Формирование готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии: На материале физкультурно-спортивной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Пожедаев, Алексей Алексеевич

  • Пожедаев, Алексей Алексеевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Оренбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 201
Пожедаев, Алексей Алексеевич. Формирование готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии: На материале физкультурно-спортивной деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Оренбург. 2003. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пожедаев, Алексей Алексеевич

Введение.

Глава 1. Теоретические предпосылки понимания сущности духовно-нравственной рефлексии старшеклассников.

1.1. Понятие духовно-нравственной рефлексии личности.

1.2. Воспитывающий потенциал физкультурно-спортивной деятельности.

Выводы к первой главе.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии. 2.1. Диагностика уровня сформированности готовности личности к духовно-нравственной рефлексии.

2.2. Опыт реализации педагогических условий духовно-нравственного воспитния.

Выводы ко второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии: На материале физкультурно-спортивной деятельности»

Актуальность исследования. Современным обществом как никогда востребована личность, ориентирующаяся на воплощение моральных норм во всех сферах своего бытия. Крайне значимым является определение ею целей своей жизни, выдвижение смысложизненных ориентиров на основе субъектной позиции смыслотворчества и жизнеопределения. Адекватной предпосылкой данной субъектной позиции выступает нравственный потенциал личности. Актуализация поисковой активности личности, направленной на определение смысла своего бытия, осуществляется на основе развития её рефлексивных способностей. Рефлексия своей жизни с позиций морально-должного обусловливает нравственную ценность жизненных целей и смыслов.

В современном обществе с его высоким уровнем преступности, самоубийств широко распространены алкоголизм, наркомания, экзистенциальная фрустрация, дефицит искренности и гуманности в человеческих взаимоотношениях. Так, в период с 1991г. по 2001г. в РФ: число молодых людей, доставляемых ежегодно в органы внутренних дел, увеличилось более чем в 2 раза и составило в 2001г. 1,2 млн. человек; количество убийств и покушений на убийство, совершаемых молодыми людьми за год, увеличилось более чем в 3 раза; количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось в 15 раз (при этом среди причастных к ним лиц преобладает молодёжь; заболеваемость наркоманией среди молодых людей увеличилась в 17 раз. В 2001г. 43% населения России проживало в регионах с опасным для общества уровнем наркотизации. В 2001г. доля молодёжи, злоупотребляющей спиртными напитками, составила 26,5% (2905000 человек). С 1986г. по 1998г. количество самоубийств, совершаемых в РФ за год, увеличилось в 1,5 раз (14).

Степень разработанности проблемы. В настоящее время в науке накоплен достаточный объём знаний для постановки и решения проблемы формирования готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии

О.С.Богданова, Н.И.Болдырев, Е.В.Бондаревская, М.Г.Казакина, И.С.Марьенко, К.Л.Радина, Л.И.Рувинский, В.А.Сухомлинский, И.Ф.Харламов, С.В.Черенкова, М.И.Шилова, М.Г.Яновская). В трудах Н.Г.Алексеева, М.Э.Боцмановой, Н.И.Гуткиной, А.З.Зака, А.В.Захаровой, Ю.Н.Кулюткина,

B.А.Лефевра, А.М.Матюшкина, М.М.Муканова, Е.Р.Новиковой,

C.Ю.Степанова, И.Н.Семёнова, В.И.Слободчикова, Ю.А.Шрейдера, Г.П.Щедровицкого исследуется содержание, механизм и функции феномена рефлексии. Рассматриваются также различные аспекты нравственного воспитания в сфере физической культуры и спорта: работа с педагогически запущенными детьми и перевоспитание подростков в условиях физкультурно-спортивной деятельности (Н.Ю.Левкина), туризм как средство нравственного воспитания (С.А.Сергеева), коррекция развития нравственно-волевой сферы личности подростков (Е.А.Байер) и др. Несмотря на достаточно широкий перечень диссертационных работ по исследуемой нами проблеме среди них отсут

1 ствуют систематические исследования по духовно-нравственному воспитанию в сфере физической культуры и спорта.

Данное исследование становится актуальным в связи с имеющимися противоречиями между:

- потребностью общества в человеке как субъекте духовно-нравственного смыслотворчества и жизнеопределения, являющихся проявлением готовности личности к духовно-нравственной рефлексии, и недостаточной теоретической разработанностью процесса формирования готовности личности к духовно-нравственной рефлексии в педагогической науке;

- значительным потенциалом физкультурно-спортивной деятельности в развитии духовно-нравственной сферы личности воспитанника и отсутствием научно-методических рекомендаций по формированию готовности старшеклассников к духовно-нравственной рефлексии в физкультурно-спортивной деятельности.

Проблема исследования состоит в обосновании условий и педагогического механизма воспитания у старшеклассников готовности к рефлексии своей духовно-нравственной сферы, ее ценностно-смысловой структуры и поступков, в которых она выражается. Исследование путей формирования рефлексии позволит выявить механизм смыслотворческой активности молодого человека на материале физкультурно-спортивной деятельности, являющейся одной из социально значимых и популярных у молодежи сфер деятельности.

В исследовании введено ограничение: обоснование педагогического механизма формирования готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии осуществлялось на примере физкультурно-спортивной деятельности (в процессе внеклассных форм организации физического образования).

Объект исследования - духовно-нравственное воспитание старшеклассников.

Предмет исследования - формирование готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии.

Цель исследования - разработка и научное обоснование сущности, структуры и процесса формирования готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии в физкультурно-спортивной деятельности.

Гипотеза исследования. Духовно-нравственное воспитание старшего школьника осуществляется более эффективно, чем это имеет место в массовом опыте, если:

- духовность понимается как качество личности, функцией которого выступает определение собственных смысложизненных ориентиров нравственного содержания, а духовно-нравственная рефлексия рассматривается, в свою очередь, как переосмысление человеком содержания собственного сознания с позиций духовно-нравственных ценностей;

- реализуется комплекс педагогических условий формирования готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии, включающий диалогические формы педагогического общения и личностно ориентированные (духовно-нравственные) ситуации, в которых актуализируется духовно-нравственная рефлексия старшего школьника и активизируется его нравственное самовоспитание;

- выделяются этапы формирования готовности личности к духовно-нравственной рефлексии: проблемно-поисковый, способствующий формированию представления об общих моральных понятиях и категориях спортивной этики и опыта адекватной интерпретации духовно-нравственного содержания жизненных коллизий; рефлексивно-смысловой, активизирующий самооценочную деятельность воспитанников, способствующий становлению субъектной позиции смыслотворчества и жизнеопределения, опыта саморазвития и самовоспитания; ценностно-мотивационный, способствующий становлению у воспитанников смыслообразующего духовно-нравственного мотива жизнедеятельности;

- реализуется педагогически целесообразная последовательность личностно * ориентированных (духовно-нравственных) ситуаций, обусловливающих актуализацию личностного смысла духовно-нравственных ценностей, их интериори-зацию;

- реализуются развивающие возможности физкультурно-спортивной деятельности - ситуации повышенной волевой саморегуляции воспитанников, коллективного достижения, самоотдачи во имя общей цели, ценностно-ориентационного единства.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность понятия духовно-нравственной рефлексии личности.

