Развитие полимодальных музыкально-образных представлений в процессе обучения: На материале вузовской подготовки учителя музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Морозова, Нина Виссарионовна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Морозова, Нина Виссарионовна
Введение.
Глава 1. Методолого-теоретические основания исследования музыкально-образных представлений как основы профессиональной коммуникации учителя музыки.
1.1. Философско-психологический анализ музыкально-образных представлений: сущность, специфика, функции.
1.2. Исследование музыкально-образных представлений в психологии искусства и музыкознании.
1.3. Проблема индивидуальных сенсорных различий музыкально-образных представлений.
1.4. Полимодальные музыкально-образные представления в музыкально-педагогической коммуникации.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития полимодальности музыкально-образных представлений будущих учителей музыки.
2.1. Задачи, организация, методы ОЭР.
2.2. Сравнительное психологическое исследование уровня полимодальности музыкально-образных представлений будущих учителей музыки (констатирующий эксперимент).
V* 2.3. Проведение формирующего педагогического эксперимента по развитию полимодальных музыкально-образных представлений и навыков их трансляции на уроке музыки.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств2006 год, кандидат педагогических наук Кравчук, Лариса Викторовна
Развитие полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности2009 год, кандидат психологических наук Камынина, Ольга Евгеньевна
Теоретическая и методическая профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к формированию музыкальности учащихся2005 год, доктор педагогических наук Козлов, Николай Иванович
Композиция как педагогическое средство развития интерпретирующей способности педагога-музыканта2001 год, кандидат педагогических наук Ускова, Дарья Николаевна
Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки1998 год, кандидат педагогических наук Молоствова, Ирина Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие полимодальных музыкально-образных представлений в процессе обучения: На материале вузовской подготовки учителя музыки»
Актуальность исследования. Невозможно переоценить роль образных представлений в процессе обучения музыке, если рассматривать этот процесс как передачу учителем своим ученикам культурного, художественного, эмоционального опыта предшествующих поколений, выраженного в музыке. Называя звуковой образ центральной структурной единицей музыкального сознания, музыкально-педагогическая наука подчеркивает необходимость актуализации музыкальной образности в процессе познания и осмысления мира средствами музыки (Э.Б Абдуллин, Е.В.Николаева, Г.М.Цыпин)
В музыкально-образовательном процессе описание учителем разнообразных музыкальных явлений, раскрытие в музыке внутреннего мира личности происходит через трансляцию учащимся внутренних образов сознания, называемых в психологии представлениями. В отличие от первичных образов восприятия, представления трактуются современной наукой как вторичные, идеальные, мысленные образы, как репрезентация в сознании в обобщенном виде явлений внешнего и внутреннего мира (Л.М.Веккер, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн). Специфика представлений, сопровождающих общение человека с музыкой, участвующих в «строительстве» музыкального образа, наполняющих его чувственную ткань и служащих источником личностных смыслов, позволила нам обозначить данный феномен как музыкально-образные представления.
Музыкальная наука исследовала прежде всего слуховые музыкальные представления, справедливо рассматривая их как основу внутреннего слуха (Л.В.Благо-надежина, Н.А.Римский-Корсаков, М.С.Старчеус, Б.М.Теплов), музыкального восприятия (С.И.Беляева-Экземплярская, А.Л.Готсдинер, Д.ККирнарская, Е.В.Назайкин-ский), памяти и мышления (Л.Маккинон, А.Н.Сохор, Н.В.Суслова). Исследователи отмечали сущностную особенность представлений не только в первичном обобщении образов восприятия, но и в соединении в представлениях полярных, взаимодополняющих функций психики и сознания человека: бессознательного и сознательного (А.А.Гостев), эмоционального и логического (Б.Г.Ананьев, Л.В.Веккер, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко), психического и художественного (Л.Я.Дорфман, Д.А. Леонтьев), внутреннего протоинтонационного содержания и внешнего композиционного воплощения (М.Г.Арановский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, В.Н.Холопова). В музыкознании исследование содержания музыкально-образных представлений отражает диалектику общего и специфически музыкального, в связи с этим многими учеными четко разграничиваются представления музыкальные и внемузыкальные (Д.Б.Кирнарская, А.Н.Сохор, М.С.Старчеус). Вместе с тем, «психологическая» ветвь музыкознания в качестве источника музыкального искусства активно исследует музыкальное сознание в единстве с опытом жизнедеятельности (М.Г.Арановский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Г.А.Орлов, В.Н.Холопова). Выдвигается понятие «тезауруса» как хранилища жизненных представлений - от самых конкретных, чувственно-ощущаемых, до предельно обобщенных абстрактных общечеловеческих идей, которые находят свое отражение в «искусстве интонируемого смысла» (Б. Асафьев)
Во второй половине XX века акцент изучения вторичных образов сместился в сферу коммуникации. В психологии искусства представления рассматриваются как форма метаиндивидуальной коммуникации человека с произведением искусства, как своеобразное посредствующее звено между внутренней психической реальностью человека и художественной реальностью искусства (Л.Я.Дорфман, Д.А.Леонтьев).
Музыкально-педагогическая наука изучает представления в основном в контексте раскрытия и воплощения музыкального образа в процессе исполнения музыкального произведения (Р.Н.Гржибовская, Г.Г.Нейгауз, В.Г.Ражников, Г.М.Цыпин, О.Шульпяков). В то же время делаются попытки исследовать возможность представлений как мощного средства музыкального воспитания и обучения - средства обогащения, развития и потрясения личности учащегося, средства «улучшения человеческой природы» (Г.Г.Нейгауз). В области общего музыкального образования образные представления становятся инструментом, связующим содержание и язык классической, народной и современной музыки с жизненным, эмоциональным, эстетическим опытом слушателей (Д.Б.Кабалевский)
Поэтому важной способностью музыканта-педагога является умение раскрывать, прояснять, истолковывать музыкальный образ, способствовать его пониманию через трансляцию учащимся наполняющих этот образ музыкально-образных представлений.
