Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Кипкеева, Зухра Салиховна

  • Кипкеева, Зухра Салиховна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 212
Кипкеева, Зухра Салиховна. Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2011. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кипкеева, Зухра Салиховна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК НАУЧНАЯ

ПРОБЛЕМА: ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

1Л. Теоретические основы исследования этнической идентичности в 16 контексте психолого — педагогических наук

1.2. Структура этнической идентичности личности в 42 мультикультурной среде

1.3. Специфика формирования этнической идентичности у младших 63 школьников в мультикультурной образовательной среде

Выводы

ГЛАВА II. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

2.1 .Личностноразвивающий потенциал этнокультурного наследия

народовКарачаево-Черкесии

2.2.Реализация опытно - экспериментальной программы - 111 «Этнокультура народов Карачаево-Черкесии» в мультикультурной образовательной среде

2.3.Динамика сформированное™ этнической идентичности младшего 138 школьника в мультикультурной образовательной среде

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде»

ВВЕДЕНИЕ

Проблема гуманизации образования имеет многовековую историю и сохраняет актуальность в педагогической науке и практике. Современная российская ситуация приводит к деформации национальных отношений, что необычайно актуализирует проблему формирования этнической идентичности личности. Соединяя в себе интересы, чувства и чаяния народа, этническая идентичность является одним из факторов гуманизации межличностного и межнационального общения.

Между тем, в ряде исследований отмечается, что этническая самоидентификация у многих народов, живущих в России, либо негативная, либо конфликтная. Люди, не принимающие своей этнической идентичности, испытывают дискомфорт и напряжение. Без положительного отношения к собственной этнической идентичности невозможно формирование патриотизма, толерантности к другим этносам, эффективное межэтническое взаимодействие.

Проблема межнационального взаимодействия и толерантности стоят остро не только в России, но и в любой стране, независимо от ее экономического и социального уровня развития, так как в мире практически не существует моноэтничных государств. В этой связи идеи мультикультурного образования сегодня необычайно актуализируются.

Создавшиеся условия выдвигают на первый план вопрос формирования позитивной идентичности, толерантности, уважения ко всем этносам и их культурам, религиозным конфессиям, необходимости их мирного сосуществования.

Поскольку именно в детстве закладываются основы отношений к своей собственной и к другим этническим группам, особую значимость приобретает изучение закономерностей развития этнической идентичности в школьном возрасте. Очевидный интерес в этом плане представляет младший школьный возраст, когда, согласно Э.Эриксону, происходит идентификация личности.

Это относится и к этнической идентификации, результатом которой выступает этническая идентичность.

Мультикультурное образование - это образование, создающее равные для всех этносов возможности реализации своих культурных потребностей, приобщающее молодежь к культурным и нравственным ценностям других стран и рядом живущих народов. Именно в мультикультурном образовании реализуется в полной мере принцип диалога и взаимодействия культур (Ю.Ю. Бочарова, А.И. Куропятник, Г.В. Палаткина, С.Ф. Петрова, A.B. Шафикова и др.). Мультикультурное образование формирует мультикультурную личность, признающую культурный плюрализм и активно содействующую ему, стремящуюся защищать национально-культурное многообразие.

Одним из главных вопросов, к решению которых нужно подойти сегодня со всей ответственностью, является вопрос о том, как относиться к наследию прошлого, что сохранить как преемственную основу и передавать младшему поколению. Обращение к народной педагогике - важнейшему источнику духовно-нравственной культуры и детерминанту формирования этнической идентичности подрастающего поколения - необходимый шаг в создавшейся ситуации.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и мировой науке накоплен значительный опыт теоретического осмысления и разноплановых экспериментальных исследований межэтнической и этнической проблематики.

Выдающийся вклад в теорию этнического воспитания и образования внесли К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др.

Вопросы включения в содержание образования в школе идей и опыта народной педагогики и использования их в педагогическом процессе рассматривались в трудах И.А. Арабова, Г.А. Арутюнян, Ш.М.-Х. Арсалиева, В.Ф. Афанасьева, Л.С. Балкаровой, Х.Х. Боташевой, М.Б. Гуртуевой, В.М. Джашакуева, Г.Н. Волкова, Ф.И. Омаровой, P.P. Накоховой, А.Э. Измайлова,

К.Б. Семенова, С.М. Шакарян и др. В своих работах авторы указывают о потребности использования идей и опыта народной педагогики в воспитании подрастающего поколения, о ее богатых приемах и методах эстетического, нравственного, трудового, физического, умственного воспитания детей, об использовании идей народной педагогики в школе. Большой вклад в осознание роли национального самосознания в личностном развитии подрастающих поколений внесли труды Я.А. Коменского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского.

Психолого-педагогические основы изучения и формирования этнической идентичности и межэтнической толерантности, в современных российских условиях разрабатываются в исследованиях А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой, B.C. Кукушина, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко и др.

При этом, в современных отечественных психолого - педагогических исследованиях, особенно большое внимание уделяется личностному и субъектному развитию в образовательной среде (А.Г. Асмолов, A.A. Деркач, И.А. Зимняя, A.A. Реан, В.И. Слободчиков, A.C. Чернышев, И.С. Якиманская и др.).

