Формирование нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Пырикова, Олеся Владимировна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 183
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пырикова, Олеся Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
1.1. Характеристика феномена культуры.
1.2. Содержание нравственно-эстетической культуры будущих учителей.
1.3. Духовная музыка как педагогическое средство формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
2.1. Модель формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей.
2.2. Педагогические условия формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей.
2.3. Критерии, показатели и уровни сформированности нравственно-эстетической культуры будущих учителей.
Выводы по второй главе.
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
3.1. Содержание педагогического эксперимента.
3.2. Анализ сформированности нравственно-эстетической культуры будущих учителей.
Выводы по третьей главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование этнопедагогической культуры будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки2006 год, кандидат педагогических наук Северинова, Лариса Ивановна
Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества1997 год, кандидат педагогических наук Комарова, Галина Николаевна
Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза2008 год, кандидат педагогических наук Столица, Александр Александрович
Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки: На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование"2002 год, кандидат педагогических наук Сердюкова, Людмила Васильевна
Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки2004 год, кандидат педагогических наук Шевченко, Елена Петровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки»
Актуальность исследования. Для современного этапа развития российского общества характерна тенденция гуманизации и гуманитаризации отечественного образования, проявляющаяся в культивировании осознанного и сопереживающего отношения к человеку как высшей ценности, для развития «человеческого в человеке» (Ф.М. Достоевский) через его соотнесение с миром ценностей, культуры, человеческих отношений. При этом не только человек и его взаимодействие с обществом должны пониматься сквозь призму культуры, но и культура постигаться через ее принятие человеком.
Мировой исторической практикой доказана фундаментальная значимость для развития общества и становления человека нравственных и эстетических составляющих культурного наследия. Мораль и эстетика являются проявлением духовной культуры общества, усвоение которой человеком представляет собой длительный и глубоко личностный акт.
Будущие учителя выступают носителями и потенциальными творцами нравственно-эстетической культуры, что обусловливает предъявление высоких требований со стороны общества к их нравственно-эстетической культуре и актуализирует необходимость эффективного ее формирования. В связи с этим повышается значимость расширения средств, используемых в педагогическом процессе для формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей.
Эффективным средством влияния на человека является искусство, в частности, музыка. Ее ценность состоит не только в создании эмоционального резонанса, адекватного состоянию и самосознанию человека, но и в реабилитации утрачиваемых им свойств, целостности человеческой натуры, в сбережении всего богатейшего комплекса человеческих способностей для успешного существования человека в будущем (В.Н. Холопова).
Духовная музыка, в текстовой основе которой лежат традиционные канонические источники, обладает значительным нравственно-эстетическим потенциалом, долгое время не востребованным педагогической практикой.
Степень разработанности проблемы. В современной науке проблема формирования нравственно-эстетической культуры раскрывается в различных аспектах.
Феномен культуры как принципиальный фактор в становлении человеческого общества раскрывался в трудах А.И. Арнольдова, Г.Н. Волкова, П.С. Гуревича, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, A.C. Кармина, А.Ф. Лосева, Ортега-и-Гассет, Ч.П. Сноу, и др.
Проблема культуры личности исследовалась A.B. Азархиным, Б.Г. Ананьевым, О.С. Газманом, Г.И. Железовской и др.
Значение нравственности в формировании личности обосновывалось С.Ф. Анисимовым, С.К. Бондыревой, A.A. Гусейновым, Б.Т. Лихачевым и др.
Роль эстетического начала в формировании личности раскрывалась Ю.Б. Боревым, В.В. Бычковым, O.A. Кривцун, A.A. Мелик-Пашаевым и др.
Правомерность рассмотрения нравственной и эстетической культур личности в единстве обосновывалась A.B. Елисеевой, И.В. Крюковой, Б.Т. Лихачевым, В.А. Разумным, Б.Ф. Сикорским и др.
Роль искусства в формировании личности раскрывалась Г.В. Иванченко, Л.П. Илларионовой, Д.Б. Кабалевским, А.Ф. Лосевым, В.П. Матонисом, Г.К. Тарасовой и др.
Проблема становления духовной культуры обозначалась в исследованиях Р.И. Лозовской, А.К. Нестерова, Е.В. Храбровой, в том числе средствами музыкального искусства (Н.М. Романенко, С.Г. Додоновой, О.Г. Яковлевой); воспитания нравственной (В.Д. Гатальский, Л.И. Доброхотова, Т.И. Петракова, Л.Л. Шевченко) и эстетической (Л.В. Грицай, C.B. Михина, А.Ж. Овчинникова, Т.Д. Суслова) культуры, в том числе средствами музыкального искусства (В.В. Богатов, О.М. Доронина) и полихудожественной деятельности (О.В. Непершина).
Вопросы формирования личностных качеств будущих учителей изучались В.А. Лабунской, Л.М. Лузиной, A.C. Петелиным, В.В. Сериковым, Л.Л. Шевченко и др.
Э.Б. Абдуллиным, JI.H. Капустиной, В.П. Рябцевым, Е.Б. Спасской, J1.B. Школяр обосновывались средства повышения профессиональной культуры учителя, в том числе: исполнительская деятельность (Г.М. Цыпин), детский музыкальный фольклор (Н.А. Яксина), духовная музыка (С.П. Барков-ская, O.K. Щеткина).
Несмотря на возникший в последнее десятилетие интерес к феномену духовной музыки, ее влияние на формирование профессиональной, личностной, в частности, нравственно-эстетической культуры во взаимосвязи всех ее компонентов исследовано не в полной мере.
В отечественной педагогике проблема формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки раскрыта недостаточно: отсутствует единое понимание феномена «нравственно-эстетическая культура будущих учителей» и не разработана ее структура, не выявлены особенности духовной музыки как средства формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей.
Анализ педагогической литературы и многолетнее изучение практической деятельности преподавателей музыкально-педагогических отделений университетов и педагогических вузов (гг. Брянск, Воронеж, Клинцы, Курск, Москва, Ярославль) позволяют констатировать ряд объективно сложившихся противоречий между:
- социальной значимостью нравственно-эстетической культуры личности и недостаточным научно-теоретическим обоснованием путей ее формирования;
- потребностью образовательной практики в целенаправленном формировании нравственно-эстетической культуры у будущих учителей и ограниченностью педагогических средств, обеспечивающих ее удовлетворение;
- значительным нравственно-эстетическим потенциалом духовной музыки и неэффективным ее использованием в качестве педагогического средства.
