Газневидо-сельджукидские отношения в XI-XII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Нажотова, Нигина Баротовна

  • Нажотова, Нигина Баротовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2011, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 168
Нажотова, Нигина Баротовна. Газневидо-сельджукидские отношения в XI-XII вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Душанбе. 2011. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Нажотова, Нигина Баротовна

Введение.3-12.

Глава 1. Газневидо-сельджукидские отношения в первой половине XI века.

§1. История расселения огузо-туркменских племен и начало газневидо - сельджукидских отношений в Хорасане и Мавераннахре.13-37.

§ II. Социально-политические аспекты отношений Мас'уда Газневида с Сельджукидами. 38-72.

§ III. Битва при Данденакане и ее последствие.73-83.

Глава II. Газневидо-сельджукидские отношения во второй половине XI-XII-bb.

§ I. Политико -дипломатические отношения Газневидов с Сельджукидами во второй половине XI- в.84-1 1 8.

§ II. Военно-политические отношения Газневидов и Сельджукидов в XII в.119-142.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Газневидо-сельджукидские отношения в XI-XII вв.»

Актуальность проблемы исследования. История взаимоотношений государств средневековья относится к важной сфере исторической науки. После утраты своего кратковременного могущества, таджики попали под господство тюркских племен и государственных образований Караханидов, Газневидов и Сельджукидов. Много неясных страниц остается в истории межгосударственных отношений двух последних государств.

Государство Газневидов было одним из средневосточных деспотий, порожденных становлением феодальных отношений. Оно отличалось строгой централизацией, располагало многочисленным, хорошо вышколенным бюрократическим аппаратом, большой постоянной армией, что позднее служило предметом восхищения и подражания сторонников политической централизации на феодальном Востоке1. Однако, в действительности это внешне сильное деспотическое государство не было прочным и не имело прочной экономической базы. О поборах и произволе красноречиво рассказывает крупный газневидский чиновник и историк Бейхаки2.

Сельджуки-туркмены еще в конце Х-начале XI вв. втянулись в кровавую борьбу между Саманидами и караханидскими тюрками, причем упорно и безуспешно поддерживали первых. Подчинившись Караханидам, сельджукские вожди продолжали участвовать в феодальных мятежах и распрях, втягивая в них свой народ (туркменов). Уже при Махмуде Газневи (999-1030) начались открытые восстания туркмен, которые были жестоко подавлены Газневидами. Научный интерес к указанному периоду усиливает то примечательное обстоятельство, что в эту историческую эпоху народы региона активизируют международные контакты, целью

1 Низомулмулк. Сиёсатнома. (Сиасет-наме) Тасхехи Аббос Идбол. -Техрон: Асотир, 1372. -С.199.

2 Абулфазл Байхаки. История Мас'уда. (1030-1040). Перевод с персидского, введение, комментарий и приложения А.К. Арендса.-М.,Наука, 1969.-С. 510-512. которых являлось распространение их освободительной борьбы на широкую арену.

Газневидо-сельджукидские отношения Х1-ХП вв. до настоящего время не стали объектом специального исследования. Следует отметить, что в исследуемый период произошли некоторые изменения и в социально-политической истории Хорасана и Мавераннахра. Расселение огузо-туркменских племен в Хорасане изменило состав населения и сыграло решающую роль в определении последующей исторической судьбы народов региона.

Особую актуальность приобретает изучение некоторых ранее неизвестных важных исторических фактов и явлений истории взаимоотношений в Центральна-Азиатском регионе. Кроме того, все еще имеются источники, которые до последнего времени оставались вне поля зрения исследователей. Выявление таких источников, содержащих новые данные о газневидо-сельджукидских взаимоотношениях, несомненно, имеет важное значение для исторической науки, и исследовательская работа в этом направлении представляется весьма актуальной.

Изучение истории газневидо-сельджукидских взаимоотношений имеет большое значение для более глубокого исследования истории народов Центральной Азии. Их выявление и научное осмысление представляют собой весьма актуальную задачу историографии, но, несмотря на это, наша историческая наука пока не изобилует трудами, посвященными этой сфере общественных отношений. Касаясь пробелов такого рода, существующих в историографии, академик В.В. Бартольд справедливо отмечал, что «мы не имеем известий о том, как образовалось государство тюркских ханов, положивших конец господству Саманидов, даже вопрос о том, к какому тюркскому племени принадлежали эти ханы, остается спорным»1. В исторических источниках Х1-ХУ вв. сообщается о военно-политических отношениях между Газневидами и Сельджукидами, однако многие

1 Бартольд. В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Соч.-М., ИВЛ, 1963. -Т.1. -С.491. 4 вопросы рассматриваемой темы требуют уточнения. Поэтому изучение истории газневидо-сельджукидских взаимоотношений имеет большое научное и практическое значение.

Степень изученности темы. Исследуемая проблема не получила всестороннего и глубокого анализа в таджикской и зарубежной историографии. Вместе с тем, существующую литературу можно разделить на четыре группы:

К первой группе относятся труды, принадлежащие советским востоковедам, таким как: В.В. Бартольд1, А.Ю. Якубовский2, А.Е. Бертельс3, В. Гордлевский4, С. Г. Агаджанов5, И. П. Петрушевский6, Л. Заходер7, В.М. Масон8, Г. А. Пугаченкова9, Э.В. Ртвеладзе10, С.П.Толстов" , которые внесли значительный вклад в изучение средневекового Востока.

1 Бартольд. В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия //Соч. -М., ИВЛ, 1963. -T.I. 758 е.; Он же; Али-Тегин // Соч. -М., ИВЛ, 1963. -Т.И . -С. 491-492: Он же; Алтун-таш // Соч. -Т. II. -С. 493; Он же; Хорезмшах // Соч. -Т.П. -С. 437-535; Он же; Тохаристан // Соч. -М., Наука, 1965. -T.III. -С. 514-515; Он же; Хуттал // Соч. -T.III. -С. 555-557; Он лее; Термиз // Соч. -T.III. -С. 504-508; Он же; Алп-Тегин // Соч. -М., ИВЛ, 1971. -T.VII. -С. 491-492; Он же; Байхаки Абулфазл // Соч. -М., ИВЛ, 1973. -Т.VIII. -С. 583-585. Он же; К истории крестьянских движений в Персии // Из далекого и близкого прошлого. Сборник в честь И. Н. Кареева. -1923; Он же; Очерк истории туркменского народа//Туркмения. -T.I.1929. Гл. II.

2 Якубовский А.Ю. Махмуд Газневи: к вопросу о происхождении и характере Газневидского государства // Фирдоуси (934-1934). -Л., 1934. Он же; Время Авиценны // Изв. АН СССР. Отд. общ. н. -1938, -№ 3; Он же; Махмуд Газневи// Фердовси, 1934; Он же;Сельджукское движение и туркмены // Изв. АН СССР. Отд. общ. н., 1937, -№ 4; Он же; Феодальное общество в Средней Азии и его торговля с восточной Европой в X-XV вв. // Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР. -4.1. 1932.

3 Бертельс А.Е. Насир-и Хусрав и исмаилизм. -М.,1959; Он же;Суфизм и суфийская литература // Изб. Труды. -М.,Наука, 1965. -Т.Ш. Он же; История персидско-таджикской литературы. 1960.-С. 109-128, 167-193, 287-306,375-376.

4 Гордлевский В. Государства Сельджукидов в Малой Азии // Избр.:Соч.-М., ИВЛ, -T.1.1960.

5 Агаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XI1I вв.-Ашхабад: Илым, 1969; Он же; Государства Сельджукидов и Средняя Азия в XI-XII вв. -М.,Наука, 1991.

6 Петрушевский И.П. Ислам в Иране. -Л., 1966.

7 Заходер Б.Н. Хорасан и образование государства Сельджукидов // Вопросы истории. 1945. № 5-6. -С. 119-141. Он же; Данданакан // Исторический журнал. 1943. -№3-4.

