Формирование художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Сандюкова, Светлана Анатольевна

  • Сандюкова, Светлана Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Омск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 202
Сандюкова, Светлана Анатольевна. Формирование художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Омск. 2009. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сандюкова, Светлана Анатольевна

Введение.

Глава I. Психолого-культурологические аспекты формирования художественно-эстетических потребностей школьников

1.1. Духовная потребность как сущностная характеристика развития личности.

1.2. Психологические особенности развития творческой активности школьников.

1.3. Деятельностные функции художественно-эстетических потребностей школьников в процессе обучения.

Глава II. Методолого-педагогические основы формирования художественно-эстетических потребностей школьников

2.1. Этнопедагогические принципы в становлении народной художественной культуры

2.2. Народная художественная культура как фактор эффективности обучения школьников.

2.3. Народная художественная культура в системе современных школьных занятий

Глава III. Народное декоративно-прикладное искусство как фактор развития художественно-эстетических потребностей школьников

3.1. Пути формирования художественно-эстетических потребностей школьников средствами ДНИ.

3.2. Экспериментальное исследование по теме «Народная художественная культура» в системе школьных занятий.

3.3. Экспериментальное исследование по теме «Кистевая роспись по дереву» в системе школьных занятий

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства»

Актуальность исследования. На современном этапе развития образования, одним из центральных принципов обучения является принцип формирования духовных, художественно-эстетических потребностей школьников.

Согласно этому принципу предметы гуманитарного и эстетического цикла становятся в центре образовательного пространства и занимают важное место в стандартах второго поколения (2009).

В этом контексте проблемы эстетического воспитания и художественного образования приобретают новое звучание. Иным содержанием наполняются учебные предметы, меняется их социально-образовательная ориентация в системе дополнительного образования и кружковой деятельности. На передовые позиции выходят такие предметы, которые долгое время считались второстепенными: изобразительное искусство и художественный труд. Становится все более актуальным то, что на уроках изобразительного искусства и художественного труда решаются не только многие образовательные задачи, но в большей степени формируются ценностные ориентации учащихся через приобщение к народной культуре. Именно на этих смежных и взаимопроникающих занятиях, возможно, показать ученикам гармоничное включение изделий художественного ремесла в целостную философию жизни человека и приобщить их к мудрости и красоте народного мастерства, к нравственным ценностям своей Родины.

Выпускникам общеобразовательных школ необходимо иметь представление о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, об условиях формирования личности. Большую роль в этом процессе играет формирование нравственных ценностей, эстетических интересов и на их базе художественных потребностей.

Проблемы формирования потребностей личности рассмотрены в философской, педагогической и психологической литературе. Структура потребностей личности включает: духовные потребности (эстетические, нравственные, творческие, познавательные и др.) и материальные потребности. Удовлетворение материальных потребностей является необходимой предпосылкой, условием духовного развития человека. Чем прочнее, полнее удовлетворяются материальные запросы человека, тем больше реальных возможностей имеется у него для духовной, художественно-эстетической деятельности. В нашем случае целесообразно говорить о высоких духовных потребностях созидательно-творческого характера и духовных потребностях гедонистического (потребительского) порядка. При этом духовные потребности творческого характера направлены на созидательную деятельность, а духовные потребности гедонистического характера - на потребление духовных благ. Что, и в этом случае, не так уж плохо с точки зрения художественно-эстетической константы.

Все еще остаются в практике обучения противоречия между требованиями формирования художественных потребностей и развития художественно-эстетической культуры школьников и отсутствием в настоящее время системы их осуществления. В общеобразовательных школах гуманитарного профиля не достаточно разработаны система и содержание художественно-эстетических дисциплин, направленных на формирование художественных потребностей школьников, а порой отсутствуют конкретные пути, методы и средства их реализации.

Многоплановые проблемы художественно-эстетических потребностей личности исследовали многие известные философы (Асмус В.Ф., Коган М.С., Лосев А.Ф., Лихачев Д.С., Овсянников М.Ф. и др.)

Методические аспекты формирования духовной культуры в процессе эстетического воспитания учащихся на занятиях по изобразительному искусству раскрываются в работах Игнатьева Е.И., Игнатьева С.Е., Корешкова В.В., Лихачева Б.Т., Ломова С.П., Ростовцева Н.Н., Унковского А.А., Шорохова Е.В., Шпикаловой Т.А. и др. Психологические аспекты формирования духовности личности освещены в работах Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л, Леонтьева А.Н., Лурия А.Р., Крутецкого В.А., Петровского А.В., Кузина B.C., Кубышкиной Э.И., Сокольниковой Н.М., Тайчинова М.Г. и др. Теорию структуры и содержания общего образования разрабатывали Барташев А.В., Горецкий В.Г., Дмитриев Т.Д., Курдюмова Т.Ф., Кривошеев В.Ф., Семушина Л.Г., Тодоров Л.В. и др.

