Формирование эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства в процессе выполнения композиции натюрморта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Михайлов, Игорь Александрович

  • Михайлов, Игорь Александрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Курск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 246
Михайлов, Игорь Александрович. Формирование эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства в процессе выполнения композиции натюрморта: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Курск. 2005. 246 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Михайлов, Игорь Александрович

3

ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы формирования эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства в процессе выполнения композиции натюрморта

1.1. Определение, содержание и историческое становление эстетической культуры личности учителя.

1.2. Структурные компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности эстетической культуры студентов худграфов.

1.3. Эстетический анализ художественного произведения - важное педагогическое умение студентов ХГФ в их профессиональной подготовке.

ГЛАВА 2. Методическая система формирования эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства в процессе работы над композицией натюрморта

2.1. Современное состояние проблемы формирования эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства в процессе работы над натюрмортом (констатирующий эксперимент4).

2.2 Поиски реализации методической системы формирования эстетической культуры будущего учителя изоискусства (поисковый эксперимент).

2.3. Анализ эффективности разработанной методической системы формирования эстетической культуры студентов ХГФ при выполнении композиции натюрморта (формирующий эксперимент).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства в процессе выполнения композиции натюрморта»

Проблема исследования и ее актуальность. Понятие «культура» сегодня является доминирующим в педагогической мысли. Оно подразумевает и процесс воспитания, и уровень воспитанности, и само содержание воспитания, и весь духовный и интеллектуальный мир человека. Идеология современного высшего педагогического образования изменяет направление своего развития от «человека образованного» к «человеку культурному», то есть идет переориентация «знаниецентристской» системы образования в «культу-росообразную».

Культорологический подход предполагает создание условий для самоопределения личности студента в культуре, а «усвоение» ее есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе. Рассмотрение педагогического процесса как диалога культур делает его открытым для различных видов культур» (В.А. Сластенин).

Анализ диссертационных исследований последних лет убедил нас в том, что педагогическая культура является синтезом культур, а овладение студентом миром педагогической профессии представляет вхождение в мир ее культуры. Так Ивахнова JI.A. (1996) раскрывает взаимосвязь содержания учебного предмета и целостной системы «культуры»; Фатьянова Н.М. (1999) дидактическую культуру студента рассматривает как часть его педагогической культуры; Скобликова Т.В. (2001) физическую культуру личности будущего учителя видит составляющей педагогической культуры; Кравченко С.А. (2002) географическую культуру выпускника педвуза определяет как педагогический феномен; Карачевцева А.А. (2003) методическую культуру вводит в педагогическую; Шабанова М.Н. (2004) процесс освоения студентами ценностей региональной художественной культуры связывает с их профессиональным будущим.

В индивидуальном опыте студентов художественно-графических факультетов культура как некая ценность представляет собой гармонию многих культур, однако превалирующими можно считать две культуры - культуру педагогическую и культуру эстетическую, совокупная база которых еще недостаточно изучена.

Специфика художественной деятельности, в которую погружены студенты худграфов, заключается в том, что в ней как в никакой другой концентрируется эстетическое. Желание творить «по законам красоты» воспитывает мироотношение, определяет ценностные ориентации, развивает творческое и ассоциативное мышление, учит эстетически воспринимать и оценивать искусство и действительность, ведет к эстетическому развитию и воспитанию.

Результатом эстетического воспитания и развития студентов выступает их эстетическая культура, которая расширяет аспект эстетического познания, сферы применения эстетических критериев и оценок. От развития эстетического сознания в целом, чувства гармонии и дисгармонии зависит и качество формирования профессионализма учителя изоискусства, призванного осуществлять эстетическое воспитание школьников. Учитель обязан средствами изобразительного искусства не только воспитывать эстетическое чувство детей, но и формировать духовное развитие подрастающего поколения - таково требование современного общества к высшему художественно-педагогическому образованию.

В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечается, что одним из условий повышения качества общего образования является «более полное использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Эти положения Концепции являются стратегической линией в области художественно-педагогического образования. Столь внимательное отношение Министерства образования, заявившего на своей коллегии (24 мая 1995 года) «о необходимости гуманизации образования и возрастании ценности эстетического образования школьников Российской Федерации», поднимает планку профессиональной компетенции учителя изобразительного искусства, заставляет педагога глубже осознать свою роль в передаче эстетической культуры подрастающему поколению, делает его ответственным за свое художественно-педагогическое образование и свой собственный духовный облик.

В соответствии с намеченными задачами у студентов художественно-графических факультетов педвузов должны быть сформированы четкие нравственно-эстетические ориентации, выработаны критерии оценки прекрасного в искусстве и окружающем мире, заложены основы педагогического мастерства. Будущие учителя изоискусства должны быть носителями эстетической культуры. Поэтому художественно-педагогическая подготовка сегодня нуждается в точном понимании того, что собой представляет эстетическая культура личности художника-педагога и каковы возможности ее формирования средствами изобразительного искусства.

