Этнопедагогические основы экологического образования студентов педагогических специальностей в условиях университета тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Урумов, Заурбек Таймуразович

  • Урумов, Заурбек Таймуразович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 157
Урумов, Заурбек Таймуразович. Этнопедагогические основы экологического образования студентов педагогических специальностей в условиях университета: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2002. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Урумов, Заурбек Таймуразович

Введение.

ГЛАВА I. Этнопедагогические основы подготовки будущего педагога к процессу экологического образования школьников в условиях университета.

1.1. Экологическое образование: сущность, содержание, структура и историография проблемы.

1.2. Формирование экологической культуры личности как основная цель экологического образования.

1.3. Использование возможностей народной педагогики в процессе решения задач современного образования на региональном уровне.

Выводы к главе I.

ГЛАВА II. Условия и пути процесса профессионально-педагогической подготовки студентов педагогических специальностей к экологическому образованию школьников в РСО-Алания.

2.1. Использование системы этноэкологических знаний, содержащихся в осетинской народной педагогике, как фактор совершенствования системы экологического образования в начальной школе РСО - Алания.

2.2. Спецкурс как эффективное средство решения на практике вопросов экологического образования с учетом этнических особенностей территориально-образовательного пространства республики.

Выводы к главе II.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогические основы экологического образования студентов педагогических специальностей в условиях университета»

Актуальность исследования. В наши дни мировая цивилизация вступила в наиболее опасный период своей истории - эпоху глобального экологического кризиса. В этой ситуации крайне важно для человечества понять, что экологический кризис «наших дней не временное затруднение, не досадное препятствие, которое можно легко отодвинуть. Это сотрясение глубинных основ человеческого бытия, эрозия и разрушение экологической ниши нашего существования» [140, с. 553]. Экологический кризис наших дней явился следствием агрессивного, хищнического отношения человека к природной среде своего обитания, утраты чувства гармоничного сосуществования с окружающим миром. И неудивительно, что общество получает гражданина преимущественно с потребительским сознанием, в основе которого лежит система мнимых, искусственных ценностей технократического века.

Техника, - как отмечал еще в начале 20 века замечательный русский мыслитель В.В. Розанов, - присоединившись к душе, дала ей всемогущество. Но она же ее и раздавила. Появилась «техническая душа». И вдохновение умерло» [115, с. 223].

Обезличив природу, превратив ее лишь в источник обеспечения и пополнения материальных благ, человек долгое время не замечал процесса разрушения экологического равновесия в окружающей среде.

Сегодня же, оказавшись перед лицом надвигающейся экологической катастрофы, человечество вынуждено искать действенные механизмы, направленные на ее предотвращение. Как показывают многочисленные научные исследования по этой проблеме, самым разумным в сложившейся ситуации является принятие экологически ориентированной системы природопользования, реорганизация существующей «производственной технологии, в чем воплощается непосредственное материальное взаимоотношение человека и природы. Но для его осуществления требуется и изменение ценностных ориентации человека - формирование его экологического мышления, новой экологической этики» [124, с. 585].

Следовательно, и проблема, и ее решение существуют одновременно не вне человеческого индивида, т.е. в «окружающей природе», а кроются непосредственно в нем самом, его сознании. И только преобразованием «внутренней природы» человека посредством формирования экологической культуры каждой личности, способно предотвратить гибель всех людей. Прерогатива в формировании экологической культуры личности отводится такой важной области образовательной системы, как экологическое образование. О важном статусе экологического образования можно судить по тому большому вниманию, которое уделяется ему во всем мире. Так, весьма примечателен тот факт, что разделу образования в области окружающей среды отводится особое место в Программе ООН по проблемам окружающей среды (ЮНЕП), активно способствующей развитию данной сферы деятельности через ЮНЕСКО.

Не обойдена вниманием проблема экологического образования, в том числе в области государственной законодательной политики, и в Российской Федерации. Согласно принятому 19 декабря 1991 года Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», в нашей стране, в целях повышения экологической культуры общества и подготовки специалистов в России установилась «система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации» [50, с. 141-142].

Более того, согласно Постановлению об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях определено: «принять экологическое образование приоритетным направлением в области образования, выделив его как стратегическое в системе современных знаний, выполняющее интегративные функции в формировании целостной картины мира подрастающих поколений.» [ 110, с. 12].

Основная цель экологического образования - формирование экологической культуры личности. Известно, что неотъемлемая составляющая личности современного человека - экологическая культура - начинает закладываться в раннем детстве и оформляется, в основном, в школьные годы. Следовательно, именно школа, в лице педагогов, должна гарантировать государству становление такой личности, которая обладала бы столь ценным для общества качеством. Но, к сожалению, как показывает педагогическая практика, на сегодняшний день современная школа способна реализовать этот важный социальный заказ далеко не в полной мере. Подобный «феномен, - по мнению А.Г. Асмолова,- заключается в рассогласовании исходной готовности индивида к получению им жизненно важных экологических знаний, представлений и навыков и неготовности социальных институтов к обеспечению реализации этой готовности» [10, с. 32].

Современные психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что одной из основных причин этого является недостаточное внимание, уделяемое процессу изучения вопросов экологической тематики, освещению проблем регионального и локального характера. Подобная, объективно существующая тенденция, которая прослеживается в современной образовательной системе, крайне отрицательно сказывается на характере процесса экологического образования и в смысле формируемых знаний. В результате, экологическое образование зачастую превращается в формальное мероприятие, а знания приобретают вид абстрактной информации и не могут стать «знанием-силой», а значит, и перерасти в личностное убеждение. В связи с этим все большее число исследователей высказывается в пользу ориентации процесса преподавания учебного материала, связанного с экологической тематикой, на информацию, во многом представляющую данные о регионе, где проживают обучаемые. В контексте изложенного еще одним принципиально важным моментом следует считать и то, что, помимо информации о естественногеографических условиях территории, крайне важно учитывать и специфику этнической среды, в рамках которой протекает образовательный процесс. К последней, в частности, следует отнести менталитет, этнические природоохранные традиции, экологически ориентированные доминирующие этнокультурные установки, во многом определяющие отношение представителя того или иного этноса к природной окружающей среде. В своей работе немецкий философ В. Хесле отмечает, что «эксплуатация природы определяется не той или иной собственностью на средства производства, а менталитетом людей, обязанных принимать определенные решения» [152, с. 111]. И именно в «эпоху революционных переломов, когда, казалось бы, разрушаются все старые ценности», важно помнить, что «глубинные менталитеты культурной традиции могут сохраняться длительное время, программируя деятельность людей» [126, с. 176-177].

