Формирование этнокультурной компетентности студента тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Шагаева, Наталья Аркадьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шагаева, Наталья Аркадьевна
Введение.
Глава I. Формирование этнокультурной личности в условиях высшей школы
1.1. Этнокультурные ценности в развитии компетентной личности
1.2. Формирование традиционной «культуры жизнеобеспечения» калмыцкого этноса.
Выводы по I главе.
Глава И. Процесс формирования этнокультурной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве национально-регионального университета
2.1. Диагностика этнокультурного потенциала студента.
2.2. Система работы педагога выпускающей кафедры по формированию этнокультурной компетентности будущего специалиста.
Выводы по II главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Этнокультурные ценности калмыков2007 год, кандидат философских наук Бадмаева, Цаган Аркадьевна
Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации2002 год, доктор педагогических наук Панькин, Аркадий Борисович
Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов2006 год, доктор педагогических наук Федорова, Светлана Николаевна
Интеграция деятельности социально-культурных институтов в формировании специалистов этнокультурных объединений: системно-структурный подход2009 год, доктор педагогических наук Солодухин, Владимир Иосифович
Система профессиональной подготовки специалистов этнокультурной деятельности2007 год, доктор педагогических наук Солодухин, Владимир Иосифович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование этнокультурной компетентности студента»
Актуальность исследования. Социокультурная, политическая, образовательная ситуация в современных полиэтнических государствах, к числу которых относится Россия, характеризуется ростом этнической идентичности. Наблюдается своего рода ренессанс этнической самоидентификации и национального самосознания.
Этничность не заложена в человеке изначально. Она приобретается в процессе его социализации и образовательной деятельности. Образование - это историко-культурный феномен, процесс и условие развития духовных начал народа и каждого индивида. «Человек образовывается «в смысловом поле определенных знаков, значений, нравов, ценностей, идеалов, присущих конкретному народу. Поэтому образование призвано быть национальным по содержанию и характеру. Цель системы образования - воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса» (A.C. Арсеньев).
Распад советского государства, разрушение базовых духовно-нравственных оснований социального бытия и системы духовного воспроизводства (кризис коммунистической идеологии, системы образования, традиционных институтов социализации, механизмов культурной преемственности, культурной идентичности), социальная полярность - в максимальной степени затронули основной духовный ресурс развития общества - молодежь. Усложнился процесс социально-культурной адаптации молодых людей к своей истории, культуре, традициям. Происходит некритическое заимствование ценностей западной культуры и образа жизни. Усиливается конфликтное противостояние между поколениями. Вызывают тревогу асоциальные и противоправные формы молодежной активности (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция), массовое распространение мистических учений, представляющих серьезную опасность для нравственного здоровья молодого человека.
Обозначенные проблемы определяют ситуацию в сфере высшей профессиональной школы. Сложившиеся многообразные формы высшего профессионального образования не гарантируют, однако, удовлетворения человека в новой социальной реальности и не отвечают повышенным требованиям, которые эта реальность предъявляет молодому специалисту. Нестабильная ценностно-ориентационная среда, превышающая адаптационные возможности студента, требует иных критериев для самоутверждения, ¿ц самоидентификации и самосохранения. Одним из таких критериев в высшей профессиональной школе является этнокультурная компетентность.
Необходимость ее формирования обусловливается нормативными документами. В законе Российской Федерации «Об образовании» одним из важнейших принципов названа защита национальных культур и традиций. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» установила приоритет национальных духовных ценностей в государственной воспитательной политике. Среди важнейших задач государства определены: гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур и т.д. Важность развития Р культурологической компетенции отмечена в Законе Российской Федерации
О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
A.B. Бакушинский, В.А. Барадулин, П.П. Блонский, И.П. Волков, Х.И. Махмутова, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, A.C. Хворостов рассматривали традиционную культуру как важный образовательный компонент, как действенное средство воспитания молодежи. Воспитательные возможности народного творчества в образовательной практике подчеркивали В.В. Алексеев, И.П. Глинская, Б.М. Неменский, В.Н. Петров, М.С. Чернявская и др. Этнокультурный потенциал образования исследовали Г.Н. Волков, А.Б. Ч
Панькин, Т.Н. Петрова и др. Проблема этнокультурной направленности образования рассматривалась В.В. Лезиной, В.К. Шаповаловым. Природу развития образования на компетентностной основе описывали Е.Я. Коган, В.В. Лаптев, O.E. Лебедев, Е.А. Ленская, A.A. Пинский, И.Д. Фрумин и др.
Проблемы, связанные с воспитательным воздействием традиционной культуры на формирование личности учащегося, нашли отражение в ряде диссертаций (М.А. Абдирасимов, Т.Ю. Баутрук, Х.М. Дикинов, Н.В. Ефримичев, П.В. Лосюк, С.И. Новиков и др.). Особый интерес в рамках данного исследования представляли диссертационные работы, где ^ рассматривались различные аспекты развития творческой активности студентов, эстетическое и профессиональное становление их личности в процессе обучения различным видам традиционного искусства в системе профессиональной подготовки (Е.В. Алексеева, С.И. Ботова, Н,А. Горяева, ТА. Давидова, М.М. Дараган, Л,П. Заречная, Т.С. Комарова, А.Э. Лапшина, О.Л. Морева, А.Н. Насыров, А.Д. Рондели, Н.П. Саккулина, A.C. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др.). Истоки зарождения традиционной культуры монголоязычных народов исследовали H.H. Вельский, Б.Я. Владимирцов, К.В. Вяткина, П.К. Козлов, Н.В. Кочешков, Г.Н. Потанин и др. Разработкой традиций культуры калмыков в разное время занимались Г.В. Артаева, С.Г. Батырева, Н.Ц. Биткеев, И.Г. Ковалев, А.Г. Митирова, H.H. Пальмов, Д.В. Сычев, И.И.Трошин и др.
