ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Иманмурзаева Аида Умаровна

  • Иманмурзаева Аида Умаровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 164
Иманмурзаева Аида Умаровна. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». 2018. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Иманмурзаева Аида Умаровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства

в формировании личности младшего школьника

1.2. Сущность и специфика формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству

1.3. Возможности декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического отношения младших школьников

Выводы по 1главе

ГЛАВА II. УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

2.1. Характеристика условий формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству

2.2. Формы и методы формирования эстетического отношения младших школьников посредством произведений декоративно-прикладного искусства

2.3. Экспериментальная проверка эффективности условий формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному

искусству

Выводы по Пглаве

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное духовное, художественное, эмоциональное развитие молодого поколения, непосредственно связанное с его эстетическим воспитанием, можно обозначить как формирование определенного эстетического отношения индивида к реальной действительности. Процесс эстетического воспитания характерен ориентацией личности в бесконечности эстетических ценностей в строгом соответствии с представлениями об их характере, сложившемся в определенном обществе, приобщением к этим художественным культурным ценностям.

В концепции художественного образования, опирающейся на «Национальную доктрину образования Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяется стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция является актуальной программой, способной решать проблемы художественно-эстетического воспитания детей и молодежи.

Большое значение при этом приобретает интерес к изучению проблем приобщения молодежи к культуре, в частности, к произведениям декоративно-прикладного искусства. Безусловно, являются актуальными и вопросы благотворного влияния декоративно-прикладного искусства на развитие художественного творчества детей, привития школьникам желания приобщиться к национальной художественной культуре как условие формирования эстетического отношения школьников, как фактор интенсивного развития личности, обогащения ее внутреннего мира.

Декоративно-прикладное искусство Дагестана, для которого характерно личностно-территориальное авторство, отличается большим многообразием. Оно имеет много видов и жанров, основанных на принципиально различных технических приемах, декоративных мотивах и формах, исторически сложившихся навыках и художественных традициях. Ценность и плодотворность использования сложившегося опыта национальной культуры и, прежде

всего, декоративно-прикладного творчества, как условия формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству в ходе обучения изобразительному искусству, основывается также и на том, что оно создавалось веками, прошло длительную проверку практикой, что в итоге позволило выбрать лучшие формы, образцы, приемы, методы, своего рода художественные эталоны.

Уроки изобразительного и народного искусства должны быть основополагающими эффективными условиями в формировании эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству на базе оптимального привлечения обучающего потенциала культурно-исторического и художественно-педагогического опыта человечества.

Формирование эстетического отношения к наследию народного творчества и, в частности, к произведениям декоративно-прикладного искусства как к культурной ценности, есть определяющая позиция настоящего диссертационного исследования.

Обоснование научной концепции исследования опиралось на философские идеи Г. Гегеля, М.С. Кагана, Н.И. Крюковского, В.А. Разумного об эстетическом отношении как интегративном свойстве личности; положения психологии об активности субъекта, взаимодействующего с действительностью, и ведущей роли творческой деятельности, отмеченные в трудах Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева; педагогические идеи, раскрывающие сущность процесса формирования эстетического отношения в разных видах деятельности, освещались Л.Г. Ковалем, Т.С. Комаровой, В.С. Кузиной, Б.Т. Лихачевым, С.П. Ломовым, Б.М. Неменским, Л.П. Печко, А.П. Сидельковским; формирование эстетических потребностей по И.Ф. Гончарову, Н.Б. Крылову; творческой активности субъекта по В.П. Зинченко, А.А. Мелик-Пашаеву, Н.А. Терентьеву, А.Б. Щербо; развитие эстетических способностей по В.А. Елисееву, С.А. Зо-лочевскому, Е.В. Квятковскому, Т.С. Комаровой, Г.Н. Кудину, В.С. Кузину, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсову.

О важности и умении видеть, о роли правильной организации эстетического восприятия окружающей действительности и формирования умений учащихся говорится в трудах П.П. Чистякова, Д.Н. Кардовского, Н.Н. Волкова, Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина и других.

При этом эстетическое отношение ребенка не стоит сводить лишь к восприятию красоты мира, ведь деятельностные проявления отношений призывают к созданию конкретных педагогических условий, при которых школьнику удастся неограниченно проявлять преобразовательную активность.

В современный период категория отношения в системе эстетического воспитания подрастающего поколения раскрывается в работах Д.Н. Джолы, В.В. Корешкова, Б.Т. Лихачева, А.А. Мелик-Пашаева, Л.П. Печко, А.П. Си-дельковского, М.Д. Таборидзе, Н.И. Фатеева и других.

