Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ломаева, Наталия Николаевна

  • Ломаева, Наталия Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 187
Ломаева, Наталия Николаевна. Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1998. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ломаева, Наталия Николаевна

Введение 3-

Глава I. Теоретические и методические основы процесса развития и формирования образного мышления студентов на занятиях композицией. 14-

§1. Философские аспекты процесса развития образного мышления у художника в работе над произведением искусства. 14-

§2. Психолого-педагогические основы формирования образного мышления в процессе обучения композиции 27-

§3. Методические основы системы формирования образного мышления студентов на занятиях композицией. 49-

Глава П. Разработка методической системы формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях композицией. 65-

§1. Особенности развития образного мышления студентов на занятиях по композиции. Поисковый и констатирующий этап педагогического эксперимента. 65-

§2. Предлагаемая модель экспериментальной методической системы формирования образного мышления студентов на занятиях композицией. 83-

Глава Ш. Экспериментальная проверка эффективности методической системы формирования образного мышления студентов художественно-графического факультета (формирующий и сравнительный этапы эксперимента). 114-

§1. Формирование образного мышления студентов в процессе выполнения основных заданий, в сочетании с целенаправленными упражнениями по композиции (1 курс). 115-

§2. Развитие образного мышления студентов на последующих курсах (4 курс) обучения на художественно-графическом факультете педагогических вузов. 140-157 Заключение. 158162 Библиография. 163-177 Приложение. 178

Введение.

Проблема -исследования и ее актуальность.

Социально-экономическое развитие нашей страны, создание рыночной экономики, особенности современного этапа научно-технического прогресса обуславливают творческий характер труда. В свою очередь это требует повышение эффективности и качества обучения, воспитания творческой активности и творческих способностей у подрастающего поколения, что является важным и необходимым условием развития нашего общества. Эту ответственную задачу призваны решать и художественно-графические факультеты институтов и университетов, поскольку изобразительное искусство является одним из важнейших средств формирования творческих способностей человека и воспитания его социальной активности. Формирование образного мышления будущих учителей изобразительного искусства требует повышения эффективности и качества подготовки специалистов для современной школы.

К числу не достаточно решенных проблем подготовки учителей изобразительного искусства в системе педвузов мы относим проблему формирования их образного мышления на этапе обучения композиции.

Эта проблема обуславливается рядом специфических, проблем, проистекающих из самого предмета «Композиция», так и определяющихся условий подготовки художников-педагогов в системе педвузов.

Изучая особенности композиционной учебно-творческой деятельности студентов, анализируя результаты их работы, нельзя не согласиться с тем, что человек, занимающийся изобразительным творчеством, формирует свое мышление в ключе специфики искусства и деятельности, детерминированной образными представлениями. Поэтому неслучайно специалисты подчеркивали и подчеркивают значение сформированности образного мышления в развитии творческих способностей человека. Так, Н.К Крупская писала: «Необходимо развивать образное мышление. Оно связано с силой зрительного восприятия, с умением наблюдать,развитием памяти и образного воображения» Л1/. «художественная школа должна трудиться над воспитанием образного мышления», - отмечает Н.Н. Волков /23,7/. Уделявший много внимания этому вопросу А.В. Луначарский говорил, что «.язык образов гораздо ближе к жизни по лестнице абстрагирования, чем публицистика и чем научная обработка действительности. Внизу, как общая почва, лежит действительность. Как наука, так и искусствоть воем роде познавательная обработка действительности. Материал, даваемый действительностью, перерабатывается в выразительности и яркости. Но в то время как наукаарается влитьои выводы в обобщения логического характера, в законы и формулы, художник делает такие обобщения, вкладывая их в типы и типичные предложения» /98,42/. Следовательно, рассмотрение проблемы формирования образного мышления в процессе обучения изобразительному искусству должно опираться на методологические принципы теории познания, теории отражения, раскрывающейщество взаимоотношениябъективного и объективного в художественном творчестве, выявляющей активную роль художника и в то же время предупреждающей абсолютизацию этой роли. При этом важно опираться на учение о двухупенях, познания (чувственного и рационального) в ихотношениях и взаимодействии. Основываясь на этих общефилософских положениях, отдельные исследователи творчества и обучения творчеству гипертрофируют ту или инуюупень, пытаясь теммым достичь особых результатов, хотя большинство опытных педагогов-исследователей признают нерасчленимость двух - рационально-логического и эмоциональных начал в развитии полноценныхойств художественного восприятия, образного осмысленияедств выражения художественного образа.

Различное понимание форм и методов художественного воспитания вызвано еще и тем, что в последние годы преобразовывается и сама художественная практика искусства. Художники-профессионалы, стремясь к поиску новых форм выражения проблематики жизни, экспериментируют, что не всегда совпадает с представлением об искусстве, как сложной формой выражения мыслей и чувств, а вызывает уверенность в том, что художником можноать и без особых усилий, перешагнув нелегкий путь приобретения профессионального мастерства в обучении. Проблема методики подготовкиециалистов по изобразительному искусству, таким образом, поделилась на две тенденции: одна - поиск возможностей творческого развития вответствиирешением определенного кругаециальных учебных задач, другая - поиск возможностей активизации художественного восприятия на основе усиления роли эмоциональной отзывчивости обучающихся. Здесь важно помнить одно, что художественный образ - «понятиеожное, многогранное и многомерное,язанноепредставлениями об отношении искусства к действительности, о роли художника, о внутренних законах искусства,проблемой художественного восприятия» /160,241/. «Его основные функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая, воспитательная. Только воейвокупности они раскрываютецифические особенности образа» /Там же/. Следовательно, для его «создания» требуется определеннаяециальная подготовка, определенные знания, умения и навыки восприятия действительности и использованияедств образного выражения в искусстве.

