Пропедевтический период в обучении музыке: цели, задачи, содержание и методы работы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Бажилин, Роман Николаевич
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бажилин, Роман Николаевич
Специальность 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Базиков А.С.
Тамбов
Содержание
Введение.
Глава I. Педагогическая пропедевтика как теоретико-методическая проблема.
1.1. Начальный этап обучения и воспитания: историко-педагогический аспект.
1.2. Методологические универсалии в теории и практике преподавания музыки.
1.3. Учебно-методические материалы для начинающих аккордеонистов. Общая характеристика и критический анализ.
1.3.1. Из истории аккордеонной (баянной) педагогики.
1.3.2. Проблемы методики начального обучения игре на аккордеоне.
1.4. Оптимизация содержания и структуры пропедевтического периода в обучении музыки. Методологические аспекты работы с начинающими аккордеонистами.
1.4.1. Художественная образность, как ценностное качество музыкального исполнения.
1.4.2. Использование педагогами-музыкантами «внемузыкально-содержательного» стимула воображения - как главного фактора формирования эмоционально-художественной игры.
1.4.3. Пропедевтический период обучения игре на аккордеоне.
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование повышения эффективности пропедевтического периода в обучении музыке.
2.1. Педагогические наблюдения.
2.2. Педагогические собеседования и анкетирование.
2.3. Обучающий (формирующий) эксперимент.
Выводы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование основ эстрадного исполнительства у учащихся-аккордеонистов на начальном этапе обучения2007 год, кандидат педагогических наук Васильева, Татьяна Алексеевна
Системно-синергетический принцип в обучении музыке2009 год, доктор педагогических наук Аванесов, Юрий Мелкумович
Особенности развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии2004 год, кандидат искусствоведения Ракич Зоран
Музыкальное образование в современной России: Основные противоречия и пути их преодоления2002 год, доктор педагогических наук Базиков, Александр Сергеевич
Воспроизведение нотного письма певческим голосом на музыкальных занятиях с детьми младшего школьного возраста2007 год, кандидат педагогических наук Никешин, Валерий Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пропедевтический период в обучении музыке: цели, задачи, содержание и методы работы»
Актуальность проблемы исследования.
Сложные процессы социокультурной жизни современной России, тектонические сдвиги во всех основных слоях общественной практики, кризисные явления в сфере воспитания современной молодёжи — всё это актуализирует проблемы художественно-эстетического образования, включая, естественно, и музыкальное образование. Это тем более важно, что господствующая сегодня тенденция к расширению информационных потоков и практически повсеместная ориентация на «технологизацию» обучения ведут в конечном счёте к размыванию морально-нравственных, этических норм общественного бытия. По справедливому замечанию М.М.Даниловой, «в этих условиях изменяется и роль образования, от которого в первую очередь зависит, сможет ли общество обеспечить себя необходимым для эффективного развития интеллектуальным и нравственным ресурсом, дать возможность своим гражданам в полной мере развить и раскрыть свой» потенциал» [35, с.З].
Сказанным определяется необходимость совершенствования теории и практики преподавания музыки как вида искусства, обладающего большими воспитательными возможностями, а также очевидным и бесспорным нравственно-этическим потенциалом. Задача в том, чтобы вовлекать в обучение музыке широкий круг детей и подростков, сделать это обучение интересным для них и, что принципиально важно, релевантным (соответствующим) их природным данным. Сказанное в равной мере относится как к музыкальным занятиям в Детских музыкальных школах, так и к работе музыкальных кружков и студий при общеобразовательных школах.
К числу наиболее популярных сегодня музыкальных инструментов принадлежит - наряду с фортепиано, баяном, скрипкой и некоторыми другими инструментами — и аккордеон. Его судьба в России была достаточно сложной и противоречивой. На протяжении десятков лет аккордеон испытывал на себе негативное воздействие ряда объективных и субъективных факторов. Он не вписывался по мнению «чиновников от искусства» в российские наци3 ональные музыкальные традиции; имели значение и дороговизна инструмента, и дефицит квалифицированных педагогических факторов, и др. В результате сегодня можно констатировать неразработанность ряда важных аспектов теории и методики обучения игре на аккордеоне и, прежде всего, на начальной стадии этого обучения, играющей принципиально важную роль для всего процесса в целом.
Если обратиться к учебным пособиям, адресованным начинающим аккордеонистам, то обращает на себя внимание чётко выраженный акцент на технологическую сторону обучения, на формирование и развитие двигатель-но-моторных умений и навыков. Основное внимание уделяется упражнениям, разного рода инструментальным экзерсисам. Музыкальный материал практически не способствует развитию художественно-образного мышления и специальных музыкальных способностей. Подобная ориентация учебных пособий не только не создаёт благоприятных условий для художественного развития учащихся, для активизации их »интереса к музыкальным занятиям, но, напротив, ведёт обучение в прямо противоположном направлении.