Действительно, у каждого народа в процессе исторического развития складывается своя, самобытная система экологического образования подрастающего поколения, активно способствующая охране окружающей природной среды. Подобная система существует и у осетин. Это устоявшаяся, опробованная временем система формирования у молодых людей экологической культуры - любви, чувства гармонии и единения с окружающим миром - посредством передачи им знаний о природе, привития экологически ориентированных установок поведения, природосберегающих традиций и обычаев.

Следовательно, современная педагогическая практика в процессе решения задач экологического образования не должна игнорировать многовековой опыт народной педагогики. Еще великие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, высоко оценивая значение образовательных и воспитательных средств, заложенных в традиционных педагогических системах, указывали на необходимость использования этого богатого потенциала в формировании облика грядущих поколений. «Воспитание, - как отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский, - построенное на абстрактных или иностранных началах., будет действовать на развитие характера гораздо слабее, чем система, созданная самим народом» [138, с. 245].

Современные исследователи также подчеркивают значимость и необходимость использования опыта народной педагогики в экологическом образовании. «Культура народа, - считают Э.А. Баллер и Н.С. Злобина, - не музей, не антикварное хранилище. Это - живой процесс человеческой деятельности, включающий производство, хранение, распределение и потребление духовных ценностей, причем каждый из перечисленных элементов характеризуется степенью участия самых широких масс, во всех сторонах культурной деятельности» [11].

Однако ценный опыт национальной культуры осетинского народа, к великому сожалению, не востребован современным образованием и не находит применения в педагогической практике в средних общеобразовательных школах РСО-Алания. Следовательно, возрастает роль и значение педагога, способного в конкретных условиях образовательного пространства республики организовать процесс экологического образования школьников в соответствии с национальными особенностями и экологическими традициями, заложенными в народной педагогике осетин.

Воспитательная сила, - утверждал К.Д. Ушинский, - прививается только у живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характер может образовывать характер» [138].

Следовательно, именно от личности учителя будет во многом зависеть облик гражданина будущего, одним из неотъемлемых качеств которого должна стать высокая экологическая культура.

Таким образом, вполне правомерно будет констатировать факт существования явного противоречия между потребностью современного экологического образования в эффективных средствах формирования экологической культуры личности школьника и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к использованию богатого потенциала, заключенного в осетинской народной педагогике. Это противоречие составило суть сложной и актуальной, объективно существующей проблемы. На основании вышеизложенного была определена тема диссертационного исследования: «Этнопедагогические основы экологического образования студентов педагогических специальностей в условиях университета».

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в высшей школе.

Предметом исследования выступает профессионально-педагогическая подготовка студентов - будущих педагогов к экологическому образованию школьников с использованием средств народной педагогики осетин.

Гипотеза исследования состоит в предположении: если профессионально-педагогическое образование будущих учителей будет основываться на использовании системы этноэкологических знаний содержащихся в осетинской народной педагогике, то это позволит более успешно и эффективно решать задачи современной общеобразовательной школы в области экологического образования - формирование экологической культуры личности школьника.

Цель исследования - раскрыть экологическую направленность этнопедагогического наследия осетинского народа, обосновать условия его эффективного использования, разработать педагогическую технологию подготовки будущего учителя к экологическому образованию школьников РСО-Алания.

Задачи исследования:

1. Анализ состояния теории и практики системы экологического образования на основе обзора философской, культурологической, психолого-педагогической литературы и проведения конкретного научно-педагогического изучения исследуемой проблемы в образовательных учреждениях РСО-Алания;

2. Раскрыть экологическую направленность этнопедагогического наследия осетинского народа и обосновать условия его эффективного использования в современной образовательной практике;

3. Разработать на основе проведенных научно-теоретических и опытно-экспериментальных исследований педагогическую технологию, способствующую качественному повышению уровня профессионально-педагогической подготовки будущего учителя к процессу экологического образования школьников РСО-Алания, предложить научно-методические рекомендации направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

База исследования: педагогический факультет Северо-Осетинского государственного университета им. K.JI. Хетагурова, средние образовательные школы №№ 5, 13, 42 г. Владикавказа и № 5 г. Алагира республики Северная Осетия - Алания.

Теоретико-методологическую базу исследования составили: основные положения о диалектическом единстве элементов системы: «природа - общество - человек», об их исторической взаимосвязи и социальной обусловленности; основополагающие методологические принципы экологического образования (А.Н.Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, И.Т. Суравегина, Г.А.Ягодин);концептуальные положения философии экологического кризиса (Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, В. Хесле, А. Хунинг и др.); принцип историзма в научном исследовании и понятие общечеловеческих ценностей;

Для решения поставленных в процессе диссертационного исследования задач, были использованы следующие методы:

1. Теоретические: научно-теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической, историко-этнографической, географической, краеведческой литературы, фольклорных источников, а также материалов научных конференций по исследуемой проблеме.

2. Эмпирические: анкетирование, тестирование (с соответствующим качественным и количественным анализом результатов), беседы, интервьюирование, наблюдения, эксперименты (констатирующий, обучающий, формирующий), анализ результатов и продуктов деятельности.

3. Методы математической обработки экспериментальных данных с их последующим представлением в графической форме.

Научная новизна исследования определена теоретической и практической ориентированностью, концептуальностью, полученными эмпирическими результатами, перспективностью направления исследования.

