Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Буданцова, Антонина Аркадьевна

  • Буданцова, Антонина Аркадьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 263
Буданцова, Антонина Аркадьевна. Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 2005. 263 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Буданцова, Антонина Аркадьевна

щ Введение.

Глава I. Теоретические основы формирования эмпатической культуры у учащихся на этнопедагогической основе.

1.1. Сущность эмпатической культуры личности в философской, психологической и педагогической литературе.

1.2. Этнопедагогический потенциал формирования эмпатической культуры подрастающего поколения.

1.3. Модель системы формирования эмпатической культуры учащихся 5-7 классов средствами этнопедагогики.

Выводы по I главе.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов средствами этнопедагогики

2.1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов средствами этнопедагогики.

2.2. Педагогические условия формирования эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе»

Актуальность исследования. Коренные преобразования в социальных, межличностных, национальных отношениях, происходящие в современном российском обществе, вызвали множество негативных явлений: нравственное обнищание общества, всевозрастающую жестокость, дефицит взаимопонимания между людьми, милосердия, сострадания, чуткости, взаимопомощи. Происходит подмена нравственных ценностей, когда на смену традиционным гуманистическим идеалам добра, любви и милосердия приходит равнодушие, прагматизм, жестокость. Для достижения жизненного благополучия и сиюминутного результата без стеснения выдвигаются призывы: победить, перегнать, добиться успеха всеми возможными путями. Ради собственных целей люди готовы переступить даже через близких и друзей, не говоря уже о малознакомых и незнакомых людях. Обострилась проблема «отцов и детей», наблюдается отчуждение родственников, потеря духовных и нравственных связей. Все реже можно встретить действительно доброго, гуманного, милосердного человека. Особую тревогу вызывает наблюдаемое в последнее время в среде детей и подростков равнодушие к проблемам друг друга, к несчастью окружающих людей.

Современная школа дает всесторонние знания. В учебную программу включаются и психология, и экономика, и информатика, и культурология. Во многих школах появились специализированные классы. Все это, без сомнения, полезно и необходимо. Однако в современных учебных программах крайне мало внимания уделяется вопросам воспитания нравственности. В школе оцениваются прежде всего знания по предметам, и каждый школьник понимает, что учитель не имеет права снизить оценку за жестокость к окружающим, за эгоизм. На такой почве у учащихся развивается негативная коммуникативная установка, затрудняющая взаимодействие с окружающими.

Все это свидетельствует о снижении у людей эмпатии как способности постигать эмоциональное состояние, проникать в переживания другого человека.

В сложившейся ситуации перед школой встает важнейшая задача воспитания личности, способной к сопереживанию и сочувствию другому человеку, готовой понять его и помочь ему, то есть задача формирования у подрастающего поколения эмпатической культуры.

В самом общем виде под эмпатией понимается постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия.

Усвоение эмпатической культуры нелегко дается школьнику. Поэтому необходимо помочь ему в этом благородном деле. Наиболее сензитивным периодом для этого является подростковый возраст, отличающийся такими характерными чертами, как желание заглянуть внутрь себя, стремление к самопознанию и самоопределению, формирование нравственных знаний, чувств, поведения. Именно в таком возрасте закладываются духовно-нравственные основы личности.

Проблема воспитания эмпатической культуры не новая. Феномен эмпатии рассматривался в различных аспектах как зарубежными (К. Роджерс, Р. Берне, В. Мак-Дугалл и др.), так и отечественными психологами (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, JI.C. Выготский, Р.Б. Карамуратова, И.С. Кон, Н.Н. Обозов, Т.И. Пашукова, А.П. Сопиков, И.М. Юсупов и др.).

Ученые-педагоги Л.И. Божович, А.А. Католиков, В.А. Караковский, А.Е. Олыпанникова, В.А. Сухомлинский, П.М. Якобсон и др. в своих трудах освещали отдельные вопросы воздействия на эмоциональную сферу личности процесса воспитания эмпатии.

Общетеоретические вопросы, связанные с формированием эмпатической культуры, с воспитанием гуманности и нравственности, получили наиболее полное отражение в работах Н.П. Аникеевой, А.А. Бодалева, Д.В. Вилькеева, Т.П. Гавриловой, К.В. Гавриловец, В.Е. Турина, Р.Б. Карамуратовой, А.Н. Лутошкина, М.М. Муканова, И.М. Насенковой, А.Н. Насифуллиной,

A.Е. Ольшанниковой, Я.А. Пономарева, В.В. Рябухина, JL Ю. Сироткина, Н.М. Таланчука, П.М. Якобсона и др.

Вместе с тем, как показывает анализ литературы, недостаточно исследовались до сих пор вопросы о возможностях формирования эмпатической культуры учащихся средствами этнопедагогики, между тем именно в народной педагогике заложены большие возможности для органичного введения детей в окружающий мир и воспитания у них нравственных качеств.

Проблемам использования прогрессивных традиций различных народов в воспитании подрастающего поколения посвящены работы В.Ф. Афанасьева, В.А. Боговаровой, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, И.Б. Гашимова,

B.А. Иванова, А.Э. Измайлова, З.Г. Нигматова, Т.Н. Петровой, Э.И. Сокольниковой, Я.И. Ханбикова, М.Г. Харитонова, А.Г. Хузиной, И.А. Шорова и др. В их трудах раскрываются сущность, созидательная роль народных педагогических традиций в деле воспитания детей. Однако в педагогической теории остается недостаточно разработанной проблема использования средств этнопедагогики в формировании у подрастающего поколения эмпатической культуры. Это отразилось и на состоянии педагогической практики.

Проведенное нами исследование показало, что учителя школ испытывают значительные трудности в формировании у учащихся эмпатической культуры вообще и в использовании для этого средств этнопедагогики в частности.

Учителя понимают значение и роль малых жанров фольклора (сказок, песен, пословиц и поговорок), включенных в учебные программы по литературе и русскому языку, в воспитании культуры у школьников, но отсутствие знаний и умений в этой области не позволяет словесникам в полной мере использовать этнопедагогический воспитательный потенциал, заложенный в устном народном творчестве.

Таким образом, в современной теории и практике воспитания существует противоречие между объективной необходимостью формирования эмпатической культуры у школьников и недостаточной разработанностью научно и методически обоснованных рекомендаций по решению этой задачи средствами этнопедагогики. Все сказанное аргументирует актуальность данного исследования и позволяет сформулировать его проблему: каковы педагогические условия совершенствования процесса формирования эмпатической культуры учащихся на этнопедагогической основе?

Целью исследования является выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий совершенствования процесса формирования эмпатической культуры учащихся на этнопедагогической основе.

Объект исследования - система учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - процесс формирования эмпатической культуры учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе.

Гипотеза исследования: использование средств этнопедагогики становится эффективным фактором формирования эмпатической культуры учащихся при соблюдении таких педагогических условий, как:

- выявление воспитательного потенциала и осуществлении целенаправленного отбора средств этнопедагогики;

- реализация взаимосвязи обучения и воспитания путем включения в учебный процесс на уроках литературы и русского языка средств этнопедагогики, имеющих нравственную основу;

- организация разнообразной внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование у подростков эмпатической культуры и оказание действенной помощи окружающим людям;

- создание в школе атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, уважения к личности каждого участника образовательного процесса;

- обеспечение взаимодействия школы, семьи и общества в формировании эмпатии у подростков.