Разным аспектам имплицитной концепции воспитания этнофоров Карачаево-Черкесии посвящены диссертационные исследования Ф.В. Абаевой, М.Ю. Айбазовой, И.А. Арабова, М.Б.Байчоровой, Х.Х.-М. Батчаевой, М.Б. Гуртуевой, Г.Ю. Нагорной, P.P. Накоховой и др., в которых, наряду с описанием народных традиций, выявлены оптимальные условия использования идей и опыта этнопедагогики в воспитании подрастающих поколений.

Однако некоторые аспекты формирования этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде остаются недостаточно изученными. Анализ научной литературы и образовательной практики позволил выделить ряд объективно сложившихся противоречий между:

-требованиями, предъявляемыми современным обществом к

формированию у подрастающих поколений этнической идентичности, и существующим уровнем ее сформированности;

- значимостью формирования этнической идентичности, отвечающей современным требованиям к личности и ее жизнедеятельности в мультикультурном социуме, и недостаточной разработанностью теоретико-методологической основы в педагогической науке;

- необходимостью воспитания подрастающего поколения в контексте мультикультурности современного общества и недостаточной разработанностью специфики формирования этого процесса в условиях мультикультурной образовательной среды;

- известными исследованиями в психолого-педагогической науке контингента учащихся младшего школьного возраста, организации педагогического процесса в общеобразовательной школе и малоизученной роли данных образовательных факторов в формировании этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Карачаево-Черкесии?

Цель исследования - выявить педагогические условия формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде средствами этнокультурного наследия народов.

Объект исследования - этническая идентичность младших школьников.

Предмет исследования — процесс формирования этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде средствами этнокультурного наследия народов Карачаево-Черкесии.

Гипотеза исследования: процесс формирования позитивной этнической идентичности у детей младшего школьного возраста может быть

существенно оптимизирован, если:

¡.Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии является детерминантой формирования их этнической идентичности;

2. Формирование этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде ориентировано на личность, признающую культурный плюрализм и активно содействующую ему, стремящуюся защищать национально-культурное многообразие в соответствии с мультикультурными ценностями;

3.В качестве основных направлений формирования этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде рассматривать системно сорганизованное формирование таких ключевых компонентов этнической идентичности, как когнитивный, эмотивный, конативный, креативный.

4. Педагогическая модель строится на базе практико-ориентированных образовательных технологий, включающих в содержание образовательного процесса знания об особенностях языка, традиций, фольклора, культуры этноса школьника.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

1. Осуществление анализа литературы по проблеме формирования этнической идентичности в контексте современных философских, культурологических, психологических, этнических и педагогических концепций.

2. Выявление специфики формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде.

3. Разработка модели формирования этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде.

4. Определение и экспериментальное обоснование педагогических условий формирования этнической идентичности у младших школьников через авторскую программу «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии».

Методологическую основу исследования составили:

аксиологический и личностно-деятельностный подходы к формированию личности в мультикультурной образовательной среде;

- культурологический подход, рассматривающий этническую культуру как органическую часть общечеловеческой культуры, раскрывающий культурообразующую, культуротворческую и культуросохраняющую функции образования;

деятельностный подход, который определил построение формирующего эксперимента с учетом этнического контекста развития системы образования;

- положение о духовно-нравственных качествах как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного, об этнокультуре народов как компонентах духовной культуры и этнической идентичности, о приоритетности формирования общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, культуры межнациональных отношений в целях формирования позитивной этнической идентичности в мультикультурной среде.

Теоретическую основу исследования составили: фундаментальные положения, идеи, концепции, представленные в трудах по проблемам гуманизации образования Е.В. Бондаревской, А.В.Петровского, В.Н. Турченко, E.H. Шиянова и др.; теории образовательного процесса В.В. Давыдова, JI.C. Выготского, JI.B. Занковой, Д.Б. Эльконина и др.; концепция образования как культурного процесса (Е.В. Бондаревская); ведущие теоретические положения гуманистической и возрастной психологии - Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Н.Е. Щуркова и др.; концепции этнопедагогической культуры (Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, И.Ф. Исаев, В.А. Николаев, В.А. Сластенин и др.).

В своей работе мы опирались на идеи и концепции педагогики и психологии этноса (В.Г. Афанасьев, И.А. Арабов, Г.Н. Волков, A.M. Гашимов, М.Б. Гуртуева, В.Г. Крысько, З.Г. Нигматов, Э.Н. Саракуев, Я.И.