Рассмотрение проблемы формирования образного мышления студентов на занятиях по композиции требует учета данных философии и эстетики, психологии и физиологии, педагогики и методики искусства, которые в той или иной степени раскрывают процесс формирования у человека образного мышления в изобразительном творчестве. При этом важно учитывать, что для философии мышление выступает прежде всего, как историческое развитие познавательных способностей человека. Философию (теорию познания) интересуют прежде всего конечный результат (продукт) познавательной деятельности, по которому можно судить об особенностях выражения художественного, а, следовательно, и восприятия и осмысления жизни художником. Художественный образ исторически изменчивое понятие: в каждую эпоху (исторический отрезок развития общества) отмечается своеобразие художественного отражения мира. Поэтому художественный образ античности отличается от образа искусства эпохи Возрождения

И т.д.

В отличии от философов, психологов интересует сам процесс порождения продуктов творчества. Физиология высшей нервной деятельности изучает динамику нервных процессов, с помощью которых реализуются акты мышления. Эстетика изучает «законы красоты» в искусстве и деятельности, эстетическое восприятие и познание жизни через искусство, творчество людей, пользуясь данными философии и психологии творчества. На основе данных этих наук педагогика строит содержание основ обучения и воспитания, определяет формы и методы учебного процесса. Поэтому при рассмотрении проблемы развития образного мышления важно опираться на труды искусствоведов-философов, как: «Художественный образ и гносеологическая специфика искусства». М. (1981) Андреева А.А.; «Эстетика. Искусство. Искусствознание» (1983) Ванслова В.В.; «теория отражения в художественном творчестве» (1970) Васильева С.; «Искусство как мышление» (1982) Ермаш Г.Л.; «Искусство и эмоции», «От художника к зрителю» (1978) Раппопорт С.Х. pi др.

Важно опираться на данные современной психологии, ибо в ней содержится ключ к решению проблемы. Так, вьщающийся советский психолог JI.C. Выготский и его ученики: А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др. детально рассматривают сложнейшие механизмы мышления как творческого процесса. Но эти исследования не касаются методики развития образного мышления, характеризуя его как процесс взаимодействия субъекта и объекта познания и специфическое его своеобразие.

Решению проблемы совершенствования методики образного мышления студентов художественно-графических факультетов в процессе обучения композиции способствуют теоретические и методические разработки художников-педагогов, непосредственно занимающихся в системе подготовки учительских кадров по изобразительному искусству (Н.Н. Ростовцев, B.C. Кузин, Г.В. Беда, Е.В. Шорохов, А.А. Унковский, Н.Н. Анисимов, А.С. Пучков, А.Е. Терентьев, А.Д. Алехин, А.П. Яшухин, Т.С. Комарова, А.В. Триселев, Л.Г. Медведев и др.)

Весьма полезным материалом служат работы Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко и др.

Исследование осуществлялось на основе изучения теоретического наследия художников-практиков: В.А. Фаворского, Е.А. Кибрика, А.А. Дейнеки, К. Пет-рова-Водкина, К.Ф. Юона, Б.В. Иогансона и др., а также материалов в работах М.В. Алпатова, Н.Н. Волкова, Е.О. Котовой, Р. Арнхейма, Е. Розенблюма, В.Н. Козлова и др.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией»

Знание студентами и педагогами приемов и способов создания художественных образов позволит раскрыть творческую индивидуальность каждого студента, поможет преподавателю найти индивидуальный подход к каждому студенту на занятиях по композиции. На ряду с этим, практическое решение данной задачи не возможно без знания студентами и педагогами особенностей самого процесса образного мышления, методики и способов создания художественных образов. Указанное противоречие и определило проблему исследования - формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетах педагогических вузов на занятиях композицией.

Цель исследования - теоретическое и практическое решение данной проблемы формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов на занятиях композицией, посредством специально разработанной системы упражнений по композиции, способствующей эффективному формированию у студентов способности к образному мышлению.

Объект исследования -является процесс обучения и композиции студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Предмет исследования - методика формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией.

Изучение специальной литературы, обобщение опыта работы в системе подготовки художников-педагогов, анализ предварительных материалов исследования проблемы формирования образного мышления позволили выдвинуть гипотезу исследования: если в процессе обучения композиции принять разработанную нами целостную методическую систему, включающую в себя: а) цели и задачи обучения композиции, в том числе основные задания по композиции и специально разработанную нами систему практических упражнений, предполагающую поэтапное усложнение ее теоретического и практического содержания заданий, направленную на поэтапное формирование компонентов образного мышления, а именно - художественного восприятия произведений искусства, его углубленного анализа, художественного восприятия действительности и ее отражения средствами композиции в эскизах - как результате упражнений; б) формы и методы обучения, методические приемы; в) средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия и т. п.), то это позволит активизировать формирование образного мышления студентов, потому, что отобранные известные в педагогике формы и методы обучения удачно сочетаются в данной методической системе и позволяют наиболее успешно развивать творческие способности личности, а разработанная нами подсистема практических упражнений и методика ее использования обладает большими возможностями и значительно повышает уровень сформированности образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов.

Задачи исследования:

• выявить теоретические и методические основы разработки методики развития образного мышления студентов в процессе обучения композиции;

• установить особенности и исходные уровни образного мышления студентов;

• определить основные принципы создания экспериментальной системы упражнений, нацеленной на развитие компонентов образного мышления, выделить ее основные методические характеристики;

• определить пути активизации учебно-творческого процесса на основе использования упражнений по композиции;

• провести экспериментальное обучение с целью выявления эффективности системы упражнений по композиции как дидактического средства развития образного мышления студентов;

• разработать на основе экспериментального обучения методические рекомендации по формированию образного мышления студентов посредством использования специальной системы упражнений.