В последнее время эффективность взаимопонимания в педагогической коммуникации рассматривается в зависимости от индивидуальных различий образных представлений учителя и учащихся. Данные различия образной сферы проявляются в преобладании, доминировании в ней представлений определенной сенсорной модальности: зрительных, слуховых, кинестетических (Л.М.Веккер, М.Гриндер, С.Л.Рубинштейн). Изучение проблемы в педагогическом процессе выявило также существование разных уровней сенсорной полноты, т.н. полимодальности представлений (А.Ф.Ремеева). В образной сфере человека могут преобладать представления одной сенсорной модальности или мономодальные. У некоторых людей «на равных» развито образное мышление в двух сенсорных системах - им свойственны хорошо развитые и осознаваемые бимодальные представления (таковы, например, способности многих исполнителей, бимодальные слухо-двигательные представления которых позволяют говорить о «слышащих», «умных», «интонирующих» руках музыкантов), Наконец, есть люди с полимодальными представлениями, в которых одинаково полно отражены ощущения разных модальностей: зрительные, слуховые, кинестетические и др.
В образовательном процессе представления памяти и мышления педагога становятся представлениями воображения ученика (Л.С.Выготский), поэтому педагогический талант проявляется в умении транслировать знания наиболее понятным учащимся способом, в умении «приспособить» транслируемый образ к индивидуальным возможностям представлений учащегося.
Особенно актуально это в музыкальном обучении и воспитании, направленном на раскрытие, исполнительское и слушательское понимание учащимися музыкального образа. Одной из причин стойкого непонимания педагогом и учеником друг друга исследователи считают несовпадение доминирующей сенсорной модальности учащегося с доминирующей системой представлений педагога (М.Гриндер, Л.М.Митина, А.Ф.Ремеева). В данной связи бимодальные и полимодальные музыкально-образные представления, транслируемые педагогом, обеспечивают большие возможности для понимания музыкального образа учащимися с любым типом сенсорно-образного доминирования. Косвенные подтверждения этому предположению мы нашли в исследованиях С.И. Беляевой-Экземплярской, Л.В.Благонадежиной, М.С.Старчеус, Б.М.Теплова (26, 34,247, 257).
Фактор индивидуальных сенсорных различий образных представлений педагога и ученика играет большую роль в процессе обучения музыке. Отсутствие понимания учащимся транслируемого педагогом образа в индивидуальном обучении ведет к скрытому или явному конфликту, в коллективном обучении - к недостаточному пониманию материала и отставанию учащихся по предмету (М.Гриндер, А.Ф.Ремеева).
Эмпирические исследования в музыкальном образовании показывают, что ситуации непонимания учащимся образа, предлагаемого педагогом, могут возникать на уроке у любого преподавателя. Наиболее успешные из них берут ответственность за эффективность взаимопонимания с учеником на себя: расширяют набор педагогических средств объяснения, пытаясь выйти за рамки привычных для себя эмоционально-образных сравнений, используют полимодальный арсенал представлений и различные, вербальные и невербальные, формы их трансляции. В подобных ситуациях условием эффективной коммуникации на уроке музыки выступает овладение педагогом полимодальными музыкально-образными представлениями и полимодальными способами их трансляции. Педагогическая мысль интуитивно реализует идею о предметно-чувственной полноте музыкального переживания, где развитие полимодальных представлений средствами музыки с помощью полимодальных, полихудожественных методов и приемов рассматривается как фактор гармоничного эмоционального, интеллектуального и личностного развития человека (Б.Г.Галеев, Т.Н.Маляренко, Б.П.Юсов)
Индивидуальные различия образных сфер учащихся и необходимость гибкого взаимодействия с ними делает особенно насущной проблему развития «образного диапазона» будущего учителя музыки (Е.А.Мальцева, Н.В.Суслова). Весьма актуальной поэтому представляется разработка психолого-педагогических средств и методов, помогающих студентам музыкального факультета освоить широкий полимодальный спектр музыкально-образных представлений, научиться разным, вербальным и невербальным, формам их трансляции, что, в свою очередь, означает расширение профессиональных и личностных возможностей будущих учителей музыки.
Таким образом, в музыкально-педагогической науке имеется противоречие между осознанием важности развития комплексных, полимодальных музыкально-образных представлений будущего учителя музыки как важного средства эффективной музыкально-педагогической коммуникации и - отсутствием исследований психологических механизмов и педагогических условий такого развития.
Актуальность и неразработанность данной проблемы позволяют сформулировать цель настоящего исследования, которая состоит в изучении индивидуальных сенсорных особенностей функционирования музыкально-образных представлений будущего учителя музыки и возможностей их развития в процессе обучения в вузе. Объектом исследования является взаимодействие образных сфер педагога и ученика в процессе музыкально-педагогической коммуникации.
Предмет исследования - индивидуальные сенсорные особенности музыкально-образных представлений будущих учителей музыки и возможности развития их полимодальной репрезентации (трансляции) в музыкально-педагогическом процессе. Задачи исследования:
1. Анализ научной психологической, музыковедческой, музыкально-педагогической литературы по исследуемой проблеме
2. Обобщение педагогического опыта в области музыкального образования
3. Определение сущности, специфики и педагогических условий развития • полимодальных музыкально-образных представлений будущих учителей музыки и навыков их трансляции в музыкально-педагогическом процессе.
Методологическим основанием нашей работы являются философские и психологические труды ученых отечественной школы: Б.Г.Ананьева, Л.М.Веккера, , Л.С.Выготского, В.П.Зинченко, Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна; системные исследования образной сферы А.А.Гостева; концепция «образа мира» А.Н.Леонтьева; концепция о метаиндивидуальном мире Л.Я.Дорфмана; музыковедческий анализ закономерностей художественного воздействия музыкального образа (М.Г.Арановский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Г.А.Орлов, В.Н.Холопова); психологические исследования музыкальных слуховых представлений и путей их развития Л.Благонадежиной, А.Л.Готсдинера, М.С.Старчеус, К.В.Тарасовой, Б.М.Теплова; исследования проблемы раскрытия образного содержания музыки в деятельности музыканта-исполнителя (В.Ю.Григорьев, Г.М.Цыпин, О.Шульпяков), музыканта-педагога (В.В.Горностаева, Р.Н.Гржибовская, Г.Г.Нейгауз, В.Г.Ражников), учителя музыки (Э.Б Абдуллин, Д.Б.Кабалевский, Н.В.Суслова); труды, посвященные полихудожественному подходу к музыкальному образованию (Г.Галеев, Б.П.Юсов).
Исследовательская гипотеза включает в себя следующие положения:
I. Полимодальность музыкально-образных представлений педагога является условием коммуникативной, педагогической направленности музыкального образа на его понимание учащимися с разными способностями представлений.