Рассматривая потребность как творческую деятельность, педагоги, психологи и методисты подчеркивают ее стимулирующую роль в развитии интересов, приобретении новых знаний, расширении кругозора, формировании нравственно-эстетических норм и художественных потребностей. Все это дает основательную методическую базу для методического осмысления этой многогранной проблемы.

На занятиях в школе по предметам художественно-прикладного цикла особенно значима созидательно-творческая деятельность ученика. Поэтому не случайно, сегодня во многих школах одним из направлений в педагогическом процессе избрано художественно-прикладное. Данное деятельностное поле представляет детям и молодежи возможность реализовать свой творческий потенциал в совокупности с профессиональной подготовкой в различных областях творческой деятельности. В процессе обучения ребенок полностью погружен в создание, творение материальной ценностной вещи, втягивающей в действие весь внутренний мир ребенка, его ум, чувства, интуицию, волю, знание, память, воображение. Творить вещь из конкретного материала, и чувством и умом и руками и воображением - это естественная потребность в детском возрасте. Творение вселяет в ребенка уверенность в себя, наполняет его сознание пониманием своей значимости, формирует высокие художественно-эстетические потребности.

Особенности народного декоративно-прикладного искусства, его роль в формировании художественно-эстетических потребностей школьников обстоятельно и широко освещены в специальной и педагогической литературе (И.Я. Богусловская, Г.М. Блинова, В.М. Василенко, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, Б.А. Рыбаков,

A.Б. Салтыков, М.С. Соколова, А.К. Чекалов, Л.И. Ремпель,

B.А. Бородулин, А.С. Хворостов, В.В. Корешков и др.).

Решению вопросов методики преподавания изобразительного и народного искусства в общеобразовательной школе посвящены труды ведущих ученых: А.Д. Алехина, К.Ж. Амиргазина, Г.В. Беды,

C.Е. Игнатьева, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, В.В. Корешкова, Э.И. Кубышкиной, А.А. Унковского, Н.М. Сокольниковой и др.

В стандартах второго поколения школа ориентирована на переход от репродуктивной модели образования к модели, основанной на духовных гуманистических ценностях. Таким образом, проблемы духовности, нравственности приобретают особую актуальность в процессе обучения и воспитания молодежи. Источником духовности выступают нравственные и эстетические ценности культурного наследия «малой» Родины школьника -его дом, семья, двор, школа.

Избранная тема исследования направлена на создание методической системы с целью определения продуктивных условий формирования знаний, развития трудовых творческих способностей учащихся художественно-прикладного направления и воспитания эстетических ценностей человека в процессе усвоения им народных художественных традиций и нравственно-культурных ценностей своего народа.

Эстетическая и художественная культура личности опирается на общее образование и реализуется через восприятие культурных ценностей. Важным и актуальным является и процесс формирования умений и навыков повседневной, социально-этической культуры, которая охватывает широчайший диапазон жизнедеятельности - от познания, труда и неформальных отношений, до общения, быта, досуга.

Формирование художественно-эстетической культуры личности зависит от эффективности просветительно-образовательной деятельности школы, средств массовой информации, учреждений искусства, библиотек, музеев, а также от новых информационных технологий.

Содержание предметов художественно-изобразительного цикла в школах, направленное на нравственно-эстетическое развитие личности, предусматривает изучение специальных дисциплин, которые обеспечивают формирование вкуса, чувства красоты и гармонии, художественно-образное восприятие. В связи с этим необходимо тщательно изучить накопленное художественное наследие, а также современные тенденции в развитии народных художественных ремесел, дизайна, рекламы и пр.

Проблема исследования заключается в том, чтобы раскрыть научно-теоретические основы и выявить педагогические условия формирования художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в старших классах.

Цель диссертационного исследования состоит в совершенствовании методической системы преподавания народного декоративно-прикладного искусства в школе на основе целенаправленного формирования художественно-эстетических потребностей старших школьников на внеклассных занятиях как предпрофильного цикла образовательно-воспитательных дисциплин.

Объект исследования: процесс формирования художественно-эстетических потребностей у учащихся на занятиях народным декоративно-прикладным искусством и по изобразительному искусству, и на кружковых занятиях.