1. Теоретическая значимость: разработана содержательно-смысловая основа понятия «система этноэкологических знаний», построена теоретическая модель экологического образования школьников, предусматривающая использование средств народной педагогики осетин; выявлены и обоснованы эффективные направления, формы и средства, реализация которых обеспечивает решение педагогических задач экологического образования школьников с учетом этнокультурных и естественногеографических условий РСО-Алания; предложена система диагностических средств, позволяющих выявить уровень экологической культуры как показателя результативности экологического образования и подготовленности педагогических кадров; предложена и апробирована технология профессионально -педагогической подготовки студентов - будущих учителей к реализации моделей экологического образования, учитывающей этнорегиональные особенности РСО-Алания.

2. Практическая значимость исследования определяется прежде всего его дидактико-методической ориентированностью на конструирование и внедрение в образовательную практику Высшей школы авторской педагогической технологии, способствующей более эффективной подготовке будущего учителя к процессу экологического образования школьников РСО-Алания, учитывающему специфические условия этнокультурной и естественногеографической среды региона.

Рабочая программа и содержательно-смысловая основа спецкурса могут быть использованы в процессе профессионально-педагогической подготовки учителей-предметников естественнонаучного и гуманитарного циклов в вузах, педагогических училищах, на курсах повышения квалификации работников образования РСО-Алания; в силу заложенной в процессе структурирования программы спецкурса инвариантности существуют реальные возможности ее использования в национально-административных образованиях СевероКавказского региона; материалы научно-теоретического исследования доведены до практического применения; эмпирический материал эксперементально-аналитического исследования, равно как и разработанный для него инструментарий, может быть использован для практико-прикладных педагогических изысканий в сфере экологического образования. На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование экологической культуры современного человека посредством системы экологического образования является одним из приоритетных направлений по преодолению нарастающего экологического кризиса.

2. В процессе формирования экологической культуры личности необходимо опираться на подход предусматривающий использование системы этноэкологических знаний, содержащихся в народной педагогике и отражающих этнорегиональные особенности образовательной среды.

3. Формирование высокого уровня экологической культуры личности возможно посредством специально разработанной педагогической технологии, органично интегрированной в процесс общей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.

4. Наиболее целесообразно при исследовании качественной динамики формирования экологической культуры личности в структуре учебно-воспитательного процесса использовать математический аппарат непараметрической статистики.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены четким определением и всесторонним изучением проблемы, теоретико-методологической базой, логическим построением проведенного исследования; применением комплекса разнообразных методов, адекватных четко сформированным цели и задачам исследования, применимостью полученных результатов к образовательной практике и эффективностью, установленной в процессе их внедрения.

Апробация и внедрение результатов исследования:

1. Различные аспекты исследования были апробированы автором в процессе руководства школьным факультативным курсом экологической направленности, преподаванием предметов «Природоведение» и «География» в средней общеобразовательной школе №2 г. Владикавказа.

2. В процессе руководства соискателем Республиканским центром экологической пропаганды населения («Дом природы») при

Республиканском совете Всероссийского общества охраны природы, были организованы и проведены методические семинары для учителей школ г. Владикавказа.

3. Разработан и проведен педагогический эксперимент по внедрению на педагогическом факультете Северо - Осетинского государственного университета им. K.JI. Хетагурова (СОГУ) педагогической технологии по подготовке будущих учителей начальных классов к процессу экологического образования школьников РСО-Алания, с последующим мониторингом его результативности в процессе анализа педагогической деятельности выпускников вуза в школах республики.

4. Процесс и результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедр педагогики, педагогики высшей школы, изложены в научных докладах на республиканских, региональных и международных конференциях, а также на научно-методических и научно-педагогических семинарах и конференциях профессорско-преподавательского состава, аспирантов и сотрудников СОГУ (1998-2001 гг.).

5. Научно-исследовательская деятельность аспиранта кафедры педагогики СОГУ была отмечена стипендией Правительства РФ.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования изложены в семи печатных работах.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Урумов, Заурбек Таймуразович

Выводы к главе II.

Подводя итоги работы, нашедшей отражение в материалах данной главы и соответствующей по содержанию многоэтапному процессу опытно-„ экспериментального исследования, правомерно заключить, что результатом ее явилось успешное решение ряда запланированных и органически взаимосвязанных между собой педагогических задач. Исходя из необходимости успешного решения поставленных задач и одновременно стремясь максимально придерживаться принципа объективности, автором была разработана программа исследования, включившая следующие, обеспеченные соответствующей методологической базой, этапы.

Первый этап преследовал цель определить, существует ли зависимость между уровнем экологической культуры личности школьников и способностью ш учителя использовать в процессе экологического образования систему этноэкологических знаний, содержащуюся в народной педагогике осетин.

Для проведения данного этапа экспериментального исследования был выбран максимально надежный и наиболее адекватный существующим условиям исследовательский аппарат. Полученные в ходе экспериментально-аналитической работы данные позволили нам сделать вывод о существовании прямой зависимости между недостаточно высоким уровнем экологической культуры личности школьника и малоэффективным использованием педагогами в процессе экологического образования потенциала системы этноэкологических знаний, заложенной в народной педагогике осетин. Иными словами, вполне правомерно будет констатировать факт существования явного противоречия между потребностью современного экологического образования в эффективных средствах формирования экологической культуры личности школьника и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к использованию богатого потенциала, заложенного в осетинской народной * педагогике.

Именно поэтому, следующим логически обоснованным этапом экспериментального исследования должна была стать работа, направленная на поиск средств, способных эффективно устранить выявленное противоречие.

Вариантом, наиболее адекватным существующим условиям, явилась работа щ, по конструированию и скорейшему внедрению в процесс профессиональнопедагогической подготовки будущего учителя педагогической технологии, способной научить студентов использовать потенциал системы этноэкологических знаний, содержащихся в народной педагогике осетин, для эффективного достижения главной цели экологического образования -формирования высокого уровня экологической культуры.

Руководствуясь тем, что основными критериями функциональности экологического образования является успешное достижение главной цели -формирования высокого уровня экологической культуры личности - мы также » приняли этот показатель за основной критерий, определяющий эффективность нашей методики.