Ханбиков, B.K. Шаповалов, И. А. Шоров); генезиса культуры (А.И. Арнольдов, А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, B.C. Библер, Л.Н. Гумилев, М.С. Каган, H.H. Конрад, Р.Г. Подольный, и др.); проблемы межпоколенных отношений - (С.М. Арутюнян, А. Алиев, В. Дильтей, О. Конт, X. Ортега Гассет, O.A. Осипова, Т. Парсонс, Г. Рюмелин, И.В. Сухановидр.); культуры и ценностных ориентаций народов Северного Кавказа (Е.П. Алексеева, А.И. Караева, З.К. Каргиева, И.И. Маремшаова, P.P. Накохова, В.П. Невская, Р.К. Ортабаева, Я.С. Смирнова, E.H. Студенецкая, И.М. Шаманов, К.И. Чомаев, K.M. Текеев, Ф.С. Эфендиеевидр.); этносоциологические и социально-психологические концепции этнической идентичности (Ю.В. Бромлей. Е.М. Галкина, Р.Ш. Джарылгасинова, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, И.С. Кон, В.Г. Левкович, Н.Г. Панкова, В.Ф. Петренко, В.В. Пименов, Б.Ф. Поршнев, О.Л. Романова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, И.И. Чеснокова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс взаимодополняющих методов, включающий логико-исторический, педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемы; сравнительный анализ и обобщение педагогических, этнографических, исторических и иных источников, документов и литературы; анализ результатов и продуктов образовательной деятельности; методы опроса (интервьюирование, анкетирование, тестирование), наблюдение, беседы, обобщение и описание материалов исследования; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализы продуктов деятельности учащихся, экспертиза независимых экспертов, специальные методики.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили общеобразовательные школы: МСОШ № 6 г.Карачаевска; МСОШ а. Инжич-Чукун; МСОШ а. Хумара; МСОШ а. Икон - Халк. Исследованием было охвачено 162 учащихся.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2005 - 2006) - поисковый. На этом этапе была дана оценка историографии современного состояния феноменологии этнической идентичности в теории и на практике, осуществлен теоретический анализ философской, социологической, этнологической, психологической и педагогической литературы, разработан научный аппарат исследования.

Второй этап (2007 - 2008) - констатирующий. На данном этапе проводилось изучение когнитивного, конативного, креативного, эмотивного компонентов этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде. Разрабатывалась программа формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте в условиях мультикультурной образовательной среды.

Третий этап (2008 - 2009) - формирующий. На данном этапе была уточнена, обогащена и подвергнута эмпирической проверке гипотеза исследования, определялась педагогическая результативность программы формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии».

Четвертый этап (2010-2011 г) - обобщающий. На этом этапе анализировались и обобщались полученные результаты, было осуществлено литературное оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

- доказана возможность формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте средствами этнокультуры в мультикультурной среде;

дополнено и обосновано понятие «позитивная этническая идентичность», которое рассматривается как осознание принадлежности к своему этносу, отождествления себя с ним, ценностное отношение к своей культуре, истории, традициям, чувство национальной гордости, мотивированное поведение, основанное на этнических ценностях, способность к ценностному самоопределению и взаимодействию с другими

этносами в мультикультурной среде;

- выделены, описаны и дополнены структурные компоненты этнической идентичности (когнитивный, эмотивный, конативный, креативный);

- доказано, что формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Карачаево-Черкесии может быть оптимизировано за счет специального комплекса педагогических условий и средств, реализуемых в рамках авторской программы, основанной на системной педагогической модели формирования исследуемого феномена.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

-систематизированы и обобщены существующие теоретико-методологические подходы к изучению и формированию этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде;

-в научный оборот введен теоретически обоснованный компонент этнической идентичности - креативный, включающий в себя приобщение к культуре, искусству народа, осознание себя в мире культуры, творческую продуктивную деятельность поинтериоризации и экстериоризации этнических ценностей;

-разработана системная педагогическая модель формирования этнической идентичности у учащихся младшего школьного возраста, учитывающая общеобразовательные и этнопедагогические условия ее формирования;

- определены оптимальные условия, средства, формы и методы формирования этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде.

Практическая значимость исследования. Разработанные эмпирические положения и выводы существенно обогащают процесс формирования этнической идентичности у младших школьников:

- создана и прошла опытную проверку экспериментальная программа

формирования этнической идентичности у младших школьников «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии», предусматривающая формирование как адекватную и позитивную этническую идентичность, так и высокую межэтническую толерантность, признающую культурный плюрализм и учитывающую национально-культурное многообразие в соответствии с мультикультурными ценностями;

- данная программа может найти применение в образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования по построению системы этнического воспитания школьников и формирования позитивной этнической идентичности;

- результаты диссертационного исследования могут быть также использованы при организации образовательного процесса в национальных регионах, с целью формирования этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, связанных с этнокультурологическим, системным, деятельностно личностным, подходами; применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; непротиворечивостью гипотезы и сформулированных задач; наличием многообразного фактического материала исследования, почерпнутого как из научно-методических источников, так и из образовательной практики; всесторонним анализом собранного материала, отражающим этнопедагогическое наследие народов Карачаево-Черкесии; корректной организацией опытно экспериментальной работы; органическим соединением исследовательской работы и практической деятельности диссертанта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии, являясь детерминантом формирования этнической идентичности, обеспечивает

процесс передачи духовных ценностей, социального опыта от одного поколения к другому; фиксируя новое идеальное состояние человека и общества, способствует формированию позитивной этнической идентичности младшего школьника - карачаевца, абазина, ногайца, черкеса в мультикультурной среде.

2. Этническая идентичность - результат когнитивно - эмоционального процесса, осознания себя представителем этноса, отождествления себя с ним и обособления от других этносов. Позитивная этническая идентичность -осознание принадлежности к своему этносу, отождествления себя с ним, ценностное отношение к культуре, истории, традициям, чувство национальной гордости, формирование мотивационного поведения, основанного на этнических ценностях, способность к ценностному самоопределению и взаимодействию с другими этносами в мультикультурной среде народов Карачаево-Черкесии.

