Воспитание этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Воробьева, Татьяна Петровна

  • Воробьева, Татьяна Петровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Курган
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 198
Воробьева, Татьяна Петровна. Воспитание этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Курган. 2006. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Воробьева, Татьяна Петровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК ПЕД АГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Теоретические аспекты воспитания этнохудожественной культуры подростков.

1.2. Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

1.3. Модель воспитания этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы.

2.2. Педагогические условия реализации модели воспитания этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

2.3. Анализ, интерпретация и оценка результатов опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей»

Актуальность исследования. Российское общество вступило в новый этап своего развития, связанный с переосмыслением прошлого, поиском общенациональной идеи, изменением ценностных ориентаций, нравственных устоев, активизацией этнических факторов. В связи с этим проблема культурно-исторической преемственности поколений приобретает особое значение в воспитании детей и подростков. Такая преемственность проявляется в сохранении народных традиций и обычаев, развитии этнокультуры и народного декоративно-прикладного искусства. Усвоение традиций, формирование ценностного отношения к наследию своего народа, самоидентификация и самореализация личности наиболее эффективно осуществляются в подростковом возрасте.

В государственных законодательных актах РФ (Закон «Об образовании» (84)1, «Национальная доктрина образования»; «Концепция модернизации российского образования»; «Программа этнокультурного образования») ставится задача воспитания образованной, культурно развитой, высоконравственной и творчески активной личности, готовой глубоко осмыслить и освоить социально-исторический опыт, народные промыслы и ремесла, сохранить и укрепить национальное своеобразие и самобытность народа на основе единства и многообразия национальных и общечеловеческих ценностей. Защита и поддержка национальных культур и региональных традиций, сохранение духовно-нравственного достояния России, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, создание условий для самореализации и саморазвития личности ребенка с учетом этнокультурных требований актуальны и для Курганской области, на территории которой проживают представители 129 национальностей. Решение этих задач невозможно без воспитания у детей и молодежи этнохудожественной культуры. Значительная роль в этом отводится учреждениям дополнительного образования детей, в которых осуществляется «ненасильственное введение детей и подростков в культуру» (В.В. Игнатова).

1 В скобках дана сноска на источник, подробное название которого указано в библиографии. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике). При сноске на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой.

Анализ состояния этнохудожественного воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования детей выявил ряд трудностей и недостатков: сокращение контингента обучающихся, недостаточный уровень их воспитанности, потребность в квалифицированных педагогах; слабое программно-методического обеспечение по народному декоративно-прикладному искусству (НДПИ).

Различные аспекты проблемы воспитания этнохудожественной культуры нашли свое отражение в трудах философов, педагогов, психологов, социологов и культурологов. Проблема использования этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе раскрыта в трудах А.И. Арнольдова, Т.И. Баклановой, Ю.В. Бромлея, Г.Н. Волкова, С.И. Гессена, Т.К. Рулиной, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Т.Я. Шпикаловой. Традиционная художественная культура освещена в работах В.П. Аникина, А.С. Каргина и др. Использование декоративно-прикладного искусства в воспитании подрастающего поколения расг смотрено А.В. Бакушинским, В.А. Барадулиным, М.А. Некрасовой и др. Худо-, жественное образование и творческое развитие учащихся представлены в работах Г.В. Лабунской, Б.М. Неменского, B.C. Щербаковой, Б.П. Юсова и др. Роль и место художественной культуры, народного декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел изучены в исследованиях Н.А. Горяевой, М.А. Ершовой, B.C. Медведевских и др. Особенности подросткового возраста рассмотрены в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.В. Петровского и др.

Изучение теоретических и практических аспектов данной проблемы показало, что вопросы воспитания этнохудожественной культуры подростков в настоящее время недостаточно разработаны и требуют внимания исследователей.

В диссертационном исследовании введено ограничение: воспитание этнохудожественной культуры подростков в процессе экспериментальной работы осуществлялось средствами народного декоративно-прикладного искусства.

На основе вышеизложенного нами были выявлены и сформулированы противоречия:

- между возрастающими образовательными потребностями общества, государства, личности в формировании национального самосознания и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы воспитания этнохудожественной культуры у подростков;

- между воспитательными и развивающими возможностями, духовным потенциалом, заложенным в НДПИ, и недостаточным практическим использованием его в воспитании этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в теоретическом осмыслении специфики этнохудожественной культуры подростков и поиске путей более эффективного ее воспитания средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Воспитание этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель воспитания этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей, выявить комплекс педагогических условий ее реализации.