На основании полученных данных было установлено, что уровень экологической культуры школьников, который мы избрали как основной критериальный показатель, повысился по сравнению с начальным на 1,42 и составил значение 4,12 балла (по пятибалльной системе оценивания).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предложенная нами педагогическая технология по подготовке учителя к экологическому ^ образованию школьников РСО-Алания является эффективной и может быть рекомендована к дальнейшему применению в образовательной практике педагогического вуза. т

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития человеческая цивилизация столкнулась с невиданным до сих пор по силе и масштабу своего воздействия целым спектром проблем, именуемых общепланетарными или глобальными. При этом одной из основных проблем глобального характера, которой вполне обоснованно уделяется пристальное внимание всего человечества, является проблема охраны окружающей среды. Современное мировое сообщество испытывает всевозрастающую тревогу в связи с усугублением экологической ситуации на планете. Истоки экологических проблем следует искать в самом процессе общественнно-исторического развития современной цивилизации. Процесс социальной эволюции цивилизации всегда был подчинен общественной деятельности и, в первую очередь, материальному производству. Будучи обязательным и необходимым средством обеспечения эволюционного процесса - процесса общественно-исторического развития, материальное производство претерпело многоэтапный и весьма сложный путь преобразований диалектического характера. Движущей силой, лежащей в основе развития материального производства, можно считать стремление человека удовлетворить свои всевозрастающие потребности, инициируя тем самым динамику научно-технического прогресса за счет увеличения эффективности общественного труда и более интенсивного использования естественных ресурсов. Уже на первых стадиях общественно-исторического развития научно-технический прогресс проявился в разнохарактерном преобразовании элементов окружающей природной среды: создание пастбищ, искусственных посевных площадей для агрокультур, строительстве каналов, ирригационных сооружений, дорог и пр.

На более поздних этапах социальной эволюции, на фоне и в соответствии со всевозрастающими общественными потребностями неизбежно качественное изменение материально-технической базы производственной сферы. В связи с такими невиданными до сих пор темпами эволюции все глубже и сильнее проявляется процесс антропогенного воздействия на окружающую среду. К тому же, подхлестываемый иллюзорной идеей безраздельного всемогущества, человек - "господин природы" - ориентирует свои усилия на полнейшее ее покорение. В силу этого, принятая на вооружение модель природопользования приводит к первым проявлениям разбалансирования экологического равновесия в природных системах планеты. Как следствие, последние утрачивают естественную способность к рекультивации, деградируют и погибают. Вырубка огромных площадей лесных массивов, опустынивание, засоление плодороднейших земельных угодий, уничтожение бесчисленного количества видов флоры и фауны - вот обратная сторона первых "побед" над природой. «Каждая такая победа, - писал Ф.Энгельс, - имеет, правда, в первую очередь те же последствия, на которые мы рассчитываем, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых" [Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 20, с. 495496].

Ко второй половине XX века, когда научно-технический прогресс принял форму научно-технической революции, антропогенное воздействие на природу проявилось в полной мере, достигнув вида глобального экологического кризиса, грозящего перерасти в общепланетарную экологическую катастрофу. Не будет преувеличением сказать, что реальным последствием этого процесса, при сохранении подобной динамики развития событий, станет коллапс, гибель жизни на планете. В силу этого человечество встало перед дилеммой -погибнуть, либо совместными усилиями предотвратить надвигающуюся опасность. Вполне логичным и актуальным звучит ставший риторическим вопрос: что делать? Отвечая на него, сразу необходимо отметить, что решение подобной проблемы представляется несоизмеримо сложной и многоаспектной задачей. Именно поэтому для ее успешного разрешения необходимо объединить все имеющиеся мировые научно-технические социально-экономические, политические возможности и средства, дабы сделать процесс взаимоотношений в системе «природа - общество - человек» управляемым. При этом одним из наиболее важных аспектов в решении задачи рационального управления окружающей средой является формирование личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры, неотъемлемыми элементами которой являются экологическое сознание, экологическое мировоззрение, экологическое мышление, экологическая ответственность, экологическая убежденность. И в этом направлении, дающем реальную возможность предотвратить гибель человечества, приоритетная роль отводится образовательной сфере, а именно, системе экологического образования. Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры личности, которая должна выступать доминирующим императивом поведенческой деятельности каждого человека, во всех сферах его жизни и на ее всем протяжении. В силу своей специфики процесс формирования экологической культуры личности должен строиться со строгим учетом психолого-возрастных особенностей человека и проходить наиболее активно в детские и школьные годы, когда отмечается особая восприимчивость к педагогическому воздействию. Таким образом, огромная ответственность возлагается обществом на педагогов, в особенности на учителей средних образовательных школ. Но, к сожалению, как показывают современные исследования данного вопроса, решение этой важной для общества задачи осуществляется в школьной практике недостаточно эффективно, темпами, которые при сложившихся условиях в окружающей среде никак нельзя признать приемлемыми. Руководствуясь анализом психолого-педагогических исследований, правомерно утверждать, что одна из основных причин обозначенных противоречий между общественными потребностями и возможностями педагогической практики удовлетворять их в полной мере, кроется в недостаточном внимании, уделяемом процессу изучения вопросов, связанных с экологической тематикой, проблемам и специфике регионального и локального характера. При этом все убедительнее звучит мнение многих педагогов-исследователей, высказывающихся за максимально допустимую и приемлемую ориентацию процесса экологического образования на учебную информацию, отражающую специфику этнокультурной среды, в границах ареала которой протекает образовательный процесс. Своеобразие менталитета, этнические природоохранные традиции и обычаи, национальные экологически ориентированные образовательные и воспитательные установки, система эмпирических знаний народа о формировании и функционировании экосистем - все это и есть то, что в конечном счете определяет характер традиционно сложившихся отношений человека с природой, присущих конкретной этнокультурной среде. На основе доминирующих экологических ориентаций у каждого этноса в процессе общественно-исторического развития, протекающего в конкретных естественно-географических условиях, формируется своя самостоятельная система экологического образования и воспитания подрастающего поколения, направленная на сохранение экологического равновесия в системе "природа - общество - человек". Являясь составной частью народной педагогики, данная система, именуемая нами "система этноэкологических знаний", на протяжении многих веков эффективно способствовала формированию высокого уровня экологической культуры осетинского народа, а следовательно, поддержанию экологического баланса в окружающей среде. На основе проведенного исследования, позволившего выделить из народной педагогики осетин и теоретически обосновать образовательный и воспитательный потенциал системы этноэкологических знаний, мы пришли к выводу о необходимости ее активного использования на практике, в процессе экологического образования школьников РСО-Алания. В связи с этим, для подтверждения правильности теоретических положений на практике и проверке верности выдвинутой в соответствии с ним научной гипотезы исследования, мы встали перед объективной необходимостью проведения экспериментальной работы. Для решения поставленной задачи нами был разработан план экспериментально-аналитического исследования, включивший ряд органически и функционально-логически взаимосвязанных этапов. Первый этап преследовал основную цель - определить, существует ли взаимозависимость между уровнем экологической культуры личности школьника и умением учителя использовать в процессе решения задач экологического образования значительный потенциал, заложенный в народной педагогике осетин. На основе специально разработанной методики было проведено исследование, позволившее установить, что в процессе экологического образования школьников учителя средних общеобразовательных школ РСО-Алания неэффективно используют систему этноэкологических знаний, содержащихся в народной педагогике осетин. Руководствуясь полученными результатами исследования, следующий этап экспериментальной работы мы осуществили как конструирование и внедрение в процесс профессионально-педагогической подготовки будущего учителя педагогической технологии, активно способствующей подготовке студента к экологическому образованию школьников РСО-Алания, с опорой на систему этноэкологических знаний, содержащихся в народной педагогике осетин.