Проблема эстетической культуры не нова, она исследовалась в рамках философии, эстетики, этики. В рассматриваемом нами спектре эстетическая культура изучается как педагогический феномен, как составляющая педагогической культуры учителя изобразительного искусства. А потому теоретические положения нашего исследования базировались на фундаментальных трудах ученых: в области исследования деятельности - С.А. Выготского, В.В. Давыдова, М.С. Кагана, B.JL Ляудис, A.M. Леонтьева, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Б.М. Теплова; в области культурологического подхода в профессиональной деятельности -Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандрова, В.А. Сла-стенина; в области изобразительного искусства - А.Д. Алехина, М.В. Алпатова, Г.В. Беды, В.В. Ванслова, Б.Р. Виппера, Е.В. Волковой, Н.Н. Волкова, С.М. Даниэля, Л.Ф. Жегина, Е.А. Кибрика, Б.В. Раушенбаха, В.А. Фаворского, Е.В. Шо-рохова; в области художественно-педагогических исследований - Н.Н. Анисимова, Г.В. Беды, Н.С. Боголюбова, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, Е.И. Игнатьева, Ю.Ф. Катхановой, B.C. Кузина, В.И. Козлова, В.К. Лебедко, Н.Я. Маслова,

Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева, Н.К. Шабанова, А.П. Яшухина; в области эстетического воспитания - М.Н. Афасижева, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Б.Г. Лукьянова, Л.С. Нерсисяна, Н.П. Сакулина, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой.

Проблема эстетической культуры личности исследовалась авторами лишь в некоторых аспектах: художественно-эстетическая культура как составная часть гуманитарной культуры педагога (Г.Н. Казилова, И.Ф. Слюняе-ва, Т.В. Челышева); формирование культуры будущего учителя с позиций культурологического подхода (Т.В. Иванова); создание культурно-эстетической среды как важного условия духовного развития личности (Н.Б. Крымова, Т.К. Мурманцева, В.В. Чижова); формирование эстетической культуры будущего учителя как средство гуманизации его профессиональной подготовки (Бабич Л.В.); формирование эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма (Галкина М.В.). Поэтому мы вправе констатировать, что эта проблема разработана далеко не полно.

Так, например, остается неисследованным жанр натюрморта в формировании эстетической культуры будущего учителя изоискусства. Своеобразен, выразителен и интересен образный мир этого жанра. В натюрморте воплощаются общие принципы композиции, используются разнообразные средства гармонизации. Студенты овладевают особенностями образного языка искусства. Неотъемлемой задачей при анализе и сочинении натюрморта считается его выразительность, решаемая через характер формы предметов, цвет, свет, используемый материал, технику исполнения. От замысла до воплощения композиции натюрморта в материале искусства студенты должны умело владеть законом целостности, гармонической соразмерности, организацией художественного пространства. Жанр натюрморта может полностью включать понятийный аппарат эстетического анализа произведения искусства и стать уникальной базой формирования эстетической культуры студентов худ-графов. Этому может способствовать и долговременность присутствия этого жанра в учебном процессе студентов, и включение его в программы по изо-искусству в школе.

Практика обучения учащихся в школе показывает, что из-за отсутствия научно обоснованной методики развития эстетической культуры будущих учителей изоискусства не может быть качественно обеспечен процесс эстетического воспитания ими школьников.

Это обстоятельство рождает первое противоречие между важностью и необходимостью формирования эстетической культуры будущих учителей изоискусства и отсутствием исследований эстетической культуры как педагогического феномена.

Второе противоречие вытекает из потребности общества в учителе изобразительного искусства, способном формировать духовный мир школьников через развитие способности к эстетическому восприятию действительности и искусства, с одной стороны, и неразработанностью методической системы формирования эстетической культуры будущих учителей при выполнении композиции натюрморта - с другой.

Третье противоречие возникает на базе конфликта между несовершенными эстетическими идеалами, сложившимися у современной молодежи, поступающей в педагогические вузы и задачами преподавания изобразительного искусства - развития у детей художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного.

Сумма обозначенных противоречий, неразработанность данной проблемы в художественной педагогике и потребность в ее незамедлительном решении обусловили актуальность нашего исследования.

Изучение структуры, компонентов, выявление педагогических условий и разработка методической системы формирования эстетической культуры у студентов при выполнении ими композиции натюрморта составляет цель нашего исследования. Исследуемая нами проблема формулируется следующим образом: «Формирование эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства в процессе выполнения композиции натюрморта».

Объектом исследования является образовательный процесс студентов художественно-графических факультетов; предметом исследования - методическая система формирования эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе университета.

Гипотеза исследования. Формирование эстетической культуры личности студентов ХГФ при выполнении композиции натюрморта на занятиях по рисунку, живописи и композиции будет эффективно, если:

- овладение студентом педагогической профессией представляет собой процесс вхождения в мир ее культуры, в котором преобразуется, совершенствуется и развивается сама личность будущего педагога;

- эстетическая культура личности учителя рассматривается как целостный педагогический феномен, включающий когнитивный, технологический и эмоционально-ценностный компоненты ее структуры, имеющие собственную динамику;

- будет разработана и экспериментально проверена методическая система формирования эстетической культуры художника-педагога, которая включает в себя цели, задачи и содержание учебного процесса, дидактические принципы, формы, методы и методические приемы реализации искомой цели, программы и средства педагогической коммуникации, педагогов как носителей целей методической системы;

- постоянно осуществлять педагогическое отслеживание процесса и результатов формирования эстетической культуры будущего учителя изобразительного искусства.

