Формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Дмитриева, Елена Анатольевна

  • Дмитриева, Елена Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Калуга
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 223
Дмитриева, Елена Анатольевна. Формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Калуга. 1998. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дмитриева, Елена Анатольевна

Введение.

Глава I. Теоретические основы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора.

1.1. Гуманистические этические теории как научная основа нравственного воспитания.

1.2. Моральный выбор как научно-педагогическая проблема.

1.3. Моделирование процесса формирования готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников.

Глава 2. Процесс формирования готовности к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора.

2.1. Организация исследования.

2.2. Начальная стадия формирования готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора.

2.3. Заключительная стадия формирования готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора»

На пороге XXI столетия социум, в котором живет индивид, меняется с головокружительной быстротой. Современный этап развития общества характеризуется коренными изменениями во всех общественно-политических, экономических структурах и переоценкой жизненных ценностей. Человек сегодня имеет возможность выбора буквально во всех сферах. То же самое касается выбора ценностей. В стране нет больше единой идеологии, а умы и души россиян подвергаются самому разнообразному влиянию. В подобных условиях необходимо сделать моральный выбор, самоопределиться в выборе нравственных ценностей и идеалов. Однако это далеко не простая задача.

Крушение идеалов, развенчание авторитетов рождает социальную растерянность, психологические фрустрации, и человек заполняет образовавшийся вакуум новыми идолами. Хотя это лишь временный эффект, именно с ним связана существенная опасность. За срок между дискредитацией традиционных авторитетов и эффективным приобщением народа к общечеловеческим ценностям, может произойти отвращение миллионов людей от выкристаллизованных вековым опытом нравственных ценностей. Особенно это касается детей и молодежи, не имеющих пока твердых нравственных убеждений, находящихся на стадии формирования воли, характера и духа.

Реальное состояние нравственности в обществе, в первую очередь молодежи, можно обозначить как глубокий нравственный кризис. Состояние этического просвещения в стране глубоко неудовлетворительно. Разрушена система просвещения, которая не только задавала идеологические ориентации, но и давала духовные, этические и эстетические знания. Средства массовой информации обладают огромными возможностями, но используют их слишком часто во зло.

Художественная продукция изобилует сценами насилия. Результатом является развитие нигилизма, цинизма по отношению ко всей системе высших ценностей. Это выражено не только чисто вербально, но и в структурах поведения. Объективной реальностью стало нарастание негативных тенденций в молодежной среде, проявляющихся в росте преступности, наркомании, проституции. По данным МВД РФ групповая преступность среди несовершеннолетних за период с 1996 по 1997 год возросла на 10,5%, наркомания - на 12,3%. Данные социолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что более чем у половины школьников ценностные ориентации и отношения идут вразрез с требованиями общества. Все больше подростков и молодежи становятся жертвами влияния вождей, исповедующих античеловечные идеалы (мистические секты, АУМ Синрике, фашиствующие партии). Все это красноречиво свидетельствует о необходимости усиления роли нравственного воспитания среди детей и молодежи.

На повестку дня перед воспитательно-образовательными учреждениями общества ставится задача помочь личности обрести свое "Я", научиться делать моральный выбор, сформировать механизм самозащиты от постоянно меняющегося динамичного мира, который эту личность деформирует. Человек сегодня должен сформироваться как личность с выраженной индивидуальностью и уметь оставаться самим собой, несмотря на все социальные перепетии и внешнее негативное воздействие. Это резко повышает значение гуманистических общечеловеческих ценностей, в известном смысле противостоящих групповым (классовым, национальным, клановым, профессиональным и т.д.) и в условиях движения человечества к мировой цивилизации все более важных при разработке педагогических идеалов и целей. В этой связи необходимо обратиться к этическим системам, ориентированным на гуманистические идеалы, а также творчески и критически переосмыслить теорию и практику нравственного воспитания отечественной школы.

Человек в наши дни живет во все более неопределенной ситуации, когда готовых решений нет и быть не может, когда нужно находить эти решения, принимать их и нести за них ответственность. Поэтому задача воспитания самостоятельной личности, умеющей принимать решения и нести за них ответственность, умеющей критически мыслить выдвигается на первый план.

В процессе формирования нравственной личности значительное место принадлежит учителю, воспитателю. Поэтому нравственное оздоровление общества необходимо начинать именно со студентов педагогических вузов.

Для того, чтобы сформировать специалиста нового типа, необходимо привести систему его подготовки в соответствие с актуальными потребностями той сферы, для которой он предназначен и в которой он призван работать. Содержание, методы и формы подготовки будущего учителя должны определяться на основе педагогического анализа актуальных потребностей общества. Необходимость особенно активно и последовательно осуществлять нравственное воспитание школьников на современном этапе является обоснованием для выдвижения проблем подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию в разряд одной из ведущих проблем совершенствования подготовки учителя.

Учитель, которого сегодня ждет школа, должен быть свободной, духовной личностью, способной на самостоятельные нравственные решения и поступки, имеющей твердые нравственные принципы, обладающей широким кругозором и знаниями в области морали. В то же время, гуманистически ориентированный учитель должен обладать безусловным позитивным отношением к ученику, принимать его как целостную личность, уважать его взгляды и ценности, быть терпимым к чужому мнению. Обязательным профессиональным качеством должно стать сформированное моральное мировоззрение, основанное на гуманистических общечеловеческих ценностях и имеющее под собой серьезную этико-философскую базу.

Вместе с тем, результаты изучения готовности выпускников Калужского государственного педагогического университета к нравственному воспитанию школьников указывают на то, что система подготовки специалистов к данному аспекту воспитательной работы не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Данные, полученные с помощью анкетирования показали, что студенты не обладают серьезными этическими знаниями, затрудняются в выборе нравственного решения, не готовы квалифицированно и грамотно решать задачи нравственного воспитания школьников.

Таким образом, существует противоречие между актуальными требованиями общества к улучшению нравственного воспитания школьников, приведению его в соответствие с задачами формирования духовной, автономной личности и состоянием подготовки учителей к выполнению этих требований.

Следует также указать на такие противоречия, как противоречие между тщательно разрабатываемой абстрактной целью воспитания и реально невооруженной теорией нравственного воспитания практикой; противоречие между объективно существующей возможностью выбора гуманистических ценностей и неумением использовать их в качестве педагогических ориентиров; противоречие между увеличением количества нестандартных, конфликтных школьных ситуаций и актуальными способностями педагогов преодолевать кризисные явления в воспитании. Эти противоречия указывают на необходимость обновления подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников.

Проблема нравственного воспитания всегда была в центре внимания отечественной педагогики. Об этом свидетельствуют труды выдающихся педагогов прошлого В.Г.Белинского, К.Н.Вентцеля, Н.А.Добролюбова, П.Ф.Каптерева, И.В.Киреевского, Н.И.Пирогова, П.Г.Редкина,

Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, считавших нравственное воспитание главной педагогической проблемой.

