Формирование мировоззренческих ценностей у старшеклассников в системе непрерывного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ляу, Маржанат Мухамедовна

  • Ляу, Маржанат Мухамедовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 208
Ляу, Маржанат Мухамедовна. Формирование мировоззренческих ценностей у старшеклассников в системе непрерывного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2003. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ляу, Маржанат Мухамедовна

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ.

ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ

1.1 .Историографический анализ проблемы мировоззрения в отечественной теории и практике педагогики

1.2. Ценностные ориентации личности и их современное изучение

1.3.Диагностика ценностных предпочтений старшеклассников в системе непрерывного образования

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Реализация идеи интеграции в процессе обучения предметам естественно-научного цикла.

2.2.Индивидуальные технологии — основа совершенствования мировоззренческой подготовки старшеклассников

2.3.Этнорегиональная мировоззренческая подготовка старшеклассников в условиях непрерывного образования 160 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 186 БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование мировоззренческих ценностей у старшеклассников в системе непрерывного образования»

Актуальность исследования объясняется социокультурной ситуацией, сложившейся в России в последние десятилетия XX века и в настоящее время. Она характеризуется качественными изменениями во всех сферах жизнедеятельности людей, сменой приоритетов ценностей в общественном сознании. Растет противоречивость духовного мира молодежи, фрагментарность их мировоззрения, низкий уровень ценностных ориентаций, несформиро-ванность убеждений и взглядов. Реальных причин нынешних трудностей много. И одной из главных является то, что на рубеже 80-90-х XX века была практически сознательно разрушена система советского воспитания без адекватной ее замены. Понятно, что эта система имела ряд весьма существенных недостатков /чрезмерная политизация, авторитарность, невысокая результативность/. И вторая причина наших трудностей - стало неясным, каким мы хотим видеть нашего россиянина, какие качества воспитывать в современных специфических условиях переходного периода и в ближайшей перспективе. /Никандров Н.Д./ Следовательно, мы можем констатировать, что абсолютный отказ от прежней системы коммунистического воспитания, форм его организации, с одной стороны, а также отсутствия в нормативных документах научно обоснованной государственной программы духовно-нравственной подготовки молодежи к жизни, с другой, явились одной из главных причин того, что обществом практически упущено воспитание целого поколения российской молодежи. Следствием этого явилась утрата национальных идеалов, падение авторитета армии и престижа воинской службы, отсутствие интереса к труду, безразличие значительной части молодежи к деятельности органов власти, проводимой государством политики, - всего того, что мы называем взглядами, убеждениями, мировоззерением.

За последние 10-15 лет в обществе сформировались не только новые социально-политические и социально-культурные, но и социальноэкономические условия, с которыми нельзя не считаться. Российская молодежь начала XXI столетия характеризуется возросшим ее расслоением. Молодые люди, представители различных социальных групп, с различным уровнем доходов, семейным положением, различаются по своим материальным возможностям, образу жизни, положением в обществе. Бедные люди среди молодежи по данным официальной статистики в возрасте от 15 до 30 лет составляют 29%, а в общем, числе россиян - 19%, неустроенность быта, материальная нужда на фоне роскоши мизерной части «золотой молодежи» не только порождает сегодня серьезные социальные проблемы, но и становится фактором неблагополучия последующих поколений. Совершенно очевидно, что для значительной части молодежи понятие «нравственность», «любовь к Родине», «долг и ответственность перед обществом», «патриотизм» воспринимаются как нечто отвлеченное, лишенное смысла и практического значения.

Острота указанных проблем касается и образовательной практики, а также развития педагогической науки. Образование, потерявшее ценность в начале 90-х годов прошлого столетия, в настоящее время приобретает приоритетный характер в жизни молодежи. Превращение образования из репродуктивного в непрерывно развивающееся, открытое, обеспечивающее включение ученика или выпускника школы или профессионального учебного заведения в решение своих жизненных проблем, обусловило смену основных приоритетов образовательной политики государства. Одним из таких приоритетов является создание системы непрерывного образования, развитие школы в национальном контексте в условиях многонациональной Рос сии.

Важным элементом образовательной политики должно стать формирование мировоззренческих ценностных ориентации. Особое значение эта проблема приобретает в старшем школьном возрасте, тем более в условиях непрерывного образования «школа - колледж - вуз», которая предполагает более качественную подготовку, обучающихся в условиях рыночной экономики. Реализация личностно- ориентированной концепции в условиях непрерывного образования требует теоретического обоснования ценностных мировоззренческих ориентаций.

А системный способ функционирования непрерывного образования значительно облегчает задачу формирования целостного мировоззрения.

По проблеме формирования мировоззренческих ценностей в теории и истории отечественной педагогики накоплен большой и разнообразный материал. Например, в начале XX века появились целые направления в педагогике по этому вопросу. Среди них естественно - научное /Вахтеров В.П., Нечаев А.П., Румянцев Н.Е., Бехтерев В.М., Барсов М.К. и другие/ теологическое /Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, В.В.Зеньковский и др./, коммунистическое /Крупская Н.К., Луначарский А.В., Макаренко А.С., Пин-кевич А.В., Пистрак М.М. и др./. Коммунистическая педагогика, оказавшись при советской власти на передних рубежах развития педагогической науки, дала много примеров внедрения демократических инноваций, основанных на мировоззренческих идеях, особенно в первые десятилетия советской власти /комплексный подход, демократизация учебников, вариативность школ, профилей в старших классах, опора на национальные традиции/ Блонский П.П., Луначарский А.В., Шацкий С.Т. и др./. Многие из этих идей в более поздние периоды были утрачены.

В русле нашего исследования необходимо обратить внимание на работы о социализации, о поиске движущих сил развития, обучения и воспитания, о становлении личности в 40-50- годы /Выготский JI.C., Леонтьев А.А., Рубинштейн С.Л./, а также в более поздний период /К.Ю.Бабанский, А.А.Вербицкий, П.Ф.Гальперин, Т.А.Ильина и др./ Особо необходимо назвать В.А.Сухомлинского, в центре мировоззрения которого всегда находилась личность ученика, его социализации.