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «эмпатическая культура» личности в контексте современного образования.

2. Определить возможности этнопедагогики в формировании эмпатической культуры личности учащихся подросткового возраста и выделить ее средства, использование которых способствует наиболее эффективному решению исследуемой проблемы.

3. Проанализировать опыт работы школ по формированию эмпатической культуры учащихся 5-7 классов средствами этнопедагогики на основе существующих программ по литературе и русскому языку с целью определения критериев и уровней ее сформированности.

4. Разработать модель формирования эмпатической культуры учащихся средствами этнопедагогики и внедрить ее в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

5. Выявить теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия использования средств этнопедагогики, обеспечивающие совершенствование процесса формирования эмпатической культуры учащихся 5-7 классов.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения философии, психологии, культурологии, педагогики, этнопедагогики об антропологической сущности личности; о роли народа в процессе создания духовно-педагогической культуры; о сущности народных традиций, их воспитательной роли; об эффективности использования наследия прошлого в формировании совершенной личности и воспитании эмпатии во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Теоретической основой исследования послужили классические труды А. Дистервега, П.Ф. Каптерева, А.А. Католикова, Я. А. Коменского, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. по проблемам воспитания личности, а также психологические исследования JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, C.J1. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А. Бэна, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерса, Э. Титченера. При исследовании проблемы, формулировке основных этно-педагогических категорий, понятий и положений были использованы фундаментальные труды академика Г.Н. Волкова.

Методы исследования. В целях решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

- историко-логический и сравнительный анализ, синтез, обобщение исторической, этнографической, научной литературы, содержащей сведения о возможностях использования средств народной педагогики в формировании эмпатической культуры школьников;

- анкетирование, наблюдение, беседы, интервьюирование в целях выявления отношения педагогов школ к проблеме формирования эмпатической культуры школьников, ранжирование, анализ творческих работ учащихся, тестирование, педагогический эксперимент и др.

Организация и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования служила средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары Чувашской Республики.

Всего в исследовании приняло участие 703 учащихся, 86 учителей.

Исследование проводилось поэтапно с 1995 г. по 2004 г.

На первом этапе (1995-1998 гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература по обозначенной проблеме, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт формирования эмпатической культуры личности учащихся 5-7 классов; определялись объект, предмет, цель, задачи, рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (1999-2001 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке и уточнению выдвинутой гипотезы исследования; продолжалось изучение проблемы эмпатической культуры в философской, психологической, педагогической, культурологической литературе; уточнялись некоторые теоретико-методологические положения, составляющие основу диссертационного исследования, велась работа по уточнению и обогащению общей гипотезы исследования.

На третьем этапе (2001-2004 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментального исследования, осуществлялось текстовое оформление диссертационной работы.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений, их соответствием передовым тенденциям развития психологической и педагогической наук; совокупностью использованных методов исследования проблемы, их соответствием цели, задачам, объекту, предмету исследования; соблюдением необходимых условий опытно-экспериментальной работы; разносторонним и тщательным анализом полученных в ходе эксперимента данных, результаты которого выразились в повышении уровня эмпатической культуры учащихся; многолетним опытом работы диссертанта в качестве учителя русского языка и литературы; признанием педагогической общественностью республики экспериментальной работы автора в ранге лауреата Республиканского конкурса «Учитель года - 2000».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

-определены критерии и охарактеризованы уровни сформированности эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов;

- выявлена и определена степень эффективности воспитательного потенциала средств этнопедагогики в формировании эмпатической культуры у подростков в контексте современной социокультурной ситуации;

- разработана модель формирования эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов средствами этнопедагогики;

- выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному формированию эмпатической культуры у подростков на этнопедагогической основе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют существующие концепции формирования личности подростка. В нем теоретически и технологически решена проблема формирования эмпатической культуры у подростков в системе деятельности учителя русского языка и литературы и классного руководителя, уточнено понятие • «эмпатическая культура» применительно к учащимся подросткового возраста. Результаты исследования расширяют научные представления о возможности формирования эмпатической культуры у подростков на этнопедагоги-ческой основе и могут служить основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование его результатов способствует совершенствованию процесса формирования эмпатической культуры подростков как основы нравственного воспитания средствами этнопедагогики. Разработанное автором учебное пособие «Фольклор как средство формирования эмпатической культуры учащихся», а также комплекс диагностических и практических методик, представленных в диссертации, обеспечивают успешное решение этой проблемы и могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ в целях организации учебной и внеучебной деятельности учащихся, преподавателями педвузов при подготовке будущих учителей, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Эмпатическая культура является одной из существенных характеристик личности подростка и рассматривается как гармоническая совокупность компонентов, включающих гуманное отношение к другим людям, способность к сопереживанию и сочувствию, состояние эмоционального вовлечения и разделения переживаний другого, процесс вхождения в мир другого, содействие другому в решении его проблем.

2. Средства этнопедагогики (пословицы, поговорки, загадки, сказки, обычаи, традиции и др.), передающие в эмоционально-образной форме нравственные ценности народа подрастающему поколению, являются важнейшим фактором формирования личности, ее чувственной сферы, содержат воспитательный потенциал, реализация которого позволяет формировать эмпатическую культуру у современных учащихся как необходимую часть их духовной культуры.

3. Необходимыми и достаточными педагогическими условиями, способствующими совершенствованию процесса формирования эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов, являются: определение воспитательного потенциала и осуществление целенаправленного отбора средств этнопедагогики; реализация взаимосвязи обучения и воспитания путем включения в учебный процесс на уроках литературы и русского языка средств этнопедагогики, имеющих нравственную основу; организация разнообразной внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование у подростков эмпатической культуры и оказание действенной помощи окружающим людям; создание в школе атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, уважения к личности каждого участника образовательного процесса; обеспечение взаимодействия школы, семьи и общества в формировании эмпатии у подростков. /

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех его этапах (1995-2004) в средней общеобразовательной школе № 39 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогического университета им. И .Я. Яковлева и педагогического совета средней общеобразовательной школы №39 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары; докладывались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева; Республиканской научно-практической конференции, посвященной 150-летию просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева «Теория и история педагогики» (Чебоксары, 1998); межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы непрерывного образования в системе «школа-вуз» (Москва-Чебоксары, 2001); Международной научно-практической конференции «Проблемы этнолингводидак-тики в поликультурной среде» (Москва-Чебоксары, 2004); Y Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2004); межрегиональном научно-практическом семинаре «Этно-педагогическая направленность процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении» (Чебоксары, 2004.); региональной научно-практической конференции «Психология на службе общества» (Чебоксары, 2003); межрегиональной научно-практической конференции «Этнопедагоги-зация процесса воспитания и обучения в современном образовательном учреждении» (Чебоксары, 2005).

