Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат философских наук Мезенцев, Евгений Анатольевич

  • Мезенцев, Евгений Анатольевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 165
Мезенцев, Евгений Анатольевич. Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности: дис. кандидат философских наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Барнаул. 2005. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мезенцев, Евгений Анатольевич

Введение

Глава 1 Дятельностный подход к методологии познания сущностных сил человека

1. 1 Понятие сущностных сил человека в социальной философии

1. 2 Деятельностный подход к методологии познания сущностных сил человека

1. 3 Художественно-эстетическая деятельность как универсальная форма проявления сущностных сил человека

1. 4 Резьба по дереву как синтез предметно - практической и духовно-теоретической деятельности.

Глава 2 Резьба по дереву как социально обусловленный синтез предметного и духовного труда

2. 1 Возникновение и развитие резьбы по дереву как опредмеченная история развертывания сущностных сил человека в трудовой жизнедеятельности

2. 2 Особенности предметно-практических начал в резьбе по дереву.

2. 3 Особенности художественно-образных начал в резьбе по дереву

2. 4 Особенности проявления эмоционально-оценочных начал в резьбе по дереву.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности»

Актуальность темы исследования. Жизнь каждого народа во всех ее проявлениях на протяжении всей истории развития наиболее ярко отражается в его искусстве.

В понятие «народное искусство» входят все формы искусства обычного трудового люда: его музыка, танцы, устное поэтическое творчество, лубочные картинки, произведения декоративно-прикладного искусства и архитектуры -все они служат людям в их повседневной жизни, домашнем быту и трудовой жизнедеятельности.

Созданные народом сказки, песни, танцы, произведения декоративно-прикладного искусства и архитектуры раскрывают специфические Ф особенности жизни каждого народа, имеют большой познавательный и художественный интерес, свидетельствуют о созданной им материальной и духовной культуре.

Народная поэзия, музыка, танцы и художественные произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров, оформляющих и составляющих быт, проникнуты своеобразием, свойственным художественному творчеству того или другого этноса. Своеобразие искусства каждого народа определяется социально-экономическими условиями его труда и быта, а также особенностями природных условий в которых он ф живет. Общение между народами и торгово-экономические связи между ними вызывают взаимодействия между художественными культурами разных народов. Однако, несмотря на эти взаимодействия, специфические особенности искусства каждого народа всегда оставались и остаются в силе и отличают его искусство от искусства других народов.

Искусство трудового люда, отражавшее его повседневную жизнь и идеалы, являлось одним из важнейших факторов, влиявших на развитие демократического профессионального искусства. Выдающиеся мастера всех видов искусства всегда исходили в своем творчестве из основ народного искусства.

Художественные произведения, созданные народом для себя по своему вкусу и эстетическим требованиям, выражали демократическую идеологию, в основе которой всегда лежат гуманистические идеалы. В произведениях народного искусства, созданных для себя или своей среды, непосредственно выражались мысли и чувства народа, особенности его быта и природной среды, в которой жил и трудился народ. Именно поэтому произведения народных мастеров, созданные для себя, отличаются особенной непосредственностью и художественной цельностью.

В работах, выполнявшихся на заказ практически для всех слоев общества, находили отражение вкусы заказчиков. Однако ограниченные рамками социального заказа, народные мастера вносили свое отношение к теме и ее выражению.

Все сказанное выше особенно ярко выразилось в творениях декоративно-прикладного искусства и в деревянной архитектуре, имеющих жизненно важное практическое значение. Они служат человеку в своем утилитарном назначении и одновременно художественно оформляют его жилище, домашний быт и всю жизнедеятельность в целом. Поэтому никогда не иссякает интерес к проблеме художественного и эстетического самовыражения человека в самых многочисленных формах художественного творчества масс, к каковой, безусловно, в первую очередь относится художественно-прикладной труд, связанный с использованием дерева и его обработкой, в том числе художественной резьбой по дереву.

Существуют различные подходы к решению данной проблемы, но органического соединения теории и практики, мировоззрения и творчества, особенно в сфере декоративно-прикладного искусства, не найдено.

Все подходы существуют обособленно. Не найден механизм развертывания сущностных сил человека. Недостаточно ясно выглядит переход от утилитарной деятельности к духовной деятельности и особенно к искусству. Нет ясного выражения появления из материальной ценности ценности духовной. Не просматривается связь развития сущностных сил человека в его трудовой жизнедеятельности.

Диссертационное исследование представляет собой поиск моста между эстетическим сознанием и эстетическим творчеством как высшей формой духовного развития людей и материального производства. Это своего рода попытка поиска теории соединения материальной и духовной жизни общества.

Степень разработанности проблемы. Исследования, имеющие отношение к данной проблеме, можно представить по следующим направлениям:

При разработке проблемы категории «сущность человека» использованы исследования: К. Абишева, С. С. Батенина, Г. С. Батищева, Л. П. Балуевой, Б. Г. Григорьяна, А. Г. Мысливченко, В. Е. Давидовича, В. П. Иванова, 3. М. Какабадзе, В. Е. Кемерова, Н. М. Бережного, X. Ф. Сабирова, Г. С. Малыгина, М. С. Кагана, А. А. Брегадзе, В. М. Власовой, И. В. Ватина, П. С. Гуревича и других.

При определении понятия и содержания сущностных сил человека и их классификации, до сих пор носящих дискуссионный характер, мы использовали работы К. Маркса «Об искусстве»[1967], «Сочинения» [1975]; X. Ф. Сабирова «О разработке марксистской концепции сущности и сущностных сил человека» [1974]; Е. А. Железова «Искусство как сущностная сила человека» [1978], «Сущностные силы. К вопросу об актуализации понятия» [1987], «Сущностные силы человека» [1989], Н. И. Шаталовой «Сущностные силы человека. По работам К. Маркса» [1979], Л. Н. Когана «Социальные силы» [1981], В. К. Шановского «Диалектика сущностных сил человека» [1985], Ю. А. Гальских «Человек и его сущностные силы» [1995]; диссертационные исследования А. Г. Волченко «Формирование и развитие сущностных сил нового человека в условия социалистического образа жизни» [1980], О. Л. Краевой «Потребности и способности как сущностные силы человека» [1990].

Проблема опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека освещена в работах Г. С. Батищева «Деятельная сущность человека как философский принцип» [1969] и других.

Проблема сущностных сил и социальной активности анализируется в работах Г. С. Ануфриева «Социальная активность» [1974] и других.

В определении сознания и мышления как сущностных сил человека использовались работы А. Г. Мысливченко «Проблема человека». [1969] и других исследователей.

Касаясь вопроса раскрытия сущностных сил человека в условиях отчуждения труда, мы использовали исследования И. Ф. Баланина «Индивид и личность в обществе отчуждения» [1969], В. Е. Горозии «Отчужденный мир и проблема социализации» [2001] и других.

В раскрытии понятия «деятельность» человека мы опирались на научные исследования этой проблемы в трудах: Г. С. Батищева «Деятельная сущность человека как философский принцип» [1969], Л. П. Буевой «Проблема деятельности личности в марксистской и буржуазной социологии» [1972], «Человек: деятельность и общение» [1978], М. С. Кагана «Человеческая деятельность» [1974], М. С. Кветного «Человеческая деятельность: сущность, структура, типы» [1974], А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» [1977], В. Н. Сагатовского «Деятельность как философская категория» [1978] и многих других научных трудах.

