Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Пиликина, Надежда Николаевна

  • Пиликина, Надежда Николаевна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 167
Пиликина, Надежда Николаевна. Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2004. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Пиликина, Надежда Николаевна

Введение

Глава 7. Состояние вопроса

1.1. Существующие подходы и опенки исследования домовой резьбы

1.2. Технология художественной деревообработки.

1.3. Формообразование и технологичность изделия

1.4. Пель и задачи исследования.

Глава 2,. Л/етодология проведения экспериментальных исследований

2.1. Методика исследовательских работ (план).

2.2. Результаты исследований форм конструктивно-декоративных деталей

2.3. Определение параметров экспериментальной формы

2.4. Организация технической части эксперимента

Глава 3. Физико-механические свойства и природные качества древесины сосны, их использование в домовой резьбе

3.1. Анализ свойств древесины сосны

3.2. Методы ручной работы выполнения художественной резьбы по дереву

3.3. Композиционные приемы формирования резного декора

3.4. Условия конструирования формы изделия из древесины

Глава 4. Современные технологии художественной обработки дерева и производство элементов и деталей домовой резьбы

4.1. Требования к производству деталей домовой резьбы

4.2. Условия, определяющие процесс выполнения работ

43. Особенности машинной обработки крупных деталей резного декора.

Глава 5. Выбор рациональных соотношений художественных и технологических параметров

5.1. Комплексность решения как результат преобразования материала в изделие

5.2. Опенка полученных зависимостей

Глава б. Обсуждение и рекомендации по использованию результатов исследования

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы»

Среди многочисленных мастеров по художественной обработке материалов на Русском Севере особо отличались мастера по обработке дерева. Все северные селения по преимуществу были деревянные. Дух соперничества в новшествах и красоте своих построек никогда не оставлял северян и подвигал их на замечательные дела. Опыт деревообработки, накопленный ими за многие века в настоящее время переосмысляется, обобщается и адаптируется в современных условиях.

Пристальный анализ различных источников показывает, что множество рассматриваемых вопросов в системе технологии художественной деревообработки принадлежит как науке, так и области практического действия. Рационалистическая установка на создание информационно-стерильного окружения техномира теперь уже не кажется естественной. Стало набирать силу движение сделать окружающий мир, живым, говорящим, многоаспектным. За последнее десятилетие в науке и практике отчетливо проявился интерес к технологиям художественной обработки материалов, как в целом, так и по отдельным направлениям, в частности, по художественной деревообработке. Однако сколь бы парадоксальным это ни показалось, но до настоящего времени нет еще полного и обстоятельного представления о том, какое место технологии художественной обработки занимают в общей системе обработки древесины. Это связано с тем, что постоянно меняются взгляды на свойства тех или иных материалов. С осознанием общественной значимости освоения эстетических особенностей и природных качеств материала появилась острая необходимость внедрения технологий художественной деревообработки на современной промышленной основе, а также необходимость осмысления научной и практической деятельности в данном направлении.

Проблемы художественной деревообработки на промышленной основе мало исследованны и весьма не просты из-за анизотропности древесины и ее влияния на психофизиологию человека. Традиционно она была связана с плотницкими и столярно-резчицкими работами. Технология художественной деревообработки имеет много оснований для ее исследования. В первую очередь сказывается недостаточная разработанность методологии изучения данного вопроса. В основном его рассматривают с позиций ручного труда. Во-вторых, требуется углубление знаний о взаимовлиянии в системе "материал - форма-технология", о соотношении машинного и ручного труда в технологии художественной деревообработки. В-третьих, вопросы данной технологии на промышленном уровне разработаны недостаточно и производители художественно-промышленных изделий из древесины испытывают острую необходимость в таких разработках.

Трудность исследования проблемы заключается еще и в том, что вопрос тяготеет как к сфере материальной так и духовной культуры, и это требует целостного взгляда на проблему, а соответственно, подхода с позиций эстетики созидания. Стремление выразить тектоническую красоту дерева как материала в системе формообразования приводит к созданию конструктивно-объемной пластики и пластики рельефа на деревянной поверхности. Эта возможность реализуется при наличии благоприятных условий, в том числе при обилии и доступности древесины как материала, богатства и разнообразия веками действующей северной традиции художественной обработки деревянных объемов и поверхностей. Очевидная устремленность архитектуры к красоте при этом не проявлялась в ущерб утилитарной полезности. Мастера плотники, столяры-резчики были ограничены законами тектонических возможностей материала, традициями, в которых они могли создавать нечто свое. Тем не менее, эти ограничения не мешали им делать выбор, основанный на знании и понимании устоев и правил, на знании и понимании свойств материала, приемов и способов работы с ним, проявлять при этом технологическое "чутье" и эстетический вкус.

