Система духовно-нравственного воспитания старшеклассников в образовательном учреждении гуманитарного профиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ли, Любовь Васильевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 227
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ли, Любовь Васильевна
Введение.3-
Глава 1. Духовно-нравственная сфера личности как предмет воспитания
1.1. Ценностно-смысловая структура духовно-нравственной сферы старшеклассников.17
1.2. Педагогическая поддержка развития духовно-нравственной сферы учащихся старших классов.52
Выводы.97
Глава 2. Процесс духовно-нравственного воспитания старшеклассников в образовательном учреждении с гуманитарной направленностью
2.1. Диагностика развития духовно-нравственной сферы старшеклассников.99
2.2. Содержание и формы духовно-нравственного воспитания старшеклассников.134
Выводы. 175
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии: На материале физкультурно-спортивной деятельности2003 год, кандидат педагогических наук Пожедаев, Алексей Алексеевич
Воспитание духовно-нравственных ценностных ориентаций у старшеклассников в условиях кадетской школы-интерната2010 год, кандидат педагогических наук Дождикова, Галина Николаевна
Духовно-нравственное воспитание старшеклассников: На уроках литературы и во внеурочной деятельности2005 год, кандидат педагогических наук Донченко, Лидия Михайловна
Система воспитания ценностного отношения к материнству2009 год, кандидат педагогических наук Рудова, Наталья Евгеньевна
Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема2008 год, доктор педагогических наук Берсенева, Тамара Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система духовно-нравственного воспитания старшеклассников в образовательном учреждении гуманитарного профиля»
Актуальность. Среди множества кризисов и катаклизмов, переживаемых российским обществом, наиболее глубоким, «системным» является, вероятно, кризис, поразивший духовную сферу. Суть последнего не во временных - экономических или политических - неурядицах, а в гораздо более сложных эксцессах - в переживании огромным числом людей феномена утраты смысла своего земного существования, ценностей, которые на протяжении многих лет почти автоматически переходили от одного поколения к другому. В чем состоит этот смысл - вопрос, разумеется, спорный, однако, нет сомнения в том, что необходимость поиска этого смысла составляет одну из сущностных характеристик духовности как специфически человеческого способа освоения мира (Л.П.Буева, И.С.Кон, Д.А.Леонтьев, Н.Н.Пахомов, А.А.Пожедаев, А.Швейцер, В.Н.Шердаков, А.Ф.Шишкин).
Воспитание духовно-нравственной сферы как интегрального человеческого качества представляет собой одну из наименее разработанных областей педагогической теории и практики. Вместе с тем изменение педагогического сознания в направлении принятия им личностно-гуманитарной парадигмы образования, а также фундаментальные исследования в области психологии личности, выполненные в последние годы, позволяют перейти к рассмотрению проблемы становления духовно-нравственной сферы как одного из аспектов теории целостного педагогического процесса.
Исследуя социально-исторические корни концепции духовно-нравственного воспитания, исследователи указывают на несовместимость духовного прогресса личности с тоталитаризмом, с какими бы то ни было формами насилия над личностью. Обращение исследователей к философским идеям экзистенциализма и теизма - философии послевоенной Европы объясняется тем, что нынешняя ситуация в российском обществе сравнима с тем, что переживали европейские народы в тот период.
Обращаясь к феномену духовности человека как цели воспитания, иследователи рассматривают в качестве ее источника аксиосферу мировой и русской культуры, усиление гуманитарной ориентации образования. Феномен духовности неизменно привлекает внимание философов и психологов. «Духовное бытие. существует там, где начинается освобождение человека от чужой и, главное, своей собственной самости. Дух есть любовь к качеству и воля к совершенству во всех областях жизни» (В.И.Слободчиков). Духовность рассматривается как сложный процесс культурного самопорождения человека, как условие межпоколенной трансмиссии сущности человека. Всё больше людей, прежде всего молодых, вглядываются в прошлое и в окружающий их мир, проявляют большой интерес к своим корням, ищут защиту, поддержку и уверенность в себе в непреходящих, вечных, традиционных ценностях своих предков, стремятся сохранить свою самобытность, уникальную культуру, найти в ней идеи для решения новых проблем (Г.М.Борликов, А.Б.Панькин).
Актуальность исследования связана, таким образом, с радикальными изменениями социально-экономического уклада жизни и государственного устройства страны, предопределена качественным изменением ценностных ориентаций, обращением к общечеловеческим ценностям как составной части культуры, плюрализмом мировоззрений, противостоящим духовной деградации общества и востребующим от индивида проявления его личностной позиции. Образование, подчеркивают исследователи, стало важнейшим фактором возрождения, сохранения и развития духовной культуры, самосознания (Е.В.Бондаревская, Т.И.Власова, А.С.Запесоцкий, Н.И.Селиванова, Ф.Т.Михайлов).
Кризис духовно-нравственной сферы позволяет сделать вывод, что разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без цемента совести распадается на фрагменты (блоки). До времени эти блоки могут оставаться весьма крупными. Поэтому глубинное разрушение способностей к подлинному творчеству, связанных с духовно-нравственным состоянием, может происходить в латентной (скрытой) форме (В.И.Слободчиков).
Духовно-нравственное воспитание, как показывают многие авторы, противостоит идеологемам в образовании и нацелено на воспитание человека как такового, как носителя человеческой сущности, духа, а не функционера, «субъекта рынка». Создание теории и практики такого воспитания требует отказа от традиций «мероприятийно-массовой педагогики» и построения воспитания как индивидуально-творческой деятельности, в высшей степени «штучной» работы педагога (И.А.Колесникова, Н.Е.Щуркова). Все это нельзя осуществить, не создав предпосылки и условия востребованности личности, ее субъектной активности в образовательном процессе (Т.И.Власова, В.Ф.Сидоренко).
К исследованию возникших проблем исследователи все чаще применяют методологию целостного и личностного подходов. Методологические функции этих подходов в данном случае проявились в задаваемых ими исследовательских установках: это - понимание личности как самодетерминированной целостности, выполняющей специфическую роль в жизнедеятельности человека и социума, что не допускает ее редукции к набору «социально значимых» черт. Все чаще исследователи обращаются к проектированию ситуационно-событийного смыслообразующего механизма развития личности в отличие от «предписанной» внешней деятельности, якобы способной сформировать человека с «требуемым» типом сознания (С.В.Кульневич, Е.М.Сафронова, В.В.Сериков). Последнее предполагает рассмотрение содержания образования как единства «предметного» и «субъектного» (личностного) опыта.
Духовность рассматривается исследователями как совокупность экзистенциальных «исканий» и переживаний, посредством которых определяется конкретный смысл жизни человека. Возникает, следовательно, вопрос о педагогически управляемом становлении духовно-нравственной сферы. Последнее требует определить индивидуально-личностный потенциал ребенка, обусловленный в свою очередь уровнем его интеллектуальных, творческих способностей, внутреннюю логику этого процесса, систему гуманитарно-активных методов, обеспечивающих саморазвитие воспитанника в экзистенциальной сфере.