8 Масон В. М., Ромодин В.А. История Афганистана. -T.I. -М.,Наука, 1964. 463 с.

9 Пугаченкова Г.А., Ртвеладзе Э.В. Северная Бактрия и Тахаристан. Очерки истории и культуры: Древность и средневековье. -Ташкент: Фан, 1990. 218 с.

10 Ртвеладзе Э.В. К биографии Фаррухи // Художественная культура Средней Азии IX-XIII веков.-Ташкент, 1983.-С. 177-181.

11 Толстов С.П. Бируни и его время //Бируни.-М.,1950; Он же; По следам древнехорезмийской цивилизации. 1948. -С. 234-244, 565-270.

В отдельных трудах1 раскрыты многие ранее не известные страницы истории Центральной Азии, отличающейся солидной источниковой базой и глубоко обоснованными выводами и заключениями. Важно отметить, что работы академика В.В. Бартольда «Туркестан в эпоху монгольского нашествия», «Туркестан», наряду с предоставлением сведений о политической истории тюркских племен, дают подробную и всеобъемлющую информацию о регионах и областях Мавераннахра, Хорасана, таких как Тохаристан, Хорезм, Тирмиз, Хуталь и т.д.

Ко второй группе исследователей относятся отечественные ученые, которые рассматривали проблему взаимоотношений между Газневидами и Сельджукидами в контексте своих фундаментальных и научных исследований. Так, академик Б.Г. Гафуров в своих трудах, как «История таджикского народа» (в кратком изложении), «Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история» и других, исследуя историю государства Газневидов и Сельджукидов дал историческую оценку проводимой политики газневидских и сельджукидских правителей2 . В академическом издании «История таджикского народа»3 также дана информация об этих государствах и характере их взаимоотношений. История взаимоотношений двух государств частично освещена в работах Н. Негматова4, Д. Довудова5 и Т. Ходжаниязова6.

К третьей группе относятся труды иранских и афганских

7 й О исследователей С.Нафиси , Г.Инсофпура , А.Парвиза ,

1 История Туркменской ССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции.-T.I.-Ашхабад: Академия наукТССР, 1955.

Гафуров Б. Г. История таджикского народа (в кратком изложении). -М.,Наука 1955., Он же: Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Кн. II.-Душанбе: Ирфон, 1989.

3 История таджикского народа. -Т. II. Кн. I. -М.,Наука, 1964 .

4 Негматов Н. Государство Саманидов. -Душанбе: Ирфон, 1977.

5 Довуди Д. Клад чаганианских дирхемов XI в. из Хисара. -Душанбе, 2007. -108 с.

5 Ходжаниязов Т. Раскопки объектов сельджукской эпохи в Старом Мерве// Мерв в древней и средневековой истории Востока. -Ашхабад, 1990.

7 Нафиси С. Дар перомуни Таърихи Байхаки (Шомили асари гумшудаи Байхаки ва таърихи Газнавиён). (Об Истории Байхаки. (Затерянная история Байхаки и история Газневидов).-^. Н.-Техрон, 1342.

8 Инсофпур Г. Сохти давлат дар Эрон. Аз ислом то юриши мугул. (Государственное устройство Ирана. От ислама до нашествия монголов) -Техрон: Амири Кабир, 2536.

Парвиз А. Таърихи Даёлама ва Газнавиён. (История Дейлемидов и Газневидов) -Техрон, 1336.

Г. Юсуфи1, А. Бахроми2, А. Зарринкуба3, А. Сулаймона4, М. Губара5, А. Пажвока6, Г Джалоли7, X. Халили8, А. Кухзода9, А. Хабиби10 в которых приведены общие сведения о тюркских государствах.

К четвертой группе относятся труды западных ученых, внесших свой вклад в разработку источников эпохи Газневидов. К ним, в первую очередь, относится крупный исследователь К.Э. Босворт. В изданных им монографиях, посвященных истории Центральной Азии Х1-ХП веков, уделяется внимание политической истории Газневидов11. В многотомном издании «История Ирана», написанное учеными Кембриджского университета, освещаются отдельные вопросы истории взаимоотношений

1 о

Газневидов и Сельджукидов .

Отдельные аспекты политической и социально-экономической истории Центральной Азии Х1-ХН вв. отражены в сводных трудах и статьях: Э.

1 Юсуфи Г. Фаррух-и Систонй: Бахе дар шархи ахвол ва рузгору шеъри у.(Фаррухи Сисгани: Дискуссия о его биографии, периоде жизни и поэзии) - Техрон, 1368.

2 Бахроми А. Таърихи Эрон. Аз зухури ислом то сукути Баодод. (История Ирана. От возникновения ислама до упадка Багдада) - Тех,рон, 1350.

3 Зарринкуб А. Таърихи мардуми Эрон.(История народа Ирана). - Техрон, 1367.

4 Сулаймон А. Девони истифо дар хукумати Еазнавиён ва Салчукиён.(Диван финансов при правительстве Газневидов и Сельджукидов) II Баррасихои таърихи, 1352. -№ 6. -С.5-29.

5 Fy6op М. Афгонистон дар масири таърих.(Афганистан на пути истории) - Техрон: Ч^умхурй, 1374.

6 Пажвок. Гуриён. (Гуриды) -Кобул,1349.

7 Чдлолй Г. Fa3Ha ва Газнавиён. (Газна и Газневиды) -Кобул, 1351.

8 Халилй X. Салтанати Газнавиён. (Правление Газневидов) -Кобул, 1333.

9 Кухзод. Лашкаргох (Военный лагерь) - Кобул, 1332.

10Хдбибй А. Тахкики бархе амокини Таърихи Байхакй (Исследование некоторых местностей в Истории Байхаки) // Ягмо. -№8.1349.

11 Bosworth С.Е. The Ghaznavids, their empire in Afganistan and Eastern Iran 994-1040.-Edinburgh, 1963. - 331 p; Он нее; Таърихи Газнавиён. (История Газневидов). Перевод с англ.на перс. Хасан Ануша. -T.1-II. -Тегеран: Амири Кабир, 1378. 523 с; Он же; Мусульманские династии, (справочник по хронологии и генеалогии). Перевод с анг. и примеч. П.Н. Грязневича, -М., Наука, 1971. 324 с; Он же; Газнавиёни мутааххир. Уруч ва измехлол. (Сулолаи Газнавиён дар Афгонистон ва Х,инди шимолй 1040-1186 м.) (Поздние Газневиды. Развитие и падение) (Династия Газневидов в Афганистане и северная Индия 1040-1186 м.) ). Перевод с англ.на перс. Абдулвахоб Фаной. -T.I. -Кобул, 1367. 332 с;. Bosworth С.Е. Ghaznavid Millitari organization // Der Islam. -№1. 1960. -P. 40-69.

12 Та'рих-и Эрон. Аз фурупошии давлати Сосониён то омадани Салчукиён. (История Ирана. От распада Сасанидов до прихода Сельджукидов) Исследование Кембриджский университет. -Ч. IV. Под ред. Р.Фрая. ). Перевод с англ.на перс. Х,асани Ануша. -Техрон: Амири Кабир, 1381.

Браун1, Р.В. Буллиет2, М. Валдман3, А. Лауст4, Э.К. Лембтон5 и А. Мец6.

Таким образом, проведенный обзор имеющейся литературы по исследуемой теме свидетельствует о том, что до настоящего времени в отечественной и зарубежной историографии не существует специальное исследование, посвященное анализу и обобщению взаимоотношений Сельджукидов и Газневидов, без воссоздания которых нельзя получить целостное представление о политической, военной, дипломатической и экономической жизни народов этих стран в далеком средневековье.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является воссоздание полной и ясной картины газневидо-сельджукидских отношений в Х1-ХП веках.