Материалы исследования используются при чтении лекций по этнопедаго-гике в вузе, в выступлениях на семинарах классных руководителей средних общеобразовательных учреждений Московского района г. Чебоксары. Основное содержание исследования отражено в 18 публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Буданцова, Антонина Аркадьевна

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

1. Формирование эмпатической культуры учащихся в нашем исследовании выступает как система, включенная в качестве подсистемы в целостный педагогический процесс общеобразовательной школы. В соответствии со структурой педагогического процесса мы разработали модель этой системы, включающую такие компоненты, как цель, задачи, принципы, содержание, технологию как совокупность форм, методов и средств педагогической деятельности, ее результат.

2. Цель являлась системообразующим компонентом исследуемого процесса, обеспечивающим его целостность. В качестве цели деятельности педагогов школы мы приняли формирование у учащихся эмпатической культуры.

В качестве задач были выделены следующие:

- диагностика уровня эмпатической культуры учащихся;

- формирование эмпатического сознания учащихся;

- формирование у школьников эмпатического умения переживать с окружающими, сопереживать и сочувствовать им;

- формирование опыта эмпатической деятельности;

- предоставление средств защиты и восстановления личностной гармони.

Решение поставленных задач осуществлялось с учетом принципов, служащих тем основополагающим началом, которое определяет общее направление педагогического процесса, основные требования к его содержанию и организации. В качестве таковых в исследовании были выделены принцип народности, принцип естественности народного воспитания, гуманизации образовательного процесса, принцип гармонии личностного и общественного начал, принцип единства обучения и воспитания, принцип индивидуализации педагогического процесса. Мы выделили два направления содержания формирования у учащихся эмпатической культуры: ценностно-мотивационное и действенно-практическое.

Ценностно-мотивационное направление предполагало ознакомление учащихся с нравственными понятиями, составляющими основу эмпатической культуры, и формирование у школьников осознания необходимости понимать чувства других людей, переживать с окружающими, сопереживать и сочувствовать им. Осуществление этого направления происходило наиболее эффективно на уроках русского языка и литературы.

Действенно-практическое направление содержания педагогической деятельности по формированию у учащихся эмпатической культуры включало организацию межличностного общения в классе, основанного на взаимопонимании и сочувствии; предоставление каждому ребенку средств защиты и восстановления личностной гармонии; вовлечение учащихся в деятельную помощь другим людям.

Формами организации образовательного процесса, в наибольшей степени способствующими формированию у учащихся эмпатической культуры, являлись уроки, диспуты, конференции, лекции, семинары.

Результат являлся заключительным компонентом построенной нами модели. В качестве результата деятельности педагогов выступал высокий уровень сформированности эмпатической культуры подростков. Для определения успешности достижения результата осуществлялась диагностика изменений, происходящих в сознании и поведении подростков. Диагностический инструментарий включал ряд психолого-педагогических тестовых методик: планы бесед с учащимися (отдельно для каждого класса), анализ творческих работ школьников (сочинений, рисунков, предложений и т.п.), методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко, методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, тест И.М. Юсупова на определение уровня эмпатии и т.д.

3. Экспериментальная проверка разработанной модели формирования у учащихся эмпатической культуры на этнопедагогической основе осуществлялась как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности в соответствии с выделенными направлениями содержания.

4. В процессе изучения русского языка и литературы наиболее эффективными в формировании эмпатической культуры зарекомендовали себя такие методы и приемы, как проблемная беседа, опережающие индивидуальные задания, различные виды групповой работы по анализу литературного текста.

Эффективным оказалось применение дидактических игр в обучении, которые дают возможность формировать навыки и умения общения, развивают привычку к взаимопомощи, воспитывают чувство эмпатии.

Важную роль в решении проблемы формирования эмпатической культуры играли чтение и истолкование художественных произведений, являющихся для школьников образцами, овладение необходимыми теоретическими сведениями из области литературы и русского языка, выполнение различных письменных работ, в том числе сочинений.

Исследование показало, что каждый из рассмотренных методов обучения заключает в себе большие возможности для воспитания чувства эмпатии. Методы обучения вступают в различные сочетания, способствуют многостороннему изучению произведения, развитию познавательных сил учащихся, духовных потребностей, моральных ориентаций. Методы воспитания, взаимодействуя с ними, создают условия для органичного воздействия на интеллектуальную, волевую сферы растущей личности, содействуя ценным нравственным образованиям. Педагогическая установка учителя на развитие морального сознания личности учащегося, искусство управлять процессом воспитания с учетом специфики художественной литературы обеспечивают целенаправленность и перспективность этого процесса.

Уроки литературы и русского языка уникальны своей обращенностью к чувствам подрастающего поколения, способностью воздействовать, определять поступки школьников, давать учащимся информацию воспитывающего характера и включать их в деятельность, в результате которой формируются мировоззренческие убеждения.

Мощным резервом воспитательных воздействий на учащихся являлась связь уроков русского языка с уроками литературы. Связь эта развертывалась по трем основным направлениям, дающим воспитательный эффект:

1) осмысление этических понятий и нравственных ситуаций при помощи лингвостилистического анализа изучаемых произведений;

2) использование на уроках русского языка в качестве дидактического материала текстов, взятых из программных литературных произведений и имеющих воспитательное значение;

3) сочинения, связанные с нравственно-этическими ситуациями из художественных произведений и продолжающие анализ, начатый на уроках литературы.

Экспериментальная работа показала эффективность индивидуальных, групповых, объединяющих и массовых форм внеклассной и внешкольной работы.

Школьники были вовлечены в разнообразные виды деятельности: общественно полезные дела, трудовые десанты, походы, выпуск стенгазеты, посещение театра, просмотр кинофильмов, обсуждение книг, самодеятельность, шефство над малышами. Для того чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном возвышении ребят, были созданы условия для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера учащихся, чувства эмпатии.

Ядром воспитательной системы и главным субъектом ее является разновозрастный общешкольный коллектив, где первостепенное значение уделялось созданию школьной общности. Школьная социальная среда рассматривалась как совокупность межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются и поддерживаются самими учащимися, и такая среда способствовала формированию у них эмпатической культуры значительно эффективнее и результативнее, чем любые другие методы.

Был создан клуб доброты, объединяющий детей и взрослых, целью которого было оказание бескорыстной разнообразной конкретной помощи детям, в первую очередь из ближайшего окружения, испытывающим дискомфорт или чувство покинутости и незащищенности, нравственные или физические страдания в сложившихся ситуациях.

В ходе эксперимента мы использовали следующие формы массовой работы: школьные праздники, соревнования, конкурсы, олимпиады, смотры, которые, наряду с формированием эмпатической культуры, стимулируют детскую активность, развивают инициативу, укрепляют коллектив.

5. Положительные результаты проведенной экспериментальной работы (в экспериментальном классе значительно повысился уровень эмпатической культуры учащихся по всем показателям, чего не наблюдалось в контрольном классе) подтвердили эффективность сформулированных нами педагогических условий реализации модели формирования эмпатической культуры у учащихся на этнопедагогической основе:

- осуществление взаимосвязи обучения и воспитания путем включения средств народной педагогики в учебный процесс и акцентирования внимания подростков на заложенный в них нравственный смысл;

- организация разнообразной внеурочной деятельности учащихся, направленной на оказание действенной помощи окружающим людям;

- создание в школе атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, уважения к личности каждого ученика образовательного процесса;

- обеспечение взаимодействия школы, семьи и общества в формировании эмпатии у подростков.

