Культура оленеводов в национально-региональном компоненте образовательной программы средней школы на Ямале тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Аверьянова, Клавдия Николаевна

  • Аверьянова, Клавдия Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 196
Аверьянова, Клавдия Николаевна. Культура оленеводов в национально-региональном компоненте образовательной программы средней школы на Ямале: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2008. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Аверьянова, Клавдия Николаевна

Введение.3

Глава 1. Культура оленеводов в традиционной системе жизнеобеспечения коренных народов Ямала (на материале ненцев)

1.1. Культура оленеводов как объект этнокультурологического анализа.14

1.2. Генезис и основные исторические этапы развития традиционной культуры оленеводов.19

1.3. Культура оленеводов как этноэкологическая система (материально-производственный аспект).26

1.4. Культура оленеводов как этноэкологическая система (духовно-креативный аспект).58

Глава 2. Теоретические и методические основы профильного обучения культуре оленеводов в общеобразовательной средней школе на Ямала

2.1. Профильное обучение как фактор освоения культуры оленеводов в средней школе.76

2.2. Методика профильного обучения культуре оленеводов и программное обеспечение элективных курсов в 7-9 классах сельских школ ЯН АО. 8 8 - 117 Заключение.117

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура оленеводов в национально-региональном компоненте образовательной программы средней школы на Ямале»

Актуальность исследования.

Исследование и освоение культуры оленеводов Крайнего Севера России - одна из актуальных проблем как науки, так и культурно-образовательной практики. Речь идет о важнейшем компоненте системы жизнеобеспечения коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - регионов, которые играют значительную роль в дальнейшем устойчивом экономическом и культурном развитии страны в целом, благодаря, с одной стороны, мощным природным ресурсам, с другой стороны, сохранению тех форм традиционной этнической культуры, которые обладают высоким уровнем адаптированности к природно-климатическим условиям, сформировавшимся культуро-экологическим равновесием.

Ямал среди регионов Крайнего Севера занимает особое место, благодаря не только своему статусу «газовой столицы» России, но и довольно высокому уровню сохранения традиционной этнической культуры коренных малочисленных народов, сохранению таких традиционных отраслей хозяйства как оленеводство. Именно это оказалось во многом решающим фактором выживания, увеличения численности коренных малочисленных народов Ямала, отмеченном в результатах всероссийской переписи населения 2002 года.

Культура оленеводов - наиболее устойчивая форма жизнедеятельности коренных народов Ямала, которая проявляется в быту, языке, одежде, искусстве, поведении и общении, народной педагогике, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся до настоящего времени. В то же время недостаток специалистов-профессионалов в сфере оленеводства рассматривается в современных условиях как одна из основных проблем традиционных хозяйств Ямало-Ненецкого автономного округа. Несмотря на то, что овладение профессией в сфере- оленеводства требует соблюдения сложных и серьезных требований, данные специальности по социологическим исследованиям, являются недостаточно престижными. Залогом успешной будущей" трудовой деятельности является готовность личности к профессиональному самоопределению4 в соответствии со способностями, интересами- и желаниями. Решение этой проблемы требует создания соответствующей культурно-образовательной среды в общеобразовательном учебном заведении, одна из задач которой - выявлять и развивать у школьников природные наклонности к данной деятельности, создавать четкую, целенаправленную систему будущей; работы и систему стимулирования их к овладению основами1 будущей профессии оленевода. Таким' образом; образованию принадлежит решающая роль в сохранении! и актуализации» культуры оленеводов, в подготовке специалистов, способных, продолжая сформировавшиеся* традиции- данной* отрасли традиционного хозяйства, успешно- адаптировать ее к новым- социально-экономическим условиям, осуществлять ее неразрушающую модернизацию.

Именно- этнокультурологический подход к данной проблеме и* его реализация, в .культурно-образовательной практике, на наш взгляд, позволяет, выявить новые- ресурсы для ее решения, теоретически и методически обосновать необходимую для этого образовательную технологию. С другой стороны, проведенное исследование имеет значение для теоретико-методологического- обоснования самой этнокультурологии как новой и активно'развивающейся отрасли-культурологической* науки, в частности, той ее части, которая связана с исследованиями культуры жизнеобеспечения» этноса.

Актуальность темы нашего исследования связана также с тем, что оно находится в русле решенияI важнейших кулътуро-экологических проблем. В' ситуации нарастающей глобализации культуры, вызывающей и «встречные» этномобилизационные процессы, ориентированные на защиту этнокультурной самобытности, культурного многообразия, особенно важным оказывается определение уровня, характера и адаптационных возможностей модернизации культуры, определение константных, относительно неизменных, сохраняющих качественное своеобразие культурного целого его компонентов, и, с другой стороны, компонентов, обладающих определенным модернизационным потенциалом, способностью неискажающего ее фундаментальных ценностных оснований апгрейдинга культуры. Для сохранения и развития культуры оленеводов эта проблема имеет совершенно конкретный смысл: что в процессе ее освоения может быть без ущерба для культуры модернизировано, а что - воспроизводиться и сохраняться в относительно неизменном виде. Сказанное имеет прямое отношение, как к содержанию, так и к технологии обучения будущих оленеводов.