Задачи исследования

1. изучить генезис проблемы эстетической культуры студентов художественно-графического факультета;

2. определить сущность, структуру эстетической культуры личности, критерии, показатели и уровни ее сформированности у студентов при выполнении композиции натюрморта;

3. разработать и экспериментально проверить методическую систему формирования эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства в процессе выполнения натюрморта на занятиях по рисунку, живописи и композиции;

4. выявить и оценить условия эффективного формирования эстетической культуры студентов при выполнении натюрморта на занятиях по рисунку, живописи и композиции.

Методологическую базу исследования представляют труды известных философов, психологов, педагогов, теоретиков искусства по проблеме эстетической культуры.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы, метод наблюдения за работой студентов, метод беседы, метод изучения педагогического опыта, анализ продуктов творческой деятельности, педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий), статистическая обработка результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования. Работа выполнялась на художественно-графических факультетах Курского и Орловского государственных университетов и Воронежского государственного педагогического университета. На разных этапах исследования экспериментом было охвачено 295 студентов.

Этапы исследования.

На первом этапе (1998-1999 гг.) были проанализированы литературные источники, изучена степень разработанности проблемы, определена методология исследования и разработана его методика, выдвинута гипотеза, намечены цели, задачи и методы исследования.

На втором этапе (1999-2000 гг.) были уточнены теоретические позиции, определено содержание экспериментальной работы, проведен поисковый эксперимент.

Третий этап (2000-2004 гг.) был посвящен формирующему эксперименту с одновременной проверкой его эффективности. Проведен анализ и обобщение результатов экспериментального исследования, осуществлены их статистическая обработка и оформление в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что

- полученные результаты исследования в своей совокупности содержат решение проблемы формирования эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства:

- определены сущность, структура и критериальные характеристики эстетической культуры как педагогического феномена;

- разработана и экспериментально проверена методическая система формирования эстетической культуры личности студента ХГФ в процессе выполнения композиции натюрморта на занятиях по рисунку, живописи и композиции, которая на основе единства целей, содержания, форм, средств и методов обеспечивает высокий уровень нравственно-эстетическое развития будущего учителя изобразительного искусства, его профессиональное становление;

- выявлены условия эффективного формирования эстетической культуры студентов ХГФ на занятиях по рисунку, живописи и композиции.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен научный вклад в разработку теории и методики профессиональной подготовки студентов ХГФ, в выявление теоретических основ эстетической культуры личности будущего учителя ИЗО как составляющей его профессионально-педагогической культуры; в определение соответствующей этому методической системы формирования эстетической культуры студентов при выполнении композиции натюрморта, обеспечивающей процесс развития эстетической культуры личности в самоорганизующийся процесс.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в комплексном научно-методическом обеспечении системы формирования эстетической культуры студентов ХГФ. Методические рекомендации, диагностические средства педагогического отслеживания процесса формирования эстетической культуры личности будущего учителя ИЗО могут быть востребованы в образовательной практике других вузов, а также при разработке учебных программ и подготовке учебно-методических пособий для учителей школ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование эстетической культуры личности студента ХГФ выступает как неотъемлемая часть педагогической культуры художника-педагога, которая реализуется в целенаправленном развитии всех ее структурных компонентов: когнитивного (практико-ориентированная система знаний основных эстетических категорий, категорий эстетических отношений, эстетического анализа произведений искусства, жанров искусства, предмета, правил, приемов и средств композиции как художественной формы в жанре натюрморта); технологического (достижение личностью определенного уровня эстетической культуры через индивидуально-ориентированные способы, умения, навыки, овладение неповторимым опытом на основе включения обучающихся в процесс выполнения натюрморта на занятиях по рисунку, живописи и композиции); эмоционально-ценностного (развитие потребностей и осознание ценностей эстетической культуры личностью, эмоциональное переживание личностного профессионального становления через вхождение в мир эстетической культуры).

2. Процесс формирования эстетической культуры личности будущего учителя изобразительного искусства имеет управляемый характер при постоянном педагогическом отслеживании состояния эстетической культуры, через критерии, параметры и уровни ее развития;

3. Методическая система формирования эстетической культуры личности студентов ХГФ в процессе выполнения композиции натюрморта направлена на творческую самореализацию личности в профессионально-педагогической деятельности, включающей присвоение, передачу и создание культурных ценностей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходной методологической основой; использованием широкого спектра трудов по эстетике, этике, эстетической, художественной и педагогической культуре; применением совокупности взаимодополняющих методов, соответствующих предмету и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования

1) Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства Курского государственного университета;

2) были изложены на научно-практических конференциях по проблемам профессионально-педагогической подготовки будущих художников-педагогов в Томске (1999), Ростове-на-Дону (2000 г.), Вологде (2001 г.), Курске (2003 г.);

3) нашли отражение в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов Курского государственного университета.

Апробация результатов проходила на художественно-графических факультетах Курского государственного университета и Воронежского государственного педагогического университета со студентами 1, 2, 5 курсов.