Каждая республика, каждый регион Российской Федерации отличаются неповторимыми особенностями традиционной культуры, психологии, быта, языка, истории, т.к. отражают особенности жизнеобеспечения этноса. Стратегические задачи регионализации образования в форме своеобразного заказа педагогической науке поставлены Министерством образования и науки Российской Федерации. Методологические подходы к их решению предложены в исследованиях A.A. Анохина, Г.М. Борликов, Э.Д. Днепрова, В.И. Журавлёва, В.М. Жураковского, O.E. Лебедева, Д.Н. Никандрова, В.М. Петровичева, A.A. Пинского, В.М. Филиппова и др. Выявлены историко-педагогические основы анализа различных аспектов изучаемой проблемы (М.В. Богословский, Е.Г. Осовский, З.И. Равкин). Разработаны общие закономерности функционирования и развития региональных образовательных систем (О.С. Анисимов, А.Г. Асмолов, H.H. Деркач, Т.И. Иванова, В.В. Краевский, А.П.
Тряпицына, П.Г. Щедровицкий и др.). Намечены подходы к обоснованию условий осуществления принципа регионализации и разработки региональных образовательных программ (В.Н. Аверкин, Ю.В. Васильев, Н.К. Сергеев). Проведены исследования механизмов генезиса региональных систем образования (И.А. Бочкарёва, В.П. Кваша, B.C. Кошкина, А.Б. Панькин, В.И. Подобед, Н.И. Роговцева, Л.И. Сухарев, Г.Ф. Шафран-Куцев и др.).
Сегодня сложились необходимые предпосылки для исследования путей создания качественно новой высшей школы, которая бы формировала элитный слой национальной культуры, профессиональных кадров, нацеленных на проектирование новых структур деятельности, нового качества в производственной и духовной сферах. Между тем, до настоящего времени не стали предметом специального научного исследования функции национально-регионального университета как образовательного центра по развитию этнокультурной компетентности студентов.
С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования. Сопоставление актуальности темы исследования и степени её научной разработанности позволяет выделить ряд противоречий между:
• культурообразующей функцией университета в структуре национально-регионального образовательного пространства и ограниченными традиционно-дидактическими представлениями об университете как об обычном учреждении профессионального образования;
• лидирующей позицией университетов в сохранении и развитии национальной культуры компактно проживающих этносов и отсутствием теоретических основ, раскрывающих специфику функционирования и взаимодействия такого рода университетов с культурной средой национального региона.
Как следствие этих противоречий высшее образование всё еще находится в плену традиционного педагогического мышления со свойственным ему единообразием и централизмом, ориентацией на заученность и исполнительность. Не учитывается диагностичность в оценке результатов обучения, повышение интенсивности обучения на основе использования современных технологий, интеграции учебных курсов, активизации инновационных процессов.
С учетом этого сформулирована проблема настоящего исследования: каковы педагогические условия развития этнокультурной компетенции студентов для достижения нового качества образования? Решение этой проблемы составляет цель исследования. Она заключается в выработке педагогических условий формирования этнокультурной компетенции студентов.
Объектом исследования является этнокультурная компетенция студентов.
Предмет исследования: процесс формирования этнокультурной компетентности будущих специалистов в системе национально-регионального образования.
Гипотеза исследования. Условиями эффективного формирования этнокультурной компетентности студентов в системе национально-регионального высшего профессионального образования являются:
• выделение в структуре содержания высшего профессионального образования этнокультурных ценностей и компетенций;
• разработка системы, содержания, уровней и критериев сформированное™ этнокультурной компетентности студентов;
• создание этнокультурной образовательной среды на базе вуза;
• ориентация научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава на культуропроизводящую миссию университета.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить этнокультурные ценности, составляющие основу этнокультурной компетентности будущего специалиста.
2. Разработать систему развития этнокультурной компетентности студентов.
3. Выработать содержание работы по формированию этнокультурной компетентности студента.
4. Обосновать педагогические условия развития этнокультурной компетентности студента.
5. Разработать модель педагогического процесса, ориентированного на формирование этнокультурной компетентности.
6. Определить уровни и критерии сформированности этнокультурной компетенции студента, ориентированного на профессиональную деятельность в этнокультурной среде.
Методологическая основа исследования определялась категориями системного, холистического, синергетического, деятельностно-личностного, этнокультурологического подходов в педагогическом познании, их познавательным потенциалом в раскрытии новых аспектов проблемы университетской образовательной системы.
Ведущей теоретической посылкой исследования явился комплекс философских, культурологических, психолого-педагогических концепций взаимодействия этноса и культуры; положение о сущности личности и многофакторном характере ее развития; единство личностного и этнокультурного; принцип единства теории и практики; концептуальные основы перестройки системы высшего профессионального образования Российской Федерации; представление о специфической природе деятельности университета, в процессе которой органически соединяются производство научного знания, сохранение и развитие этнической культуры, воспроизводство национального кадрового потенциала.
Частно-методологической основой исследования послужили концепции ведущих научных школ методологии педагогики - Г.М. Борликова, Г.Н. Волкова, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова и др.
Методы исследования: анализ философской, культурологической, этнографической, психолого-педагогической и методической литературы; анализ нормативно-правовых документов, теоретических систем и технологий; социологические методы: работа с базами данных, интервьюирование, анкетирование, тестирование, ранжирование, наблюдение, сравнение, мониторинг образовательных нововведений, изучение влияния нововведений на качество образования, обобщение и описание материалов исследования; системный и качественный анализ продуктов деятельности.
Опытио-эксперимснтальной базой исследования выступил педагогический факультет Калмыцкого государственного университета (специальность «Технология и предпринимательство»).