Большой вклад в теорию и практику нравственного воспитания внесли педагоги советского периода Е.П.Белозерцев, П.П.Блонский, Е.Н.Богданов, О.С.Богданова, Н.И.Болдырев, З.В.Васильева, В.Е.Гмурман, Д.М.Гришин, Ф.В.Зосимовский, Л.И.Катаева, И.И.Кобыляцкий, Б.Т.Лихачев, И.С.Марьенко, Э.И.Моносзон, З.И.Равкин, Л.И.Рувинский, И.Ф.Свадковский, В.А.Сластенин, Г.Н.Филонов, И.Ф.Харламов, С.Т.Шацкий, Н.Е.Щуркова.

Проблемы нравственного воспитания разрабатывались и зарубежными учеными (О.Ф.Больнов, Дж.Вильсон, Дж.Дьюи, Л.Кольберг, Р.Питерс, Р.Рудольф, М.Уорнок, А.Харрис, К.Херст,Х.Штольц).

За последние годы выполнен значительный объем исследований, посвященный вопросам профессиональной подготовки будущих педагогов к нравственному воспитанию (Э.Р.Ашхаруа, М.И.Гей, А.А.Горбонидзе, А.К.Данилевич, А.А.Калюжный, М.П.Целых, И.Хайриев, Р.М.Хмурич). Анализ перечисленных работ свидетельствует о наличии существенных достижений в решении проблемы совершенствования качества подготовки педагогических кадров к указанному виду деятельности. Авторами усовершенствованы методы и формы подготовки на основе предоставления студентам возможностей развития их творческой активности. В отдельных работах содержание подготовки студентов к нравственному воспитанию обновляется в русле усиления внимания к формированию ценностных ориентаций будущего педагога (Целых М.П.). Однако, изучение закономерностей формирования личности будущего учителя проводится в рамках традиционного подхода, основанного на трансляции студентам суммы необходимых знаний и ценностей и воспитании у них определенных нравственных качеств. Одним из наиболее уязвимых мест существующей системы подготовки будущих педагогов к нравственному воспитанию состоит в том, что в содержании воспитательного процесса присутствует "некая усредненная и упрощенная мораль" (Б.Т.Лихачев). Реальный же процесс воспитания в обществе происходит в столкновениях, противодействиях различных моральных позиций. Общество сегодня нуждается в учителе, которому присущи активность, динамичность, умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях, умение делать моральный выбор, самостоятельность в принятии нравственных решений, чувство ответственности за выполняемую функцию.

Проблема морального выбора в отечественной педагогике относится к разряду малоизученных. Она, в основном, разрабатывалась в философском и этическом контекстах. Различные аспекты морального выбора стали предметом исследования С.Ф.Анисимова, В.И.Бакштановского, А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко, Г.И.Курган, Б.О.Николаичева, А.И.Титаренко.

В педагогике проблема стимулирования морального выбора только начинает разрабатываться. Определена функция морального выбора как критерия нравственной воспитанности (Д.М.Гришин), разработана технология нравственного выбора в проблемно-конфликтных ситуациях (Л.Ю.Сироткин, С.Ф.Егерева), предложена система стимулирования морального выбора поступка как средство воспитания младших школьников (В.В.Зайцев). Однако, в научно-педагогической литературе нет работ, посвященных моральному выбору как средству нравственного воспитания студентов, не определено место морального выбора в подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности, не разработаны содержание, пути, условия и средства его воспитания в учебном процессе.

Актуальность этих вопросов и их теоретическая и практическая неразработанность определили проблему нашего исследования: определение совокупности педагогических условий эффективного формирования готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора.

Разрешение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объектом исследования является подготовка студентов к профессиональной деятельности.

Предмет исследования - процесс формирования готовности студентов педвуза к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать наиболее популярные гуманистические этические концепции с точки зрения целесообразности их изучения в процессе подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников.

2. Рассмотреть сущность морального выбора как средства нравственного воспитания будущих учителей.

3. Разработать модель готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора.

4. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию на основе морального выбора.

5. Разработать методические материалы и рекомендации по формированию готовности к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора.

В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что педагогически организованный моральный выбор способствует повышению эффективности процесса формирования готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников, если:

- основой формирования системы гуманистических духовно-нравственных ценностных ориентаций, инициирующих педагогическую деятельность, станут различные гуманистические этические концепции;

- в процессе подготовки студентов к нравственному воспитанию будет целенаправленно формироваться система умений выбора рационально-обоснованного нравственного решения;

- система подготовки к нравственному воспитанию будет направлена на развитие моральной, этической и педагогической рефлексии как основы личностного и профессионального самовоспитания и самообразования;

- на занятиях будет создан благоприятный психологический климат, способствующий самораскрытию студентов, стремлению к духовному совершенствованию; будет осуществляться единство и взаимосвязь теории нравственного воспитания с педагогической практикой будущих учителей.

Методологическое основание исследования составляют отечественные и зарубежные философско-аксиологические теории, основные положения вузовской педагогики, современные психологические и педагогические теории гуманизации образования.

В качестве специальной методологии выступает системный подход к познанию и преобразованию педагогической действительности.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс вспомогательных методов исследования, адекватных его предмету: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, моделирование, идеализация); анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы; диагностические методы (опрос, анкетирование, беседа, наблюдение, метод решения педагогических задач); метод экспертной оценки; экспериментальные методы (констатирующий, разведывательный, формирующий варианты эксперимента); практические методы (анализ письменных работ студентов, анализ учебно-методической документации, анализ планов воспитательной работы, результатов учебной и внеклассной воспитательной работы студентов, анализ отчетной документации педагогической практики студентов); изучение и обобщение опыта работы воспитательных учреждений; изучение и анализ результатов деятельности выпускников педагогического университета и работающих учителей; методы математической статистики.

Организация и этапы исследования. Работа выполнялась на базе факультета иностранных языков Калужского государственного педагогического педуниверситета им.К.Э.Циолковского.

Экспериментальной базой явились различные типы школ г.Калуги, Бийска, Волгограда и Калужской области. Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (1992-1994 гг.) изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная философская, этическая, психологическая и педагогическая литература по обозначенной проблеме; определялись исходные позиции исследования; изучалась педагогическая действительность, конкретный опыт профессиональной деятельности учителей школ по нравственному воспитанию, состояние подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников в практике работы педагогических вузов; разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1994-1997 гг.) основное место наряду с констатирующим занимал формирующий эксперимент, разрабатывались пути повышения уровня готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников.

На третьем этапе (1997-1998 гг.) проводился анализ опытно-экспериментальной работы, обрабатывались, обобщались, систематизировались полученные результаты, вырабатывались выводы и методические рекомендации по проблеме, осуществлялось их внедрение в практику работы школ и вуза; литературно оформлялись результаты исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, их соответствием поставленной проблеме, применением комплекса методов, адекватных его предмету, цели и задачам, репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- в диссертации предложена концепция нравственного воспитания на основе свободного морального выбора гуманистических ценностей;

- раскрыта сущность морального выбора как средства нравственного воспитания студентов и их подготовки к нравственному воспитанию школьников;

- составлена классификация типов нравственного решения на основании степени обоснованности;

- обоснована система умений выбора нравственного решения;

- вскрыта сущность, основные характеристики готовности к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора;

- разработана и теоретически обоснована структурная модель готовности будущих педагогов к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора;

- определено содержание подготовки к нравственному воспитанию на основе морального выбора; исследованы педагогические условия, обеспечивающие успешность протекания процесса формирования изучаемой готовности.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что автором разработана методика формирования умений выбора рационально-обоснованного нравственного решения; разработан методический инструментарий диагностики уровня готовности к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора. С учетом выявленных педагогических условий разработаны методические рекомендации по проведению спецсеминара "Нравственное воспитание на основе гуманистических ценностей". Материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущего учителя.

