Формирование этноэкологической культуры подростков в современной общеобразовательной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Мингалеева, Милеуша Талгатовна

  • Мингалеева, Милеуша Талгатовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Ульяновск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 184
Мингалеева, Милеуша Талгатовна. Формирование этноэкологической культуры подростков в современной общеобразовательной школе: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ульяновск. 2014. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мингалеева, Милеуша Талгатовна

Введение..........................................................3

Глава 1. Теоретические основы формирования этноэкологичсской

культуры подростков в современной общеобразовательной школе.......13

1.1. Сущность и содержание понятия «этноэкологическая культура

подростка......................................................13

1.2. Экологическое содержание традиционной культуры как основа формирования этноэкологической культуры подростков........................29

1.3. Модель формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе................................................48

Выводы по первой главе...........................................76

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этноэкологической культуры подростков.....................................79

2.1. Диагностика исходного уровня сформированности этноэкологической культуры подростков..................................................79

2.2. Ход и организация опытно-экспериментальной работы...........87

2.3. Анализ результативности опытно-экспериментальной работы... 115

Выводы по второй главе..........................................119

Заключение......................................................122

Библиографический список........................................131

Приложения......................................................150

3

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование этноэкологической культуры подростков в современной общеобразовательной школе»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация характеризуется сложностью и противоречивостью взаимоотношений человека и природы, что является свидетельством духовно-нравственного кризиса человеческой цивилизации XXI века.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (2012) отмечается, что система образования должна обеспечить свободное развитие личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

Сегодня в контексте образования для устойчивого развития, целью которого является выживание человечества в целом, сохранение мира для настоящих и будущих поколений, особенную роль играет связь поколений, которая может сохраняться при использовании в школьном экологическом воспитании традиций своего народа.

В национальной доктрине образования Российской Федерации (на период до 2025 года) указано, что система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России; гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; качественное образование в сельской школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности; экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования определяет предметные, метапредметные, личностные требования к результатам образования. В частности отмечается, что лич

4

ностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. В концепции ФГОС общего образования предлагается учитывать этнокультурные потребности.

В связи с этим необходимо выделить образовательные программы, особенностью которых является внедрение в учебный и воспитательный процесс этнокультурного компонента. Образовательный процесс позволяет качественно решать задачи по возрождению, сохранению, развитию и преемственному наследованию национальной культуры, традиций, обычаев татарского народа, по формированию личности, способной адаптироваться в социуме. Педагогический опыт и традиции народов, учет экологических традиций, с нашей точки зрения, имеет бесспорную воспитательную ценность, способствует более эффективной организации экологического образования школьников. Вместе с тем, на современном этапе возникает потребность в использовании национальных традиций для эффективной организации экологического образования и формирования этноэкологиче-ской культуры учащихся в средних общеобразовательных школах. С точки зрения педагогики наиболее актуален вопрос о формировании этноэкологической культуры у подростков. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что подростковый возраст отмечается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Современный подросток видит перспективу своей полезности для других, общества в обогащении собственной индивидуальности. Это служит основой для личностного роста. Проявляя обостренный интерес к современности, подросток тонко воспринимает дисгармонию в окружающем мире. Очень важно в этих условиях обеспечить развитие экологически грамотного и созидательного поведения подростка через осознание традиционных народных экологических ценностей.

Степень разработанности проблемы исследования.

5

Теоретические основы экологического образования отражены в трудах Н.Д. Андреевой, И.Т. Гайсина, С.Н. Глазачева, Е.Н. Дзятковской, М.В. Емельяновой, Д.С. Ермакова, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, А.В. Миронова, Ф.А. Печчеи, И.Н. Пономаревой, Н.Ф. Реймерса, А.П. Сидельковского, С.А. Степанова, И.Т. Сураве-гиной, Н.М. Черновой.

Психологические предпосылки экологического образования обоснованы в работах психологов С.Д. Дерябо, А.В. Гагарина, А.Н. Павлова, В.И. Панова, В А Левина.

Проблеме формирования экологической культуры в системе экологического образования посвящены работы исследователей: В.Е. Борейко, С.Н. Глазачева, А.А. Гореловой, В.П. Горлычева, В.И. Игнатовой, Т.Ю. Макашиной, Л.В. Моисеевой, Е.И. Полянской, В.А. Самковой, Е.В. Титова, В.А. Ситаровой, А.Д. Фили-нова, Т.А. Шамановой, Т.В. Яковенко, Е.В. Яковлевой, В.А. Левина.

Важность межпредметного подхода в экологическом воспитании отмечают Е.А. Гринёва, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Т.Г. Каленникова, Е.Д. Макаров, З.Г. Сафаргалиева, Д.А. Стогова, Г.Ф. Федорец. .

В связи с обострением этнических проблем появляются работы по изучению традиционной педагогической культуры отдельных этносов: В.Ф. Афанасьева, А.Л. Бугаева, А.Г. Булатова, А.Ш. Гашимова, Л.А. Ибрагимова, А.Э. Измайлова, О.Д. Мукаева, А.И. Николаева, К.А. Пирлиева, Э.И. Сокольникова, Я.И. Хан-бикова, С.А. Шаалы.

Проблемам этногенеза, этнического самосознания посвящены работы Л.Н. Гумилева, Р.Х. Мингазова, В.Н. Татищева, К.Ф. Фукса, С. Шамси, Э.С. Эфендиева. Этнические возможности в формировании экологической культуры рассматриваются в работах исследователей: А.М. Ахмедовой, 1О.В. Бромлея, А.Г. Киямо-вой, Р.И. Пазовой, А.М. Салаватовой, З.А. Хусаинова, З.М. Чомаевой.

Социальное значение проблемы, анализ научно-педагогической литературы и практического опыта по данной проблеме позволили выявить ряд существенных противоречий:

6

- между необходимостью раскрытия экологического содержания традиционной культуры как основы формирования этноэкологической культуры личности и отсутствием достаточного теоретического обоснования этого процесса, в том числе по выявлению педагогических условий для его осуществления;

- между большим экологическим потенциалом содержания жанров татарского народного творчества и недостаточным использованием его в формировании этноэкологической культуры учащихся;

- между признанием значимости формирования этноэкологической культуры учащихся и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса в современной общеобразовательной школе.