II. Развитие полимодальных музыкально-образных представлений (МОП) музыканта-педагога характеризуется движением от спонтанных, непосредственных, непроизвольных характеристик музыкального образа к музыкально-образным представлениям осмысленным, опосредованным задачами музыкально-образовательной практики и индивидуальными особенностями учащихся, к умению произвольно управлять МОП как инструментом педагогического воздействия.
III. Педагогическими условиями развития полимодальных музыкально-образных представлений будущего учителя музыки являются:
1. Применение методики поэтапного педагогического развития полимодальных музыкально-образных представлений, включающей когнитивно-аналитический, сенсорно-аффективный, эвристический и методико-дидактический этапы.
2. Использование следующих методов и приемов психолого-педагогического воздействия: самодиагностики и рефлексии, организации музыкального восприятия в условиях дополнительных сенсорных стимулов, педагогического моделирования трансляции полимодальных МОП вербальными и невербальными способами.
4. Обеспечение индивидуального подхода к студентам, обусловленного разным начальным уровнем в развитии их музыкально-образных представлений.
Научная новизна работы
Впервые исследованы музыкально-образные представления в контексте педагогической коммуникации; выявлены индивидуальные особенности их проявления у студентов и педагогов-музыкантов; обоснованы закономерности и механизмы становления профессиональной компетентности учителя музыки с точки зрения его взаимодействия с образной сферой ученика; разработана методика целенаправленного развития полимодальных музыкально-образных представлений педагога. Теоретическая значимость
В диссертации впервые выполнен целостный анализ музыкально-образных представлений с позиций общих закономерностей, специфических музыкальных качеств и индивидуальных различий образной сферы; выявлены и теоретически обоснованы сущностные характеристики и многосоставная структура музыкально-образных представлений, их функции в музыкально-образовательном процессе. Показано, что развитие полимодальных музыкально-образных представлений является фактором становления коммуникативной, педагогической направленности знаний и умений учителя музыки, обоснованы педагогические условия развития полимодальных МОП.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексных методов диагностики индивидуальных особенностей музыкально-образных представлений, в выявлении возможностей развития их полимодальной полноты и коммуникативной гибкости, в моделировании системы полимодальной трансляции представлений от учителя к ученику в вербальной и невербальной форме; в проведении анализа и классификации музыкально-педагогических приемов освоения музыки в школе с помощью полимодальных МОП. Материалы исследования могут быть использованы в курсах лекций мето до лого-методической и музыкально-психологической подготовки студентов и аспирантов, в практических занятиях по развитию эмоционально-образного восприятия музыки, на методических семинарах повышения музыкально-педагогической компетентности педагогов ДМШ и ДШИ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Индивидуальные особенности эмоционально-образного восприятия музыки проявляются в преобладании в сознании индивидуума музыкально-образных представлений определенной модальности: зрительных, слуховых, кинестетических. Эти сенсорные характеристики наполняют представление о музыкальном образе с разной степенью полноты: выделяется мономодальный, бимодальный и полимодальный способы музыкально-образной репрезентации.
2. Музыкально-педагогическая компетентность проявляется в готовности педагога транслировать, раскрывать, истолковывать музыкальный образ учащимся с помощью полимодальных музыкально-образных представлений.
3. Педагогическим условием развития полимодальных музыкально-образных представлений является применение методики последовательных педагогических воздействий, включающей когнитивно-аналитический, сенсорно-аффективный, эвристический и методико-дидактический этапы. Методика развития полимодальных МОП осуществляется с помощью методов самодиагностики и рефлексии, организации музыкального восприятия в условиях дополнительных сенсорных стимулов, педагогического моделирования процесса трансляции полимодальных МОП вербальными и невербальными способами.
Апробация работы и внедрение результатов. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на: 1)VI международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы профессиональной подготовки педагога-музыканта: психологический и аксиологический аспекты (Москва, 2002); 2) VIII международной научно-практической конференции «Музыкально-педагогическое образование на рубеже XX и XXI веков (Москва, 2004); 3) заседаниях кафедры методологии и методики преподавания музыки МПГУ (2002 - 2004); 4) лекциях и семинарах по музыкальной психологии на музыкальном факультете МПГУ (2002 - 2004) и ПГПУ (2002 - 2003); 5) лекциях и семинарах на курсах повышения квалификации педагогов ДМШ и ДШИ в Учебно-методическом центре департамента культуры Пермской области (2000 - 2004); 6) лекционных и практических занятиях по музыкальной психологии и педагогике, семинарах-тренингах по оптимизации концертного волнения в Пермском музыкальном училище (2002-2004) База исследования;
Музыкальные факультеты Московского педагогического государственного университета и Пермского государственного педагогического университета. Структура и основное содержание диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, основных выводов, библиографии и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки2004 год, доктор педагогических наук Николаева, Анна Ивановна
Символическое использование цвета как средства музыкально-эстетического развития младших школьников2002 год, кандидат педагогических наук Арзыбова, Лариса Владимировна
Феномен музыкального сознания: методология исследования и развитие2009 год, доктор педагогических наук Торопова, Алла Владимировна
Формирование готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме: на материале Республики Башкортостан2010 год, кандидат педагогических наук Политаева, Татьяна Ивановна
Полимодальность восприятия как фактор развития перцептивных способностей учителя начальных классов2005 год, кандидат психологических наук Барыбина, Елена Борисовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Морозова, Нина Виссарионовна
Выводы
1. Обращение музыкально-педагогической науки к проблематике индивидуальных особенностей музыкально-образных представлений обогащает арсенал педагогических средств подготовки будущих учителей музыки.
2. Решение проблемы успешности - неуспешности музыкально-педагогической коммуникации в немалой степени зависит от овладения будущим педагогом технологией самодиагностики и развития своих музыкально-образных представлений и управления ими в учебном процессе.
3. Индивидуальные различия музыкально-образных представлений учащихся и педагога заключаются в доминировании в образной сфере индивидуума представлений определенной сенсорной модальности: визуальной, аудиальной, кинестетической, а также в существовании разных уровней сенсорной полноты, т.е. полимодальности музыкально-образных представлений: мономодального, бимодального и полимодального уровня.
4. Развитие музыкально-образных представлений характеризуется движением от спонтанных, непосредственных характеристик музыкального образа к музыкально-образным представлениям осмысленным, опосредованным задачами музыкально-образовательной практики и индивидуальными особенностями учащихся, к умению произвольно управлять МОП как инструментом педагогического воздействия.
