Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Позизейко, Галина Владиславовна

  • Позизейко, Галина Владиславовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Брянск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 220
Позизейко, Галина Владиславовна. Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Брянск. 2002. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Позизейко, Галина Владиславовна

Введение.

Глава 1. Мировоззренческая культура личности как теоретико-эмпирическая педагогическая проблема.

1.1. Сущность мировоззренческой культуры личности в социально-философской и психолого-педагогической литературе.

1.2. Социально-педагогическая диагностика мировоззренческой культуры студентов: эмпирические критерии и показатели проявления.

Выводы по Главе 1.

Глава 2. Целевая комплексная программа развития мировоззренческой культуры личности в опытно-экспериментальной работе по освоению русского народно-музыкального творчества.

2.1. Педагогическое проектирование критериальной модели мировоззренчески развивающего гуманитарного обучения в вузе: цели, содержание, технологическое обеспечение.

2.2. Реализация целевой программы развития персональной мировоззренческой культуры в условиях изучения студентами гуманитарной учебной дисциплины.

Выводы по Главе 2.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе»

Актуальность исследования. Принципиальные социально-экономические, политические и социокультурные преобразования постсоветского российского общества повлекли за собой крушение системы взглядов и принципов, служившей многие десятилетия мировоззренческой опорой поколениям советских граждан в качестве ведущих установок поведения и деятельности. В социальном плане переломный период привёл к угасанию конструктивности межличностных взаимодействий и общественно-политической активности граждан, а в духовно-ценностном — к разрыву культурной преемственности нравственных традиций России и преобладанию утилитарно-прагматических ориентаций, «западных» образцов поведения и др. В связи с этим, в современных реалиях объективно актуализируется потребность мировоззренческого самоопределения личности на основе обретения нравственных ориентиров в этнокультурной и социокультурной идентификации.

Удовлетворение значимых духовных потребностей российских граждан неотделимо от профессиональной деятельности специалистов гуманитарного профиля, которые функционально призваны участвовать в сбережении и воспроизводстве духовной культуры общества, в воспитании молодого поколения на основе подлинных национально-культурных образцов, опосредующих нормы и заповеди общечеловеческой морали. Неслучайно в последние годы наблюдается объективная тенденция роста конкурса абитуриентов на гуманитарные специальности вузов. Однако, воспитывать духовно-нравственные качества, гражданскую определённость мировоззренческой позиции способен лишь такой специалист, который сам обладает указанными характеристиками, предан отечественным идеалам и убеждён в социальной значимости своей деятельности.

Результаты нашего констатирующего опроса, проведённого на статистически значимой выборке студентов гуманитарных и технического вузов

Орла показали, что более 60% из них заинтересованы в деятельности по избранной профессии. Между тем, у будущих специалистов социокультурной ** сферы обнаружена весьма низкая персональная активность в социальном самоутверждении и творческой самореализации своих профессиональных способностей, в сравнении с представителями технического профиля. Среди обучающихся на гуманитарных специальностях менее трети испытывают личную потребность в воспитании юношества на патриотических идеалах и ценностях, равно как и чувствуют себя убеждёнными носителями российских культурных традиций, а личную ответственность за сохранение региональ-О ной культуры - осознаёт лишь каждый пятый. В целом по выборке у 80% опрошенных отмечается низкая персональная потребность в мировоззренческом саморазвитии и нравственном самообразовании в процессе обучения. Всё это доказывает социальную необходимость и практическую значимость мировоззренческой подготовки будущих специалистов в плане развития их персональной культуры и социально-активной мировоззренческой позиции.

Неслучайно в отечественной системе профессионального образования в 80-90-е годы XX века активизируется поиск наиболее перспективных педагогических моделей гуманитарной подготовки специалистов (Асташова H.A., Комарова Г.Н., Макуренкова Е.И., Петелин A.C., Самсонов Ю.А., Финогеева Э.А., Ядвиршис JT.A. и др.); уточняются социокультурные и психолого-педагогические условия формирования профессиональной и социальной компетентности на основе применения инновационных образовательных технологий (Афонченко Л.Ф., Вейт М.А., Жуковская З.Д., Ляудис В.Я., Маслова Н.Ф., Паничева Э.В., Симоненко В.Д., Павлютенков Е.М. и др.); разрешаются вопросы активизации личности в музыкально-♦ творческой деятельности и условиях организации практики (Алексеев А.Д.,

Макуренкова Е.П., Петрушин В.В., Фишганг-Фин Н.С., Ярославцева JI.K. и др.). Однако, специальных исследований, в которых рассматривался бы процесс мировоззренческого становления личности в кризисный и переходный период вообще и в условиях подготовки специалистов для условиях подготовки специалистов для гуманитарной сферы в частности, нами не обнаружено. При этом недостаточно изучен, как в социально-педагоги-^ ческом, так и в акмеолого-развивающем аспектах, комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих в вузовский период обучения ценностно осмысленное освоение наследия народной культуры, что существенно опосредует персональное мировоззренческое развитие студентов.

Таким образом, сопоставительный теоретико-эмпирический анализ проблемы мировоззренческого становления личности в период высшего профессионального образования выявил ряд противоречий: — между объек-й тивной необходимостью национальной самоидентификации российского общества с позиций понимания духовных традиций российской культуры прошлого - с одной стороны, и практическим разрывом культурной преемственности в индивидуальном мировоззрении значительной части молодого поколения - с другой; между социальной значимостью целостной мировоззренческой культуры для будущих специалистов гуманитарного профиля и уровнем практической готовности выпускников вузов к мировоззренчески воспитательной деятельности; между объективно высоким мировоззренчески развивающим потенциалом российской народной художественной культуры и практически недостаточным уровнем методической подготовки преподавателей и студентов гуманитарных вузов к развитию мировоззренческой культуры личности средствами предметно-профессионального обучения.

Разрешение обозначенных противоречий требует выявления комплекса социально-педагогических и дидактико-методических условий акмеологиче-'9 ского развития мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования, что и составляет проблему нашего специального педагогического исследования, тема которого — «Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе».

Цель исследования — определить комплекс педагогических условий, необходимых и достаточных для успешного становления мировоззренческой ° культуры личности в процессе профессионального обучения специалистов гуманитарного профиля, технологически спроектировав для этого процесс освоения гуманитарной учебной дисциплины, обеспечивающий мировоззренческое развитие студентов.

Объект исследования — мировоззрение как социальный и культурный феномен.

Предмет исследования - педагогические условия и образовательные

• технологии, обеспечивающие мировоззренческое развитие личности в системе высшего профессионального образования специалистов гуманитарного профиля.

Рабочая гипотеза: Становление мировоззренческой культуры личности в процессе высшего профессионального образования специалистов гуманитарного профиля явится наиболее успешным, если: с одной стороны, педагог диагностирует исходный уровень мировоззренче-& ского развития студентов по заранее выделенным критериям и на этой базе определяет цели и инвариант процесса освоения содержания гуманитарной дисциплины адекватно задачам формирования социально-нравственной зрелости личности и профессиональной компетентности специалиста, тем самым создавая необходимые условия, стимулирующие субъектную позицию в персональном мировоззренческом саморазвитии студентов, а, с другой стороны, сами студенты осознают личностный смысл своего мировоззренческого самоопределения на основе достижения профессиональной компетентности и социально-нравственной зрелости и практически реализуют эти цели, активно включаясь в учебно-познавательную деятельность по аксиологическому освоению учебного материала на базе системного овладения способами мировосприятия, миропонимания, культурного миропреобра-зования и самосовершенствования личности.

Проблема, предмет, цель, гипотеза исследования определили его задачи: 1 .На основе анализа философско-этической, социологической, культурологической и психолого-педагогической литературы теоретически выявить сущность и психологическую структуру мировоззренческой культуры личности.

2. Эмпирически выделить критерии и социально-психологические показатели проявления персональной мировоззренческой культуры у будущих специалистов, спроектировав на этой базе дидактико-методический комплекс средств и условий личностно-развивающего гуманитарного обучения студентов, технологически обеспечивающий достижение духовно-нравственной

А зрелости и мировоззренческой готовности к социально и профессионально компетентной деятельности в гуманитарной сфере.