Ближе к нашей позиции находится концепция эстетического отношения к миру как основа способности к художественному творчеству, которую разработали А.А. Мелик-Пашаев и З.Н. Новлянская. Согласно этой концепции, эстетическое отношение проявляется в том, что чувственный облик предмета и явлений мира является для человека непосредственным выражением некоторой родственной ему жизни, характера, настроения.

Пути и средства по формированию эстетического отношения к предметной среде и декоративно-прикладному искусству у детей старшего дошкольного возраста исследовали в своих работах Л.С. Одерий и И.А. Лыкова.

Следует обратиться к трудам А.Б. Бакушинского, И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнера, В.М. Василенко, В.С. Воронова, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.Б. Салтыковой, Т.Я. Шпикаловой, в которых содержится ценный материал по основным положениям искусствоведческой педагогической науки и сущности народного искусства, касающийся настоящей темы. Данные специалисты внесли значительный вклад в исследование проблем по восстановлению, изучению и использованию художественных традиций декоративно-

прикладного искусства в образовательно-воспитательной деятельности школьников.

Вопросы изучения и познания декоративно-прикладного искусства Дагестана освещены в исследованиях Д.М. Атаева, Н.Б. Бакланова, Г.Г. Газима-гомедова, П.М. Дибирова, Б.А. Дрона, А.А. Иванова, Э.В. Кильчевской, М.М. Мамаева, С.А. Ханмагомедова, Э.М. Шиллинга и других ученых в области археологии, этнографии, искусствоведения.

Педагогические аспекты представленной проблемы художественно -эстетического образования и развития художественной культуры, роли изобразительного и декоративно-прикладного искусства в ходе формирования творческой личности достаточно глубоко разрабатывали В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, И.М. Раджабов, Б.Н. Неменский, С.П. Ломов, М.М. Байрамбеков, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов.

Особый научно-методический интерес в использовании художественно-эстетических традиций в преподавании изобразительного и декоративно -прикладного искусства, сохранении и возрождении национально-художественной культуры представляют работы таких ученых, педагогов Дагестана, как М.М. Байрамбеков, С.М. Гаджимурадов, Г.К. Гамзатова, И.М. Раджабов, А.М. Магомедов,О.К. Рашидов, П.М. Магомедова, К.К. Агаев, Э.А. Казанбиева, Е.М. Крючков, А.Ш. Шахаев, М.М. Омаров, Д.В. Скоробо-гатов, Д.Б. Магомедов и др.

Особенности и сохранившиеся традиции народного декоративно-прикладного искусства Дагестана предоставляют возможность проверить познавательно-дидактическую, художественно-эстетическую ценность народного творчества на практике с умелым использованием его педагогического потенциала в формировании эстетического отношения учащихся школ.

Однако приходится с сожалением констатировать отсутствие фундаментальных научных работ, в которых декоративно-прикладное искусство рассматривается как условие формирования эстетического отношения млад-

ших школьников и указывается путь использования его выразительных и богатых эстетических средств декоративности, которые основываются на многолетнем опыте народа. Также недостаточно учитывается стабильность его длительного культурного развития, преемственность ранних и поздних художественных эстетических традиций.

Сказывается также недостаточная теоретическая подготовленность педагогов и отсутствие учебно-методического комплекса для приобщения школьников к произведениям декоративно-прикладного искусства, системы консультаций с народными мастерами. Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в условиях формирования эстетического отношения младших школьников изучен в недостаточной мере.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, посвященной вопросам формирования эстетического отношения младших школьников, позволяет выявить имеющиеся противоречия между разработанным теоретическим аспектом настоящей проблемы и отсутствием систематизированного подхода к нему. В практике учебных заведений наблюдается дефицит целенаправленной деятельности по формированию эстетического отношения младших школьников с использованием средств декоративно-прикладного искусства.

Актуальность данного направления исследования определяется наличием противоречия между необходимостью формирования эстетического отношения младших школьников в процессе приобщения их к произведениям декоративно-прикладного искусства и недостаточной разработанностью теоретических основ обозначенной проблемы в науке.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

- наличием объективной потребности современного общества в педагогах эстетического цикла, эффективно осуществляющих формирование эстетического отношения младших школьников к окружающей действительности, декоративно-прикладного искусству;

- высокой социальной значимостью произведений декоративно-

прикладного искусства в формировании эстетического отношения младших школьников и неадекватными современными условиями;

- наличием научной теории процесса эстетического воспитания школьников и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса формирования эстетического отношения учащихся к декоративно-прикладному искусству.

Данные противоречия позволяют выделить проблему исследования, которая заключается в выявлении эффективных условий и средств организации формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству.