Важнейший аспект актуальности проведенного исследования связан с тем, что исследование и образовательная реализация культуры оленеводов имеет большое значение для решения проблем формирования, сохранения и интеграции этнической, региональной и гражданской идентичности населения регионов Крайнего Севера, сохранения гражданского консенсуса, мира и согласия в российском обществе. Здесь необходимо учитывать также и то, что оленеводство - это единственная отрасль хозяйства коренных малочисленных народов Севера (и своеобразная этнокультурная ниша), где эти народы не встречают конкуренции со стороны представителей количественно доминирующих в обществе этнонациональных групп населения. А это - существенный фактор укрепления этнического, этнокультурного статуса коренного населения, и, соответственно, достижения указанной интеграции идентичностей.

Степень изученности проблемы.

Вопросы развития культуры оленеводов получили определенное освещение в отечественной научной литературе. Различные аспекты развития традиционной культуры оленеводов Ямала, истории оленеводства коренных малочисленных народов, место оленеводства в этнической культуре, его значение для сохранения языка и ценностей духовной культуры рассмотрены в работах Бармич М. Я., Вострякова П. Н., Багашева А. Н., Броднева М. М., Головнева А. В., Евладова В. П., Житкова Б. М., Крупника И. И., Лар Л. А., Мухачева А. Д., Михайловой А. Е., Павлова Б. М., Подкорытова Ф. М., Пушкаревой Е. Т., Салаваткина В. Г., Соколовой 3. П., Сусой Е. Г., Сыроватского Д. И., Харючи Г. П., Хомич Л. В., Южакова А. А. и др.

В то же время эти работы ориентированы в основном на рассмотрение экономических, материально-производственных аспектов развития оленеводства в рамках истории, этнографии, сельскохозяйственных наук, а также исследование общего состояния этнической традиционной культуры коренных малочисленных народов Ямала, изучение отдельных элементов материальной и духовной культуры, языковой ситуации в регионе, и в значительно меньшей степени затрагивают культурологические аспекты и проблемы воспроизводства культуры оленеводов, в частности, через систему образования.

Объектом исследования является культура оленеводов коренного населения Ямало-Ненецкого автономного округа в образовательном пространстве средней школы.

Предмет исследования - условия, возможности и образовательные технологии освоения культуры оленеводов в средней общеобразовательной школе ЯНАО.

Целью исследования является теоретическое и методическое обоснование, разработка и апробация образовательной этнокультурологической технологии, обеспечивающей сохранение и развитие культуры оленеводов, создающей педагогические условия для овладения будущим оленеводам своей профессии с учетом этнорегиональных особенностей Ямала.

Исходя из цели исследования, в работе последовательно решались следующие задачи:

1. Теоретико-методологическое обоснование понятия «культура оленеводов», отражающего важнейший компонент традиционной этнической культуры коренных народов Ямала;

2. Исследование генезиса, исторических особенностей и этнической специфики формирования культуры оленеводов Ямала;

3. Анализ культуры оленеводов как этноэкологической системы в материально-производственном и духовно-креативном аспектах;

4. Теоретическое и методологическое обоснование этнокультурологического подхода к освоению культуры оленеводов в национально-региональном компоненте образовательной программы средней общеобразовательной школы ЯНАО;

5. Обоснование принципов профильной подготовки в рамках национально-регионального компонента образовательной программы средней школы как фактора освоения культуры оленеводов;

6. Разработка новой образовательной технологии освоения культуры оленеводов в средней общеобразовательной школе ЯНАО с учетом ее этнорегиональной специфики;

7. Методическая разработка и апробация программы образовательной подготовки будущих оленеводов в средней общеобразовательной школе ЯНАО.

Теоретико-методологической основой диссертации послужили работы известных историков культуры, философов, антропологов, этнографов, североведов - Э. С. Арутюнова, М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна, Д. С. Лихачева, С. В. Лурье, Г. Д. Гачева, И. Ю. Трушковой, Г. П. Харючи, Л. В. Хомич, П. Н. Вострякова, Ф. М. Подкорытова, Е. Т. Пушкаревой, А. Д. Мухачева, 3. П. Соколовой, И. И. Крупника, А. А. Южакова, Е. Г. Су сой, Д. И. Сыроватского, В. Г. Салаваткина, М. Я. Бармич, Ч. М. Таксами и др.

