М.Миннарта, И.Ньютона, В.Оствальда.

Теория и практика обучения живописи в настоящее время опирается на основополагающие теории зрительного и художественного восприятия Р.Арнхейма, Н.Н.Волкова, Л.С.Выготского, Дж.Гибсона, Р.Грегори, В.П.Зинченко, И.Иттена, В.С.Кузина, А.Н.Леонтьева, Б.С.Мейлаха, И.Рока.

Продуктивность обучения студентов закономерностям и средствам живописи, а также процесс освоения цветовой гармонии в значительной степени будет зависеть от эффективной методики. Значительный вклад в становление и развитие современной научно-методической подготовки в области изобразительного искусства внесли исследователи и художники-педагоги: П.П.Чистяков, Д.Н.Кардовский, В.А.Фаворский, Г.Б.Смирнов, Н.М.Молева, Э.М.Белютин, Н.Н.Ростовцев, А.А.Унковский, А.П.Яшухин.

Современное состояние научно-методической подготовки учителя изобразительного искусства определяется основными положениями, разработанными в научных трудах художников-педагогов: С.С.Алексеева,

B.П.Зинченко, Л.А.Ивахновой, В.С.Кузина, С.П.Ломова, НЛ.Маслова, Л.Г.Медведева, Н.Я.Пучкова, Н.М.Сокольниковой, А.В.Триселева, Н.К.Шабанова, Е.ВДПорохова.

Вопросы, связанные с развитием цветового, колористического и живописного восприятия и видения нашли отражение в диссертациях:

C.П.Ломова, Ю.В.Коробко, Е.В.Ворониной, М.С.Золотых, Д.М.Оверчук,

С.А.Писаренко, Е.А.Хижняк, Ю.П.Шашкова. Проблемам профессиональной подготовки будущего учителя посвящены работы Д.А.Жукова, Г.М.Земляковой, Ж.С.Кенесариной, Д.З.Колчиной, Н.А.Косенко.

Анализ научной и методической литературы позволяет сделать вывод, что многоаспектная проблема поиска методов и форм формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства остается нерешенной. Актуальность данной проблемы заключается в том, что от несформированности живописного видения страдает не только уровень специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, но и педагогические способности. Слабое знание теории живописи, низкий уровень владения художественными умениями влечет за собой неумение доступно объяснять законы гармонизации цвета, невладение диагностикой живописного видения, непонимание цвета как языка живописи, неспособность методически грамотно обучать школьников. Это, несомненно, сказывается на профессиональном будущем учителей, на их способности качественно осуществлять процесс художественно-эстетического воспитания и образования школьников. Таким образом, возникло противоречие между осознанной в художественной педагогике необходимостью формирования живописного видения будущего учителя изобразительного искусства и недостаточным научно-методическим обоснованием этого процесса.

Выявление противоречия позволило определить проблему исследования, которая состоит в разработке методической системы формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства как основы их профессиональной художественной и педагогической подготовки.

Объект исследования - художественно-педагогическая подготовка будущих учителей изобразительного искусства.

Предмет исследования - формирование живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства на занятиях живописью на 1-2 курсах в педвузе /на примере натюрморта/.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методическую систему формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства.

Гипотеза исследования:

Формирование живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства в системе художественно-педагогической подготовки будет эффективным, если: познание и овладение гармонизацией цвета в живописи представляется как процесс развития профессиональных способностей личности будущего художника-педагога;

• на основе установленных уровней сформированное™ живописного видения будет осуществляться его диагностика;

• будут выявлены и обоснованы условия активного формирования живописного видения у будущих учителей в процессе выполнения живописных работ; будет разработана и апробирована методическая система, которая включает в себя цели, задачи, откорректированное содержание, новые принципы построения системы учебных заданий (дифференциации компонентов изображения, взаимодействия компонентов изображения, исторической динамики освоения закономерностей и средств изображения, преодоления стереотипов в изображении), педагогические технологии (контекстного формирования педагогических способностей, сотрудничества, проблемного и программированного обучения), формы, методы и методические приемы, активизирующие учение студентов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать педагогические, психологические и научно-методические исследования, отражающие феномен формирования живописного видения.