5. Осознанное управление учителем музыки транслируемыми музыкально-образными представлениями заключается в произвольном их обогащении характеристиками разных чувственно-эмоциональных модальностей, где полимодально представленный образ является условием его понимания учащимися с любым типом сенсорного доминирования. Использование учителем музыки комплексных, полимодальных музыкально-образных представлений позволяет детям гармонично развивать и накапливать музыкально-образный тезаурус, привлекая в постижении музыки всю широту и глубину чувственного, эмоционального, когнитивного опыта.
6. В результате проведения опытно-экспериментальной работы доказано, что развитие полимодальных музыкально-образных представлений осуществляется благодаря следующим педагогическим условиям: а) применению методики поэтапного развития полимодальных музыкально-образных представлений, включающей диагностико-рефлексивный, сенсорно-аффективный, эвристический и методико-дидактический этапы. б) использованию следующих методов и приемов психолого-педагогического воздействия: самодиагностики и рефлексии, организации музыкального восприятия в условиях дополнительных сенсорных стимулов, педагогического • моделирования трансляции полимодальных МОП вербальными и невербальными способами. в) обеспечению индивидуального подхода к студентам, обусловленного разным начальным уровнем в развитии их музыкально-образных представлений.
7. Музыкально-образные представления выполняют познавательную, эмоционально-экспрессивную, регулирующую функции в разных видах музыкальной деятельности, а также выступают в качестве сенсорного эталона и межмодального «посредника» в развитии и функционировании музыкального сознания. Исследование этих функций МОП открывает перспективу дальнейшего научного познания психологических и музыкально-педагогических механизмов развития музыкального сознания, оптимизации процесса обучения на всех ступенях музыкального образования.
8. Преломление «образной проблемы» музыкального образования сквозь призму музыкально-образных представлений учителя музыки поможет высветить новые грани в познании музыкально-педагогических способностей и одаренности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Морозова, Нина Виссарионовна, 2005 год
1.Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Прометей, 2003-224 с.
2. Абрамова В.Н. Исследование формирования целевого образа в структуре познава- . тельной деятельности. Дисс. канд. псих, наук М., 1985
3. Алексеев Э. е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект. -М.: Советский композитор,1986 238 с.
4. Алыпванг А. Избранные сочинения. Т.1. М.: Музыка, 1964
5. Алявдина А. К проблеме фортепианной техники//Советская музыка. 1934.№ 2
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды, т. 1.- М.: Педагогика, 1980
7. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия.- М.: Просвещение, 1968
8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001
9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс,1996 - 375 с.
10. Антипова Т.В. Пути исследования смыслов в музыке (введение в структурную эстетику). Автореф. на соиск. уч.степ. канд. искусств. М.,1995
11. Арановский М.Г. Интонация, знак и «новые методы» //Советская музыка. 1980.
12. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. Сб. статейпод ред. М.Г. Арановского. М.: Музыка, 1974 - С. 252-271
13. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994 - 352 с.
14. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983-222с.
15. Артоболевская А.Д., Левин В.И. и др. Первые встречи с искусством.- М.: Искусство в школе, 1995. 224 с.
16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971
17. Бакурадзе Т.О. Психологическая характеристика восприятия семантического значения музыки: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. псих. н. Тбилиси, 1988
18. Банбери Л. Бессмысленность музыки / Homo musicus. Альманах музыкальной психологии 2001. М.,2001. - 228 с.
19. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения.// Наука и образование, 2002, №2
20. Барабанщикова В.В. Сенсорная модальность образа и эффективность приемов психологической саморегуляции функционального состояния студентов.// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. № 1,2003. С.78-79
21. Бардин К.В. Дополнительные сенсорные характеристики, используемые наблюдателем при различении слуховых сигналов, и их возможные источники // Психологический журнал. Т. 8. № 5.1987
22. Баренбойм JI.A. Путь к музицированию. М.: Советский композитор, 1979
23. Баренбойм Л. А., Перунова Н.И. Путь к музыке. Д., 1989
24. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: «Академия», 2002. - 416 с.
25. Белова Н.К. Профессионально-педагогическая подготовка студентов к формированию восприятия музыки школьниками. Дисс. канд. пед. н. Одесса, 1982
26. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. // Музыкальная психология. Хрестоматия. М., 1992
27. Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб: Ювента, 1994
28. Бендлер Р. Магия в действии (практические аспекты использования нейро-лингвистического программирования) М., 1995
29. Бендлер Р., Гриндер Д. Структура магии. Т.2 С-Пб,1993
30. Бергсон А. Материя и память // Собр. соч., т. 1- М., 1992. 235 с.
31. Березин В. О метафоричности оркестрового мышления //Воспитание музыкального слуха. Вып.4. М.,1999
32. Березовчук Л. Музыкальный жанр как система функций. Психологический и семиотический аспекты //Аспекты теоретического музыкознания. Л., 1989
33. Берсенева Н.И., Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от шести до девяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе) Издательство Пермского университета, 1995
34. Благонадежина Л.В. Психологический анализ слухового представления мелодии // Ученые записки ГНИИ психологии. T.I, 1940.-C.151-196
35. Благой Д. Значение образных ассоциаций в работе педагога-пианиста // Методические записки по вопросам музыкального образования М.,1966
36. Блинникова И.В. Роль зрительного опыта в формировании представлений человека об окружающем пространстве. Дисс. канд. псих, наук М., 1995
37. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. -144 с.
38. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. - 324 с.
39. Бондарев А.В. Педагогическая интерпретация музыкального образа (теоретические и методические аспекты изучения музыки С.В. Рахманинова. Автореферат на соиск. степ. к. пед. наук М, 2002
40. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. М.: ВЛАДОС, - 2003. - 219 с.
41. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: ИПРАН,1997. - 350 с.
42. Бурвина Э.М. Ассоциативный метод в преподавании музыки (На материале фортепианного обучения будущих учителей музыки). Дисс. канд. пед. наук. М., 1990
43. Бурьянек Й. К историческому развитию теории музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей под ред. М.Г. Арановского. М.,1974 - С. 29-58
44. Ванечкина ИЛ., Галеев Б.Г. Синестетические эксперименты в музыкальном образовании //Человек, 2002 , № 2
45. Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии, 1993, № 5
46. Вахнянская И.Л. Эмоционально-эстетическое развитие младших школьников в учебой деятельности. М.-Ижевск, 1999. - 166 с.
47. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М.,1975
48. Венгер Л.А. Развитие умственных способностей детей. М.: Педагогика, 1991 -222 с.
49. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М: Смысл, 2000.-685 с.
50. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.,1986
51. Волков С.О. О некоторых особенностях музыкального восприятия и представлений у композиторов//Музыка и жизнь. Вып. 1.-Л.-М., 1972
52. Волков С.О. О формировании представлений в образно-художественном мышлении современного музыканта-исполнителя / Вопросы теории и эстетики музыки: вып.2.-JL: Музыка, 1979, с. 184 200
53. Волкова Е.В. Формирование когнитивных репрезентативных структур в процессе изучения школьного курса химии. Автореферат дисс. на соиск. степ. канд. псих. н. -М., 2002
54. Волчанская Т.В. Формирование самостоятельности в пении детей 5-го и 6-го года жизни: Автореф. канд. дисс. -М., 1972
55. Волчегорская Е.Ю. Расширение границ восприятия музыки //Музыка в школе. 2004. № 3-С. 31-34
56. Вуколова Т.С. Общение в образовательном процессе. Дисс. канд. филос. наук. -М.,1997
57. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.
58. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1999 - 209 с.
59. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М.,1960
60. Ганзен В.А., Гостев А.А. Систематика мысленных образов // Психологический журнал, 1989, т. 10, № 2, с.12 -21
61. Гилярова Н.Н. Импровизация как форма первичной музыкально-творческой деятельности. Освоение начальных элементов музыкального языка/ Психология музыкальной деятельности. Под ред. Г.М. Цыпина. -М.: Академия, 2004.368с.
62. Гиппенрейтер Ю.Б. О восприятии высоты звука.-М., 1960
63. Глазырина Е.Ю. Музыка в четвертом измерении. Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания школьников. М.: Искусство в школе, 2001
64. Глазырина Е.Ю Ребенок и музыка: Опыт диалога. Екатеринбург: УрГПУ, 1995 -204 с.
65. Глушак Е.В. Психологические особенности динамики формирования представлений при использовании тематических видеофильмов. Автореферат на соиск. степ, канд. псих. наук. СПб., 2001
66. Головинский Г. О вариативности восприятия музыкального образа. //Восприятие музыки: сб. статей /ред. В.Н. Максимов. М.: Музыка,1980. - С. 127-140
67. Горелашвили Л.И. Некоторые особенности визуального восприятия и оперативной памяти пианиста в процессе чтения с листа. Автореф. канд иск. Тбилиси, 1977
68. Горин С. Гипноз: техники россыпью Канск,1995
69. Горностаева В.В. Два часа после концерта: Сборник статей и материалов / Сост. Н.М. Зимянина. -М.: Сов. Композитор, 1991
70. Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992
71. Гостев А.А. Дорога из Зазеркалья: психология развития образной сферы человека. Тренинг творческого воображения. М., 1998,216 с.
72. Гостев А.А. Психология вторичного образа (субъект, феноменология, функции) Автореф. дисс. д-ра псих, наук СПб, 2001
73. Гостев А.А., Дружинин В.Н. Проблемы психологии образа.// Психологический журнал 1984, т. 5, № 2 С. 124-128
74. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей //Вопросы психологии. 1991, №4
75. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993
76. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия //Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974 - С. 230-251
77. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Классика, 1998-171 с.
78. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М.; Магнитогорск, 1998. 156 с.
79. Гримак Л.П. Терапевтические функции культуры //Человек, 2002, № 4
80. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. М., 1995
81. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.,1969
82. Губко А. Т. Индивидуальные особенности ассоциации, обусловленные соотношением сигнальных систем. Дисс. канд. псих. наук. Киев, 1958
83. Давыдов В.В., Андронов В.П. Психологические условия происхождения идеальных образов // Вопр. психологии, 1979 № 5, с. 40 54
84. Джинджихашвили НЛ. К вопросу о психической необходимости искусства // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования: в 4 т. Тбилиси,1978. - Т.2 -с.493 - 495
85. Домогацких В.В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. канд. пед. наук. М.,2000
86. Дорфман ЛЛ. Метаиндивидуальная психология искусства: методологический аспект // Творчество в искусстве искусство творчества /Под ред. Л.Дорфмана, К.Мартиндейла, В.Петрова и др.: Наука; Смысл, - 2000. - 549 с.
87. Дорфман ЛЛ. Метаиндивидуальный мир. М.: Смысл, 1993 - 455 с.
88. Дорфман Л Л. Эмоции в искусстве. Теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997,424с.
89. Дранков В.Л. Многогранности способностей как общий критерий художественного таланта //Художественное творчество. М.,1983
90. Дранков В.Л. Природа таланта Шаляпина // Музыкальная психология : Хрестоматия / под ред. М.С. Старчеус. М.,1996
91. Дрогалина Ж.А., Налимов В.В. Семантика ритма: ритм как непосредственное вхождение в континуальный поток образов //Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. T.III. Тбилиси, 1978
92. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология СПб: Питер, 2000.-320
93. Ефимова Г., Новлянская 3. «Почему дети фантазируют?» //Популярная психология. Хрестоматия, сост. Мироненко В.В. М.,1990
94. Жданов В.Ф. Механизм сценического отражения. (Значение образного мышления в творчестве актера музыкального театра) //Проблемы воспитания музыкантов-исполнителей: Сборник пр. Моск. коне. М.,1984
95. Жданов В.Ф. Эмоционально-образное мышление певца и его развитие в классе оперной подготовки //Художественный тип человека: комплексные исследования. Под. Ред. В .Морозова. М., 1994
96. Жирова Н.А. Ассоциативные связи видов искусств как принцип музыкально педагогической подготовки учителя. Автореферат на соиск. степ. к. пед. наук - М.,2003
97. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986,174 с.
98. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко: в 2х тт. М.: Педагогика, 1986
99. Земцовский И.И. Социальное и музыкальное (от форм музицирования к формам музыки)// Советская музыка. -1981. №1-С. 84-93
100. Зинченко В.П. В защиту образа. Рассудок и разум в контексте развивающего образования // Человек, 2000, № 5
101. Зинченко В.П. Посох О. Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997 - 336 с.
102. Зинченко В.П. Живое знание: Психологические основы педагогики. Психолого-педагогические основы построения развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова. - М.: Гардарики, 2002. - 431 с.
103. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: ИПРАН,1994. - 237 с.
104. Зрительные образы: психология и эксперимент. Душанбе. В 4-х чч. , 1971 -1974
105. Иванов Е.М. Природа субъективной реальности. Дисс. к. филос. наук, Саратов, 1995
106. Иванченко Г. Психология восприятия музыки. М.: Смысл, 2003. - 252 с.
107. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Психологические исследования представлений и воображения. М., 1956
108. Изюмова С.А. К проблеме способностей: задатки мнемических способностей у школьников литературного и математического классов // Психологический журнал. 1995г., Том 16, № 6
109. Ипполитов Ф.В. Параметр силы нервной системы при сопоставлении зрительного, слухового и кожного анализаторов. Дисс. канд. псих, наук-М., 1967
110. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Сов. Композитор, 1977.-254 с.
111. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательных школ. I-III классы. -М.,1980
112. Каган М.С. Морфология искусства. JI.,1972
113. Каган М.С. Музыка в мире искусств.-СПб, 1996
114. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. 1987. №4-С. 28-33
115. Калинников В. Письма, документы, материалы. Т.1. М., 1959
116. Канн Калик В.А. Грамматика общения. - М.: Роспедагентство, 1995
117. Пумм-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987
118. Карасева М. Профессиональный музыкальный слух в контексте современной практической психологии // Музыкальная академия. № 4, 1999г
119. Кауфман В.И. О роли деятельности личности в формировании и развитии слухового образа./ Психологический журнал, т.7 № 3,1986
120. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М., 1997. - 160 с.
121. Коган Г.М. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы-М., 1977
122. Коляденко Н.П. Синестезия в музыкально-эстетическом воспитании //Материалы 1 научной конференции в рамках межвузовской научной программы «Развитие □умманитарных инициатив» М., 1997
123. Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося. //Вопросы психологии. 1980.№ 5
124. Кононенко Т.С. Проблема педагогического общения в процессе занятий музыкой. Дисс. Канд. пед. Н. - М., 1989
125. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. 1994
126. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею!: Обучение, ориентированное на общение (учебное пособие для ВУЗов) М.: ИПРАН, 1997-222 с.
127. Короленко Ц.П., Фролова Г.Ф. Чудо воображения. Воображение в норме и патологии. Новосиб.: Наука, 1975
128. Костерина Н. В. Психологический анализ процесса описания сенсорно перцептивных стимулов. - Дисс. канд. психол. наук, - Ярославль, 1959.
129. Кошелюк М.Е. Роль образно-метафорических компонентов в речевом общении. Автореф. канд. психол. н М., 1989.
130. Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.,2000
131. Коэн В. Метод музыкальных зеркал (двигательные аналоги музыкального восприятия) // Искусство в школе. №№ 4-5 - 1999
132. Кравченко С.И. Скрипичный мастеркласс //Беседы о педагогике и исполнительстве: К обобщению творческого опыта профессоров Московской консерватории / Сост. Е.Сафонова. Вып. 4. М., 1999
133. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Под ред. И. Ренчлера. М.: Мир,1995 -334 с.
134. Кременштейн Б. Педагогика Г.Нейгауза. М.: Музыка, 1984 - 88 с.
135. Кремлев Ю.А. Очерки по вопросам музыкальной эстетики. -М.: Музгиз, 1957
136. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М.: Институт психологии РАН, 1999. - 240 с.
137. Кучер Е.Н. Динамика образа физического мира будущего учителя (на материале студентов физического факультета пед. вуза). Дисс. к., псих. н. М., 2001.
138. Леонтьев А.А. Деятельностный ум (Деятельность. Знак. Личность) М.: Смысл, 2001.-392 с.
139. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.:Смысл, 1997
140. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
141. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека // Вопросы философии. 1961. №1
142. Леонтьев А.Н. Психология образа //Вестник МГУ. Серия 14, психология, 1979, № 2, с. 3 13
143. Леонтьев А.Н. Образ мира / Леонтьев А.Н. Избр. Произведения: в 2-х тт. Т 2 -М.: Педагогика, 1983
144. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во МГУ, 1998 - 110 с.
145. Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1988.№ 2. С.3-14
146. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.:Смысл, 1999
147. Ллойд Л. НЛП и ускоренное обучение.-М., 1997
148. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретич. проблемы: Автореф. дисс. докт. иск. -М., 1998
149. Ломов Б.Ф., Беляева А.В., Носуленко В.Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. М: Наука, 1986
150. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. - 272 с.
151. Ляшенко И. Целеполагание и деятельность музыкального мышления / Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев, 1989
152. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений М.: Музыка, 1967-363 с.
153. Маккинон Л. Игра наизусть. Л.: Музыка,1967 - 144 с.
154. Маленков А., Колотыгина И. Образный язык и научные гипотезы //Наука ижизнь.-1982. №Ц
155. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. -М.,1990
156. Мальцева Е.А. Развитие музыкальных представлений у детей в процессе обучения пению // Психологические исследования представлений и воображения М., 1956
157. Маляренко Т.Н., Маляренко Ю.Т. и др. Активизация созревания мозга у детей с помощью пролонгированного сенсорного притока. Тамбов, 1994
158. Мандельштам О. Египетская марка. Л.: Прибой, 1928. - 187 с.
159. Мандельштам О. Слово и культура. -М.: Советский писатель, 1987- 319 с.
160. Майкова С. В. Феноменальные, функциональные и субстратные аспекты проблемы сознания. Дисс. к. филос. наук. Саратов, 1999
161. Мариупольская Т.Г. К вопросу о роли ассоциаций в формировании эстетического восприятия студентов фортепианного класса / Формирование музыкально-исполнительского мастерства: Сб. науч. трудов / МГПИ им. Ленина. М.,1981
162. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М., 1966
163. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. -М.,1977
164. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник в 2-х кн. -СПб: Композитор, 2003
165. Медушевский В.В. Интонационная теория в исторической перспективе // Советская музыка. 1985. № 7 С. 66-70
166. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. -265 с.
167. Медушевский В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: Автореф. дисс. докг. иск. -М., 1984
168. Медушевский В.В. Межпредметные связи в преподавании музыки в школе. -М.,1981
169. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М., 1976
170. Медушевский В.В. О содержании понятия « адекватное восприятие» // Восприятие музыки. Сб. ст. под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980 - С. 141 -155
171. Медушевский В.В. Художественная картина мира в музыке (к анализу понятия) // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения* 1984. JI.,1986
172. Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. 1983 г
173. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству (художественное развитие ребенка в семье). М.: Искусство в школе,1995.- 144 с.
174. Методологическая культура педагога-музыканта /Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванили-хина, Н.В. Морозова и др.; под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002 - 272 с.