Сложившаяся практика обучения игре на аккордеоне, равно как и её методологическое обоснование в современных учебных пособиях, не раз критиковалась видными отечественными специалистами. Указывалось на отрицательные последствия, к которым ведёт отрыв локальных, узко технических задач от музыкально-содержательных (Ф.Р. Липе, И.Г. Пуриц, В.А. Семёнов и др.). Подчёркивалось, что должны быть найдены и обоснованы более гармоничные, сбалансированные подходы к начальному периоду обучения; что должны учитываться психологические особенности и возможности 6-7-летних учащихся. Однако методика обучения, релевантная этим установкам, реализующая их на практике, до настоящего времени не отработана. Сохраняется противоречие между актуальными требованиями широкого, массового музыкального воспитания и образования с одной стороны — и, с другой стороны, содержанием и организацией занятий с начинающими учениками в классе аккордеона.
Отсюда - цель исследования: разработать теоретические и методические аспекты начального периода обучения игре на музыкальном инструменте (на материале занятий в классе аккордеона).
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в музыкально-исполнительских классах.
Предмет исследования: содержание, организация и методы занятий с начинающими учениками в классе аккордеона.
Задачи исследования:
1. Определить сущностные характеристики пропедевтического периода в обучении музыке; выявить роль и значение этого периода в целостном учебно-воспитательном процессе.
2. Рассмотреть основные виды и формы совместной деятельности учителя и ученика на пропедевтическом этапе занятий музыкой.
3. Уточнить педагогические условия, способствующие активизации интереса, формированию осцов художественно-образного мышления, стимулированию когнитивных элементов в деятельности начинающего ученика.
4. Дать представление о распространённой практике обучения игре на музыкальных инструментах; провести критический анализ этой практики, в частности, характерную для неё концентрацию на «ремесленнических» аспектах обучения, на выработке двигательно-технических умений и навыков как приоритетном направлении в работе с учеником.
5. Выявить пути, способствующие установлению и упрочению у ребёнка ощущения взаимосвязи музыки с окружающим миром, его многообразными явлениями, предметами, событиями и т.д.; содействовать усилению ассоциативных процессов в психике ребёнка.
6. Исследовать экспериментальным путём эффективность выработанных в исследовании методических разработок и рекомендаций.
Гипотеза исследования:
Обучение игре на музыкальном инструменте (аккордеоне, баяне, фортепиано и др.) станет более успешным, если его будет предварять особый пропедевтический (подготовительный) период, в ходе которого педагог заложит основы последующего учебно-воспитательного процесса, даст импульс всестороннему и динамичному развитию ребёнка. Смысл и назначение указанного периода, который может продолжаться от двух- трёх месяцев до полугода, в том, чтобы создать благоприятные условия для дальнейшего продвижения ребёнка в обучении музыке, в связи с чем педагогу необходимо:
1. Точно определить вектор занятий, которому надлежит быть гармонично сбалансированным в своих основных составляющих, таких как: а) проI буждение устойчивого интереса и влечения ребёнка к музыке; б) индивидуально ориентированное развитие его общих и специальных (музыкальных) способностей; в) формирование первичных музыкально-исполнительских умений и навыков.
2. Устранить факторы, оказывающие, как правило, негативное воздействие на ребёнка, а* именно: а) ощутимый крен в сторону «технологизма»; преждевременный акцент на двигательно-технической стрроне обучения; б) авторитарно-директивный стиль преподавания и общения с учеником; в) использование на занятиях музыкального материала, оставляющего нейтральным, эмоционально безучастным ученика, а то и вызывающим у него неприязненное отношение к процессу музицирования.
3. Последовательно и плавно вводить в структуру занятий креативный элемент, изобретательно использовать его в различных ситуациях, что является непременным условием увлечённости, заинтересованности ребёнка занятиями музыкой, в частности, игрой на музыкальном инструменте.
4. Способствовать возникновению и упрочению у ребёнка ощущения связи музыки с разнообразными жизненными явлениями, предметами, событиями, картинами природы и т.д.; содействовать активизации ассоциативных процессов в психике ребёнка, тем самым усилению его музыкальных, художественно-эстетических реакций на окружающую среду во всём многообразии её проявлений.