Следующим, заключительным этапом, соответствующим процессу мониторинго-аналитической работы, явился мониторинг педагогической деятельности выпускников педагогического факультета СОГУ в средних образовательных школах РСО-Алания, с целью подтверждения уровня эффективности осуществленной профессионально-педагогической подготовки студентов университета на основе разработанной диссертантом педагогической технологии. Руководствуясь тем, что основным критерием функциональности педагога в процессе экологического образования является успешное достижение его главной цели - формирования высокого уровня экологической культуры личности школьника, мы также приняли этот показатель за основной критерий, определяющий эффективность нашей методики. Данная проблема диссертационного исследования обозначила необходимость поиска наиболее эффективного и достоверного математического аппарата диагностирования, использование которого позволило бы получить максимально точную и объективную оценку проделанной работы. В качестве наиболее адекватного поставленной цели и существующим условиям был выбран математический аппарат непараметрической статистики. По причине того, что выборочная совокупность респондентов была ограничена младшим школьным возрастом, нами была выбрана техника эксперимента, основанная на использовании критериально-ориентированных тестовых заданий. Последние, в свою очередь, преследовали цель определить степень выраженности таких показателей, как экологическое сознание, экологическое мировоззрение, экологическое мышление, экологическая ответственность, экологическая убежденность, сумма которых позволила диагностировать уровень экологической культуры личности школьника. Полученные в процессе указанной работы данные обрабатывались с использованием критерия знаков и критерия Вилкоксона. В соответствии с данными, полученными нами в результате исследования, было установлено, что уровень экологической культуры школьника, который мы избрали как основной критериальный показатель, значительно повысился.

Соответственно, можно констатировать факт о правильности выдвинутой гипотезы диссертационного исследования, которая получила убедительное подтверждение и в процессе экспериментально-аналитической работы. Следовательно, правомерно сделать вывод о том, что предложенная нами педагогическая технология по подготовке будущего учителя к экологическому образованию школьников РСО-Алания показала себя достаточно эффективной и может быть рекомендована к дальнейшему применении в образовательной практике вуза.

В связи с этим логично заключить, что поставленная цель диссертационного исследования достигнута в процессе успешного решения имевшихся задач, на основании чего диссертационное исследование можно считать выполненным.

Данное научное исследование, нашедшее отражение в материалах нашей диссертационной работы, не претендует на исчерпывающее изучение обозначенных проблем, в силу чего оставляет место объективно существующей необходимости для дальнейшего научно-педагогического поиска.

Исследование получит свое развитие в следующих направлениях: в разработке философско-педагогических основ экологического образования для системы дополнительного образования; в разработке системы развивающих задач экологического содержания для всех ступеней образования; в разработке механизмов реализации идей дифференциации и индивидуализации экологического образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Урумов, Заурбек Таймуразович, 2002 год

1. Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. -Владикавказ: Ир, 1990. - 640с.

2. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. Цхинвали: Ирыстон, 1982 (вып.дан. 1983).-106с.

3. Александров Г.Н., Белогуров А.Ю. Математические методы в психологии и педагогике. Учеб. пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997. -303с.

4. Александров Г.Н. О закономерностях процесса обучения // Сов. педагогика. 1986.- № 3. - С. 61 - 67.

5. Андерсон Дж. М. Экология и науки об окружающей среде: биосфера, экосистемы, человек / Пер. с англ. под ред. Э.К. Бютнера, К.И, Кобак. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. - 168с.

6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. М.: Учпедгиз, 1957. - 240с.

7. Антология педагогической мысли Северной Осетии / Сост. Э.К.

8. Каргиев, С.Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993. - 416с.

9. Араб Оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000. - М.: Мысль, 1986. - 208с.

10. Асмолов А.Г. От экологических знаний к картине мира // Вестник образования. - 1993. - № 7. - С. 2 - 40.

11. Баллер Э.А., Злобина Н.С. Культура. Творчество. «Человек». М.: Молодая гвардия, 1970. - 50с.

12. Бекоев В.И. Сказки как важное средство эстетического и нравственного воспитания учащихся // Системность в учебно-воспитательном процессе: Межвузовский сборник статей. Орджоникидзе, 1979, С. 49-59.

13. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под. ред. А.Ф. Смирнова. М.: Педагогика, 1982. - 288с.

14. Белогуров А.Ю. Теория и практика гуманитаризации естественнонаучного образования: принципы, подходы, технологии; Автореф. дисс. канд. пед. наук. Владикавказ, 1995. - 24с.

15. Беляев Г.К. Экологическое воспитание в школе / Методические указания. Орджоникидзе: Изд-во СОГУ, 1985. - 26с.

