Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Денисова, Марина Анатольевна

  • Денисова, Марина Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 209
Денисова, Марина Анатольевна. Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Тамбов. 2006. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Денисова, Марина Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования этнокультурной компетенции молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.

1.1. Формирование этнокультурной компетентности молодежи как научно-педагогическая проблема. ^

1.2. Духовно-нравственный потенциал декоративно-прикладного творчества в формировании этнокультурной компетентности 28 молодежи.

ГЛАВА 2. Социально-культурные условия формирования этнокультурной компетентости молодежи в учрездениях дополнительного образования в процессе ^ изучения основ декоративно-прикладного творчества

2.1. Приоритетные направления государственной политики в формировании этнокультурной компетенции молодежи. 7Q

2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации социально-культурных условий формирования этнокультурной компетенции jqq молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества»

Актуальность исследования. Этнокультурная компетентность как необходимый компонент общей культуры молодежи в процессе формирования испытывает негативное воздействие ряда факторов. Помимо девальвации традиционных ценностей, социальной фрустрации, отягчающим фактором являются происходящие в мире процессы глобализации, когда бизнес становится причиной культурогенетических трансформаций, а единое информационное пространство делает проницаемыми границы культур с ослабленным ценностным потенциалом.

Правительство Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости формирования и развития этнокультурной компетенции молодежи. Так, в «Основах Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.), «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000 г.), федеральной целевой программе «Культура России (2001-2005 гг.)», Федеральной программе «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» подчеркивается, что необходимо обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д.

Современная социокультурная ситуация породила сложнейшие проблемы развития декоративно-прикладного творчества. Они заключаются в следующем:

• во-первых, народные художественные промыслы и ремесла утратили свое функциональное назначение, что привело к преобладанию эстетического над утилитарным;

• во-вторых, нарушились межэтнические культурные связи, оказывавшие огромное влияние на художественно-образную сторону произведений народных мастеров;

• в-третьих, под влиянием промышленно-экономических причин происходит разрушение духовно-нравственных основ народного декоративного искусства, являющегося неотъемлемой частью современного социального бытия.

Во многом современный этап переосмысления социокультурных ценностей и дальнейшая судьба России зависит от возрождения и освоения национального богатства отечественной культуры. Являясь фундаментом современной культуры, декоративно-прикладное искусство находится в прямой зависимости от уровня развития духовной культуры общества. Декоративно-прикладное искусство как особый тип художественного творчества включает в себя различные художественные и социокультурные процессы, связанные с различными типами творчества, а произведения на основе русских традиций и преемственности сохраняют связь с природой, историей и нравственными ценностями этноса.

Однако проблема формирования этнокультурной компетентности молодежи представляется до конца нерешенной. Недостаточно, на наш взгляд, используется потенциал учреждений дополнительного образования в решении вопросов этнокультурной компетентности молодежи.

Таким образом, основанием для исследования проблемы явилась недостаточная разработанность вопросов формирования этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.

Степень научной разработанности проблемы определяется научными достижениями педагогики, культурологии, теории социально-культурной деятельности и т.д.

Проблемам разработки духовных основ национального самосознания посвящены классические труды культурологов, этнологов Г.Д. Гачева, JI.H. Гумилева, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева и др.

Развитие культуры личности в национальной антологии обращено к постижению духовных основ народной культуры, начиная с педагогических трудов Н.Н. Блонского, И.А. Ильина, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, В.В. Еозанова, JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др. Эти выдающиеся педагоги связывали проблему духовного развития личности с идеями национального воспитания, становлением творческой натуры, где главным духовным стержнем личности являются общечеловеческие идеалы и ценности.

Мы опирались на работы ученых в области народной культуры, этнографии и фольклора (М.М.Бахтин, Ю.В.Бромлей, Г.Н.Волков, Е.И.Григорьева, В.Е.Гусев, М.И.Долженкова, А.С.Каргин, А.И.Лазарев, Е.Ю.Стрельцова, В.С.Цукерман и др.).

Проблемы формирования и развития личности на основе народной культуры получили освещение в трудах Т.И. Баклановой, С.А. Ермоловой, М.С. Жирова, Т.Н. Петраковой, JT.A. Рапацкой, Т.К. Рулиной, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и др. авторов.

Решение отдельных сторон исследуемой проблемы мы находим в трудах отечественных ученых в области теории народного искусства, истории и современного состояния народных художественных промыслов:

A.В.Бакушинского, И.Я.Богуславской, В.М.Василенко, Т.А.Воронина,

B.С.Воронова, М.А.Некрасовой, И.П.Работновой, Т.М.Разиной, Т.С.Семеновой, В.Г.Смолицкого и др.

Большое значение для данного исследования имели труды по вопросам культурологии и социально-культурной деятельности (М.А.Ариарский,

C.Н.Артановский, Т.И.Бакланова, Г.М.Биржешок, Г.П.Бутиков, Г.А.Евтеева, С.Н.Иконникова, А.Л.Карамышев, А.С.Каргин, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, А.П.Марков, В.Н.Орлов, С.Т.Махлина, В.В.Селиванов, Э.В.Соколов, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодин, Л.И.Шулунова и др.), которые раскрыли сущность, природу и специфику досуга; обосновали принципы организации культурно-досуговой деятельности; выявили рекреационно-развивающий потенциал досуга и педагогических условий его реализации.

Проблеме использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства в образовательной системе посвящены исследования Н.Н.Анисимова, Г.Г.Виноградовой, И.Ф.Гончарова, А.А.Даниловой, О.О.Дроновой, В.А.Кратиновой, Л.В.Котенко, В.С.Кузина, Б.Т.Лихачева, В.М.Неменского, Г.П.Новиковой, Г.А.Покровской, А.Т.Рыбкиной, Т.Я.Шпикаловой, А.С.Хворостова и др.

Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, проблема формирования этнокультурной компетентности молодежи остается далекой от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

Характеризуя состояние изучаемой проблемы, мы сформулировали следующие противоречия:

- между потребностями современного общества в сохранении, распространении и развитии традиционной народной культуры и недостаточной этнокультурной компетентностью молодого поколения;

- между наличием несистематизированного эмпирического опыта по вопросам этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования и отсутствием научного подхода к осмыслению и решению данной проблемы;

- между имеющимся высоким потенциалом декоративно-прикладного творчества в вопросах формирования этнокультурной компетентности молодежи и недостаточным использованием этих возможностей в решении данной проблемы на практике.