Методологическую основу диссертации составили: а) теоретические положения отечественных и зарубежных ученых (педагогов, психологов), трактующих детство как сложный, многомерный феномен, детерминированный совокупностью биологических и социально-культурных факторов (H.A. Менчинская, Д.Б. Эльконин, A.B. Запорожец, Л.И. Божович, JI.C. Выготский, И.С.Кон, B.C. Мухина, У. Джемс и др.); б) труды специалистов, рассматривавших вопросы формирования у детей художественно-эстетических интересов, запросов, потребностей, в том числе вопросы развития творческих задатков и инициатив в области искусства (Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая, O.A. Апраксина, Н.И. Киященко, Т.С. Комарова, О.П. Радынова, Э.Б. Абдуллин, К.В. Тарасова и др.); концепция художественно-творческой одарённости как особого художественно-эстетического отношения человека к окружающей среде (A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, A.A. Адаскина); теоретико-методологические идеи и педагогические позиции российских музыкантов, разрабатывавших проблемы начального этапа обучения игре на музыкальных инструментах, включая проблемы формирования у детей дошкольного возраста основ художественно-образного мышления, ассоциативных способностей, эмоциональных реакций на явления музыкального искусства (А.Д. Алексеев, JI.A. Баренбойм, Г.М. Коган, Е.М. Тимакин, А.Д. Артоболевская, A.B. Малинковская, H.A. Любомудрова и др).
Методы исследования: а) Изучение специальной литературы (педагогика, психология) по проблемам обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста; б) Анализ трудов, посвященных начальному этапу обучения музыке, включая теоретико-методические исследования, связанные с обучением игре на музыкальных инструментах; в) Обобщение передового музыкально-педагогического опыта; ретроспективный анализ личного педагогического опыта автора диссертации; г) Методы эмпирического уровня (педагогические наблюдения, анкетирование, обучающий эксперимент).
Научная новизна исследования:
- введено и обосновано понятие «пропедевтический период» в теории и практике обучения музыке;
- очерчен вектор музыкальных занятий в их начальной фазе; уточнена его общая направленность;
- определены основные виды, формы и методы занятий с начинающими учениками в рамках пропедевтического периода; обозначены главные целевые ориентиры этих занятий;
- рассмотрены в дидактическом ракурсе основы и генетические истоки формирования общих и специальных (музыкальных) способностей у детей, обучающихся игре на музыкальном инструменте;
- определена стратегическая линия деятельности педагога, направленная на установление и упрочение внутренних взаимосвязей между музыкаль- I ной образностью - и индивидуальным жизненным опытом ребёнка, между его музыкальными представлениями и «внемузыкальными аналогами» (ассоциации по смежности, по сходству и др.).
- проанализирована с критических позиций практика приоритетного развития двигательно-технических умений и навыков у начинающих учеников (пианистов, аккордеонистов и др.); показана ошибочность чрезмерной концентрации внимания учителя на локальных («ремесленнических») аспектах обучения - при одновременном игнорировании широкого спектра художественно-воспитательных целей и задач.
Теоретическое значение исследования:
Рассмотрен в теоретическом ракурсе широкий круг вопросов, связанных с содержанием и организацией начального этапа занятий музыкой. Дана дефиниция понятия «пропедевтический период» музыкального воспитания и образования. Осуществлён системный анализ основных компонентов, входящих в целостную структуру начального, пропедевтического периода обуче8 ния; рассмотрены и проанализированы факторы, способствующие приобщению ребёнка к основам музыкальной культуры и грамотности. Выявлены педагогические условия, содействующие позитивному отношению ребёнка к музыкальным занятиям.
Практическое значение исследования:
Материалы диссертации используются на занятиях в классах аккордеона и других музыкальных инструментов. Методические установки и рекомендации, выработанные в ходе настоящей работы, входят в структуру лекционных курсов, адресованных педагогам-практикам (система повышения квалификации педагогических кадров), а также курсов, адресованных студентам соответствующих факультетов (отделений) музыкальных учебных заведений. Данные, полученные диссертантом, могут быть частично экстраполированы в смежные области художественно-творческой педагогики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Пропедевтический период следует рассматривать как необходимый этап в работе с начинающими обучаться музыке (независимо от их природных данных, индивидуальных качеств и свойств, а также будущей специализации). Исходя из чётко выраженных целевых установок, педагог-музыкант в рамках пропедевтического периода решает в первую очередь психолого-педагогические и художественно-воспитательные проблемы, закладывая фундамент дальнейшего обучения в музыкально-исполнительском классе. По сути, этот этап может трактоваться как «зона ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому), определяющая основные направления и перспективы дальнейшего развития ученика. Действия педагога здесь имеют целью активизацию интереса ученика к музыке, формирование основ его художественно-образного мышления, фантазии и воображения, развитие познавательных и творческих потенций, инициирование адекватных эмоциональных реакций на те, или иные произведения искусства (доступные восприятию и пониманию ребёнка).
2. Пропедевтический период не имеет строго очерченных временных границ. Продолжительность его зависит от ряда факторов, основным из которых является природная одарённость ученика. Важна также вся совокупность внешних и внутренних условий, способствующих либо препятствующих решению основных задач, стоящих перед учителем и учеником на данном этапе общения с музыкой.