3. Разработать и эмпирически проверить в работе со студентами программу курса «Русское народное музыкальное творчество» и методические рекомендации к ней с позиций развития персональной мировоззренческой культуры у будущих специалистов гуманитарного профиля.

Методологическую основу исследования составляют: Ъ этико-философские положения об ответственности человека за своё бытие в мире (Бердяев H.A., Франкл В., Швейцер А. и др.); аксиологические идеи об осмысленной жизнедеятельности личности в социуме (Гречаный В.В., Дробницкий О.Г., Здравомыслов А.Г. и др.); диалектический метод понимания единства познавательного и ценностного в духовно-практическом освоении действительности (Иванов В.П., Каган М.С., Шинкарук В.И. и др.); целостный системно-деятельностный и гуманистически-развивающий подход к процессу персонального становления культуры человека в условиях образования (Арнольдов А.И., Бестужев-Лада И.В., Блауберг И.В., Выготский JI.C., Давыдов В.В., Шадриков В.Д. и др.).

Теоретическая основа исследования: психолого-педагогические модели системно-технологического обеспечения процессов самоактуализации и самореализации духовно-творческого потенциала личности в условиях активной деятельности по культурной интеграции и профессионализации (Абульханова-Славская K.M., Андреева Г.М., о Кон И.С., Ядвиршис Л.А. и др.); педагогические концепции отбора содержания гуманистического образования и аксиологического воспитания личности (Асташова H.A., Гер-шунский Б.С., Краевский В.В., Лернер И .Я., Никандров Н.Д. и др.); педагогические концепции базовой культуры и творческого развития личности в процессе образования профессионально и социально компетентных специалистов (Зимняя И.А., Зинченко В.П., Климов Е.А., Прядехо A.A.,

4 Симоненко В.Д., Сластёнин В.А., Шиянов E.H. и др.); идеи контекстно-критериального применения инновационных и ак-меолого-развивающих технологий в условиях непрерывного самообразования специалистов (Беспалько В.П., Вейт М.А., Вербицкий A.A., Деркач A.A., Ляудис В.Я., Маслова Н.Ф. и др.).

В процессе исследования применён комплекс методов: а) теоретический синтез и сравнительно-сопоставительный анализ философ-& ской, этической, социологической, психолого-педагогической, культурологической и специальной методической литературы по проблеме; б) прямое, косвенное и включенное наблюдение, анкетирование студентов для выявления исходного и итогового уровней мировоззренческой культуры; в) изучение передового опыта и учебно-программной документации вузов с целью выявления условий успешной педагогической деятельности при применении личностно-развивающих технологий гуманитарного образования; г) педагогическое моделирование комплекса условий, стимулирующих субъектную позицию в мировоззренческой культуре будущих специалистов гу

А манитарного профиля; д) организация опытно-экспериментальной работы по развитию мировоззренческой культуры студентов в образовательном процессе вуза; е) математическая обработка эмпирических данных.

Эмпирическую базу исследования на его констатирующем этапе составил контингент из 553 студентов вузов г.Орла, в том числе: 305 студентов ^ ОГИИК (факультетов народного художественного творчества, библиотечноинформационного, социокультурной деятельности) и 217 курсантов Академии ФАПСИ, привлечённых в целях тендерного анализа данных. В основной опытно-экспериментальной работе участвовало 86 студентов факультетов народного художественного творчества ОГИИК и социальной педагогики и социальной работы ОГУ.

Этапы исследования: Первый этап (1997—1998 г.г.) — поисково-<♦ подготовительный. Включил анализ практики мировоззренческого развития личности в условиях подготовки специалистов; выбор теоретико-методологической и эмпирической баз исследования, его объекта, предмета, цели, задач, рабочей гипотезы; проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1998—2001 г.г.) — опытно-экспериментальный. Включил проектирование и апробацию целевой модели развития мировоззренческой культуры студентов в условиях вузовской подготовки специалистов гумани-Ф тарного профиля; проверку комплекса дидактико-методических, социальнопедагогических и акмеолого-развивающих условий, технологически обеспечивающих становление персональной мировоззренческой культуры.

Третий этап (2001—2002 г.г.) — обобщающий — с контрольно-оценочным анализом результатов формирующего эксперимента, подведением итогов исследования, оформлением текста диссертации.

Наиболее важные результаты исследования, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость: введено понятие персональной мировоззренческой культуры, уточ-* нены сущность данного феномена, его психологическая структура по критериям проявления духовно-нравственной зрелости личности, социальной и профессиональной компетентности в деятельности специалиста гуманитарного профиля;

- разработана и эмпирически проверена критериальная педагогическая модель влияния на процесс становления мировоззренческой культуры студентов в условиях гуманитарно-профильного обучения;

- выделен мировоззренчески-развивающий инвариант освоения содержания гуманитарной учебной дисциплины «Русское народное музыкальное творчество», адекватный задачам духовно-ценностного развития личности социально и профессионально компетентного специалиста;

- теоретически обоснован и эмпирически подтверждён комплекс социально-педагогических, дидактико-методических и акмеологических условий, технологически обеспечивающих успешное становление у студентов социокультурной направленности и активно-мировоззренческого самоотношения личности с позиций профессионально-функциональной готовности к самостоятельной творческой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- разработана и апробирована методика диагностики персональной мировоззренческой культуры по критериям готовности к профессионально компетентной, социально и духовно направленной деятельности в гуманитарной сфере;

- разработана и эмпирически проверена программа дисциплины «Русское народное музыкальное творчество» и методика её технологического освоения, которая обеспечивает рост мировоззренческой культуры и может использоваться в процессе подготовки специалистов гуманитарного профиля;

- обоснован комплекс образовательных и социально ориентирующих технологий: технология мировоззренческой самоактуализации личности при самоподготовке к семинарам-практикумам и творческому выполнению научной работы, проектирования просветительной лекции и концертной программы, организации фольклорной экспедиции и др., которые обусловливают становление персональной мировоззренческой культуры в процессе эмоционально-ценностного и активно-творческого освоения студентами культуры своего народа.

Положения, выносимые на защиту:

Персональная мировоззренческая культура является фундаментальной, целостной, универсальной и интегративной личностной характеристикой. Духовным центром в её психологической структуре выступает ценностное ядро, которое определяет характер мировосприятия и содержание миропонимания в жизнедеятельности человека, укрепляет его персональные - нравственно-этические и эстетические, профессиональные, этно- и социокультурные мировоззренческие ориентации. На их основе формируется мировоззренческая позиция, предельно выявляющая содержание взглядов и убеждений, социальных установок и нравственных принципов поведения в мировоззренческой направленности отношений личности к обществу, другим людям и самой себе в процессах познавательной, коммуникативной и профессиональной деятельности в социуме.

В социально-психологическом плане сущность мировоззренческой

• культуры составляет сложный комплекс устойчивых качеств и свойств личности, характеризующих специалиста по критериям социальной и профессиональной компетентности его деятельности и духовно-нравственной зрелости поведения. Показателями достижения высокого уровня мировоззренческой культуры у специалистов гуманитарного профиля выступает персональная готовность к активной социокультурной деятельности в обществе, позиция глубокого осознания духовно-культурных ценностей своего народа, личная потребность и практическая способность вносить творческий вклад в деятельность по изучению, сохранению и популяризации духовных традиций и нравственных идеалов родной культуры.

В социально-педагогическом плане становление мировоззренческой культуры личности в условиях обучения в вузе есть процесс и результат профессионального образования, равно как и продукт самоосознания студентами системы духовно-нравственных, социо- и этнокультурных ценностей, присущих конкретной культуре общества. В ходе рефлексивного и субъект-^ ного освоения личностью эти ценности ведут к смысловым ориентирам её духовного самосовершенствования и определяют собой социально-нравственный «заряд» поведения и творческой деятельности будущего специалиста. В организационно-педагогическом плане становление мировоззренческой культуры личности в процессе вузовской подготовки обеспечивается, во-первых, диагностикой и самодиагностикой индивидуального уровня мировоззренческого развития студента по заранее выделенным критериям. Во* вторых, конкретизацией на этой базе целей и мировоззренческого ядра содержания учебной дисциплины адекватно задачам подготовки профессионально компетентного, социально и духовно зрелого специалиста. В-третьих, опережающим проектированием и применением комплекса образовательных и социально ориентирующих технологий обучения, что формирует в своём единстве ценностно осмысленное и персонально ответственное отношение студентов к духовно-культурному наследию России, стимулирует активную Л позицию субъекта в процессах целостного миропонимания и гуманистически направленной деятельности, культурного саморазвития личности.