3. В структуре формирования этнической идентичности младших школьников выделены следующие компоненты: когнитивный, эмотивный, конативный. креативный.

Когнитивный компонент - знания, представления об особенностях собственной этнической группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков.

В состав эмотивного компонента входит оценка качеств собственной этнической группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства, общение на основе принятии, эмпатии, идентификации.

Конативный компонент - проявление себя членом определенного этноса, вовлеченность в его социальную жизнь, построение системы отношений, действий и поведения.

Креативный компонент включает приобщение к культуре, искусству народа, осознание себя в мире культуры, творческую продуктивную деятельность по интериоризации и экстериоризации этнических ценностей.

4. Педагогическая модель формирования этнической идентичности в

мультикультурной образовательной среде включает теоретическое и практическое обучение. Первый вид обучения реализуется в процессе учебных занятий по программам регионального компонента (изучение родного языка, родной литературы); факультативные занятия; методы: дискуссионные, игровые, социально - творческие, частично - поисковые, проектные. Практическое обучение - внеклассные занятия - экскурсии, встречи, конкурсы, КВН, фестивали, утренники, театральные представления, творческие проекты, семейные проекты, праздники, народные обрядовые представления, фольклорные представления. Методы народной педагогики: воспитание словом, воспитание искусством, воспитание игрой, воспитание общественным мнением, воспитание трудом.

5. Педагогическими условиями эффективного формирования этнической идентичности у младших школьников являются:

-создание атмосферы толерантности и эмпатии в мультикультурной образовательной среде учащихся и родителей;

-приобщение к народной педагогике (изучение и сохранение культуры, традиций, фольклора своего народа);

-организация творческой продуктивной деятельности младших школьников по экстериоризации этнических ценностей;

-организация продуктивного взаимодействия родителей, представителей других этносов, общественных организаций в процессе формирования этнической идентичности младших щкольников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Изложенные в диссертации положения проверялись и показали свою научную состоятельность в учебно - воспитательном процессе ряда школ Карачаево-Черкесии.

Материалы исследования и результаты опытно- экспериментальной работы были заслушаны и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и педтехнологии ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет» и кафедры педагогики и психологии ГОУ

ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», докладывались на II всероссийской научно - практической конференции « Образование - наука - технология» (г. Майкоп. 2007) и межрегиональных научных сессиях «Алиевские чтения; Научная сессия» (Карачаевск 2006, 2007), в межвузовских научно - практических конференциях «Развитие личности в поликультурной образовательной среде» (г. Черкесск 2010); «Проблемы развития личности в полиэтнокультурном пространстве многоуровневой системы образования (г. Карачаевск. 2011).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы включает 220 наименований.

ГЛАВА I. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКЕ

1Л. Теоретические основы исследования этнической идентичности в контексте психолого-педагогических наук

Интенсивное развитие межкультурных контактов делает актуальной проблему этнической идентичности. Это вызвано целым рядом причин. Во-первых, в современных условиях, как и раньше, культурные формы жизнедеятельности с необходимостью предполагают принадлежность человека не только к какой-либо социокультурной группе, но и к этнической общности. Среди многочисленных социокультурных групп наиболее стабильными являются устойчивые во времени этносы.

Благодаря этому этнос является для человека самой надежной группой, которая может обеспечить ему необходимую безопасность и поддержку в жизни.

Во-вторых, следствием бурных и разносторонних культурных контактов становится ощущение нестабильности окружающего мира. Когда окружающий мир перестает быть понятным, начинается поиск того, что помогло бы восстановить его целостность и упорядоченность, защитило бы от трудностей. В этих обстоятельствах все больше людей, и молодых в том числе, начинают искать поддержку в проверенных временем ценностях своего этноса, которые в данных обстоятельствах оказываются самыми надежными и понятными. Результатом становится усиление чувства внутригруппового единства и солидарности. Через осознание своей принадлежности к этносам люди стремятся найти выход из состояния социальной беспомощности, почувствовать себя частью общности, которая

обеспечит им ценностную ориентацию в динамичном мире и защитит от больших невзгод. Закономерностью развития любой культуры всегда была преемственность в передаче и сохранении ее ценностей, так как человечеству необходимо самовоспроизводиться и саморегулироваться. Это во все времена происходило внутри этносов путем связи между поколениями. Если бы этого не было, то человечество не развивалось бы.

Этнос (с греч. - народ) - группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. По концепции В. А. Тишкова этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу и по которым один этнос отличается от другого. Так, В.А. Тишков даёт следующее определение: «Народ» в смысле этнической общности -группа людей, члены которой имеют одно или несколько общих названий и общие элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и тем самым обладают как бы общей исторической памятью, могут ассоциировать себя с особой географической территорией, а также демонстрировать чувство групповой солидарности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кипкеева, Зухра Салиховна, 2011 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алмазов Б.И., Семенов В.Д, Социальная педагогика: Теория методика, опыт исследования. Свердловск: Изд-во Уральского унив., 1989.- 148с.

2. Алиев P.M. Роль устного народного творчества в воспитании детей. Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2003. 155с.

3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское кн. изд-во, 1990. - 560 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. -339 с.

5. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Худ. литер., 1984. -176с.

6. Арабов И.А. Воспитание семьянина. Традиции и современность. Душанбе: Дониш, 1991.-255 с.

7. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 1996.- 104с.

8. Арбат Ю. Красота вокруг нас, М.: Госместпромиздат, 1962. -175с.

9. Арутюнян Ю.В. Арутюнян, С.М. Нация и ее психический склад (социально - психологический аспект национальных отношений). -М., 1998.

10. Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом.- Нальчик, 1990. -с. 11-40.

11. Асмолова А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл: Издательский центр « Академия», 2007. - 528 с.

12. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор, Литература. М: Сов. Россия, 1986,-367 с.

13. Байчорова A.A. Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов. Дисс... канд. пед. наук.- Карачаевск, 2000. - 222с.

14. Балтина П.И., Сакиева М.Н. Народы Карачаево-Черкесии. Ставр., 1957,

15. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения// Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

16. Батчаева Х.Х-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского

народа (история, теория, практика). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. - 417с.

17. Бацин В., Кузьмин, М. Интересы этносов и государства: пути к развитию гармонии //Народное образование.- 1994.- №4.-Сс.4-8.

18. Белозерцев Е.П. О национальном государственном образовании в России //Педагогика, - 1998.- №3.-С.30-35.

19. Белоус В.В., Щебетенко, А.И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. -203 с.

20. Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях//Педагогика.- 1999.-№6.- С. 19-25.

21. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. М.: Искусство: ИЧП«Лига», 1994.

22. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX века, М., 1988. 24,

23. Битарова А.Т. Этикет горских народов Северного Кавказа и его влияние на воспитание подрастающего поколения. Дисс. канд.пед.наук. Владикавказ, 2002.- 182с.

24. Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись. Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1992.-256с,

25. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое и статистическое описание Кавказа //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях Ставрополь, 1997. - С.25-26

26. Богаткова Л. На празднике песни и танца. М.: Детгиз, 1952. 16с.

27. Борисова Е. Мудрость народной педагогики //Народное образование.-1998. -№9-10.-С.74-76.

28.Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии // Этнографическое обозрение. - 2000. - № 6. - 18 с.

29. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972. -44 с.

30. Бузоева З.С. Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающего поколения. Дисс...

канд. пед. наук. Владикавказ, 2002.- 189с.

31. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести /Авт. статей и ком. В.П. Аникин, Д.С. Лихачев, Т.Н. Михельсон. - М.: Дет. Литер., 1989.638 с.

32. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. - М.: Наука, 1988. - 358 с.

33. Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. - 1991. - № 6. - С. 6 - 10

34. Василенко В.М. Народное искусство. Избр. труды о народном творчестве Х-ХХв.-М., 1974.-294 с.

35. Васильев Ю.А., Широков, A.C. Рассказы о русских народных инструментах. 2-е изд. М.: Сов. композитор, 1986. -88 с.

36. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций, М.: Академия, 1999. - 440 с.

37. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики, М.: Педагогика, 1983.-144 с,

38.Вундт В. Миф и религия. - СПб. 1913

39. Виноградов В. Народная педагогика. Сибирская живая старина. Иркутск, 1926. Вып. I.

40. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры Советская педагогика, 1989. -№7,- С.98-103.

41. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. - 168 с.

42. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чув. кн. изд., 1974. - 380с.

43. Восхождение к гармонии/ Сост. P.M. Карпанова. М.: Молодая гвардия.

44. Вульфов Б.З., Иванов, В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1999. -616 с.

45. Выготский Л.С. Избранные психологические труды: В 2 т. -М., 1986. - Т.2.

46. Гарданов В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адыгов (черкесов) в XVII первой половине XIX в. //Советская этнография. 1964. - № 1. - С. 23-61.

47. Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов. М.: Наука, 1967. -331с.

48. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970.- 84с.

49. Гордин А.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде .М., 1976. -173с.

50. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика Карачаево - Балкарского народа. - Нальчик, 1977

51. Гумилев JI.H. От Руси к России/ очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1994.-336 с.

52. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. 216.

53. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: OJIMA-Пресс, 1997.-614 с.

54.Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.- М., Педагогика, 1986.-240с.

55. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М., 1846.- 192с.

56. Данилов A.A. Воспитательный потенциал народного искусства //Советская педагогика. - 1989. - №3. - С.З3-37.

57. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. -1974. -№ 5. - С. 67-76.

58. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. - 1991. - № 1. - С. 12

59. Дубровин Н. Черкесы (Адыге). Краснодар. Вып. 1, 1927.-105с,

60. Духовность личности: Проблемы образования и воспитания (история и современность). //Тезисы докладов и выступлений на XXI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической мысли (2-4 декабря 2001 г.) М., 2001.

61.Еремина В.И. Ритуал и фольклор, Л.: Наука, 1991. -208 с.

62. Забылин М, Русский народ, его обряды, предания, суеверия и поэзия, М.,1990.-607 с.

63.Изард К. Эмоции человека. М: - Изд-во МГУ, 1980.

64. Измайлов А.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с,

65. Ильин И. Духовный смысл сказки Встреча.-1996.- №3.- С.28-32.

66.Иванова A.A. Динамика ценностных ориентации личности (в сфере профессиональной деятельности педагога): Автореф. Дис. канд. психол. наук. -

М., 1994.-26 с.