Принципиальное теоретико-методологическое значение для исследования имели идеи армянских этнологов и антропологов, обосновавших и апробировавших еще в 80-х годах XX века при анализе традиционной этнической культуры концепцию «культуры жизнеобеспечения» (С. А. Арутюнов, Э. С. Маркарян, Ю. И. Мкртумян и др.), основанную на принципах системного подхода к культуре. Продуктивность данного подхода была доказана и при анализе традиционной культуры других российских этносов, других этнорегиональных культурных моделей (И. Ю. Трушкова). Автор основывался также на разработанном и реализованном в образовательной практике кафедрой этнокультурологии Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена этнокультурологическом подходе к образованию представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (И. Л. Набок, Н. С. Чернякова, Т. А. Апинян, Т. Д. Булгакова и др.). Важнейшим теоретико-методологическим ориентиром в разработке педагогических проблем культуры оленеводов послужил разрабатываемый в русле модернизации отечественной системы образования компетентностный подход (В. И. Байденко, Н. И. Максимов и др.)

Автором диссертации использован комплексный междисциплинарный подход, интегрирующий исторические, этнографические, этнокультурологические, педагогические методы исследования.

Источники и основные этапы исследования.

В диссертации использованы научные публикации вышеперечисленных ученых, полевые материалы автора диссертации, а также апробированные педагогической практике авторские методические разработки.

На первом этапе исследования (2002 — 2003 г. г.) был: проведен анализ культурологической, этнографической- этнологической,, философской, психолого-педагогической и литературы по проблеме исследования; уточнено^ и конкретизировано, понятие «культура оленеводов» в контексте . национально-регионального компонента общеобразовательной программы средней- школы; выявлено состояние исследуемой проблемы в истории; теории и практике школьного образования; определены направления: исследования проблемы профильного обучения культуре оленеводов; разработана: программа элективных курсов обучения? для сельских школ Ямала. . ■

На втором этапе исследования (2003 - 2005 г. г.) были определены принципы формирования содержания профильного курса культуры оленеводов в национально-региональном-' компоненте- общеобразовательной программы средней; школьь и принципы организации: процесса профильного обучения; построена теоретическая? модель методики-профильного обучения для сельских школ; разработана-методика профильного обучения: произведен отбор? содержания профильного: курса; определены формы, методы и средства, способствующие профилизации и индивидуализации? обучения культуре оленеводов: ,

На третьем этапе исследования (2005 - 2007 г. г.) адаптирована программа элективных курсов обучения для сельских школ Ямала; осуществлены анализ и интерпретация результатов исследования; завершено оформление текста диссертации:

Опытно-экспериментальной базой исследования выступила Белоярская средняя школа-интернат Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа, а также сельские школы-интернаты, осуществляющие предпрофильную подготовку школьников по специальности «оленевод».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются адекватностью исходных теоретико-методологических обоснований, учетом реальных возможностей образовательных учреждений, опытом многолетней педагогической деятельности автора исследования, наличием положительных результатов реализации представленной педагогической модели на практике.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурологический подход к культуре оленеводов позволяет рассматривать ее как системообразующий компонент системы жизнеобеспечения этноса и определить, таким образом условия ее существования и развития в современной социокультурной ситуации.

2. Профильное образование в общеобразовательной школе, ориентированное на воспроизводство культуры оленеводов как этноэкологической системы является решающим условием сохранения, защиты и развития традиционной культуры этноса в новых экономических и социальных условиях.

3. Комплекс профессиональной компетентности школьников в области культуры оленеводства помимо традиционного набора знаний, умений и навыков должен включать ряд деятельностных способностей, позволяющих им эффективно действовать в условиях глобализации и формирования нового культурно-информационного пространства.

4. Для создания, условий формирования деятельностных способностей . целесообразно применение образовательной технологии, , рассматривающей деятельность школьников, и систему ИХ' ответственности за ее результаты в качестве базовых элементов образовательного процесса.

5. Реализация этнокультурологической образовательной!технологии подготовки будущих оленеводов на базе общеобразовательных учреждений Ямала необходима в рамках национально-регионального компонента образовательных программ в соответствии с действующими государственными, образовательными: стандартами* . подготовки школьников" соответствующего сельскохозяйственного профиля; :

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что впервые:

- осуществлен этнокультурологический анализ культуры оленеводов; культура: оленеводов рассмотрена в контексте культуры жизнеобеспечения этноса как ее системообразующий компонент;

- культура оленеводов исследована как этноэкологическая система; в материально-производственном и духовно-креативном аспектах;

- разработана, теоретическим и методически обоснована концепция профильной; подготовки будущих оленеводов в общеобразовательной школе Ямала;