В связи с этим определены следующие основные задачи исследования:

- осветить на основе источников расселение огузо-туркменских кочевых и начало газневидо- сельджукидских отношений;

- обобщить социально-политические аспекты отношений Мас'уда с Сельджукидами;

- оценить последствия Данденаканской битвы между Газневидами и Сельджукидами;

- рассмотреть политико-дипломатические отношения Газневидов и Сельджукидов в Х1-ХП веках;

1 Браун Э. Таърихи адабиёти Эрон. Аз Фирдавсй то Саъдй. (История литературы Ирана. От Фирдоуси до Саади) Перевод с англ.на перс. Фатхулло Мучтабой. -Ч.П. -Техрон: Марворид, 1373.

2 Буллиет Р.В. Религиозно-политическая история Нишапура в XI в // Мусульманский мир 950

1150.-М., Наука, 1981.-С. 89-110.

3 Валдман М. Замони зиндагй ва корнамоии Байхдкй. (Этапы жизни и наследие Байхаки) Перевод с англ. на перс. М. Иттиходй. -Техрон, 1375.

4 Лауст А. Религиозные волнения в Багдаде в IV-V вв // Мусульманский мир 950-1150. -М., 1981.-С. 189-206.

5 Лембтон Э.К. Тадаввул ва тахаввул дар таърихи миёнаи Эрон. (Преобразовательные процессы в средневековой истории Ирана ) Перевод с англ. на перс. Я. Ожанд. Техрон, 1370. Он же; Аспекты ресселения сельджуков-огузов в Иране // Мусульманский мир 9501150. -С. 123-144.

6 Мец А. Мусульманский ренессанс. Перев. с немецкого, предисловие, библиография и указатель Д.Е. Бертельса.-М.,Наука, 1966.

- проанализировать военно-политические отношения Газневидов и Сельджукидов

-выявить, анализировать и обобщить неточности и упущения отдельных исторических фактов, дат, предположений предшествующих исследователей.

- предложить рекомендации для дальнейшего исследования данной проблемы;

Хронологические рамки исследования охватывают период Х1-ХП веков, наиболее сложный и малоизученный в истории народов Центральной Азии. Историю взаимоотношений двух государств можно разделить на три периода: первый период охватывает 999-1030 годы, т.е. эпоху правления Махмуда Газневида. Второй период взаимоотношений Газневидов и Сельджукидов охватывает 1030-1040 годы, в основном период правления Мас'уда Газневида. Третий период отношений двух государств относится к 1041-1187 годам.

Научная новизна. Диссертационная работа является первой попыткой' исторического исследования и обобщения дипломатических и военно-политических отношений Газневидов и Сельджукидов. Для освещения»: данной темы привлечены многочисленные и разнообразные по языку и жанру источники и материалы. Среди них опубликованные арабские, персидские, тюркские источники и специальная литература на европейских и восточных языках; археологические и нумизматические данные, а также художественные произведения современников исследуемого времени. Научную новизну данной исследовательской работы также определяет ее источниковедческая база. Некоторые использованные автором работы впервые вводятся в научный оборот.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы, полученные в результате исследования исторических источников, могут стать научной основой в процессе изучение истории газневидо-сельджукидских взаимоотношений Х1-ХИ вв. Обобщения и выводы настоящего исследования могут быть применены при изучении истории и проблем политической жизни социально-экономического положения центрально-азиатских государств в Х1-Х11 веках.

Результаты исследования, материалы, научные положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории народов центрально-азиатского региона и Ирана, а также при составлении пособий, чтения лекций, спецкурса по истории народов Центральной Азии и Ирана исследуемого периода на исторических факультетах вузов.

Методологическая основа диссертации. В работе использовался системный подход при рассмотрении основных фактов, лежащих в основе военных, дипломатических, социально-экономических взаимоотношений, т.е. весь комплекс проблем, послуживших причиной их появления и приобретения жестокого и порой трагического характера. Для этого применялся принцип историзма, требующий рассмотрения имеющихся фактов объективно, с учетом степени их взаимосвязи и взаимоотношения.

Автор использовал различные методы исследования - изучение источников сравнительно - исторический анализ, описание, сопоставление, обобщение и др.

Источниковедческая база исследования. Источники по истории Газневидов и Сельджукидов многочисленны и разнообразны. Политические процессы, события и перемены, характерные для Х1-ХИ вв. широко отражены в письменных первоисточниках, написанных на разных языках, особенно на арабском и персидском.

Большой интерес представляют источники, отражающие социально-политическую жизнь Центральной Азии Х1-ХП вв. Письменные памятники Средней Азии, Ирана и Афганистана, особенно периода правления Газневидов и Сельджукидов, отличается своим ярко выраженным придворным характером.

Большое значение в исследовании и обобщении политической истории Газневидов и Сельджукидов имеют такие источники как: «Та'рих-е Йамини» Утби, «Зайн-ул-ахбар» Гардизи, «История Мас'уда» Абулфазла Бейхаки, «Сиясат-наме» Низам-ул-Мулка, «ал-Камил-фи-т-тарих» Ибн-ал-Асира, «Зубдат-ат-таварих» Хусайни, «История Систана», «Рохат-ус-судур» Рованди, «Табакати Насири» Джузджани, «Равзат-ус-сафа» Мирхонда, «Хабиб-ус-сияр» Хондамира, «Та'рих-и Фариште» Фариште и многие др. В частности, труд Абу Насра ал-Утби «Та'рихи Йамини»1, написанный в 1021 г., оформлен рифмованной прозой вычурным стилем, затрудняющим понимание смысла. Основной целью автора было прославление царствования газневидского султана Махмуда.

В «Зайн ал-ахбар» («Украшение известий») Гардизи" имеется специальный раздел о карлуках, огузах, ягма, кимаках и других тюркоязычных народах. Большой интерес для нас представляют рассказы Гардизи о взаимоотношениях первых Сельджукидов с Газневидами. Исторический труд Абулфазла Бейхаки посвящен царствованию газневидского султана Мас'уда (1030 -1040 гг.) и является самой полной историей периода правления Мас'уда, в ней содержится много ценных сведений, посвященных истории периода объединения туркменских племен под властью Сельджукидов.

Ценным первоисточником по истории государства Сельджукидов служит трактат Низам ал-Мулька «Сиесат-наме»3. В нем содержатся примечательные сведения не только о структуре Сельджукидов, но и положении туркменских племен.

Авторы были в основном придворными историографами и составляли свои труды по прямому указу правителей или для преподнесения им в поисках милости и награды, и вполне естественно, что они описывали

1 Абушараф Носех, ибни Зафари Ч,арфодиконП. Тарчумаи Таърихи Яминй. (Перевод Истории Яминй) Под ред. Ч,аъфари Шиор.-Техрон, 1272.-671 с.

2 Абусаид Абдулхай ибни Захлок ибни Махмуди Гардезй. Зайн-ул-ахбор. (Зайн-ул-ахбар) Под ред. Абдулхай Х,абибй. -Техрон, 1347. -351 с.

3 Низомулмулк. Сиёсатнома. (Сиасет-наме). -С. 212-221. исторические события не беспристрастно и объективно. Поэтому при использовании средневековых трудов в диссертации соблюдалось строго критическое отношение к освещенным в них событиям.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории таджикского народа Таджикского национального университета. Основные положения диссертации опубликованы в ряде статей автора. По теме диссертации были сделаны доклады на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского национального университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Нажотова, Нигина Баротовна

Заключение

Десятый век можно назвать эпохой победы правителей иранского происхождения и периодом расцвета политики, экономики, общества, науки и культуры и свободомыслия. Только в конце этой эпохи, когда расцвет иранской цивилизации все еще ослеплял, создались условия для побед правителей неиранских сословий, и началась новая эпоха нашей истории, известная как эпоха победы политики, находящей под влиянием религии (религиозных политиков) и оставившей неблагоприятные тенденции на последующие времена. В значительной части этой эпохи государство Саманидов с возрождением старых традиций господствовало над Мавераннахром, Хорасаном, Систаном, Раем и Гурганам. В этом положении Зияриды и Буиды, размышляя об угрозе своего царствования, были в разногласиях с халифами (наместниками) и держали их в своем подчинении. Распри повелителей, а также другие разногласия на местных уровнях все они вместе взятые целиком вывели Иран, Хорасан и Мавераннахр из-под власти халифов.