Данные противоречия обусловили проблему исследования: каковы особенности и содержание формирования нравственно-эстетической культуры у будущих учителей?
Важность научно-теоретического обоснования и практического решения обозначенной проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки».
Объект исследования: образовательный процесс в педагогическом вузе.
Предмет исследования: формирование нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки в образовательном процессе.
Цель исследования: разработать модель и обосновать педагогические условия формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание нравственно-эстетической культуры будущих учителей, определить ее структуру, выявить особенности нравственно-эстетической культуры будущих учителей в современных условиях.
2. Обосновать целесообразность использования духовной музыки в процессе формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей.
3. Разработать модель формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки.
4. Разработать и обосновать педагогические условия формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки.
5. Провести экспериментальную работу по реализации модели формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки в образовательном процессе.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование нравственно-эстетической культуры будущих учителей будет эффективным, если:
- конкретизировано научное представление о нравственно-эстетической культуре будущих учителей и ее структуре, выявлены особенности нравственно-эстетической культуры будущих учителей, что в совокупности обеспечивает целенаправленность процесса ее формирования;
- духовная музыка выступает как педагогическое средство формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей, обладающее значительным нравственно-эстетическим потенциалом;
- разработаны и внедрены в образовательный процесс модель и педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: ведущие положения:
- системного подхода (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина и др.), обеспечивающего необходимость целостного формирования структурных компонентов нравственно-эстетической культуры будущих учителей в педагогическом процессе;
- культурологического подхода (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, М.С. Каган, Н.Е. Щуркова и др.), обеспечивающего понимание духовной музыки как культурно-исторического явления и значимость формирования будущих учителей через культурное наследие;
- аксиологического подхода (H.A. Асташова, Б.М. Бим-Бад, В.А. Сласте-нин, E.H. Шиянов и др.), обеспечивающего направленность педагогического процесса на человека как высшую ценность и самоцель общественного развития, а образование - как общечеловеческую ценность;
- средового подхода (Е.П. Белозерцев, Ю.С. Мануйлов. Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, И.А. Шумакова и др.), обеспечивающего специально создаваемую систему условий жизнедеятельности обучающихся, направленную на формирование их отношений к миру, людям, друг другу; теория культуры (А.И. Арнольдов, Г.Н. Волков, П.С. Гуревич, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, A.C. Кармин, А.Ф. Лосев; Ортега-и-Гассет, Ч.П. Сноу и др-); теория личности (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.); теория морали/нравственности (С.Ф. Анисимов, С.К. Бондырева, A.A. Гусейнов и др.); теория эстетики (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, В.В. Бычков, O.A. Кривцун, A.A. Мелик-Пашаев, Я. Мукаржовский и др.); положения музыкальной эстетики (Б.В. Асафьев, В.П. Матонис, А.Н. Со-хор, В.Н. Холопова и др.); общепсихологическая теория творческих процессов в разнообразных видах деятельности (JI.C. Выготский, В.А. Ганзен, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Сикор-ский и др.); общие идеи и принципы проведения педагогических и психолого-педагогических исследований (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, В.В. Краев-ский, Н.В. Кузьмина и др.); исследования, посвященные русской духовной музыке (И.А. Гарднер, Г.С. Дебольский, В.В. Медушевский, В.М. Металлов, Е.В. Николаева, Ю.И. Паисов и др.); диссертационные исследования по проблеме формирования духовной, нравственной, эстетической культуры в процессе подготовки педагогических кадров (В.В. Богатов, Л.И. Доброхотова, О.М. Доронина, A.B. Елисеева, И.В. Крюкова, Р.И. Лозовская, О.В. Непершина, Т.И. Петракова, Е.В. Храб-рова, Л.Л. Шевченко и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: изучение философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкально-педагогической литературы, нормативной документации; анализ и синтез, метод аналогии, моделирование;
- эмпирические методы: анкетирование, педагогический эксперимент, метод математической обработки данных на основе нейрокомпьютинга.
Экспериментальной базой исследования явились музыкальный факультет Московского педагогического государственного университета, социально-педагогический'факультет Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, Брянский институт повышения квалификации работников образования, педагогический колледж г. Клинцы (Брянская область), Брянский областной музыкальный колледж, Брянское епархиальное духовное училище. В комплексном педагогическом эксперименте приняло участие 90 студентов.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2006 по 2011 год.
Первый этап - аналитико-поисковый (2006-2007 гг.) - анализ научной литературы по проблеме исследования; разработка исходных позиций исследования; накопление эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2008-2009 гг.) — организация и проведение:
- констатирующего эксперимента: разработка диагностических методик; отбор контрольной и экспериментальной групп; разработки модели и педагогических условий формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей средствами духовной музыки;
- формирующий этап: внедрение модели формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки.
Третий этап - обобщающий (2010-2011 гг.) - обработка, анализ и описание полученных результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• выявлены особенности нравственно-эстетической культуры будущих учителей в современных условиях и определена ее структура;
• выявлен потенциал духовной музыки в формировании нравственно-эстетической культуры будущих учителей, что обосновывает правомерность использования духовной музыки как педагогического средства;
• разработана и экспериментально проверена модель формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки, что способствует повышению эффективности образовательного процесса;
• разработаны и обоснованы педагогические условия, что обеспечивает эффективное функционирование модели формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
• определение структуры нравственно-эстетической культуры будущих учителей и выявление ее особенностей обогащает теорию воспитания;
• научное осмысление педагогического потенциала духовной музыки как средства формирования нравственно-эстетической культуры в образовательном процессе способствует расширению комплекса средств воспитания;
• разработка модели формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки и педагогических условий обогащает педагогическую теорию формирования личности будущих учителей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении авторского спецкурса «Русская духовная музыка», а также учебно-методического пособия «Очерки по истории русской духовной музыки» в учебный процесс Брянского государственного университета, Московского педагогического государственного университета, Брянского областного колледжа музыкального и изобразительного искусства, Курского областного музыкального колледжа, в дополнительном образовании, а также в системе повышения квалификации педагогов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Особенностями нравственно-эстетической культуры будущих учителей, формирующейся в результате интериоризации культуры социума и субкультуры педагогического сообщества, являются:
- взаимопроникновение идеалов-норм нравственности и эстетичности как гармония содержания и формы профессиональной и повседневной жизнедеятельности;
- интеграция нравственно-эстетической и профессиональной культур как гармония сущности педагогической деятельности и мастерства ее воплощения;
- «педагогический резонанс» как гармония критичного отношения и эмоциональной отзывчивости ко всем явлениям действительности, а не только к педагогическим явлениям;
- обогащение педагогической деятельности разнообразными видами нравственно-эстетической деятельности (благотворительной, просветительской, художественной).