Недостаточная изученность возможностей использования педагогического потенциала народного творчества в формировании эстетического отношения младших школьников с учетом современных реалий определила выбор темы данного исследования: «Формирование эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству».

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования - условия, формы и методы формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству.

Цель исследования - выявить и научно обосновать, экспериментально проверить содержание, условия, формы и методы формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза исследования - эффективность формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству может быть существенно повышена, если:

- будет уточнена сущность и специфика понятия «эстетическое отношение» младших школьников к декоративно-прикладному искусству, его место в научно-категориальном аппарате и эстетико-воспитательном процессе;

- формирование эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству будет осуществляться как часть целостного педагогического процесса эстетического воспитания школьников;

- народное декоративно-прикладное искусство будет рассматриваться как эффективное условие и как составной компонент формирования эстетического отношения к окружающей действительности младших школьников;

- будет выявлен эстетико-воспитательный потенциал средств и технологий декоративно-прикладной деятельности;

- в процессе учебно-воспитательной работы активизировать внимание учащихся на усвоение нравственных художественно-эстетических понятий путем анализа произведений декоративно-прикладного искусства, отражающих формирование эстетического отношения к жизни, раскрывающих быт, культуру народов Дагестана;

- использовать в учебном процессе уроки по декоративно-прикладному искусству, а также учебно-методический комплекс с учетом вариативности видов народного творчества, способствующий формированию эстетического отношения младших школьников.

Задачи исследования.

1. Определить особенности и специфику формирования эстетического воспитания младших школьников к декоративно-прикладному искусству.

2. Раскрыть эстетико-воспитательный потенциал народного искусства, сконцентрированный в произведениях различных видов декоративно-прикладного творчества.

3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия форм и методов эффективного формирования эстетического отношения к окружающей действительности, произведениям декоративно-прикладного искусства младших школьников.

4. Выявить показатели, критерии и определить уровни сформированно-сти эстетического отношения младших школьников к произведениям декоративно-прикладного искусства.

5. Разработать научно-практические рекомендации по формированию эстетического отношения младших школьников к произведениям декоративно-прикладного искусства.

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых, философов: В.К. Скатерщикова, М.С. Кагана, Ю.Б. Бореева, В.И. Разумного, психологов, педагогов по проблеме переосмысления духовных ценностных ориентиров личности школьника: Б.Т. Лихачева, Д.Н. Джолы, А.А. Мелик-Пашаева, А.Г. Асмолова, Ю.П. Зинченко, А.П. Леонтьева, В.В. Ванслова, А.С. Макаренко, Д.М. Маллаев, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Кабалевского, Б.Н. Неменского, В.С. Кузина, которые представляют основу эстетического постижения окружающей действительности и мира в целом, теоретические положения в искусствоведении, определяющие художественную природу, духовную ценность и место искусства в культуре.

Теоретическую основу исследования составили:

- идея гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашви-ли, А.Т. Асмолов, В.А. Сухомлинский, Н.И. Киященко, Д.М. Маллаев, А.А. Мелик-Пашаев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.);

- оптимизация образования и воспитания в контексте культуры, которая достаточно глубоко разработана в трудах выдающихся русских философов, таких как Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, П.Ф. Флоренский и др., а также Е.В. Бондаревской, Е.Н. Ильина, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Ш.А. Мирзо-ев, В.И. Разумного, И.Б. Котова, В.А. Нечаева и др.;

- актуальные проблемы развития теории и практики изобразительной деятельности учащихся, их художественного образования и эстетического воспитания в аспекте формирования эстетического отношения школьников в трудах Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина, С.М. Ломова, Б.М. Неменского, М.М. Байрамбекова, Д.М. Маллаева, Н.Н.Анисимова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпика-ловой, Б.П. Юсова, И.М. Раджабова и др.

Методы исследования:

- анализ теоретической, психолого-педагогической, методологической,

искусствоведческой литературы с соответствующими научными исследованиями в области эстетического воспитания и формирование эстетического отношения младших школьников на основе изучения декоративно-прикладного искусства;

- изучение, выявление и обобщение передового педагогического опыта использования в формировании эстетического отношения учащихся к декоративно-прикладному искусству в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных и других инновационных школ;

- опытно-исследовательская работа, беседы с учащимися, студентами, педагогами, работниками народного образования, анкетирование, апробация наглядных учебно-методических пособий и методических рекомендаций;

- педагогический эксперимент, состоящий из поискового, констатирующего и формирующего этапов, статистическая обработка данных;

- самоанализ результатов творческой деятельности учащихся.