В связи с необходимостью разрешения этих противоречий была сформулирована научная проблема, адекватная теме исследования: каковы возможности учреждений дополнительного образования в формировании этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.

Объект исследования - формирование этнокультурной компетентности молодежи.

Предмет исследования - деятельность учреждений дополнительного образования по формированию этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.

Целью данного исследования является научное обоснование процесса формирования этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.

В ходе исследования решались следующие задачи:

• осуществить анализ основных теоретических подходов к проблеме формирования этнокультурной компетентности молодежи на современном этапе развития общества и на этой основе определить сущность понятия «этнокультурная компетентность молодежи» как особого социально-педагогического феномена;

• рассмотреть социокультурные и психолого-педагогические предпосылки формирования этнокультурной компетентности молодежи и раскрыть значение декоративно-прикладного творчества в этом процессе;

• разработать и экспериментально апробировать социально-культурные условия формирования этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования;

• разработать и апробировать модель формирования этнокультурной компетентности молодежи, базовым компонентом которой будет являться изучение декоративно-прикладного творчества;

• разработать критерии определения сформированное™ этнокультурной компетентности молодежи;

• составить и апробировать педагогическую программу формирования этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения декоративно-прикладного творчества.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования будет эффективным при выполнении следующих условий:

• использовании основ декоративно-прикладного творчества, являющегося фундаментом современной народной культуры, при организации педагогического процесса;

• целесообразности выбора различных видов и методов декоративно-прикладного творчества, направленных на творческое развитие личности;

• осуществления целенаправленной подготовки педагогов-организаторов досуговой деятельности по проблеме этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества;

• наличия авторской программы, способствующей формированию этнокультурной компетентности молодежи.

Методологической основой диссертационного исследования являются положения деятельностного, личностного и системного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др.); принципы ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры, рассмотренные в трудах А.С.Запесоцкого, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Э.А.Орловой, А.В.Соколова, Э.В.Соколова и др.; идеи русских мыслителей Н.А. Бердяева, Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева о русском национальном характере и др.

Теоретической основой являются труды А.Н.Афанасьева, Ф.И.Буслаева, А.А.Коринфского, Н.И.Костомарова, И.П.Сахарова, И.М.Снегирева, А.В.Терещенко и др. исследователей, в которых нашли отражение национальный менталитет народа, его культура и фольклор, многообразные процессы функционирования народной художественной культуры.

Большое значение для исследования имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности и народного художественного творчества: М.А.Ариарского, Г.М.Биржешока, Е.И.Григорьевой, М.И.Долженковой, А.Д.Жаркова, Ю.Д.Красильникова, ЕЛО. Стрельцовой, В.Я.Суртаева, Ю.А.Стрельцова, А.А.Сукало, Б.А.Титова, В.Е.Триодина, В.В.Туева, В.М.Чижикова, Н.Н.Ярошенко и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходного предположения был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ педагогической, психологической литературы, анкетирование, диагностика с помощью опросника для измерения уровня сформированное™ этнокультурной компетентности молодежи; математическая обработка и сравнительный анализ полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся городской клуб художественного творчества «Созвездие» г. Рязани, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр рязанских народных промыслов «Рязанский оберег», Рязанский заочный институт филиал Московского государственного университета культуры и искусств.

На различных этапах в экспериментальном исследовании приняли участие 158 чел. в возрасте 17-26 лет.

Этапы исследования: Исходя из предмета и задач исследования, последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:

На 1 этапе (1995-1999 гг.) - теоретическом - изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования, материалы периодической печати. Разрабатывались теоретические основы исследования, были определены цели, задачи, объект, предмет и сформулирована рабочая гипотеза исследования, выявлялась сущность и этнокультурной компетентности молодежи.

На 2 этапе (2000-2004 гг.) - опытно-экспериментальном - выявлялось состояние проблемы этнокультурной компетентности молодежи, в отечественной практике, исследовался педагогический потенциал учреждений дополнительного образования в формировании этнокультурной компетентности молодежи на современном этапе развития общества, проводился опрос, анкетирование молодых людей с целью изучения уровня сформированное™ этнокультурной компетентности испытуемых. Были определены и апробированы педагогические условия и разработана модель формирования этнокультурной компетентности молодежи. К тому же проводилась практическая работа по формированию этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения декоративно-прикладного творчества в учреждении дополнительного образования - в клубе художественного творчества г.Рязани.

На 3 этапе (2005-2006 гг.) - аналитическом - обрабатывались, анализировались и систематизировались полученные данные эксперимента. Кроме того, нами были подведены итоги и сделаны выводы по результатам исследования. На данном этапе проводилась апробация полученных результатов в виде участия в научно-практических конференциях.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- на основе анализа основных теоретических подходов к проблеме формирования этнокультурной компетентности молодежи уточнена сущность понятия «этнокультурная компетентность молодежи», представляющая собой социально-педагогический феномен, трактуемый как осведомленность молодого поколения в отношении народной культуры на основе усвоения им социального опыта нации, позволяющая свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму знаний, составляющих норму общесоциалыюй эрудированности человека в данной культурной среде.

- выявлены и обоснованы социально-культурные условия, необходимые для формирования этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования: использование основ декоративно-прикладного творчества, являющегося фундаментом современной народной культуры, при организации педагогического процесса; целесообразности выбора различных видов и методов декоративно-прикладного творчества, направленных на творческое развитие личности; осуществления целенаправленной подготовки педагогов-организаторов досуговой деятельности по проблеме этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества; наличие авторской программы, способствующей формированию этнокультурной компетентности молодежи.

- разработана педагогическая модель формирования этнокультурной компетентности молодежи, базовым компонентом которой является изучение декоративно-прикладного творчества, включающая цель, задачи, виды творчества, компоненты, результаты. .

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- представленные в нем материалы обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности конкретизированной информацией о потенциале декоративно-прикладного творчества в формировании этнокультурной компетенции молодежи;

- обогащен понятийный аппарат теории социально-культурной деятельности за счет введения понятия «этнокультурная компетентность молодежи»;

- педагогическая модель формирования этнокультурной компетенции молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества позволяет проектировать положения личностно-ориентированной педагогики и выступает как один из вариантов педагогической поддержки, способствующей формированию у молодых людей приоритетов общечеловеческих идеалов и национальных ценностей;

- разработанные критерии сформированности этнокультурной компетенции молодежи позволяют оценить эффективность проводимой с молодыми людьми педагогической работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что процесс формирования этнокультурной компетенции молодежи реализуется через разработанный комплекс социально-культурных мероприятий на основе изучения основ декоративно-прикладного творчества. Полученные в ходе исследования результаты и выводы позволяют эффективно осуществлять педагогическую работу по формированию этнокультурной компетенции молодежи.