Но в последние годы, как показывает анализ новейших учебных пособий по педагогике, наметилась тенденция, ограничения рассмотрения проблемы целостного мировоззрения. Так, при анализе учебных пособий по педагогике последнего десятилетия мы обратили внимание на то, что во многих из них //Смирнов С.А., В.А. Сластенин, Г.М.Афонина,

П.И.Пидкасистый. И.П.Подласый и др./ нет специальных глав по этой проблеме. Довольно распространена мысль о том, что в силу масштабности современного знания, формирование целостного мировоззрения затруднено. /Рос. пед. энц./. Но как бы ни были масштабны современные знания, ценности гуманизма и демократии для современной России незыблемы, и они требуют философского осмысления. Кроме того, особенное значение формирование мировоззренческих ценностей должно иметь для молодежи, старшеклассников с которыми Россия связывает перспективы развития общества. Все это требует обращения к проблемам целостного мировоззрения, его ценностям. Этого требует и развитие единой мировой экономики, признание целостности современного мира и невозможности ни одной стране идти по пути автаркии.

Актуальность исследования, практическая востребованность, недостаточное внимание к современной разработке вопросов мировоззренческих ценностей побудили нас обратиться к теме нашего исследования.

Проблема исследования: каковы технологии развития мировоззренческих ценностей старшеклассников в системе непрерывного образования «школа - колледж - вуз»?

Цель исследования: определить психолого-педагогические условия и пути развития мировоззренческих ценностей у старшеклассников в практике работы системы «школа - колледж - вуз».

Объектом исследования является учебно-воспитательная деятельность со старшеклассниками в системе «школа - колледж - вуз».

Предметом исследования — мировоззренческие ценности современных старшеклассников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование ценностных мировоззренческих ориентаций будет эффективным, если:

- будет обогащаться содержание ведущих учебных дисциплин обновленным материалом, созвучным ценностным ориентациям современного общества;

- процесс формирования ценностных ориентаций будет базироваться на интегративной модели организации обучения;

- учебно-воспитательный процесс строить на основе личностно-ориентированных гуманистических подходов;

- будут разработаны и внедрены в педагогический процесс этнорегио-нальные технологии.

Задачи исследования:

-на основе историографического анализа проанализировать категории «мировоззрение», «мировоззренческие ценности», выявить их современную сущность, структуру, взаимосвязь с другими категориями; определить наиболее приемлемые из них для старшеклассников;

- обосновать и проверить интегративную модель организации обучения в инновационном учреждении;

- разработать и внедрить формы и методы сотрудничества в процессе формирования у старшеклассников наиболее приоритетных мировоззренческих ценностей;

- выявить и экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования мировоззренческих ценностных ориентаций старшеклассников;

- провести опытно-экспериментальную проверку технологий этноре-гионального характера в педагогическом процессе системы «школа -колледж - вуз».

Методологическая основа исследования базируется на философских, социологических, психолого-педагогических концепциях, рассматривающих категорию «мировоззренческие ценности» в структуре целостного развития личности; на аксиологическом подходе к образованию, в рамках которого необходим поиск ценностных ориентаций в педагогическом процессе; технологический процесс как базовый, всеобщий и конкретный фак тор, реализующийся в содержании и методике педагогического процесса; культурологический подход, обеспечивающий учет этнорегиональных социокультурных условий, что для Северного Кавказа, в котором проходило наше исследование, имеет особое значение в связи со сложившимися специфическими условиями. Также антропологический подход как системообразующий фактор.

Теоретической основой исследования стали идеи целостного системного подхода /Ф.Ф.Королев, Б.Т.Лихачев, В.Н.Сагатовский, Б.Г.Юдин и др./

- идеи о ценностях и ценностных ориентациях /А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Давыдов, И.Б.Котова, В.Г.Пряникова, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др./;

- концепция возрождения гражданина, человека культуры и нравственности /И.А.Арабов, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, Б.З.Вульфов, Т.Г.Стефаненко и др./

- теоретико-методологические положения об этнорегиональном подходе /И.А.Арабов, В.С.Кукушин, Л.Д.Столяренко, Л.Л.Супрунова, Т.Г.Стефаненко, И.А.Шоров, К.Б.Семенов и др. /

- теоретические положения о сущности социализации личности /Б.З.Вульфов, В.Н.Гуров, А.В.Мудрик, В.А.Сухомлинский и др./

В соответствии с целью и поставленными задачами применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого- педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, анализ деятельности учащихся, прогностические методы, педагогический эксперимент, ретроспективный и послеоперационный анализ собственной деятельности, ана лиз учебной документации, методы количественной обработки полученных данных.

БАЗА исследования: школы Карачаево-Черкесской республики, старшеклассники, обучающиеся в классах с углубленным изучением отдельных предметов в системе «школа — колледж - вуз», преподаватели школ. Всего исследованием было охвачено 290 человек.

Научно-исследовательская деятельность осуществлялась с 1999 года по 2003 год и включала следующие ЭТАПЫ: {Ь 1-й — поисково-теоретический - был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме; определялась цель, задачи, гипотеза исследования, накапливался эмпирический материал;

2-й опытно-экспериментальный. Разрабатывалась и апробировалась методика опытно-экспериментальной работы, уточнялся научный и категориальный аппарат исследования;