Несомненно, если бы этническая политика, присущая той эпохе конца X и начала XI веков, не встретилась с препятствиями, золотые страницы истории исламской культуры ираноязычных народов приумножились бы. Но, к сожалению, победа тюркских племен и невольников, которая является результатом антиплеменной (антирасовой), политики ислама, повергла в прах мечты подобных Якубу и Мардовидж и потомков Сомонхудота и рода Дайламитского Буя. С одной стороны Караханиды истребили государство Саманидов, с другой стороны Газневиды положили конец их царствованию. С началом правления Махмуди Газнави, который был тюркского происхождения, вопросы родовой принадлежности, ' национальной политики и духа племени стали ослабляться. Махмуд и его предшественники, которые были воспитанниками двора Саманидов, 5 переняли структуру и стиль прежнего руководства и ничуть не изменили его, также и многие национальные традиции и обычаи оставили в подражание им. Однако очевидно, что правители тюркского происхождения не были созвучны с национальными интересами народов Ирана. Поэтому они вместо эффективной национальной политики и укрепления родового правления, преследовали идеи гордости за родовое происхождение, религиозную политику и религиозное единство, границы которого выходили за пределы одного государства и нации. Племена Гузских туркменов в этот момент задались целю в создании правительства Сельджукидов. Это свидетельствует о том, что власть попала в руки разных невежественных правителей, каждый их которых был готов напасть на другого. Это состояние усугубило всеобщую социально-экономического слабость.

Цепь разногласий и раздоров между различными провинциями исчезнувшей империи расширилась, и начались наступления и нападения тюрков. Эти отсталые кочевники, далекие от городской жизни, науки, культуры и религии, с огромным желанием и волнением влились в ислам. Они напали на Иран, Месопотамию, Сирию и Малую Азию и приступили к разорению этих земель, уничтожив все существующие дворцы и постройки.

В итоге, они объединили исламскую Азию с берегов Амударьи до Средиземноморья под руководство одного правителя, и это послужило причиной того, что Сельджукиди заняли такое важное место в исламской религии. После изучения взаимоотношений Газневидов и Сельджукидов, что и является темой, данного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Следует отметить, что сельджукские туркмены (Караханидские и Газневидские тюрки) наряду с другими тюркскими племенами входили в состав военных сил Саманидов и участвовали в большинстве сражений. В годы правления Нух ибн Мансура (976 - 997 г.г.), в одном из его сражений с Караханидами предшественники Сельджукидов принимали участие и помогли ему. В этой войне Нух и его воины одержали победу за пределами Бухары после кровопролитной битвы. Очевидно, что в этой схватке Сельджук, предводитель сельджукских туркменов, встал на подмогу Нух ибн Мансуру и под предводительством его сына Арслана присоединился завоеванной, т.е. Сельджуки еще с тех времен мечтали о правлении и царствовании.

2. С внедрением тюрков по всей территории Ирана произошло немало преобразований: а) заимствование и распространение иранских традиций, б) внедрение культуры, мышления и языка фарси до такой степени, что язык дари заменил все иностранные языки и местные диалекты; в) тюркский язык также оказал влияние в иранской среде, г) восстановление феодальных и фамильных (семейных) отношений, в частности во времена правления Махмуда разрозненный феодальный совет был централизован; д) началось ожесточенная борьба в религиозной сфере Ирана (между суннитами и шиитами).

Однако мы считаем что, если считая внедрение тюрков в Иран считать несущественным, называя их всего лишь подражателями обычаев Саманидов, то это не соответствует исторической действительности. Предполагается, что тюрки на самом деле в делах управления государством подражали обычаям Саманидов, но те изменения и преобразования, о которых говорилось выше, были немаловажными и оказали свое влияние на общество того времени.

1. Другой вопрос, требующий внимания, это размышления султана Махмуда о Сельджуках. Махмуд, прославившийся своей силой и мощью сильно опасался многочисленности туркменов. Принимая у себя предводителя их племени Арслон Исроила, султан Махмуд под предлогом помощи хотел из его уст узнать информацию о численности его войска. Когда Исроил подтвердил информацию о многочисленности своего войска, султан испугался и пришел к выводу, что Сельджукиды усиливающим военную мощь, но при правлении султана Мас'уда это стало одним из орудий немощности и недовольства военных сил, что прежде всего наглядно проявилось в ходе битвы под Данданеканом. Это сражение, считающееся одним из самых кровопролитных войн, привело к гибели великое и могучее государство и сломило такого правителя как Мас'уда, являющегося одним из крупных повелителей Востока.

6. После смерти Мас'уда его сын Маудуд приложил усилия, чтобы хоть как-то укрепить центральную власть. Но его попытки оказались тщетными, так как в управлении государством он продолжил политику отца и совершил еще больше ошибок и упущений. Например, казнил брата своего отца - Мухаммада, и всех тех, которые были причастны к смерти его отца, устранил своего брата Мадждуда, не выполнил обещания, данного другому дяде - Абдурашиду и заключил его под стражу, прислушивался к придворным сплетням и интригам и казнил полководца Артегина и подобных ему. Возможно, вследствие своей неправильной политики он потерпел поражение от сельджукских туркменов, давних врагов рода Газневидов. Два столкновения, произошедших в 1044 - 1046 гг. между Газневидами и Сельджукидами хоть и принесли победу армии Маудуда в первой схватке, во втором сражении они потерпели неудачу. И хотя в следующий раз Маудуд приложил много усилий для достижения цели, болезнь не дала ему возможности претворить их в жизнь.

7. В годы правления потомков Маудуда Газневидские государства один за другим приобретали независимость. В расположении Газневидов остался всего лишь город Газна и северная Индия. Более, чем столетняя война Газневидов и Сельджукидов завершилась в пользу последних. До 30-х годов XII века они ввели в свое подчинение Хорасан, Балх и Герат. Правления Али ибни Мас'уда, Абдурашида и Туграл-узурпатора характеризуются несколькими столкновениями с Сельджукидами, но в большей части непрерывными внутренними конфликтами. Эти конфликты и противоречия шаг за шагом ослабляли и без того немощное государство стала утрата авторитета государства Газневидов до такой степени, что народ уже не видел защиты в его лице. А внутренние и внешние враги стали все выше и выше поднимать голову.

14. В последние годы правления Газневидов, началось противодействие феодалов, гузи, раджи и каждой провинции из числа Гуридов. Они создавали проблему за проблемой до тех пор, пока в 1186 году не завершилось правление Газневидов.

Хусравшах и Хусравмалик были последними правителями семейства Газневидов, которые правили некоторое время в последние годы существования государства Газневидов под нажимом и натиском Гуридов. Хусравшах вступил на трон в 1152 году, и в это время правители Газневидов были уже слабыми и немощными. Потеряв Хорасан, Буст, Балх и Тахористан, они довольсвовались всего лишь Газной и некоторыми провинциями Индии. В это время Санджар находился в плену огузов, и весь Хорасан был в их распоряжении. Закат государства Газневидов и тяжелое положение султана Санджара создало благоприятные условия для правителей Гура. Гиесуддин Мухаммади Сом ввел свои войска в Газну и, выдворив оттуда огузов, посадил на трон своего брата - султана Муиззуддина Мухаммади Сома. Теперь, вместо всемогущих государств региона - царства Сельджукидов и Газневидов, на арену истории выходило другое могучее государство, великими представителями которого были султан Гиесуддин со своим братом султаном Муиззуддином. Во время всего этого периода, когда Гуриды и Гузиды противостояли друг другу, Хусравшах властвовал в Лахоре и, по информации источников, после семи лет своего правления там же и умер.