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Михайлов, Игорь Александрович

Диссертационное исследование эстетической культуры личности бу дущего учителя изобразительного искусства во многом разрешило выявлен ные противоречия между острой необходимостью формирования эстетиче ской культуры художника-педагога и отсутствием исследовательской базы этого феномена, неразработанностью методической системы, несовершенст вом эстетических идеалов современного студенчества.Изобразительная деятельность студентов худграфов, концентрирующая эстетические начала в высшей степени, позволяет им быть не только субъек тами познания и преобразования, а также субъектами оценочной деятельно сти, выступающей как ценностная ориентация, как освоение личностью ду ховных ценностей. Будущие учителя, обретая художественно-эстетические ценности, готовятся к осуществлению эстетического воспитания школьников.Дано определение эстетической культуры личности будущего учителя изоискусства как качественного, системного, динамического образования личности, характеризующееся определенным уровнем ее эстетического раз вития и художественно-педагогической образованности, осознанием спосо бов достижения этого уровня, ведущего к духовно-нравственному совершен ствованию, адаптации и социальному окружению и творческой самореализа ции в профессионально-педагогической деятельности.Выделены структурные компоненты эстетической культуры личности будущего учителя изобразительного искусства: когнитивный (объективное знание об эстетической культуре в контексте профессиональной деятельно сти; система знаний эстетических категорий и художественного освоения ми ра, - гносеологического анализа изоискусства как познания действительности, взаимосвязи эстетического и этического; понимание искусства как мышления в образах; взаимосвязи эмоционального и рационального; единство содержа ния и формы в искусстве; знание категорий анализа художественного содер жания в произведениях искусства; знание о композиции как категории эсте тики, знание языка искусства и художественной формы; знание нравственно эстетических норм и отношений в процессе профессионально-педагогической деятельности; знание и понимание личностью студента своей персональной эстетической культуры, определение будущим учителем своей роли, статуса и функций в современном эстетическом воспитании подрастающего поколе ния), технологический (умение инструментировать педагогический процесс; совокупность приемов и способов художественно-педагогической деятельно сти; процесс решения дидактических задач по анализу, целеполаганию и пла нированию, организации, оценке и коррекции; решение студентами аналити ческих задач, определяющих его готовность к обучению школьников и уста новление причинно-следственных связей между результатом художественно творческой работы по спецдисциплинам и эффективностью используемых технологий; прогнозирование возможностей развития целостного художест венно-педагогического процесса; максимальное приближение художествен но-педагогической подготовки к профессионально-педагогической деятель ности; методическая организация процесса обучения, анализ его результатов, устранение ошибок; переработка технологий собственной деятельности бу дущим учителям, изменение стиля отношений, корректировка взаимодейст вия, закрепление в опыте наиболее эффективных методов и приемов), эмо ционапьно-ценностный (совокупность ценностных ориентации учителя в профессиональной деятельности; эмоциональное переживание процесса к ценностям эстетической культуры; эстетическое отношение, представляющее единство чувственного и рационального; умение закреплять эмоциональные переживания в эстетических чувствах детей в процессе изодеятельности; умение соединять воедино эстетическое и этическое, закладывая основы

нравственного).Определены критерии сформированности эстетической культуры лич ности художника-педагога - знания эстетической культуры как педагогиче ского феномена; ценностное отношение к эстетической культуре; степень технологической готовности в присвоении, передачи и создании эстетической культуры и степень творческой самореализации.Установлены уровни развития эстетической культуры личности буду щего художника-педагога - низкий, средний, высокий и творческий.Определены и введены в методическую систему, как наиболее адекват но отвечающие целям нашего исследования, технология контекстного обуче ния, акмеологическая технология и технология педагогической поддержки.В методической системе понятийный аппарат эстетического анализа художественного произведения адаптирован к процессу выполнения компо зиции натюрморта. Методическая экспериментальная система позволила в процессе выполнения натюрморта на занятиях по рисунку, живописи и ком позиции сформировать у студентов все компоненты эстетической культуры на достаточно высоком уровне:

а) когнитивный. В композиции натюрморта воплощались общие прин ципы композиции, использовались разнообразные средства гармонизации.Студенты многократно при выполнении натюрморта проходили путь от воз никновения замысла до воплощения его в материале, используя при этом зна ния арсенала средств художественного языка. Неотъемлемой задачей при анализе и сочинении натюрморта считается его выразительность, решаемая через характер формы предметов, цвет, освещенность, материал, технику.Уже в процессе постановки натюрморта учитывались знания закона целост ности. Пропорция, масштаб, ритм, симметрия, асимметрия предают натюр морту гармоничную соразмерность. Пространство в изображении натюрмор та, отражаемое через трехмерность изображения, дополнялось четвертым из мерением - художественным временем. Натюрморт отражает замысел ху дожника, его идею, из которой слагается тема. Именно тема, идея и эстетиче 180 екая оценка составляют содержание произведения, выполненного в жанре на тюрморта. Способом же существования содержания является художественная форма. Всеобщим элементом существования художественной формы являет ся композиция натюрморта, цель которой создание художественного образа.Для ведения процесса работы над натюрмортом или его анализом использо вались знания выше перечисленных понятий. Но их оказалось недостаточно, если речь шла о знаниях учителя изоискусства. Знание методических основ эстетического воспитания и развития, знания возрастных особенностей изо бразительной деятельности детей, понимание ценностного значения работы над композицией натюрморта в развитии их эстетической культуры сущест венно дополняли и наполняли когнитивный компонент эстетической культу ры будущего художника-педагога при выполнении заданий по спецдисцип линам в жанре натюрморта.б) технологический. Осуществлять эстетический анализ произведения искусства и, глубоко понимая его, доносить до школьников - важная задача, стоящая перед выпускниками худграфов. Но не менее важная задача художе ственно-педагогической подготовки - научить студентов осуществлять эсте тический анализ собственных работ, в том числе и при выполнении ими ком позиций натюрморта. В экспериментальной методике студенты пытались создавать художественные работы по законам красоты. Выявлять признаки художественности, целостности, гармонии или наоборот признаки нехудоже ственности - важное педагогическое умение будущего учителя изоискусства.Обязательным умением стало умение студентов отбирать художественный материал с точки зрения художественно-эстетического развития.Решение студентами аналитических, проектировочных, организацион но-деятельностных, гностических и коррекционных задач особенно четко прослеживалось на занятиях по методике или во время педагогической прак тики. В нашем исследовании акценты этой деятельности были смещены на каждодневную практику подготовки студентов по спецдисциплинам в том числе и при выполнении композиции натюрморта.в этом компоненте отрабатывалось усвоение и применение понятийно терминологического аппарата эстетики; законов, правил и средств компози ции; развитие образного мышления, педагогического мышления, поиска и реализации художественных и педагогических задач в их единстве, т.е. орга низовывались как педагогический, так и художественный процессы по закон ным красоты - присутствие в них эмоциональности, образности, целостности.в) эмоционально-ценностный. Этот компонент, выделенный нами как последний, по своему рангу имел значение первостепенного в контексте на шего исследования. Он формировался через эмоциональную оценку, через собственное эмоциональное переживание, ведущее к приобретению ценност ных ориентации - составляющих духовного мира художника-педагога. Эсте тическое чувство, возникающее от восприятия натюрморта или от процесса его выполнения важно не только при оценке работы и в собственном творче стве студента, оно выступало в качестве необходимого педагогического уме ния будущего учителя. Если художнику-педагогу удается пробудить и закре пить эстетическое чувство у детей при анализе художественного произведе ния в жанре натюрморта, при восприятии постановки натюрморта, гармонич но организованной учителем, или при выполнении этой композиции на фор мате бумаги, то школьники испытывают ни с чем не сравнимое чувство эсте тического наслаждения. Эта способность является базой развития гармониче ских этических отношений школьников с окружающим их миром. Понимани ем необходимости развития этих способностей у школьников наполнялся эмоционально-ценностный компонент эстетической культуры личности бу дущего учителя изобразительного искусства.Констатирующим экспериментом у студентов 1, 2, 5 курсов установле но: слабые знания понятий, категорий искусствознания, эстетики, психоло гии, художественного творчества, педагогики и методики; слабые знания за конов и правил композиции и неумение раскрывать их в доступной форме школьникам; отсутствие логики, глубины, аргументированности, осознанно сти и доступности в изложении основ изобразительной грамоты; отсутствие знаний эстетического анализа художественного произведения, понимания языка искусства как средства передачи эстетической культуры; слабое владе ние методикой эстетического воспитания; слабое владение умением инстру ментировать педагогический процесс; неумение организовывать постановки по законам красоты, подбирать объекты для изображения; неумение подби рать произведения искусства к теме урока, оказывающих наибольшее эмо ционально-эстетическое воздействие на учащихся.В ходе экспериментальной работы при выполнении композиций на тюрморта студентами повышение уровня эстетической культуры достигалось через организацию постановок различной степени сложности по законам кра соты и с учетом возрастных особенностей рисующих; через решение задач смыслового содержания постановки, назначение предметов, их эстетической и утилитарной взаимосвязи; через организацию не только коллективной, но индивидуальной творческой активности студентов; через эстетический ана лиз работ, включающий оперирование такими фундаментальными катего риями эстетики как: содержание и форма, внешняя и внутренняя форма, тема образно-эстетическая идея, композиция, ритм, система, художественная це лостность, структура, эстетическая оценка, язык искусства; через обогащение и формирование профессиональной речи и развитие коммуникативных спо собностей студентов.Включение в экспериментальную методическую систему технологии контекстного обучения, акмеологическую технологию и технологию педаго гической поддержки процесс обучения рисунку, живописи, композиции стро ился с позицией творческого поиска, проблемности, профессиональных дис куссий, решения художественных, эстетических и педагогических задач.Экспериментально подтверждено, если методическая система направ лена на развитие совокупности компонентов эстетической культуры личности будущего учителя изоискусства, то отмечается рост художественно творческого уровня студентов, развиваются их ценностные ориентации, по вышается нравственный потенциал, происходит профессиональное становле ние.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Михайлов, Игорь Александрович, 2005 год

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. 208 с.

2. Авсиян О. Натура и рисование по представлению: Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1985. 152 с: ил.

3. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. 2-е испр. и доп. изд. М.: Советский художник, 1986. 326 с: ил.

4. Александрова Е.Я. Быховская И.М. Аналогия культурологи Кравченко А.И. Культурологи: Хрестоматия для высшей школы. М.: Академический Проект, 2000. 640 с.

5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 160 с.

6. Алпатов М. В. Композиция в живописи: исторический очерк. М.: Искусство, 1940.-132 с.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 486 с.

8. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки Избранные психологические труды: В 2-х т. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. Т.2 М.: Педагогика, 1980. 421 с.

9. Андронова Т.Д. Формирование у студентов педвузов умения анализировать педагогические явления: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980 1 6 с. Ю.Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т. IV. М., 1983. 687 с. 11, Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие Сокращенный перевод с англ. Самохина В.Н. общ. ред. и вступит, статья В. И. Шестакова. М.: Прогресс, 1974.-392 с.

10. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. 368 с. 184

11. Бакушинский А.В, Художественное творчество Культзфа и просвещение, 1922. 66 с.

12. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания. Искусство в трудовой школе. М., 1926. с. 3-12. П.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М 1989. -558 с.