Прикладное значение исследования заключается в создании инструментария по формированию этнокультурной компетенции молодежи, а так же авторскую педагогическую программу «Рязанский оберег», позволяющую осуществлять формирование этнокультурной компетенции молодежи на основе изучения декоративно-прикладного творчества.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут послужить основой для совершенствования процесса формирования этнокультурной компетенции молодежи в различных учреждениях социально-культурной сферы, образования и др.

Кроме того, материалы исследования, разработанная педагогическая модель и программа могут быть использованы:

- в деятельности государственных организаций при выборе ориентиров культурной политики и создании региональных и федеральных программ педагогической работы с молодежью;

- при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности с подрастающим поколением;

- в деятельности центров народного творчества, клубов и др.;

-в системе.подготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и культуры.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями различных областей знания; -целенаправленным анализом педагогической практики; применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования; количественной и качественной обработкой репрезентативного материала; взаимопроверкой полученных результатов; согласованностью основных теоретических положений с данными экспериментальных исследований.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность понятия «этнокультурная компетентность молодежи», представляющая собой социально-педагогический феномен, трактуемый как осведомленность молодого поколения на основе усвоения им социального опыта нации, позволяющая свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму знаний, составляющих норму общесоциальной эрудированности человека в данной культурной среде.

2. Социально-культурные условия, необходимые для формирования этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования:

• использование основ декоративно-прикладного творчества, являющегося фундаментом современной народной культуры, при организации педагогического процесса;

• целесообразности выбора различных видов и методов декоративно-прикладного творчества, направленных на творческое развитие личности;

• осуществления целенаправленной подготовки педагогов-организаторов досуговой деятельности по проблеме этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения основ декоративноприкладного творчества;

• наличие авторской программы, способствующей формированию этнокультурной компетентности молодежи.

3. Педагогическая модель формирования этнокультурной компетенции молодежи на основе декоративно-прикладного творчества представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов и включает цель, задачи, виды творчества, компоненты, результаты.

4. Авторская программа «Рязанский оберег» ориентирована на изучение и сохранение культурного и духовного наследия Рязанской области и России, патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

5. Разработанные уровни и критерии сформированное™ этнокультурной компетенции молодежи позволяют оценить эффективность проводимой с молодыми людьми педагогической работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений: а) опубликование результатов исследования в печати (11 публикаций, объемом 4, 25 пл.); б) обсуждение основных положений исследования на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина, кафедры социально-культурной деятельности и дизайна Рязанского заочного филиала МГУКИ, а так же на научно-практических конференциях различного уровня; в) внедрение авторской программы в практику работы городского клуба художественного творчества «Созвездие» г. Рязани.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, состоящего из 281 источника, и ряда приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Денисова, Марина Анатольевна

Выводы по 2 главе

1. Проведенный анализ политики государства в сфере формирования этнокультурной компетенции молодежи позволяет сделать вывод о реализации в практической деятельности принципиально новых подходов к традиционной народной культуре в инстанциях, непосредственно формирующих и осуществляющих государственную культурную политику в соответствии с основными нормами международных конвенций и деклараций по вопросам культуры и культурной политики.

Принятие федеральных программ в области культуры и образования в Российской Федерации способствует активизации и систематизации работы учреждений культуры и образования в сфере формирования этнокультурной компетенции молодежи.

2. В результате констатирующего эксперимента мы выяснили, что большинство молодых людей, участвующих в эксперименте, до проведения целенаправленной педагогической работы имели низкий и средний уровни сформированности этнокультурной компетентности (60%), что актуализировало необходимость проведения целенаправленной педагогической работы.

3. Нами была разработана модель формирования этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.

4. В результате осуществления педагогической деятельности по программе «Рязанский оберег» повысилась этнокультурная компетентность молодежи, что говорит о целесообразности применения данной программы в работе учреждений дополнительного образования.

Заключение

Настоящее исследование посвящено проблеме формирования этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.

На современном этапе Российского общества остро стоит проблема этнокультурной компетентности молодежи, так как утрата части национальных традиций в обществе, до недавнего времени жившем по идеологическим установкам, которые внедрялись в быт и сознание масс через искусственное создание новых обрядов и праздников, обусловило необходимость пристального внимания к народной культуре.

Выявление эффективных путей формирования этнокультурной компетентности молодежи делает проблему исследования приоритетной.

Несмотря на наличие работ по вопросам формирования этнокультурной компетентности молодежи, проблема остается далекой от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

Выявленные нами противоречия между потребностями современного общества в сохранении, распространении и развитии традиционной национальной культуры и недостаточной этнокультурной компетентностью молодого поколения; имеющимся высоким потенциалом народной культуры в формировании этнокультурной компетентности молодежи и отсутствием научных подходов к решению данной проблемы позволили сформулировать научную проблему, адекватную теме исследования: каковы возможности учреждений дополнительного образования в формировании этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.

Гипотеза настоящего исследования заключалась в предположении, что формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования будет эффективным при выполнении ряда условий: использование основ декоративно-прикладного творчества^, являющегося фундаментом современной народной культуры, при организации педагогического процесса; целесообразности выбора различных видов и методов декоративно-прикладного творчества, направленных на творческое развитие личности; осуществления целенаправленной подготовки педагогов-организаторов досуговой деятельности по проблеме этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества; наличие авторской программы, способствующей формированию этнокультурной компетентности молодежи.

В ходе исследования решались следующие задачи:

• осуществить анализ основных теоретических подходов к проблеме формирования этнокультурной компетентности молодежи на современном этапе развития общества и на этой основе определить сущность понятия «этнокультурная компетентность молодежи» как особого социально-педагогического феномена;

• рассмотреть социокультурные и психолого-педагогические предпосылки формирования этнокультурной компетентности молодежи и раскрыть значение декоративно-прикладного творчества в этом процессе;

• разработать и экспериментально апробировать социально-культурные условия формирования этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования;

• разработать и апробировать модель формирования этнокультурной компетентности молодежи, базовым компонентом которой будет являться изучение декоративно-прикладного творчества;

• разработать критерии определения сформированности этнокультурной компетентности молодежи;

• составить и апробировать педагогическую программу формирования этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения декоративно-прикладного творчества.