Методологической основой исследования являются научные труды философов, психологов, искусствоведов, педагогов, посвященных методологии научных и педагогических исследований.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами исследовались следующие методы исследования'.

• анализ литературы по эстетике, философии, психологии, педагогике, теории изобразительного искусства.

• анализ действующей и экспериментальных программ по композиции и обобщение педагогического опыта.

• анализ живописных произведений мастеров изобразительного искусства.

• педагогическое наблюдение за процессом деятельности преподавателей и студентов на занятиях по композиции.

• изучение и обобщение педагогического опыта на основе анкетирования, беседы со студентами и преподавателями ВУЗов.

• проведение и обработка данных педагогического эксперимента. Экспериментальному исследованию предшествовало изучение специальной литературы по проблемам, связанным с формированием и развитием творческих способностей и творческого мышления в обучении изобразительному искусству. Кроме того, использовался метод наблюдения и анализа композиционной деятельности студентов, опрос, анкетирование студентов и педагогов-художников, метод срезов по Игнатьеву Е.И., проведение экспериментально-опытного обучения и выполнение отдельных специальных заданий по композиции.;.

Научное исследование проводилось на базе Витебского педагогического университета, Магнитогорского педагогического института , Красноуфимского педагогического колледжа.

Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. Разработана методическая система формирования образного мышления студентов, которая включает в себя:

•цели и задачи обучения композиции, в том числе основные задания по композиции, и специально разработанную нами систему практических упражнений, направленную на поэтапное формирование компонентов образного мышления, а именно - художественного восприятия произведений искусства (образцов) , углубленного анализа, художественного восприятия действительности и ее отражения средствами композиции в эскизах- результатах упражнений;.

•формы и методы обучения, методические приемы;

•средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.п.)

2. Выявлены и определены индивидуальные и типовые уровни сформиро-ванности образного мышления по разработанным критериям и параметрам, разработаны содержание и последовательность упражнений, составлена методика целенаправленного развития композиционных представлений.

На основе экспериментальной работы по использованию системы упражнений выявлены основные условия педагогического и методического руководства композиционной деятельностью студентов, а также определены возможности поуровневого использования в системе занятий и самостоятельной подготовки.

Исследование позволило определить индивидуальные и типовые уровни сформированное™ образного мышления по разработанным критериям и параметрам, установлены содержание и последовательность упражнений, доказано положительное влияние на развитие компонентов образного мышления, наконец, разработана методика целенаправленного развития композиционных представлений, определена структура «модели» функционирования компонентов образного мышления в упражнениях по композиции в соответствии изучаемых разделов (жанров) композиции.

Теоретическая значимость заключается в том, что: а) рассмотрен комплексный подход формирования общего и индивидуального образного мышления у студентов; б) результаты данного исследования могут быть использованы в других исследованиях смежных проблем.

Практическая значимость работа заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания, в разработке и совершенствовании процесса обучения композиции, при корректировке учебнотворческих и учебных программ по композиции и дисциплинам специального цикла. Материалы исследования могут быть учтены при изучении смежных проблем творческой подготовки художников-педагогов, а также учащихся педагогических колледжей. В основном практическая значимость результатов и выводов заключается в разработке комплексного подхода для формирования общего и индивидуального образного мышления у студентов на занятиях композицией и методики его использования с целью повышения эффективности курса композиции, совершенствования профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены теоретической базой исследования, а также данными, полученными в ходе проведения экспериментальной работы, выразившимися в более высоким уровнем профессионально-композиционной подготовки студентов художественно-графических факультетов и умением самостоятельно создавать выразительные творческие произведения.

Апробация и внедрение результатов. Основные результаты исследования внедрены в практику обучения композиции на художественно-графических факультетах Витебского Педагогического университета, Магнитогорского педагогического института, а также Красноуфимского педагогического колледжа, отражены на Научных чтениях (1994, 1995, 1996, 1997), в МПГУ, в тезисах и статьях. На защиту выносится разработанная, научно-методически обоснованная, экспериментально-апробированная система формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетах педагогических вузов, которая включает в себя: цели и задачи содержания обучения композиции, в том числе основные задания по композиции испециально разработанную нами систему практических упражнений, предполагающую поэтапное усложнение ее теоретического и практического содержания, направленную на поэтапное формирование компонентов образного мышления, а именно - художественного восприятия произведений искусства, его углубленного анализа, художественного восприятия действительности и ее отражение средствами композиции в эскизах - как результате упражнений; формы и методы обучения, методические приемы; средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.)

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ломаева, Наталия Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, выполненное исследование подтвердило гипотезу, согласно которой внедрение в учебно - творческий процесс по композиции целостной методической системы, направленной на формирование образного мышления студентов ХГФ в поэтапном усложнении ее теоретического и практического содержания, является эффективным средством их профессиональной подготовки.

Доказательство истинности гипотезы было связано с решением поставленных перед исследованием задач и достижения общей цели работы. Так, нами было проведено достаточно широкое изучение теоретических основ развития образного мышления и творческого воображения, рассмотрены искусствоведческие и психолого - педагогические предпосылки решения проблемы исследования в рамках специфики обучения будущих художников - педагогов по композиционным упражнениям. Разработана структура модели функционирования основных компонентов образного мышления в экспериментальной методической системе (с включением аналитических, синтезированных и творческих упражнений), выделенной нами в соответствии с особенностями композиционной работы над созданием художественного образа в эскизе.