В анализе проблемы определения потребностей человека использованы труды; П. К. Анохина, С. Л. Рубинштейна, А. Г. Здравомыслова, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. В. Маргулиса, Б. М. Теплова, Е. И. Степанова, В. С. Могуна, Е. Г. Куделина, Л. А. Зеленова, И. А. Джидарьяна, И. М. Чудинова, П. В. Симонова, Г. Я. Нестеренко, Д. А. Кикнадзе, Ю. Н. Козырева,

О. Л. Краевой, Н. Н. Михайлова, А. И. Самсина, А. В. Мялкина, В. А. Ядова, А. А. Овсянникова, П. Н. Ореховича, И. П. Щипанова и других.

В решении проблемы определения человеческих способностей были использованы труды: С. Л. Рубинштейна, А. Л. Леонтьева, Т. И. Артемьевой, Б. М. Теплова, П. Я. Гальперина, Д. А. Кикнадзе, Б. М. Мочалова, К. К. Платонова, О. Л. Краевой, В. Н. Мясищева, И. Г. Щипанова П. К. Анохина, Б. Г. Ананьева, Н. Ф. Талызиной и многих других.

В исследовании художественной деятельности и искусства были использованы труды: М. С. Кагана, Л. Н. Столовича, С. X. Раппопорта, М. Ф. Овсянникова, Ю. Б. Борева, А. Натева, С. С. Гольдентрихта, А. Ф. Лосева,

A. И. Бурова, Л. С. Выготского, А. Ф. Еремеева, Ю. М. Лотмана, В. В. Ванслова, А. Н. Илиади и многих других.

В определениях декоративно-прикладного искусства и резьбы по дереву мы опирались на труды; Н. Чаева, Л. В. Даля, И. И. Голышева, А. В. Луначарского, А. Н. Бенуа, И. Е. Забелина, В. В. Суслова, А. М. Горностаева,

B. М. Василенко, В. В. Стасова, А. А. Бобринского, Н. Н. Соболева, Е. С. Двойниковой, А. К. Чекалова, О. В. Кругловой, А. С. Хворостова, Н. И. Каплан, С. К. Жегаловой, Т. М. Разиной, В. С. Воронова, А. И. Скворцова, Л. А. Александровой, Б. А. Рыбакова, М. А. Ильина и многих других.

Источниковой базой исследования являются многочисленные предметы домашнего обихода, орудия художественно-прикладных видов труда и многие другие изделия из дерева, ставшие экспонатами художественных и краеведческих музеев, их художественных и этнографических отделов, а так же признанные образцы деревянного зодчества и многочисленные, пока еще не зафиксированные домовые строения и предметы, встречающиеся повсеместно в городах и особенно сельских поселениях сибирского региона, в том числе возникшие и в наши дни из-под резца современных мастеров и умельцев.

Объект исследования: резьба по дереву как преобразовательная деятельность.

Предмет исследования: эстетический способ выражения сущностных сил человека в процессах и результатах резьбы по дереву как древнейший и универсальный деятельностно-преобразовательный способ трудовой жизни человека.

Цель диссертационного исследования: показать в конкретном древнейшем виде искусства - декоративно-прикладном искусстве, в его разновидности - резьбе по дереву, универсальность эстетического способа самовыражения сущностных сил человека.

Для достижения общей цели исследования решались следующие задачи:

1 .Провести анализ понятия «сущностные силы» человека в социальной философии.

2.Рассмотреть феномен сущностных сил человека, используя деятельностный подход в методологии их познания.

3.Доказать, что художественная форма деятельности является универсальным способом проявления сущностных сил человека.

4.Показать, что резьба по дереву является синтезом предметно-практической и духовной деятельности человека.

5.Выявить особенности предметно- практических, эмоционально-оценочных, художественно- образных начал в резьбе по дереву.

6.Доказать, что процесс возникновения и развития резьбы по дереву является опредмеченной историей развертывания сущностных сил человека в трудовой жизнедеятельности.

Методологическую основу исследования составили:

• на общефилософском уровне: диалектико-материалистический взгляд на возникновение эстетического отношения человека к окружающей действительности и самовыражения личности;

• на общенаучном уровне: применение методов восхождения от абстрактного к конкретному и моделирования;

• на конкретно-научном уровне: использование системно-функционального подхода к анализу декоративно-прикладного искусства.

Для решения поставленных задач были использованы образцы применения проблемно-логического, системного, структурно-функционального анализа в обществоведческих, культурологических, искусствоведческих и эстетических подходах к анализу социальных явлений. На защиту выносятся следующие положения:

1. Резьба по дереву как художественно-эстетическая форма деятельности является универсальной формой проявления сущностных сил человека.

2. Резьба по дереву является результатом синтеза предметно-практической и духовно-теоретической деятельности человека.

3. Процесс возникновения и развития резьбы по дереву выступает как опредмеченная история развертывания сущностных сил человека в трудовой жизнедеятельности.

4. Древесина сыграла важнейшую роль в становлении и развитии человека, его сущностных сил и эстетических свойств и качеств.

5. Степень развития способов обработки древесины, в том числе и художественной, выступает определенным показателем уровня духовного освоения мира национально-этническими группами и человечеством в целом.

Научная новизна исследования:

1.Выявлена роль древесины в развитии человека как проявление его сущностных сил в преобразовательной деятельности

2.Произведен анализ эстетического способа выражения сущностных сил человека в конкретном роде искусства.

3.Произведен анализ резьбы по дереву как рода декоративно-прикладного искусства с точки зрения философии искусства.

4.Проведен искусствоведческий анализ резьбы по дереву на основе современных образцов резных изделий. Выявлены основные тенденции и пути развития данного рода искусства.

Апробация результатов исследования. Основные положения и материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры и аспирантских семинарах кафедры философии Бийского педагогического государственного университета имени В. М. Шукшина. Ряд аспектов исследуемой темы излагался на международных, всероссийских и региональных конференциях и в периодических изданиях.

Результаты диссертационного исследования включены в курс учебных дисциплин: «Художественная обработка древесины» и «Основы декоративно-прикладного искусства» Бийского педагогического колледжа по специальностям 050503 Технология и 050603 Изобразительное искусство и черчение. На основе их изучения студентами создаются изделия, обладающие свойствами декоративно-прикладного искусства, некоторые из них представлены в приложении к диссертации. Работы студентов, выполненные под руководством диссертанта, регулярно участвуют в городских и региональных выставках, последняя из которых проходит в ГХМАК г. Барнаул (Ноябрь 2005).

Результаты диссертационного исследования используются студентами при написании курсовых и итоговых квалификационных работ и выполнении творческих проектов.

Структура диссертации соответствует логике поставленных и решаемых в ней задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, используемой литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Мезенцев, Евгений Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Смысл существования искусства как общественного явления состоит в том, чтобы делать общественным достоянием, то есть передавать от одного поколения к другому, накапливаемый духовный опыт освоения действительности в практической жизнедеятельности. Искусство функционирует как специфический канал связи, по которому происходит обмен мыслями, чувствами, стремлениями людей, осуществляется обобществление индивидуальной духовной жизни. В художественно-эстетической деятельности человек не только особым образом утверждает себя, но и созерцает себя, свою жизнедеятельность, свою сущность, воспроизводя ее всесторонним образом, универсально.