Особого внимания учителя заслуживает проблема его взаимопонимания и взаимодействия с родителями ученика.
3. Ключевой момент в содержании и педагогической организации пропедевтического периода заключается в налаживании внутренних взаимосвязей между миром музыкальных образов — и индивидуальным жизненным опытом ребёнка; между музыкой и внемузыкальными явлениями, предметами, событиями, переживаниями, эмоциональными состояниями и проч. Начиная улавливать и ощущать способность музыки вызывать определённые «предметные» ассоциации с внешней средой, выражадъ и отображать «вне-музыкальное», ребёнок проникается интересом и вниманием к ней. Активизируется его эмоциональная отзывчивость, формируется ассоциативно-образное мышление, инициируются познавательные способности, стимулируется влечение к музицированию как особому, специфическому виду деятельности.
Прямо противоположный эффект даёт преждевременный упор в занятиях на «технологизм», на преимущественную отработку двигательных («технических») умений и навыков, на «ремесленнический» аспект в обучении.
4. Важно на пропедевтическом этапе ознакомление ученика с некоторыми основными средствами музыкальной выразительности, со специфическими особенностями «языка» музыки. Начало этому вхождению ребёнка в сферу музыкальной выразительности, которое осуществляется с помощью педагога, кладут представления о том, что звуки отличаются друг от друга — они могут быть высокими и низкими, громкими и тихими; музыкальное движение бывает быстрым или медленным и проч. Постепенно осваиваются и другие выразительно-изобразительные приёмы и средства.
5. Точно расписать и регламентировать виды и формы деятельности учителя и ученика в пропедевтический период не представляется возможным. Несомненную пользу может принести обращение к традиционным видам музыкальных занятий, таким как пение детских песенок, ритмичные, с элементами танцевальности, движения под музыку, подбор по слуху, попытки импровизировать и сочинять, разного рода музыкальные игры. Весь этот комплекс, используемый некоторыми педагогами на начальном этапе музыкальных занятий, сохраняет свою актуальность, поскольку в каждом из перечисленных видов деятельности ученика наличествует в той или иной мере креативный элемент. Поэтому любые методические инновации учителя, направленные на подготовку ребёнка к последующему обучению, могут быть целесообразными и оправданными, если они стимулируют творческое начало , в действиях ученика, способствуют его становлению как личности (в том её модусе, который соответствует возрасту и генотипу ученика).
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечены: а) опорой на труды авторитетных отечественных специалистов в области теории и методики обучения музыкальному исполнительству; б) использованием современных психолого-педагогических подходов к решению вопросов, связанных с начальным этапом обучения и воспитания ребёнка; в) адаптацией практического опыта ведущих учителей-музыкантов; г) проверкой основных положений исследования в различных видах и формах опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в опубликованных работах автора; в обсуждении диссертации на кафедре музыкальной педагогики ТГМПИ имени С.В.Рахманинова; в докладах на областных педагогических чтениях преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств Тамбовской области (1992 - 2008 гг.); в проведении серии мастер-классов (Нижний Тагил, 2004; Саратов, 2005, 2007; Барнаул, 2006;
11
Санкт-Петербург, 2008, Липецк, 2009, и др.); в ходе проведения опытно-экспериментальной работы со студентами ТГМПИ имени С.В.Рахманинова.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Бажилин Р.Н. О роли воображения при обучении на музыкальном инструменте. //Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. Сер.: Педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика. — Кострома, 2009. - Т. 15 (№1). -с.178-182.
2. Бажилин Р.Н. Начальный этап обучения игре на аккордеоне. //Вопросы музыкальной педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: учебное пособие в. 2. — Тамбовский государственный институт культуры, 1991.-с. 5-29.
3. Бажилин Р.Н. Проблема взаимосвязи исполнительских навыков с теоретическими основами музыкального языка на "начальном этапе обучения игре на аккордеоне. //Материалы I научно-практической конференции ТГМПИ им. C.B. Рахманинова. - ТГМПИ им. C.B. Рахманинова, 1999. - с. 20-24.
4. Бажилин Р.Н. Обучение игре на аккордеоне - проблемы, вопросы, перспективы. //Новейшие технологии и современные методики в музыкальной педагогике: тезисы научно-практической конференции. - ТГМПИ им. C.B. Рахманинова, 1999. -с. 4-5.
5. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен: учебное пособие. — Издательский дом В. Катанского, Москва, 2003. - с. 112.
6. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике: учебное издание. — Издательский дом В. Катанского, Москва, 2004. — с. 112.
7. Бажилин Р.Н. Проблемы освоения музыкального языка в процессе начального обучения. // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы II международной научно-практической конференции. - ТГМПИ им. C.B. Рахманинова, Тамбов, 2006. - с.96-98.