2. Выявить критерии и показатели сформированности готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии.

3. Определить логику формирования готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии.

4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии в физ-культурно-спортивной деятельности. Методологическую основу исследования составили: современные концепции личностно ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич, В.В.Сериков); исследования по проблемам рефлексии как механизма саморегуляции личности (В.А.Лефевр, И.Н.Семёнов, В.И.Слободчиков, С.Ю.Степанов, Ю.А.Шрейдер); труды, посвященные проблемам духовности (Л.П.Буева, С.Б.Крымскй) и нравственности (Р.Г.Апресян,

A.А.Гусейнов, Ю.А.Шрейдер); теории нравственного воспитания (О.С.Богданова, Е.В.Бондаревская, И.С.Марьенко, Л.И.Рувинский,

B.А.Сухомлинский); теория деятельности и методология деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев); теория проблемного обучения (Д.Дьюи, И.Я.Лернер,

A.М.Матюшкин, М.И.Махмутов); теория ценностей (С.Ф.Анисимов,

B.П.Тугаринов); теория ценностной ориентации личности (А.В.Кирьякова); концепции экзистенциальных смыслов (А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев,

B.Франкл); концепция жизненного пути личности (К.А.Абульханова-Славская,

C.Л.Рубинштейн); исследования по проблемам современных образовательных технологий (В.И.Андреев, М.Монтессори); теория формирования личности в физической культуре и спорте (В.К.Бальсевич, Н.Н.Визитей, Л.П.Матвеев, Р.З.Шайхтдинов); социология физической культуры и спорта (Л.И.Лубышева); теория формирования волевых качеств личности в физической культуре и спорте (Н.Г.Озолин, А.Ц.Пуни, П.А.Рудик, Р.З.Шайхтдинов).

База исследования: гимназия №6, школы №57, №23 г.Оренбурга. Исследование проводилось с 1998 г. по 2003 г. и включало три этапа. На первом этапе (1998-2000 гг.) осуществлялось: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования; определение темы, объекта, предмета, цели и задач исследования; выдвижение гипотезы; изучение педагогической практики в рамках исследуемой проблемы; определение программы и методов исследования; проведение констатирующей части опытно-экспериментальной работы; определение педагогических условий и этапов духовно-нравственного воспитания старших школьников.

На втором этапе (2001-2002 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой производилось уточнение рабочей гипотезы. Для решения поставленных задач на данном этапе использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: диагностические методы (опрос, беседа, анкетирование, тестирование, ранжирование, наблюдение), педагогический эксперимент (формирующий этап).

Третий этап (2002-2003 гг.) был связан с анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, формулировкой выводов, оформлением диссертационной работы, внедрением результатов исследования в педагогическую практику.

Научная новизна исследования:

1. Уточнено понятие духовно-нравственной рефлексии личности вследствие выделения такого его аспекта, как переосмысление и анализ личностью содержания собственного сознания с позиций объективных духовно-нравственных ценностей.

2. Определены критерии и показатели сформированности готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии: знания (полнота этических представлений), ценности (моральная осознанность; ориентация на реализацию требований морали в коммуникативном взаимодействии с окружающими; ценностные ориентации личности (инструментальные и терминальные ценности); смысложизненные ориентации (общий показатель осмысленности жизни); духовность личности (определение собственных смысложизненных ориентиров нравственного содержания) и поведение (полнота практических умений и навыков; мера освоенности приобретённого поведенческого умения; умение ставить цель и оценивать её нравственное содержание; моральный мотив).

3. Выявлена логика формирования готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии (в личностно ориентированных (духовно-нравственных) ситуациях, последовательность создания которых обусловлена выделением 3-х этапов формирования готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии (проблемно-поискового, рефлексивно-смыслового и ценностно-мотивационного), организуется духовно-нравственная деятельность старшеклассника, что предпосылает становление у него личностного смысла объективных духовно-нравственных ценностей и их интериоризацию в качестве личностно-значимых ценностей, с позиции которых и осуществляется духовно-нравственная рефлексия).

4. Теоретически обоснована и экспериментально апробирована эффективность комплекса педагогических условий формирования готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии, включающего диалогические формы педагогического общения и личностно ориентированные (духовно-нравственные) ситуации, в которых актуализируется духовно-нравственная рефлексия старшего школьника и активизируется его нравственное самовоспитание.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно обосновывает пути влияния на ценностно-смысловую сферу воспитанников в физкультурно-спортивной деятельности с позиции концепции личностно ориентированного образования и тем самым вносит вклад в её развитие, в разработку моделей личностно ориентированных ситуаций, востребующих смыслотворче-скую активность воспитанников и ориентирующих их на поиск личностного смысла духовно-нравственных ценностей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащееся в нём научное обоснование и методические рекомендации по формированию готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии (педагогически целесообразная последовательность личностно ориентированных (духовно-нравственных) ситуаций, обусловливающих актуализацию личностного смысла духовно-нравственных ценностей и их интериоризацию), адресованные специалистам сферы физического воспитания, позволяют целенаправленно совершенствовать процесс духовно-нравственного воспитания, добиваясь большей результативности в формировании готовности старшеклассника к духовно-нравственной рефлексии. Материалы исследования могут быть использованы в учебных заведениях различного типа.

Личный вклад автора:

- теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий формирования готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии;

- выделение и обоснование этапов формирования готовности старшеклассника к духовно-нравственной рефлексии;

- определение педагогически целесообразной последовательности личност-но ориентированных (духовно-нравственных) ситуаций, обусловливающих актуализацию личностного смысла духовно-нравственных ценностей, их интериоризацию.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается совокупностью необходимых и достаточных методологических позиций; теоретическим анализом исследуемой проблемы; организацией опытно-экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; обработкой результатов исследования методами математической статистики; внедрением результатов исследования в педагогическую практику образовательных учреждений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовность - это качество личности, функцией которого выступает определение ею собственных смысложизненных ориентиров нравственного содержания.

2. Духовно-нравственная рефлексия представляет собой процесс переосмысление человеком содержания собственного сознания с позиций духовно-нравственных ценностей.