Уточнение сущности понятия «этнокультурная компетентность молодежи», представляющего собой социально-педагогический .феномен, трактуемый как осведомленность молодого поколения в отношении народной культуры на основе усвоения им социального опыта нации, позволяющая свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму знаний, составляющих норму общесоциалыюй эрудированности человека в данной культурной среде, на основе анализа основных теоретических подходов составили одну из главных задач нашей работы.

Путем анализа философской, психолого-педагогической, социологической, культурологической и юридической литературы было изучено состояние научной разработанности проблемы. Изучение вышеперечисленных проблем убедило нас в том, что декоративно-прикладное творчество в формировании этнокультурной компетенции молодежи имеет нереализованный потенциал. Систематизация существующих подходов к проблеме, изучение проблемы на практике позволили разработать и обосновать социально-культурную модель формирования этнокультурной компетенции молодежи.

В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента была подтверждена необходимость разработки программы по формированию этнокультурной компетенции молодежи на основе изучения декоративно-прикладного искусства. В формирующем эксперименте были экспериментально обоснованы социально-культурные условия проведения педагогической работы по формированию этнокультурной компетенции молодежи. Систематизация и анализ полученных экспериментальных данных позволили сформулировать выводы и обобщить опыт внедрения теоретических идей в практику.

Настоящее исследование полностью подтвердило первоначальную гипотезу и позволило сформировать итоговые выводы:

1. Доказано, что эффективность проведения педагогической работы по формированию этнокультурной компетенции молодежи. обеспечивается при соблюдении ряда условий.

2. Уточнена сущность понятия «этнокультурная компетентность молодежи», представляющая собой социально-педагогический феномен, трактуемый как осведомленность молодого поколения в отношении народной культуры на основе усвоения им социального опыта нации, позволяющая свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму знаний, составляющих норму общесоциалыюй эрудированности человека в данной культурной среде.

3. Показана целесообразность разработанной социально-культурной модели формирования этнокультурной компетенции молодежи, представляющей собой совокупность взаимосвязанных компонентов и включающей основную цель, частные цели, этапы, компоненты, результат.

4. Разработанная авторская программа «Рязанский оберег» позволяет эффективно формировать этнокультурную компетенцию молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.

В контексте рассматриваемого исследования возникает ряд проблем, нуждающихся в дополнительном специальном рассмотрении. К наиболее актуальным, можно отнести: рассмотрение педагогических аспектов подготовки педагогов-организаторов дополнительного образования по проблеме этнокультурной компетентности молодежи и др.

129

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Денисова, Марина Анатольевна, 2006 год

1. Абрамян, Э.Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры // Методологические проблемы этнических культур: материалы симпозиума / Э.Г.Абрамян. - Ереван, 1978.-С. 98-102.

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. - 334с.

3. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности / К.А.Абульханова-Славская. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.

4. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис.д-ра пед. наук / В.А. Адольф. М., 1998.

5. Айрапетов, B.C. Вынужденные мигранты. / В.С.Айрапетов, С.М.Цымбал. // Человек.- 1994. №2. - С. 187-189.

6. Акимова, JI.A. Социология досуга: Учеб. пособие / JI.A. Акимова -М.: МГУКИ, 2003.-124 с.

7. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития/ В.И. Андреев. -2-е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

8. Анисенкова, Т.В. Этнопедагогическая подготовка учителя к работе в сельской учебных заведениях: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Т.В.Анисенкова. М., 2000. - 14 с.

9. Амелин, В.В. Проблемы этнокультурного образования в полиэтническом регионе (пример Оренбуржья) / В.В.Амелин // Сб. научн. ст. Реальность этноса: Мат-лы V научно-практ. конф. СПб, 2003.-С.253-256.

10. Ю.Арутюнов, С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989.-246 с.

11. П.Арутюнян, Ю.В. Опыт социально-этнического исследования (поматериалам Татарской АССР) / Ю.В.Арутюнян. Советская этнография. - 1968. - №4. - С.36-42.

12. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г.Асмолов. М.: Изд. МГУ, 1984.

13. З.Астафьев, П.Е. Национальное самосознание и общечеловеческие задачи / П.Е.Астафьев. М, 1980. - 328 с.

14. Н.Афанасьев, А.Н. Древо жизни. Избранные статьи / А.Н.Афанасьев. -М., 1982,232 с.

15. Афанасьев, А.Н. Народ. Художник. Миф. Фольклор. Литература / А.Н.Афанасьев. М., 1986. - 342с.

16. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 4-х т. / А.Н.Афанасьев. М.: Индрик, 1994-1996.

17. П.Афанасьев, И.И. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Дис. . канд. пед. наук / И.И.Афанасьев. М., 1995. - 172 с.

18. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре / А.К.Байбурин. -СПб., Наука, 1993.-238 с.

19. Байченко, А.А. Формирование этнической идентичности городских подростков / А.А.Байченко. М., 1999. - 252 с.

20. Бакланова, Т.И. Международный проект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Тезисы научно-практической конференции / Т.И.Бакланова. М., 1994. - 228 с.

21. Баллер, Э.А.Преемственность в развитии культуры. М., 1969. - 36с.

22. Бердяев, Н.А. Новое средневековье // Философия творчества в 2 тт / Н.А. Бердяев. М., 1994. - 342 с.

23. Бердяев, Н.А. Русская идея // Основные проблемы русской мысли XIX -начала XX века / Н.А. Бердяев. М., 1997. - 541 с.

24. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. М., 1990.

25. Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; Харьков: Изд-во «ФОЛИО», 1998. - 736 с.

26. Бердяев, Н.А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев. М., 1990. -428с.

27. Бердяев, Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. М., 1994. -С.230-317.

28. Бердяев, Н.А. О назначении человека: опыт парадоксальной этики / Н.А. Бердяев. М., 1993. - 324 с.

29. Березина, В.А. Дополнительное образование молодежи как средство их творческого развития: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998.-24с.

30. Березина, Т.Н. Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой (на материале истории Сибири): Авореф. дис. .д-ра пед. наук / Т.Н.Березина. М., 1998. - 24 с.

31. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. М.: Педагогика, 1989. - 190с.

32. Библер, B.C. От научения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В.С.Библер. М.: Политиздат, 1991.-411 с.

33. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования/ Б.М.Бим-Бад. М., 1994.- 112 с.