2. Выявить структуру формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства.

3. Определить этапы и специфические принципы формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства.

4. Разработать методическую систему формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства.

5. Разработать параметры, показатели и критерии определения уровня сформированности живописного видения у будущего учителя изобразительного искусства.

6. Доказать эффективность экспериментальной методики формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства в системе художественно-педагогической подготовки.

Методологической основой исследования явились научные труды известных педагогов, психологов, физиологов, теоретические и методические работы художников-педагогов в области живописи.

Методы исследования: наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, метод анализа практических результатов исследования, естественный педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий).

Этапы исследования:

Этап 1. 2001 — 2002 гг. Сбор и анализ материала по теме исследования, разработка программы экспериментального исследования, построение рабочей гипотезы, проведение констатирующего и поискового эксперимента.

Этап 2. 2002 — 2003 гг. Продолжение работы по анализу психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, теоретическое обобщение собранного материала. Завершение поискового эксперимента и начало формирующего эксперимента.

Этап 3. 2003 — 2009 гг. Завершение апробации экспериментальной методической системы, обобщение и систематизация теоретического и экспериментального материала.

Научная новизна исследования:

- научно обоснована необходимость формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства;

- определены условия формирования живописного видения, включающие анализ натуры, освоение живописных закономерностей и средств создания художественного образа в этюде;

- в методике обучения учебному предмету «Живопись» выявлены и разработаны четыре этапа формирования живописного видения у студентов, будущих учителей изобразительного искусства;

- разработана и экспериментально проверена методическая система формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства, включающая в себя цели, задачи, корректировку содержания, этапы, средства, систему учебных заданий, построенную по новому принципу, педагогические технологии, активизирующие учение студентов, формы и методы обучения;

- выявлены уровни формирования живописного видения у будущего учителя, разработана методика его диагностики;

- выявлена зависимость уровня формирования живописного видения от характера содержания учебных заданий;

- разработаны новые специфические принципы и методы формирования живописного видения.

Теоретическая значимость исследования:

Представлено теоретическое обоснование понятия «живописное видение». Обоснован новый подход к решению проблемы формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства. Построена методическая модель формирования живописного видения, разработаны этапы формирования живописного видения, определена структура содержания каждого этапа, сформулированы принципы и методы формирования живописного видения.

Практическая значимость исследования:

Экспериментально проверена методическая система формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства в педагогическом вузе. Разработана экспериментальная учебная программа по живописи для студентов 1-2 курсов, позволяющая совершенствовать процесс живописной и педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Предложены методические рекомендации к каждому заданию экспериментальной программы. Материалы исследования могут быть использованы для разработки учебных программ и пособий в системе высшего и среднего специального художественно-педагогического образования.

Достоверность исследования обеспечена теоретической и методологической базой, применением современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания, практической проверкой основных положений, организацией опытно-экспериментальной работы с использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям, задачам исследования, математической обработкой итогов опытно-экспериментальной работы, воспроизводимостью результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

- определение содержания понятия «формирование живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства» в виде совокупности формирования: умений анализа натуры, владения техническими приемами изображения, представлений о закономерностях живописного изображения как средствах создания живописного художественного образа, профессионально-педагогических знаний и умений;

- методическая система формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства в процессе обучения живописи, включающая в себя цели, задачи, корректировку содержания, этапы, средства, систему учебных заданий, построенную по новому принципу, педагогические технологии, активизирующие учение студентов, формы и методы обучения;

- научно обоснованная система заданий и упражнений (на примере натюрморта), нацеленная на формирование живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства; уровни формирования живописного видения у студентов художественно-графических факультетов педвузов.