Достоверность результатов и объективность выводов исследования обеспечиваются чёткой методологической основой, опорой на ведущие положения методики гуманистически развивающего профессионального образования; применением комплексной методики исследования, адекватной его проблеме, объекту, предмету, цели и задачам; системно-деятельностным подходом к организации опытно-экспериментальной работы и её позитивными результатами в мировоззренчески развивающей подготовке социально ♦ и профессионально компетентного специалиста гуманитарного профиля; сопоставимостью качественно-количественных данных исследования; личным участием автора в опытной работе и воспроизводимостью её результатов в условиях очного и заочного обучения.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством ежегодных выступлений на заседаниях кафедр андрагогики и акмеологиче-ской педагогики (ОГУ), народного хорового пения (ОГИИК) и участия в Днях науки ОГУ (1999 - 2002 гг.); участием во всероссийских и межвузовских конференциях («Проблемы формирования нового менталитета молодёжи и студентов России на пороге третьего тысячелетия» (Орёл: ОГИИК), «Новые технологии обучения, воспитания, самообразования и творческого развития специалиста в высшей школе» (Орёл: ВИПС), «Проблемы и перспективы развития социального образования и благотворительности в России» (Калуга: КПТУ), «Проблемы подготовки специалистов социально-культурной сферы в условиях реформирования профессионального образования в России» (Орёл: ОГИИК, Москва: МГСУ).

Внедрение результатов исследования в учебный процесс вузов осуществлено в ОГИИК (1999-2002 гг.) — в виде экспериментального курса «Русское народное музыкальное творчество» и в ОГУ (2001-2002 гт.) — в виде спецкурса «Игра как явление культуры (на материале русских народных праздников, обрядов и игр)».

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Позизейко, Галина Владиславовна

Выводы по Главе 2

Педагогическое моделирование и практическая реализация целевой комплексной программы влияния влияний на становление персональной МКЛ в процессе изучения студентами гуманитарных учебных курсов позволило сделать следующие выводы.

Становление целостной МКЛ в системе профессионального образования будущих специалистов происходит под влиянием ряда факторов: профессионально ориентированной учебной деятельности, социально направленных взаимодействий в учебном коллективе и активного самоотношения личности, заинтересованной в персональном мировоззренческом саморазвитии в период обучения в вузе.

Педагогическое проектирование целевой критериальной модели мировоззренчески развивающего освоения студентами гуманитарной дисциплины важно осуществлять на основе целостной организации компонентов вузовского образовательного процесса (обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания и др.). Вместе с тем — опережающего моделирования целевого, содержательного, организационно-процессуального и контрольно-оценочного компонентов учебно-познавательной деятельности, которые охватывают формы учебной и внеучебной её организации, равно как и самообразовательную работу обучающихся, овладевающих содержанием учебного курса. Это образует как бы единый вектор мировоззренческого самоопределения в условиях профессионального обучения каждой конкретной личности, который позволяет ей одновременно быть участником социально-активной жизни, профессионально-направленной творческой деятельности и субъектом собственного духовно-мировоззренческого саморазвития.

Цель становления МКЛ в системе профессионального образования специалистов включает процесс становления ведущих ценностно-смысловых позиций сознания и самосознания, которые выступают монолитно с поступками и действиями личности и не дают ей отчуждаться от той реальности, к которой она принадлежит, выявляют сегодняшнее положение и перспективы жизнедеятельности будущего специалиста и позволяют ему целостно и самостоятельно урегулировать свою жизнь.

Педагогическое достижение поставленной, таким образом, цели происходит на основе отбора преподавателем мировоззренчески развивающего содержания образования в рамках изучения будущими специалистами профилирующей дисциплины — с одной стороны. С другой - на основе системно-технологического обеспечения реализации этого содержания в процессе использования целевой комплексной программы, придающей решению мировоззренчески развивающих задач обучения поэтапную реализацию.

В ходе мировоззренчески-ориентирующего, мировоззренчески-корректирующего и мировоззренчески-закрепляющего этапов развития МКЛ преподавателю важно реализовать мировоззренчески развивающие технологии обучения. Они позволяют осуществить гарантированное достижение целей и эффективность мировоззренчески направленного процесса обучения на основе диагностичного целеобразования. Во-первых, это обеспечивает возможность оперативной обратной связи и педагогической коррекции в ходе мировоззренческого развития и саморазвития студентов за счёт педагогических процедур контроля и диагностики, ориентированных на чётко определённые педагогические критерии и показатели МКЛ. Во-вторых, — взаимосвязь мировоззренчески направленных целей с адекватным дидактико-методическим, социально-педагогическим и акмеолого-развивающим обеспечением личностно развивающего обучения, а также взаимосвязь содержания технологий обучения с направлениями социокультурной деятельности специалиста в обществе. Исходя из этого, преподаватель «задействует» разнообразные формы учебной деятельности и реализует активные методы и педагогические средства обучения, способствующие становлению ценност-но-мотивационных позиций личности, переплавлению знаний в мировоззренческие убеждения, формированию у студентов профессиональной активности и социально-нравственных способов действий и взаимодействий, выработке навыков самообразования, личностной саморегуляции и др.

Специально создавая образовательную среду для обретения активно-субъектной позиции студентов в отношении персонального мировоззренческого развития на основе освоения культурных ценностей общества, преподаватель реализует разработанный комплекс педагогических условий в составе: дидактико-методических, социально-педагогических и акмеолого-развивающих. Данные условия обеспечивают целостное мировоззренческое развитие личности в учебном процессе, поскольку направлены на поддержку формирующихся личностных новообразований в составе компонентов мировоззренческой культуры и организуют процессуальность в плане постепенной передачи функций управления мировоззренческим развитием будущих специалистов от преподавателя к студентам.

Ведущими дидактико-методическими условиями развития МКЛ являются системное структурирование преподавателем целей и задач мировоззренческого развития личности, целевое комплексное проектирование по освоению профилирующей дисциплины в вузе и отбор мировоззренчески развивающего инварианта содержания учебной дисциплины и технологий её ценностно-осмысленного и творческого освоения студентами

Основными социально-педагогическими условиями организации процесса становления МКЛ выступают комплексное диагностирование и оценка преподавателем динамики формирующихся мировоззренческих новообразований личности у студентов — средствами социально-педагогической диагностики, оценки качества знаний по предмету, проявлений мировоззренческой готовности в условиях практики, и осуществление адекватной педагогической коррекции, исходя из задач системно-целостного развития мировоззренческого сознания, самосознания и поведения будущих специалистов.

Одновременно, преподаватель адекватно оценивает эффективность мировоззренчески направленной учебно-познавательной деятельности и организует творческие, диалоговые и ценностно-познавательные взаимодействия между её субъектами в условиях форм учебной, внеучебной и самообразовательной работы по предмету.