Структура нравственно-эстетической культуры будущих учителей включает следующие компоненты: а) информационный, который соотносится с нравственно-эстетическим сознанием и характеризует когнитивно-интеллектуальное развитие будущих учителей; б) аксиологический, который соотносится с нравственно-эстетическими чувствами/отношением и характеризует эмоционально-ценностное развитие будущих учителей; в) праксиологический, который соотносится с нравственно-эстетической деятельностью и характеризует поведенческо-деятельностное развитие будущих учителей.
2.Эффективным средством формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей является духовная (религиозная, храмовая) музыка, представляющая собой явление духовной культуры, обращенное к значимым для человечества ценностям и выполняющее функцию художественной коммуникации.
Духовная музыка как неразрывное единство слова и музыки представляет собой нравственно-эстетическую квинтэссенцию, так как канонические тексты, практически неизменные многие столетия, несут нравственное начало, а музыкальный язык, соответствующий определенной исторической эпохе, отражает музыкальную эстетику данной эпохи. Потенциал духовной музыки как педагогического средства формирования нравственно-эстетической культуры состоит в том, что: а) нравственные ценности напрямую отражены в каноническом тексте в отличие от светских произведений, где мысль может выражаться через метафоры, аллюзии, сравнения и т.п.; б) канонический текст излагается в форме внутреннего диалога человека с самим собой как способе осмысления собственной системы ценностей, формирования личностной самооценки и отношения к другому; в) эстетические нормы, характерные для определенной исторической эпохи, выражаются через своеобразие комплекса средств музыкальной выразительности, создающего целостный образ духовного произведения; г) оказываемое психологическое воздействие на личность обеспечивается совокупностью «эмоций содержания и эмоций формы» (В.Н. Холопова).
3. Модель формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей, которая включает: цель (формирование нравственно-эстетической культуры будущих учителей); задачи (формирование системы знаний для становления нравственно-эстетического сознания; обогащение эмоционально-чувственного опыта для становления нравственно-эстетического отношения; обучение навыкам вокально-хоровой деятельности, выступающей средством приобщения к нравственно-эстетической деятельности и поведения); методологические подходы, создающие необходимое научное обеспечение процессу формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей (системный, культурологический, аксиологический, средовой); принципы, регламентирующие организацию педагогического процесса (комплексности, интеграции различных видов искусства на занятиях, творческой активности, воспитания в коллективе и через коллектив); содержательные направления формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей (теоретическое, психологическое, деятельностное); формы организации педагогического процесса: а) в рамках учебной деятельности (лекции, семинары, круглые столы); б) в рамках внеучебной деятельности (конференции; встречи с деятелями искусства, образования, духовенством; концертные выступления, хоровые репетиции, работа с хоровыми партиями, занятия с отдельными участниками хорового коллектива); духовную музыку как средство, материализующееся в печатных канонических текстах, партитурах вокально-хоровых произведений, видео- и аудиозаписях хоровой духовной музыки, репродукциях произведений изобразительного искусства, фотографиях хоровых коллективов; методы организации взаимодействия педагога и будущих учителей (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский); компоненты нравственно-эстетической культуры будущих учителей (информационный, аксиологический, праксиологический); критерии оценки сформированности компонентов нравственно-эстетической культуры будущих учителей (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-практический); уровни сформированности нравственно-эстетической культуры будущих учителей (адаптивный, репродуктивный, креативный).
4.Педагогическими условиями формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей являются: a) использование спецкурса «Русская духовная музыка», способствующего систематическому, планомерному изучению русской духовной музыки; методическим обеспечением спецкурса выступает учебно-методическое пособие «Очерки по истории русской духовной музыки»; b) включение в вокально-хоровую деятельность, обеспечивающую приобщение будущих учителей к сохранению, потреблению (воспроизведению) и развитию (производству) нравственно-эстетических ценностей; c) создание толерантной среды, способствующей общению и взаимодействию будущих учителей с различными религиозно-мировоззренческими позициями на основе понимания и взаимоуважения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений; использованием комплекса методов исследования, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования; проверяемостью данных и фактов; репрезентативностью объема выборки; количественным и качественным анализом экспериментальных данных; проведением научных исследований в единстве с практической деятельностью автора; длительностью исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Положения диссертации и полученные результаты исследования нашли отражение в учебном пособии, публикациях и докладах на научных конференциях и чтениях: Международной научно-практ. конференции «Проблемы современного образования в школе и вузе» (Ульяновск, 2004); Международной научно-практ. конференции «Социокультурные проблемы профессиональной подготовки учителя» (Брянск, 2008); Всероссийской научно-практ. конференции «Реализация идей К.Д. Ушинского в практике современного образования» (Курск, 2003); Всероссийской научно-практ. конференции «Место творчества Г.В. Свиридова в русском и мировом музыкально-историческом процессе» (Курск, 2005); Всероссийской научно-практ. конференции «Духовно-нравственное воспитание молодежи: состояние и перспективы» (Воронеж, 2010); Межвузовской научно-практ. конференции «Детский сад - школа -вуз» (Брянск, 2007); Областной научно-практ. конференции «Брянское областное музыкальное училище: история и перспективы» (Брянск, 2006); Областной научно-практ. конференции к 100-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского (Брянск, 2007); Областной научно-практической конференции «Русский язык и духовная культура» (Брянск, 2009). По теме диссертации опубликованы одна монография, 16 научных работ.
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Профессиональное воспитание будущего учителя музыки средствами музыкального фольклора2007 год, кандидат педагогических наук Кириченко, Татьяна Дмитриевна
Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников2006 год, кандидат педагогических наук Сокольникова, Наталья Павловна
Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки2004 год, кандидат педагогических наук Романюк, Елена Альбертовна
Формирование готовности будущего учителя музыки к нравственному воспитанию школьников: на материале вокально-хоровой музыки композиторов Чувашии2008 год, кандидат педагогических наук Таймасова, Рауза Мавлетовна
Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки2006 год, кандидат педагогических наук Калантарян, Любовь Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Пырикова, Олеся Владимировна
Выводы по третьей главе
1. Констатирующая диагностика показала, что у студентов очной формы обучения наиболее сформирован аксиологический компонент нравственно-эстетической культуры. В то же время этим студентам присуща большая вариативность балльности в показателях когнитивного критерия (информационный компонент), что связано с разрозненностью теоретических знаний. Так, по когнитивному критерию отмечается преобладание адаптивного уровня знаний по истории развития русской духовной музыки, неумение дать характеристику и определения большинству нравственно-эстетических и нравственно-педагогических понятий. Ограниченность их практической деятельности проявила себя в преобладании адаптивного и репродуктивного уровней показателей деятельностно-практического критерия, невладение умениями и навыками осуществления деятельности, в том числе, в условиях внеучебной работы и педагогической практики. У студентов заочной формы обучения более сформирован праксиологический компонент нравственно-эстетической культуры. Анализ данных состояния нравственно-эстетической культуры работающих учителей показал, что у них наименее из всех тестируемых групп сформированы показатели трех критериев.