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (2002-2003) осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, методической литературы, научных публикаций и диссертационных исследований последних лет, а также практического изучения специфики проблемы. Определялись исходные параметры исследования: его объект, предмет, методы исследования, терминологический аппарат, определялись основные задачи.
На втором этапе (2003-2005) проектировалась модель этнокультурного потенциала личности выпускников национально - регионального университета. В ходе констатирующих и формирующих экспериментов проверялась гипотеза исследования, определились критерии, уровни, условия формирования этнокультурной компетенции студентов.
На третьем этапе (2005-2006) осуществлялись анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические положения, корректировались выводы, систематизировались и обрабатывались экспериментальные данные.
Новизна исследования состоит в том, что
- в структуре содержания высшего профессионального образования определен набор этнокультурных компетенций;
- разработан механизм реализации культуропроизводящей функции этнорегионального университета;
- выявлены педагогические условия формирования этнокультурной компетенции у студентов;
- определены уровни и критерии сформированности этнокультурной компетенции студентов;
- создана авторская модель этнокультурной деятельности профессорско-преподавательского коллектива.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что: выявлены этнокультурные ценности, составляющие основу этнокультурной компетентности будущего специалиста;
- обоснованы условия реализации университетом функций исследования и кумуляции этнокультурных достижений национального региона;
- раскрыты этнорегиональные аспекты социализации учащейся молодежи в условиях гуманизации и демократизации высшего профессионального образования;
- отражены направления обновления этнокультурного содержания современного высшего профессионального образования в национальном регионе.
Практическая значимость выполненного исследования в том, что оно обеспечивает руководителей университетов национально-регионального профиля системой регулятивов оптимизации управленческой деятельности в рамках этнокультурной направленности высшего профессионального образования. Результаты исследования вносят коррективы в вариативные программы национально-регионального образования. Материалы диссертационного исследования использованы при подготовке учебного пособия, используемого преподавателями Калмыцкого государственного университета, на курсах повышения квалификации РИПКРО. Осуществлен ряд рекомендательных публикаций в жанре статей. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы создают условия для научно-методического обеспечения современной образовательной политики на уровне вузов в национальных регионах.
Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, связанных с системным, холистическим, синергетическим, деятельностно-личностным, этнокультурологическим подходами; соответствием методов исследования его объекту, предмету, задачам и логике; непротиворечивостью гипотезы и ¿х сформулированных задач; наличием многообразного фактического материала исследования, почерпнутого как из научно-литературных источников, так и из образовательной практики; всесторонним анализом феномена этнокультуры, отражающего этнопедагогическое наследие калмыцкого народа; масштабностью, длительностью, измеримостью и сравнимостью данных эксперимента.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основу этнокультурной компетентности будущего специалиста составляют ценности материальной и духовной этнокультуры: традиции народной педагогики, прикладное творчество, фольклор, народная музыка, этикет, памятные даты и исторические события, специфическое использование ^ графических, моторных, цветовых, вербальных символов и т.д.
2. Система развития этнокультурной компетентности студентов включает: ознакомление с традиционной «культурой жизнеобеспечения», формирование этнокультурных ценностей в ходе учебной деятельности, преемственность народной педагогической культуры в процессе проектирования и реализации учебной деятельности.
3. Содержание работы по формированию этнокультурной компетентности студентов предполагает общекультурную подготовку (философские, культурологические, социологические знания о всеобщей связи К событий и явлений, о закономерностях развития общества, о народах и национальностях, особенностях социализации и др.), психолого-педагогическую подготовку (знания о методологии этнопедагогики, психических особенностях развития личности и др.), методическую подготовку знания о формах, методах и средствах осуществления этнокультурных исследований).
4. Педагогическими условиями развития этнокультурной компетентности студента являются: развитие кругозора, образованности, необходимых психолого-педагогических и специальных знаний в области традиционной калмыцкой культуры; развитие общей культуры через введение курсов, факультативов, содержательную организацию внеаудиторной деятельности; организация исследовательской работы студентов по изучению этнокультурного наследия; проведение внеаудиторных занятий и творческих мероприятий, направленных на приобретение студентами навыков использования традиционной культуры в организации предстоящей профессиональной деятельности; функционирование целостной системы учебных дисциплин.
5. Модель педагогического процесса, ориентированного на формирование этнокультурной компетентности, представляет собой динамическую цепочку: знания, эмоционально-ценностное переосмысление, реализация в процессе деятельности. Структурными компонентами модели являются научное содержание базового образования, этнокультурное развитие в процесс курсового и дипломного проектирования, профессиональное обучение и коммуникация по программе творческой мастерской, сотрудничество с культурно ориентированными организациями.
6. Уровнями сформированности этнокультурной компетенции студента являются: эвристический (высокий), репродуктивный (средний) и оптимальный. Критерии предполагают соотнесение студента с субъектом культуры, носителем высокой нравственности и социальной активности, гражданином, свободной, гуманной, творческой личностью.
Апробация и внедрение работы осуществлялось через представление ее результатов на научно-практических конференциях «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» (Ставрополь, 2006), «Развитие личности в образовательных системах Южно - Российского региона» (Ростов-на-Дону,
2006). Основные положения и результаты исследования апробированы и внедряются в образовательный процесс в ходе лекционно-практической работы в КГУ. Отдельные аспекты исследуемой проблемы освещались диссертантом в в республиканской прессе. Результаты исследования апробировались также на семинарах и коллоквиумах, встречах-беседах и «круглых столах» с работниками системы образования и культуры; использовались в лекциях, выступлениях перед педагогами образовательных учреждений. Внедрение результатов обеспечивалось публикацией прикладных научно-методических материалов, подготовкой образовательных программ и спецкурсов.
Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 150 страниц. В работе 4рисунка и 6 таблиц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов в вузе2000 год, кандидат педагогических наук Арзамасцева, Наталья Геннадьевна
Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе: На материале Республики Калмыкия2005 год, кандидат педагогических наук Чокаева, Зоя Цеденовна
Этнокультурный аспект изучения русской литературы в калмыцкой школе2004 год, кандидат педагогических наук Нюденова, Эльза Кондратьевна
Формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку2005 год, кандидат педагогических наук Бадмахалгаева, Нина Михайловна
Интегрирующая функция университета в национально-региональной системе непрерывного образования2002 год, доктор педагогических наук Борликов, Герман Манджиевич
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Шагаева, Наталья Аркадьевна
Выводы по II главе.
Процесс формирования этнокультурной компетентности студента в образовательном пространстве национально-регионального университета, заключается в целенаправленной работе, осуществляемой в ходе образовательной подготовки, специализации, в рамках творческой мастерской, которые расширяют его творческие возможности, обеспечивают его профессиональное становление и более комфортное вхождение в профессиональную среду. Диагностический анализ этнокультурной компетентности студентов показал, что безусловное большинство студентов, выражают высокую мотивационную готовность осваивать основы традиционной культуры, имеют высокий интерес к культуре своего народа, эмоциональный подъём от посещения выставок, считают, что им необходимы дополнительные знания о этнокультуре и готовы профессионально обучаться её теории и практике, отмечают недостаточный уровень своих практических навыков и умений в то же время чувствуют себя достаточно уверенно во время проведения бесед и дискуссий на темы о традиционной культуре, но не имеют достаточно верного представления о её характере. Диагностирование выявило необходимость формирования личности студентов на основе сочетания компетентностного и этнокультурологического подходов; позволило включить в основу проектирования технологии профессиональной подготовки необходимость ознакомления с традиционной «культурой жизнеобеспечения», формирование этнокультурных ценностей, выполнение принципов системности и преемственности в процессе проектирования и реализации учебной деятельности. Определились критерии сформированности этнокультурной компетентности выпускника университета, ориентированного на творческую деятельность в этнокультурной среде региона.
Реализация задачи формирования этнокультурной компетентности студента осуществляется на лекциях и семинарах; научно-практических конференциях с участием ведущих специалистов и др. Структурными компонентами модели образовательного процесса являются: содержание базового образования, реализуемое в рамках образовательного стандарта специальности и специализации, курсового и дипломного проектирования по проблематике традиционного этнокультурного творчества; профессиональное технологическое обучение по программам творческой мастерской; совместная научная и этнокультурно коммуникативная деятельность в рамках научных программ, семинаров и лабораторий по НИР и НИРС; сотрудничество с организациями, использующими в своей работе традиции этнокультурного творчества; индивидуальная творческая технологическая деятельность. Современные технологии создают предпосылки для интеграции образования в этнокультуру и этнокультуры в образование, для углубления и развития этнокультурологических начал в образовании. Технологические дисциплины решают задачи сохранения традиционной культуры этноса. Их программы составляются расширительно к учебному плану вуза и разрабатываются в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки с приближением к курсам повышения квалификации, проводимым в РИПКРО, с частичным приближением к аспирантской подготовке.
Экспериментальная проверка созданной системы формирования этнокультурной компетентности студентов, показала ее достаточную эффективность и правильность гипотезы, выдвинутой в начале исследования. Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, подтверждают теоретическое положение о том, что этнокультурная компетентность способствует более полному и глубокому постижению предмета, создает условия для развития творческой личности.
Заключение
Культура выступает связующим фактором между социальным и генетическим в человеке, делает его членом цивилизованного общества. Культура - это совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления. В культуре содержатся такие модели поведения, следование которым даёт возможность добывать себе пропитание, строить жилища, изготавливать одежду наиболее рациональным для имеющихся географических и климатических условий образом. Эти поведенческие модели передаются из поколения в поколение в процессе социализации и являются основным механизмом, посредством которого социум адаптируется к окружающей среде.
Человек живёт в этнической среде. Этнизация - разновидность социализации. Этнос вырабатывает определённую систему социализации своих членов, в рамках которой происходит воспроизводство и передача культуры. Социализация начинается с контактов с предметным миром через произведения творчества. Этническая культура - совокупность компонентов, которые обладают этнической спецификой. Под компонентами этнической культуры понимаются ее существенные структурные составляющие, характеризующие качественную определенность этноса: языковой компонент, компонент материальной культуры, обрядовый компонент, фольклорный компонент, компонент профессиональной культуры, этнопсихологический компонент. Этнокультура включает историю, традиции, символы, значения, способы коллективного проживания, совместные планы на будущее, -мировосприятие, наполненное ценностями.
Понятие «ценность» охватывает широкий круг материальных и духовных явлений, представляющих собой «знаменатель личности» и служащих условием её формирования. Ценность, с одной стороны, - предметы, явления их свойства, способные удовлетворить потребности общества, человека, с другой стороны, - суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления. Процесс формирования личности проходит через присвоение ею ценностей культурно - исторического опыта, в форме исторически сложившихся предметов культуры. Этнокультурные ценности передаются из поколения в поколение и зафиксированы в этнокультурных традициях, религиозной культуре и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие качества личности, нравственные эталоны, принятые в данном обществе. На основе функционирующей в обществе этнокультурной системы ценностей у личности формируется специфическая совокупность признаков понимания действительности, своего места в этом мире.
Образование - часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой - влияет на ее сохранение и развитие через человека, выполняет культуросберегающую функцию. Это означает, что основным методом его проектирования и развития является культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию. От ориентации системы образования на этнокультуру как интегративный феномен зависит расширение, углубление и личностное принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей, обеспечивает воспитание чувства принадлежности к своему народу, желание трудиться ради его процветания и счастья, максимальное использование накопленного этнокультурного опыта. Высшее профессиональное образование создаёт внешние и внутренние условия для развития и профессионального становления специалиста, освоения ценностей этнокультуры.