На защиту выносятся :

- концепция нравственного воспитания на основе свободного морального выбора гуманистических ценностей; система умений выбора рационального-обоснованного нравственного решения;

- модель профессиональной готовности будущих учителей к нравственному воспитанию на основе морального выбора, представленная как интегральное единство мотивационного, содержательно-аксиологического и процессуального компонентов;

- содержание и способы подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора; методика формирования умений выбора рационально-обоснованного нравственного решения;

- совокупность педагогических условий, оказывающих существенное влияние на формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования апробировались на республиканской научно-практической конференции (г.Тула, 1994 г.), на Всероссийской научно-методической конференции (г.Москва, 1995), на межвузовских научно-практических конференциях (г.Калуга, 1993, 1998 гг.), на практических семинарах школы молодых ученых "Научный поиск в педагогике" (г.Волгоград, 1994 г.), на XXII Толстовских чтениях (г.Тула, 1995 г.), на

XXX, XXXI, XXXII, XXXIII научных чтениях, посвященных разработке творческого наследия К.Э.Циолковского (г.Калуга, 1995, 1996, 1997, 1998 гг.). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики КГПУ им.К.Э.Циолковского (1994, 1995, 1996, 1997, 1998 гг.). Материалы исследования внедрены в практику: используются в практике построения учебно-воспитательного процесса Калужского педуниверситета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Дмитриева, Елена Анатольевна

Выводы по 1 главе:

1. Гуманистическая воспитательная парадигма требует обновления содержания и методики нравственного воспитания. В основу теории нравственного воспитания должны лечь гуманистические этические концепции, основанные на гуманистических общечеловеческих ценностях.

2.Основным средством воспитания должен явиться свободный моральный выбор.

3. Анализ педагогической литературы и реальной практики выявил противоречие между объективными требованиями к подготовке учителя и формированию его личности и реальным состоянием готовности выпускников педвуза к нравственному воспитанию.

4. Готовность к нравственному воспитанию на основе морального выбора - это совокупность нравственных и профессиональных взглядов и убеждений, сформированных на основе, свободного выбора личностью системы ценностей и принятия их в качестве ценностных ориентаций, а также достаточного объема этико-педагогических знаний, умений выбора нравственного решения, умений использовать профессионально-педагогические знания на практике.

5. Целостность предлагаемой системы обеспечивается тем, что она обладает упорядоченной структурой и ориентируется на формирование всех компонентов рассматриваемой готовности.

6. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное формирование готовности к нравственному воспитанию на основе морального выбора являются: изучение различных гуманистических этических концепций; формирование системы умений выбора рационально-обоснованного нравственного решения; направленность подготовки на развитие моральной, этической и педагогической рефлексии; благоприятный психологический климат; связь теории нравственного воспитания с педагогической практикой.

Теперь возникает необходимость экспериментально обосновать педагогические условия эффективности подготовки студентов к нравственному воспитанию. Этому посвящена вторая глава нашего исследования.

Глава 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА.

2.1. Организация исследования.

Экспериментальная часть нашего исследования была направлена на достижение следующих целей:

1. Экспериментально проверить педагогические условия эффективной подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора.

2. Выявить зависимость между целенаправленной поэтапной подготовкой будущего учителя к нравственному воспитанию на основе морального выбора и формированием готовности к данному виду деятельности.

В ходе эксперимента последовательно решался ряд более частных задач:

1) отобрать диагностические методики для определения состояния готовности студентов к нравственному воспитанию;

2) определить содержание и методику занятий в рамках нормативного курса педагогики;

3) разработать программу спецсеминара, апробировать, внедрить ее в учебный процесс;

4) выявить уровни готовности студентов к нравственному воспитанию по "нулевому", промежуточному, итоговому срезам;

5) зафиксировать взаимосвязь формируемых компонентов готовности;

6) внедрить экспериментально обоснованные и подтвержденные практикой данные в систему работы вуза;

7) разработать методические рекомендации.

Педагогический эксперимент проводился в рамках первой ступени многоуровневой системы образования (с 1 по 3 курс включительно). Такое ограничение вызвано следующими причинами.Часть студентов по окончании 3-го курса начинают свою профессиональную деятельность в школе . Нравственное воспитание является стержнем воспитательной работы школы, оно осуществляется во всех классах, начиная с 1 -го, и каждый учитель должен иметь квалифицированную подготовку по этому виду деятельности. Поэтому мы были поставлены перед необходимостью сформировать относительно законченный уровень готовности к нравственному воспитанию к концу 3-го курса.

В эксперименте участвовали студенты факультета иностранных языков Калужского государственного педагогического университета им.К.Э.Циолковского, учителя средних школ г.Калуги, старшеклассники.

Факультет иностранных языков представляет благодатный материал для проведения педагогического эксперимента, так как контингент студентов, обучающихся на этом факультете крайне неоднороден. Здесь учатся студенты как из городских престижных школ, так и из сельской местности. Кроме того, неодинаково социальное положение студентов: от молодых людей из очень обеспеченных семей до социально незащищенных юношей и девушек. Это обеспечивает, на наш взгляд, достаточную репрезентативность выборки и представляет довольно объективную картину состояния нравственности молодежи разных социальных слоев.

Таким образом, количество экспериментальных объектов из числа студентов факультета иностранных языков равнялось 51 человеку, которые составили две учебные группы (ИЯ-11 и ИЯ-12). Контрольными являлись группы ИЯ-13 и ИЯ-14 того же факультета (48 человек).

В ходе экспериментального исследования сочетались четыре типа эксперимента: констатирующий, разведывательный, формирующий, итоговая диагностика. Схема эксперимента представлена в таблице 6.

Схема педагогического эксперимента.

185 Заключение

Обновление общественных отношений в нашем обществе закономерно и неизбежно повлекло за собой изменения в духовно-нравственной сфере. Крах коммунистической идеологии превратился в бурный, необратимый процесс, вызвавший в массовом сознании тревогу и недоумение. Фундаментальные идеи и ценности, составлявшие, казалось бы, незыблемую твердыню, разрушены и отброшены. Образовавшийся вакуум заполняется самыми разнообразными идеями, иногда очень далекими от гуманистических идеалов. В этих условиях особой опасности подвергаются умы и души подростков и молодежи, не имеющих еще твердых нравственных принципов, устойчивых нравственно-ценностных ориентаций.

Эти процессы диктуют необходимость усиления роли нравственного воспитания в школе, что, в свою очередь, ставит задачи обновления и усовершенствования подготовки будущего учителя к нравственному воспитанию школьников. Подготовка к нравственному воспитанию должна быть направлена на эффективное приобщение студентов к гуманистическим общечеловеческим ценностям.