Процесс формирования духовно-нравственной сферы личности основывается на исследовании психологических механизмов новообразований в ее смысловой структуре. В этой связи были изучены концепции отечественных и зарубежных психологов, посвященные проблеме новообразований в ценностно-смысловой области, особенностей экзистенциальной сферы человека на различных возрастных этапах (В.Н.Мухина, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн). Сам процесс воспитания духовно-нравственного компонента личности, полагают исследователи, ведет к расширению пространственно-временных рамок бытия человека, к рефлексии собственной жизни в общей системе космосогенеза (Т.И.Власова, С.В.Кульневич, Л.П.Разбегаева, В.И.Слободчиков).
Сфера духовно-нравственного воспитания является, по сути, единственной областью, в которой ведется диалог между православной и светской педагогикой, чем и обусловлено применение ставшего общеупотребительным термина «духовно-нравственное воспитание» (И.А.Соловцова). Точкой соприкосновения этих двух педагогик является проблема поиска смысла жизни как основы человеческого бытия, где как в никакой другой сфере нужен полипарадигмальный подход.
Адекватное понимание механизма духовно-нравственного развития старшеклассников исследователи связывают с парадигмой личностно ориентированного образования, объясняющего и проектирующего развитие сложных феноменов личностного опыта учащегося. В основе такого образования лежит особого рода педагогическая поддержка воспитанника в ситуации, преодолевая которую, воспитанник обретает «опыт быть личностью» (О.С.Газман, В.В.Зайцев, Е.А.Крюкова, С.М.Юсфин). Конструирование подобных ситуаций, как показывают исследования С.В.Беловой, В.И.Данильчука, В.В.Зайцева, Н.Г.Зотовой, Е.А.Крюковой, В.М.Симонова, Н.В.Ходяковой, Т.И.Чечет и др., возможно на основе применения задачно-контекстных, дискуссионно-диалогических и учебно-игровых технологий.
Однако, несмотря на наличие подходов к проблеме на философском и психолого-педагогическом уровнях, остаются неразработанными многие важные в теоретическом и практическом отношениях вопросы. Так, остается неясным сам предмет (содержание, область) духовно-нравственного воспитания учащихся, отличие этой сферы от других; не обоснованы критерии, по которым можно судить о прогрессе воспитанника в этой сфере; не представлено содержание и адресно-ориентированные педагогические средства, обеспечивающие развитие духовно-нравственного компонента личности (старшеклассника); наконец, нет исследований, касающихся организации работы школы по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников, особенно если речь идет о школах с дополнительным историко-религиозным образованием, с изучением основ православной этики и др.
Таким образом, необходимость обращения к проблеме становления духовно-нравственной сферы личности старшеклассников обусловили противоречия между: специфической природой духовно-нравственной сферы формирующейся личности, предполагающей ее смысложизненное самоопределение, автономный, целостный взгляд на мир и свое место в нем, что требует актуализации в образовательном процессе ситуаций преодоления жизненно-возрастных коллизий, и попытками переноса в эту сферу упрощенной предметно-деятельностной модели воспитания, не обеспечивающей решения такого рода воспитательных задач; необходимости постановки школьника в позицию субъекта развития своей ценностно-смысловой сферы и стремлением редуцировать этот процесс к контролируемому усвоению общепринятых, предметно-наглядных образцов поведения, следованию образовательной системы традиционным представлениям о духовности как о продукте материальной среды и предметной деятельности ребенка; востребованностью плюралистической модели духовно-нравственного воспитания, учитывающей опыт различных философско-педагогических школ и концепций, в том числе и православной педагогики, и традиционной ориентацией на приоритет просветительско-нормативных педагогических моделей; потребностью в создании системы работы школы по духовно-нравственному развитию учащихся и неразработанностью необходимых для этого процедур диагностики и мониторинга, управленческой поддержки системы работы педагогического коллектива, организации взаимодействия учебного процесса и подсистем дополнительного образования в едином воспитательном пространстве школы.
С учетом выявленных противоречий была определена проблема исследования, которая состоит в обосновании путей создания и развития системы работы образовательного учреждения, ориентированной на формирование духовно-нравственной сферы учащихся старших классов, на построение образовательного пространства, в котором наилучшим образом создается ситуация развития личности старшеклассников на основе актуализации отечественных традиций духовно-нравственного воспитания.
С учетом этого была избрана тема исследования: «Система духовно-нравственного воспитания старшеклассников в образовательном учреждении гуманитарного профиля». Объект исследования: система личностно-развивающего образования. Предмет исследования: процесс духовно-нравственного воспитания старшеклассников в образовательном учреждении с гуманитарной направленностью.
Цель исследования: обоснование системы работы педагогического коллектива образовательного учреждения по организации духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
В качестве гипотезы исследования выступили предположения об условиях эффективного функционирования и развития системы работы образовательного учреждения по организации духовно-нравственного воспитания старшеклассников. Эта система оказывается адекватной социальным ожиданиям, жизнеспособной и развивающейся, если будут: адекватно представлены цель духовно-нравственного воспитания и ее приоритетный компонент - ценностно-смысловая структура личности; разработаны адекватные средства диагностики новообразований в духовно-нравственной сфере учащихся, ее мониторинга; определены факторы, детерминирующие становление духовно-нравственной сферы старшеклассников и возможности их актуализации в школьном образовательном пространстве; содержание духовно-нравственного развития старшеклассников будет проектироваться с учетом коллизий становления их духовной сферы на данном этапе социализации; в качестве системообразующих средств формирования духовности будет выступать совокупность личностно-развивающих педагогических технологий, обеспечивающих потребность ученика в духовно-нравственной смыслотворческой деятельности.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения следующих исследовательских задач:
1.Выявить структуру и признаки сформированности духовно-нравственной сферы личности старшеклассников.
2.Определить систему условий становления духовно-нравственной сферы личности учащихся старших классов.
3.Разработать систему методического обеспечения образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников.
Методологическую основу исследования составили идеи феноменологии Э.Гуссерля, М.Мамардашвили, Ж.-П.Сартра, Э.Финка; гуманистической философии М.М.Бахтина, Г.С.Батищева о смысловой структуре личности; философской герменевтики Х.Д.Гадамера, Г.Дильтея, П.Рикер, Ф.Шлеймахера о природе восприятия, понимания и присвоения ценностей; культурологический подход в социальном и педагогическом проектировании (В.М.Библер, И.Хейзинга, И.В.Бестужев-Лада), о природе духовного мира личности (А.А.Корольков, А.С.Запесоцкий, А.Ф.Лосев, П.Г.Щедровицкий); интерпретация личностного подхода как методологического принципа исследования и проектирования образовательных систем. А также идеи целостного подхода к изучению педагогического процесса (В.С.Ильин, В.В.Краевский, М.В.Кларин, Ю.П.Сокольников), культурологическая модель образования (И.Я.Лернер, Е.В.Бондаревская, Н.М.Борытко, А.Я.Данилюк), положения теории личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.И.Данильчук, В.В.Зайцев, Е.А.Крюкова, Л.П.Разбегаева, В.В.Сериков, В.М.Симонов); концепции духовно-нравственного воспитания в светской (А.Ф. Ахматов, Е.П. Белозерцев, Л.Г. Брылова, Т.И.Власова, Л.М.Лузина, В.В. Макаев, И.А. Макарова, А.А.Пожедаев, И.А.Соловцова, Н.Е.Щуркова,) и православной (М.М.Дунаев, В.В.Зеньковский, А.И. Кочетов, А.Кураев, А.И. Осипов, А.Радович, С.Слободской, Л.В. Сурова, Е. Шестун) педагогике.
