Формирование и развитие института мазалим в досоветском Таджикистане: историко-правовое исследование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Одинаев, Рамазон Сафарович
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат наук Одинаев, Рамазон Сафарович
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Формирование механизмов осуществления правосудия и периодизация истории мазалим в досоветском Таджикистане
§ 1. Возникновение первых механизмов правосудия в истории Таджикистана и мазалим как институт, осуществляющий правосудие
§2. Обоснование причин учреждения института мазалим
в зороастрийский и исламский периоды развития
§3. Периодизация истории института мазалим в досоветском Таджикистане
Глава 2. Становление и развитие института мазалим в досоветском Таджикистане
§ 1. Становление и развитие царского суда (мазалим) в
зороастрийский период
§2. Формирование и развитие института мазалим в исламский период развития
Глава 3. Институт мазалим: порядок формирования, полномочия, судопроизводство и исполнение решений
§ 1. Особенности формирования суда мазалим и его полномочий
в исламский период развития
§3. Судопроизводство мазалима и особенности исполнения им
решений других органов правосудия
Заключение
Список использованных источников и научной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
История судопроизводства досоветского Таджикистана: историко-правовое исследование2011 год, кандидат юридических наук Абдулхонов, Файзали Махмудович
Институт военного судьи в досоветском Таджикистане (историко-правовое исследование)2015 год, кандидат наук Табаров, Навруз Довудходжаевич
Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана: досоветский период2009 год, доктор юридических наук Буриев, Имонкул Бозорович
Эволюция институтов преступления и наказания на территории исторического и современного Таджикистана: историко-правовое исследование2015 год, кандидат наук Азизов, Убайдулло Абдуллоевич
Конституционные основы регламентации и реализации прав и свобод человека и гражданина в Республике Таджикистан2015 год, кандидат наук Диноршоев, Азиз Мусоевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование и развитие института мазалим в досоветском Таджикистане: историко-правовое исследование»
Введение
Становление и развитие правового государства, создание гражданского общества в Таджикистане, предполагает признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека как главной обязанности государственной власти. Эта обязанность должна находить отражение в деятельности всех ветвей власти. Особую роль при этом отводится деятельности судов - институтов государственности, осуществляющих правосудие. Кроме того, одним из важнейших задач, возлагаемых правовым государством на правосудие, - не позволять публичным властям выходить за пределы «правового поля»,1 - эти две задачи актуальны сейчас, они являлись актуальными и в историческом развитии таджикской государственности.
Поставленные задачи и цель создания национальной государственности Республикой Таджикистан потребовали проведение правовых реформ в сфере государственности, в частности проведение судебно -правовой реформы. Эффективность данной реформы, как показал опыт ее проведения в различных государствах мира, во многом зависит от использования внутренних факторов и предыдущего опыта организации судебной власти, тех методов и средств, которые были использованы однажды и дали положительные результаты. Проведение реформ, основанных на отечественном и мировом опыте, может не только обогатить таджикскую юридическую науку, но и добиться весьма эффективных результатов от его использования. Но еще большую значимость здесь имеют древние традиции, менталитета народа, использование проверенных временем общественных и государственных институтов и средств борьбы с правонарушениями.
костров Г. Почему суд не становится третьей властью / Российская юстиция. 2001. №12. С.46.
Следует отметить, что история таджикской государственности богата в этом смысле институтами, установленными для совершения правосудия. Конечно, учреждение различных судебных институтов имело и имеет свою специфику в истории конкретных эпох. Общим же было то, что с их помощью общество и власти могли обуздывать массовые правонарушения, эффективно бороться с нарушениями закона и восстанавливать порядок, показывают, что принадлежащие их авторам основные идеи и их исторический опыт могут быть использованы не раз и в будущем.
Анализ организации й деятельности институтов правосудия в истории государственности Таджикистана, равно как и других государств региона, сегодня, становится особо актуальным. При этом процесс формирования национальной государственности требует выявления и исследования путей становления и развития судебных органов, закрепления их полномочий в разные периоды развития государственности, учета их опыта в создании государственности и единого гражданского общества в независимом таджикском государстве. Некоторые принципы функционирования институтов судопроизводства могут представлять интерес в плане сравнения с институтами правосудия других в частности, азиатских и европейских и современных стран, а некоторые и в плане преемственности и для совершенствования законодательства.
Кроме того, изучение Сасанидского периода истории становления и развития органов правосудия связано также и с малоизученностью данного периода истории права и государства в историко-правовой науке Республики Таджикистан.
При изучении организации правосудия Сасанидского государства необходимо также исходить из структуры государственного устройства. Учреждение судебных органов и их функционирование напрямую свя-
заны с административно - территориальным делением государства. Всесторонний научный анализ данной взаимосвязи весьма интересен с точки зрения того, что на протяжении долгого исторического времени судебная власть и администрация были неразделимы и административные чиновники имели полномочия свершения правосудия.
Изучение отдельных судебных институтов, в том числе института мазалим становится актуальным и потому, что появление и его развитие, особенности и закономерности в его функционировании раскрывает многие аспекты правовой действительности конкретных периодов истории таджикского народа. Мазалим от арабского слова «зу-лама» и глагола «залама», означает - «что-то взятое от своего места», или «поставленное в другое место с уменьшением или добавлением», «идти неправильным путем», «нарушать чего -то», а тазлим «заявление, жалоба о насилии или притеснений кого-то», слова мазалим означает восстановленную справедливость в отношении прав кого-то. В право-ведческой литературе «мазалим» от слова зулм - насилие, во множественном числе мазолима, используется в значении судьи или органа, осуществляющего правосудие.1
научной литературе как научный термин «мазалим» использовано в смысле «судьи», «суд», «царский суд», «чрезвычайный суд», «светский суд», «административный суд», «орган правосудия», «ведомство жалоб», «диван жалоб», «диван правосудия». В исторических источниках «мазалим» означал как судью, судебный орган, так и процесс. Эти названия также свидетельствуют о разнообразных полномочиях, которые, несмотря на иные направления деятельности, всегда связывались с судопроизводством и осуществлением правосудия. Поэтому в работе
1 См.: Буриев И.Б. Диван мазалим: возникновение, эволюция, сфера подсудности/ Изв. Академии наук Республики Таджикистан: Сер.: философия и право. Душанбе, 2008. №2. С.130.
институт правосудия охватывает все значения данного института, связанные как с осуществлением правосудия, так и функциями судебного и общего надзора за деятельностью как судебных, так и иных органов государственной власти и управления.
Мазалим является специфическим институтом государственности, исследование которого раскрывает уникальность данного института, вобравший в себя элементы системы общего и специального суда; суда первой, апелляционной и кассационной инстанций; а также надзорного органа.