Однако анализ педагогической литературы и реальной практики показывает несоответствие подготовки студентов к нравственному воспитанию требованиям сегодняшнего дня. Выпускники педвуза демонстрируют неудовлетворительное владение теорией и методикой нравственного воспитания. Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества к подготовке будущего педагога к нравственному воспитанию школьников и актуальным состоянием готовности выпускников к указанному виду деятельности.

Для разрешения данного противоречия необходимо, в первую очередь, обновить теорию нравственного воспитания. Марксистская этика больше не может являться единственной методологической основой нравственного воспитания в силу своей тоталитарности и невнимания к духовному миру личности. Необходимо обратиться к этическим системам, ориентированным на гуманистические идеалы и ценности, а также творчески переосмыслить опыт коммунистического воспитания. Мы предлагаем к изучению следующие этические системы: христианская этика, этика русского космизма, этика ненасилия Л.Толстого, экзистенциальная этика. Все эти системы отличаются гуманистической направленностью, все они легли в основание педагогических теорий.

В качестве основного средства нравственного воспитания студентов выступает свободный моральный выбор. Диалектика выбора ценностей и выбора конкретного поступка свидетельствует о том, что выбор ценностей обусловливает выбор линии поведения и отдельного поступка. В связи с этим мы предположили, что свободный осознанный выбор студентами системы гуманистических ценностей, инициирующих педагогическую деятельность обеспечит в дальнейшем выбор конкретного поступка в пользу гуманистической позиции. Возможность свободного морального выбора обеспечит осознанное принятие студентом тех ценностей, которые имеют для него личностную значимость. Результатом этого станут устойчивые духовно-нравственные ценностные ориентации, нравственная убежденность, что, в свою очередь, скажется на профессиональной деятельности будущего педагога. Нравственное воспитание на основе морального выбора даст возможность научиться принимать нравственные решения и нести за них всю полноту ответственности.

Готовность будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора понимается как совокупность нравственных и профессиональных взглядов и убеждений, сформированных на основе свободного выбора личностью системы ценностей и принятия их в качестве ценностных ориентаций, а также достаточного объема этико-пе-дагогических знаний, умений выбора нравственного решения, умений использовать профессионально-педагогические знания на практике.

Формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора рассматривается как процесс, включающий две стадии, каждая из которых, в свою очередь, состоит из трех этапов. Первая стадия, условно названная стадией формирования базовых знаний, включает в себя адаптационный, теоретический и практический этапы. Вторая стадия, стадия развития этического мышления, предусматривает репродуктивный, продуктивный и практический этапы.

Структура готовности будущих педагогов к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора включает следующие компоненты: мотивационный, содержательно-аксиологический, процессуальный. Целостность системы обеспечивается тем, что она обладает упорядоченной структурой, единством и взаимосвязанностью всех компонентов рассматриваемой нами готовности.

В качестве критериев сформированности готовности были определены показатели, отражающие состояние ее компонентов: а) гуманистические духовно-нравственные ориентации как осознанные смысловые образования; б) интерес к проблемам морали и нравственности; в) способность студентов к моральной, этической и педагогической рефлексии; г) умения выбора нравственного решения; д) творческое использование этико-педа-гогических знаний и умений в практической учебной и внеклассной воспитательной работе (индивидуальный стиль педагогической деятельности).

Понятие готовности расширено за счет введения ряда уровней: творческий, преобразующий, исполнительский. Эти уровни связаны с фактическим состоянием готовности к нравственному воспитанию.

Важнейшими условиями эффективности к нравственному воспитанию на основе морального выбора являются: изучение различных гуманистических этических концепций как основы для формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций; формирование в ходе подготовки системы умений выбора нравственного решения; ориентация системы подготовки на развитие моральной, этической и педагогической рефлексии как основы личностного и профессионального самовоспитания и самообразования; создание благоприятного психологического климата, способствующего самораскрытию студента, стремлению к духовному совершенствованию; связь теории нравственного воспитания с педагогической практикой будущих учителей.

Формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора осуществлялась на 1-3 курсах. Такое ограничение было вызвано двумя причинами. Во-первых, в связи с многоуровневой системой обучения определенный процент студентов включается в профессиональную деятельность уже после третьего курса. Во-вторых, именно на 1-3 курсах изучаются нормативные педагогические дисциплины и курсы по выбору. После третьего курса изучение педагогики практически закончено. В связи с этим возникает необходимость формирования относительно законченного состояния изучаемой готовности к концу третьего курса.

В формирующем эксперименте, проведенном в 1994-1997 гг. была исследована зависимость между реализацией разработанных условий и качеством подготовки будущих учителей, характеризуемом становлением их готовности к нравственному воспитанию школьников. Экспериментальная проверка возможностей формирования готовности к нравственному воспитанию на основе морального выбора на первом этапе (1-2 курсы) проводилась на основе целенаправленной организации содержания, методов и форм проведения занятий по курсу педагогики, педагогической практики второго курса на базе факультета иностранных языков КГПУ им.К.Э.Циолковского.

Реализация указанных выше условий на первом этапе обеспечила к началу третьего курса формирование у студентов основ мотивации; усвоение ими знаний о сущности морали и нравственности, месте нравственности в структуре личности, этике как основе нравственного воспитания, сущности и закономерностях процесса нравственного воспитания в рамках гуманистической парадигмы, методах и формах нравственного воспитания и этического просвещения, критериях и диагностике нравственной воспитанности; формирование умений применять полученные знания на практике. Определенные изменения произошли в ценностной сфере студентов.

Поскольку значительная часть подготовки к нравственному воспитанию на основе морального выбора реализуется на третьем курсе, к концу первой стадии (конец 2-го курса) еще нельзя вести речь о сформированно-сти готовности как целостного образования. Первая стадия является, в известной степени, подготовительной к основной стадии - стадии развития этического мышления.

Промежуточная диагностика в рамках первой стадии показала, что все компоненты готовности формируются целостно, однако, в силу ряда объективных обстоятельств, а также внутренней логики процесса формирования профессиональной готовности, на каждом этапе доминирует определенный компонент. Так, на адаптационном этапе преобладает мотивационный компонент, на теоретическом - содержательно-аксиологический, на практическом - процессуальный.

Для экспериментальной проверки возможностей интенсификации второй стадии подготовки (3 курс) был использован спецсеминар "Нравственное воспитание на основе гуманистических ценностей", а также педагогическая практика 3-го курса. Экспериментальная работа показала, что реализация построенной нами системы подготовки на стадии развития этического мышления обеспечивает закрепление мотивации (интерес к проблемам морали и нравственности, стремление максимально раскрыть свое "Я", максимально развернуть "Я-концепцию" ученика, увидеть в нем равноправного партнера, стремление к гуманизации отношений между учителем и учеником, установка на работу по нравственному воспитанию); формирование знаний гуманистических этических концепций, системных знаний в этико-педагогической сфере; формирование системы интеллектуально-нравственных умений выбора рационально-обоснованного (автономного) нравственного решения, а также умений квалифицированно и творчески осуществлять нравственное воспитание, опираясь на индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Оценка результатов экспериментальной работы по окончании второй стадии подготовки проводилась на основе количественного и качественного анализа динамики изменения готовности студентов к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора. Полученные результаты показали, что предлагаемая система подготовки позволяет обеспечить формирование высокого и среднего уровня готовности у 92,2% студентов.