3. Формирование готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии включает три этапа: на проблемно-поисковом этапе происходит формирование у воспитанников представления об общих моральных понятиях и категориях спортивной этики (вследствие организации ситуаций конкретизации моральных норм) и становление опыта адекватной интерпретации духовно-нравственного содержания жизненных коллизий (вследствие организации ситуаций определения моральных понятий); на рефлексивно-смысловом этапе активизируется самооценочная деятельность воспитанников (вследствие организации ситуаций самоанализа), происходит становление субъектной позиции смыслотворчества и жизнеопределения (вследствие организации ситуаций нравственного самоопределения и ситуаций выбора жизненной стратегии), предпосылается становление воспитанников на путь саморазвития и самовоспитания (вследствие организации ситуаций активизации самовоспитания); на ценностно-мотивационном этапе создаются условия, способствующие становлению у воспитанников смыслообразующего духовно-нравственного мотива (вследствие организации ситуаций самоотчёта).

4. Формирование готовности старших школьников к духовно-нравственной рефлексии обеспечивается комплексом педагогических условий, включающих диалогические формы педагогического общения и личностно ориентированные (духовно-нравственные) ситуации, в которых актуализируется духовно-нравственная рефлексия старшеклассников и их нравственное самовоспитание.

5. Педагогическим механизмом становления готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии является возникновение личностного смысла объективных духовно-нравственных ценностей в личностно развивающих ситуациях, вследствие чего происходит их интериоризация и становление их своего рода инструментами рефлексии.

6. Физкультурно-спортивная деятельность обладает значительным духовно-нравственным потенциалом вследствие востребованности волевой саморегуляции, рефлексии своего места и функции в командно-групповом взаимодействии, осознания ответственности за свой вклад в общий результат, что обеспечивает становление смыслообразующего духовно-нравственного мотива этой сферы личностной самореализации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на международной (г.Ростов-на-Дону, 2002 г.), межрегиональной (г.Шадринск, 2002 г.), региональной (г.Екатеринбург, 2002 г.), вузовских (ОГПУ, 2001 г.; ОГГТУ, 2002 г.) научно-практических конференциях, а также вошли в состав Вестника ОГПУ (2002 г.). Разработанные в ходе исследования методические рекомендации внедрены в педагогическую практику образовательных учреждений г.Оренбурга.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Пожедаев, Алексей Алексеевич

Выводы ко второй главе.

Мы выделяем 3 компонента готовности личности к духовно-нравственной рефлексии. Во-первых, когнитивный компонент, содержание которого составляют знания о природе моральных норм. При этом необходимо обратить внимание на то, что школьник должен не просто иметь представление о необходимом перечне моральных категорий, определяющих сущность морального закона, но и обладать умением их интерпретировать и раскрывать их содержание как в абстракции, так и относительно конкретных жизненных ситуаций. Сюда входит как знание общих моральных понятий, так и норм спортивной этики. Во-вторых, ценностный компонент, характеризуемый наличием 2-х составляющих, первая из которых заключается в осознании личности другого в качестве высшей ценности, которая может быть исключительно целью, но никогда не средством; содержанием второй выступает активность личности в поисках смысла собственной жизни в нравственном аспекте. В-третьих, поведенческий компонент, об уровне сформированности которого позволяют судить 3 его основных параметра: умение ставить цель и оценивать её нравственное содержание; умение регулировать своё поведение; умение адекватно оценивать свои поступки. Соответственно выделенным компонентам мы определили и 3 критерия сформированности готовности личности к духовно-нравственной рефлексии: знания (полнота этических представлений), ценности (моральная осознанность; ориентация на реализацию требований морали в коммуникативном взаимодействии с окружающими; ценностные ориентации личности (инструментальные и терминальные ценности); смысложизненные ориентации личности (общий показатель осмысленности жизни); духовность личности) и поведение (полнота практических умений и навыков; мера освоенности приобретённого поведенческого умения; умение ставить цель и оценивать её нравственное содержание; моральный мотив).

В нашем исследовании основной единицей процесса духовно-нравственного воспитания выступает духовно-нравственная ситуация. Мы выделяем 7 типов духовно-нравственных ситуаций, способствующих формированию готовности личности к духовно-нравственной рефлексии: ситуации конкретизации моральных норм (цель - формирование моральных понятий и развитие умения конкретизации моральных норм), ситуации определения моральных понятий (цель -развитие умения раскрытия нравственного содержания моральных проблем и его адекватной интерпретации), ситуации самоанализа (цель - активизация самооценочной деятельности воспитанников), ситуации нравственного самоопределения (цель - становление опыта субъектной позиции нравственного выбора), ситуации выбора жизненной стратегии (цель - становление опыта субъектной позиции определения смысложизненных ориентиров), ситуации активизации самовоспитания (цель - формирование целостного представления о специфике феномена нравственного самовоспитания и его средствах и становление воспитанников на путь духовно-нравственного саморазвития и самосовершенствования) и ситуации самоотчёта (цель - развитие умения ставить цель и оценивать её нравственное содержание, регулировать своё поведение и адекватно оценивать свои поступки). На проблемно-поисковом этапе организуются ситуации конкретизации моральных норм и ситуации определения моральных понятий, на рефлексивно-смысловом этапе - ситуации самоанализа, ситуации нравственного самоопределения, ситуации выбора жизненной стратегии и ситуации активизации самовоспитания, на ценностно-мотивационном этапе - ситуации самоотчёта.

В сформированности готовности воспитанников экспериментальных групп к духовно-нравственной рефлексии в опытно-экспериментальной работе была выявлена положительная динамика: мы выявили значимые различия между констатирующим (сентябрь 2001 г.) и формирующим (май 2002 г.) этапами педагогического эксперимента с вероятностью допустимой ошибки менее чем 0,001 (0,1%). В сформированности готовности воспитанников контрольных групп к духовно-нравственной рефлексии между констатирующим (сентябрь 2001 г.) и формирующим (май 2002 г.) этапами педагогического эксперимента не было выявлено значимых различий. Таким образом, положительная динамика результатов сформированности готовности к духовно-нравственной рефлексии у представителей экспериментальных групп позволяет судить о подтверждении гипотезы исследования.

Заключение.

Современным обществом как никогда востребована личность, ориентирующаяся на воплощение моральных норм во всех сферах своего бытия. Крайне значимым является определение ею целей своей жизни, выдвижение смысложизненных ориентиров на основе субъектной позиции смыслотворчества и жизнеопределения. Адекватной предпосылкой данной субъектной позиции выступает нравственный потенциал личности. Актуализация поисковой активности личности, направленной на определение смысла своего бытия, осуществляется на основе развития её рефлексивных способностей. Рефлексия своей жизни с позиций морально-должного обусловливает нравственную ценность жизненных целей и смыслов.