15. После смерти Хусравшаха последним из правителей государства Махмудов стал Хусравмалик. Он правил в Лахоре и там же попал в плен. Время правления Хусравмалика было временем откровенных нападений и завоеваний Гуридов, так как, не довольствуясь имеющимися в их распоряжении владениями, они каждый год подчиняли одну за другой территории Хусравмалика. Наступление Муиззудина в 1182 году сломило Хусравмалика, так как, взяв в плен его маленького сына и знаменитого слона, Гуриды в 1186 году, нарушив мир, обманом взяли его в плен и затем казнили вместе с его сыном. Таким образом, правлению Газневидов пришел конец, и от их величия и славы, которые когда-то сотрясали Восток, кроме легенды ничего не осталось.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Нажотова, Нигина Баротовна, 2011 год

1. Абулфазли Байхдкй. Таърихи Байхак,й. (История Байхаки) Тасхехи Алй Акбари Фаёз. -Техрон: Машхад, 1350. -1026 с.

2. Абулфазл Байхакй. История Мас'уда. (1030-1041) Перевод с персидского, введение, комментарий и приложения А. К. Арендса. -М., 1969.-1007 с.

3. Абусаъид Абдулхдй ибни Заххок ибни Махмуди Гардезй. Зайн-ул-ахбор (Зайн ал-ахбар). Таълифи Абдулхдййи Х,абибй. -Тех,рон: Бунёди фархангии Эрон, 1347. -351 с.

4. Абушарафи Носех, ибни Зафари Ч^арфодконй. Тарчумаи Таърихи Яминй (Перевод истории Ямини). Бо эхтимоми Чдъфари Шиор. -Тех,рон: Бунгохи тарчума ва нашри китоб, 2537. -671 с.

5. Абуисхрк; Иброхдм ибни Мухаммади Форсии Истахрй. Maco лик вал мамолик (Пути и страны). Бо эхтимоми Эрач,и Афшор. -Техрон: Илмй ва фархангй, 1368. -356 с.

6. Абулфидоъ. Так;вим-ул-булдон (Календарь стран). Тарчумаи Абдумухаммади Оятй. -Техрон: Бунёди фархангй, 1349. -698 с.

7. Абухомид Мухаммади Разолй. Насихат-ул-мулук (Наставление царям). Бо эхтимоми Чдлолуддини Хумой. -Техрон: Х,умо, 1367. -457 с.

8. Абулхасан Алй ибни Зайди Байхакй. Таърихи Байхак, (История Байхак). Бо эхтимоми Ахмади Бахманёр. -359 с.

9. Абулмаъоли Насруллохи Муншй. Калила ва Димна (Калила и Димна). Тасхех ва тавзехи Муч,табо Минавии Техронй. -Техрон: Донишгохи -Техрон, 1362. -451 с.

10. Амир Давлатшох ибни Алоуддавла Бахтишох Оризи Самарк;андй. Тазкират-уш-шуаро (Антология поэтов). Тасхехи Мухаммади Рамазонй. -Техрон: Ховар, 1338. -431 с.

11. Ахмад ибни Алй Низомй Арузии Самаркандй. Чахор макола (Четыре статьи). Бо сайъ, эхтмом ва тасхехи алома Мухаммад ибни Абдувахоб Ьуазвинй. -Техрон: Тахвурй, 1368. -162 с.

12. Ах,мад Алихон. Таърихи Кирмон (История Кермана). Тасхех ва тахшияи Бостонии Порезй, Мухдммади Ибродим. -Техрон: Илмй, 1375.-360 с.

13. Бартольд В.В., Халил Адхам, Ахмад Сайд Сулаймон, Стенли Мин Пауэл. Таърихи давлатхои исломй ва хонадонхои хукуматгар. (История исламских государств и правящих семейств). Тарчумаи Содик; Сачодй. -Ч,. 2. -Техрон, 1375. -644 с.

14. Бахоуддин Мухаммад ибни Хдсан ибни Исфандиёр. Таърихи Табаристон (История Табаристана). Бо эхтимоми Аббос Икбол, -Техрон: Ховар, 1366. 569 с.

15. Балозурй. Футух-ул-булдон (Завоевание стран). -Бейрут, 1980. -787 с.

16. Берунй Абурайхон. Осор-ул-бок;ия (Асар ал-бакия). -Душанбе: Ирфон, 1990. 375 с.

17. Вардан. Всеобщая история Вардана Великого. Пер. с др. арм. Н. Эмина.-М., 1861.-705 с.

18. Давлатдории точикон дар асрхои 1Х-Х1У. (История таджиков в 1Х-Х1У вв.). Мураттиб Нурмухаммади Амиршохй. -Душанбе: Амри илм, 1999. -1008 с.

19. Ибни Надим. ал-Фехрист (ал-Фехрист). Тарчумаи Ризо Тачаддуд. -Техрон, 1346. -611 с.

20. Ибни Халдун. Мукаддимаи Ибни Халдун (Введение Ибн Халдуна). Тарчумаи Мухаммад Парвини Гунободй. -ЧД .-Техрон: Илми ва фархангй, 1369. -672 с.

21. Ибни Хдвкал. Сафарномаи Ибни Хавкал. (Эрон дар «Сурат-ул-арз») (Путевые заметки Ибн Хавкала. Иран в «Сурат ал-арз). Тарчума ва тавзехи Чдъфари Шиор. -Техрон: Амири Кабир, 1366. -400 с.

22. Иззуддин Алй ибни Асир. Ал-Комил фи-т-таърих (Таърихи комили бузурги ислом ва Эрон) (Полная история) (Большая полная история ислама и Ирана). Тарчумаи Алй Хршими Х,оирй. -Ч^. 16, 17, 18,19,20. -Техрон, 1368.

23. Мухаммад ибни Алй ибни Сулаймони Ровандй. Рохдт-ус-судур ва оят-ус-сурур. Таърихи оли Салчук. (Рахат ас-судур и оят ас-сурур. История Сельджукидов). Тарчумаи Мухдммад Ик,бол. -Техрон: Амири Кабир, 1364. -585 с.

24. Мухдммад ибни Ховандшо^и Балхй. (Мирхонд). «Равзат-ус-сафо» (Равзат ас-сафа) -Ч,. 4. Тах,зиб ва талхиси доктор Аббоси Зарёб. -Техрон: Илмй, 1373. -1362 с.

25. Мин^очи Сир очи Ч,узчонй. Табакоти Носирй (Табакат Насири). Бо эх.тимоми Абдулдаййи Хдбибй. -4^.1. -Кобул, 1342. -502 с.

26. Мухдммад ибни Алй ибни Мухдммади Шабонкорай. Мачмаъ-ул-ансоб (Маджма' ал-ансаб). Тас^е^и Мирхошими Мухдддис. -Техрон: Амири Кабир, 1363. -347. с.

27. Мукддцасй. А^сан-ут-такосим фи маърифат-ал-аколим (Ахсан ат-такасим фи маърифат ал-акалим). Тарчумаи Алинакди Мунзавй, -Техрон, 1361. -568 с.

28. Мухдммад Крсим Х,индушох,и Астарободй. Таърихи Фаришта (История Фаришты). 1. Чопи сангй. -Бомбей, 1937. -511 с.

29. Насир-и Хусрав. Сафар-наме. (Книга путешествий). Пер с перс. Е.С. Бертельса. -М-Л., 1953. -400 с.

30. Низомулмулк. Сиёсатнома (Сиасетнаме). Тасх,ех,и Аббоси Ик;бол. -Техрон: Асотир, 1372. -299 с.

31. Мах,муд ибни Мухдммад. Таърихи Сало чу ка ё мусомирату-л-ахбор ва мусоирату-л-ахёр (Таърих Саладжука или мусамират ал-ахбар и мусаират ал ахяр). Ба тасх,е* ва эх,тимоми доктор Усмони Турон. -Техрон: Асотир, 1362. -366 с.