Апробация результатов исследования:

Апробация осуществлялась на научно-методических семинарах, заседаниях кафедр, межвузовских научно-методических, всероссийских и международных научно-практических конференциях 2001-2009 в г.г. Москве (2001), Алматы (Казахстан) (2004), Туле (2006 г.), Карачаевске (2007 г.), в Белгороде (2000, 2002, 2003, 2007, 2008), в том числе на художественно-графическом факультете Курского государственного университета и кафедре изобразительного искусства педагогического факультета Белгородского государственного университета. Результаты внедрены в практику работы кафедры живописи КГУ и кафедры изобразительного искусства педагогического факультета БелГУ.

По теме исследования опубликовано 11 научных статей и тезисов, общим объемом 4,5 п.л.:

Объем и структура диссертации: диссертационное исследование изложено на 225 страницах основного текста, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения на 58 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Стариченко, Дмитрий Евгеньевич

6 Выводы и рекомендации автору работы. 0-10

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Стариченко, Дмитрий Евгеньевич, 2009 год

1. Аксенов Ю.Г. Рисунок и живопись / Ю.Г. Аксенов, Р.М.Закин, Е.М.Зонненштраль, Ф.М. Кригер, Г.Е. Тарасевич.- М.: Искусство, 1963. — 206 с : ил. В 2 т. Т.1

2. Аксенов Ю.Г. Цвет и линия / Ю.Г. Аксенов, М.М. Левидова. - М.: Советский художник, 1976. — 304 с : ил.

3. Алексеев С. О колорите. - М . : Изобразительное искусство, 1974. -175 с.

4. Алексеев С. О цвете и красках. - М.: Искусство, 1962. - 60 с.

5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник Педагог. Школа. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. - 160 с, ил. 6. .Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства - М.: Знание, 1973. - 48 с : ил.

6. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения — М.: Искусство, 1976. - 288 с : ил.

7. Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М. — Л., 1939.-334 с.

8. Альберти. Три книги о живописи. / Мастера искусства об искусстве Т.2., М.: Искусство, 1966.-496 с : ил.

9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

11. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989.-559 с.

12. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982. - 112 с : ил., карт.

13. Басова А.А. Воображение как эстетическая способность : Дисс. ... канд. философ, наук : 09.00.04 / А.А. Басова - Санкт-Петербург, 2003 — 178 с.

14. Беда Г.В. В помощь начинающим и самодеятельным художникам - М.: Искусство, 1971 - 128 с.

15. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства - М.: Просвещение, 1977-172 с.

16. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты - М.: Просвещение, 1981. - 240 с : ил.

17. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. - Геленджик: Краснодарское книж. изд-во, 1967. - 182 с.

18. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - Учеб.-метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1989. - 144 с.

19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 191 с.

20. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа : учеб. пособие для студентов вузов, Специалистов 630200 / Н.П.Бесчастнов. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 301 с. : 32 с. : ил. - (Изобразительное искусство)

21. Бесчастнов Н.П. Живопись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, И.Н Стор, Ю.С. Авдеев, Г.М.Гусейнов, В.Б. Дыминский, А.С. Шеболдаев. - М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2001. - 224 с : ил.

22. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

23. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. (Изображение вещи в живописи XVIII — XX вв.). - М.: Советский художник, 1989. - 192 с : ил.

24. Бренгвин Ф. Из бесед с Уильямом Беллерошем / Мастера искусства об искусстве Т. 5-2., М.: Искусство, 1968. - 640 с : ил.

25. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т1 - 5 - М.: Астрель, 2001 - 560 с.

26. Васильев И.А. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, В.Л. Поплужный, O.K. Тихомиров. - M.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980 - 192 с.

27. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств М.: В.Шевчук, 2002 - 344 с.

28. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.

29. Ветрова И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства : Дисс. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / И.Б.Ветрова - М., 2004. - 369 с.

30. Визер В.В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. — Спб.: Питер, 2006. - 192 с: ил.

31. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - Спб.: Питер, 2006. — 192 с : ил.

32. Визер В.В. Система цвета в живописи. Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2004. - 192 с : ил.