Объект исследования: образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей.

Предмет исследования: процесс воспитания этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей.

В основу диссертационного исследования в соответствии с целью и предметом исследования положена следующая гипотеза: воспитание этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей будет эффективным, если: а) основой воспитания этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей являются теоретические положения гуманно-ориентированного и личностно-ориентированного образования; б) разработана модель воспитания этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей на основе культурологического, аксиологического и системно-деятельностного подходов; в) выявлен и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающий реализацию модели: включение в образовательные программы по декоративно-прикладному искусству национально-регионального компонента; использование педагогических возможностей НДПИ в процессе воспитания; повышение этнохудожественной компетентности педагогов дополнительного образования.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.

1. Уточнить и сформулировать понятия «этнохудожественная культура подростков» и «воспитание этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей».

2. Разработать и апробировать модель воспитания этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий реализации данной модели. к

4. Разработать и внедрить в образовательный процесс учреждений дополнительного образования программно-методическое обеспечение по использованию НДПИ для воспитания этнохудожественной культуры подростков.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические теории и положения: о культуре как источнике развития личности (Ю.В. Бромлей, Э.С. Маркарян и др.); о роли образования как «транслятора культуры» (B.C. Библер, JI.C. Выготский, Г.И. Ильин, М.С. Каган и др.); о ведущей роли деятельности как источника воспитания личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, C.JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская); о единстве общечеловеческого и национального в этнопедагогике (Г.Н. Волков); о культурологическом подходе в образовании (B.C. Леднев, Б.Т. Лихачев, Е.Н. Шиянов); о системном подходе (В.П. Афанасьев, В.А. Беликов, И.Я. Лернер, А.Я. Найн, В.Г. Рындак); о гуманно-ориентированном и личностно-ориентированном образовании (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Г.Н. Сериков и др.); об активной роли искусства в становлении личности (А.В. Бакушинский,

A.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др.); а также идеи творческой деятельности (В.Г. Рындак); идеи дополнительного образования (А.К. Бруднов,

B.А. Горский, С.В. Сальцева, В.И. Слабодчиков, А.И. Щетинская и др.).

Исследование осуществлялось с 2001 по 2006 гг. в три этапа.

На первом, поисково-теоретическом, этапе (2001-2003 гг.) осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической, культурологической литературы, а также диссертационных исследований по проблеме; обобщался опыт использования НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей, формулировалась рабочая гипотеза, определялись цель, задачи, объект и предмет изыскания, разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент. На данном этапе применялись следующие методы: изучение, обобщение и систематизация теоретических источников, сравнительный анализ образовательных программ, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, экспертная оценка, анализ творческих работ воспитанников, педагогический эксперимент.

На втором, опытно-экспериментальном, этапе (2003-2005 гг.) проверялась и уточнялась гипотеза исследования, разрабатывалась и апробировалась в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей модель; выявлялись педагогические условия реализации модели воспитания эт-нохудожественной культуры подростков, осуществлялась оценка их воспитанности, продолжались констатирующий и формирующий эксперименты, обрабатывались промежуточные результаты. Основными методами являлись: педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, моделирование, статистическая обработка экспериментальных данных.

На третьем, заключительно-оценочном, этапе (2005-2006 гг.) завершался формирующий эксперимент, проводилось обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; осуществлялись анализ, систематизация, математическая обработка и теоретическое обобщение материалов опытно-экспериментальной работы; апробировались результаты исследования в практику работы учреждений дополнительного образования; оформлялось диссертационное исследование. На третьем этапе использовались методы: педагогический эксперимент, анализ, сравнение и интерпретация экспериментальных данных, их обобщение и систематизация, методы математической статистики, компьютерная обработка данных и графическое отображение результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования: Дворец творчества детей и юношества; Дома детского творчества: «Гармония», «Радуга», «Синяя птица»; Центр детского творчества «Мостовик»; муниципальные средние общеобразовательные школы №№ 43,49, школа-интернат № 3 для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кургана; Дома детского творчества в с. Звериноголовское и с. Кетово. Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях на базе Дома детского творчества «Гармония». В исследовании участвовали 145 подростков, 40 родителей, 57 педагогов дополнительного образования, 38 слушателей курсов повышения квалификации работников образования и культуры.