Базой исследования явились школы МБОУ «Гимназия № 13», МБОУ СОШ №19 города Махачкалы и сельские общеобразовательные школы МБОУ «Карабудахкентская СОШ № 3», МБОУ «Гимназия» с. Карабудахкент Карабудахкентского района, было задействовано более 250 учеников 1-4 классов.

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе (2009-2010 гг.) уточнялась тема, определялись предмет и задачи исследования, изучались литературные источники, проходил сбор материала по изучаемой проблеме.

На втором этапе (2010-2012 гг.) на основе данных первого этапа исследования проводился ряд экспериментов по выявлению наиболее эффективных форм и методов обучения для наиболее полного формирования эстетической культуры младших школьников к произведениям декоративно-прикладного искусства Дагестана.

На третьем этапе (2012-2017 гг.) в ходе проведенных экспериментов, сбора данных по проблеме исследования анализировались и систематизиро-

вались полученные результаты, формулировались выводы, были завершены основные положения, оформлена диссертация.

Научная новизна исследования:

- выявлены условия и особенности процесса формирования эстетического отношения школьников к декоративно-прикладному искусству;

- выявлен воспитательный, эстетический потенциал декоративно-прикладного искусства, отразившийся в задачах формирования эстетического отношения младших школьников;

- созданы и экспериментально проверены содержание и условия, способствующие формированию эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству;

- определены основные средства и методы, разработаны критерии, позволяющие выявить и оценить уровень сформированности эстетического отношения и глубины интересов учащихся к национальной художественной культуре в процессе изучения декоративно-прикладного искусства;

- созданы учебные пособия, методические разработки уроков, способствующие формированию эстетического отношения младших школьников к произведениям декоративно-прикладного искусства.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

- научно-теоретическом обосновании необходимости использования уроков по декоративно-прикладному искусству, оптимальном использовании средств декоративно-прикладного искусства в практике формирования эстетического отношения младших школьников;

- выявлении и обосновании эффективных педагогических условий формирования эстетического отношения младших школьников на базе ознакомления учащихся с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость исследования состоит в:

- создании педагогических условий по формированию эстетического отношения младших школьников на уроках изобразительного искусства к декоративно-прикладному искусству, в котором оно выступает как важное

условие приобщения школьников к национальной эстетической культуре;

- предложении учителям дисциплин эстетического цикла учебно-методических наглядных пособий и методических рекомендаций к ним;

- издании пособия по формированию эстетического отношения к окружающей действительности младших школьников к декоративно-прикладному искусству;

- возможности использования материалов данного исследования в соответствии с программами и методическими пособиями, принятыми в других аналогичных регионах России.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Особенности и специфика эффективности формирования эстетического отношения в процессе ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного искусства обеспечивается единством взаимосвязанных направлений педагогической деятельности: обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия произведений народного искусства; формирование начальных эстетических представлений о выразительных средствах народного декоративно-прикладного искусства, формирование изобразительных умений и навыков в декоративной деятельности; активизация эстетической художественно-творческой деятельности детей.

2. Эстетико-воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства, сконцентрированный в произведениях различных видов народного творчества, выраженных в их подлинности, уникальности, исторической значимости, оригинальности и повышающий эффективность формирования эстетического отношения младших школьников, что способствует реально оптимизировать художественно-педагогическое образование учащихся школ.

3. Содержание, условия, формы и методы приобщения школьников к произведениям декоративно-прикладного искусства формируют эстетическое отношение младших школьников к культурным ценностям, способствуют развитию эстетических чувств, взглядов, убеждений, отношений к исторической реальной действительности.

4. Показателями уровней и критериев, позволяющими выявить эффективное формирование эстетического отношения младших школьников в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством, выступают наличие познавательного интереса школьников к национальной художественной культуре, умение эстетически оценивать окружающую действительность, развитие эстетических чувств, убеждений и отношений к наследию предков.

5. Комплекс учебно-методических рекомендаций, пособий экспозиционных наглядных материалов, планы-конспекты уроков на примере уроков декоративно-прикладного искусства, способствующие развитию у младших школьников художественного, эстетического вкуса, чувств, взглядов и формирование эстетических отношений учащихся к произведениям ДПИ.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования нашли отражение в материалах конференции: «Развитие отраслевого и регионального управления: психология, социология» (Москва, 2015 г.). Автор с докладами и сообщениями выступал на научных конференциях, посвященных проблемам обучения и воспитания школьников, а также на кафедре методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства Дагестанского государственного педагогического университета. Основные положения исследования апробировались и внедрялись в практику обучения изобразительному искусству в школах Ка-рабудахкентского района с. Карабудахкент МБОУ № 3, МБОУ «Гимназия» и в средних школах № 19, № 13 города Махачкалы.