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические - анализ концепций, построение системы гипотез, построение модели педагогической системы, обеспечивающей формирование духовно-нравственной сферы личности школьников; эмпирические — социологические методы, тестирование, наблюдение и изучение опыта, опытно-поисковая работа, констатирующий и формирующий эксперименты и др.
Достоверность и обоснованность полученных результатов основывается на корректной реализации методологии исследования, разнообразии методов мониторинга и формирующего эксперимента, длительности функционирования и развития реального образовательного учреждения, апробирующего выводы исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые показана целостная система деятельности образовательного учреждения по формированию духовно-нравственной сферы старшеклассников; обоснована программа и система средств, стимулирующих адекватные возрастным ситуациям духовно-нравственные искания учащихся и способы их психолого-педагогической поддержки; обосновано содержание духовно-нравственного опыта воспитанников для различных периодов их социализации; разработано содержание и технологии организационно-методической работы образовательного учреждения по включению педагогического коллектива в воспитание духовно-нравственной сферы учащихся на основе взаимодействия идей светской и православной педагогики.
Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в теорию личностно-развивающего образования; развитием представлений о функциях ценностно-смысловых исканий в становлении духовно-нравственной сферы учащихся на различных возрастных этапах; разработкой теоретической модели функционирования и развития педагогической системы духовно ориентированного образования учащихся; показом путей интеграции различных сторон образовательного процесса вокруг этой цели.
Практическая значимость исследования состоит в представлении необходимых элементов практической системы работы образовательного учреждения по формированию духовно-нравственной сферы учащихся, включающей диагностически заданную цель духовно-нравственного воспитания учащихся, программу и набор средств воспитания духовности, способы мониторинга развития этой сферы личности, содержание и технологии подготовки учителей к диагностике и формированию духовно-нравственной сферы учащихся средствами своего предмета и внеучебной педагогической поддержки учащихся.
Апробация материалов исследования осуществлялась через участие в республиканских и региональных научно-практических конференциях, выступлениях на заседаниях лаборатории личностно ориентированного образования при Волгоградском государственном педагогическом университете, публикации в печати.
Внедрение результатов исследования осуществлялось через их включение в учебный процесс на ФПК и ППРО ВГПУ, проведение конференций руководителей образовательных учреждений региона на базе экспериментального лицея.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Ценностно-смысловая структура личности как цель духовно-нравственного воспитания представляет собой целостную иерархическую организацию мотивов, ценностных диспозиций, апробированных в опыте жизненных программ и стремлений. Указанная структура служит инструментом ориентировки личности в социальной среде, в выработке толерантного многопарадигмального мировоззрения, в выборе стиля и образа жизни, рефлексии ее смысла, определении способов самореализации, отношения к нравственным и гражданским обязанностям, способности противостоять псевдоценностям окружающей среды.
2. Специфической функцией духовно-нравственной сферы личности является обеспечение способности человека жить вопреки внешним обстоятельствам, соблазнам «легкой жизни», импульсивным влечениям, вырабатывать собственные жизненные принципы, сохранять веру принятым идеалам, мобилизовывать свою волю и личностный потенциал для противостояния всему, что разрушает нравственность и сущностные силы человека. Духовно-нравственная воспитанность выступает как образ жизни, противостоящий приспособительному поведению. В основе психолого-педагогического механизма становления духовно-нравственной сферы лежит обретение личностью специфического опыта прохождения через жизненные ситуации как специфические возрастные «культурно-смысловые кризисы», требующие рефлексии и «самопреодоления» - отказа от не оправдавших себя норм, установок, привычек, опыта и выработка качеств, обеспечивающих независимость личности, своеобразное опережение обстоятельств, устойчивость в кризисных ситуациях.
3.В качестве критериев духовно-нравственного развития учащихся выступают: 1) определение смысла и назначения своей жизни в соответствии с нравственными нормами, ценностями добра, терпимости и уважения к окружающим людям; 2) владение понятиями духовно-нравственной сферы, понимание сущности нравственных норм, их содержания и проявлений в жизнедеятельности людей; 3) устойчивость в следовании самостоятельно выработанным жизненным идеалам и принципам; 4) стремление рефлексировать и корректировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами; потребность в самостоятельно избираемом поступке, в самоорганизации всех своих жизненных проявлений; 5) волевая саморегуляция жизнедеятельности как нравственная привычка; 6) умение подчинить свою каждодневную жизнь высшим целям, противостоять негативным и дестабилизирующим влияниям; 7) наличие увлекающего успешно выполняемого дела (творческой сферы), в котором реализуется личность, получение удовольствия от самореализации в творчестве.
4.Система духовно-нравственного воспитания, реализуемая в условиях образовательного учреждения гуманитарного профиля, обеспечивает накопление воспитанниками на каждом этапе их социализации адекватного духовно-нравственного опыта, рефлексии собственной индивидуальности и адекватных ей механизмов «антикризисного» поведения, что обеспечивается актуализацией жизненных ситуаций, моделированием обстоятельств, востребующих нравственный выбор, самооценкой своих намерений и поступков, волевых усилий в направлении нравственного самоизменения, самореализацией школьников в социально значимой внутренне принимаемой и социально направленной деятельности.
5.Система работы образовательного учреждения по организации духовно-нравственного воспитания старшеклассников включает: создание целевой программы поэтапной деятельности педагогического коллектива в этом направлении, мониторинг возрастного генезиса духовно-нравственной сферы воспитанников, обоснование и моделирование способов психолого-педагогической поддержки учащихся, адекватных каждому возрастному этапу их развития и духовно-развивающему потенциалу гуманитарного образования.
6.В качестве ведущих средств актуализации воспитательных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности детей, востребующих духовно-нравственное развитие учащихся, будут выступать: способы педагогического общения, обеспечивающие доверие и открытость его субъектов, возможность «вхождения» учителя в сферу жизненных проблем формирующейся личности; непрерывный педагогический диалог, актуализирующий рефлексию и силы саморазвития ученика; коллективность, совместность школьных дел при одновременном обеспечении автономности детей в развитии и сохранении своей индивидуальности; освоение последовательности усложняющихся социальных ролей ученика как участника детско-юношеского сообщества, социально активного гражданина, члена семьи, субъекта нравственного поведения в игровых и реальных жизненных ситуациях и др.
7.Становление и функционирование системы духовно-нравственного воспитания учащихся обеспечивается методической поддержкой профессионального развития учителей, что предполагает освоение ими основ теории и технологий личностно-развивающего образования, выработку собственной системы и адекватного стиля работы с детьми различных возрастов, умение взаимодействовать с родителями, культурными и религиозными институтами, являть образец духовно-нравственного жизнетворчества.
Исследование проводилось в 1996-2002 годах на базе негосударственного образовательного учреждения «Православный лицей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских» Волгоградской епархии, перешедшего в 2002 году в статус муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени Кирилла и Мефодия города Волжского Волгоградской области.
Первый этап (1996-1998 гг.) - выявление проблемы, анализ научных исследований и опыта духовно-нравственного воспитания, разработка концептуального замысла исследования. Апробация различных подходов в теории и практике духовного образования.