33. Виппер Б.В. Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры. /Том 1/Итальянский ренессанс XIII-XVI века - М.: Искусство, 1977 - 224 с.

34. Виппер Б.В. Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры. /Том П/Итальянский ренессанс XIII-XVI века - М.: Искусство, 1977 - 244 с.

35. Волков Н.Н. Восприятие картины. Пособие для учителя. Под ред. д-ра пед. наук И.П. Глинской. Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение, 1976. - 32 с : ил.

36. Волков Н.Н. Композиция в живописи — М.: Искусство, 1977 - 264 с.

37. Волков Н.Н. Мысли об искусстве - М.: Советский художник, 1973. — 144 с.

38. Волков Н.Н. Цвет в живописи М.: Искусство, 1984. - 320 с : ил.

39. Восприятие и деятельность / Под ред. проф. А.Н. Леонтьева. М.: Московского университета, 1976. - 320 с.

40. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1964. — 380 с.

41. Гагишвилли Д.К. Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики : Дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Д.К. Гагишвилли - М., 2004. - 156 с.

42. Герчук Ю.Я. Живые вещи - М.: Советский художник, 1977. - 144 с : ил.

43. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. — М.: Учебная литература, 1998.-208 с : ил.

44. Гете И.В. Об искусстве. Статьи и мысли об искусстве. Сборник статей под ред. А.С.Гущина - Л. - М.: Искусство, 1936. - 412 с.

45. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию - Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. - 460 с.

46. Голуб А.А. Развитие художественно-образного мышления учащихся 5-6 классов на уроках тематического рисования : Дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02/А.А. Голуб-М., 1997.

47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030800 Изобразительное искусство. Учитель изобразительного искусства. - М.: 2000. - 30 с.

48. Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. - М.: Прогресс, 1975. - 271 с.

49. Грибакин Н.В. Формирование образного мышления, у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа : Дисс. ...канд. пед. наук : 13.00.02 / Н.В. Грибакин - М., 2000. - 194 с.

50. Григорьева Э.И. Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности : Дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Э.И.Григорьева - Тольятти, 2002. - 236 с.

51. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.

52. Данилушкина Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции : Дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Н. Данилушкина -Алматы, 1999. — 216 с : ил.

53. Даниэль СМ. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия. - Л.: Искусство, Ленинградское отд., 1990. - 224 с.

54. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. - М.: Архитектура-С, 2005. - 224

55. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим - М.: Знание, 1987. - 240 с.

56. Брмаш Г.Л. Искусство как мышление, М.: Искусство, 1982. - 279 с.

57. Жуков Д.А. Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов : Дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Д.А. Жуков — Москва, 2005. - 130 с.:ил.

58. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986. - 158 с : ил.

59. Запорожец А.В. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 118 с.

60. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1986.-316 с.

61. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку. Уч. пос. - Ростов на Дону: РТПИ, 1987. - 67 с.

62. Зинченко В.П., Вергилес П.Ю. Формирование зрительного образа: (Исслед. деят-ти зрит, системы). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 448 с.

63. Золотых М.С. Развитие колористического видения студентов Ш - IV курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе работы над живописью портрета : Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / М.С. Золотых - Курск, 2007. - 223 с.

64. Ивахнова Л.А. Методологические основы конструирования содержания учебного предмета. - Алматы: АГУ им. Абая, 1998. - 90 с.

65. Ивахнова Л.А. Научные основы подготовки учителя к конструированию содержания учебных предметов. - Алматы: Гылым, 1995. - 191 с.

66. Ивахнова Л.А. Научные основы художественно-педагогического образования учителя изобразительного искусства. - Алматы: АГУ им. Абая, 1996.-104 с.

67. Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -Омск: Изд-во Ом-ГПУ, 2003. - 129 с.

68. Ивахнова Л.А. Совершенствование дидактической подготовки учителя изобразительного искусства (в процессе обучения рисунку на художественно-графических факультетах пединститутов). - Алма-Ата, 1981.-184 с.

69. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета / Пер. с англ. - М.: Мир, 1964. - 442 с.