- разработана и апробирована- на практике этнокультурологическая образовательная технологиям подготовки школьников к самостоятельной трудовой; деятельности в сфере традиционных отраслей оленеводства с учетом требований современной рыночной экономики. Практическая значимость исследования состоит:

- в разработке новой образовательной программы профильного обучения школьников Ямала культуре оленеводов, учитывающая этнокультурологические особенности генезиса, исторического развития и современного функционирования этой сферы традиционной системы жизнеобеспечения;

- в решении актуальной культуроэкологической проблемы - защиты, сохранения и развития культуры оленеводов с помощью создания адекватной этим задачам образовательной технологии подготовки будущих оленеводов на Ямале;

- во внедрении в учебный процесс образовательных учреждений Ямала теоретически обоснованной и апробированной на практике образовательной технологии массовой подготовки школьников основам культуры оленеводов;

- в создании предпосылок, теоретическом и методическом обосновании формирования новой образовательной среды, способствующей повышению качества профессионального образования и решению проблемы занятости коренного населения Ямала.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы данного исследования обсуждались на научно-практических конференциях: международной научно-практической конференции «Реальность этноса» (г. Санкт-Петербург, 2003), региональных научно-практических конференциях «Оленеводство XXI века: проблемы и перспективы» (Салехард, 2003); «Ямальские чтения» (Салехард, 2005) и др., а также ряде семинаров для работников системы общего образования, проводимых Ямало-Ненецким окружным институтом повышения квалификации работников образования в Ямальском, Шурышкарском, Приуральском, Красноселькупском, Тазовском, Пуровском, Надымском районах Ямало-Ненецкого автономного округа.

Теоретические разработки по данной теме используются в научной работе кафедры развития национально-регионального компонента в образовании Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, в учебно-воспитательном процессе сельских школ Ямала.

Данные результаты исследования одобрены Департаментами по делам малочисленных народов Севера и образования Ямало-Ненецкого автономного округа и рекомендованы для применения в учебно-воспитательном процессе сельских общеобразовательных учреждениях ЯНАО.

Рекомендации по использованию научных результатов.

Методика профильного обучения культуре оленеводов может быть применена в массовой практике работы учителей, преподающих предметы национально-регионального компонента и других учителей-предметников в общеобразовательной школе и системе среднего профессионального образования, при подготовке специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Аверьянова, Клавдия Николаевна

Заключение;

Данные представленного исследования показывают, что важнейшим условием сохранения и развития коренных северных этносов является сохранение и воспроизводство их материальной и духовной культуры. В нашем исследовании шла речь о культуре оленеводов, Ямала на примере ненецкого этноса. Реализация этнокультурологического подхода, рассмотрение культуры оленеводов; Ямала в качестве , устойчивой, самодостаточной этноэкологической системы позволили нам выявить основные этнокультурные особенности этого феномена и определить направления и методику адекватной; системы профильного образования.

Еще в 20-е годы* XX в. структура балансов жизнеобеспечения арктических оленеводов- даже в.* самых отдаленных от центра России; ареалов обитания была положительной. Не остается, сомнений, что оленеводы проявили.; удивительную эволюционную пластичность, позволившую; им не только выжить, отстоять самобытность, но и сохранить без значительных деформаций свой' хозяйственно-бытовой уклад, отличавшийся способностью; противодействовать суровой природе, давлению другой цивилизации и одновременно усваивать прогрессивный социальный опыт славянских народов. Это означает, что малочисленный народ сумел в; условиях интенсификации контактов с иным культурным феноменом; закрепить тенденции; собственного- эволюционного движения; Если учесть, что наряду с . оленеводством ' важными источниками существования были рыболовство, охота, собирательство «дикоросов»,. то допустимо говорить о сформировавшейся самодостаточности сложившихся: форм; хозяйствования в эволюционном развитии этноса; устойчивости традиционной этнической; , культуры, ее культуро-экологическом равновесии.

Культура оленеводов выявляет еще и очень важный адаптивный потенциал ненецкого этноса^ Возвращение к родовому оленеводству считается едва ли не панацеей в современной ситуации жизни аборигенов. Автор на основе проведенного исследования? утверждает, что это - лишь одна из стратегий спасения северных этносов, причем далеко не! однозначная.