Второй этап (1999-2000 гг.) — разработка модели содержания и процесса духовно-нравственного воспитания. Диагностика уровня духовной культуры учащихся и профессиональной готовности учителей к осуществлению данного направления воспитания, проведение опытно-поисковой работы.
Третий этап (2001-2002 гг.) - обоснование системы деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Проведение формирующего эксперимента, апробация личностно-развивающих образовательных технологий. Формулировка основных выводов исследования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения (13 е.), двух глав (первая - 81 е., вторая - 75 е.), заключения (5 е.), списка литературы из 262 наименований, 7 таблиц, 6 рисунков, 11 приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников2007 год, доктор педагогических наук Шитякова, Наталья Павловна
Воспитание духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у старшеклассников в процессе изучения географии в школе2010 год, кандидат педагогических наук Шилина, Ольга Александровна
Система работы школы по ориентации учащихся на продолжение образования2006 год, кандидат педагогических наук Аникина, Галина Ивановна
Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации2009 год, кандидат педагогических наук Сопова, Наталия Викторовна
Дидактические и организационные условия развития жизненного самоопределения старшеклассников гимназии2003 год, кандидат педагогических наук Вехова, Анна Павловна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ли, Любовь Васильевна
Выводы. Представленные материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что воспитание духовно-нравственной сферы старшеклассников представляет собой целостный педагогический процесс, преодолевающей функционализм в воспитании, его дробность в реальной школьной практике. В его основе лежит создание в образовательном процессе духовно-содержательной ситуации овладения смыслом бытия, педагогической поддержки душевной жизни старшего школьника. Духовно-нравственная ситуация основана на определенном психологическом механизме, обусловленном противоречием между наличной и реальной экзистенцией человека. Роль педагогического коллектива при этом состоит в том, что он выступает своеобразным участником совместной с воспитанником смыслотворческой деятельности. Логическим стержнем описанной опытно-экспериментальной работы явилось выделение последовательных этапов педагогической поддержки духовно-нравственного становления ребенка. Реализуя эти этапы, учитель как бы следует за естественным ходом развития духовности ребенка. Содержанием названных этапов является формирование компонентов духовности, в которую входят соответствующие виды индивидуальной культуры - духовно-нравственная, гражданская, интеллектуальная, эстетическая, валеологическая.
Во второй главе представлено описание образцов педагогического опыта, в котором реализована система духовно-нравственного воспитания. Построение духовно-ориентированного педагогического процесса предполагало исследование психологических механизмов новообразований в личностно-смысловой сфере, среди которых - рефлексия жизненной ситуации и доминирующих в ней смыслов, актуализация потребности перехода к новому качеству жизни, ориентация на новые жизненные образцы и ценности, волевое преодоление отрицательных жизненных установок и привычек. В ходе исследования апробирован инструментарий создания развивающих коллизий на различных этапах духовно-нравственного становления старшеклассника. Этот инструментарий включал диалогические модели освоения опыта духовно-нравственной рефлексии на конкретных образцах ситуаций собственной жизни и жизни сверстников, включение в реальный опыт создания и реализации гуманитарных проектов, ориентированных на окружающих людей.
Заключение.
В заключении остановимся на результатах решения основных задач исследования.
Первая задача состояла в выявлении структуры духовно-нравственной ^ сферы личности старшеклассников. В ходе исследования были определены основные элементы в структуре духовно-нравственной сферы старшеклассников, к которым в исследовании в первую очередь было отнесено нравственное самоопределение в области смысла, цели и образа своей жизни. Показано, что духовно-нравственное самоопределение учащихся выступает главным продуктом их личностного развития. Развитая духовно-нравственная сфера обеспечивает устойчивость духовных ценностей, способность им следовать путем самоорганизации и волевого усилия. щ> Второй составной частью духовно-нравственной сферы выступает также общая духовно-нравственная и эстетическая культура, понятия и представления учащихся об этой сфере, владение этическими и эстетическими категориями. Речь идет не о знаниевом уровне усвоения этических понятий, а о степени становления их принципами поведения, об опыте применения их при решении жизненных проблем, о влиянии духовно-нравственных принципов на поведение, жизнедеятельность и содержание общения. Данный параметр характеризует общую ситуацию развития ребенка, интегрирующее влияние духовности на другие сферы жизнедеятельности личности.
Третьим компонентом духовно-нравственной сферы является опыт устойчивого следования своим жизненным идеалам, умения рефлексировать и корректировать свое поведение, ориентируясь на его внутренний духовный образ, а не на внешние факторы, сиюминутные увлечения, соблазны современного «вещного мира».
Четвертый компонент - привычка к волевой саморегуляции, умение подчинить свою каждодневную жизнь высшим целям и планам, противостоять негативным и дестабилизирующим влияниям, воплощать свой нравственный идеал в практических проектах и поступках, занимать критическую позицию в отношении к самому себе, заниматься коррекцией своего поведения, самообразованием и самовоспитанием.
Пятый компонент - наличие увлекающего успешно выполняемого дела, в котором реализуется личность. Это дело, увлечение выполняет роль, своего рода, «жизненного стержня», источника успешности, сферы самореализации, оказывающей влияние на отношение к учебе, избирательность. Становление такого дела является признаком нормального становления духовно-нравственной устойчивости личности старшеклассника.
Вторая задача заключалась в том, чтобы определить систему условий становления духовно-нравственной сферы учащихся старших классов. При ее решении мы исходили из того, что личностный духовный опыт индивида не имеет традиционной предметной, бытийной, объектной, вещной формы. Духовный мир личности изначально создается из "материала" , который несет в себе заряд субъектности - из творчески преобразующего отношения к учению, из переживания событий своей жизни и близких людей. Предпосылкой становления духовного опыта является мир других личностей, плоды их трудов, переживания, запечатленные в предметах культуры.
В исследовании показано, что поведенческие или психические новообразования становятся специальной функцией, предметом собственной активности старшеклассника, отражаются в его сознании в качестве особой цели, в следствие чего развитие индивида становится в собственном смысле слова духовно-личностным развитием. Важным механизмом духовного развития является "вмешательство" сознания в спонтанный поток переживаний индивида, что связано со своеобразной вербализацией чувственного опыта, его выражением в слове, что означает его своеобразное упорядочивание, "нормирование", осмысливание. Способами "работы" старшеклассника со своей чувственной сферой выступают: словесный отчет, внутреннее высказывание, формулировка собственного мнения, что, как правило, неотделимо от стремления противопоставить его иному мнению, сознательное выполнение "личностного действия" - выбора, принятия ответственного решения, заявления о своей позиции и т.п. Важнейший аспект механизма духовных новообразований есть внутренний диалог, не в последнюю очередь зависящий от степени освоения реальных диалогических отношений.
Развитие духовности, как и всякое развитие, возможно лишь при условии, что она будет востребована самой ситуацией жизнедеятельности молодых людей, найдет в ней приложение. Так, присущей личности потребности в признании соответствуют такие условия образовательного процесса, когда она признается в качестве таковой; стремление личности старшеклассника к «экспансии» в окружающий мир отвечает многообразие творческих задач, "поставляемых" конструируемым педагогическим процессом, волевая саморегуляция развивается при необходимости достижения реальных жизненно значимых целей. Эта "экспансия" распространяется на сам образовательный процесс: его цели, содержание, формы и методы становятся предметом сотрудничества его субъектов -ученика и учителя. "Без ведома" духовно-нравственной сферы личности нельзя решать, какой ей быть (не следует это смешивать с когнитивной сферой, где стандарты образования определяются в значительной мере из других соображений).