Научная новизна исследования

1. Уточнено понятие «этнохудожественная культура подростков» и дана авторская интерпретация данного понятия. Под этнохудожественной культурой подростков понимается интегративное образование личности, включающее эт-нохудожественные потребности, культурные интересы, духовные ценности, способности, знания, умения и навыки подростков в области культуры и искусства своего народа, необходимые для сохранения и развития этноса, отечественной и мировой культуры.

2. Разработана и экспериментально апробирована модель воспитания этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей, базирующаяся на культурологическом, аксиологическом и сис-темно-деятельностном подходах.

3. Выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий реализации модели: включение в образовательные программы по декоративно-прикладному искусству национально-регионального компонента; использование педагогических возможностей НДПИ в процессе воспитания; повышение этнохудожественной компетентности педагогов дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования

1. Расширено представление о педагогических возможностях НДПИ в воспитании этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

2. Обоснованы культурологический, аксиологический и системно-деятельностный подходы в воспитании этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей. Полученные результаты могут послужить научно-теоретической базой для составления методик воспитания детей средствами НДПИ в системе дополнительного образования детей.

3. Выявлены содержание и специфика процесса воспитания этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей.

Практическая значимость исследования

1. Разработано программно-методическое обеспечение по воспитанию этнохудожественной культуры подростков: авторская программа студии декоративно-прикладного творчества «Мастерица», дидактические, практические материалы, методические пособия и рекомендации.

2. Составлены научно-методические рекомендации и пособия по повышению этнохудожественной компетентности педагогов: авторская программа двухгодичной школы для слушателей курсов повышения квалификации работников образования и культуры Курганской области «Традиционная культура и декоративно-прикладное искусство Зауралья», программы практических семинаров по НДПИ.

3. Разработаны диагностические средства определения уровня воспитанности подростков. Они могут быть использованы в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается: научной аргументированностью исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью логики исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; привлечением к проведению экспертной оценки специалистов высшей квалификации; повторяемостью эксперимента; публикацией работ; внедрением результатов исследования в практику образовательных учреждений различных типов. Достоверность исследования подтверждена многолетней педагогической деятельностью соискателя в системе дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения 1. Этнохудожественная культура подростков представляет собой инте-гративное образование личности, включающее этнохудожественные потреб-,, ности, культурные интересы, духовные ценности, способности, знания, умения и навыки в области культуры и искусства своего народа, необходимые для сохранения и развития этноса, отечественной и мировой культуры. Воспитание этнохудожественной культуры средствами НДПИ осуществляется в процессе осмысления, практического освоения подростками этнокультурного наследия, сохранения, возрождения и развития промыслов и ремесел России и Зауралья.

2. Воспитание этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей целесообразно осуществлять на основе модели, базирующейся на культурологическом, аксиологическом и системно-деятельностном подходах и включающей целевой, организационно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты.

3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели: включение в образовательные программы по декоративноприкладному искусству национально-регионального компонента; использование педагогических возможностей НДПИ в процессе воспитания; повышение этнохудожественной компетентности педагогов дополнительного образования, - позволяет успешно воспитывать этнохудожественную культуру подростков средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены и обсуждены на заседании кафедры педагогики КГУ, методических объединений дополнительного образования, на научно-практических конференциях 2003, 2004, 2005 и 2006 гг. в г.г. Кургане, Челябинске и Шадринске. На международной научно-практической конференции «Самоопределение личности. Новые подходы и технологии» (19-20 февраля 2004 г., г. Курган); на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы личностно-ориентированного образования: психолого-педагогические и технологические аспекты» (21 апреля 2004 г., г. Шадринск); на научно-практической конференции «Реализация ' личностно-ориентированного подхода в профессиональном образовании» (27-28 апреля

2004 г., г. Курган); на научно-практической конференции «Создание условий успешной социализации детей и подростков в сфере социально-культурной деятельности» (23 ноября 2004 г., г. Курган); на международной научно-практической конференции «Культура провинции» (22-24 апреля 2005 г., г. Курган); на областной научно-практической конференции «Роль учреждений культуры в формировании патриотизма и гражданского согласия» (18 ноября

2005 г., г. Курган); на Всероссийской научной конференции с международным участие «Традиционная культура сегодня: теория и практика» (21-23 февраля