Названные противоречия позволили выделить проблему исследования: каковы модель и педагогические условия формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе?

На основании выделенных противоречий и проблемы была сформулирован-на тема исследования «Формирование этноэкологической культуры подростков в современной общеобразовательной школе».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить модель и педагогические условия формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в современной общеобразовательной школе.

Предмет исследования - процесс формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования - процесс формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе будет происходить более эффективно,если:

- раскрыты сущность и содержание понятия «этноэкологическая культура подростка»;

- определены критерии, показатели и охарактеризованы уровни сформиро-ванности этноэкологической культуры подростков;

7

- разработана и апробирована педагогическая модель формирования этно-экологической культуры подростков в общеобразовательной школе;

- выявлены и реализованы педагогические условия формирования этноэко-логической культуры подростков в общеобразовательной школе: изучение произведений народного творчества, отражающих традиционный опыт взаимодействия с природой; актуализация этноэкологических аспектов в содержании учебных дисциплин; реализация программы «Зеленая колыбель» во внеурочной деятельности подростков; создание экологоориентированной педагогической среды на основе взаимодействия природной и этнокультурной составляющих при сотрудничестве семьи и общеобразовательной школы.

В соответствии с обозначенной проблемой, поставленной целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой предусматривается решение следующих основных задач исследования.

1.Раскрыть сущность и содержание понятия «этноэкологическая культура подростка».

2.Определить критерии, показатели и охарактеризовать уровни сформиро-ванности этноэкологической культуры подростков.

3. Разработать и апробировать модель формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе.

Теоретико-методологической основой исследования явились философские воззрения экологических проблем и устойчивого развития В.И. Вернадского, А.Г. Горшкова, К.С. Лосева, Н.М. Мамедова, Н.Н. Моисеева, В.С. Степина, С.Ф. Хантингтона; вопросы экологической этики Н.П. Моисеева, X. Ролстона; концептуальные положения экологического образования Н.Д. Андреевой, М.В. Емельяновой, Д.С. Ермакова, А.Н. Захлебного, Е.Н. Дзятковской, И.Д. Зверева, А.П. Си-дельковского, С.А. Степанова, И.Т. Суравегиной; научные исследования, посвященные формированию экологической культуры С.Н. Глазачева, А.А. Гореловой,

8

В.П. Горлычева, В.И. Игнатовой, Т.Ю. Макашиной, Е.И. Полянской, В.А. Сатаровой, А.Д. Филинова, Т.А. Шамановой, Т.В. Яковенко, Е.В. Яковлевой, В.А. Ясвина; межпредметный подход в экологическом образовании Е.А. Гриневой, З.Г. Сафаргалиевой, Г.Ф. Федорец. Проблемы этногенеза, этнического самосознания Л.Н. Гумилева, Р.Х. Мингазова, В.Н. Татищева, К.Ф. Фукса, С. Шамси, Э.С. Эфендиева; психолого-педагогические исследования С.Д. Дерябо, Д.И. Фельдштейна, В.А. Ясвина; культурологический подход к образованию Ш.А. Амона-швили, А.Г. Асмолова. Основные положения концепции этнопедагогического образования Г.Н. Волкова, В.Е. Давидович, М.Б. Кожанова, Э.И. Сокольниковой

З.А. Хусаинова, И.Я. Яковлева.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: анализ теоретической литературы по педагогике, философской, психологической, педагогической литературы и литературы на татарском языке, этнографических и этноэкологических источников по экологической культуре татарского народа, изучение нормативных образовательных документов -стандартов образования, школьной документации;

- эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, эксперименты - констатирующий и формирующий, тестирование; статистико-математический анализ результатов эксперимента.

Экспериментальная база исследования: муниципальные образовательные учреждения: Абдулловская, Енганаевская, Уразгильдинская, Татарско-

Калмаюрская средние общеобразовательные школы Чердаклинского района, Среднесантимирская, Старотюгальбугинская и Елховокустинская средние общеобразовательные школы Новомалыклинского района Ульяновской области.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа - с 2007 по 2014 годы.

?7с/2(з<э.п эи7<277<? - (2007-2008 гг.) - изучалась философская, пе-

дагогическая, психологическая, историко-этнографическая литература, анализировались учебные программы, учебники, краеведческая литература, творческое

9

наследие татарских ученых, просветителей; собирался фольклорный этноэкологи-ческий материал у старожилов татарских сел; исследовался вопрос о возможности использовании воспитательных идей и опыта татарского народа в природоохранной работе в школах с этнокультурным компонентом в содержании образовательного процесса; формулировались цель, объект, предмет, задачи и методы исследования, была выдвинута гипотеза исследования; определялись критерии и показатели сформированности этноэкологической культуры подростков, разработана модель формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе; проведено экспериментальное исследование, включающее констатирующий эксперимент.

Ня бтт7я/?ол7 э/ияи^ — (2008-2013 гг.) — осуществлялась

экспериментальная проверка модели и выявленных педагогических условий формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе; внедрялась экспериментальная программа.

77я Э/7М77 - (2013-2014 гг.) - была проведена диа-

гностика, осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования; проверялась достоверность гипотезы исследования, уточнялись теоретические и практические выводы, завершалось оформление автореферата и диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что

- раскрыта сущность и обосновано содержание понятия «этноэкологическая культура подростка», включающее три компонента: когнитивный, аксиологический, деятельностный;

- отобраны основные критерии и показатели сформированности этноэкологической культуры подростков; качественно охарактеризованы уровни этноэкологической культуры подростков (высокий, средний, низкий, очень низкий).

- разработана и апробирована модель формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе, включающая целевой, методологический, содержательный, организационно-процессуальный, критериальнооценочный и результативный блоки;

10

- обоснована и реализована совокупность педагогических условий формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе: изучение произведений народного творчества, отражающих традиционный опыт взаимодействия с природой; актуализация этноэкологических аспектов в содержании учебных дисциплин; реализация программы «Зеленая колыбель» во внеурочной деятельности подростков; создание экологоориентированной педагогической среды на основе взаимодействия природной и этнокультурной составляющих при сотрудничестве семьи и общеобразовательной школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- проведенное теоретическое обоснование сущности и содержания понятия «этноэкологическая культура подростка» вносят определенный вклад в теорию экологического образования;

- выработанные критерии и показатели позволяют повысить объективность и научный уровень оценки и отслеживать динамику процесса формирования этноэкологической культуры подростков в средней общеобразовательной школе.