Достоверность результатов исследования обеспечена совокупностью теоретических и методологических положений, репрезентативностью выборки исследуемых материалов, использованием объективных, соответствующих задачам, методов исследования, опытно-экспериментальной работой в школах с соответствующей научно-методической базой и потенциалом педагогических кадров, результативность которых подтверждена методами исследования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в формировании личности младшего школьника

Сегодня в условиях формирования единого образовательного пространства для всей мировой цивилизации стала очевидной глобальная целевая установка на совершенствование системы эстетического образования. В официальных документах международных форумов и семинаров по вопросам эстетического образования последних лет подчеркивается, что оно должно иметь «международное измерение», а это обеспечивается обменом знаниями, развитием метазнаний, созданием международных научно -исследовательских проектов в данной области с учетом национальных эстетических ценностей и условий.

В сложившейся ситуации одним из путей формирования эстетического отношения учащегося является включение в педагогический процесс элементов декоративно-прикладного искусства, которое содержит много позитивного в получении духовно-нравственного, художественно-эстетического удовлетворения, радости творчества. В эстетическом отношении индивида к окружающей среде, предметам, проявляющемся в разных формах, заметное место принадлежит декоративно-прикладной деятельности, связанной с художественно-творческим характером труда.

Изделия декоративно-прикладного искусства своим изяществом, простотой и внутренней энергетикой воспитывают художественный вкус, способствуют формированию эстетического отношения учащихся к окружающей действительности.

В каждом изделии декоративно-прикладного творчества заложена значительная чувственная, выразительная неповторимость ее художественного

образа, каждый предмет, выполненный мастером, способен формировать личность, имеет мощные ресурсы в освоении окружающего предметного мира с образным осмыслением, настроением.

Основополагающим народного художественного творчества, являющимся истоком декоративно-прикладного искусства, является единство эстетического и этического, чего недостаточно в современном процессе формирования эстетического отношения к окружающей действительности.

Среди специалистов, изучающих данную проблему, внесших большую лепту в основные положения искусствоведческой педагогической науки о сущности народного искусства следует отметить А.Б. Бакушинского, И.Я. Богуславскую, Г.К. Вагнера, В.М. Василенко, В.С. Воронова, М.А. Некрасову, Т.М. Разину, А.Б. Салтыкову, Т.Я. Шпикалову и др. Их разработки и анализ проблем, нацеленные на восстановление, изучение и использование народных художественных традиций декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательной деятельности школьников, ценны и полезны.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Иманмурзаева Аида Умаровна, 2018 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985. Т - 448с.

2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. - М.: Политиздат, 1989. - 333с.

3. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. - Шуя, 1994. -198с.

4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 160с.

5. АлехинА.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Дис. в виде научн. докл.докт. пед. наук. - М., 1993. - 32с.

6. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. - Махачкала, 1968. - 50с.

7. Алиханов Р. Кубачинский орнамент. - М.; 1963. - 56с.

8. Алиханов Р., Иванов А. Искусство Кубачи. - Л.; 1976.

9. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. - М; Просвещение, 1991.-

302с.

10. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: Наука, 1970. - 486с.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. труды. - М.: Наука, 1980. -Т.1. - 169с.

12. Антонова Е.В. Орнаменты на сосудах и знаки на статуэтках Ана-утской культуры / Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. -М.: Наука, 1981. С.З- 5.

13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. В.Н. Самохина. - М.: Наука, 1974. - 68с.

14. Асельдеров М.А. О школьных традициях. - Махачкала, 1962. - 30

с.

15. Атаев Э.С. Использование традиционных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. - М., 1993. -18с.

16. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное образование. 2011. - 82 с.

17. Бабанский Ю.К Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. - 192с.

18. Багандов Б.М. На основе добрых традиций // Дагестанская правда. 1989. 10 октября.

19. Байрамбеков М.М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству (На материале искусства народов Дагестана). Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02: Махачкала, 2001. - 435 с.

20. Бакушинский A.B. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды.- М.: Сов. художник, 1981. - 351с.: ил.

21. Бакушинский Д.В. Художественное творчество и воспитание. -М., 1979.-70с.

22. Баранов A.A. Исследование эффективности игровых форм обучения изобразительному искусству в 1 классе: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1981. - 16с.

23. Башкиров A.C. Искусство Дагестана. - М.; 1931. -150с.

24. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. - М.: Просвещение, 1983. - 156 с.

25. Белинский В. Г. Избранные статьи. - М.: Детская литература, 1992. — 223 с.

26. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971. - 496с.

27. Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных

народных художественных промыслов / Сборник статей. Издательство «Художник РСФСР». - Л., 1981.С. 72-81.