Анализ результатов экспериментальной работы показал, что подготовка будущих учителей к нравственному воспитанию на основе морального выбора оказывает влияние на их ценностную сферу. Так, количество студентов, в ценностной системе которых доминируют устойчивые духовно-нравственные ценностные ориентации, увеличилось на 11,7%. Умение принимать рационально-обоснованные нравственные решения сказалось на поведении студентов в конфликтных ситуациях, возникающих в школьной практике. Свободный обоснованный выбор студентами системы личностно значимых для него гуманистических ценностей естественным образом отражается на выборе гуманистических отношений с учениками.

Ориентация системы подготовки к нравственному воспитанию на развитие моральной, этической и педагогической рефлексии способствовала развитию личностного и профессионального самовоспитания и самообразования студентов.

Связь теории нравственного воспитания с педагогической практикой студентов позволила спроецировать изменения, произошедшие в личностной сфере будущих педагогов на их профессиональную деятельность.

Изучение различных моральных систем помогло развить у студентов такие качества, как терпимость, толерантность, способность критически оценивать разнообразные нравственные позиции, укрепляя при этом свою.

Исследование уровня готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора и совокупности педагогических условий в их взаимной связи, проведенное для студентов всей экспериментальной группы, дает основание утверждать, что выявленный комплекс педагогических условий оказывает эффективное воздействие на успешность подготовки студентов к нравственному воспитанию.

Полученные результаты теоретико-экспериментального исследования подтвердили положения, выдвинутые в гипотезе. Повышение качества подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора может быть достигнуто в результате создания определенных выше условий в процессе стадийного и поэтапного формирования готовности к указанной деятельности на основе реализации функций нормативных педагогических дисциплин, спецсеминара и педагогической практики.

Предложенная модель формирования готовности к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора представляет собой один из возможных вариантов обновления системы подготовки студентов к нравственному воспитанию. Мы не претендуем на окончательное ее решение, так как совокупность выявленных условий не исчерпывает полностью обозначенную проблему. Требуется дальнейшее углубленное исследование роли свободного выбора гуманистических нравственных ценностей в профессиональной подготовке будущих учителей. Специального рассмотрения требуют вопросы, связанные с возможностями совершенствования подготовки на основе использования межпредметных связей, специальных дисциплин, вопросы подготовки к нравственному воспитанию на основе морального выбора во внеучебное время и другие.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дмитриева, Елена Анатольевна, 1998 год

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1984.- 208с.

2. Абдуллина О.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов: Уч.пособие для студентов пед.ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1989.- 175 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980.- 336с.

4. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций.- М.: Феликс, 1992.- 128с.

5. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы.- М.: Московский рабочий, 1987.-219с.

6. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1985.-448с.

7. Активные формы и методы обучения Калуга, 1990.-42с.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах.-М.: Педагогика, 1980.- Т.1.- 287с.

9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах.- М.: Педагогика, 1980.- Т.2.- 230с.

10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: ЛГУ, 1969.- 339с. И. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение.- М.: Мысль, 1985.- 216с.

11. Аристотель Этика.- С.-Пб., 1908.

12. Арутюнян М.Ю., Петровская Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком. В кн.: Психология межличностного познания/ Под ред.А.А.Бодалева.- Акад.пед.наук СССР.- М.: Педагогика, 1981.- с.42-58.

13. Архангельский Л.М. Марксистская этика: предмет, структура, основные направления.- М.: Мысль, 1985.- 239с.

14. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования,-М.: Изд-во МГУ, 1984.- 104с.

15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Метод. основы).- М.: Просвещение, 1982.- 192с.

16. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения.- М.: Политиздат, 1983.- 224с.

17. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: выбор, средства, результаты.-Томск, 1977.- 142с.

18. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: критерий целесооб-разности//Вопросы философии.- 1981.- №8.- С.

19. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект.-М.: Педагогика, 1990.- 184с.

20. Басов М.Я. Избранные педагогические произведения.- М.: Педагогика, 1975.- 432с.

21. Бедерханова В.П. Обучающие игры как активный метод подготовки студентов к воспитательной работе//Активные методы обучения пед.общению и его оптимизации.- М.: АПН СССР, 1983.- С.32-36.

22. Бездухов В.П. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к нравственному воспитанию школьников: Дис.канд.пед.наук.-Л.,1987,- 211с.

23. Белозерцев Е.П. Гуманистические основания педагогической подготовки учителя//Гуманизация образования.-1994.- №2.- С.34-42.

24. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки.- М.: Педагогика, 1989.- 208с.

25. Бергсон А. Два источника морали и религии/ Пер. с фр., послесловие и примечания А.Б.Гофмана.- М.: Канон, 1994.-384с.

26. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX в. и нач. XX в.; Судьба России.- М.: ЗАО "Сварог и К", 1997.- 540с.

27. Берулава М.Н. Гуманизация образования: состояние и перспек-тивы//Гуманизация образования.- 1994.- №1.- С.3-11.

28. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок.- М.: Наука, 1987,- 263с.30. Библия.

29. Блюмкин Б.А. Моральные качества личности (их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе/).-Воронеж.: Изд-во Воронеж.ун-та, 1874.- 186с.

30. Богданов Е.Н. Воспитание нравственных чувств старших подростков: автореф. канд. пед. наук.- М., 1992.- 19с.

31. Богданов Е.Н. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя: Монография.- Изд-во КГПУ.- Калуга, 1994.- 274с.

32. Богданова О.С., Черникова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников.- М.: Просвещение, 1988.-206с.

33. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987.- 192с.

34. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- 199с.

35. Бодалев А.А. Личность и общение.- М.: Педагогика, 1983.- 272с.

36. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.-464с.

37. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников (вопросы теории).- М.: Педагогика, 1979.- 224с.

38. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М.: Просвещение, 1985.- 144с.

39. Булгаков С.Н. Христианский социализм.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.- 347с.

40. Бюлер К. Духовное развитие ребенка/Пер.с нем.- М.: Новая Москва, 1924.-56С.

41. Василенко В.А. Мораль и общественная практика,- М.: Изд-во МГУ, 1983.- 176с.

42. Василюк Ф.Е. Психология переживаний .- М.: Изд-во МГУ, 1984.-200с.

43. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю.К.Бабанский, В.И.Журавлев, В.К.Розов и др.; Под ред. В.И.Журавлева.- М.: Просвещение.- 1988.- 239с.

44. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни/ Пер.с фр.- Минск.: Юнацтва, 1994.- 526.

45. Вентцель К.Н. Проблемы космического воспитания//Свободное воспи-тание.-М., 1993 .-Вып.2.

46. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера./ Отв.ред. Б.С.Соколов, А.А.Ярошевский.- М.: Наука, 1989.- 258с.