Суть третьей задачи исследования заключалась в разработке системы методического обеспечения работы образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию учащихся. В состав этой системы входили следующие структурные элементы: (1) диагностика развития духовно-нравственной сферы учащихся старших классов, дифференциация уровневых групп школьников; (2) целевая программа воспитания духовности, включающая развернутое определение целей, ключевых средств их достижения на каждом этапе процесса воспитания духовности; (3) система научно-методического обеспечения процесса, включающая содержание непрерывной переподготовки учителей в области методологии, теории и методики духовно-нравственного образования; (4) реализация модели внутришкольного управления, ориентированной на процессы духовно-нравственного развития учащихся.
Система духовно-нравственного воспитания обеспечивает накопление воспитанником на каждом этапе его социализации адекватного духовно-нравственного опыта, рефлексии собственной индивидуальности и механизмов «антикризисного» поведения, что обеспечивается актуализацией специально проектируемых «жизненных ситуаций», моделированием обстоятельств, востребующих нравственный выбор, жизненно важное решение, самооценку своих намерений и поступков, волевые усилия в направлении нравственного самоизменения.
Система работы образовательного учреждения по организации духовно-нравственного воспитания учащихся включает: создание целевой программы поэтапной деятельности педагогического коллектива в этом направлении, в реализации которой, в соответствии со своими возможностями, принимает участие каждый учитель, мониторинг возрастного генезиса духовно-нравственной сферы воспитанников, обоснование и моделирование способов психолого-педагогической поддержки учащихся, адекватных каждому возрастному этапу их развития (юношеский возраст).
В качестве ведущих средств актуализации воспитательных ситуаций, востребующих духовно-нравственное развитие учащихся, выступают: создание и реализация социальных проектов, осуществляемые в ходе этого способы педагогического общения, обеспечивающие доверие и открытость его субъектов, возможность «вхождения» учителя в сферу жизненных проблем формирующейся личности; непрерывный педагогический диалог, коллективность, совместность школьных дел при одновременном обеспечении автономности детей в развитии и сохранении своей индивидуальности; освоение последовательности усложняющихся социальных ролей ученика, члена детско-юношеского сообщества, социально активного гражданина, члена семьи, субъекта нравственного поведения в игровых и реальных жизненных ситуациях и др.
Становление и функционирование системы духовно-нравственного воспитания учащихся обеспечивается методической поддержкой профессионального развития учителей, что предполагает освоение ими основ теории и технологий личностно-развивающего образования. Последние осваиваются в процессе одновременной выработки собственной системы и адекватного стиля работы с детьми различных возрастов, умения взаимодействовать с родителями, культурными и религиозными институтами, способности являть образец духовно-нравственного жизнетворчества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ли, Любовь Васильевна, 2005 год
1. Алексий II (A.M. Ридигер) Основы православного образования в России //Педагогика.-1995 .-№3 .-С.74-81.
2. Азарова Е.А. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры. Автореф. дис. на соиск. науч. степ. канд. пед. наук.- Ростов-н/Д.- 2004.
3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования (Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем): Монография- СПб.- 1997.
4. Алексеев Н.А. Организация личностно-ориентированного обучения /Методическое пособие для педагогов и студентов.-Тюмень- 1996.- 68с.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,1977.-384 с.
6. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. с. 570.
7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.,1988. 253 с.
8. Анисимов О.С. Основы методологического мышления. М.: Наука, 1989.
9. Анисимова В.В. Внутришкольное управление развитием авторских педагогических систем учителей: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Волгоград: Перемена, 1998.
10. Ю.Анохина Г.М. Личностно адаптированная система обучения //Педагогика.-2003.-№7.-с.66-71.
11. Н.Антонюк Г.А. Социальное проектирование. Минск: Наука и техника, 1978.
12. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психол . журнал . -1991.-№2.
13. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2001.
14. Архимандрит Амвросий (Юрасов). В помощь кающимся. Издание Свято-Введенской Оптиной пустыни, 1997.
15. Асмолов А.Г., В.А. Петровский В.А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности //Вопросы психологии.-1978.-№1 .
16. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
17. Ахияров К.Ш. В.А. Сухомлинский и современность. Уфа, 2003, с. 44.
18. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворение образования//Педагогичка.-2003.-№8.
19. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения //Вопросы психологии. -1981.- № 1.
20. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе. -М.: Просвещение, 1985.
21. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники: Ежегод.- М.-1986.- С.80-160.
22. Балл Г.А. Понятие задачи исследования в проектировании //Советская педагогика. -1984.- № 11.- С.54-59.
23. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя /Вопросы психологии. 1990.- №2.- с. 153-158.
24. Белавкина М.В. Педагогические условия нарастания интереса учащихся к личностно-смысловому саморазвитию: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Ростов н/Д, 2003.
25. Белова С.В. Функции учебного диалога в усвоении ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Волгоград: Перемена, 1995.
26. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000.
27. Белозерцев. Е.П., Черных JI.A. Идея и принцип народности в образовании: современная сельская школа. Серия «Земляки о земляках». Елец, 2003.
28. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. СПб, 2004.
29. Берлардина E.JI. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в условиях профильного обучения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук /Северо-Кавказ. гос. техн. ун-т. Ставрополь, 2003.
30. Бермус А.Г. Система качества профессионально-педагогического образования. Ростов-н/Д, 2002.
31. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М., 1995.
32. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика.
33. Безрукова B.C. Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1996.
34. Библер B.C. От науконаучения к логике культуры. М., 1991.
35. Богуславский М.В. XX век Российского образования. М.,2002, 336 с.
36. Болотов В.А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проектирование профессионального педагогического образования //Педагогика.- 1997.- № 4.- с.67.
37. Болотов В.А. Образование на старшей ступени во всех странах является профильным /Актуал. интервью// Рус. словесность. -2003.-№8.- с.2-7.
38. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н/Д.- 2000. 352 с.
39. Борисова Н.В. Педагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Волгогр гос. пед ун-т, 2001.
40. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография. Волгоград, 2000, 225 с.
41. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии //Вопросы психологии.- 1997.-№5.
42. Брылова Л.Г. Общее, особенное и единичное в личностном измерении духовности //Смыслы культуры: Тезисы докл. Межд. науч. конференции.- СПб.- 1996,- С.253-255.
43. Брылова Л.Г. Самореализация личности (онтокультурологический аспект). СПб., 2002, 188 с.
44. Бутазова А.Ю. Идеи нравственного воспитания в рациональной этике И. Канта. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук, Волгоград, 2003.
45. Вартанова И.И. Изучение личности подростков в учебной деятельности.//Психол. наука и образование.-2003.-№1.-с.8-14.
46. Веденин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига: Зинатке, 1987.
47. Вербицкий А.А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. М., 1990.
48. Верцинская Н.Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук .- 1991.
49. Вехова А.П. Дидактические и организационные условия развития жизненного самоопределения старшеклассников гимназии. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.- Волгоград.-2003,- 28 с.
50. Власова Т.И. Цели современного воспитания и христианская антропология//Известия международной славянской академии образования им. Я.А.Коменского. -2003.- №1.- с.120-127.
51. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов-н/Д, 1999,212 с.
52. Волков И.П. Проектирование процессов обучения //Советская педагогика,- 1987.- № 2.- С. 22-28.
53. Володарская И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М., 1989. С. 3-41.
54. Выготский JI.C. Избранные педагогические исследования. М., 1956.
55. Выготский JI.C. Психология искусства. Ростов н/Д, Феникс, 1998.
56. Гарифулина Р.С. Нравственное воспитание подростков в детских творческих объединениях: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед наук /Казан, гос. ун-т культуры и искусств, 2003.
57. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования./ТПедагогика.- 2003.-№10.-с. 3-7.
58. Гессе Г. Игра в бисер, (перев.с нем.) -Новосибирск, 1991.
59. Горшкова В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе. СПб, 1992.
60. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. Калининград, 1995.
61. Гусинский Э.Н., Тургановский Ю.И. Образование личности. Пособие для преподавателя. М., 1994.
62. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2003.
63. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
64. Данильчук В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. (Личностно-гуманитарная парадигма): Монография. Волгоград: Перемена, 1996.
65. Данильчук В.И. Теоретические основы гуманизации физического образования в средней школе: Дис. в форме научного доклада на соиск. степ. докт. пед. наук. Волгоград, 1997.
66. Дежникова Н.С. Пути демократизации школы//Советская педагогика.- 1987.-№4.
67. Джовани Г. Учебные программы и социальные проблемы //Перспективы. Вопросы образования.- 1991.- №1.
68. Джонсон Р. , Каст Ф. Системы и руководство (теория систем и руководство системами). М., 1971.
69. Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. СПб: Светлояр, 2000.
70. Дочкина Т.В. Подготовка учителей к проектированию личностно ориентированного взаимодействия с учащимися: Дис. на соиск. учен. степ. кан. пед. наук /Волгогр. гос. пед ун-т, Калуга, 2003.
71. Дюг JI.Т. Управление интеграцией основного и дополнительного образования в школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Моск. пед.гос. ун-т, 2003.
72. Емельянова И.Н. Педагогические возможности использования ситуации выбора в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994.
73. Епископ Виссарион. Уроки покаяния. М.: Русская миссия, М.: Благовест, 1998.
74. Епископ Феофан Затворник. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). Третья часть. Начертания христианского нравоучения. Репринтное издание 1899 года. М.: Издательский отдел Московской Патриархии, Магнитогорское ПО, Зак. 21.
75. Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский). Православный катехизис. М.: Издательство Московской Патриархии, 1990.
76. Еремкин Ю.Л. Формирование личности учащегося старших классов как субъекта профессионального самоопределения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Рязан. гос пед. ун-т им. С.А. Есенина, 2003.
77. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Автореф. дис. докт. пед. наук, СПб, 1995.
78. Зайцев В.В. Стимулирование свободного выбора морального поступка у младших школьников. Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. Волгоград, 1993.
79. Зотова Н.Г. Формирование смысловой сферы личности педагога (на материале изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурном вузе): Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.
80. Иванова Т.В. Педагогические основы культурологической подготовки будущего учителя. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, докт. пед. наук. Волгоград, 2002.
81. Иванчихина Е.В. Развитие самосознания подростков в проектной форме обучения словесному творчеству: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук /Сургут, гос. ун-т.- Калуга, 2003.
82. Игумен Филарет. Конспект по Закону Божию (по книге «Христианская жизнь прот. Н. Вознесенского). Репринтное издание 1936 года, Харбин. М.: СП «PUICO», 1990.
83. Ильин B.C. Формирование личности школьника. М., 1984.
84. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. М., 1993.
85. Ильин И.А. Наши задачи. Волгоград: Волгоградский технический университет, 1994.
86. Ильин Н.И., Лукманов И.Г. и др. Управление проектами СПб: Два ТрИ, 1996.
87. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления. Белгород, 1997, 145 с.
88. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. СПб, 1997.
89. Как избежать ошибок в религиозном воспитании детей. /Сост. А. Рогозянский. М.: САТИСЪ, 2000.
90. Кларин М.В. Обучение на основе целостного личностного опыта//Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Тезисы докладов, 4.1, М.,1993.
91. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.
92. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале ^ межпарадигмальной рефлексии. СПб: СПбГУПМ, 1999.
93. Колесникова И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. JI. 1991.
94. Колесникова И.А., Нагавкина JI.C, Барышев Н.Н. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. СПб, 1994.
95. Коркин Н.И. Дидактические условия проектирования и • реализации системы многоуровневой профессиональнойподготовки учащихся в профессиональном лицее: Автореф. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. СПб, 1998.
96. Корнетов Б.Г. Педагогика в поиске базовых моделей образовательного процесса. Концепции и модели //Школьные технологии. -1999.- №1-2.
97. Коротов В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования //Педагогика. 1997.- №5.
98. Коршунова H.JI. Методологические условия однозначности Щ термина в педагогике. М., 1990.
99. Костюк Г.С. Вводный доклад по проблеме личности в философском и психологическом аспектах. Материалы обсуждения проблемы личности на симпозиуме, состоявшемся 10-12 марта 1970 года в Москве. М., 1971, С. 105-116.
100. Кочетов А.И. Религиозная педагогика. Краснодар, 2002, 338 с.
101. Краевский В.В. Состав, функция и структура научного обоснования обучения: Автореф. на соиск. учен. степ. докт. пед.наук.-М., 1976.
102. Краевский В.В. Методологическая рефлексия//Педагогика.-1989.- №2.
103. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977. С. 56.
104. Красковская Л.В. Внедрение общечеловеческих ценностей в учебно-воспитательный процесс // Школа.- 2003.- №4.- с. 21-35.
105. Крупнов.Ю. Личность как особый способ жизни//Народное образование.- 2003.- №4.- с. 225-236.
106. Крюкова Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. Волгогр. гос. пед ун-т, 2000, 41 с.
107. Крылова Н. Что такое «личностное знание»? //Народное образование. -2003.- № 9.- с. 25-34.
108. Культурно-образовательная среда: история, современность, перспективы развития. Сб. материалов науч.-практ. конференции вузов России. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина,2002.
109. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара, 2002, 400 с.
110. Курпатов А.В., Алёхин Н.А. Психософия: Методология, развитие личности и психотерапия. СПб, 2002.
111. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. СПб., 1994, 207 с.
112. Лагонда Г.В. К проблеме содержания понятия "Я-усилие". Журнал практического психолога.- 1998.- №8.
113. Леднёв B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М., 1991.
114. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.- М.: Смысл, 2001.
115. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Смысл; Академия, 2004.
116. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.
117. Лернер И.Я. Человеческий фактор и функции содержания образования //Сов. педагогика.- 1987.- №11.
118. Лиферов А.П. Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства. М.: Педагогический поиск, 1997, 225с.
119. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография/ Под ред. В.В.Серикова -Волгоград: Перемена, 2000.
120. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: СЭИ, 1991.
121. Лоуренс Первин, Оливер Джон. Психология личности. Теория и исследования. Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. B.C. Магуна. -М.:Аспект Пресс, 2000.
122. Лурия Н.А. Ценностно-деятельностная природа образованности и культурно-исторические условия изменения её типа //Социально-философские проблемы образования /Под ред. Н.Н. Пахомова , Ю.Б. Тапталова . М., 1992 .