Все вместе являются важными факторами, обуславливающими актуальность выбранной темы научного исследования.
Степень изученности проблемы. Несмотря на интересную историю и значимость института мазалим в осуществлении правосудия в историй таджикской государственности, на чрезвычайную актуальность способов его функционирования, объективной оценки роли и значения мазалима в жизни древнего и средневекового таджикского общества до сих пор в таджикской науке не дано, его место в системе институтов государственности не определено.
Правда, некоторые общие сведения о мазалиме встречаются в учебниках по истории государства и права Таджикистана, а также в работах по истории Таджикистана Б.Г. Гафурова, А. Меца, И.П. Петрушев-ского, H.H. Негматова, Р.Ш. Сативалдыева, А.Г. Халикова.1 Не имеем мы также и специальных работ об институте мазалим.
1 Сативалдыев Р.Ш. История политических и правовых учений. Душанбе, 2011. 460 с; Гафуров Б. Г. Таджики. Душанбе, «Ирфон», 1989. Кн. 1. 384 с; Негматов H.H. Государство Саманидов. Душанбе, 1972; Халиков А.Г. История государства и права Таджикистана. Душанбе, 2002. 4.1. 301 е.; Буриев И.Б. История государства и права Таджикистана. Душанбе, 2007. Т.1, ч.1-2. 244 е.; Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука, 1973. 471 с.и др.
В аспекте исследуемой темы следует отметить работу И.П.Петрушевского, где он, анализируя историю ислама в Иране, пишет
0 существовании «царского», «светского» или «административного» суда в Иране.1 Из трудов иранских исследователей можно отметить работы М. Сокита «Судебные институты в Иране» и «Правосудие в исламе» . Указанные работы посвящены институтам правосудия в исламе, Иране и на территории досоветского Таджикистана. В них затрагиваются и некоторые аспекты рассматриваемого института, приводятся редкие, но конкретные примеры судопроизводства мазалим. Из историков права более глубоко данная тема рассмотрена И.Б. Буриевым.3
Таким образом, мазалим, как институт государственности, осуществляющий правосудие в советской и постсоветской историко-правовой науке, является малоизученной темой. Он не изучен не только в юридической науке Таджикистана, но и в соседних государствах. Так остались нераскрытыми такие проблемы, как причины учреждения мазалим, правовое положение, соотношение полномочий мазалима с другими институтами правосудия, вопросы преемственности, в деятельности мазалим в разных периодах истории, в частности деятельность Царского суда и Т.д.
Комплексное изучение института мазалим достаточно актуально, и это является основанием для выбора именно данной темы для научного исследования.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является комплексное исследование генезиса и эволюции одного из
1 Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII - XV вв. Л., 1966. 400 с.
2 Сокит М.Н. Институты правосудия в исламе. Тегеран, 1325х; Он же. Правосудие в исламе. Тегеран, 1382 х. (на перс. яз.).
3 Буриев И.Б. Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана (досоветский период). Душанбе, 2008. С. 197 - 198; Буриев И.Б. Судебные институты государственности. Душанбе, 2010.С.70-78.
7
важнейших институтов государственности, осуществляющий правосудие - института мазалим в контексте истории государственно - правового развития таджикского народа, выявление особенностей и закономерностей действия и развития данного института, его правового положения и полномочий.
При этом автор основывался на достижениях современной правовой науки, на источниках национального права, на свидетельство письменных памятников. Для достижения целей исследования были поставлены следующие задачи:
- выявить более ранние механизмы осуществления правосудия в Авестийский период истории Таджикистана, что будет способствовать раскрытию причин возникновения институтов правосудия в дальнейшем;
- определить и охарактеризовать мазалим как институт государственности, имеющий судебные полномочия в досоветском Таджикистане;
- раскрыть сущность и причины учреждения института мазалим;
- проанализировать формы и элементы судопроизводства мазалим;
- исследовать комплекс вопросов, связанных с механизмом принятия. жалоб, принятие решения, приговора и исполнения решений или приговоров мазалим;
- определить источники судопроизводства мазалим;
- провести историко-сравнительный анализ состава, правовой силы решений мазалим и их место в судебной системе досоветского Таджикистана;
- выявить и обобщить практику разрешения споров мазалим;
- показать современное значение деятельности судебных органов на основе изучения правового опыта института мазалим досоветского Таджикистана.
Объектом исследования являются правовые отношения, связанные с определением правового положения, организацией и проведением, этапами и участниками судопроизводства мазалим.
Предметом исследования теоретическое и историко-правовое изучение правовых источников, положение доктрин и практики судопроизводства в формировании и развитии института мазалим и его правовой статус в зороастрийский и исламский период развития государственности Таджикистана с древнейших времен и до XIX века.
Теоретические и нормативные основы исследования. При анализе и исследовании отдельных вопросов мы широко использовали теоретические положения и выводы С.С. Алексеева, Б.Г. Гафурова, В.Е. Гу-лиева, В.Г. Графского, Д.М. Зоирова, И.А Исаева, Т.В. Кашаниной, Б.М. Лазарева, Б.И. Литвинского, Л.С. Мамута, А.В.Малько, М.Н. Марченко, Н. Матузова, A.M. Мандельштама, А. Меца, Г.И. Муромцева, B.C. Нер-сесянца, Ф.Т. Тахирова, В.А. Томсинова, В.Е. Чиркина, Л.Р. Сюкияйне-на, Р.Ш. Сативалдыева, B.C. Соловьева, И.Д. Сафарова, З.А. Саидова, Ш.З. Уразаева, А.Г. Халикова и др.
Эмпирической базой послужили нормативные материалы, в основном, оригинальные правовые источники зороастрийского и мусульманского средневекового периода, изданные в разные годы и применявшиеся на территории Таджикистана с древнейших времен до начала XX века. Наряду с этими источниками, были использованы также исторические источники, в которых имеются весьма важные сообщения о правовой жизни и судопроизводстве мазалим в государствах Ахеменидском,
Сасанидском, Арабском халифате, и от государства Саманидов и до Мангытов.
Методологической основой исследования являлись законы и категории философии и диалектики, исторический, логический, сравнительно-правовой методы, метод системного анализа, а также цивилиза-ционный подход к анализу правовых явлений и оценки объекта исследования, учет общенаучных и частнонаучных методов познания в исследовании, выявление закономерностей и особенностей в правовом развитии исследуемого института.
Содержащиеся в работе выводы и положения опираются на разработанные в теории и истории права и государства, отраслевых юридических науках категории, теоретические положения и выводы.