- разработанная педагогическая модель формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе является определенным вкладом в развитие теории педагогического моделирования;

- обоснованные педагогические условия формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе дают возможность расширить и пополнить теоретические и методические положения экологического образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем результаты и выводы, а также методические материалы по проблеме исследования (педагогическая программа по формированию этноэкологической культуры учащихся в общеобразовательной школе «Зеленая колыбель» и методические разработки к ней) позволяют использовать данные материаль! в практике средних общеобразовательных школ. Разработанный критериальнодиагностический аппарат поможет выявить уровень и отследить динамику сфор-мированности этноэкологической культуры подростков.

11

Материалы исследователя могут быть использованы в практической работе учителей средних общеобразовательных школ и в процессе подготовки педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обесле чивались объективностью анализа состояния проблемы исследования в современной педагогической науке, соответствием теоретических и эмпирических методов исследования, использованием комплекса педагогических условий, достоверной статистико-математической обработкой полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования получили одобрение на международных, всероссийских, республиканских научно-практических конференциях: «Педагогика и психология: проблемы и решения» (Новосибирск, 2013), «Научная дискуссия: инновации в современном мире» (Москва, 2013), «Система ценностей современного общества) (Новосибирск, 2013), «Современное образование: опыт и тенденции развития» (Москва, 2013), «Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, социологии, философии» (Новосибирск, 2013), «Окружающая среда и устойчивое развитие регионов» (Казань, 2013), «Третья Всероссийская экологическая конференция» (Москва, 2013), «Формирование эколого-географической культуры учащейся молодежи в школе и вузе» (Казань, 2013), «Окружающая среда и устойчивое развитие регионов» (Казань, 2013), «Экология детства: теория и практика социально-экологического воспитания личности» (Чебоксары, 2012), «Современная филология: проблемы изучения и преподавания языков (русского, род ного, иностранного и русского как иностранного) и литературы в школе и вузе» (Ульяновск, 2013), «Грани науки-2013» (Казань, 2013), «Региональная система экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития» (Якутск, 2013).

Теоретические положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в 16 публикациях соискателя, в том числе в научных статьях, опубликованных в журналах, входящих в перечень ведущих периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

12

На защиту выносятся следующие положения:

1. Раскрыты сущность и содержание понятия «этноэкологическая культура подростка», определяемое как интегративное качество личности - субъекта культуры, обладающего системой этноэкологических знаний, осознающего ценности природной и этнокультурной среды и реализующего свое отношение к природе в экологически грамотном и созидательном поведении с учетом народных экологических традиций.

2. В качестве критериев и показателей сформированности этноэкологиче-ской культуры подростков определены: когнитивный (система этноэкологических знаний); аксиологический (эмоционально-ценностное отношение к природной среде, к экологическим традициям своего народа); деятельностный (опыт поведения в природе с учетом экологических народных традиций). Выявленные критерии и их показатели позволяют определить уровни сформированности этноэко-логической культуры подростков: высокий, средний, низкий, очень низкий.

3. Модель формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе состоит из целевого, методологического, содержательного, организационно-процессуального, критериально-оценочного и результативного блоков.

4. Успешность формирования этноэкологической культуры подростков в общеобразовательной школе обеспечивается совокупностью педагогических условий: изучение произведений народного творчества отражающих традиционный опыт взаимодействия с природой; актуализация этноэкологических аспектов в содержании учебных дисциплин; реализация программы «Зеленая колыбель» во внеурочной деятельности подростков; создание экологоориентированной педагогической среды на основе взаимодействия природной и этнокультурной составляющих при сотрудничестве семьи и общеобразовательной школы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений; проиллюстрирована таблицами, рисунками.

13

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ в СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ы.Сущность и содержание понятия «этноэкологическая культура подростка»

В связи с усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду экологические проблемы во второй половине XXI века приобрели глобальный характер и поставили перед человечеством вопрос о сохранении человеческой цивилизации, о выживании на планете Земля биологического вида Homo sapiens вследствие вызванных им же самим нарушений экологического равновесия в биосфере.

Мы ориентируемся в своих суждениях на воззрения Н.Н. Моисеева, который указывает на великую силу разума для предотвращения экологической катастрофы и установления компромиссов между человеком и природой для обеспечения их совместного будущего [117, с.34].

В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась встреча на высшем уровне по проблемам планеты Земля. Результатом этой встречи стало принятие «Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию», в которой провозглашается идея устойчивого развития. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений, а охрана окружающей среды становится неотъемлемым компонентом процесса развития.

В современной экологической обстановке традиционная культура человека и система взаимоотношений нации с окружающей природой на основе любви к родной земле - важнейшее условие выживание человечества [118, 144]. Традиционные ценности народа по отношению к природе передаются из поколения в поколение, они играют огромную роль в воспитании, образовании, в формировании этноэкологической культуры новых поколений.

Ведущими для нашего исследования являются следующие понятия: «культура», «экологическая культура», «этническая культура», «этноэкологическая культу

14

ра», «этноэкологическая культура подростка». Раскроем сущность предложенных понятий.

Назначение воспитания состоит в передаче культуры и жизненного опыта от поколения к поколению. Благодаря воспитанию возможен прогресс общества и развитие человека в онтогенезе. При этом опыт человека, который он получает г процессе индивидуальной жизни, передается последующим поколениям. Продуктом деятельности человека является его культура, которая выливается в общечеловеческую культуру.

«Ауль/щра, согласно психологическому словарю, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Согласно 3. Фрейду, культура - это сумма достижений и интуиций, отличающих нашу жизнь от жизни животных предков и служащая целям защиты от природы и урегулирования отношений» [39, 310].