70. Игнатьев СЕ. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 205 с. («Gaudeamus»).

71. Изобразительное искусство и художественный труд: 5 - 8 кл.: Кн. Для учителя / Н.Н.Фомина, А.А. Дмитриева, Н.А. Горяева и др.; Сост. Н.Н.Фомина. — М.: Просвещение. — АО «Учебная литература», 1995. — 272 с : ил.

72. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.

73. Исаева М.В. Цветоведение: вопросы теории и практики. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского пединститута, 2002. - 94 с.

74. Иттен И. Искусство цвета. - М.: Изд-во Д.Аронов, 2001. - 96 с.

75. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов... / Т.Г. Казакова. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 256 с : ил.

76. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. - Спб.: Азбука, 2001. - 560 с : ил.

77. Кантор A.M. Предмет и среда в живописи - М.: Советский художник, 1981-128 с.

78. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. - М . : АХ СССР, 1960.-340 с.

79. Карева Н.А. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства: Дисс. ... канд. филос. наук :09.00.04 / Н.А. Карева - Москва, 2004-185 с.

80. Кенесарина Ж.С. Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога : Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02: / Ж.С.Кенесарина - Алматы, 1999. -181 с : ил.

81. Киплик Д.И. Техника живописи - М.: Сварог и К. - 1998. - 504 с.

82. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2000. - 271 с : ил.

83. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. - М . : Издательский центр «Академия», 2000. - 176с.

84. Колчина Д.З. Развитие художественной наблюдательности студентов Ш- IV кусов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью портрета : Дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Д.З.Колчина- М.: 1999. - 253 с : ил.

85. Константин Коровин вспоминает / И.С. Зильберштейн, В.А. Самков — М.: Изобразительное искусство, 1990,-606 с.

86. Коробко Ю.В. Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов : Дисс. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / Ю.В.Коробко - Краснодар, 2005. - 384 с : ил.

87. Косенко Н.А. Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (на примере художественно-графических факультетов) : Дисс. канд. пед. Наук : 13.00.02 / Н.А. Косенко - Орел, 1998 - 170 с. ил. Прил (171 с : ил.)

88. Костин В.И. Язык изобразительного искусства. / В.И. Костин, В.АЮматов - М.: Знание, 1978. - 112 с : ил.

89. Кравков СВ. Цветовое зрение. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 176 с.

90. Крамской И.Н. Письма. Т. 1., - М. - Л., 1937.

91. Крымов Н.П. — художник и педагог. Статьи, воспоминания. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960. - 264 с : ил.

92. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству. Пособие для учителей. - М . : Просвещение, 1977.- 208 с : ил.

93. Кузин B.C. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. — М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2005. - 304 с : ил.

94. Леняшин В.А. .. .Художников друг и советник. Современная живопись и проблемы критики. — Л.: «Художник РСФСР», 1985. — 316 с : ил.

95. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. - СПб.: Азбука, 2001. - 704 с.

96. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

97. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. - М.: МГУ, 1972. - 575 с.

98. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

99. Лилов А. Природа художественного творчества, М.: Искусство, 1981.-480 с.

100. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / Якиманская И.С. - М. : Изд. фирма "Сентябрь", 1996. - 95 с : ил. (Директор школы : Библиотека журнала; Спецвыпуск 2).

101. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1981. - 224 с.

102. Ломов Б.Ф. Психология восприятия. - М.: Наука, 1989. - 194 с.

103. Ломов С П . Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.: Дисс. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / П.Ломов, С П . Москва, 2000. - 380 с.

104. Львова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века / Е П. Львова, Н.Н. Фомина и др., СПб.: Питер, 2006 - 416 с.

105. Максимов В.В. Трансформация цвета при изменении освещения. - М.: Наука, 1984. - 161 с.

106. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972.-208 с.

107. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. — Казань: Таткнигоиздат, 1972. - 551 с.

108. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. / Учеб. пособие для худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Л. Г. Медведев, М.: Просвещение, 1986. - 158 с : ил.