Важными акмеологическими условиями, обеспечивающими саморазвитие МКЛ, определяются формирование персонального смысла, личной потребности и практических умений студентов в нравственном самосовершенствовании личности. Духовно-мировоззренческой основой этого выступают освоение культурных ценностей народа и мировоззренческий идеал личности специалиста гуманитарного профиля, преданного интересам культуры общества, ответственного субъекта социально-направленных взаимодействий, творчески-активного профессионала. Закрепление активной субъектной позиции в плане достижения культурно-мировоззренческого идеала происходит посредством овладения студентами способами самообразования, самопознания и самокоррекции личности на технологически разработанной преподавателем основе мировоззренчески развивающего обучения

Таким образом, на базе опережающего системно-целостного проектирования педагогической модели мировоззренчески ориентированного освоения студентами гуманитарного знания, на основе её технологической реализации в отобранных педагогических условиях (социально-педагогических, дидактико-методических и акмеологических), в итоге, происходит становление персональной МКЛ. В результате этого будущий специалист становится способен не только к саморазвитию ведущих параметров МКЛ в период вузовского обучения, но и к дальнейшему личностному совершенствованию на сформированной мировоззренчески-ценностной основе. А это придаёт личностный смысл и мировоззренческую перспективу его профессиональной деятельности, направленой на охрану и сбережение духовных и материальных памятников российской культуры, популяризацию и распространение нравственных идеалов и ценностей своего народа, воспитание молодых поколений россиян в патриотически-гражданственном духе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого сравнительно-сопоставительного анализа философско-этической, социологической, культурологической и психолого-педагогической литературы в исследовании установлено, что мировоззренческая культура личности является фундаментальной, целостной и универсальной персональной характеристикой. Стержневое значение в ней имеют мировоззренческая направленность и позиция личности по отношению к культуре общества и профессиональной деятельности, другим людям и самой себе, окружающему миру в целом. Сущностные свойства обусловливают глубокий духовно-практический смысл персональной мировоззренческой культуры, который высвечивается в единстве теоретического и деятельностного отношения человека к окружающей действительности. Способами её мировоззренчески-целостного освоения выступают позитивное мировосприятие и гармоничное мироощущение, целостное миропонимание и гуманистическое мироистолкование. Посредством их в процессах познавательной, коммуникативной, профессиональной и рефлексивной деятельности складывается способность личности к культурному само- и миропреобразованию.

В итоге теоретического обобщения взаимосвязей феноменов «мировоззрение» и «культура» установлено, что с гуманитарных позиций становление целостной мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования специалистов представляет собой процесс и результат персонального самоосознания студентом системы духовно-нравственных, социо- и этнокультурных ценностей, существующих в конкретной культуре общества. Эти ценности, посредством их системного познания, мировоззренчески-рефлексивного переживания и личностно значимого осмысления в процессе обучения, превращаются в персональные духовно-смысловые ориентиры поведения и творческой деятельности, в жизненные принципы, которые обусловливают духовно-ценностные отношения личности — к себе и другим людям, своей профессии, окружающей природной и социокультурной среде, тем самым обеспечивая гармоничную жизнедеятельность человека в культуре общества, в которой он складывается как личность.

Сравнительно-сопоставительный теоретический анализ литературы позволил выделить объективные факторы, обусловливающие становление мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования специалистов. Во-первых, конкретно-исторические, социально-экономические и социокультурные условия жизнедеятельности общества, отразившиеся в содержании его мировоззренческого сознания и кристаллизовавшиеся в объективные социальные требования к функционалу профессиональной деятельности и моральному облику конкретных специалистов. Во-вторых, духовно-культурное наследие общества: его исторически формировавшиеся социальные нормы, нравственные идеалы и патриотические ценности, взаимосвязанные с общечеловеческой культурой и гуманитарным знанием, литературой, искусством и религией, духовными традициями и художественным творчеством народа, содержанием целевого и организационно-процессуального компонентов практики воспитания и образования личности в социуме. В-третьих, персональное мировоззренческое самосознание, как система ценностных установок и ориентаций, мировоззренческих убеждений, идеалов и деятельностных принципов, направляющих эмоционально-волевую, интеллектуально-творческую, профессиональную и социальную активность личности в процессах мировоззренческого саморазвития, этнокультурного и социально-нравственного самоопределения будущих специалистов в условиях профессиональной подготовки и обучения в вузе.

Психологическая структура персональной мировоззренческой культуры охватывает основные сферы проявления личности — когнитивную, эмоционально-ценностную, мотивационно-смысловую, волевую и поведенческую и включает в себя такие структурные компоненты, как: знания и представления человека об окружающей природной, социокультурной действительности и о самом себе, персональные ценности, смыслы и ценностные ориентации, мировоззренческие взгляды, идеалы и убеждения, деятельност-ные установки, принципы и позиции, проявляющиеся во взаимодействиях с данной действительностью и в самоотношении личности.

Компонентное содержание персональной мировоззренческой культуры закрепляется в систему интегративных мировоззренчески значимых качеств личности - когнитивных, эмоционально-ценностных и волевых, коммуникативно-поведенческих и продуктивно-деятельностных.

Система мировоззренческих знаний и ценностей, содержание процессов мировосприятия, миропонимания и миропреобразования у человека, посвятившего себя определённой профессии, интегративно характеризуют специалиста с позиций готовности к мировоззренчески системному (научно-теоретическая готовность), духовно и нравственно зрелому осмыслению культурно-ценностной информации (духовно-нравственная зрелость), готовности применять ценностные убеждения и принципы в социально и профессионально компетентной деятельности в обществе (социальная и профессиональная компетентность), в саморегуляции персонального поведения (пове-денческо-волевая готовность).

В опытной работе подтвердилось, что уровень проявления научно-теоретической и поведенческо-волевой готовности, духовно-нравственной зрелости, профессиональной и социальной компетентности личности при педагогическом анализе может объективно выступать в качестве основных критериев сформированности персональной мировоззренческой культуры в процессе обучения будущих специалистов в вузе.

По результатам нашего констатирующего эксперимента, обнаружились достаточно противоречивые тенденции. Так, несмотря на наличие устойчивого ценностного отношения студентов к своей профессиональной деятельности как личностно значимой, мы не обнаружили такого же ценностного отношения к самому предмету деятельности специалиста гуманитарного профиля — отечественной культуре в системе личной ответственности студентов, как будущих специалистов, за сбережение и распространение нравственных традиций и духовных ценностей в современной действительности. При этом отмечалась слабая выраженность социально-смысловых и творческих мотивов профессионального выбора, направленности студентов на формирование у себя аналитических и проектировочных умений деятельности, способов персонального самопознания, нравственного самообразования и др. Вместе с тем, констатировалась проявленная заинтересованность студентов в их мировоззренческом развитии в процессе изучения гуманитарных учебных дисциплин. Это объективно обусловило наш выбор гуманитарного курса «Русское народное музыкальное творчество» в качестве содержательной основы педагогического проектирования целевой критериальной модели мировоззренчески развивающего обучения специалистов гуманитарного профиля.

Исходя из теоретически выделенных критериев персональной мировоззренческой культуры, нами обоснована структурно-психологическая модель её по-сферного становления в системе профессионального образования специалистов гуманитарного профиля и определены социально-психологичес кие показатели уровней сформированности мировоззренческой культуры у студентов в вузе. На выделенной критериальной основе, равно как и с учётом исходного уровня мировоззренческого развития обучающихся, далее была спроектирована модель педагогического влияния на становление мировоззренческой культуры личности и целевая комплексная программа, реализующая данную модель в условиях гуманитарно-профильного обучения будущих специалистов.

Педагогическое достижение поставленных целей и задач мировоззренчески развивающего обучения обусловлено выделением преподавателем инварианта процесса освоения студентами содержания гуманитарной дисциплины. Основу освоения культурно-ценностного материала составляет реализация принципов научности, генерализации знаний и проблемности изложения - во-первых. Во-вторых - применение межпредметных связей в обучении и образовательных технологий на базе преемственно-исторических традиций российской культуры и общечеловеческих ценностей. В-третьих — реализация акмеолого-развивающих условий обучения, обеспечивающих высокий уровень сознания личности и единство развития её самосознания и поведения, взаимосвязь творческого решения задач мировоззренческого саморазвития в контексте интересов и целей самих студентов.

Системный отбор преподавателем мировоззренчески развивающего комплекса творческих задач и практико-ориентированных заданий, направленных на погружение личности в ценностно-смысловой контекст изучения русской народной культуры, поддерживает заинтересованную включённость студентов в познавательную деятельность и формирует персональную осмысленность мировоззренческого саморазвития личности на патриотически-ценностной основе.