67. Калтахчян С.Т. К вопросу о понятии «нация»//Вопросьжсюрии. -1966.-№ 6. - С. 24-43.

68. Калинская Н.М. История костюма: Учебное пособие для техникумов.- 2-е изд., перераб. М.: Легпромбытиздат, 1986.- 168 с.

69.Калмыков И.Х. Ногайцы / И.Х. Калмыков, Р.Х. Керейтов, А.М.Сикалиев. -Черкесск, 1988.-232 с.

70. Кон И.С. К проблеме национального характера. - М., 1987.- 453с.

71. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. -269 с.

72. Кон И.С. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Западной Азии. - М., 1983. - 344с. 73 .Концепция национальнойобразовательной политики Российской Федерации//Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации.- М.: Московский Лицей. - №11. - 2006.- С. 12.

74. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. Проект. М. - 2010

75. Котова И.Б., Шиянов E.H. Становление и развитие гуманистической педагогики. - Ростов, 1997.

76. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философские педагогики. Р.-на-Дону, 1994.

77. Кибизова Э.Э.Этносоциальные ценности представителей разных поколений(на примере русских и осетин). Автореферат, дис. канд. пс. наук. СПб., 1999.

78. Кикнадзе Д.А. Потребность поведения воспитания.- М.,1968.-146с.

79. Китов А.И Экономическая психология. М.

80. Кипкеева З.С. Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеству школьников в учебной деятельности.// Образование -наука - технология: Материалы II всероссийской научно - практической конференции. -Майкоп :МГУ2007. С.53 -5 5.

81. Кипкеева З.С.Динамика сформированностиэтнической идентичности младшего школьника// Вестник РУДН. Серия психология и педагогика -2011. - № 4. С.69-75.

82. Кипкеева З.С Мультикультурная образовательная среда как фактор формирования этнической идентичности у младших школьников// Вестник Волгоградского института бизнеса. -2011. -№ 18. С.41- 48.

83. Кипкеева З.С. Этнокультура народов Карачаево-Черкесии// Учебное пособие Карачаевск. КЧГУ. 2011. 23ст.

84. Крымшамхалов И.Письмо в редакцию журнала «Мусульманин» Карачаево-балкарские деятели культуры конца 19 начала 20 века. В 2т. Нальчик, 1993.-Т1.- С. 134.

85. Крысько В.Г. Этническая психология - М., 2004 г. - 320 с.

86. Кузина Т. Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: Школа-Пресс, 1998. - 144 с.

87. Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 448 с.

88. Кучуков М.Н. Национальное самосознание: Дис. д-ра филос. наук. -Ростов н/Д., 1993.-С. 111-112.

89. Лавров Л.И. Доисламские верования адыгов и кабардинцев //Исследования по вопросам первобытных верований, М.: Изд-во СССР, 1959.-С. 298-320.

90. Лазарян С. С. Человек и образование -№ 2.- 2008. - С. 81-83)

91. ЛангвортДж. А. Год среди черкесов //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIIIXIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. - С.531.

92.Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс - культурную психологию. М: «Ключ-С»,1999. - 224 с.

93. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Вып. 2 Отд. 1999.

94. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.- 304с,

95. Лихачев Б.Т. Основные критерии педагогики //Педагогика. -1999.- №1, - С. 10-19.

96.Лихачев Б.Т. Педагогика, Курс лекций. //Учебное пособие для студентов пед. учебн, заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.-528 с.

97. ЛихачевБ.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.-175 с.

98. ЛотманЮ. М. Избранные статьи : ВЗ-х т. - Т.1. - Таллин, 1992. -336 с

99. Лунина Г. Народные традиции жизнерадостности .//Народное образование, 1998. - №9-10. - С.77-78.

100. ЛурияА.Р.Мозг человека и психические процессы . М. , 1963.- 128 с.

101. Макарцева H.H. Духовные ценности русской народной педагогической культуры //Педагогика.- 1998. - №1. - С.81-86. 108. 109.

102. Макаренко A.C. Соч., ТА, 1957, -С.

103. Максимов Л.В. Проблема обоснования морали. М., 1991- 45с.

104. Маркова А.К. Мотивация учения школьников. М., 2004. - 184с

105. МацумотоД. Психология и культура.- СПб. : Прайм- Еврознак, 2002.- 416с. 106.. МацковскийМ.С. Социология семьи: Проблемы, теории, методологии и методики. -М.: Наука, 1989.-112с.

107. Медведева М. Не реликт, а средство воспитания (фольклор как часть педагогики народного воспитания) //Народное образование.- 1995.- №5. -С.115

108. Мухина В.С.Этнология: настоящее и будущее // Психологический журнал. - 1994. - № 3. - 47 с.

109. Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.

110. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., 1

111. МихайловФ.Т. Загадка человеческого «Я». М.,1997.

112. Межуев В.М. Проблемы теории культуры. М., 1977

113.Межуев В.М. Культура и история. М., 1979.

114.Миллер В. и КовалевскийМ. В горских обществах Кабарды// «Вестник Европы», СПб., 1884, кн.; - С.582.

115.Мудрик А. В.Социализация // Магистр.- 1993. -№ 3. -С. 17-23.

116.Мудрик А. В. Общениекак фактор воспитания школьников.-М., 1984.-112

117.Мудрик А. В. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1970. -189 с.