Сегодня явно; усиливается^ стремление к ограничению площадей' кочевья: В Ямало-Ненецком автономном округе возможности пастбищ теоретически; позволяют содержать имеющееся поголовье оленей, что обеспечило бы существование ненцев; хантов и коми-зырян, традиционно' занимающихся? оленеводством: Но между тем, как: раз здесь и идет интенсивное освоение нефте-газовых ресурсов, развитие промышленности. Остро встает проблема об условиях и принципах сохранения оленеводства параллельно: с непрекращающейся нефтегазодобычей: Это сосуществование,, как мы: старались показать в; нашем исследовании должно основываться,на принципах взаимоадаптации:

Опыт освоения природных ресурсов;, не: учитывающий?эти принципы^ показывает,. что оно причиняет непоправимый вред оленеводству., Угроза сокращения оленьих пастбищ 'возрастает. По последним данным исследований в ЯНАО в связи с освоением нефтегазовых месторождений потеряно 11 млн. га пригодных для пастбищного животноводства. Многокилометровые нефтегазопроводы-: в- направлении «Восток - Запад» перекрывают маршруты, оленьих переходов между зимними и летними пастбищами (преодоление десяткам тысяч оленей предполагаемые 5 - 10 ниток трубопроводов связано с огромными трудностями). С чисто экономической точки зрения скромный по результатам труд оленеводов не выдерживает конкуренции с «нефтедолларами».

Однако- факторы, мешающие сохранению и развитию культуры оленеводства, устранимы; необходимо:' ; только проявление соответствующей воли со стороны властей и предпринимателей, а также сохранение и развитие культуры оленеводов,, обучение детей коренных малочисленных народов Севера основам оленеводства, На практике оленеводство - разоряется: Побудить людей к. активной жизни, преодолеть чувство социальной": обреченности и^ пессимизма, создать надежную систему мотивации труда для значительной части оленеводов и их семей -задача еще более сложная, чем оптимизация сосуществования нефтегазодобычи и оленеводства;, выработка механизмов;взаимоадаптации этих отраслей!:

Перспективу возрождения и сохранения' традиционных для. Севера: форм оленеводства во многом будет определять менталитет коренных этносов. Здесь огромную: роль должно сыграть образование, в частности, профильное, направленное на сохранение и развитие утрачиваемой; культуры оленеводов; что предполагает разработку и- реализацию общеобразовательных программ с: этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом.

Возвращение к традиционным, формам оленеводства сталкивается и с образовательными проблемами организационно-институционального, характера, связанными с. нерешенностью- вопросов кочевой, школы, с практикой интернатского образования и воспитания детей коренных кочующих народов в отрыве от семьи и родителей. Это, безусловно; грозит угасанием их этнической идентичности. За короткие летние каникулы они не успевают адаптироваться-1 .к условиям традиционного проживания; получить навыки тундровой жизни.

Проведенный анализ теоретических т методических источников, а также образовательной практики, направленной« на? восстановление; и развитие культуры оленеводов? показал, что, несмотря; на пристальное внимание к этой, проблеме, есть ряд причин, которые препятствуют успешному ее решению. Важнейшими. из них являются: • нерешенность-общих теоретико-методологических проблем профильного* обучения;, определяющих систему видов творческой деятельности: учащихся; недостаточный, опыт использования^ программ элективных курсов в учебно-воспитательной деятельности сельских школ, слабое оснащение кабинетов для ведения профильной подготовки культуре оленеводов и т. д.

В то же время разработанные и апробированные в ходе нашего исследования программы элективных и факультативных курсов по культуре оленеводов эффективно сказались на развитии творческих способностей' учащихся, повышении уровня обученности, создании благоприятных психологических условий для сохранения культурного наследия коренных.малочисленных народов Севера:.

Исследование. показало, что изучение любой темы в курсе основ оленеводства в условиях профильного обучения необходимо развертывать, вокруг концепции культуры; оленеводов как' особой, исторически сложившейся этноэкологической системы в единстве всех ее компонентов. Особое значение в достижении целей профильного обучения основам культуры оленеводов имеют творческие: работы с включением элементов . исследовательской деятельности; и внеурочная работа; (чтение; специальной? литературы, тематические вечера,, конференции, ученическое общество по оленеводству^ практические занятия); проведение экскурсий на стойбище оленеводов.

Результаты экспериментального обучения свидетельствуют о том, что разработанная методика профильного обучения основам оленеводства эффективна и может применяться; в целях повышения эффективности культуры оленеводов в общеобразовательных школах Ямала.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Аверьянова, Клавдия Николаевна, 2008 год

1. Абрамов Н. А. Описание Березовского края. - Шадринск: Изд-во Шадрин. ПО «Исеть», 1993.-83 с.

2. Аверьянова К. Н. Методика обучения школьников выполнению» творческих проектов! СПб.: ООО «Миралл», 2006.-56 с.

3. Аверьянова К. Н. Оленеводство Ямала Оленеводство Ямала: Учебник по факультативному курсу для 7-9 классов сельских школ. СПб.: ООО «Миралл», 2006.—112 с.

4. Аверьянова К. Н. Рабочая тетрадь (Факультативный курс «Оленеводство Ямала») 7-9 кл. — СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004.-63 с.

5. Акимов В. В., Неустроев Н. Д. Производительный труд сельских школьников:,педагогические аспекты. -М.: Academia, 2001.-213 с.