Предмет исследования: педагогические условия и средства формирования художественно-эстетических потребностей у старших школьников в блоке художественных дисциплин на кружковых занятиях декоративно-прикладным искусством в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что формирование художественно-эстетических потребностей школьников будут развиваться успешно, если:

- определить место и роль художественно-эстетических потребностей школьников в процессе посильного изобразительного и декоративно-прикладного творчества;

- определить педагогические условия формирования художественно-эстетических потребностей у школьников;

- обосновать место и роль дисциплин по выбору «Народная культура» и «Роспись по дереву» в формировании художественно-эстетических потребностей школьников;

- экспериментально проверить эффективность методики формирования художественно-эстетических потребностей школьников.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены задачи исследования:

1. Провести анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования.

2. Определить и научно обосновать место и роль художественно-эстетических потребностей школьников 8-9 и 10-11 классов средней общеобразовательной школы.

3. Выявить психолого-педагогические условия формирования художественно-эстетических потребностей школьников.

4. Разработать содержание дисциплин по выбору и специальных дисциплин и выявить их роль и место в формировании художественно-эстетических потребностей школьников.

5. Разработать и экспериментально проверить эффективность формирования художественно-эстетических потребностей школьников в 8-9 и 10-11 классов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством на уроках изобразительного искусства и художественного труда на примере народных художественных ремесел: кистевой росписи по дереву.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные исследования по философии искусства как специальной форме общественного сознания, теоретико-исторический анализ научных трудов, затрагивающих проблемы формирования и развития народной художественной культуры и искусства, трудов известных философов, искусствоведов, педагогов, психологов, художников; положения, теории эстетического воспитания, художественного образования средствами изобразительного, декоративно-прикладного искусства.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической, философской, методической, искусствоведческой, исторической литературы, освещающей состояние изученности проблемы, ее теорию и историю;

- изучение и обобщение опыта работы учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства Нижневартовского региона;

- социометрические методы исследования (анкетирование учителей и учащихся, беседы, интервьюирование);

- наблюдение и анализ учебно-прикладной деятельности школьников;

- педагогические наблюдения за деятельностью и творчеством учителей, учащихся; изучение творческих работ школьников;

- психолого-педагогический развивающий эксперимент;

- качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Период проведения исследования составил с 2002 по 2009 год. Весь объем опытно-экспериментальной работы проводился на базе школьных кружков г. Нижневартовска и художественно-графического факультета (с 2008 года факультет искусств и дизайна) Нижневартовского государственного гуманитарного университета.

Исследование проходило в три этапа:

- на первом этапе (2002-2004 гг.) отбиралась, изучалась и анализировалась философская, культурологическая, методическая, психолого-педагогическая, искусствоведческая литература по проблеме исследования, анализировалось состояние художественно-эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Это позволило разработать начальный вариант методических материалов по дополнительным дисциплинам, учитывающим формирование художественно-эстетических потребностей школьников, определить программу опытно-экспериментальной работы;

- на втором этапе (2004-2007 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент. В ходе опытно-экспериментальной работы разрабатывались педагогические условия формирования художественно-эстетических потребностей школьников. В экспериментальной работе изучались специально разработанные в контексте диссертационного исследования дисциплины по выбору «Народная культура» и «Кистевая роспись по дереву». В экспериментальной работе использовалась методика сопутствующих изменений. В группах занятия проводились по новой системе с использованием разработанных методических рекомендаций, специальной системы оригинальных методических пособий, с созданием проблемных ситуаций, применением развивающих творческих заданий. В учебных группах использовалась методика изучения художественно-эстетических дисциплин, направленных на формирование духовных и нравственно-эстетических ценностей, эстетического восприятия и развитие на их основе художественной культуры школьников;

- на третьем этапе эксперимента (2007-2009 гг.) обобщались результаты опытной работы, уточнялись выводы исследования, оформлялась диссертация.

Для общеобразовательной школы важным считается формирование художественно-эстетических потребностей школьников как основы отбора содержания гуманитарного образования и формирования знаний, умений и навыков, в том числе декоративно-прикладного характера. Только на этой основе возникает духовное, общекультурное, творческое развитие и профориентационная подготовка школьников.

Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялась в выступлениях на научных конференциях в Омском государственном педагогическом университете, при проведении семинаров, чтении лекций, педагогических занятий, в Институте усовершенствования учителей г.Нижневартовска. Результаты работы внедрены в практику работы образовательных учреждений Нижневартовского региона.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

- научно обоснована необходимость усиления декоративно-прикладной деятельности школьников на базе освоения народной художественной культуры и кистевой росписи по дереву;

- разработаны содержание, формы и методы обучения, направленные на формирование художественно-эстетических потребностей школьников;

- определены критерии сформированности художественно-эстетических потребностей школьников (проявление эмоционального отношения к предметам и явлениям действительности; интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способность к эстетическому восприятию и творческому созидательному труду и нравственной оценке);

- сформулированы уровни развития художественно-эстетических потребностей школьников;

- в научно-педагогический оборот включены практические и мировоззренческие аспекты по формированию художественно-эстетических качеств личности в процессе изобразительной деятельности на занятиях кистевой росписи по дереву, позволяющие регенерировать генетическую художественную память предшествующих поколений;

- исследованы возможности регионально-национального компонента декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе современной школы;

- теоретически обоснована и экспериментально подтверждена возможность освоения художественно-эстетического, мировоззренческого аспекта народного искусства Нижневартовского региона в системе дополнительных учебных занятий в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и опытно-экспериментальной проверке эффективности методики формирования художественно-эстетических потребностей школьников в процессе изучения декоративно-прикладных дисциплин по выбору; в создании комплекса наглядных учебно-методических пособий к изучаемым дисциплинам.