123. Лысенко И.В. Формирование у старшеклассников опыта личностной саморегуляции в учебной деятельности: Автореф. дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук.- Волгогр. гос. пед. ун-т, 2003.
124. Макаев В.В. Воспитание духовности как педагогическая проблема. Пятигорск: ПГЛУ, 2004.
125. Макаренко А.С. ПСС., Т.5, 8.
126. Макарова И.А. Формирование духовных потребностей у старшеклассников (на материале уроков литературы). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Волгоград, 19 с.
127. Макаровская И.В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе: Автореф. Дис. на соиск. Учен. Степ. Канд. Психол. наук./ Рост. гос. пед. ун-т им. Герцена. СПб, 2003.
128. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб пособие /Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2002.
129. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
130. Манджиева В.Б. Воспитание детской одаренности в образовательном учреждении с этнокультурной ориентацией (аспект научно-методического обеспечения): Дис. на соиск. учен, степ, канд пед. наук / Калмыц. гос. ун-т, Элиста, 2001.
131. Мануйлов Ю.С. Аксиоматика средового подхода в воспитании (Опыт построения)//Методология, теория и практика воспитательных систем. Поиск продолжается. М., 1996, С.91-10.
132. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы /Пер. с англ . М.,1999.
133. Медведева И., Шишова Т. Высокое давление любви. //Народное образование.- 2003.- №9.-с. 207-213.
134. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М.,2002.
135. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
136. Национальная идея: образование и воспитание (философско-методологические и региональные аспекты). Выпуск 2. Чита, 1998.
137. Николаева О. Современная культура и православие. М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.
138. Образование в условиях формирования нового типа культуры. Материалы круглого стола: 7 октября 2002 г. СПб, 2002.
139. Образование в условиях формирования нового типа культуры. Материалы круглого стола: 24 января, 17 февраля 2003 г. СПб, 2003.
140. Образование: Идеалы и ценности: (Историко-теоретический аспект) /Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТПиО РАО, 1995.
141. Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике //Педагогика. -1993.-№4.
142. Осипов А.И. Основное богословие. Для круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви. М.: Чартановская типография, 1994.
143. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины.(Основное богословие). М.: Даниловский благовестник, 1997.
144. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии.- 1996.- №1.-с.5-19.
145. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.,2001.
146. Панькин А.Б. Проектирование национально-региональных ♦ образовательных систем на основе принципа этнокультурнойконнотации. Дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед наук. Элиста, 2002.
147. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
148. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие для высш и сред. пед. учеб. заведений /Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. и др.; Под ред. С.А. Смирнова.-4-е изд., испр. М.: Академия, 2003.
149. Педагогический энциклопедический словарь/Гл ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.:М.М. Безруких, В.А. Болотов, JI.C. Глебова и др.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
150. Перминова JI.M. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук . М., 1995.
151. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Опыт построения христианского миросозерцания. Книга 1. Часть 1. Основы христианской веры. Часть 2. Душа человеческая. СПб.: САТИСЪ, 1995.
152. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
153. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д., 1993.
154. Платонов О. Русская цивилизация. Учебное пособие для формирования русского национального сознания. М: Роман-газета, 1995.
155. Пожедаев А.А. Формирование готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии (на материале физкультурно-спортивной деятельности). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Оренбург, 2003, 23 с.
156. Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учеб-метод пособие.-М.: ВЛАДОС, 2002.
157. Православная культура в школе. Учебные программы. Книга 1.М., 2003.
158. Преподобного Иоанна Лествичника, игумена монахов Синайской горы «Лествица, возводящая на небо». М.: Правило веры, 1999.
159. Прикот О.Г. Проектирование развития школы на длительную перспективу. (Опыт самопроектирования педагогической системы школы №354 Выборгского района Санкт-Петербурга). Метод, пособие. СПб.: ТВПинк, 1998.
160. Прикот О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. СПб.: ТВПинк, 1995.
161. Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. Материалы Межд. науч.-практ. конф. памяти И.И. Петренко. 26-27 октября 2005г. Пятигорск.
162. Протоиерей Владислав Свешников. Очерки христианской этики. М.:Паломник, 2000.
163. Протоиерей Глеб Каледа. Домашняя Церковь. Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. М.: Зачатьевский монастырь, 1997.
164. Притыченко И.В. Проектирование личностно-развивающих педагогических систем (опыт методологической рефлексии): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Волгогр. гос. пед ун-т, 2003.
165. Разбегаева JI.П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография.- Волгоград: Перемена,2001.
166. Решетников О.В. Педагогическая технология оценки учителем личностного развития школьников в образовательном процессе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук./Моск. гос. пед. ун-т, 2003.
167. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д: Феникс, 1994.
168. Роджерс К. К науке о личности //История зарубежной психологии. М., 1986.
169. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т., т.1, 1993,т.2, М.:БРЭ, 1999.
170. Руденко В.Н. Культурологические основы целостности содержания высшего образования. Автореф. дис. на соиск. учен, степ. докт. пед. наук. Ростов-н/Д., 2003.
171. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М., 1997.
172. Русская православно ориентированная школа. Русская гимназия «Пересвет». М., 1999.
173. Рыжова В.Н. Дифференциация обучения, как важнейший Щ фактор развития познавательных интересов школьников.//Завуч.2003.-№8.-С.58-63.
174. Савин М.В. Генезис традиционности в педагогике России: историко-педагогический аспект: Монография. Волгоград: Перемена, 2004.
175. Сагатовский В.Н. Философские основания педагогической детельности //Вестник высшей школы. -1987,- № 1. -С. 16-29.
176. Саранов A.M. Инновационный поиск в современной развивающейся школе: Учеб. пособие к спецкурсу.- Волгоград: Перемена, 1999.
177. Сарнакова Jl.А. Интегрированные формы обучения гуманитарным предметам как фактор личностного развития учащихся старших классов: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Волгогр. гос. пед. ун-т, 2004.
178. Сафронова Е.М. Воспитание эстетического вкуса старших подростков: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Волгоград, 1992.
179. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность: Учеб. пособие.- Волгоград: Перемена, 2003.
180. Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. М.: Благовест, 1991.
181. Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. Репринтное издание 1905 года. М.: «PS», 1991.
182. Святитель Иоанн Златоуст. ПСС в 12 томах. Репринтное издание 1898 года. М.: Православная книга, 1991.
183. Святитель Тихон Задонский. Плоть и дух. М., Отчий дом, 1997.
184. Святитель Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. Репринтное издание 1897 года. М.: Правило веры, 1998.
185. Священник Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М. 1996.
186. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. Самара: Самарский информационный концерн, 1998.
187. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.
188. Сергеев Н.К. К понятию связи в исследовании целостного педагогического процесса //Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Вып. 1. Волгоград, 1990.
189. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: Концепции технологии учебно-научно-педагогических комплексов. (Вопросы и ответы). СПб. Волгоград, 1997.
190. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика.- 1994.- №5.- С. 17-18.
191. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1994.
192. Сериков В.В. Методология построения теории и практики личностно ориентированного образования//Этнопедагогика -педагогика жизни. Элиста, 2001.С.24-28.