Культура - исторически определенный уровень развития общественной жизни, творческих сил и способностей человека, а также создаваемых им материальных и духовных ценностей. В широком смысле понятие «культура» употребляется для характеристики исторических эпох, конкретных обществ, народностей, наций. В узком смысле культура - сфера духовной жизни человека, включающей результаты познания, нормы морали и права, человеческие силы и способности -знания, умения, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения [153, 76].

Наиболее крупными образованиями в пределах мировой культуры в этнологии является «этническая культура» - это та часть культуры этноса, которая для нее специфична [122, 10].

В начале своего эволюционного пути человечество было всецело подчинено природе и поддерживало неразрывную связь с ней. Связь времен поддерживалось традициями, обычаями народа или э/w/oca, представляющего собой естественно -историческую общность людей.

Как отмечает В.И. Козлов, условиями возникновения этноса являются общность территории и языка. Внутри этноса складываются характерные черты ма-

15

термальной и духовной культуры, групповых психологических характеристик, вырабатывается этническое самосознание, видную роль в котором играет представление об общности происхождения или исторических судеб, входящих в этнос людей [89, 153].

В «культуру этноса» входят этнические традиции, этническая символика, зональные культурные черты, этнические формы материальной культуры: жилище, одежда, пища, явления фольклора (эпоса, музыки, танцев) [122, 10].

Наиболее значимым компонентом культуры является язык народа. В.Ф. Гумбольдт писал: «Сумма всех слов, язык - это хранилище народного духа, культуры, объединенная духовная энергия» [47, 348].

Таким образом, э/тшосл проявляется в его языке, обычаях, тради-

ционном укладе жизни и собственно в исторически сложившимся мировоззрении, в котором переплетены отношения данного народа ко всем сторонам действительности, его ценностные установки.

Конец XX столетия ознаменован явлением, названным этнологами «этническим парадоксом современности», характеризующимся, с одной стороны унификацией материальной, духовной культуры, образа жизни во всем мире, с другой -усилением этнических чувств, реанимацией этнических ценностей. Подъем этнического самосознания - своеобразная реакция этносов, в частности этноса татар, направленная на защиту своей самобытности, отстаивание своей идентичности [123,157].

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мингалеева, Милеуша Талгатовна, 2014 год

Литература

Сказки о животных. Сказки: «Шуралэ», «Су анасы», «Ак бурэ».

/бшссный час « Аальш башы7/77Л7/ чер77».

/*77су77очпый шесш «Леры.ша7/7/ы а/о atwop, б] ре

ашарҮ Расставшегося съест медведь, разделенного съест волк».

Искусство

//чеце/шродка сказок «Экпя/и базары»

7еауира.шза?р/я «Экпя/и кашкям 77ЭЧЭ77 лшяи).

Обществознание

Аласс7/ый час: «Лшыя бяхе-77?е»(Се.пеЙ7/о<? счас7?7ье) «Аабасы ба а/7?асы ба бар-ал7Э77 а<?ачы7/ы77 77?ал7ыр-.?ары барЧ Человек, //лкчощпй оз7п/а 7/ беба, - буб с кор7/я1/77).

ориентаций

Понимание ценности своей культуры уважение и обогащение знаний и ценностных установок по охране природы на основе общения с людьми другой культуры.

Этническая идентичность Эмоциональное и эстетическое восприятие природы

Соблюдение норм и правил поведения в природе Учет традиционных установок во взаимоотношениях с природой,со-

160

«Соловей)): о том как на воле жить лучше, чем в золотой клетке. «Белый Волю)-персонаж-Белый Волк-выстпает как хозяин леса. Герой сказки -джигит ищет свою мать, в этом ему помогает этот волк, обладающий магическими свойствами. В сказке присутствуют и другие мифические персонажи: див иифрит. «Алпамша и смелая сандугач» Сказка о народном герое Ал-памашс, прекрасной принцессе Сапдугач. Персонажи сказки Ла-шадь-Акбузат и гусенок. «Серготмас урдэк»-(Болтливая утка»): Хозяин двора ушел на охоту, оставив домашних животных одних. Они решили послать одного, чтоб узнать, почему он долго задерживается. Решили послать утку, которая и ио земле ходит и по воде плавает. И по воздуху летает. Но у нее был недостаток: он была болтливой. сти н добродетели , в них осуждаются людские пороки и восхваляются благие порывы и поступки. Белый Волк выступает как хозяин леса, он не разрешает топтать траву и ломать деревья. Он не разрешает охотиться, а за ослушание превращает людей в камней. Белый Волк- положительный персонаж-оп помогает добрым людям, которые не разбойничают в лесу, а жадных и злых наказаывает. В сказке об Алпамаше воспевается смелость, сила, сострадание-как герой ухаживал за гусенком и тот ему потом помог, описаны умения плести лапти и любовь татарского народа к лошадям. В сказке очеловечены животные домашние и животные леса. Они говорят, рассуждают. Особенностью утки -героини данной сказки является болтливость. этим она чуть всех не загу- блюдение этического кодекса народа «Не навреди» Наличие этнических знаний и навыков по облагораживанию природы Проявление активности в деле охраны природы

161

била, а сама попала на обед хитрой Лисе.

Дастаны Дастаны - эпические сказания татарского народа. Разновидности татарских дастанов (героико- архаические («Тулэк». героические («Алпамша», «Ак Кубек»), лироэпические дастаны («Кузы Корпеш и Баян Сылу»). В дастанах повествуется о какой-либо трагедии. Они равняются эпическим сказаниям. Описываются образы алыпов (богатырей) и раскрыты сказочные мотивы . Дастаны большую роль играют в формировании духовно-нравственного облика татарского народа. В них воспитывается любвь к Родине, к роднму краю. География Природные условия своего края. История Русь и Золотая Орда. Булгарское ханство. Исламская культура. Великая Отечественная война. Экс/ду?с7/я я .пу- тей, сбор .1К7Ш<?р?/7/.7776' И ЭКС77О7/77777О6 /).7Я школьного .музея. Проект «Прпробп, ОИС7.7С////ОЯ 6ОЙ7/ОЙЯ. Биология История живой природы в регионе школы. Литература Устное народное творчество: да- станы. Этническая идентичность Эмоциональное и эстетическое восприятие природы Соблюдение норм и правил поведения в природе Проявление активности в деле охраны природы