6. Аксянова Г. А., Багашев А. Н., Богордаева А. А. Этнография и антропология Ямала. Новосибирск: Наука, 2003.-386 с.

7. Аксянова Г. А. Ненцы. Расово-морфологическая характеристика по данным одонтологии и соматологии в связи с их этногенезом: автореферат канд. дисс., М., 1976.-24 с.

8. Алексашина И. Ю. Педагогическая,идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. СПб.: СпецЛит, 2000.-105 с.

9. Алексашина И. Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации) в научном и учебном познании в области естествознания //Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб.: Крисмас, , 1994.-189 с.

10. Ю.Алквист А. Среди хантов и манси. Путевые записи и этнографические заметки. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.-178 с.

11. П.Амосов А. Север и рынок Красноярск: Изд-во «Буква», 2001.-178с.

12. Ананьев Е. Хозяева тундры. Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 1953.-145 с.

13. Артеев Г. И. Кочевье оленеводов Северо-Западной части Обдорского района. Тобольск, 1926, № 8.-142 с.

14. Арутюнов С. А. Система жизнеобеспечения и этнос. М.: Наука, 1997.-304 с.

15. Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989.-243 с. '

16. Атутов П. Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в; 2-х томах. М.: Просвещение, 2001.

17. Багашев А. Н. Антропологический образ //Ямал знакомый и неизвестный. - Тюмень, 1995. -105 с. .

18. Бармич М. Я. Орнаменты и узоры тундровых ненцев //Фольклор и этнография Западной Сибири.-Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990.-217 с.19^Бартенев В! На: крайнем северо-западе: Сибири: Очерки1 Обдорского края. СПб.: Тип. М. Ф. Пайкина, 1896.-153 с.

19. Беликов С. Е., Куприянов А. Г. Охрана и хозяйственное использование популяций дикого северного оленя на арктических островах//Экология, охрана и хозяйственное использование диких северных оленей; — Новосибирск: Наука, 1988.-213 с.

20. Белявский Ф. Поездка к Ледовитому морю. М.: тип: Лазаревых Инта вост. яз., 1833.-259 с.

21. Бережнова Л;Н., Набок ИШ:, Щеглов В.И: Этнопедагогика: учебное . пособие; М.: Академия, 2007.-204 с.

22. Блауберг И. В., Юдин Э. Р. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973-270 с. ^

23. Бобрикова Л. Ф. О прозаических жанрах фольклора ненцев Ямала //В помощь учителю школ Севера.-М.-Л.: Учпедгиз, 1965.Вып.13.-106 с.

24. Брусницина А. Г., Ощепков К. А. Памятники археологии Среднего Ямала (левобережье нижнего течения, р. Юрибей) //Древности! Ямала.-Екатеринбург-Салехард: Сибирское книжное изд-во; 2000: — Вып. 1.-205 с.

25. Бударин М: Е. Прошлое и настоящее народов Северо-Западной Сибири. Омск: Омское обл. гос. изд., 1952.-187 с.

26. Ьударин М. Е. Путь малых народов Крайнего Севера к коммунизму^ Омск: Западно-Сибирское книжное изд-во, 1968.-474 с.

27. Василевич Г.М., Левин М.Г. Типы оленеводства и их происхождение //Советская этнография, 1970, № 1.

28. Васильев В. И. Исторические: предания ненцев как источник при исследовании этногенеза и этнической; истории северосамодийских народов //Этническая история и фольклор. Mi: Наука, 1977.-259 с.

29. Васильев В: И. Ненцы, энцы, нганасаны (северо-самодийские народы); //Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований. М.: Наука, 19941-197 с.

30. Васильев В. И. Проблемы формирования северосамодийских народностей. М.: Наука, 1979-244 с.

31. Вербов Г. Д. Ненецкие сказки и былины. Салехард, 1973.-27 с.

32. Виклунд К. Ь. Вопросник, для исследования кочевого оленеводства //Программы и вопросники по изучению? материальной': культуры.: Омск, 1989.-213 с. • i , :

33. Востряков П- Н., Броднев;М.М.Оле:неводство Лмалаг- Свердловск: Сред.-Уральское книжное изд-во; 1964.-98 с.

34. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Курс лекций. М., Academia,. 1998.-209 с. ,

35. Гладкая И. В., Ильина С. П., Ривкина С. В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителей. СПб.: КАРО, 2005.-187 с.

36. Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. -Екатеринбург: УрО РАН, 1995.-607 с.

37. Головнев А. В. Историческая типология хозяйства народов СевероЗападной Сибири. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1993-204с.

38. Головнев А. В. К истории ненецкого оленеводства //Культурные и хозяйственные традиции народов Западной Сибири. Межвуз. Сб. науч. ст. Новосибирск: НГПИ, 1989.-169 с.