3-й этап - заключительно-обобщающий. Он включал в себя обработку и систематизацию материала, формулировку выводов, обобщение и литературное оформление исследования.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивались методологической непротиворечивостью исходных теоретических положений, достаточной истоковедческой базой, применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, всесторонним изучением проблемы, практическим подтверждением основных положений на-^ учной работы, внедрением в практику разработанных рекомендаций, личным положительным опытом автора, оценкой полученных в ходе экспе римента результатов, различными взаимопроверяемыми методами.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования: - раскрыты основные подходы к определению содержания мировоззренческих ориентаций в истории российской школы; - определены цели, содержание, формы, методы и последовательность развития мировоззренческих ориентаций у старшеклассников, обучающихся в системе «школа - колледж - вуз»; - выявлены современные тенденции развития ценностных ориентаций старшеклассников; разработаны, обоснованы и экспериментально проверены программы работы с учащимися по формированию различных мировоззренческих ценностных ориентаций.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НОВИЗНА: - обоснованы психолого-педагогические условия развития мировоззренческих ценностей в системе инновационного образования; - обоснована и проверена интегративная модель организации обучения старшеклассников с целью формирования мировоззренческих ценностей - представлен понятийный аппарат, отражающий возможности и специфику формирования мировоззренческих ценностных ориентаций у старшеклассников в условиях инновационного учреждения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ НОВИЗНА определяется тем, что содержащиеся в нем положения и выводы создают предпосылки для модернизации педагогического процесса, в результате которого получают развитие мировоззренческие ценностные ориентации, а также для профессионального роста практикующих учителей; разработанные автором критерии и уровни, с помощью которых оценивались результаты исследования, могут быть ис пользованы в работе со старшеклассниками по развитию мировоззренческих ценностных ориентации, а использованные программы и рекомендации - в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ результатов исследования проводилось постоянно, по мере их получения. Научные идеи и выводы исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского госпедуниверситета, на Советах и совещаниях института им. В.Д. Чурсина, на VIII-й межвузовской научной конференции в Карачаево-Черкесском технологическом институте «Проблемы высшего образования в РФ: состояние и перспективы» в г. Черкесске, на семинарах педагогов в школах г. Черкесска.

НА ЗАЩИТУ ВЫНЕСЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: - мировоззренческие ценности старшеклассников есть совокупность личностных качеств, представленных когнитивным, мотивационно-эмоциональным и поведенческим компонентом; они присущи мыслящему человеку. Отражают общественное самосознание человека, его отношение к социальной или природной среде, преломленное сквозь призму целей и интересов личности и общества;

- процесс формирования ценностных ориентаций у старшеклассников должен осуществляться с учетом модернизации системы образования, быть основан на личностно- ориентированной направленности обучения, учете интеграционных подходов в новых социокультурных условиях, на учете этнорегиональной специфики;

- для эффективного формирования ценностных мировоззренческих ориентаций необходима этапность, введение в программу комплексов знаний и умений из смежных дисциплин, межпредметные связи;

- процесс формирования мировоззренческих ориентаций должен строиться на учете сформированных интересов, на использовании методов индивидуального и группового взаимодействия.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ляу, Маржанат Мухамедовна

Эти выводы потребовали от нас специальной работы, в частности, поиска педагогических условий которые бы помогли совершенствовать мировоззренческую подготовку учащихся. Для этого был проведён эксперимент, в ходе которого условия были объединены в три группы: социокультурные, психологические, педагогические. Среди наиболее приоритетных, сквозных, т.е. характерных для каждой группы, условий эффективного формирования мировоззренческих ценностей оказались необходимость создания благоприятных условий для интегративного, целостного обучения, этнорегиональная направленность педагогического процесса, использование разнообразных технологий индивидуального, личностно ориентированного обучения. На наш взгляд, выбор учащихся именно этих условий, а ранее - аналогичных мировоззренческих ценностей, объясняется спецификой учебного заведения школьников "школа- колледж -вуз" как инновационного учебного заведения, в котором на интеграционной основе построены все процессы: и воспитание, и обучение, и исследовательская работа, и процесс управления, и сам процесс функционирования и существования этой системы. Тем самым школьники имеют дело с определённой формой целостности в образовании, с открытой динамичной системой, охватывающей её разнокачественные составляющие.

Эта система функционирует в полинациональном регионе, поэтому значимыми оказались требования этнорегиональной направленности обучения.

Школьники среди приоритетных условий назвали необходимость использования разнообразных технологий индивидуального личностно-ориен-тированного обучения. Но не противоречит ли индивидуальный подход ин-тегративному. Где же истина? И мы согласны с нашими респондентами: она в динамическом равновесии между процессами индивидуализации и интеграции. Единая картина мира, роль и место человека в нем составляет один из элементов мировоззрения. Но ведь далеко не все знания осваивает отдельный человек, а только те, которые соответствуют его внутренним потребностям и интересам. И это освоение, как правило, индивидуально.

Эти особенности, эта необходимость сочетания индивидуальных и интегральных процессов заставляют, искать новые пути развития такого многомерного явления, как мировоззренческие ценности, учащегося XXI века. Мы солидаризируемся в нашем исследовании с теми учёными /Арабов И.А., Вербицкий А.А., Дюдюкина Л.А., Коротов В.М., Купцов В.В., Курданова Х.М. Никандров Н.Д., Селиванова. Н.Л., Шадриков В.Д. к др., /, которые считают, что индивидуальный подход и индивидуальные технологии должны применяться, прежде всего, в педагогических системах с гуманистической ориентацией, когда учителя, воспитатели признают право каждого ребёнка быть непохожим на других.

Во второй главе с позиций интегративного подхода мы показали, как могут быть связаны в единое целое определённые отношения между учебными курсами естественно-научного цикла, целями и временем их изучения, характером познавательной деятельности учащихся, типами и видами деятельности старшеклассников, направленными на освоение мировоззренческого содержания естественно-научных предметов. Так, рассмотрена таксономия мировоззренческих целей обучения и интегрированы две группы целей - на макроуровне /учитывающие общественно-историческую и социокультурную ситуацию в стране /и на микроуровне /конкретизирующие мировоззренческие цели отдельные предметов/.