Научная новизна работы. Настоящая диссертация является первым комплексным исследованием, посвященным истории происхождения и развития института мазалим в досоветском Таджикистане. Хронологические рамки исследования охватывают время от древнейших времен до XIX века. В работе впервые проведены историко-сравнительный анализ истории развития института мазалим в зороаст-рийский и исламские периоды развития истории государственности таджиков.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мазалим является уникальным институтом государственности, в компетенцию которого входило: рассмотрение споров между отдельными органами управления по поводу их компетенции, разбирательство споров в административном порядке, осуществление военного правосудия, а также высшего суда в делах религии.
2. Мазалим являлся институтом осуществления правосудия над царем (VI в. до Н.Э.-УП в. н.э) и царя над чиновниками государства (VI в. до н.э. - XVI в.).
Он рассматривал дела, касающиеся важнейших сфер жизнедеятельности общества, разрешал споры и иски по существу, а также в качестве апелляционной инстанции рассматривал решения общих судов - казия (VIII в. - XVI в.).
3. Мазалиму присущи контрольные функции. Он осуществлял контрольные функции в отношении судебных институтов и органов управления.
4. Историю развития института мазалим можно разделить на следующие периоды: 1) зороастрийский; 2) исламский, который состоит из двух этапов: а) учреждение и становление института мазалим при Пророке ислама и в Арабском халифате; б) развитие института мазалим в Саманидском государстве и других государствах, существовавших с XI и до XIX вв.
5. Мазалим впервые возник в форме царского суда и назывался «Бор-гохи дод» — «Дом правосудия». Судопроизводство мазалим играло весьма важную роль при Ахеменидах и Сасанидах, при которых в качестве судьи выступали непосредственно главы государства, Мубади мубадон (Высший религиозный чин) и правители сатрапий по отношению к чиновникам местной власти.
6. При Сасанидах судопроизводство имело состязательный характер, т.е. стороны были равными, дело возбуждалось по жалобе частных лиц. Мазалим являлся именно органом рассмотрения жалоб (часто в литературе его называют ведомством жалоб), но мазалим мог возбуждать дела, выступая как общественный истец (муддайи ал-умум), в таких случаях судопроизводство его приобретало обвинительный характер.
7. Причинами учреждения суда мазалим в исламский период развития, являлись: во-первых, отказ казиев решать некоторые категории дел, сторонами которых выступали влиятельные чиновники или лица, имеющие власть, авторитет, если казий не мог гарантировать принятие
справедливого решения; во - вторых, эффективность административного порядка решения споров и исков; в - третьих, более эффективная практика правоприменения царского суда предыдущего периода.
8. Организация и развитие судопроизводства мазалим в средневековый период истории государства и права таджиков были связаны с распространением и развитием власти нескольких династий - от Сама-нидов до Мангытов. Кроме мазалим, в этот период существовали и другие институты, осуществлявшие правосудие в отношении определенной категории лиц, по предмету ведения и т.д.
9. Осуществлению судопроизводства мазалим содействовали чиновники, ответственные за порядок в зале суда, привод ответчика, ведение протокола суда, дачу справок и консультаций, свидетельствование и исполнение принятых решений.
10. Судебные полномочия по рассмотрению правовых споров и исков в исламский период развития были разделены в основном между общим судом казия, мазалимом и мухтасибом. Каждое из них по составу, принципам назначения, формам разбирательства - судопроизводства и правоприменения, существенно отличались друг от друга. Проведенный анализ соотношения полномочий каждого из них показал, что статус суда мазалим был выше, чем два других института правосудия.
11. Мазалим являлся органом исполнительного производства (УШ-ХП вв.). Он исполнял приговоры и решения, принятые другими юрисдикционными органами. Исходя из полномочий мазалим, к нему обращались для исполнения принятых решений казий, мухтасиб, и другие органы, имеющие юрисдикцию по разрешению дел.
12. В зороастрийский период царское правосудие - мазалим, осуществлялось во время празднования Навруза - дня царского правосудия. В целях возрождения исторических традиций и установления гуманисти-
ческих принципов в эти дни предлагаем принять закон о празднике Нав-руз, где нормативно закрепить, в том числе и мероприятия, связанные с принятием актов об амнистии, помилования, слушание и рассмотрение жалоб населения. Опыт института мазал им можно использовать в работе уполномоченного по правам человека - омбудсмена.
Теоретическая и практическая значимость. Работа представляет собой одну из первых попыток историко-правового исследования истории становления и развития одного из важнейших органов судопроизводства - института мазалим, его правового статуса, полномочий, что способствует восполнению существующего пробела в таджикской юридической науке.
Концептуальные положения и выводы, содержащихся в диссертации могут быть использованы в последующих научных исследованиях, в том числе для оценки соответствия деятельности, правового положения институтов правосудия национально-историческим особенностям и традициям страны.
Работа значительно восполняет пробел в научном исследовании такого важного научного и практического вопроса, как становление и развитие, принципы и проблемы функционирования института мазалим в большом историческом отрезке времени истории досоветского Таджикистана.
Результаты работы можно использовать при совершении законодательства, практики правоприменения, в дальнейших научных исследованиях, а также при написании учебников, пособий, спецкурсов.
Апробация результатов исследования. Работа подготовлена и обсуждена на кафедре Теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета.
Диссертация прошла апробацию также в ходе выступлений и прохождения стажировки на кафедре истории государства и права МГУ, Исламском университете Азад (ИРИ), в частности при выступлении на конференции молодых ученых юридического факультета МГУ (2010-2011 гг.), на специальных теоретико-методических семинарах, проведенных кафедрой теории и истории государства и права ТНУ, на международных и республиканских конференциях, проведенных ТНУ, Академией наук Республики Таджикистан, Таджикским государственным Педагогическим Университетом, научных конференций молодых ученых Республики Таджикистан (2008-2011 гг.) и других научных мероприятиях, при чтении лекций и проведении семинаров по Истории государства и права Таджикистана, а также по предмету Мусульманское право.
Объем и структура работы обусловлена целью и задачами проведенного исследования, логикой их раскрытия, изложения, сопоставления, объективной научной оценки и обобщения и состоит из введения, трех глав, охватывающие восемь параграфов, заключения и списка использованных источников и научной литературы.
Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ МАЗАЛИМ В ДОСОВЕТСКОМ ТАДЖИКИСТАНЕ
§1. Возникновение первых; механизмов правосудия в истории Таджикистана и мазалим как институт, осуществляющий правосудие
Анализ проблем, связанных с организацией, проведением судопроизводства и институтами правосудия в истории досоветского Таджикистана, следует начинать с авестийского периода истории таджикского народа, так как основы формирования этих институтов были заложены именно в этот древний исторический период.
