Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Кравчук, Лариса Викторовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кравчук, Лариса Викторовна
Введение.
Глава 1. Методологический анализ проблемы формирования музыкально-образных представлений у младших школьников на основе синтеза искусств.
1.1. Сущность музыкально - образных представлений в философско - научных исследованиях.
1.2.Генезис синтеза искусств и его развитие в мировой культуре.
1.3. Синтез искусств в учебно-воспитательном процессе: музыкально педагогический аспект.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств.
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования.
2.2. Содержание и результаты формирующего этапа опытноэкспериментальной работы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие полимодальных музыкально-образных представлений в процессе обучения: На материале вузовской подготовки учителя музыки2005 год, кандидат педагогических наук Морозова, Нина Виссарионовна
Развитие полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности2009 год, кандидат психологических наук Камынина, Ольга Евгеньевна
Формирование мировосприятия у младших школьников на интегрированных занятиях искусством2005 год, доктор педагогических наук Шишлянникова, Нина Петровна
Становление опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий2008 год, кандидат педагогических наук Боркина, Наталья Викторовна
«Развитие креативности младших школьников на уроках музыки посредством педагогики искусства»2016 год, кандидат наук Никешина Наталия Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств»
Актуальность исследования. Одним из ведущих направлений Государственного стандарта начального обучения и воспитания школьников является оптимизация образовательной области «Искусство». В связи с этим особое значение приобретает поиск и разработка художественно-педагогических категорий, способствующих эффективному установлению в сознании учащихся не только связей между искусствами, но и развитию восприятия искусства, в том числе музыки. К числу таких значимых категорий относятся музыкально-образные представления, имеющие большую социально-культурологическую значимость в формировании художественной и, прежде всего музыкальной культуры школьников. Исследователи стремятся осмыслить феномен «музыкально-образные представления» и пути их развития, обращаясь к деятельности музыканта-исполнителя, педагога-музыканта. Выявлено, что в общем музыкальном образовании, в отличие от профессионального, формирование образной сферы учащихся имеет свою специфику, и это обусловливает необходимость разработки новых методик развития музыкально-образных представлений.
Учитывая то обстоятельство, что в образной сфере индивидуума доминируют представления определенной сенсорной модальности (зрительные, слуховые и кинестетические), а также то, что представления имеют разные уровни сенсорной полноты (мономодальные, бимодальные и полимодальные), мы пришли к выводу, что формирование музыкально-образных представлений будет протекать наиболее успешно на основе привлечения синтеза искусств. При этом особенно важно для решения этой сложной задачи использовать различные виды деятельности на уроке: вокальное и инструментальное исполнительство, пластическое интонирование, рисование, образные рассказы о музыке и т.д. Кроме того, актуализация синтеза искусств должна неизбежно расширить рамки применения компьютерных технологий и разнообразных собственно музыкально-педагогических средств воздействия.
В настоящее время существует множество теоретико-методических работ, в основе которых лежит идея взаимосвязи, взаимодействия и синтеза искусств. Реализуя данную идею в учебно-воспитательном процессе, педагоги-исследователи преследуют различные цели: ввести ребенка в мир музыкального искусства и художественной культуры; развитие эмоционально-чувственного отношения ребенка к жизни и искусству; формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию народов России и мира; формирование музыкальной культуры школьников; комплексное эстетическое развитие ребенка и др. Однако, проблема формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств не являлась предметом специального исследования, несмотря на то, что многие ученые в своих работах неоднократно подчеркивали ее значимость. Таким образом, в музыкально-педагогической науке возникло противоречие между осознанием важности формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств и отсутствием теоретико-методического обоснования данной проблемы. Все это свидетельствует об актуальности разрабатываемой темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы
Как показывает анализ научных источников, проблема формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств не получила своего целостного исследования. Однако различные аспекты данной проблемы нашли свое освещение в философии, культурологии, педагогике, общей и музыкальной психологии, психологии искусства, музыкознании, педагогике музыкального образования.
В древнегреческой философии представления впервые становятся предметом изучения (Аристотель, Платон, Демокрит). Большой вклад в раскрытие и обоснование данного феномена внесли зарубежные и отечественные философы прошлого и настоящего (П. Алексеев, А.Бергсон, В.Вундт, Гегель, А.А. Гостев, Е.М. Иванов, И. Кант, К.Р. Мегрелидзе, А.В. Панин, В. Соловьев, Г.Т. Фехнер, П. Флоренский, А. Шопенгауэр, Д. Юм и др.).
В отечественной психологии представления рассматривались: в русле теории отражения (C.JI. Рубинштейн); в контексте теории деятельности и сознания (А.Н. Леонтьев, B.C. Тюхтин); как самостоятельные психические феномены (И.М. Сеченов, Б.Г. Ананьев). Генетические корни интермодальности и полимодальности представлений раскрываются в трудах Б.Г. Ананьева, В.В. Барабанщиковой, А.В. Беляевой, JI.M. Веккера, М. Гриндера, Б.Ф. Ломова, В.Н. Носуленко, А.Ф. Ремеевой, С.Л. Рубинштейна и др.
Изучение образной сферы в психологической науке связано с исследованием представлений: в системе когнитивных процессов (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Сурков, И.С. Якиманская и др.); в научном и художественном творчестве (Я.А. Пономарев, Р. Арнхейм и др.); в сфере коммуникации (Л.Я. Дорфман, Д.А. Леонтьев и др.). Образные представления рассматриваются в концепции Д.А. Леонтьева как проявление субъективного «образа мира» автора, исполнителя и слушателя.
Для нас представляют интерес исследования общей и детской психологии, а также психологии развития, связанные с изучением процесса формирования образной сферы человека (Л.С. Выготский, А.А. Гостев, В.П. Зинченко, Б.Д. Эльконин, И.С. Якиманская и др.).
В области музыкальной психологии больше всего исследований посвящено музыкально-слуховым представлениям (Л.В. Благонадежина, Л.Л. Бочкарев, Н.А. Римский-Корсаков, М.С. Старчеус, Б.М. Теплов и др.). В трудах М.Г. Арановского, С.И. Беляевой-Экземплярской, Б.Г. Галеева, А.Л. Готсдинера, Д.К. Кирнарской, А.В. Тороповой музыкально-слуховые представления рассматриваются в контексте восприятия музыки; в связи с изучением памяти и мышления музыкально-образные представления анализируются в работах С.О. Волкова, И. Гербарта, Л. Маккинона, В.И. Петрушина, А.Н. Сохора, Н.В. Сусловой.
Музыкально-слуховым, музыкально-образным представлениям посвящены труды музыковедов Б.В.Асафьева, В.В. Медушевского, Г.А. Орлова, В.Н. Холоповой и др.
В музыкально-педагогической науке большая часть научных исследований, изучающих музыкальный образ и музыкально-образные представления, связана с их формированием в исполнительском классе (А.Д. Артоболевская, J1.A. Баренбойм, Э.М. Бурвина, Р.Н. Гржибовская, А.Г. Каузова, В.И. Левин, Т.Г. Мариупольская, Г.Г. Нейгауз, В.Г. Ражников, С.И. Савшинский, Г.М. Цыпин, О. Шульпяков и др.). Проблеме развития полимодальных музыкально-образных представлений учителя музыки посвящено диссертационное исследование Н.В.Морозовой. В современной музыкально-педагогической науке широко представлены труды, связанные с I изучением проблемы формирования эмоциональной, образной сферы учащихся (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Т.И. Бакланова, JI.A. Без-бородова, Н.А. Ветлугина, H.JI. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева, Г.П. Сергеева, Н.Г. Тагильцева, А.И. Щербакова и др.).
