Формирование основ эстрадного исполнительства у учащихся-аккордеонистов на начальном этапе обучения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Васильева, Татьяна Алексеевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 219
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Васильева, Татьяна Алексеевна
Введение.
Глава 1. Историко-теоретические предпосылки исследования проблемы формирования основ эстрадного исполнительства в классе аккордеона.
1.1. Исторические и культурологические закономерности развития эстрадного исполнительства на аккордеоне.
1.2. Содержание учебного процесса, формирующего у учащихся основы эстрадного исполнительства на аккордеоне.
1.3. Педагогические условия формирования основ эстрадного исполнительства у начинающих аккордеонистов.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования основ эстрадного исполнительства на начальном этапе обучения в классе аккордеона.
2.1. Методы работы с учащимися в классе аккордеона в процессе формирования основ эстрадного исполнительства.
2.2. Содержание и результаты опытно-экспериментального исследования в контексте формирования у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона2013 год, кандидат педагогических наук Черняков, Евгений Алексеевич
Эволюция пиано-аккордеона: Функционирование, конструкция, репертуар1999 год, кандидат искусствоведения Показанник, Елена Владимировна
Особенности развития аккордеонного искусства в России2006 год, кандидат искусствоведения Спешилова, Ольга Ивановна
Особенности развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии2004 год, кандидат искусствоведения Ракич Зоран
Пропедевтический период в обучении музыке: цели, задачи, содержание и методы работы2010 год, кандидат педагогических наук Бажилин, Роман Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование основ эстрадного исполнительства у учащихся-аккордеонистов на начальном этапе обучения»
Актуальность исследования.
В настоящее время концепция музыкального образования в детских музыкальных школах (ДМШ) имеет принципиальную направленность на изучение мировой академической музыки, что определяет приоритеты в области содержания обучения начинающих музыкантов. При этом музыкально-образовательная система базируется на положении о том, что дети до прихода в ДМШ не обладают какими-либо предварительными музыкальными знаниями и не имеют собственного музыкального опыта.
Между тем, практика показывает, что в современном обществе формирование музыкальных вкусов и предпочтений подрастающих поколений происходит задолго до их систематических занятий музыкой и ориентировано не столько на традиционное академическое музыкальное искусство, восприятию которого должна предшествовать специальная музыкальная подготовка, сколько на массовое развлекательное музыкальное искусство нередко низкого профессионального уровня, ставшее частью молодежной субкультуры, опирающейся на коммерциализированную шоу-индустрию. Указанная тенденция в формировании первоначального музыкального опыта детей характеризуется стихийностью и неконтролируемостью, происходит вне стен музыкальной школы, что объясняется преобладанием данного вида музыкального искусства в музыкальной жизни и средствах массовой коммуникации современного российского общества.
Тотальное и однобокое увлечение современной молодежи лишь одним из видов массовой развлекательной поп-музыки довольно низкого уровня, отсутствие элементарной музыкальной грамотности и просвещенности в данном направлении оставляют невостребованным богатейший музыкально-педагогический потенциал такого явления музыкального искусства, как эстрадная высокохудожественная музыка, вошедшая в фонд культурного наследия человечества.
В сферу эстрадного музыкального искусства входит довольно широкий и сложный конгломерат стилей и жанров, знакомство с которыми значительно расширяет кругозор начинающих музыкантов, углубляет их знания о музыке различных эпох и направлений, способствует развитию их общих и специальных музыкальных способностей. В контексте традиционного музыкального образования знакомство начинающих музыкантов с эстрадным музыкальным искусством может являться ценным учебным материалом, способствующим решению актуальных общепедагогических, общеэстетических и специальных задач: качественного преобразования музыкальных вкусов и потребностей учащихся, подготовки их к восприятию более сложной, глубокой и серьезной музыки, раскрытия творческо-импровизационного потенциала, который, как правило, остается невостребованным при традиционном подходе к отбору учебного репертуара. При этом освоение эстрадного музыкального искусства не только дополняет и расширяет содержание детского музыкального образования, но и способствует активизации и оживлению процесса обучения.
В связи со сказанным представляется возможным и актуальным обновление и расширение содержательной части современного общего музыкального образования путем введения в его контекст раздела по обучению начинающих музыкантов, в том числе, и инструменталистов, основам эстрадного исполнительства и знакомства их с особенностями становления и развития эстрадного музыкального искусства в целом, что соответствует реальным потребностям общественно-музыкальной практики.
Особенно актуальна данная проблема в условиях обучения игре на музыкальных инструментах, в практике которых эстрадное исполнительство широко развито и имеет исторические корни. К числу таких инструментов относится и аккордеон. Следует подчеркнуть, что в настоящее время начинающие музыканты, в том числе, и аккордеонисты, приходят в музыкальную школу с частично сформированными музыкальными вкусами и предпочтениями, основой которых чаще всего является поп-музыка довольно низкого уровня. В связи с этим перед музыкальной школой стоит задача не только качественного преобразования стихийно и неконтролируемо сформированных музыкальных интересов начинающих аккордеонистов, но и знакомства их со всем спектром жанров и репертуарных направлений эстрадного музыкального искусства в целом и на аккордеоне, в частности. Возникает необходимость использования всего музыкально-педагогического потенциала этого вида искусства, формирования у начинающих аккордеонистов целостного представления о явлениях современной музыкальной жизни и подготовки их к восприятию серьезной академической музыки.
Анализ существующей учебно-методической литературы по обучению игре на аккордеоне и практика работы в ДМШ показали, что в настоящее время в отечественной системе музыкального образования незаслуженно забыты эстрадные корни этого инструмента, а также практически полностью отсутствуют теоретические и методические рекомендации по обучению аккордеонистов основам эстрадного исполнительства. Как и во всей отечественной музыкально-образовательной системе, в методике и практике игры на аккордеоне в настоящее время преобладает традиция академического исполнительства, находящаяся в противоречии с музыкальными вкусами и предпочтениями начинающих аккордеонистов. Этим определяется актуальность нашего исследования.