Доказано положительное влияние на мировоззренческие характеристики старшеклассников внутрипредметной интеграции. Проверена и доказана положительная роль межпредметной интеграции. Исследование позволяет утверждать, что наиболее эффективным оказывается сочетание внутрипредметной и межпредметной интеграции формирование мировоззренческих ценностей учащихся. Внутрипредметную интеграцию мы использовали для "спрессовывания" материала в укрупнённые единицы. А межпредметную -для сближения отдельных предметов. При этом под внутрипредметной интеграцией мы понимаем вычленение наиболее сущностных идей, понятий конкретного предмета и укрупнение их в отдельные системы. А под межпредметными связями мы понимаем систему, целостность, которая отражает всеобщий принцип системности; интеграцию в обучении, которая позволяет вычленить главные элементы в отдельных предметах и объединить их. Эксперимент позволил определить важнейшие пути межпредметных связей, среди которых:

- поиск единых для разных учебных дисциплин понятий, идей, законов в обучении естественно-научным дисциплинам;

- поиск аналогий, требовавших установления общих проблем в тех или иных учебных дисциплинах;

- вычленение знаний, имеющих важное значение для практики в будущей профессии выпускников;

- рассмотрение новых проблем под углом зрения имеющихся у учащихся разнообразных знаний и др.

Разработана и предлагается к использованию модель интегрированного обучения в многопрофильном учебном заведении «школа-колледж-вуз», основу которой составляют поле целеполагания, содержательное и технологическое поле, критерии мировоззренческой подготовки старшеклассников.

Индивидуальный подход исследован нами как важнейший принцип, согласно которому должны расширяться потенциальные возможности ученика до мировоззренческих требований на основе знания его черт личности условий жизнедеятельности. Эти две стороны взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии.

Нами в процессе эксперимента выделены различные виды индивидуализации /независимое обучение, само управляемое обучение, модульное, программированное обучение, разных типов, вариативное обучение/, отдельные из которых использовались в опытно-экспериментальной работе /например, вариативные творческие задания/. Доказана эффективность и других способов, форм, методов, средств, стимулов, этапов, технологий мировоззренческой подготовки старшеклассников.

Уточнены и проанализированы важнейшие принципы этнорегиональ-нои мировоззренческой подготовки старшеклассников. Мы вслед за исследо вателями /Арабов И.А., Макаев В.В./ опирались в своей работе на принципы толерантности, связи обучения и воспитания с национальными и культурными традициями народов, единства федерального общероссийского и республиканского пространства, гуманистического характера образования возрождения и развития, коренных народов тех или иных республик и др.

Опытно-экспериментальная работа позволила определить важнейшие условия этнорегиональной мировоззренческой подготовки учащихся, среди которых: необходимость включения по возможности в каждую тему естественно-научных дисциплин этнорегионального материала, привлечение разносторонних практических заданий и упражнений, опора на личный опыт старшеклассников в этнорегиональной мировоззренческой подготовке, опора обучения на традиции народов, населяющих Карачаево-Черкесию, включение фольклора в содержание учебных предметов возрастных особенностей учащихся, включение произведений местных художников, поэтов, писателей в содержание обучения, использование как традиционных так и инновационных методов обучения. Так, в процессе эксперимента, широко применялись словесные методы обучения /беседы, рассказы, лекции, дискуссии/, которые широко представлены в работе, методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности школьников дидактические игры /ролевые, деловые, драматизации/, метода оценки знаний и др. Среди инновационных методов, использованных в опытно-экспериментальной работе, мы бы назвали проективные методики, метод синектики, диалога., конкурсы "Генераторы идей", заочные "круглые столы" с этнорегиональной тематикой, заочные путешествия во время занятий "Моя Карачаево-Черкесия", заседания и конфе ренции научных обществ учащихся экологические эстафеты и др. /Ю.с.145, 151-153/

Нами также разработан и предлагается к использованию факультатив "Экология и система этнопедагогических знаний в Карачаево-Черкесии", тематика которого поможет учителям в формировании этнорегиональной мировоззренческой подготовке старшеклассников.

В главе представлены заключительные итоги в таблицах, свидетельствующие о том, что работа, построенная по нашей технологии, опирающаяся на интегративный, индивидуальный, этнорегиональный подходы, на использовании разнообразных традиционных и инновационных методов и форм обучения даёт значительный рост мировоззренческих ценностей у учащихся.

Поэтому мы можем утверждать, что наша гипотеза в основном подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, для подтверждения выдвинутой гипотезы мы провели анализ мировоззренческих ценностей в истории отечественной педагогики. Анализ показал, что на их становление большое влияние сказали взгляды европейских педагогов, философов, социологов. Эта проблема всегда имела важное государственное, социально-экономическое и педагогическое значение, поскольку позволяла осмысливать цели образования, видеть практическую пользу изучаемых в школе наук, популяризировать идеи гуманизма и добрых нравов и доказывать, что для благополучия любого человека необходимо познание самого себя, интегрирование воздействий воспитания и среди, учёт природных особенностей. Многие из учёных XIX-XX века считали, что цель истинного воспитания - содействие формированию личности, её своеобразия и самобытности, основанное на национальном воспитании, "любви к человечеству", целостности.

К началу XX века сформировались в русле проблемы связи педагогики и философии целый ряд направлений: естественно-научное /так называемые опытники, которые исходили из руссоистско-толстовского понимания человека как носителя "изнутриразворачивающихся" спонтанных сущностных сил/, антропологическое /они признавали генетические возможности ребёнка но настаивали на первичности решения социальных задач в его формирования; теологическое /провозгласило базой воспитания учение о человеке как об образе Божьем/; коммунистическая педагогика понимала человека как совокупность общественных отношении.

Советский период развития проблемы характеризовался исканиями нового педагогического мировоззрения, новых ценностей в образовании. Многие исследователи этого периода были противниками религиозно-мистических выводов, крайнего индивидуализма, оторванности от окружающей действительности. Анализ работ Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, Г.В.Плеханова, В.И.Ленина, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского показал, что в основе их взглядов находилось убеждение в том, что именно коммунистическая мораль объединяет в себе самые высокие человеческие ценности. Школа, по их мнению, должна научить уважать своеобразие каждого человека, его индивидуальность, чувствовать и мыслить социально, в конечном итоге - стать прообразом социалистических отношений и мировоззрения.