34. Бим-Бад, Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня / Б.М.Бим-Бад. М., Издательство Российского открытого университета, 1994. - 48 с.

35. Бирженюк, Г.М. Методология и технологии региональной культурной политики // Панорама культурной жизни Российской Федерации: Науч.-информ. сб. ./ Г.М. Биржешок. М: НИО Информкультура, 2000. Вып. 2.

36. Богоудинова, Р.З. Профессиональная подготовка специалистов социокультурной сферы: прогнозирование, проектирование,практическая реализация / Р.З.Богоудинова, Е.Д.Румянцев, Р.Р.Юсупов. Казань, Медицина, 1999.

37. Большая советская энциклопедия / Под. Ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1976.

38. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. - №3.

39. Бореев, В.Ю. Видео: Техника. Досуг. Культура / В.Ю.Бореев. М., 1990.-207с.

40. Боровиков, Л.И. Этнокультурная компетентность социального педагога и социального работника / Л.И.Боровиков. М, 1993.

41. Бромлей, Ю.В. Этнографическое изучение этнических функций культуры // Традиции в современном обществе. Исследование этнокультурных процессов. М.: Наука, 1990. - С.5-16.

42. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. М., 1968.

43. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216с.

44. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: созерцание и умозрение. М., 1994. -416 с.

45. Вавилов, Е.А. Исторический материализм и категория культуры / Е.А.Вавилов, В.П.Фофанов. Новосибирск, 1983.

46. Варналис, К. Эстетика критика. - М., 1961.-С.224.

47. Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского как иностранного / Е.М.Верещагин, В.Г.Костомаров. М., 1990.

48. Вершловский, С.Г. Учитель о себе и профессии. Л., 1988. - 32 с.

49. Водовозов, В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986. - 474 с.

50. Возрождение народной культуры и художественное воспитание в социальной среде: Научно-метод. бюллетень. Вып. 7. - М.,

51. Новосибирск, 1991. 218 с. 51 .Волков, Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Педагогика. - 1989.- №7.

52. Волков, Г.Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования. // Педагогика. 1998. - №8.

53. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. сред, и высш. учеб, заведений. М.: Изд. «Академия», 1999. - 168 с.

54. Вульфов, Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -78с.

55. Выготский, JI.C. Избранные педагогические исследования / JI.C. Выготский. -М., 1991.-326 с.

56. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. М.: Педагогика-пресс, 1996. - 534 с.

57. Выготский, JI.C. Психология развития как феномен культуры/ JI.C. Выготский. Москва-Воронеж, 1996. - 512 с.

58. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. - 152 с.

59. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б.З.Вульфов, В.Д.Иванов. М.: УРАО, 1997.

60. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.

61. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. М., 1997. - 693 с.

62. Гильманов, С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога: Учебное пособие / С.А.Гильманов. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998.- 88 с.

63. Глезерман, Г.Е. Рождение нового человека / Г.Е.Глезерман. М., 1982.

64. Гончаров, В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России / В.Н.Гончаров, В.Н.Филиппов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1994.-376 с.

65. Григорьева, Е.И. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие / Е.И.Григорьева, Е.В.Великанова. Тамбов: ТГТУ, 2000. -120 с.

66. Григорьева, Е.И. Культурно-исторические судьбы народных промыслов центральной России (XYIII-XX вв.): Дис. .доктора культурологии. СПб, 1999.-278 с.

67. Громыко, М.М. О воззрениях русского народа / М.М.Громыко, А.В.Буганов. М., 2000. - 541 с.

68. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной адаптации / Т.Г.Грушевицкая, В.Д.Попков, А.П.Садохин. М.: ЮНИТИ, 2003. -352 с.

69. Гудима, Т.М. Состояние законодательства в сфере культуры // Ориентиры культурной политики / Т.М.Гудима. 2001. - №3. - С.4 -11.

70. Гусев, Е.В. Эстетика фольклора. Л., 1967. - С. 224-268.

71. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. - 506 с.

72. Даминдарова, Ф.В. Роль народных традиций в нравственном формировании личности (нравственно-философский аспект): Дис. канд. филос. н. Уфа, 2000. - 193 с.

73. Дистервег, А. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1956.

74. Доклад группы экспертов Совета Европы «Культурная политика Российской Федерации» // «Русская культура вне границ» 1997. -№5.

75. Долженкова М.И. Традиционная тамбовская народная художественная культура: Учебн. пос. по курсам «Регионоведение» и «Теория и история народной художественной культуры» / М.И. Долженкова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2000. - 259 с.

76. Дополнительное образование в XXI веке. Материалы Всероссийскойнаучно-практической конференции /Сост. Н.В. Брусенцова. М.: АПКиПРО, 2001. 366 с.

77. Дробижева J1.M. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации / Л.М.Дробижева, А. Р.Аклаев, В.В.Коротаева, Г.У.Солдатова. М.: Мысль, 1996.

78. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И.Дьяченко, А.А.Кандыбович. Минск, 1981.-383 с.79.3абылин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.

79. Жарков, АД. Новые аспекты информационно-просветительской работы культурно-досуговых учреждений / А.Д. Жарков. М, 1991.

80. Жарков, АД. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / АД. Жарков. -М„ 1998.82.3агвязинский, В.И. Проектирование региональных образовательных систем / В.И.Загвязинский // Педагогика. 1999.- № 5.

81. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» -Российская газета, 25 мая 1995 г.84.3акон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.

82. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей. Вып.4. / Под научн. ред. А.Д.Жаркова. М.:Изд-во МГУКИ, 2003. - 153 с.

83. Иконникова, С.Н. Культурное пространство России: многомерность и динамизм // Культура на пороге III тысячелетия: Материалы III междунар. семинара в Санкт-Петербурге 6-7 мая 1996 г. С.-Пб., 1996. С.146-151.

84. Иконникова, С.Н. Очерки по истории культурологии. С.-Пб., 1998. -408с.

85. Ильин, И.А. Основы христианской культуры. // Собрание сочинений в 10 тт. / И.А.Ильин. М, 1993, Т.1. - 564 с.

86. Ильин, И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. Собрание сочинений в Ютт. М., 1993, Т.1. - 564с.

87. Ирильдиева, Л.Г. Национально-культурные объединения этнических меньшинств республики Бурятия // Этнографическое обозрение М., 2000, №5.-С. 129- 142.

88. Каган, М.С. Морфология искусства / М.С. Каган. Л., 1972. - С. 194232.

89. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи/ М.С. Каган. Л., 1991. - 384с.

90. Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системногоанализа) / М.С. Каган. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

91. Каган, JI.H. Художественная культура и художественное воспитание / М.С. Каган. М., 1979. - 382 с.

92. Калугин, В. Герои русского этноса. М., 1983.-237 с.

93. Кампарс, Н.И. Советская гражданская обрядность / Н.И.Кампарс, Н.М.Закович.-М., 1967.

94. Кант, И. Сочинения в 6 томах. М.: Наука, 1973.

95. Кант, И. О педагогике. // Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М., Издательство Российского открытого университета, 1994. - С.27-39.

96. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.

97. Каранашвили, Г.В. Этническое самосознание и традиции. -Тбилиси: 1984.

98. Карпухин, О.И. Концептуальные основы новой культурной политики государства. // «Диалог». 1997. - №9.

99. Киреевский, И.В. О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России // И.В. Киреевский. Критика и эстетика. М., 1979. - 368 с.

100. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников. М.: МГИК, 1993.- 164 с.

101. Козберг, Г.А. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. - 22с.

102. Козлова, И. Международный проект ЮНЕСКО "Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия человечества" // Ориентиры культурной политики. 2001. - № 1. -С.15-22.

103. Колесников, Л.Ф. Эффективность образования / Л.Ф.Колесников, В.Н.Турченко, Л.Г.Борисова. М.: Педагогика, 1991.

104. Кон, И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности /Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой / И.С.Кон. М.: Наука, 1979. - С.85-113.

105. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: «Педагогический поиск», 1997. - 78 с.

106. Конаржевский, Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса. «Педагогический поиск», 1997. -78с.

107. Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература, 1993.

108. Коринфский, А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий и обычаев русского народа. М., 1901. - 307 с.

109. Корольков, А.А. Духовно-национальные основания личности в образовании // Развитие личности в системе непрерывного образования, вып.5. (Тезисы докладов). Новосибирск: НГПУ, 1998.

110. Коул, М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М., 1997. - 431 с.

111. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. Группа «Прогресс-Энциклопедия», 1994.

112. Круглое, Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1991. - 184 с.

113. Кузьмина, Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма/Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач. М.: РАУ, 1993.

114. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В.Кузьмина. Л., 1967. - 183 с.

115. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В.Кузьмина. Л.: Знание, 1985.

116. Куйбышев, JT. А. Российские учреждения культуры в европейских проектах / Л.А.Куйбышев, Н.В. Браккер // Справочник руководителя учреждения культуры. №1. - 2002.

117. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научн. ред. академика РАЕН А.Д.Жаркова и профессора В.М.Чижикова. М.: МГУК, 1998.-462 с.

118. Культурология. Энциклопедический словарь /Под. ред. Хоруженко К.М. -Ростов-на-Дону: Феликс, 1997.

119. Культурология XX век. Энциклопедия в 2-х т. СПб.: Университетская книга, 1998.

120. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Старый сад, 1998. - 320 с.

121. Лебедева, Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла //Психологический журнал. Т.20, № 3. - М.: Наука, МАЙК «Наука/интерпедагогика», 1999. - С. 48-58.

122. Леонова, Н.В. Региональные и национальные традиции в социальной работе с молодежью в сельском социуме: Дис. . канд. пед. наук. Ижевск, 2005. - 190 с.

123. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

124. Леонтьев, А.Н Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. -М., 1972.-361с.

125. Лепуонюс, А. Л. Психолого-педагогические особенности организации клубных форм деятельности в любительском молодежном объединении: Автореф. . канд. пед. наук. Л.: ЛГИК, 1989.-30 с.

126. Лисовенко, Г.В. Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьеиков в условиях полиэтнического региона: Дис. . канд. пед. наук. Сочи, 2004.216 с.

127. Лихачев, Д.С. Заметки о русском. М., 1984. - 62 с.

128. Лихачев, Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика/ Б.Т.Лихачев. -1999.- №1.

129. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т.Лихачев. М.: Прометей, 1992. - 528с.

130. Лихачев, Д.С. Русское искусство от древности до авангарда/ Д.С.Лихачев. -М, 1992. 407с.

131. Логинова, Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования молодежи. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 240 с.

132. Лопуха, А.Д. Россия и русские: проблемы возрождения жизненных сил нации. Новосибирск, 2000. -148 с.

133. Лосев А.Ф. Русская философия / А.Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. - 525 с.

134. Лосев, А.Ф. Дерзание духа. Личность. Мораль. Воспитание / А.Ф. Лосев. М., 1988. - 366 с.

135. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. / А.Ф. Лосев. Т. 8, кн. 1, - М., 1992. - 656 с.

136. Лосский, Н.О. Характер русского народа. // Условия абсолютного добра. / Н.О. Лосский. М., 1991. - 367с.

137. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуры. Быт и традиции русского дворянства (Начало ХУ111 конец XIX века) - М., СПб, 1998.-412 с.

138. Лотман, Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Избранные статьи: В 3-х т. Таллин: Александра, 1992. - Т.1.- С. 102109.

139. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р.Лурия. М., 1998. - 335 с.

140. Лурье, С.В. Историческая этнология: Учебное пособие длявузов. М.: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.

141. Лучанкин, А.И. Методические проблемы .исследований традиций русской культуры / А.И.Лучанкин // Философские науки. -1986. №6.

142. Лучанкин, А.И. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. 3-е изд., исправ. и реком. / А.И.Лучанкин, А.А.Сняцкий. Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. - 396 с.

143. Макаренко, А.С. Общие основы теории педагогики. Воспитание в советской учебных заведениях / А.С.Макаренко. Соч.: в 7-ми т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- Т.5. - 558 с.

144. Максакова, В.И. Педагогическая антропология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -М.: Академия, 2001. 208 с.

145. Маркарян, Э.С. Очерки теории культуры / Э.С.Маркарян. -Ереван, 1969.

146. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. - С. 55-63.

147. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика, 1990.- №8. с 82.

148. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1993.- 192 с.

149. Маслова, Т.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX XX века. - М., 1984. - 154 с.

150. Межуев, В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977.

151. Мелик-Пошаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. - С. 96-112.

152. Мельников, Г.П. Культура зарубежных славянских народов. -М.: Интерпракс, 1994. 190 с.

153. Мид, М. Культура и мир детства / М.Мид. М.: Наука, 1988.-361с.

154. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3 тт. -М., Т.2,4.2, Прогресс, 1994. 521 с.