В ходе опытно-экспериментальной работы прежде всего решались педагогические задачи развития научно-теоретической мировоззренческой готовности обучающихся к социокультурной деятельности, велась «переплавка» культурно-ценностных знаний специалиста в личностные мировоззренческие убеждения, формировались аналитические и диалектические способы мышления личности. Развитие эмоционально-ценностного отношения обучающихся к изучению, сохранению и распространению российской духовной культуры как основе профессиональной деятельности в социокультурной сфере обеспечивало рост социокультурной мировоззренческой направленности личности, а формирование готовности студентов к сознательно-волевой регуляции своих поступков и стремлений реализовать индивидуально выработанные мировоззренческие принципы и идеалы осуществлялось в технологически организованной педагогом практике деятельности по функционалу специалиста гуманитарного профиля.

В технологически-процессуальном плане учебно-познавательная деятельность, обеспечивающая мировоззренческое развитие личности в ходе освоения студентами русского народно-музыкального творчества, выстраивалась на основе применения комплекса технологий обучения: проблемно и ценностно информирующих, социально ориентирующих, субъектно и рефлексивно стимулирующих, позиционно и деятельностно закрепляющих. Применение мировоззренчески развивающих технологий обучения в условиях диалоговой организации форм учебной и внеучебной познавательно-ценностной деятельности, в процессе самообразования студентов обеспечивает целостное формирование мировоззренческого сознания и самосознания, поведения и деятельности будущих специалистов, эффективность становления активной субъектной позиции в этом плане.

В процессе организации учебного времени преподавателем применялись проблемные лекции и семинары, практические занятия и учебные дискуссии, деловые игры и творческие игры-драматизации, где формировалось системное миропонимание и духовно-нравственные позиции будущих специалистов. В процессе внеучебного времени — фольклорные экспедиции и этнографические экскурсии, научно-исследовательская и проектно-творческая работа студентов, специально организовывались концертная и лекторско-просветительная практика, которые закрепляли преобразовательный опыт проявления мировоззренческих позиций готовности пропагандировать российскую культуру. Самообразовательная работа студентов, организованная на основе изучения, обработки и анализа произведений фольклора, персональной идентификации с традициями народного художественного творчества и его практического освоения, деятельностно закрепляли направленность будущих специалистов на сохранение культурных ценностей.

По итогам опытно-экспериментальной работы диагностированы позитивные изменения в содержании социально-психологических компонентов персональной мировоззренческой культуры. В индивидуальном духовном мире и отношениях личности произошло преломление патриотических ценностей на базе осмысления будущим специалистом их социальной и личностной значимости. У студентов зафиксирован рост позитивных переживаний персональной духовной сопричастности российской культуре, формирование личного опыта творчески применять сформированные ценностные убеждения и нравственные принципы в профессионально и социально направленной деятельности, в самообразовании личности.

В ходе опытно-экспериментальной работы, таким образом, подтверждён комплекс педагогических условий, который обеспечивает успешность становления персональной мировоззренческой культуры у студентов в системе гуманитарно-профильной подготовки будущих специалистов в вузе. К этим условиям, в частности, относятся дидактико-методические, обусловливающие системно-технологическую организацию мировоззренчески направленного освоения студентами содержания духовно-культурных ценностей общества в процессе изучения гуманитарного курса. Социально-педагогические условия поддерживают ценностно ориентирующий диалог и творческие взаимодействия педагога и студентов в процессе принятия обучающимися духовно-культурных традиций и идеалов своего народа как ведущих мировоззренческих ориентаций личности. Акмеологические условия стимулируют высокий уровень персональной активности студентов в самопознании и самоактуализации способностей к творческой деятельности, в самореализации мировоззренческой позиции личности согласно выработанному мировоззренческому идеалу и адекватной самооценке своего мироощущения.

Таким образом, в исследовании доказано, что мировоззренческая культура личности интегративно характеризует будущего специалиста по критериям научно-теоретической и поведенческо-волевой готовности к организации социально и профессионально компетентной деятельности в обществе, выстроенной с духовно и нравственно зрелых персональных позиций.

Показателями персональной мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля выступают высокая степень осознанности личностью духовно-культурных ценностей народа, личная потребность и способность внести свой творческий вклад в деятельность по изучению, сохранению и популяризации духовных традиций и нравственных идеалов родной культуры. Обладая высоким уровнем сформированности персональной мировоззренческой культуры, специалист способен ставить адекватные жизненные цели, творчески планировать и проектировать деятельность по их достижению и максимально реализовываться в ней. В итоге современная действительность универсально осваивается специалистом в единстве духовных и практических начал интеллектуальной, профессиональной и социокультурной деятельности человека, успешно интегрированного в социум на основе духовно-культурной преемственности, национально-культурной самоидентификации и творчески активной жизненной позиции личности.

В связи с объективной сложностью и многоаспектностью процесса становления мировоззренческой культуры личности следует выделить ряд вопросов для дальнейшего изучения: факторы успешного становления персональной мировоззренческой культуры в процессе изучения студентами естественно-научных и социально-экономических дисциплин; взаимосвязь уровней персонального мировоззренческого развития с индивидуально-творческими способностями будущих специалистов и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Позизейко, Галина Владиславовна, 2002 год

1. Абульханова-Славская К.А.Стратегия жизни-М.:«Мыель», 1991.-299с.

2. Акименко В.М. Управленческая культура личности как социально-педагогический феномен системы высшего профессионального образования. Дисс. канд. пед. наук. Орёл, 2001. - 175 с.

3. Акмеология в системе деятельности государственных служащих. — М.: Изд-во РАГС, 1998. 225 с.

4. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. — М.: «Советский композитор», 1988. 237 с.

5. Аманбаева Л.И. Организация личностно-ориентированного обучения в целях формирования гражданских качеств учащихся// Современные технологии обучения «СТО-2001»: Материалы VII межд. конф. Ч. 2. — СПб.: СПб ГЭУ «ЛЭТИ», 2001. С.83-84.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ им. Жданова, 1968.-340 с.

7. Андреева Г.М. Психология социального познания. — Изд. 2. — М.: Аспект-Пресс, 2000. 288 с.

8. Аниськина H.H. Формирование профессиональной направленности студентов средних медицинских учебных заведений. Дисс.канд. пед. наук. — Брянск, 1999. 222 с.

9. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в./ Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. - 608 с.

10. П.Арзаманов Ф.Г. О постановке педагогических исследований в музыкальном вузе// Психолого-педагогические проблемы высшегомузыкального образования/ Под ред. Бариновой Е.В.—М.: Изд. ГМПИ им. Гнесиных, 1979.—С.3-20.

11. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. — Минск: Литература, 1998. 1392 с.

12. Арнольдов А.И. Культура и современность. — М.: Мысль, 1973. — 159 с.

13. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.

14. Асташова H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей.- Москва Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 272 с.

15. Афанасьев А.Н. Народ — художник: Миф. Фольклор. Литература. — М.: Советская Россия, 1986. — 367 с.

16. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы / Под ред. О.С. Газмана. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. - 150 с.

17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.-192 с.

18. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодёжи. М.: Политиздат, 1984. — 207 с.

19. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества// Приложение к журн. «Вопросы философии». -М.: Правда, 1989. 607 с.

20. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание/ Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.-420 с.

21. Битуева A.B. Ценностные ориентации и политические представления в структуре массового сознания//Акмеология в системе деятельности государственных служащих. — М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 161-171.

22. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.—М.: Наука, 1973. — 270 с.

23. Боев А .Я. Формирование профессиональных ценностных ориентаций у учащихся классов юридического профиля в учебно-воспитательном процессе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Брянск, 1997.—20 с.

24. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.1. Смоленск: Русич, 1997. — 576 с.

25. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972. 351 с.

26. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. М.: Наука, 1981. - 301 с.

27. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Москва — Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999. — 560 с.

28. Бочкарёв Л.Л. Актуальные проблемы современной музыкально-педагогической психологии// Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования/ Под ред. Бариновой Е.В.—М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1979.—С.54-81.

29. Бурдье П. Структура, габитус, практика// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том 1. № 2. — С-Пб: Изд-во С-Пб унта, 1998. — С.44-59.

30. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. — М.: Наука, 1989.-474 с.

31. Васильев A.A. Гуманитарные технологии профессионального самоопределения личности// Акмеология в системе деятельности государственных служащих. — М.: Изд-во РАГС, 1998. С.148-154.

32. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.: Юрист, 1997. -704 с.

33. Вейт М.А. Технологическая организация непрерывного профессионального самообразования — оптимальное условие развития инновационных процессов // Теория и практика образования: история и современность. Вып. 8/ Под ред. М.А. Вейта. Липецк, 2001. - С.3-5.

34. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. школа, 1991. - 207 с.

35. Вирьянский З.Я. Обучение как процесс управления знаниями// Современные технологии обучения «СТО-2001». Материалы VII межд. конф. Ч.2.-СП6.: СПб ГЭУ «ЛЭТИ», 2001. С.31-33.

36. Власенко В.В. Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты. Автореф. дисс. канд. культурологии. С-Пб, 1999. — 21 с.

37. Войтыла К. Основания этики// Вопросы философии- 1991— №1 — С.32-45.

38. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: «Академия», 1999. - 168 с.

39. Выготский Л.С. Психология искусства// Дирижёрское исполнительство/ Под ред. Л. Гинзбурга. М.: «Музыка», 1975. - С. 484—490.

40. Генкина В.А. Развитие социального интеллекта педагога специальной школы в профессиональной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2000. 23 с.

41. Гершензон М.О. Гольфстрем// Лики культуры: Альманах. Т.1.—М.: Юрист,1995.—С.7-120.

42. Гершунекий B.C., Шейерман Р.И. Общечеловеческие ценности в образовании// Педагогика. 1992. - № 5. - С. 3-13.

43. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. — М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.

44. ГорбачёвВ.Г.Философия о человеке.-Брянск:Изд-во БГПУ, 1995—124 с.

45. Государственный Образовательный Стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 053000 — Народное художественное творчество. — Москва, 1999. — 49 с.

46. Гречаный B.B. Единство мировоззрения и науки как проблема теоретико-ценностной интерпретации// Мировоззрение, наука, практика: Сб. науч. тр. —Иркутск: ИГУ, 1988. С. 54 -68.

47. Григорьева T.JI. Профессиональная «Я-концепция» работников государственной службы (акмеологический аспект)//Акмеология в системе деятельности государственных служащих М.: Изд-во РАГС, 1998. — С.24-32.

48. Гусев С.С., Пушканский Б.Я. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации. — СПб.: Наука, 1994. — 88 с.51 .Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика. — М.: Гардарика, 1998. — 472 с.

49. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574 с.

50. Деркач A.A. Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. М., 1999. - 392 с.

51. Довгаль A.A. Формы и способы мировоззренческого отношения к действительности // Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики/ Под ред. В.И. Шинкарука. — Киев: Наук, думка, 1981.-С. 170- 187.

52. Дормидонтов P.A. Воспитание гражданственности в современных условиях// Сб. науч. трудов. Липецк: ЛГПУ, 2001. - С.23-29.

53. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей// Проблема ценности в философии. — М. JL, 1966. — 243 с.

54. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. — М.: Высш. школа, 1980.-286 с.

55. Дэвид Гудинг, Джон Леннокс. Мировоззрение/ Пер. с англ. — Ярославль: Изд-во «ДИА-пресс», 2000. 430 с.

56. Дэвид Джери, Джулия Джери. Большой толковый социологический словарь/ Пер. с англ. Том 1.—Москва: Вече ACT, 1999. 544с.

57. Ерёмина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: «Наука», 1991. — 205 с.

58. Есина О.Н. Воспитание основ культуры потребления в системе экономического образования младших школьников. Дисс. канд. пед. наук. Орёл, 2000. - 197 с.

59. Жанбуршина Д.И. Ценностное отношение человека к миру в контексте практически-духовного освоения действительности// Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже XXI века. -Тула: Изд-во ТГПУ, 1997. -С.214-215.

60. Иванов В.П. Мировоззрение как форма сознания, самосознания и культуры личности// Мировоззренческая культура личности: (философские проблемы формирования)/ Отв. ред. В.П. Иванов. — Киев: Наук, думка, 1986. С. 10-88.

61. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации. Автореф. дисс. докт. пед. наук-Челябинск, 2000.-50 с.

62. Ильина И.В. Становление валеологической культуры личности в процессе высшего профессионального образования. Дисс. канд. пед. наук. Орёл, 2000. - 190 с.

63. Искусство в системе культуры/ Сост. и отв. ред. М.С. Каган. Л.: Наука, 1987.-272 с.

64. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в./ Под ред. А.И. Писку нова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.

65. Каган М.С. Философия культуры. — СПб.: ТОО ТК «Метрополис», 1996.-430 с.

66. Кант И. Основы метафизики нравственности/ Собр. соч. в 6-ти т. Т.4. 4.1.-М.: Мысль, 1965.- С. 219-310.

67. Кареев Н.И. О том, что главной целью самообразования должна быть выработка миросозерцания //Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П.А. Лебедев.— М.: Педагогика, 1990.-С.365-367.

68. Кармин A.C. Основы культурологии: морфология культуры. — СПб.: Изд-во «Лань», 1997. 512 с.

69. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. Пер. с нем. — М.: Гардарика, 1998.-780 с.

70. Каткова Т.И. Социально-профессиональная адаптация студентов экономического вуза. Дисс.канд. пед. наук.-Запорожье, 1999.-203 с.

71. Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Межгенерационный сдвиг индивидуального оптимизма/ пессимизма в современном российском обществе// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том 1. № 2. — СПб: Изд-во С-Пб ун-та, 1998. С.113 -120.

72. Киреевский И.В. Избранные статьи. — М.: Современник, 1984. — 383 с.

73. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: «Арена», 1994. 223 с.

74. Клименко H.A. Народная художественная культура как фактор социализации молодёжи. Автореф. дисс. канд. философ, наук. — Тамбов, 1999.-20 с.

75. Климов Е.А. Основы психологии. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-295 с.

76. Ковалёв А.Г. Мировоззрение как фактор формирования характера. М.: Просвещение, 1950. — 134 с.

77. Комарова Г.Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества. Дисс. канд. пед. наук. Орёл, 1997. —155 с.

78. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 335 с.

79. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры// Социальная психология личности/ Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. -М.: Наука, 1979. С. 85-113.

80. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. -М.: Просвещение, 1979. — 175 с.

81. Коноплёв Н.С., Деркач Л.А., Парнюк М.А. Природа мировоззрения и его место в практически-духовной сфере// Мировоззрение, наука, практика/ Отв. ред. Н.С. Коноплёв.—Иркутск: ИГУ, 1988. — С.7-20.

82. Корзинкин A.A. (Архимандрит Зиновий) Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Курск, 1999. — 20 с.

83. Костомаров В.И. Концепция интерактивного курса обучения в контексте гуманизации образования// Современные технологии обучения «СТО-2001». Материалы VII межд. конф. 4.2. СПб.: СПб ГЭУ «ЛЭТИ», 2001. - С. 110-111.

84. Котельников В.А. Становление ценностных ориентаций личности в процессе овладения гуманитарным знанием. Дисс. канд. пед. наук. — Орёл, 2001.-203 с.

85. Кошелева А.О. Становление социально-нравственной зрелости личности в условиях высшего профессионального образования. Дисс.канд. пед. наук. Орёл, 2001. - 193 с.

86. Кривцун O.A. Эстетика. -М.: Аспект-Пресс, 1998.-430 с.

87. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект. Брянск: БГПУ, 2000. - 375 с.

88. Кульневич C.B. Педагогика личности. Лекционно-практический курс.— Ч. 1 ¡стратегия и тактика личностного воспитания.-Воронеж, 1997.-184с.

89. Культурология. XX век. Словарь.—СПб.: Университетская книга, 1997.—640 с.

90. Кууси П. Этот человеческий мир. Пер. с англ.—М.:Прогресс,1988—362с.

91. Кушнир М. Комплексная методика развития музыкального мышления// Сборник трудов/ Под ред. Рагс Ю.Н. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1979.-С.54—81.

92. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. — 384 с.

93. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Москва-Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. -288 с.

94. Левкович В.П. Моральная регуляция поведения и активности личности// Социальная психология личности/ Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979. - С. 63-84.

95. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. — М.: Политиздат, 1977. 304 с.

96. Лернер И .Я. Дидактическая система методов обучения. — М.: Знание, 1976. 64 с.

97. Лисовский В.Т. Воспитание студенчества как составная часть коммунистического воспитания интеллигенции// Проблемы формирования научного мировоззрения студентов в процессе изучения общественных наук/ Отв. ред. О.В. Лармин. М.: МГУ, 1974. - С.94-101.

98. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, Юрайт, 1998.-464 с.

99. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества// Вопросы философии. 1992. - №3. - С.39-53.

100. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-524 с.

101. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М.: Искусство, 1970. 384 с.

102. Лотова И.П. Психолого-акмеологические основы профессиональной карьеры государственных служащих-М.: МГСУ, 2001. — 288 с.

103. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания. — СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994. — 288 с.

104. Ляудис В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе// Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В .Я. Ляудис. М., 1994. — С. 13 — 32.

105. Малинковская A.B. Подготовка специалиста в вузе и «модель выпускника»// Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования/ Под ред. Бариновой E.B. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1979.-С.21-53 .

106. Мальчуков В.А. Философское мировоззрение и семантизация ценности в науке // Мировоззрение, наука, практика: Сб. науч. тр. — Иркутск: ИГУ, 1988. С. 147 - 154.

107. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть 2: Гуманистическая педагогика — Орёл: Изд-во ОГУ, 1994 — 138 с.

108. Маслова Н.Ф. Социальная педагогика. Орёл: Изд-во ОГУ, 1994. -138 с.

109. Маслова Н.Ф., Нешков А.К. Акмеологическая педагогика: факультативный курс. Орёл: Изд-во ВИПС, 1999. - 85 с.

110. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

111. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельников H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. — М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128 с.

112. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М.: Просвещение, 1977. 240 с.

113. Межуев В.М. Культура и история.—М.: 1977. -199 с.

114. Мировоззрение и естественно-научное познание/ Отв. ред. Н.П. Депенчук, H.H. Киселёв.— Киев: Наук, думка, 1983.—326 с.

115. Мировоззрение, наука, практика// Сб. науч. трудов/ Отв. ред. Н.С. Коноплёв.—Иркутск: ИГУ, 1988. 166 с.

116. Мировоззренческая культура личности: философские проблемы формирования /Отв. ред. В.П. Иванов — Киев: Наук, думка, 1986 — 292 с.

117. Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики/ Отв. ред. В.И. Шинкарук, А.И. Яценко.—Киев: Наук, думка, 1981.—368 с.

118. Михайлов Ф.Т. Содержание образования и его идеальная форма// Известия РАО. № 2. - 2000 г. - С.4-14.

119. Моисеев H.H. Человек во вселенной и на земле// Вопросы философии. 1990. - №6. - С. 32-45.

120. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. — М.: Высш. школа, 1971. — 396 с.

121. Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М: Педагогика, 1978. 200 с.

122. Монтень М. Опыты: Избр. главы. М.: Правда, 1991. — 654 с.

123. Мудрик A.B. Личностный подход в воспитании / Магистр i. — 1991.- №4. -С.6-16.

124. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ// Журнал социологии и социальной антропологии. -1998. -Том 1. -№ 2. -С-Пб: Изд-во С-Пб ун-та, 1998. С. 102-112.

125. Музыкальные культуры народов. Традиции и современность/ Под ред. Ярустовского Б. — М.: «Советский композитор», 1973. — 375 с.

126. Мусин-Пушкин A.A. О космополитизме нашей школы// Антология педагогической мысли России второй половины XIX— начала XX в./ Сост. П.А. Лебедев.-М.:Педагогика,1990.-С.476- 480.

127. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А.Бодалёва. — Москва Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с.

128. Немов P.C. Психология: В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. М.: ВЛАДОС, 1997. - С.235-246.

129. Никандров Н.Д. Российский учитель и его ценности// Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже XXI века. Тула: Изд-во ТГПУ, 1997. - С.7-9.

130. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики. — Москва — Орёл: МПГУ ОГУ, 1997.- 134 с.

131. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.-480 с.

132. Опрощенко Д.JI. Основные закономерности и принципы развития самостоятельности в процессе самообразовательной деятельности учителя в системе непрерывного образования// Сб. науч. тр.—Липецк: Изд-во ЛГПУ, 2001.-С.69-97.

133. Павлютенков Е.М. Профессиональное становление будущего учителя// Советская педагогика. — 1990. — №11. — С. 61-64.

134. Павлютенков Е.М., Крыжко В.В. Рабочая книга руководителя школы. Ч. III. Запорожье: ЗОИУУ, 1997. - 93 с.

135. Пайгусов А.И. Педагогические условия эффективности интегрированного обучения (на материале предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов). Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Чебоксары, 1997. — 16 с.

136. Паничева Э.В. Технология обучения студентов педагогического университета досуговой деятельности// Современные технологии обучения «СТО — 2001». Материалы VII межд. конф. 4.1.-СПб.: СПб ГЭУ «ЛЭТИ», 2001. С.60-62.

137. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

138. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество, 2000. — 640 с.

139. Петелин A.C. Управление процессом подготовки специалиста в колледже музыкально-профессионального образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Липецк, 1998. — 18 с.

140. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. -380 с.

141. Печчеи А. Человеческие качества. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1980.-302 с.

142. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.

143. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. Пер. с древнегреч. — М.: Мысль, 1999.-528 с.

144. Платонов К.К. Психологический практикум. М.: Высш. школа, 1980.-165 с.

145. Позизейко Г.В. Музыкально-песенный фольклор в системе воспитания духовности человека // Проблемы формирования нового менталитета молодёжи и студентов России на пороге третьего тысячелетия/ Гл. ред. Паршиков Н.А.-Орёл:ОГИИК, 2000. С. 144-146.

146. Позизейко Г.В. Становление мировоззрения специалиста в условиях организации научной работы // Материалы международного конгресса «Психология инновационного управления социальными группами и организациями». — М.; Кострома: КГПУ, 2001. — С. 310-313.

147. Позизейко Г.В. Формирование эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности // Проблемы и перспективы развития социального образования и благотворительности в России / Под ред. Н.В. Карташева. Калуга: КГПУ, 2001. - С.37-39.

148. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»

149. Проблемы формирования научного мировоззрения студентов в процессе изучения общественных наук//Сб. науч трудов/ Отв. ред. О.В. Лармин.—М.: Изд-во МГУ, 1974.—426 с.

150. Прядехо A.A. Педагогические условия развития познавательных способностей учащихся V-VII классов (на материале естественнонаучных дисциплин). Брянск: БГПУ, 2000. — 264 с.

151. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, A.B.Запорожца, Б.Ф.Ломова.—М.: Изд-во «Педагогика», 1983.—448с.

152. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы/ Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2001. — 142 с.

153. Рагс Ю.Н. «Модель специалиста» как задача развития системы музыкального образования//Проблемы высшего музыкального образования/ Сост. Кикнадзе Л.В. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1975. — С. 7-16.

154. Разумный В.А. Художественная педагогика. М.: ИПРИКТ, 1999.-75 с.

155. Розанов В.В. Люди лунного света: метафизика христианства. — М.: Современник, 1988. 462 с.

156. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т./ Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.1. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. — 608 с.

157. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. — М.: Знание, 1983.-160 с.

158. Савельев А.Я. Технологами обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России -1994.-№ 2.-С.9-24.

159. Садило А.П. Этнический архетип как исходный пункт культу-рогенеза// Этнос, язык, культура: проблемы социальной и культурной антропологии/ Сб. материалов второй Всеросс. науч. конф. Вып.2.— Славянск-на-Кубани, 2000. С.3-5.

160. Самсонов Ю.А. Аттестация руководителя образовательного учреждения основа совершенствования его профессиональной культуры.—Москва - Липецк: МПГУ, 1999. - 177 с.