Компетентность как свойство индивида существует в различных формах: как высокая степень умелости, как способ личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение); как итог саморазвития индивида, как форма проявления способности и др. Компетентным можно стать лишь, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, отобрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют собственному стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ценностям. Компетентность нельзя сформировать, дав воспитаннику учебное задание или включив его «в деятельность». Он должен пройти через последовательность ситуаций все более близких к реальности и требующих от него все более компетентных действий, оценок, рефлексии приобретаемого опыта.
Этнокультурная компетентность включает наличие у личности не только профессионально важных качеств и способностей для эффективного выполнения профессиональной деятельности, но и понимание сущности традиционной культуры. Она отражается на результате и процессе труда, предполагает понимание значимости произведённого продукта для этносоциума, использование современных технологий.
Этнокультурные ценности включают в себя совокупность ценностей материальной и духовной жизни: воспитание и обучение, традиции и обряды, прикладное творчество, памятные и исторические события, фольклор, музыку, изобразительное искусство, этикет, графические, моторные, цветовые, вербальные символы и др.
Обращение к опыту культуры жизнеобеспечения, философскому, этнокультурному наследию - важное закономерное условие понимания генезиса мировоззрения личности на этапах сохранения, обогащения и развития мировой культуры и цивилизации.
Для эффективного использования потенциала калмыцкой традиционной культуры в формировании этнокультурной компетентности студентов необходимо было выявить историко-культурные особенности калмыков. Сведения об истоках «самобытного очага культуры» монголоязычных народов известны с конца 1-го тысячелетия до н.э. в государствах Хунну, Сяньби, Киданей. С середины XII в. формировалась единая монгольская общность, государственность. В Х1У-ХУ1 вв. оформилась культура ойратов, прямых предков калмыков.
На берегах реки Волги на ойратской основе под воздействием традиций древних цивилизаций Центральной и Восточной Азии, русской культуры, культуры народов Северного Кавказа происходит формирование калмыцкой культуры. Культура жизнеобеспечения калмыцкого народа богата исторически сложившимися уникальными традициями. Их уникальность объясняется историей развития этноса, эволюцией его как культурно-исторического типа. Этому также способствовал буддизм, ставший государственной религией ойратов. Он был воспринят в синтезе с добуддийскими верованиями, с конкретными социальными и духовными потребностями, обусловленными кочевым образом жизни. Культура подверглась влиянию тибетского, непальского, индийского искусства. Развивались философия, архитектура, живопись, литература, медицина и система подготовки мастеровых людей.
Кочевой образ жизни обусловливался круглогодичным использованием естественных пастбищ. Кочевой быт является совершенным приспособлением к почвенно-географическим условиям степи, не пригодной для земледелия. Традиционная калмыцкая культура является частью кочевой культуры и отражает представление кочевника о красоте и гармонии. Кочуя на обширных территориях Евразии, калмыки воспринимали элементы чужих культур в синтезе со своей этнической культурой. Благодаря обширным этнокультурным связям, калмыцкая культура, приобретя специфические особенности, стала существенно отличаться от родственных культур монголов и бурятов. Сформировались новые принципы культуры жизнеобеспечения, изменилась иерархия ценностей. Особенностями кочевого образа жизни обусловлено своеобразие калмыцкого искусства, технических приемов исполнения его произведений и их декорирования. Материальная этническая культура характеризует применение одежды, частоту употребления блюд, характер функционирования традиционных форм материальной среды.
Исследователи выделяют более двадцати видов ремёсел: кузнечные изделия из железа и бронзы, литьё из этих металлов, художественная резьба деревянных изделий, орнаменты и аппликации по коже, рельефные надписи, художественное шитьё, чеканка по золоту, серебру, скульптура т.д. Изготавливались изделия из дерева: домашняя утварь, шахматы, клише для печатания книг, предметы тонкой художественной работы, музыкальные инструменты. Головные украшения, зажимы, накладки, заколки для причёсок, подвески обычно изготовлялись на серебряном остове с филигранными орнаментами из золота и серебра с вкраплениями кораллов, бирюзы, и других драгоценных камней. Большое место занимала обработка шкур домашних животных. Одной из важнейших отраслей была обработка шерсти и изготовление из нее различных изделий. Различались фасоны национальной одежды.
Веками отшлифовывались орнаменты, являющиеся выражением интеллекта народа, отражающие чувства прекрасного в природе и жизни, отличающиеся глубоким содержанием и служащие основой народных искусств и ремёсел. Насчитывается около 130 видов калмыцкого орнамента, причем каждый вид поименный, со своим содержанием и предназначением.
К факторам, повлиявшим на формирование «культуры жизнеобеспечения» калмыков, относятся: этническая история; особенности этногенеза; мифологическое сознание, основанное на тенгринианстве; кочевые условия жизни; этнокультурные связи с народами Азии, Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Северного Кавказа; приобщение к буддизму. В результате сложился своеобразный стиль жизни, выработанный и отшлифованный столетиями кочевой жизни, в совершенно оригинальной традиционной культуре, в образцах бытовых предметов, гармоничных по форме и назначению. Предки калмыков эмпирическим путём накопили большой арсенал образовательно-воспитательных традиций, пока не в полной мере востребованных в системе высшего профессионального образования.
Формирование этнокультурной личности в условиях высшей профессиональной школы происходит через присвоение ей ценностей культурно-исторического опыта в процессе активной познавательной деятельности. В вузе формируются культура мышления, творческие способности студента на основе постижения истории культуры и цивилизации, общечеловеческого и собственно этнического наследия. Перед высшей профессиональной школой ставится задача способствования возрождению, сохранению и развитию культурного потенциала народа. Высшее образование становится основным механизмом передачи этнокультурного опыта через его систематическое использование в повседневной педагогической практике и строится как деятельность, культурно детерминированная как по цели, так и по содержанию и способам её осуществления. Развитие личности обучаемого становится приоритетной целью обучения в вузе.