Указанные особенности современной общественно-музыкальной практики и основные тенденции в содержании обучения в ДМШ позволили выявить следующие противоречия:
- между музыкальными вкусами и предпочтениями начинающих музыкантов и содержанием профессионального музыкального образования;
- между стихийностью и неконтролируемостью увлечений школьников эстрадной поп-музыкой и отсутствием методик, позволяющих сочетать серьезную и эстрадную музыку в обучении;
- между актуальностью эстрадной составляющей в теории и практике аккордеонного исполнительства и отсутствием профессионального эстрадного репертуара в содержании начального обучения игре на аккордеоне.
На основании выявленных противоречий была определена проблема диссертационного исследования, заключающаяся в необходимости обновления содержания учебного процесса в классе аккордеона, разработке теории и методики формирования основ эстрадного исполнительства у начинающих аккордеонистов. Многоаспектность и недостаточная разработанность указанной проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Формирование основ эстрадного исполнительства у учащихся-аккордеонистов на начальном этапе обучения».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания учебно-творческого процесса, формирующего у начинающих аккордеонистов основы эстрадного исполнительства.
Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание младших школьников в учреждениях начального звена системы дополнительного музыкального образования.
Предмет исследования: процесс обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства.
Гипотеза исследования: Процесс обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства будет эффективным, если учитываются:
- музыкально-педагогический потенциал профессионального эстрадного искусства, весь спектр его жанров и репертуарных направлений, а также специфика этого вида эстрадного исполнительства в целом и на аккордеоне, в частности;
- психологические особенности учащихся младшего школьного возраста и специфика начального этапа освоения аккордеона;
- весь арсенал технико-конструктивных и музыкально-выразительных возможностей аккордеона, способствующий выявлению особенностей эстрадного музыкального искусства, формирующий интерес к обучению, расширяющий исполнительские возможности учащихся, обогащающий их представления в многогранном мире музыки.
Указанные выше проблема, цель, объект, предмет и гипотеза диссертационного исследования позволили сформулировать следующие задачи:
1. На основе изучения историко-теоретической, культурологической и научно-педагогической литературы выявить особенности эстрадного музыкального искусства, определить основы эстрадного исполнительства на аккордеоне;
2. Разработать и теоретически обосновать содержание учебного процесса, формирующего у начинающих аккордеонистов основы эстрадного исполнительства;
3. Выявить важнейшие педагогические условия и методы обучения в соответствии с особенностями учащихся младшего школьного возраста и спецификой начального этапа обучения аккордеонистов основам эстрадного исполнительства;
4. Провести опытно-экспериментальное исследование по апробации и выявлению эффективности разработанных теоретико-методических положений, направленных на формирование у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства.
Методологической основой исследования являются:
- теоретические положения социологии музыки, рассматривающей музыку и явления музыкальной культуры как социально обусловленные: положения теории Б.Л.Яворского, рассматривающего творчество в тесной взаимосвязи с общественным восприятием и запросами аудитории; теория
Б.В.Асафьева об «интонационном словаре эпохи», связывающая индивидуальное творчество и восприятие с музыкальным сознанием и бытом всего общества; исследования А.А.Альшванга о «жанровом фонде» эпохи и взаимосвязях музыкального искусства со звучаниями общественной жизни; труды А.Н.Сохора и Д.Б.Кабалевского, рассматривающие сущность музыкальной культуры как части всей духовной культуры общества;
- философские концепции образования, в центре которых находится развивающаяся личность обучаемого, психолого-педагогические положения о ведущей роли деятельности в развитии творческой индивидуальности.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования А.Г.Алексеева, Д.А.Браславского, С.А.Воскресенского, Ю.А.Дмитриева, С.С.Клитина, В.Г.Кузнецова, Е.М.Кузнецова, посвященные вопросам истории, сущности и особенностей эстрады как вида искусства;
- работы А.А.Банина, Г.И.Благодатова, К.А.Верткова, В.А.Вольфовича, М.И.Имханицкого, Е.И.Максимова, И.В.Мациевского, А.М.Мирека, Е.В.Показанник, рассматривающие культурно-исторические аспекты возникновения и становления гармоники и ее разновидностей;
- педагогическое наследие известных отечественных педагогов-музыкантов, посвященное различным аспектам теории и методики подготовки исполнителей: Л.А.Баренбойма, Л.В.Гинзбурга, А.Б.Гольденвейзера, Г.М.Когана, Г.Г.Нейгауза, Л.В.Николаева, С.И.Савшинского, Е.М.Тимакина, С.Е.Фейнберга, А.П.Щапова;
- работы, в которых рассматриваются проблемы активизации музыкальных и творческих способностей личности: Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, Л.Г.Арчажниковой, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, А.Ю.Гончарука,
A.А.Готсдинера, А.Л.Готсдинера, В.И.Загвязинского, Д.Б.Кабалевского, И.И.Мисаиловой, И.Т.Назарова, Б.М.Неменского, О.С.Нечаевой,
B.Г.Ражникова, Л.А.Рапацкой, Б.М.Теплова, Н.А.Терентьева, М.Э.Фейгина, Г.М.Цыпина;
- исследования Ю.К.Бабанского, Н.Н.Дмитриевой, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, посвященные дидактике обучения младших школьников; работы А.В.Петровского, И.Ю.Кулагиной, В.С.Мухиной, в которых рассматриваются вопросы возрастной и педагогической психологии; труды по педагогике и психологии развивающего обучения Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Д.Н.Узнадзе, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина.