Авестийским периодом в исторической науке Таджикистана названа эпоха позднего первобытного общественного и раннего государственного строя, когда общество находилось в самом начале цивилизаци-онной эволюции. Общественные сословия в тот период, соответственно Авесте, делились на религиозное, военное, ремесленников и земледельцев. Это было начало новой эпохи - эпохи государственно-образованного общественного строя. Конечно, здесь мы, прежде всего, должны помнить, что многие институты государственности того времени отличаются от государственных институтов, тем не менее можно утверждать, что зарождение последних происходило именно в авестийский период. Среди формирующихся институтов государственности институты правосудия занимали одно из важнейших мест. Возникая как механизм разрешения споров и разногласий между членами общины, рода или племени, они по мере развития человечества все больше приспосабливались к потребностям общества, усложнялись, совершенствовались, вбирая в себя все новые элементы и идеи. Осознавая необходи-
мость установления социальных регуляторов для мирного сосуществования и совместного труда самих людей, древние общества вырабатывали разные механизмы разрешения возникающих споров, конфликтов, противостояний, в том числе устанавливали правила, которым подчиняться должны были все. В случае их нарушения либо при возникновении споров, угрожавших стабильности установленного порядка, применялись специфические для первобытной общины способы разрешения споров и наказания для нарушителей.
Как известно, первые споры решались путем поединков. Этот механизм решения споров был прост, естественен и соответствовал мировоззрению членов общины, хотя, по идее, спор мог возникнуть между подростком и взрослым членом общества, более крепким телосложением и, наоборот, худым и т.д. Эти различия могли ставить стороны изначально в неравное положение и способствовать победе более сильного, более опытного, взрослого, крепкого и т.д. но, несмотря на все это, как следствие, победителя признавали правым в споре сторон.
Другим возникшим в ту древнюю пору истории человечества механизмом осуществления правосудия, стал талион (касос), который потерпевшему или его наследникам давал право на равное возмездие - по принципу «око за око, зуб за зуб». Данный принцип в науке получил название принцип талиона. По сравнению с предыдущим механизмом этот принцип был более справедливым. Но и здесь можно возразить, что талион также не мог учитывать всех сложностей, обстоятельств, отягчающих или облегчающих наказания (например, убийства по неосторожности, нанесение увечья по неосторожности, причинение вреда здоровью по неосторожности). Всякое преступное деяние должно было привести к равновеликому возмездию. Принцип талиона можно было применять только в отношении преступлений, совершенных против жизни и здоро-
вья человека. Он не мог быть применен в отношении других видов преступлений, что уже не соответствовало усложнившимся общественным отношениям и возникшим новым действиям, которые нарушали привычный образ жизни общины. Между тем развивающиеся в это время религиозные представления стали основой формирования нового механизма осуществления правосудия - испытания, основанного на действии сверхъестественных сил.
Испытания в первобытном обществе на территории исторического Таджикистана назывались «важ» (или «вар»), они широко применялись при разрешении возникавших между людьми споров1. Сообщения об этом механизме осуществления правосудия свидетельствуют о том, что в правосудии применялись разные способы осуществления испытания, регламентированные как в Авесте, так и в других источниках древнего права таджиков. Так, по словам А.Г. Халикова, древние этнические предки таджикского народа в ордалиях в основном использовали железо, огонь и воду3. Анализ данной проблемы таджикским ученым - юристом И.Б. Буриевым привел его к заключению о том, что в историческом Таджикистане в основном практиковались две формы ордалии - «важи гарм» (горячая ордалия), т. е. ордалия с использованием расплавленных металлов, и «важи сард» (холодная ордалия), т.е. ордалия с использованием холодной воды, священного опьяняющего напитка - хаомы, барса-ма или другой ядовитой жидкости.4 Стороне, которая заявляла иск, надлежало обеспечить иск свидетелями и доказательством, а ответчику
1 См.: Буриев И.Б. История государства и права Таджикистана. Душанбе, 2000. 4.1. С. 10 (на тадж.яз.); Всемирная история государства и права. Энциклопедический словарь. М., 2001. С.336.
2 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1997. С34.
3 См.: Халиков А.Г. Правовая система зороастризма (Древнее право). Душанбе, 2005. С.94.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Развитие судебной системы в Таджикистане: вторая половина XIX - начало XXI вв.2010 год, кандидат юридических наук Шодиев, Исматулло Рахматуллоевич
Становление и развитие институтов преступления и наказания в истории права Ирана2014 год, кандидат наук Талезари, Али Аббас
Правовая система зороастризма2004 год, доктор юридических наук Халиков, Абдурахим Гафорович
Консультативный совет как институт государственности на территории Таджикистана: историко-правовой анализ2011 год, кандидат юридических наук Нозимов, Сахоби Сунатулоевич
История воплощения концепций и международных стандартов в области прав человека в правовую систему Республики Таджикистан2015 год, кандидат наук Сафаров, Бахтовар Амиралиевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Одинаев, Рамазон Сафарович, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Исторические правовые источники:
1. Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ, разд. И.В. Рака. СПб.: Журнал "Нева" - РХГИ, 1997. 480 е., карта.
2. Авеста. Избранные гимны / Пер. с. авест. и коммент. проф. И.М. Стеблин - Каменского. Душанбе: Адиб, 1990. 176 с.
3. Бурхануддин Маргинани. Хидоя. Комментарии мусульманского права. В двух частях, четырех томах. М.: Волтерс Клувер, 2010. Ч.1,Т.1-П. 808 с.
4. Джалили Д. Авеста. Душанбе, 2001. 792 с. (на тадж. яз.).
5. Коран / Пер. с арабе, и комментарии М.Н. Османова. М.,
1999.
6. Коран / Перевод смыслов и комментарии И.В. Пороховой. Тегеран, М., 1999. 816 с.
7. Периханян А. Г. Сасанидский Судебник «Книга Тысячи судебных решений» (МАТАКБАЫ I НАгАЯ БАТАЭТАК). Ереван, 1973.
8. Сахих аль-Бухари (Краткое изложение) / Пер. с арабского, примечание и указатели В.А.Нирша. Составитель Имам Абу-ль-Аббас Ахмад Бин Абд Ал-Латиф Аз-Зубайди. 1-ое издание. В двух томах М.: Благотворительный Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 2002. Т.2. 475 с.
9. Хашим Рази. Авеста. Тегеран, 1999.
II.
Монографии, книги, учебники и научные статьи
10. Абдулхонов Ф.М. Авеста и некоторые проблемы судопроизводства в досоветском Таджикистане // Вестник Таджикского национального университета. 2011. №5 (69). С. 200-205.
11. Абдулхонов Ф.М. Некоторые проблемы судопроизводства в ханафитской правовой школе // Религиозно - правовая школа Абухани-фы: история возникновения и его значение. Душанбе, 2009. С. 108-117.