Анализ программ по композиции, методической литературы, наблюдение за процессом композиции на занятиях, беседы с преподавателями свидетельствуют о том, что педагоги не имеют достаточных знаний о методике формирования образного мышления, и как следствие этого, студенты в своей практической деятельности отдают приоритет решению технической стороны в решении стоящих перед ними образных задач, что несомненно приводит к снижению уровня специальной подготовки художников - педагогов, их творческий профессиональный потенциал.

На основе пробных, поисковых и констатирующего экспериментов, нами был получен материал, отражающий различные уровни сформированности образного мышления студентов до основного экспериментального обучения, параметры их художественного восприятия действительности и произведений искусства и отражения результатов образного мышления в их композициях, а также критерий оценки умений и навыков использования средств композиции и отражения образного мышления в практических работах. Этот материал позволил нам построить экспериментальную методическую систему формирования образного мышления студентов на занятиях по композиции, использование которой позволило решить ряд вопросов, связанных с проблемой формирования образного мышления, композиционных представлений, умений и навыков выполнения действий по использованию средств композиции, что в конечном счете обеспечивает эффективное развитие компонентов образного мышления.

Разработанная и экспериментально проверенная нами методическая система включает в себя: 1) цели, задачи и содержание, которое представлено разработанной нами экспериментальной программой формирования образного мышления, 2) дидактические принципы, формы, методы и методические приемы, 3) средства обеспечения всех учебно-воспитатешлтых и развивающих процессов на занятиях композицией (ТСО, наглядные пособия и т.д.).

Использование методической системы по композиции как средства формирования образного мышления студентов по разделам учебной программы: "Натюрморт", "Интерьер", "Тематическая композиция", "Одно и двухфигурная композиция" показало, что проблема подготовки художников - педагогов может осуществляться более эффективно в процессе оптимизации условий развития композиционных представлений студентов, которые содержат в себе:

1) художественное восприятие произведений искусства (образца) и его углубленное изучение в аналитических заданиях и упражнениях;

2) художественное восприятие действительности с активным использованием синтезированных и творческих упражнений.

Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что рациональное объединение в пределах разрабатываемой темы по композиции различных приемов активизации эмоционально - эстетических и познавательных сторон восприятия и логического осмысления способов образного отражения в произведении (эскизе, этюде, зарисовках) способствует развитию профессионально - художественных качеств студентов. Использование выделенных нами аналитических, синтезированных и творческих упражнений служило развивающим фактором, создающим условия для более свободного хода творческой мысли, формированию образного мышления, композиционности и изобразительности представлений и воображения. При этом важно и необходимо изучать природу формирования "изобразительных" представлений. На наш взгляд это может осуществляться в последовательных и непрерывных упражнениях, развивающих образную память на основе закрепления образов восприятия в регулярных набросках и эскизах, усложняющихся по мере индивидуального усвоения познавательного и практического материала обучающимися. Так, в процессе освоения "Натюрморта", студенты приобретают способность и навыки композиционного представления простых по форме предметов. Формирование композиционных и изобразительных представлений происходит на материале основных форм: квадрат, призма, пирамида, шар. Выполнение композиционной работы по жанру "Интерьер" усложняется специфическими внешними и внутренними особенностями и образными смыслами, что требует наличия определенного уровня развития образного мышления, соответствующей подготовки по художественному восприятию и в выполнении действий по реализации средств композиции. Композиционное освоение жанра "Однофигурная композиция" обуславливается сложностью задач аналитических знаний в этой области изучения специальных дисциплин, необходимостью достаточно широкого круга теоретических знаний и практических навыков использования средств композиции в работе с натуры, по памяти и по представлению. Тематическая многофигурная композиция объединяет в себе весь комплекс сложностей знания "языка" искусства, развитости художественного восприятия, воображения и фантазии. Поэтому для эффективного использования методической системы обучения по композиции следует опираться не на общие положения, предусматривающие широчайший спектр форм и методов художественного образования, требующие несколько лет специальной подготовки по композиции, а исходить из реальных уровней подготовки будущих учителей и условий их подготовки. Дифференцированный индивидуальный личностный подход, основанный на высоком психологб - педагогическом уровне педагога - художника и его профессиональной подготовке по композиции, позволяет решать задачи обучения композиции на достаточно высоком методическом использовании форм и средств развития способностей, необходимых для создания художественного образа произведения. Так, например, важно, чтобы преподаватель композиции соотносил знания студентов с теми "образцами", которые он демонстрирует как наглядные средства. Вряд ли будет рациональным рассматривать в качестве наглядности сложную работу профессионала в процессе изучения таких средств как линия, штрих, тон. Здесь более уместным и продуктивным будет использование несложной работы художника, но доступной для понимания обучающихся. Сложные же работы художников должны рассматриваться с целью развития их общего круга художественно - эстетического восприятия. В случае же освещения какой-либо закономерности композиции важно находить те оптимальные формы анализа, которые способствуют развитию композиционных представлений студентов. Формирование же композиционных представлений осуществляется не только в процессе анализа, но и на основе практическошл опыта использования изучаемых средств в эскизной работе по тому или иному жанру.

Экспериментальное исследование показало, что в целях оптимизации учебного процесса по композиции следует использовать возможности межпредметных связей, интеграцию специальных дисциплин цикла изобразительное искусство, специально оборудованные для этого кабинеты с наглядными пособиями и ТСО, использование которых создает качественное выполнение аналитических и синтезированных упражнений.