155. Михайлова, Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Фаир-Пресс, 1999.-232 с.

156. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов / А.В.Мудрик. М.: Институт практической психологии. - 1997. - 365 с.

157. Мудрик, А.В. Социализация / А.В.Мудрик // Магистр. 1993. -№3. - с.40-50. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В.Мудрик. - М., 1986.

158. Народная культура Сибири: Мат. VII НПС Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск: Омский Гос. Ун-т, 1998.-240 с.

159. Народная художественная культура, (сборник авторских программ под редакцией Т.И. Баклановой). М., 1996. - 87 с.

160. Народное декоративно-прикладное искусство: Учеб. программы //Традиционные промыслы и ремесла. 1 '97. М.: ВЦХТ, 1997. 145 с.

161. Некрасова, М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Совет. Россия, 1983. - 219 с.

162. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.-344с.

163. Некрылова, А.Ф. Традиции русской культуры в массовых народных праздниках // Проблемы этнологии и этнопедагогики: Сб. статей и материалов международной научно-практической конференции, вып. 10. Новосибирск, 1997. - С. 66-85.

164. Нестеренко, А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской народной культуры в современных социально-культурных условиях: Дис. канд. пед. наук. -М., 2001. 160 с.

165. Николаев, В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М.: МПГУ, 1998.-28 с.

166. Общественные объединения. М.: «Издательство ПРИОР», 1999.- 144 с.

167. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под, ред. Шведовой НЛО. М.: Советская энциклопедия, 1973. - 846 с.

168. Ополонников, А.В. Русь деревянная: образцы русского деревянного зодчества / А.В. Ополонников, Г.С.Островский. М., 1981.-275 с.

169. Орешкина, Л.И. Диалог культур в профессиональном становлении личности учителя: Дис. .канд. пед. наук. М., 1996. -213с.

170. Орлова, Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. М., Рос. институт культурологии, 1993.

171. Палаткина, Г.В. Мультикультурное образование: современный подход на народных традициях // Педагогика. 2002. - №5.

172. Панкеев, И. Обычаи и традиции русского народа. М., 1998. -386 с.

173. Педагогическая энциклопедия в 3 томах /Под редакцией Калашникова А.Г., Эпштейна М.С. М.: Работник просвещения, 1927-1930.

174. Педагогическая энциклопедия в 4-х т/ под ред. Каирова. М.: Советская энциклопедия, 1966.

175. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Издательство МГУ, 1989. - 216 с.

176. Платонов, О. Русская цивилизация. М., 1995.-219 с.

177. Плахов, В.Д. Социальные нормы: философское обоснование общей теории / В.Д.Плахов. М., 1985. - 253 с.

178. Плахов, В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования / В.Д.Плахов. М., 1982.

179. Праздников Г.А. Традиция как диалог культуры // Советская этнография. 1982. - №2. - С.56.

180. Проблемы этнологии и этнопедагогики: Материалы международной научно-практической конференции. Вып.4 Новосибирск, 1996. 36 с.

181. Проблемы этнологии и этнопедагогики: Материалы международной научно-практической конференции, вып.6 Новосибирск, 1996. 36 с.

182. Проблемы этнологии и этнопедагогики: Материалы международной научно-практической конференции, вып.7. Новосибирск, 1999.

183. Проблемы этнологии и этнопедагогики: Материалы международной научно-практической конференции, вып.8. Новосибирск, 1999.- 183 с.

184. Профессиональная деятельность молодого учителя: социально-педагогический аспект / Под. ред. С.Г. Вершловского, JI.H. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. - 144 с.

185. Психологические аспекты деятельности классного руководителя./сост. Петрушин В.И. М., 1998.

186. Разлогов, К.Э. Коммерция и творчество: враги и союзники. -М.: Искусство, 1992. 271 с.

187. Ребане, Я.К. Принципы социальной памяти // Философские науки. 1977. - №3.

188. Розанов, В.В. Сочинения / В.В. Розанов. М, 1990. - 592 с.

189. Розанов, В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов. М., 1990. - 620 с.

190. Розанов В.В. Уединенное / В.В. Розанов. Сочинения в 2тт.-М., 1990, Т.2. - 710с.

191. Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовкиспециалистов, 1993.

192. Ромапин, А.Н. Основы психотерапии. М., 1999. - 328 с.

193. Романов, Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М., 1966. - 428 с.

194. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 - 1999.

195. Русский народ: его нравы, обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992.

196. Ростовцев, Н.Н. История методов рисования. Русская и советская школа рисунков. М., 1982. - 240 с.

197. Рулина, Т.К Педагогические основы этнохудожественного развития личности //Автореферат дис. . канд. пед. наук.- М.,1995. -18с.

198. Русанова, B.C. Воспитательный потенциал центров детского досуга / B.C. Русанова. Челябинск, 2003. - 152 с.

199. Рыбаков, Б. А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки. -М., 1984. 654 с.

200. Серых, А.Б. Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с виктимными младшими школьниками: Автореф. дис. .доктора пед. наук. М.,2001.

201. Серякова, С.Б. Формирование этнокультурной компетенции педагога дополнительного образования: Дис. . канд. пед. наук / С.Б.Серякова. Новосибирск, 2002. - 166 с.

202. Сластенин, В.А. Гуманитарная культура специалиста / В.А.Сластенин.// Магистр. -1991.-№1. С. 16-25.

203. Сластенин, В.А. О критериях формирования социально-активной личности будущего учителя // Формирование социально-активной личности в условиях развитого социализма: Сб. научных трудов / В.А.Сластенин. М., 1983.-С. 147-155.

204. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А.Сластенин.

205. М.: Просвещение, 1976.- 160с.216. , Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А.Сластенин, Л.С.Подымова. М.:ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-224 с.

206. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. уч. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

207. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. - М., 1997.-с. 177-185.

208. Словарь иностранных слов / Под ред. Спиркина А.Г., Апчурина И.А., Кариинской Р.С. М.: Русский язык, 1979.

209. Снегирев, К.М. Лубочные картинки русского народа в московском мире. — М., 1861.-231 с.

210. Советский энциклопедический словарь (под ред. A.M. Прохорова) М., 1989. - 163 с.

211. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемеровой. -М., 1996.

212. Соколов, Э.В. Досуг как составная часть социального образа жизни / Э.В. Соколов // Молодежь и культура: Сб. научн. тр. ЛГИК им. Н.К.Крупской. Л., 1977. - 206 с.