47. Волкогонов Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения.-М.: Мысль, 1974,- 112с.

48. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования.- М.: Прогресс, 1965.- 363с.

49. Выготский JI.C. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.-479с.

50. Выготский JI.C. Собр.соч.- М.: Педагогика, 1983.- Т.2.- 504с.

51. Выготский JI.C. Собр.соч.- М.: Педагогика, 1983.- Т.З.- 367с.

52. Гей М.И. Формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников: Дис.канд.пед.наук.- Киев, 1988.- 169с.

53. Гессен С.И. Оновы педагогики. Введение в прикладную философию.-М.: Школа-Пресс, 1995.- 448с.

54. Глазычев С.М., Ильин B.C. Об основных построениях модели выпускника педвуза //Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя в свете основных направлений реформы школы.- Полтава, 1985.- С.29-30.

55. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии/ Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1976.-495с.

56. Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когнитологии.- JL: Изд-во ЛГУ, 1989.- 144с.

57. Гобронидзе А.А. Подготовка будущего учителя к нравственному воспитанию школьников в системе высшего педагогического образования.-Дис.докт. пед.наук.- Батуми, 1986.- 434с.

58. Головко Н.А. Морально-ценностные ориентации современного человекам/Мораль: сознание и поведение.- М.: Наука, 1986.- С.125-151.

59. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания.- М.: Педагогика, 1989.- 160с.

60. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии.-М.: Феникс, 1994.- 180с.

61. Гримоть А.А., Поздеева Т.В. Подготовка студентов педагогического вуза к нравственному воспитанию: Учебно-метод.пособие.- Минск, 1991.-100с.

62. Гришин Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников. Дис. докт. пед.наук.-М., 1984.- 283с.

63. Гришин Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием.- Калуга: Изд-во КГПИ, 1972.- 224с.

64. Гришин Д.М., Панарина Г.П., Прокопенко В.И. Конспективный курс педагогики.- Калуга, 1997.- 135с.

65. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников. В помощь классному руководителю и воспитателю. Изд. 2-е, перераб.-М.: Просвещение, 1975.- 176с.

66. Гришин Д.М., Терентьев А.Н. Уроки нравственности.- Тула: При-ок.кн.изд-во, 1978.- 144с.

67. Гуревич П.С., Фролов И.Г. Философское постижение человекам/Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир.-Эпоха Просвещения.- М., !991.

68. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников.- М.: Педагогика, 1988.- 136с.

69. Гусейнов А.А. Великие моралисты.- М.: Республика.- 1995.- 351с.

70. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник.- М.: Гардарика, 1998.-472с.

71. Демин М.В. Проблемы теории личности.- М.: Изд-во МГУ, 1977.- 240 с.

72. До донов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX- начала XX веков.- М.: РАО, 1994.- 139с.

73. Дружинин В.В. и др. Введение в теорию конфликта./В.В.Дружинин, Д.С.Конторов, М.Д.Конторов.- М.: Радио и связь, 1989.- 286с.

74. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1997.- 256с.

75. Дробницкий О.Г. Понятие морали.- М.: Наука, 1974.- 387с.

76. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности.- Минск: Изд-во БГУ, 1986.-176с.

77. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы.- Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383с.

78. Закон Божий:.о православной вере: В 5 кн.- М.: Издат.центр "Терра", 1991с.

79. Зайцев В.В. Стимулирование свободного морального выбора поступка как средство нравственного воспитания младших школьников.- Автореф. канд.пед.наук.- Волгоград, 1989.- 19с.

80. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие и практикум.-Минск: НТООО "Татра-Системс", 1997.- 320с.

81. Иващенко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников: Кн. для учителя.- 2 изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1987.- 208с.

82. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить.- М.: Просвещение, 1990.-237с.

83. Изучение личности школьника учителем/ Под ред. З.И.Васильевой, Т.В.Ахаян, М.Г.Казакиной, Н.Ф.Радионовой и др.- М.: Педагогика, 1991.-136с.

84. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения,- Новосибирск: Наука, 1991.- 302с.

85. Казначеев В.П. Эволюция со знаком "минус"?: Сб. Познай себя.-М.: Наука, 1994.- 205с.

86. Калмыкова Е.С. Внутриличностные противоречия и условия их разрешения,- Автореф.канд.психол.наук.- М., 1986.- 16с.

87. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч./Под ред.Л.М.Арсеньева,- М.: Педагогика, 1982,- 704с.

88. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи.- Рига.: Виеда, 1990,- Т.1.- 316с.

89. Кобляков В.П. Этическое сознание.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.- 223с.

90. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.- М.: Наука, 1988.- 192 с.

91. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 254с.

92. Кон И.С. Социология личности.- М.: Политиздат, 1967.-383с.

93. Кондрашова А.В. Теоретические основы воспитания нравственно-психологической готовности студентов педагогических институтов к профессиональной деятельности.- Автореферат дис, докт. пед.наук.- М., 1987.-34с.

94. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы.-М.: ИТП и МИО РАО, 1993.- 135с.

95. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях.- М.: Сов.педагогика, 1970.- №9.

96. Косолапов В.И. Диспуты и конференции в школе. Пособие для учителя. Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1975.- 128с.

97. Кочетков В.В., Скотникова И.Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения; Рос. акад. наук, Ин-т. психологии.- М.: Наука, 1993.- 141с.

98. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя.- Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.- 165с.

99. Курдрявцев В.Н., Нерсесянц B.C. Отклонения в сфере морали// Социальные отклонения.- М.: Юридич.литература, 1989.- С.96-Ю4.

100. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1980.- 172с.

101. Кулюткин Б.Н. Психология обучения взрослых.- М.: Просвещение, 1985.- 128с.

102. Курган Г.И. Процесс усвоения нравственных принципов и обеспечение моральности поведения.//Моральный выбор.- М.:Изд-во МГУ, 1980.-с.155-172.

103. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.- Таллин.: Валгус, 1980.- 333с.

104. Ландесман П.А., Согомонов Ю.В. Мировоззренческие ориентации морального выбора//Моральный выбор.- М.: Изд-во МГУ, 1980.- С.251-280.

105. Лапина Г.С. Проблемы индивидуальной нравственности// Мораль и этическая теория.- М.: Наука, 1974,- 125с.

106. Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.- 304с.

107. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека / Вопросы философии.- 1961.-№1.- С.26-40.

108. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения:В 2-х т./Под ред.В.В.Давыдова и др.- Т.2.- М.: Педагогика, 1983.- 318с.

109. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках).- Самара: Изд-во СИГУ.- 1997.- 85с.

110. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Прометей, 1995.-282с.

111. Логика./Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И.- Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1997.- 480с.

112. Лоренц К. Человек находит друга./Конрад Лоренц; Пер.с англ./Под ред. К.Фабри.- Новосибирск: Наука.Сиб.отд-ние, 1991.- 177с.

113. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время./Послесл. А. Тахо-Годи.-М.: Прогресс, 1990.- 720с.

114. Макаренко А.С. О Воспитании: Сборник.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Политиздат, 1990.- 414с.