Для решения намеченных в диссертации задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования, включающих: изучение и теоретический анализ философской, исторической, культурологической, искусствоведческой, учебно-педагогической, методической и специальной литературы по теме исследования; обобщение и изучение передового педагогического опыта, анализ собственной педагогической деятельности и опыта работы преподавателей ДМШ в классе аккордеона; анализ учебных планов, учебных программ, методических разработок, авторских программ педагогов ДМШ; педагогический эксперимент, включающий целенаправленное педагогическое наблюдение и анализ музыкального творчества младших школьников, диагностические методы (анкетирование, беседы, интервьюирование, методы срезов) и обобщение собранных в процессе исследования данных, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. В соответствии с особенностями эстрадного музыкального искусства определены основы эстрадного исполнительства на аккордеоне: сочетание классической и профессиональной эстрадной музыки; использование музыкально-изобразительных возможностей аккордеона; освоение особенностей основных средств художественной выразительности эстрадного исполнительства на аккордеоне (ритма, штрихов, динамических оттенков, гармонии, использования специфических приемов исполнения и видов мелизмов) с опорой на танцевальность эстрадной музыки; артистичность исполнения как элемент сценического поведения; творческая импровизация;
2. Разработано и научно обосновано содержание учебного процесса по формированию у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства, включающее: опыт эмоционально-ценностного отношения к лучшим образцам эстрадного музыкального искусства, знания по истории и теории эстрадного исполнительства в целом и на аккордеоне, в частности, эстрадные музыкально-исполнительские умения и навыки, опыт творческой деятельности на основе овладения импровизационным мастерством эстрадного исполнительства;
3. Выявлена специфика начального этапа обучения аккордеонистов основам эстрадного исполнительства в соответствии с психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста (использование наглядных пособий; освоение ярких и эффектных средств художественной и музыкальной выразительности эстрадного искусства; реализация творческого потенциала учащихся; артистичность исполнения как элемент игры и естественный процесс самовыражения; изучение доступных на начальном этапе обучения средств художественной выразительности эстрадного музыкального исполнительства на основе получения наиболее общих, ключевых знаний, умений, навыков);
4. Разработаны критерии сформированности у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства: эмоционально-ценностный, теоретический, музыкально-исполнительский, творческий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- внесен вклад в теорию и методику обучения музыке младших школьников в ДМШ, обоснована возможность и необходимость обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства на примерах классики этого жанра;
- выявлены важнейшие педагогические условия (учет психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста и специфики начального этапа обучения, развивающее обучение, формирование образно-ассоциативного мышления учащихся, подбор специального нотно-музыкального материала, сочетание форм индивидуального и индивидуально-группового обучения), способствующие успешному протеканию учебного процесса, формирующего у начинающих аккордеонистов основы эстрадного исполнительства;
- определены специальные наглядно-практические, проблемно-поисковые и творческие методы («показа с рук», ассоциативных сравнений, анализа своих исполнительских действий, художественно-творческой интерпретации, музыкальной импровизации, музыкальной изобразительности, воспитания чувств и эмоций учащихся средствами артистического мастерства), соответствующие содержанию процесса обучения;
- выявлены и обоснованы в контексте эстрадного исполнительства музыкально-изобразительные возможности аккордеона, способствующие формированию у учащихся навыков яркости и зрелищности исполнения: разнообразные сонористические приемы, предполагающие создание шумовых и звуковых эффектов, связанных с применением различных частей корпуса инструмента; технико-конструктивные особенности инструмента, способствующие проявлению звукоизобразительных возможностей музыки и элементов музыкальной речи (звуковысотности, ритма, динамики, темпа, тембра, лада).
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
1. Разработано и апробировано содержание учебно-творческого процесса по формированию у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства, позволяющее практически решать поставленные задачи музыкального обучения и воспитания младших школьников;
2. Основные идеи, теоретические положения и методические рекомендации, разработанные в диссертации, могут быть использованы при разработке методик, составлении программ, учебных пособий, выработке педагогических приемов, связанных с обучением аккордеонистов основам эстрадного исполнительства в других звеньях системы общего музыкального образования - в общеобразовательной школе, во внешкольных занятиях;
3. Отдельные теоретические и методические положения, разработанные в диссертации, могут быть полезны в процессе преподавания специальных дисциплин в музыкальных и музыкально-педагогических колледжах, вузах, а также в системе повышения квалификации кадров культуры и искусств, в подготовке материалов для научно-практических семинаров и конференций.
Базами опытно-экспериментального исследования были:
- вечерняя школа общего музыкального образования (ВШОМО) № 16 г. Москвы;
- музыкальная студия общеобразовательной школы № 640 г. Москвы;
- детская музыкальная школа (ДМШ) № 41 им. В.Калинникова г.Москвы.
Этапы исследования.
Исследование осуществлялось с 1997 по 2006гг. и проходило в 3 этапа:
На первом этапе (1997 - 2000гг.) - поисково-теоретическом - выявлялось современное состояние проблемы: изучалась философская, культурологическая, искусствоведческая, научно-педагогическая, методическая и специальная литература по теме исследования; определялись теоретические и методологические основы диссертации; формулировались цель, задачи и гипотеза исследования; анализировались различные подходы к разработке структуры содержания учебного процесса, формирующего у начинающих аккордеонистов основы эстрадного исполнительства;
На втором этапе (2000 - 2004гг.) - констатирующем - обобщался опыт работы преподавателей ДМШ в классе аккордеона; осуществлялась диагностика уровня сформированности у учащихся-аккордеонистов основ эстрадного исполнительства в соответствии с разработанными критериями (эмоционально-ценностным, теоретическим, музыкально-исполнительским, творческим); проводилось анкетирование преподавателей по классу аккордеона ДМШ и учащихся-аккордеонистов;
На третьем этапе (2004 - 2006гг.) - формирующем - определялась эффективность разработанных в исследовании теоретико-методических положений обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства; осуществлялось проведение контрольных срезов, определяющих уровень освоения начинающими аккордеонистами основ эстрадного исполнительства; проводился анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: изучением большого количества трудов, работ, литературных источников по философии, педагогике, психологии, искусствоведению, истории музыкального инструментария и исполнительства, методике обучения игре на различных инструментах; применением комплекса методов, соответствующих цели, объекту, задачам, логике исследования; наличием устойчивых положительных результатов обучения, которые были подтверждены качественным анализом и математической обработкой данных, полученных в процессе опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Возможность и необходимость обучения начинающих музыкантов основам эстрадного исполнительства на аккордеоне обусловлены как историческими и культурологическими закономерностями развития данного инструмента, так и тенденциями в современной общественно-музыкальной практике, преобладанием в «интонационном словаре эпохи» (Б.В.Асафьев) поп-музыки, формирующей музыкальные предпочтения и интересы младших школьников.