16. Берозов В.П. Путь, равный столетию (Очерк истории аграрного развития Сев. Осетии в XIX в.). Орджоникидзе: Ир, 1986. - 315с.

17. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1456с.

18. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 411с.

19. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968.-268с.

20. Василенко Л.И. На пути к экологическому мышлению. В сб.: Общество и окружающая среда. - М.: Моск. филиал геогр. общества СССР, 1976.

21. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч. Ч. 2 / Фролов И.Т., Араб Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. - М.: Политиздат, 1989. - 639с.

22. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. - 520с.

23. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. М.: Наука, 1965. - 374с.

24. Виноградов Г.С. Народная педагогика. В кн.: Сибирская живая старина. - Иркутск, 1926, С. 5 - 9.

25. Волков Г.Н. Интернациональное и национальное в воспитании // Учительская газета. 1970. - 17янв. - С. 2.

26. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика. 1989. - № 7. - С. 98-102.

27. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары.: Чув. кн. изд-во, 1989.

28. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958.260с.

29. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376с.

30. Галеева A.M. Экологическое образование и воспитание: проблемы, решения. В сб.: Город, природа, человек. Проблемы экологического воспитания. -М.: Мысль, 1982, С. 41-74.

31. Гарковенко Р.В. Природа и технический прогресс. В сб.: Методологические аспекты исследования ноосферы. - М.: Наука, 1975.

32. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 432с.

33. Гвишиани Д.М. Задачи образования в области окружающей среды // Проблемы образования в области окружающей среды: Матер. Межправит. конф. по образ, в обл. окруж. среды 14 26 октября 1977г., Тбилиси. - М.: ВИНИТИ, 1979.-279с.

34. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины / Гл. ред. А.Ф. Трешников; Ред. кол.: Э.Б. Алаев, П.М. Алампиев, А.Г. Воронов и др. М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 432с.

35. Географическое прогнозирование и охрана природы: Сб. научн. тр. / Ред. Т.В. Звоновой, Н.С. Касимова. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 176с.

36. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 1998. - 172с.

37. Гордиенко JI.H. Вернадский и Пришвин. Взаимодействие научного и художественного сознания в формировании эстетического чувства природы. Вестник Московского ун-та, сер. 7: Философия, 1980. № 1, С. 58 66.

38. Горький М. Собр. соч. В 30 т.т. Т. 27. М.: Худож. лит., 1953. - 589с.

39. Градобоева Т. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание. 1988. - № 7. - С. 7 - 8.

40. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. / Под ред. B.C. Жекулина. Д.: Гидрометеоиздат, 1990. - 528с.

41. Данилов Данильян В.И. Ответ на экологический вызов: роль научной элиты и экологического воспитания. // Зеленый мир. - 1999. - № 5. -С.8.

42. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. 1996. - Т. 17. - № 6. - С. 4 - 18.

43. Дзадзиев А.Б., Дзуцев Х.В., Караев С.М. Этнография и мифология осетин. Краткий словарь. Владикавказ.: РИПП им. В.А. Гассиева 1994. - 284с.

44. Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе. 1999. -№1. - С. 57-61.

45. Дробижева J1.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. - № 5.-С. 3-16.

46. Духнович А. Народная педагогика в пользу ученых и учителей. -Спб., 1857.

47. Дюмезиль Ж. Осетинский этнос и мифология. М.: Наука, 1976.276с.

48. Закон РФ «Об образовании» // Российская газета. 1996. - 23 ян в. (№13). - С. 3.

49. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Деловая книга РАУ: Россия 93. Том Ш (2-е издание испр. и доп.) - М.: Агентство «Обозреватель», 1993. - 480с.

50. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. 1985. - № 12. - С. 9 - 14.

51. Захлебный А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1986. - 80с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 5).

52. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: (Содерж. природоохран. образования). М.: Педагогика, 1981. - 184с.

53. Зверев И.Д. Задачи и пути совершенствования экологического образования и воспитания школьников. // Образование в области окружающей среды: Матер. I всесоюзн. конф. по образ, в обл. окр. среды, 3-6 июля 1979г., г. Минск). М.: ВИНИТИ, 1980. - 298с.

54. Зверев И.Д. Сравнительный анализ опыта подготовки и повышения квалификации учителей по проблемам образования в области окр. среды. В сб.: Образование по вопросам охраны окружающей среды в школах стран СЭВ. - М.: СЭВ, 1983, С. 4-15.

55. Зверев И.Д. Проблема охраны природной среды в средней общеобразовательной школе // Проблемы образования в области окружающей среды: Матер. Межправит. конф. по образ, в обл. окруж. среды 14 26 окт. 1977г., Тбилиси. - М.: ВИНИТИ, 1979. - 279с.

56. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. (Пособие для преподавателей вузов). 2-е изд. М.: Высшая школа, 1975. - 314с.

57. История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времен до наших дней. В 2-х т. Т. I. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Орджоникидзе: Ир, 1987. - 529с.

58. Каргиева З.К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации преподавателей в системе университетского образования. Дисс. докт. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ, 1995. 311с.

59. Каргиева З.К. К проблеме совершенствования университетского педагогического образования // Преемственность в формировании учебной деятельности в системе «Школа вуз». - Орджоникидзе, 1989. - С. 74 - 79.

60. Каропа Г.Н. К созданию методики экологического образования школьников //Вопросы психологии. 1995. - № 1.-С. 69-73.

61. Ковалев А.Г. Психология личности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1965. - 288с.

62. Кодзаев Т.Б. Социально-этническая среда как фактор воспитания. Учебно-методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1996. - 46с.

63. Козлов В.И., Шелепов Г.В. «Национальный характер» и проблема его исследования // Сов. этнография. 1973. № 2. - С. 69 - 82.

64. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Сов. этнография. 1974. - № 2. - С. 79 - 92.

65. Конникова Т.Н. Формирование общественной направленности личности школьника как педагогическая проблема. В кн.: О нравственном воспитании школьника. Т. 34. Уч. записки. JI., 1968.

66. Концепция общего среднего экологического образования. Проблемный Совет по экологическому образованию Российской Академии образования. Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной // Зеленый мир. 1994. -№13.-С. 12-14.

67. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежный авторов (на материалах стран Азии) / Отв. ред. А.И. Левковский. М.: Наука, 1970. -100с.

68. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: (Учеб. для филолог, спец. ун-тов). 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1983. -448с.

69. Кукушин B.C., Столяренко JI.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 448с.

70. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт, 2000. - 523с.

71. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. 1993. - № 2. - С. 1923.

72. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.И. Жукова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 312с.

73. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. - 448с.

74. Магометов А.А. и др. Педагогика сегодня: Монография / Магометов А.А., Кодзаев Т.Б., Чеджемов С.Р. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1994. - 148с.

75. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Историко-этнографическое исследование. Орджоникидзе, 1968. - 568с.

76. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVII XIX вв.). - Орджоникидзе: Ир, 1974. - 368с.

77. Магометов А.Х., Тотров В.К. Охота и охотничьи обряды осетин // Мах дуг. 1964. - № 11. - С. 88 - 90.

78. Майерс Д. Социальная психология: Учеб. пособие для псих. фак. вузов. Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996. - 682с.

79. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Общеобразовательные цели изучения экологии // Вестник АсЭко. 1995. - вып. 1 - 2. - С. 7 - 9.

80. Мамедов Н.М. Экология и техника (проблемы оптимальной ориентации развития техники). М.: Знание, 1988. - 64с.

81. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 30-ти т. Изд. 2-е. Госполитиздат,1963.

82. Марцинкевич Г.И. Использование природных ресурсов и охрана природы: (Учебное пособие для геогр. спец. вузов). 2-е изд., перераб. и доп. -Мн.: изд-во «Университетское», 1985. - 215с.

83. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» М.: Просвещение, 1987.-240с.

84. Миллер В.Ф. В горах Осетии // Русская мысль. 1881. - № 9. - С. 90.

85. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. - № 1. - С. 3-30.

86. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: Юнисам, 1996. - 192с.

87. Моисеев Н.Н. Экология, нравственность и политика // Вопросы философии. 1989. - № 5. - С. 3 - 25.

88. Нарты. Осетинский героический эпос в трех книгах. Книга 1. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 431с.

89. Нечаев B.JI. и др. Оценка уровня экологической подготовки студентов в вузе // Экологическое образование и воспитание в вузах Северного Кавказа. -Рн/Д: Изд-во Ростовского университета, 1989, С. 24 29.

90. Образование в области окружающей среды (Материалы первой всесоюзной конференции в области окружающей среды, 3-6 июля 1979г., г. Минск). М.: ВИНИТИ, 1980. - 298с.

91. Общество и природа: История, этапы и формы взаимодействия: Матер, конф., янв. 1978г. / Отв. ред. М.П. Ким. М.: Наука, 1981. - 344с.

92. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Сов. педагогика. 1989. - № 7. - С. 106 - 111.

93. Осетинские (дигорские) народные изречения. Из. собр. Г.А. Дзагурова. М.: Наука, 1980.

94. Осетинские народные песни. / Сост. предисл. и коммент. К.Т. Казбекова. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1960. - 166с.

95. Осетинские народные песни / Сост. Х.С. Джиоев Орджоникидзе: Ир, 1980. - 103с.

96. Осетинские народные сказки. Запись текстов, перевод, предисловие и примечание Г.А. Дзагурова. М.: Наука, 1973. - 598с.

97. Осетинские народные сказки. Цхинвал: Ирыстон, 1978. - 271с.

98. Осетинские народные сказки. / Перевод С. Бритаева и К. Казбекова. -М.: Худож. лит., 1951. 215с.

99. Осетинские пословицы и поговорки. Цхинвали: Госиздат, 1962.139с.

100. Осетинские пословицы со сходными по смыслу пословицами народов мира / Сост. Ю.С. Петросов. Владикавказ: ГПП «Рухс», 1998. - 112с.

101. Охрана природы России. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1981.136с.

102. Памятники народного творчества осетин / Сост. Т.А. Хамицаева. -Владикавказ: Ир, 1992.

103. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. - 479с.

104. Печко Л.П. Эстетическая картина мира и школьный урок // Сов. педагогика. 1976. - № 6. - С. 92 - 102.

105. Печчеи Аурелио. Человеческие качества / Пер. с англ. О.В. Захаровой; Общ. ред. и послесл. Д.М. Гивишиани. М.: Прогресс, 1980. - 302с.

106. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996.-432с.

107. Пословицы русского народа: Сб. В. Даля. В 2 т.т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1989. -430с.

108. Постановление об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации // Зеленый мир. 1994. -№ 13.-С. 12.

109. Проблемы образования в области окружающей среды: Матер. Межправит. конф. по образ, в обл. окруж. среды 14-26 октября 1977г., Тбилиси. М.: ВИНИТИ, 1979. - 279с.

110. Приметы погоды / Сост. Ф.Г. Тавасиев. Орджоникидзе: Ир, 1986.24с.

111. Проект Российского стандарта школьного экологического образования: Базовый уровень / И.Т. Суравегина, Т.В. Кучер, Н.М. Мамедов и др. // Химия в шк. 1993. - № 4. - С. 20 - 32.

112. Реймерс Н.Ф. Экология: теоремы, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994.

113. Розанов В.В. Мысли о литературе. М.: Современник, 1989. - 607с.

114. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. Т. 1. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая рос. энцюсл., 1993. - 607с.

115. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ. ст., комент. и слов. Ю.Г. Круглов. М.: Просвещение, 1990. - 335с.

116. Рыбникова М.А. Загадки. М. Л., 1932.

117. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Что это такое. Как они возникают. / Под ред. Х.К. Цаллаева. Орджоникидзе: Ир, 1968. - 138с.

118. Салеева Л.П. О содержании экологического образования в начальной школе // Нач. шк. 1993. - № 9. - С. 4 - 6.

119. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений. // Сов. педагогика. 1989. - № 5. - С. 15 -19.

120. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941, С. 200.

121. Соломкина М.А. Экологическое сознание: понятие, типология, интерпретация. // Экология человека. 2000. - № 2. - С. 49 - 50.

122. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. М.: Политиздат, 1988. - 592с.