115. Макарская Л.В. Подготовка будущих учителей к нравственному воспитанию учащихся. Дис.канд.пед.наук.- Минск, 1988.- 194с.

116. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения: в 9-ти т.- Т.З- М.: Политиздат, 1985.- 637с.

117. Марксистская этика: Учеб.пособие для вузов/ А.И.Титаренко, А.А.Гусейнов, В.И.Бакштановский и др.; Общ.ред.А.И.Титаренко.- 3-е изд., доработ. и доп.- М.: Политиздат, 1986.- 366с.

118. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника.- М.: Педагогика, 1985.- Ю4с.

119. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1980.-183с.

120. Методология этических исследований.- М.: Наука, 1982.- 227с.

121. Мещеряков В.П. Соответствие как отношение и принцип.- Л.: Наука, 1975.- 104с.

122. Михеева И.Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект.- М.: Наука, 1991.- 125с.

123. Михеева И.Н. Проблема взаимосвязи нравственных и внеморальных мотивов поведения личности.//Мораль: сознание и поведение.- М.: Наука, 1986.- 208с.

124. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания : теория и методика /Опыт экспериментального исследования/.- М.: Педагогика, 1981.-144с.

125. Мораль как ее понимают коммунисты/ Сост. Н.В.Бычкова и др.- 6-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1982.- 302с.

126. Моральный выбор./Под ред. А.И.Титаренко.- М.: Изд-во МГУ, 1980.-344с.

127. Мораль: сознание и поведение./Под ред. Н.А.Головко.- М.: Наука, 1986.-208с.

128. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников.- М.: Просвещение, 1986.- 160с.

129. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию.- М.: Изд-во "Школа-Пресс", 1994.- 192с.

130. Нравственное воспитание советских школьников (Основы мето-дики)./Под ред. И.С.Марьенко, М.Г.Кутейниковой,- М.: Педагогика, 1975.133. Об искусстве полемики /П.Н.Федосеев, С.И.Попов, В.Л.Артемов и др.- 2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1982.- 336с.

131. Обуховский К. Психология влечений человека.- М.: Прогресс, 1972.-247с.

132. Оправдание добра (проблемы христианской этики и теоре-тич.вопросов морали) // Наука и религия: 1992,- №2.- С.8-13. 136.0рганизация учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе : Учебное пособие.- Л.: Просвещение, 1984.- 92с.

133. Основы вузовской педагогики.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.- 311с.

134. Основы педагогики и психологии высшей школы./Под ред. А.В .Петровского.- М.: Изд-во МГУ.- 1986.- ЗОЗс.

135. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А.Зязюна.- Киев: Виша шк., 1987.- 200с.

136. Основы философии человека/ Учебник для вузов.- Спб: "Лань", 1997.-304с.

137. Очерк теории этики./ Под.ред. Б.А.Чагина.- М.: Мысль, 1969.- 430с.

138. Панарина Г.П. Подготовка будущего учителя математики к идейно-политическому воспитанию школьников. Дис.канд. пед. наук.- М., 1985.-215с.

139. Парыгин Б.Т. Социальная психология как наука.- Спб.: Изд-во ЛГУ, 1965.- 208с.

140. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат, 1982.- 255с.

141. Петровский А.В. Социально-психологические проблемы в деятельности учителя// Подготовка будущих учителей к воспитательной работе.-Гродно, 1977.-225с.

142. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь.- М.: Политиздат, 1985.147. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1987.- 144с.

143. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе.- М.: Просвещение, 1987.- 151с.

144. Практикум по этике (Методич. Разработки). Изд. 2-е, исправ. и доп./ Под ред. В.И.Бакштановского.- Тюмень: Изд-во Тюменского инд.ин-та, 1979.- 192с.

145. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов // Под ред. А.А.Бодалева.- М.: Изд-во ЛГУ, 1976.- 248с.

146. Пянскаускас A.M. Воспитание нравственных чувств неотъемлемая часть формирования нравственной личности // Идейно-нравственное воспитание молодежи.- Минск: Нар.асвета, 1981.- 113с.

147. Раушенбах Б. Религия и нравственность./ Знамя.- 1991.- №1.-С.204-216с.

148. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.- М.: ВЛАДОС, 1995.- 529с.

149. Родченкова Е.П. Педагогическая помощь подростку в преодолении морального конфликта: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1992.- 15с.

150. Росенко М.Н. и др. Основа этических знаний.- СПб.: Изд-во «Лань», 1998.-2567с.

151. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т./ АПН СССР.-Т.1 М.:Педагогика, 1989.- 485с.

152. Рубинштейн С.Л. Проблема психологии в трудах К.Маркса// Сов.психотехника. Т.VIII.- №1.- 1934.- С.З-20.

153. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.- М.: Изд-во МГУ, 1981.- 184с.

154. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1981.- 128с.

155. Русский космизм. Антропология философской мысли.- М., Педагогика-Пресс, 1993.- 365с.

156. Саганенко Г.И. Надежность результатов социологического исследования.- М.: Наука, 1985.- 188с.

157. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под.ред. В.А.Ядова.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.- 262с.

158. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм.// Сумерки богов.- М.: Изд-во политич.лит-ры, 1989.- 323с.

159. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. Изд. 2-е.- М.: Педагогика, 1977.- 144с.

160. Светова 3. Заповеди закона Божия и заповеди блаженства.// Семь я и школа.- 1991.- № 11.- С.29-31.

161. Симонов П.В., Ершов П.Н. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.- 161с.

162. Сироткин Л.Ю., Егерева С.Ф. Нравственный выбор и его воспитание. Науч.-метод. пособие,- Казань: Изд-во КГПУ, 1995.- 79с.

163. Сластенин В.А. Некоторые проблемы формирования профессиональных качеств личности учителя-воспитателя в пед.вузах // Подготовка будущих учителей к работе.- Гродно, 1977.- 224с.

164. Словарь по этике/ Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона.- 6-е изд.- М.: Политиздат, 1989.-447с.

165. Словарь по этике/ Под ред. И.С.Кона.- 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981.-430с.

166. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности.- М.: Политиздат, 1986.-240с.

167. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1986.- 136с.

168. Соловьев B.C. Оправдание добра.: Нравственная философия.- М.: Республика, 1996.-479с.

169. Соловьев B.C. Смысл любви: Избранные произведения/ Сост., вступ.ст., коммент. Н.И.Цимбаева.- М.: Современник, 1991.- 525с.

170. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т.- Т.1.- М.: Мысль, 1988.- 829с.

171. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т.- Т.2.- М.: Мысль, 1988.- 812с.

172. Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя.-Ярославль, 1976.- 82с.

173. Степашин Б.И. Формирование профессиональных умений у будущих учителей// Сов.педагогика.- 1978.- №5.- С.53-60.

174. Столетов В.Н. Становление личности.- М.: Мысль, 1987.- 334с.

175. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.(Советы воспитателям).- Мн.:"Народная асвета", 1978.- 288с.

176. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев.:Рад. школа, 1981.-382с.

177. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников: Кн.для учителя.- М.: Просвещение, 1982.- 160с.