12. Абдулхонов Ф.М. Органы осуществляющие правосудие в бухарском эмирате (XIX- начало XX вв.) // Актуальные проблемы развития законодательства Республики Таджикистан: история и современность / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ш.М.Менглиев, к.ю.н. И.Б. Буриев. Душанбе, 2005. Вып. 5. С.18-28.
13. Абу Йусуф Йакуб Ибрахим ал-Куфи. Китаб ал-Харадж (Мусульманское налогообложение) / Пер. с арабе, и комм. А.Э.Шмидта. Супракомм. к пер. А.С.Боголюбова, пог. к изд., вступ. статья и указатели A.A. Хисматуллина. СПб: Петербургское Востоковедение, 2001. XXXIII + 415 с.
14. Адонц Н. Г. Армения в эпоху Юстиниана, издание второе. Ереван, 1987. 638 с.
15. Азизкулова Г.С. Хакимов Н. История государства и права таджикского народа. Период средневековья и колониализма. Душанбе, 2003. Часть 2. 256 с. (на тадж.яз.).
16. Азизкулова Г.С. Цикл лекций по истории государства и права Республики Таджикистан. Душанбе, 1995. 212 с.
17. Азимов Ш. Государство и право Саманидов. Душанбе: "Ир-фон", 1999. 168 с.
18. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь [Текст]. М.: Издательский дом «Ансар», 2007. 400 с.
19. Аль-Маварди. Ал-ахкам ас-султанийа ва л-вилайат ад-динийа. Кохира, 1993.
20. Амин Хусни. История права Ирана. Тегеран, 1382. 888 с. (на перс, яз.)
21. Амир Махдии Бадеъ. Иран в эпоху первых Ахеменидских царей. Тегеран, 1987. (на перс. яз.).
22. Ардавирафнома: рай и ад в маздаяснийской религии / Перевод и введение Рахима Орифа. Туе, 1994. (на перс. яз.).
23. Атийа Мустафа Машрифа. Ал-Када фи-л-ислам (Судья в исламе). Бейрут, 1966. (на араб. яз.).
24. Бабаев Б. История Бухарского эмирата при эмире Насрулле. Худжанд, 2008. 156 с.
25. Баёт A.A. История Ирана от возникновения ислама до Дай-ламитов. Тегеран, 1370. 441 с. (на перс. яз.).
26. Балазори. Книга завоевание стран. Текст и пер. с араб. П.К. Жузе. Баку, 1927. 42с.
27. Балъами А. История Табари. Душанбе, 2000 456 с. (на тадж.
яз.).
28. Бартольд В. В. Работы по исторической географии и истории Ирана / Подгот. к изд. Е. В. Зеймаль, В. А. Лившиц. Перепеч. с изд. 1971 г. М.: Вост. лит., 2003. 661 с.
29. Бартольд В.В. Арабское завоевание в Туркестан при Сама-нидах//Соч. М., 1964. Т.2, ч.2.С.118-126.
30. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. / Соч. в 9-и томах. М.,1963. T.I. 758 с.
31. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. М., 1963. Т. 2.Ч.1. 1024 с.
32. Беляев Е.А. Арабы ислам и Арабский Халифат в раннее средневековье. 2-е издание. М.: Наука, 1966. 280 с.
33. Бертельс Е. Э. История персидско-таджикской литературы. М., 1960. 427 с.
34. Бертельс Е. Э. Отрывки из Авесты. Перевод с языка Авесты //"Восток", 1924. №4.
35. Босворт Э.К. История Газневидов // Пер. Хусни Ануша. Тегеран, 1378. Т.1 -2. 415 с. (на перс. яз.).
36. Брагинский И. С. Из истории таджикский народной поэзии. М., 1956.493 с.
37. Брагинский И. С. От Авесты до Айны. Душанбе, 1981. 256 с.
38. Буриев И.Б. Действие мусулмьанского права в дореволюционном Таджикистане (VIII - начало XX вв.) / Отв. ред. член-корр. АН РТ, д.ю.н.. Душанбе, 1999. 206 с.
39. Буриев И.Б. Диван мазалим: возникновение, эволюция, сфера подсудности // Изв. Академии наук Республики Таджикистан: Сер.: философия и право. Душанбе, 2008. №2. С.130-135;
40. Буриев И.Б. История государства и права Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2007. Т.2,ч.1-2. 244 с.
41. Буриев И.Б. История государства и права Таджикистана. Душанбе, 2000. 4.1. 114 с. (на тадж.яз.).
42. Буриев И.Б. Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана (досоветский период) / От. Ред. акаддемки Ф.Т. Тахиров. Душанбе, 2008. 294 с.
43. Буриев И.Б. Судебные институты государственности. Душанбе, 2010. 188с.
44. Вайсс Б.Дж. Дух мусульманского права. Усул ал-фикх / Пер. с анг. СПб.: Диля, 2008. 220 с.
45. Всемирная история государства и права. Энциклопедический словарь. М., 2001. С.336.
46. Всеобщая история государства и права / Под ред проф. К.И.Батыра. М.: Юристъ, 1999.456 с.
47. Гардези. Зейн ул- ахбар // Гаффаров А. Памятники персидской письменности. М., 1912. 121 с.
48. Гардези. А. История Гардези. Тегеран, 1323. 434 с. (на перс.
яз.).
49. Гафуров Б. Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972. 664 с.
50. Гафуров Б.Г. О причинах возвышения и падения Саманидов // Советское востоковедение. 1958. № 1.С. 51-54.
51. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя, средневековая и новая история. В 2-х частях. Душанбе, 1989. Кн. 1. 384 с.
52. Гафуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе, 1989. Кн.2. 480 с.
53. Гидулянов, П.В. Сущность и юридическая природа церковного властвования. Прага, 1916. 40 с.
54. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. 3 - е год, доп. М., 2010. 816 с.
55. Графский В.Г, История политических и правовых учений. М., 2005. 591 с.
56. Грюнебаум Г. Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600 - 1258 гг.). Пер. с англ. И. М. Дижура. Предисл. В. В. Наумкина. М., Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1986. 216 с.
57. Давид Р. Основные правовые системы современности //Пер. с фр. В.Туманова. М.: Прогресс, 1988. 495 с.
58. Данилова Л.В. Дискуссионные проблемы теории докапиталистических обществ // Проблемы истории докапиталистических обществ. М., 1968. Кн.1.С.27-66.
59. Джафарли Н. Азербайджанское государство Сефевидов (государственный строй). СПб, 2009. 251 с.
60. Династии в истории Ирана. Сельджукиды / Перевод Якуба Ожанди. Тегеран, 1390. 387 с. (на перс. яз.).
61. Дорошенко А. Р. Зороастрийцы в Иране: (Историко-этнографический очерк). М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. 133 с.
62. Древнерусское государство и право: Учебное пособие / Под ред. Т. Е. Новицкой. М.: Зерцало, 1998. 96 с.