Результаты исследования используются в школах г. Нижневартовска, а также в учебной деятельности Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Методические рекомендации, полученные в ходе эксперимента, могут быть использованы при разработке новых учебных планов и программ; при подготовке учебно-методических пособий как по гуманитарным и художественно-эстетическим дисциплинам, так и для курсов специальной, профессиональной подготовки школьников и студентов; при корректировке государственного образовательного стандарта.

Разработанные программы и научно-методические рекомендации по исследуемой проблеме могут найти применение в организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства и художественного труда в общеобразовательной школе.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены комплексом взаимосвязанных методов изучения проблемы, научной методологией, организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений психологии, педагогики, теории и практики эстетического воспитания, требований государственного образовательного стандарта, непосредственным участием автора в эксперименте на всех его этапах.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Нижневартовском государственном гуманитарном университете и на базе общеобразовательных школ Нижневартовского региона. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры и на лекционных и практических занятиях художественно-графического факультета (факультета искусств и дизайна) Нижневартовского государственного гуманитарного университета.

Материалы исследования внедрены в практику в виде опубликованных научных работ, учебно-методических материалов, разработанных и используемых в учебном процессе.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Сущность и особенности формирования художественно-эстетической потребности школьников в условиях декоративно-прикладного творчества;

2. Роль и место художественно-эстетических потребностей в содержании общего образования школьников;

3. Педагогические условия эффективного формирования художественно-эстетических потребностей школьников в учебной декоративно-прикладной деятельности.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения, в которое вошли иллюстрированные материалы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Сандюкова, Светлана Анатольевна

Заключение

Проведенное научно-теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать следующие общие выводы.

Особенности уроков изобразительного искусства и технологии позволяют расширить возможности действующей образовательной системы основного и дополнительного образования в изучении народной художественной культуры старшеклассниками, что мы и смогли показать в исследовании.

Приобщение старших школьников к духовному содержанию народного искусства в условиях урока и внеклассных мероприятий должно опираться на единство восприятия и художественно-практической деятельности, на использование передачи духовно-содержательной информации, творческого взаимоотношения учителя и ученика, мастера и воспитанника.

Обоснованные в теории и проверенные на практике содержание, формы и методы эстетического воспитания и художественного образования прямо содействуют формированию у учащихся полного представления о народном декоративно-прикладном искусстве и конкретном промысле -росписи по дереву.

Первоначально сформулированная гипотеза в ходе исследования в основном подтвердилась. Нам удалось показать, что старшие школьники в состоянии освоить не только нравственно-эстетические параметры народной художественной культуры, но и ее практическую сущность на доступном уровне. Для этого необходимо наряду с изучением сугубо теоретических признаков народной художественной культуры включать в уроки и занятия соответствующую практическую информацию, находить формы и средства передачи опыта, как в основном образовательном пространстве, так и в системе дополнительного образования.

Эффективность такого рода педагогической технологии повышалась благодаря соблюдению ряда оптимальных условий по формированию нравственно-эстетических потребностей школьников:

1) выявлены места и роли нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры в процессе изобразительного и декоративно-прикладного творчества школьников;

2) созданы оптимальные условия формирования нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры у школьников на занятиях кистевой росписью;

3) обоснованы место и роль дисциплин по выбору «Народная художественная культура» и «Кистевая роспись по дереву» в формировании нравственно-эстетических потребностей и развитии художественной культуры школьников;

4) разработан цикл авторских программ и экспериментально проверена эффективность их внедрения в учебный процесс школы;

5) использован комплекс средств, обеспечивающих доступность мировоззренческих особенностей народного искусства наряду с декоративно-художественными и технологическими особенностями на примере конкретных народных художественных ремесел: росписи по дереву;

6) научно обоснованы и использованы в исследовании разнообразные виды и формы художественно-практической деятельности учащихся в системе урочной и внеурочной формы обучения;

7) создана методическая разработка экспозиционно-выставочной деятельности школьников.

В этой связи нами были решены следующие поставленные ходом эксперимента задачи:

1. Проведен анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования.