8. Бажилин P.H. К проблеме прогнозирования результатов учебно-исполнительской деятельности музыканта. //Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы IV международной научно-практической конференции. - ТГМПИ им. C.B. Рахманинова, Тамбов, 2008. - с.20-22.
9. Бажилин Р.Н. Проблемы методики начального обучения в классе аккордеона. //Влияние творчества И.Я. Паницкого на развитие современного исполнительства на баяне и аккордеоне: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2006. - с.51-54.
10. Бажилин Р.Н. Пропедевтический период обучения игре на аккордеоне. //Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы V международной научно-практической конференции. - ТГМПИ им. C.B. Рахманинова, Тамбов, 2009. - с. 155-158.
11. Бажилин Р.Н. К проблеме исполнительского прочтения нотного текста. //Интегративная педагогика и психология искусства в полиэтническом-регио-не: материалы IV международной конференции. - Майкоп, 2009. >с.85-91.
12. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: учебно-методическое пособие. Издание 3-е переработанное. - Издательский дом В. Катанского, Москва, 2007. - с. 208.
13. Бажилин Р.Н. Учимся играть на аккордеоне: альбом пьес для начальных классов детских музыкальных школ: CD в подарок: тетрадь 2. -Издательский дом В. Катанского, Москва, 2006. - с.32.
Работа №1 опубликована в журнале, рекомендуемом ВАК РФ.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование полифонического мышления начинающего пианиста2008 год, кандидат педагогических наук Давидчик, Анна Борисовна
Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса: На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами2000 год, кандидат педагогических наук Кулаков, Виталий Николаевич
Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано: На материале учебных занятий в детской школе искусств2001 год, кандидат педагогических наук Сударчикова, Лилия Геннадиевна
Использование технических средств обучения (аудио и видео) в процессе преподавания музыки: на материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах2008 год, кандидат педагогических наук Шлыкова, Ирина Вячеславовна
Интонационная культура начинающего пианиста: Теория и практика2003 год, кандидат искусствоведения Назарова, Елена Олеговна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Бажилин, Роман Николаевич
Выводы
1. Обучение игре на музыкальном инструменте, в частности на аккордеоне, имеет шансы стать более успешным и продуктивным, если ему будет предшествовать пропедевтический период, назначение которого: а) в пробуждении устойчивого интереса и влечения ребёнка к музыке; б) в индивидуально ориентированном развитии его общих и специальных (музыкальных) способностей; в) в формировании первичных музыкально-исполнительских умений и навыков. Педагогу-музыканту надлежит решать в рамках пропедевтического периода в первую очередь психолого-педагогические и художественно-воспитательные проблемы, закладывая тем самым прочный фундамент дальнейшего обучения ребёнка в музыкально-исполнительском классе.
2. Эффективность пропедевтического периода в значительной степени зависит от того, насколько педагогу удается избежать крена в сторону ложно трактуемого «технологизма», неоправданного акцента на двигательно-техни-ческую сторону обучения; насколько точно будет определен вектор обучения, напрямую зависящий от возрастных и индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика.
3. Одна из принципиально важных задач педагога - способствовать возникновению и упрочению у ребёнка ощущения глубинной внутренней связи музыки с разнообразными жизненными явлениями (в том числе фактами его собственной биографии), событиями, картинами природы и др. Занятия музыкой должны содействовать активизации ассоциативных процессов в психике ребёнка, усилению его художественно-эстетических (музыкальных) реакций на окружающую среду во всём многообразии её проявлений. Улавливая и ощущая способность музыки вызывать определённые «предметные» ассоциации с внешней средой, выражать и отображать «внемузыкальное», ребёнок проникается интересом и вниманием к ней. Возрастает его эмоциональная отзывчивость, формируется ассоциативно-образное мышление, стимулируется влечение к музицированию как особому, специфическому виду деятельности.
4. У пропедевтического периода не может быть постоянных, чётко очерченных границ. Продолжительность его зависит от ряда факторов, не поддающихся строгому учёту и регламентации. Основной из этих факторов — природная одарённость ученика. Важна также вся совокупность внешних и внутренних условий, способствующих либо препятствующих решению основных задач, стоящих перед учителем и учеником на данном этапе общения с музыкой.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бажилин, Роман Николаевич, 2010 год
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983. - 111 с.
2. Абдуллин Э., Ванилихина О., Морозова Н. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. Э.Абдулина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
3. Абдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М., Академия, 2004. - 335с.
4. Адаскина А. Художественное восприятие действительности у детей и взрослых: дис. . канд. психол. наук. — М., 2001. — 150 с.
5. Адаскина А., Мелик-Пашаев А., Новлянская 3., Чубук Н. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: Методическое пособие. ФЕНИКС+, 2006. Н2 стр.
6. Алексеев А. Методика рбучения игре на фортепиано. М., 1961. 272»с.
7. Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне. М. Музгиз, 1960. — 156 с.
8. Ансерме Э. Беседы о музыке: Пер. с франц. В.Александровой, Е.Брон-фин 2-е изд. - JL: Музыка, 1985. - 104 с.
9. Апраксина О. Методика развития музыкального восприятия. Учеб. пособие. М. МГПИ, 1985. 59с.
10. Ю.Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Советский композитор, 1987.
11. П.Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. М.: Советский композитор, 1991.
12. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация. М., Музгиз, 1947.
13. Базиков A.C. Музыкальное образование в современной России. — Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2002. 312 с.
14. Н.Бакланова Т.И. Программа интегрированного искусства. М., 1996
15. Баренбойм JT. «О музыкальном воспитании в Венгрии», сб. Музыкальное воспитание Венгрии, М. 1983.
16. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.: М., 1973.
17. Баренбойм Л. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978.
18. Басурманов А. Справочник баяниста / Под общей ред. Н. Чайкина 2-е изд., испр. и доп. -М.: Сов. композитор, 1986. - 424 с.
19. Божович Л. Личность и ее формировние в детском возрасте. М., 1966.
20. Бойцова Г. Юный аккордеонист. В 2-х частях. М.: Музыка, 1994.
21. Бонфельд М. Музыка: Язык. Речь. Мышление. 1999.
22. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. М., «Просвещение», 1967. -415с.
23. Волобуева Л., Ерофеева Т. Проблемы образования детей старшего дошкольного возраста: история и современность. В сб. Научные труды МПГУ. М., 2007
24. Воспитание навыков интонирования на баяне. Методическая разработка для музыкальных училищ, училищ искусств и вузов культуры и искусства. М., 1989.
25. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 1997-96 с.
26. Выготский Л. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В. Давыдова. -М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. 671, 1. с.
27. Говорушко П. Школа игры на баяне. Изд. 4-е. Л.: Музыка, 1971—118 с.
28. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2т.: Пер. с фр. -М.: Мир, 1992. -Т.1.-491 с. Т.2.-370 с.
29. ЗО.Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве: Сб. статей и материалов/ (Сост. Е. Бронфин). Л.: Музыка, 1985. - 142 с.31 .Готсдинер А. Музыкальная психология. М.: изд. 1993.
30. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961.
31. Давыдов В. Теория развивающего обучения / В. Давыдов; РАО, Международ. Ассоц. "Развивающее обучение". М.: ИНТОР, 1996. - 439 с.
32. Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6-я лекция. Пб. (без года)
33. Данилова М. Гуманитарный подход как принцип организации развития профессиональной культуры специалистов в ходе образовательного процесса в вузе. Автореферат дисс. на соискание учёной степени доктора педагогических наук. СПб, 2008.
34. Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Сов. Композитор, 1992. 120 с. ,
35. Джемс Уильям. Психология. М. Педагогика, 1991. 367с.
36. Егоров Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов // Сб. «Баян и баянисты» В. 6. -М.: Советский композитор, 1984.
37. Егоров Б. О некоторых акустических характеристиках процесса звукообразования на баяне // Сб. «Баян и баянисты» В. 5. М.: Советский композитор, 1981.
38. Иванов Аз. Начальный курс игры на баяне. Изд. 9-е. Под ред. П. Гово-рушко. Л.: Музыка, 1968. 152 с.
39. Имханицкий М. История баянного и аккордеонного искусства: Учеб. пособие для муз. вузов и училищ. М., РАМ им. Гнесиных, 2006. 520 с.
40. Имханицкий М. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. Учеб. пособие для муз. вузов и училищ/РАМ им. Гнесиных. М., 2004.-376 с.
41. Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. — М., 1997
42. Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 9/Сост., ред., ком. и вступит, ст. Я.И. Милыптейна. М.: Музыка, 1981. с.248
43. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. -М.: «Дет. лит.», 1972. с.224
44. Кардош Н. Школа игры на аккордеоне. Будапешт: Музыка, 1962.
45. Кирнарская Д. Психология специальных способностей. Музыкальные способности М.: Таланты-ХХ1 век, 2004. - 496 с.51 .Киященко Н. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР / Н. Киященко. М. : Искусство, 1971. - 160 с.
46. Киященко Н. Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс. М. Знание 1981.- 64 с.
47. Киященко Н.И. Парадоксы теории и практики эстетического воспитания в современной России. М., 1998
48. Ключарёва Т. Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальном периоде обучения. В сб. Вопросы музыкальной педагогики. М., 1979. с.4
49. Коган Г. У врат мастерства. М., 1961.
50. Кон И. Ребенок и общество. М., «Академия», 2003. 336с
51. Кравцов Н. Аккордеон XXI века. СПб.: Изд. «МСТ», 2004. - 124 с.