Экспериментальное исследование особенностей формирования образного мышления студентов ХГФ на основе специально разработанных упражнений позволило выявить узловые моменты, обеспечивающие качество усвоения дисциплины "Композиция", К ним мы относим:

• связь и зависимость уровней сформированных композиционных представлений и уровней, глубины осмысления средств композиции в процессе выполнения художественного восприятия произведений искусства по изучаемому жанру;

• обусловленность художественного восприятия действительности художественным уровнем подготовки по композиции;

• зависимость уровней мыслительных процессов, сопровождающих этапы композиционной работы над эскизом, от характера "установок";

• зависимость выражения художественного образа в эскизе от уровня развития умений и навыков использования средств композиции;

• уровень эмоционально - эстетической отзывчивости на художественный образ от широты историко - литературных и жизненных знаний определяется личностными и образовательными данными обучающихся;

• способность выполнять композиционную pa6oiy по памяти и по представлению создает основные предпосылки активного формирования образного мышления.

Проблема систематизации упражнений, развивающих компоненты образного мышления студентов на начальном этапе подготовки по композиции, требует дальнейшего исследования в рамках учета сложных и специфических условий подготовки художников - педагогов в системе педвузов.

Вместе с тем, проведенное исследование эффективности предложенной нами целостной методической системы обучения, позволяет нам фактически убедиться в том, что ее использование повлияло на качественный уровень параметров композиционной деятельности, определяющих специфические свойства образного мышления, и обеспечило тем самым решение поставленных в исследовании задач.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ломаева, Наталия Николаевна, 1998 год

1. Авсиян О.Н. Натура и рисование по представлению: учеб. Пособие для студентов средних худож. учеб. Заведений. - М.: Изобраз. Искусство, 1985. - 151 е., илл.

2. Аксенов Ю.Г. Образ и материал. М.: Сов. Россия, 1977. -111 с.

3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. -160 е., илл.

4. Алпатов М.В. Камиль Коро: Монография. М.: Изобраз. Искусство, 1984-176 е., илл.

5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб. методич. Пособие. - М: Высшая школа, 1980. -386 с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: Сокр. Пер. с англ. В.П. Самохина. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

7. Банщиков В.М., Короленко Ц.П. Эмоции и воображение. -Новосибирск, 1975. -123 с.

8. Беда Г.В. К вопросу о дарованиях и талантах // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М.: МГПИ им В.И.Ленина, 1983.-С.46-51.

9. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2109 "Черчение, рисование и труд" 2-е изд. Перераб. И доп. - М.: Посвящение, 1981. - 239 е., илл.

10. Блох М.А. Творчество в науке и технике. ПГ.: 1920. -140 с.

11. П.Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.:1. Просвщение, 1964. 547 с.

12. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта (Изображение вещи в живописи XYIII XX вв.). - М.: Советский художник, 1989. -192с., илл.

13. Борев Ю.Б. Эстетика, 3-е изд. М.: Политиздат, 1981. - 399 е., илл.

14. Брушлинский А.В. Воображение и познание // Вопросы философии. -М.: 1967. № 11. С. 18-43.

15. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Наука, 1970.-157 с.

16. Ван-Гог В. Письма. M.-JL: Ис-во, 1966. - 602 с.

17. Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобраз. Искусство, 1989. -328 е., илл.

18. Васильев А.А. Теоретические и методические обоснования начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника -педагога: Ав-тореф. Дис. канд. пед .наук. М., 1983. -16 с.

19. Верхитина-Васютина А.И. Органы чувств в онтогенезе // Известия АПН РСФСР. Вып. 9. - М., 1958. - С.46-72.

20. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. - 591 с.

21. Возрастная и педагогическая психология (Под ред. Гомезо М.В., Ма-тюхиной В.В., Михальчук Т.С.) учебное пособие для студ. пед. институтов по спец. №2121 "Педагогика и методика начального обучения". М.: Просвещение, 1984.-256с.

22. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Изд-во МГУ, 1982.173 с.

23. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1984. - 220 е.,илл.

24. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - 508 е., с илл.

25. Вожов Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985. - 320 е., илл.

26. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. Изд-во Мо-сковск. ун-та, 1984. - 376 с.

27. Вопросы психологии способностей // Сб. Статей / Под ред. В.А. Кру-тецкого. М.: Педагогика, 1973. -216 с.

28. Вопросы педагогики художественных дисциплин // Сб. науч. тр. / Ред.кол.: Г.В. Беда, Ю.К. Боджанов, В.И. Денисенко, Р.Г. Ломоносов, А.П.Яшухин. -Краснодар: Кубан. ун-т, 1982. -142 с.

29. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С.67 - 88.

30. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. ВВ. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

31. Выготский С.Л. Структурная психология. Основные течения современной психологии. М.-Л., 1930.206 с.

32. Гегель Г. Эстетика: В 4-х т. / Под ред. Мих. Лившица. М.: искусство,1969.

33. Гете И.-В. Об искусстве. Сост., вступит. Статья и примеч. А.В. Гулыги. -М.: Искусство, 1975. 663 с.

34. Глезер В Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. - 246 с.

35. Говорун Д.И, Природа художественного воображения: Дис. . канд. фил. Наук. Киев, 1975. -175 с.

36. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. -432 с.

37. Георги Р. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970269 с.

38. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 239 с.

39. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: Сов. художник, 1984. - 272 е., илл.

40. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 399 с.

41. Дейнека А. Из моей рабочей практики. М.: Изд. Акад. художеств СССР, 1961.-148 с.

42. Дейнека А.А. Учитесь рисовать: беседы с изучающими рисование. -М.: АХ СССР, 1961.-224 е., шш.

43. Денисюк А.С. Развитие воображения. Киев: 1972. -173 с.

44. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим. 2-е изд.,перераб. И доп. -М.: Знание, 1987 (Наука и прогресс). - 240 с.

45. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / Цикл лекций дня студентов педагогических вузов и учителей общеобразовательной школы. Смоленск: 1974. -152 с. с илл.

46. Дудецкий А.Я. Воображение. Смоленск: 1969 - 94 с.

47. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977. -320 с.

48. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972. -184 с.

49. Ермеев А.Ф. Границы искусства. М.: Искусство, 1987. - 319с.

50. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. - 124с., илл.

51. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. -М.: Искусство, 1986. 158 е.,шш.

52. Загянская Г.А. Пейзажи Александра Иванова. Проблема живописного метода художника.- М.: Искусство, 1976. -1199 е. , илл.

53. Зальцман Е.П. Этапы формирования навыков художественного восприятия /Совершенствование учебно-воспитательной работы в педагогическом вузе. Алма-Ата, 1978. С.64-71.

54. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. М.: Изобраз. Искусство, 1986. - 328 е., илл.

55. Зинченко В.П., Вергйлюс Н.Ю. Формирование зрительного образа. -М.: Изд-во МГУ, 1969. -106 с.

56. Золотников В.Г. Прогресс воображения в художественном творчестве: Дис. канд. философ. Наук. М., 1966. -162 с.

57. Золотников В.Г. Художественное творчество как особый вид эстетической деятельности // Эстетическая деятельность в социалистическом обществе / Ин-т философии АН СССР. М.: Искусство, 1986. - С. 97-128.

58. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 19916- 242 с. (Зарубежная школа и педагогика).

59. Игнатьев Е.И. Возрастные особенности формирования зрительного образа у детей //Учен. Зап. № 194 / МПГУ им. В.И. Ленина. -1963 С. 5-36.

60. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: Дис. . канд. пед. наук. -М.: 1981. -264 с.

61. Игнатьев Е.И. Психологическое исследование представления и воображения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -196 с.

62. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Изобразит, искусство, 1968. - 32 с.

63. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Психологические исслед. представлений и воображения. М.: Известия АПН РСФСР. - АПН РСФСР. - Вып. 76.1956. - С. 3-17.

64. Илиади А.Н. Природа художественного таланта. М.: Сов. писатель, 1985.-535 с.

65. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М.: АХ СССР, 1959.-247 с.

66. Кайфа Ф. Воображение и память СПб. 1886. 97 с.

67. Казин A.JI. Художественный образ и реальность. JL: ЛГУ, 1985. -119 с.

68. Капланова С.Г. Психологический анализ работы художника над картиной // Психология рисунка и живописи / Вопросы психологического исследования формирования образа /. М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1954.-С. 141-196.

69. Капланова С.Г. Процессы воображения в создании произведений живописи / Вопросы психологического исследования формирования образа/, М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1954. - С. 197-224.

70. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению: 1. Суриков. 2. Врубель. 3. Петров-Водкин. М.: Изобраз. Искусство, 1981. -216 е., илл.

71. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. / Сост.,автор примеч. Е.Д. Кардовская. М.: АХ СССР, 1960. - 340 с.

72. Криенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 е., илл.

73. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Тип. ГА ВС, 1992.- 172 с.

74. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности // проблемы способностей / Отв. Ред. В.Н. Мясищев. М.: АПН РСФСР 1962.-С. 153-164.

75. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая промышленность, 1981. - 260 с.

76. Компеирэ Г. Основания элементарной психологии. СПб. 1895. -117 с.

77. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979-144 с.

78. Коршунова Л.С., Пружинин В.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. М.; Изд-во МГУ, 1989. -182 с.

79. Коровин В.И. Художественный талант. -М.: Знание, 1980.48 с.

80. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). Новосибирск: Изд-во Наука, сиб. Отделения, 1975. - 110 е., илл.

81. Костин В., Юматов В. Язык изобразит, ис-ва. М.: Знание, 1978. - 109 с.

82. Кочик О.Я. Живописная система Борисова-Мусатова. М.: Искусство, 1980.-319 с.

83. Крамской об искусстве / Сост., авт. Вступ. стати Т.М. Коваленская. 2-е изд., доп. - М.; Изобраз. Искусство, 1988. -176 е., илл.

84. Кристофанелли Роландо. Дневник Микелоанджело Неистового / М.: Радуга, 1985. 416 с.

85. Крутецкий В.А. Исследование специальных способностей, их структуры и условия формирования и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под. ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. - С. 206-221.

86. Кузин B.C. Психолого-педагогические основы формирования способностей к изобразительной деятельности // Учен. Записки № 150 Свердловского пед. ин-та. Свердловск, 1971. - С. 52-66.

87. Кузин B.C. Психология / Под. ред. Б.Ф. Ломова: Учебник. 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.

88. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М.: Изд-во Наука, 1978.184с.

89. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1986.159 е., илл.

90. Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1962. - 32 с.

91. Лилов А. Природа художественного таланта. М.: Искусство, 1981.480 с.

92. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2-х т. Т.2/ Под общ. ред. Б.В. Леграна и A.M. Эфроса. М.-Л.: Академия, 1935.- 490 е., илл.

93. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 340 с.

94. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. / Под ред. В.В. Давыдова и др.: Автор очерка об Леонтьеве В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 391с. - Т. 2. 318 е., шт.

95. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. -1960.-№1.-С. 7-16.

96. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Англиципация в структуре деятельности. -М.: Наука, 1980.-279 с.

97. Марев Иван. Методические основы дидактики: Пер. с болг. / Предисл. И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1987. - 224 с.

98. Луначарский А.В. Собрание сочинений. В 3 т. М.: 1964. - Т.2.

99. Марков Н.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теорииискусств. М: Изд-во "Искусство", 1970. - 240 с.

100. Мастера искусств об искусстве. В 7 т. Т. 7-М.: Искусство. 1969 654 с.

101. Маслов Н.Я. Плейер. Практика по изобразительному искусству. М.: Просвещение, 1984. -110 е., илл.