Анализ работ В.Г.Белинского, И.И.Бецкого, В.П.Вахтерова, К.П.Вентцеля, А.И. Герцена, Н.А.Добролюбова, В.З.Зеньковского, В.Ф.Ильимского, М.В.Ломоносова, К.Д.Ушинского, И.Т.Посошкова, В.Ф.Одоевского, Н.О.Лосского представителей социалистической и коммунистической педагогики и др. позволил нам выделить те мировоззренческие ценности, которые имеют не только исторические, но и современное значение.

Для современного развития общества и педагогики России имеют огромное значение выводы о направлениях такого типа воспитания, которое должно противостоять официальной педагогической политике, нивелирующей своеобразие и самобытность личности ребенка; о свободе в воспитании, о важности формирования в сознании детей истинных этических и патриотических ценностей; о человеке как части природы. Близкими современной педагогике оказались идеи индивидуального и эвристического подхода к ребёнку, целостности его личности, гармонии общества, природы и человека, а также идеи национального воспитания, ненасилия, недопустимости подавления личности ребёнка. Образовательные ценности рассматриваются в настоящее время в русле педагогической аксиологии как идеальные образцы и ориентиры деятельности личности и общества. Педагогика использует общечеловеческие, групповые и личностные ценности. Под мировоззрением мы понимаем целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Такое определение отражает общественную сторону и характер мировоззрения, современные тенденции развития нашего общества, тесно связывает свое содержание с ценностями. Мировоззренческие ценности есть совокупность философских и социальных идей, представлений, норм, правил, традиций, принципов, которые проявляются в общественном сознании и регламентируют деятельность общества, как в сфере образования, так и в других сферах.

Мы представили в исследовании многообразные классификации ценностей и ценностных ориентации:

- по объекту усвоения /материальные и духовно-нравственные/;

- по уровню обобщённости /конкретные и абстрактные/;

- по способу воздействия /ситуативные, постоянные, стойкие/;

- по роли в деятельности человека /терминальные, инструментальные/;

- по приоритетности характера образования /традиционные, инновационные/;

- по фундаментальности, основополагающие или мировоззренческие мораль, демократия, свобода, рынок к др./ и, дополнительные - по содержанию деятельности /познавательные, предметно - преобразующие, научные, эстетические, творческие, репродуктивные/;

- по отраслям знаний (философские, педагогические, экологические, гуманитарные, естественнонаучные, антропологические, и др./;

- по цели усвоения /эгоистические, альтруистические/;

- по принадлежности /личностные, групповые, коллективные, общественные, общечеловеческие, этнические/;

- по этнорегиональным особенностям /знания, поведенческие особенности, эмоции, мотивация/ и др.

Мы использовали перечисленные классификации в своем исследовании; но в то же время определяли, какие мировоззренческие ценности оказываются наиболее приоритетными для современных старшеклассников, для чего в процессе опытно-экспериментальной работы определялся рейтинг мировоззренческих ценностей. Среди наиболее предпочтительных ориентаций учащиеся назвали интегративные ценности, носящие индивидуально-личностный характер обучения, а также этнорегиональные ценности.

Тем самым была решена первая задача нашего исследования. В этой же, 1-й главе мы представили результаты экспериментального исследования по определению уровня мировоззренческой подготовки школьников, обучающихся в системе "школа-колледж-вуз". Для этого были разработаны критерии: интеллектуально-познавательный, эмоционально-мотивационный и поведенческий. Выделенные критерии позволили определить уровень мировоззренческий ценностей учащихся и сделать вывод об их низком состоянии.

У многих школьников, не сформировано теоретическое мышление, они не проявляют интереса к деятельности по освоению мировоззренческих ценностей, активность учащихся, их самостоятельность в этой работе также совершенно недостаточны.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ляу, Маржанат Мухамедовна, 2003 год

1. Айбазова М.Ю. Мир красоты и воспитание эстетической культуры в народной педагогике Карачая. Пятигорск: 1999, 200 с.

2. Айбазова М.Ю. Проблема эстетического воспитания в народной педагогике Карачая. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Майкоп: 1997, 22 с.

3. Айрапетова В.В. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии философа Н.О.Лосского. Автореф.-дисс. канд. пед. наук.-2000.- Пятигорск; 2000, 22 с.

4. Алексеев М.Н, Огурцов Н.Г., Проблема формирования коммунистического мировоззрения Минск: 1975, 208 с.

5. Арабов И.А. Этническая культура и поликультурное образование. /Проблемы развития образования на Северном Кавказе.-Пятигорск:/ 1998, 113 с.

6. Арабов И.А.Пучкина Г.Ю.Этнопедагогика Карачаевск:1999. 208 с.

7. Асмолов А.Г. Психология личности. -М.:1990 .280 с.

8. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний М.: 1977. 336 с.

9. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г.,Добролюбов Н.А. О детской литературе М.: 1983. 360 с.

10. З.Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. /О нём/. Пед.сл. Т.1. Под ред. И.А. Каирова М.,:1960 .486 с.

11. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. Лекции по педагогической антропологии и философии M.:I998. 116 с.

12. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте М 1*968. 464 с.

13. Боташева Х.Х. Преемственность этнорегиональных традиций межличностных отношений в педагогике карачаевского народа. Авто реф. дисс. канд. пед. наук. Карачаевск: 2000. 26 с. *

14. БСЭ. Статья "Мировоззрение". T.I6.-M.:" 1974., 320 с.

15. Буланова М.В., Духавнеева А.В., Кукушин B.C., Сучков Г.В. Педагогические технологии. Под ред. В.С.Кукушина. Р.-на- Д., 2002.

16. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. Изб. пед. соч. -М. Педагогика. 1987.428 с.

17. Вахтеров В.П. Мир в рассказах детей. Изб. пед. соч. -М.:Педаго~ гика, 1987.428 с.

18. Введение в этническую психологию. /Под ред. Ю.П.Платонова С-П-б.: 1995. 220 с.