118.Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки/Сост. A.A. Разумов. М.,1958.- 350 с.

119.Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1990.- 110 с.

Ш.Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. - Нальчик, 1992. - 239с.

121. Мусукаев А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик: Эльбрус,

122. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 35-38.

123. Накохова Р.Р.Психология ценностных ориентаций этносов и этнофоров Северного Кавказа. М: «Линкор», 2008.- 378с

124. Накохова Р. Р. Развитее ценностных ориентаций младших школьников средствами народного эпоса и мифологии.: Дис. на соиск. канд. психол. наук. -Ставрополь, 1999.

125.Накохова Р. Р. Младший школьник: возможности личностного развития Карачаевск, 2001.-135с.

126. Народы Карачаево-Черкесии: история и культура / Под. ред. В.Ш. Нахушева. - Черкесск, 1998. - 537 с.

127. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994.-656 с.

128. Национальные ценности образования: история и современность//. Материалы XVII сессии научного Совета по проблемам историй образования и педагогической науки. М., 1996. - 296 с.

129. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. - 1998. - №4. - С.3-8.

130. Ногмов, ШБ.История адыгского народа. Издание 3-е, Пятигорск, 1893.-144с.

131. Об образовании. Закон Российской Федерации (1992 г.) с изменениями и дополнениями.

132. Оллпорт Г. Личность в психологии: Пер. с англ. - М.: КСП ; СПб.: Ювента, 1998.-345 с.

133. Ольшаников А.Е. Личность и социальные ценности // Социология в. СССР.-М., 1965.-Т. 1.-С. 471-511

134. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания Советская педагогика.- 1989.-№7.- 106-111, 135.

135. Очерки истории культуры славян. М.: Просвещение, 1996. -463 с. Очерки русской культуры XVI в. 4.

136. Педагогика. / Под. ред. E.H. Шиянова , 2008.- С. 512

137. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

138. Потебня A.A. Мысль и язык. Харьков, 1892. - 288с.

139. Почебут Л.Г. Этническое и социальное в природе человека // Актуальные проблемы этнической психологии. - Тверь, 1992. - 140 с.

140.Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях //Педагогика. - 2002. - № 5. - С. 41-47.

141. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., Междунардная педагогическая академия, 1994.

142. Петровский В.А., Петровский A.B. Развитие личности. Возрастная периодизация// Психология развивающейся личности. - М., 1987. - 56 с.

143. Полетаева М.А., Полетаева М.А. Особенности становления русского самосознания: (этнический идеал как основание национальной идеи): Дис. ... канд. культурол. наук. -М., 1998.

144. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. -СПб.: Речь, 2002. - 265 с.

145. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Майкоп, 1990. -С. 150.

146. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. - СПб.: Изд-во С.-Петербур. университета, 2007. - 281 с.

147.Радынова О. Народные колыбельные //Дошкольное воспитание. -1995- №6.-С. 104 -114.

148. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Просвещение, 1985. -190 с.

149. РомаеваН.Б., Ромаев А.П.Генезис феномена и категории «СВОБОДА» в гуманистической педагогике России //Антропологический контекст. Ставрополь, 2008.

150. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. /Гл. ред. В.В. Рогов А.П. Черная роза. 2-е изд., доп. М.Современник, 1986.- Давыдов. Т. 1.-м., 1993; Т.2.-М., 1999.

151. Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии: В 2 т. -М., 1989. - Т. 2. - 328 с.

152. Сказки народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1992. - 335с.

153.Скиннер. Избранное: изд-во « Магистр», 1997.- 267с.

154. Солдатова Г.У. Этническая идентичность // Психология самосознания. -М.: Изд. дом « Бахрах-М »,2000. - 682 с.

155. Саланая Ш.Х. Абазинский народный героический эпос. -Тбилиси, 1986

156. Семенов К.Б.,Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика (на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). Майкоп: АГУ, 2000. - 307 с.

157. СикорскаяН.Г.

158. Словарь этнопсихологический. /Под редакцией В. Г. Крысько, М., 1999

159. Сланова А.Ю. Проблемы семейного воспитания в прогрессивно-демократической педагогике народов Северного Кавказа (XVIII начало XX вв.). Автореф. дис., канд. пед. наук. - Владикавказ, 2002.- 24с.

160. Сластенин В.А., Исаев И.О., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед, уч, завед, М, : Школа Пресс, 1997.-512 с,

161. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX XX вв). М.: Наука, 1983.- 264с.

162. Смит Э. Национализм и модернизм: критический обзор совр. теорий наций и национализма/пер. с англ. М.:Праксис, 2004.-464с.

163. Сталь, К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа Кавказский сб. Тифлис, 1910. Т.21-С.135, 183, 272.

164. СтефановскаяТ.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. M., 1

165.Стефаненко, Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Том V. Вып. VI. - М., 1998.- С. 96.

166.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология - М.: ИП РАН, Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 320с.

167. СтефаненкоТ.Г. Этнопсихология. 3-е изд., испр. и доп.-М.: аспект Пресс, 2004-368с.

168. Снайдер Н., Снайдер Р., Снайдер мл. Р. Ребенок как личность:

становление культуры справедливости и воспитания совести /Пер. с англ-М.: Смысл; СПб: «Гармония», 1994.-287с.