63. Дьяконов И. М. Восточный Иран до Кира // История Иранского государства и культуры. К 250-летию иранского государства. М., 1971.250 с.
64. Жалменова О. П. Документы и материалы по истории стран Азии и Африки в средние века Часть 2. // Индия, Иран и Арабские страны в раннее средневековье Тамбов, 2001. 166 с.
65. Заход ер Б.Н. История восточного средневековья (Халифат и Ближний Восток). М.: МГУ, 1944. 152 с.
66. Зидан Дж. История исламской цивилизации. Тегеран, 1333 х. 191 с. (на перс.яз.).
67. Ибн Асир. Аль-камил фи-т-т-аърих (Полный свод истории) / Пер. с арабе. П.Г. Булгакова. Введ. и прим. Ш.Камолиддина. Ташкент-Цюрих, 1997. 596 с.
68. Ибн Халдун. Мукаддима. Тегеран, 1362/1957. Т.1. 672 е.. (на перс. яз.).
69. Ибрахим Дасуки аш-Шахави. Ал-хнсба фил-ислам. Каир, 1962. (на араб. яз.).
70. Иностранцев К. А. Сасанидские этюды. СПб, 1909. 140 с.
71. Ислам. Государство и политика в исторической перспективе // sharia.law.emory.edu/system/files/u2/Russ-chap2.doc
72. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. 312с.
73. Исмагилов Р.Р. Злоупотребление правом или право злоупотребления // Право и политика. Международный научный журнал. 2000. № 7.
74. Исоматов М. Саманиды и формирование национальной историоведческой науки // Саманиды и возрождение персо-таджикской цивилизации. Душанбе, 1998. С. 137- 142 (на тадж.яз.).
75. История Байхаки. Тегеран, 1324. 764 с. (на перс. яз.).
76. История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А. В. Седова; редкол.: Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; Ин-т востоковедения. М.: Вост. лит., 2004. 895 с.
77. История Ирана. М.: Изд- во Моск. Ун- та, 1977. 488 с.
78. История иранского государства и культуры. М., 1971. 350 с.
79. История таджикского народа. Т.1. Древнейшая, древняя история/Под ред. академика Б.А.Литвинского и чл. корр. АН РТ В.А. Ра-нова. Душанбе: Суруш, 1998. 751 с.
80. История таджикского народа. Т.1: С древнейших времён до V в. н.э. / Под ред. Б.Г. Гафурова и Б.А. Литвинского. М., 1963. 120 с.
81. История Туркменской ССР с древнейших времен до конца XVIII века. Ашхабад, 1957. ТЛ. кн. 1.496 с.
82. История Узбекской ССР. С древнейших времен до середины XIX века. Ташкент: Фан, 1967. Т. 1. 772 с.
83. Калима О. История авестийской, древнеперсидской и сред-неперсидской литературы // История персидской и таджикской литературы. М., 1970.440 с.
84. Калиновский К.Б. исторические типы и формы уголовного процесса // Лантух Н.В., Калиновский К.Б., Роганов С.А. Уголовный процесс. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011. С.21-30.
85. Караев О. История Караханидского каганата. Фрунзе.: Иным, 1983.301 с.
86. Караев О. Караханиды до оформления Западного и Восточного Каганатов //Киргизия при Караханидах. Фрунзе, 1983. С. 10-49.
87. Касумова С. Ю. Южный Азербайджан в III - VII вв. (проблемы этно-культурной и социальной - экономической истории). Баку, 1983. 140 с.
88. Кенджаев X. Имам Абуханифа об источниках права, разработке правовых норм и свободомыслии // Религиозно - правовая школа Абуханифы: история возникновения и его значение. Душанбе, 2009. С. 130-159.
89. Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб., 2007.
90. Кирмони А.Х. Правосудие в разных периодах истории. Тегеран, 1325. (на перс. яз.).
91. Колесников А. И. Завоевание Ирана арабами. М., 1982. 271 с.
92. Косач Г.Г. Саудовская Аравия: внутриполитические процессы "этапа реформ" (конец 1990-2006 г.) / М.: Ин-т Ближ. Востока, 2007.360 с.
93. Кошифи Х.В. Мухсинова этика (Ахлоки Мухсини). Душанбе, 1991. 320 с.
94. Куликан У. Персы и мидяне. Подданные империи Ахемени-дов / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. 223 с.
95. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход [Текст] / Пер. с фр. [Грядов А. В.]. 3-е изд., пе-рераб. М.: Волтерс Клувер, 2011 - ХТУ1, 529 с.
96. Лембтон С. К. Энн. Аспекты расселения сельджуков-огузов в Иране // Мусульманский мир: 950-1150 (Сборник)/Отв.ред. В.В.Наумкин, М.Б.Пиотровский. М.: Наука, 1981. 123 с.
97. Лохматов, Е. А. Генезис и эволюция института омбудсмена в Швеции / Государство и право: Теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4 / Отв. ред. В. П. Прокопьев. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. С. 45 - 55.
98. Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран, очерки истории культуры. М.: Главная редакция восточной литературы, 1987. 296 с.
99. Луконин В.Г. Искусство древнего Ирана. М., 1977. 232 с.
100. Луцкий В. Арабские страны. М., 1947. 104 с.
101. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. 2 изд-е. М., 1966. 368 с.
102. Маварди. Ал-ахкам ас-султонийа ва-л-вилайат ад-динийа. Каир, 1973. (на арабс.яз.).
103. Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. М., 1974. 275 с.
104. Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения. М.: ООО «Городец-издат», 2002. 1068 с.
105. Массой В.М. Средняя Азия и Древний Восток. М., 1964. 467
с.
106. Массэ А. Ислам: Очерк истории. М.: Наука, 1982. 191 с.
107. Мец А. Мусульманский Ренессанс / Пер. с немецкого Д.Е.Бертельса. М.: Наука, 1973. 471 с.
108. Мидия. Персия. Иран / Древние царства Востока. Составитель Царёва Г. И. М., 2003. 568 е., с илл.
109. Мирза Бади Диван. Маджма ал-аркам (Предписание фиска). Приемы документации в XVIII / Введение, первод и приложение А.Б. Вильдановой. М., 1981. 129, 198 с.
110. Мирзоева Э. Г. Городское управление Азербайджана (XI -XIII века). Баку, 2002. 155 с.
111. Муллаев М.М. История уголовного права таджикской ССР. / Под ред. Проф. Б.С. Утевского. Сталинабад, 1960. 4.1. 160 с.
112. Муллаев М.М. Происхождение и реакционная сущность шариата / Под ред. акад. Раджабова С. А. Душанбе: Ирфон, 1967. 187с.