Актуальность исследования заключается в том, что за последние годы вновь повысился интерес к строительству деревянных домов, к оригинальному внешнему их убранству, в частности к домовой резьбе. Проблеме машинного производства конструктивно-декоративных деталей домовой резьбы не уделяется должного внимания, хотя в них есть немалая потребность. В этих условиях для максимальной рентабельности производства таких изделий время на освоение технологического процесса должно быть наикратчайшим, а качество их - наилучшим. При этом современный дизайн изделий предполагает оправданный компромисс между технологией, эстетикой и экономикой.

Параметры формирования деталей домовой резьбы, т.е. деталей крупной пластики из древесины в технологических исследованиях рассматриваются недостаточно. Следовательно, изучение получения крупных деталей резного декора и оценка их технологичности важны для реализации организационных проектов и технологий художественной деревообработки на уровне современного производства. В этой связи, оказываются важными как существующие наработки, так и технологические инновации.

Поиск эффективных методов и обоснование новых представлений в системе технологии художественной обработки дерева с учетом традиций деревообработки на Русском Севере является весьма актуальной проблемой и сопрягается с современными способами решения задач созидательной деятельности.

Цель исследования - разработка эффективного соотношения художественности и технологичности в формировании крупных деталей резного декора на примере домовой резьбы в деревянном зодчестве Русского Севера.

Основные задачи —

1. - На основе анализа специальной литературы, рисунков, чертежей, технологических карт и реальных образцов северной домовой резьбы, выявить и установить размерные показатели геометрии форм и закономерности обработки деталей резного декора;

2.- Составить классификацию деталей северной домовой резьбы по характеру форм;

3.- Обосновать использование конструктивных свойств древесины сосны в деталях резного декора;

4 - Проанализировать методы получения конструктивно-декоративных деталей домовой резьбы на основе прогрессивных технологий;

5.-Разработать методику выбора рационального соотношения художественности и технологичности деталей домовой резьбы, приняв за основу базовые изделия.

Научная новизна исследования заключается в том, что: обосновано рациональное использование свойств древесины сосны и прогрессивных способов ее обработки при получении крупных деталей декора домовой резьбы; установлена взаимосвязь и соотношение основных параметров формирования декоративно-конструктивных деталей домовой резьбы;

- систематизированы и определены особенности видов художественной резьбы по дереву и на этой основе разработаны требования к современному производству деталей резного декора фасадов деревянных зданий.

- даны методы определения технологичности изделий художественной деревообработки.

Практическая значимость определяется тем, что:

- обосновано практическое применение древесины сосны в производстве деталей домовой резьбы по методам прогрессивных технологий;

- получены практические подтверждения различных способов изготовления крупных деталей резного декора в условиях производственных мастерских;

- предложен перечень станков и опробированы в практической работе виды станков, дающих возможность получать качественные изделия декоративной пластики крупных размеров.

- выявлена взаимозависимость художественно-технологических фак- торов формирования деталей резного декора.

1. Апробация материалов: результаты исследования докладывались на производственном семинаре, на заседаниях и конференциях кафедры и факультета, проверка результатов осуществлялась на базе кабинетов и лабораторий АГТУ, ПГУ, а также путем внедрения в практику специальных производственных реставрационных и частных мастерских, на предприятии «Беломорские узоры».

Основные положения диссертационного исследования использовались в практике разработки и реализации Программ и методик по подготовке специалистов художественной деревообработки, на областных семинарах производителей и продавцов художественно-промышленных изделий. Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими положениями, применением совокупности взаимодополняющих методов исследования и практической деятельности, соответствующих целям и задачам работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Пиликина, Надежда Николаевна

Выводы:

1 .В результате натурных исследований создана классификация конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы, в основе которой лежит характеристика формы. Благодаря этим исследованиям выявлены и сформулированы требования к производству деталей домовой резьбы.

2. Систематизированы виды и способы художественной резьбы по дереву, согласно чему определены место и особенности каждого вида.

3. Сформулированы и зафиксированы признаки технологичности при формировании конструктивно-декоративных деталей.

4.0пределены возможности получения изделий крупной пластики из древесины сосны на станках по прогрессивной технологии, предложен перечень оборудования.

5.Определены параметры эффективного соотношения художественности и технологичности в получении конструктивно-декоративных деталей домовой резьбы, предложены методы их оценки и на этой основе дана характеристика уровней сложности дизайна изделий, факторов, формирующих их качество.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.