169.Собкин B.C., Грачева, A.M. К психологии еврейской идентичности // Этнос. Идентичность. Образование. - М., 1998.- С. 206-247.

170.Соколов Э.В. Культура и личность. - Д.: Наука, 1972. - 228 с.

171. СокольниковЮ.П. Теория воспитательных пространств. - М., 1997. - 43с.

172. Солдатова Г.У. Этническая идентичность// Психология самосознания.: Изд.д. «Бахрах-М»,2000.-682с

173.Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.- 286 с.

174. СтуденецкаяЕ.Н. О большой семье кабардинцев в XIX веке.- //СЭ. -1950. - №2.-С.177.

175. Супрунова JI.JI. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы //Педагогика. - 1999. - 4. - С. 64-73.

176. Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание //Сов. Педагогика. -1965.-№12. -С. 30-39.

177. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). М.: Педагогика, 1990. - 268 с.

178. Урусбиев С.А. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: 1989.-480с.

179. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры, Нальчик: Эльфа, 1997.-229с.

180. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/ Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6-ти т. /Сост. Ф. Егоров, М.: Педагогика, 1988,Т. 1,-С. 194. 181 .Тишков В.А. Очерки теории и политики этничносги в России. - М., 1997. - 139с.

182.Триандис Г. Культура и социальное поведение. -М.: Форум, 2007. - 384с.

183.Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». Т.1. - Тбилиси, 1991.- С.71-139.

184.Фромм Э. Душа человека: Пер. с англ. - М.: Республика, 1992. -430 с.

185. Хабибулина К.Н.Самосознание и интернациональная ответственность социалистических наций. - Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1974. - 107 с.

186. Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психолого-педагогические проблемы общения/ Подред.А. А.Бодалева. -М., 1979. -С. 17-35.

187. Хатаев Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XVIII1917 г.). Дисс. докт. пед. наук. М., 1996.-432с.

188. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М,: Ассоциация «Народная педагогика», 1993. -131 с.

189. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание- СПб. 2000 - С. 44.

190. Шабаева М.Ф. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.Г, Белинского Изд. АПН, 1948. -С. 23.

191. Шакарян С.М. Русская народная педагогика о нравственном воспитании. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. - 152 с.

192. Шоров А.И. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Учебное пособие. Майкоп: Адыгское республиканское книжное издательство, 1999.-468 с.

193. Шаманов И.И. Карачаевцы. - Черкесск, 1977.- 487с.

194.Шиянов Е.Н.Педагогика: общая теория образования.Ставрополь,2007.

195.Штейнталь X., Лацарус М. Мысли о национальной психологии.-Воронеж, 1965.- 365с.

196.Чагай Л.П. Национальное самосознание личности: (сущность, противоречия, проблемы формирования): Дисс.. .докт.филос.наук. М.,1992. -208с. 197.Чавчавадзе К.З. Интернациональные черты в образе жизни народов Карачаево-Черкессии // Социальный облик трудящихся Карачаево-Черкесии. - Ростов н/Д., 1991.-84 с.

198.Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1973.-№ 3.-С.23-26. 199.Чомаева С.Х. Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье. Дисс.. .кандт.пс. наук.-Ставрополь.,2004. - 165с

200.Щедрина, Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений // Психологическая теория коллектива. - М., 1979.-С.23-25.

201.Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. - 1971.- №3.- С 3-12. 202.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.-344с.

203.Этнические факторы в жизни общества. Сб. статей. - М., 1991.- 218с. 204.Этнос. Традиции и современность. //Сб. научных трудов. - Якутск, 1994.- 92с 205. Юдин, Ю.И. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. - 472с. 206.Эфендиев, Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание.- Нальчик, 1999.-304с.

207.Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания. - Казань: Татарское кн.изд-во, 1991.-192с.

208.Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991.

209.Bertalanffy, L. von. General system theory: Foundations, development, applications. N.Y.: George Braziller, 1968.

210.Buck, R. Motivation, emotion and cognition: Velopmehtalinteractionigt View // Strondman K.N. International review of studies on emotion. V. 1. Chichester : Wiley, 1991.

21 l.Budner S. (1962). Intolerance of ambiguity as a personality variabl. Journal of Personality, 30, 29 - 50.

212.Brown J. Freud and the Postfreudians. London: Penguin, 1961

213. Inkeles A. and Levinson D. National character // Handbook of social Psychology, vol.2, Cambridge. Mas. 1954, p.977-1020.

214.Tejfel H. Sozial stereotypes and sozial groups//Intergroup benavior/Ed. by J.C.Turner H.Giles/ Oxford: Basil Blackwel, 1981 в. 144-167.

215. Triandis H. C. Culture and Social Behavior. New York: McGraw- Hill, Inc. 1994.

216.Triandis, H.C. Individualism and collectivism. Boulder,San Francisco, Ocsford. 1995.

217. Hofstede G. H. (2001). Culture' s consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations (2nd ed.).Thousand Oaks, CA: Sage Publications.

218. Maslow, A. Motivation and Personality. -N. Y., 1970. - 251 p

219. Wolfson N. Compliments in cross-cultural perspective. TESOL quarterly. 1981. № 13. P. 117-124.

220. Phinney J.S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany, 1993. P. 73.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.