19. Веников З.А., Шнейберг Я.А. Мировоззренческие и воспитательные аспекты преподавания технических дисциплин М.:" 1984. 112 с.

20. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. M.T.I-2, 1911.

21. Вербицкий А.А. Психологические основы контекстного: обучения в высшей школе, дисс докт. пед. наук.- М. 1991. 51 с.

22. Ветвицкая С.М. Сравнительное исследование структур интегральной индивидуальности городских и сельских школьников различных этническихгрупп. Автореф.дисс. канд. псих. наук.-Ставр.: 2001.21 с.«

23. Ветров Ю.П. Проблема человечества и человека в педагогике.// Материалы межрегион, научно-практ. конфер. "Развитие личности как стратегия гуманизации, образования Ставр.:2002. 468 с.

24. Вишневская Г. 10. Реализация межпредметннх связей в учебном процессе общеобразовательной школы и негуманитарного вуза. Автореф. дисс.канд. пед. наук,- Карачаевск: 2002. 23 с.

25. Власов B.J1. Воспитание прекрасного в человеке. ~Пятигорск:2000. 166 с

26. Водовозов В.И. изб. пед. сочинения. -М.: 1986. 298.

27. Волоскова Н.Н. Варианты аномальной конституционально-типологической изменчивости личности, детерминированной органической недостаточностью мозга у современных подростков. Автореф. дисс. докт. психол. наук.-Ставрополъ;2001. 44 с.

28. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: 2000. 176 с

29. Вопросы методологии и методики формирования формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. Челябинск: 1988.82с.

30. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций М: 1972.512с

31. Гаджаева У.Б, Педагогические условия социализации дошкольников в среднем возрасте. Дисс. канд. пед. наук, Махачкала: 2002 .160 с

32. Гельвеций К.А. /О нем/. Пед. сл. М: I960.T.I,-230 с.

33. Генике Е.А. Специфика квалиметрии в условиях индивидуализации обучения студентов в педвузах //Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Кн.П, часть 3.- М.: 1998. 160 с.

34. Герцен A.M. Письма об изучении природы// О воспитании и образовании -М.: 1990 220 с.

35. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: 2002. 512

36. Гнучев В.Ф. Динамика личностных психотипов в условиях хронического социального стресса. Автореф. дисс., канд.псих наук Ставрополь: 2001. 23 с.

37. Городинский А. Системная педагогика. М.;2002. 250 с.

38. Гранкин А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в РОССИИ.-Пятигорск: 2003. 450 с.

39. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения М.: 1986. 240 с.

40. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум 2001 94 с.

41. Десфонтейнес Д.Г. Ценностные ориентации на различных этапахразвития личности. Дисс. канд. псих, наук -С-п-Б.: 1995.

42. Деркачёв И.П. Добрая встреча с Ушинским /Новорос. телеграф. 1871 №11.

43. Джанибекова Э.Х. Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагического наследия П.Ф.Каптерева. / Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Карачаевск: 1999. 22 с.

44. Джантотаева М.Э. Влияние этнорегиональных знаний на эстетическоевоспитание школьников. /Диссертация, канд. пед. наук,- Карачаевск:-2000., 209 с.

45. Джашакуев В.М. Формирование у старшеклассников этнических ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин. Автореф. дисс. канд. пед. наук., Карачаевск, 2002. 22 с.

46. Днепров О.Д. Модернизация образования — общенациональная задача. /Первое сентября. №58, 25 августа,2001.

47. Добролюбов П.А. О значении авторитета в воспитании. Изб. пед. соч. 1986.240с.Щ

48. Дьяченко З.К.Сотрудничество в обучении о коллективном способе обучения. М.: Просвещение. 1991.

49. Ильина Т.А. Педагогика М:1984. 495 с.

50. Исаев JI.H., Ушинский основатель русской дидактической иметодической школы. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Пятигорск 2001.: 28 с.

51. Каган М.О. Философская теория. Гл.11 Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики. // Сов. пед-ка. 1981.№ 10, с. 56-63.,

52. Каптерев П.Ф. Образовательный процесс. Изб. пед. произв.- М.: 1982. 680 с.

53. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и её основные периоды. //Педагогика. 1992.-№5-4. с. 69-74.

54. Карабашева Р.Б, Национально-региональный компонент как средствоактивизации учебного процесса. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Карачаевск:2002. 22 с.

55. Карандашев В.Н., Дмитрук С.В. Методика Ш.Шварца по изучению ценностных ориентации личности Вологда: 2002. 22 с.

56. Киреевский И. В. Соч. в 2х томах,. M.:'I86I.

57. Кириченко П.С. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках технологии. Автореф. дисс. канд. пед. наук. 2002. 21 с.

58. Ковалёв А.Г. Личность и её направленность.- М.:1966. 420 с„

59. Ковалёва О.И. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс.педаг. наук.-Ставр.,г 2002. 22 с.

60. Коротов В.М. Педагогическая технология гуманистического воспитания. -Соликамск: 1996. 78 с.

61. Койчуева А.С. Формирование ценностных ориентации старшеклассников в национальной школе. Автореф. дисс, канд. пед. наук. Карачаевск: 2000, 23 с.

62. Коржакова Р.В. Формирование научных понятий у старшеклассников в обучении Челябинск: 1984.91.

63. Кочисов В.К. О гуманистических основах культуры осетин. //Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире -Карачаевск: 1998 с.92-93

64. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века М.: 1972.

65. Крупская Н.К. Избранные произведения, М, 1988.490 с.

66. Крупская Н.К. Пед. соч. в 6 томах. М.: 1979.

67. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Р-на-Д. 444 с.

68. Кукушин З.С., Сучков Г.З. Педагогические технологии. Р-на-Д. 2002. 320 с.

69. Куликовская Н.Э. Развитие мировоззрения личности на принципах гуманистического образованияУ/Материалы межрегиональной конференции "Развитие личности как стратегия гуманизации образования" -Ставрополь 2002.468 с.