154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования эмпатической культуры у учащихся подросткового возраста является весьма актуальной в педагогической теории и практике. Современная социокультурная ситуация показывает, что в последние годы ее значимость еще сильнее возросла в связи с обострившимися негативными тенденциями в обществе, проявляющимися в нравственном обнищании, возрастающей жестокости в отношениях между людьми. Это означает, что сегодня педагогика должна сосредоточить свое внимание на разработке проблем поддержки индивидуального развития ребенка, формирования духовной культуры у подрастающего поколения, важнейшим компонентом которой является эмпатическая культура.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о неослабевающем внимании исследователей к эмпатии как психологическому феномену и формированию эмпатической культуры у детей как педагогической проблеме.

1. Эмпатическая культура, понимаемая нами как системное образование, включает в себя отношение к другому человеку, основанное на гуманности; способность к эмоциональному проникновению к переживаниям других людей и к эмоциональному отклику на их предложения; умение вслушиваться, всматриваться, вчувствоваться в состояние другого человека, как бы находиться в его состоянии; способность не просто чувствовать другого, а и стремиться для него что-то сделать; психологическое состояние, в котором доминирующим является эмоциональное разделение переживаний другой личности; эмоциональная идентификация, личностная рефлексия, нравственное сознание личности, процесс вхождения в мир другого и пребывание в нем «как дома»; механизм общения, который позволяет добиться созвучия в нем.

2. Философские и психолого-педагогические взгляды на формирование эмпатической культуры учащихся обусловливают необходимость использования средств этнопедагогики в решении данной проблемы. Этнопедагогика рассматривает формирование эмпатической культуры как порождение в детях чувства сострадания, сочувствия, милосердия, гуманности, умения понять другого человека. Она не создает специальных дидактических средств или специально организованного дидактического пространства, а использует естественным образом взаимодействующие факторы, такие как: защитно-покровительственные инстинкты взрослых по отношению к ребенку; вещно-предметный мир людей; беспрестанная включенность ребенка во все присущие типы отношений людей, во все нюансы их жизни, все многообразие вариантов социально-ролевого и межличностного общения; потребность в детском труде как условии выживания; эффект близковозрастного и разновозрастного общения и т.п. При этом средствами народной педагогики, способствующими формированию эмпатической культуры учащихся, выступают устное народное творчество (пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки и т.п.), а методами - убеждение, пример, благословение, завет, зарок и т.п.

Устное народное творчество утверждает народные принципы жизни на примерах игр, традиций, обрядов, природы, общения, примера-идеала, преподносит уроки человечности, знакомит с основными понятиями нравственности. Обогащение процесса изучения таких предметов, как «Русский язык» и «Литература», произведениями устного народного творчества позволяет целенаправленно формировать у учащихся систему нравственных ценностей, отношений к окружающему миру. Акцентирование внимания школьников на такие понятия, как «милосердие», «сочувствие», «сопереживание», способствует формированию у них эмпатического сознания.

3. Формирование эмпатических качеств личности и накопление опыта эмпатийного поведения у школьников является важной задачей педагога. Для ее решения целесообразно вовлекать учащихся в деятельную помощь людям, организовывать межличностное общение в классе на основе взаимопонимания и сочувствия, предоставлять каждому ребенку средства защиты и восстановления личностной гармонии в общении с природой, в труде, на примерах-идеалах, при этом использовать методы воспитания: формирования сознания личности (разъяснение, рассказ, внушение, этическая и оценочная беседы, создание экстремальных и этнопедагогических ситуаций, диспут, лекция, пример); организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций); стимулирования и мотивации этнопедагогической деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, увещевание, одобрение, похвала, намек, просьба, совет, благопожелание и т.д.); контроля, самоконтроля этнопедагогической деятельности и поведения (наблюдения за учащимися, беседы, опросы и анкеты, анализ результатов общественно полезной деятельности, самоанализ и самоконтроль, педагогическая рефлексия); этнопедагогики (показ, наставление, благопожелание, совет, просьба, одобрение и др.) и методы обучения: диспут, творческие работы, эвристические беседы, иллюстрация, демонстрация.

4. Семья как важнейший социальный институт играет значительную роль в становлении, развитии личности. Стабильность во взаимоотношениях членов семьи друг с другом и окружающими оказывает влияние на формирование эмпатической культуры у подростков. Характер ребенка, его интересы, способности проявляются прежде всего в семье, которая является естественной и благоприятной средой воспитания ребенка. Так, родители, а прежде всего мать, испокон веку являлись первоисточником формирования эмпатии. Соответственно формирование у подростков эмпатической культуры должно осуществляться в условиях взаимодействия школы, семьи и общества.

5. Рассмотрение проблемы эмпатической культуры личности и ее решение в опыте народной культуры стало основанием разработки теоретико-методических основ формирования эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы средствами этнопедагогики.

Разработанная в ходе опытно-экспериментальной работы модель (цель, задачи, принципы, содержание, методы, формы, средства, результат процесса формирования эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов средствами народной педагогики) в совокупности всех компонентов позволяет конструировать данный процесс как целостный. Апробация данной модели подтвердила правомерность логики решения исследуемой проблемы.

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию эмпатической культуры учащихся на этнопедагогической основе подтвердили выдвинутую гипотезу. Опытно-экспериментальная работа позволила апробировать и доказать эффективность осуществления взаимосвязи обучения и воспитания на основе включения средств народной педагогики в учебный процесс и акцентирования внимания подростков на заложенный в них нравственный смысл; организации разнообразной внеурочной деятельности учащихся, направленной на оказание действенной помощи окружающим людям; создания в школе атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, уважения к личности каждого участника образовательного процесса; обеспечения взаимодействия школы, семьи и общества в формировании эмпатии у подростков.

Материалы данного исследования и разработанное автором учебное пособие «Фольклор как средство формирования эмпатической культуры учащихся» могут быть использованы преподавателями, воспитателями, учителями и руководителями образовательных учреждений в качестве методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса и для методического просвещения родителей, а также для разработки образовательных программ и методических пособий по изучению проблемы формирования эмпатической культуры у школьников; студентами педагогических колледжей и вузов при подготовке к семинарским занятиям, написании контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ; родителями в воспитании детей в семье.

Вместе с тем результаты данного исследования свидетельствуют о том, что оно не исчерпывает всей полноты решения проблемы формирования эмпатической культуры учащихся на этнопедагогической основе. Исследования в этой области выявили новые аспекты изучаемой проблемы: механизмы и закономерности формирования эмпатической культуры на разных возрастных этапах (от младшего школьного до юношеского возраста); повышение профессионализма и уровня эмпатической культуры самих педагогов и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Буданцова, Антонина Аркадьевна, 2005 год

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. — М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 320 с.

2. Агаев А.Г. Судьбы народностей. — М.: Политиздат, 1978. — 112 с.

3. Азбука для двоих. Эмпатия, что это такое? // Студенческий меридиан. -1999.-№5.-С. 70-71.