2. В рамках разработанной модели студентам очной форм обучения, участвующих в формирующем эксперименте, предлагалось углубленное изучение отечественного духовно-музыкального наследия путем внедрения спе- • циального курса «Русская духовная музыка», методическим обеспечением которого выступало пособие «Очерки по истории русской духовной музыки», а также организованного студенческого академического хора, в процессе занятий которого совершенствовались исполнительские навыки.
3. Результаты контрольной диагностики экспериментальной группы: адаптивный уровень - 14 %, репродуктивный уровень - 60 %, креативный -26%, доказывают, что использование духовной музыки в качестве педагогического средства положительно влияет на формирование нравственно-эстетической культуры будущих учителей.
Проведенное теоретическое исследование и экспериментальная работа по формированию нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки позволяют сделать следующие выводы.
1. Под нравственно-эстетической культурой будущих учителей правомерно понимать сложное интегрированное качество, сформированное в результате усвоения культуры социума и субкультуры педагогического сообщества, и выражающее духовную сущность личности посредством педагогического имиджа. Особенности нравственно-эстетической культуры будущих учителей проявляются:
1) во взаимопроникновении идеалов-норм нравственности и эстетичности как гармонии содержания и формы профессиональной и повседневной жизнедеятельности;
2) в интеграции нравственно-эстетической и профессиональной культур как гармонии сущности педагогической деятельности и мастерства ее воплощения;
3) в «педагогическом резонансе» как гармонии критичного отношения и эмоциональной отзывчивости ко всем явлениям действительности, а не только к педагогическим явлениям;
4) в обогащении педагогической деятельности разнообразными видами нравственно-эстетической деятельности (благотворительной, просветительской, художественной).
Структура нравственно-эстетической культуры будущих учителей включает следующие компоненты: а) информационный, который соотносится с нравственно-эстетическим сознанием и характеризует когнитивно-интеллектуальное развитие будущих учителей; б) аксиологический, который соотносится с нравственно-эстетическими чувствами/отношением и характеризует эмоционально-ценностное развитие будущих учителей; в) праксиологический, который соотносится с нравственно-эстетической деятельностью и характеризует поведенческо-деятельностное развитие будущих учителей.
2. Эффективным средством формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей является духовная музыка, представляющая собой явление духовной культуры, обращенное к значимым для человечества ценностям и выполняющее функцию художественной коммуникации. Потенциал духовной музыки как педагогического средства формирования нравственно-эстетической культуры состоит в том, что: а) нравственные ценности напрямую отражены в .каноническом тексте в отличие от светских произведений, где мысль может выражаться через метафоры, аллюзии, сравнения и т.п.; б) канонический текст излагается в форме внутреннего диалога как способа осмысления собственной системы ценностей, формирования личностной самооценки и отношения к другому; в) эстетические нормы, характерные для определенной исторической эпохи, выражаются через своеобразие комплекса средств музыкальной выразительности, создающего целостный образ духовного произведения; г) оказываемое, психологическое воздействие на личность обеспечивается совокупностью «эмоций содержания и эмоций формы».
3. Целенаправленному формированию нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки будут способствовать специально разработанные модель, в которой согласованы все ее компоненты, и педагогические условия, обеспечивающие ее эффективное функционирование.
4. Результаты проведённого педагогического эксперимента подтвердили выдвинутые положения гипотезы и позволили убедиться в эффективности формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки, что доказывает положительная динамика формирования структурных компонентов нравственно-эстетической культуры будущих учителей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Перспективы исследования. Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов диссертационной проблемы. Определены следующие направления, намечающие перспективы данного исследования:
- выявление потенциала дисциплин специального цикла в формировании нравственно-эстетической культуры будущих учителей;
- рассмотрение нравственно-эстетической культуры будущих учителей с позиций компетентностного подхода;
- разработка факультативного учебного курса «Основы православной культуры» как средства формирования нравственно-эстетической культуры будущих учителей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пырикова, Олеся Владимировна, 2011 год
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: учеб. для вузов / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 333 с.
2. Азархин A.B. Мировоззрение и эстетическое развитие личности / Отв. ред. В.П. Михалев / A.B. Азархин. Киев: Наукова думка, 1990. - 191 с.
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 ООО синонимических рядов. 6-е изд., перераб. и доп. / З.Е. Александрова. - М.: Рус. яз., 1989. - 495 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 1,2. // Издательство Санкт-Петербургского университета. 2007.
5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2008. 431 с.
6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. - 253 с.
7. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1985.- 155 с.
8. Анохин П. К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. -М.: Медицина, 1998. 400 с.
9. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. -СПб.: Университетская книга, 1997. 728 с.
10. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию /А.И. Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. - 240 с.
11. Артеменко Г.В. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / Г.В. Артеменко // Из опыта работы детских школы искусств Брянщины. Брянск: СПВОГ, 2009. -С.5-9
12. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1981. -126с.
14. Асташова H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии / H.A. Асташова // Педагогика. 2002. - №8. - С.8-13.
15. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1981. 432с.
16. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы)/Ю.К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
17. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. СПб.:Academia, 2000. - 332 1. с.
18. Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2005. - 288 с.
19. Безюлева Г.В. Толерантность в пространстве образования: учеб.пособие // Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. М.: Московский соц.-психологич. институт, 2005. - 152с.
20. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. и др. Педагогика профессионального образования: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / Под ред. В.А. Сластенина / Е.П. Белозерцев и др.. М.: Академия, 2004.-368 с.
21. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская / H.A. Бердяев. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 312 с.
22. Беспалова Т.Н. Социальные механизмы формирования культуры личности: диссертация . кандидата философских наук: 09.00.11 / Т.Н. Беспалова. Нижний Новгород, 2004. - 144с.
23. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры / B.C. Библер. - М.: Изд-во политической литературы, 1991. - 413 с.
24. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология / Б.М. Бим-Бад. М.: Просвещение, 1998. -576 с.
25. Бирич И.А. Философская антропология и образование (на путях к новому педагогическому сознанию) / И.А. Бирич. М.: Жизнь и мысль, 2003. -272 с.
26. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В. Блауберг. М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 448 с.
27. Богатов В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки: Автореф. дисс. канд. пед. наук / В.В. Богатов. -М., 1995.-23с.
28. Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные психологические труды / A.A. Бодалев. М.: Просвещение, 1995. - 3242. с.
29. Бондырева С.К. Нравственность / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - 336 с.
30. Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства) / М.Ш. Бонфельд. М.: МГЗПИ, 1991.-125 с.
31. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
32. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, A.B. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
33. Булатова О. Имидж педагога мода или необходимость? / О. Булатова // Директор школы. - 2003. - №2. - С. 74-78.
34. Буров А.И. Методологические аспекты эстетического развития школьника/ А.И. Буров. М.: Просвещение, 1987. - 171 с.
35. Бычков B.B. Эстетика: Учебник / B.B. Бычков М.: Гардарики, 2002. -556 с.
36. Веремьев A.A. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи / A.A. Веремьев // Искусство и образование. 2002. - №3. -С.4-10.
37. Волков Г.Н. Три лика культуры / Г.Н. Волков / Худож. Ю. Иванов. -М.: Молодая гвардия, 1986. 335 с.
38. Выготский JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. Мн.: Современное слово, 1998. — 480 с.
39. Газман О.С. Базовая культура личности и самоопределение личности / О.С. Газман // Базовая культура личности: Теоретические и методологические проблемы: Сб. научных трудов / Под ред. О.С. Газмана. М.: АПН СССР, 1989.-С. 5-17.
40. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учеб.-методич. пособие / Е.О. Галицких. М.: Академический проект, 2004. - 240с.
41. Ганзен В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. - 176 с.
42. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. В 2 томах / И.А. Гарднер. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. Т. 1. -498 е.; Т. 2.-530 с.
43. Гатальский В.Д. Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.05 / В.Д. Гатальский. Москва, 2001. - 176 с.
44. Гершунский Б.С. Философия образования для XX 1-го века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
45. Гоноболин Ф.Н. Психология: учебник для студентов вузов / Ф.Н. Гоноболин. М.: Просвещение, 2003. - 389 с.
46. Григорович JI.A., Марциновская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие / JI.A. Григорович, Т.Д. Марциновская. М.: Гардарики, 2004. - 480 с.
47. Грицай JI.B. Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях: Автореферат дисс. канд. пед. наук / JI.B. Грицай. — Рязань, 2008. 20 с.
48. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности / Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. Ярославль: «Норд», 2004. Т.2. Кн.2. - 480с.
49. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов / П.С. Гуревич. М.: А.О. «Аспект Пресс», 1994. - 317с.
50. Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы / П.С. Гуревич. М.: Изд. дом NOTABENE, 2001.-352 с.
51. Гусейнов A.A. Этика: Учебник для вузов / A.A. Гусейнов, Р.Г. Апресян М.: ВЛАДОС, 1998. - 470 с.
52. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология и др. / Эдмунд Гуссерль. Минск; М.: Харвест: ACT, 2000. - 743 с.
53. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности / В.Е. Давидович. М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
54. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание / В.И. Даль. М.: Астрель: ACT, 2008. - 983с.
55. Дебольский Г.С., прот. Православная Церковь в ее таинствах, Богослужении, обрядах и требах Г.С. Дебольский. - М.: Отчий дом, 1994. -527 с.
56. Доброхотова Л.И. Воспитание нравственной культуры студента-менеджера. Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.И. Доброхотова. Оренбург, 2007. - 24 с.
57. Додонов В.И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности // Педагогика. 1994. - №3. - С.73-76.
58. Додонова С.Г. Воспитание культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов. Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Г. Додонова. Казань, 2005. - 24 с.
59. Доронина О.М. Развитие музыкально-эстетической культуры школьников (на материале уроков музыки и внеклассных занятий) : диссертация .канд. пед. наук: 13.00.01 / О.М. Доронина. Саратов, 1999. -288 с.
60. Елисеева A.B. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01 / A.B. Елисеева. Саратов, 1996. - 182 с.
61. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. - 192 с.
62. Железовская Г.И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры / Г.И. Железовская // Педагогика. 1995. - №2. - С. 55-60.
63. Журавлев Д. Имидж учителя необходимость или дань моде? / Д. Журавлев // Народное образование. - 2003. - №7. - С. 213-218.
64. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001. - 208с.
65. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской психологии / В.В. Зеньковский. М.: Школа-Пресс, 1996. - 270 с.
66. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: ВЛАДОС, 1999.-256 с.
67. Зуев Д.Д. Школьный учебник / Д.Д. Зуев. М.: Педагогика, 1983. -240 с.
68. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. - 264 с.
69. Илларионова Л.П. Формирование духовно-нравственной культуры средствами народной музыки / Л.П. Илларионова // Школа духовности. — 2001.-№3.-С. 36-38.
70. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. — М.: Политиздат, 1991. 464 с.
71. Имиджелогия: Как нравиться людям /Автор концепции, составитель, научный редактор В.М. Шепель. — М.: Народное образование, 2002. — 576 с.
72. Искусство педагогики — педагогика искусства: Сборник научных трудов. Вып. 1,2 / Сост. и науч. ред. Т.В. Челышева. М.:АПК и ПРО, 2002. -436с.
73. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.
74. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.
75. Калюжный A.A. Социально-психологические основы имиджа учителя: диссертация.доктора психологических наук: 19.00.05/ A.A. Калюжный. Ярославль , 2007. - 353 с.
76. Капустина J1.H. Формирование педагогических сообществ в общеобразовательном учреждении как фактор повышения профессиональной культуры учителя: диссертация . кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Л.Н. Капустина. Тула, 2004. - 191 с.
77. Кармин A.C. Культурология: Культура социальных отношений / А. С. Кармин. СПб.: Лань, 2000. - 125 с.
78. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб.пособие / Е.Ю. Клепцова. М.: Академический проект, 2004. - 173 с.
79. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2001. - 176 с.
80. Козлов В. В. Духовные странствия: три тропы. Заметки по духовной психологии (монография). — Ярославль, МАПН, РИА «Титул», 2001. — 288 с.
81. Кон И.С. Междисциплинарные исследования: Социология. Психология. Сексология. Антропология / И.С. Кон. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 605 с.