2. Определены и научно обоснованы место и роль нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры в развитии личности школьников 8-9 и 10-11 классов средней общеобразовательной школы и в системе дополнительного образования.

3. Выявлены психолого-педагогические условия формирования нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры школьников.

4. Разработаны в контексте диссертационного исследования содержание дисциплин по выбору и специальных дисциплин и выявлены их роль и место в формировании нравственно-эстетических потребностей и развитии художественной культуры школьников.

5. Исследованы и экспериментально проверены педагогические технологии по эффективному формированию нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры школьников в 8-9 и 10-11 классов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством в системе дополнительного образования, а также на уроках изобразительного искусства и художественного труда на примере народных художественных ремесел: кистевой росписи по дереву.

В результате апробации научного исследования и экспериментального опыта, касающегося комплексного взаимодействия искусств, к содержанию эстетического образования школьников, мы выделили следующие образовательно-воспитательные параметры предметов «Народная художественная культура» и «Кистевая роспись по дереву»:

- необходимо привлекать к учебно-воспитательной работе со школьниками в системе эстетического воспитания несколько видов народного искусства одновременно - как в комплексе, так и на занятиях отдельными видами народного искусства и художественных ремесел, сочетая монохудожественный подход с полихудожественным, интегративным подходом к освоению явлений искусства, включая художественную культуру родного края;

- восприятие произведений народного искусства нужно гармонично сочетать с собственной творческой практикой школьников;

- для воспитания человека, обладающего чувством исторической памяти и современности, способного ставить и решать перспективные проблемы, предсказывать ход событий, улавливать элементы и направления культуры, которым суждено будущее, необходимо уделять должное внимание развитию воображения в системе доступных интересов и художественных возможностей школьника.

Очевидно, что в существующей среде обучения логическое начало образования преобладает над образной. В этой связи необходимо разработать такую систему художественно-эстетического образования, которая показала бы возможность гармонизировать эти два начала в содержании общего образования с помощью искусства.

Искусство формирует в личности целостное, то есть собственно человеческое мироотношение, систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, настраивает личность на самосовершенствование, самообразование и гармонизацию ее отношений с миром. Особая роль здесь отводится народной художественной культуре и кистевой росписи по дереву.

Народная художественная культура в системе общего образования выступает не видом профессионального опыта, а средством, приемом, моделью действия, с помощью которых осуществляется раскрытие и передача культурного опыта. Народное искусство - важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям - через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание.

Сегодня есть основания полагать, что эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития, в том числе и художественно-творческого.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке и обосновании программ и научно-методических рекомендаций по изобразительному искусству и технологии для общеобразовательной школы, а также в подготовке программ и методических пособий для студентов педвузов.

В ходе экспериментальной работы в старших классах общеобразовательной школы осуществлялись апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях специальных кафедр Нижневартовского государственного гуманитарного университета, в Институте искусств Омского государственного педагогического университета и на Московской научно-практической конференции «Искусство и образование в современных условиях» (2009 г.).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сандюкова, Светлана Анатольевна, 2009 год

1. Аглаева В.М. Взаимосвязь художественного и трудового воспитания в процессе обучения младших школьников декоративно-прикладному искусству и лепке: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1988. - 188 с.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. — 448 с.

3. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, 1993. -164 с.

4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

5. Алферов Л. Технологии росписи. Учебный курс. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-335 с.

6. Антонов В.П. Народные художественные промыслы России. М.: Интербук Бизнес, 2000. - 241 с.

7. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. — Л.: Художник РСФСР, 1988.- 110 с.

8. Бадаев B.C. Русская кистевая роспись как одно из направлений развития способностей к изобразительной деятельности учащихся 5-6 классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 15 с.

9. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.-48 с.

10. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Изб.искусствовед.тр. М.: Сов.художник, 1981.-351 е.: ил.

11. Батчаев О.М. Использование национальных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ярославль, 1996. 16 с.

12. Баутрук Т.Ю. Научно-методические основы обучения курсу художественных ремесел в системе профориентации учащихся 7-11классов. (На примере нижегородских промыслов): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. - 23 с.

13. Бегак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. - 94 с.

14. Бернштейн М.С. К методике составления и проверки тестов. // Вопросы психологии. 1968. № 4, с.51-66.

15. Блинов Г.М, Гарибова Т. Волшебный мир игрушки. Липецк, «Ленинское знамя», 1976.

16. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-496 с.

17. Боголюбов Н.С. Формирование творческих возможностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Дис. канд. пед. наук. -М., 1993. 390 с.

18. Билькенов Ж. Традиции народного искусства в системе навыков изобразительной деятельности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. - 18 с.