32. Мухдммад ибни Иброх,им. Таърихи салчукдёни Кирмон (История сельджукидов Кермана). Бо тасх,ех, ва тахдшяи Бостонии Порезй. -Техрон: Китобфурушии Тахурй, 1343. -269 с.

33. Садр-ад-дин Али ал-Хусайни. Ахбар ад-даулат ас-селджукиййа (зубдат ат-таварих) фи ахбор ал-умара ва-л мулук ас-селджукиййа).

34. Издание текста, перевод, введение, примечания и приложения З.М. Буниятова. -М., 1980. -272 с.

35. Сайфуддин Хрчй ибни Низоми Укдйлй. Осор-ул-вузаро (Асар ал-вузара). Ба тасх.е* ва таъликд Мирчалолуддин Хусайнии Урмавии Мухаддис. -Техрон: Иттилоот, 1364. -368 с.

36. Та'рих-и Систан. («История Систана») Перевод, введение и комментарий Л.П. Смирновой. -М., 1974. -574 с.

37. Хондамир. Риёсуддин ибни Х,умомуддини ал-Хусайни Хондамир. Таърихи «Хабиб-ус-сияр фи ахбори афроди башар» (История «Хабиб ас-сияр фи ахбар афрад башар). -Техрон: Китобхонаи Хаём, 1333. -Ч.2. -837 с.

38. Хондамир. Дастур-ул-вузаро (Руководство для визирей). Бо эхдтшми Саъид Нафисй. -Техрон: Ик;бол, 2535. -746 с.

39. Х,удуд-ул-олам мин-ал-машрик; ила-л-магриб (Худуд ал-алам мин ал-машрик илал магриб). Бо эх,тимоми Манучехри Ситуда. -Техрон: Китобхонаи Тахурй, 1362. -252 с.

40. Х,амдуллох,и Муставфй. Таърихи гузида (Избранная история). Нашри факсимилеи Эдуард Браун. -Техрон: Дунёи китоб, 1361. -700 с.

41. Унсур-ал-маъолии Кайковус ибни Искандар ибни Крбус ибни Вашмагир ибни Зиёр. Крбуснома (Кабуснаме). Бо эх,тимом ва тасх,ех,и Гуломхусайн Юсуфй. -Техрон: 1373. -609 с.

42. Акрами Бахромй. Таърихи Эрон. Аз зухури ислом то сукути Баодод (История Ирана. От возникновения ислама до упадка Багдада). -Ш. 42. -Техрон: Донишсарои олй, 1350. -785 с.

43. Абдулазизи Ризой. Таърихи дахдазорсолаи Эрон. Аз силсилаи Газнавиён то инкдрози Сафавия (Десятитысячелетняя история Ирана. От силсилы Газневидов до упадка Сефевидов). -Техрон: Поиз, 1368. -Ц.Ъ. -399 с.

44. Азизуллохд Баёт. Шиносоии манобеъ ва маъхази таърихи Эрон. Аз ofo3 то силсилаи Сафавия (Знакомство с историческими источниками Ирана. От начала до силсилы Сефевидов). -Техрон: Амири Кабир, 1370. -264 с.

45. Аббоси Парвиз. Таърихи Даёлама ва Газнавиён (История Дейлемидов и Газневидов). -Техрон: Кутуби Эрон, 1336, -719 с.

46. Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII в. -Ашхабад: Илым, 1963. -293 с.

47. Агаджанов С.Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в XI-XII в. -М., Наука, 1991. -302 с.

48. Агаджанов С.Г. Некоторые проблемы истории огузских племен Средней Азии. //ТС. 1970. -М., 1970. -155 с.

49. Агаджанов С.Г. Огузская проблема и задачи ее изучения. //ТС. 1973.-М., 1973.-125 с.

50. Алиев Ариф. Иран и Ирак история и современность. -4.1. -М., Наука, 2002. -768 с.

51. А. Язбердиев. Великий сельджукский султан Тогрулбек туркмен и мусульманские библиотеки. // MIRAS. -№ 3. 2005. -С. 118-122.

52. Абдулх,усайни Зарринкуб. Таърихи мардуми Эрон. Аз поёни Сосониён то поёни Оли Буя (История иранского народа. От конца правлнеия Сасанидов до конца правления Буидов). -4,2. -Техрон: Амири кабир, 1367. -605 с.

53. Анвари Сулаймон. Девони истифо дар х.укумати Разнавиён ва Салчукдён (Диван истифа в правительствах Газневидов и Сельджукидов). II Баррасих,ои таърихй., 1352. -№ 6. -С. 5-29.

54. Абдул^одй Хрирй. Эрон ва чах,они ислом (Иран и исламский мир). -281 с.

55. Акикуллох,и Пажвок. Рурриён (Гуриды). -Кобул, 1349. -290 с.

56. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. //Соч.: В 9 Т.-М.: ИВЛ, 1963.-Т.1. -758 с.

57. Бартольд В. В. Тохаристан. // Соч. -М., Наука, 1965. -Т.З. -С. 514515.

58. Бартольд В. В. Хутталь. // Соч. -Т. 3. -С. 555-557.

59. Бартольд В. В. Чаганиан. // Соч. -Т. 3. -С. 558-559.

60. Бартольд В. В. Хорезм. // Соч. -Т. 3. -С. 544-552.

61. Бартольд В.В. Алп-тегин. // Соч. -М., ИВЛ. 1971. -Т.VII. -С. 483.

62. Бартольд В.В. Алитегин. II Соч. -М., ИВЛ, 1964. -Т.П. -С. 491-492.

63. Бартольд В.В. Алтунташ. //Соч. -М., -T.IL -С. 493.

64. Бартольд В. В. Балхан. // Соч. -Т.З. -С. 363-365.

65. Бартольд В. В. Термез. // Соч. -Т.З. -С. 504-508.

66. Бартольд В. В.Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве. -М., ИВЛ. 1966. -Т.IV. -С. 303-319.

67. Бартольд В. В. Байхаки Абулфазл. // Соч. -М., ИВЛ, 1973. -Т.VIII. -С. 583-585.

68. Бартольд В. В. История изучения Востока.

69. Бартольд В. В. Работы по истории ислама. // Соч. -Т.VI -М., Наука, 1966.

70. Босворт К. Э. Таърихи Газнавиён (История Газневидов). Тарчумаи Хдсани Ануша. -Ч^. 1-2. -Техрон: Амири Кабир, 1378. -523 с.

71. Босворт К.Э. Мусулманские династии, (справочник по хронологии и генеалогии) Перевод с анг. И примеч. П.Н. Грязневича, -М., Наука, 1971.-324 с.

72. Босворт К.Э. Силсилахои исломии чддид (Новая исламская сислсила). Тарчумаи Фариддун Бадрай. -Техрон, 1371.

73. Барзарк,и Хучандй, Хдйрати Гуванй. Донишномаи забон ва адабиёти форсй (Энциклопедия персидского языка и литературы). Бо сарпарастии Исмоили Саъодат. -Ч,. 2. -Техрон, 1386. -766 с.

74. Барнорд Люис., Луин Мосинюн., А. Хдмадонй. Исмоилиён дар таърих (Исмаилиты в истории). Тарчумаи Яысуби Ожанд. -Техрон: Мавло, 1363, -493 с.

75. Бертельс А.Е. Насир-и Хусрав и исмаилизм. -М., ИВЛ, 1959. -290 с.

76. Бертельс А.Е. Суфизм и суфийская литература. //Избранные труды. -ТЛИ. -М., Наука, 1965. -518 с.

77. Буллиет Р.В. Религиозно-политическая история Нишапура в XI в. // Мусульманский мир 950-1150.-М., 1981.-С. 89-110.

78. Валдман М. Замони зиндагй ва корнамоии Байхдкй (Этапов жизненного и героические поступки Байхаки). Тарчумаи М. Иттиходй. -Техрон, 1375.