193. Сериков В.В. Общепедагогическая подготовка будущего учителя в условиях личностной ориентации образования //Обучение студентов педагогике: аспект технологий. Волгоград: Перемена, 1996.
194. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.
195. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры //Социально-философские проблемы образования. Сб. статей. М., 1992. С. 86103.
196. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1998.
197. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность, М., 1997.
198. Сластёнин В.А., В.Э Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя //Советская педагогика.- 1990.- №7.-с.82.
199. Словарь JI.C. Выготского / Под ред. А.А. Леонтьева.-М.:Смысл,2004.
200. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования). Автореф. на соик. Учен. степ. докт. пед. наук. М., 1994.
201. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб.пособие для вузов,-М.:Школьная пресса, 2000.
202. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995.
203. Собор. Альманах религиоведения. Выпуск 3,4. Елец, 2002, 2003.
204. Степанов С.В. Организационно-содержательные условия взаимодействия методической и социально-педагогическойслужб общеобразовательной школы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук /Ставропол. гос. ун-т, 2003.
205. Стрелова О.Ю. Воспитание историей как формирование ценностей личности//Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№7.-С.66-70.
206. Сурова JI.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся Ф и родителей. Владимир: Владимирская епархия, 1999.
207. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Часть 1. Педагогика. Школа. Человек. Клин: Христианская жизнь, 2000.
208. Суслова Т.Д. Художественно-эстетическая культура учителя: Учеб-метод пособие. /Гл. ред. В.А. Сластенин. Липец.гос.пед.ун-т, 2003.
209. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М.: Самшит, 1996.
210. Талызина Н.Ф. Что значит знать? //Сов. педагогика. 1980, №8, Щ с. 97-104
211. Тараканов А.В. Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук /Новосиб. гос. пед. ун-т, 2003.
212. Тараканова Н.Э. Педагогические условия развития мотивационной сферы личности музыкально одаренных подростков: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук./Моск. пед гос. ун-т, 2003.
213. Тарская А.В. Проектирование учебной деятельности в условиях личностно ориентированного обучения Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Омск, 1999.
214. Технология разработки программы развития инновационной школы /Под ред. Н.К. Сергеева и A.M. Саранова. Волгоград, 1997.
215. Тяглова Е.В. Дидактические условия становления мировоззренческой позиции учащихся в процессе исследовательской деятельности. Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. Волгоград, 2002, 27 с.
216. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М.:УРАО, 2002.
217. Файзуллин Р.Н. Самосознание и саморазвитие учащегося как составная часть целостного педагогического процесса: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед.наук. /Чуваш. Гос. ун-т им. И.Н. Ульяновав.-Йошкар-Ола, 2003.
218. Философия, культура и образование. «Круглый стол» журнала «Вопросы философии» //Вопросы философии.- 1998.- №3.
219. Философско-психологические проблемы образования /Под ред. В.В. Давыдова; М., 1994.
220. Философия русского религиозного искусства 16-20 вв. Антология ./Под ред. Н.К Гаврюшина. М.: Культура, 1993.
221. Фокина О.А. Управленческая поддержка освоения педагогическим коллективом концепции и технологий личностно ориентированног образования: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Волгогр. гос. пед. ун-т, 2002.
222. Хоперскова И.Ю. Научно-педагогические основы диалога в личностно-ориентированном образовательном процессе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Рост. гос. унт, 2000.
223. Человек. Философско-энциклопедический словарь.- М.: Наука, 2000.
224. Черникова Т.В. Профессиональная ориентация и профильное обучение. Учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов. М.: Академия, 2005.
225. Черноусова Ф.П., Круть И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности.// Завуч.-2003.-№8.-С.107-117.
226. Чечет Т.И. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностноориентированного обучения. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. Волгоград, 1997.
227. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.:Логос, 1994.
228. ШамоваТ.И.,Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Т.П. Шамовой.- М.: ВЛАДОС,2СЮ1.
229. Шестун Е. Православная педагогика. Исторические психолого-педагогические очерки. Самара, 1998.
230. Школа и учитель в зеркале модернизации образования: Сб. науч.-метод. работ/ВГПУ; Под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой.- М.: Междунарадная педагогическая академия, 2003.
231. Этика. Энциклопедический словарь/Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.
232. Юстус И.В. Концептуальные основы развития духовной культуры социального работника. Ульяновск, 2000, 161 с.
233. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Биб-ка "Директора школы", М., 2000.
234. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся //Вопросы психологии. 1999.-№3.- С. 39-47.
235. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения. //Вопросы психологии. -1995.- № 2. -С. 31-42.
236. Якиманская И.С. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности. //Директор школы.-2003.-№6.-С.27-36.
237. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен //Педагогика.- 2002,- №6.- С. 8-14.
238. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности.// Кл. руководитель.- 2003.- №4.- С. 24-43.
239. Greenblat С. S., Duke R. D. Gaming-Simulation Rational Design and application. NY, Sage publ, 1975
240. Avedon E., Sutton S. E. The study of games, N Y, John Willey, 1971
241. Goldman L The Revolution of education || Educational Theory 1989 Vol. 39.
242. The Educational and training of teacher. The Year-Book of Education. 1963
243. Glegg G.L. The design of design. Cambridge. 1969.
244. Barrik M.R.,Mount M.K. The Big Five personalitydimensions and job perfomanse: A meta-analyse// Personel psihology, 44,1991, 1-26
245. Magnusson D. On the psychological situation //Lbid/ 1978 554 p.
246. Nystedt L. A model for studing the interaction between the "objective" situation and a person construction of the situation //Howard psychology of situations / Ed by Magnusson O. Hillstade. 1981.
247. Исследование учащихся контрольной группы: «Умеешь ли ты себя заставить работать на уроке, когда неинтересно?»10 кл.1. Всегда ■ Иногда □ Никогда
248. Факторы влияния на развитие личности»
249. К учащимся контрольной группы и их родителям мы обратились с одним и тем же вопросом: "Что в наибольшей степени, по Вашему мнению, влияет на Ваше развитие (развитие Вашего ребенка?).
250. Факторы Интеллектуальное развитие Физическое развитие Нравственное развитие
251. Мнение родителей мнение детей мнение родителей мнение детей мнение родителей мнение детей1. Школа 38 22 17 4 11 11
252. Семья (родители) 25 18 8 15 25 38
253. Самообразование 21 8 28 1 26 8
254. Друзья (сверстники) 18 0 10 1 24 1
255. Друзья (взрослые) 22 0 S 1 17 5
256. Внешкольные учреждения 26 6 40 18 30 6
257. Анкета учащихся контрольной группы «Как я учусь?»
258. Уважаемый друг! Нас очень интересует твое мнение о том, как ты относишься к своей учебной деятельности?
259. Стремлюсь получить хорошую отметку любой ценой (трудности не люблю, стараюсь их избегать). 54/23,3%2. 49/21,1% Стремлюсь получить хорошую отметку, преодолевая трудности (отметка главное).
260. Прежде всего стремлюсь приобрести знания. с помощью учителя. (это — цель, отметка не главное). 59/25,4%
261. Прежде всего стремлюсь самостоятельно 34/14,65% приобрести знания
262. Прежде всего стремлюсь к решению нестандартных задач, выполнению творческих заданий. 36/15,5%30%20%10%0%1 2 3 4 5
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.