4. Актуальные проблемы развития личности: Тезисы научной конференции молодых ученых, 14-15 июня 1994 г. М.: Институт развития личности, 1994.-114 с.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. - 559 с.

6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. дом Амонашвили, 1996. 494 с.

7. Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. — М.: Изд. дом Амонашвили, 1998. — 75 с.

8. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избр. психологические соч.: В 2-х т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1980. - 288 с.

9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. - 416 с.

10. Андреева Н.Н. Воспитание чувашской народной сказкой // Народная школа. 1997. - № 5-6. - С. 27-31.

11. Аникеева Н.П. Деятельность школьника в условиях игровой ситуации / Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника. М.: ЦС ПО РСФСР, 1985. - С. 82-84.

12. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 1989.-223 с.

13. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник. М.: Высшая школа, 2001. — 726 с.

14. Анненкова Н.В. Воспитание у младших школьников уважительного и заботливого отношения к родителям: Дис. канд. пед. наук. — М., 1991. -176 с.

15. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию.- М.: Изд-во МГИК, 1992. 240 с.

16. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1999. - 367 с.

17. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. — Якутск: Якутское кн. изд-во, 1979. — 184 с.

18. Ашмарин Н.И. Сборник чувашских пословиц = Ваттисем калана самах-сем: / Проф. Н.И. Ашмарин. Чебоксары: Чувашиздат, 1925. — 56 с.

19. Бабанский Ю.К. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.

20. Баймурзина В.И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1992. — 191 с.

21. Барахсанова Е.А. Педагогические условия использования якутских народных настольных игр в интеллектуальном развитии детей 4-11 лет: Дис. канд. пед. наук. Якутск, 1995.- 158 с.

22. Батчаева Х.Х. Прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1992. 186 с.

23. Белоусова Е.В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников. Дис. канд. пед. наук. — Ульяновск, 1998.-168 с.

24. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.- 424 с.

25. Бешимов Ж. Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов (на материале Киргизии): Дис. канд. пед. наук. -М., 1974.- 165 с.

26. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. — М.: Просвещение, 1964. 547 с.

27. Боговарова В.А. Социально-педагогические условия совершенствования семейного воспитания в период современного развития общества: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1993. — 185 с.

28. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. -Л.: ЛГУ, 1970.-184 с.

29. Бодалев А.А. Об особенностях понимания преподавателем студента // Современные психологические проблемы высшей школы. Вып. 4. - Л.: ЛГУ, 1978.- 181 с.

30. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: МГУ,1982.-280 с.

31. Бодалев А.А. Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Личность и общение. Избр. труды. — М.: МГУ,1983.-С. 205-206.

32. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения психологии личности школьника // Вопросы психологии личности школьника. — М., 1961.-С. 3-32.

33. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. - № 1. - С. 80-89.

34. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. - С. 25-26.

35. Борисенко С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: Дис. канд. пед. наук. Л., 1988. - 196 с.

36. Брудный А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1998. - 63 с.

37. Буданцова А.А. Анализ эмпатийных переживаний школьников // Сб. научных трудов докторантов, научных сотрудников и аспирантов. — Вып. 6. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 1999. - С. 94-95.

38. Буданцова А.А. Взаимосвязь эмпатии и толерантности в духовно-нравственном воспитании личности // Духовно-нравственное воспитаниеучащейся молодежи: Сб. научных трудов. — М.; Чебоксары: ЧГПУ им. И .Я. Яковлева, 2004. С. 108-113.

39. Буданцова А.А. Воспитание эмпатической культуры школьников // Народная школа. -2000. -№ 5-6. С. 4-7.

40. Буданцова А.А. Использование факторов народного воспитания в современной школе // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Сб. научных трудов.- Челябинск: Образование, 2004. С. 184-187.

41. Буданцова А.А. Проблема эмпатии в психолого-педагогической литературе // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и докторантов.- Вып. 5. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 1999. - С. 111-112.

42. Буданцова А.А. Психолого-педагогические основы формирования эмпатической культуры учащихся // Сб. научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 7. — Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2000. - С. 279-283.

43. Буданцова А.А. Психолого-педагогические особенности достижения взаимопонимания учителя и учащихся // Педагогический процесс: опыт, проблемы: Сб. научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003.-С. 41-46.

44. Буданцова А.А. Развитие способности современных школьников к состраданию и сочувствию // Актуальные проблемы непрерывного образования в системе «Школа-вуз»: Сб. научных трудов. М.; Чебоксары, 2001.-С. 128-129.

45. Буданцова А.А. Теоретические основы формирования эмпатической культуры учащихся средствами психологии // Психология на службе общества: Сб. научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. - С. 24-30.

46. Буданцова А.А. Фольклор как средство формирования эмпатической культуры учащихся: Учебное пособие. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2005. - 226 с.

47. Буданцова А.А. Формирование эмпатической культуры в системе нравственного воспитания учащихся // Воспитание и обучение в современной школе: Сборник научных статей. М.; Чебоксары: АПСН, 2001. — С. 69-71.

48. Буданцова А.А. Формирование эмпатической культуры у воспитанников Симбирской чувашской школы // Вестник ЧГПИ им. И.Я. Яковлева. — 1998. № 2(3). - С. 253-254.

49. Буданцова А.А. Эмпатическая культура как основа воспитания совершенной личности в народной системе воспитания // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2000. - № 6(19). - С. 74-75.

50. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. — Улан-Удэ: Бэлич, 1993. 136 с.

51. Бэн А. Психология /Пер. с англ. под ред. с предисл. А.С. Белкина. — М.: Тип. И.А. Баландина, 1902. Т.1. - 422 с.

52. Валяева О.М. Молдавское устное народное творчество как средство нравственного воспитания и его использование в современной практике учебно-воспитательной работы начальных классов: Дис. канд. пед. наук.-Казань, 1974.-С. 173.

53. Васильцова З.Г. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988.- 157 с.

54. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

55. Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: учебное пособие для студентов пединститутов. Казань: КГПИ, 1992.- 108 с.

56. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск: Вост.-сиб. отд. рус. географич. общества, 1926. — 80 с.

57. Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании // Советская педагогика. — 1971. — № 10.— С. 107-113.

58. Волков Г.Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Чебоксары, 1991.-Ч. 1.-С. 6-21.

59. Волков Г.Н. Модель школы будущего // Вестник ЧГПИ им. И.Я. Яковлева. 1998. - № 2(3). - С. 3-14.

60. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика. 1989.-№ 7. - С. 89-100.

61. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся сельской школы. — М.: ИНПО, 1986.-96 с.

62. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1989. - 335 с.

63. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Издательский Дом «Магистр-Пресс», 2002. - Т. 1. - 460 с.

64. Волков Г.Н. Факторы народного воспитания в их взаимодействии // Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. — Чебоксары: РИПКРНО, 1993.- 86 с.

65. Волков Г.Н. Чувашская сказка как памятник народной педагогики // Ученые записки ЧГПИ им. И.Я. Яковлева. Вып. 6. - Чебоксары: ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, 1958. - С. 117-128.

66. Волков Г.Н. Этнопедагогика нужна всем // Вузовские вести. 2001. - № 2. - С. 13.

67. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для средних и высших педагогических учебных заведений. -М.: Academia, 1999. — 168 с.

68. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис, 1997. - 441 с.

69. Воспитание и развитие личности: Материалы Международной научно-практической конференции, 13-14 мая 1997 г. М.: Институт развития личности РАО, 1997. - 162 с.

70. Воспитание сказкой: Метод, рекомендации по работе с литерат. сказкой в школе и библиотеке / АПН СССР НИИ худож. воспитания; Сост. Э.И. Иванова. М.: АПН СССР, 1987. - 149 с.

71. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 1981.-95 с.

72. Выговская Л.П. К вопросу об условиях формирования эмпатических отношений младших школьников // Теоретические вопросы нравственного и эстетического воспитания: Сб. научных сообщений. Вып. 2. — Казань, 1992.-С. 197-200.

73. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. — 1996. — № 4. — С. 55-63.

74. Выготский Л.С. Собрание сочинений. — Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

75. Высотина Л.А. Формирование моральных качеств подростков. — Л.: Знание, 1970.-40 с.

76. Гаврилов А.Т. Гуманизм сегодня. — М.: Знание, 1974. — 64 с.

77. Гаврилова Т.П. Об отношении мальчиков и девочек младшего и среднего школьного возраста к различным объектам эмпатии // Научные труды Кубан. ун-та. Вып. 2(35). — Краснодар: Кубанский университет, 1977. -С. 138-145.

78. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975.-№2.-С. 147-159.

79. Гаврилова Т.П. Роль взрослого в формировании эмпатии у детей // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // Тезисы докл. Всесоюзной конференции. М.: НИИ общей и педагогической психологии, 1979. — С. 63-65.

80. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис.канд. психол. наук . -М., 1977. 170 с.

81. Гавриловец К.В. Воспитание человечности. Минск: Нар. асвета, 1985. -215с.

82. Гаврил овец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. Минск: Нар. АСВЕТА, 1988. — 128 с.

83. Галеев Э.Х., Ханбиков Я.И. Татарские народные игры и праздники: Книга для учителя. Казань: Татар, кн. изд-во, 1985. — 103 с.

84. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Возрастная и педагогическая психология. М., 1992. — С. 230-242.

85. Гашимов И.Б. Влияние народно-воспитательных идей, обычаев и традиций на формирование азербайджанской педагогической мысли и их использование в современной школьной практике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Баку, 1987. - 24 с.

86. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. — № 4. - С. 61-68, 68-73.

87. Гнатенко П.И. Национальный характер. Мифы и реальность. — Киев: Вища школа, 1984. 113 с.

88. Григорьева А.В. Воспитание и школа у казаков Северного Кавказа (исторический опыт, современное состояние): Монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2000.-112 с.

89. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. - 186 с.

90. Дайн Г.Л. Искусство игрушки (художественно-функциональные особенности русской народной куклы XIX-XX веков): Дис. канд. ист. наук.-М., 1977.-212 с.

91. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. — 1983. № 2. — С. 62-75.

92. Дистервег А. В. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956.-374 с.

93. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.

94. Долганова Л.Н., Морозов И.А., Минасенко Н.Е. Игры и развлечения удмуртов: История и современность. — М., 1995. 326 с.

95. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. - 96 с.

96. Дробижева Л.М. Об изучении социально-педагогических аспектов национальных отношений: некоторые вопросы методологии // Советская этнография. 1974. - № 4. - С. 18.

97. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. — 331 с.

98. Ерофеев Н.А. Этнические представления // Общественные науки. — 1984.-№ 1.-С. 141.

99. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок / Сост. В.П. Аникин. — М.: Детская литература, 1977. — 367 с.

100. Закон Чувашской Советской Социалистической Республики «О языках в Чувашской ССР» // Советская Чувашия. 1990. - 2 ноября. - С. 2.

101. ЮЗ.Залялиев Ш.Ш. Нравственное воспитание подростков на прогрессивных народных традициях в произведениях, изучаемых в ходе внеклассной работы: Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1974. 225 с.

102. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М.: Педагогика, 1986.-С. 7-31.

103. Земляков А.Е. Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Чебоксары, 2000.-38 с.

104. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика.- 1992.-№ 11-12.-С. 22-26.

105. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. 1998. — № 7. - С. 74-77.

106. Зуева Т.В. Русь Россия - русские сказки // Литература в школе. — 1993. -№4. с. 17-24.

107. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М.: Педагогика, 1991. 256 с.

108. Изучение личности школьника учителем / Под ред. Васильевой З.И., Ахаян Т.В., Казакиной М.Г., Родионовой Н.Ф. и др. М.: Педагогика, 1991.- 136 с.

109. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. — 1979.- № 6. С. 128-140;-№7.-С. 145-158.

110. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М.: Педагогика, 1991. - 287 с.

111. Каган М.С. Этнос и нация: Общие проблемы и их проявления в отечественной истории // Вечерний альманах русской философии и культуры.- 1997.-№ 10.-С. 23-38.

112. Каганов Л.С. Гуманистическая психология. // Вопросы философии.- 1974.-№5.-С. 147-154.

113. Каптерев П.Ф. Общественные чувствования. Симпатия ( Гл. 18 ). // Кап-терев П.Ф. Педагогическая психология Изд. 3-е, перераб. и доп.- СПб.: Кн. склад «Земля», 1914.-489 с.

114. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993.-80 с.

115. Карамуратова Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Алма-Ата, 1984.-21 с.

116. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. — М.: Педагогика, 1972. 152 с.

117. Католиков А.А. Моя семья: Записки дир. Сыктывк. школы-интерната № 1 для детей-сирот. М.: Педагогика, 1990. - 223 с.

118. Кашафутдинов Р.Г. Народные (общественные и семейные) праздники казанских татар: Дис. канд. ист. наук. — Казань, 1969. — 254 с.

119. Киекбаева З.Д. Эстетическое воспитание в башкирской народной педагогике и использование его традиций в современной школьной практике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1980. -20 с.

120. Князева O.JL, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е, перераб., доп. СПб.: Детство-Пресс, 2000. - 304 с.

121. Ковякина JL Согрей теплом души своей // Воспитание школьников.- 1989. — № 3. С. 144.

122. Колесникова И.А. Развивающаяся личность и педагогические технологии: Методические рекомендации. СПб.: ГУПИ, 1992. — 100 с.

123. Коменский Я.А. Материнская школа. -М.: Учпедгиз, 1947. 103 с.

124. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 2-х т. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. С. 242-476.

125. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.- 335 с.

126. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. - 235 с.

127. Контаутене З.-Б. Ф. Народные детские игры и их педагогическое значение: Дис. канд. пед. наук. М., 1977. — 179 с.

128. Кондратьева А.С. Понимание учителем личности учащихся // Вопросы психологии. 1980. - № 5. - С. 143-148.

129. Краснов Н.Г. Иван Яковлевич Яковлев. Жизнь. Деятельность. Педагогические идеи. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1976. — 270 с.

130. Леви В.Л. Искусство быть другим. — М.: Знание, 1981. 208 с.1340 формировании способностей // Вопросы психологии. — 1960. — № 1. -С. 9-17.

131. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.- 1960.-№ 1.-С. 9-17.

132. Липпс Т. Руководство к психологии. СПб.: Изд-во О. Попова, 1907.- 394 с.

133. Литература: Учеб. хрестоматия для 5 кл. общеобразоват. учреждений: В 2-х ч. 4.2. / Сост. Т.Ф. Курдюмова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1996.- 224 с.

134. Литература: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. В.П. Полухина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1996. — 447с.

135. Литература: Учеб. хрестоматия для 7 кл. общеобразоват. учреждений /Авт.-сост. В.Я. Коровина. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. — 383 с.

136. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов и ин-тов и фак. повышения квалификации и переподготовки науч.-пед. кадров.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Прометей, 1996. - 463 с.

137. Лихачевский Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания. — Л., 1982.-. с.

138. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. — М.: Педагогика, 1976. -314с.

139. НЗ.Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988.- 125 с.

140. Макаренко А.С. О воспитании: (Сб. / Сост. и автор вст. ст. B.C. Хеле-мендик), — 2-е изд., перер. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 414 с.

141. Мак-Дугалл У. Основные проблемы социальной психологии / Пер. с 4-го англ. изд. М.Н. Смирновой; под ред. Н.Д. Виноградова. — М.: Космос, 1916.-281 с.

142. Максимов В.Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессионально-диагностической деятельности. М.: МГПУ им. В.И. Ленина; ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, 1993. - 84 с.

143. Маркова Л. Воспитание добротой // Воспитание школьников. — 1998.- № 2. С. 46-47.

144. Матвеев Г.Б. Материальная культура чувашей. — Чебоксары: ЧГИГН, 1995.- 199 с.

145. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1988.-222 с.

146. Михальченко Г.Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: Автореф. дис. канд. пси-хол. наук. М., 1989. - 20 с.

147. Мудрик А.В. Союз этнографии и педагогики // Советская педагогика.- 1984.-№ 6.-С. 176-178.

148. Мудрик А.В. Понять друг друга // Семья и школа. — 1990. № 6. - С. 1416.

149. Муканов М.М. «Я» и оценочная эмпатия // Исследование познавательной деятельности. Вып. 8. Психология. — М.: Просвещение, 1978. — С. 49-65.

150. Мунзук Г.Г. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Дис. канд. пед. наук. -Казань, 1982.-200 с.

151. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.

152. Насенкова И.М. Воспитание эмпатической культуры старшеклассников в процессе организации деловых игр: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Казань, 1997.- 17 с.

153. Насифуллина А.Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза: Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1993.- 179 с.

154. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец 18 начало 20 века. - JL: Искусство, 1988. - 215 с.

155. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока: Для учащихся сред, и ст. классов. -М.: Просвещение, 1994. -368 с.

156. Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Казань, 1980.-24 с.

157. Никитин Б.П. Мы, наши дети и внуки. — 3-е изд., доп. М.: Молодая гвардия, 1989.-304 с.

158. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. -М.: Книга, 1972.-152 с.

159. Никольский Н.В. О пословицах чувашского народа. — Чебоксары: НИИ-ЯЛИЭ, 1958.-16 с.

160. Об образовании: Закон РФ. М.: Новая школа, 1992. - 57 с.

161. Об образовании: Закон ЧР // Народная школа. — 1997. — № 3. — С. 1-30.

162. Обозов Н.Н. Психология межличностные отношений. — Киев: Лыбидь, 1990.- 191 с.

163. Ольшанникова А.Е. Подросток в поисках признания // Семья и школа. № 1.-С. 37-40.

164. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 68-73.

165. Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М.: Педагогика, 1958. - 352 с.

166. Павлов И.В. Нравственное воспитание подростков. — Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 1998. 297 с.

167. Панкеев И.А. От крестин до поминок.-М.: Яуза, 1998.-253 с.

168. Пашукова Т.И. О механизации эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар: Кубанский университет, 1983. - С. 86-92.

169. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / В.В. Воронов, В.И. Журавлев, В.В. Краевский и др.; Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.

170. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова.2.е изд., испр. и доп. — М.: Издательский цент «Академия», 1999. — 544 с.

171. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М.: Советская энциклопедия, 1984. — 696 с.

172. Педагогические условия внедрения гуманистических традиций народной педагогики в школьную практику: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. — М.: Институт развития личности, 1995.- 196 с.

173. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3-х т. /Пер. с нем., подготовка текста, вводная статья, с. 5-106, и примеч. В.А. Ротен-берг; Под ред. М.Ф. Шабаевой. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — Т. 1.- 563 с.

174. Петрова Т.Н. Школа и просвещение Чувашии в XYIII веке. — Чебоксары: ЧГПИ им. И .Я. Яковлева, 1994. 84 с.

175. Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопеда-гогика. М.: Прометей, 2000. - 201 с.

176. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации.- М.: Прометей, 2000. 91 с.

177. Петровская JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. - 216 с.

178. Петровская J1.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М.: МГУ, 1982. 168 с.

179. Петровский А.В. Быть личностью. — М.: Педагогика, 1990. 110 е.: (Библиотечка детской энцикл. «Ученые - школьнику»).

180. Петровский А.В. и др. Задачи и направления перестройки педагогической науки // Вопросы психологии. — 1989. — № 2. — С. 14-19.

181. Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. 1991.-№ 1.-С. 7-18.

182. Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода //Вопросы психологии. 1981.-№ 1.-С. 57-66.

183. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива: Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1978. — 176 с.

184. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -С. 5-231.

185. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216 с.

186. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - 256 с.

187. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1996. - 632 с.

188. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967. - 243 с.

189. Президентская программа «Новая школа» // Чаваш ен. — 1997. — № 6-7.

190. Программы для общеобразовательных учреждений на 1994/95 учебный год: Русский язык. М.: Просвещение, 1994. - 106 с.

191. Программы для общеобразовательных учреждений: Литература. 1-11 классы. М.: Просвещение, 1997. - 94 с.

192. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. — М.: Наука, 1976. 325 с.

193. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

194. Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — 365 с.

195. Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиски: Материалы конференции. М.: Антей, 1995. - 47 с.

196. Редкин П.Г. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.Я. Струмин-ский. М.: Учпедгиз, 1958. - 314 с.

197. Рибо Т.А. Психология чувств. Киев: Южно-русское книгоиздательство Ф.А. Иогансона, 1897. 378 с.

198. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. -596 с.

199. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. -М.: АПН СССР, 1957. 328 с.

200. Рубинштейн C.JI. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1984. - С. 152-153.

201. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. - 128 с.

202. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др. — 21-е изд. — М.: Просвещение, 1994.-319 с.

203. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. 17-е изд. - М.: Просвещение, 1994. -224 с.

204. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. — 17-е изд. М.: Просвещение, 1995.- 191 с.

205. Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведений / Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. М.: Флинта; Наука, 1998. - 480 с.

206. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или о воспитании // Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. — М.: Педагогика, 1987.-С. 199-297.

207. Рыданова И. Делайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо // Воспитание школьников. 1989. -№ 6. — С. 108.

208. Рябухин В.В. Воспитание эмпатии подростков на уроках гуманитарных предметов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1991. 15 с.