Важно осознание приоритетности этнокультуры в нравственном воспитании молодежи. Ценностные приоритеты народа должны быть воспроизведены в опыте молодого человека, иначе они не могут быть адекватно присвоены, т.е. обрести личностный смысл. Целенаправленное системное постижение этнокультурных ценностей в процессе изучения специальных дисциплин способствует гуманизации образовательного процесса и является предпосылкой формирования этнокультурной компетентности студента. Формирование такой компетентности предполагает реализацию принципов естественности, природосообразности, культуросообразности, народности, гуманизации, творческой активности.
С целью формирования этнокультурной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве национально - регионального университета нами была осуществлена опытно - экспериментальная работа. Определялся фактический уровень этнокультурной компетентности студентов. Для этого был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 180 студентов специальности «Технология и предпринимательство» педагогического факультета Калмыцкого государственного университета. Диагностическое исследование проводилось в нескольких направлениях: выявление уровня этнокультурных знаний, определение отношения к целостному процессу этнокультурно направленной подготовки и уровня сформированности технологических умений. Для получения информации об уровне этнокультурной компетентности предполагалось определение знаний о традиционных ценностях культуры этноса. Диагностика показала, что студенты первого курса специальности «Технологии и предпринимательства» имеют высокий интерес к традиционной этнокультуре в целом, но не имеют достаточного представления о её характере.
В качестве критериев оценки уровня этнокультурной компетентности студентов рассматривались мотивационная, когнитивная и практическая готовность к профессиональной деятельности (см. таблицу 1).
Показатель готовности студентов-технологов к профессиональной этнокультурной деятельности (% от количества)
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шагаева, Наталья Аркадьевна, 2006 год
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.-234 с.
2. Аверкиева. Франц Боас //Институт этнографии: Краткие сообщения. М.,1946. Вып. 1.
3. Акмеологические аспекты профессионализма. М.: НИИВО, 1993.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 380 с.
5. Ананьев Б.Г. Познавательные интересы и потребности // Л.: Изд-во ЛГУ: Сер. филос. 1959. - Вып. 16, № 265. - С.41-60.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.,1980. - Т. 1,2.
7. Анисимова Л.Н. Теория и практика профессионально графическойподготовки учителя технологии педагогических вузов: Дисс. д-ра пед. наук.-М., 1998. 256 с.
8. Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в соц-м обществе. Личность и её жизненный путь. М., 1990. С.7-17.
9. Анцыферова Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности. М., 1991. С. 9-27.
10. Артаева Г.В. Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами народного декоративного искусства (на примере Республики Калмыкия): Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2003. - 146 с.
11. Артановский С.Н. Об абсолютной ценности личности // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып. 3.№ 20. 1988. .
12. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989. 243 с.
13. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе. Его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
14. Бакаева Э.Л. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1994. 128 с.
15. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М., 1984. - 240 с.
16. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Элиста, 1991. 127 е., 102 ил.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 444 с.
18. Безрукова B.C. Педагогика проектирования. Екатеринбург, 1996. 96 с.
19. Белова C.B. Диалогическое управление школой как гуманитарной системой. — Волгоград, 2004.
20. Бельский H.H. Изобразительное искусство монголов // Современная Монголия. -1941. № 2-3. С.31 -35.
21. Бембеев В.Ш., Бембеева В.В. История и культура родного края. Элиста, 1992.- 106 с.
22. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993. С. 543-549.
23. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990. С. 14-85.
24. Бердяев H.A. Судьба России. Опыты по психологии борьбы и национальности. М., 1990.
25. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1997. 304с.
26. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. — М., 1990. - 245 с.
27. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1. С.З.
28. Бира Ш. Из истории монгольской культуры // Книга Монголии. М., 1988. С. 11-13.
29. Бичурин H .Я. (Иакинф) Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Элиста, 1991. 128 с.
30. Блинников JI.B. Великие философы: Учебный словарь справочник. - М., 1997. 432 с.
31. Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. - 215 с.
32. Бодалев A.A. О предмете акмеологии // Психологический журнал. 1993. Т. 14, №5. с. 73-79.
33. Болотов В.А., Сериков В.В. Педагогика. 2003.
34. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. Москва-Воронеж, 2004.
35. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. -С. 159-177.
36. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М, 1991. 78 с.
37. Борликов Г.М. Университет в современном образовательном пространстве: ориентация на личность специалиста. Волгоград: Перемена, 2001. - 346 с.
38. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М., 1987.
39. Брунер Д. Психология познания. М, 1977. - 486 с.
40. Буева Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М.: Знание, 1971.- 176 с.
41. Букчин М. Современный кризис: Реферат. М., 1988.
42. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 58 с.
43. Викторова Л.Л. Основные этапы формирования монгольских этнических общностей // Проблемы алтаистики и монголоведения. Вып. 1. Элиста,1974, С. 129-206.
44. Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос. Пг.-М., 1923. — 245 с.
45. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. М., 2000. - 272с.
46. Волков А.Г. Язык как система знаков. М., 1966. - 256 с.
47. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, - 88 с.
48. Волков Г.Н. Этнокультурная направленность ценностных ориентаций // Гегярлт, № 1,2 2006. С. 12-18.
49. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб, 1997. - 308 с.
50. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982-1984, Т.VI. С. 5-56.
51. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. 148 с.
52. Высшее образование в Европе // Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО: европейский центр по высшему образованию. 1995. - Т. 20. - № 1-2.
53. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.-45 с.
54. Гердер И. Избранные сочинения / Пер. с нем. М.-Л., 1959 392 с.
55. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова // Известия РАО, 2000, №2.
56. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М.,1991. 358с.
57. Гумилёв Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993. С. 39-189.
58. Гумилёв Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993. С. 135-261.
59. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.
60. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. - 271 с.
61. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 396с.
62. Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994.- 194 с.
63. Гутовская Е.А. Принципы отбора содержания образов в разработке блочно модульной программы обучения педагогов: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. 195 с.
64. Давыдов В.В. Общество // Новая философская энциклопедия: В 4т. М., 2001, Т. 3.
65. Давыдов Ю.Н. Культура природа - традиция // Традиции в истории культуры. М., 1983, с. 50.
66. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
67. Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000. - 495 с.
68. Деркач A.A. Развитие ценностной сферы профессионала. М.,2001.
69. Довданов В.А. Путь силы и справедливости, Элиста, 2003. - 152 с.
70. Довданов В.А. Путь доблести и чести. Элиста, 2005. - 176 с.
71. Домбииская М.Т. Творческая самореализация личности инженера в профессиональной деятельности: Автореф. дис. д-ра философ., наук. Томск, 1994. 170 с.
72. Дубров Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии. Элиста, 1998. -181с.
73. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: этюд об организации высших обществ. Одесса, 1900.
74. Ерохина Л.И, Землянухина Л.В. Эстетика, этнография, быт. М., 1994. 205с.
75. Жирова В.П. Проблема формирования индивидуально-психологических качеств компетентного работника в современной педагогике США: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1983. — 16 с.
76. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М„ 1988.
77. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2000. - 58 с.
78. Зайцев В.В. Теория и практика развтия личностной свободы учащихся в системе начального образования. Волгоград, 1999. 383 с.
79. Зеленцова A.B. Личностный опыт в структуре содержания образования. Дис. . канд. пед. наук, Волгоград, 1996.
80. Зимняя И.А. О модели поэтапных требований к развитию общей культуры личности в системе непрерывного образования. М.: 1998. - 31 с.
81. Зимняя И.А., Бодеко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова H.A. Общая культура в системе требований государственного образовательного стандарта. М: 1999. 67 с.
82. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. М., 1964.
83. Измайлов A.C. Удмуртская литература в контексте языческих и христианских традиций: Автореф. Дисс. .Д-ра филолог. Наук. М., 1998. -40с.
84. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 462 с.
85. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.,1984.
86. Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: Дисс. . д-ра пед. наук. М., 1993.
87. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. — Л., 1989.
88. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л., 1978. - 256 с.
89. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 414 с.
90. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. - 234с.
91. Кант И. Критика практического разума // Соб. соч.: В 6 т. М., 1964. - ТЗ.
92. Капустина А.Н. Профессия и личность: Социально-психологические характеристики профессиональных качеств личности. Л., 1987. 242 с.
93. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1997.
94. Кинелев В.Г. Проблема инженерного образования в России // Высшее образование в России. 1993, № 2. - С. 5-10.
95. Кинелев В.Г. Объективная необходимость: история, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М., 1995. 296 с.
96. Кларин МБ. Обучение на основе целостного личностного опыта // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей: Тез. докл. Ч. 1. М., 1993. С. 68-69.
97. Климович Ю.А. Профессионализм и личность. Л., 1998. - 246 с.
98. Ковалёв А.Г. Личность и пути её формирования. М. -1971. -132 с.
99. Ковалёв А.Г. Мясищев В.И. Психологические особенности человека. Л., 1957.-246 с.
100. ЮО.Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. -192 с.
101. Ковалев И.Г. Калмыцкий народный орнамент. Элиста, 1970. 146с., ил.
102. Ю2.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров АЛО. Педагогический словарь. М.: «Академия», 2001. 176 с.
103. ЮЗ.Коськов М.А. К теории прикладного искусства. СПб., 2002. 52 с.
104. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самореализация. М., 1984. 335 с.
105. Кон И.С. Открытие Я. М: Политиздат, 1978. - 367 с.
106. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал.- 1987, т.5,№ 4. С. 126-137.
107. Кораблина Е.П. Становление психологической готовности к инженерной деятельности у студентов технических вузов: Автореф. . канд. пед. наук. -Л.; 1990. -21с.
108. Коськов М.А. К теории прикладного искусства. СПб. 2002. 52с.
109. Костенко Н.В. Осовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. -Киев: Hayкова думка., 1986. 149 с.
110. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX -середины XX вв. М.: Издательство «Наука», 1979. - 206 е., ил.
111. Кочешков Н.В. Орнамент монголоязычных народов как исторический источник (в порядке постановки проблемы) // Этнографические вести. Вып. З.Элиста, 1973.-С. 3-24.
112. Кочешков Н.В. Этнические традиции в искусстве монголоязычных народов МНР и СССР (XIX в. 70-е гг. XX): Автореф. Дисс. д-ра ист. наук. М., 1980. 48 с.
113. Краткий этнологический словарь / Редколл. H.H. Пищулин и др. М., 1994.- 103 с.
114. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990.- 134 с.
115. Крюкова Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств. Дис. . докт. пед. наук, Волгоград, 2000.
116. Кустов Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара, 1993. 112 с.
117. Ландшеер де В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. 1988. № 1. с. 27-37.
118. Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М., 1980.
119. Леонтьев А.Н. Личность и труд. М., 1965. - 63 с.
120. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М.: Мысль, 1992. - 304 с.
121. Леонтьев А.Н. Человек и культура. -М., 1961. 115 с.
122. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. - Л., 1985.
123. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
124. Марквардт К.Т. Развивающая система подготовки специалиста. М., 1981. 136 с.
125. Материалы полевых исследований. Информация народного мастера -прикладника Васькина Г.С.
126. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., - 1996. - 308 с.
127. Мартынов В.Ф. Философия красоты,- Минск, 1999. 336 с.
128. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. М., 1991. - 259 с.
129. Мелконян Р.Ю. Человек. Общество. Культура. М., 1991. 420 с.
130. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. 701с.
131. Мид М. Культура и мир. М., 1988.