28. Божович Л.И. Очерки психологии детей. — М.: АПН РСФСР, 1950. - 128с.

29. Большаков М. Декор и орнамент в книге. - М.; 1990. - 134 с.

30. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. - М., 1974. - 326с.

31. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. - М.: Искусство, 1977. - 464с.

32. Васильев С.А. Теория отражения и художественное творчество. -М., 1970.-94с.

33. Венгер JI.A. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 96с.

34. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1968.-442с.

35. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М: Просвещение, 1967. -360с.

36. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1982. - 144с.

37. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка.- М.: АПН РСФСР,

1950.

38. Волков H.H. Восприятие картины. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1976.-32с.

39. Воробей Ю. Л. Диалектика художественного творчества. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 197с.

40. Воронов В. С. Крестьянское искусство. - М. : Директ-Медиа, 2015. - 142 с.

41. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. -93с.

42. Выгодский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. -

344с.

43. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.- 480с.

44. Гаджиев Б.И. Тропа дагестанского учителя. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1981. -98с.

45. Гаджимурадов С.М. Основы художественной керамики: Учебное пособие для учителя. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. - 118с.

46. Гаджимурадов С.М., Байрамбеков М.М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана: Программы для 1-4 кл. - Махачкала: Дагучпедгиз. - 122с.

47. Газимагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. - Махачкала: Даг. кн. издательство, 1992. -176с.

48. Газимагомедов Г.Г. Художественная специфика декоративно-прикладного искусства Дагестана // Юг России: экология, развитие. Общие вопросы. 2007. № 3. -С. 10-17.

49. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 118с.

50. Герчук Ю.А. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. - М.: «Галарт», 1998.

51. Гинтер С.М. О формировании эстетического отношения к действительности средствами декоративно-прикладного искусства // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. № 3. Т. 2. С. 15-19.

52. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М.: Педагогика, 1986. - 126с.

53. Горбунова Г.А. Индивидуальный подход в развитии творческих способностей младших школьников на занятиях рисования с натуры: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. - М., 1995. - 16с.

54. Горяева H.A. Первые шаги в мире искусства. - М.: Просвещение,

1991. - 168с.

55. Горяева H.A. Методическое пособие к учебнику «Декоративно -прикладное искусство в жизни человека»: 5кл. / под ред. Б. М. Неменского. -М.: Просвещение, 2003. -109 с.

56. Громов Е.С. Природа художественного творчества. -М.: Просвещение, 1985. -254с.

57. Громов Е.С. Художественное творчество. - М.: Политиздат, 1970.

- 253с.

58. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1989. - 96с.

59. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. - М.: Искусство, 1968.- 124с.

60. Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного, искусства. - В кн.: Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы. - М., 1973. С. 44.

61. Дидактика средней школы / Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. -216с.

62. Джибладзе Г. Принцип эстетического воспитания. - Тбилиси. 1971. - 88 с.

63. Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления. - Берлин, 1922.

- 84с.

64. Дьюи Джон. Школа и общество. - М., 1924. - 76с.

65. Жить в ладу с красотой / Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. - М.: Мозаика-Синтез, 1997. - 248с.

66. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. дополненное. - М.: Учпедгиз, 1961. - 224с.: ил.

67. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл. / Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н. В.Гросул и др. - М.: Просвещение, 1991. -186с.

68. Н.Н.Фомина, НА.Дмитриева, Н.А.Горяева и др. - М.: Просвещение, 1996.- 192с.

69. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 кл. / Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. -М.: Мозаика-Синтез, 1996. -80с.

70. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. -М.: Высшая школа, 1993. -336с.

71. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение.-

206с.

72. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования // Роль духовной культуры в развитии личности. - Л: Знание, 1979.- 94с.

73. Каган М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. - Л., 1980. - 68с.

74. Каган М. С. Эстетика как философская наука. - Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 544 с.

75. Каменева Е.О. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984. - 79с.: ил.

76. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. дис.д-ра психол. наук. - JI., 1985. - 37с.

77. Карлсон A.B. Дидактика и методика на уроках рисования. - М.: Просвещение, 1969. - 58с.

78. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. - М.: Изд-во Сытина, 1914. - 214с.

79. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. - М.: Наука, 1968.- 207с.

80. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. - М.: Изобразительное искусство, 1991. -224с.

81. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М.: Педагогика, 1984. -120с.

82. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1976. -158с.

83. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: Столетие, 1994. - 140с.

84. Комарова Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду: Автореф. дис. . д-ра пед наук. - М., 1979. -35с.

85. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1979. - 175с.

86. Королев Ф.Ф. Системный подход к возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1970. № 9. С.112 — 124.

87. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981. -144с.

88. Крупное А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии 1984. №3. С.29.

89. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976. - 124с.

90. Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников I-VI классов общеобразовательной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1980. — 18с.

91. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984. — 318с.: ил.

92. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1—3 классах. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983. - 191с.: ил.

93. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 207с.: ил.

94. Кузин B.C. Психология. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1982.-

256с.: ил.

95. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 кл.: Учебн. - М.: Дрофа, 1995. - 240с.: ил.

96. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977. - 304с.

97. Лихачев Б.Т. Законы воспитания и их обусловленность законами общественного развития // Советская педагогика. 1981. № 3.С.86 - 93.

98. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. - Л.: Наука, 1971. - 186с.

99. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - М., 1985. -176с.

100. Магомедов Р.Н. Дагестан. Исторические этюды. - Махачкала, 1975. - 269с.

101. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. -42с.

102. Магомедова М.О. Узоры жизни. - М.: Советская Россия, 1974. -

111с.

103. Максимов Ю.В. Народное декоративно-прикладное искусство -детям. В кн.: Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева JI.B. Декоративное искусство - детям. - М., 1976.

104. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983. - 159с.: ил.

105. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки и становление. - Махачкала: Дат. кн. изд., 1989. - 64с.

106. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как истори-ко-этнографический источник.- М.: Наука, 1978.- 206с.

107. Махмутов М.И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1981. -

190с.

108. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук

Н.Ф. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. - Дубна, 2007. - 248 с.

109. Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юношей и девушек к жизни (9-10 кл.): Программы (экспериментальные).- Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 56с.

110. Моран де Анри. История декоративно-прикладного искусства от-древнейших времен до наших дней. - Москва: Искусство, 1982.

111. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343с.

112. Некрасова М. А. Искусство ансамбля. - М.: Изобразительное искусство, 1988. -464с.: ил.

113. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. - М.: Советская Россия, 1989. - 220 с.

114. НеменскийБ.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 253 с.

115. Норовская Г. A. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов: Дис. канд. пед. наук. - М., 1990. - 197 с.

116. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работы. - М.: Просвещение, 1972. - 79 с.

117. Основы эстетического воспитания: Учебное пособие для педагогических вузов /А. К. Дремов, Д. Ф. Козлова, П. А. Мезенцев и др.; Ред. коллегия: Г. Л. Абрамович и др. - М.: высшая школа, 1985. - 327 с.

118. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя. Алиев Ю. Б., Ардаширова Г. Т., Барышникова Л. П. и др.; Под ред. Кушаева Н. А. -М.: Просвещение, 1996. - 240 с.

119. Педагогика: учебник Л.П. Крившенко (и др.). Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2012. - 429 с.

120. Петровский A.B. Вопросы истории и теории психологии / Избр.

труды. - М.: Педагогика, 1984. - 271с.

121. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

122. Пономарев Я.П. Психология творчества и педагогики. - М.: Наука, 1976. - 303 с.

123. Прете И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. - М.: Советский художник, 1985. -89с.: ил.

124. Проблемы народного искусства. Под ред. М.А. Некрасовой и К.А. Макарова. - М.: Изобразительное искусство, 1982. -136с.

125. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (4-6 кл.)- М.: Просвещение, 1983. - 58с.

126. Программа: Художественная обработка металла (на примере ку-бачинского ювелирного искусства) 1-11 классы. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 68с.

127. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению изделий народных художественных промыслов, 5-11 классы. - М.: Просвещение, 1992. -58с.

128. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Факультативные курсы: Изобразительное творчество. Скульптура. История изобразительного искусства. - М.: Просвещение, 1992.-65с.

129. Изобразительное искусство, 1-9 классы // Науч. рук. Кузин В.С. -М.: Просвещение, 1994. -160с.

130. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд, 1-9 классы // Научный рук. Б.М. Немен-ский. - М.: Просвещение, 1994. -173с.

131. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура, 6-11 классы // Ю.А. Солодовников, Л.М. Предтечен-ская. - М.: Просвещение, 1994. -96с.

132. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства,

V-VIII классы. // Научный рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1995. -87с.

133. Программы средней школы. Изобразительное искусство: Начальные классы (I-YI). - М.: Просвещение, 1985. - 64с.

134. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан. // Автореф. дис. докт. пед. наук.- М.; 1998. - 36с.

135. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования. - М.: Прометей, 1998. -100с.

136. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 40с.

137. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. - Махачкала: ИПЦ ДПТУ, 1997. -120с.

138. Риччи К. Дети-художники.- М.: Просвещение, 1981.-192с.: ил.

139. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. - М., 1997. - 463 с.

140. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 208с.: ил.

141. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Н.В. Бордовская. - 2 изд. - М.: КНоРус, 2011. - 246 с.

142. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. // Учебное пособие для студентов пед. вузов. -М.: Академия, 1999. - 368с.

143. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Монография. - М., 1997.-217с.

144. Трунов Д.М. Аулы мастеров. Махачкала, 1957. - 112с.

145. Хворостов A.C. Декоративное искусство в школе. М., 1997. - 56

с.

146. Художественное творчество и ребенок / Под общ. ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1992. - 188 с.

147. Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. - М., 1971. - 62с.

148. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. - Л., 1949. -40с.

149. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: пособие для учителей. - М: Просвещение, 1984. - 134 с.

150. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы декоративно-прикладного искусства. - М., 1996. - 182 с.

151. Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс -М.: Мозаика-Синтез, 1996. -80с.

152. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество // Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. - М.: Просвещение, 1969. -272с.: ил.

153. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960. - 212 с.

154. Эстетическое воспитание школьников / Под ред.: А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. - М., 1974. -304с.

155. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.-47с.

156. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк). - М., 1966. -291с.

157. Яковлева С. Русские ковры. - М., 1959. - 244 с.

158. Янковская Е. А. Развитие творческой активности подростков средствами декоративно-прикладного искусства [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). -М.: Буки-Веди, 2012. С. 197-199.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наглядное пособие, состоящее из таблиц, предназначено для использования на занятиях изобразительного искусства как иллюстративный материал, показывающий поэтапность работы и последовательность выполнения. Главной целью предлагаемых наглядных пособий является приобщение к художественной деятельности и формирование эстетического отношения младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства, углубленное знакомство с орнаментальным искусством ювелиров, гончаров, мастеров насечки народов Дагестана.

Балхарский орнамент - 5 таблиц

1. Традиционный балхарский кувшин и развертка орнаментальных полос.

2. Виды балхарского ленточного орнамента и декоративное решение в форме изделия.

3. Элементы балхарского орнамента и декоративное решение в форме изделия.

4. Использование орнаментальных мотивов в изделиях малой формы.

5. Виды балхарского ленточного орнамента и декоративное решение в форме изделия.

Кубачинский орнамент - 8 таблиц

1. Элементы кубачинского орнамента.

2. Разновидности кубачинского орнамента.

3. Принцип построения орнамента в полосе «лумла накъиш».

4. Последовательность выполнения сетчатого орнамента «мидурма накъиш».

5. Цветовое решение орнаментальной композиции в круге.

6. Построение зооморфного орнамента в круге: а) контурное построение, б) цветовое исполнение.

7. Последовательность построения орнаментальной композиции в изделии (тарелка).

8. Построение и практическое выполнение орнаментальной композициив прямоугольнике (пудреница).

Унцукульский орнамент - 5 таблиц

1. Полосной унцукульский орнамент и декоративное решение в форме изделия.

2. Орнаментальная композиция в прямоугольнике и круге.

3. Элементы унцукульского ленточного орнамента.

4. Полосной унцукульский орнамент и декоративное решение в форме изделия.

5. Полосной унцукульский орнамент и образец орнаментальной композиции (ступка).

Традиционный балхарский кувшин и развертка орнаментальных полос

Виды балхарского ленточного орнамента и декоративное решение в форме изделия

Элементы балхарского орнамента и декоративное решение в форме изделия

ПЛЛЛЛЛЛг ПГУ^ГУ^Л

11ШШ

Использование орнаментальных мотивов в изделиях малой формы

А.^УЙА ^й Л '¿I й

^ -Л N

Виды балхарского ленточного орнамента и декоративное решение

в форме изделия

* * Г О 1/ (tJr.fi/ 1 4 1 Г Ъ * * « ♦кЛ

% * *> / У А О'

У // ... шш

Элементы кубачинского орнамента

Разновидности кубачинского орнамента

Принцип построения орнамента в полосе «лумла накъиш»

Последовательность выполнения сетчатого орнамента «мидурма накъиш»

Цветовое решение орнаментальной композиции в круге

Построение зооморфного орнамента в круге: а) контурное построение, б) цветовое исполнение.

Последовательность построения орнаментальной композициив изделии (тарелка).

Построение и практическое выполнение орнаментальной композиции в прямоугольнике (пудреница).

Полосной унцукульский орнамент и декоративное решение в форме изделия

Орнаментальная композиция в прямоугольнике и круге

Элементы унцукульского ленточного орнамента

Полосной унцукульский орнамент и декоративное решение в форме изделия

Полосной унцукульский орнамент и образец орнаментальной композиции

(ступка)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.