109. Мейлах Б.С. Проблемы ритма, пространства и времени в комплексном изучении творчества. / Б.С. Мейлах // Ритм пространство и время в литературе и искусстве: сб. научных трудов / Л.: Наука, 1974. - 3-10.

110. Миннарт М. Свет и цвет в природе. М., 1959. - 179 с.

111. Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней) / Сост. ИГМосин. - Спб: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2006. - 192 с : ил.

112. Молева Н. Педагогическая система Академии художеств 18 века / Н. Молева, Э.М. Белютин - М.: Искусство, 1956. - 521 с.

113. Молева Н. Русская художественная школа первой половины 19 века / Н. Молева, Э.М. Белютин - М.: Искусство, 1963. - 574 с.

114. Молева Н.М. Русская художественная школа второй половины - XIX начала XX века / Н.М. Молева, Э.М. Белютин - М.: Искусство, 1967. - 564 с.

115. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины - М.: Советский художник, 1983 - 376 с.

116. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Т 1. - М., Просвещение. Владос, 2008. - 688 с.

117. Немов Р.С. Психология. Психология образования. Т 2. - М., Просвещение. Владос, 2007. - 606 с.

118. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. Т 3. - М., Просвещение. Владос, 2008. - 640 с.

119. Новикова А.В. Совершенствование колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе : Дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А.В.Новикова- Омск, 2006. - 194 с : ил.

120. Новосёлова О.В. Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей : Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / О.В.Новосёлова - Ростов-на-Дону, 2005. - 195 с : ил.

121. Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. — М.: Гостехиздат, 1954. - 368 с.

122. Оверчук Д.М. Теория и методика формирования колористического восприятия и передачи цвета у студентов художественно-графических факультетов : Дисс. ... канд. пед. наук.: 13.00.02 / Д.М. Оверчук -Москва, 2003. - 245 с : ил.

123. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1975. - 224 с.

124. Оствальд В. Цветоведение. -М—Л., 1926, с.16.

125. Панасенков Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г.И. Панасенков. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 144 с : ил.

126. Паррамон Хосе М. Как писать акварелью. / Паррамон Хосе М., Гильермо Фрескет. Санкт-Петербург Аврора, 1995. - 112 с : ил.

127. Паррамон Хосе М. Как писать маслом. Санкт-Петербург Аврора, 1995.-112.: ил.

128. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет...: / Уильям Ф. Пауэл; пер. с англ. У. Сапциной - М.: Астрель: ACT, 2005. -64 с : ил.

129. Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. - 2-е изд., доп. - Л.: Искусство, 1982. - 655 с.

130. Петровский А.В. Основы теоретической психологии. / А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский -М.: Инфра-М, 1998. - 528 с.

131. Платонов К.К. Психология. Учебное пособие. // К.К. Платонов, Г.Г.Голубев. - М.: Высшая школа, 1977. - 247 с.

132. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. - М.: Просвещение, 1976. - 264 с.

133. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В.М.Полевой. - М.: Сов. энциклопедия. Книга I. А - М, 1986 - 447 с: ил.

134. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В.М.Полевой. — М.: Сов. энциклопедия. Книга II. М - Я, 1986 — 432 с: ил.

135. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 - Изобразительное искусство и черчение: Для педагогических университетов и институтов. — М.: Флинта: Наука, 2000. — 416 с.

136. Пронина Н.К. Формирование колористического единства в процессе живописного изображения : На начальном этапе обучения студентов педагогических вузов : Дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Н.К.Пронина - Омск, 2004. - 151 с.

137. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1998.-440 с : ил.

138. Психология художественного творчества : Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 2003. — 752 с.

139. Психология процессов художественного творчества / Под ред. Б.С.Мейлаха, Н.А. Хренова - Л.: Наука, 1980. - 288 с.

140. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. - М.: Педагогика, 1982. - 158 с.

141. Радлов Н. Э. От Репина до Григорьева - Санкт-Петербург, Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1923. - 60 с.

142. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. 3-е изд.- Л.: Художник РСФСР, 1978.-121 с.

143. Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX - начала XX века. М.: Искусство, 1970. - 148 с : ил.

144. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. Гос изд. Лит. По строительству, архитектуре и строительным материалам, М.: 1959. — 224 с.

145. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев и др. — М.: Просвещение, 1989. - 208 с.

146. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1976. — 120 с : ил.

147. Рок И. Введение в зрительное восприятие : Пер. с англ./ Под дер. Б.М. Величковского, В.П. Зинченко. - М . : Педагогика, 1980. В 2-х т.

148. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. Школы рисунка. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов по спец 2109 «Черчение, рисование и труд». - М.: Просвещение, 1982. -240 с : ил.

149. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 2000. — 252 с.

150. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. - М.: Искусство, 1989. - 430 с : ил.

151. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка, М.: Изобразительное искусство, 1983. -288 с.

152. Рубинштейн Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.

153. Руиссинг X. Полный курс масляной живописи - М.: ACT, Астрель, 2002. - 120 с : ил.

154. Рязанцева И.М. Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета : Дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.02 / И.М. Рязанцева - М>, 2003.-405 с.

155. Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. - М.: Изобразительное искусство, 1970. - 247 с.

156. Сапего И.Г. Предмет и форма — М.: Советский художник, 1984 — 304 с.

157. Сапожников А.П. Полный курс рисования. - М.: АЛЕВ-В, 2003. - 160 с.

158. Сарабьянов Д.В. Изобразительное искусство России. Живопись / Кн. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка и театр. — Спб.: Питер, 2007. — 464 с : ил

159. Саяпина Е.И. Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью : Дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е.И. Саяпина — Краснодар, 2002. - 181 с : ил.

160. Сборник материалов / В.А. Фаворский / авторы статей: Е.С. Левин, В.Б. Эльконин В.Н. Вакидин и др. - М.: Советский художник, 1986 - 128 с.

161. Свет и цвет в живописи. Особенности изображения. — М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. — 96 с : ил.

162. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

163. Смирнов Г.Б. Живопись: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - М . : Просвещение, 1975. — 143 с : ил.

164. Смирнов Г.Б. Техника масляной живописи. - М.: Просвещение, 1974.-139 с.

165. Смит Р. Настольная книга художника: Оборудование, материалы, процессы, техники / Рэй смит; Пер. с англ. В.А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 384 с : ил.

166. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.-368 с : ил.

167. Сокольникова Н.М. Основы живописи. — М.: Титул, 1998. - 80 с : ил.

168. Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач / Л.Ф. Спирин. -Кострома, КГУ, 1994. - 107 с.

169. Стасевич В.Н. Искусство портрета. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972. - 80 с : ил.

170. Столин В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа. — В кн.: Восприятие и деятельность. / Под ред. А.Н. Леонтьева - М., 1976. - 320 с : с. 101 - 208

171. Суздалев П.К. Основы понимания живописи - М.: Искусство, 1964. — 88 с : ил.

172. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения / В.А.Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1981.-248 с.

173. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М.: МГУ, 1969. - 133 с.

174. Талызина Н.Ф. Управление процессов усвоения знаний. - М.: МГУ, 1985.-344 с.

175. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи: Учеб. пособие / В.Я. Бирштейн, В.П. Голиков, Ю.И.Гренберг и др.; Под ред. Ю.И. Гренберга. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 392 с : ил.

176. Тихоненко И.Н. Развитие композиционного мышления на занятиях по живописи у студентов начальных курсов педагогических вузов : Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / И.Н. Тихоненко — Омск, 2005 — 186 с.

177. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: Адаптированный вариант. — М.: Речь. — 2006. — 175 с.

178. Унковский А.А. Живопись Изображение фигуры. Портрет. М.: Просвещение, 1983. - 48 с : ил.

179. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. - М.: Просвещение, 1980. - 128 с : ил.

180. Унковский А.А. Цвет в живописи. - М.: Просвещение, 1983. - 64 с : ил.

181. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. — М.: Молодая гвардия, 1966. — 127с.

182. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж конца XIX начала XX века - М.: Искусство, 1974 - 208 с.

183. Фейнберг Л.Е. Секреты живописи старых мастеров / Л.Е. Фейнберг, Ю.И. Гренберг. — М.: Изобразительное Искусство, 1989. - 317 с : ил.

184. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под. ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной. - М.: 1968. - 134 с.

185. Халаминский Ю. В. А. Фаворский. М.: Искусство, 1964. - 292 с.

186. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 519 с.

187. Хидеяки Ч. Гармония цвета: руководство по созданию цветовых комбинаций / Хидеяки Чидзиива; Пер. с англ. И.А. Бочкова. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. - 142 с : ил

188. Хижняк Е.А. Развитие колористического видения у студентов ХГФ на занятиях по живописи (старшие курсы) : Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.А. Хижняк - М., 1992. - 187 с.

189. Хогарт У. Анализ красоты - Л.: Искусство, 1987 — 254 с.

190. Художественное восприятие. Сборник 1 / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука.-1971.-388 с.

191. Художественно-педагогический словарь /Сост. Н.К, Шабанов, О.П.Шабанова, М.С.Тарасова. Т.Д.Пронина —М.: Академический Проект: Трикста, 2005 - 480 с , 16 с. цв. вкл. - («Фундаментальный учебник»).

193. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., «Искусство», 1953, стр. 359.

194. Шабанов Н.К. Особенности подготовки учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе. - Курск, изд-во КГПИ, 1994. - 166 с.

195. Шабанов Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе : Дисс. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / Н.К. Шабанов - М., 1995. -337 с : прил.

196. Шайхулов Р.Н. О формировании живописного видения студентов начальных курсов художественно-графических факультетов педвузов: ст. в сб. Современные проблемы науки и образования №6 ч.2, 2007 г. — с. 82-87. http://www.science-education.ru

197. Шаляпин О.В. Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета : Дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / О.В. Шаляпин — Омск, 2002.-157 с.

198. Шашков Ю.П. Развитие восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов художественно-графических факультетов на начальном этапе обучения живописи : Дисс. канд. пед. наук : 13.00.02 / Ю.П. Шашков -М., 2002.-200 с.

199. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М . : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 512 с : ил.

200. Шегаль Г.М. Колорит в живописи. Заметки художника. - М.: Искусство, 1967. - 75 с.

201. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли. - М.: Наука, 1973. - 247 с.

202. Школа изобразительного искусства: Вып. 1: Учеб. пособие. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — 176 с.

203. Шорохов Е.В. Основы композиции / Учеб. пособие для студентов пед. Институтов / М.: Просвещение, 1979 — 303 с.

204. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение. 1986. — 143 с.

205. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с : ил.

206. Щербаков В. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. — М.: Просвещение, 1969. — 30 с.

207. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Б.Д. Эльконин. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2005 - 141, с. : ил.

208. Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.В. Калашниковой. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 352 с : ил.

209. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования / Предисл. И общ. Ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Мысль, 1981. - 248 с.

210. Юон К.Ф. О живописи. - Л.: Изогиз, 1937. - 279 с.

211. Юон К.Ф. Об искусстве. В 2-х т., Т.1. - М.: Сов. художник, 1969, - 384 с.

212. Ягодовская А.Т. О натюрморте. - М.: Сов. художник, 1965. - 70 с.

213. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., Искусство, 1964. - 87 с.

214. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.-48 с.

215. Яшухин А.П. Живопись. Учебное пособие для учащихся педучилищ. - М.: Просвещение, 1985. - 287 с : ил.

216. Яшухин А.П., Ломов С П . Живопись. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. - М.: АГАР, 1999. - 232 с : ил.

217. Guilford J. P. The nature of human intelligence. - N. Y. etc., 1967.

218. V. Lowenfeld, W. Lambert Brittain. Creative and Mental Growth (8th Edition). Изд-во Prentice Hall, 1987. - 510 с

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.