В труде человек овеществляет себя практически, в искусстве — духовно, художественно - эстетически. Эти формы «удвоения» человеком самого себя, своей человеческой сущности имеют социально-историческую обусловленность. Каждая форма удвоения предметна, и предметность выступает не только в богатстве предметного мира, создаваемого человеком, но и в богатстве родовой сущности человека, как предмета самоутверждения, предметного самоутверждения его сущностных сил.

Декоративно-прикладное искусство и резьба по дереву в частности представляют собой органический синтез предметного и духовного труда, формировавшегося на протяжении всей истории человечества. В каждый созданный резной предмет человек вкладывает не только свои физические и умственные усилия, но и свою многогранную социальную сущность, выступающую в качестве социальной полезности и общественной ценности. В резьбе по дереву овеществление этой общественной ценности есть смысл художественно-эстетической деятельности, где предметность, материальность есть средство закрепления общественно значимого, общественно интересного. Именно это общественно значимое, проявляющееся целостно в структуре художественного образа, осознанное в художественном мышлении, и представляет собой то удивительное зеркало, в котором человек созерцает себя как целостный человек, воспроизводя свою родовую сущность духовно и практически.

Объективные законы художественного развития и эстетическая субъективность формируется внутри целостного исторического процесса становления художественно-эстетических сущностных сил человека, и их противоречивое единство обусловлено тем, что и эстетическое сознание индивида, и художественное сознание общества являются отражением общественного бытия как реального процесса жизни людей.

Сущностные силы человека, находя в художественно-эстетической деятельности свое универсальное деятельностное выражение, проявляются во всей своей полноте и многообразии.

Потребности человека, выступая в качестве пускового механизма самореализации и развития сущностных сил человека, отражают предметную положенность человека, всегда объективно-субъективны и требуют своего удовлетворения.

Целеполагание выступает в качестве наивысшего уровня побудительно-мотивационных сущностных сил человека, непосредственно предшествует деятельности, детерминируется конкретными условиями жизни человека, его потребностями (объективный фактор), и сами выступают внутренними побудителями деятельности (субъективный фактор) человека.

Потребности, интересы, целеполагание, являясь основой убеждений, мотивов, идеалов, составляя побудительно-мотивационные сущностные силы человека, определяют степень деятельностной активности и жизненную позицию личности, находя свое удовлетворение посредством потенциальных сущностных сил человека, представляющих собой совокупность физических и духовных сил, качеств, свойств и умений, задатков, выражающих собой меру освоения человеком собственной родовой сущности, опредмеченных отношений.

Способности человека обеспечивают функционирование и саморегуляцию организма, взаимодействие человека с внешним миром и проявляются в различных формах (общение, потребление, чувства, воля, разум и прочее).

Отличительной особенностью человека является отсутствие самостоятельных чисто биологических, психических, социальных способностей, в процессе их изучения можно выделить только какой-либо аспект. В любой способности биологическое, психическое, социальное выступает в своем неразрывном единстве.

Исследования проблемы становления способностей человека вот уже несколько десятилетий являются актуальными для многих наук и, прежде всего, наук психолого-педагогического цикла, в процессе развития которых была установлена природная и социальная обусловленность способностей. Выявлено формирование задатков к психической деятельности в процессе антропогенеза по каналам генетической наследственности, а затем путем реализации задатков в процессе индивидуального развития человека и становление на их основе способностей. Исследования показали, что в процесс удовлетворения возникшей потребности включается не одна какая-либо способность, а сразу все, в большей или меньшей степени, так как потенциальные сущностные силы человека находятся между собой в неразрывной диалектической зависимости и составляют единую сущностную способность человека к воспроизводству и сохранению своей жизни.

Важной составляющей сущностных сил человека выступает его деятельность, которая является способом удовлетворения побудительно-мотивационных и средством объективации потенциальных сущностных сил.

Мы твердо убеждены в том, что «не хлебом единым жив человек», но и «одним искусством сыт не будешь». В то же время художественно-эстетическая деятельность, являясь «образной моделью человеческой жизнедеятельности», охватывая все сферы человеческого бытия, позволяет особым образом удовлетворять основные человеческие потребности, реализовывать и совершенствовать все человеческие способности, выступать как универсальная форма проявления сущностных сил человека.

Резьба по дереву как форма художественно-эстетической деятельности носила чисто утилитарный характер и, постепенно приобретая духовно-теоретическую окраску, стала представлять собой органическое единство предметно-практической и духовно-теоретической деятельности.

Резьба по дереву как род искусства имеет свои географические и национально-этнические особенности, но в то же время можно выделить целый ряд общих свойств:

• наличие связи между художественной формой и технологическими свойствами, способами обработки древесины;

• соблюдение единства художественно-выразительной формы и практического назначение предмета;

• единство материальной и художественной пользы с духовными потребностями людей, которые создают и для которых создаются резные предметы;

• соотношение формы резного изделия с другими предметами, интерьером, назначением, духовными потребностями и эстетическими предпочтениями;

• раскрытие художественного образа резных изделий на внешнем (практическом) уровне (конструкция и форма предмета, материал и способы обработки, выразительные средства и принцип построения орнамента), и на внутреннем уровне, выражающем духовно-содержательную сторону предмета;

• тесная связь отдельного резного элемента с ансамблем в целом, позволяющая создавать суммарный художественный образ, определяющийся архитектурным решением здания или ансамбля;

• материальность, вещественность декоративной формы (в отличие от других видов искусства), целью которой выступает органическое слияние с материальной средой (окружающей архитектурой, ландшафтом местности, интерьером помещения);

• особый изобразительный язык, ограничивающий выбор тем и сюжетов (за исключением резных панно), направляющий построение художественной формы в соответствии с функциональным назначением, архитектурной средой, пространственным окружением, условиями восприятия и так далее;

• стилизация в резьбе по дереву выступает как главное выразительное средство в создании художественного образа.

Следует отметить особую роль древесины . в процессе развития и становления человека. В этой связи древесина выступала в качестве стартовой площадки, на которой человек учился быть человеком. В древесине человек отрабатывал умения и навыки, необходимые впоследствии для освоения новых материалов. Именно в древесине человек учился выражать свои мысли и чувства, создавая тем самым предпосылки к зарождению искусства.

В исследовании прослеживается тенденция взаимосвязи степени развития резьбы по дереву и социального уровня развития этноса. В то же время отмечено несовпадение темпов развития профессионального и народного искусства резьбы по дереву.

В диссертации проведен искусствоведческий анализ некоторых современных резных работ, выявлены некоторые отличительные особенности современного резного искусства.

Главный вывод состоит в том, что история резьбы по дереву как одного из наиболее древних родов искусства представляется как опредмеченная история развертывания сущностных сил человека в трудовой жизнедеятельности.

Проведенное исследование не является всеохватывающим и исчерпывающим. Еще остается определенный круг вопросов, требующих своего разрешения и конкретизации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мезенцев, Евгений Анатольевич, 2005 год

1. Александрова, Л. А. Деревянное зодчество Руси. Деревянные крепости.

2. Жилищное строительство / Л. А. Александрова: Рис. автора. М.: Белый город, 2003. - 47.: ил. - (История России).