175. Мещанова Л.Н. Формирование образно-смыслового компонента речи учителя музыки. Дисс. канд. пед. н. М., 1989
176. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.,1998
177. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М., Л., 1965
178. Морозова Н.В. Динамика мотивационной сферы обучающихся на разных образовательных уровнях дополнительного образования детей // Эксперимент во дворце: Модель уровневого дополнительного образования. Кн. 2. Пермь, 2001 - С. 19-23
179. Морозова Н.В. К проблеме развития полимодальных музыкально-образных представлений будущего учителя музыки. // Научные труды МПГУ. М., 2003 - С. 299-301
180. Морозова Н.В. Некоторые результаты сравнительного исследования креативности мышления юных музыкантов //Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования детей г. Перми. Пермь, 2003 - С. 12-13
181. Морозова Н.В. НЛП в музыкальной педагогике // Ивонина Л.Ф., Морозова Н.В. Педагог и ученик: созвучие двух индивидуальностей.- Пермь, 2003 С. 45-66
182. Морозова Н.В. Полимодальные музыкально-образные представления как фактор развития музыкально-педагогической компетентности // Научные труды МПГУ. М., 2004-С. 473-478
183. Морозова II.B. Сравнительное исследование креативности мышления учащихся музыкальных классов методом П. Торранса //Научные труды МПГУ — М., 2003 — С. 299-301
184. Морозова Н.В., Белорусова С.В., Сокол Т.Б. Психолого-педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе ДНО // Эксперимент во дворце: Модель уровневого дополнительного образования детей. Кн. 1 Пермь, 2001 — С. 55-75
185. Музыкальная психология: Хрестоматия / Сост. М.С. Старчсус. М.,1992
186. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка,1988 - 254 с.
187. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции.- М.: Музыка, 1982
188. Назайкинский Е.В. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М., 1973
189. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. -380 с.
190. Назайкинский Е.В. Слух Асафьева//Советская музыка. 1983. № 7
191. Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении // Бессознательное: природа, функции, объект исследования. Т.З, с. 286 296
192. Натадзе Р.Г. К вопросу о психологической природе интермодальной общности ощущений //Вопросы психологии. 1979. № 6
193. Патальина И.Н. Об изучении индивидуальных особенностей вторичных образов //Психологический журнал. Т. 13. № 1.1992
194. Нсйгауз Г.Г. Об искусстве фортепиашюй игры. Записки педагога.- М.: Музыка, 1982-300 с.
195. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям.-М., 1975
196. О Коннор Д., Сеймор Д. Введение в нейролингвистическое программирование: новейшая психология личного мастерства. Челябинск: Версия, 1997.256 с.
197. Орлов ГА. Психологические механизмы музыкального восприятия //Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2-JI.,1963-C. 181 -213
198. Орлов Г .А. Семантика музыки //Проблемы музыкальной науки. Вып. 2 -М., 1973
199. Основные современные концепции творчества и одаренности / ред. Д.Б. Богоявленская. М.: Молодая гвардия, 1997 - 402 с.
200. Осухова Н.Г. Между «Я» и «Мы». Психологический тренинг самосознания и самовыражения учителя. Астрахань, 1995 - 110 с.
201. Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух: теория и методика развития и совершенствования. М.: «Издательство ACT», 2001. - 79 с.
202. Палавандишвили М.Л. Формирование чувства ритма у детей 5-7 лет. Автореф. дисс. канд. пед. наук. 1972
203. Переверзев Н. Исполнительская интонация. М.: Музыка,1989 - 207 с.
204. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.,1983
205. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.,1988
206. Петрушин В.И. К вопросу об основных параметрах музыкального мышления // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. — М.: Академия, 2003. С. 235 - 239
207. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.:ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
208. Пиккенхайн JI. Нейрофизиологические механизмы идеомоторной тренировки //Вопросы психологии. 1980. № 3
209. Платек Я. Верьте музыке. М.: Советский композитор, 1989. - 352 с.
210. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. -280 с.
211. Проблемы музыкального мышления. Сб. статей / под ред. М.Г. Арановского. -М.: Музыка, 1974 336 с.
212. Психологический словарь /под ред. В.В. Давыдова. М., 1983
213. Психологический словарь /под ред. В.П. Зинчснко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996
214. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / под ред. Г.М. Цы-пина. М.: Академия, 2003, 368 с.
215. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., Политиздат, 1990.-494 с.
216. Ражников В.Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении. Дисс. д-ра пед. наук. М., 1993
217. Разлогов К.Э., Храпачев В.Ю. Музыка в звукозрительном синтезе. Теория и практика: интервью с композиторами Э.Артемьевым, Г.Канчели, А. Шнитке // Вопросы философии. 1988. № 2
218. Раппопорт С. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968 - 160 с.
219. Ремеева А.Ф. Влияние ведущей модальности учащихся на их успеваемость /Современные проблемы психолого педагогических наук. - Саранск, 1996
220. Ремеева А.Ф. Нейро-лингвистическое программирование и образовательная практика / Прикладная психология и психоанализ. 1997. №1
221. Римский-Корсаков Н.А. Основы оркестровки, т.1. М. - Л.: Музгиз, 1946
222. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Вла-дос, 1995. - 529 с.
223. Ройтершштейн М.И. Основы музыкального анализа. М.: ВЛАДОС,2001
224. Рубинштейн CJI. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000
225. Рузина II.А. Семантические представления качества полимодальных объектов //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1982. № 3
226. Свиблова O.JI. Метафоризация как способ репрезентации художественной картины мира //Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения * 1984. -Л.,1986
227. Сергеева Г.П. Нотная грамота на уроках музыки. // Музыка в школе. 1985, №4-С. 7-12
228. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. // Избранные произведения. М.: Учпедгиз, 1953
229. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002.-350 с.
230. Ситников В.Л. Психология образа ребенка (в сознании субъектов педагогического процесса) Автореферат на соиск. уч. степ, д-ра псих, наук СПб, 2001
231. Слово о музыке: Русские композиторы XIX в.: Хрестоматия / Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева. М.: Просвещение, 1990. - 319 с.
232. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира. //Вестник МГУ, 1981, № 2, с. 15 23
233. Смирнов С.Д. Принципы активности в построении и функционировании психического образа. Дисс. д-ра псих. наук. М., 1988
234. Сосновский Б.А. Мотив и смысл. 1993
235. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. М.: Музыка, 1974 - С. 59-74
236. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.,1958 - 508 с.