Важное значение для осмысления феномена синтеза искусств имеют исследования в области философии, эстетики, музыковедения и культурологии (А.А. Аронов, В.В. Ванслов, А.С. Вартанов, К.Н. Григорьян, В.Д. Днепров, J1.C. Зорилова, Ю. Кремлев, В.В. Медушевский, Л. Тарасов, * С.Х. Раппопорт, Л.А. Рапацкая, А.Н. Сохор, В.Н.Холопова и др.). В педагогической науке проблемой синтеза искусств и его воздействием на личность ребенка занимались Б.П. Блонский, Б.М. Галеев, М. Давыдова, М.С. Каган, И. Кашенкова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Л. Савенкова, И. Штанько, Б.П. Юсов и др.
В педагогике музыкального образования синтезу искусств и его применению на музыкальных занятиях посвящены работы Э.Б. Абдуллина, В.В. Бахтина, В. Васиной-Гроссман, Т.Е. Вендровой, Н.А. Ветлугиной, Е.Р. Ильиной, Л.В. Горюновой, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, М.С. Осенневой, М. Тарасовой, Н.А. Терентьевой, Т.А. Шипилкиной и др.
Следует отметить, что в музыкально-педагогической практике широко применяются интегративные программы, посвященные комплексному освоению различных видов искусства (авторы: JI. Ильенко, Т.С. Комарова, Т. Копцева, И.В Кошмина, А.А. Мелик-Пашаев, J1. Миланович, Б.М. Неменский, О. Нечаева, З.В. Новлянская, М. Петрова, Т. Рубан, Н. Сорокина, К.С. Тарасова, Н.А. Терентьева, А. Шестакова, Р. Шитикова, Б.П. Юсов и др.).
Анализ подходов к проблеме применения синтеза искусств в образовательном процессе с целью решения конкретных учебно-воспитательных задач, а также анализ существующих программ по комплексному освоению искусства позволяет сделать вывод, что исследования по проблеме развития музыкально-образных представлений учащихся на уроке музыки на основе синтеза искусств отсутствуют. Нет и специальных методик, обеспечивающих развитие полимодальных музыкально-образных представлений учащихся на основе синтеза искусств.
Объект исследования - музыкальное воспитание учащихся в начальной общеобразовательной школе.
Предмет исследования - процесс формирования полимодальных музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств в условиях проведения уроков музыки.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка методики формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств.
Исходя из цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Скорректировать формулировку понятия «музыкально-образные представления» и раскрыть его содержание на основе анализа и обоснования данного феномена.
2. Выявить необходимые педагогические условия эффективности формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств.
3. Разработать параметры и показатели сформированности музыкально-образных представлений младших школьников.
4. Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс методику формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств. Проверить в опытно-экспериментальном исследовании эффективность данной методики.
Гипотеза исследования:
1. Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств будет протекать эффективно, если в процессе музыкальных занятий учитывать индивидуальные сенсорные доминанты учащихся (зрительные, слуховые, кинестетические).
2. Синтез искусств (музыка, живопись и литература) на уроке музыки способствует эффективному развитию полимодальных музыкально-образных представлений школьников, обеспечивая большую полноту сенсорных впечатлений в процессе восприятия.
3. Педагогическими условиями формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств являются: использование компьютерных технологий в процессе обучения; организация обогащенной художественной среды; применение специальных художественно-образных заданий и музыкально-игровых методов; использование приемов полимодального» психолого-педагогического воздействия (организация музыкального восприятия в условиях дополнительных сенсорных стимулов; трансляция полимодальных музыкально-образных представлений вербальными и невербальными способами и др.).
Методологическую основу исследования составили идеи и положения о целостном развитии и творческой реализации личности, о воспитательной роли искусства, представленные в философских трактатах мыслителей Античности -Аристотеля, Платона, Демокрита; в работах французских и немецких философов - Вольтера, Г. Гегеля, Ж. Руссо, А. Шопенгауэра; в трудах отечественных философов - М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Е.М. Иванова, К.Р.
Мегрелидзе, П.А. Флоренского; в работах выдающихся деятелей искусства -педагогов Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского.
Теоретической основой исследования явились: теория развития способностей (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, C.JI. Рубинштейн); основные положения психологической теории деятельности C.J1. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина; теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.И. Зягвязинский, Л.В. Занков); исследования, связанные с изучением процесса формирования образной сферы человека (Л.С. Выготский, А.А. Гостев, В.П. Зинченко, Б.Д. Эльконин, И.С. Якиманская); концепция «образа мира» Д.А. Леонтьева; труды, посвященные изучению интермодальности и полимодальности представлений (Б.Г. Ананьев, В.В. Барабанщикова, А.В. Беляева, Л.М. Веккер, М. Гриндер, Б.Ф.Ломов, В.Н. Носуленко, А.Ф. Ремеева, С.Л. Рубинштейн); психологические исследования музыкально-слуховых, музыкально-образных представлений и путей их развития Б.В.Асафьева, М.Г. Арановского, С.И. Беляевой-Экземплярской, Л.В. Благонадежиной, Л.Л. Бочкарева, С.О. Волкова, А.Л. Готсдинера, Д.К. Кирнарской, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Г.А. Орлова, В.И. Петрушина, Н.А. Римского-Корсакова, А.Н. Сохора, М.С. Старчеус, Н.В. Сусловой, Б.М. Теплова, А.В. Тороповой, В.Н. Холоповой; идея целостного продуктивно-творческого воспитания личности на основе синтеза искусств, заложенная в концепциях Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Е.В. Николаевой и др.; исследования, посвященные изучению музыкального образа и формированию музыкально-образных представлений в исполнительском классе А.Д. Артоболевской, Л.А. Баренбойма, Р.Н. Гржибовской, А.Г. Каузовой, Т.Г. Мариупольской, Г.Г. Нейгауза, В.Г. Ражникова, С.И. Савшинского, Г.М. Цыпина, О. Шульпякова; педагогические подходы к проблеме синтеза искусств П.П. Блонского, Б.М. Галеева, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, Б.П. Юсова; концепции и труды, посвященные проблеме синтеза искусств в системе общего музыкального образования В.В. Бахтина,
JI.А. Безбородовой, Т.Е. Вендровой, Н.А. Ветлугиной, JI.B. Горюновой, H.JI. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Н.А. Терентьевой, Т.А. Шипилкиной. ; Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов исследования, среди которых:
- теоретический анализ философской, психологической, педагогической, музыковедческой, культурологической и музыкально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- синтез, моделирование и обобщение материалов исследования;
- прямое, косвенное и пролонгированное педагогическое наблюдение;
- анкетирование и интервьюирование;
- тестирование;
- диагностика уровней сформированности музыкально-образных представлений школьников;
- педагогические беседы;
- педагогический эксперимент;
- анализ и обработка полученных результатов.