178. Теория и практика педагогического эксперимента./ Пискунов А.И. и др.- М.: Педагогика, 1979.-207с.

179. Тесты для взрослых и детей: Сборник/ Сост. Л.Джонсон, М.Дефер.-М.: "Гитис", 1994.- 347с.

180. Титаренко А.И. Сущность поступка и его место в структуре морального выбора./ Моральный выбор.- М.: Изд-во МГУ, 1980.-344с.

181. Толстой Л.Н. Воспитание и образование: Пед.соч.-М.: Педагогика, 1989.- 544с.

182. Толстой Л.Н. О народном образовании: Пед.соч.- М.: Педагогика, 1989.- 544с.

183. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т.23.- М.:Изд.центр "Тер-ра", 1992.-581с.

184. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т.37,- М.: Изд.центр "Тер-ра", 1992.- 492с.

185. Томин Н.А., Белокур И.Ф. Формирование воспитательных умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки: Пособие по спецкурсу.- Челябинск, 1986.- 66с.

186. Учителю о педагогической технике/ Под ред. Л.И.Рувинского.- М.: Педагогика, 1987.- 160с.

187. Философский энциклопедический словарь/ Гл.редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов.- М.: Сов.Энциклопедия, 1983.-840с.

188. Фромм Э. Душа человека (Пер. с англ.).- М.: Республика, 1992,- 95с.

189. Фромм Э. Психоанализ и этика.- М.: Республика, 1993.- 415с.

190. Фрумкин М.Л., Спирин Л.Ф. Основа педагогического анализа : Спецкурс для всех специальностей.- М., 1987.- 15с.

191. Хайкин Я.З. Проблема моральных коллизий // Уч.Записки Тартус-ского Гос. ун-та., 1969.- Вып.212.- С.48-54.

192. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас.руководителей.-М.: Просвещение., 1983.- 160с.

193. Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства.- М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-176с.

194. Целых М.П. Подготовка студентов к нравственному воспитанию школьников.- Автореф.дис.канд.пед.наук.- Р/Д., 1994.-16с.

195. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной./ Грезы о Земле и небе: Научно-фантастические произведения.- Тула: Приок. кн. изд-во, 1986.- с.276-300.

196. Циолковский К.Э. Научная этика./ Грезы о Земле и небе: Научно-фантастические произведения.-Тула: Приок. Кн. Изд-во, 1986.- с.352-378.

197. Циолковский К.Э. Неизвестные разумные силы./ Грезы о Земле и небе: Научно-фантастические произведения.- Тула: Приок.кн.изд-во, 1986.-с.315-318.

198. Циолковский К.Э. Любовь к себе или истинное себялюбие.- М.: МИП «Память», ИПЦ РАУ, 1992.- 32с.

199. Шварцман К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций.- М.: Политиздат, 1989.- 208с.

200. Швейцер А. Благоговение перед жизнью:Пер. с нем./ Сост. и послесл. А.А.Гусейнова.- М.: Прогресс, 1992.- 253с.

201. Шемшурина А.В. Этическая грамматика //Воспитание школьников.-"Школа-Пресс".- 1993.- №4-6; 1994.-№1-2, №4-6; 1995.-№1-6.

202. Шердаков В.Н. Нравственное самоопределение как проблема истории духовной культуры //Мораль: сознание и поведение.- М.: Наука, 1986.-С.89- 125.

203. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников.- М.: Педагогика, 1990.-144с.

204. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике: Учебное пособие.- М.: НИРОС, 1994.- 136с.

205. Штарке К. Студенты. Становление личности.- М.: Прогресс, 1982.-65с.

206. Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя/ Пер. с нем.- М.: Просвещение, 1986.- 80с.

207. Шумилин Е.А. Подготовленность студентов к воспитательной работе// Сов.педагогика, 1986.- №5.- С.75-77.

208. Щуркова Н.Е. "Философия жизни" в школе: Метод, материалы к учебному курсу человековедения.- М.: Новая школа, 1994.- 48с.

209. Этические беседы с учащимися /Материалы в помощь учителям и классным руководителям/./Науч.ред. И.Ф.Харламов.- Минск: "Народная асвета", 1977.- 192с.

210. Эфроимсон В. Родословная альтруизма.// Новый мир.- 1971.- №10.

211. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей.-М.: Педагогика, 1984.- 144с.

212. Якобсон С.Г., Прусс И.С. Последняя победа Буратино.- М.: Знание, 1983.- 96с.

213. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1986.- 160с.

214. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека и его формирование в биоэнергетическом срезе.- М., 1996.- 36с.

215. Arrow К J. Utilities, attitudes, choices: A review note // Econometrica.-1958.- Vol. 26.- №1.- p. 1-23.

216. Bollnow O.F. Neue Gebornheit. Das Problem einer Uberwindung des Existenzialismus.- Stuttgart.- 1979.

217. Bollnow O.F. Studien zur Hermeneutik zur Philosophie der Geistwissenschafter.- Munchen.- 1982.- B.I.

218. Gould C. From the dialectic of questions to social critique : Proposals for a concrete phenomenology of education ./In: Philosophy and Education.- 1976.-v.VI.- №1.- p.21.

219. Greene M. Existencional Encounter for Teacher.- N.Y.- 1967.

220. Hare R.M. Universalibility./ The Proceedings of the Aristotelian Society.-L.- 1955.-Vol.55.

221. Kickert W. Organisation of decision-making/A system-theoretical approach/.- Amsterdam.etc.: North-Holland, 1980.

222. Kohlberg L. Moral stages and moralisation: The cognitive developmentale approach./ In: Lickona T. Moral development and behaviour.- N.Y.- 1976.11риложение 11. АНКЕТА СТУДЕНТА

223. Какие проблемы морали и нравственного повеления Вы считаете наиболее важными?

224. Как Вы считаете.морадь это евобода или неволя'? Как Вы понимаете свободу? Какие ограничения свободы являются обоснованными?

225. Как Вы считаете: мораль и нравственность синонимы пли разные понятия? Может ли поступок быть аморальным, но нравственным, или. наоборот, безнравственным, но моральным? Приведите примеры.

226. Признаете ли Вы нравственный идеал среда вом нравственного воспитания п самовоспитания? Если да, то кою m реальных молей, литературных и кппогероев Вы могли бы назвать?

227. Какие этические системы Вам известны?

228. Каких этических взглядов придерживаетесь Вы?

229. Что привлекает Вас в этой морали?

230. Можете ли Вы сформулировать основные ценности, на которые Вы ориентируетесь в жизни?

231. Часто ли Вы попадаете в ситуации морального выбора?10. Труден ли он для Вас?

232. Что для By; сложнее: принять решение как поступить иди выполнить его?

233. Часто ли Вам приходится менять решение или сожалеть о принятом решении?

234. Какие качества, по Вашему мнению, необходимо воспитывать у современных детей?

235. Проводили ли Вы когда-либо с детьми беседы о морали и нравственности? Если да, то на какую тему?

236. Какими методами и формами нравственного воспитания Вы владеете?

237. Какие из них Вы считаете наиболее действенными?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.