Обрядовые праздники Обряд древнейший вид. народной культуры. Джиены - татарские весенне-летние праздники. В Нар-дугапе и в других весенних обрядах жарга туе (карга боткасы) исполняются песни, посвященные весне и лету, их значение-ритуально магическое (созываннс). Сабан-туй -главный земледельческий праздник татарского Прилет грачей - карга туй карга боткасы прилет скворцов - пакчар ботка. В этот день старушки готовили и угощали соседских детей кашей, приготовленной из принесенных ими круп. Кашу раскладывали на столбы ворот, заборов, приговаривая: «Кара каргага География Виды народной хозяйственной деятельности. Взаимодействие природы и этноса. Агроклиматические ресурсы. Памятники природы. Промыслы булгар. /ео?ра^27<7еск!7й 77/77.777С-КО.1//7О37/7//7Я «Я.7.МО 77?ЯЧЫ7/7Д7И СрГ/К 7779777.1/77. (ЯблОКО от яблони недалеко падает). История Познавательный интерес К ЭКОЛОГИИ и традициям народа по изучению и охране природы Понимание ценности своей культуры ува-

162

народа, на празднике после земледельческих работ юноши сосяза-ются в силе.выносливости (корэш, атлар чабышы), также показывают артистические таланты. аш булсын, ала каргага таш булсын)) - пусть грачу будет пищей, а вороне - камнем. По этому поводу для детей красили яйца. День ледохода - все жители деревни выходили на берег реки полюбоваться этим явлением. С пожеланием здоровья, чтобы все хвори уплыли вместе со льдом, девочки бросали в реку самодельные куклы, изготовленные из тряпок или бумаги. «Лны борып-борып баш очыннан суга ташлаганнар))). Люди, страдающие малярией бизгәк тотса, бросали в воду самодельные куклы. В одну из пятниц перед севом яровых (конкретный день устанавливали на совете старейшин) проводили день поминовения предков - Цым. Накануне этого дня каждая хозяйка красила куриные яйца, как правило, в отваре луковой кожуры -пыяс кабыгында. Возникновение искусства и религиозных верований. Быт и промыслы татарского народа. Культура татарского народа. Биология Традиционные основы охраны природы. Взаимосвязи животных в природе. 77асабка сяэ/сеш/(?б «Бе/? а?ач7/ь/ кш-С/77С/7-?7КС7/С)77?ыр/77))СС/Л'б7/.7 оЭ/70 Эе-рСВО-77ОСабм Эва)) Т7рак7777/ческая рабо-7776/.' ^АЭЗГЭ а777.7ЫК77Ь7 КЭ.72Э ЧЭЧ, ЯЗ?Ы а7а.7Ь7К77Ы-баЗ?а ЧЭЧ)). /7ра?Д/ШК «ЭКС.7О2МЧССК7/7/ Саба77-777J7/(« .Тила/Ү/// Ж'Пр ЛШ бн- рср. (УЭг)б/)е7/7/аЯ ЗС.ПЛЯ ЭаС'777 jpo-.)/б7777))/ Литература Устное народное творчество: обрядовый фольклор. Искусство Народные вышивки. Народные промыслы родного края. Красота земли родной. Творческая .пас77?срская «АТояляк аэ.7.'/эр?э ку'77са))(Есл!/ бабочка слое/;; 7/а 7/ВС777ОҚ) .Т?7Я7?У'СК ^ОЗС777Ы «Т(у.7Ь/77ур77ОС 7/ас.7еб7/е 777а777арско?о //арооал. /Та;/7/о-7/а.7Ь777Я7? Ор//ал/С7/777.'«/Т7//С.7 67/77/СЮ). Обществознание жение и обогащение знаний и ценностных установок по охране и облагораживанию природы на основе общения с людьми другой культуры. Этническая идентичность Эмоцио- нальное и эстетическое восприятие природы Соблюдение норм и правил поведения в природе Учет традиционных установок во взаимоотношениях с природой.соблюдение этического кодекса народа «Не

Накануне сева хозяева проводили чтение корана хэтем. как правило, с при-глашлашепием на угощение стариков, либо осуществляли подаяние сатака. Это делалось с пожеланием хорошего урожая, удачного года. с пожеланием дождей в нужное для роста яровых время, возвращающихся сеятелей обливали водой.

Обрядовым приемом пищи и обрядовым обливанием водой (помимо мусульманского обряда жертвоприношения и праздника по этому поводу - Курбан). Жертвенное животное -телку или бычка, реже лошадь или овцу, покупали на подворно собранные средства. Такое жертвоприношение устраивалось не ежегодно, а лишь в случае наступления засухи.А в случае угрозы засухи проводили обряд коллективной трапезы, устраеваемой возле мечети. Каждая хозяйка выносила приготовленную

Аласс/ш/;'/ час: сГапая бяхешея) «бабасы ба ашасы ба ба/)-п.пэи асачы-7/ыи шашышлары ба/л.Т Vc./ccc/:, ане/о-прш опща 7/ беба, - с Л'6 с ко/л/я-.п7/).Ссл/сш/ыа и/?азбш/к бэхе-77?ея(Счася2ьс бэхс/ис ба-

лаба, бала бттешс-Ла.'/аЛая

навредив

Проявление активности в деле охраны природы

164

еду, посуду, расстилала скатерть и угощала всех желающих. До начала угощения проводили моление по мусульманскому обряду. После угощения начиналось обливание водой. Ямгыр, инэм, яу, яу, Безгә ачлык килмәсен, Ачтин халык улмэсен, (Дождь, мать (моя), лей, лей, пусть не наступит (у нас) голод, пусть не умрет народ от голода) Праздник сабантуй устраивали его после завершения сева: Сабантуйлары пулаты Басуда сабан беткәч..