2006 г., г. Челябинск); на областном семинаре-совещании руководителей УДОД «Творческое проектирование в образовательной деятельности в условиях модернизации образования» (29 марта 2006 г., г. Курган). Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены в процессе участия в работе Координационного Совета Ассоциации промыслов и ремесел России. Авторская программа студии декоративно-прикладного творчества «Мастерица» защищена и сертифицирована на областном программно-экспертном совете (2005 г.). Теоретические подходы и материалы исследования использовались автором при проведении двухгодичной школы «Традиционная культура и декоративно-прикладное искусство Зауралья» на курсах повышения квалификации работников образования и культуры Курганской области, на практических семинарах по НДПИ и т.д. Разработанные методические пособия по отдельным видам декоративно-прикладного искусства сертифицированы (2005 г.). Результаты исследования внедрены в практику работы учреждений дополнительного образования детей Курганской области.

Структура и объем диссертации обусловлены целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой и цитируемой литературы (298 источников, из них 15 - на иностранном языке), приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Воробьева, Татьяна Петровна

Выводы по второй главе

Наше исследование было направлено на проверку эффективности разработанной модели воспитания этнохудожественной культуры средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей и условий ее реализации. Проведение опытно-экспериментальной работы позволило сделать следующие выводы:

Эффективность процесса воспитания этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ в дополнительном образовании обеспечивается комплексом педагогических условий: 1) включением в образовательные программы по декоративно-прикладному искусству национально-регионального компонента; 2) использованием педагогических возможностей НДПИ в процессе обучения подростков в системе дополнительного образования детей; 3) повышением этнохудожественной компетентности педагогов дополнительного образования.

Эксперимент убедительно показал, что разработанная нами модель и педагогические условия ее реализации научно обоснованы и способствуют эффективному воспитанию этнохудожественной культуры подростков.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, который: выявил недостаточный уровень воспитанности этнохудожественной культуры у подростков, и определения комплекса педагогических условий, влияющих на успешное ее воспитание, нами проведен формирующий эксперимент. Целью данного эксперимента являлась апробация модели и реализация условий её функционирования, конкретизация и доведение до уровня практического использования. Обобщение накопленного опыта и разработка методических рекомендаций.

Для теоретического обоснования и организационно-методического обеспечения опытно-экспериментального этапа исследования, с учетом изученных образовательных программ по ДНИ и передового педагогического опыта, нами была разработана и апробирована авторская образовательная программа студии декоративно-прикладного творчества «Мастерица». Основной целью этой комплексной программы, интегрированной в области НДПИ, является пробуждение у обучающихся интереса к этнохудожественной культуре, приобщение к НДПИ, обогащение духовного мира подростков, развитие навыков самостоятельной художественно-творческой деятельности. Определяющими факторами для данной программы стало использование национально-регионального компонента, педагогических возможностей НДПИ, инновационных форм и методов обучения декоративно-прикладной деятельности, что обеспечивает активное воспитание этнохудожественной культуры. Подростки, обучающиеся по этой программе, показали значительное повышение результатов. У подростков экспериментальной группы после проведения эксперимента повысился уровень этнохудожественных потребностей, творческих способностей, ценностных ори-ентаций, личностных качеств и т.д. Изменение уровней сформированности в положительную сторону свидетельствует о том, что разработанная нами модель и комплекс педагогических условий являются эффективными для воспитания средствами НДПИ.

Оценка результатов экспериментальной работы осуществлялась посредством математической анализа. Для проверки эффективности воспитания у подростков этнохудожественной культуры, выявления динамики данного процесса и оценки оптимальности использования модели ее воспитания проведено три контрольных среза по различным критерия сформированности: мотивацион-ный, информационный, деятельностный и результативный в рамках трех уровней: репродуктивный (низкий), продуктивный (средний) и творческий (высокий). Результаты педагогической экспертизы, анкетного опроса подростков, педагогов дополнительного образования, полученные методами математической статистики, позволили утверждать, что на протяжении всего эксперимента у подростков наблюдался устойчивый рост уровня воспитанности этнохудожественной культуры, что говорит о развитии подростков, и эти позитивные изменения произошло в результате проведенной нами работы.

146

Заключение

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование по воспитанию этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования детей позволило сделать следующие выводы:

Анализ философской, педагогической, психологической, исторической, культурологической литературы и реального состояния проблемы показал важность и актуальность воспитания этнохудожественной культуры подростков. Однако на сегодняшний день еще отсутствуют комплексные исследования проблем непрерывного и преемственного формирования этнохудожественной культуры личности подростков средствами НДПИ как носителей национальных и общечеловеческих ценностей, не выработана единая концепция этнопедаго-гического воспитания.