База исследования: средняя общеобразовательная школа с этнокультурным русским компонентом № 1148 им. Ф.М. Достоевского; средняя общеобразовательная школа № 444; средняя общеобразовательная школа №1039 г. Москвы. В исследовании принимали участие 162 учащихся первых ч классов.
Организация исследования: опытно-экспериментальное исследование осуществлялось с 1995 г. по 2006 г. и состояло из трех этапов:
Первый этап (1995-2000 гг.) - изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, психологической, педагогической, культурологической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ и разработка понятийно-категориального аппарата (гипотезы, цели, задач, методологической основы, положений, выдвигаемых на защиту, методов исследования и др.); проведение педагогического наблюдения, бесед, анкетирования и интервьюирования педагогов-музыкантов (256 человек) по изучаемой проблеме; обобщение передового педагогического опыта с целью выявления существующих путей развития музыкально-образных представлений учащихся в педагогической практике.
Второй этап (2000-2004 гг.) - разработка методики диагностики уровней сформированности музыкально-образных представлений младших школьников; проведение констатирующего эксперимента, в процессе которого фиксировался исходный уровень музыкально-образных представлений у учащихся контрольной (27 человек) и экспериментальной (25 человек) групп ; создание методики формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств и ее теоретическое обоснование.
Третий этап (2004-2006 гг.) - проведение формирующего эксперимента, целью которого явилась апробация разработанной методики формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств; проверка организационно-педагогических условий (организация музыкального восприятия в условиях дополнительных сенсорных стимулов; использование компьютерных технологий в процессе обучения; организация обогащенной художественной среды и др.), способствующих эффективному формированию музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств; обработка, систематизация, анализ и обобщение полученных данных опытно-экспериментального исследования; формулировка выводов; оформление результатов исследования в виде диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- уточнено понятие «музыкально-образные представления», которое рассматривается как форма чувственного отражения в виде наглядных образов, возникающих в воображении или в памяти на основе прошлого опыта в результате взаимодействия с произведениями музыкального искусства.
- разработана методика формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств, опирающаяся на доминирующие в образной сфере личности представления определенной сенсорной модальности (визуальные, аудиальные, кинестетические) и позволяющая изменять уровень сенсорной полноты музыкально-образных представлений учащихся от мономодальных и бимодальных до полимодальных музыкально-образных репрезентаций;
- разработаны показатели сформированности музыкально-образных представлений младших школьников (умение передавать образное содержание музыки в процессе ее вокального и инструментального исполнения, в мимике, движениях и жестах, в речи, рисунках) по параметрам выраженности:
1) уровня полимодальности в различных видах музыкальной и полихудожественной деятельности (полимодальных, бимодальных и мономодальных представлений);
2) доминирующей сенсорной модальности музыкально-образной сферы (визуальной, аудиальной, кинестетической).
Теоретическая значимость исследования:
- выявлены ведущие факторы, необходимые для формирования полимодальных музыкально-образных представлений младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе (актуализация синтеза искусств, учет индивидуального сенсорного опыта учащихся);
- определены педагогические условия, необходимые для эффективного формирования музыкально-образных представлений школьников на основе ч синтеза искусств (организация музыкального восприятия в условиях дополнительных сенсорных стимулов; трансляция полимодальных музыкально-образных представлений вербальными и невербальными способами; использование компьютерных технологий в процессе обучения; организация обогащенной художественной среды; и др.);
- разработана методика диагностики, позволяющая выявлять музыкально-образные представления определенной сенсорной модальности с помощью применения специальных художественно-образных заданий и
I музыкально-игровых методов (метод «озвучивания картины»; метод музыкально-графической синестезии; метод перекодирования; метод создания композиций; метод пластического интонирования и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в диссертации теоретический материал и разработанная автором методика формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств могут быть востребованы в учебных заведениях общеобразовательного типа, учреждениях дополнительного образования детей, в институтах повышения квалификации учителей, а также в вузах — при подготовке специалистов для работы с детьми. Методика диагностики уровней сформированности музыкально-образных представлений младших школьников позволит учителям музыки выявлять и анализировать динамику развития музыкально-образных представлений учащихся различной модальности (мономодальных, бимодальных, полимодальных). Идеи, положения, рекомендации исследования внедрены в учебный процесс заведений начального, среднего и высшего звена: средней общеобразовательной школы с этнокультурным русским компонентом № 1148 им. Ф.М. Достоевского (г. Москва); педагогического колледжа №15 (г.Москва); Московского педагогического государственного университета.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы автора в средних общеобразовательных школах № 444, №1039, №1148 (с этнокультурным русским компонентом им. Ф.М. Достоевского) г. Москвы; при обсуждении содержания диссертации на заседаниях кафедры музыкального образования МГУКИ, через публикации научно-методических материалов автора. По теме диссертационного исследования были сделаны доклады на различных научных конференциях: международной научно-практической конференции «Современные проблемы дошкольного образования» (Москва, МПГУ, 1996 г.); международной научно-практической конференции «Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы (Москва, МПГУ, 1996); вузовской научно-практической конференции «Социальная философия и проблемы современного общества»
Москва, МГУКИ, 2003 г.); научно-практической конференции «Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы» (Москва, МГУКИ, 2003г.); международной конференции «Модернизация художественного образования» (Москва, ИХО, 2004 г.); международной научно-практической конференции «Д.Б. Кабалевский - композитор, ученый, педагог» (Москва, НИИРО, 2004); международной научно-практической конференции «Модернизация системы музыкально-педагогического образования: теория и практика» (Москва, МГУКИ, 2004 г.).
Достоверность результатов исследования обеспечена: соответствующей методологической базой, включающей в себя фундаментальные научные разработки в области философии, общей и музыкальной психологии, педагогики, музыкознания, культурологии, методики и теории музыкального образования; применением комплексной совокупности методов, соответствующих целям и задачам исследования; анализом качественных и количественных результатов опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки; использованием методов математической обработки и статистической значимостью экспериментальных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Музыкально-образные представления - это форма чувственного отражения в виде наглядных образов, возникающих в воображении или в памяти на основе прошлого опыта в результате взаимодействия с произведениями музыкального искусства. Формирование данных представлений у младших школьников на основе синтеза искусств способствует более глубокому эмоциональному, чувственному постижению музыкального искусства, расширению музыкально-образного тезауруса.
2. Важнейшими факторами, необходимыми для формирования полимодальных музыкально-образных представлений младших школьников на уроках музыки, являются актуализация синтеза искусств (музыка, живопись и литература) и учет индивидуального сенсорного опыта учащихся.
3. Разработанная в исследовании методика, опирающаяся на доминирующие в образной сфере личности представления определенной сенсорной модальности (зрительные, слуховые, кинестетические), позволяет изменять уровень сенсорной полноты музыкально-образных представлений учащихся от мономодальных и бимодальных до полимодальных музыкально-образных репрезентаций.
4. Эффективность процесса формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств обусловлена созданием необходимых педагогических условий, таких, как: использование компьютерных технологий в процессе обучения; организация обогащенной художественной среды; применение специальных художественно-образных заданий и музыкально-игровых методов; использование приемов «полимодального» психолого-педагогического воздействия (организация музыкального восприятия в условиях дополнительных сенсорных стимулов; трансляция полимодальных музыкально-образных представлений вербальными и невербальными способами и др.).