161. Сергеева В.П., Грицаева C.B. Основы управления педагогическими системами. — М.: МГПО, 1999. — 93 с.

162. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). — Брянск: Изд-во БГПУ, 2001. 214 с.

163. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 102 с.

164. Сластёнин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки — М.: Просвещение, 1976.- 160 с.

165. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. -М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.

166. Словарь по этике/ Под ред. A.A. Гусейнова, И.С. Кона. — М.: Изд-во политической литературы, 1989. 447 с.

167. Слюняева И.Ф. Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства. Дисс. канд. пед. наук. — Брянск, 2000. — 235 с.

168. Современный словарь по культурологии/ Под ред. В.В. Юрчука. -Минск: «Современное слово», 1999.—736 с.

169. Соловьёв B.C. Избранные произведения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544 с.

170. Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб.: Алетейя, 2000. - 300 с.

171. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сб. мат-лов научно-практич. конф. Вып. 10/ Отв. ред. Каргин A.C. М.: Гос. центр русского фольклора, 2001. — 125 с.

172. Социологический энциклопедический словарь/ Под ред. Г.В. Осипова. M.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.- 448 с.

173. Степанова Н.В. Становление социально-коммуникативной культуры будущего специалиста (на материале обучения иностранномуязыку в военно-техническом вузе). Дисс канд. пед. наук. — Орёл,2001.-200 с.

174. Стоюнин В.Я. Мысли о наших гимназиях // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в./ Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. - С.72-76.

175. Суслова Е.А., Кудельников П.Н. Акмеологическая культура государственных служащих: социокультурная интерпретация// Акмеология в системе деятельности государственных служащих. — М.: Изд-во РАГС, 1998. С.80-84.

176. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива// Избр. пед. соч.: В 3-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1980. - С.205-394.

177. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). — М.: «Наука», 1979. — 192 с.

178. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей// Дирижёрское исполнительство/ Под ред. Гинзбурга. Л. — М.: «Музыка», 1975.—С.507—512.

179. Тесля Е.Б. Педагогические основы формирования исторического мышления учащихся в процессе непрерывного образования. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Брянск, 1993. - 16 с.

180. Титма М.Х. Проблема выделения специфики мировоззрения личности// Проблемы формирования научного мировоззрения студентов в процессе изучения общественных наук/ Отв. ред. О.В. Лармин.—М.: МГУ, 1974.—С. 144 149.

181. Ткач Э.С. Музыкально-педагогическая диагностика и некоторые аспекты подготовки музыкантов-педагогов в вузе// Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования/ Под ред. Бариновой Е.В.- М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1979. С. 54-81.

182. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М.: «Наука», 1966.-451 с.

183. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании// Пед. соч.: В 6-х т. Т. 1.-М.: Педагогика, 1988 С.194-256.

184. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии//Пед.соч.:В 6-х т. Т.6.-М.: Педагогика, 1990.-528 с.

185. Философия и ценностные формы сознания/ Под ред. О.Г. Дробницкого. М.: Наука, 1978. - 348 с.

186. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд.—М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 814 с.

187. Финогеева Э.А. Социальные функции интеллигенции// Проблемы духовного возрождения России и задачи учреждений образования и социокультурной сферы/Отв. ред. Паршиков H.A.—Орёл, 1993.-С.20-21.

188. Формирование диалектико-материалистического мышления студентов (средствами проблемного обучения)/ Под ред. С.А. Петрушевского. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 144 с.

189. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществознания/ Под ред. JI.H. Боголюбова, Ю.М. Смоленцева. М.: Просвещение, 1985. - 224 с.

190. Франк C.J1. Смысл жизни // Вопросы философии. — 1990. — №6. — С. 68-131.

191. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем.-М.: Прогресс, 1990.-368 с.

192. Фромм Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992. — 429 с.

193. Хомич JÏ.A. Система межпредметных заданий как средство формирования научного мировоззрения школьников (9-10 классы общеобразовательной школы).Автореф.дисс.канд.пед.наук -Киев, 1986.-24 с.

194. Хомяков A.C. О старом и новом: Статьи и очерки. — М.: Дружба народов, 1990. 304 с.

195. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза в профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. — 185 с.

196. Шацкий С.Т. Избр.пед.соч.: В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1980.416 с.

197. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1992.-576 с.

198. Швырёв B.C. Знание как феномен культуры: актуальные проблемы философского осмысления// Инновационное обучение: стратегия и практика/ Под ред. В.Я. Ляудис. — М., 1994. — С.60 75.

199. Шиллер И.-Ф. Статьи по эстетике. -M.-J1.: Академия, 1935.-674с.

200. Шиянов E.H., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. — М.: «Академия», 1999. 288 с.

201. Шпенглер О. Закат Европы. Пер. с нем. — Новосибирск: Наука, 1993.-584 с.

202. Шумейко A.A. Становление экологического менталитета современных школьников: теория и практика— Брянск-Мозырь: «Белый ветер», 2000.-336 с.

203. Щуркова Н.Е. «Философия жизни» в школе: Методический материал к учебному курсу человековедения М.: Новая школа, 1994.-48 с.

204. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: ИНВЕСТ-ППП, 1995. - 240 с.

205. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, — М.: Политиздат, 1971. —71 с.

206. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. М.: Высш. школа, 1999.-331 с.

207. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М.: Renaissance, 1991. - 304 с.

208. Ядвиршис Л.А. Профессиональная подготовка учителя к социально-педагогической деятельности. Автореф. диссдокт. пед. наук. —1. Брянск, 2001. 37 с.

209. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Изд-во «Самарский университет», 1995. — 332 с.

210. Якимович И.Г. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности. Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Брянск, 1997. — 22 с.

211. Ярославцева Л.К. Педагогическая практика на вокальном факультете ГМПИ им. Гнесиных//Проблемы совершенствования педагогической практики на исполнительских факультетах музыкальных вузов/ Под ред.Алексеева А.Д.-М.:Изд-во ГМПИ им.Гнесиных,1988.-С.82-86.

212. Arndt, J., Greenberg, J. The effects of a self-esteem boost and mortality salience on responses to boost relevant and irrelevant worldview threats// Magazine: Personality & Social Psychology Bulletin, November 1999. Vol. 25 Issue 11, p 1331, 11 p.

213. Arndt, J., Greenberg, J., Pyszczynski, T., Solomon, S. Subliminal exposure to death-related stimuli increase defense of culturial worldview// Psychological Science, 1997. Vol. 8, p 379, 6 p.

214. Chatami, S.M. Auch die Tradition ist nicht ewig. Eine Gesellschaft, die nicht nachdenkt, ist verloren // Kulturchronik; Nr.5, 1998 (16. Jahrgang). Bonn: Inter Nations, 1998. - S. 12-16.

215. Goldschmidt, W. The human career: The self in symbolic world. Cambridge, MA: Blackwell, 1990.

216. Mahalic, J.R., Worthington, R.L., Crump, S. Influence of rasial/ ethnic membership and "therapist culture" on therapists' worldview// Magazine: Journal of Multicultural Counseling and Development; January, 1999. Vol.27 Issue 1, p 2, 16 p.

217. McClelland, D.C. Testing for Competence rather than for "Intelligence"//Armer. Psychologist, 1973. Vol. 28, P. 1-14.

218. McKeown,T.J. Case studies and the statistical worldview: review of King, Keohane, and Verba's designing social inquiry: scientific inference in qualitative research// Magazine: International Organization, Winter 1999. Vol.53 Issue l,p 161,30 p.

219. McNeill,W.H. When sciences converge/ "History and Scientific Worldview"// Magazine: Wilson Quarterly, Autumn 1998. Vol. 22 Issue 4, pl31,2p.

220. Raven, J. On the Components of Competence and their Development in Education// Teachers' College Record, 1977. Vol. 78, P. 457-475.

221. Steiner, G. Über das intime und schwierige. Verhältnis von Politik und Musik // Kulturchronik; Nr.6, 1998 (16.Jahrgang) Bonn: Inter Nations, 1998. — S.23-28.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.