113. Мухаммад Ал-Хушани. Книга о судьях (Китаб ал-кудат) / Пер. с араб., предисл., примеч. и указатели К. А. Бойко. М., 1992. 231 с.
114. Мухаммад Рашшод. Философия с древнейших времен. Душанбе, 1996. 403 с. (на тадж.яз.).
115. Мухаммад Садик Мухаммад Йусуф. Права человека в Исламе. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2008. 288 с.
116. Мухаммад-Рафи' Ансари. Дастур ал-мулук. (Устав для государей) / Предисловие, перевод, примечания и указатели А. Б. Вильдановой. Ташкент: Изд. "Фан" Академии наук Узбекской ССР 1991. 140 с.
117. Наботов 3. Великий Имам основатель мазхаба ахл ас-сунат вал джамаат // Религиозно - правовая школа Абуханифы: история возникновения и его значение. Душанбе. 2009. С. 118-129.
118. Навои О. В. Система наказания в Иране при Саманидах. Тегеран, 1380 х. 192 с.
119. Наршахи М. История Бухары. Душанбе, 1979.
120. Негматов H.H. Государство Саманидов. Душанбе,1988. 304
с.
121. Низам ал-мульк. Книга о правлении вазира XI столетия Низам ал-мулька / Перевод, введение и примечания проф. Б.Н.Заходера. М.,Л., 1949.
122. Обидов Д.С. Учение Великого Имама Абуханифы о судебной власти // // Религиозно - правовая школа Абуханифы: история возникновения и его значение. Душанбе, 2009. С. 85-107.
123. Одинаев А.Ш., Бобоназаров Ф.Ш. Теоретико - правовые аспекты формирования гражданского общества (на примере Рсепублики Таджикистана // Под ред. д-ю.н., профессора O.A. Степанова. Душанбе: Шахпар, 2012. 160 с.
124. Остроумов Н. П.. Шариат. По школе (мазхаб) Абу-Ханифы. Ташкент: Изд. "Туркестанских ведомостей", 1912. 150 с.
125. Остроумов Н. П.. Шариат. По школе (мазхаб) Абу-Ханифы., Изд. "Туркестанских ведомостей". Ташкент, 1912.
126. Периханян А.И. Общество и право Ирана в Парфянский и Сасанидский периоды. М.: Наука, 1983. 383 с.
127. Персия - Иран. Империя на Востоке / Автор-сост. А. Б. Ши-рокорад. М.: Вече, 2010. 348 с.
128. Петраш Ю.Г. Право и духовенство в исламе. Науковедческие аспекты. Обнинск, 2010. 184 с.
129. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII - XV веках. Курс лекций / Под ред. В. И. Беляева. 2-е изд. СПб, СПб. ун-та, 2007. 428 с.
130. Пирумшоев X. Русские дореволюционные исследователи о городах Восточной Бухары конца XIX - начала XX вв. Душанбе, 1992. 132 с.
131. Примак Т.К., Старостина С.А. Договор в мусульманской политико-правовой доктрине // Государство и право. М., 2008. С.73-76.
132. Рак И. В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). М., СПб.: «Журнал "Нева"» - «Летний Сад», 1998. 560 е., илл.
133. Религиозно - правовая школа Абуханифы: история возникновения и его значение. Душанбе, 2009. 168 с.
134. Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности. М.: Изд. Международные отношения, 2009. 400 с.
135. Рулан Норбер. Историческое введение в право. Учебное пособие для вузов. M.: NOTA BENE, 2005. 672 с.
136. Русский Анджоман, http://blago verie.org/priesthood/ index, phtml 13 декабря 2010, 6.499.3748 ЗЭ.
137. Садагдар M. И. Основы мусульманского права. М., 1968.
154 с.
138. Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. Ахбар ад-даулат ас-селджукиййа (Сообщения о сельджукском государстве) Издание текста, перевод, введение, примечания и приложения 3. М. Буниятова. М., 1980. 275 с.
139. Сайд Нафиси. История цивилизации Сасанидского Ирана. Тегеран, 1384. 304 с. (на перс. яз.).
140. Саидбаев Т. С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. Издание второе, дополненное. М., 1984. 300 с.
141. Саидов А. X. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) / Под ред. В. А. Туманова. М.: Юристь, 2005. 448 с.
142. Саидхасан А. Судопроизводство и судебная система в Иране. Тегеран, 2007 (на перс. яз.).
143. Сативалдыев Р.Ш. История политических и правовых учений. Душанбе, 2011. 470 с.
144. Сативалдыев Р.Ш. Политическая и правовая мысль ранне-средневекового мусульманского Востока. Душанбе, 1999. 318 с.
145. Сативальдыев Р.Ш. Политические и правовые идеи «Син-дбаднамэ». Душанбе, 1998. 213 с.
146. Сатывалдиев Р.Ш. Политические и правовые идеи "Сиасет-намэ" и их современное значение. Душанбе, 1998. 311 с.
147. Сафаров Б.А. Формирование раннего исламского государства. Душанбе, 2011. 200 с.
148. Сафаров И. Д. Преступление и наказание в государстве Саманидов // Государство и право. Душанбе, 1997. № 1.
149. Сафаров И.Д. Государство Саманидов: Устройство власти. Душанбе, 2004. 40с.
150. Сафаров И.Д. Правовая система государства Саманидов (IX-X вв.). Душанбе, 1999. 198 с.
151. Семенов A.A. Материалы по истории таджиков и узбеков Средней Азии. Выпуск II. Очерки устройства центрального административного управления Бухарского ханства позднейшего времени. Стали-набад: Изд. АН. Таджикской ССР, 1954.
152. Смертин Ю. Г. Мусульманская история: времена Пророка и халифов. Краснодар: Институт экономики, и права и естественных специальностей, 2003. 264 с.
153. Сокит М.Х. Институты правосудия в исламе. Тегеран, 1325х.
908 с.
154. Сокит М.Х. Правосудие в исламе. Тегеран, 1382 х.
155. Старостина С.А., Коряков В.П. История мусульманского государства и права. М., 2002. 4.1. 188 с.
156. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. Изд. 2-е. М.,1973. 144 с.
157. Сюкияйнен JL Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986. 256 с.
158. Сюкияйнен JI.P. Мусульманские суды в странах Арабского Востока // Государственный аппарат. Государство и право в развивающихся странах. М., 1989. С.98-120.
159. Сюкияйнен JI.P, Средневековая политико-правовая мысль Арабского Востока // История политических и правовых учений / Под общей редакцией В.С.Нерсесянца. М., 1995. С. 126-155.
160. Табари. Таърих ур-русул ва - л-мулук // Полный перев. персидский текст в 16 томах. Тегеран, 1973 - 1975. Т. 13.
161. Таджикская государственность IX-XIV вв. / Составитель Н. Амиршохи. Душанбе, 1999. 1008 с. (на тадж.яз.).