132. Митиров А.Г. О цветовой семантике орнамента монгольских народов // Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста, 1981. - С. 90-100.
133. Морозов A.B., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. М., 2004. - 2-е изд. - 560 с.
134. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
135. Небольсин П.И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб, 1852.
136. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. -2-е изд., перераб. И доп. -М.: Просвещение, 1987. 255 с.
137. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.
138. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1987. -255с.
139. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992. - 198 с.
140. Никандров Н.Д. Национальные ценности в глобализирующемся мире // Образование и глобализация: Материалы Байкальской международной конференции. 8-10 сентября 2004 г. Улан-Удэ, 2004. С. 6-12.
141. Новиков Д.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. 1996. - № 3. С. 3-8.
142. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. - 749 с.
143. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. М., 2004. - 272с.
144. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Волгоград, 2002. 446 с.
145. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 1998 554 с.
146. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2002. 528 с.
147. Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика. М., 2000.
148. Пюрвеев Д.Б. Солнце, пространство и жилище. Элиста, 1971. 76 с.
149. Райгородский Д.Я. Теории личности в западно-европейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996.-480 с.
150. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М., 1983.
151. Рерих Н. Держава света. М., 2002. - 848 с.
152. Рейнвальд Н.И. Личность студента // Студент на пороге XXI века. М., 1990.
153. Роджерс K.P. К науке о личности // История зарубежной психологии. М., 1986.
154. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. - 284 с.
155. Сагатовский В.Н. Русская идея: Продолжим прерванный путь. Сер.: Россиянакануне XXI века. Вып. 2. СПб., 1994. 217 с.
156. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): Монография. СПб. Волгоград, 1997. 117 с.
157. Сериков В.В. К Методологии построения теории и практики личностно ориентированного образования // Этнопедагогика — педагогика жизни. Элиста, 2001.С. 24-28.
158. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 272 с.
159. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е издание. -М.: Советская энциклопедия, 1988. — 1600 с.
160. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. JI., 1990. 114 с.
161. Стасов В.В. Русский народный орнамент. СПб., 1872.
162. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. 320с.
163. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
164. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. JL, 1968. 124 с.
165. Ушинский К.Д. Собр. соч. М, 1948. - Т 3. - 491 с.
166. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
167. Фихте И. Назначение человека. СПб., 1905. 133 с.
168. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. М., 2002. - 224 с.
169. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
170. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992.
171. Хара-Даван Э. Кочевой быт // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Прага, 1931. Кн. 7.
172. Цицерон М. Избранные сочинения. Пер. с лат. Харьков-М., 2000. 464 с.
173. Чернова Ю.К. Квалитативные технологии обучения. Тольятти, 1988. 145 с.
174. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российскогообразования, М., 1997.
175. Шадриков В.Д. Методологические проблемы профессионального обучения М., 1991.- 246 с.
176. Шамова Т.И. Активизация учения искусству.- М., 1982.- 209 с.
177. Швейцер А.Д. Культура и этика. Ч. 2. М., 1973.
178. Шелехов A.M. Цели образования и право на образование. Материалы семинаров / Под. Ред. А.В. Гладкого М., 1993.
179. Шиллер Манипуляция сознанием. М., 1980. 245 с.
180. Шпенглер О. Закат Европы. Образы и действительность. М. Пг., 1923.
181. Щипанов В.В. Качество и образование. Терминологический словарь. -Тольятти, 1998. 23 с.
182. Щипанов В.И. Основы управления качеством образования. Тольятти, 1998. -100 с.
183. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию, Красноярск, 2002.
184. Эрдниев У.Е. Калмыки: Историко-этнографические очерк. Элиста, 1980. 284 с.
185. Эриксон Э.Г. Детство и общество. Обнинск, 1993.
186. Этнологический словарь. Этнос. Нация. Общество. М., 1996. С. 201.
187. De Vos G. Role of Ethnicity in Social History // De Vos G., Romanucci-Ross L. (eds.). Ethnic Identity. Cultural Continuities and Change. Palo Alto, Calif., 1973.
188. Eisenstadt St. N. Frameworks of the Great Revolutions: Culture, Social Structure, History and Human Agency // International Social Science Journal, August 1992. V. 44. - № 133. - P. 207 - 208.
189. Eisenstadt S.N. Tradition, Change and Modernity. New York, 1973. - P.253.
190. Hall E. The silent language. Greenwich, 1970.
191. Hofstede G. Cultures and Organizations. Sofware of the Mind. McGRAWHILL, N.Y., 1997.
192. Moran E.F. Human Adaptibility: An Introduction to Ecological Anthropology. North Situate, Massachusetts, 1979.
193. Nanda S. Cultural Anthropology. Belmont, 1984, p. 78.
194. Pye L. Politics, Personality and National Building: Burma's Search for Identity. -P. 187.
195. Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y., 1973.
196. Smith F. Comprehension and Learning: A Conceptual Framework for Teachers. N. Y.: Holt, Rinehalt & Winston, 1975.
197. Spiro M.E. Culture and Human Nature: Theoretical Papers. Chicago, 1987.
198. Stavenhagen R. Ethnodevelopment: a neglected dimension in development thinking // Apthorpe, P. & Krahl, A., eds. Development studies: critique and renewal. Leiden, 1986.
199. Trier J. Der deutsche Wortschatz im Sinnbezirk des Verstandes. Heidelberg, 1931, Bd. 1.
200. Van den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon. N. Y.: Oxford, 1981, p. 251.
201. Vygotsky L. The instrumental method in psychology // Wertsch J., ed. The concept of activity in Soviet psychology. Armork, N.Y.: Sharpe, 1981.
202. Vygotsky L. The genesis of higher mental functions In: Wertsch J., ed. The concept of activity in Soviet psychology. Armork, N.Y.: Sharpe, 1981.
203. Winthrop R.H. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology. P. 6.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.