79. Гафуров Б. Г. История таджикского народа (в кратком изложении). -М., Наука, 1955.

80. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. -Душанбе: Ирфон, 1998. Кн. II. -412 с.

81. Гафуров Б.Г. О причинах возвышения и падения Саманидов. // Советское востоковедение. М., 1958. -С. 51-55.

82. Гафуров А. Имя и история. Об именах арабов, персов, таджиков и тюрков. -М., 1987. -324 с.

83. Гордлевский В.А. Государство Сельджукидов Малой Азии. Изд. Академии наук СССР. -М., 1941. -198 с.

84. Гордлевский В.А. Из комментариев к староосманскому преводу хроники малоазиатских Сельджуков.-М., 1911.

85. Гулямов Я.Г. История орошения Хорезма с древнейших времен до наших дней. -Ташкент, 1957. -487 с.

86. Гусейнов P.A. К истории тюрок XI-XII вв. ТИИАН АзССР, -Т. XII, -Баку, 1957.

87. Гусейнов P.A. Сельджукская тематика в современной историографии. -ТС. 1970. -М., 1970. -522 с.

88. Грусе Руне. Имперотурии сахронавардон (Империя кочевников). Тарчумаи Абдул^усайни Майкада. -Техрон: Илмй ва фархднгй, 1353-1368.-1016 с.

89. Гуломхусайн Юсуфй. Пири сиёсат (Старец истории). //Донишкадаи адабиёти Машхдд. -№ 1-2. -Техрон:Донишгоди Машхдц, 1347. -408 с.

90. Foh6ob Голиб. Таърихи Хатлон аз ofo3 то имруз (История Хатлона с начала до наших дней). -Душанбе: Дониш, 2006. -906 с.

91. Давидович Е.А. Клады древних и средневековых монет Таджикистана. -М., Наука, 1979. -462 с.

92. Давидович Е.А. Нумизматические материалы для истории развития феодальных отношений в Средней при Саманидах.-«Тр. АН Тадж. ССр», -Т.27.-Сталинабад, 1954. -325 с.

93. Джикиев А. Материалы по этнографии мангышлакских туркмен. ТИИАЭ АН ТССР, -Т.VII, 1963. -105 с.

94. Довуди Исфахони. Ташкилоти низомии Салчукиён (Военная организация Сельджукидов). // Баррасихои таърихй. -№5. -Техрон, 1352. -277 с.

95. Давлатшохи Самаркандй. Тазкират-уш-шуаро (Антология поэтов). Бо тасхехи Мухдммад Аббосй. -Техрон, 1337. -500 с.

96. Доират-ул маорифи форсй (Персидская академия) . Бо сарпарастии Гулом Хусайни Мусохдб. -Ч,. 1. «А-С». -Техрон: Франклин, 1345. -1425 с.

97. Дж. Т. Скэнлон. Заметка о фатимидско-сельджукской торговле. Перевод с англ. В. В. Наумкина. // Мусульманский мир. -М., Наука, 1981.-С. 282-291.

98. Довуди Д. Денежное обращение древнего и средневекового Хатлона. (V в. до н.э.- нач. XX в.н.э.) -Душанбе, 2006. -347 с.

99. Довуди Д. Клад чаганианских дирхемов XI в. из Хисара. -Душанбе, 2007. -108 с.

100. Еремеев Д. Происхождение тюрков и туркмен Турции и основные этапы их истории. Этнические процессы в странах Передней Азии. -М.-Л., 1963.-394 с.

101. ЮЗ.Еренов А. Очерки по истории феодальных земельных отношений у казахов. -Алма-Ата, 1961. -422 с.

102. Ершов С.А. Денданакан (археологическая разведка у Ташрабата в 1942 г.).-КСИИМК. Вып. 15. -М., 1947. -308 с.105. Ёдномаи Абулфазли Байхакй. (Воспоминание Абулфазла Байхаки) -Машхад, 1351.-829 с.

103. Жанрол Серпреси Сояксй. Таърихи Эрон (История Ирана). Тарчумаи ок;ои Сайд Мухаммадтакии Фахрудоии Гелонй. -4^.2. -Техрон: Дунёи китоб, 1366. -830 с.

104. Заходер Б. Н. История восточного средневековья (Халифат и ближний Восток) -М., МГУ, 1944. -152 с.

105. Заходер Б. Н. Хорасан и образование государства Сельджукидов. // Вопросы история, 1945, -№ 5- 6. -С. 18-32.

106. История таджикского народа. -М., 1964. -491 с.

107. История Туркменской ССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. -Т. 1 .-Ашхабад: Академии наук ТССР, 1955. -845 с.

108. Исои Сиддик. Таърихи фарханги Эрон. Аз 0F03 то замони хозир (История культуры Ирана. От начала до настоящего времени). -Техрон: Донишгохи Техрон, 1347. -581 с.

109. Икбол Аббос. Вазорат дар ахди салотини бузурги салчукй (Министерства в период великих сельджукидских султанов). -Техрон, 1338.-362 с.

110. Инсофпур Буломризо. Сохти давлат дар Эрон. Аз ислом то юриши мугул (Государственной устройство в Иране. От ислама до моногольского нашествия). -Техрон: Амири Кабир, 2536. -756 с.

111. Лауст А. Религиозные волнения в Багдаде в IV-V вв. // Мусульманский мир 950-1150. -М., Наука, 1981. -С. 189-206.

112. Лунина С.Б. Гончарное производство Мерва X-XII вв. // Труды ЮТАКЭ. Т. XI. -Ашхабад, 1962. -120 с.

113. Лунина С.Б. Некоторые результаты археологического изучения средневекового Мерва. //Материалы по истории и археологии Средней Азии. -Ташкент, 1972. -677 с.

114. Лунина С.Б. О культурных связях средневекового Мерва. // Средняя Азия в древности и средневековье. -М., 1977. -392 с.

115. Караев О. История караханидского каганата. (Х-начала XIII вв.) -Фрунзе: Илым, 1983. -301 с.

116. Крымский А. История Персии и литературы. -М., 1914. -438 с.

117. Казн К. Кочевники и оседлые в средневековом мусульманском мире. // Мусульманский мир 950-1150. -М., Наука, 1981. -С. 189-206.

118. Кух,зод А. Лашкаргох, (Военный лагерь). -Кобул, 1332. -152 с.

119. Ле Стренч. Ч,угрофиёи таърихии сарзаминх,ои хилофати шаркй (Историческая география восточного халифата). Тарчумаи Ма^муди Ирфон. -Техрон: Илмиву фар^ангй, 1367. (чопи саввум). -899 с.

120. Муртазо Мутавдарй. Хадамоти мутакобили Ислом ва Эрон (Службы, противостоящие Исламу и Ирану). -Душанбе: Пайванд, 2007. -660 с.

121. Мухдммад ибни Начиби Бакрон. Чд^оннома (Джаханнаме). Бо кушиши Мухаммадамини Раёх,й. -Техрон, 1342. -789 с.

122. Масон В.М. Ромодин В.А. История Афганистана. -М., Наука, 1964. -Т.1.-464 с.

123. Мец А. Мусульманский ренессанс. Перевод с немец. И предисловие А.Е. Бертельса. -М., Наука, 1966. -458 с.

124. Мирзо Шукурзода. Х,амзистии точику турк аз нигохи орифони порсигуй (Сосуществование таджиков и тюрков с точки зрения персоязычных гностиков). // Точикон дар кдламрави ориёно. -Душанбе: Деваштич, 2007. -478 с.

125. Муллоджанов Сайфулло. «Тарих-и-Масуди» Абулфазла Байхаки как источник по изучению государственного устройства Газневидов.

126. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук). -Душанбе, 2000. -169 с.

127. Муллоджанов С. «Тарихи Мас'уди» Абулфазла Байхаки о Дехистане. // Эпоха нового возрождения и древняя история Дехистана. -Ашгабат, 2008. -С.250-251.