В последние годы происходят немалые изменения в окружающей человека материальной среде. На основании изучения дизайнерами изменений в быту и на производстве, происходящих под влиянием демографических, социальных, научно-технических, эстетических и других факторов устанавливается рациональная номенклатура предметов и объектов, прогнозируется оптимальная организация технологий путем создания соответствующего дизайна предметного и пространственного окружения.

Еще рано говорить о тех изменениях, которые произойдут в будущем в материальной среде, в частности в жилище будущего, но, безусловно, что перспективной тенденцией является создание и разработка технологий повышения качества и неповторимости дизайна фасадов всех видов индивидуальных строений. Для них большое значение имеет умелое выполнение деталей резного декора во внешнем убранстве. Решению этой проблемы, а также решению проблемы подготовки специалистов с новыми технологическими устремлениями способствует данное исследование. л. .

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Пиликина, Надежда Николаевна, 2004 год

1. Абрамов И.А., ПьянковА.И., Тотоев и др. Совершенствование механической обработки осесимметричных изделий из древесины. //Технология художественной обработки материалов. Ж. № 2, 2001.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: 1974

3. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. М.: Легкая индустрия, 1989.

4. Барташевич A.A., Романовский A.M. Художественная обработка дерева. Минск, 2000.

5. Барташевич А.А, Антонов В.П. Технология производства мебели и резьба по дереву. Минск, 2001.

6. Бартенев И.А., Федоров Б.Н. Архитектурные памятники Русского Севера. Л-М.: Искусство. 1968.

7. Бершадский А.Л. Расчет режимов резания древесины. М.: 1967

8. Борисов И.Б. Обработка дерева. М.: 1999.

9. Буглай Б.М., Гончаров H.A. Технология изделий из древесины. М.: Лесная промышленность, 1985.

10. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. М.: 1991.

11. Вольпина В. Материал в структуре художественного произведения. //Декоративное искусство,- № 10.-1984

12. Воронов B.C. Народная резьба. М.: 1933

13. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. //Сб. избранных трудов. М.: Сов. художник. 1972.

14. Габе P.M. Карельское деревянное зодчество. М.: 1941.

15. Габе P.M. Материалы по народному зодчеству западных финнов Ленинградского округа. //В кн.: Западнофинский сборник. T.XHI и ХУ. Л: 1930.

16. Гарин В.А., Михайлов H.A. Технология изделий из древесины. Воронеж: Изд. ВГУ. 1985.

17. Головач В. Что такое дизайн, http://www.lib.deda.ru, 2001

18. Гончаров H.A., Башинский В.И., Буглай Б.М. Технология изделий из древесины. М.: Лесная промышленность. 1990.

19. Грабарь И.Э. Предисловие к книге С.Соколова и И.Томской «Народное искусство Севера России». М.: 1924.

20. Грабарь И.Е. История русского искусства. Т.1 История архитектуры. Спб.: 1910.

21. Гунн Г.П. Каргопольский озерный край. М.: Искусство. 1984.

22. Гунн Г.П. Каргополье Онега. М.: Искусство. 1989.

23. ДЕРЕВО. RU. Ж. № 1-2 2002.

24. Деревянные конструкции и детали. //Под ред. д.т.н., профессора В.М.Хрулева//. М.: Стройиздат. 1983.

25. Джонс Дж.К. Методы проектирования. //Пер с англ., М.: 1986

26. Забелло С.Я., Иванов В.Н. Максимов П.Н. Русское деревянное зодчество. М.: 1942.

27. Забелыпанский Г.Б., Минервин Г.Б. и др. Архитектура и эмоциональный мир человека. М.: Стройиздат. 1985.

28. Зайцев Б.П. Традиции деревянного зодчества. //Архитектура и строительство России. № 3-4, 1995.

29. Званцев М.П. Домовая резьба. М.: Изд. Всерос. Академии архитектуры. 1935.

30. Информационный бюллетень. О научно-техническом сотрудничестве по проблеме «Комплексное использование древесного сырья». Братислава: Гос. НИИ древесины, 1989.

31. Искусство ансамбля. //Составитель и научн. редактор М.А.Некрасова. М.: Изобразительное искусство. 1988.

32. Казаринова В.И. Красота, вкус, экономика. М.: Экономика. 1985.

33. Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве. //Сб. статей, редактор и составитель E.H. Лазарев. Л.: 1973.

34. Клейдин Л.Н. Столярные работы. М.: Вышая школа. 1974.-tu

35. Краткий словарь по эстетике. //Под ред. доктора философских наук проф. М.Ф.Овсянникова. М.: 1983.