102. Машковцев Н.Г. Из истории русской художественной культуры. М.: Сов. художник. 1982. - 328 е., илл.

103. Медведев В.Г. О формировании подвижного образа восприятия на занятиях по рисунку // Межвуз. сб. научных трудов. М.: Ростов-на-Дону, 1986. -С. 39-46.

104. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учебн. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. - 224 с.

105. Методы педагогических исследований // Пол ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.

106. Михайлов М.И. Природа художественного воображения: Дис. . канд. фил. Наук. М., 1978. -169 с.

107. Минский М. Фреймы для представления знаний. Пер. с анг. М.: Энергия, 1979. -187 с.

108. Мирикян А.И. Психология пространственного восприятия: (истор.-метод. анализ) / Ред. А. Наддчаджан. Ер.: Айсатан, 1990. - 206 с.

109. Молева Н., Белютин Э. П.П. Чистяков теоретик и педагог. - М.: Академия худ. СССР, 1953. - 228 е., илл.

110. Мочалов Л.В. Неповторимость таланта. М.-Л.: Искусство, 1966. -168 е., илл.

111. Морозов И.М. Природа интуиции. Мн.: Университетское, 1990. -141 с.

112. Морозов А.И. Художник и мир личности. Творческие проблемы современной советской портретной живописи. М.: Сов. художник, 1981. -168 с.

113. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. М.: Сов. художник, 1983. - 264 е., илл.

114. Мочалов Jl.В. Дидактика натюрморта // Советское искусство -знание. Сб. статей. 1988. - вып. 24. - С. 229-260.

115. Мигунов А. С. Искусство и процесс познания. Изд-во Московского университета, 1986. -128 с.

116. Нейман М.Л. П.П. Кончаловский. М., 1967. -167 с.

117. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца ХЕК начала XX века. - М: Искусство, 1991. - 396 е., илл.

118. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255 е., илл.

119. Никулина О.Р. Природа глазами художника: проблемы развития современной пейзажной живописи. М.: Сов. художник, 1982. - 175 с. ^

120. Николай Петрович Крымов художник и педагог. Статьи, воспоминания. - 2-е изд. искр, и доп. - М.: Изобаз, искусство, 1989 - 224 е., с илл.

121. Никифоров А.С. Эподы о разуме. М.: Изд-во Сов. Россия, 1981.-208 с.

122. Никифоров Б.М. Путь к картине. М.: Искусство, 1971. -142 с.

123. Никифоров В.Н. Интуиция и замысел художественного произведения // Проблемы эстетического воспитания: тезисы докладов 2-го симпозиума молодых ученых. М.: Ин-т эстетического воспитания педагогического общества РСФСР, 1970.-С. 149-152.

124. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972. -155 с.

125. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. - Рус. Яз., 1990.- 911 с.

126. Островский Г.С. Как создается картина. М.: Изобраз. искусство, 1976. - 96 е., илл.

127. Петров-Водкин КС. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркан-дия. 2-е изд., доп. - Л.: Искусство, 1982. - 665 е., портр.

128. Пименов Ю. Необыкновенность обыкновенного. М.: Искусство,1964. -129 с.

129. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 372 с.

130. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Д. Щадриков, Н.П.Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.; под ред. В.Д. Щадрикова. М.: Просвещение, 1990. -142 е., вилл.

131. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988.- 224 с.

132. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. -144 с.

133. Полонский В. Сознание и творчество. Л.: Изд-во писателей, 1934.212 с.

134. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М.Г. Ярщенко М.: Наука, 1971.-334 с.

135. Прокофьев В.Н. Живопись Эдуарда Мане между прошлым и будущим. (Некоторые вопросы поэтики и стилистики) // Об искусстве в искусствознании. Статьи разных лет. Прогресс, 1979. - С. 115-136.

136. Проблемы художественной подготовки учителя изобразительного искусства: Сб. статей/ Ред. кол.: Ю.И. Преображенский (отв. ред.). -Смоленск: Смоленский пед. ин-т им . К. Маркса, 1979. 62 с.

137. Программы педагогических институтов. Рисунок. Живопись. Композиция. Плейер. Скульптура и пластическая анатомия. История. Искусств: Сб. № 14. М.: Просвещение, 1988.-150 с.

138. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

139. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа/ Отв. ред. Е.И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. -224 с., шш.

140. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов по спец. №2109 "Черчение, рисование и труд". М.: Просвещение, 1982 -160 с., илл.

141. Пучков А.С. Основные положения системы Д.Н. Кардовского В преподавании живописи // Вопросы теории, истории и методики преподавания ху-дож.-графич. Дисцигшин: учен. Записки № 258. Вып. 1. - М.: МГПИ им В.И.Ленина, 1968. - С. 75-87.

142. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Сов. художник, 1978. -238с., с илл.

143. Раппопорт С. X. Художественное представление и художественный образ. // Сборник. Эстетические очерки. Вып. 3. М.: Музыка,1973. - С. 45-94.

144. Раушенбах С.Х. Пространственные представления в живописи. М.: Наука, 1980. - 288 е., илл.

145. Рибо Ж. Творческое воображение. СПб.: 1901.-128 с.

146. Рибо Ж. Опыт исследования творческого воображения. СПб: 1901.136 с.

147. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Б. Развитие творческих способностей на занятиях рисования: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1987. -176 е., илл.

148. Ростовцев Н.Н. Очерки истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. Изобраз. искусство, 1983. - 288 е., илл.

149. Ростовцев Н.Н. Об общетеоретических положениях развития творческих способностей на занятиях изобразительным искусством // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. - С. 3-24.

150. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 е., илл.

151. Розет И.М. Психология фантазии. Минск: Наука, 1977. -114 с.

152. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. / Учебное пособие. Л.: Изд-во Ленинского ун-та, 1990. - 256 с.

153. Рубинштейн С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза, и обобщения. М.: Изд-во АН СССР, 1960. -168 с.

154. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.-М.: Педагогика, 1989.-Т.1.-448 е., Т.2.-328 с.

155. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения /Подред. В.М. Казанова. М.: ОГИЗ, 1947. - 647 с.

156. Самохин В.Н. Эстетическое воспитание: вопросы методологии и критика. М.: Мысль. - 208 с.

157. Сезанн. П. Переписка. Воспоминания современников /Сост., автор вступ. статьи Н.В.Яворская. M.-JI.: Ис-во, 1972. - 367 с.

158. Сведерский М. О диалектике элементов и структуры. М.: Соцэгиз, 1962.-192 с.

159. Скалакова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. (Зарубежная педагогика). -224с.

160. Словарь литературоведческих терминов /Рес. Л.И.Тимофеев и С.В.Турас В. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

161. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психологического образа. Изд. Моск. ун-та, 1985. - 232 с.

162. Смирнов Г.Б. Живопись: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1975.- 143 с.

163. Смольянинов И.Ф. Природа художественного образа. М.: Знание, 1974.-30 с.

164. Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума. Послесловие // Григинов Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979 - С. 332-352.

165. Стариченко Н.Л. Развитие художественно-образного мышления студентов художествено-графического факультета: Автореф. дне. канд. пед. наук. -М.: 1984. -17 с.

166. Стариков М.М. Творческое воображение в различные периоды жизни и творчества художника-живописца // Матер. Научной сессии по итогам науч.-исслед. работы МПГУ за 1991 -1992 г.г. М: Прометей, 1992. -С. 186-188.

167. Стариков М.М. Художественный образ в живописи и воображении // Ленинские чтения: Тез. докл. Часть 2. М: Прометей, 1991.-116.с.

168. Страхов И.В. Психология воображения // Пособие для студентов пед. ин-тов. Саратов, 1971 -78 с.

169. Суворов Н.Н. Воображение в художественном творчестве: Дис. . канд. философ. Наук. Л., 1980. - 212 с.

170. Суздалев П.К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. М.: Изобраз. искусство, 1986. - 328 е., илл.

171. Столяров И.М. Материалы и способы письма. Мн.: Вышэйшая школа, 1980.-110 е., илл.

172. Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике./ Вступ. статьи Н.А. Радзимовской, С.Н. Гольдштейн. Сост. и комментарии Н.А. и З.А. Радзи-мовских, С.Н. Гольдштейн. Л.: Искусство, 1977. -384 е., илл.

173. Тарабукин Н.Б. Опыт теории живописи. М.: Всероссийский пролеткульт, 1923. - 69 с.

174. Творческий процесс и художественное восприятие / Ред. коллектив: Д.Д. Благой, Б.Ф. Егоров (отв. ред.) и др.-М.: Наука, 1978. 278 с.

175. Теория и практика педагогического эксперимента / Под. ред. А.И.Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 208 с.

176. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека /Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1967. -31 с.

177. Тугенхольд Я.А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М.: Сов. художник, 1987. - 320 е., илл.

178. Тюхтин B.C., Ларкин Ю.Д. Содержание и форма в искусстве. М.:1. Знание, 1984. 63 с.

179. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. -Тбилиси, 1961-210 с.

180. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.

181. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита: Учебн. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. -128 е., илл.

182. Унковский А.А. Живопись. Изображение фигуры. Портрет. М.: Провещение, 1983. - 47 е., илл.

183. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVII начала XX века. - М.: Сов. художник, 1986. - 304 е., илл.

184. Философский энциклопедический словарь, 2-е изд. М.: Сов.энцикл., 1989.-815 с.

185. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Рига: БФ Паритет, 1990. - 94 с.

186. Харламова Л.А. Формирование творческого воображения учащихся 4-6 классов общеобразовательной школы на уроках тематического рисования: Дис. канд. педагог, наук. М., 1986. -192 с.

187. Халминский Ю.Я., 3.А.Фаворский. М.: Искусство, 1964. - 291 с.

188. Художественное восприятие /Под ред. Б.С.Мейлаха. Л.: Наука, 1971. - 387 с.

189. Шабельников В.Е. Формирование быстрой мысли. Алма-Ата: Мек-теп, 1982. -151 с.

190. Шегель Г.М. Колорит в живописи: заметки художника. М.: Искусство, 1957. - 76 с.

191. Шорохов Е.Б. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. - 302 с.

192. Шорохов Е.Б. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов.- 2-е изд., перераб. и. доп. М.: Просвещение.

193. Шорохов Е.Б. Тематическое рисование в школе. 2-е изд. перераб. и доп. - М: Просвещение, 1975. - 70 е., илл.

194. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества: Монография. М.:

195. Высш. школа, 1982. -143 с.

196. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. / Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969. - 272 с., илл.

197. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

198. Эстетика и пути творчества: Сб. статей / Под ред. В.В. Ванслова и М.Т. Кузьминой. М.: Изобраз. искусство, 1977. - 286 с.

199. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981.-247 с.

200. Юон К.Ф. Об искусстве /В 2 т. М.: Советский художник, 1959. - Т. 1.384с.

201. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980. -160 с.

202. Якобсон П.Н. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 85 с.

203. Ярбус А.Л. Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965.166с.

204. Яшухин А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2003 "Преподавание черчения и изобразит, искусства". М.: Просвещение, 1985. - 288 е., илл.

205. Яшухин А.П. Живопись. Этюд с натуры: Учеб. пособ. Ростов н/Д: РГПИ, 1987.-80 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.