128. МуллоДжонов С. Абулфазл Байхаки о государственных традициях Саманидов (таджиков). // Саманиды: эпоха и истоки культуры. -Душанбе, 2007. -С. 90-95.

129. Миргулом Мухаммади Губор. Афгонистон дар масири таърих (Афганистан в течении истории). -Техрон: Ч,умхурй, 1374. -841 с.

130. Махдии Саидй. Ч^угрофияи таърихии Марв (Историческая география Мерва). -Техрон: Бунёди мавкуфоти Махмуди Афшор, 1386. -298 с.

131. Милони А. Таърих дар «Таърихи Байхаки» (История в «Таърих-е Байхаки). // Эроншиносй, 1374. -№ 4. -С. 45-51.

132. Мальцев Ю.С. Географические представления ученых научной школы «Байт-ул-хикма» в эпоху ал-Хорезми. Географическая карта мира ал-Хорезми по книге «Сурат-ул-арз». -Душанбе, 1985. -278 с.

133. М. А. Мамедов. Вопросы научной реконструкции мавзолея султана Санджара. II MIRAS. -№ 4. 2002. -67 с.

134. М. Каджарова. Дехистан в диалоге культури цивилизаций. // MIRAS. -№ 4. 2008. -С. 12-21.

135. Пигулевский Н.В., Якубовский О.Ю., Петрушевский Э.П. Таърихи Эрон (аз даврони бостон то поёни садаи хаждахуми мелодй)

136. История Ирана. С древнего периода до конца восемнадцатого века н.э.). Тарчумаи Карими Кишоварз. -Тех,рон: Паем, 1354, 714 с.

137. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. -Ленинград, 1966. -645 с.

138. Пугаченкова В.А. Ртвеладзе Э.В. Северная Бактрия. // Тохаристан. Очерки истории и культуры. Древность и средневековье. -Ташкент: Фан, 1990. -218 с.

139. Ртвеладзе Э.В. К биографии Фаррухи. // Художественная культура Средней Азии IX-XIII веков. -Ташкент, 1983. -195 с.

140. Росляков A.A. Краткий очерк истории Туркменистана (до присоединения к Росии). -Ашхабад: Туркменгосиздат,1956. -194 с.

141. Росляков A.A. К вопросу о государственной организации у туркмен в средние века. // ИТФАН СССР-1951, -№1. -289 с.

142. Росляков A.A. Первые Сельджукиды. // Известия Турк. ФАН СССР. 1951.-№3, -342 с.

143. Росляков A.A. Туркмены и Огузы. // Уч. Зап. ТГУ-Вып. 73, -Ашхабад, 1955. -180 с.

144. Рудольф Шнайдер. Политические центры и художественные силы в сельджукском Иране. Проблемы перехода. // Мусульманский мир. 950-1150. -М., Наука, 1981. -С. 221-230.

145. Р. В. Буллиет.Религиозно политическая история Нишапура в XI в. Перевод с англ. В.В. Наумкина. // Мусульманский мир -950-1150 -М., Наука, 1981. -С.89-110.

146. Р. Фрай. Наследие Ирана. -М., Наука, 1972. -560 с.

147. Расули Чдъфариён. Мак,олоти таърихй (Исторические очерки). -Техрон, 1374. -608 с.

148. Рах,монов Э.Ш. Тоцикон дар оинаи таърих (Таджики в зеркале истории). -Душанбе: Шарки озод, 1996. -436 с.

149. Семенов А. А. Древности Абивердского района. -Ташкент, 1931. -219 с.

150. Семенов A.A. К вопросу о происхождении слова «сельджук». //БАН УзССР, 1946, №3. -112 с.

151. Семенов А. А. К истории города Нисы в XII в. // ТЮТАКЭ, -Т. V, 1955. -595 с.

152. Солех; Паргорй. Шикасти Дандонакон, натинаи истибдоди раъйи султон (Поражение Данданакан, последствия деспотизма султана). // Эроншинохт, 1378, -№13.- 410 с.

153. Строева JI. Г. Государство Исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. -М., Наука, 1978. -274 с.

154. Салихов М. Издание «Истории Байхаки»-памятника раннеперсидской и таджикской прозы. // Справочник Лен.гос.унив. -Л., 1967. -№ 369. -С. 56-64.

155. Саййидч;аводи Таботабой. Хоча Низомулмулк (Хаджа Низам-ал-мулк). -Техрон: Тарх,и нав, 1375.

156. С. А. Миробидинй. Балх дар таърих ва адаби форси (Балх в персидской истории и литературе). -Техрон, 1371. -376. с.

157. Сайд Нафисй. Дар пиромуни Таърихи Байхд^й (Шомили осори гумшудаи Байдакй ва таърихи Газнавиён). (Об истории Байхаки.(3атерянная история Байхаки и история Газневидов)) -Техрон, 1342.-Я2.-1112 с.

158. Тамара Райе. Сельджуки кочевники-завоеватели Малой Азии. Пер. с англ. О.И. Миловой. -М., ЗАО Центрополиграф, 2004. -238 с.

159. Таърихи муфассали ислом аз тулуъи ислом то замони х,озир (Подробная история ислама от возникновения ислама до настоящего времени). -Ч^. 1. Ик,тибос ва нигориши Имодуддини Х,усайни Исфах,онй -Техрон: Иттиход, 1378. -1151 с.

160. Ходжаниязов Т. Денежное обращение в государстве Великих Сельджуков (по данным нумизматики). -Ашхабад, 1977.

161. Ходжаниязов Т. Каталог монет Великих Сельджукидов. -Ашхабад, 1979. -257 с.

162. Ходжаниязов Т. Раскопки объектов сельджукской эпохи в Старом Мерве.-Мерв в древней и средневековой истории Востока. -Ашхабад, 1990.

163. Халили Халилуллох. Салтанати Разнавиён. (Правление Газневидов) -Кобул, 1333. -371 с.

164. Халили Халилуллох. Осори бостонии шахри Разна (Древние памятники города Газны). // Ахбори донишгохи Машхад., 1355. -№ 5. -С.12-28.

165. Х,ак;назар Назаров. Авомили сууд ва сукути давлати Сомониён (Факторы подъем и упадка Саманидов). -Душанбе: Ирфон, 1999. -139 с.

166. Х,абибй А. Тахкдкд бархе аз амокини Таърихи Байхакд (История некоторых местностей в «Таърих-е Байхаки). // Ягмо, 1349. -№ 8. -С. 815.

167. Шариф Мухаммад Мансур Муборакшах. Адаб ал-харб ваш-шуджаат (Правила ведения войны и мужество) -Душанбе, 1997. -300 с.

168. Эдуард Браун. Таърихи адабиёти Эрон. Аз Фирдавсй то Саъдй (История литературы Ирана. От Фирдоуси до Са'ди). Тарчумаи Фатхуллои Мучтабой. -Техрон: Марворид, 1373. -Ч,. 2. -464 с.

169. Энн. К. С. Лэмбтон. Аспекты расселения сельджуков-огузов в Иране. // Мусульманский мир -950-1150 гг. М., Наука, 1981. -С. 123144.

170. Энн. К.С Лембтон Тадаввул ва тахаввул дар таърихи миёнаи Эрон (Преобразовательные процессы в средневековой истории Ирана). Тарчумаи Ожанд. -Техрон, 1370. -470 с.

171. Эрачи Афшор. Турбати низом ва турбатбах.ои дар Исфах.он (Турбати низам и турбатбахаи в Исфахане). // Ягмо. -Техрон: Ормон, 1355. -776 с.

172. Якубов Ю., Довуди Д., Филимонова Т. История Куляба с древнейших времен до наших дней. -Душанбе: Дониш, 2006. -362 с.

173. Якубовский А. Ю. Махмуд Газневи: к вопросу о происхождении и характере газневидского государства.// Фирдоуси, 934-1934. Ленинград, 1934. -С. 51-96.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.