Нами рассмотрена этимология понятия «этнохудожественная культура» на основе имеющихся в научных исследованиях дефиниций. Уточнено данное понятие и представлена его авторская интерпретация. Под этнохудожественной культурой подростков понимается интегративное образование личности, включающее этнохудожественные потребности, культурные интересы, духовные-ценности, способности подростков, знания, умения и навыки в области культуры и искусства своего народа, необходимые для сохранения и развития этноса, отечественной и мировой культуры.

Этнохудожественная культура представляет собой совокупность материальных и духовных художественных ценностей, созданных народом с учетом их этнических особенностей и выраженных в мировоззрении людей, их поведении, народных традициях, обычаях, обрядах, произведениях ДПИ и т.д., необходимых для сохранения и развития этноса. Определены многоаспектные характеристики этнохудожественной культуры, к которым относятся: осознание своей принадлежности к определённому этносу, уникальности и самобытности своего народа; уважение и толерантное отношение к культуре других народов; сохранение и практическое освоение народных промыслов и ремесел.

Основой этнохудожественной культуры является народное искусство, которое обладает огромными педагогическими возможностями в воспитании духовности, формировании системы нравстенно-эстетических и общечеловеческих ценностей. В исследовании определены роль и место НДПИ в воспитании этнохудожественной культуры подростков в дополнительном образовании детей, дано методологическое обоснование, научно-теоретическое осмысление и организационно-методическая проработка этого процесса, определено диалектическое единство этнопедагогики и педагогики. Проведен анализ состояния и тенденции развития НДПИ, выявлены особенности его изучения в современных условиях в учреждениях дополнительного образования детей г. Кургана и Курганской области. В ходе теоретического исследования были рассмотрены и выявлены содержание, структура и технологии работы по воспитанию этнохудожественной культуры подростков, подходы к преподаванию НДПИ в системе дополнительного образования. Исходя из цели, задач и гипотезы нашего исследования, под воспитанием этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ понимается процесс формирования и развития его личности, направленный на осмысление, практическое освоение этнокультурного наследия, сохранение, возрождение и развитие промыслов и ремесел России и Зауралья. Декоративно-прикладная деятельность подростков способствует формированию творческой, всесторонне развитой личности, готовой глубоко осмыслить, освоить и воспринять этнокультурное наследие, НДПИ России и Зауралья, создает предпосылки для личностного самоопределения и саморазвития в меняющихся условиях социальной среды. Все это в конечном итоге позволяет интегрировать подрастающую личность в этнокультурную, общероссийскую и мировую среду.

Воспитание этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ строилась на следующих теоретических положениях:

- этнохудожественная культура Зауралья представляет собой уникальное явление и является благодатной почвой для воспитания подрастающего поколения и развития его творческого потенциала;

- подростковый возраст является сензитивным периодом формирования этнохудожественной культуры; подростки - активные носители культуры;

- развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка;

- воспитание этнохудожественной культуры подростков наиболее оптимально осуществляется в процессе освоения НДПИ. Специфика народного декоративно-прикладного искусства заключается в его близости мышлению подростков, при этом происходит обогащение эмоционального и практического опыта детей; удовлетворение этнохудожественных потребностей, развитие способностей, расширение художественного кругозора;

- целенаправленное включение подростков в активную художественно-творческую деятельность, соответствующую их интересам и ориентированности на личностное самопознание, саморазвитие, на совместную деятельность с педагогом способствует формированию творческой, всесторонне развитой личности, готовой глубоко осмыслить, освоить и воспринять этнокультурное наследие, интегрировать подрастающую личность в этнокультурную, общероссийскую и мировую среду;

- включение в образовательный процесс национально-регионального компонента, индивидуально-коллективных, активных форм обучения на основе сотворчества педагогов и детей позволяет более эффективно воспитывать этноху-дожественную культуру подростков;

- использование достижений народной педагогики (единства трудового и эстетического воспитания, целенаправленной организации эстетической среды, наставничества, коллективного характера воспитания, учета возрастных особенностей детей.), способствует формированию у подростков толерантного отношения к другим народам.

- организация процесса воспитания этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ требует соответствующей подготовки педагогов.