5. Разработанные параметры (доминирующая сенсорная модальность музыкально-образной сферы и уровень полимодальности музыкально-образных представлений в различных видах музыкальной и полихудожественной деятельности) и показатели сформированности музыкально-образных ч мономодальных, бимодальных и полимодальных представлений (умение передавать образное содержание музыки в процессе ее вокального и инструментального исполнения, в мимике, движениях и жестах, в речи, рисунках) позволяют выявлять динамику и эффективность процесса их развития в условиях образовательной деятельности.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Теория и методика освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций2008 год, кандидат педагогических наук Яшмолкина, Ольга Николаевна
Эмоционально-нравственное развитие младших школьников средствами синтеза искусств2006 год, кандидат педагогических наук Гирфанова, Оксана Викторовна
Символическое использование цвета как средства музыкально-эстетического развития младших школьников2002 год, кандидат педагогических наук Арзыбова, Лариса Владимировна
Развитие интонационного мышления младших школьников в процессе освоения народного музыкального творчества2009 год, кандидат педагогических наук Плыгун, Светлана Викторовна
Формирование художественно-творческих способностей младших школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе2007 год, кандидат педагогических наук Волосатова, Ирина Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Кравчук, Лариса Викторовна
Выводы по первой главе
Теоретический анализ изучаемой проблемы позволил выделить важнейшие для нашего исследования научные положения и сделать следующие выводы:
В философско-научных исследованиях представления рассматриваются как психические процессы - памяти, мышления, воображения, чувственно -наглядного образа, как образы кратковременной и долговременной памяти, как представления об окружающем мире, самом себе, о субъективном образе мира. Абстрактные, смысловые представления, чувственно-предметные и эмоциональные образы играют исключительно важную роль в процессе познания.
Музыкально-образные представления - это форма чувственного отражения в виде наглядных образов, возникающих в воображении или в памяти на основе прошлого опыта в результате взаимодействия с произведениями музыкального искусства.
Развитие полимодальных музыкально-образных представлений базируется на доминирующих в образной сфере индивидуума представлениях определенной сенсорной модальности: аудиальной, визуальной и кинестетической. Полимодальность музыкально-образных представлений характеризуется различным уровнем сенсорной полноты: мономодальным, бимодальным, полимодальным.
Исторически развитие синтеза искусств связано со стремлением воплотить в искусстве идеал целостной гармонически развитой личности, выражающей идею социального прогресса, величие и силу творческого гения. Синтез искусств, представляя духовную культуру человечества, окружающего мира, способствует духовному становлению личности, формирует ее творческие способности. Синтез искусств является важнейшим условием эффективного развития полимодальных музыкально-образных представлений младших школьников.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования
Для подтверждения выдвинутой в исследовании научной гипотезы было необходимо провести опытно-экспериментальную работу, цель которой заключалась в исследовании педагогических условий формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств. Реализация цели была связана с решением ряда исследовательских задач:
- определить состояние изучаемой проблемы в музыкально -педагогической практике;
- разработать исследовательские процедуры для проведения опытно -экспериментальной работы на различных ее этапах;
- исследовать индивидуальные особенности музыкально-образных представлений учащихся с точки зрения их сенсорной окрашенности и полимодальной полноты;
- выявить эффективность и целесообразность разработанной методики формирования музыкально-образных представлений младших школьников на ч основе синтеза искусств в процессе проведения формирующего эксперимента;
- внедрить данную методику в учебно-воспитательный процесс;
- проанализировать и обобщить результаты экспериментального исследования.
В логико-содержательном плане опытно-экспериментальная работа подразделялась на два этапа - констатирующий и формирующий, каждый из которых характеризовался своими задачами и содержанием.
В ходе констатирующего этапа, который протекал в период с 1995 по ) 2000 г.г., ставились и решались следующие задачи:
- изучение и обобщение опыта работы учителей музыки общеобразовательных школ г. Москвы (№ 444, №1039, №1148), включая и собственный опыт работы автора, в рамках изучаемой проблемы;
- проведение опроса учителей музыки и студентов старших курсов -будущих учителей музыки по проблеме исследования;
- разработка исследовательских процедур (форм наблюдения, параметров и показателей) для определения исходного уровня развития музыкально -образных представлений у младших школьников;
- исследование индивидуальных особенностей музыкально-образных представлений учащихся с точки зрения их сенсорной окрашенности и выявление исходного уровня сформированности музыкально-образных представлений различной модальности (мономодальных, бимодальных, полимодальных).
На данном этапе экспериментальной работы нами использовались следующие методы:
- наблюдение и анализ уроков музыки в общеобразовательных школах;
- беседы с учителями музыки, учеными, художниками, артистами, методистами, студентами, родителями, преподавателями музыкальных дисциплин высших учебных заведений и педагогических колледжей;
- анкетирование и индивидуальное интервьюирование учителей музыки и ч младших школьников;
- метод экспертной оценки;
- диагностирование;
- анализ и математическая обработка результатов.
Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования был условно разделен нами на два подэтапа. На первом из них, как уже отмечалось выше, проводился опрос учителей музыки и студентов старших курсов -будущих учителей музыки - по проблеме исследования. ) Опрос проводился методом аудиторного анкетирования и индивидуального интервьюирования. Его задачей стало выяснение того, какое значение учителя музыки придают проблеме формирования музыкально-образных представлений у школьников; какими они пользуются приемами и < методами в своей работе; насколько отчетливо отражается в их сознании такой феномен, как «музыкально-образные представления»; привлекают ли они на уроках музыки для решения данной задачи различные виды искусства; какие педагогические условия необходимы для развития музыкально-образных представлений младших школьников. Было опрошено 256 музыкантов-педагогов.
В анкете использовались как закрытые (с альтернативными ответами), так и открытые вопросы, которые позволяли респондентам выразить свое мнение в достаточно свободной и подробной форме. В результате этого была получена первоначальная информация социологического характера, составившая прочную основу проведения исследования в избранном направлении.
Полученные данные свидетельствуют о том, что большая часть респондентов придает большое значение формированию музыкально-образных представлений школьников (87%) на уроках музыки. Однако, на вопрос о сущности музыкально-образных представлений верно ответили только 38% учителей, а о наличии у учащихся представлений различной модальности не знал никто. С другой стороны, было выявлено, что 56% педагогов в той или иной степени занимаются решением данной проблемы в процессе своей ч профессиональной деятельности.
Среди педагогических условий, необходимых для формирования музыкально-образных представлений, были названы: методы педагогического воздействия, в том числе дидактические методы обучения; коммуникативные умения и навыки учителя; специально подобранный музыкальный материал; создание необходимой атмосферы, наличие у учителя развитых музыкально-образных представлений и др.
Четвертая часть опрошенных (25%) привлекает на уроках музыки ) различные виды искусства, однако никто из них не ставил перед собой специальной задачи развивать музыкально-образные представления школьников на основе их синтеза. Когда мы спросили учителей, какими методиками они пользуются в процессе развития музыкально-образных представлений школьников, большая часть респондентов (77%) не смогли дать убедительного ответа на данный вопрос. С другой стороны, на вопрос: «Хотели бы Вы подробно познакомиться с методикой формирования музыкально-образных представлений на основе синтеза искусств?», 89% учителей дали положительный ответ.