36. Кринский В.Ф. и др. Элементы архитектурно-пространственной композиции. М.: Стройиздат.1968

37. Крохин В.А. Происхождение ведущих мотивов резьбы в русском деревянном зодчестве. //В сб. научных трудов «Сохранение памятников деревянного зодчества». М.: 1989.

38. Культура Русского Севера. //Сб. научн. статей, сост. А.Н.Давыдов, А.А.Куратов, редактор член-кор АН СССР К.В.Чистов. JL: Наука. 1988.

39. Лисенко Л.М. Дерево в архитектуре. М.: 1984.

40. Лисенко Л.М. Русское деревянное зодчество. //В сб. Дерево в архитектуре и скульптуре славян. М.: Сов. художник. 1987.

41. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища. Север и Верхнее Поволжье. М.: 1962

42. Материалы тематико-экспозиционных планов Архангельского музея деревянного зодчества и народного искусства. //Архивы музея.

43. Мелехов В.И., Бабич H.A., Корчагов С.А. Качество древесины сосны в культурах. Архангельск, 2003.

44. Методика художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ. 1983.

45. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Страницы истории. Л.: 1981.

46. Михайлов В.Н. Технология деревообрабатывающих производств. М-Л. Гослесбумиздат. 1957.

47. Насиба Сайд. Исследование проблемы взаимосвязи функции и архитектурно-художественной формы. Автореферат. М.: 1996.

48. Ополовников A.B. Русский Север. М.: Искусство. 1977.

49. Ополовников A.B. Русское деревянное зодчество. Гражданское зодчество. М.: Искусство. 1983.

50. Ополовников A.B. Русское деревянное зодчество. Культовое зодчество. М.: Искусство. 1986.

51. Михайлов В.Н. Столярно-механические производства. М.: Гослесбумиздат. 1951.

52. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. Л.: 1972.

53. Орфинский В.П. Природная среда и памятник. //В кн. «Памятники отечества». Кн. 2 М.: Современник. 1975.

54. Орфинский В.П. Логика красоты. Архитектурные новеллы. Петрозаводск. 1982.

55. Основы технической эстетики. Сб. статей, в 1-2, М.: 1968 -70

56. Очерки теории архитектурной композиции. М.: Госстройиздат. 1960

57. Пермиловская А.Б. Декор северного дома: региональные особенности декоративного убранства северного жилища в конце XIX нач. XX в.в. //В сб. «Народная культура Русского Севера». Архангельск. 1997.

58. Пижурин A.A. Современные методы исследования технологическихпроцессов в деревообработке. М.: Лесная промышленность. 1972.

59. Пижурин A.A. Основы процесса точения древесины. М.: Гослесбумиздат. 1963.

60. Пижурин A.A. Оптимизация технологических процессов деревообработки. М.: 1975.

61. Подъяпольский С.С. По Сухоне и Северной Двине. М.: Искусство. 1969.

62. Прохоренко А.И., Денисов П.Н. Русский рубленый дом. Спб.: Китеж 1993.

63. Прохоренко А.И. Архитектура сельского дома. Прошлое и настоящее. М.: 1992.

64. Пулькин В.И. Происхождение красоты. Петрозаводск. Карелия. 1979.

65. Свиткин М.З. Управление качеством продукции в лесной и деревообрабатывающей промышленности. М.: Лесная промышленность. 1987.

66. Соболев H.H. Русская народная резьба по дереву. М JI.: 1934.

67. Степин B.C. Культура. //Вопросы философии, №8, 1999

68. Уголев Б.Н. Древесиноведение с основами лесного товароведения. Изд. Московского государственного университета леса. 2001.

69. Художественное конструирование, проектирование и моделирование промышленных изделий. //Под ред. проф. З.Н.Быкова и проф. Г.Б.Минервина//. М.: 1986

70. Чекалов А.К. Пространство и пластика народного жилища. //В ж. Декоративное искусство № 7, 1963.

71. Чекалов А.К. По реке Кокшеньге. М.: Искусство. 1973.

72. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины. М.: Высшая школа. 1987

73. Черных М.М., Пьянков А.И., Крапивкин В.Я. Перспективы развития технологии художественной обработки древесины //Труды Ш Всероссийской научно-методич. Конференции по спец. 121200// Ижевск, 2000.

74. Шепелев A.M. Декоративная отделка индивидуальных домов. М.: Космос. 1992.

75. Шепелев A.M. Столярные работы в сельском доме. М.: Россельхозиздат. 1987.

76. Янов В.В., Белов A.A. Художественное конструирование мебели. М.: Лесная промышленность. 1971.

77. Rainer K.Wick. Bauhaus-Pödagogik. Köln, 1994.

78. Woodworking news. 2001 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.