13. Бабич Л.В. Формирование эстетической культуры будущего учителя как средство гуманитаризации его профессиональной подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. 22 с.

14. Багаева И.Д. Формирование у будущего учителя основ профессиональной деятельности. Л., 1990. 212 с.

15. Балакина Т.И.. История отечественной культуры. М.: Издательский центр «A3» МИПП «Север», 1995. 140 с.

16. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.: Искусство, 1990. 413 с ил.

17. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977.-186 с.

18. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. T.VII. М.: изд-во АН СССР, 1955.-591 с.

19. Белинский В.Г. Общие черты греческого искусства Искусство: Живопись. Скульптура, Архитектура, Графика.: Кн. Для учителя. В 3-х ч. Ч. 1. /Сост. М.В. Алпатов и др. 4-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1987.-288 с ил.

20. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. T.VL М.: издво АН СССР, 1955. 642 с.

21. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием: Мир образования, 1996. №2. 237 с. и воспитание. М.: 185

22. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности: (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях) Ростов-на-Дону, 1995. 32 с.

23. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1975. 399 с.

24. Бродский И.А. Репин педагог. М.: изд-во АХ СССР, 1960. 128 с ил.

25. Бычков В.В. Эстетика. М.: Проект, 2003. 465 с.

26. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М.: Мысль, 1992.-637 с. ЗЗ.Ванслов В.В. Содержание

27. Ванслов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. Вопросы теории и истории. М.: Искусство, 1983. 438 с.

28. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: изд-во МГУ, 1973. 245 с.

29. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.- 213 с.

30. Веремьев А.Е. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязь Изобразительное искусство в школе. №3, 2002. 112 с.

31. Виппер Б.Р. Введение

32. Волкова Е.В. Произведения искусства предмет эстетического анализа. М.: изд-во МГУ, 1976. 288 с.

33. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: изд-во АПН РСФСР, 1950.-508 с ил.

34. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. 263 с.

35. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. 215 с. 186

36. Восприятие и изображение: экспериментальное исследование /под ред. Игнатьева Е.И. М.: изд-во АПН РСФСР, 1963. 368 с.

37. Выготский Л.С, Педагогическая психология. М., 1991. 479 с.

38. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 572 с.

39. Выготский Л.С. Психология искусства /Под редакцией М.Г. Ярошевского/ М.: Педагогика, 1987. 344 с.

40. Гегель Г. Собрание сочинений в 15-ти томах. Т. XII. М., Госэкономиздат, 1938.-378С.

41. Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1969. т.З. 621 с.

42. Герчук Ю. Живые вещи. М.: Советский художник, 1977. 141 с.

43. Гинзбург И. Чистяков П.П. и его педагогическая система. М.-Л.: Искусство, 1940.-203 с.

44. Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. XXVII. М.,1965. 547 с.

45. Гольденштрих С. О природе эстетического творчества. 2-е изд. М.: изд-во МГУ, 1977. 248 с.

46. Гризова А.И. Художественный образ как система. Одесса, 1970. 282 с.

47. Громов Е.С. Художественный замысел и его претворение Искусство. 1965.-№5.-132 с.

48. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука, 1980. 181с.

49. Груздев В.В. Метод освоения некоторых понятий композиции: преподавание спецдисциплин на художественно-графических факультетах пед. институтов. Курск: КГПИ, 1978. 147 с.

50. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. 423 с.

51. Дадамян Г. Проблемы исследования эстетических оценок в социологии искусства: теоретические и методологические проблемы. 1979.-324 с.

52. Даниэль С М Искусство видеть. Л.: Искусство, 1900. 221 с ил. 187 М.: Наука,

53. Дидро Д. Собрание сочинений в 10-и томах. T.IV. М.: Гослитиздат, 1946. 640 с.

54. Дистверг А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 347 с.

55. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. 314 с. бЗ.Елканов СБ. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989. 189 с. бб.Елманова В.К. Формирование гностических умений будущих педагогов.: автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1973. 20 с.

56. Жегин Я.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970. 123 с.

57. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984.-176 с.

58. Журнал «Искусство», 1993. 1 -2 70.3инченко В.П., Вергилес В.Ю. Формирование зрительного образа: исследование деятельности зрительной системы. М.: изд-во МГУ, 1969. 106 с. 71.3ись А.Я. Искусство и эстетика. Введение

59. Ивахнова Л.А. Научные основы подготовки учителя изобразительного искусства к конструированию содержания учебных предметов: автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1996. 34 с.

60. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. 32 с.

61. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: издво АПН РСФСР, 1961.-223 с.

62. Идеи эстетического воспитания: Антология: В 2-х томах. Т.П. М.: Искусство, 1973. 376 с.

63. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1997. 453 с. 78.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. 189 с.

64. Карачевцева А.П. Формирование методической культуры учителя начальных классов на первой ступени педагогического образования: автореф. дис. канд. пед. наук. Курск, 2003, 16 с.

65. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М.: издво АХ СССР, 1960. 340 с.

66. Кибрик Е.А. К вопросу о композиции: О композиции. М.: изд-во АХ СССР, 1972.- 132 с.

67. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М.: изд-во АХ СССР, 1961. 225 с.

68. Кисельгорф СИ. Формирование у студентов педагогически умений и навыков в условиях университетского образования, Л., 1973. 152 с.

69. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971. -160 с.