3. Алексеев, Ю. О свободе творчества/ Ю. О. Алексеев. М.: «Политическаялитература», 1963. 79 с.

4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания/ Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во1. ЛГУ, 1968.-339 с.

5. Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву: Новые находки.

6. Систематизация. Современное состояние/ Ю. А. Арбат. М.: Изобразительное искусство, 1970. - 199 е.: ил.

7. Артемьева, Т. И. Методологический аспект проблемы способностей/

8. Т. И. Артемьева. М.: Наука, 1977. - 184 с.

9. Архитектура и эмоциональный мир человека / Г. Б. Забелышанский, Г. Б.

10. Минервин, А. Г. Раппопорт, Г. Ю. Сомов. М.: Стройиздат, 1985. -208 с. с ил.

11. Афанасьев, А. Ф. Домовая резьба: Справочник. учеб. пособие/

12. А. Ф. Афанасьев. М.: Культура и традиции, 2000. - 540 е.: ил.

13. Афанасьев, В. Г. Системность и общество/ В. Г. Афанасьев. М.:1. Политиздат, 1980.- 368 с.

14. Афасижев, М. Н. Эстетические потребности человека/ М. Н. Афасижев.

15. М.: Знание, 1979. 63 е.: 16 см. - (Новое в жизни, науке, технике). Сер. «Эстетика»: №8.

16. Багатурия, Г.А. Категория «производительные силы» в теоретическомнаследии Карла Маркса / Г. А. Багатурия // Вопросы философии. -1981.-№9.-С. 27- 42.

17. Батенин, С. С. Человек в его истории/ С. С. Батенин. Л.: Изд-во Ленигр.ун-та, 1976.-287 с.

18. Батищев, Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип/

19. Г. С. Батенин// Проблема человека в современной философии. -М.: Наука, 1969. -С. 73- 144.

20. Бекхерст, Д. Философия деятельности./ Д. Бекхерст// Вопросыфилософии. 1996. - №5. - С. 72 - 79.

21. Белов, В. И. Лад/ В. И. Белов. М.: Молодая гвардия, 1982. - 186 с.

22. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества/ Н. А. Бердяев/

23. Всупит. Ст., сост., подгот. текста, примеч. Л. В. Полякова. М.: Правда, 1989. - 607 е., 1 л. портр. - (История отеч. филос. мысли).- (Прил. к журн. «Вопр. филос».)

24. Бердяев, Н. А. Мое философское миросозерцание. О русской философии/

25. Бердяев Н. А. Свердловск, 1991. - 485 с.

26. Бердяев, Н. А. О назначении человека/ Н. А. Бердяев. М.: ЗАО Изд-во

27. ЭКСМО Пресс, 1993. - 437 с.

28. Бердяев, Н. А. Самопознание: Сочинения/ Н. А. Бердяев. М.: ЗАО Издво ЭКСМО Пресс, Харьков; Изд. «Фолио», 1997. - 624 с. (Серия «Антология мысли»).

29. Бережной, Н. М. Проблемы человека в трудах К. Маркса/ Н. М.

30. Бережной. -М.: Высш. шк., 1981. 112 с.

31. Бережной. К проблеме комплексного изучения человека/ Н. М. Бережной.

32. Философские науки. 1991,- №3. - С. 17-30.

33. Библер, В. С. Самостоянье человека: «Предметная деятельность вконцепции Маркса и самодетерминация индивида»/ В. С. Библер.- Кемерово: «Алеф» гуманитарный центр, 1993. 94 с.

34. Бобров, М. Я. Гомология как наука о материальной жизни человека втретьем тысячелетии: Монография/ М. Я. Бобров. 2-е изд., доп. и испр. - Барнаул: Изд-во АГУ, 1999. - 218 с.

35. Бобров, М. Я. Законы развития общества/ М. Я. Бобров. Барнаул: Алт.кн. изд-во, 1990. 182 с.

36. Бобров, М. Я. Структурно-функциональный анализ системыобщественного производства в «Капитале» К. Маркса. (В помощь лектору)/ М. Я. Бобров. Бийск: НИЦ БПГИ, 1999. - 106 с.

37. Большаков, Н. С. Декоративная резьба и художественное выпиливание подереву/ Н. С. Большаков. М.: КОИЗ, 1955.

38. Борев, Ю. Б. Эстетика/ Ю. Б. Борев. -4-е изд. доп. М.: Политиздат, 1988.-495, 1. е., 8. л. ил.;

39. Борев, Ю. Б. Эстетика. В 2-х томах/ Ю. Б. Борев. 5-е изд., допол.

40. Смоленск: Русич, 1997. 576 с. ил. Т. 2 - 640 с. ил.

41. Борулин, В. С. Социально-философская антропология/ В. С. Борулин.1. М.: 1994.-С. 86.

42. Брегадзе, А. А. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира/

43. А. А. Брегадзе // Сб. статей. Выпуск I. Под ред. Маркова Б. В., Солонина Ю. Н., Парцвания В. В. СПб.: Изд-во «Петрополис», 2001.-С. 22-31.

44. Бубер, М. Проблема человека/ М. Бубер // Философские науки. 1992.3. С. 65- 82.

45. Буева, Л. П. Проблема деятельности личности в марксисткой ибуржуазной социологии/ Л. П. Буева// Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М.: Наука, 1972. С. 32-63.

46. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение/ Л. П. Буева. М.: Мысль,1978.-216 с.

47. Булатов, М. А. Деятельность и структура философского знания/ М. А.

48. Булатов. Киев: Наукова думка, 1976. - 258 с.

49. Булгак, И. Современная народная деревянная скульптура/ И. Булгак//

50. Художник. 1989. - №3. - С. 25 - 29.

51. Булыгин, Ю. С. История Алтая в документах и материалах. Конец XVIIначало XX века/ Ю. С. Булыгин, Т. М. Винникова. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1991. - 352 с.

52. Буриков, В. Г. Домовая резьба/ В. Г. Буриков, Н. В. Власов. М.: Нива

53. России, 1992. 352 е.: ил. - (Биб-ка сельского умельца).

54. Буров, А. И. Об архитектуре/ А. И. Буров. М.: Искусство, 1960. - 162 с.

55. Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства/ А. И. Буров. М.: Мысль,1956.-246 с.

56. Буткевич, О. В. Красота: Природа, сущность формы/ О. В. Буткевич. 2-еизд. Л.: Художник РСФСР, 1983.-438 с.

57. Ванслов, В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства/

58. В. В. Ванслов. М.: Искусство, 1963. - 286 с.

59. Ванслов, В. В. О станковом искусстве и его судьбе/ В. В. Ванслов. М.1. Мысль, 1972.-167 с.

60. Василенко, В. М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление: Iв. до нашей эры XIII в. нашей эры/ В. М. Василенко. - М.: Искусство, 1977. - 464 е.: ил., цв. ил.; 19 см.

61. Власова, В. М. Социально- философский анализ сущности человека висторическом контексте: Автореф. дис. . д-ра филос. наук: 09. 00. 11. / В. М. Власова; МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2000. -44 с.

62. Волченко, А. Г. Формирование и развитие сущностных сил новогочеловека в условиях социалистического образа Афтореф. дис. . канд. филос. наук: 09. 00. 11. / И. П. Щипанов; Минский гос. ун-т. имени А. М. Горького. Минск, 1980. - 23 с.