2. В процессе формирования у учащихся-аккордеонистов основ эстрадного исполнительства необходимо использовать весь музыкально-педагогический потенциал профессионального эстрадного искусства в сочетании с классической музыкой, учитывать специфику начального этапа обучения в соответствии с психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста, использовать технико-конструктивные и музыкально-выразительные возможности аккордеона.
3. Эффективность освоения начинающими аккордеонистами основ эстрадного исполнительства обеспечивается использованием специальных наглядно-практических, проблемно-поисковых и творческих методов («показа с рук», ассоциативных сравнений, анализа своих исполнительских действий, художественно-творческой интерпретации, музыкальной импровизации, музыкальной изобразительности, воспитания чувств и эмоций учащихся средствами артистического мастерства), направленных на решение музыкально-исполнительских задач, связанных с эстрадным музыкальным искусством.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось:
1. В процессе проведения опытно-экспериментального исследования на базе ВШОМО № 16, музыкальной студии общеобразовательной школы № 640, в ДМШ № 41 им. В.Калинникова;
2. В ходе выступлений диссертанта на межвузовских и внутривузовских научно-практических конференциях по проблемам музыкальной педагогики;
3. Посредством использования теоретических и методических положений, разработанных в диссертации, в работе преподавателей ДМШ № 41 им. В.Калинникова.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне2008 год, кандидат педагогических наук Тишечкина, Оксана Алексеевна
Системно-синергетический принцип в обучении музыке2009 год, доктор педагогических наук Аванесов, Юрий Мелкумович
Баянно-аккордеонная культура Внутренней Монголии Китая: философско-культурологическая интерпретация2024 год, кандидат наук И Лань
Методика формирования исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом: начальный этап обучения виолончелиста2007 год, кандидат педагогических наук Степанова, Светлана Владимировна
Артистизм как феномен музыкального искусства: на материале музыки для баяна и аккордеона2010 год, кандидат искусствоведения Комаров, Владимир Александрович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Васильева, Татьяна Алексеевна
Выводы по второй главе:
Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанных нами теоретико-методических положений. Апробация структуры содержания рассматриваемого учебного процесса показала, что формирование основ эстрадного исполнительства у начинающих аккордеонистов происходит более успешно и в полном объеме, если комплексно учитываются не только особенности эстрадного музыкального искусства, но и специфика начального этапа обучения, характеристики младшего школьного возраста начинающих аккордеонистов, а также технико-конструктивные и музыкально-выразительные возможности аккордеона. Использование специальных методов способствует реализации выявленных педагогических условий и решению как общепедагогических задач, так и вопросов, связанных с особенностями учебного процесса по формированию у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства. Направленность методов на активную поисковую и творческую деятельность учащихся отвечает их возрастным характеристикам и наиболее полно раскрывает их возможности по освоению особенностей эстрадного музыкального исполнительства в их практической музыкально-исполнительской деятельности.
Произведенные в ходе опытно-экспериментальной работы «срезы» выявили динамику освоения начинающими аккордеонистами основ эстрадного исполнительства, успешное овладение ими не только теоретическими знаниями и умениями, составляющими структуру содержания учебного процесса, но и получение практических навыков по исполнению на аккордеоне разнообразных эстрадных музыкальных произведений с использованием соответствующих средств музыкальной выразительности, а также реализацию творческо-импровизационного потенциала учащихся. Итоговые данные свидетельствуют о сформированности у начинающих аккордеонистов экспериментальной группы основ эстрадного исполнительства.
189
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В соответствии с целью, задачами, общим замыслом исследования нами были выявлены историко-теоретические предпосылки исследования проблемы формирования у учащихся основ эстрадного исполнительства в классе аккордеона. Мы выяснили, что данная проблема является мало разработанной в музыкальной педагогике и методике формирования музыкально-исполнительских навыков аккордеонистов. Это потребовало проведения исследований в области различных наук - музыкознания, культурологии, педагогики. В процессе теоретического анализа было установлено, что основы эстрадного исполнительства на аккордеоне определяются особенностями эстрадного музыкального искусства, представляют собой комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов исполнительской деятельности аккордеониста, отражают специфику эстрадного музыкального исполнительства с учетом музыкально-изобразительных возможностей аккордеона. Формирование основ эстрадного исполнительства должно происходить с первых уроков обучения аккордеонистов музыкально-исполнительской деятельности и представлять собой целенаправленный учебно-педагогический процесс, характеризующийся изучением и практическим освоением учащимися особенностей эстрадного музыкального искусства и использованием их в музыкально-исполнительской деятельности начинающих аккордеонистов. Данное положение предопределило теоретическое и экспериментальное изучение проблемы в процессе обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства. Результатом диссертационного исследования стали следующие выводы:
1. На основе изучения историко-теоретической, культурологической, педагогической и научно-методической литературы, а также проведенной опытно-экспериментальной работы обоснована возможность и необходимость обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства, обусловленная особенностями исторического развития аккордеона и тенденциями в современной общественно-музыкальной практике, формирующей музыкальные вкусы и предпочтения младших школьников.
2. Содержание учебного процесса, формирующего у начинающих аккордеонистов основы эстрадного исполнительства, способствует получению учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к лучшим образцам эстрадного музыкального искусства, овладению знаниями по истории и теории эстрадного исполнительства в целом и на аккордеоне, в частности, эстрадными музыкально-исполнительскими умениями и навыками, получению опыта творческой деятельности на основе овладения импровизационным мастерством эстрадного исполнительства.
3. Использование всего музыкально-педагогического потенциала профессионального эстрадного искусства в сочетании с классической музыкой, учет специфики начального этапа обучения в соответствии с психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста, использование технико-конструктивных и музыкально-изобразительных возможностей аккордеона обеспечивает эффективность освоения начинающими аккордеонистами основ эстрадного исполнительства.