70. Киященко Н.И. Художественно-эстетическое образование фундаментальное основание культуры. Искусство и образование, №3, 2001,

71. Козлов В.И. Модель специалиста учителя изобразительного искусства. Монография. М.: Прометей, 2001. 207 с,

72. Кравченко А. Педагогические условия развития географической культуры студентов: автореф. дис. канд. пед. наук. Курск, 2002. 16 с.

73. Краткий словарь по эстетике. Книга для учителя Под ред. Овсянниковой М.Ф. М.: Просвещение, 1983. 224 с.

74. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1961. 190 с.

75. Кугач Е. Живопись натюрморта Юный художник, М,: 1998. №7. с. 36-39

76. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М,: Просвещение, 1971 -142 с. 189

77. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., ЛГУ. 1961.-98 с.

78. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л. ЛГУ, 1970.-114 с.

79. Ладыженец Н.С. Университетское образование: идеал, цели, ценностные ориентации. М., 1992. 231 с.

80. Лебедко В.К. Несколько слов будущему художнику-педагогу о пространстве изображаемого интерьера Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск I. М.: Прометей, 1996. с.33-37.

81. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

82. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. 207 с.

83. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. Педагогика, 1996. 2.

84. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., 1972. 62 с. 101- Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.-279 с.

85. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. 623 с.

86. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998.-326 с. 104. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 125 с.

87. Лукач Д. Своеобразие эстетического. М., 1963. 251 с.

88. Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. М., 1977. 257 с.

89. Луначарский А.В. О народном образовании. М.: АПН РСФСР, 1958. -559 с. 190

90. Медведев Л.Г. Графический художественный образ и его выражение в академическом рисунке: Учебное пособие. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1986.-65 с.

91. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986, 159 с.

92. Меньшиков Н.П. Методические рекомендации по изучению средств композиции при выполнении натюрморта с натуры. Курск, изд-во КГПУ, 1988.-20 с.

93. Методологические проблемы развития педагогической науки. М.: Педагогика, 1985, 1 1 3 с.

94. Методы педагогического исследования. М.: Просвещение, 1972. 159 с.

95. Мигунов А.С, Художественный образ. Эстетический анализ: Материалы к спецкурсу, М,: изд-во МГУ, 1981. 96 с.

96. Моделирование педагогических ситуаций проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. М,: Педагогика, 1981. 120 с.

97. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-351 с.

98. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс. 1973. 406 с.

99. Нестеренко В.Е. Вопросы истории, теории и методического образования. М., Прометей, 1996. 256 с.

100. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала веков. М., Искусство, 1991. 396 с.

101. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1988. 166 с.

102. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические циалистов в вузе. М., 1985. 113 с. 191 аспекты подготовки спе103. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975, 440 с.

104. Оганов А.А. Теория отражения искусства. М., 1978. 489 с.

105. Органова О.Н. Специфика эстетического воспитания. М.: Высшая школа, 1975.-224 с.

106. Осин И.О. Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов ХГФ в процессе работы над городским пейзажем: дис. канд. пед. наук. М., 2000. 204 с.

107. Основные направления развития эстетического кусство в школе», 1995. №3.

108. Павлов П.Я. Полное собрание трудов в 5-ти томах. Т.Ш. М.-Л., 1949. 607 с ил.

109. Павлюк И.А. Упражнения по композиции как средство развития образного мышления студентов 1-го и 2-го курсов ХГФ: дис. канд. пед. наук М., 1997.-201 с.

110. Панкратова Л.И. Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования вуза на занятиях изобразительным искусством: дис. канд. пед. наук. М., 1998. 208 с.

111. Перспективы развития системы непрерывного образования. Под ред. Б.С. Гершунского. М., 1990. 221 с.

112. Пискунов А.И. Педагогическое образование: Цель, задачи и содержание «Педагогика» М., 1995. №4.

113. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности учителей. М., 1983. 129 с.

114. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 303 с.

115. Прищепа А.А. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе (личностно-ориентированный культуросообразный контекст): монография. Ростов-на-Дону: издательство РГПУ, 2003. 192 с. образования «Ис192 116. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-9 классы. Сост. B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов и др. М.: Издательство «Агар» 1996. 160 с.

117. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. М., 1989. 105 с.

118. Психологический словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. 576 с.

119. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1982. 160 с.

120. Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности.-М., 1985.-71 с.

121. Раппопорт Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. 167 с.

122. Раппопорт Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М., 1978. 326 с.

123. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2002. 320 с.

124. Репринцев А.В. Эстетическое отношение личности к действительности: сущность, структура, формирование. Курск: изд-во КГПУ, 2000. 182 с.

125. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, 1998. 250 с.

126. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М.: Изобразительное искусство, 1983.-289 с.

127. Ростовцев Н.Н. Рисование с натуры как учебный предмет История, теория и методика: автореф. дисс. д-ра пед. наук. М.: 1965. 33 с.

128. Рубинштейн М.М. Об эстетическом воспитании детей. Вестник воспитания, 1914. 2 345 с.

129. Рубинштейн Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для высш. пед. учеб. завед. и ун-тов, -2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с ил. 193

130. Селигеева И.Р. Формирование общей культуры будущего учителя в системе профессионально-педагогического образования: дисс. на соиск. канд .пед. наук Воронеж, 2004. 167 с.