Надо отметить, что автором диссертации на протяжении нескольких лет публиковались статьи в периодической печати для педагогов-музыкантов (журналы «Музыкальное образование» - 1999, №2; 1999, №3; «Воспитание школьников» - 1999, №6; 2000, №1; №2, №4, №10; 2001, №4), в которых учителя музыки могли познакомиться с различными сценариями интегрированных уроков, посвященных комплексному освоению искусства и направленных на формирование музыкально-образных представлений младших школьников. В связи с этим, мы специально включили в анкету вопросы: «Читаете ли Вы журналы «Музыкальное образование» и «Воспитание школьников»?»; «Знакомы ли Вы со статьями Л.В. Кравчук о комплексном освоении искусства?» и получили следующие данные: только 41% респондентов читает указанные журналы, и 28% вспомнили статьи Л.В. Кравчук. Однако, даже те преподаватели, которые не знают данного материала, хотели бы подробно познакомиться с методикой формирования музыкально-образных представлений школьников на основе синтеза искусств (как уже было сказано выше, их общее количество составило 89%).
В результате проведенного нами опроса на констатирующем этапе экспериментальной работы удалось получить подтверждение в том, что затронутая в данном исследовании проблема весьма актуальна для музыкально - педагогической практики и вызывает большой интерес среди педагогов-практиков. Это еще раз убедило нас в необходимости создания специальной методики формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств.
Следующим этапом констатирующего экспериментального исследования стало установление исходного уровня сформированности музыкально -образных представлений школьников.
Данная задача решалась на базе школы № 1148 г. Москвы. В эксперименте приняли участие ученики двух классов - 1 «А» и 1 «Б». Контрольную группу составили учащиеся 1 класса «А» (27 человек), экспериментальную - учащиеся 1 класса «Б» (25 человек). Всего в констатирующем обследовании приняли участие 52 школьника.
Параметрами исследования явились: доминирующая сенсорная модальность музыкально-образной сферы и уровень полимодальности музыкально-образных представлений в различных видах музыкальной и полихудожественной деятельности (образных высказываниях о характере и содержании прослушанного музыкального произведения; пластическом интонировании; вокальном и инструментальном исполнении музыки; рисовании).
Нами были разработаны показатели уровней сформированности музыкально-образных представлений различной модальности:
1. Полимодальные музыкально-образные представления:
Ребенок проявляет себя во всех предложенных видах деятельности: обладает образной речью, передает образное содержание музыки в процессе ее вокального и инструментального исполнения, в мимике, движениях и жестах, рисунок также соответствует характеру предложенного музыкального произведения (выполнение всех заданий).
2. Бимодальные музыкально-образные представления.
Ребенок проявляет себя только в некоторых видах деятельности, например, передает образное содержание и характер музыки только в процессе ее вокального и инструментального исполнения, а также через свои жесты и движения (выполняет два-три задания).
3. Мономодальные музыкально-образные представления.
Ребенок проявляет свое отношение к музыке только в одном виде деятельности, например, рисуя музыкальные образы (выполняет только одно задание).
Для оценки уровня сформированности музыкально-образных представлений каждому школьнику предлагалось выполнить несколько заданий. Например:
1. Прослушать музыкальное произведение («Грустную песенку» П.И.Чайковского). После прослушивания ответить на вопросы: «О чем эта музыка?», «Как бы Вы назвали это музыкальное произведение?» Придумать маленький рассказ на эту музыку.
2. Прослушать музыкальное произведение («Плаксу» Д.Б. Кабалевского) и при повторном его звучании передать в движениях и жестах характер музыки, ее образное содержание. Повторить то же задание, прослушав пьесу «Резвушка» Д.Б. Кабалевского.
3. Спеть любимую песенку, стараясь передать ее характер (ласковый, задорный, игривый, печальный и т.д.).
4. Передать характер воображаемых животных (слона, мышки, зайчика и т.д.), их бодрый шаг, легкий бег, плавный танец на любом из предложенных музыкальных инструментов (колокольчике, металлофоне, барабане).
5. Послушать музыкальное произведение Н.А. Римского - Корсакова «Океан - море синее» и передать в своем рисунке его образное содержание: (то, что услышали - море спокойное, разбушевавшееся и т.д.).
Полученные в ходе констатирующего обследования данные были зафиксированы в Таблице №1.
Заключение
На основании проведенного исследования были сделаны следующие ,, основные выводы:
1. Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств способствует более глубокому эмоциональному, чувственному постижению ими музыкального искусства, расширению их музыкально-образного тезауруса; является стимулом к их творческим проявлениям в различных видах музыкальной и полихудожественной деятельности: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании, рисовании, сочинении рассказов, стихотворений и т.д.
2. Музыкально-образные представления - это форма чувственного отражения в виде наглядных образов, возникающих в воображении или в памяти на основе прошлого опыта в результате взаимодействия с произведениями музыкального искусства.
3. Формирование полимодальных музыкально-образных представлений базируется на доминирующих в образной сфере индивидуума представлениях определенной сенсорной модальности (аудиальной, визуальной и кинестетической), которые характеризуются различным уровнем сенсорной полноты (мономодальным, бимодальным, полимодальным). v 4. Важнейшими факторами, необходимыми для формирования полимодальных музыкально-образных представлений младших школьников, являются актуализация синтеза искусств (музыка, живопись и литература) на уроках музыки в общеобразовательной школе и учет индивидуального сенсорного опыта учащихся.
5. Педагогическими условиями формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств являются: использование компьютерных технологий в процессе обучения; организация ) обогащенной художественной среды; применение специальных художественнообразных заданий и музыкально-игровых методов; использование приемов полимодального» психолого-педагогического воздействия (организация музыкального восприятия в условиях дополнительных сенсорных стимулов; трансляция полимодальных музыкально-образных представлений вербальными и невербальными способами и др.).
6. Разработанные автором №Ик$ШЩ и параметры уровней сформированности музыкально-образных представлений младших школьников помогают осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, применять необходимые методы и приемы, которые способствуют достижению оптимальных результатов.
7. Применяемая в исследовании авторская методика, опирающаяся на доминирующие в образной сфере личности представления определенной сенсорной модальности (зрительные, слуховые, кинестетические), позволила изменить уровень сенсорной полноты музыкально-образных представлений учащихся от мономодальных и бимодальных до полимодальных музыкально-образных репрезентаций.
8.Уроки музыки, построенные на сравнении выразительных средств различных видов искусства, вызывают у детей не только большой интерес, но способствуют накоплению музыкально-слухового опыта, что в свою очередь стимулирует творческие способности, обогащает мировосприятие школьника, воспитывает осмысленное отношение к искусству. v
Таким образом, проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило положения, выдвинутые в гипотезе, и позволило утверждать, что создание педагогических условий, обозначенных в диссертации, внедрение в учебно-воспитательный процесс специальной методики, направленной на эффективное формирование музыкально-образных представлений на основе синтеза искусств, предоставляют дополнительные возможности для становления духовной культуры школьников, их творческого, гармоничного
•) развития.
151
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кравчук, Лариса Викторовна, 2006 год
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. -112 с.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Прометей, 2003. - 224 с.
3. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. 128 е.: ил.
4. Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы. М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ, 2002.- 240 с.
5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 608 с.
6. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыканта. - М.: Гумат. Изд. Центр ВЛАДОС. 2003. - 336 е.: ноты.
7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001.- 279 с.
8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983 - 222 с.
9. Апраксина О.А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин -тов по спец. №2119 «Музыка» / Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1987. - 272 с.
10. Ю.Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207с.
11. Артоболевская А.Д., Левин В.И. и др. Первые встречи с искусством. М.: Искусство в школе, 1995. - 224 с.
12. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных представлений //Проблемы музыкального мышления. Сб.статей под ред. М.Г.Арановского. -М.: Музыка, 1974.- С. 252-271.
13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1973. - 144 с.
14. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М - JL, 1965. - 136 с.
15. Бакланова Т.И. Сокольникова Н.М. Родной мир музыки. Тетрадь для учащихся. 1 класс. М.: 1997. 96 с.
16. Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М. Родной мир музыки. Тетрадь для учащихся. 2 класс. М 1998. - 80 с.
17. Барабанщикова В.В. Сенсорная модальность образа и эффективность приемов психологической саморегуляции функционального состояния студентов//Вестник МГУ. Серия 14. Психология. №1, 2003. С. 78-79.
18. А.Барабошкина А. Сольфеджио для 1-го класса ДМШ. М.: «Музыка», 1986. -72 с.
19. Бардин К.В. Дополнительные сенсорные характеристики, используемые наблюдателем при различении слуховых сигналов и их возможные источники //Психологический журнал. Т 8. №5. 1987.- С.57- 64.
20. Баренбойм JI.A. Путь к музицированию. JL: Советский композитор, 1979. -352с.
21. Баренбойм JI.A., Перунова Н.И. Путь к музыке. -Л., 1989.- 168 с.
22. Бахтин В.В., Шипилкина Т.А. Содружество муз: Учебное пособие по спецкурсу «Музыка в мире искусств». М., 2005 - 141 с.
23. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. 3-е изд. -YMCA - BRESS.Париж. 1989.- 398 с.
24. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: «Академия», 2002. - 416 с.
25. Бергсон А. Материя и память //Собр. Соч., т.1- М., 1992. 235 с.
26. Берсенева Н.И., Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от шести до девяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе) Пермь: ПГУД995.-С. 123-127.
27. Благонадежина J1.B. Психологический анализ слухового представления мелодии // Ученые записки ГНИИ психологии. Т. 1, 1940. - С. 151 -196.
28. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения.- М., 1961.- С.266-267.
29. Блонский П.П. Трудовая школа второй ступени. М.: АПН РСФСР, 1961. -695с.
30. Богданов Г.Ф. Работа над танцевальной речью. Учебно методическое пособие. -М.: МГУКИ, 2004.- 130с.
31. Богданова В.В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста: Монография. -М.2004. 136 с.
32. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. Ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко, СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК. 2003.- 672 с.
33. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. М.: ВЛАДОС,- 2003.- 219 с.
34. Борухзон Л.М., Волчек Л.Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. Санкт Петербург. 1996.- 44 с.
35. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: ИПРАН, 1997. -350 с.
36. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2002. - 556 с.
37. Бурвина Э.М. Ассоциативный метод в преподавании музыки (на материале ^ фортепианного оучения будущих учителей музыки). Дисс. канд. пед. наук.1. М., 1990.-153с.
38. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993, - 255 с.
39. Ванечкина И.Л., Галлеев Б.Г. Синестетические эксперименты в музыкальном образовании //Человек, 2002. №2.- С.96-99.
40. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. Изд. 2-е. Л., 1983.
41. Вартанов А.С. О соотношении литературы и изобразительного искусства
42. Литература и живопись. Л., 1982. - С.5-30.
43. Василюк Ф.Е. Структура образа//Вопросы психологии, 1993. №5. С.5-19.
44. Васина-ГроссманВ. Музыка и поэтическое слово. Ритмика-М., 1972.- 150с.
45. Васина-Гроссман В. Музыка среди других искусств //Пионерский музыкальный клуб. Вып. 22-М., 1968. С.59-65.
46. Венгрус JI.A. Начальное интенсивное хоровое пение. СПб: Музыка, 2000. -280 с.
47. Венгрус JI.A. Пение и «фундамент музыкальности»: Монография. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 204 с.
48. Вендрова Т. «Пластическое интонирование музыки» в методике Вероники Коэн //Искусство в школе.№1, 1997, С. 61-64.
49. Вершинина Г.Б. «Вольна о музыке глаголить.» //Музыка на уроках развития речи: Пособие для учителя. М.: Новая школа, 1996. - 192 с.
50. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -415 с.
51. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., 1968. - 95с.: ил.
52. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. - 240 е., нот.
53. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. М, 1976. - 95с.
54. Вейс П.Ф. Ступеньки в музыку: Пособие по сольфеджио для подготовительного класса детских музыкальных школ. Под редакцией М.Ройтерштейна. -М. 1980. 200 с.
55. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. СПб.: Питер. 2006. - 192 с.:ил.
56. Волков С.О. О формировании представлений в образно-художественном мышлении современного музыканта-исполнителя /Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.2. —Л.: Музыка,1979. С.184-200.
57. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№2111 «Дефектология». М.: Просвещение. 1985. - 191с.
58. Ворожейкина О.И. Синтез искусств в формировании эстетического вкуса у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. -М.51996.- 21с.
59. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии: М.: Изд - во Института психотерапии, 2004. - 90 с.
60. Воскобойников В.Н. Итальянское искусство эпохи Возрождения: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2002 54 с.
61. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ-96 е., ил.
62. Выготский JI.C. Психология искусства. -М.31987. 573с.
63. Гегель Г.В. Эстетика: В 4т., т.З. М., 1968. - 390с.
64. Гембицкая Е.Я., Корозо В.П. Методические указания к учебникам пения V -VII классов: М.: «Музыка» 1971-131с.
65. Головинский Г. О вариативности восприятия музыкально образа //Восприятие музыки. Сб. статей. /Ред. В.Н. Максимова. -М.,1980. 97с.
66. Гостдинер A.JI. Музыкальная психология. -М., 1993.- 190с.: нот.
67. Гостев А.А. Образная сфера человека. М.,1992,- 194с.
68. Горгонова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки урок искусства: Книга для учителя. -М., 1989.
69. Гржибовская Р.Н. Музыкальное воображение //Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общей ред. А.Г. Каузовой и А.И. Николаевой. -М., 2001. 368с.
70. Гршнанович Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. Образования, с 12-летнимсроком обучения. Минск, 2006. - 384 с.
71. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969 - 78 с.
72. Дмитриева Н.А. Слово и изображение //Взаимодействие и синтез искусств. -JI.1978. С.44-54.
73. Домогацкая И.Е., Тесля JI. Говорим и поем по английски. Ансамблевое музицирование детей 4-6 лет: Учебная программа, звуковые игры, музыкальное приложение. М.1994. - 31 с.
74. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. М.: ООО «Издательство «РОСМЕН - ПРЕСС», 2003. - 142 с.
75. Жигалко Е.В. От стихов к музыке. Ритмическая декламация, движение и словотворчество на уроках музыки: хрестоматия/ Сост. Е.В.Жигалко - Санкт -Петербург 1999.-81с.