19. Богатеева З.А. Пути формирования декоративно-орнаментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте (на материале аппликации): Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1973. - 22 с.

20. Богуславская И.Я. Проблема формирования местных художественных особенностей в народном искусстве. Дымковская игрушка: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М., 1987. - 47 с.

21. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. Л.: Художник РСФСР, 1988. -332 с.

22. Богуславская И.Я. Жостово. Декоративная живопись. М.: Интербук, 1994.- 116 с.

23. Ботнарь Д.М. Освоение культурного наследия студентами на занятиях по художественной обработке древесины: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990.-27 с.

24. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. М.: Искусство, 1984. - 157 с.

25. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977. - 464с.: ил.

26. Величко Н. Энциклопедия. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. М.: Арт-Пресс, 1999. - 172 с.

27. Вишневская В.И Хохлома. Альбом. М.: Планета, 1980. - 176 с.

28. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.

29. Волков И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 1995.- 168 с.

30. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М.: Советский художник, 1972.-350 с.

31. Выготский JI.C. Воображение и творчество в школьном возрасте. М.; Л; Госиздат, 1930.-79 с.

32. Выготский JI.C. Развитие высших психологических функций. М.: изд-во Академии пед.наук, 1960. - 500 с.

33. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследования мышления советской психологии. -М.: Наука, 1966. 236-277 с.

34. Герасимов С.А. Культура и воспитание // Вопросы философии М.: 1978.-№1.-198 с.

35. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998. - 328 с.

36. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.: Учебная литература, 1998. - 203 с.

37. Гольдендрихт С.С. О природе эстетического творчества. М.: МГУ, 1977.-248 с.

38. Горбенко С.С. Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы): Автореф. дис. канд. пед. наук.-Киев, 1984.- 19 с.

39. Горунович Е.Б. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративной деятельности и ручного художественного труда: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1986. -19 с.

40. Горошко А.Я. Методика формирования художественного интереса сельских школьников 1-4 классов на материале русского народного декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992. 16 с.

41. Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Учебник по изобразительному искусству. М.: Просвещение, 2000. - 175 с.

42. Горячева Н.А. Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1991. 18 с.

43. Горячев В.П. Древний Городец. Малый Китеж. М.: Былина, 1993. -115 с.

44. Грибовская А.А. Воспитание творческой активности у детей 4-7 лет средствами народного декоративного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1988.

45. Гусарчик Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву / Под ред.Супрун Л.Я. /изд.З-е, перераб. и доп. М.: 1985. -208 с.

46. Дайн Г.Л. Русская игрушка. Из коллекции художественно-педагогического музея игрушки Академии пед.наук СССР. Загорск: Советская Россия, 1987. - 115 с.

47. Дайн Г.JI. Игрушечных дел мастера. М.: Просвещение, 1993. — 124 с.

48. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. - 176 с.

49. Даги И.А. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся детских художественных школ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

50. Дараган М.В. Пути совершенствования методов обучения декоративно-прикладному искусству на художественно-графических факультетах заочных отделений педвузов (раздел орнамент): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

51. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. -М.: Искусство, 1962. 314 с.

52. Ершова Л.В. Теоретические и методические основы подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе на материале народного декоративно-прикладного искусства России: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

53. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. Условность декоративного искусства. М.: Искусство, 1970. - 125 с.

54. Жегалова С.К. Росписи хохломы. М.: Детская литература, 1991. -50 с.

55. Жегалова С.К. Русская народная живопись. -М.: Просвещение, 1984. -190 с.

56. Журавлев В.И. Методы педагогического исследования. Лекции (для педагогических институтов). М.: Просвещение, 1972. - 159 с.

57. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1990. 164 с.

58. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Энергия, 1960.-311 с.

59. Занков Л.В. Основные методики исследований. Опыт исследования взаимодействия слова и наглядности обучения. М.: изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1954. - 148 с.

60. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. — 316 с.

61. Зинченко В.П., Варгилис Н.Ю. Продуктивное восприятие. Вопросы психологии, 1971, № 6. 27-42 с.

62. Зубов В.И. Основы этнологии. М.: Сигналь, 1999. - 150 с.

63. Иванкевич Н.П. Технические средства обучения. М.: Просвещение, 1971.-215 с.

64. Ивашин Г.Г. Восприятие предмета и его изображений. Учебно-методическое пособие. JL, 1974. - 149 с.

65. Изобразительное искусство в учебно-воспитательном процессе: Метод.реком.для детских и юношеских коллективов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. М.: Просвещение, 1986. — 112 с.

66. Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками: Книга для учителя: Из опыта работы / Ершова А.П., Захарова Е.А. и др. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.

67. Каменский А.А. О смысле художественной традиции: Сб.статей: Критерии и суждения в искусствоведении. М.: 1986. — 280 с.

68. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. М.: Изобразительное искусство, 1993. - 222 с.

69. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. - 158 с.

70. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 207 с.

71. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.-302 с.

72. Корешков В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Автореф. дис доктора пед.наук. М., 1994. - 37 с.

73. Ковальская Е.Г. Народное декоративное искусство как одна из основ художественно-педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1959. 19 с.

74. Круглова О.А. Русская народная резьба и роспись по дереву. М.: Изобразительное искусство, 1983.

75. Круглова О.А. Народная роспись Северной Двины. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1987: ил.

76. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. - 255 с.

77. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Агар, 1999. - 318 е.: ил.

78. Кузин B.C. Психология. Издание 3-е перераб. и дополн. М.: Академия, 2006. - 303 с.

79. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. JL, 1982. - 17-23 с.

80. Кулененок В.В. Комплексная организация учебных мастерских в средней общеобразовательной школе (кружки и факультативы по художественно-трудовому обучению): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1985.- 16 с.

81. Куприков Д.А. Становление ремесленного и профессионального обучения в России: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. - 17 с.

82. Курдков Е.Г. Формирование у учащихся V- VIII классов знаний и умений по технологии выполнения декоративных работ и изделий народного промысла в процессе трудового обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. - 17 с.

83. Леванова Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во вне учебной деятельности. Автореф. дис. доктора пед. наук. М.: 1978. - 26 с.

84. Леднев B.C. Содержание образования. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2002. - 360 с.

85. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.

86. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Знание, 1981.- 185 с.

87. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. М.: МИРОС, 1992. -38 с.

88. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов и слушателей ФПК. М., 1996. - 462 с.

89. Лихачев В.Д, Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. - 176 с.

90. Лихачев Т.Б. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 270 с.

91. Логинов В.М. Гжель: керамика 18-20 веков. М.: Планета, 1989. -182 с.

92. Логинов В.М. Организационно-педагогические условия развития эстетического образования молодежи в регионе народного промысла (на примере промысла Гжель): Диссертация в форме научного доклада на соискание уч. степени канд. пед. наук. М., 1995. - 31 с.

93. Лобова А.Ф. Формирование эстетического отношения младших школьников к труду: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. - 16 с.

94. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1958.-272 с.

95. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. М: Агар, 2009. -210 с.

96. Ломов С.П. Живопись. Учебник для художественно-графических факультетов педагогических вузов. М.: Агар, 2008 - 230 с.

97. Ломов С.П., Крылов В.П. Орнаментальная композиция. М.: Молодая гвардия, 1997. — 63 с.

98. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 16 с.

99. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. - 203 с.

100. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983. - 159 е.: ил.

101. Матвеева Т.А. Изготовление художественных изделий из дерева. М.: Высшая школа, 1992.

102. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии. 1982. - №4. - С.5-17.

103. ЮЗ.Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978. - 206 с.

104. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: пособие для учителя; из опыта работы. М.: Просвещение, 1998. - 79 с.

105. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989.-218с.

106. Юб.Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Просвещение, 1991. - 187 с.

107. Мудрецов С.И. Теория и практика создания учебно-методических пособий по трудовому обучению: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993.-21 с.

108. Народные промыслы СССР. Альбом. М.: «Советский художник», 1982.-365 с.

109. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып.4. М.: Наука, 1991. -167 с.

110. Ю.Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343 с.

111. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 253 с.

112. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. -М. Просвещение, 1975. 133 с.

113. ПЗ.Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000. - 229 с.

114. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания//Педагогика. -1998.-№3.

115. Никифорова О.И. К вопросу о воображении//Вопросы психологии, 1974, №2.-66-67 с.

116. Орлова JT.B. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.3 1996. 15 с.

117. Осетров Е.И. Живая древняя Русь. М.: Просвещение, 1976. - 254 с.

118. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Нешумова Б.В., Щедрина Е.Д. -М.: Просвещение, 1981. 175 с.

119. Опыт исследования взаимодействия слова и наглядности в обучении. Под ред. Занкова J1.B. М.: изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958. — 148 с.

120. Павлик К.В. Взаимосвязи в преподавании изобразительного искусства и труда в I-II классах общеобразовательной школы : Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. - 17 с.

121. Педагогика. Учебное пособие (Журавлев И.В., Пидкасистый П.И., Портнов M.J1. и другие). Под ред. Пидкасистого П.И. М.: Рос.пед.агенства, 2005. - 602 с.

122. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: ИМПЭТО, 1997.- 137 с.

123. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. -255 с.

124. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1981, т. 1. 336 с.

125. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Попытка дать материал самим обучать своих детей. 2-е изд. Б.м. и г. — 560 с.