Рефлексия представляет собой переосмысление личностью содержания собственного сознания, включающее осмысление сложившегося образа действительности, другого человека и самого себя на основе оценки этого образа и создания его критического образа. Процесс оценивания всегда предполагает соотнесение оцениваемого объекта с эталоном должного, в качестве которого в духовно-нравственной рефлексии выступают требования морально-должного и духовного. Трактуя духовность как качество личности, функцией которого выступает определение собственных смысложизненных ориентиров нравственного содержания, мы определяем духовно-нравственную рефлексию в качестве процесса переосмысления личностью содержания собственного сознания с позиций духовно-нравственных ценностей. Так как предметом духовно-нравственной рефлексии могут выступать различные содержания, мы выделяем следующие типы духовно-нравственной рефлексии: интеллектуальный (переосмысление личностью знаний об объекте, в качестве которого выступает проблемная ситуация духовно-нравственного содержания и опыт разрешения духовно-нравственных проблем, и способах действия с ним); личностный (переосмысление личностью образа "Я" как носителя объективных духовно-нравственных ценностей); кооперативный (переосмысление знаний о ролевом взаимодействии в коллективной деятельности); коммуникативный (переосмысление представления о внутреннем мире другого человека и знание рефлексирующей личностью того, как она воспринимается партнёром по общению); экзистенциальный (оценка личностью собственных смысловых образований, в том числе и смысложизненных ориентиров); культуральный (переосмысление личностью ценностей культуры). Мы полагаем, что выделенные типы духовно-нравственной рефлексии отражают различные стороны ценностного (духовно-нравственного) освоения личностью мира, другого человека и самой себя.

Мы выделяем 3 компонента готовности личности к духовно-нравственной рефлексии. Во-первых, знаниевый компонент, содержание которого составляют знания о природе моральных норм. При этом необходимо обратить внимание на то, что школьник должен не просто иметь представление о необходимом перечне моральных категорий, определяющих сущность морального закона, но и обладать умением их интерпретировать и раскрывать их содержание как в абстракции, так и относительно конкретных жизненных ситуаций. Сюда входит как знание общих моральных понятий, так и норм спортивной этики. Во-вторых, ценностный компонент, характеризуемый наличием двух составляющих, первая из которых заключается в осознании личности другого в качестве высшей ценности, которая может быть исключительно целью, но никогда не средством; содержанием второй выступает активность личности в поисках смысла собственной жизни в нравственном аспекте. В-третьих, поведенческий компонент, об уровне сформированности которого позволяют судить 3 его основных параметра: умение ставить цель и оценивать её нравственное содержание; умение регулировать своё поведение; умение адекватно оценивать свои поступки. Соответственно выделенным компонентам мы определили и 3 критерия сформированности готовности личности к духовно-нравственной рефлексии: знания (полнота этических представлений), ценности (моральная осознанность; ориентация на реализацию требований морали в коммуникативном взаимодействии с окружающими; ценностные ориентации личности (инструментальные и терминальные ценности); смысложизненные ориентации (общий показатель осмысленности жизни); духовность личности) и поведение (полнота практических умений и навыков; мера освоенности приобретённого поведенческого умения; умение ставить цель и оценивать её нравственное содержание; моральный мотив).

Среди педагогических условий формирования готовности личности к духовно-нравственной рефлексии мы выделяем диалогические формы педагогического общения и личностно ориентированные (духовно-нравственные) ситуации, актуализирующие духовно-нравственную рефлексию воспитанников и активизирующие их нравственное самовоспитание.

Мы выделяем 3 этапа формирования готовности личности к духовно-нравственной рефлексии: проблемно-поисковый, рефлексивно-смысловой и ценностно-мотивационный. Проблемно-поисковый этап способствует формированию представления об общих моральных понятиях и категориях спортивной этики и формирует опыт адекватной интерпретации духовно-нравственного содержания жизненных коллизий. Рефлексивно-смысловой этап активизирует самооценочную деятельность воспитанников, способствует становлению опыта субъектной позиции смыслотворчества и жизнеопределения и предпосылает становление воспитанников на путь саморазвития и самовоспитания. Ценностно-мотивационный этап способствует становлению у воспитанников смысло-образующего духовно-нравственного мотива.

Интериоризация объективных духовно-нравственных ценностей осуществима на основе становления их личностного смысла, вследствие наличия которого они превращаются в личностно-значимые ценности, с позиций которых и осуществляется духовно-нравственная рефлексия личности. Становление у воспитанников личностного смысла объективных духовно-нравственных ценностей происходит вследствие организации их духовно-нравственной деятельности. Духовно-нравственная деятельность воспитанников организуется вследствие создания личностно ориентированных (духовно-нравственных) ситуаций.

В сформированности готовности воспитанников экспериментальных групп к духовно-нравственной рефлексии в опытно-экспериментальной работе была выявлена положительная динамика: мы выявили значимые различия между констатирующим (сентябрь 2001г.) и формирующим (май 2002г.) этапами педагогического эксперимента с вероятностью допустимой ошибки менее чем 0,001 (0,1%). В сформированности готовности воспитанников контрольных групп к духовно-нравственной рефлексии между констатирующим (сентябрь 2001г.) и формирующим (май 2002г.) этапами педагогического эксперимента не было выявлено значимых различий. Таким образом, положительная динамика результатов сформированности готовности к духовно-нравственной рефлексии у представителей экспериментальных групп позволяет судить о подтверждении гипотезы исследования.

Для экспериментальных групп по всем методикам определения нравственности, смысложизненных ориентаций и духовности различия между констатирующей (сентябрь 2001 года) и формирующей частями (май 2002 года) педагогического эксперимента значимы с вероятностью допустимой ошибки менее чем 0,001 (0,1%), т.е. гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в уровне сформированности готовности воспитанников экспериментальных групп к духовно-нравственной рефлексии в результате организуемого процесса духовно-нравственного воспитания, экспериментально подтвердилась. Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что предложенный в нашем исследовании комплекс педагогических условий способствует формированию готовности личности к духовно-нравственной рефлексии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пожедаев, Алексей Алексеевич, 2003 год

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1991. - 304с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Наука, 1991.-304 с.

3. Аванесова Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь //Вестник Московского ун-та. Сер.7. Философия. 1998. - №4.- С.3-17.

4. Айнштейн В. Преподаватель и студент: искусство общения //Высшее образование в России. 2000. - № 6. - С. 85-91.

5. Акбиев С. О педагогическом такте //Педагогика, 1992, №3-4. С.125-126.