70. Купцов В. В. Мировоззрение. /Российская пед. энциклопедия.- М.1993. 608 с.

71. Курданова Х.М. Индивидуализация обучения как средство активизации учебного процесса в педагогическом колледже. Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Карачаевск: 2002,26 с.

72. Лавринец К.Ю. Стимулы формирования ценностных ориентаций у подростков детского дома. Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск: 2003.179.

73. Лайпанова О.И. Самостоятельная работа как средство формирования творческой активности личности будущего психолога. Автореф. дисс. канд. пед. наук Карачаевск: 2002. 22 с

74. Латышина Д.И. История педагогики М.: 2001, 606 с

75. Ленин В.И. Задачи Союзов молодёжи. /Хрест. по педагогике.-М, г сост. Полянский С.Н.-М.: 1972. 512 с.

76. Ленин В.И. О политехническом обучении. Заметки на тезисы Надежда Константиновны./Хрест. по педагогике. Сост. Полянский С.Н. -М.1972. 512 с.

77. Леевик Г.Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентации личности. -М.: Общество "Знание РСФСР". 1990.

78. Левитов П.Д. Психология характера -М.: 1963. 480 с.

79. Лепшокова С.М. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей старшеклассников в социокультурной среде. Автореф. дисс. канд. пед. наук Карачаевск: 2003 22 с

80. Лернер К.Я. Процесс формирования коммунистического мировоззреиия,-М., 1974.

81. Лихачёв Е.Т. Педагогика М.: 1996., 632 с.

82. Лихачёв Б.Т.Философия воспитания. -М.1996. 620 с.

83. Лесгафт П.Ф. Изб. пед. соч. -М.: 1988. 280 с.

84. Ложникова Т.В. Формирование готовности студентов педагогического вуза к реализации социокультурной функции обучения. Автореф. канд. пед. наук Карачаевск: 2000. 17 с.

85. Ломоносов М.В. Изб. произведения.-М. 1990

86. Ломоносов М.В.П. с.с. М:1957. Т.7. 121 с.

87. Луначарский А.В. Воспитательные задачи советской школы. Хрестоматия по педагогике.-М.: 1972. 512 с.

88. Ляхов А.З. Г.В.Плеханов об эстетике и эстетическом воспитании личности.// Идеи 1уманистической педагогики. Пятигорск: 1993. ЮО.Макаев В.В. История педагогики и образования Пятигорск 2001. 125

89. Макаев В.В. Педагогика. Экспериментальное учебное пособие. Часть. II. -Пятигорск: 1992.156 с

90. Макаренко А.С. О воспитании. -М. :1988. 286 с.

91. ЮЗ.Мальковская Т.Н. Ценностные ориентации и развитие самосознания старших школьников. //Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -ЛГПИ.:1976. 220.

92. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте М. : 1983.-96 с.

93. Минайло И.Н. Непрерывная подготовка сопиального педагога в системе "колледж-вуз". Автореф. дисс.канд. пед. наук.-Ставрополь: 2003. 23 с.

94. Моносзон Э.И, Правдина Р.А., Рогова P.M. /Под ред./- Формирование научного мировоззрения М.: 1985 /220 с.

95. Моносзон Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников М.: 1983. 204 с.

96. Москвин 0.3. Системный подход при сформировании у учащихся физических понятий: 1987. 97 с.

97. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. 1976: 150 с.4

98. НО.Мунгиев А.К.-С. Педагогические условия формирования и реализации творческих умений будущего учителя. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Карачаевск: 187 с.

99. Набат Э.Н. Педагогические условия преодоления тревожности как фактор развития личности студента-практиканта. Автореферат канд. пед. наук. Карачаевск: 2002.22;.

100. Налбадьян М.А. Педагогические условия социально-эстетического воспитания средствами искусства Ставрополь: 26 с.

101. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. //Педагогика. 1998. №4,-С.5-6.

102. Н.Никандров А.Д. Ценности как основа социализации и воспитания //Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий -М.: 2000. с. 1533

103. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: 1986.798 с. 116.0лиференко Л.Я., Шульга Т.К., Дементьева И.Ф. Социально-педагогический опыт в воспитании человека.

104. Одоевский В.Ф. Изб. пед. соч. М.1955.

105. Панченко З.Г, Бирич И. А. Мировоззренческие основы гуманной педагогики в России М.: 1999.110 с.

106. Педагогика. Под ред. Бабанского Ю.К. и др. М.:1978. 430 с.

107. Педагогика. Под ред. Баранова и др. М.:197б. 335 с.121 .Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./Под ред. С.А.Смирнова М.: 1998. 512 с.

108. Педагогический словарь Под ред. И.А.Каирова.Том 2.-М.-1960. 767 с.

109. Пидкасистый П. И. Педагогика. М.: 1996. 602 с.

110. Пинкевич А.В. Советская педагогика за 10 лет Л917 -1927/ М.:1927 52'с.

111. Пистрак М.М. Насущные проблемы современной советской школы. .М.:1925.

112. Платонов К.К. Структура и развитие личности -М: 1986.

113. Плеханов Г.В Искусство и лигература.-М.: 1948.186 с.

114. Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. М.: 1958.Т.2. 108 с.

115. Подласый И.П. Педагогика М.: 1996. 632 с.

116. Попов 3.В.Технология и творчество.//Народное образование. 1995. №6, С.28-30.

117. Попова И.О. Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов. Автореф. дисс. канд. дисс.- Ставр. г2001. 26 с.

118. Посошков И.Т. Завещание отеческое сыну своему. Цит., по Каптереву В.Ф. /64/.

119. Пригожий А.И, Нововведения. Стимулы и препятствия -М.:1989,160с

120. Психологический словарь М.:1983. 448 с.

121. Ракитов A.M. Философские проблемы науки.: системный подход. М.: 1977.51 с.

122. Розов Н.С. Философия образования в России: опасности становления и перспективы.//Альма Матер, 1993, №1. с.21.