82. Кондаков И.В. Культура России: краткий очерк истории и теории / И.В. Кондаков. -М.: КДУ, 2007. 360 с.
83. Конягина Л.Н. Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономического профиля. Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Н. Конягина. Москва, 2006. - 24 с.
84. Кочетова И.Н. Парадоксальная гимнастика Е.А. Стрельниковой / И. Н. Кочетова / Серия «Физкультура против недуга. — М.: Советский спорт, 1989. -67 с.
85. Кошмина И.В. Возрождение традиций преподавания духовной музыки в начальной школе: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Кошмина. Москва, 1994. — с.
86. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.
87. Кривцун O.A. Эстетика / O.A. Кривцун. М.: Аспект пресс, 1998. -557с.
88. Крюкова И.В. Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений:диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Крюкова. Владикавказ, 2003. -168 с.
89. Кузнецова В.В. Методология диагностики / В.В. Кузнецова // Проблемы современного образования в школе и в вузе: Сборник материалов Международной конференции. Ульяновск, УлГПУ, 2004. - С. 67-71.
90. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1980. — 172с.
91. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990. -119 с.
92. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Н.Д. Бреус. М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 288 с.
93. Ларионова Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: диссертация . доктора психологических наук: 19.00.07 / Ларионова Л.И. Иркутск, 2002. - 420 с.
94. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Смысл, 2004. 352 с.
95. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из науч. наследия / Под ред. A.A. Леонтьева, Д.А.Леонтьева / А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1994. -228 с.
96. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
97. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992.-528 с.
98. Лихачев Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачев. М.: Искусство, 2000.-438с.
99. Лозовская Р.И. Развитие духовной культуры учителя в процессе изучения музыкально-педагогических дисциплин: диссертация .канд. пед. наук: 13.00.01 / Р.И. Лозовская. Ростов-на-Дону, 2000. - 177 с.
100. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. Из ранних произведений / А.Ф. Лосев. М.: Правда, 1990. - 655 с.
101. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев М.: Политиздат, 1991.-525с.
102. Лосский Н.О. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей / Худ.-оформитель Б.Ф. Бублик. Харьков: Фолио; М.ЮОО «Фирма «Издательство ACT», 2000.- 864с.
103. Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход / Л.М. Лузина. Псков, 2000. - 190 с.
104. Лузина Л.М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания: диссертация в виде науч. докл. . д-ра пед. наук / Л.М. Лузина. СПб., 1998. - 86 с.
105. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской / А.Р. Лурия. -Ростов на Дону: Феникс, 1998. 416 с.
106. Ш.Макаренко A.C. О воспитании: сб.статей / Сост. B.C. Хелемендик / A.C. Макаренко. М.: Политиздат, 1990. - 414 с.
107. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: диссертация . д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ю.С. Мануйлов. Москва, 1997. - 193с.
108. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов. -М.-Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002.-157 с.
109. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. - 284 с.
110. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности / В.П. Матонис. JI: Музыка, 1988. - 88 с.
111. Медушевский В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. Концепция / В.В. Медушевский. М.: Московская консерватория, 2001. - 64 с.
112. Медушевский В.В. Теоретическое постижение музыки / В.В. Медушевский // Спутник учителя музыки. М., 1993. — С. 68.
113. Мелик-Пашаев A.A. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности / A.A. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. 1990. -№5.-С. 22-31.
114. Менг Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды ВУЗа: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01: СПб., 1999 170 с.
115. Метаева В. Имидж первого лица школы: внешность, одухотворенная внутренней красотой / В. Метаева // Директор школы. 2005. - №9. - С. 4145.
116. Металлов В.М., протоиерей. Очерк истории православного церковного пения в России. Репринтное издание / В.М. Металлов. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 148 с.
117. Михина C.B. Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / C.B. Михина. Владикавказ, 2007. - 22 с.
118. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика / Т.В. Мишаткина. М.: Феникс, 2004.-304 с.
119. Морозов A.A. Who is who / A.A. Морозов // Преподаватель. 2001. -№3. - С. 39-40.
120. Морозов A.B., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие / A.B. Морозов, Д.В. Чернилевский. М.: Академический Проект, 2004. - 2-е изд., испр. и доп. - 560 с.
121. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Я. Мукаржовский. -М.: Искусство, 1994. 605 с.
122. Мясищев В.Н. Психология отношений: избр. психол. тр. / В.Н. Мясищев; под ред. A.A. Бодалева М.: Изд-во Моск. психол.-социального инта: Воронеж: МОДЭК, 2003. 398 с.
123. Немов P.C. Психология: Учеб. для студентов выс. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 632с.
124. Непершина О.В. Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности: диссертация. канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Непершина. Саратов, 2000. - 220 с.
125. Нестеров А.К. Формирование духовной культуры студентов пед. университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01/ А.К. Нестеров. Оренбург, 2009. - 23 с.
126. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н.Д. Никандров // Педагогика. 2008. - №9. - С. 4-9.
127. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Исследование / Е.В. Николаева. -М.: Прометей, 2002. 345 с.
128. Новиков A.M. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / A.M. Новиков, Д.А. Новиков. М.: «Эгвес», 2004. - 120с.
129. Новикова Л.И. Школа и среда / Л.И. Новикова // Новое в жизни, науке, технике. 1985. - №8. - С. 25-27.
130. О церковном пении / Сб. статей, сост. О.В. Лада. М.: Талан, 1997. -159 с.
131. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития школьников / А.Ж. Овчинникова. — М.: Наука, 1997. 105 с. - 16 ил.
132. Овчинникова А.Ж. Гуманитарный аспект образования. Развитие художественного образования младшего школьника / А.Ж. Овчинникова // Начальное образование. — 2006. №7. - С. 29-34.
133. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой / С.И. Ожегов. М.: Русский язык, 1984. - 797 с.
134. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
135. Орлова З.Н. Понятие «культура»: Аксиологический аспект / З.Н. Орлова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2007. - № 2 (7). - С. 158-162.
136. Ортега-и-Гассет Хосе. Эстетика. Философия культуры / Вступ. статья Г.М. Фридлендера; Сост. В.Е. Багно / Хосе Ортега-и-Гассет. М.: Искусство, 1991.-588 с.
137. Паисов Ю.И. Мотивы христианской духовности в современной музыке России / Ю.И. Паисов // Русская духовная музыка и современность: Сб. статей, исследований, интервью / Редактор составитель Ю.И. Паисов. -М.: Композитор, 1999. - С.150-232.