4. Применение специальных наглядно-практических, проблемно-поисковых и творческих методов («показа с рук», ассоциативных сравнений, анализа своих исполнительских действий, художественно-творческой интерпретации, музыкальной импровизации, музыкальной изобразительности, воспитания чувств и эмоций учащихся средствами артистического мастерства) направлено на решение музыкально-исполнительских задач, связанных с эстрадным музыкальным искусством и способствует освоению начинающими аккордеонистами в их практической музыкально-исполнительской деятельности особенностей эстрадного музыкального исполнительства.
5. Проведение опытно-экспериментального исследования подтверждает эффективность разработанных в диссертации и внедренных в учебный процесс теоретико-методических положений обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства с точки зрения выдвинутых в исследовании задач.
Диссертационное исследование не претендует на исчерпывающую полноту характеристики данной проблемы. Процесс формирования у учащихся основ эстрадного исполнительства может быть исследован в контексте освоения различных музыкальных инструментов в соответствии с их культурно-историческими, технико-конструктивными и музыкально-выразительными возможностями. Перспективными для дальнейшего изучения нам представляются следующие направления: включение в содержание высшего музыкального образования компонента эстрадного исполнительства; разработка и внедрение музыкально-компьютерных технологий в теорию и практику творческого развития учащихся средствами эстрадного музыкального искусства; исследование и адаптация репертуара эстрадного исполнительства для начального этапа обучения аккордеонистов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Васильева, Татьяна Алексеевна, 2007 год
1. Абдуллин Э.Б Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1983. 111с.
2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. -М.: Прометей, 1990. 186с.
3. Аккордеон // Большой энциклопедический словарь. Музыка. Гл. ред. Келдыш Г.В. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998.-с. 23.
4. Аккордеон // Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1973. - с.23.
5. Аккордеон в современной музыкальной культуре: Тезисы докладов Международного симпозиума аккордеонистов (15.10.1988). Вильнюс, 1988. - 12с.
6. Акмеология. Учебник. Под общ. ред. А.А.Деркача. М., Изд. РАГС, 2002 -688с.
7. Алексеев А.Г. Серьезное и смешное. М.: Искусство, 1967. - 279с.
8. Альшванг А.А. Избранные сочинения. В.2-х т. / Ред кол.: Г.Б.Бернандт и др. Т. 1. М.: Музыка, 1964. - 432с.
9. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 486с.
10. Античная музыкальная эстетика. М., 1960. - 304с.
11. И.Апраксина О.В. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1983. - 224с.
12. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для студентов. М.: МГЗПИ, 1989. - 76с.
13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 111с.
14. М.Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. М.: МГЗПИ, 1982.-82с.
15. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И.Земцовский, А.Кунабаева. Л.: Музыка, 1987.-248с.
16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л.: Музыка, 1973. 144с.
17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга 2. Интонация. - М. -Л., 1942.- 164с.
18. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.: Музыка, 1965. - 136с.
19. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 208с.
20. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. 192с.
21. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. -М.: Гос. Респ. Центр русского фольклора, 1997. 247с.
22. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -М.: Музыка, 1969.-288с.
23. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336с.
24. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. Л.: Сов. композитор, 1979.-352с.
25. Басурманов А.П. Справочник баяниста / Ред. Н.Я.Чайкина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Сов. композитор, 1986. - 424с.
26. Берлянчик М.М. Основы воспитания начинающего скрипача. СПб, 2000. -256с.
27. Благодатов Г.И. История гармоники в России. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. -Л., 1951. Юс.
28. Благодатов Г.И. Русская гармоника. Л.: Музгиз, 1960. - 182с.
29. Благой Д.Д., Гольденвейзер Е.И. В классе Гольденвейзера. М.: Музыка, 1986.-216с.
30. Богоявленский В.В. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников. // Вопросы психологии, 1969. -№2. с. 25 - 26.
31. Богоявленский Ю.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. - 347с.
32. Боякова Е.В. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Дис. . канд.пед.наук. -М., 2001. -250с.
33. Браславский Д.А. Эстрадные ансамбли. М.: Сов. Россия, 1975. - 112с.
34. Бриль И. Основы джазовой импровизации на фортепиано. Учебно-методическое пособие для музыкальных училищ (эстрадный профиль). М., 1976.-75с.
35. Булыго К. Проблемные ситуации в обучении баяниста // Баян и баянисты. Сб. статей. Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1984. - с. 69 - 86.
36. Бычков И.Э. Проблема освоения системных знаний о музыке на начальной стадии обучения: (На материале уроков фортепиано в ДМШ): Дис. . канд. пед. наук. М., 1998.- 139с.
37. Буркова Л.Ф. Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа: Дис. . канд. пед. наук. -М„ 2003.- 183с.
38. Васильев Ю., Широков А. Расказы о русских народных инструментах. -Изд-е 2-е. М.: Сов. композитор, 1986. - 88с.
39. Варфоломос А. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов. -Л.: Музыка, 1990.-96с.
40. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л.Н.Литвин, Н.Т.Бритаева. М.: Педагогика, 1987. -400с.
41. Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. -М.: Музгиз, 1964. -275с.
42. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. J1.: Музыка, 1975.-280с.
43. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -415с.
44. Виноградова О. На уроках К.Н.Игумнова // Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей. Вып.5. М.: Музыка, 1984. - с.З - 14.
45. Витель Е.Б. Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников. Дис. . канд. пед. наук. - М., 2002. - 185с.
46. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др.; Под ред. А.В.Петровского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.
47. Волчегурская Н.Б. Из истории массовой музыкальной культуры: (с антол. стилистически репрезентатив. образов.): Учебное пособие по специальности 030700 «Музыкальное образование». Таганрог: Изд. Центр ДГПУ, Ростов н/Д, 2000.- 18с.
48. Вольфович В.А. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. Челябинск, 1995. - 182с.
49. Воскресенский С.А. Эстрада (Пути советской эстрады). Сборник статей. -М.-Л, 1928.- 102с.