123. Стельмахович М.И. Семейная этнопедагогика заслон бездуховности // Советская педагогика. - 1989. - № 7. - С. 116-119.

124. Степин B.C. Экологический кризис и будущее цивилизации: Послесл. к кн. В. Хесле. Философия и экология. -М.: Изд-во АО «Ками», 1994.

125. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении (младших школьников) // Нач. шк. 1986 - № 11. - С. 54 - 58.

126. Супрунова JI.JI. Проблема этнорегиональных исследований в сравнительной педагогике // Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: Материалы межвузовской научной конференции. -Карачаевск: КЧГПУ, 1997, С. 51 63.

127. Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте концепции устойчивого развития // Вестник АС Эко. 1995. - вып. 1-2. - С. 7 - 9.

128. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования // Сов. педагогика. 1988. - № 9. - С. 31 - 35.

129. Суравегина И.Т. Ответственное отношение к природе как черта всесторонне развитой личности. В сб.: Образование по вопросам охраны окружающей среды в школах стран - членов СЭВ. - М.: СЭВ, 1983, С. 40 - 47.

130. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. - 216с.

131. Толстой JI.H. Полное собрание сочинений. Т. 8. М.: Худож. лит., 1936.-665с.

132. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, 1961.

133. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. / Отв. ред. Д.М. Гицу. М.: Наука, 1990. - 270с.

134. Урумов З.Т. Этнопедагогические аспекты экологического образования в поликультурной среде // Проблемы поликультурного образования: Международный сборник научных статей. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001.- 183с.

135. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. Т. 1. / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1988. - 414с.

136. Философия техники в ФРГ: (сб. ст.) / Сост. и предисл. Ц.Г. Арзаканяна, В.Г. Горохова; пер. с нем. и англ. Ц.Г. Арзаканяна и др. М.: Прогресс, 1989. - 527с.

137. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Рн/Д.: Феникс, 1996 - 576с.

138. Философия: Курс лекций. А.А. Радугин. изд. 2-е перераб. и доп. -М„ 1996. - 336с.

139. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М.: Русское слово, 1997. - 432с.

140. Философия: Часть вторая: Основные проблемы философии: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. проф. В.И. Кирилова. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Юрист, 1999. - 304с.

141. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840с.

142. Хадиков Х.Х. К вопросу о предмете и источниках этнопедагогики осетин // Известия СОНИИ. 1971. - Т. 28. - С. 361 - 370.

143. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа.- Казань, 1967.

144. Ханбиков Я.И. Использование народных традиций в воспитательной работе национальных школ // Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. Казань, 1976. - Вып. 2. - С. 183 - 190.

145. Ханбиков Я.И. Некоторые вопросы изучения народной педагогики // Советская педагогика. 1966. - № 6. - С. 83 - 92.

146. Ханбиков Я.И. Нравственное воспитание в татарской народной педагогике // Уч. Зап. Казанского пед. ин-та (Вопросы нравственного воспитания). Казань, 1967, С. 85 109.

147. Ханбиков Я.И. Татарская народная педагогика. Казань, 1967.

148. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа: Монография. -М.: Ассоциация: «Народная педагогика», 1993. 131с.

149. Хесле В. Философия и экология. М.: Изд-во АО «Ками», 1994.

150. Хетагуров К. Особа / Иллюст. М. Туганова. Владикавказ: РИПП им. В.А. Гассиева, 1999. - 64с.

151. Христианство в Осетии // Владикавказские епархиальные ведомости 1900.-№14.-С. 244.

152. Цаллагова З.Б. Два патриарха // Педагогика. 1999. - № 5. - С. 117120.

153. Цхурбаева К.Г. Музыкальная культура осетин. Краткий очерк. -Орджоникидзе: Сев. Осетин, книжн. изд-во, 1957. - 24с.

154. Чибиров Л.А. Народный земледельческий календарь осетин. -Цхинвали: Ирыстон, 1976. 282с.

155. Чибиров Л.А. Осетинский аул и его традиции / Вступительная статья и общ. ред. Н.М. Ардалекова. Владикавказ: Ир, 1995. - 82с.

156. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI XIX веков. (Очерки по истории народных верований). - М.: АН СССР, 1957.-236с.

157. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М.: МГУ, 1959. - 522с.

158. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.

159. Шагун Г., Павлов В.И., Рыженков П.Е. Исследование экологического сознания детей и подростков // Психологический журнал. 1994. - Т. 15.- № 1 .С. 41-49.

160. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. М.: Наука, 1980.-278с.

161. Шиянов Е.Н. Многоуровневая модель высшего образования как фактор гуманизации профессиональной подготовки учителя. // Непрерывное педагогическое образование. Ставрополь: СГПУ, 1994. - Вып. 6.

162. Шмайдер А. А. Сущность и общие подходы к просвещению в области окружающей среды: его задачи и цели. В сб.: Охрана окруж. среды: проблемы просвещения. - М.: Прогресс, 1983, С. 42 - 70.

163. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. / Под ред. и предисл. Я.П. Алькора. Л., 1936. -572с.

164. Этническая экология: теория и практика: (Темат. сб. ст.) / АН СССР, Ин-т этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; (Ред. кол.: В.И. Козлов (отв. ред.) и др.). М.: Наука, 1991. - 373с.

165. Ягодин Г.А. Школа будущего школа развития личности. Рекомендации по созданию системы непрерывного экологического образования // Зеленый мир. - 1995. - № 36. - С. 6 - 7.

166. Яцунок Е.И. Русские хоровые песни (эстетические проблемы жанра); Автореф. дис. канд. филол. наук. Изд. МГУ, 1977.

167. Ann S. Causey. Environmental Action Guide: Action for a Sustainable Future. California, Redwood City, 1991. - 42p.

168. Chiras Daniel D. Environmental Science: Action for a Sustainable Future. Third Ed. - California, Redwood City, 1991. - 549p.

169. Final Report International Working Meeting On Environmental Education it The Currulum. Morges. Switzerland, IUCN. - 1970.

170. Meadows D.H. a. c. The Limits to Growth // A Report to Club of Rome's. № 4. L., 1972.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.