63. Вопросы эстетики. Сборник № 3/ Акад. Наук СССР. Ин-т истории иискусств. М.: Искусство, 1960. - 476 с.

64. Воронов, В. Крестьянское искусство/ В. С. Воронов. М.:

65. Государственное издание, 1924. 140 с.

66. Гальских, Ю. А. Человек и его сущностные силы/ Ю. А. Гальских.

67. Барнаул: Барнаульский гос. пед. ун-т, 1995. 224 с.

68. Гегель, Г. Энциклопедия философских наук. / В 3 т. Т. 1 Наука логики/ Г.

69. B. Ф. Гегель.; Вступ. статья Е. Ситковского. М.: Мысль, 1974. -452 е.; 1 л. портр.

70. Гнедовский, Б. В. Русский север/ Б. В. Гнедовский. М.: Советская

71. Россия, 1972. 427 с. с ил.

72. Гнедич, П. П. История искусств с древнейших времен/ П. П. Гнедич.

73. М.: Летопись М, 2000. - 479 е.; ил.

74. Гоббс, Т. Избранные произведения: В 2-х т. Т 1./ Т. Гоббс. М., 1969.

75. Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества, изд. 2-е /

76. C. С. Гольдентрихт М.: Изд-во Московского ун-та, 1977 - 248 с.

77. Гольдентрихт, С.С., Гельперин, М. П. Специфика эстетическогосознания. Учебное пособие/ С. С.Гольдентрихт, М. П. Гельперин -М.: Высшая школа, 1974. 254 с.

78. Горанов, К. Художественный образ и его историческая жизнь/ К.

79. Горанов. М.: Искусство, 1959. - 187 с.

80. Губанов, Н. И., Царегородцев, Г. И. Биологическая и социальнаядетерминация способностей (Методологический аспект)/ Н. И. Губанов, Г. И. Царегородцев// Философские науки. 1998. - №2. -С. 23-35.

81. Гуйван, П. П. Становление марксисткой концепции человека. Опытметодологического анализа\ П. П. Гуйван. Томск, 1984. - 122 с.

82. Гуляницкий, Н. Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий.

83. История архитектуры/ Н. Ф. Гуляницкий, Е. С. Дубовский. М.: Искусство, 1962. - 396 с. с ил.

84. Гуревич, П. С. Философская антропология: Учебн. пособие/ П. С.

85. Гуревич. М.: Вестник, 1997. - 448 с. - (серия ишууегеа).

86. Гусейнов, А. А. Что же мы такое?/ А. А. Гусейнов // Человек. 2001.2.-С. 5- 19.

87. Данилова, Л. Окна с затейливой резьбой: Кн. для учащихся старшихклассов/ Л. Данилова. М.: Просвещение, 1986. - 207 е., ил.

88. Двойникова, Е. С., Лямин, И. В. Художественные работы по дереву.

89. Учеб. пособие для учебных заведений проф-техн. образования/ Е. С. Двойникова, Е. С. Лямин, М.: Высшая школа, 1972. - 248 с. с ил.

90. Демин, М. В. Мотивы человеческой деятельности: характер, содержание,функции / М. В. Демин // Философия и общество. 1999. - №3. -С. 110-116.

91. Дерево в архитектуре и скульптуре славян: Сб. ст.: Пер. с фр. / Науч. ред.

92. Г. Н. Бочаров. М.: Сов. художник, 1987.-271.: ил.; 26 см.

93. Деятельность: теория, методология, проблемы: Сборник/ Сост.

94. И. Т. Касавин.- М.: Политиздат, 1990. 365, 1. С.; 17 см.- (Над чем работают, о чем спорят философы).

95. Дилигинский, Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей/

96. Г. Г. Дилигинский. // Вопросы философии, 1976. №9. - С. 30 - 43.

97. Долнаков, А. П. Памятники архитектуры Барнаула/ А. П. Долнаков, Т. М.

98. Степанская. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982. - 160 с.

99. Дрейзин, Э. Архитектура Томска/ Э. Дрейзин. Томск: Кн. изд- во, 1963.-76 с.

100. Егоров, Ю. Л., Хасанов, М. X. Система, структура, функции/ Ю. Л.

101. Егоров, М. X. Хасанов. // Философские науки. 1978. - №5. - С. 23 -32.

102. Еремеев, А. Ф. Происхождение искусства. Теоретические очерки/ А. Ф.

103. Еремеев. М.: Молодая гвардия, 1970. - 272 е., ил.

104. Ермаш, Г. Л. Творческая природа искусства/ Г. Л. Ермаш. М.:1. Искусство, 1977. -320 с.

105. Жегалова, С. К. Русская деревянная резьба XIX в. Украшениекрестьянских изб Верхнего Поволжья/ С. К. Жегалова. М.: Совет. Россия, 1957. - 62 е.: илл. (Труды Гос. исторического музея. Памятники культуры. В. 27).

106. Железов, Е. А. Сущностные силы человека: Философскомировоззренческий анализ/ Е. А. Железов.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. 164 1. е.; 20 см.

107. Заварахин, С. П. В древнем центре Сибири/ С. П. Заварахин. М.:1. Искусство, 1987.- 191 с.

108. Зайцев, Б. П., Солнечные узоры: Деревянное народное зодчество

109. Подмосковья/ Б. П. Зайцев, П. П. Пинчуков. М.: Московский рабочий, 1978. - 144 е., 2 л. ил.

110. Ильин, М. Русское народное искусство/ М. Ильин. М.: Мол. гвардия,1959.-70 с.

111. Иляев, М. Прикоснувшись к дереву резцом/ М. Ильяев. М.: Лукоморье,2000.-176.: ил.

112. Каган, М. С. И вновь о сущности человека/ М. С. Каган // Отчуждениечеловека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I/ Под ред. Б. В. Маркова, Ю. Н. Солонина, В. В. Парцвания. -СПб.: Изд-во «Петрополис», 2001. С. 48- 67.

113. Каган, М. С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике. 2-е изд.,расшир. и перераб/ М. С. Каган. Л.: Изд-во Ленигр. ун-та, 1971. -766 с.

114. Каган, М. С. Морфология искусства/ М. С. Каган. Л.: Искусство, 1972.267 с.

115. Каган, М. С. Философия культуры/ М. С. Каган. СПб.: Петрополис,1996.-416 с.

116. Каган, М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа/ М. С.

117. Каган. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

118. Казначеев, В. П. Алтай Гималаи: геокосмический аспект/ В. П.

119. Казначеев.// Алтай космос - микрокосм. Алтай. - Барнаул. Алт. кн. изд-во, 1995. - 276 с.

120. Кант, И. Сочинения. В 6-ти т; Т.5/ И. Кант. М.Политиздат, 1966. - 237с.

121. Каплан, Н. И. Очерки по народному искусству Алтая/ Н. И. Каплан. М.:

122. Госместпромиздат, 1961. 95 с. + ил.

123. Карпинская, Р. С. Человек и его жизнедеятельность/ Р. С. Карпинская.

124. М.: Знание, 1988. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Философия»; 4).

125. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке./ Э. Кассирер. М.: Гардарика,1998. 784 с. - (Логика культуры).