6. Актуальные проблемы нравственного воспитания /Отв.ред. Л.Ф.Колесников. Новосибирск: Наука, 1987. - 242с.

7. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Знание, 1989. -112с.

8. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии 20 века (очерк истории) //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия 1994.-№4.-С.21-32.

9. Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой деятельности //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -2001. №1. - С.3-13.

10. Аникина В.Г. Экзистенциальная рефлексия личности в проблемно-конфлитных ситуациях: Автореф.дис. .канд.псих.наук. М., 2000. - 21с.

11. Апресян Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта //Вопросы философии. 1993. - №8. - С.32-45.

12. Апресян Р.Г. Идейные истоки новоевропейского понятия «мораль» //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2001. - №1. -С.15-19.

13. Арестова О.Н. Мотивация перспективное целеполагание в мыслительной деятельности //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -1999.-№3.-С.5-11.

14. Арефьев A.JI. Поколение, которое теряет Россия //Социс. 2002. - №8. -С.21-28.

15. Артюхова И.С. Ценности и воспитание //Педагогика. 1999. - №4. - С.117-121.

16. Бабаков А.И. Проблемы нравственного воспитания в юношеском спорте //Теория и практика физической культуры. 1983. - №12. - С.22-24.

17. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1987. - 222с.

18. Батищев Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения //Вопросы философии. 1995. - №3. - С.103-129.

19. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль: Наука, 1989. - С.65-83.

20. Башкова С.А. Представления о будущем у старшеклассников больших и малых городов //Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. -1999. -№3.-С.8-15.

21. Белорусова В.В., Решетень И.Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой. М.: Физкультура и спорт, 1964. - 96с.

22. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. -117с.

23. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 204с.

24. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности //Современная дидактика: теория и практика /Под.ред. И.Я.Лернера, И.К.Журавлёва. М., 1993. - С.27-43.

25. Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы //Социс. 2002. - №5. - С.3-9.

26. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Просвещение, 1983. - 134с.

27. Бодалев А.А., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях //Советская педагогика. -1991. -№5. -С.11-19.

28. Бодалев А.А., Ковалёв Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление //Педагогика. 1992. - № 5-6. - С. 65-70.

29. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности //Советская педагогика. -1990.-№5.- С. 77-81.

30. Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения //Советская педагогика.- 1990. № 12. - С. 65-71.

31. Бодалев А.А. Проецирование и взаимодействие в общении //Педагогика. -1994, №1.-с.11-14.

32. Бойко В.В. Общение и взаимовлияние в процессе воспитания //Советская педагогика. 1988. - №2. - С.65-69.

33. Бойко А.Н. Воспитывающие отношения в общеобразовательной школе //Советская педагогика. 1991. - №2. - С.26-30.

34. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. -М., 1979.-224с.

35. Большунов А .Я., Молчанов В.А., Трофимов Н.М. Динамика рефлексивных актов в продуктивной мыслительной деятельности //Вопросы психологии. -1984. №5.-С.117-124.

36. Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников //Советская педагогика. 1991. - №9. - С.50-56.

37. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: Евразия, 2000. - 304 с.

38. Борзых В.В. О свободе морального выбора //Вопросы философии. 1992. -№1.-С. 175-177.

39. Борисова О.Т. К вопросу об интерпретации теории смысла и значения Г.Фреге //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1993.- №5. С.23-31.

40. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 3-9.

41. Булавка JI.A., Бузгалин А.В. Бахтин: Диалектика диалога versus метафизика постмодернизма //Вопросы философии. 2000. - №1. - С.5-14.

42. Бухараева JI. Диалогическая педагогика Паул о Фрейре //Высшее образование в России. 2001. - № 3. - С. 122-127.

43. Вайн В. О педагогике сотворчества //Alma mater. Вестник высшей школы. -1991. №5. - С.11-18.

44. Валеева Р.А. Корчак и Сухомлинский: как любить ребёнка //Педагогика. -1998. -№6. -С.48-52.

45. Веселова В.В. Менталитет американского общества и гуманистическая парадигма образования и воспитания //Педагогика. 1999. - №8. - С.91-99.

46. Виленский М.Я., Беляева В.А. Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя /Под ред. В.А.Сластёнина. М., 1985. - 60с.

47. Возрастная и педагогическая психология /М.В.Матюхина и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др. М.: Владос, 1984. - 256с.

48. Возрастная и педагогическая психология /Составитель И.В.Дубровина и др.- М.: Академия, 1998. 320с.

49. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи: Учебное пособие /Под ред. Проф. Ю.Г.Волкова. Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 576с.

50. Гавриповец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Книга для учителя. Минск: Народная асвета, 1988. - 128с.

51. Гаджикурбанова П.А., Скворцов А.А. Российская этика на пороге 21 века //Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2001. - №1. -С. 16-24.

52. Галицких Е. Роль диалога в становлении будущего учителя //Высшее образование в России. 2000. - № 1. - С. 70-74.

53. Геращенко И.Г. Духовное развитие учащихся //Физическая культура в школе. 2000. - №3. - С.24-32.

54. Гильбух Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся //Советская педагогика.- 1990. № 5. - С. 81-87.

55. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия //Психологический журнал. 1997. - №6. -С.4-17.

56. Грибанова Г.В. Формирование взаимоотношений учителей и учащихся //Советская педагогика. 1990. - № 12. - С. 87-91.

57. Турин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М., 1988. - 136с.

58. Турина Т.П. Представления старшеклассников о ценностях //Педагогика. -1995. №4. - С.45-48.

59. Гурова Р.Г. Духовный мир молодёжи в меняющейся России 20 века (лонги-тюдное социолого-педагогическое исследование 60-2000 гг.) //Мир психологии. 2000. - №4. - С. 147-159.

60. Гусейнов А.А. Моральная демагогия как фактор апологии насилия //Вопросы философии. 1995. - №5. - С.5-12.

61. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. - 472 с.

62. Гусейнов А.А. Этика и мораль в современном мире (вступительные заметки к теме конференции) //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2001. - №1. С.5-9.

63. Давыдов В.В., Неверкович С.Д., Самоукина Н.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей //Вопросы психологии. 1990. - № 3. - С. 76-84.

64. Диалог и коммуникация философские проблемы (Материалы «Круглого стола») //Вопросы философии. - 1989. - № 7. - С. 3-27.

65. Добрович А.В. Воспитателю о психологии общения. М.: Просвещение, 1987. -С.4-37.

66. Долгополова Н. Взаимодействие как основа учебных технологий //Alma mater. Вестник высшей школы. 1999. - №7. - С. 17-26.

67. Доценко E.JI. Механизмы межличностной манипуляции //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1993. -№4.-C.3-13.