138. Педагогика искусства в творческом поиске: Материалы Всероссийского совещания-семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях». Самара: Изд-во СИПКРО, 1996. - 278с.
139. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 2006г. 608с.
140. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. - 512с.
141. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
142. Петелин A.C. Модель профессионально-личностного становления учителя музыки : монография / A.C. Петелин, Е.А. Петелина; Федер. агентство по образованию, Воронеж, гос. пед. ун-т. Воронеж: ВГПУ, 2004. -119с
143. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: диссертация. докт. пед. наук. Москва, 1999. - 439с.
144. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / A.B. Петровский. — М.: Политиздат, 1982. 255 с.
145. Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. Ред. А.Д. Глоточкин / К.К. Платонов. — М.: Наука, 1986. — 256 с.
146. Подласый И.П. Педагогика: учебник И.П. Подласый. М.: Высшее образование, 2007. - 540 с.
147. Попова Л. Имидж современного педагога / Л. Попова // Народное образование. 2003. - №2. - С. 234-236.
148. Профессиональная культура учителя: (Программа изучения). Сост. В.А. Сластенин, Н.И. Филиппенко. М.: Б.и., 1993. 22 с.
149. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов муз. фак. высш. пед. учеб. заведений /Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. -М.: издательский центр «Академия», 2003. 368 с.
150. Птушко Л. Что делать музыковедам? / Л. Птушко // Музыкальная академия. 2008. - №3. - С.157-160.
151. Ражников В.В. Диалоги о музыкальной педагогике / В.В. Ражников. -М.: ЦАПИ, 1994.-142 с.
152. Разумный В.А. Драматургия бытия или Обретение смысла / В.А. Разумный. М: Изд-во «Пихта», 2000. - 555 с.
153. Риггз С. Пойте как звезды / Сост. и ред. Дж. Карателло. СПб.: Питер, 2007.- 120 с.
154. Ровнер В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано / В. Ровнер. СПб.: «Нота» - Музыкальное издательство», 2006. — 27 с.
155. Романенко Н.М. Воспитание духовной культуры старших школьников: диссертация . докт. пед. наук / Н.М. Романенко. Москва, 2003.-337 с.
156. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С,Л. Рубинштейн. — СПб. и др.: Питер, 2003. 508 с.
157. Рябцев В.П. Формирование педагогического мастерства в системе становления профессиональной культуры учителя: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01 / В.П. Рябцев. Майкоп, 1998. - 164 с.
158. Селиванова Н.Л. Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решение / Н.Л. Селиванова. М.: Изд-во МПСИ, 2010. — 306 с.
159. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
160. Сикорский Б.Ф. Взаимоотношение нравственного и эстетического как социологическая проблема / Б.Ф. Сикорский. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1985. - 99 с.
161. Сикорский Б.Ф. К вопросу о понятии «духовной синергии» // Наука и философия на рубеже тысячелетий: перспективы и горизонты / Б.Ф. Сикорский. Курск, 1995. - С. 125-126
162. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. /М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. - 96с.
163. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин, Г.И Чижакова. М: Издательский центр Академия, 2003. - 192 с.
164. Сластенин В.А. Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы // Высшее образование в России. 2003. — №4. — С.8-13.
165. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, JI.C. Подымова. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997.-308с.
166. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире / В .И. Слободчиков // Педагогика. 2008. - №9. - С.35-37.
167. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000. - 416с.
168. Словарь педагогического обихода / Под ред. проф. JIM. Лузиной. -Псков: ПГПИ, 2003. 71 с.
169. Словарь по этике / Под редакцией И.С. Кона. М.: Издательство политической литературы, 1983. — 445 с.
170. Сноу Ч.П. Две культуры / Ч.П. Сноу. М.: Прогресс, 1973. - 141 с.
171. Соколов В.М. Российская ментальность и исторические пути Отечества: записки социолога. М.: Изд-во РАГС, 2007. - 248с.
172. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сборник статей. Т.1. Л.: Советский композитор, 1980. - 294 с.
173. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; уч. секр. O.E. Чернощек.- М.: Норма, 2008.- 608с.
174. Спасская Е.Б. Развитие профессиональной культуры учителя в процессе опытно-экспериментальной работы школы: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01. СПб, 1998. - 195 с.
175. Стернин И.А., Шилихина K.M. Коммуникативные аспекты толерантности / И.А. Стернин, K.M. Шилихина Воронеж, 2001. - 110с.
176. Суслова Т.Д. Формирование художественно-эстетической культуры учителя: диссертация . докт. пед. наук: 13.00.01 / Т.Д. Суслова. — Липецк, 1998.-410 с.
177. Тарасова Г.К. Формирование восприятия интонационной природы музыки в исполнительской деятельности учащегося-музыканта: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. К. Тарасова. Воронеж, 2002. - 128 с.
178. Теоретические проблемы современного школьного учебника: Сб. науч. тр. / Отв. редакторы: И.Я. Лернер и Н.М. Шахмаев.- М.: изд. АПН СССР, 1989.-172с.
179. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998. - 336 с.
180. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / Б.М. Теплов. М.: Гардарики, 2004. - 638 с.
181. Торшилова Е.М. Эстетическое и (или) художественное? / Е.М. Торшилова // Эстетическое воспитание. 2001. — №1. - С. 4-8.
182. Трофимова Н.Б., Коваль H.A. Развитие духовного потенциала старшего школьника в эмпирических данных: монография / Н.Б. Трофимова, H.A. Коваль. Воронеж: ВГПУ, 2009. - 352 с.
183. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987. -154 с.
184. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. -815с.
185. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. M.: Ad Marginem, 1997.-452 с.
186. Халабузарь П.В., Попов B.C., Добровольская H.H. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие / П.В. Халабузарь, B.C. Попов, H.H. Добровольская. -М.: Музыка, 1989. 175 с.
187. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. М.: Гардарики, 1999. — 520 с.
188. Холодова В. Теория музыкальных эмоций: опыт разработки и проблемы / В. Холопова // Музыкальная академия. — 2009. — №1. С.14-15.
189. Храброва Е.В. Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза. Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Е.В. Храброва. — Ярославль, 2007.-22 с.
190. Цурюмова C.B. Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01 / C.B. Цурюмова. -Элиста, 2009. 168 с.
191. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г.М. Цыпин. СПб.: Алетейя, 2001. - 318 с.
192. Чупахина H.JI. Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в церковно-приходской школе России второй половины XIX в.: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01/ Н.Л. Чупахина. Москва, 1999. -139с.
193. Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.-320 с.
194. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие для высших учебных заведений В.Д. Шадриков. М.: Логос, 2003. - 296 с.
195. Шевченко Л.Л. Воспитание нравственной культуры учителя в процессе профессиональной подготовки: теория и практика: диссертация. докт. пед. наук: 13.00.01 / Л.Л. Шевченко. Москва, 2005. - 461 с.
196. Шкурко Н.М. Имидж современного учителя: структура, половозрастные особенности восприятия и технологии формирования: диссертация . кандидата психологических наук: 19.00.05 / Н.М. Шкурко. -Москва, 2006.-179 с.
197. Шумакова И.А. Понятие «рефлексивная образовательная среда» в философии образования / И.А. Шумакова // Научные ведомости. 2008. — № 4 (44). с. 64-74.
198. Щеткина O.K. Русская духовная музыка 11-17 веков в системе профессиональной подготовки студентов педагогического университета. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01/ O.K. Щеткина. Москва, 2007. -23 с.
199. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: уч. пособие для вузов / СПб: Питер, 2005. 365с.
200. Эстетика: Учебное пособие / J1.T. Левчук, Д.Ю. Кучерюк, В.И. Панченко, М.Ю. Русин. К.: Вища школа, 1991. - 302 с.
201. Яковлева О.Г. Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами Якутского музыкального искусства: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01 / О.Г. Яковлева. Якутск, 1988. - 197 с.
202. Яксина H.A. Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.02 / H.A. Яксина. Москва, 2005. - 206 с.
203. Яркина Л.В. Взаимодействие хормейстера с певческим коллективом: Монография. Воронеж: ВГПУ. - 2002. - 156 с.
204. Профессиональный кодекс учителя //http://www.regnum.ru/news/1245359.htrnl
205. Знание общих нравственных и эстетических понятий.
206. Раскройте смысл следующих понятий: 1)добро, 2) зло, 3) толерантность, 4) тщеславие, 5) патриотизм, 6) прекрасное, 7) возвышенное, 8) низменное, 9) нравственность, 10) эстетика.
207. Смысловые единицы анализа были представлены в упорядоченной номинальной шкале.
208. A) неудовлетворительное осмысление предмета (ответы «не знаю», тавтология, логический круг);
209. Б) указание на существенное свойство предмета, но не полное его осмысление;
210. B) максимально полное смысловое определение.
211. Согласно номинальной шкале, ответ А) оценивался в 1 балл; Б) в 5 баллов; В) — в 10 баллов.
212. A) неудовлетворительное осмысление предмета (ответы «не знаю», тавтология, логический круг);
213. Б) указание на существенное свойство предмета, но не полное его осмысление;
214. B) максимально полное смысловое определение.
215. Согласно номинальной шкале, ответ А) ог{енивался в 1 балл; Б) в 5 баллов; В) — в 10 баллов.
216. Знания в области духовной музыки. Нами разработана серия заданий:
217. Перечислите известные Вам компоненты системы средств музыкальной выразительности.
218. Ответ: мелодия, гармония, ритм, метр, динамика, агогика, форма, склад изложения, фактура, темп.
219. A) неудовлетворительное осмысление — названо от 0 до 3 понятий; Б) не полное осмысление — названо от 4 до 6 понятий;
220. B) максимальное смысловое определение — названо от 7 до 10 и более понятий.
221. Согласно номинальной шкале, ответ А) оценивался в 1 балл; Б) в 5 баллов; В) — в 10 баллов.
222. A) неудовлетворительное осмысление — правильно выстроено от 0 до 3 понятий;
223. Б) не полное осмысление — выстроено от 4 до 6 понятий;
224. B) максимальное смысловое определение — выстроено от 7 до 10 понятий. Согласно номинальной шкале, ответ А) оценивался в 1 балл; Б) в 5 баллов; В) — в 10 баллов.
225. Показатели эмоционально-ценностного критерия диагностировались при помощи следующих методик:
226. Меня огорчает, когда я вижу, что кто-то чувствует себя одиноко в чужой компании.
227. Люди преувеличивают восприимчивость животных и их способность чувствовать.
228. Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои чувства.
229. Мня раздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют.
230. Я обязательно начинаю нервничать, когда кто-то рядом со мной нервничает.
231. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
232. Я принимаю близко к сердцу проблемы своих знакомых.
233. Иногда песни о любви очень трогают меня.
234. Я очень волнуюсь, если должен сообщить людям неприятные для них новости.
235. Мое настроение сильно зависит от настроения окружающих меня людей.
236. Большинство иностранцев, которых я встречал, казались мне холодными и неэмоциональными.
237. Я предпочитаю работу, связанную с людьми.
238. Я не слишком расстраиваюсь, если мой друг действует необдуманно.
239. Я люблю наблюдать, как люди принимают подарки.
240. Одинокие люди часто недоброжелательно.
241. Я очень сильно расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
242. Слушая некоторые песни, я чувствую себя счастливо.
243. Когда я читаю хороший роман или смотрю фильм, я так переживаю, как будто это происходит на самом деле.
244. Я всегда сержусь и выхожу из себя, когда вижу, что с кем-то плохо, несправедливо обращаются.
245. Я могу сохранять спокойствие, даже если все вокруг меня волнуются.
246. Если мои знакомые начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я старюсь перевести разговор на другую тему.
247. Когда я бываю в кино, меня удивляет, как много людей вокруг меня вздыхают и плачут.
248. Чужой смех не заражает меня.
249. Когда я принимаю решение, чувства других людей, как правило, не влияют.
250. Я теряю душевное равновесие и не могу сосредоточиться на работе, если окружающие чем-то угнетены.
251. Мне кажется, что большинство людей переживают и расстраиваются из-за пустяков.
252. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
253. На мой взгляд, довольно глупо переживать то, что происходит в книге или в кино.
254. Мне всегда тяжело видеть больных, беспомощных людей.
255. Чужие слезы, громкий плач вызывают у меня скорее раздражение, чем сочувствие.
256. Когда я смотрю фильм, я переживаю так, как будто это происходит со мной.
257. Я замечаю, что могу оставаться равнодушным к любому волнению, оживлению вокруг.
258. Мне кажется, маленькие дети часто плачут без всяких причин. Бланк ответов к «Шкале эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна Пол.Возраст. Ф.И.О.
259. Полностью согласен Согласен Скорее согласен, чем не согласен Не могу сказать Скорее не согласен, чем согласен Не согласен Полностью не согласен1 2 3 4 5 б 7 81
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.