126. Кветной, М. С. Человеческая деятельность: Сущность, структура, типы

127. Социолог, аспект.)/ М. С. Кветной. Саратов: изд-во ун-та, 1974.223 с.

128. Кикнадзе, Д. А. Потребность. Поведение. Воспитание/ Д. А. Кикнадзе.1. М.: Мысль, 1968.- 148 с.

129. Киященко, Н.И.,. Искусство и духовный мир человека/ Н. И. Киященко,

130. Л. Н. Лейзеров. М.: Знание, 1983. - 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика»; № 5).

131. Клочин, Б. А. Новгородские древности. Резное дерево/ Б. А. Клочин. М.:

132. Наука», 1971. 63 с. с ил.; 26 л. ил. (АН СССР. Ин-т археологии источников. Под общ. ред. академ. Б. А. Рыбакова. (Выпуск) Е 155).

133. Коган, Л. Н. Социальные силы/ Л. Н. Коган. // Философские науки.1981.- №6. -С. 37 -42.

134. Крадин, Н. П. Русское деревянное соборное зодчество/ Н. П. Крадин.

135. М.: Искусство, 1988 190 с.

136. Краева О. Л. Потребности и способности как сущностные силы человека:

137. Афтореф. дис. . учен. степ. канд. филос. наук: 09. 00. 11. / О .Л. Краева; Горьковск. орд. Трудов. Краен. Знам. гос. ун-т. Горький, 1990.-28 с.

138. Краева, О. Л. Социально философский анализ потенциала человека:

139. Автореф. дис. . учен. степ, д-ра филос. наук: 09. 00. 11/ О. Л.

140. Краева; Нижегород. гос. ун-т. им. Н. И. Лобачевского. Н.-Новг., 1999.-46 с.

141. Круглова, О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву: Изсобраний Загорского государственного историко-художественного музея заповедника/ О. В. Круглова. - М.: Изобразительное искусство, 1974.- 240 с.

142. Кучерюк, Д. Ю. и др. Искусство и творческая деятельность/ Д. Ю.

143. Кучерюк, Л. Т. Левчук, В. И. Мазепа, В. А. Малахов, Т. А. Полякова, Е. П. Шудря, Н. А. Яранцева. Киев: Наукова думка, 1979.-209 с.

144. Ламетри, Ж. Сочинения/ Ж. Ламетри; Общ. ред., предисл. и примеч. В.

145. М. Богуславского. М.: Мысль, 1978. - 551 с. (АН СССР. Ин-т философии. Филос. наследие.).

146. Лебедева, Ю. А. Древнерусское искусство 10-17 веков. Пособие дляучителя/ Ю. А. Лебедева. М.: Учпедгиз, 1962. - 239 с.

147. Леонова, Л. Узоры времени: о декоративно- прикладном искусстве Г.

148. Алтая./ Л. Леоньева // Барнаул. 1998. - №3 - С. 146- 151.

149. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев.- 2-еизд. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

150. Леонтьев, А. Н. Мотивы/ А. Н. Леонтьев// Большая советскаяэнциклопедия. В 30 т. Т. 17. Моршин Никиш.; Гл. ред А. М. Прохоров. Изд. 3-е. - М.: Сов. энциклопедия, 1974. - С. 61- 62.

151. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики/ А. Н. Леонтьев. 2-е изд.,доп.-М.: Мысль, 1965.-572 с.

152. Лихоткин, Г. Русь деревянная Александра Бутылицина о резьбе подереву./Г. Лихоткин//Нева. 1993.- №12. - С. 311 - 316.

153. Логачева, Л. А. Основы мастерства резчика по дереву/ Л. А. Логачева.

154. М.: Изд-во «Народное творчество», 2000. 136 е.: ил.

155. Максимов, Ю. Резной декор крестьянских изб/ Ю. Максимов// Юныйтехник, 1993. № 10. - С. 42 - 43.

156. Мальков, Я. В. Древне русское деревянное зодчество/ Я. В. Мальков//

157. Деревообраб. пром. сть. - 1996, - № 6 - С. 25 - 29.

158. Маргулис, А. В. Категория деятельности человека/ А. В. Маргулис//

159. Философские науки. 1975. - №2. - С. 42 - 48.

160. Маркарян, Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры/ Э. С.

161. Маркарьян. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1973. - 146 с.

162. Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. В 50 т.Т. 42. изд. 2-е./ К. Маркс, Ф.

163. Энгельс. М.: Политическая литература, 1975. - 535 с. (с предисл.).

164. Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. В 50 т.Т. 40. изд. 2-е./ К. Маркс, Ф.

165. Энгельс. М.: Политическая литература, 1975. - 728 с. (с предисл.).

166. Маркс, К. Энгельс, Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1./ К. Маркс,

167. Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1986.- 635 с.

168. Маркс, К., Энгельс, Ф. Об искусстве. В 2-х т. Т. 1./ К. Маркс, Ф. Энгельс.- М.: Искусство, 1967. 584 с.

169. Матвеева, Т. А. Мозаика и резьба по дереву/ Т. А. Матвеева. 4-е изд.,перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1989. - 141, 1. е.: ил.; 22 см.

170. Миголатьев, А. А. О человеческих потребностях/ А. А. Миголатьев//

171. Социально- политический журнал. 1998. - №6. - С. 45 - 56.

172. Михайлов, А. В. «Свое» и «чужое» в искусстве прошлого/ А. В.

173. Михайлов// Декоративное искусство СССР. 1972. - № 6. -С. 30 -36.

174. Моран, А. История декоративно-прикладного искусства от древнейшихвремен до наших дней/ А. Моран.: Пер. с фр./ С прил. статьи Ж. Гассис-Талабо о дизайне. М.: Искусство, 1980. - 577 е., ил. 24 л. ил.

175. Моррис, У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма/

176. У. Морис. М.: Искусство, 1973. - 347 с.

177. Мочалов, Б. М. Общественные потребности и социалистическоевоспроизводство/ Б. М. Мочалов. М.: Знание, 1970. - 48 с.

178. Мялкин, А. В. Способности и потребности личности: Диалектикаформирования/ А. В. Мялкин. М.: Мысль, 1983. - 260 с.

179. Народное декоративное искусство СССР. M-JL: Гос. изд. «Искусство»,1949.-162 с.

180. Народные художественные промыслы и современная культура. Сб- ктрудов. М.: 1980. - 199 с. (Научно- иссл. ин-т худож. пром-ти).

181. Народные художественные промыслы: история, технология,производства: Методические рекомендации (Сост. А. П. Корниенко). Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. - 14 с.

182. Николов, Любен. Структура человеческой деятельности. /Под общ. ред. ис предисл. Л. П. Буевой. М.: Прогресс, 1984. - 176 с.

183. Новейший философский словарь. 2-е изд., переработ, и дополн,- М.:

184. Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. 1280 с. - (Мир энциклопедии).

185. Образцовые фасады, высочайшее утверждение для обывательских вгородах домов. СПб., 1840. Тетр. 1. Листов 12, фасадов 22.

186. Овсичнюк, Е. В. Идеал и деятельность/ Е. В. Овсичнюк. Киев: Вищашк., 1981. 184 с.

187. Ополовников, В. Русское деревянное зодчество/ В. Ополовников.- М.:1. Искусство, 1983. 286 с.