237. Старобинский СЛ. 30 лет школьному хору Б.С. Рачиной // Преподаватель, 1999, № 4, спецвыпуск «Музыкант педагог» - С. 59-61
238. Старчеус М.С. Выразительный человек: о внешнем и внутреннем в музыкально-сценическом высказывании //Музыка. Миф. Бытие. М.,1995
239. Старчеус М.С. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия // Восприятие музыки. М.,1980 - С. 167 - 177
240. Старчеус М.С. Системы фигуро-фоновых связей в музыке (К проблеме направленности произведения на восприятие слушателя). Дисс. канд иск. Вильнюс, 1982
241. Старчеус М.С. Слух музыканта.- М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2003.- 640 с.
242. Стеклова Р.П. О рефлекторных механизмах взаимодействия зрительного и слухового анализаторов. Дисс. К. псих. Наук. М., 1959
243. Степанов В.Г. Психологические особенности перцептивной деятельности школьников и учет их в учебно-воспитательной работе. М.,1989
244. Стоянова Г.И. К проблеме музыкальности // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век. Материалы 111 Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. М., 1996 - С. 86-87
245. Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. Л., 1963. -275 с.
246. Сурков Е.Н. Процессы антиципации и их организация в деятельности человека. Автореферат на соиск. степ, д-ра псих. наук. Л., 1085
247. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика,1988 -173 с.
248. Творчество в искусстве искусство творчества / Под ред. Л.Дорфмана, К Мар-тиндейла и др.- М.: Наука; Смысл,2000. - 549 с.
249. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Т.1. М.,1985
250. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. / Проблемы индивидуальных различий. М: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961
251. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.,1990
252. Торопова А.В. Диагностика бессознательного восприятия музыки детьми. -Дисс. к.пед. н. М., 1994
253. Торопова А.В. К проблеме обучения музыкальному языку на основе психосемантики. // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век: Материалы III международной научно-практической конференции. М., 1996 - С. 99102
254. Тюлин Ю. Учение о гармонии. -М., 1956
255. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы быггия. М.,2002
256. Тюхтин B.C. Проблема образа (о природе психического отражения). М., 1961
257. Фалетрова О.М. Развитие эмоциональной сферы девиантных подростков средствами музыки // Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие / Под. ред Э.Б. Абдуллина. 2002
258. Фейгин М.Э Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.,1968
259. Фейнберг С.Е. Судьба музыкальной формы.// С.Е. Фейнберг. Пианист. Композитор. Исследователь. М.: Советский композитор, 1984 - 232 с.
260. Хеллер С., Стил ТЛ. Монстры и волшебные палочки. Киев, 1995 - 283 с.
261. Херсонский Б.Г. Методы пиктограмм в психодиагностике. СПб: Сенсор, 2000 -125 с.
262. Холмс Е. Жизнь Моцарта, включая его переписку. Чапман и Холл, 1878
263. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства СПб: Лань, 2000 - 319 с.
264. Худяков А.И. Психофизика обобщенного образа. Дисс. д-ра псих наук. СПб, 2001
265. Цветаева М. Мать и музыка // М. Цветаева. Сочинения: в 2 т. Т.2 М.,1980
266. Цеханский В. М. Влияние целостного музыкального образа на восприятие основных характеристик музыкальной композиции. Автореф. канд. псих. н. М., 1978
267. Цуккерман В.А. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика. // Интонация и музыкальный образ./Под ред. Б.М. Ярустовского, М.: Музыка, 1965
268. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Советский композитор, 1998. - Кн.1. - 382 с.
269. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс,1994. - 373 с.
270. Чайковский М.И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. В 3-х тт. М., 1901- 1902
271. Черемошкина Л.В. Психология мнемических способностей. Дисс. д-ра псих наук. М, 2000
272. Чирикова А. Е. Влияние эмоций на актуализацию образов представления. М., 1977
273. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М., 1990
274. Шнитке А.Г. На пути к воплощению новой идеи. //Проблемы традиций и новаторства в современной музыке / Сост. А.М.Гольцман. М.: Сов.композитор, 1982
275. А.Шопенгауэр. Мир как воля и представление. М., 1992
276. Шошин П.Б. Анизоморфизм эксплицитного и имплицитного //Бессознательное: природа, функции, методы исследования. т. 3. - Тбилиси: Мецниереба, 1978 - С. 660-667
277. Шпет Г. Эстетические фрагменты. Вып. 1. Пг., 1922
278. Шувалова Е.Е. Педагогические особенности развития восприятия музыкального образа у младших школьников в условиях взаимодействия искусств. Дисс. канд. пед. н.-М., 1995
279. Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. -Л.: Музыка, 1986 124 с.
280. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования. -М.,2001
281. Эйзенштейн С. Избр. произв.: в 6-ти тт., т. 2
282. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: «Академия», 2001. - 144 с.
283. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика. 560 с.
284. Юдовина-Гальперина Т.В. За роялем без слез или я детский педагог. - СПб.: Союз художников, 2002. - 240 с.
285. Якиманская И.С. Воспитание сенсорной культуры труда. М., 1969
286. Якиманская И.С. Основные направления исследований образного мышления// Вопросы психологии. 1985, № 5
287. Якобсон P.O. К языковедческой проблематике сознания и бессознательности //Бессознательное: природа, функции, объект исследования. Т.З-Тбилиси, 1978
288. Якупов А. Музыкальная коммуникация. Автореф. дисс. доктора искусствоведения.-М., 1995.-46 с.
289. Hanslik Е. Von Musikalishc- Shconen,1854
290. Imageri Current theory, research and application. Sheikh A.A. (ed.) N.Y.: Wiley. 1983. 562 P.
291. MuIIer-Freienfels R. Psichologie der Kunst, Bd. 1. 3. Auflage. Leipzig Berlin, 1923
292. Richardson A. Mental imageiy. L.R. 8 с K.P. 1969. -180 P
293. Rimann H. Wie horen wir Musik. Drei Vortrage. 1888.
294. Ruchmich Ch A. The Role of Kinaesthesis in the Perception of Rhuthm // Amer. Journal of Psychol., 24,1913
295. Schoen M. The Understanding of Musik. N.Y. 1945
296. The function and nature of imaged. P.W. Sheehan (ed.). N.Y.: Acad. Press. 1972.409 P
297. Zich O. Estetike vnimani hudbi. Gast J. Pukusi. «Ceska musl», - 1910
298. Zich O. Hudebni Estetika. «Hudebni rozhledi», 1924, № 4
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.