76. Жигалко Е.В. Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки для детей 5-8 лет. Санкт -Петербург, 1999. 38 с.
77. Иванов-Борецкии М. Первобытное музыкальное искусство. -М.,1925,- 32с. 83 .Иванова С.Ф. Введение во храм слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 1994. - 272 е.: ил.
78. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности. М., 1968.-32с.
79. Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя словесника: Кн. Для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
80. Ильин И.А. Одинокий художник/ Сост. предисл. и примеч. В.И.Белов. М.: Искусство, 1993. -348 с.
81. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы но музыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке с поурочной методической разработкой) для общеобразовательных школ: МП классы. — М., 1990.-160с.
82. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?-М., 1989.- 199с.
83. Каган М.С. Искусство и общение. -М., 1996. 98с.
84. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // «Музыка в школе», 1987. №4.
85. Карапетян М.И. Я иду на урок в начальную школу: История искусств: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 224 е.: ил.
86. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Издательско - книготорговый дом «Логос», 2001. - 344 с.
87. Карпова Н.К. Теоретические основы синтеза искусств как способа эстетического познания и моделирования личности в условиях и формационных технологий. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ докт. пед. наук -Ростов на Дону, 1996.- 43с.
88. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе / Пер. с нем. М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. - 272 е.: ил.
89. Каузова А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.:ВЛАДОС, 2001.-368 с.
90. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М., 1997. - 157с.:ия., нот.
91. Коэн В. Метод музыкальных зеркал (двигательные аналоги музыкального восприятия) //Искусство в школе, 1995. №№4, 5. С.61- 64.
92. Кравчук Л.В. Занимательно игровые ситуации для развития музыкальных способностей у детей 3-6лет // Дошкольное воспитание, 1995. №2. -С. 72-79.
93. Ю2.Кравчук Л.В. Интегрированные занятия //Музыкальное образование. М.,1999. №2. С.29-30.
94. Кравчук Л.В. Изобразительные возможности разных видов искусства// Музыкальное образование. М.,1999. №3. -С. 38 39.
95. Ю4.Кравчук Л.В. Комплексное освоение искусства //«Воспитание школьников». М., 1999. №6. -С.39 41.
96. Ю5.Кравчук Л.В. Сценарии интегрированных уроков//«Воспитание школьников». М., 2000. № 1. -С.27 30.
97. Юб.Кравчук Л.В. Комплексное освоение искусства// «Воспитание школьников». М., 2000. №2. С.34-36.
98. Ю7.Кравчук Л.В. Комплексное освоение искусства// «Воспитание школьников». М., 2000. №4. С.27-28.
99. Ю8.Кравчук Л.В. Комплексное освоение искусства// «Воспитание школьников». М., 2000. №10. С.37-39.
100. Ю9.Кравчук Л.В. Комплексное освоение искусства// «Воспитание школьников» М., 2001. №4. С.47-50.
101. Ю.Кравчук JI.B. Сказка как воплощение начальной философии в мировоззрении И.А.Ильина //Социальная философия и проблемы современного общества: (материалы «круглого стола»). Сб. науч. ст. М.: МГУКИ, 2003. -С.94-98.
102. З.Кравчук JI.B. Музыкально слуховые представления: сущность и свойства (психологический аспект) //Созидательная миссия культуры: Сб. молодых ученых. - М.: МГУКИ, 2004.- С. 185 - 189.
103. Кононова Н.Г. Музыкально дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. Руководителя. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
104. Карандышев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. -Минск, 1987.-82 с.
105. Книга о музыке: Популярные очерки /Сост. Г.Головинский, М.Ройтерштейн. -М.: Сов. Композитор,1988. -220 с.
106. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Издание третье, вып.1. -М: Издательство «Музыка» 1972. 116 с.
107. Ш.Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике.вып.2. М: Издательство «Музыка» 1973. - 135 с.
108. Комплекс искусств и творческое развитие школьников //Основы эстетического воспитания. Под ред. Н.А. Кушаева. М.,1986.- 340с.
109. Котовская М.П. Синтез искусств.- М.: Наука, 1982. С.72-77.
110. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. М.,1994.- 78с.
111. Кременцова Н.К. Поэзия в воспитании юного читателя: Учебно -методическое пособие / Науч. ред Г.А. Иванова. М.: МГУКИ, 1995. - 78 с.
112. Кремлев Ю. Выразительность и изобразительность музыки. М., 1962.-95с.
113. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 368 с.
114. Кузьмина О.В. Усачева В.О., Школяр JI.B. Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана - Граф, 2004. - 64 с.ч,
115. Кулаковский JI. Изобразительность в музыке //Т.Кулаковский. Музыка как искусство. М., 1984. - С.42-49.
116. Леонтьев А.А. Психологический смысл искусства //Искусство в школе XXI века. Сб. материалов VI Всерос. Конф. М., 2000.
117. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. - 304с.
118. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1979, № 2. С.З -13.
119. Леонтьев А.Н. Образ мира/ Леонтьев А.Н. Избр. Произведения: В 2-х тт. Т 2-М.: Педагогика, 1983.-318с.
120. Лепилина Л. И. Психолого-педагогические условия формирования качеств творческой личности средствами театра в условиях технического лицея. Автореф. дисс. насоиск. уч. степ. канд. пед.наук. -М., 1996.-21с.
121. Локк Дж. Избранные философские произведения. -М., 1960. Т.1. -734с.
122. Лосев А.Ф., Тахо Грди А.А. Аристотель: Жизнь и смысл. - М.: Дет.лит., 1982.-286 с.
123. Макаров К.А. Двуликий Янус: К проблеме взаимодействия искусств. М., 1993,- 125с.
124. Махлина С.Т. Взаимодействие видов искусства: Методическое пособие для лекторов. Л., 1974.
125. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси, 1973.-280с.
126. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. -262с.141 .Медушевский В.В. Межпредметные связи в преподавании музыки в школе. -М., 1981.
127. Медушевский В.В. Художественная картина мира в музыке (к анализу понятия) // художественнее творчество. Вопросы комплексного изучения. Л., 1986.
128. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование.- М., Композитор, 1993. 262 с.
129. Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира //Вопросы философии, 19£}3.
130. Мелик Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству (художественное развитие ребенка в семье). - М.: Искусство в школе, 1995. -144 с.
131. Мелик Пашаев А.А., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников? М.: Знание, 1988. №2.
132. Методологическая культура педагога музыканта /Э.Б.Абдуллин, О.В.Ванилихина, Н.В.Морозова и др.; под редакцией Э.Б.Абдуллина. - М.: Академия, 2002 - 272 с.
133. Метлов Н.А. Музыка детям: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет.сада /Сост. С.И.Челышева, А.П.Николаичева. - М.: Просвещение, 1985.- 144с.; нот.
134. Минина Н.Д. Давайте поиграем: Музыкальный альбом-раскраска для дошкольников: М.: Издательское объединение «Композитор» 1993. -32с.151 .Михайлова И. «Представление» //Философская энциклопедия. М., 1967. Т.4. С.359.
135. Морозова Н.В. К проблеме развития полимодальных музыкально -образных представлений будущего учителя музыки //Научные труды МПГУ. -М., 2003 -С. 299-301.