188. Орлов, В. В. Человек, мир, мировоззрение/ В. В. Орлов. М.: Мол.гвардия, 1985.- 220 с.

189. Основы марксистско-ленинской эстетики. М.: Политическаялитература, 1961. 639 с.

190. Памятники сибирской истории XVIII века. СПб.: Изд-во А. Ф. Маркса1882.- 187с.

191. Перегладов, Г. Мастера сибирских школ/ Г. Перегладов// Декоративноеискусство СССР. 1985. - №3. - С. 40 - 47.

192. Петри, Б. Э. Народное искусство в Сибири (Вопросы собирания иизучения)/ Б. Э. Петри. Иркутск, 1928. - 29 с.

193. Платонов, К. К. Проблемы способностей/ К. К. Платонов.- М.: Наука,1972.-312 с.

194. Платонов, О. А. Русский труд/ О. А. Платонов. М.: Современник, 1991.-335 с.

195. Понятие деятельности в философской науке. (Сборник).- Томск. Изд-во

196. Томского ун-та, 1978. -224 с.

197. Поспелов, Г. Н. Эстетическое и художественное/ Г. Н. Поспелов. —1. М.:1965.- С. 336-337.

198. Прибытков Г. И. О предмете искусства (Искусство как форма духовнойдеятельности)/ Г. И. Прибытков// Вопросы исторического материализма и научного атеизма./Барнаульский гос. пед. ун-т. — Барнаул, 1972. С. 188 - 249.

199. Прибытков, Г. И. Меркнущий свет просвещения и надвигающиеся тенидуховенства: Публицистические заметки педагога- атеиста/ Г. И. Прибытков. Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2002. -100 с.

200. Прибытков, Г. И. О различии объективации и материализации прихудожественном отражении/ Г. И. Прибытков// Художественный образ: Сборник статей. / Уральск. Орд. Труд. Краен. Знам. Гос. унт им. А. М. Горького. Свердловск, 1970. - С. 51 - 60.

201. Прибытков, Г. И. О роли художественных материалов в развитииизобразительного искусства/ Г. И. Прибытков// Эстетику в жизнь: В помощь изучающим марксистко-ленинскую эстетику/

202. Уральск. Орд. Труд. Краен. Знам. Гос. ун-т им. А. М. Горького. -Свердловск, 1965.-С. 18-27.

203. Прибытков, Г. И. Творческий метод, стиль в искусстве и общественнойжизни/ Г. И. Прибытков// Ученые, записки: выпуск 6. Серия филологическая. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1963. - С. 3 - 22

204. Разина, Т. М. О профессионализме народного искусства/ Т. М. Разина.

205. М.: Советский художник, 1985. 192 с.

206. Разина, Т. М. Русское народное творчество/ Т. М. Разина. М.:

207. Изобразит, искусство, 1970. 255 с.

208. Раппопорт, С. X. Зодчество древней Руси/ С. X. Раппопорт. JL: Наука,1986.-159 с.

209. Раппопорт, С. X. От художника к зрителю. Как построено и какфункционирует произведение искусства/ С. X. Раппопорт. М.: Советский художник, 1978. - 237 с.

210. Распутин, В. Г. Сибирь. Сибирь. / Фотоил. Б. Дмитриева; Худож. А.

211. Быков. М.: Мол. гвардия, 1991. - 304 е., ил. - (Отечество: Старое. Новое. Вечное).

212. Резьба по дереву. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Легкая индустрия, 1966.- 107 с. с ил. 22 см.

213. Родионов, А. М. Красная книга ремесел/ А. М. Родионов. Барнаул: Алт.кн. изд-во, 1990. 318, 1. е.: ил.; 22 см.

214. Родионов, А. М. Чистодеревщики. Заметки и размышления о деревяннойдомовой резьбе Алтая/ А. М. Родионов. Барнаул.: Алт. кн. изд-во, 1981. - 144 с. с ил.

215. Родионов, А. Розы без шипов. Деревянное зодчество Алтая./ А.

216. Родионов. // Молодежь Алтая. 1974, 13 дек. - С. 3 - 6.

217. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщейвзаимосвязи явлений материального мира/ С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН, СССР, 1957. - 328 с.

218. Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. 2-еизд. М.: Педагогика, 1976. - 416 с.

219. Русакова, Л. М. Традиционное изобразительное искусство русскихкрестьян Сибири/ Л. М. Русакова. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - 176 с. +Прил. (96 е.).

220. Русское искусство. M - Л.: Искусство, 1938. - 192 с.

221. Русское народное искусство в собрании Гос. Русского музея. Л.:

222. Художник РСФСР, 1984. 294 с.

223. Рыбаков, Б. А. Русское прикладное искусство X XIII веков/ Б. А.

224. Рыбаков. Л.: Аврора, 1970. - 128 с.

225. Рыков, В. В. Энерго информационный образ человека как проблема/

226. В. В. Рыков. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - 127 с.

227. Рябов, В. Ф. Искусство как общественная потребность/ В. Ф. Рябов. Л.:

228. Художник РСФСР, 1977. 204 с.

229. Сабиров, X. Ф. О разработке марксисткой концепции сущности исущностных сил человека/ X. Ф. Сабиров. В кн: Вопросы социального развития личности.- Казань: Учен. зап. Казан, пед. ин-та, 1974. вып. 130.

230. Сабурова, Л. М. Культура и быт русского населения Приангарья/ Л. М.

231. Сабурова. Л.: Художник РСФСР, 1967. - 111 с. рис. 17.

232. Сагатовский, В. Н. Деятельность как философская категория/ В. Н.

233. Сагатовский // Философские науки. 1978 .- №2. - С. 47 - 54.

234. Салтыков, А. Б. Избранные труды/ А. Б. Салтыков. М.: Мысль, 1962.487с.

235. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и

236. Дальнего Востока: Кн. Для учителя. /Сост. Т. Б. Митлянская. М.: Просвещение, 1983. - 256 е., ил. 40 л.

237. Семенова, М. Мы славяне!: Популярная энциклопедия/ М. Семенова.

238. СПб.: Азбука, 1998.-560 с.

239. Скворцов, А. И. Русская народная пропильная резьба/ А. И. Скворцов.

240. Л.: Художник РСФСР, 1984. 234 е., ил.

241. Смольянинов, И. Ф. Проблемы человека в марксистко-ленинскойфилософии и эстетике/ И. Ф. Смольянинов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.-208 с.

242. Соболев, Н. Н. Русская народная резьба по дереву/ Н. Н. Соболев. М.:

243. Сварог и К, 2000. 480 с. + 9 с. ил.

244. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры кконцепции (становление виталисткой социологической парадигмы). Под ред. С. И. Григорьева, Л. Д. Деминой. М.: Издательский дом МАГИСТР - ПРЕСС, 2000. - 242 с.

245. Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву: Технологиянародных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М. С. Соколова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 304 с, 16 с. ил: ил.

246. Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву.

247. М.: Искусство, 1987. 262 с.

248. Спиркин, А. Г. Философия: Учебник/А. Г. Спиркин. 2-е изд. - М.:1. Гардарики, 2002. 736 с.

249. Степанов, Н. Е. Резьбы очарование/ Н. Е. Степанов. Л.: Лениздат, 1991.- 110 е.: ил.