209. Салмин А.К. Народная обрядность чувашей / Отв. ред. С.А. Арутюнов. Чебоксары: ЧГИГН, 1994. - 338 с.

210. Сахипова Р. А. Традиции татарской народной педагогики как средство воспитания заботливого отношения к людям у подростков (на материалах школ-гимназий): Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1996. — 218 с.

211. Семенов В.Д. Народная педагогика как вид духовной культуры общества // Духовное производство и народная культура: Сб. научных трудов.- Свердловск: Урал. гос. ун-тет, 1988. 160 с.

212. Симонов П.В., Ершов М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. -М.: Наука, 1989.-350 с.

213. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — 215 с.

214. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. — Казань: КГУ, 1992.- 176 с.

215. Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание: Учебное пособие.- Самара: СПИ, 1991. 243 с.

216. Сироткин М.Я. Чувашский фольклор. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1965.-132 с.

217. Сластенин В.А. Формирование творческой личности будущего учителя // Советская педагогика. 1975. - № 1. - С. 83-93.

218. Смит А. Теория нравственных чувств или опыт исследования о законах, управляющих нашими суждениями. — СПб: Изд-во Билибина, 1868. — 515 с.

219. Сокольников Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. — Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1971.-287 с.

220. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: Монография. -М.: Изд-во МГОПУ, 1997. 384 с.

221. Сопиков А.П. Экспериментальная методика исследования эмпатии к ощущениям партнера по общению // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар: Кубанский университет, 1978.-С. 52-63.

222. Спенсер Г. Основания психологии Герберта Спенсера. — СПб: Изд-во Билибина, 1876. Т. 4. - 354 с.

223. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1987. — 23 с.

224. Суханов И.В. Обычаи, традиции, и преемственность поколений. — М.: Политиздат, 1976. 216 с.

225. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. — Т.1. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовный мир школьника. Методика воспитания коллектива. — Киев: Рад школа, 1979. — 686 с.

226. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. М.: Ассоц. «Проф. образование», 1991. - 182 с.

227. Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Казань: АПН СССР, 1991. - 22 с.

228. Тамбиева З.М. Традиции народной педагогики в воспитании современного поколения // Советская педагогика. 1980. - № 9. - С. 114-120.

229. Тафаев Г.И. Введение в чувашскую историю: Учебное пособие. — Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2002. 143 с.

230. Тимофеев Г.Т. Тахарьял: Этногр. тёрленчёкёсем, халах самахлахё, 9ырса пынисем, 9ырусемпе асаилусем / Хатёрл.: А.В. Васильев (Васан), В.П. Станьял. — Шупашкар: Чаваш кёнеке издательстви, 2002. —431 с.

231. Тимошина Т.Г. Использование прогрессивных традиций народной педагогики мордвы в воспитании гуманности у младших школьников: Дис. канд. пед. наук.-М., 1982.- 175 с.

232. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. -351 с.

233. Титченер Э. Учебник психологии. Университетский курс / Пер. с англ. А.И. Болтунова. В 2-х ч. - М.: Мир, 1914. - Ч. 2. - 250 с.

234. Толстых А. Понятие личности // Мир образования. 1995. — С. 75-95.

235. Ушинский К.Д. Педагогические приложения глав о чувствах // Собр. соч.: В 11 т. М.; JL: Академия педагогических наук РСФСР, 1950. -Т. 10.-С. 476-540.

236. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. 557 с.

237. Фахретдинова Г.Р. Особенности проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от различных факторов // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2003. - 2(36). - С. 89-95.

238. Фрейд 3. Избранное. Книга 1. М.: Изд-во «Московский рабочий» с совместным советско-западно-германским педприятием «Вся Москва», 1990.- 160 с.

239. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности детского коллектива и формирование коллективистических черт школьника // Вопросы психологии. 1977. - № 2. - С. 83-95.

240. Ханбиков Я.И. История педагогики татарского народа. — Казань: КГПИ, 1975.-318 с.

241. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). — М.: Прометей, 1999.-227 с.

242. Хозе С. Чтобы знать и понимать друг друга // Воспитание школьников. — 1992. — № 5-6.-С. 61.

243. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. - 232 с.

244. Хузангай П.П. Избранное. Стихи, поэмы, сказки. Чебоксары: Чуваш-госиздат, 1958.-Т.2.-219 с.

245. Хузина А.Г. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье средствами народной педагогики (на примере татарской семьи): Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, 1996. — 26 с.

246. Чувашские поговорки, пословицы и загадки / Сост. Н.Р. Романов. — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1960. 359 с.

247. Чаваш халах самахлахё. III том. Юрасем. -Шупашкар: Чаваш кёнеке из-дательстви, 1978.— 512 с.

248. Чувашские легенды и сказки / Сост. Сидорова Е.С. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1979. - 220 с.

249. Чуриков И.А. Марийская народная педагогика: Пособие для студентов педагогических учебных заведений. Йошкар-Ола: Марийский ГПИ им. Н.К. Крупской, 1999. - 175 с.

250. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. — Минск: Университетское, 1990. — 225 с.

251. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. — М.: Республика, 1992.- 448 с.

252. Шоров И.А. Адыгейская (черкесская) народная педагогика. Майкоп: Адыгейское отд. Краснодарского книжного изд-ва, 1989. — 334 с.

253. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. — СПб.: Изд-во О. Попова, 1922. 226 с.

254. Щуркова Н.Е. Научить быть человеком: (О специфике нравственного воспитания). М.: Знание, 1979. - 96 с.

255. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

256. Эрдниев У.Э. Калмыки. Ист.-этногр. очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980.-284 с.

257. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики с приложениями. М. Типогр. Грачева и К°, 1869.-404 с.

258. Юсупов И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. 201 с.

259. Юсупов И.М. Диагностика и тренинг эмпатийных тенденций личности: Метод, руководство для студентов и психологов народ, образования.- Казань: КГПИ, 1992. 30 с.

260. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991.- 192 с.

261. Якобсон П.М. Психология чувств. 2-е изд. - М.: АПН РСФСР, 1961. -216с.

262. Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. -М.: Республика, 1997. — 696 с.

263. Allport F.H. Social psychology. Cambridge: Houghton Mifflin, 1924. - 421 p.

264. Cooley Ch. H. Human nature and the social order. — New York: Schocken Books, 1964.-287 p.

265. Goldstein A.P., Michaels G.Y. Empathy: development training, consequence. London: New Jersey, 1995. 287 p.

266. Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. NY.: An Esalen Book? Penguin, 1977. - 407 p.

267. Mead G.H. The philosophy of the present. London: Chicago, 1932. - 411 p.

268. Rogers C.R. The necessary and sufficient conditions of thereutis personality change//J. of Consult, psychol. 1957. V. 21. P. 95-103.

269. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as development in the clientcentered framework // Psychology: a study of a science. E.d. by S/ Koch, N.V.: Random Hous, 1959. P. 184-256.

270. Rogers C.R. Freedom to learn for the 80'S. Columbus: Ohio, 1983. - 312 p. 276.Scheler M. Wesen und Formen der Sympathie // Der Phanomenologieder Sympatiegefuhle. Bonn: Cohen, 1926. S. 245-298.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.