52. Краткий психологический словарь / Сост. Л. Карпенко; под общ. ред. А. Петровского, М. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
53. Критский Б.Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического анализа. М., 2000.
54. Кудина Г., Новлянская 3., Мелик-Пашаев А., Адаскина А., Чубук Н. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. Дубна: Феникс+, 2009. - 272с.
55. Кудрявцев А. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1958.- 126 с.
56. Кудрявцев А., Полуянов П. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1957. 58 с.
57. Леонтьев А. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., Изд-во Моск. унта, 1981. 584 с.
58. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2005. 416 с.
59. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.
60. Ливанова Е.А. Проблемы -гсубъектного взаимодействия теории* и ме--" тодики воспитания. Калининград, 1999
61. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М.: Музыка, 1985. 158 с.
62. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1980.
63. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М.: Советский композитор, 1986.-192 с.
64. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие. -М.: Музыка, 1982. с. 143
65. Любомудрова Н. Начальное обучение игре на фортепиано. В сб. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. М., 1950. — с. 178
66. Мазель Л. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. М.: Музыка, 1983. - с.72
67. Майкапар С. Музыкальное исполнительство и педагогика. Челябинск, 2006, 224с.
68. Максимов Е. Ансамбли и оркестры гармоник. М., Советский композитор, 1983.- 152 с.
69. Малинковская А. Фортепианно-исполнительское интонирование. Пробл. худож. интонирования на фортепиано и анализ их разраб. в ме-тод.-теорет. лит. XVI XX вв.: Очерки М. Музыка 1990. - 186с.
70. Малиновская А. Бела Барток педагог. - М.: Музыка, 1985. - 102 с.
71. Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыке. М., 2002
72. Мелик-Пашаев А., Мир художника. М., 2000. 271с.
73. Мержанов В. Музыка должна разговаривать: Сб. ст./ Ред.-сост. Г.Кра-уклис. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008.-320 с.
74. Мир детства: дошкольник / В. Аванесова, Л. Венгрер, Н. Ветлугина и др.; сост. Л.Е. Журова, Т.С. Комарова. М.: Педагогика, 1979. - 415 с.
75. Мирек А. Гармоника. Прошлое и настоящее. М.: «ИНТЕРПРАКС», 1994.-534 с.
76. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. М.: Музыка, 1967. 196 с.
77. Мирек А. Курс эстрадной игры на аккордеоне. М.: Вел ее, 1995.-276 с.
78. Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1977.
79. Мирек А. Справочник по гармоникам. М.: Музыка, 1968. — 132 с.
80. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. М.: Советский композитор, 1974. -212 с.
81. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение/Мария Монтесори. -М.: Астрель: ACT, 2006. 349, 3.
82. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения: учебн. пособие / сост. Г. Цыпин Белгород, 2007. -412 с.
83. Музыкальный энциклопедический словарь/Гл. ред. Г. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
84. Мухина В. Психологические особенности преддошкольного и дошкольного возраста. В уч. пособии: Возрастная и педагогическая психология. Ред. А. Петровского. -М., 1973
85. Наумов Г. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1972.
86. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. М.: Музыка 1982. - 300 с.
87. Никитин Б. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — 3-е изд.,доп.>-М.: Просвещение, 1991 160 с. > -:
88. Николаев В. Шопен-педагог. М.: Музыка, 1980. - 93 с.
89. Николаева А.И. Педагогические принципы Л.А. Баренбойма и современность. М., 2007
90. Николаева Е.В. Концептуальный подход к изучению истории отечественного музыкального образования. М., 1999
91. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в школе / ред.: И. Зверев, А. Пышкало. М.: Педагогика, 1987. - 213 с.
92. Онегин А. Школа игры на баяне. М.: Музыка, 1971. 192 с.
93. Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне. М.: Музыка, 1977.
94. ЮЗ.Панайотов Л. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1984. -192 с.
95. Петрушин В. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. с.384
96. Подвойский В.П. Подготовка специалистов в области дополнительного профессионального образования: формирования современной идео-логемы. М., 2006
97. Юб.Подвойский В.П. Профессиональная подготовка специалиста: интеграция педагогических идей как способ раскрытия личностного потенциала. М., 2007
98. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. Кирнарская, Н. Киященко, К. Тарасова и др.: Под ред. Г. Цыпина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.
99. Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Сост.-ред. А. Е. Тарас. М.: ACT; МЫ.: Харвест, 2005. - 720 с.
100. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. — М.: Издательский дом «Композитор», 200 h 224 с.
101. ПО.Радынова О. П., ГруздоваИ. В., Комиссарова JI. Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. Заведений: М. Academia, 1999. 172с.
102. Ш.Радынова О. Слушаем музыку. Кн. для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада. М. Просвещение, 1990. 158 с.
103. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1999
104. ПЗ.Ражников В. Резервы музыкальной педагогики. М., «Знание», 1980. -96 с.
105. Ригина Г. Книга для учителя: Музыка: Обучение; Творческое развитие; Воспитание (система развивающего обучения Л.В.Занкова).- Самара: Корпорация "Федоров", 2005. — 224с.
106. Савшинский С. Пианист и его работа. — JL: Советский композитор, 1961.-272 с.
107. Пб.Семенов В. Современная школа игры на баяне. М.: Музыка, 2003. — 216с.
108. Серякова С.Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования. М., 2005
109. Скаткин М. Совершенствование процесса обучения: проблемы и суждения / М. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. - 206 с.
110. Смирнов М. Эмоциональный мир музыки: Исследование. М.: Музыка, 1990. с.320
111. Смирнова М. Артур Шнабель. Л.: Музыка, 1979. 96 с.
112. Ш.Старчеус М.С. Слух музыканта. М., 2003. - 640 с.
113. Стравинский И. — публицист и собеседник / (Ред. -сост. В Варунц). -М.: Сов. композитор, 1988. 504 с.
114. Субботина Л. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 192 с.
115. Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. М. Педагогика 1988.- 173с.
116. Тимакин Е. Воспитание'пианиста. Методическое пособие. 2-е,изд. М.: Советский композитор, 1989. 144 с.
117. Тышкевич Г. Молодому баянисту. М.: Музыка, 1971. 96 с.
118. Ушенин В. Актуальные проблемы народно-инструментальной педагогики: Избранные статьи и очерки. Ростов-на-Дону, 2005. - 106 с.
119. Ушенин В. Звукоизвлечение и организация движений технического аппарата баяниста. Методические указания для заочников культ.-просвет, училища. — Ростов-на-Дону, 1981
120. Фрид Г. Музыка общение - судьбы: О московском молодежном музыкальном клубе. Статьи и очерки. - М.: Сов. композитор, 1987.
121. ИШЖкзанов П.А. Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе «учитель-ученик» (на материале индивидуальных занятий художественно творческой деятельности). М., 2006
122. Художественный образ в исполнительском искусстве. Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Межвузовский сборник статей/ Ред.-сост. А. Глазунов / Магнитог. гос. консерватория. Магнитогорск, 2004.-235с.
123. Цыпин Г.М. Интервью с Д.Б. Шафраном // Музыкальная академия. -1992.-№3.
124. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учеб. пособие для студ. муз.-пед. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 192 с.
125. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. Композитор, 1998. — 384 с.
126. Шаляпин Ф. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах / Сост., вступит, ст. М. Иванова; Примеч. и указ. имен В. Гармаша. М.: Моск. Рабочий, 1989.-384 с.
127. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. М., 1986.
128. Шацк£я В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / Шацкая В. Москва: Педагогика, 1975. - 200 с.
129. Шнабель А. Моя жизнь и музыка. в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 3. М., 1967
130. Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. с.128
131. Шульпяков О. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. — СПб.: Композитор -Санкт-Петербург, 2005, 36 с.
132. Шульпяков О. Техническое развитие музыканта. Проблемы методологии. Л.: Музыка, 1973.- 104 с.
133. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. — М., 1956.143 .Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Отв. ред. Э. Абдул-лин. М.: Прометей, 2001. - 424 с.
134. Юдин А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века. М., 2004.
135. Якупова О. Исполнительская, педагогическая и редакторская деятельность Альфреда Корто. Магнитогорск, 1999.
136. Ястребов Ю. Владимир Бесфамильнов. Тернополь, 2006. - 528 с.
137. Абрамов Б., Гълъбов Г., Лук X. Школа за аккордеон. София.: Музи-ка, 1985. с. 320.
138. Алексеев И. Викладання гри на баян;. Кит.: Музично. литератури, 1957. - 144 с.
139. Давидов М. Теоретичш основи формувания виконавско1 майстерност1 баянюта (акордеонюта). Наукове видання. — Луцк: Волинська обласна друкарня, 2006. 308 с.
140. Eks G. Akordeona skola. Riga: Latviesu valsts izdevnieciba, 1961.154.0rzechowski J. Szkola gry na akordeonie. Polskie Wydawnictwo
141. Muzyczne, 1974. c.112. 155.Sivakova A. 6-7 gadigo bernu akordeona speles macibu metodikas daziaspekti. Daugavpils: Saule, 2002. 108 1pp.
142. Серотюк П.Ф. Баян. Перша 3ycTpi4. Школа гри. Навчальний поабникдля юних баяшст1в. Тернопшь: Навчальна книга - Богдан, 2008.
143. Slota-Krieg I. Neue schule fur akkordeon. Band I. VEB Friedrich hofmeister Leipzig, 1954. 56.120c.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.