136. Морозова Н.В. Развитие полимодальных музыкально образных представлений в процессе обучения (на материале вузовской подготовки учителя музыки). Дисс.канд. пед.наук - Москва , 2005,- 157с.
137. Музыкальная психология: Хрестоматия / Сост. М.С.Старчеус М. 1992.
138. Мун JI. Синтез искусств в истории художественной культуры// «Эстетическое воспитание» 2001. - №3. - С. 8 - 9.
139. Мырсабеков А.Ж. Роль психологических факторов при обучении музыке в начальных классах общеобразовательных школ. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психолог, наук.- Тбилиси 1987.-23с.
140. Нагибина H.JI. Психологические типы личности: влияние на музыкальную деятельность и обучение музыке. Автореферат дисс. На соискание ученойстепени доктора психолог наук. М.: 2002. -24с.
141. Надолинская Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве/ Т.В.Надолинская. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 191с.: ил., ноты.
142. Назайкинский Е.В. Слух Асафьева // Советская музыка. 1983.№7.-С.15-17.
143. Назайкинский Е.В.О психологии музыкального восприятия. М.,1972.-370с.
144. Науменко С.И. Индивидуально психологические особенности музыкальности // Вопр. Психол. 1982. №5. С.85 -94.
145. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. -Музыка, 1982.-300 с.
146. Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М., 1975.-270с.
147. Неменская Л.А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / Л.А. Неменская; Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд.-М.: Просвещение; АО «Московские учебники», 2002. - 111 е.: ил.
148. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстет. Воспитания. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
149. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч -щ, студентов пед. ин тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. -М.: Просвещение, 1990. -301с.
150. Панаиотиди Э.Г. Музыкально педагогические воззрения Платона и проблемы современного музыкального образования. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 1994. - 16с.
151. Петрушин В.И. К вопросу об основных параметрах музыкального мышления// Психология музыкальной деятельности: Теория и практика /Под ред. Г.М.Цыпина.- М.: Академия , 2003. С.235 - 239.
152. Петрушин В.Н. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
153. Печко Л. Эстетическая культура и воспитание человека: Пособие для клубных работников. М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР. 1991. - 102 с.
154. Платек Я. Под сенью дружных муз. -М., 1987. 93с.
155. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - Пресс. 1996.
156. Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец Х- середина XVII столетия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 208 е.: ноты.
157. Подгорных Е.М.Формирование у младших школьников представлений о художественном образе в процессе классных и внеклассных занятий искусством. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук -М., 1990.- 17с.
158. Программно методические материалы. Музыка. Начальная школа/ Сост. Е.О.Яременко. - М.: Дрофа, 2001,- 288 с.
159. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе/ Н.И.Пьянкова. М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
160. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. Воронеж. Гос.арх.- строит. Акад. - Воронеж, 1995. - 219 с.
161. Радугин А. А. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответственный редактор А.А.Радугин. М.: Центр, 1998. - 304 с.
162. Радынова О.П. Баюшки баю: Слушаем и поем колыбельные песни. - М.: Владос, 1995.-296 с.
163. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2ч. М.: Гуманит. Изд.
164. Центр ВЛАДОС, 1997. 4.1. 608 е.: нот.
165. Ш.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997 4.2 - 400 е.: нот.
166. Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн.для воспитателя и муз. руководителя дет.сада. -М.: Просвещение, 1990. — 160е.: нот.
167. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Классика - XXI, 2004. - 140с.
168. Рапацкая Л.А. Взаимодействие искусств и практика художественного воспитания //Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. -М„ 2004. С.303-307.
169. Рапацкая Л. А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. -М.,1996. -142с.
170. Раппопорт С. Природа искусства и специфика музыки //Эстетические очерки: Избранное. М„ 1980. - С.63-102.
171. Ригина Г.С.Уроки музыки в начальных классах: Из опыта работы в первом и втором классах: /Под ред. Л.В.Занкова. -М.: Просвещение, 1979. 160 е., ил.
172. Ройгерштейн М.И. Основы музыкального анализа. -М. ВЛАДОС, 2001.
173. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., 2000.-262с.
174. Савшинский С.И. Диалоги о музыкальной педагогике. М. 1989.
175. Савшинский С.И.Пианист и его работа. Л., 1961. - 262 с.
176. Справочник школьника. История мировой культуры /Сост. Ф.С.Капица, Т.М. Колядич. М.: Филолог. Об-во «Слово», Центр гуманитар, наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996. - 610 с.
177. С'охор А. Музыка и другие виды искусства //А.Сохор. Музыка как вид искусства. -М., 1961. СЛ18-133.
178. Старчеус М.С. Слух; музыканта. М.: Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, 2003. - 640с.
179. Суслова Н.В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников /Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально педагогической деятельности. -М.: ВЛАДОС, 2001.-320 с.
180. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практич. пособ. для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Изд - во «Учитель». 2003. - 128 с.
181. Тарасов Л. Музыка в семье муз. Л.,1985.-165с.
182. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.
183. Тарасова М. Интегрированный подход к уроку музыки // Искусство в школе, 2001. №4.
184. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М., 2003.- 397с.
185. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. СПб., 1997. -168с.
186. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников в процессе целостного восприятия различных видов искусств. М., 1990.-35с.
187. Ткаченко Е.И. Таинственный мир цвета. М., Юный художник, 1999 - 31 с.
188. Торопова А.В. Диагностика бессознательного восприятия музыки детьми. Дис. канд. пед. наук. М., 1994,- 208с.
189. Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452 1519 / Пер. с англ. М. Карасевой. - М.: Тера, 1997.- 192 е.: ил.
190. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени. -М.: «Прогресс», 1993.-324с.2Ю.Холопова В.Н.Музыка как вид искусства. М., 1994. - с. 192.
191. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак, высш. пед. учеб. заведений/ Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г.М.Цыпина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 386 с.
192. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. М.; Интерпракс, 1994. 384 с.
193. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1977.-195с.
194. Челышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1991.-512 с.
195. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты. М.: АПКи ПРО, 2001. - 128 с.
196. Чепурнов В.Н.Музыка в школе: Из опыта работы. Кн. Для учителя 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
197. Шмагина Т.С. Музыка в московских школах: Сценарии уроков с методическими комментариями: Пособие для учителя. М.: МИРОС, 1993.-128с.
198. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М., 1994. - 64с.
199. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992. - 246с.
200. Шувалова Е.Е. Педагогические особенности развития восприятия музыкального образа у младших школьников в условиях взаимодействия искусств. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. -М., 1995.- 18с.
201. Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. -Л.: Музыка, 1986.- 93с.
202. Щербакова А.И. Аксиологическая подготовка учителя музыки на современном этапе. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, доктора пед. наук М., 2004.-60с.
203. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: «Академия», 2001. - 144 с.
204. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: Азбука музыкально-творческого саморазвития. -М., 1997.-272с.
205. Юдовина-Гальперина Т.В. За роялем без слез или я детский педагог. -СПб.: Союз художников, 2002. - 240 с.
206. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство в школе» // Виды искусства и их взаимодействие /Юсов Б.П. и др. Ред.-сост. Кабкова Е.П., Мун Л.Н. М., 2001.
207. Якиманская И.С. Основные направления исследований образного мышления //Вопросы психологии, 1985. №5.С.- 24- 29.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.