Изучение и анализ теоретических источников, передового педагогического опыта позволили синтезировать имеющиеся данные для построения модели воспитания этнохудожественной культуры подростков в процессе освоения НДПИ в дополнительном образовании, которая основывается на культурологическом, аксиологическом, системно-деятельностном подходах и включает в себя целевой, организационно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты. Эффективность воспитания этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ в учреждениях дополнительного образования определялась уровнем воспитанности. Под воспитанностью мы понимаем комплексное свойство личности, характеризующее наличие е и степень сформированности у нее социально-значимых качеств, которые представлены критериями, показателями и уровнями сформированности потребностей, интересов, ценностных отношений, знаний, умений и навыков. В его основе лежит мониторинг процесса воспитания, который позволяет отследить и оценить эффективность действия всех компонентов, выявить позитивные и негативные стороны в реализации модели и при необходимости скорректировать процесс воспитания этнокульту-ры. Система критериев оценки уровня сформированности этнохудожественной культуры включает: мотивационный, информационный, деятельностный и результативный. Мотивационный критерий отражает характер потребности, наличие мотива; готовность и интерес к изучению и применению НДПИ в структуре собственной практической декоративно-прикладной деятельности. Информационный критерий отражает обеспеченность подростков информацией, умение ориентироваться в ее потоке, осознание ценности НДПИ, теоретические знания и практические умения в освоении НДПИ. Деятельностный критерий - наличие осознанных знаний, умений, навыков по НДПИ и способность применять их в новых условиях, активное участие в декоративно-прикладной деятельности и сотворчество подростков с педагогом и сверстниками. Результативный критерий - уровень воспитанности (высокий, средний, низкий), отражающий степень сформированности у подростков знаний, умений и навыков в процессе освоения НДПИ, личностных качеств, адекватность и объективность самооценки.

Уровнями сформированности являются: творческий (высокий), продуктивный (средний), репродуктивный (низкий).

Разработаны педагогические условия, включающие концептуальные подходы, принципы, содержание и методы обучения подростков НДПИ по экспериментальной программе. Экспериментальная работа подтвердила положение о том, что предлагаемое содержание образования, формы и методы организации теоретических и практических занятий по НДПИ справедливы и могут быть внедрены в практику дополнительного образования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений, гипотезы, выдвинутой в ходе теоретического осмысления проблемы воспитания этнохудожественной культуры подростков средствами НДПИ в дополнительном образовании детей, на различных этапах педагогического эксперимента нами применялся комплекс взаимосвязанных и взаимодополняемых общих и частных методов эмпирического исследования, адекватных объекту и предмету исследования: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (анкеты, беседы); оценивание; тестирование. Оценка результатов экспериментальной работы осуществлялась посредством математического анализа. В результате проведенной работы был отмечен рост всех типов показателей. Использование методов математической статистики позволило доказать вероятность того, что позитивные изменения показателей в экспериментальной группе произошли в результате проведенной нами работы.

Данные, получаемые в ходе опытно-экспериментальной работы, отражали положительную динамику результатов формирующего эксперимента. Так, на заключительном этапе исследования в экспериментальной группе, где обучение проходило по комплексной программе освоения НДПИ, показатель репродуктивного уровня сформированности этнохудожественной культуры подростков снизился на 97,7 % (с 100 % до 2,3 %); продуктивного на 71,8 % (с 100 % до 28,2%), а показатель творческого уровня возрос на 69,5%. В то же время, в контрольной группе эти показатели практически не изменились.

Апробация условий реализации модели воспитания этнохудожественной культуры подростков в ходе экспериментальной работы и получение положительных результатов подтвердили основные положения гипотезы и оптимальность применяемых условий для дополнительного образования детей. Разработанная и апробированная модель воспитания этнохудожественной культуры подростков имеет практическую значимость не только для системы дополнительного образования, но и для других образовательных учреждений, где изучается НДПИ.

Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, позволяют признать проведение опытного исследования успешным, а целесообразность и эффективность внедрения педагогических условий и комплексной программы освоения НДПИ, как условия воспитания этнохудожественной культуры подростков в образовательный процесс дополнительного образования детей, подтвержденными. Таким образом, диссертационное исследование можно считать завершенным, самостоятельно выполненным, в котором рабочая гипотеза полностью подтверждена, поставленные задачи решены.

Однако поднятая проблема глубока и многогранна и не исчерпывается проведенным исследованием. В ходе выполнения эксперимента, и осмысленияд его результатов наметился ряд направлений, требующих дальнейшей научно-практический разработки. Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с воспитанием этнохудожественной культуры в рамках целостного и непрерывного учебно-воспитательного процесса (школа - учреждения дополнительного образования детей - вуз).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.