123. Российская педагогическая энциклопедия. /Гл.ред. Давыдов В.В. Статьи: Н.Л.Бунаков, В.Г.Белинский, В.И.Буслаев, Н.И.Ильминский, В.И Водовозов, П.Ф.Каптерев, А.В.Луначарский, М,В.Ломоносов/. -М.:1993

124. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 1989.

125. Русский космизм. Антология философской мысли Д. :1999. 400 с.

126. Семёнов К.Б. Этнопедагогика горской семьи. Автореф. дисс. докт. пед. наук.

127. Сиволобова К.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе русских исторических традиций. Автореф. дисс. канд. пед. наук, Ставр.: 2003. 22 с.

128. Ситаров В.А. Дидактика. М. 2002, 366 с.

129. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.З., Шияноз Е.Н. Педагогика М.: 1998.512 с.

130. Сластёнин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию -М.:2000.188 с.

131. Словарь иностранных слов. Гос. изд. иностранных и национальных словарей. М.: 1995. 687 с.

132. Сорокин П.А. Главные тенденции наших времен. М :1993.//Цит. но «Квалиметрии человека и образования: методология и практика». -М.:1998 198.

133. Степашко JI.B. Философия и история образования -М.- 1999.

134. Стефаненко З.Г. Этнопсихология.-М. :1999. 320 с.

135. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы .-С-п-Б 1898

136. Супрунова JI.JI. Задачи и основные направления поликультурного образования в общеобразовательной школе РФ. /Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире. -Карачаевск : 1998. 113 с.

137. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива.- М.: 1975. 240 с.

138. Талызина Н.Ф. Как управлять процессом усвоения знаний. //Сов. педагогика. 1983.-№3.

139. Тарабанская Ё.В. Развитие образования татар, калмыков, казахов в Астраханской губернии в XIX- начале- IX века. Автореф. дисс. канд. пед. наук. 2001. 23 с.

140. Ратищев З.Н. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ. /Цит. по Каптереву П.Ф. 1Ю4/

141. Тарасова С.И. Формирование готовности будущего педагога кисследовательской деятельности. Автореф. канд. пед. наук. -Ставрополь: 2001,22 с.

142. Б.М.Теплов. Психологические взгляды В.Г.Белинского. //Сов. Педагогика, 1948. №5.

143. Терещенко Э.В. Психологическая оценка влияния эколого-химических факторов на личностно-характерологические особенности подростка. Автореф. дисс. канд. психол. наук.-Ставр.: 2002. 21 с.

144. Толстой J1.H. Детство. Отрочество. Юность. /П.с.с. T.l.-M. 1955, 330 с.

145. Толстой JI.H. О народном воспитании. Пед. соч. 2-е изд. T.I. 1953. 420 с.

146. Толстой J1.H., 0 методах изучения грамоте. Пед. соч. 2-е изд. T.I. 1953.420 с.

147. Трайтак Д.И. Основы для формирования интереса к ботанике. Автореф. дисс .канд. пед. наук. 1969. 24 с.

148. Тугуз Н.О. История и современные тенденции коллективного воспитания в адыгской народной педагогике -Карачаевск 2003. 22 с.

149. Философский энциклопедический словарь.- М.:1983. 840 с. /Статьи "Личность", "Ценностей теория", "Ценностные ориентации", "Ценности."/

150. Хамукова Б.Х. Теория и практика интегративного подхода к реализации познавательно-воспитательных задач в национальной начальной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. 2002. 31 с.

151. Хачирова З.К. Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа. Автореф., дисс. канд. пед. наук.- Карачаевск: 2002, 17 с.

152. Хачирова И.Х. Педагогические условия стимулирования самостоятельной работы студентов. Дисс. канд. пед. наук. -Ставр. 2001, 179 с

153. Чотчаева А.А. Технологии использования народных традиций^ на факультативных занятиях в начальных классах. Диссертация канд. пед. наук -Карачаевск : 2000. 168 с.

154. Шадриков В. Д. О задачах педагогики, обращенной к ребёнку.// Проблемы психологии образования М.: 1994. 124 с.

155. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. -М.: 1993.-220 с.

156. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.-М,: 1980.190 с.

157. Шаров Ю.В. Связь духовных потребностей и интересов //Сов. пед. 1966. №12.

158. Шаповалов М,В. Ценностные параметры гуманистического начального профессионального образования. //Материалы межрегиональной научно-практической конференции "Развитие личности как стратегия гуманизация образования Ставр.:2002.468 с.

159. Шацкий С.Т. Изб. пед. соч. в 2-х томах. Т.1 М. 1980. 117 с»

160. Шевченко С.Д. Школьный урок. Как научить каждого? — М. Просвещение. 1991. 250 с.

161. Шиянов Е.Н. Гуманизация как глобальная тенденция развития современного образования.//Материалы межрегиональной научно-практической конференции "Развитие личности как стратегия гуманизации образования".-Ставр. 2002. 468 с.

162. Шиянов Е.К., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Р.-на-Д.: 1995. 311 с.

163. Шкуропатова О.М. Развитие методологической культуры учителя в практике работы современной школы. Автореф. дисс. канд. пед. наук -Карачаевск: 2003. 24 с.

164. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. М.: 1989

165. Щукина Г.И. Методологические проблемы эффективности дидактических исследований. //Сов. педагогика. 1985, №12.

166. Щукина Г.И. От общей теории развития человека к формированию личности школьника в процессе обучения.//Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.- JL, 1984. 220 с.

167. Эйнштейн. А.Физика и реальность. -М.:19б5. 9 с.

168. Энеева Я.А. Формирование нравственности у подростков национальной культуротворческой школы. Автореф. дисс. канд. пед. паук.-Пятигорск: 2000. 20 с.л

169. Янг Р.Б. Академические ценности и служебные конфликты. // Высшее образование в Европе. Том 8. М. 1993, с.24-25.

170. Яковлев В.А. Теория и практика инновационной подготовки учителя в системе высшего педагогического образования. Диссертация докт. пед. наук.-Майкоп: 2000. 359 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.