162. Тахиров Ф.Т. История государства и права Таджикистана (1917-1929 гг.). Душанбе: Амри илм, 2001. Т.2., ч.1. 492 с.
163. Тахиров Ф.Т. История государства и права зарубежных стран. Душанбе: Истеъдод, 2012. 600 с.
164. Тахиров Ф.Т. Развитие права в Таджикистане. Душанбе: Ир-фон, 1994. 256 с. (на тадж. яз.).
165. Тахиров Ф.Т. Современное значение методов разрешения правовых проблем имам Абуханифой // Религиозно - правовая школа
Абуханифы: история возникновения и его значение. Душанбе, 2009. С. 6-24.
166. Тахиров Ф.Т., Сативалдыев Р.Ш. Общественные идеи Сама-нидской эпохи и влияние на развитие персо - таджикских политических учений // Саманиды и возрождение персо - таджикской цивилизации. Душанбе, 1998. С.206-219. (на тадж.яз.).
167. Таърихи Сиистан. Тегеран, 1935. (на перс яз.).
168. Терапиано Ю.К. Маздеизм: современные последователи Зо-роастра. Париж, 1968.
169. Толстов С. П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М.,1962.
322 с.
170. Томсинов В. А. История государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. М.: Зерцало, 2007. 752 с.
171. Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. М., 1971. 384 с.
172. Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750 -1517). 3-е изд., испр. и доп. М.: ACT: Восток-Запад, 2006. 349 с.
173. Фирдоуси А. Сказание о Сиявуше // Шахнаме. Душанбе,
1990.
174. Хакимов И., Азизкулова Г.С. История государства и права таджикского народа. Душанбе, 2002. 4.1.256 с. (на тадж.яз.).
175. Халиков А.Г. Зороастрийская правовая система (Древнее право). Душанбе, 2005. 488 с.
176. Халиков А.Г. История государства и права Таджикистана. Душанбе, 2002. 4.1. 301 с. (на тадж. яз.).
177. Харуви Дж. История Саманидов (Золотой век после ислама). Тегеран, 1380. 536 с.
178. Хинц В. Мусульманские меры и веса с переводом в методическую систему. М.: Наука, 1970. 146 с.
179. Хисматулин А. А., Крюкова В. Ю. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. 272 с.
180. Холиков А.Г. Исламское право. Душанбе: ЭР-граф, 2010. 475с. (на тадж. яз.).
181. Хрестоматия по истории государства и права рсепублики Таджикистан (досоветский период) / Сост. к.ю.н. Г.С.Азизкулова. Душанбе, 1998. 180 с.
182. Центральная Азия: источники, история, культура: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию доктора исторических наук Е.А. Давидович и действительного члена Академии наук Таджикистана Б.А.Литвинского (Москва, 3-5 апреля 2003г.) / Отв. ред. Е.А. Антонова, Т.К. Мкртычев; Ин-т востоковедения; Гос. музей Востока. М.: Вост. лит., 2005. 799 с.
183. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Новый юрист, 1997. 224 с.
184. Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права // Мусульманское право: (структура и основные институты). М.: Наука, 1984.
185. Чунакова О. М., Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифический персонажей и мифологический символов/ О. М. Чунакова; Ин-т востоковедения, Санкт - Петербургский филиал. М.: Вост. лит., 2004. 284 с.
186. Шайаст на шайаст. Зороастрийские тексты / Издание под-гот. О.М. Чунаковой. М., 1997.
187. Шифман И.Ш. О некоторых установлениях раннего ислама / Ислам: религия, общество, государство. Сборн.статей. М.: Наука, 1984. С.36-44.
188. Шокиров Т.С. Термины мусульманского права в таджикском языке (юрислингвистическое исследование). Душанбе: Дониш, 2010. 116 с.
189. Шохнома / Подг. Жул Мул. Тегеран, 1345 х. Т.5. (на перс.
яз.).
190. Эфендиев O.A. Азербайджанское государство Сефевидов в XVI в. Баку: Элм, 1981. 308 с.
III. Авторефераты и диссертации
191. Абдулхонов Ф. История судопроизводства досоветского Таджикистана (историко-правовое исследование): дисс... к.ю.н. Душанбе, 2011.190 с.
192. Абдулхонов Ф. История судопроизводства досоветского Таджикистана (историко-правовое исследование): Автореф. дисс... к.ю.н. Душанбе, 2011. 125 с.
193. Аверченко Д.Г. Специализированные суды в системе органов судебной власти: теоретико-правовое исследование: дисс... к.ю.н. М., 2002.
194. Азимов Ш. Государство и право Саманидов: дисс... к.ю.н. Сталинабад, 1953.
195. Буриев И.Б. Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана (досоветский период): дисс...д-ра юр. наук. М., 2009. 322 с.
196. Буриев И.Б. Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана (досоветский период): Автореф. дисс.. .д-ра юр. наук. М., 2009. 40 с.
197. Василенко О.Н. Проблемы онтологии и эволюции правосудия и форм права: дисс... к.ю.н. Ростов н/Д., 2000.
198. Ганбаров С.Т. Политические и правовые идеи в Авесте: Автореф. дисс...к.ю.н. Баку,1992.
199. Зияуддин Д.А. Проблемы уголовной ответственности и наказания по мусульманскому праву и уголовному законодательству Афганистана / история и современный этап развития/: Автореф. дисс...к.ю.н. Одесса, 1994.
200. Мамедов A.A. Религиозно-философские идеи Авесты: дис.;. к.ф.н.М., 1995. 116 с.
201. Мельников М.В. Зороастризм в Ахеменидском Иране: проблемы и особенности распространения религиозного учения: дисс... к.и.н. М., 2003.
202. Мирзоева Э.Г. Государское управление Азербайджана в XI - XIII веках (кади, мухтасиб, ра'ис, шихна): Автореф. дисс... к.и.н. Баку, 1988.26 с.
203. Саидов З.А. Исторические особенности действия норм шариата в бухарском эмирате (1868-1920 гг.): дисс... к.ю.н. М., 2006. 188 с.
204. Смирнов A.B. Типология уголовного судопроизводства: дисс... д-ра юр. наук. М., 2001. 325 с.
205. Старостина С.А. Правовое регулирование борьбы с преступностью в странах с элементами исламской правовой традиции (историко-теоретическое исследование): дисс... к.ю.н. М., 1999.220 с.
206. Халиков А. Г. Правовая система зороастризма: дисс... д-ра юр. наук. Душанбе, 2004. 421 с.
207. Шодиев И.Р. Развитие судебной системы в Таджикистане (Вторая половина XIX - нач. XXI вв.): дисс. к.ю.н. Душанбе, 2010. 180 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.