213. Соколов, Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов.-Л., 1977.-208 с.

214. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Изд-во Политической литературы, 1992.

215. Спесивцев, С.С. Мечтания мастера или программа действий? // Народное творчество. 1998. - №6. - С. 13-17.

216. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учеб. пос. / Ю.А. Стрельцов. Изд.2-е. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.

217. Суртаев, В .Я. Агитационно-пропагандистская работа клубов: Учеб. пособие / В.Я. Суртаев. М., 1993.

218. Суртаев, В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга / В.Я. Суртаев. Ростов-на-Дону, 1997. - С. 3141.

219. Титов, Б.А. Социализация молодежи, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. СПб: Санкт-Петербургская государственная академия культуры, 1996. - 275 с.

220. Тыщенко, В.П. Философия культуры диалога: Введение. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1993.

221. Турченко, В.Н. Парадигмы стратегии образования // Педагог. -1998.-№1.

222. Уледов, А.К. Структура общественного сознания. - М., 1968. - С.66-74.

223. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д.Ушинский. Соч.: в 8-ми т. - M.-JL: Издательство Академии Педагогических наук, 1948. - Т.2. - С. 69-166.

224. Ушинский, К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими/ К.Д.Ушинский. Соч.: в 8-ми т. - M.-JL: Издательство Академии Педагогических наук, 1948. - Т.2. - С. 207-213.

225. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ К.Д.Ушинский. Соч.: в 8-ми т. - M.-JL: Издательство Академии Педагогических наук, 1948. - т.2. - С. 425488.

226. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцева. 2- изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989.

227. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для высшей школы. М.: Изд-во «Академический Проект», 2000. -496 с.

228. Флоренский, П. А. Обратная перспектива // Философиярусского искусства. -М., 1993. С. 247-265.240. . Франк, C.JI. Духовные основы общества / C.JI. Франк. М., 1992.-483 с.

229. Франк, CJI. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. / C.JI. Франк // Сочинения. М., 1990. - 607с.

230. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

231. Харитонов, М.Г. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1999. -32с.

232. Хайек, Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Новости, 1992.

233. Хомяков, А.С. Об общественном образовании в России // Русский архив, 1879. №1. - 119 с.

234. Хомяков, А.С. Православие. Самодержавие. Народность. -Монреаль, 1882. -176 с.

235. Цукерман, B.C. Народная культура как социальное явление: Дис.д-ра фолос. наук. Челябинск, 1984.

236. Чистов, К.В. Традиция, «традиционное общество» и проблемы варьирования. // Советская этнография. 1981. - № 2. - С. 104-116.

237. Шалы, А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию респондентов тувинской школы на традициях народного этикета: Дис. .канд. пед. наук. М., 1997. -199 с.

238. Шадриков, В.Д. Духовные способности / В.Д.Шадриков. М.: Магистр, 1996.

239. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности / В.Д.Шадриков. М., 1999. - 199 с.

240. Шакуров, Р.Х. Как определить качество педагогической деятельности // Специалист. -1995.- №1. С. 53-58.

241. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Подред. Т.И. Шамовой / Т.И.Шамова, П.И.Третьяков, Н.П.Капустин. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001320 с.

242. Шаповалов, В.К. Этнокультурная направленность Российского образования: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1997.

243. Шепель, В.М. Поиск новой парадигмы воспитания // Советская педагогика. -1991 . -№7. С. 53-58.

244. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной учебных заведениях: Дис. . док. пед. наук. -М, 1988,- 426 с.

245. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 45с.

246. Энциклопедический словарь СПб.: Типография Акционерного Общества Бронгаузъ-Ефронъ, 1904.

247. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987.

248. Этнология /под. ред. Маркова Г.Е., Пименова В.В. М.: Наука, 1994.

249. Этнопсихологический словарь /Под. ред. В.Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный словарь, 1999. - 343 с.

250. ЮНЕСКО. Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора: Международные нормативные акты Юнеско. М, 1993. - С.495-499.

251. Юдина Н.П. Традиция: социокультурные и педагогические аспекты // Педагогика. 1996. - №8.

252. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинт, 1997.

253. Gordon C.W., Babchuk N. A typology of voluntary associations //

254. American Sociological Review. 1959. V. 24. P. 1049-1081.

255. Harris M. A special case of voluntary associations? Towards a theory of congregational organization // British Journal of Sociology. 1998. V. 49. No 4. P. 602-618.

256. Jenkins S. Introduction: Immigration, ethnic associations, and social services // Ethnic Associations and the welfare state: Services to immigrants in five countries / Ed. by S. Jenkins. New York: Columbia University Press, 1988. P. 1-19.

257. Kerri J.N. Studying voluntary associations as adaptive mechanisms: A review of anthropological perspectives // Current Anthropology. 1976. V. 17. No LP. 23-35.

258. Kliger H. Ethnic voluntary associations in Israel // Jewish Journal of Sociology. 1989. V. 31. No 2. P. 109-119.

259. Lundberg I., Svanberg I. Turkish associations in metropolitan Stockholm. Uppsala University, 1991. (Uppsala Multiethnic Papers, 23).

260. Lippman W. Public opinion N. Y., 1966, p. 90

261. Reber A.S. The penguin dictionary of psychology.- Harmondswrth, 1985, p. 454.

262. Salamon M.L., Anheier H.K. In search of the non-profit sector. I: The question of definitions // Voluntas: The International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 1993. V. 3. No 2. P. 121-151.

263. Salamon M.L., Anheir H.K. In search of the non-profit sector. II: The problem of classification // Voluntas: The International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 1993. V. 3. No 3. P. 267-309.

264. Schoeneberg U. Participation in ethnic associations: The case ofimmigrants in West Germany // International Migration Review. 1985. V. 19. No 3. P. 416-437.

265. Schmitter B.E. Immigrants and associations: Their role in the sociopolitical process of immigrant worker integration in West Germany and Switzerland // International Migration Review. 1980. V. 14. No 2. P. 179-192.

266. Shweder R. A. Cultural psychology: essays on Comparative Human Development. // J.W. Stigler; P.A. Shweder and G. Herdt New-York, Cambridge University press, 1990, p. 10-15.

267. Shils E. Centre and Periphery //The logic of personel knowledge: Essays presented to Michael Polonai on his Seyentieth Birthday, -New-York, 1991, P. 117.

268. Triandis, H.S. Culture and Social Beahavior. L.: McGrow-Hill, Inc.,1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.