250. Степанская, Т. М. Архитектура Алтая XVIII начала XX в. в.:

251. Монография/ Т. М. Степанская.- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1994- 182.: ил.

252. Степанская, Т. М. Памятники градостроительства и архитектуры

253. Алтайского края/ Т. М. Степанская.: Каталог / Алт. краев, краеведческая ассоциация/. Барнаул, 1990.- 61 е.: ил.

254. Столович, Л. Н. Жизнь творчество - человек: Функции худож.

255. Деятельности/ Л. Н. Столович. М.: Политиздат, 1985. - 415с. -(Над чем работают, о чем спорят философы).

256. Столович, Jl. H. Эстетическая и художественная ценность: сущность,специфика, соотношение/ Л. Н. Столович. М.: Знание, 1983. - 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика», №1).

257. Теплов, Б. М. Изучение основных свойств нервной системы и ихзначение для психологии индивидуальных различий/ Б. М.Теплов, В. Д. Небылицын. // Вопросы психологии. 1963. - №5 - С. 38 - 47.

258. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий/ Б. М. Теплов. (Избр.работы). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.

259. Тойнби, А. Д. Постижение истории/ А. Д. Тойнби. М., 1991. - 254 с.

260. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений в 22-х т. Т. 15. Статьи об искусстве илитературе / Л. Н. Толстой/ Коммент. К. Н. Лому нова.- М.: Худ. лит., 1983. 432 е., 1 л. портр.

261. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы: Учебник дляпрофессиональных учебных заведений/ П. И. Уткин, Н. С. Королева. М.: Высшая школа, 1992. - 159 с.

262. Филиппов, В. Н. Философия и методология науки: Курс лекций длямагистров и аспирантов/ В. Н. Филиппов, К. Г. Колтаков. В 2-х книгах. Книга 2. Мировоззренческие основы философии и методологии науки. Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2003.-382 с.

263. Философский энциклопедический словарь. /Гл. редакция: Ильичев Л. Ф.и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 468 с.

264. Флетчер, Б. История архитектуры/ Б. Флетчер. СПб., 1913. - 286 с.

265. Фофанов, В. П. Социальная деятельность как система/ В. П. Фофанов.

266. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1981. 304 с.

267. Фромм, Э. Душа человекаУЭ. Фромм/ Авт. вступ. ст. П. С. Гуревич.- М.:

268. ACT ЛТД, 1998. - 664 с. - (Классики зарубежной психологии).

269. Хворостов, А. С. Древесные узоры/ А. С. Хворостов. М.: Советская1. Россия, 1976.- 176 с.

270. Хворостов, А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву: Пособие дляучителей/ А. С. Хворостов. М.: Просвещение, 1977. - 144 с. ил.; 7 л. цв. ил.

271. Хворостов, А. С. Декоративно прикладное искусство в школе: Пособиедля учителей/ А. С. Хворостов. М.: Просвещение, 1981.- 175 е., ил., 16 л. вкл.

272. Хозяйство и быт западносибирского крестьянства XVII начала XX в.1. М.: Наука, 1979.- 248 с.

273. Чекалов, А. К. Ответ на анкету/ А. К. Чекалов // Декоративное искусство

274. СССР. 1965. - № 12. - стр.7 - 10.

275. Чекалов, А. К. Народные истоки промышленного искусства/ А. К.

276. Чекалов. // Декоративное искусство СССР. 1965. - № 3. - С. 33 -38.

277. Черепанов, В. Деревянное кружево Сибир/ В. Черепанов.// Панорама,1984. М.: Мол. гвард. 1985, С. 111- 119.

278. Черепахина, А. Н. История художественной обработки изделий издревесины: Учебник для сред. проф. -техн. училищ/ А. Н. Черепахина. М.: Высш. школа, 1982. - 192 е., с ил. -(Профтехобразование).

279. Чернышевский, Н. Г. Сочинения. В 2-х т. Т. 2./ Н. Г. Чернышевский; АН

280. СССР, Ин-т философии/Сост. и авт. примеч. Л. В. Поляков; Ред. И. К. Пантин М.: Мысль, 1987. - 685. 2. е., 1. л. портр.

281. Шайхтдинова, Н. Деревянная резьба Тюмени/ Н. Шайхтдинова.

282. Свердловск.: Средне Уральское кн. изд-во, 1984. - 147 с. ил.

283. Шановский, В. К. Диалектика сущностных сил человека: (Опыткомплексного подхода) /Под. ред. И. В. Бычко. Киев: Вища школа, 1987. - 171 с.

284. Шаталова, Н. И. Сущностные силы человека. По работам К.Маркса/ Н. И.

285. Шаталова.// Исследования культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала. Свердловск, 1979. С. 27-42.

286. Швырев, В. С. Деятельность как философская категория/ В. С. Швырев//

287. Вопросы философии. 1985. - № 2.

288. Шевцов, Е. В. Искусство и духовный мир человека/ Е. В. Шевцов. М.:

289. Знание, 1984.- 63 е.: 17 см.- (Новое в жизни, науке, технике. «Философия».; № 11).

290. Шеленина, О. Н. Очерки материальной культуры русских крестьян

291. Западной Сибири/ О. Н. Шеленина. Новосибирск: Наука, 1992 -249 с.

292. Шелер, М. Человек и история/ М. Шелер// Человек: образ и сущность.

293. М.: Знание, 1991.-С. 133 160.

294. Шепелев, А. Деревянные кружева/ А. Шепелев // Сельская новь. 1985.12. С.38-41.

295. Шепелев, А. Деревянные кружева/ А. Шепелев // Сельская новь. 1985.7.-С.39-42.

296. Шепелев, А. Деревянные кружева/ А. Шепелев// Сельская новь. 1985.10. С.35 - 38.

297. Шерстобитов, В. Ф. У истоков искусства/ В. Ф Шерстобитов. М.:1. Искусство, 1971.-200 с.

298. Шрагин, Б. И. О декоративно прикладном искусстве/ Б. И. Шрагин. —1. М.: Знание. 1963.-47 с.

299. Иностранная литература и ресурсы интернета.

300. И. Кант. Мысли об истинной оценке живых сил.www. http:// philosophy.ru/ library/Kant/sily.html.

301. М. К. Мамардашвили Наука и ценности бесконечное и конечное.www.http://philosophy.ru/library/mmk/nauka.html.

302. Ansbacher Н. L. The structure of individual psychology/ H. L. Ansbacher//

303. Scientific Psychology/ Ed. В. B. Wolman. New York; London, 1965, p. 340-364.

304. Bertocci P. A. Foundations of personalistic psychology/ P. A. Bertocci//

305. Scientific Psychology/ Ed. В. B. Wolman. New York; London, 1965, p. 293-315.

306. Cofer C. N., Aplley M. N. Motivation: Theory and Research. Third printing/

307. C. N. Cofer, M. N. Aplley. New York, 1966. - 958 p.

308. Herzberg, Frederick. Work and the nature of Man/ Frederick Herzberg.1.ndon; Grosby Lockwood Staples, 1974. 203 p.

309. Marcuse H. One Dimensional Man. Studies in the Ideology of Advanced1.dustrial Societi/ H. Marcuse. Boston: Beacon Pres, 1964. -260 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.