39. Головнев А. В. Модель в культурологии //Модель в культурологии Сибири и Севера. Сб. науч. тр. Екатеринбург: Ин-т истории и археологии, 1992.-168 с.

40. Головнев А. В: Ненцы: оленеводы и охотники //Народы Сибири: права и возможности. Новосибирск: Сибирское книжное изд-во, 1997.-115 с.

41. Головнев А. В. Путь к семи чумам //Древности Ямала. Екатеринбург-Салехард: Сибирское кн. изд-во, 2000. Вып. 1.-205 с.

42. Гриценко В. Н. История Ямальского Севера в очерках и документах. Том 1. Омск.: Книжное изд-во, 2004.-205 с.

43. Гриценко В. Н. История Ямальского Севера в очерках и документах. Том 2. Омск.: Книжное изд-во, 2004.-302 с.

44. Гриценко В. Н. Река Таз и окружающая тундра. Тобольск: Сибирское изд-во, 2000.-81 с.

45. Гулевский А. Н. Традиционные представления о собственности тундровых оленеводов России (конец XIX XX в.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. ист. н. - М., 1994.^4-2 с.

46. Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М.: Наука, 1970.-269 с.

47. Долгих Б. О. Родовой и«племенной состав.народов Сибири в XVII в. -М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1960.-622 с.

48. Евладов В. П. В тундрах Ямала. Свердловск: Гос. изд-во. Урал. Обл. отд-ние, Уралполиграф, тип. «Гранит», 1930.-68 с.52:Евладов В. П. По тундрам Ямала к Белому острову. Тюмень, 1992-281 с.

49. Есида А. Культура питания гыданских ненцев: (Интерпретация и социальная адаптация). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. ист. н.-М.: Ин-тэтнол. и антропологии им. Миклухо-Маклая., 1997-28с.

50. Житков Б. М. Полуостров Ямал //Зап. ИРГО по общей географии. СПб, 1923.-350 с.

51. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.-310 с.56:Захарова Т. Б. Дифференциация содержания образования основное средство' осуществления профильного обучения //Профильная школа. -М., 2003. № 1-. -187 с.

52. Зверев И. Д. Проблемы факультативных занятий в средней школе. №' 4. -М.: Советская педагогика, 1971.-134 с.

53. Казанцева Л. А. Исследовательский метод в условиях гуманизации1 образования. Казань: КГУ, 1999.-145 с.

54. Карапетова- И. А. Лесные ненцы: к проблеме региональной^ и субэтнической' специфики в материальной культуре //Этнокультурная динамика в центре1 и на периферии этнического ареала: Сб. ст. М.: ИЭ, 1986.-186 с.

55. Киселев А. Ф. Двенадцатилетняя школа: «за» и «против» //Стандарты и мониторинг в образовании. № 1. М., 1999.-60 с.

56. Клоков К. Б. Таежное природопользование (с основами биогеоэкономики). М:: Лесн. Пром-сть, 1982.-288 с.

57. Клоков К. Б; Традиционное природопользование- народов Севера: концепция сохранения и развития. М.: Лесн. Пром-сть, 1997.-160 с.

58. Ковалев Н. И. Кухня народов России. М:: Экономика,. 1993.-350 с.

59. Козлов В; И: Основные проблемы. этнической; экологии //Этнографическое обозрение, 1983, № 1.

60. Козлов! В; И; Содержание понятия и его экологические; аспекты« //Этническая экология: теория и практика. М.: Наука, 1991.-173 с.

61. Козьмин В. А. Вопросник. Оленеводство народов Сибири //Программы и вопросники по изучению материальной культуры. — Омск: Изд-во Омского ун-та, 1989.-120 с.

62. Козьмин В. А. К вопросу о происхождении нартенного транспорта в западносибирском. оленеводстве //Проблемы археологии ш этнографии. Вып. 2: Историческая этнография: традиции и современность. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та;.19831-156 с. . .

63. Козьмин В.А.,Оленеводство народов ЗападнойСибири в конце XIX-начале XX в.: (Проблема происхождения и типология): Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. (07.00.07). Л;, 1981.-21 е.

64. Козьмин В. А. О методах исследования генезиса западносибирского оленеводства//Культурное наследие народов Сибири и Севера; СПб.: Наука, 2000.-97 с.

65. Конаков I I. Д. Промысловый, календарь в<мировоззрении, древних коми //Мировоззрение финно-угорских народов: Сб. науч. тр: -Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1990:—216 с. .

66. Концепция модернизации российского образования : на период до: 2010 года//Народное образование;-.№',4; М^, ;2002.-60?с:

67. Концепция; национальной образовательной политики Российской Федерации //Вестник образования. № 18.- М., 2006.-267 с.

68. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Стандарты и мониторинг в образовании. №3. М'., 2002.-155 с.

69. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12 летней школе) //Вестник образования. № 3. - М., 2000.-190 с.

70. Косарев М. Ф. Западная Сибирь в древности. М.: Наука, 1984-245с.

71. Костиков Л. В. Законы тундры. К вопросу о положении женщин у самоедов. Л., Изд-во Акад. Наук СССР, 1930.-68 с.

72. Крупник И. И. Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. М.: Наука, 1989.-270 с.

73. Крупник И. И. Становление крупнотабунного оленеводства у тундровых ненцев //Советская этнография. № 4. М., 1976.-80 с.

74. Кузнецов А. А., Рыжаков' М. В. Некоторые аспекты разработки содержания образования на старшей ступени* школы.//Стандарты и мониторинг в образовании. № 1. М., 2003.-80 с.

75. Кулемзин В. М. Вопросы этнокультурной истории Сибири: Сб. статей. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1980.-152 с.

76. Кулемзин В. М. Игра как феномен традиционной культуры //Мастер-класс.- Новосибирск: Сиб. книж. издание, 1997.-50 с.

77. Куприянова 3. Н. Эпические песни ненцев. Л.: Наука, 1965. - 782 с.

78. Куроптев- А. В. Свадебные обряды самоедов //Природа и люди Севера. Сборник 1. Архангельск: Архан. о-во краеведения, тип. т-ва «Призыв», 1927.-65 с.

79. Кушелевский Ю.И. Северный полюс и земля Ямал. Путевые заметки. СПб., тип. М.В.Д., лит. К. Штремера, 1868.-155 с.

80. Лар Л. А. Боги и шаманы ненцев Ямала //Народы Северо-Западной-Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995.-205 с.

81. Лар Л. А. Традиционное религиозное мировоззрение ненцев: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. СПб.,2000.

82. Лар Л. А. Шаманы и боги. Тюмень: Ин-т пробл. Освоения Севера, 1998.-83 с.

83. Левченко; А. Л. Методика профильного обучения биологии- в старших классах общеобразовательной, школы: дис. на. соиск. уч. степ. канд. пед. наук. СПб., 2006.

84. Лезова С. В: Сибирские ненцы (самоеды) ' в середине XIX века: диалог кочевников и чиновников. //Древности Ямала.

85. Екатеринбург-Салехард: Сибирское кн. изд-во, 2000. Вып. 1.-270 с.

86. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность; М.: Политиздат, 1975.-304 с. ' . .

87. Лурье С. В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997.-448 с.

88. Маркарян Э. С. Культура, жизнеобеспечения и этнос:. Опыт этнокультурологического исследования. (На материалах, армянской сельской культуры). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1983.-319 с:

89. Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1973.-146 с.

90. Мухачев А. Д. Путешествие в мир оленеводов. Новосибирск: Наука, 2001.-400 с.

91. Мухачев А. Д., Салаваткин В. Г., Михайлова А. Е., Павлов Б. М., Макушев Ю. Е. Основы оленеводства, звероводства, охотоведения: Учебное пособие для учащихся 8' кл. школ Крайнего Севера. СПб.: Просвещение, 1992.-327 с.

92. Мухачев А. Д., Салаваткин В. Г., Михайлова. А. Е., Павлов Б. М., Макушев Ю:. Е. Основы оленеводства, звероводства, охотоведения: Учебное пособие для учащихся 10 класса. СПб:: Просвещение, 1995.-318 с.

93. Мухачев А. Д., Салаваткин В. Г. Основы- оленеводства, звероводства, охотоведения. Учебное пособие для уч-ся 8-9 кл. школ Крайнего Севера. 4.1. СПб.: Просвещение, 2002.-312 с.

94. Ненцы Ямала. Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 1994.-60 с.

95. Патрикеев'Н. Б. Ямал: страницы былого. Салехард: Изд-во «Красного Севера», 1995.-100 с.

96. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1965. Т.2.

97. Петрова В. П., Харючи Г. П. Ненцы в истории Ямало-Ненецкого автономного округа. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1999222 с.

98. Пиманов А. С. Дорога в никуда. Салехард: Ямальский меридиан, 1997.-35 с.

99. Погодин А. А. К проблеме изучения первоначального заселения севера Западной Сибири //Древности Ямала. Екатеринбург- Салехард: Сибирское кн. изд-во, 2000.-270 с.

100. Подкорытов Ф. М. Оленеводство Ямала. СПб.: Типография ленинградской атомной электростанции, 1995.-274 с.

101. Под сенью Нохар-Юха. Альманах салехардских литераторов Тюмень.: Софт Дизайн, 1995.-289 с.

102. Попов А. А. Енисейские ненцы (юраки) //Известия Всесоюзного географического общества. Вып. 2-3, 1944.-102 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.