50. Воскресенский С.А. Эстрадные жанры / Под ред. Р.В.Пикеля. М., 1930. -185с.
51. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 93с.
52. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999. - 533с.
53. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. - 416с.
54. Выготский J1.C. Психология музыкального искусства. М.: Искусство, 1968.-576с.
55. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение, 1989. -193с.
56. Гаранян Г.А. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей / 2-е доп. изд. М.: Музыка, 1986. - 222с.
57. Гершуни Е.П. Заметки о музыкальной эстраде. Л., 1963. - 58с.
58. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением: Метод. Очерк / 2-е изд. М.: Гос. муз. издательство, 1960. - 120с.
59. Говорушко М. Чтение с листа в процессе обучения баяниста // Вопросы музыкальной педагогики. Сборник статей. Вып. 6. Л.: Музыка, 1985. - с. 15 -22.
60. Головко А.К. Теоретические и методические основы обучения игре на гармонике-хромке в начальном звене системы музыкального образования: Дис. . канд. пед. наук. -М., 2002. 183с.
61. Гончарук А.Ю. Формирование эстетического идеала старшеклассников в процессе изучения основ эстетики и искусствознания (на материале факультативных и внеклассных занятий): Дис. . канд. пед. наук. М., 1984. - 215с.
62. Гончару к А.Ю. Педагогические условия развития эстетического отношения школьника к действительности средствами зрелищных искусств: Дис. . д-ра пед. наук. М., 2000. - 379с.
63. Готсдинер А.А. Музыкальная психология. М., 1993. - 190с.
64. Готсдинер А.Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся (К проблеме обучения и развития в музыкальной педагогике) // Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. -М.: Музыка, 1980.-С. 10-28.
65. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы по фортепианной игре. -М.: Гос.муз. изд., 1961.-223с.
66. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. -77с.
67. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240с.
68. Давыдова М.А. Приемы и методы развития интереса к музыке в общеобразовательной школе. Орехово-Зуево: Изд-во ОЗПИ, 1993. - 65с.
69. Джаз // Музыкальная энциклопедия. В 6т. Т.2. М.: Сов.энциклопедия, 1974.-ст. 211 -219.
70. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319с.
71. Длуговольский В.П. О формировании информационно-библиографической культуры баяниста // Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики. Межвузовский сборник статей. Тольятти, 2002. - с.200 - 209.
72. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Дис. . д-ра пед. наук. М., 1978. -381с.
73. Дмитриев Ю.А. Искусство советской эстрады. Л.: 1962. - 127с.
74. Дмитриева Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. М.: Музгиз, 1976. - с. 70 - 74.
75. Дмитриева Л.Г. Система творческих заданий в музыкальном воспитании младших школьников. Дис. . канд. пед. наук. - М., 1979. - 193с.
76. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе / Учеб. пособ. для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1997.-238с.
77. Дощечко Н.А. Гармония в джазовой и эстрадной музыке: Учебное пособие. -М., 1983.-80с.
78. Дощечко Н.А. Гармония в джазовой и эстрадной музыке: Учебное пособие. -М„ 1983.-79с.
79. Дудник А. Работа над полифоническими произведениями // Баян и баянисты. Сб. статей. Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1984. - с. 87 - 103.
80. Дунаевский И.О. Выступления. Статьи. Письма. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1961. - 460с.
81. Егоров Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов // Баян и баянисты. Сборник статей. Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1984. - с. 104 - 128.
82. Жирова Н.А. Ассоциативные связи видов искусства как принцип музыкально-педагогической подготовки учителя: Дис. . канд. пед. наук. М., 2003. -198с.84.3анков JI.B. Дидактика и жизнь. -М.: 1968. 176с.
83. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. -М., 2002. 351с.
84. Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. М., 1997. -44с.
85. Имханицкий М.И., Якупов А.Н. Портреты баянистов: сборник статей. М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2000. - 300с.
86. Имханицкий М.И. О сущности народных инструментов // Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики. Межвузовский сборник статей. Тольятти, 2002. - с. 16 - 32.
87. Имханицкий М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. -М., 2004.-376с.
88. Исполнение музыкальное // Музыкальная энциклопедия. В 6т. Т.2. М.: Сов. энциклопедия, 1974. - ст. 583 - 591.
89. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В.И.Викторов. -М.: Просвещение, 1981. 192с.
90. Кабалевский Д.Б. Музыка в школе / Искусство и школа: Книга для учителя / Сост. А.К.Василевский.-М.: Просвещение, 1981.-С. 112-140.
91. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984. - с.З - 36.
92. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. 1987. - № 4. - с. 28 - 32.
93. Каганович Г.П. Импровизация и обучение игре на фортепиано. Минск, 1977.-28с.
94. Клитин С.С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики: Учебное пособие для театральных институтов и вузов искусств. — Л.: Искусство, 1987. -190с.
95. Ковалева Е.В. Управление формированием общеучебных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы: Дис. . канд. пед. наук. Барнаул, 2003.-205с.
96. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианистической работы. -М.: Сов.композитор, 1961. 115с.
97. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1997. -639с.
98. Конен В.Д. Рождение джаза. М.: 1984. - 311с.
99. Конен В.Д. Театр и симфония. М.: 1968. - 351с.
100. Конен В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994,- 157с.
101. Кравцов Н. Усовершенствование органно-фортепианной клавиатуры аккордеона и назревшие проблемы гармонно-баянного исполнительства. Дис. . канд. искусствоведения.-Л., 1982.
102. Красильников И.М. Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах): Дис. . канд. пед наук. -М., 1997. 173с.
103. ККрупин А. О некоторых принципах освоения современных приемов меха баянистами // Вопросы музыкальной педагогики. Сборник статей. Вып. 6. Л.: Музыка, 1985.-с. 23-34.
104. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. -281с.
105. Кудрявцев А.В. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1962.- 126с.
106. Кузнецов В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. М.: Музыка, 2000. - 246с.