68. Доценко E.JL, Бессонова JI.B. Обыденные представления о структуре общения //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1999. - №2. - С.34-42.

69. Дудко E.JI. Стоимостная концепция моральных ценностей //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1995. - №3. - С.37-44.

70. Дубко E.JI. Мораль как предрассудок //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2001. - №1. - С.4-15.

71. Дубов И.Г., Хвостов А.А. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения //Вопросы психологии. 2000. - №5. -С.47-49.

72. Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. М.: Знание, 1986. -143с.

73. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры //Вопросы психологии. 1998. - № 3. - С. 104-114.

74. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности //Педагогика. -1992.-№ 11-12.-С.22-26.

75. Зосимовский А.В. Диагностика моральной воспитанности личности //Советская педагогика. 1970. - №7. - С.31-38.

76. Иващенко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. -М.: Просвещение, 1987. 206с.

77. Иващенко Ф.И. Особенности установления психологического контакта с учащимся //Педагогика. 1999. - №2. - С. 36-38.

78. Идеал, утопия и критическая рефлексия /Отв.ред. В.А.Лекторский. М.: Росспэн, 1996. - 302с.

79. Ильин В.В. Моральные абсолюты в нормативном сознании //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1992. - №5. - С.6-11.

80. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 1983. -223с.

81. Кагальняк А.И., Ящишин Е.Е. Как помочь студенту в самовоспитании //Советская педагогика. 1991. - №12. - С.82-83.

82. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. - 319с.

83. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. Л.: ЛГПИ, 1983. - 82с.

84. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1989. - 83с.

85. Кальнин Н.Н. Важная задача урока: (О воспитании морально-волевых качеств у школьников) //Физическая культура в школе. 1986. - №2. - С.25-26.

86. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Знание, 1987. -С.67-81.

87. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Д.: Издательство Ленинградского университета, 1975. - 150с.

88. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей (монография). Оренбург: ОГУ, 1996. 188 с.

89. Климова Т.Е. Методы корреляционного анализа в педагогике: Учебно-методическое пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 96с.

90. Ключко Т.С. Организация воспитательной работы в процессе физического воспитания школьников. Ульяновск: Наука, 1986. - 35с.

91. Ключко Т.С. Методика воспитательной работы с учащимися в процессе занятий физической культурой и спортом. Ульяновск: Наука, 1987. - 110с.

92. Ковалевский В.Ф. Основы спортивной этики и нравственного воспитания спортсменов. JI., 1977. - 89с.

93. Коган JT.H. Цель и смысл жизни. М., 1984. - 256с.

94. Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Ростов: Ростовский университет, 1983. - 288с.

95. Колошина Т.Ю., Похмелкина Г.Ф., Степанов С.Ю., Фролова Т.В. Рефлексивно-инновационная модель развития педагогического мастерства //Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. Т.З. -Казань, 1990. С.32-71.

96. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

97. Копылов Ю.А., Мейксон Г.Б. Завтра может поздно: (О духовном развитии школьников) //Физическая культура в школе. 1990. - №10. - С.2-6.

98. Кофман Л.Б. Особенности нравственного развития юных спорстменов и некоторые условия его стимулирования //Теория и практика физической культуры. 1988. - №5. - С.24-26.

99. Кочетков А.П. Воспитание спортсменов в учебно-тренировочном процессе //Теория и практика физической культуры. 2000. - №12. - С.37-38.

100. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников: Книга для учителя. Минск: Народная асвета, 1990. - 173с.

101. Крайг Г. Психология развития. СПб: Евразия., 2000. - 992 с.

102. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации //Вопросы философии. 1992. - № 12. -С. 21-28.

103. Кудрина Т.А. Массовое сознание старшеклассников: мифы и реальность //Советская педагогика. 1990. -№11.- С.15-21.

104. Кузин A.M. Духовное начало во Вселенной //Вопросы философии. 1998. - №8. - С.11-17.

105. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики: что и как преподавать в современной школе. М.: Академия, 2001. - 120с.

106. Курносикова Е.А. Мральная рефлексия как феномен культуры: Авто-реф.дис. .канд.философ.наук. М., 1996. - 24с.

107. Ладенко И. Рефлексия в самоорганизации интеллектуальных систем //Alma mater. Вестник высшей школы. 1991. - №8. - С.3-15.

108. Лекторский В.А. Духовность и рациональность //Вопросы философии. -1996.-№ 2.-С. 31-35.

109. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Политиздат, 1979.

110. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

111. Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформации психического образа //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1998. - №2. - С.3-13.

112. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. - 487 с.

113. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. - 16с.

114. Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1993. - №2. - С.73-81.

115. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1996. - №4. - С.32-45.

116. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1997. -№1.-С.12-15.

117. Липкина А.И. Предметно-диалогическая рефлексия на уроках труда как фактор нравственно-мотивационного развития личности школьника //Вопросы психологии. 1986. - №3. - С.29-34.

118. Логунова Н. Обучение как общение и сотворчество //Высшее образование в России. 2000. - №3. - С. 108 - 121.

119. Лубышева Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 151с.

120. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности //Теория и практика физической культуры. 2001. - №4. -С.3-8.

121. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. М.: Академия, 2001. - 240с.

122. Макаев В.В. И.А.Ильин о русской душе //Педагогика, 1999, №5. с.94-97.

123. Малинин В.И. Самообновление как путь постижения истины //Педагогика. 1996. - №5. - С. 122-123.

124. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. - 183с.

125. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. - 103с.

126. Маслоу А. Мотивация и личность. СП.: Евразия, 1999. - 478с.

127. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1991. - 191с.

128. Матвеев В.А. Формируем морально-волевые качества //Физическая культура в школе. 1990. - №2. - С.12-16.

129. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М: Физкультура и спорт, 1991. - 542с.

130. Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии //Высшее образование в России. 1995. - №4. - С.32-37.

131. Миронов В.В. Онтологическая сущность этики //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2001. - №1. - С.5-17.

132. Митина JI.M. Значение самооценки учителя //Советская педагогика. -1991. №1. - С.90-93.

133. Монахов С.В. Совестливость как показатель личностного развития на рубеже перехода из подросткового в юношеский возраст //Мир психологии. -2002. №2.-С.165-169.

134. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников //Советская педагогика. 1983. - №5. - С.42-47.

135. Муравьёва К.В., Шильштейн Е.С. О ролевом компоненте Я-концепции //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2000. - №1. -С.11-18.

136. Мухамадиев Р. Диалог Достоевского и диалогизм Бахтина //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. - № 4. - С. 28-40.

137. Мухина Т.К. Диалог как форма оптимизации педагогического процесса //Советская педагогика. 1989. - № 10. - С. 74-77.