Стихи и песни «Туган авыл».-мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Г.Ибрагимов «Алмачуар)), Һади Такташ стихотворения «Ак чәчәкләр)), «Ур-ман»-А. Еники.«Мәхбүс"-М. Джалиль,стихотворения о Родине, Г.Сабитов "Бакчачы турында баллада. Классификация песен: такмак, короткие песни (кыска кэй), про-тяжные песни (озын кэй), дере- Эмоциональнопоэтическое отражение окружающей природы, духовное очищение, смысловое и эмоциональное восприятие красоты природы родины. География Взаимодействие природы и этноса. Природные условия своего края. Исследовательская деятельность «Эт-нопедагогическое наследие как фактор формирования экологической культу-ры»,%мме б)'.7СЙ Эй 777О/?ай7/ O/CZ//7, Сй-гыпЭырн иту?йи э/с/щ (Доэ/сс если К/7ЛС//Й Ч)'Э/сбщ/й, случйешь /70 /?оЭ////е). История Возникновение искусства и религи- Наличие знаний о разнообразии растительного и животного мира родного края, о редких и охраняемых видах животных и растений Познава-

165

венские напевы (авыл кэйлэрере). Татарские народные песни ''Көзге ачы җилләрдә" Баллада М.Джалиля "Соловей и родник"

Җыр

Ак Иделләрне кичәр идем

Иделнең буе саз гына;

Иозецне голгэ тиңнәр идем,

Голнең гомере аз гына. Сандык-сандык сары алма,

Сайласам чыкмый бөтене;

Эчем-тышым ут яна,

Тышкары чыкмый төтене.

озных верований. Культура татарского народа. Духовная жизнь страны.

Исследовательская деятельность «Летопись родного края». Ари ?Ъ/)«аэ?/ мн беле/?? АТ?? укь??ц// - шул беле/?. (Тй/оеоезЭмл, ч/??оуз//л/? АА/оео /7/)оч?/???<7л - .ш/оаое з??ңе/?т). Уку - э//э бе.'?Э7/ КТ)С KT73J,'. (Уч77Л№СЯ-ЛҮ7Л.' ?/а.7О?7 /)ь?/??ь колобе?/?.

Литература

Һади Такташ стихотворения «Ак чәчәкләр», «Урман»-А.Еники

«Мәхбүс"М. Джалиль.стихотворения о Родине, Г. Сабитов "Бакчачы турында баллада.Татарские народные песни "Көзге ачы җилләрдә".Баллада М. Джалиля "Соловей и родник".

Искусство

Народные песни «Песня -душа народа»,Фольклор, песни о родине «Всю жизнь свою несу родину в душе».Что роднит музыку и изобразительное искусство «Небесное и земное в звуках и красках». Музыкальная живопись и живописная музыка «Какую роль играет природа в жизни человека?. Как она пробуждает воображение писателей, композиторов и художников?».

Aw/ку/к' <л)ч?ше;/?ш, С7???мо« о /?/??/-/)обе («Тылсы.нль? кялэ.и» (&)л?н<?б/?ое

тельный интерес к экологии и традициям народа по изучению сохранению природы.

Этническая идентичность

Эмоциональное и эстетическое восприятие природы

Соблюдение норм и правил поведения в природе

Учет традиционных установок во взаимоотношениях с природой.со-

166

АЪ///Д'/?С /?7/су7/КО6 М « Л,ү/// .?/с7//?е.н .н;///е.н-7//?кэ еэ./ел/ (Роб-7/ал ?е.1Г7Я-?д;е77?г//р/й се/Э??. Обществознание Эссе, сочш/е/шя //c /лсл^ «Поло.и-//с/ес/??б'с л: соз7777Ы.и .иес77?о.и??. Ил.7оЭо7/ Л'Г/?МС.1/С<Ү//С/С/? КГ/?Ь/К. (Бойся того, кто не боится Аллаха). Эис777ссз - бе/? тпим-777077 б;/. ( Безнадежный - как есть сатана). С'е.пей//ь/й 77/?е;зЭ/77/7х «Э//м бэхе-777е?)(СчС7С/77Ье.НЛ77?е/?7(). блюдение этического кодекса народа «Не навреди» Наличие этнических знаний н навыков по сохранению природы Проявление активности в деле охраны природы

167

Приложение 2.

Методы диагностики этноэкологической культуры учащихся

Когнитивный компонент этноэкологической культуры подростков

Анкета «Оцени свои экологические знания».

Внимательно прочтите тест и выберите правильный ответ. В одних тестах может быть один правильный ответ из всех предложенных вариантов, в других - два, три или все ответы могуч быть правильными. Тест считается выполненным, и Вы за него получаете 1 балл, если отмечены все правильные ответы из числа возможных. Варианты выбранных ответов подчеркните.

1. В водной среде обитают:

а) дельфин

б) колибри

в) шмель

г) речной рак

2. Укажите многоклеточных животных:

а) мышь

б) морская звезда

в) амеба

г) инфузория

3. Кто такие динозавры?

а) древние земноводные

б) одна из групп древних пресмыкающихся

в) древние млекопитающие

4. К беспозвоночным животным относятся:

а) черви

б) жуки

в) лягушки

г) рыбы

5. Каково значение озонового слоя Земли?

а) защищает планету от падения метеоритов

б) защищает живые организмы от губительного излучения

в) предохраняет планету от потери тепла

6. Развитие жизни на Земле началось :

а) в оксане

б) в воздухе

в) на суше

7. Гидросфера - э го оболочка Земли:

а) водная

б) воздушная

в) твердая

8. Характерные для тайги животные:

а) тушканчик

б) соболь

168

в) кедровка

г) глухарь

9. Что изучает паука "Экология"?

а) вещества и их превращения

б) природу земной поверхности

в) связи между организмами и окружающей средой, между человеком и природой

10. С какими облаками связано выпадение осадков?

а) с перистыми

б) со слоистыми

в) с кучевыми

11. Что называют климатом?

а) многолетний режим погоды, характерный для данной местности

б) состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент

в) движение воздуха вдоль поверхности Земли

г) гигантские атмосферные вихри

12. Кто из ученых первым предположил, что Земля имеет форму шара:

а) Аристотель

б) Птолемей

в) Пифагор

13. Укажите представителей тундры:

а) ягель, карликовая береза, лемминг, белая сова

б) ель, кедровая сосна, кедровка, соболь

в) дуб, лещина, кабан, жук-олень

14. Назовите самое богатое видами природное сообщество:

а) тропический лес

б) тайга

в) пустыня

г) смешанный лес

15. Самая маленькая планета Солнечной системы - это:

а) Нептун

б) Уран

в) Плутон

г) Меркурий

16. Земля состоит из:

а) ядра, земной коры

б) ядра, мантии, земной коры

в) мантии, земной коры

г) ядра, мантии

17. Между какими видами в естественных условиях осуществляются отношения по типу "хищник - жертва"?