131. Сергеев В.Т. Активизация интереса к эстетическому воспитанию детей у студентов педагогических вузов как важнейшее условие их профессиональной подготовки: На материале педагогических факультетов: автореф. дне. канд. пед. наук. Киев, 1980. 16 с.

132. Сигнеева Р.В. Метаморфичность как один из структурных принципов формирования художественного образа. Вопросы истории и теории эстетики.-М., 1974.-285 с.

133. Симонов В.П. Диагностика личности и профессиональное мастерство преподавателя. М., 1995. 192с.

134. Скобликова Т.В. Становление физической культуры студентов в педагогическом вузе: автореф. дне. докт. пед. наук. Курск, 2001. 32 с.

135. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971.-271 с.

136. Сластенин В.А. Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. М.: Просвещение, 1997. 347 с.

137. Смирнов Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности М., 1995. 156 с.

138. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985.-856 с.

139. Стариков М.М. Реализм цвета и творческое воображение Вопросы истории, теории и методики преподавания ИЗО. М.: Прометей, 1996. 171с.

140. Стасевич В.Н. Художественная ценность. Общий и частные аспекты понятия. Художественно-педагогическое образование: содержание,

141. Столович Л.Н. Категория прекрасного и обпхественный идеал. М., 1969.-348 с.

142. Суна У.Ф., Абгарян Э.Л. Опыт моделирования уровня эстетической культуры студентов. М.: МГУ, 1979. 83 с.

143. Суна У.Ф. Эстетическая культура студента: Опыт социологического анализа. М.: МГУ, 1977. 69 с.

144. Суслова Т.Д. Формирование художественно-эстетической культуры учителя, дис. докт. пед. наук. М., 1999 409 с.

145. Теория и практика педагогического эксперимента. М.: Педагогика. 1979.-207 с.

146. Теория эстетического воспитания /АН СССР. Ин-ты философии, отв. ред. Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров. М Искусство, 1979. 255 с.

147. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: Сов. Педагогика, 1946. 6.

148. Теплов Б.М. Учение о типах высшей нервной деятельности и психологии. Вопросы психологии. М., 1955, 1.

149. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1981. 176 с.

150. Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. 193 с.

151. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.-210 с.

152. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии Избранные педагогические сочинения Под ред. А.И. Пискунова: в 2-х томах. T.I. М.-Л.: изд-во АПН РСФСР, 1950, 645 с.

153. Фатьянова М.Н. Формирование дидактической культуры учителя многопрофильной гимназии: автореф. дис. канд. пед. наук Курск, 1999. 16 с. 195

154. Флоренский П.А. Культ, религия, культура Богословские труды. М., 1977.- 164 с.

155. Формирование профессиональной культуры учителя. Под редакцией В.А.Сластенина. М., 1993.-177 с.

156. Фосийон Анри. Жизнь форм, издат. дом «Московская коллекция», 1995.-132 с.

157. Хмель Н.Д. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителя Алма Ата., 1984. 126 с.

158. Хогарт У. Анализ красоты. Л.: Искусство, 1986. 95 с.

159. Хроменков П.А. Дидактические отношения в межнаучной подготовке студентов. М., 1998. 344 с.

160. Цвет в нашей жизни Хрестоматия по психологии. Составитель Криулина А.А. Курск, 1993.-128 с.

161. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление. М.: Наука, 1982. 335 с.

162. Чистяков П.П. Письма, записные книжки. Воспоминания. Материалы подготовлены к печати и примечания к ним составлены Э. Белютиным и Н. Молевой. М.: Искусство, 1953. 591 с ил.

163. Чистяков П.П. и Савинский В.Е. Переписка. 1883-1

164. Воспоминания. М.: Искусство, 1939. 203 с.

165. Шабанов Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе: дисс. докт. пед. наук. М., 1995. 337 с.

166. Шабанов Н.К. Художественно-педагогическая направленность в преподавании живописи и композиции. Курск. КГПУ, 1996. 34 с.

167. Шабанова М.Н. Освоение будущими учителями изобразительного искусства ценностей региональной художественной культуры: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2004. 16 с. 196

168. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. 204 с.

169. Швейцер А. Культура и этика. М.: 1973, 343 с.

170. Шеллинг В.Ф. Философия искусства. М., 1966. 543 с,

171. Шиллер Ф. Собрание сочинений: в 7-и томах. Т. VI. М.: Гослитиздат, 1957.-892 с.

172. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: Наука, 1971. 223 с.

173. Школа изобразительного искусства: Вып. 2 А.Н. Буйнов, Е.М. Елизарова, Б.В. Иогансон и др. М.: Изобразительное искусство, 1988. 160 с.

174. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986 207 с ил.

175. Шорохов Е.В, Основы композиции М.: Просвещение, 1979. 303 с. 200. 1Дербаков А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя- воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе. Проблемы совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя.: Межвузовский сборник научных трудов Под ред. А.И. Щербакова Л., 1980. 2 0 1 с.

176. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: книга для учителя /Сост. Г.С. Лабковская. М., 1983.

177. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981.-256 с.

178. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. 86 с.

179. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1958. 382 с.

180. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М., 1971. 207 с.

181. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М,: Знание, 1971.-48 с.

182. Ястребова Г.А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов: автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. 16 с. 197

183. Lucia А. Sallemme Compositional exercises for painter. London: NenVarh, 1973.-167p.

184. Spencer H. The Principes of Psychology. NY: Appleton, 1985. 642 p. 198

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.