107. Кузнецов В.Г. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. 2-е изд. - М.: Музыка, 1981. - 148с.
108. Кузнецов В.Г. Методика работы с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями: учебное пособие. М.: МГИК, 1993. - 49с.
109. Кузнецов В.Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка: Дис. . д-ра пед. наук. М., 2005. - 601с.
110. Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. - 366с.
111. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 175с.
112. Кунин Э. Секреты ритмики в джазе, рок и поп-музыке. М.: Синкопа, 2001.-56с.
113. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект Лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 38с.
114. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.
115. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. Изд. 2-е. - М.: Педагогика, 1982.-327с.
116. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика,1981.- 186с.
117. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество. М.: Наука, 1969. - С. 413 - 419.
118. Липе Ф.Р.Искусство игры на баяне. М.: Музыка, 1985. - 157с.
119. Лошкарева И.А. Формирование, систематизация общих учебных умений и навыков. Методические рекомендации ФИК директоров и завучей школ. М.,1982.-е. 68-78.
120. Лошкарева И.А. Формирование общих умений и навыков как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1990.-33с.
121. Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М.: Искусство, 1981.-424с.
122. Лушников В.В. Школа игры на аккордеоне / Под общ. ред. А.Басурманова. М.: Сов. композитор, 1975. - 246с.
123. Ш.Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1991. -375с.
124. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие. Изд. 2-е, допол. - М.: МГУКИ, 2005. - 68с.
125. Максимов Е. Ансамбли и оркестры гармоник. М.: Сов. композитор, 1979.- 175с.
126. Максимов Е. Российские музыканты-самородки. М.: Сов. композитор, 1987.-201с.
127. Максимов Е. Первые российские народные оркестры. М., 2001. - 175с.
128. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника. М.: Музыка, 1961.-220с.
129. Мархасев J1.C. В легком жанре. -Л.: Сов. композитор, 1986. 290с.
130. Мастера эстрады. Сборник статей. Ред. Д.И.Золотницкий. М.: Искусство, 1964.- 179с.
131. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. - 368с.
132. Мациевский И.В. Гармоника в системе традиционной музыкальной культуры // Гармоника: история, теория, практика. Материалы Междун. науч,-практ. конф Майкоп, 2000. - с.14-16.
133. Медушеский В.В.Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. -262с.
134. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1975. - 241с.
135. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М: Знание, 1981.-96с.
136. Методические рекомендации по обучению игре на аккордеоне. Звукоиз-влечение / Сост. Сапожников П.И. Алма-Ата, 1986. - 17с.
137. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. М.: Кифара, 2002. - 118с.
138. Мирек A.M. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1976.- 109с.
139. Мирек A.M. Школа игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1963. -157с.
140. Мирек A.M. Справочник по гармоникам. М.: Музыка, 1968. - 131с.
141. Мирек A.M. Основы постановки аккордеониста. М.: Молодая гвардия, 1991.-47с.
142. Мирек A.M. Гармоника. Прошлое и настоящее. М.: Интерпракс, 1994. -534с.
143. Мирек A.M. История гармонно-баянной культуры в России с 1800 до 1941 года. Дис. .д-ра искусствоведения. — Л., 1980. -358с.
144. Мирек A.M. И звучит гармоника / Общ. ред. Н.Я. Чайкина. М.: Сов. композитор, 1979. - 176с.
145. Мирек A.M. Из истории аккордеона и баяна. Возникновение, производство, усовершенствование и распространение гармоники. М.: Музыка, 1967. -194с.
146. Мисаилова И.И. Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX начала XX вв. как источник совершенствования современного общего музыкального образования: Дис. . канд. пед. наук. - М., 1998.- 172с.
147. Мозер Г. Музыка средневекового города. Л., 1927. - 71с.
148. Мотов В.Н. Простейшие приемы варьирования на баяне или аккордеоне. -М.: Музыка, 1989.-54с.
149. Мотов В.Н. Развитие первоначальных навыков игры по слуху // Баян и баянисты, сборник статей. Вып. 5 / сост. Ю.Т. Акимов. М.: Сов. композитор, 1981.-с. 4-33.
150. Музыка // Музыкальная энциклопедия. В 6т. Т.З. М.: Сов. энциклопедия, 1976.-ст. 730-751.
151. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения.-М., 1960.-574с.
152. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII XVIII веков. - М., 1971. — 688с.
153. Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. - 236с.
154. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. -М.: Музыка, 1988. -254с.
155. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-376с.
156. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд. - М.: Музыка, 1987.-240с.
157. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии. -М., 1991. № 3. - с. 9 - 16.
158. Нестьев И. Звезды русской эстрады. М.: Сов. композитор, 1974. - 180с.
159. Николаева А.И. Стилевой подход в обучении игре на фортепиано (история, теория, методика) // Теория и методика обучения игре на фортепиано. Под общ. ред. А.Г.Каузовой и А.И.Николаевой. М.: Владос, 2001. - с.200 - 362.
160. Новожилов В. Баян. -М.: Музыка, 1988. 64с.
161. Новосельский А. Очерки по истории русских народных инструментов. -М.: Гос.муз. изд., 1931. с. 15 - 22.
162. Обучение и воспитание средствами музыкального искусства / Под ред. Д.Б.Кабалевского. М., 1978. - 106с.
163. Овчинников Е.В. История джаза: учебник. Вып.1. М.: Музыка, 1994. -240с.
164. Овчинников Е.В. Джаз как явление музыкального искусства: К истории вопроса. М., 1984. - 64с.173.0нищук В.А. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения навыков и умений. // Дидактика современной школы. Киев, 1987. — с. 131 -145.
165. Петровский А.В., Петровский В.А. Активность // Введение в психологию / Под общ.ред. А.В.Петровского. М.: Издат. Центр «Академия», 1997. - с. 259 -279.
166. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 384с.
167. Писняк Г.Н. Аккордеонист импровизатор: Репертуарно-методическое пособие для детских музыкальных школ на материале народной музыки Беларуси. - Могилев: АО «Фонд развития Могилева», 1993. - 111с.