а) лесная куница - обыкновенная белка

б) обыкновенная бурозубка - таежный клещ

в) лесной хорек - обыкновенный хомяк

169

г) кабан - дождевой червь

18. Как называется законодательно выделенная территория для сохранения ее в качестве природного эталона, где полностью исключена хозяйственная деятельность?

а) заповедник

б) национальный парк

в) зеленая зона

г) заказник

19. У каких растений существует дополнительное питание мелкими животными?

а) заразиха

б) росянка

в) пузырчатка

г) повилика

д) венерина мухоловка

20. Деревья с какими особенностями наиболее подвержены повреждениям огнем?

а) с тонкой корой

б) с толстой корой

в) с поверхностной корневой системой

г) с глубокой корневой системой

21. Какие из комнатных растений являются светолюбивыми?

а) алоэ древовидное

б) кливия благородная

в) бальзамин султанский

г) аспидистра ("дружная семейка")

22. Когда нильский крокодил лежит на берегу, небольшая птичка трохилус может забираться к нему в пасть и выбирать присосавшихся пиявок, застрявшие между зубов остатки пищи. Эго пример отношений:

а) взаимополезных

б) полезно - нейтральных

в) полезно - вредных

г) взаимовредных

23. Какое приспособление к недостатку влаги характерно для кактусов?

а) накапливают в тканях большое количество воды '

б) листья покрыты восковым налетом

в) листья густо опушены

г) растения сбрасывают листья в период засухи

24. Какие деревья больше всего пострадаю г от ветровала?

а) ель

б) дуб

в) береза

г) сосна сибирская

25. Появление каких признаков означает подготовку листопадных деревьев и кустарников к зиме?

а) одревеснение побегов

б) окончание цветения

170

в) созревание семян

г) осыпание семян

д) листопад

26. Укажите растения Чсрдаклинского района, занесенные в Красную книгу ?

а) купальница европейская

б) венерин башмачок крупноцветковый

в) ландыш

г) ирис сибирский

27. В каком сообществе имеются только для него характерные виды травянистых растений. Из всех предложенных вариантов отметьте неправильный:

а) луг - ежа сборная

б) болото - пушица волосистая

в) дубрава - кислица обукновенная

г) ельник - майник двулистный

28. На какие виды животных запрещена охота в Ульяновской бласти?

а) лебедь-кликун

б) бобр речной

в) журавль серый

г) сокол сапсан

д) кабан

е) северный олень

29. Какая цепь питания составлена верно?

а) люцерна - листовой люцерновый слоник - наездник - трясогузка

б) люцерна - листовой люцерновый слоник - трясогузка - наездник

в) люцерна - листовой люцерновый слоник - наездник - трясогузка

30. Между какими видами существуют отношения "хищник-жертва"?

а) лисица обыкновенная - мышь лесная

б) енотовидная собака - травяная лягушка

в) белый медведь - императорский пингвин

г) судак - ерш

Обработка: высокий уровень: 25-30 баллов, средний: 18-24 баллов, низкий: 8-17 баллов, очень низкий до 7 баллов.

Аксиологический компонент этноэкологической культуры подростков

Личностный тест. .

Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам па предлагаемые вопросы.

Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и запомнить оценку в

баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.

Вопросы Да Нет По- разному

1. Хорошо ли ты относишься к природе?

171

2. Умеешь ли ты отличать красивые явления от не красивых?

3. Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя?

4. Заслуживают ли внимания явления природы.

5. Всегда ли ты относишься к природе внимательно.

6. Все ли явления природы тебя интересуют?

7. Проявляется ли этот интерес в поступках?

8. Ценишь ли ты новизну в природе?

9. Влияет ли природа на твои переживания?

10. Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления?

11. Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?

12. Любишь ли ты читать описания природы в книгах?

13. Влияет ли природа на твое поведение?

14. Влияет ли окружающая природа на твои мысли?

15. Часто ли прогуливаешься среди природы?

16. Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?

17. Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы?

18. Как часто ты бываешь равнодушен к окружающей природе?

19. С каких пор ты стал выступать в защиту природы.

20. Или они возникли в подростковых классах - с 4-го по 7-й?

21. Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками?

22. Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа?

23. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?

172

24. Всегда ли ты добросовестно трудишься, ухаживая за природой?

25. Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?

Свыше 40 или менее 20 баллов — твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы.

От 30 до 40 баллов - пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако гы понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным.

От 20 до 29 баллов - твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее.

Добрый совет: если ты хочешь усовершенствовать свое отношение к природе, - а это нужне для твоей жизни, самовоспитания, для того, чтобы принести больше пользы людям и жить ин-терсснеее, - начни выполнять предложенную программу действий в помощь воспитанию и самовоспитанию средствами природы. Работа по программе поможет осуществить это желание.

Деятельностный компонент этноэкологической культуры подростков

Проективный тест (характер действий учащихся в той или иной ситуации, непосредственно связанной с природой).

Задание: закончить начатую фразу.

1. Если я выберу профессию, связанную с явлениями природы, напри-

мер,______________________________________то_________________2. Встретив в лесу

браконьера, я_________________________

3. К людям, которые любят природу, я отношусь_, потому что____

4. Если бы я был художником и оказался на реке или у моря______

5. Я хотел бы побывать в экологическом лагере школьников, потому что (чтобы)

6. В ближайшее время хотелось бы побывать в походе, чтобы______

С целью выявления уровня развития экологического сознания, ценностных экологических ориентаций, экологических знаний, знания норм и правил поведения человека в природе, адекватности экологического сознания и поведения учащихся, эмоциональной отзывчивости

173

личности к природе, экологических интересов и потребностей, способности и потребности к рефлексии своего взаимодействия с природой, учащимся можно предложить следующую тематику сочинений или сочинений-миниатюр:

Задание: напишите сочинение (рассказ) о своей прогулке в лес - как надо вести себя во время прогулки в лес, сформулируйте правила поведения человека в природе.