126. Пигилова Т.А. Народная культура. М.: изд-во «Русское поле», 1993. -95 с.

127. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 2005. - 243 с.

128. Пилипенко Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе. -Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1976. -25 с.

129. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 312 с.

130. Полная энциклопедия быта русского народа. В 2-х томах. М.: Олмо-Пресс, 1998.-750 с.

131. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. - 264 с.

132. Пьянкова Н. В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Автореф. дис. канд. психологич. наук. М., 1968.-16 с.

133. Практикум по психологии. Под редакцией Леонтьева А.Н. М.: МГУ, 1972.-248 с.

134. Программы средней школы. Изобразительное искусство: начальные классы (1-4 классы). М.: Просвещение, 2005. - 64 с.

135. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 классы. (Науч.руководитель Кузин B.C.). М.: Просвещение, 2006. - 160 с.

136. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. (Науч.руководитель Неменский Б.М.). М.: Просвещение, 2005. - 173 с.

137. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-4 классы. (Науч.руководитель Шпикалова Т.Я.). М.: Просвещение, 2006. - 78 с.

138. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. V-VIII классы / Науч.рук. Т.Я.Шпикалова. М.: Просвещение, 2006. -87 с.

139. Программы общеобразовательных учреждений. Искусство: Сборник программ интегрированных курсов. 1-11 классы. М.: Просвещение, 2005.-224 с.

140. Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М.: Молодая гвардия, 1975. - 206 с: ил.

141. Романина В.И. Дидактические и воспитательные основы трудового обучения в начальных классах: Диссертация в форме научного доклада на соискание уч. степени канд. пед. наук. М., 1995. - 40 с.

142. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Изд.3-е, допол.и перераб. М.: Агар, 2006. - 253 с.

143. Ростовцев Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания (мемуарные записи). Омск: 2002, - 247 с.

144. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М., 1981. 138 с.

145. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. В 2 т. Академия пед.наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 698 с.

146. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М.: Искусство, 1948. - 135 с.

147. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Искусство, 1948. -135 с.

148. Рыбкин А.Т. Взаимосвязи занятий декоративно-прикладным искусством с трудовым обучением младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1987. 18 с.

149. Рябчиков А.В. Методика обучения народной глиняной игрушке в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников (1-8 классы): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. -24 с.

150. Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980): Дисс. канд. пед. наук. М., 1984. - 209 с.

151. Саляева Т.В. Развитие творческих способностей школьников (5-11 класс) на занятиях художественной керамикой: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. - 16 с.

152. Скворцов К.А. Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1997. - 35 с.

153. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Полит, литература, 1971.-271 с.

154. Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: «Владос», 2002. - 220 с.

155. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4 ч. Обнинск: Титул, 1996. - 320 с.

156. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. -М.: «Академия», 2008. -365 с.

157. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. Учебное пособие для вузов. -М.: Владос, 2002.-303 с.

158. Соломенникова О.А. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997.-16 с.

159. Сухомлинский В.А. О воспитании. — 4-е изд. М.: Политиздат, 1982. — 270 с.

160. Сюзева В.Ф. Исследование вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах (декоративная работа): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971. - 20 с.

161. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Москва: МГУ, 1975.

162. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М., 1947. Вып.2.

163. Толстой В. Советское декоративное искусство на современном этапе и проблема формирования среды. В сб.: Человек, предмет, среда. - М., 1980.- 125 с.

164. Трубникова Л. А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в воскресной художественной школе: Автореф. Дис. канд. пед. наук. М., 1996. -24 с.

165. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 176 с.

166. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.5. М.: Педагогика, 1989.-527 с.

167. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Наука, 1982.- 143 с.

168. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. - 224 с.

169. Хансон С.П. Эстетическое воспитание и методика лепки на уроках труда в начальных классах : Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1969. -67 с.

170. Хашхожев A.M. Искусство керамики в средней общеобразовательной школе (кружки и факультативные занятия): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1984. 16 с.

171. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М.: Просвещение, 1988. — 176 с.

172. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988. - 166 с.

173. Хорошавин С. А. Дидактические принципы наглядности в демонстрационном эксперименте. Физика в школе, 1977, № 2. - 7375 с.

174. Хроленко Е.В. Пути и средства формирования у младших школьников трудовой активности и самостоятельности на уроках трудового обучения (I-IV классы): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. -27 с.

175. Чуянов С. Городецкие праздники. Нижний Новгород: Арника, 1995. - 180 с.

176. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. Изд.2-е. М.: Просвещение, 1975. - 79 с.

177. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 2008. -190 с.

178. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1965.-19 с.

179. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.

180. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. — М.: изд-во «Наука», 1987. — 320 с.

181. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.

182. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

183. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2009. - 120 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.