168. Показанник Е.В. Эволюция пиано-аккордеона: Функционирование, конструкция, репертуар: Дис. . канд. искусствоведения. Ростов н/Д, 1999. - 252с.
169. Попова О.В. Джазовый компонент в системе музыкально-теоретического обучения (на материале учебной работы в ДМШ): Дис. . канд. пед. наук. -М., 2003.- 190с.
170. Прасолов Е. Художественное воспитание исполнителя как проблема современного музыкального образования. Тольятти, 2003. - 84с.
171. Программная музыка // Музыкальная энциклопедия. В 6т. Т.4. М.: Сов. энциклопедия, 1974. - ст. 442 - 449.
172. Протасова Н.В. Эстетические проблемы массовых жанров искусства: Ав-тореф. . дис. канд. фил. наук. -Я., 1984. 16с.
173. Пуриц И.Г. Методические статьи по обучению игре на баяне. М.: Композитор, 2001. -224с.
174. Рамич Яшко. Орнаментика в сербской народной инструментальной музыке для аккордеона: Дис. канд. искусствоведения. -М., 1999. 198с.
175. Рапацкая JI.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991.- 137с.
176. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: МП РСФСР, 1946. -704с.
177. Русская советская эстрада 1917 1929: очерки истории. - М.: Искусство,1976.-408с.
178. Русская советская эстрада 1930 1945: очерки истории. - М.: Искусство,1977.-415с.
179. Русская советская эстрада 1946 1977: очерки истории. - М.: Искусство, 1981.-428с.
180. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.: Сов. композитор, 1961. -271с.
181. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. Л.: Музыка, 1968. -108с.
182. Сергеева И.А. Дидактическая игра в процессе формирования у младших школьников учебных умений и навыков: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1998. -234с.
183. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980.- 143с.
184. Смирнова Т.И. Учебное пособие «Allegro». Методическая часть: Беседа «Итерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания».-М., 2001.-368с.
185. Советский энциклопедический словарь. Под ред. A.M. Прохорова, издание второе. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. 159с.
186. Современные эстрадные ансамбли: Пособие по аранжировке / С.Воскресенский, Б.Киянов. Л. -М.: Сов. композитор, 1975. - 144с.
187. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: в 2-х т. Л.: Сов. композитор, 1981. - Т.2. - 295с.
188. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. М, 1975. - 64с.
189. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968. -103с.
190. Сохор А.Н. Музыка и общество. М.: Знание, 1972. - 47с.
191. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музгиз, 1961. - 134с.
192. Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой. -Я.: Музыка, 1964. 87с.
193. Сохор А.Н. Основные этапы развития советской музыки. (Методическая разработка цикла лекций)-JT., 1969. 18с.
194. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975.-202с.
195. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - 336с.
196. Сохор А.Н. Статьи о советской музыке. JI.: Музыка, 1974. - 213с.
197. Степанов Н.И. Формирование у учащихся навыка самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения игре на музыкальном инструменте: (На материале учебной работы в классе баяна и аккордеона). Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1990. - 16с.
198. Степняк Ю.В. Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки. Дис. .канд. пед. наук. -М.: МПГУ, 2000. 181 с.
199. Судариков А. Исполнительская техника баяниста. М.: Сов. композитор, 1986.-128с.
200. Теория и методика обучения игре на фортепиано. Под общ. ред. А.Г.Каузовой и А.И.Николаевой. М.: Владос, 2001. - 368с.
201. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. - Т.1. -328с.
202. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М. - JI.: Акад. пед. наук РСФСР, 1947.-335с.
203. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. Изд. 2-е. -М.: Сов. композитор, 1989. - 144с.
204. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. -М, 1987,- 111с.
205. Утесов JI.O. С песней по жизни. М.: Искусство, 1961. - 208с.
206. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Музыка, 1975. - 1 Юс.
207. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1969.- 598с.
208. Хазеев Ф.Ф. Проблемы интонирования и фразировки в баянном исполнительстве // Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики. Межвузовский сборник статей. Тольятти, 2002. - 212с.
209. Хорошина В. Заметки педагога // Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей. Вып. 5. -М.: Музыка, 1984. 134с.
210. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. - 204с.
211. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964. - 159с.
212. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика.- СПб.: Алетейя, 2001 320с.
213. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. -М.: Просвещение, 1984. 176с.
214. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: Дис. д-ра пед. наук. М., 1997. - 361 с.
215. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. - 384с.
216. Чернов А. Формирование смены меха в работе над полифонией // Баян и баянисты. Сборник методических статей. Вып. 7. -М.: Сов. композитор, 1987. -с. 3-17.
217. Чугунов Ю.Н. Гармония в джазе. Учебно-методическое пособие. М., 1976.-177с.
218. Чугунов Ю.Н. Эволюция гармонического языка джаза: учебное пособие. -М.: Муравей, 1997.- 169с.
219. Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. М.: Музыка, 1987. - 189с.
220. Шеломов Б. Импровизация на уроках сольфеджио. Л.: Музыка, 1977. -96с.
221. Шеншин А. Принципы и методы общего музыкального образования // Музыка в школе: Материалы по общему музыкальному образованию в школе. -М„ 1921.-е. 11-16.
222. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (опыт исследования проблемы). М., 1997. - 89с.
223. Ширыбыров С.А. Организация индивидуальных занятий в классе баяна и аккордеона // Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики. Межвузовский сборник статей. Тольятти, 2002. - с. 176 - 190.
224. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М.: Сов. Россия, 1960. - 175с. 238.Эльконин Л.Б. Психология младшего школьника. - М.: Знание, 1974. -64с.
225. Эстрада / Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Под ред. проф. Д.Н.Ушакова. Т. 3. - М.: Вече, Мир книги, 2001. - с. 672.
226. Эстрадная музыка // Большой энциклопедический словарь. Музыка. Гл. ред. Келдыш Г.В. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия, 1998.-c.659.
227. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка / Сост. И.С. Рабинович. Общая ред. Д.Д.Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1972. - 711с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.