138. Недзвецкая Э.А. Диалог как способ реализации проблемного подхода //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1992. - № 3. ■ С.55-59.

139. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн.: Кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: Владос, 1995. - 512с.

140. Новейший философский словарь /Сост. А.А.Грицанов. Минск: Изд. В.М.Скакун, 1998. - 896 с.

141. Нравственное воспитание детей и молодёжи в процессе занятий физической культурой и спортом: Межвузовский сборник статей /Отв.ред. В .В .Бе лору сова. Л.: ГДОИФК, 1983. - 93с.

142. Нравственное самосовершенствование личности /Составитель М.А.Макаревич. М.: Знание, 1989. - 62с.

143. Нравственное формирование личности школьника (Межвузовский сборник научных трудов). Л.: ЛГПИ, 1981. - 159с.

144. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.: Издательство МГУ, 1987. - 303с.

145. Огурцов А.П. Рефлексия в науке и обучении //Вопросы философии. -1986. -№2. -С.7-10.

146. Олейникова О. Знание, не прошедшее через сердце, опасно //Педагогика. - 2001. - №6. - С. 106-108.

147. Озолин Н.Г. Путь к успеху. М: Физкультура и спорт, 1985. - 112с.

148. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288с.

149. Организация воспитательной работы в процессе физического воспитания школьников. Ульяновск: Наука, 1986. - 35с.

150. Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике //Педагогика. 1993. - №4. - С.21-26.

151. Палайма Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирования соревновательной установки у спортсмена //Психология и современный спорт. М., 1973. - С.38-51.

152. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под.ред. С.А.Смирнова. М.: Педагогика, 2000. - 512 с.

153. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Автореф.дис. . канд.пед.наук. М., 1999. - 21с.

154. Петровская Л.А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог //Вопросы психологии. 1983. - № 2. - С. 85-89.

155. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Дону: Ростовский университет, 1993. - 124с.

156. Петрушихина Е.Б. Рефлексия педагога в общении со старшеклассниками как фактор эффективности руководства ученическим коллективом: Автореф.дис. .канд.пед. наук. М., 1991. - 23с.

157. Питюков В.Ю. Студденты и учителя о технологии педагогического воздействия //Педагогика. 1992. - №11-12. -С.54-58.

158. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия.- 1998. -№2.-С,3-32.

159. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия.- 1998.-№3.-С. 16-33.

160. Подберёзкин А. Через духовность к возрождению отечества //Свободная мысль. - 1995. - С.87 - 91.

161. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000.- 184с.

162. Полозова Т.Д. Истоки самопознания //Советская педагогика, 1990, №4. -с.77-83.

163. Пономарёв Я.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: Общая, дифференциальная, прикладная. М.: Владос, 1990. - 198с.

164. Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. -М.: Просвещение, 1988. 112с.

165. Проблемы рефлексии /Под.ред. И.С.Ладенко. Новосибирск, 1989. - 127с.

166. Прокофьев А.В. Об этическом смысле антитезы: «мораль для человека» или «человек для морали» //Вопросы философии. 1998. - №6. - С.29-39.

167. Психологическая диагностика: проблемы и исследования. М.: Просвещение, 1981. -С.27-33.

168. Психология воспитания /Под.ред. В.А.Петровского. М.: Гардарика, 1995. - 145с.

169. Психология. Словарь /Под.общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

170. Пустовалов В.М. Духовно-нравственное становление личности будущего учителя: Монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. - 244с.

171. Радина К.Л. Эмоционально-нравственное воспитание пионеров. Научно-методическое пособие /Ред. Т.К.Ахаян. Л.: ЛГПИ, 1975. - 152с.

172. Разин А.В. Моральные абсолюты в историческом мышлении //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1997. - №2. - С. 19-37.

173. Разин А.В. Сознание и нравственность, антропологическое единство //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1999. - №3. -С.3-21.

174. Разин А.В. О возможностях научного обоснования морали //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2001. - №1. - С.35-41.

175. Ризз Г. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве //Педагогика. 1995. - №4. - С. 114-116.

176. Ризз Г. Я.Корчак: ребёнка надо уважать //Педагогика. 1996. - №4. - С.69-72.

177. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Знание, 1996. - 147с.

178. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: Физкультура и спорт, 1983. - 112с.

179. Роднов Л.Н. Разум и нравственность в единстве сознания //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. - №3. - с.25-28.

180. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Издательство Московского университета, 1981. - 184 с.

181. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. - 128 с.

182. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. - 140 с.

183. Рувинский Л.И., Соловьёва А.Е. Психология самовоспитания. М: Просвещение, 1982. - 143 с.

184. Русская философия: Словарь /Под.общ.ред. М.Маслина. М.: Терра-Книжный клуб; Республика, 1999. - 656 с.

185. Рыбакова Н.В., Назарова Т.Ф. Нравственное воспитание и культура личности. Л.: Знание, 1984. - 32с.

186. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. -М.: Владос, 1991. С.25-74.

187. Рындак В.Г. Методологические основы образования (учебное пособие к спецкурсу). Оренбург: Издательский цент ОГАУ, 2000. - 192с.

188. Рюмшина Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов //Вопросы психологии. 2000. - № 1. - С. 142-149.

189. Рябикина 3., Сомова Е. Общение субстанция личности //Высшее образование в России. - 1999. - №4. - С. 100-106.

190. Ряшина В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте: Автореф.дис. .канд.псих.наук. М., 1996. - 19с.

191. Седова Н.Е. Педагогическое общение: Психологический тренинг для учителей //Педагогика. 1994. - №1. - С.56-59.

192. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности //Вопросы психологии. 1983. - № 2. -С. 35-42.

193. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества //Вопросы психологии. 1983. - №5. - С. 162-164.

194. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования //Вопросы психологии. 1984. - №5. -С.169-170.

195. Семёнов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. -М., 1990. -215с.

196. Семёнов И.Н. Экзистенциально-креативный тренинг и развитие рефлексивно-творческого потенциала учёного //Интеллектуальные системы и творчество. Новосибирск: Наука, 1990. - С.129-133.

197. Семёнов И.Н. От гуманитарной рефлексиологии к технологической рефлексии: технология рефлексии и структура рефлексивности //Рефлексивные процессы и творчество /Под.ред. И.С.Ладенко и др. Новосбирск: Наука,1990. С.20-22.

198. Сенько Ю. Диалог в обучении //Alma mater. Вестник высшей школы.1991,-№5.-С. 35-40.

199. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепции, технологии. Волгоград: Перемена, 2000. - 147с.

200. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М.: Логос, 1999.- 272с.

201. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика. -1994. -№5.-С.16-24.

202. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технология //Педагогическое образование для 21 века. Материалы международной научно-практической конференции. -М.: Логос, 1994. -С.76-78.

203. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. - 152с.

204. Сидоркин А. Диалог в воспитании: к постановке проблемы //Педагогика. 1996. -№ 2. - С. 48-53.

205. Сиземская И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин //Педагогика. 2001. - №1. - С.63-67.

206. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека //Философские науки. 1990. - №12. - С. 100-104.

207. Смоленцев Ю.М., Пороховская Т.И. Особенности морального отчуждения //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1995. -№1. - С.31-45.

208. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Выпуск 5 (Межвузовский сборник) /Отв.ред. А.А.Крылов, Н.В.Кузьмина. Л., 1985,- 120с.

209. Согомонов Ю.В. Этика и теория нравственного воспитания //Вопросы философии 1982. - №2. - С.87-89.

210. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. - 239с.

211. Соколов В.М., Полозкова Л.П. Нравственные качества физкультурников и спортсменов//Социс. 1982. - №1. - С.3-8.

212. Солдатенков А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: Автореф.дис. .докт.пед.наук. М., 1998. - 31с.

213. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Гардарика, 1997. - 234с.

214. Станкин М.И. Нравственное воспитание школьников на занятиях физической культурой. М.: Просвещение, 1975. - 121с.

215. Станкин М.И. О специфике применения методов нравственного воспитания школьников в физической культуре и спорте //Советская педагогика. -1983, №9. С.140-141.

216. Станкин М.И. Условия повышения эффективности убеждения как метода нравственного воспитания (спортсменов) //Теория и практика физической культуры. 1983. - №10. - С.50-52.

217. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 224 с.

218. Старовойтенко Е.Б., Шадриков В.Д. Воспитательное взаимодействие в школе //Советская педагогика. 1989. - №3. - С.65-70.

219. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.В., Колошина Т.Ю., Фролова Т.В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества //Вопросы психологии. 1991. - № 5. - С. 5-14.

220. Степанов С.Ю., Семёнов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования //Вопросы психологии. 1985. - № 3. - С. 31-40.

221. Степанов С.Ю., Семёнов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач //Вопросы психологии. 1982. - №1. - С.99-104.

222. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики //Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. Т.З. Казань: Текст, 1990. - С.34-56.о179

223. Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и рефлексивная практика //Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск, 1990. - С.32-47.

224. Степанов С.Ю., Семёнов И.Н. От психологии рефлексии к рефлексивной культурадигме в психологии //Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск, 1990. - С.76-103.

225. Степанов С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества. -М: Наука, 1996. 170с.

226. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. - 173с.

227. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: Педагогика, 1998. -С.56-93.

228. Столяров В.И., Баринова И.В., Курило С.И. Молодёжь и олимпийская идея «Фейр Плэй» //Теория и практика физической культуры. 1994. - №8. -С.14-31.

229. Стурова М.П. Макренко и Франкл о ценностных ориентациях личности //Педагогика. 1993. - №1. - С.99-103.

230. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М.: Учпедгиз, 1961. - 223с.

231. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Избранные педагогические сочинения: В Зт., т.1. М.: Педагогика, 1979. - 173с.

232. Сухомлинский В.А. «Не только разумом, но и сердцем.». Сборник статей и фрагментов из работ. М.: Молодая Гвардия, 1990. - 142с.

233. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М.: Педагогика, 1990. - 303с.

234. Сухоруков А.С. К проблеме отношений общей психологии и методологического движения: «значение» и «смысл» как системообразующие уровни деятельности //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -1998.-№1.-С.26-35.

235. Тарасевич Н.Н. Обретение педагогического мастерства //Советская педагогика. 1990. -№Ц.- С.73-77.

236. Трубников А. Духовность образования и трансценденция //Alma mater Вестник высшей школы. 1998. - №8. - С.8-12.

237. Филиппова В.И. Культура и мировоззрение учителя //Педагогика.- 1992. -№3-4. -С.58-63.

238. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

239. Фролов И.Т. О жизни, смерти и бессмертии //Вопросы философии. 1983. - №1. - С.83-98.

240. Хабермас Юрген. Теория коммуникативного действия //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1993. - №4. - С.3-23.

241. Ханбиков Я.И., Валеева Р.А. Педагог-гуманист //Советская педагогика. -1988. №7. - С.87-92.

242. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Политиздат, 1983.- 160с.

243. Шадриков В.Д. О реальной добродеятельной педагогике //Советская педагогика. 1991. - №7. - С.43-48.

244. Шадрикова И.А. Педагогическая оценка и мастерство учителя //Советская педагогика. 1991. - №10. - С.45-48.

245. Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 112с.

246. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения //Вопросы психологии. 1991. - № 1. - С. 44-52.

247. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности //Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 27-31.

248. Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы «Я» //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1999. - №2. - С.32-41.

249. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Дону: Ростовский университет, 1995. -213с.

250. Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания //Вопросы философии. 1990. - №7. - С.32-41.

251. Шрейдер Ю.А. Искусственный интеллект, рефлексивные структуры и ан-тропный принцип //Вопросы философии. 1995. - № 7. - С. 163-167.

252. Шрейдер Ю.А. Этика. М.: Текст, 1998. - 271 с.

253. Шумихина J1.A. Генезис русской духовности. Екатеринбург: Наука,1998. -400с.

254. Щеглов В.В. Философия смысла Густава Шпета //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1994. - №3. - С.34-45.

255. Щуркова Н.Е. Беседы с тренером о воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1973. - 85с.

256. Щуркова Н.Е. Этические ситуации урока //Физическая культура в школе. 1981. - №12. - С.3-16.

257. Экономцев И.Н. Духовность и творчество //Вопросы философии. 1996. -№ 2. - С. 24-26.

258. Энциклопедия психологических тестов. М.: Терра - Книжный клуб,1999. -400с.

259. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М.: Педагогика, 1986. - 155с.

260. Яусс Х.Р. К проблеме диалогического понимания //Вопросы философии. -1994. -№12. -С.97-106.

261. Bugental J.F.T. The search for authenticity. An existantial-analytic approach to psychotherapy. Znded. Enl. - N.Y., 1981. - 477p.

262. Gendlin E.T. Experiencing and the creation of meaning. N.Y., 1962. - 302p.

263. Magnusson D. On the psychological situation //Ibid, 1978. P. 1-30.

264. Nystedd L. A model for studing the interaction between the "objective" situation and a persons construction of the situation //Toward a psychology of sinua-tions /Ed. by Magnusson D. Hillsdale, 1981. - P.375-391.

265. Royce J.R., Rowell A. Theory of personality and individual differences. -Englewood Clifts, 1983. 304p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.