- «Наедине с природой»;

- «Мое представление об экологически культурном человеке»;

- «Обойди ромашку на поляне»;

- «Экологические традиции моего народа»;

- «Охранять природу - значить охранять Родину»;

- «Мыслить глобально, действовать локально»;

- «Твой вклад в дело охраны природы»;

Обработка результатов:

Анализируя сочинения, педагог определяет:

- спектр сформулированных норм и правил поведения человека в природе;

- уровень личностного осознания учащимися норм и правил поведения;

- адекватность экологического сознания и поведения учащихся в природе.

умение видеть и чувствовать красоту природы и передавать ее посредством сочинений

Комплексная этноэкологическая анкета

Задание: выберите ответы из перечисленных.

1. Из каких источников Вы знаете об экологических проблемах?

а) из рассказов учителей

б) из средств массовой информации

в) от родителей

г) от товарищей

д) благодаря личным наблюдениям

2. Принимаете ли Вы участие в природоохранной работе?

а) да б) нет

3. Почему Вы участвуете в этой работе?

а) по требованию учителей б) по требованию родителей

в) под влиянием друзей г) по личному убеждению

4.1<акаие обычаи и традиции татарского народа об охране природы Вы знаете?

174

5.3аполните таблицу: Татарский фольклор о природе

Пословицы Загадки Приметы Сказки Песни Байты

3. Какие представителей флоры и фауны своей местности, занесенных в «Красную книгу», Вы знаете?

4. Расположите по степени значимости для себя (от 1 до 5), за что Вы цените природу:

о природа - наш общий дом

о природа даст человеку грибы, ягоды, орехи, другие продукты питания;

о природа даст человеку древесину;

о природа - источник красоты и вдохновения

о природа (солнце, воздух, вода) способствуют укреплению здоровья человека

8. Как Вы считаете, человек должен находиться в гармонии с природой?

а) да;

б) ист;

в) затрудняюсь ответить

9. Какой вклад в развитие естествознания внес Каюм Насыри.

10. Какие произведения татарской литературы затрагивают взаимоотношения человека и природы.

11. Какие мифические персонажи татарского фольклора Вам известны?

12. Как Вы участвуете в экологической деятельности?

а) участвую в организации экологической деятельности

б) систематически участвую в экологической деятельности (кружок, рейды, просветительская работа среди сверстников)

в) принимаю участие в отдельных мероприятиях (субботники, месячники, конкурсы.)

г) вообще нс участвую или крайне редко

13. Согласны ли Вы с тем, что благодаря знаниям пословиц, поговорок, сказок, загадок, сказаний, преданий и праздников у человека улучшается отношение к природе?

а) да;

б) ист;

в) затрудняюсь ответить.

14. Какую практическую деятельность по охране природы вы можете применить, основываясь на народной педагогике (умения и навыки перешедшие от старшего поколения).

175

15. Часто ли Вы слышите такие пословицы, как:

«Агач уттырттынмы, син инде хормэтле кеше булдып»;

«Ямьле булса да торган жир, сагындыра туган жир»;

«Суның кадере чишмә корыгач, кешенең кадере үлгәч беленә»;

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

16. Интересны ли Вам народные приметы?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

17. Какие экологические принципы татарского народа Вам известны?

18. Какие символы природы, отраженные в творчестве татар (музыка, песни, прикладное искусство) Вам известны?

19. Какою деятельность по охране природы Вы предприняли в последнее время?

20. Для чего нужно охранять родную природу?

Обработка анкеты.

Зияния.'?,5,<5,9, 70, 77, 75. ,

1/еииоб'шп.-7,3,73,76, 77, 73, 20.

/7ся/иель7/ос/иь.'2,3,72,7-7, 79.

Анкета дли родителей

1. Важно ли воспитывать экологическую культуру?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

2. Согласны ли Вы с высказыванием «Природа - наш общий дом»?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

3. Как Вы считаете, человек, это часть природы?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

4. Знаете ли Вы, какие знания охватывает народная педагогика?

а) да;

176

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

5. Согласны ли Вы с тем, что для углубления знаний о взаимодействии человека и природы необходимо изучение народной педагогики в школьной программе?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

7. Раскрывается ли взаимодействие человека и природы в народных праздниках? Каких?

а) да;_____________________

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

9. Согласны ли Вы с тем, что благодаря знаниям пословиц, поговорок, сказок, загадок, сказаний, преданий и праздников у человека улучшается отношение к природе?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

10. Интересны ли Вам народные приметы?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

11. Знаете ли Вы традиции и обычаи татарского народа по охране природы?

Какие?____________________________________________

12. Какие представителей флоры и фауны, занесенных в «Красную книгу)), Вы знаете?

13..Какие народные приметы знаете?____________________________________

12.Какие Вы знаете пословицы, поговорки, загадки о животных?________

13..Какие приметы Вы знаете о погоде?_______________________________

14. Беседуете ли Вы с детьми об экологических проблемах?

а) часто .

б) иногда

в) очень редко

15. Смотрите ли передачи о природе вместе детьми

а) часто

б) иногда

в) очень редко

177

Анкета для учителей

1. Как вы понимаете: «экологическое воспитание»?

2. Осуществляете ли вы на уроках экологическое воспитание учащихся?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

1. Как Вы представляете проблему воспитания культурного человека с точки зрения экологии?

2. С какими знаниями татарского народа о природе Вы сами знакомы? (Устное народное ' творчество, приметы народной метеорологии, загадки, пословицы, поговорки, народные наблюдения за растениями и животными и т.д.).

3. Как Вы думаете, как использовали свои знания о природе наши предки татары при воспитании и обучении молодого поколения?

4. Как по Вашему, нужны ли учащимся знания татарского народа о природе и почему?

5. Используете ли Вы в учебно-воспитательной работе знания татарского народа о природе? Если не используете, что Вам мешает делать это?

6. Каких местных писателей, поэтов Вы знаете, и как они в своем творчестве отражали родную природу?

7. Как Вы воспитываете у учащихся экологическую культуру?

178

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.